Формальные нормы правила. Формальные и неформальные правила
Формальные нормы
♦ (ENG formal norme)
в этике - стандарты, правила или законы, к-рым необходимо следовать при принятии решений или в поведении.
Вестминстерский словарь теологических терминов. - М.: "Республика" . Мак-Ким Дональд К. . 2004 .
Смотреть что такое "Формальные нормы" в других словарях:
Нормы групповые - [от лат. norma руководящее начало, образец] совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Политические нормы - (К определению понятия). Политические ценности и нормы являются важнейшими регулятивами политической деятельности. Нормы (от лат. norma руководящее начало, правило, образец) в политике означают правила политического поведения, ожидания и… … Политология. Словарь.
Формальные нормы … Вестминстерский словарь теологических терминов
возраст - (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… …
Этнометодология - Методика, изобретенная Гарфинкелем для обнаружения скрытых норм через их нарушение. В большинстве обществ существуют формальные нормы и правила, подкрепляемые законодательством. К примеру, ограбление банка является бесспорным преступлением,… … Большая психологическая энциклопедия
Формальные и неформальные нормы и правила поведения, позволяющие индивидам корректировать свои действия; ограничения, разработанные людьми, которые структурируют их деятельность в страховании. Сюда относятся организации (учреждения), занимающиеся … Словарь по экономической теории
Договор - (Contract) Понятие договора, виды договоров, условия договоров Информация о понятии договора, виды договоров, условия договоров Содержание > Содержание Понятие и значение. Договор и сфера его применения. Законодательное регулирование соглашения … Энциклопедия инвестора
- (лат. institutum установление, учреждение) социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями… … Википедия
МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО - одна из основных систем права современности; термин, используемый в нескольких значениях. Как правило, М.п. понимается как синоним шариата (его нормативной стороны) или фикха (в зна чении права). Считается, что становление классического М.п.… … Энциклопедия юриста
сертификат - 3.1 сертификат (certificate): Документ, выданный органом сертификации в соответствии с условиями его аккредитации и содержащий соответствующий символ или заявление об аккредитации. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Книги
- Философия науки В 2-х частях. Часть 1. Учебник для бакалавриата и магистратуры , Ивин А.А.. Настоящий учебник посвящен основным проблемам философии науки. Наука в нем понимается предельно широко, она включает естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки. Книга состоит… Купить за 1039 руб
- Философия науки в 2 ч. Часть 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры , А. А. Ивин. Настоящий учебник посвящен основным проблемам философии науки. Наука в нем понимается предельно широко, она включает естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки. Книга состоит…
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ:
Социальные нормы могут классифицироваться по самым разным признакам.
Предписывающие нормы определяют, какой тип поведения считается нежелательным или обязательным в той или иной ситуации. Пример: обращение к студентам по имени/отчеству.
Запрещающие нормы характеризуют виды поведения, считающиеся недопустимыми в данной социальной группе. Пример: обращение к студентам на «Вы».
Формальные нормы . Нормы, которые чётко зафиксированы в письменном виде и максимально однозначны. Пример : соблюдение правил дорожного движения, нормы поведения, которые записаны в уставах различных организаций и т.п.
Неформальные нормы . Это правила повседневного общения, соблюдение которых обеспечивается обычаями и привычкой. Пример: снимать головной убор мужчинам в помещении, уступать место пожилым и т.п.
Количественные. Эти нормы определяют допустимое поведение человека по отношению к качественному параметру (как нормативу). Пример: мужчина должен пропускать женщину перед собой, входя в какую-либо дверь.
Качественные. Эти нормы определяют допустимое поведение человека по отношению к количественному параметру (как нормативу). Пример: неудобно опаздывать более, чем на пять минут; преподавателя ждут 10 минут, доцента – 15 и профессора – 20 минут.
В современном обществе всё большее значение приобретают количественные нормы, т.к. устойчивость общества требует всё более точных соблюдения правил.
Социализация протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения (ролей).
Социальный контроль – совокупность средств, с помощью которых общество регулирует поведение индивидов и поддерживает социальный порядок. Элементы социального контроля – нормы и санкции.
Самоконтроль - самостоятельная регуляция своего поведения и применение санкций за нарушение норм самим человеком. Например, чувство неловкости или вины, муки совести. Чем меньше развит у людей самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля: армия, суд, государство и т.д. При неразвитом самоконтроле высока вероятность установления диктатуры, а при развитом - демократии.
Социальные санкции – наказания и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.
Существует следующая классификация санкций: позитивные, негативные, формальные, неформальные.
Нормы и санкции соединены воедино. Каждую норму сопровождают санкции.
