Какие бывают особенности лексики. Лексические особенности художественного текста
Отметьте и исправьте ошибки согласования и управления в предложениях.
1-й вариант: Открытие и публикация «Слова о полку Игореве» показало, что наша словесность является одной из древнейших в мире. По истечению десяти дней мы подали заявление в суд.
2-й вариант: Фирма реализовала двадцать две льготных туристических путевок. Множество людей ушли с завода.
3-й вариант: На Московском кинофестивале показано три новые фильма отечественных кинематографистов. Декан неоднократно отмечал о том, что успеваемость стала лучше.
4-й вариант: Арбуз разделили на четыре равные части. Тысяча книг подарены библиотеке детского дома.
5-й вариант: Мать с дочерью, поступающей на следующий день в институт, не могла уснуть от волнения. Тройка лошадей стояли у ворот.
6-й вариант: Дикие гусь и утка прилетели на зимовье. Много студентов оканчивают наш институт.
7-й вариант: Ваш сын - такая умница! Ряд общественных деятелей выступили с осуждением случившегося.
8-й вариант: Положение дел в фирме оставляют желать лучшего. Более шестисот человек принимало участие в юбилейных торжествах.
9-й вариант: «Аргументы и факты» опубликовали интервью с известным политиком. Неоднократно подчеркивалось о том, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
10-й вариант: Город Калуга встречала гостей. Отец с сыном вышел на прогулку. Они долго говорили за жизнь.
Задание 4
Исправьте ошибки, возникшие в результате неразличения паронимов (пользуйтесь словарем паронимов или толковыми словарями).
1-й вариант: Руководитель призвал подчиненных соблюдать исполнительную дисциплину.
2-й вариант: Некоторые наши фильмы получают признательность за рубежом.
3-й вариант: Он сыскал себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли.
4-й вариант: Места для купания должны быть оборудованы спасительными средствами.
5-й вариант: Он одел комбинезон и отправился в цех.
6-й вариант: Существо данной книги - в ее народности.
7-й вариант: Метро оказывается удобнее надземного транспорта по скорости передвижения в нем и отсутствию «пробок».
8-й вариант: Внесение удобрений на поля способствует повышению урожая.
9-й вариант: Вашему вниманию предоставляется доклад о творчестве В. Набокова.
10-й вариант: Славу актеру Караченцеву принесла заглавная роль в спектакле «“Юнона” и “Авось”», где он сыграл образ графа Резанова.
Задание 5
Определите родовую принадлежность имен существительных. Выберите словосочетания, соответствующие нормам литературного языка.
1-й вариант: (1, 2) черное кофе - черный кофе; (3, 4) красная георгина - красный георгин; (5, 6) больная мозоль - больной мозоль; (7, 8) густая тушь - густой тушь.
2-й вариант: (9, 10) великолепный зал - великолепная зала; (11, 12) травяная шампунь - травяной шампунь; (13, 14) холеная бакенбарда - холеный бакенбард; (15, 16) правая туфля - правый туфель.
3-й вариант: (18, 19) розовый фламинго - розовое фламинго; (20, 21) вкусный киви - вкусное киви; (22, 23) крепкий виски - крепкое виски; (24, 25) белая лебедь - белый лебедь.
4-й вариант: (26, 27) маринованная иваси - маринованный иваси; (28, 29) зеленый Сочи - зеленые Сочи; (30, 31) мой протеже - моя протеже; (32, 33) программу вела талантливый журналист - программу вела талантливая журналист.
5-й вариант: (34, 35) в комнату вошла молодая хирург Иванова - в комнату вошла молодой хирург Иванова; (36, 37) военный атташе – военное атташе» (38, 39) таинственный инкогнито – таинственная инкогнито; (40, 41) азиатский зебу – азиатская зебу.
6-й вариант: (42,43) забавный пони – забавная пони; (44, 45) маленькая колибри – маленький колибри; (46, 47) целебное алоэ - целебный алоэ; (48, 49) вкусный сулугуни – вкусное сулугуни.
