Конспект природоведческой экскурсии в старшей группе. Конспект Природоведческая экскурсия с детьми старшей группы
Экскурсия в природу: «В гости к деревьям».
Цель :
Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.
Познакомить детей с осенним явлением природы - листопадом.
Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно - все взаимосвязано.
Закрепить знания детей о липе и березе.
Воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе.
Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций на осеннюю тематику. Беседы, чтение, заучивание стихов об осени.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в парк. Я получила письмо от «деревьев» и они приглашают нас к себе в гости.
Разноцветный парк,
Разноцветный сад,
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Обратить внимание детей на красоту осени. Предложить детям самим проверить, как шуршат листья.
А вы знаете, почему листья опадают?
Нравятся ли вам цветные листочки?
Любите ли вы их собирать? Почему?
Что вы с ними делаете?
Ребята, а всегда так бывает, что на земле много листьев?
А летом так бывает?
А весной так бывает?
А в какое же время года на земле лежит «ковер» из листьев?
Листопад, листопад
Листья желтые летят
Под ногами шуршат
Скоро станет голым парк
Листопад - это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле - это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.
Игра «Мы осенние листочки»
Мы - листочки, мы - листочки,
Мы - осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул - полетели.
(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх - раскачивают ими).
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок -
Мы присели все в кружок.
(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками - приседают, поднимая листочки над головой).
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад).
Ребята, обратите внимание на то, откуда деревья начинают желтеть.
Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра. Раньше всех желтеют береза и липа. И первое письмо, которое я получила, было от липы. Давайте, подойдем к ней поближе, сделаем круг вокруг дерева и посмотрим, какая она большая. Кто хочет помериться силой с липой, кто попробует вытащить ее из земли? А теперь подумайте и скажите: что держит дерево в земле? (корни).
А для чего они нужны дереву?
Потрогайте кору руками, погладьте ее, понюхайте - запомните, какая она на ощупь, как пахнет.
Постойте тихо, тихо и послушайте, как шелестят ее ветки. А почему они шелестят?
А кто знает, что такое ветер? (Ветер - это воздух, который постоянно движется).
Ребята, а вы знаете, почему весной к липе любят прилетать пчелы? (Цветы липы хорошо пахнут и пчелы летят на этот запах, чтобы собирать пыльцу).
Ребята, под деревом уже много опавших листьев, возьмите их в руки, рассмотрите внимательно, погладьте листок рукой, расскажите, как окрасила листок осень. (Рассказы детей).
Настала пора нам попрощаться с липой, потому что нас ждет к себе в гости береза, а на память о липе возьмите себе несколько опавших листочков.
А вот и береза. Посмотрите, как она рада, что вы к ней пришли, как качает она своими ветками, как будто с вами здоровается. Встаньте вокруг дерева, потрогайте его руками, понюхайте. Чем береза похожа с липой? А чем отличается?
А как вы догадались, что липа и береза - деревья, а не кустарники?
Послушайте стихотворение о березе
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками
С зелеными сережками.
Ребята, а что за зеленые «сережки» бывают на березе? (Если дети затрудняются с ответом - помочь им).
Скажите, а где сейчас больше желтых листочков на дереве? Почему?
Возьмите опавшие листочки в руки. Рассмотрите их, погладьте, сравните с листьями липы, чем они отличаются, а чем похожи?
Слышите, как деревья шелестят ветками, настроение у них теперь радостное, потому что вы пришли к ним в гости. А как вы думаете, интересно было деревьям?
Я сейчас заколдую вас, и вы станете деревьями.
НАДЕЖДА АНТОНОВА
Конспект экскурсии в природу
Экскурсия в средней группе
«Люблю я пышное природы увяданье….»
Цель
Формирование представления детей о состоянии растений в период золотой осени, об особенностях поведения птиц.
Задачи
Учить различать виды деревьев (по форме и окраске листьев, показать различие окраски деревьев (клён, берёза, осина).
Расширять и пополнять словарный запас детей.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.
Обратить внимание детей на красоту осеннего пейзажа.
Предварительная работа
Наблюдения за окраской листьев деревьев из окна группы;
рассматривание иллюстраций, цветных фотографий с изображением осеннего леса, листопада;
наблюдения за поведением птиц осенью, их отлётом в тёплые края;
чтение стихов об осени: «Осень» (А. Майков, «Лес осенью» (А. Твардовский). и т. д
Ход экскурсии.
