Почему изменился климат на земле. Причины изменения климата и уменьшение их влияния
Здания и скульптуры, поэмы и мысли великих философов - все это составляющие «греческого чуда», как его сегодня называют ученые.
Если вам интересна культура кратко с ней ознакомиться вы сможете в данной статье. Итак, что же восхищает даже самого неискушенного в искусстве человека вот уже четыре тысячи лет? Давайте разберемся подробнее.
Общие сведения
Античный период, который характеризуется взлетом и расцветом Эллады (так древние греки называли свою страну), для большинства искусствоведов является наиболее интересным. И не зря! Ведь в это время произошло зарождение и становление принципов и форм практически всех жанров современного творчества.
Всего ученые делят историю развития этой страны на пять периодов. Давайте заглянем в типологию и поговорим о становлении некоторых видов искусств.
Эгейская эпоха
Данный период наиболее ярко представлен двумя памятниками - Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды. Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат!
Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы. Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью. Женщины со змеями выглядят очень реалистично и изящно.
Таким образом, культура Древней Греции, краткое содержание которой представлено в статье, зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.
Период Гомера
Данная эпоха значительно отличается в материальном плане от предыдущей. С XI по IX века до нашей эры произошло много важных событий.
Прежде всего, погибла предыдущая цивилизация. Ученые предполагают, что вследствие извержения вулкана. Далее от государственности произошел возврат к общинному устройству. Фактически происходило формирование социума заново.
Важным моментом является то, что на фоне материального упадка духовная культура полностью сохранилась и продолжала развиваться. Мы это можем видеть на примере произведений Гомера, которые отражают именно эту переломную эпоху.
Относится к концу минойского периода, а сам писатель жил в начале архаичной эпохи. То есть «Илиада» и «Одиссея» - единственные свидетельства об этом периоде, потому что кроме них и археологических находок о нем ничего не известно сегодня.
Архаичная культура
В это время идет бурный рост и становление государств-полисов. Начинает чеканиться монета, происходит формирование алфавита и становление письма.
В архаичную эпоху появляются Олимпийские игры, формируется культ здорового и атлетически сложенного тела.
Классический период
Все, чем увлекает нас сегодня культура Древней Греции (краткое содержание есть в статье), творилось именно в эту эпоху.
Философия и наука, живопись и скульптура, и поэзия - все эти жанры переживают взлет и неповторимое развитие. Апогеем творческого самовыражения стал Афинский архитектурный ансамбль, который до сих пор поражает зрителей своей гармонией и изяществом форм.
Эллинизм
Последний период развития греческой культуры является интересным именно благодаря своей неоднозначности.
С одной стороны, происходит объединение греческих и восточных традиций вследствие завоеваний Александра Македонского. С другой - Рим захватывает Грецию, но последняя покоряет его своей культурой.
Архитектура
Парфенон, наверное, один из самых известных памятников древнего мира. А дорические или ионийские элементы, например, колонны, присущи некоторым более поздним архитектурным стилям.
В основном развитие этого вида искусства мы можем проследить по храмам. Ведь именно в этот вид построек вкладывалось больше всего сил, средств и умений. Даже дворцы ценились меньше, чем места для жертвоприношений богам.
Прелесть древнегреческих храмов заключается в том, что это не были грозные капища таинственных и жестоких небожителей. По внутреннему устройству они напоминали обычные дома, только оборудовались изящнее и обставлялись богаче. А как по-другому, если сами боги изображались похожими на людей, с такими же проблемами, ссорами и радостями?
В дальнейшем три ордера колонн легли в основу большинства стилей европейской архитектуры. Именно с их помощью культура Древней Греции кратко, но очень емко и долговечно вошла в быт современного человека.
Вазопись
Произведения этого вида искусства наиболее многочисленны и исследованы на сегодняшний день. В школе дети изучают информацию о том, что собой представляла культура Древней Греции (кратко). 5 класс, например, - период знакомства только с мифами и легендами.
А первые памятники этой цивилизации, которые ученики видят, - это чернолаковая керамика - очень красивая и экземпляры которой служили сувенирами, украшениями и предметами коллекционирования во все последующие эпохи.
Роспись сосудов прошла несколько этапов развития. Вначале это были простые геометрические орнаменты, известные еще со времен минойской культуры. Далее к ним добавляются спирали, меандры и прочие детали.
В процессе становления вазопись обретает черты живописи. На сосудах появляются сюжеты из мифологии и повседневной жизни древних греков, человеческие фигуры, изображения животных и бытовых сцен.
Примечательно то, что художникам удавалось не только передать движение на своих картинах, но и придать персональные черты персонажам. Благодаря своим атрибутам без труда узнаются отдельные боги и герои.
Мифология
Народы древнего мира воспринимали окружающую действительность немного иначе, чем мы привыкли ее понимать. Божества были основной силой, которая отвечала за происходящее в жизни человека.
В школе часто просят сделать на тему «Культура Древней Греции» краткое сообщение, кратко, интересно и детально описать наследие этой потрясающей цивилизации. В этом случае рассказ лучше начать именно с мифологии.
Древнегреческий пантеон включал очень много богов, полубогов и героев, но основными были двенадцать олимпийцев. Имена части из них уже были известны во время крито-микенской цивилизации. Они упоминаются на глиняных табличках с линейным письмом. Примечательно то, что на данном этапе у них были женские и мужские аналоги одного и того же персонажа. Например, был Зевс-он и Зевс-она.
Сегодня мы знаем о богах Древней Греции благодаря памятникам изобразительного искусства и литературы, которые остались в веках. Скульптуры, фрески, статуэтки, пьесы и рассказы - во всем этом нашло отображение мировоззрение эллинов.
Подобные взгляды пережили свое время. Художественная культура Древней Греции, кратко говоря, оказала первостепенное влияние на становление многих европейских школ различных видов искусств. Художники эпохи Возрождения воскресили и развили идеи стиля, гармонии и формы, известные еще в классической Греции.
Литература
Много веков отделяют наше общество от социума античной Эллады, к тому же на самом деле до нас дошли всего лишь крохи от того, что было написано. «Илиада» и «Одиссея», наверное, - самые популярные произведения, благодаря которым известна культура Древней Греции. Краткое содержание (про Одиссея и его приключения) можно прочитать в любой хрестоматии, и подвиги этого мудрого человека впечатляют общество до сих пор.
Без его советов не было бы победы ахейцев в Троянской войне. В принципе, обе поэмы формируют образ правителя в идеальном свете. Критики его воспринимают как собирательный персонаж, вместивший в себя многие положительные черты.
Творчество Гомера относится к восьмому веку до нашей эры. Более поздние авторы, такие как Эврипид, внесли в свои произведения совершенно новую струю. Если до них основным было взаимоотношение героев и богов, а также проделки небожителей и их вмешательство в жизнь простых людей, то теперь все меняется. Трагедии нового поколения отражают внутренний мир человека.
Культура кратко говоря, в классический период пытается проникнуть глубже и ответить на большинство вечных вопросов. В этом «исследовании» участвовали такие направления, как литература, философия, изобразительное искусство. Ораторы и поэты, мыслители и художники - все пытались осознать многогранность мира и передать полученную мудрость потомкам.
Искусство
Классификация искусства базируется на элементах вазописи. Греческому (ахейско-минойскому) периоду предшествует крито-микенский, когда развитая цивилизация существовала на островах, а не на Балканском полуострове.