Формальные позитивные санкции (Ф+) – официально предписанные группой или обществом публичное одобрение со стороны официальных организаций: правительственные награды, государственные.премии и стипендии, титулы, учёные степени, сооружен.памятника.
Неформальные позитивные санкции (Н+) – неофициальное публичное одобрение: дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почёт, лестные отзывы и т.п.
Формальные негативные санкции (Ф-) – официально предписанные группой или обществом наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, распоряжениями, тюремное заключение, увольнение, штраф и т.п.
Неформальные негативные санкции (Н-) – неофициальное наказания: порицание, замечание, насмешка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, слух, клевета и т.п.
Социальные отклонения
Система социальных норм общества создаёт представление о должном поведении людей. Однако повседневное поведение людей в обществе, реальные отношения между индивидам всегда сложнее и богаче, чем выработанный стереотип.
К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями.
Термин "социальное отклонение" или «девиация» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.
Социальное отклонение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам.
Девиация - это отклонение от общепринятых норм.
Девиации
Делинквентное поведение (лат. delinquentus - совершающий проступок) - это преступное поведение, нарушение формальных (писаных) норм (конституции, уголовного права и других законов). Например, воровство, взяточничество, грабёж, убийство.
Девиантное поведение - это более широкое понятие, т.к. включает в себя нарушение не только писаных норм, но и неформальных (неписаных) (традиций, обычаев, этикета, манер и т.д.). Например, сквернословие, алкоголизм, азартные игры, самоубийство.
Девиантное поведение может быть как неодобряемым (революционеры, предатели, бродяги, наркоманы и др.), так и одобряемым (герои, чемпионы, политические лидеры, учёные, передовики труда, красивые люди и др.).
Девиации относительны , они зависят от норм данной группы, от эпохи, от конкретной ситуации. Например, убийство человека в современном обществе расценивается как преступление, а в первобытном обществе убийство стариков и детей считалось нормальным при нехватке питания. Убийство на войне разрешено и поощряется, а в мирное время запрещено. Убийство преступника из самозащиты нормально.
Социальные отклонения (девиации) играют в обществе двойственную, противоречивую роль . Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой - иногда помогают обществу обновляться, адаптироваться к изменениям окружающей среды. Например, диссиденты в СССР, протестовавшие против коммунистической системы и диктатуры КПСС, объявлялись людьми с отклоняющимся поведением и подвергались преследованиям или принудительному психиатрическому лечению. Но снятие идеологических и социальных запретов с началом перестройки обогатило общественную жизнь творчеством и разнообразием.
Лекция 8.Социальные институты
1.Основные и не основные социальные институты
2. Признаки и функции социальных институтов
3.Институт семьи
1.Основные и не основные социальные институты
Социальная практика показывает, что для человеческого общества необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными. Социальные институты – столпы общества, символы порядка и организованности. Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришёл из латинского institutum – установление, устройство.
Со временем он приобрёл два значения:
узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений);
широкое социальное (совокупность норм права по определённому кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования.).
Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Хотя, несомненно, стержень – совокупность норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений, остался прежним. Но добавились новые сугубо социологические детали.
Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов – мощных инструментов выживания, выкованных многомиллионной эволюцией. А как быть человеку? Ведь он растерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в постоянно меняющемся окружении. Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты – мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать.
Социальный институт - организованная система связей и социальных норм, которая удовлетворяет важнейшие потребности общества.
Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА |
ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ |
1. Потребности в воспроизводстве рода |
1. Институт семьи и брака |
2. Потребности в безопасности и социальном порядке |
2. Политические институты |
3. Потребности в добывании средств существования |
3. Экономические институты |
4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения. |
4. Институты образования |
5. Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни |
5. Институт религии |
Институты появляются в обществе как продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят различные приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращаются в стандартизированные обычаи и привычки.
Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивались как средство выбора партнёра.
Банки – элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.
Вопросы: 1. Нормы и правила. 3. Формальные правила и неформальные нормы. Роль правил в обществе. 5. Виды зависимости между формальными правилами и неформальными нормами. Проблема согласования. Тема 2. Институты и их роль в жизни общества 2. Определения института. Функции институтов. 4. Механизмы принуждения к исполнению правил. 6. Институты и организации.
