Соколов микитов ранней весной читать. Ив соколов-микитов - от весны до весны - весна-красна
Звуки весны (И. С. Соколов-Микитов)
Для чуткого, внимательного охотника, умеющего хорошо видеть и слышать, особенную прелесть представляет богатство звуков и голосов в лесу. Необычайно разнообразны эти лесные звуки весной. Вот с надломанной ветки березы упала прозрачная капля - послышался тонкий, хрустальный звон. Под напором жизненных соков сам собой шевельнулся вытянутый в стрелку листок, и чуткому уху охотника уже чудится шепот проснувшейся земли. Тысячи таких звуков родятся весной в ожившем лесу. От пенька к пеньку пробежала, тоненько пискнула мышь; поднявшись с земли, прогудел, стукнулся о березу и грузно упал неповоротливый жук. Сидя на стволе засохшего дерева, дятел пустил звонкую барабанную трель. На макушке березы, покрывшейся дымкой молодой листвы, громко кукует кукушка и, точно поперхнувшись, неожиданно вдруг умолкает. Окруженный золотым сиянием солнца, на самой вершине голого дуба, важно надувая зоб, воркует дикий голубь-витютень. "На ду-у-убе сижу! На ду-у-убе сижу!" - далеко-далеко разносится глухое его воркованье. Справа и слева на своих звонких свирелях разливаются певчие дрозды, а в глухой еловой чащобе тихо попискивает рябчик.
Обманывая слух, под прозрачной коркой льда журчит весенний ручей, и, вторя ему, на лесных обсохших полянах бормочут тетерева-косачи. На закате солнца страшно ухнет филин в лесу; гугукнет - "гу-гу-гуу!", бесшумно пролетая, сова. А в холодных прозрачных лужах неустанно "турлычат" лягушки.
Шелестя сухими травинками, бегают по обсохшим кочкам быстрые муравьи, жужжат днем на пригреве весенние мухи. Вылетев из зимнего убежища, басом прогудит шмель. И уж тянет-тянет над ухом охотника свою нудную песенку первый комар...
Только в глухую полночь все примолкает в весеннем лесу. Отойдешь, бывало, от тихо потрескивающего костра, освещающего стволы и ветви ближних деревьев, - глухая, беззвучная накроет тебя тишина. Цепляясь, по веткам долго падает на землю оторвавшийся сухой сучок. Прошуршит под ногами мышь, провоют на болоте голодные бессонные волки. И опять тихо, недвижно в темном лесу. Слегка потрескивает костер, колышутся над огнем лохматые еловые ветви, развалясь у огня на смолистой постели, беззаботно похрапывает товарищ-охотник...
Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другой гаснут над лесом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички - зорянки. Тихий, знакомый слышится звук: "Хорр, хорр, цвну! Хорр, хорр, цвну!". Это тянет над утренним лесом вальдшнеп - лесной длинноклювый кулик. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря...
В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях повсюду заливаются неутомимые музыканты дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки. Множество радостных звуков слышит охотник в этот веселый, торжественный час на земле и, забыв о своем ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра.
Конспект урока чтения 4 класс.
Тема: «Весна» И.Соколов-Микитов.
ЦЕЛИ:
Обучающие: Расширять читательский опыт учащихся знакомством с произведением о природе; формировать навыки правильного, осознанного, беглого чтения целыми словами; учить работать с текстом; выявить и обобщить знания учащихся о признаках весны.
Развивающие: Развивать устную речь, образное воображение, внимание, память, мышление; развивать умение мотивировать свой ответ; обогащать речь младшего школьника (незнакомые слова в тексте и т.д.).
Воспитывающие : Воспитывать мотивацию к учению.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Итак, ребята, внимание –
Прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее, –
Начнём скорей урок!
Сейчас у нас урок чтения. На уроке мы будем читать, говорить, слушать. Прежде, чем приступить к чтению, выполним речевую разминку.
2. Речевая разминка.
1.Артикуляционная гимнастика.
Разомнем язычок.
«Почисти зубки». Кончиком языка при закрытом рте, чистим зубы.
«Забей гол». Рот закрыт, губы без движения, язык кончиком задевает щёки.
2.Дыхательная гимнастика.
Потренируем дыхание.
Упражнение «Свеча».
Упражнение с полосками бумаги. Вдох, выдох на полоску, чтобы она не шевелилась.
(Дети ставят полоски на уровне губ, набирают побольше воздуха и начинают выдыхать его на полоску так, чтобы она не шевелилась. Дети учатся сдерживать дыхание.)