Собственно культура Древней Греции, краткое описание которой мы приводим в статье, формируется в конце второго тысячелетия до нашей эры. Наиболее древними памятниками были храмы (например, храм Аполлона на острове Фера) и росписи сосудов. Для последних характерен орнамент в виде простейших геометрических фигур. Основными данной эпохи были линейка и циркуль.
В архаический период, начавшийся около седьмого века до нашей эры, искусство становится более развитым и смелым. Появляется коринфская чернолаковая керамика, из Египта заимствуются позы людей, изображенных на сосудах и барельефах. Появляется так называемая архаическая улыбка у скульптур, которые становятся все более естественными.
В классическую эпоху происходит «облегчение» архитектуры. Дорический стиль сменяется ионическим и коринфским. Вместо известняка начинают применять мрамор, а постройки и скульптуры становятся более воздушными. Завершается этот цивилизационный феномен эллинизмом, временем расцвета империи Александра Македонского.
Сегодня во многих заведениях изучается культура Древней Греции - кратко для детей, более полно для подростков и глубоко для исследователей. Но даже при всем желании мы полностью не охватываем материал, оставленный нам представителями этого солнечного народа.
Философия
Даже происхождение этого термина - греческое. Эллинов отличала сильнейшая любовь к мудрости. Не зря во всем древнем мире именно они считались самым высокообразованным народом.
Мы сегодня не помним никого из ученых Месопотамии или Египта, знаем единицы римских исследователей, но имена греческих мыслителей у всех на слуху. Демокрит и Протагор, и Пифагор, Сократ и Платон, Эпикур и Гераклит - все они внесли огромный вклад во всемирную культуру, обогатили результатами своих опытов цивилизацию настолько, что мы до сих пор пользуемся их достижениями.
Пифагорейцы, например, абсолютизировали роль чисел в нашем мире. Они считали, что с их помощью можно не только описать все, но и даже предсказать будущее. Софисты в основном уделяли внимание внутреннему миру человека. Добро определялось ими как то, что приятно, а зло - как вещь или событие, причиняющее страдания.
Демокрит и Эпикур развивали учение атомизма, то есть то, что мир состоит из мизерных элементарных частиц, существование которых доказали только после изобретения микроскопа.
Сократ перевел внимание мыслителей от космологии к изучению человека, а Платон идеализировал мир идей, считая его единственно реальным.
Таким образом, мы видим, что особенности культуры Древней Греции, кратко говоря, отразились через призму философского мировоззрения на современной жизни человека.
Театр
Те, кто побывал в Греции, надолго запомнили потрясающее чувство, которое испытывает человек, находясь в амфитеатре. Его магическая акустика, которая даже сегодня кажется чудом, покоряет сердца уже не одну тысячу лет. Это сооружение, в котором не один десяток рядов, сцена расположена под открытым небом, а зритель, сидящий на самом дальнем месте, способен услышать то, как на сцене падает монетка. Разве не чудо инженерной мысли?
Таким образом, мы видим, что культура Древней Греции, кратко описанная выше, сформировала основы современного искусства, философии, науки и социальных институтов. Если бы не древние эллины, неизвестно, каким бы был современный образ жизни.
Урок 30. Религия древних греков.
Предмет: история.
Дата: 23.01.2012.
Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Цели: обобщить представления учащихся о религии древних греков; сосредоточить внимание ребят на общих закономерностях возникновения религиозных верований.
Ход урока
Новые понятия: пантеон.
Задание 1 – вопросы по домашнему заданию:
Каково основное содержание поэмы «Одиссея»?
Сколько лет длилось возвращение Одиссея домой?
Царём какого острова был Одиссей?
Перечислите, с какими трудностями пришлось столкнуться Одиссею и его товарищам по возвращении домой?
За что боги разгневались на Одиссея?
Задание 2 – чтение наизусть.
Заслушать учеников, желающих читать отрывки из произведения.
План изучения нового материала
Греческий пантеон богов.
Изучение вопроса плана.
Работа с учебником: найдите в учебнике рисунок «Боги и богини Греции», внимательно рассмотрите его.
Работа с классом. Во время объяснения нового материала учащиеся заполняют таблицу, которая к концу урока должна выглядеть следующим образом:
Боги |
Чему покровительствовали |
Зевс |
Бог земли и неба, царь богов и людей |
Посейдон |
Владыка морей |
Аид |
Правитель царства мёртвых |
Гера |
Царица богов и защитница семейного очага |
Артемида |
Богиня природы и покровительница охоты |
Аполлон |
Бог солнечного света, покровитель искусств |
Афина |
Богиня порядка и разума, покровительница ремесла, городской жизни |
Афродита |
Богиня любви и красоты |
Деметра |
Богиня плодородия |
Дионис |
Бог виноделия |
Гефест |
Бог огня и кузнечного дела |
Гермес |
Покровитель дорог и путников |
Арес |
Бог войны |
Вступительное слово учителя. На севере земли, населённой эллинами, находится страна Фессалия. На границе с Македонией, среди гор, со всех сторон окружающих фессалийскую равнину, возвышается гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозелёный кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег.
В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине – золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето и в чертогах светло. С неба льётся яркий голубой свет. В чертогах пируют бессмертные боги. Место, посвящённое всем богам, называют пантеоном.
На высоком золотом троне сидит Зевс – царь богов и людей. Рядом с ним его супруга Гера – царица богов и защитница семейного очага. Здесь же дети Зевса – близнецы Аполлон и Артемида, Афина, Гермес, Арес и Гефест. Каждому из богов подвластны дела и судьбы людей.
Словарная работа.
Пантеон – место, посвящённое всем богам.
Ученик 1. Но сильней из них – Зевс, сын бога Крона. Крон был рождён Ураном-небом и Геей-Землёй. Обманом и хитростью Крон низвергнул Урана. Боясь, что дети лишат его власти, Крон приказал своей жене Рее приносить ему только что родившихся малюток – он проглатывал их. Последнего сына – Зевса – она пожалела. Рея поднесла Крону спеленатый камень, и он проглотил его. Она укрыла Зевса на острове Крит, в одной из горных пещер. Пчёлы кормили его мёдом, а коза молоком. Если Зевс плакал, юноши, охранявшие пещеру, начинали военную пляску и ударами оружия по щитам заглушали крик ребёнка, чтобы Крон не узнал о его существовании. Говорят, что на Крите ещё и сейчас юноши пляшут военные танцы в честь Зевса.
Когда Зевс вырос, он заставил отца извергнуть проглоченных детей, а его самого сковал и бросил в мрачную пропасть в Тартар, куда никогда не проникает луч солнца. После победы Зевс в колеснице, запряжённой четвёркой коней, направился на Олимп вместе с другими богами. Владычество над морем он поделил со своими братьями, которые помогли ему одолеть Крона. Аид получил власть над царством мёртвых, Посейдон стал морским владыкой. Зевс же с тех пор правит небом и землёй.
Ученик 2. Зевс – сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром – всё это происходит по воле Зевса, он тучегонитель и громовержец. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный Зевсом на Земле! Взмахнёт могучий бог правой рукой и поразит клятвопреступника пламенной молнией. Поэтому те, кто клянутся, всегда призывают Зевса в свидетели. «Клянусь Зевсом!» - говорят у эллинов.