Занимаясь экономической деятельностью, мы не знаем ни потребностей других людей, ни источников получаемых нами благ. Практически все мы помогаем людям, с которыми не только не знакомы, но о существовании которых и не подозреваем. И сами мы живем, постоянно пользуясь услугами людей, о которых нам ничего не известно. Все это становится возможным благодаря тому, что, подчиняясь определенным правилам поведения, мы вписываемся в гигантскую систему институтов и традиций: экономических, правовых и нравственных. Фридрих Август фон Хайек
Нобелевская премия по экономике 1974 г. «за нова- торские работы по теории денег и теории экономических колебаний, а также за глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений». Фридрих фон Хайек ()
Современная институциональная экономическая теория должна изучать человека таким, каков он есть на самом деле, действующего в рамках ограничений, налагаемых реальными институтами. Современный институционализм есть экономическая теория, какой ей следовало бы быть. Рональд Коуз
Риск: определено как множество исходов события, так и вероятности реализации этих исходов. Параметрическая неопределенность: определено множество исходов события, но не вероятности их реализации. Структурная неопределенность: не определено ни множество исходов события, ни вероятности их реализации.
Ментальные модели Mодели восприятия окружающего мира Обеспечивают индивидам рамки общего восприятия и интерпретации реальности и служат основой для любого социального взаимодействия, реконструируя в головах людей общий взгляд на социальную реальность. Способствуют формированию у людей правил поведения в социальных взаимодействиях в условиях ограниченных когнитивных способностей.
Ценности и нормы Ценности: оценки классов действий Нормы: внутренние предписания и ориентиры по классам действий Ориентиры для формирования ожиданий Формирование оценочного отношения к определенным действиям Существование издержек, связанных с нарушением норм ЦенностиНормы Оценки классов действий: «Это хорошо» «Это плохо» Предписания по классам действий: «Что делать» «Что не делать»
Нормы и правила: разграничение По ориентации на конечный результат Нормы: нет ориентации на конечный результат Правила: направление действий с целью достижения определенного результата По восприятию Нормы: субъективное восприятие Правила: объективизированные рамки
Таким образом: Норма - это основной регулятор взаимодействия людей (нормы не может быть для одного индивида). Нормой определяется, как должен вести себя индивид в различных ситуациях. Выполнение предписания носит либо добровольный характер, либо основывается на санкциях.
Эмпирическая классификация санкций [Аузан]: общественное осуждение официальное порицание денежный штраф, налагаемый на нарушителя силовое прекращение начатого действия ограничение нарушителя в некоторых из его прав лишение свободы (заключение в тюрьму) смертная казнь
Проблемы принуждения к следованию правилам Ограниченная рациональность Знание правил Восприятие и интерпретация правил Оппортунизм Конфликт между краткосрочными и долгосрочными интересами Многообразие предпочтений экономических агентов Наличие ненулевых издержек следования правилам
Институты (Веблен) - это привычный образ мысли, руководствуясь которым живут люди Институты (ТОВ) - это общественные блага, которыми повсеместно и каждодневно пользуются многие индивидуумы Определение института Институты (Социология) - это социальная организация, которая через традицию, обычай или законодательное ограничение ведет к созданию долгосрочных и устойчивых образцов поведения Институты (Норт) – это правила игры в обществе или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия – будь то в политике, социальной сфере или экономике
Функции института Координационная функция институтов – снижение уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты. Координационная функция институтов – снижение уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты. Мотивационная функция институтов (кооперация) – стимулирование участия индивидов в коллективных действиях. Мотивационная функция институтов (кооперация) – стимулирование участия индивидов в коллективных действиях. Распределительная функция институтов – распределение ресурсов между индивидами. Распределительная функция институтов – распределение ресурсов между индивидами.
Значение формальных правил Во-первых, формализация правил позволяет расширить их нормативную функцию. Во-вторых, формальные правила представляют собой механизмы решения проблемы безбилетника. В-третьих, формальные правила могут противодействовать дискриминации.
Механизмы принуждения Первая сторона Основа – собственная система ценностей и моральных норм. Интернализация выгод от следования нормам самим индивидом. Роль социализации и обучения. Вторая сторона Инвестиции в репутацию Проблемы коллективных действий Третья сторона Государственная система принуждения или альтернативные институты
4. Формальные и неформальные институты: соотношение Дополнение формальных институтов неформальными Заполнение неформальными институтами областей, не регулируемых формальными институтами Противоречия между формальными и неформальными институтами Издержки принуждения к следованию правилам
Соотношение формальных и неформальных правил: Неформальные правила как источник происхождения формальных правил. Неформальные правила способствуют (дополняют) реализации формальных. Заполнение неформальными институтами областей, не регулируемых формальными институтами. Неформальные правила как заменитель или альтернатива формальных правил. Формальное правило как противодействие сложившимся неформальным нормам.
Институциональная структура это определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности.