3. Упражнение для расширения оперативного поля зрения.
Прочитаем слова. Смотрим в центр на букву В, не отводя глаз читаем слова.
(Дети смотрят в центр на букву В и по команде учителя читают слова “боковым зрением” по указке. По горизонтали, по вертикали)
4.Упражнение на аудиальное восприятие «Узнай звук». (Звуки: 1-гром, дождь, ветер; 2-гуси; 3-ручей)
А сейчас вы должны быть очень внимательны. Постарайтесь распознать звуки, представить картину.
Какую картину вы представили, слушая все эти звуки?
Разминка закончена, а теперь приступим к проверке домашнего задания.
2. Проверка домашнего задания .
Домашнее задание вы готовили по группам:
1 группа - должны были выучить наизусть стихотворение И.Никитина «Полюбуйся: весна наступает»;
3. Новая тема.
1.Введение в тему.
А) Работа по карточкам.
Прочитайте предложения про себя. Зачеркните лишние предложения.
Как вы думаете, о чем будет сегодняшнее произведение?
Мы продолжаем знакомиться с произведениями о весне.
Б) Беседа.
Какое время года наступило?
Какие сейчас ВЫ видите изменение в природе?
В) Работа с иллюстрациями.
На доске вы видите иллюстрации, подберите те, которые подойдут к теме «Весна».
Какое время года было до весны?
Какое время года будет после весны?
Какое время года будет между летом и зимой?
Какие весенние месяцы вы знаете?
Г) -Расположите названия весенних месяцев в порядке их наступления в природе.
Карточки на доске: март апрель май
2) Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы не только вспомним о признаках весны, но ещё узнаем, как встречают весну птицы и звери.
С каким произведением мы сегодня познакомимся, и кто его автор, вы узнаете, если правильно составите слова.
В классе развешаны разноцветные карточки со слогами и буквами. 1 ряд соберите карточки синего цвета, 2 ряд - зеленого, из них составьте слова.
(На доске появляется надпись: Весна. Соколов-Микитов.)
3) Словарная работа.
(На доске слова и словосочетания (скат, макушка, белоносые, робкий.) и карточки с объяснением смысла этих слов (Наклон, откос, пологий спуск. Верхняя часть головы. Белый нос. Несмелый. ))
скат- наклон, откос, пологий спуск.
макушка - верхняя часть головы
белоносые - белый нос
робкий – несмелый
Прочитайте первое слово, что оно обозначает? и т.д.(Составляют карточки парами.)
4) Чтение текста учителем.
Первичное впечатление. Беседа по прочитанному .
Понравилось вам произведение?
О чем это произведение?
5) Повторное чтение.
Сейчас поработаем с текстом, будьте внимательны, а также будьте готовы отвечать на вопросы.
а) чтение цепочкой по абзацу.
Как стало греть солнышко?
Прочитайте, что сказано о дорогах? Почему они потемнели? (Снег начал таять и появилась черная земля)
Найдите в тексте, какие еще признаки весны описывает автор? (посинел лед; прилетели птицы; зазвенели ручьи, надулись на деревьях почки)
Какие птицы прилетели первые? (грачи). А у нас грачи уже прилетели? (да, 15 марта мы их видели)
А потом? (скворцы, гуси, журавли)
Прочитайте о грачах, о скворцах, о прилете гусей и журавлей.
Кто ещё радуется весне? Прочитайте. (Читают о зайце, лосе, медведях, муравьях, бабочке).
Физкультминутка.
Мы войдем в весенний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки вверх и покачали –
Это дерево в лесу.
Кисти мы сейчас встряхнули –
Это ветер сбил росу.
В стороны руки и плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся - покажем
Руки сложили вот так.
5. Закрепление. Работа над текстом
Вспомним наш рассказ.
1 задание:
Посмотрите на картинки, найдите лишнюю.
Медведь, лось, гуси, журавли, заяц, грач, воробей, муравей, бабочка.
(Лишняя – воробей. Этой птицы не было в рассказе.)
Какую картинку нужно добавить? (Нужно добавить – скворца. О нем говорится в рассказе.)
Давайте послушаем, как поёт скворец.
2задание:
Чтение «проталинки».
Весной тут и там появляются проталины. А что означает это слово? (Растаявшее место, место без снега).
Каждый из вас получит карточку с «проталинами». Вы должны вспомнить текст и вставить пропущенные слова.