Зевс оберегает домашний порядок. У эллинов во двое каждого дома – жертвенник великого бога. Он – покровитель чужестранцев, каждый из них может найти защиту у алтаря Зевса. Во многих местах священным деревом почитается дуб. Именно под священным дубом, в роще Додоны, любит отдыхать Зевс. Свою волю Зевс может передать людям, послав священную птицу – орла. Если греки видят орла, они считают, что им будет сопутствовать удача.
Ученик 3. В городе Милете больше других богов чтут владыку морей Посейдона. Для милетян морская торговля – основа жизни. А судьба мореплавателя – в руках Посейдона. Ударит грозный бог морей своим трезубцем, и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные пенящиеся волны, как лёгкие скорлупки, швыряют они корабли, захлёстывают их или с силой разбивают о прибрежные скалы. Но отложил свой трезубец Посейдон – утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, и могут продолжить свой путь мореплаватели. А Посейдон на колеснице, запряжённой золотогривыми конями, спускается на дно моря в великолепный дворец, где живёт он со своей женой Амфитритой. Богу морей и его супруге послушны обитатели глубин – морские чудовища. Ударами трезубца он колеблет землю, сдвигает горы, создаёт бездонные пропасти, обращает вспять течение рек. Горе тому, кто оскорбит владыку морей!
Вопрос: Кто из греков на себе испытал гнев Посейдона и почему?
Ученик 4. Самый мрачный из богов – Аид – царит глубоко под землёй, в царстве мёртвых. Вход в его царство находится там, где заходит солнце, глубокая пропасть ведёт в царство Аида с поверхности земли. Нет оттуда возврата. В царстве мёртвых катят свои волны реки Стикс и Ахерон. Угрюмый перевозчик Харон перевозит души умерших через мрачные воды Ахерона. Трёхглавый пёс Цербер сторожит вход в царство Аида.
Лишь немногим могучим героям позволили боги посетить царство умерших и вернуться на землю. Одиссей побывал там и увидел тени героев Троянской войны. Поведал Одиссеею Ахилл, что лучше быть живым подёнщиком на земле, чем царём в царстве Аида. Побывал там и Геракл. Он принёс из царства мёртвых адского пса Цербера, это был один из двенадцати подвигов героя.
Вопрос: Подумайте, какая связь существует между пирамидами в Египте и царством мёртвых, где правит Аид?
Ученик 5. Душами мужчин подземного царства повелевает Аид, душами женщин – жена его Персефона, дочь богини плодородия Деметры. Аид похитил её, когда она, юной девушкой, беззащитно собирала цветы в поле. Горько плакала и отбивалась Персефона, но умчал её на колеснице, запряжённой черными конями, мрачный Аид. Жалобный крик дочери услыхала Деметра. Девять дней бродила богиня по земле, с факелами в руках искала она дочь и тёмными ночами. На десятый обратилась Деметра к всевидящему богу Солнца – Гелиосу и от него узнала, что дочь её по воле Зевса находится в царстве мёртвых.
Безгранично было горе Деметры. Ушла она от богов и, чтобы никто не мог узнать её, приняла образ старухи. Проливая горькие слёзы, блуждала она по земле. Но как только Деметра покинула Олимп, на земле стали засыхать виноградники и оливковые деревья, растения и животные погибли от засухи. Среди смертных начался голод, люди перестали приносить жертвы богам. Опасаясь гибели всего живого, Зевс послал к Деметре вестницу богов Ириду. Долго уговаривала Деметру вестница богов. Но Деметра объявила, что она не вернётся на Олимп, пока не увидит Персефону. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса, который объявил ему волю великого Зевса: Аид должен отпустить Персефону к матери. С огромной радостью бросилась Персефона к колеснице и помчалась на землю. Но перед отъездом Аид дал ей съесть гранатовое зёрнышко – символ брака – и тем навсегда связал её с царством мёртвых.
По решению Зевса две трети года – весну и лето – Персефона проводит с матерью на земле. В это время цветут деревья и цветы, а поля дают хлеб. А на треть года спускается Персефона под землю к мрачному Аиду, и земля замирает, засыхает растительность, с тем, чтобы пышно расцвести, когда вновь вернётся на землю Персефона.
Ученик 6. Много у Зевса детей, вместе с ним пирующих в светлых чертогах Олимпа. Самый прекрасный из них – бог солнечного света, покровитель искусств, златокудрый Аполлон, любимец Зевса. Без промаха разят врагов стрелы его лука. Он поразил ими страшное чудовище – дракона Пифона, жившего в Дельфийском ущелье. И с тех пор в Дельфах находится святилище Аполлона.
Чтят златокудрого бога и на Делосе, где он родился. Все умолкают, когда Аполлон появляется со своими спутницами – музами. Их девять, и каждая из них – покровительница науки или искусства. С восторгом внимают боги хору муз и игре Аполлона на струнах.
Дивно играет прекрасный бог, но не переносит он ни насмешек, ни замечаний. Жестоко наказал Аполлон фригийского бога полей, сатира Марсия, за то, что тот дерзнул состязаться с ним в музыке. Победу присудили Аполлону, а Марсия Аполлон повесил, содрав с него кожу.
Ученик 7. Боятся люди встреч с сестрой Аполлона, вечно юной прекрасной Артемидой – богиней природы и покровительницей охоты. С колчаном за спиной и луком в руках, лёгкая и быстрая, она преследует дичь по горам и лесам. Её любимые спутницы и подруги – нимфы – богини полей и лесов. Охотники посвящают Артемиде первых убитых животных, головы и клыки кабанов. Горе смертному, который приблизится к юной богине! Стрелы её так же метко разят, как и стрелы божественного Аполлона. Жестоко расправились Аполлон и Артемида со смертной женщиной Ниобой, оскорбившей их мать Латону. Семь сыновей и семь дочерей было у Ниобы. Возгордившись, отказалась Ниоба приносить жертвы Латоне, родившей только двух детей. Услышав жалобы матери, перебили Аполлон и Артемида всех детей Ниобы мелкими стрелами. Окаменела от горя несчастная мать, она превратилась в скалу, из которой бьёт источник. Вечно плачет Ниоба о своих детях.
Ученик 8. Нет на Олимпе богини, прекраснее Афродиты. Из белоснежной пены морских вод родилась прекрасная богиня, близ острова Киферы. Поэты называют её «рождённою из пены». Раньше всего начали чтить Афродиту жители островов Киферы и Кипра, где росла прекрасная богиня. С радостью приняли её боги Олимпа в свои чертоги. Куда ни ступит богиня – повсюду благоухают цветы. Дикие звери следуют за ней, как ручные. Афродита – богиня любви и красоты. Она добра и нежна ко всем, кроме тех, кто любит лишь самого себя. Так, ею был наказан холодный и гордый красавец юноша Нарцисс, влюбившийся в собственное отражение в воде. Не ел и не пил Нарцисс, любуясь самим собой. Измученный голодом и тоскою, он умер, но тела его не нашли. На том месте, где умер Нарцисс, вырос белый красивый цветок.