Институциональные соглашения это договоренности между индивидами и (или) их группами, определяющие способы кооперации и конкуренции. Институциональная среда это основные политические, социальные и правовые нормы, являющиеся базой для производства, обмена и потребления.
Институты и организации «Организация – это экономическая единица координации, обладающая доступными определению границами и функционирующая более или менее непрерывно для достижения определенной цели или совокупности целей, разделяемых членами- участниками». К. Менар
Для организации характерно: Совокупность участников; Согласие или несогласие, открыто выраженное, либо подразумеваемое, относительно целей и средств организации (контракты, увольнение, забастовки); Формальная координация, определяющая структуру организации, правила и процедуры взаимодействия участников и степень централизации при принятии решений.
1.4. Взаимоотношения между формальными и неформальными правилами
1.4.1. Основные типы взаимоотношений между формальными и неформальными правилами
На начальном этапе реформ в России преобладала уверенность в том, что введения формальных правил по образцу тех законов, которые действуют в странах с развитой рыночной экономикой, будет достаточно для того, чтобы направить развитие страны по другому, более эффективному пути. Но оказалось, что рыночная трансформация экономики – это гораздо более длительный и сложный процесс. Поменять правила формальные относительно легко, однако принятый закон становится институтом, только если он подкрепляется соответствующим механизмом принуждения к его соблюдению. Кроме того, оказалось, что неформальные правила поменять гораздо сложнее, а экономические результаты зависят не только от формальных правил, но и от действия правил неформальных. Неформальные правила играют независимую от формальных ограничений роль. Исторический опыт говорит о том, что одни и те же формальные правила, принятые в разных странах, приводят к различным результатам, поскольку люди подчиняются действию не только формальных ограничений, но и неформальных правил. При принятии формального правила необходимо учитывать взаимодействие между новыми формальными правилами и существующими неформальными правилами. Если формальные правила не вписываются в действующую систему правил неформальных, то они просто не будут выполняться. Серьезные ошибки, которые были сделаны промышленно развитыми странами в их программах помощи развивающимся странам, возможно, и возникли как раз вследствие недостаточно полного понимания взаимоотношений между формальными и неформальными институтами.
Изучение взаимодействия между формальными и неформальными правилами, между законом и нормами, действующими в обществе, имеет особое значение, поскольку позволяет давать более точное объяснение поведению людей и более надежно предсказывать последствия правовых норм. В тех сферах, где неформальные правила управляют человеческим поведением, невозможно правильно оценить юридическое действие формальных, поддерживаемых государством правил, не поняв действующие неформальные правила.
В правовом анализе социальные нормы важны по целому ряду причин. Порой неформальные правила регулируют поведение независимо от действующих правовых норм и это приводит к тому, что правовые нормы становятся в этом случае незначащими. Правовые нормы могут облегчить или, наоборот, сделать более сложным принуждение к соблюдению неформального правила, и это может повлиять на выбор соответствующего формального правила в зависимости от тех целей, которых стремится достичь государство: хочет ли оно поддержать желательную для общества норму или, наоборот, пытается ослабить действие нежелательного для общества неформального правила.
Формальные правила могут находиться в гармонии с правилами неформальными. Тесная увязка, соответствие формальных правил неформальным нормам поведения способствуют эффективному функционированию организации или всей экономики. Находясь в гармонии, формальные и неформальные правила взаимно усиливают друг друга. В этом случае трудно провести границу между формальным и неформальным механизмами принуждения. Издержки общественного контроля значительно снижаются, поскольку часто бывает достаточно неформального контроля и принуждения. Примером подобного взаимодействия могут служить нормы поведения, осуждающие воровство, которые для большинства людей становятся внутренним убеждением, и соответствующие нормы уголовного кодекса, направленные против подобного поведения.
Иногда принятие формального правила помогает усилить общественное принуждение к соблюдению этого правила, которое прежде было неформальным, и не возникает потребности в каком-либо специальном механизме принуждения к исполнению вновь принятого формального правила. Так, во многих штатах Америки приняты постановления, запрещающие курение в общественных местах, например в аэропортах. Официальные лица практически никогда не следят за соблюдением этих правил. Однако эти постановления вывешиваются в аэропортах, видимо, это напоминание о формальном характере правила побуждает граждан к тому, чтобы следить за соблюдением этих правил. Зная о наличии контроля со стороны общественности, курильщики подчиняются этим правилам. Можно привести другой пример. В г. Беркли, штат Калифорния, городские власти приняли постановление, которое требует от владельцев собак, чтобы те убирали за своими питомцами на улице. Принятие этого постановления прояснило весьма неопределенные социальные нормы вежливости, и люди стали более активными в защите норм вежливости. Видимо, легче сказать: «Подчиняйтесь закону», – чем сделать замечание владельцу собаки, что тот ведет себя невоспитанно. Принятие постановления усилило частную защиту нормы и изменило поведение владельцев собак. В этом случае закон решает проблему без участия формального принуждения к соблюдению правила .