7-й вариант : (50, 51) мой визави оказался интересным собеседником – моя визави оказалась интересной собеседницей; (52, 53) МГУ праздновал свой юбилей – МГУ праздновала свой юбилей; (54, 55) огромное Чикаго – огромный Чикаго; (56, 57) ловкий шимпанзе – ловкая шимпанзе.
8-й вариант : (58, 59) таинственный инкогнито – таинственная инкогнито; (60, 61) жюри постановил – жюри постановило; (62, 63) серый кенгуру – серая кенгуру; (64, 65) широкое авеню – широкая авеню.
9-й вариант: (66, 67) мой протеже - моя протеже; (68, 69) холеная бакенбарда - холеный бакенбард; (70, 71) белая лебедь - белый лебедь. (72, 73) черное кофе - черный кофе.
10-й вариант : (74, 75) целебное алоэ - целебный алоэ; (76,77) огромное Колорадо – огромный Колорадо; (78, 79) решающий пенальти - решающее пенальти; (80, 81) крепкий бренди - крепкое бренди.
Язык, будучи важнейшим средством общения, представляет собой сложную знаковую систему, в которой при её изучении выделяется несколько подсистем, уровней, или ярусов, каждый из которых имеет свою основную единицу, свою специфику, свои категории. Уровни взаимосвязаны и отдельно друг от друга функционировать не могут. Между единицами одного уровня существуют дистрибутивные отношения и кодовые правила, определяющие их сочетаемость. Между единицами смежных уровней отношения оказываются интегративными: единицы каждого низшего уровня служат как бы кирпичиками, из которых по определенным правилам строятся единицы следующего. В лингвистике не существует единства в отношении классификации, номенклатуры и числа уровней, но само деление по уровням возражений не вызывает, и в стилистике сохраняется наиболее широко распространенное подразделение.
Лексическому уровню соответствует лексическая стилистика. Она изучает стилистические функции лексики и рассматривает взаимодействие прямых и переносных значений. Лексическая стилистика, как литературоведческая, так и лингвистическая, изучает разные составляющие контекстуальных значений слов, и в особенности их экспрессивный и оценочный потенциал и их отнесенность к разным функционально-стилистическим пластам. Диалектные слова, термины, слова сленга, разговорные слова и выражения, неологизмы, архаизмы, иностранные слова и т.д. изучаются с точки зрения их взаимодействия с разными условиями контекста.
Грамматическая стилистика подразделяется на морфологическую и синтаксическую. Морфологическая стилистика рассматривает стилистические возможности различных грамматических категорий, присущих тем или иным частям речи. Здесь рассматриваются, например, стилистические возможности категории числа, противопоставлений в системе местоимений, именной и глагольный стили речи, связи художественного и грамматического времени и т.д. Синтаксическая стилистика исследует экспрессивные возможности порядка слов, типов предложения, типов синтаксической связи. Эта область имеет вековые традиции и богатую литературу. Важное место здесь занимают так называемые фигуры речи - синтаксические, стилистические или риторические фигуры, т.е. особые синтаксические построения, придающие речи добавочную выразительность. К синтаксической стилистике относятся также исследования структуры и свойств абзаца и рассмотрение других структур, размеры которых превышают размеры предложения.
Фоностилистика, или фонетическая стилистика, включает все явления звуковой организации стихов и прозы: ритм, аллитерация, звукоподражание, рифму, ассонансы и т. п. - в связи с проблемой содержательности звуковой формы, т. е. наличия стилистической функции.
Художественные закономерности звуковой формы стиха изучаются очень давно, по ним существует богатейшая литература и множество различных теорий. [Стилистика Арнольд]
Художественный текст представляет собой уникальное речевое произведение с доминирующей эстетической функцией. С точки зрения лингвистики художественный текст рассматривается как дискретная выраженность континуального смыслового потока, а с психолингвистической точки зрения художественный текст - это объект восприятия читателем эстетически значимой информации, дающей возможность читателю в зависимости от художественной ценности текста и уровня самого читателя приблизиться к концептуальной системе писателя, постичь подтекст .