Воспитатель
Ребята, отгадайте загадку:
Желтеет сень кудрявая дубов,
И красен круглый лист осины;
Безмолвен лес, беззвучны небеса!
Воспитатель.
Когда это бывает?
Дети
Воспитатель
Молодцы!
(Перед выходом на экскурсию.)
Скажите, ребята: «Какая сегодня погода?» (ответ детей)
Воспитатель.
Сегодня и вправду хорошая погода: светит солнце, дует лёгкий ветерок, я предлагаю вам отправиться в осенний парк и посмотрим, какими стали деревья осенью.
Дети идут со словами
: Наши ножки, наши ножки
По дорожки, по дорожки
Топ-топ-топ.
Воспитатель
Вот мы и в парке. Обратите внимание на красоту разноцветной листвы, яркость её расцветки и разнообразие красок (зелёные, жёлтые, оранжевые, красные листья).
Воспитатель
Послушайте отрывок из стихотворения Е. Трутневой.
Стало вдруг светлее вдвое,
Парк, как в солнечных лучах,
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Какого цвета листья на берёзе?
Дети.
Жёлтого, золотого.
Воспитатель. Посмотрите, как они красиво блестят на солнце.
А какого цвета листья были летом?
Дети.
Зелёного.
Воспитатель
Наступила осень, и листья на берёзе желтеют и опадают. Кружась в воздухе, падают на землю золотые листочки.
Давайте и мы с вами покружимся как берёзовые листочки.
Танец с листочками.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
(приседают)
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
(водят руками влево-вправо)
Воспитатель.
А сейчас мы подойдём к другому дереву.
Листья у него крупные и узорные. (Рассматриваем листья).
На что они похожи?
Дети.
На ладошки, на салфетки.
Воспитатель
Кто знает, как называется это дерево?
Дети
Воспитатель.
Скажите, ребята, какого цвета кленовые листья?
Дети.
Зелёные, жёлтые, красные, рыжие.
А вы знаете, почему они становятся такими (ответ детей)
Воспитатель.
Осенью солнце греет слабо, становится всё холоднее, и листья клёна постепенно меняют свою окраску: желтеют и краснеют.
Дети
Давайте вспомним скороговорка про клён.
Все клёны стали рыжие,
И не один не дразнится:
Раз все равно все рыжие -
Кому какая разница!
Подвижная игра «Раз, два, три – к клёну (берёзе) беги!»
Воспитатель
Дети, подойдите тихонечко сюда, посмотрите.
Загадка.
Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит?
Дети
Воспитатель.
Это дрожат листья осины.
Как вы думаете, почему они дрожат?
Дети.
Им холодно на ветру. Жалко, что кончилось лето. Бояться упасть вниз и т. д.
Воспитатель
Дети, а когда листья опадают с деревьев, как это называется?
Дети
Листопад.
Воспитатель.
Правильно.
Воспитатель
Вы заметили, что в парке стало тихо? (Ответы детей.)
Почему птицы не поют своих весёлых песен?
А где они сейчас?
Дети.
Птицы не поют, потому что грустят, что лето кончилось, стало холодно.
Воспитатель.
Птицы улетели в тёплые края, потому что солнце чаще прячется за тучи, дует холодный ветер, исчезли комары и мошки. Птицам стало трудно добывать себе корм. Когда будет снова тепло, наступит весна, птицы опять вернуться.
А мы ещё раз полюбуемся ярким разноцветным нарядом деревьев.
Предлагаю побегать по опавшим листьям, послушать, как они шуршат под ногами.
Дидактическая игра «Осенние слова»
(Упражнять в подборе прилагательных).
Какими словами можно сказать об осени? Какая осень?
Деревья осенью какие?
Листья осенью какие?
Воспитатель
А сейчас давайте соберём букет из осенних листьев.
Нам пора возвращаться в группу.
Вам понравилось в парке?
Что больше всего понравилось?
Вернувшись с прогулки. Сделать аппликацию «Узор из осенних листьев»
Публикации по теме:
Конспект занятия «Берегите природу» Берегите природу Цели: 1. Формировать экологическую культуру у детей. Задачи: 1. Воспитывать, прививать любовь к природе и воспитывать.
Конспект НООД «Поможем Лесовичку сохранить природу мордовского края» Задачи: Образовательные. учить беречь и охранять природу; Продолжать учить правила безопасного поведения в природе Развивающие:; развивать.