Кэсс Санштейн назвал подобную функцию формальных правил экспрессивной: «делая заявления», закон может усилить неформальное правило, которое оно воплощает, или ослабить неформальное правило, которое оно осуждает . Подобные формальные нормы в редких случаях опираются на административные или уголовные санкции, однако они подают сигнал о подобающем поведении и вселяют ожидание общественного осуждения и стыда в тех, кто не соблюдает установленную норму поведения. Закон в этих случаях напоминает о социальном значении действий нарушителей: те, кто курит в общественных местах или не убирает за своей собакой, демонстрируют неуважение или даже презрение к другим людям.
Интересное и сложное взаимодействие между неформальными и формальными правилами возникает, когда формальные правила и неформальные нормы поведения принуждают людей к разным видам поведения , которые, однако, оказываются совместимыми друг с другом и служат достижению одной социальной цели. В качестве примера можно привести норму общего права, направленную против воровства, которая запрещает брать вещи, принадлежащие другим лицам, но действует лишь в случае намерения лица, взявшего эту вещь, присвоить ее навсегда, т. е. на постоянной основе лишить собственника его имущества. Одновременно с этой нормой права среди соседей или коллег по работе действует социальная норма, запрещающая брать чужие вещи без разрешения даже на время. Именно соседи и коллеги по работе могут убедить суд, что они взяли чужую вещь во временное пользование, имея намерение вскоре вернуть ее, и поскольку социальная норма действует только в отношениях между соседями и коллегами по работе, то сочетание формального и неформального правил может обеспечить разумную безопасность личного имущества. Каждое из этих правил само по себе является недостаточным для этого – норма права допускает временное пользование чужим имуществом, а социальная норма может оказаться слишком слабой и не способной удержать соседей от соблазна взять чужое имущество в постоянное пользование. Конечно, нормы уголовного права могут запрещать даже временное пользование чужим имуществом, что предусмотрено в некоторых юрисдикциях, и этого будет достаточно, чтобы удержать людей от подобного поведения. Но если законодатель желает применять уголовное наказание только в отношении тех правонарушений, для которых оно строго необходимо, тогда именно поддержка со стороны неформальных правил, которые ограничивают определенное нежелательное для общества поведение, может объяснить, почему нормы общего права не запрещают временное завладение чужим имуществом .
2. Формальные и неформальные правила могут быть не согласованы друг с другом , в этом случае люди будут действовать, руководствуясь неформальными правилами. Формальные и неформальные правила при этом существуют как параллельные системы общественного контроля, действующие независимо друг от друга . Неформальные правила могут полностью контролировать поведение людей, не оставляя места для правила формального, поэтому выбор того или иного формального правила никак не повлияет на поведение людей. При подобном взаимоотношении между формальными и неформальными правилами любые попытки усовершенствовать формальное правило приведут к ненужной трате ресурсов. Именно такое взаимодействие между правовыми и социальными нормами обнаружил Роберт Элликсон, проводивший исследование о том, как сельские жители округа Шаста в Калифорнии решают споры об ущербе, который причиняет владельцам земельных участков свободно пасущийся скот. Он установил, что для решения споров жители графства почти никогда не обращаются в судебные органы, а предпочитают опираться на развитую структуру неформальных ограничений . Неформальные нормы в округе Шаста, которые регулируют решение споров о потраве скотом посевов, возникают и сохраняются не в тени закона, а в полном неведении о нем.
3. Формальные правила могут противоречить неформальным, находиться с ними в конфликте. В этом случае неформальные правила подталкивают людей к сопротивлению правилам формальным. Подобное состояние конфликта между различными группами правил наиболее отрицательно сказывается на развитии экономики или организации, поскольку в этом случае значительно возрастают издержки контроля и принуждения к исполнению формальных правил. Примером здесь может служить формальное правило, обязывающее людей сообщать о незаконных действиях своих коллег, которое вступает в противоречие с неформальным правилом, осуждающим доносы на сослуживцев и обязывающим хранить молчание. Другим примером могут служить попытки законодательно запретить практику чаевых, которая начала складываться на рубеже XIX и XX столетий. Обычай давать чаевые считался унизительным и безнравственным и рассматривался как удар по демократии, поэтому по всей Америке законодательные органы штатов принимали законы, нацеленные на устранение этой практики и объявлявшие дачу чаевых судебно наказуемым проступком. Однако, несмотря на предпринятые попытки, к 1916 году эта практика окончательно утвердилась в американском обществе.