Художественный текст - объект хранения и передачи информации о мире .
«Каждый художественный текст представляет собой ту или иную информацию, которая всегда преследует определённые практические цели» .
В свете когнитивной парадигмы художественный текст осмысляется как сложный знак, который выражает знания писателя о действительности, воплощённые в его произведении в виде индивидуально-авторской картины мира.
Итак, важнейшая особенность текста - информативность, преследующая некие практические цели. При этом следует помнить, что любой художественный текст - явление, многократно закодированное системой естественного языка и эстетическим функционированием текста .
Для того чтобы понять механизмы восприятия текста, обратимся к данным, полученным психолингвистикой.
Психолингвистика установила, что для восприятия текста характерны в принципе те же закономерности, что и для восприятия высказывания. При восприятии текста также действует механизм вероятного прогнозирования, у автора имеются пресуппозиции, читатель понимает текст на основе апперцепции и т.д.
А в отношении восприятия (и принятия) смысла художественного текста сформулированы гипотезы, получившие экспериментальное подтверждение:
Писатели и читатели определенного литературного жанра обладают некоторыми сходными чертами психики, отличающими их от писателей и читателей другого литературного жанра.
Существуют особенности психики, отличающие писателей вообще от читателей в целом, т.е. способность писать стихи качественно отличается от способности их воспринимать .
Поэтому текст нередко понимается и интерпретируется гораздо менее адекватно, в силу того что читатель включает его в свою систему представлений о мире, а возникающая проекция текста можно значительно расходится с замыслом автора .
Однако мало иметь сходство с автором как личностью, т.е. совпадать читательской проекцией текста с авторским смыслом. Необходимо владеть методами и приемами анализа текста, чтобы извлечь из него как можно больше актуальной для читателя информации.
Анализ позволяет «прояснить» интуитивные, не вполне определенные знания об объектах и получить о них новую, существенно важную информацию .
Толкование текста на лексическом уровне считается самым важным в системе языкового комментирования произведения, поскольку основным объектом исследования является словарь. При анализе поэтической речи в первую очередь необходимо выделять прямые и переносные значения художественного слова как основу всякого образа, т.к. правильное, адекватное восприятие тропа - это восприятие в слове его образности и выразительности не вообще, а в контексте анализируемого поэтического произведения. Из этого выводятся цели анализа поэтического текста: 1. «Прояснение» текста в отношении словаря поэтического произведения (первый этап работы). 2. Раскрытие идейного содержания и эстетической ценности поэтической речи (второй этап работы) .
Выдающемуся исследователю А.М. Финкелю принадлежит идея опоры на толковый словарь при лингвистическом анализе стихотворения. Он сделал важные замечания и по языку художественного текста: «Что же касается языка художественного, поэтического, то в нем имеет место и употребление слов в нескольких значениях сразу, в результате чего не многозначное слово становится в тексте однозначным, а, наоборот, весь текст под влиянием многозначного слова сам становится многозначным» .
Цель когнитивного анализа - выявление парадигмы культурно значимых концептов и описание их концептосферы .
З.Д. Попова и И.А. Стернин утверждают, что семантико-когнитивный метод предполагает подход к анализу «от языка к смыслу». Исследование должно начинаться с некоего ключевого слова, к которому подбираются разнообразные контексты его употребления. Семантико-когнитивный подход позволяет изучить семантику данного слова, выявить набор семантических признаков, которые оно способно предъявить в процессе употребления. По этому набору семантических признаков реконструируется соответствующий лексический или фразеологический концепт. Объективируясь, концепт занимает свое место в семантическом пространстве языка, где вступает в определенные отношения с другими концептами .
Концептуальный анализ художественного текста предполагает: 1) выявление набора ключевых слов текста; 2) определение базового концепта (концептов) текста; 3) описание обозначаемого ими концептуального пространства . Анализ должен производится на основе словарных толкований слов, что дает возможность выявить содержательные признаки концепта .