Ученик 9. Страшен и людям, и богам кровожадный Арес – бог войны. Фракию, где живут воинственные племена, считают родиной Ареса. В честь Ареса воины, идущие в бой, издают дикий воинственный клич. С мечом в руке, в полном вооружении носится Арес на колеснице по полю боя. Ужасен Арес во время битвы. Он разит даже тех, кому обещал помощь. Не любит Ареса великий Зевс. Не раз побеждала Ареса любимая дочь Зевса – грозная и воинственная Афина. В полном вооружении, в шлеме и с острым копьём вышла Афина из головы Зевса. Вздрогнул Олимп, когда богиня спустилась на землю. Грозная богиня помогала героям Эллады. Она вернула на родину Одиссея. Афину почитают как покровительницу городской жизни. Она богиня порядка и разума, покровительница ремесла. Любимому городу – Афинам – богиня подарила священное оливковое дерево. Она научила эллинов различным ремёслам и сама была искусна в различных мужских и женских работах. Аргонавтам она помогала строить корабль, а эллинам, сражавшимся под Троей, - деревянного коня. Особенно искусна богиня Афина в ткачестве.
Как и все боги, Афина не выносит соперничества смертных. В безобразного паука превратила она девушку Арахну, осмелившуюся состязаться с ней в искусстве ткать покрывало. Работа Арахны не уступала по красоте покрывалу богини, но за дерзость девушка была жестоко наказана.
Ученик 10. Не только Афина искусна в ремёслах. Славится своим ремеслом и бог Гефест. Маленького Гефеста, хилого и некрасивого сбросила с Олимпа рассерженная Гера. Но его укрыла богиня Фетида на дне моря. Там научился он ковать «кольца витые, застёжки, уборы волос, ожерелья». По просьбе Фетиды Гефест выковал чудесное вооружение её сыну – славному герою Ахиллу.
Гефест – бог огня и кузнечного дела.
Сделал Гефест и золотое кресло для Геры. Кресло было очень красиво, но, едва богиня села в него, её обвили несокрушимые путы, и она уже не могла подняться. Только Гефест мог освободить Геру, но нелегко было уговорить его сделать это. Тогда богу огня и кузнецов поднесли чашу вина. Забыл свои обиды Гефест, освободил Геру и остался среди богов. Он построил золотой дворец для богов на Олимпе.
Ученик 11. Искусен и Гермес – быстрый вестник богов, покровитель дорог и путников. В Элладе на всех перекрёстках стоят каменные столбы с головою Гермеса наверху – гермы. Он провожает души умерших в подземное царство Аида, заботится о стадах и заблудившихся овцах. Покровительствует Гермес и торговым делам, посылая богатство. Он научил людей азбуке и искусству счёта, изобрёл для них меры веса. Гермес хитёр, ловок и изворотлив. Он искусный вор. Ещё ребёнком он угнал стадо коров у Аполлона. Весёлый проказник Гермес любит пошутить над богами – он украл однажды у Зевса скипетр, у Посейдона – трезубец, у Ареса – меч, а у Аполлона – лук и золотые стрелы. Гермеса чтут путешественники, купцы и даже воры.
Заключительное слово учителя. Таковы греческие боги. Они прекрасны и могущественны. Прошли столетия. Опустели склоны горы Олимпа, исчезли густые леса. Никто не верит теперь в то, что на вершине Олимпа живут боги. Люди больше не молятся олимпийским богам, как не молятся и богам древних египтян. От веры в олимпийских богов остались только легенды, или мифы, как мы их называем. Изучая мифы древних греков, учёные доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим силам и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить.
Изучая мифологию древних греков, можно узнать много полезного. Без знания древнегреческой мифологии нельзя изучать искусство, так как на протяжении многих веков замечательные художники и скульпторы, писатели и поэты всех стран использовали древние мифы в живописи, скульптуре, музыке, литературе.
Материал учебника
Боги Греции. Греки верили, что главные боги живут большой семьёй в роскошных дворцах на вершине горы Ол и мп. Три брата – Зевс, Посейдон и А и д – поделили между собой власть над миром. Зевс стал господствовать на небе, Посейдон – на море, Аид – в «царстве мёртвых».
Олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях. Они бывают своенравны, жестоки, коварны и мстительны. Порою ссорятся между собой. Вмешиваются в дела людей, участвуют в их войнах, наказывают тех, кто осмеливается нарушить их волю. Действиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времён года, неурожаи, болезни.
Основные занятия греков имели своих богов-покровителей: Дем е тру, Дион и са, Гефеста и других. Греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания.
Миф о Деметре и её дочери Персефоне. Юная красавица Персеф о на собирала цветы на лугу. Внезапно разверзлась земля, и перед ней предстал бог Аид – мрачный владыка подземного «царства мёртвых».
О, прекрасная Персефона! Не противься воле Зевса. Царь богов отдал тебя мне в жёны.
Аид схватил испуганную деву, посадил на золотую колесницу и умчал на быстрых конях в свои подземные владения. Там блуждают тени умерших, туда не проникают лучи солнца. Вход в царство Аида охраняет Ц е рбер – чудовищный свирепый пёс с тремя головами и змеиным хвостом.
Погрузилась в печаль мать Персефоны – богиня земледелия Деметра. Гневается она на Зевса за то, что отдал он Персефону Аиду. От тоски Деметры сохнут колосья на пашнях, облетают листья с деревьев, вянут цветы, желтеет трава. Голод грозит всему живому.
Встревожился Зевс и послал к Аиду вестника богов Герм е са. В золотых крылатых сандалиях и с волшебным жезлом в руке появился Гермес во дворце Аида.
О, владыка умерших! Отпусти к матери Персефону. Две трети года будет жить она на земле и одну только треть в твоём, внушающем ужас царстве.
В один миг доставил Гермес Персефону к матери. Обняла любимую дочь Деметра. От её радости распустились цветы, зазеленели пашни и виноградники.
Миф о Прометее. Некогда люди жили в тёмных пещерах, не знали огня, не умели разводить скот и выращивать полезные растения. Грозный Зевс решил истребить их всех до единого. Никто не осмелился противиться Зевсу, но внук богини Земли Пром е тей посмел: он спас несчастных от гибели. Прометей научил людей строить дома из камня, пахать поле на быках, запрягать в повозки коней, шить прочные паруса и плавать по морям. Благодаря Прометею люди овладели письмом и счётом.
Вопреки запрету Зевса Прометей похитил огонь в кузнице своего друга бога Гефеста и принёс его людям. Повелел тогда Зевс Гефесту приковать ослушника цепями к дикому утёсу. Проклиная своё ремесло кузнеца, сострадая другу, выполнил Гефест волю Зевса. Велики были муки Прометея: каждый день прилетал к утёсу орёл и клевал его печень, а за ночь она отрастала вновь.
Спасло Прометея его умение предсказывать будущее. В ту пору Зевс задумал новый брак, на этот раз с морской богиней Фет
и
дой.
Прометей открыл ему роковую тайну: Фетиде суждено родить сына, который станет сильнее своего отца. Боялся Зевс потерять власть, отбросил мысли о женитьбе. Кончились и мучения Прометея. По воле Зевса его сын Геракл застрелил орла, разбил оковы и освободил страдальца. А Фетида вышла замуж за смертного человека и родила будущего героя Троянской войны – Ахиллеса.
Миф о Дионисе и морских разбойниках.
На пустынный берег моря вышел юноша небывалой красоты. Это был бог Дионис. Некогда он научил людей разводить виноград и делать вино.
Вдали виднелся парус. То был корабль морских разбойников.
Эй, рулевой, - приказал главарь пиратов. – Правь к берегу! Вон юноша. Схватить его, связать и привести сюда!