Проверим, что у вас получилось. (1 читает, остальные проверяют).
Молодцы, вы правильно вставили слова.
3 задание:
А сейчас вы будете работать в парах. У вас на парте иллюстрация к рассказу, но она разрезана на части. Соберите иллюстрацию и подберите текст, который подходит. (Текст дан на карточках).
1 иллюстрация - распустившаяся ива
2 иллюстрация - скворец у скворечника
3 иллюстрация - грачи в гнездах
4 иллюстрация - медведи
Тексты на карточке:
1. А в глухом лесу вывела медведица родившихся в берлоге маленьких медвежат на первую прогулку. Ещё не видели медвежата весны, не знают большого тёмного леса. Не знают, чем пахнет пробудившаяся земля. Скворцы! Скворцы прилетели! |
1.Всё теплее, шумнее и краше весна. На пригреве в лесу распустились на веточках ивы шелковистые мягкие пуховки. 2. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые растрёпанные гнёзда. |
1.Увидели ребята у скворешен первых скворцов, весело, радостно закричали: Скворцы! Скворцы прилетели! 2. Всё теплее, шумнее и краше весна. На пригреве в лесу распустились на веточках ивы шелковистые мягкие пуховки. |
1.Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые растрёпанные гнёзда. 2. Увидели ребята у скворешен первых скворцов, весело, радостно закричали: Скворцы! Скворцы прилетели! |
6. Итог урока.
– Ребята, наш урок подходит к концу.
Домашнее задание: стр. 99-100 выразительно читать текст; ребятам 1ряда-записать в тетрадь приметы весны; ребятам 2 ряда - нарисовать рисунок на тему весна.
Какой рассказ мы сегодня читали? О чем он?
Рефлексия (На листе у каждого фразы;ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из карточки и дополняя его)
А теперь постарайтесь оценить свою работу на уроке.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Оценки за урок.
Спасибо за работу на уроке.
Радостно светит в весенний день солнышко. Быстро тает на полях снег.
Побежали по дорогам весёлые, говорливые ручейки.
Лёд на реке посинел.
Надулись на деревьях пахучие клейкие почки.
Уже прилетели из тёплых краёв грачи. Важные, чёрные, ходят они по дорогам.
Поставили ребята на деревьях скворешни. Спешат из школы посмотреть, нет ли весенних гостей - скворцов.
Широко разлилась наша река. Затопила луга, залила по берегам кусты и деревья. Только кое-где виднеются на разливе заросшие кустарником островки.
Длинной вереницей летят над рекой дикие утки. А в высоком безоблачном небе, тихо курлыкая, тянут на свою родину журавли.
Тёплый ветер и ласковое солнце сушат влажную землю.
Отправились колхозники в лодке на другой берег реки осмотреть и проверить свои дальние поля и луга.
Пopa начинать ранний сев.
Не успеешь оглянуться, - распустился, зелёной нежной дымкой накрылся лес.
Душистыми белыми гроздьями зацвела на опушках черёмуха.
Закуковали в зелёных рощах кукушки, а над рекой в росистых цветущих кустарниках громко защёлкал, запел соловей.
Хорошо зверям и птицам весной в лесу!
На зелёной полянке собрались ранним утром зайчишки. Радуются тёплому солнышку, прыгают, играют, лакомятся молодой сочной травою.
С наступлением весны колхозные поля оживают. Начинается сев.
День и ночь гудят тракторы.
Дружно взялись колхозники за работу.
Чёрными жирными пластами ложится за плугом земля. Золотым дождём сыплются в разделанную пашню тяжёлые семена.
Лёгкий полуденный ветер веет над распаханными и засеянными полями.
Бродят по свежим бороздам черноспинные грачи, собирают червей и вредных личинок.
А с голубого высокого неба доносится далёкий знакомый клик.
Журавли! Журавли! - радуются первому журавлиному крику ребята.
В эти весенние дни тёплым дыханием дышит обогретая солнцем земля.
Скоро, скоро прорастут в тёплой земле семена и зелёными всходами от края до края покроется широкое колхозное поле.
Ласково греет с высокого неба весеннее солнышко.
Поднялся навстречу тёплому солнышку жаворонок - всё выше и выше, и полилась с неба, колокольчиком зазвенела над землёй его звонкая песня.
«Солнышко! Солнышко! Солнышко!» - ликуют птицы.
«Солнышко! Солнышко! Солнышко!» - цветы раскрываются.
«Солнышко! Солнышко! Солнышко!» - радуются ребята.