Итак, художественный текст является носителем информации, которая закодирована системой естественного языка и эстетическим функционированием текста.
Важнейшая цель лингвистического анализа текста - извлечение актуальной для читателя информации.
Современная лингвистика принимает на вооружение как методы традиционной лингвистики и литературоведения, так и методы когнитивной семантики.
Главным верификатором интерпретации текста является на сегодняшний день толковый словарь.
Введение
Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка, и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.
Название публицистического стиля тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений. Свои же истоки публицистического стиля мы можем наблюдать еще в древней России.
Лексические особенности стиля
Среди главных языковых особенностей публицистического стиля следует назвать принципиальную неоднородность стилистических средств; использование специальной терминологии и эмоционально окрашенной лексики, сочетание стандартных и экспрессивных средств языка.
Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки литературного языка, используя в своей речи жаргонные слова, этого, однако, следует избегать. Говоря о публицистическом стиле, необходимо сразу же заметить, что не все тексты, размещаемые в средствах массовой информации принадлежат к публицистическому стилю. Так, например, в некоторых газетах публикуются тексты законов, указов, постановлений, они относятся к официально-деловому стилю. В журнале иногда печатаются научные статьи, написанные специалистами, они принадлежат научному стилю. По радио нередко читают романы, повести, рассказы - эти произведения относятся к художественной речи. Всё это характеризует не публицистический стиль, а общественные функции средств массовой коммуникации.
Публицистические произведения отличаются необыкновенной широтой тематики, они могут касаться любой темы, попавшей в центр общественного внимания, например, технологии проведения водолазных работ. Это, несомненно, сказывается на языковых особенностях данного стиля: возникает необходимость включать специальную лексику, требующую пояснений, а иногда и развёрнутых комментариев.
С другой стороны, целый ряд тем постоянно находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Таким образом, в составе словаря языка формируется круг лексических единиц, характерных для публицистического стиля.
Среди таких постоянно освещаемых тем следует назвать политику, информацию о деятельности правительства и парламента, выборах, партийных мероприятиях, о заявлениях политических лидеров. В текстах на эту тему регулярно встречаются такие слова и словосочетания, как: фракция, коалиция, кандидат, лидер, законопроект, демократы, оппозиция, федерализм, консерватизм, радикалы, предвыборная кампания, парламентские слушания, оживлённая дискуссия, второй тур, избирательный штаб, рейтинг политика, нижняя палата, доверие избирателей, депутатский запрос, парламентское расследование, общественное согласие. Экономическая тематика также важна для публицистического стиля и её освещение невозможно без таких слов как бюджет, инвестиции, инфляция, аукцион, арбитраж, аудит, сырьё, лицензирование, банкротство, монополизм, акционерное общество, естественные монополии, рынок труда, таможенные пошлины, курс акций.
Информация о состоянии общественного порядка не может быть передана без таких словосочетаний, как: борьба с преступностью, охрана прав граждан, место происшествия, прокурорская проверка, судебное разбирательство, подписка о невыезде, борьба с незаконным оборотом наркотиков. В сообщениях о происшествиях, стихийных бедствиях, авариях часто встречаются слова: ураган, тайфун, землетрясение, наводнение, захват заложников, теракт, стрельба в карауле, столкновение автомобиля с поездом, спасательная операция, тушение пожара, экологическая катастрофа.
Сводки военных корреспондентов содержат слова: боевик, взрывчатка, фугас, минирование, снайпер, боестолкновение, обстрел, бомбардировка, боевой вылет, тяжёлое ранение, жертвы среди мирного населения, разрушение жилых домов. Сообщения на международные темы легко отличить по следующим словам и сочетаниям: переговоры по мирному урегулированию, официальный визит, многосторонние консультации, мировое сообщество, напряжённая обстановка, стратегическое партнёрство, европейская интеграция, миротворческие силы, территориальная целостность, глобальные проблемы.
Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской, например: позитивные перемены, энергичный старт, безответственное заявление, твёрдая позиция, прорыв на переговорах, грязные избирательные технологии, злодейское убийство, гнусные измышления, тяжелейший кризис, небывалое наводнение, безумная авантюра, наглый налёт, политический спектакль, ангажированная пресса, галопирующая инфляция, казарменный коммунизм, идеологический бульдозер, нравственная холера..
Характерными лексическими особенностями данного текста являются:
1) использование оценочной лексики с эмоционально-экспрессивной окраской:зрелищные финалы; стали свидетелями…комичных и драматических событий, свою лучшую футбольную команду, была лучшей на этом первенстве ; атаковала ажурно , двигалась изящно , оборонялась героически , как славные сыны некогда великой империи;
2) метафоризация лексики: Альпийская мозаика ; событие… распадается , команда… не играет, а мучается , атаковала ажурно, Испания воцарилась ; бурлила Европа , мы стали свидетелями … взлетов и падений , всплывать в памяти;
3) употребление синонимов (в том числе контекстуальных), чтобы избежать повтора или уточнить понятие: кубок – трофей; Евро-2008 – чемпионат Европы – первенство – турнир; сборная Испании – испанцы – «Красная фурия» – команда Испании; запомнившихся своим драматизмом или необычностью деталей
4) формирование новых антонимических пар: чемпионы – проигравшие; восхищались – забыли; играет – мучается; все – немцы; покинет – останутся; комичных – драматических; взлетов – падений, разочарований – восторгов;
5) употребление лексики пассивного запаса. Устаревшая лексика употребляется как средство оценки: трофей, некогда великой империи - оплота католичества, воцарилась;
6) употребление заимствованных слов:
a) спортивная лексика: дисквалифицированный; тренер; матч; арбитр;
b) общеупотребительная книжная лексика: президент, триумфатор, сакраментальная, ватман;
c) лексика, обозначающая явления иной культуры(инокультурные реалии): матадор, католичество;
7) употребление клише книжного происхождения: болельщики со стажем; по всем показателям, стали свидетелями;
8) употребление имен собственных:
a) имена и фамилии людей: Аршавин, Лев, Леманн, Мишель Платини Луис Арагонес, Фернандо Торрес, Серхио Рамос, Икер Касильяс;
b) географические названия: Европа, Испания, Греция ;
c) название организаций, событий (полное или сокращенное): ФИФА, Евро-2008;
9) употребление перифраз и фразеологизмов: пересчитать по пальцам ; воцарилась на олимпе; калиф на час.
1) «Субстантивация» причастий и местоимений: о проигравших помнят только статистики. Каждый из участников заслужил свое .
2) Активное употребление числительных: Евро-2008, 90 минут, 22 дня, одна команда, 70−летний, четыре года.
3) Специфическое использование глагольных форм настоящего времени:
a) «визуализация» действия (настоящее репортажа) – причастия наст. вр.: плачущий после победы Аршавин, судорожно курящий на трибуне дисквалифицированный тренер немцев Лев;
b) форма глагола настоящего времени в значении ближайшего прошедшего: Чемпионат Европы по футболу распадается на множество запомнившихся своим драматизмом или необычностью деталей ; команда, которая не играет, а мучается все 90 минут матча, не вправе претендовать на роль триумфатора.
1) синтаксические конструкции с четким оформлением смысловых отношений при помощи союзной связи:
…Когда одну из команд на бровке поля ждет блестящий кубок, понимаешь, насколько важен результат. Заметили, как немецкий вратарь Леманн, подходя к президенту ФИФА Мишелю Платини за серебряной медалью, украдкой коснулся ставшего недоступным трофея? Нынешний финал не оказался из разряда запоминающихся, в первую очередьпотому, что на поле была одна команда - сборная Испании. Команда, которая не играет, а мучается все 90 минут матча, не вправе претендовать на роль триумфатора. Стараниями испанцев оказалась опровергнута сакраментальная фраза о том, что в футбол играют все, а побеждают немцы... Сразу после турнира команду покинет 70−летний тренер Луис Арагонес, но останутся Фернандо Торрес, Серхио Рамос, Икер Касильяс - талантливые,. А это значит, что Испания воцарилась на европейском олимпе не на ближайшие четыре года, а на гораздо больший срок.