Приказ был выполнен. Но чудо! Верёвки упали с рук пленника.
«Безумцы! – закричал рулевой, - вы захватили бога!» - «Замолчи, - оборвал его главарь. – Мы продадим юнца, и быть ему рабом».
Вдруг лоза винограда обвила мачту, по кораблю зажурчали струи вина. Вмиг Дионис изменил облик и предстал в образе рычащего льва. От ужаса пираты попрыгали в море и превратились в дельфинов.
Лишь рулевого пощадил Дионис.
Мифы о Геракле.
Вот некоторые из подвигов Геракла – сына Зевса и смертной женщины.
Лев чудовищной величины нападал на скот и на людей. Геракл отправился в горы на поиски льва. Наконец, он увидел страшного зверя с косматой гривой. Геракл пустил в него из лука одну за другой три стрелы. Но стрелы отскочили от твёрдой шкуры, не причинив хищнику вреда! Грозно зарычал лев и бросился на отважного героя. Как молния мелькнула дубина Геракла. Оглушённый ударом, лев упал на землю. Геракл задушил зверя.
Царь А вгий обещал отдать десятую часть своих стад Гераклу, если тот сумеет всего за день очистить от грязи скотный двор: животные на нём стояли по шею в навозной жиже. Геракл, завалив камнями русло двух речек, изменил их течение. Водяные потоки хлынули на скотный двор и унесли весь навоз.
Царь города Микены поручил Гераклу принести три золотых яблока из волшебного сада на краю света. По дороге Гераклу пришлось бороться со злым силачом Ант е ем – сыном богини Земли Г е и. Как только Геракл бросал Антея на землю, мать давала ему новые силы. Тогда Геракл поднял Антея на воздух и задушил его. На краю света стоял великан Атл а нт и держал на плечах небесный свод. «Я принесу для тебя яблоки, сын Зевса, - обещал он, - а ты подержи-ка за меня небо!» Тяжелейший груз опустился на плечи Геракла, пот покрыл его тело… Вернулся, наконец, Атлант. Предложил, что сам отнесёт яблоки в Микены. Притворившись, будто согласен, Геракл лишь пожелал сделать себе подушку из травы, чтобы положить её на плечи. Встал великан на своё место, а Геракл взял яблоки и сказал: «Прощай, Атлант, только одному тебе под силу держать небесный свод!»
Вопросы и задания самоконтроля.
Какие явления природы отразились в религиозных верованиях греков? Какие занятия людей?
Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря?
Что привлекает нас в героях мифов о Геракле и Прометее?
Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного Бога, создавшего весь мир?
Современный мир многим обязан древней Греции . Это сравнительно небольшое государство оказало огромное влияние на развитие всех областей жизни человека. Возьмем, к примеру, мифы, которые являются отражением жизни человека, как в те времена, так и сегодня. Представления о мире – о человеке, медицине, политике, искусстве, литературе - в глобальном масштабе зарождались именно в Греции. Это государство было расположено на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря. Соответственно, на такой сравнительно небольшой территории размещалось небольшое количество населения, но, как говорил Александр Македонский «Один грек стоит тысячи варваров». Греция выделялась среди других государств – Вавилонии, Египта и Персии – и не без оснований.
Карта древней Греции
Древнейшие времена Древней Греции
Территорию Древней Греции принято условно делить на три части: Южную, Среднюю и Северную. В Южной части располагалась Лаконика, более известная как Спарта. Афины – главный город Греции – находился в Средней части государства, наряду с такими областями, как Аттика, Этолия и Фокида. Эта часть была отделена от Северной практически непроходимыми горами и разделяла Афины и Фессалию, которая на сегодняшний день сама по себе является крупным историческим центром.
О населении Древней Греции можно судить по многочисленным примерам искусства, которые сохранились практически в первозданном виде – это скульптуры, фрески и элементы живописи. В любом музее мира Вы найдете зал древнегреческого искусства, где Вы увидите множество изображений высоких, стройных людей с идеальным телосложением, со светлой кожей и темными вьющимися волосами. Античные историки называют их пеласгами – народом, населявшим острова Эгейского моря в III тысячелетии до н.э. Несмотря на то, что их занятия ничем не отличались от занятий других древних народов и включали в себя скотоводство и земледелие, нужно отметить, что их земля была сложной для обработки и требовала использования особых навыков.
Народы Греции и их развитие
Населявшие Грецию почти пять тысяч лет назад, были изгнаны из своих земель ровно в том же тысячелетии, в котором появились. Причиной тому стали вторгнувшиеся с севера ахейцы, чье государство было также расположено на острове Пелопонесс со столицей в Микенах. Это завоевание носило эпохальный характер, так как ознаменовало начало ахейской цивилизации, которую, постигла та же печальная судьба – в конце XIII века до н.э., так же, как в свое время вторглись в греческие земли ахейцы, на эту территорию пришли дорийцы. К сожалению, завоеватели уничтожили практически все города и все ахийское население, хотя сами, при этом, находились на более низкой ступени развития цивилизации. Этот факт не мог не отразиться на культуре Древней Греции. Была забыта древнейшая письменность, созданная еще пеласгами, не говоря уже о том, что прекратилось строительство и развитие орудий труда. Этот период, который принято заслуженно называть «темным» продлился ни много, ни мало с XII по IX вв н.э. Среди городов все так же выделялись Афины и Спарта, где находились два антагонистических общества.
Так, в Лаконике (Спарте) наместниками были два царя, которые правили, передавая свою власть по наследству. Тем не менее, несмотря на это, реальная власть была в руках старейшин, которые принимали законы и занимались судейством. Любовь к роскоши в Спарте сурово преследовалась, а главной задачей старейшин было не допустить классового расслоения общества, для чего каждая греческая семья получала от государства надел земли, который должна была обрабатывать без права получения дополнительных территорий. Вскоре спартанцам было запрещено заниматься торговлей, земледелием и ремеслами, был провозглашен лозунг, что «занятием каждого спартанца является война», которая и должна была полностью обеспечивать население Лаконики всем необходимым для жизни. О нравах спартанцев красноречиво говорит тот факт, что воинов могли изгнать из отрядов только потому, что он не до конца съел свою порцию еды на общей трапезе, что говорило о том, что он пообедал на стороне. Более того, раненный спартанец должен был умирать на поле боя молча, не показывая нестерпимой боли.
Главным соперником Спарты была нынешняя столица Греции – Афины . Этот город был центром искусств, а люди, населявшие его, были полной противоположностью грубых и жестких спартанцев. Тем не менее, несмотря на легкость и беззаботность жизни, именно здесь появилось слово «тиран». Изначально оно имело значение «властитель», но когда власти Афин начали заниматься откровенным грабежом населения, это слово приобрело тот оттенок, которое имеет по сей день. Мир в разоренный город внес царь Солон – мудрый и добрый правитель, который сделал очень много для улучшения жизни горожан.