Дружная тёплая весна.
Бодро трудятся на родной земле счастливые советские люди.
Цветёт школьный сад.
Среди зелёных ветвей устроили гнёздышко певчие птички.
Тесно лежат голубые яички. Тепло и удобно в уютном гнезде. Не всякий видит его в густых ветвях.
Скоро выведутся из яичек голые птенчики. Будут птицы кормить их мошками, жирными гусеницами. Много мошек и вредных гусениц съедят за лето прожорливые птенцы.
Если найдёшь в саду или в лесу птичье гнёздышко, не разоряй его и не трогай яичек!
Необычайно наступает здесь ранняя весна. В сильном дыхании ветра не чувствую обычных возбуждающих запахов пробудившейся земли. Холодный ветер мчит над закованной снегом пустынной страною, завывает в горах и ущельях, скользит над ледяной гладью озера, дымит снежною пылью в кружевных белых застругах. Но уже с каждым днем на наших глазах вырастают, ширятся в тундре темные пятна проталин. Засохшие стебли растений выходят из снега. По крепкому снегу ветер разносит их зрелые семена.
Множество птиц собирается на обнаженных полянах. Видно издалека, как перелетают они, садятся на снег, незримо сливаясь с сияющей его белизною. Распластав белые крылья, пролетает над тундрой сова.
В розысках воды непрерывно тянут над тундрою гуси. Приятно слышать знакомый клик гусей, пробуждающий далекие воспоминания…
На чистой пелене снегов ежедневно наблюдаем оленей. Робкие животные сторонятся жилья. В хороший бинокль видно, как пугливо толкутся они возле глубокого следа вездехода, пересекшего их привычный путь. За стадами оленей, идущих на север, неотступно следуют волки. Горе зазевавшемуся, ослабевшему, отбившемуся оленю! Бесчисленное количество оленей погибает в тундре от беспощадно преследующих их волков.
Даже опытным и умелым охотникам трудно наладить борьбу с хищным зверем. Уверенно ведут себя волки в полярной тундре. Здесь они чувствуют себя полными хозяевами, и даже присутствие человека их мало смущает. Не раз участники экспедиции подвергались волчьей осаде. Застигнув безоружного человека, волки пытались окружить его кольцом, осторожно подкрадывались к предполагаемой добыче. Напасть на человека звери, однако, не решались. Вид и запах двуногого существа, звуки человеческого голоса наводили страх на зверей, и, отбежав на некоторое расстояние, угрожающим воем они провожали своего ненавистного врага.
Охотясь за полярной мышью-пеструшкой, летом и зимою рыщут по тундре песцы. Необыкновенно дерзок и смел этот зверь, обитающий в безлюдных просторах. В прошлые времена стоянки полярных путешественников неоднократно подвергались набегам песцов. Из походных палаток песцы воровали плохо укрытые продукты, растаскивали снаряжение, портили научные приборы. В тех местах, где люди охотятся на песцов, эти животные бывают осторожнее и не всегда решаются приблизиться к жилищу.
На берегах озера мы нередко видим мышкующих песцов. Низко опустив голову, прислушиваясь и останавливаясь, совершает зверь свой охотничий маршрут. Малейший звук привлекает его внимание. Под толщею снега он слышит писк леммингов. С необычайной ловкостью разрывают песцы слежавшийся снег. К молодому, неопытному песцу иногда удается подойти вплотную. Увлекшись охотой, зверь не обращает внимания на человека, спокойно устанавливающего фотографический аппарат.
Солнечная ночь
Чудесная солнечная ночь!
Готовлю ружье, патроны. Один выхожу на прогулку.
Над тундрою - полуночное солнце, сверкающая тишина. Пощипывает легкий морозец.
Наст держит, как крепкий паркет. На снегах - лиловый оттенок. Небо без единого облачка, глубокое, чуть-чуть голубое.
Сказочный, пустынный окружает охотника мир.
Радостно слышать в пустынном, призрачном мире весеннее пение птиц.
В знакомом пении птиц, разбившихся на пары, - утверждение жизни, радостное чувство весны, всеобщего пробуждения!
Полуночное солнце светит в глаза, нестерпимо отражается в белизне снегов. Поверхность снега покрыта кристаллами, хрустально звенящими под ногами. Голубые, лиловые, розоватые, лежат на снегу тени.