2) употребление инверсионного порядка слов с целью актуализации: Когда одну из команд на бровке поля ждет блестящий кубок , понимаешь, насколько важен результат . Стараниями испанцев оказалась опровергнута сакраментальнаяфраза о том, что в футбол играют все , а побеждают немцы . Сразу после турнира команду покинет 70−летний тренер Луис Арагонес, но останутся Фернандо Торрес, Серхио Рамос, Икер Касилья с… 22 дня бурлила Европа
3) использование вопросительной конструкции как приема диалогизации (вопрос к адресату): Заметили, как немецкий вратарь Леманн, подходя к президенту ФИФА Мишелю Платини за серебряной медалью, украдкой коснулся ставшего недоступным трофея?
3. Система языковых и речевых средств текста соответствует книжной разновидности русского литературного языка.
4. Данная система языковых и речевых средств предполагает письменную форму реализации текста.
5. Текст представляет собой монологический вид речи (монолог).
4. Данная система языковых средств обеспечивает такие стилевые характеристики текста, какоценочность, «эффект новизны» (использование необычных словосочетаний, неожиданных сравнений, метафор); документально-фактографическая точность,аргументированность, интимизация изложения.
6. Данные стилевые черты соответствуют конструктивному принципу сочетания экспрессии и стандарта, т.е. публицистическому стилю. Следовательно, данный текст – текст публицистического стиля.
7. Жанр – аналитическая статья
8. Иностилевых элементов в тексте нет.
Текст 3 .
Ситуативный контекст: коммуниканты А.и Б.– женщины, 38 лет, соседки. Место общения – квартира А.
А. А / Ленок / заходи//
Б. Привет / Как вы? //
А. Да нормально // Сегодня в парикмахерской была / три с половиной часа сидела красилась / ну в общем цвет получился не такой как я хотела / я хотела светло-русый //а он видишь все равно сжелта получился//
Б. А / ну чтобы такой коричневатый такой / да? Естественный?//
А. Ну да / чтобы не было этого / рыжего//
Б. А чё щас не модно / да? / Тот цвет? / Какой щас надо?//
А. Да ну/ модно-не-модно/ может он и модный / просто надоел за три года /она (парикмахер) сказала, что краска очень агрессивная / которой я красилась / «Поликолор бриллианс» / что надо менять / а то вовсе волос не останется//
Б. Да ты чё?! / Я такую же купила как у тебя //
А. Надо французской л"ореалевской краской / она с добавками какими-то // У них сегодня там семинар был какой-то/ из Москвы приехала из этой фирмы «Л"Ореаль» / какая-то училка у них там // ну я так поняла / что по покраске было // и они парикмахеры / друг друга красили / мелировали/ стригли // Ой /слушай / я тебе кофе не предложила / или чай//
Б. Нет/ нет / спасибо / Наташ / мне надо идти ведь //
А. Ну давай / беги//
Б. Сама зашла бы как-нибудь //
А. Ой / зайду// да все видишь/ книжки читаю/ сижу дома // как сяду/ времени не замечаю//
Б. Ну ладно/ дай бог вам здоровья//
А. Ну давай / не унывай / звони // завтра к зубному наверно днем-то поеду / а вечером дома буду//
Б. Ну ладно/ созвонимся//
А. Пока! Счастливо!//
1.Тема данного текста – посещение парикмахерской и окраска волос.
2. Анализ языковых особенностей
В данном тексте встречается фонетическая деформация (эллиптированное произношение) слов: чё; щас.
В области лексики можно отметить:
1) употребление бытовой лексики: краска, чай, кофе, книжки;
2) случаи контекстуальной синонимии светло-русый – коричневатый – естественный; сжелта – рыжий ;
3) контекстуальную антонимию: светло-русый – сжелта.