VI век принес жителям Греции новые испытания – опасность исходила от персов, которые достаточно быстро покорили Египет, Мидию и Вавилонию. Перед лицом Персидской державы народы Греции объединились, позабыв о вековых распрях. Конечно, центр армии составляли спартанцы, посвятившие свои жизни военному делу. Афиняне же, в свою очередь, занялись строительством флотилии. Дарий недооценил мощь греков и проиграв первое же сражение, которые увековечено в истории тем, что радостный гонец пробежал из Марафона в Афины, чтобы сообщить радостную весть о победе, и, преодолев 40 км, упал замертво. Именно памятуя о том событии, спортсмены бегут «марафонскую дистанцию». Ксеркс, сын Дария, заручившись поддержкой и помощью завоеванных государств, тем не менее, проиграл ряд важнейших сражений, и отказался от любых попыток завоевать Грецию. Таким образом, Греция стала самым влиятельным государством, что дало ей ряд привилегий, особенно Афинам, которые стали столицей торговли в Восточной Средиземноморье.
Объединилась Спарта с Афинами в следующий раз перед лицом македонского завоевателя Филиппа II, который, в отличие от Дария, быстро сломил сопротивление греков, установив власть над всеми областями государства, кроме Спарты, которая отказалась подчиняться. Таким образом, закончился Классический периода развития эллинских государств и начался расцвет Греции в составе Македонии. Благодаря Александру Македонскому, греки и македоняне к 400 году до н.э. стали полновластными хозяевами всей Передней Азии. Эллинистическая эпоха закончилась в 168 г до н.э., когда начались масштабные завоевания Римской Империи.
Роль греческой цивилизации в истории развития мира
Историки сходятся во мнении, что культурное мировое развитие было бы невозможно без того наследия, которое оставила нам Древняя Греция . Именно здесь были заложены те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется современная наука. Первые философские понятия были сформулированы именно здесь, определив основу развития духовных ценностей всего человечества. Греческий философ Аристотель заложил основы представлений о материальном и нематериальном мире, греческие спортсмены стали первыми чемпионами первых Олимпийских Игр. Любая наука или сфера искусства так или иначе связана с этим великим Древний государством – будь то театр, литература, живопись или скульптура. «Илиада» - главное произведение, дошедшее до наших дней, очень ярко и красочно рассказывает об исторических событий тех времен, об укладе жизни древних элейцев, и, что более важно, посвящено реальным событиям. Вклад в развитие истории внес известный греческий мыслитель Геродот, чьи труды были посвящены греко-персидским войнам. Вклад Пифагора и Архимеда в развитие математики невозможно переоценить. Более того, древние греки были авторами многочисленных изобретений, которые использовались, в первую очередь, в ходе военных действий.
Отдельного внимания заслуживает греческий театр, который представлял собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для артистов. Такая архитектура предполагала создание отличной акустики, а зрители, сидящие даже на дальних рядах, могли слышать все реплики. Примечательно, что актеры скрывали свои лица под масками, которые делились на комические и трагические. Трепетно почитая своих богов, греки создавали их статуи и скульптуры, которые до сих пор удивляют своей красотой и совершенством.
Особое место Древней Греции в мировой античной истории делает ее одним из самых загадочных и удивительных государств в древнем мире. Прародительница наук и искусства Греция по сей день приковывает в себя внимание всех, кто увлекается мировой историей.
Периоды древней Греции. История развития
Ранний период (1050-750 год до н. э.)
Вслед за окончательной , знавшей письменность, - последней из славных цивилизаций эгейского бронзового века, материковая Греция и острова у ее побережья вступили в эпоху, именуемую некоторыми историками «Темный век» . Однако, строго говоря, данный термин скорее характеризует перерыв в исторических сведениях, которые касаются временного интервала, начавшегося около 1050 года до н. э., нежели отсутствие знаний или исторического опыта у тогдашнего населения Эллады, хотя письменность и была утрачена. В действительности как раз в это время, время перехода в железный век, начали появляться политические, эстетические и литературные черты, присущие затем классической Элладе. Местные вожди, называвшие себя парями, управляли небольшими, тесно между собой связанными сообществами - предтечами древне-греческих городов-государсгв. Очевиден следующий этап в развитии расписной керамики, которая стала проще по форме, но вместе с тем прочнее; ее внешний вид, как свидетельствует показанный справа сосуд , приобрел новое изящество, гармоничность н соразмерность, ставшие отличительными чертами позднейшего греческого искусства.
Пользуясь смутными воспоминаниями , троянцев и других , странствующие певцы слагали повествования о богах и простых смертных, придавая поэтическую образность греческой мифологии. К концу этого периода грекоговорящие племена заимствовали у алфавит и приспособили его к своему языку, что позволило записать многие сказания, долго хранившиеся в устной традиции: лучшие среди них из дошедших до нас - гомеровские эпосы «776 год до н. э. , принято считать началом последующего непрерывного подъема греческой культуры.
Период Архаики (Архаический) (750-500 год до н. э.)
В VIII веке побуждаемые ростом населения и благосостояния эмигранты из древней Греции в поисках новых сельскохозяйственных угодий и торговых возможностей растеклись но всему Средиземноморью. Греческие поселенцы в чужих странах, однако, стали не просто подданными городов, основывавших колонии, а отдельными, автономными политическими образованиями. Дух независимости, владевший поселенцами, а так же потребность в совместных действиях для поддержания каждого сообщества породили такую политическую единицу, как полис. Во всем греческом мире предположительно насчитывалось до 700 подобных городов-государств . Иностранные культуры, с которыми в этот период экспансии Эллада вступала в контакт, воздействовали на греков самым различным образом.
Геометрическая роспись керамики уступила место изображениям животных и растительным рисункам в восточном стиле, а также детализированным мифологическим сценам нового чернофигурното стиля вазописи (см. ниже в галерее фото ниже). Художники, работавшие с камнем, глиной, деревом и бронзой, начали создавать монументальные скульптуры человека Типичная для архаики статуя Куроса (фото слева) несет явные следы египетского влияния, но в то же время демонстрирует зарождающееся стремление к симметрии, легкости и реализму. В седьмом столетии появляются первые подлинно греческие храмы, украшенные протяженными фризами и колоннами дорического ордера (см. ниже в галерее фото). Лирическая и элегическая поэзия, глубоко личная и эмоционально насыщенная, приходит на смену высокопарным стихам прошлого. Развитие торговли способствует широкому распространению изобретенной лидийцами чеканки монет. На материке в это же время Спарта вводит у себя такую политическую систему, в которой особое значение придается жесткому управлению и дисциплине, и становится в результате крупнейшим и наиболее могущественным городом-государством того периода. Афины , напротив, меняют и кодифицируют законы, заботясь о справедливости и равенстве, открывают доступ в правящие органы все большему числу граждан и закладывают основы демократии.
Классический период (500-323 год до н. э.)
Классический период в античной Греции, когда здесь невероятно быстро расцвели искусства, литература, философия и политика, ограничен временем войн с двумя иностранными державами - Персией и Македонией. Победа эллинов над персами породила новый дух сотрудничества между разными городами-государствами и Афинами, чей флот сыграл решающую роль, обеспечив благоприятный перелом в ходе борьбы с так называемыми варварами. Дань, шедшая от союзников в афинскую казну в обмен на военную защиту, обеспечила афинянам возможность приумножить свои и без того значительные богатства и гарантировала этому городу политическое, культурное и экономическое верховенство во всем Средиземноморье. Практически всем гражданам Афин, независимо от финансового положения, был обеспечен доступ к выборным должностям, и за исполнение соответствующих обязанностей они получали вознаграждение. За государственный счет скульпторы, архитекторы и драматурги работали над произведениями, которые до сих пор остаются высшим творческим достижением человечества. Показанная, например, справа бронзовая статуя Зевса высотой 213 сантиметров дает в концентрированном виде представление о мастерстве художников классической Эллады (древней Греции), которые воспроизводили в своих произведениях человеческое тело с необыкновенным динамизмом. Греческие философы, историки и специалисты в области естественных наук оставили образцы рационального теоретического анализа.