Конспект НОД в подготовительной группе «Тот свой край не любит, кто его природу губит» "Тот свой край не любит, кто его природу губит" Подготовительная группа Цель: формировать интерес к познанию родного края. Задачи: Образовательные:.
Конспект по познавательно - речевому развитию «Путешествие в природу» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 123 города Тюмени Конспект Непосредственной.
Конспект по экологии НОД «Берегите и защищайте природу» Цель: учить детей правильному поведению в природной среде, закладывать основы экономической культуры личности. Уточнить представление об.
Конспект проведения экскурсии в природу в подготовительной группе «На лугу» Конспект проведения экскурсии в природу в подготовительной группе «На лугу» Основная образовательная область: «Познание». Интеграция образовательных.
Зоя Разумная
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья…» В. А. Сухомлинский
Цель : закрепить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать у детей понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.
Задачи:
Образовательные: формирование представлений о живой и неживой природе весной, учить детей устанавливать причинно-следственные связи между неживой и живой природой; на основе проведения наблюдений выяснить особенности раннецветущих растений Брянской области.
Развивающие: развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования; развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи
Воспитательные : воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.
Методы: наглядные, словесные, игровые, практические.
Оборудование: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.
Место проведения экскурсии : биоценоз леса.
Время проведения: конец апреля – май.
Подготовка воспитателя к экскурсии:
1. Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной (чтобы показать особенности пробуждения природы разных биоценозов).
2. Провести беседу об охране природы.
3. Познакомить детей с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).
4. Организовать посадку деревьев и кустарников, принесенных из леса.
Подготовка детей к экскурсии:
1. Побеседовать с детьми о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).
2. Поручить детям подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май, выучить стихотворения о природе весной.
Ход экскурсии:
Ознакомление детей с правилами поведения в лесу
Воспитатель : Ребята, мы отправляемся на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)
Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли.
Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь.
Введение в тему экскурсии (создание эмоционального настроя) .
Снова птицы летят издалека,
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши)
Воспитатель: Сегодня на экскурсии мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны. По дороге воспитатель обращает внимание детей на изменения в природе. Напоминает, что нужно беречь каждый кустик, каждое дерево.
Остановка 1 Секреты неживой природы.
Воспитатель: Послушайте загадки о весенних месяцах.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Яростно река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)
Воспитатель: Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее, теплее).
Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет) .
Какой весенний месяц самый холодный? (Март) .
Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
Воспитатель : Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).
Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).
Воспитатель:
Хочу пригласить вас сегодня в лес,
В добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес.
Если внимательны будете дети
Тайны чудесные откроете эти.
Воспитатель: Послушайте стихи нашего поэта-земляка А. К. Толстого
Юный лес в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет.
Воспитатель: Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).
Остановка 2 . Мир первоцветов.
Воспитатель:
Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).
Воспитатель:
Еще кое-где лежит снег, вы тепло одеты: в куртках, шапках, сапогах, а в нашем лесу уже выросли цветы. Тонкие, хрупкие, как в сказке «Двенадцать месяцев». Разве это не чудо? Не ожившая сказка? Эти цветы поднялись из снега навстречу жизни.
Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).
Подснежник это цветок который растёт ранней весной. Он пробирается сквозь слой снега из-за этого его так и прозвали. Его лепестки белого цвета, сам от маленький и едва заметен. Растёт подснежник обычно в лесу.
Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного).
Найдите в лесу уже знакомые вам первоцветы. Назовите эти растения.
«Ключ цветок», «небесные ключи» так называют первоцвет . Желтыми весенними цветами весна отпирает двери теплу и солнцу.
Воспитатель: После схода снега прошло лишь несколько недель, а уже цветет маленькое хрупкое чудо-ветреница лютиковая. У нее желтые, яркие цветы, напоминающие цветы лютика. Когда ветреница цветет. Лесные деревья и кустарники начинают распускаться. Хитрая же эта ветреница. Стоит небу нахмуриться, как цветки закрываются –будто бы их не было.
Но как солнышко приласкает землю своими лучами, цветы оживают, опять начинают качать головками легкому весеннему ветерку. Полюбуйтесь, какие красивые наши ветреницы, но букетики сорванных цветов очень быстро вянут в руках.