1.4.2. Государство и неформальные институты
Неписаные правила играют независимую по отношению к формальным правилам роль. Означает ли это, что государство не может оказать никакого влияния на развитие неформальных правил? После революции в России применение формальных правил повлияло на изменение жизни в мусульманской Средней Азии, хотя полностью преобразовать жизнь там с их помощью не удалось. В 1950-х и 1960-х годах использование законодательства, направленного против дискриминации, подорвало социальные традиции расовой дискриминации на американском Юге.
Интересный способ воздействия государства на неформальные правила обсуждает Лоуренс Лессиг . Он говорит о том, что государство с помощью своих законов может повлиять на социальный смысл неформального правила. Объяснить этот подход можно с помощью следующего примера.
На протяжении всей истории американского Юга государство боролось против укоренившейся практики дуэли. Вызывать друг друга на дуэль могли лишь люди благородного происхождения, и их круг был довольно узким. Попытки регулировать дуэли были по большей части неэффективны. Но, несмотря на то что применяемые способы регулирования в основном не достигали своей цели, они тем не менее различались по своей эффективности.
Один из видов регулирования – прямой запрет дуэлей оказался неэффективен, потому что вступал в противоречие с нормами лояльности, встроенными в социальную структуру, а эти нормы были очень сильны. Государственный запрет дуэлей не был достаточным основанием для представителей элиты, чтобы отказаться от нее.
Второй тип санкций, в некотором смысле менее жесткий, мог бы оказаться более действенным. Применение этих санкций означало, что человек, принимавший участие в дуэли, лишался права занимать публичную должность. Но занимать публичную должность, или в более общем смысле служить обществу, было долгом людей, составлявших элиту общества. Таким образом, этот запрет создавал для представителей элиты конфликт обязательств и мог быть серьезным аргументом для отказа от дуэли. Выбрать участие в дуэли означало поставить на первый план личные интересы, а не долг служения обществу. Этот способ борьбы государства с укоренившейся нормой был более действенным, чем прямой запрет дуэлей. Не слишком эффективным же он оказался по той причине, что законодатели, принимая закон, освобождали от ответственности всех дуэлянтов, принимавших участие в дуэлях до момента принятия закона, а затем снова время от времени проводили подобное освобождение, тем самым косвенно поддерживая социальный статус этой неформальной практики.
Принимая правовую норму, государство подает сигнал о том поведении, которое оно считает допустимым, и эта правовая норма может идти вразрез со сложившимся обычаем. Но в том случае, когда правовая политика государства, направленная на изменение нравственной парадигмы, находит поддержку со стороны элиты общества, а также ведущих средств массовой информации, она может повлиять на сложившиеся в обществе обычаи.
В качестве примера можно привести наиболее известное дело в англо-американском общем праве, которое остается одним из ключевых в учебниках по уголовному праву – дело Regina v. Dudley and Stephens. Обстоятельства этого дела таковы. 5 июля 1884 года четыре человека – члены экипажа отправились на небольшой яхте Mignonette из Англии в Австралию. В 1600 милях от мыса Доброй Надежды жестокий шторм потопил их яхту, но благодаря решительным действиям капитана Дадли членам команды удалось спастись на небольшой шлюпке без воды и лишь с двумя банками консервированной репы. Сначала они собирали дождевую воду, но вскоре ее запасы закончились. На пятнадцатый день юнга Ричард Паркер тяжело заболел, напившись морской воды (в то время считалось, что морская вода вызывает смерть). На двадцатый день, 25 июля, после девяти дней без еды и семи дней без воды, опасаясь, что вся команда умрет от голода и обезвоживания, Дадли с согласия Стефанса, не получив при этом согласия Паркера, перерезали тому горло. Дадли и Стефане придерживались еще одного распространенного в то время заблуждения, что можно пить кровь только живого человека. Третий член экипажа – Брукс – в убийстве участия не принимал, но каннибализмом также занимался. Через четыре дня оставшиеся в живых члены команды были спасены. Вернувшись в Англию, Дадли и Стефане не стыдились своих действий и не скрывали их. Они полагались на сложившийся в обществе «морской обычай», а также на действующие прецеденты. Тем не менее им предъявили обвинение в убийстве.