В 431 году застарелая вражда между Афинами и Спартой вылилась в войну, продлившуюся почти 30 лет и закончившуюся поражением афинян. Десятилетия непрерывных сражений привели к ослаблению политического влияния во многих городах-государствах, где не прекращались жестокие распри. Расчетливый и честолюбивый македонский царь Филипп II сумел извлечь выгоду из подобного хаоса и вскоре стал хозяином всей территории древней Греции. Филиппу не удалось завершить строительство империи, он был убит, и на трон взошел его сын Александр . Всего 12 лет спустя Александр Великий (Македонский) умер, но оставил после себя державу, раскинувшуюся от Адриатики до Мидии (см. ниже в галерее фото).
Эллинистичекий период (323-31 год до н. э.)
На развалинах империи Александра после почти 50-летней ожесточенной борьбы за его наследство возникли три крупные державы: Македония, Египет Птолемеев и государство Селевкидов , простиравшееся от современной Турции до Афганистана. Поражает то , что от македонской столицы Пеллы на западе и до Ай-Ханума на востоке язык, литература, политические институты, изобразительное искусство, архитектура и философия в городах и поселениях, возникших в результате походов Александра, после его смерти остались безусловно греческими. Последующие цари подчеркивали свое родство с Элладой, особенно с Александром: на рисунке слева показана фракийская серебряная монета , на которой он изображен с бараньими рогами Зевса-Амона - бога, имеющего корни и на Востоке, и на Западе. Обладая обшим языком, находка, под влиянием постоянных торговых контактов, сохраняя письменные тексты и привлекая к себе многочисленных путешественников, эллинистический мир делался все более и более космополитичным.
Процветали образование и просвещение, создавались библиотеки - среди них была и Великая Александрийская библиотека , где насчитывалось около полумиллиона томов. Но греческие правящие классы отказывались допускать в свои ряды рядовых подданных, и обширные новые царства повсюду сотрясались от внутренних смут. Неуклонно слабеющая и нищавшая Македония в 168 году до н. э. попала под господство. Один за другим объявляли себя независимыми губернаторы провинций в державе Селевкидов, образовавшие множество мелких государств с династической формой правления. Из царств, на которые распалась империя Александра, бастионом стоял еще Египет Птолемеев. Клеопатра VII, последняя в этом роду (и единственная, кто выучил язык подвластного населения), покончила самоубийством, когда римляне победили при Акции. Однако хотя и удалось подчинить все Средиземноморье, господство латинян еще не означало прекращение греческого влияния: римляне впитали культуру древней Греции и увековечили эллинское наследие так, как не смогли бы и сами греки.
Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у того или другого писателя или художника с тем или другим божеством соединяются те или другие общие или мифологические (и мифографические) представления.
Мы знаем, далее, разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ - «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах - Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арей, Афродита, Гермес, Гестия). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение - даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и какой где или где какой почитался преимущественно (например, Зевс - в Додоне и Олимпии, Аполлон - в Дельфах и на Делосе, Афина - в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий - в Епидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).
Можно различить, далее, культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.
Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные уклонения, создавала те или иные комбинации. Далее, если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.
Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования). Это почитание выражалось чисто внешним образом - посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), - участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины; затем, и гражданам, и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел, искать удовлетворения своим религиозным потребностям. Надо думать, что и вообще почитание богов было внешним; внутреннее религиозное сознание было, с нашей точки зрения, наивным, и в народной массе суеверие не уменьшалось, а росло (особенно в более позднее время, когда оно нашло себе пищу, шедшую с Востока); зато в образованном обществе рано началось просветительное движение, сначала робкое, потом все более энергичное, одним концом своим (отрицательным) задевшее и массу; религиозность мало слабела в общем (а иногда даже - хотя и болезненно - возвышалась), но религия, то есть старые представления и культы, постепенно - особенно по мере распространения христианства - теряла и свой смысл, и своё содержание. Приблизительно такова, в общем, внутренняя и внешняя история греческой религии за время, доступное более близкому изучению.
В туманной области первоначальной, исконной греческой религии научная работа наметила лишь некоторые общие моменты, хотя они и ставятся обыкновенно с излишней резкостью и крайностью. Уже древняя философия завещала троякое аллегорическое объяснение мифов: психологическое (или этическое), историко-политическое (не совсем верно называемое евгемерическим) и физикальное; возникновение же религии она объясняла из индивидуального момента. Сюда примкнула и узкотеологическая точка зрения, и в сущности на этом же основании была построена «Символика» Крейцера («Symbolik und Mythologie der alt. Völker, bes. der Griechen», нем. Kreuzer, 1836), как и многие другие системы и теории, игнорировавшие момент эволюции.
Постепенно, однако, приходили к сознанию, что древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, что смысл мифов следует искать не позади их, а в них самих. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов - с физикальной (например, Форкхаммера, нем. Forchhammer) или только с исторической точки зрения (например, Мюллера, нем. К. О. Müller).
Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие - на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п.) особенностей. Со временем пришлось так или иначе признать и исконное значение восточных элементов в греческой религии. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию». Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения; но - не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений - оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеapийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по М. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы - преимущественно к солнцу, или луне, или к грозам.
Более молодая школа сравнительной мифологии считает небесные божества результатом дальнейшего, искусственного развития первоначальной «народной» мифологии, знавшей лишь демонов (фольклоризм, анимизм). В последнее время усилилась реакция против индоевропейской мифологии. Превосходное изложение и критику этой сравнительной индогерманской мифологии, равно как и других объяснений возникновения культа и мифа, можно найти в первой главе труда О. Группе «D. griech. Kulte und Mythen in ihr. Bez. zu den orient. Religionen» (нем. О. Gruppe, т. 1, 1887).
В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Под этой оболочкой кроются и общеарийские элементы, но их часто столько же трудно выделить от специально греческих, как и вообще определить начало чисто греческой культуры. Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную; наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).
Не без влияния осталось местное и культурное расчленение эллинского мира; несомненно также присутствие восточных элементов в греческой религии. Слишком сложной и слишком трудной задачей было бы объяснить исторически, хоть в самых общих чертах, как постепенно уживались между собой все эти моменты; но кое-каких знаний и в этой области можно достигнуть, исходя особенно из переживаний, сохранившихся и во внутреннем содержании, и во внешней обстановке культов, и считаясь притом по возможности со всей древнейшей исторической жизнью эллинов (путь в этом направлении указал особенно Куртинс в своих «Studien z. Gesch. d. griech. Olymps», в «Sitzb. d. Berl. Akad.», нем. E. Curtins, 1890). Знаменательно, например, отношение в греческой религии великих богов к божествам мелким, народным, и надземного мира богов к подземному; характеристично почитание усопших, выразившееся и в культе героев; любопытно мистическое содержание греческой религии.
Сложно говорить кратко о Древней Греции. Ведь эта страна оказала огромное влияние на становление не только западной культуры, но и всей мировой цивилизации. Представления европейцев о политике, философии, архитектуре, литературе, медицине, астрономии, искусстве базируются на представлениях древних греков.