Один мудрый человек сказал: «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал бабочку - она умерла. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно лишь сердцем»
Вот и я предлагаю вам прикоснуться к красоте еще одного первоцвета.
Кто знает этот цветок? (медуница)
Это растение заметишь сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые, синие.
Поэтому шмели его быстро и находят. На одном и том же стебельке некоторые цветки темно-розовые. Другие - васильково-синие. Если присмотреться внимательно, то нетрудно заметить, что розовую окраску имеют бутоны и более молодые цветки, а синюю – более старые.
Холодно еще по ночам и вечерам, но медуница не боится низкой температуры.
Потрогайте ее листочки, они немного шероховаты листья покрыты маленькими волосками, словно растение надело шерстяное платье. А между волосками воздух, он-то и защищает медуницу от холода. Зажужжали друзья-насекомые, крылышками замахали и полетели к цветку.
Когда зацветает медуница, шмели из своих норок выбираются. Медуница получила свое название, потому что в цветках ее содержится много нектара.
Воспитатель:
Дети, найдите еще цветущие растения, обратите внимание на окраску цветков. Давайте пойдем и рассмотрим еще одно весеннее чудо-это хохлатка .
Она цветет ранней весной, раньше, чем ветреница. Снег еще не сошел до конца. А мы уже видим ее невысокие стебельки с нежными кружевными листочками и плотными соцветиями из сиреневых цветков. Хохлатка - растение миниатюрное, хрупкое и очень изящное. Цветки ее нежно пахнут и богаты нектаром. Отцветает хохлатка очень быстро - через несколько дней. Семена хохлатки распространяются муравьями. Под землей у нее остается сочный живой клубенек. Здесь хранится запас питательных веществ, необходимых для быстрого развития побега на следующую весну.
Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)
Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? (Нет).
Остановка 3 Ребятам о зверятах
А кто из этих животных живет в нашем лесу?
Воспитатель: Лесные звери не любят показываться на глаза человеку, тем более, весной, когда у них рождаются детеныши.
Кто из животных меняет цвет весной? (заяц-беляк)
Кто просыпается от зимней спячки? Как вы думаете, чем они, прежде всего, начинают заниматься весной?
Воспитатель : Ежи и медведи разрывают пни в поисках личинок жука, разрывают муравейник и съедают самих муравьев, их яйца и куколки. Медведь выживает из дупла лесных пчел. Достает оттуда мед, есть траву, корешки, перезимовавшую клюкву. Но этой пищи медведю мало, поэтому весной он нападает на кабанов, лосей пасущиеся стада животных. Опасен весной медведь и для человека, особенно медведица с новорожденными медвежатами. Лиса весной охотится на мышей, полевок и зайцев, а так же разоряет гнезда птиц-уток, гусей, тетеревов, глухарей и поедает яйца или птенцов.
Воспитатель: Что вы знаете о жизни весной других зверей? (рассказы детей)
Игры:
1. Игра «Что мы видим» - назвать одним словом, что видят вокруг. (небо, солнце, деревья).
Говорить нужно быстро, не повторять слова, сказанные другими.
2. Игра «Что какое?»
Дети по очереди называют предмет и его свойства: небо -голубое, тропинка- длинная, камешек- шершавый, земля -теплая и т. д.
3. Подвижная игра «Перелет птиц».
Остановка 4. Зеленый десант.
Воспитатель:
Когда любуешься природой. То становится на душе светло и радостно. Хочется всему миру пожелать этой радости: солнцу, земле, всему живому.
Дети, давайте вспомним правила поведения в природе. Оглянитесь: может быть, вы увидите вред, который причинили люди, не видящие красоту мира и постарайтесь исправить это. (дети собирают мусор в пакеты. Беседуют о том, что бы сохранить природу).
Природа наш дом, в котором мы живем.
И в нем шумят леса. Текут и плещут реки.
Под сводом голубым, под светом золотым.
Хотим мы в этом доме жить вовеки.
На память об экскурсии дети собирают сухие веточки, красивые камешки, листья и цветочки для гербария. Свои чувства, любовь к природе дети выражают в рисунках и поделках из природного материала.
Подведение итогов экскурсии:
Понравилась ли вам экскурсия?
Что новое вы сегодня узнали?
Как нужно относиться к растениям и животным и почему?
Зачем нужен лес?
Дорогие друзья, благодарю за внимание и поддержку!