По белой скатерти снега, мягко подпрыгивая, катится легкий сказочный колобок. Это выбрался из своих подснежных ходов крошечный зверек лемминг. Ослепленный солнечным светом, он торопится изо всех сил. Куда, по каким весенним делам выбрался этот скрытный неловкий зверек? Тысячи опасностей ожидают его на открытой поверхности снега.
Долго и внимательно наблюдаю в бинокль, как совершает он свое опасное путешествие. В сияющем поле бинокля вдруг появляется темная тень. Вижу внезапно появившегося поморника - большую хищную чайку. Приподняв черные крылья, зоркая птица садится на снег. В страхе мечется на снегу лемминг, стараясь защититься от крылатого врага. Но спокоен, равнодушен к своей жертве черный разбойник. Он как бы наслаждается беспомощностью зверька.
Недолго продолжается неравная борьба. Сытая птица не торопится. Ударом клюва поморник приканчивает добычу.
Я опускаю бинокль, берусь за ружье, торопливо вкладываю патроны.
"Хороший подарок будет зоологам!" - думаю, осторожно приближаясь к птице, расхаживающей возле добычи.
Зоркий хищник не допускает на выстрел. Поспешно проглатывает он мертвого лемминга, всего целиком (трудно понять, как вмещается в горло хищника добыча), и неторопливо улетает, отбрасывая на снег лиловую тень…
Полуночное солнце сияет на небе. Жмурясь от света, смотрю в бинокль: далеко-далеко в белом пространстве видятся крыши зимовки. Я иду, рассыпая под ногами хрустальные кристаллы льда, изредка останавливаюсь, слушаю, наблюдаю.
Необычайные звуки родятся в призрачной тишине.
Справа и слева раздаются эти хрустальные, чистые звуки. Сказочным кажется охотнику полуночный свет, ослепительное сияние снежной равнины. На темных пятнах проталин со странным, тающим в воздухе звуком взлетают, точно снежные белые хлопья, трепеща крыльями, токуют куропатки.
По освещенным полуночным солнцем снежным просторам я иду среди бесчисленных токующих птиц.
Не обращая внимания на человека, птицы сидят, гоняются по снегу, дерутся, перелетают. При взлете они как бы растворяются в воздухе, девственной белизною своего оперения сливаясь с ослепительной белизною снегов.
Осторожно приближаюсь к парочке птиц. В двух шагах от меня белоснежный краснобровый самец-петушок ухаживает за своей скромной подружкой. Защищая подругу, петушок отважно пытается вступить со мною в бой. С отчаянной храбростью он подбегает к ногам, грозно хохлится, принимает самые воинственные позы.
"Берегись, берегись, я тебе задам!" - выражает его воинственный вид.
Чтобы доставить полное удовольствие маленькому храбрецу, притворяюсь очень испуганным и понемножку, шаг за шагом, начинаю отступать. Петушок-забияка гонится за мною. Убедившись в своей победе, с торжествующим видом возвращается он к подружке. Делая возле нее круги, чертя по снегу крылышками, он рисуется перед нею своей отчаянной храбростью, готовностью жертвовать жизнью.
Гнездо совы
В каменных россыпях, еще покрытых слежавшимся снегом, мы нашли жилое гнездо полярной совы. Огромная белая птица бесшумно слетела почти у самых ног. Хорошо видна круглая голова, раскрытые широкие крылья сливаются с белизною снегов.
В устланном пухом гнезде я увидел два насиженных яйца. Несмотря на мороз, яйца были теплые, в них наклевывались птенцы.
Эта замечательная птица очень рано начинает откладывать яйца. Самое удивительное, что даже в сильные морозы охраняемые родителями насиженные яйца не застывают.
Нередко в гнезде совы находят оперившихся птенцов и только что снесенные, еще не насиженные яйца.
Полярные совы зимуют в тундре. В ночной темноте пролетают они над мерцающими в звездном свете снегами. Обычным кормом птиц являются полярные мыши-пеструшки, зимою живущие под снегом. Там, где водятся зайцы, полярные совы беспощадно преследуют беспомощных зверьков.
Редкий заяц не побывал в когтях полярной совы. Старые зимовщики рассказывают о невероятном скоплении зайцев, по неизвестным причинам теперь почти исчезнувших на берегах озера. Зайцев, собиравшихся многочисленными стаями иногда под самыми окнами зимовки, преследовали полярные совы. Они садились на крышу, точно грозные часовые, своею тяжестью не раз обрывали антенну. Чтобы избавиться от докучливых посетителей, зимовщики стреляли их беспощадно, но полярные совы всю зиму продолжали их беспокоить.