Нельзя, к примеру, считать человека образованным, если он не знает основ греческой мифологии. В любой картинной галерее без этих знаний вообще невозможно понять, что изображено на большинстве полотен. Европейские языки содержат в себе большой процент греческих определений и слов. А в русском языке кириллица базируется на греческой письменности.
Удивительно то, что такую огромную роль в истории человеческой цивилизации сыграл немногочисленный народ, населявший небольшую территорию. Люди жили в городах-государствах, расположенных в самой южной части Балканского полуострова.
Даже в эпоху их расцвета общее население жителей не превышало одного миллиона человек. Это было гораздо меньше, чем в Египте, Персии, Вавилонии, а также других великих древних монархиях. Но все мы знаем, что часто дело заключается вовсе не в количестве, а в качестве. Александр Македонский говорил, что одного эллина (древнего грека) можно приравнять к сотне варваров.
Варварами жители Балканского полуострова называли народы, живущие по соседству. Это определение распространялось и на восточные державы. Сами же греки считали себя флагманами человеческой цивилизации. Следует заметить, что это мнение во многом правильное.
Природные особенности Греции
Природа поделила Балканский полуостров на три части. Это северная, средняя и южная. Северная часть начинается южнее Македонии. В древнюю эпоху она включала в себя расположенные на севере полуострова государства. В настоящее время здесь находятся исторические области Эпир и Фессалия.
Средняя часть Греции отделена от севера высокими горами. Связь осуществляется через Фермопильский проход по побережью Эгейского моря. В древности здесь располагались такие области как Беотия, Этолия, Фокида, а также самая развитая и богатая из них Аттика. Её основным центром был город Афины .
Южную часть представляет полуостров Пелопоннес. От средних областей он отделён Коринфским перешейком. Здесь главной областью считалась Лаконика. Современным людям она больше известна по имени сильного в военном отношении города Спарты .
Возле Балканского полуострова располагается множество островов, находящихся в Эгейском море. Самыми крупными из них считаются Крит, Родос , Эвбея, Хиос, Лесбос . Древние люди также населяли восточное побережье Эгейского моря. В этих местах располагались такие области как Кария, Иония, Эолида.
Каждому понятно, что гористая местность ограничивает участки, пригодные для земледелия. Здесь требуется большое мастерство, чтобы обрабатывать землю. Поэтому с пашнями и урожаем в этих местах было тяжело. Зато изрезанная и трудно проходимая береговая линия стала причиной быстрого развития мореплавания.
Древнейшая эпоха
В древнейшую эпоху земли Древней Греции населяли люди, которых называли пеласгами. Кожа у них была светлой, а волосы тёмными. В III тысячелетии до н. э. они владели письменностью, жили в укреплённых поселениях, занимаясь различными ремёслами и земледелием.
В конце указанного тысячелетия на благодатные земли вторглись захватчики с севера Балканского полуострова. Историки называют их протогреками, но больше они известны как ахейцы. В результате агрессии коренное население было либо уничтожено, либо вытеснено со своих законных земель. Оставшиеся в живых и сумевшие приспособиться к новой ситуации смешались с захватчиками.
Город Микены
Ахейцы создали крупные города-государства. Самым большим и сильным из них стал город Микены. К этому же периоду относится и возникновение города Трои. Его населяло племя тевкров. Гомер в VIII веке до н. э. написал поэму, рассказывающую о походе ахейцев против троянцев.
Долгое время историки считали Троянскую войну вымыслом. Но археолог Г. Шлиман в XIX веке обнаружил развалины древнего города и выдвинул идею, что тот был уничтожен сильным пожаром. Пожирающий всё огонь мог возникнуть в результате осады и штурма Трои ахейскими войсками.
Минойская цивилизация
Говоря кратко о Древней Греции, следует упомянуть и остров Крит. Это была процветающая местность в 2000-1400 годах до н. э. Данный период обозначается как Минойская цивилизация или Минойская культура.
Название произошло от роскошного дворца в городе Кноссе. В нём, по древнему преданию, жил царь Минос. Под его властью находился весь остров. Именно по приказу Миноса был построен огромный флот. С его помощью грозный владыка подчинил себе соседние острова. Считается, что даже гордые Афины платили дань всесильному властелину.
Древнегреческая посуда
Однако, как говорил царь Соломон, всё проходит. В конце XV века до н. э. на Крите случился природный катаклизм. В результате этого Минойская цивилизация погибла. Специалисты полагают, что всему причиной стало извержение вулкана на острове Фера. Извержение вызвало цунами . Огромная волна уничтожила критские города вместе с жителями. После этого ахейцы заняли остров Крит и расселились на нём.
Есть все основания считать, что именно природный катаклизм на Крите стал источником легенды об Атлантиде . Люди переиначили историческую правду и придумали могучую державу, существовавшую на огромном материке в Атлантическом океане.
Архаическая эпоха
Ахейцы, расселившиеся на Балканах, жили спокойно и благополучно до конца XIII века. Именно в это время на благодатных и сытых землях Древней Греции появились народы моря . О них практически ничего неизвестно. Лишь древнеегипетские источники описывают их как стройных белолицых людей с тёмными и светлыми волосами.
Эти воинственные племена уничтожили большую часть ахейских городов. Их население было вырезано. Спаслись лишь те, кто успел уйти в горы и поселился в труднодоступных местах.
Предполагается, что освободившиеся земли заселили дорийцы. Этот народ стоял на гораздо более низкой ступени развития. Поэтому культура пришла в упадок. Прекратилось строительство каменных зданий, а орудия труда стали примитивными и грубыми. Старую письменность забыли, а новую не создали. Период всеобщего упадка пришёлся на XII-IX века до н. э. Историки называют его «тёмными веками».
На Балканах люди жили в небольших селениях, которыми управляли местные царьки. Костяк общества составляли патриархальные семьи, имевшие собственное хозяйство. В то время рабов был чрезвычайно мало. Владели ими лишь храмы, святилища и правители.
Но вот наступил VIII век до н. э. Характеризуется он быстрым подъёмом во всех сферах жизни. Всего за 200 лет произошли кардинальные изменения в древнегреческом обществе. Что послужило причиной стремительной эволюции - непонятно. Но на месте убогих селений появились процветающие города-государства.
Стали быстро развиваться торговля и денежное обращение. Возникла новая письменность, в основу которой лёг финикийский алфавит. Началось строительство храмов, театров, стадионов, общественных зданий. Греческие корабли начали бороздить воды всего Средиземного моря. Появились колонии переселенцев в Малой Азии, Южной Италии, Сицилии, на берегах Чёрного моря.
Принадлежности для письма и лист папируса в Древней Греции
Города-государства или правильнее полисы (полис в переводе с греческого означает город) возглавили цари. Возле них сформировалась аристократия. Ниже стояла многочисленная прослойка простого населения, а в самом низу социальной лестницы находились рабы. При этом их численность стремительно увеличивалась.
Таким образом, говоря кратко о Древней Греции, можно заключить, что в VIII веке до н. э. образовалось абсолютно новое государство. Оно взяло за основу ту культуру, которая была присуща ахейцам. Опираясь на эти базовые ценности, была создана ещё более прогрессивная культура. Помимо этого возникла новая письменность, стали стремительно развиваться наука и философия. Начался период античного мира, о котором современным людям известно довольно много.