Весенняя экскурсия «Разгулялся день весенний...» для детей старшего дошкольного возраста
Цель — уточнение и расширение первичных естественнонаучных представлений (времена года. Ранняя весна. Признаки ранней весны).
Оборудование : секатор.
Предварительная работа
Разучивание подвижных игр «Ой, беда!» и «На опушке», стихотворений «Ранняя весна» и «Верба».
Проведение бесед «Деревья ранней весной», «Наши пернатые друзья весной», «Дикие животные весной».
Ход экскурсии
Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. По дороге он обращает внимание детей на то, что солнце светит ярко и начинает пригревать, началось таяние снега, на крышах появились длинные сосульки.
В парке педагог собирает детей вокруг себя и предлагает одному из детей прочитать заранее разученное стихотворение.
Ранняя весна
На снегу косые тени.
Разгулялся день весенний.
Тени длинными шагами
По сугробам ходят с нами.
Вдруг глубокие следы
Стали полными воды.
Солнце топит снег и лед,
А сосулька слезы льет.
Стужа кончилась. Ура!
Нам весну встречать пора.
Педагог. О каких признаках ранней весны говорится в стихотворении?
Дети. В стихотворении говорится о том, что светит солнце. Оно топит снег и лед. В следах на снегу собралась вода. На снегу длинные тени. С сосулек падают капли, началась капель.
Педагог . Верно. Какие из этих признаков мы можем наблюдать сегодня?
Дети . Сегодня ярко светит и пригревает солнце. На снегу мы видим тени от деревьев и кустов. Вокруг стволов деревьев образовались круглые проталины. В них стоит вода. Когда мы шли в парк, мы видели на крышах домов сосульки, слышали, как звенит капель.
Педагог . Все правильно, но как мы можем проверить, что солнце не только ярко светит, но еще и греет?
Дети. Можно повернуться лицом к солнцу, поднять голову и закрыть глаза. Мы почувствуем тепло солнца на лице.
Педагог. Давайте попробуем сделать это.
Педагог и дети проводят опыт.
Педагог. Вы почувствовали, что солнце пригревает?
Дети. Да, солнце грело лицо.
Педагог . Вы заметили, что на снегу появились проталины, например вот эти круги у стволов деревьев. Почему они появились?
Дети. Эти круги говорят о том, что деревья начинают просыпаться после зимнего сна. Скоро начнется движение сока по стволам и веткам, набухнут почки, а потом появятся листья.
Педагог подводит детей к одной из проталин.
Педагог . Вот какая проталинка появилась на пригорке. Как вы думаете, от какого слова образовано слово «проталинка»?
Дети . Слово «проталинка» образовано от слова «таять».
Педагог. Правильно. Присядьте и рассмотрите, как тает снег вокруг проталинки. Какой снег по краям проталинки?
Дети. Снег вокруг проталинки серый, мокрый, весь в дырочках.
Педагог. Про такой снег говорят — «ноздреватый». А что вы видите на проталинке?
Дети. На проталинке много сухих травинок, но уже появились первые зеленые травинки. Из земли показались первые цветки мать-и-мачехи. Они еще не поднялись, не раскрылись. Пока показались только их головки.
Педагог. Потрогайте землю на проталинке. Какая она?
Дети трогают землю руками.
Дети . Земля влажная и теплая.
Педагог. Понюхайте, чем пахнет проталинка?
Дети нюхают землю.
Дети. Проталинка пахнет сыростью, свежестью, влажной землей.
Педагог. Это запах ранней весны. А теперь давайте сделаем упражнение.
Упражнение «Ой, беда!»
Ой, беда! Ой, беда!
(Дети бегут по кругу, руки на поясе.)
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
(Идут по кругу, высоко поднимая колени, руки на поясе.)
На снегу проталинки.
Побежал в саду ручей,
(Бегут на носочках, руки на поясе.)
Прилетели сто грачей,
(Бегут на носочках. Машут руками, как крыльями.)
А сугробы тают, тают,
(Встают лицом в круг. Медленно приседают.)
И цветочки подрастают.
(Медленно встают. Поднимают руки, тянутся вверх.)
Педагог. Продолжим нашу экскурсию и посмотрим на дерево, которое растет вон на той полянке.
Педагог подводит детей к дереву.
Педагог. Вы знаете, как называется это дерево?
Дети . Это верба.
Педагог. Вспомните стихотворение о вербе.
Дети.