К маркированным словообразовательным особенностям относятся:
1) универбация (субстантивация): к зубному наверно днем-то поеду.
2) суффиксальные образования со стилистически маркированными разговорными аффиксами: училка (суффиксация); сжелта (конфиксация);
3) суффиксальные образования от заимствований: л"ореалевской краской.
К типичным морфологическим характеристикам данного текста относятся:
1) наличие специализированных звательных форм: Ленок; Наташ.
2) высокая частотность незнаменательной и полузнаменательной лексика: союзов, частиц, местоимений:
А / Ленок // Да нормально // ну в общем цвет получился не такой как я хотела // А / ну чтобы такой коричневатый такой / да? //Ну да / чтобы не былоэтого / рыжего // А чё щас не модно / да? / Тот цвет? / Какой щас надо?// Да ну / … может он и модный …// Да ты чё ?! / Я такую же купила как у тебя …// она с добавками какими-то // У них сегодня там семинар был какой-то / из Москвы приехала из этой фирмы «Л"Ореаль» / какая-то училка у них там // ну я так поняла …/ и они парикмахеры / друг друга красили // Ой /мне надо идти ведь // Ну давай …//… Ой / зайду// да все видишь/ книжки читаю // Ну ладно // Ну давай // Ну ладно // днем-то // Пока. Счастливо.
3) активное использование личных местоимений 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа: Как вы ?// не такой как я хотела / я хотела светло-русый // я красилась //Да ты чё?! / Я такую же купила как у тебя // ну я так поняла // мне надо идти ведь //дай бог вам здоровья//
4) активное употребление глагольных форм 1-го и 2-го лица: Заходи, видишь, слушай, давай, беги, зайду, видишь, читаю, сижу, сяду, не замечаю, не унывай, звони, поеду, буду, созвонимся.
Наиболее характерными синтаксическими особенностями данного текста являются следующие:
1) использование конструкций с двойными неоднородными глаголами: три с половиной часа сидела красилась ; ну давай беги;
2) нефиксированность позиции частей предложения, союзов и союзных слов (в книжных стилях их синтаксическая позиция жестко закреплена): она (парикмахер) сказала, что краска очень агрессивная / которой я красилась / «Поликолор бриллианс» // (ср. лит. Парикмахер сказала, что краска «Поликолор бриллианс», которой я красилась, очень агрессивная. Я тебе кофе не предложила / или чай// (ср. я не предложила тебе кофе или чай);
3) преобладание бессоюзных сложных предложений: Надо французской л"ореалевской краской / она с добавками какими-то. Да все видишь/ книжки читаю/ сижу дома // как сяду/ времени не замечаю//;
4) неполные предложения: Надо французской л"ореалевской краской / она с добавками какими-то;
5) предложения с незамещенными синтаксическими позициями, которые показывают, что необходимый смысл должен быть извлечен либо из контекста, либо из ситуации, либо из общего опыта коммуникантов:
а) простые: Я такую же купила как у тебя. Какой щас надо?
б) сложноподчиненные (из контекста восстанавливается главная часть)
Ну чтобы такой коричневатый такой / да? Ну да /чтобы не было этого / рыжего;
6) актуализация наиболее важных смысловых компонентов:
a) порядок слов (на первом месте – самое важное). А чё щас не модно / да? / Тот цвет? Три с половиной часа сидела красилась. Завтра к зубному наверно днем-то поеду / а вечером дома буду;
b) актуализаторы: а он видишь все равно сжелта получился; к зубному наверно днем-то поеду; да все видишь / книжки читаю; мне надо идти ведь; ну чтобытакой коричневатый такой; чтобы не было этого / рыжего; щас не модно / да? / Тот цвет; них сегодня там семинар был какой-то/ из Москвы приехала из этой фирмы «Л"Ореаль» / какая-то училка у них там //
c) повторы: ну чтобы такой коричневатый такой; не такой как я хотела / я хотела светло-русый; да ну/ модно-немодно / может он и модный //
3. Система языковых и речевых средств текста соответствует устной разновидности русского литературного языка.