Весною и летом, как бы поделив на участки просторы тундры, полярные совы ведут уединенную сторожевую жизнь. На темном фоне тундры неподвижными белыми столбиками маячат их застывшие головастые фигуры.
Долгими часами в полнейшей недвижности дежурит на своем наблюдательном посту сова. С непостижимым терпением ожидает она появления добычи. Удивительной остротою зрения обладают полярные совы. В ночной темноте и при дневном свете на большом расстоянии замечают они промелькнувшего в траве лемминга. Охотнику редко удается подойти близко к спокойно сидящей сове. В отличие от других птиц, населяющих тундру, необычайно осторожно ведет себя этот свирепый и зоркий хищник. Только при случайной встрече удается подстрелить огромную птицу, зимнее оперение которой кажется белее снега.
Выходя по ночам, мы слышим странное гуканье, доносящееся с каменных россыпей и останцев. Так перекликаются над тундрою полярные совы, вместе с другими птицами переживающие пору любви. Сказочными кажутся в тишине солнечной ночи голоса невидимых, таинственных птиц.
Соколов-Микитов Ив
От весны до весны - Весна-красна
Иван Соколов-Микитов
От весны до весны
Весна-красна
Радостно светит в весенний день солнышко. Быстро тает на полях снег.
Побежали по дорогам весёлые, говорливые ручейки.
Лёд на реке посинел.
Надулись на деревьях пахучие клейкие почки.
Уже прилетели из тёплых краёв грачи. Важные, чёрные, ходят они по дорогам.
Поставили ребята на деревьях скворешни. Спешат из школы посмотреть, нет ли весенних гостей - скворцов.
Широко разлилась наша река. Затопила луга, залила по берегам кусты и деревья. Только кое-где виднеются на разливе заросшие кустарником островки.
Длинной вереницей летят над рекой дикие утки. А в высоком безоблачном небе, тихо курлыкая, тянут на свою родину журавли.
Тёплый ветер и ласковое солнце сушат влажную землю.
Отправились колхозники в лодке на другой берег реки осмотреть и проверить свои дальние поля и луга.
Пopa начинать ранний сев.
Не успеешь оглянуться, - распустился, зелёной нежной дымкой накрылся лес.
Душистыми белыми гроздьями зацвела на опушках черёмуха.
Закуковали в зелёных рощах кукушки, а над рекой в росистых цветущих кустарниках громко защёлкал, запел соловей.
Хорошо зверям и птицам весной в лесу!
На зелёной полянке собрались ранним утром зайчишки. Радуются тёплому солнышку, прыгают, играют, лакомятся молодой сочной травою.
С наступлением весны колхозные поля оживают. Начинается сев.
День и ночь гудят тракторы.
Со всех сторон слышатся бодрые, весёлые голоса людей.
Дружно взялись колхозники за работу.
Чёрными жирными пластами ложится за плугом земля. Золотым дождём сыплются в разделанную пашню тяжёлые семена.
Лёгкий полуденный ветер веет над распаханными и засеянными полями.
Бродят по свежим бороздам черноспинные грачи, собирают червей и вредных личинок.
А с голубого высокого неба доносится далёкий знакомый клик.
- Журавли! Журавли! - радуются первому журавлиному крику ребята.
В эти весенние дни тёплым дыханием дышит обогретая солнцем земля.
Скоро, скоро прорастут в тёплой земле семена и зелёными всходами от края до края покроется широкое колхозное поле.
Ласково греет с высокого неба весеннее солнышко.
Поднялся навстречу тёплому солнышку жаворонок - всё выше и выше, и полилась с неба, колокольчиком зазвенела над землёй его звонкая песня.
"Солнышко! Солнышко! Солнышко!" - ликуют птицы.
"Солнышко! Солнышко! Солнышко!" - цветы раскрываются.
"Солнышко! Солнышко! Солнышко!" - радуются ребята.
Дружная тёплая весна.
Бодро трудятся на родной земле счастливые советские люди.
Цветёт школьный сад.
Среди зелёных ветвей устроили гнёздышко певчие птички.
Тесно лежат голубые яички. Тепло и удобно в уютном гнезде. Не всякий видит его в густых ветвях.
Скоро выведутся из яичек голые птенчики. Будут птицы кормить их мошками, жирными гусеницами. Много мошек и вредных гусениц съедят за лето прожорливые птенцы.
Если найдёшь в саду или в лесу птичье гнёздышко, не разоряй его и не трогай яичек!
1948 г.