Самый первый день весны,
Самый-самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась верба.
Педагог. Расскажите о том, как выглядит верба.
Дети. Верба — это дерево. У вербы толстый изогнутый ствол и ветви, которые наклоняются к земле. Ветви темно-бордового цвета. На ветвях мы видим серебристо-белые овальные барашки. Они распускаются на вербе в самом начале весны.
Педагог. Давайте аккуратно срежем несколько тонких веточек, поставим их в воду и будем наблюдать за тем, как будут изменяться барашки, как появятся листики. А когда веточки дадут корни, мы посадим их в землю и будем растить несколько молодых деревьев.
Педагог срезает веточки вербы секатором. Далее экскурсанты направляются к водоему.
Педагог. А что происходит на пруду? Посмотрите и расскажите.
Дети. Лед на пруду начинает таять. Он потемнел. Около берегов на льду стоит вода.
Педагог. Можно ли выходить на такой лед?
Дети. Нет. На такой лед выходить нельзя. Можно провалиться и утонуть.
Педагог. Я надеюсь на то, что вы никогда не выйдете на такой весенний лед. А теперь давайте послушаем весенний лес. Что вы слышите?
Дети. Мы слышим пение птиц.
Педагог. Какое пение?
Дети. Пение птиц звонкое, радостное, веселое.
Педагог. Почему птицы поют так радостно?
Дети . Они вернулись на родину из теплых стран, где провели зиму.
Педагог. Что они делают сейчас?
Дети. Они строят гнезда, а потом будут выводить птенцов.
Если есть возможность, педагог организует наблюдение за прилетевшими грачами.
Педагог. А что происходит весной с дикими животными?
Дети . Просыпается и выходит из берлоги медведь, просыпаются ежи, все животные начинают линять — менять зимнюю теплую шубу на летнюю легкую. Медведица выходит из берлоги с медвежатами, которые родились зимой, скоро появятся детеныши у других животных.
Педагог . Отлично! Вы много знаете о диких животных. А теперь давайте поиграем в игру «На опушке».
Игра «На опушке»
Цель — развитие грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).
Предварительная работа: разучивание текста игры.
Педагог предлагает детям образовать круг и поиграть в новую игру.
На опушке елки,
(Дети стоят лицом в круг. Показывают ладошки.)
А за ними ушки.
(Показывают «ушки» из указательного и среднего пальцев на обеих руках.)
Спрятались зайчата
В елках на опушке.
(Прыгают на носочках, сделав «ушки» из ладошек на голове.)
На опушке елки,
(Показывают ладошки.)
А под ними ежик —
(Делают «ежика» из переплетенных ладоней.)
Острые иголки,
(Топают, стоя на месте. Руки на поясе.)
Топот быстрых ножек.
Елка на опушке,
(Показывают ладошки.)
А на елке белка —
Кисточки на ушках,
(Показывают «белку», сложив ладони и сделав «ушки» из больших пальцев.)
Вверх взлетает стрелкой.
(Встают на носочки, тянутся вверх.)
На опушке елка,
(Показывают ладошки.)
Перед ней лисята.
(Выполняют ритмичные приседания.)
Вылезли из норки
Рыжие ребята.
Елка на опушке,
(Показывают ладошки.)
А над елкой небо,
(Запрокидывают головы. Разводят руки в стороны.)
Облака- подушки,
(Кладут ладони под щеку.)
Педагог. Откуда торчат ушки зайчат? (Из-за елок.)
Где спрятались зайчата? (За елками.)
Где спрятался ежик? (Под елкой.)
Где спряталась белка? (На елке.)
Где играют лисята? (Перед елкой.)
Откуда они вылезли? (Из норки.)
Где небо? (Над елкой.)
После игры педагог задает детям обобщающие вопросы.
Педагог. Мы с вами многое увидели сегодня, учились наблюдать за весенними изменениями в природе. Что вы знаете о природе весной?
Дети. Весной солнце ярко светит и пригревает. Начинают таять снег и лед. На крышах появляются сосульки. Начинается весенняя капель. На снегу появляются проталинки, а на проталинках пробивается первая травка, показывается мать-и-мачеха. Распускается верба. Просыпаются деревья. Скоро на них начнут набухать почки. Прилетели и начали строить гнезда перелетные птицы. Начинают линять дикие животные.
Педагог. Замечательно. Я горжусь вами!