4. Данная система языковых и речевых средств предполагает устную форму реализации текста.
5. Текст представляет собой диалогический вид речи (диалог).
6. Данная система языковых средств обусловливает такие стилевые характеристики текста, какнепринужденность общения, неподготовленность речи, ее автоматизм, непосредственное взаимодействие партнеров по коммуникации и персональная адресность речи.
7. Данные стилевые черты характеризуют разговорный стиль. Следовательно, данный текст – текст разговорного стиля.
8. Жанр – бытовой диалог
9. Иностилевых элементов в тексте нет.
Подробнее см.: В.Е. Чернявская «Интерпретация научного текста». – М., 2006, с. 11-18
М.Н. Кожина считает термин коннотация более широким по отношению к терминам стилистическое значение, окраска, маркированность .
Понятие «экспрессия» толкуется в лингвистической литературе неоднозначно. Некоторые исследователи понимают экспрессию как выразительность, яркость, необычность речи; иногда – как «художественность» речи. Например, Е. М. Галкина-Федорук определяет экспрессию как усиление выразительности, изобразительности, увеличение воздействующей силы сказанного. Экспрессивность понимается и как свойство языковых средств осуществлять изобразительно-выразительную функцию при передаче денотативного значения.
Подробно стилистические ресурсы русского языка рассмотрены в учебном пособии И.Б. Голуб «Стилистика русского языка» – М.,: Рольф, 2001.
Следует иметь в виду, что в языке существуют и многочисленные случаи синонимии, не маркированные стилистически. Например: Рабочие строят дом – Дом строится рабочими; языкознание – лингвистика; варьирование порядка значимых элементов (часы и минуты – минуты и часы ), и др.
Изучением таких фонетических средств занимается специальная область лингвистики – лингвопоэтика, поэтому в нашем пособии они не рассматриваются.
Фразеология и словообразование, как известно, не составляют особый уровень языка, поэтому фразеологические и словообразовательные средства рассматриваются в составе лексики.
См. Reum, Albrecht. Petit Dictionnaire de Style а l’usage des Allemands. Leipzig, 1953
Деонтический (от греч. deon - должное, правильное) – характеризующий возможность, обусловленную социальными, нравственными и правовыми нормами. Понятия обязательно, запрещено, разрешено составляют деонтическую основу любой ситуации, то есть ее кодификацию в плане норм и запретов.
А.М. Пешковский Роль грамматики при обучении стилю.- Избранные труды М., 1959, с. 148
В учебниках и учебных пособиях по стилистике количество подстилей внутри научного стиля и их классификация не всегда рассматриваются однозначно. Например, Д.Э. Розенталь (Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: Высш. шк., 1987, с. 33) выделяет следующие подстили: научно-популярный, научно-деловой, научно-технический (производственно-технический), научно-публицистический, учебно-научный. В учебнике для вузов "Культура русской речи" (М.: Издательство НОРМА, 2001, с.195) даются такие разновидности научного стиля, как собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, учебно-научный, научно-популярный.
Данная стилевая черта стала одной из определяющий черт публицистического стиля сравнительно недавно. В советских СМИ доверие к информации подразумевалось как нечто само собой разумеющееся, поэтому для публицистического стиля советского времени данная стилевая черта была неактуальна.
Аналитизм (от греч. analisis – разложение, расчленение) – раздельное выражение «основного (лексического) и дополнительного (грамматич., словообразоват.) значений слова. Аналитизм проявляется в морфологической неизменяемости слова и наличии аналитических (сложных) конструкций (форм)… Аналитические конструкции состоят из сочетания основного (полнозначного) и вспомогательного (служебного) слов» (Лингвистический энциклопедический словарь, М., 1990. С. 31).
Фрагмент диалога, приведенного в монографии И.Н. Борисовой «Русский разговорный диалог», Екатеринбург, 2001. С. 322-329.