Итак, в обществе сложился обычай, в соответствии с которым было необходимо пожертвовать жизнью одного человека, чтобы спасти остальных, и этот обычай принимался судами в качестве возражения при обвинении в убийстве. Однако в тот момент, когда возникло рассматриваемое нами дело, в высших слоях судебной системы сложилось убеждение в необходимости изменения социального стандарта в этой сфере. Дадли и Стефане были приговорены к повешению, хотя королевской властью приговор был смягчен до шести месяцев тюремного заключения. Вынося подобный приговор, суд намеревался послать обществу сигнал о том, какое поведение считается недопустимым. Суд утверждал, что невозможно измерить сравнительную ценность жизней и крайняя нужда не может быть оправданием убийства ни при каких обстоятельствах. Это судебное решение помогло изменить общественное мнение и действующие в обществе неформальные правила.
Государство может как усиливать неформальные правила, так и разрушать их. Если нормы в значительной степени подвержены влиянию промежуточных групп, таких, как, например, религиозные организации, то государство сможет модифицировать нормы, поддерживая субсидиями одни группы и облагая налогом другие. Иногда государство ненамеренно ослабляет социальные нормы, преследуя совсем другие, не связанные с этим цели. Встречаются утверждения, что эрозия норм, направленных против незаконнорожденных детей, произошла как незапланированное последствие развития системы социального обеспечения. А принятие продолжниковских законов , которые позволяют должникам при определенных условиях освобождаться от уплаты долга, привело к эрозии нормы, в соответствии с которой невозвращение долга считалось позорным.
При создании формальных правил эта способность государства разрушать сложившиеся неформальные правила должна приниматься во внимание, поскольку деятельность государства может подорвать те социальные нормы, которые имеют ключевое значение для эффективного претворения в жизнь правовых норм, установленных самим государством.
В повседневной жизни людей потенциальная «дилемма заключенных» возникает постоянно. Если бы для ее решения всякий раз требовалось принуждение в виде законов, издаваемых государством, которое также следило бы за их соблюдением, то государство проникло бы повсюду Но выход из «дилеммы заключенных» зачастую становится возможным благодаря негосударственному децентрализованному принуждению со стороны общества, сотрудничество людей поддерживается неформальными нормами. Если бы можно было подсчитать потенциальные «дилеммы заключенных» в повседневной жизни людей и определить, какое число из них регулируется с помощью законов, а какое – с помощью неформальных правил, то роль государства оказалась бы весьма незначительной.
Эти рассуждения можно проиллюстрировать на конкретном примере, который приводит Ричард Пайлдес, взявший его из книги Джейн Джекоб «Жизнь и смерть больших американских городов» . Безопасность и спокойствие на улицах определяют процветание одних городских районов, а их отсутствие – запустение, царящее в других. От чего зависит безопасность на улицах? Роль формального контроля соблюдения законов в обеспечении безопасности на улицах городов невелика. Порядок на улицах поддерживается не столько полицией, сколько неформальной охраной общественного порядка. В процветающих районах те люди, которые в наибольшей степени заинтересованы в спокойствии на улицах – владельцы магазинов, покупатели, следят за другими, передают слухи и поддерживают порядок. Этот неформальный контроль за порядком на улицах городов особенно важен, потому что он осуществляется не внутри тесных, замкнутых сообществ, связанных общим интересом, в которых, как было показано выше, создаются условия для действия социальных норм. В процветающих районах даже группы с менее тесным взаимодействием между своими членами следят за соблюдением правил «разумного использования улиц», и этот контроль поддерживает местные системы общественного порядка.
Возникновение норм неформального контроля общественного порядка на улицах больших городов зависит от определенных условий. На улицах должны быть бары, рестораны, магазины, которые могут привлечь людей; их владельцы должны быть заинтересованы в охране общественного порядка; эти места должны быть многолюдны, что привлечет в свою очередь тех, кто любит наблюдать за людьми. На улицах окажется много людей, одни из них будут «наблюдателями», а другие – теми, за кем наблюдают. Эта социальная структура лучше всего работает, когда люди не осознают ее существование; люди гуляют по улицам и наблюдают за другими людьми, некоторые делают это ради развлечения и не осознают, что все они заняты поддержанием общественного порядка.
Когда проводилась реконструкция городов, ее планированием занимались специалисты с техническим образованием, и они, за редким исключением, не осознавали, что социальные нормы влияют на безопасность улиц. Занимаясь реконструкцией, они были убеждены, что людям нужны тишина и порядок. Жилые районы строились вдали от улиц и представляли собой островки внутри города, в которых не было специальных мест, где люди могли бы собираться для общения. Чтобы общаться, им нужно было ходить друг к другу в гости, потому что в этих районах не было кафе и баров. В результате люди предпочитали вообще не общаться с соседями и оказывались изолированными друг от друга. Нормы взаимного доверия и сотрудничества, которые так важны для поддержания общественного порядка и которые в конечном счете определяют безопасность на улицах городов, не могли возникнуть без достаточно плотных и повторяющихся социальных взаимодействий. Пытаясь создать безопасные районы, проектировщики провели реконструкцию, которая уничтожила те места, которые необходимы для возникновения норм сотрудничества и доверия.