Педагог и дети возвращаются в детский сад.
Тягун Наталья Николаевна, воспитатель МБУ №81 детский сад «Медвежонок», г. Тольятти
Описание материала:
данный конспект предназначен для детей 5-6 лет (старшая группа). Конспект может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию. Экскурсия является особой формой организации познавательно - практической деятельности детей в природе.Обогатить и систематизировать знания детей об осени.
Развивать эмоционально - эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту природы осеннего парка.
Формировать представления об экологических взаимосвязях в природе.
Совершенствовать природоохранительную деятельность детей.
Обогащать словарный запас.
Оборудование: лупы, ведерки (корзинки), грабельки (лопатки), перчатки для сбора мусора.
Предварительная работа:
Ежедневное наблюдение за изменениями в природе и ведение календаря природы.
Чтение рассказов на природоведческую тему об осени.
Заучивание стихов об осени русских поэтов.
Заучивание пословиц и поговорок об осени.
Рассматривание картин И.Левитана «Золотая осень», И.С.Остроухова «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень». И.И.Бродский «Опавшие листья»,С.Ю.Жуковский «Осень. Веранда».
1. Вводная беседа.
Под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь» воспитатель читает стихотворение Ю.Капустина «Осень»
В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Все переиначила,
Ярко - желтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Все кругом искрится,
Все переливается.
Вопросы воспитателя:
О каком времени года говорится в стихотворении?
Скажите, а какое сейчас время года?
Назовите по порядку осенние месяцы.
С чего начинается осень в природе?
Ребята, мы уже с вами знакомы с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая необыкновенная и загадочная пора осени - золотая и сегодня мы отправимся в парк, чтобы посмотреть, как он изменился, и действительно ли он стал золотым.Фронтальное наблюдение «Какими стали деревья в парке?»
1. Рассматривание деревьев и кустарников вблизи и издалека, на солнце и в тени (на солнце краски становятся ярче, наряднее, а желтые клены и березы «светятся» даже в тени).
2. Рассматривание листьев разных деревьев через лупу (обратить внимание, что поверхность листа у всех разная: у березы - шершавая, у клена - гладкая и т.д.).
3. Рассматривание семян деревьев и кустарников (сравнить между собой, определить, с какого они дерева)
4. Любование детьми красотой деревьев.
Ребенок читает стихотворение М.Лесовой «Золотой дождь»
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!
Ребята, закройте глаза и послушайте осенние звуки и запахи. Какие звуки услышали? (Шуршание листвы, шум ветра, чириканье воробьев и т.д.)
Какие запахи почувствовали? (Прелой листвы, пряной травы, грибов,дыма)
Поисковые задания.
1. Выберите самое красивое дерево для вас.
2. Найдите самое красное (желтое) дерево.
3. Найдите лист, который упал сегодня, вчера, давно. Расскажите, чем они отличаются?
4. Найдите деревья, на которых: плоды-крылатки, плоды-ягоды, плоды-желуди, плоды-шишечки и т.д.
Речевые упражнения.
1. Игра «Скажи красивые слова об осени» (Цель: уметь подбирать прилагательные к заданному слову)
.
2. Игра «Три листа» (Цель: развивать зрительно-пространственные представления, учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительные с предлогом)
.
3. Игра «Поймай и раздели» (Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов, деление на слоги слов-названий деревьев).
Загадки.
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь. (Ветер)
Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)
Платье потерялось - пуговки остались. (Рябина)
Одна нога - много рук. (Дерево)
Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
1. Игра «Угадай» (угадать на ощупь, какой плод от дерева положили в ладошки) .
2. Игра «Составь узор» (составление узора из осенних листьев, чередуя их по цвету) .
Подвижные игры.
1. Игра «Поймай листок» (Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше) .
2. Игра «Я - кленовый листочек» (Цель: уметь ритмично двигаться под музыку, передавая в пантомиме образ осеннего листочка; включать воображение, память).
Природоохранный труд.
1. Убрать территорию от мусора.
2. Собрать и разложить по корзинкам природный материал.
3. Собрать для гербария красивые листья.Разучивание стихотворений об осени:
«Осенний клад» И.Пивоварова
Падают с ветки желтые монетки..
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья, не считая.
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
«Наступила осень...»А.Ерикеев
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Не слыхать веселых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
Изготовление коллажа «Декоративное панно из осенних листьев»