Точно так же и успешность политики, проводимой государством, зависит от неформальных норм, роль которых на первый взгляд незаметна. Для создания эффективно работающей рыночной системы недостаточно просто перенести в другую среду западные модели, которые поддерживаются соответствующими институтами. Как заметил Кэрол Роуз, «капиталистическая собственность обладает своего рода моральной и культурной инфраструктурой, которую мы по ошибке считали естественной, в то время как в действительности ей обучаются с помощью устойчивых коммерческих практик, и с их разрушением она исчезает» . Эта структура включает в том числе и способность создавать доверие, необходимое для сотрудничества, общепринятые представления о культурных границах, например о грани между воровством и рыночной конкуренцией, а также разделяемые всеми базовые правила, в рамках которых происходит конкуренция. Нельзя, к примеру, разорить конкурента, устроив поджог на его фабрике, но можно сделать это, снизив издержки собственного производства путем технологических усовершенствований, что позволит снизить цену. Эти нормы поддерживают систему сотрудничества, основанную на справедливости, и эти нормы не менее важны для развития рынка, чем формальные законы, принимаемые государством.
Однако политика, проводимая государством, и правовые нормы, созданные им, могут оказывать разрушительное воздействие на социальный капитал общества . Законы, принимаемые государством, могут негативно воздействовать на неформальные правила. Предположим, что правительство проводит реформу в определенной сфере и возникает вопрос о выплате компенсации тем гражданам, которые пострадали от этой реформы. Традиционно считается, что у государства есть определенная обязанность выплачивать компенсацию. Например, в том случае, когда земельный участок изымается государством у частного лица для строительства аэропорта или дороги, то конституции многих стран предусматривают выплату соответствующей справедливой компенсации за изъятие собственности. Если государство не выплачивает компенсацию пострадавшим от реформы лицам, то оно разрушает основополагающие нормы сотрудничества, которые утверждают, что потери, которые какое-либо лицо несет в результате реформы, должны быть пропорциональны потерям других людей. Если же на невинных людей возлагаются необычно высокие потери, то возможно возникновение дополнительного вреда помимо того, который связан с потерей собственности или дохода. Подобная политика приводит к разрушению норм сотрудничества и доверия в обществе. Для его обозначения Фрэнк Михельман предложил понятие «издержки деморализации». Эти издержки возникают, когда люди считают, что государство обращается с ними несправедливо, исходя из неформальной нормы о том, что выгоды и издержки действий правительства должны распределяться среди членов общества пропорционально. Издержки деморализации он определяет как «(1) сумму в долларах, необходимую для того, чтобы компенсировать отрицательную полезность, которая достается проигравшим и тем, кто им симпатизирует, вследствие отсутствия компенсации, и (2) приведенную ценность в долларовом эквиваленте будущих производственных потерь (отражающих уменьшение их стимулов или социальное волнение), вызванных деморализацией не получивших компенсации проигравших, сочувствующих им и других наблюдателей, обеспокоенных мыслью, что они сами в других случаях могут быть подвергнуты подобному обращению». .
Из книги Азбука экономики автора Гвартни Джеймс ДКОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ВЛАСТЯМИ так же важна, как и конкуренция между фирмами. Конкуренция властей между собой и с частными предприятиями заставляет органы власти лучше служить интересам людей Конкуренция дисциплинирует. Если частная фирма плохо обслуживает клиентов, она
Из книги Становление капиталистической Японии автора Норман ГербертСистема клановых монополий и ее влияние на взаимоотношения между феодалами и купечеством Менее заметные, но зато более прочные связи между тёнин и даймё возникали на основе системы клановых монополий в области торговли и производства. Каждое феодальное поместье, или
Из книги Основы кибернетики предприятия автора Форрестер Джей15. 5. Улучшения в системе с новыми руководящими правилами Таким образом, очевидно, что система с новыми правилами управления запасами и численностью рабочих (рис. 15–14, 15–15 и 15–16) более устойчива и менее чувствительна к возмущающим силам, чем система с прежними
Из книги Международные стандарты аудита: Шпаргалка автора Автор неизвестен55. ПМАП 1004 «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОРГАНАМИ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА И ВНЕШНИМИ АУДИТОРАМИ» Данное Положение было утверждено в 1989 г. Значение этого документа обусловлено той ролью, которую играют банки в современной экономической жизни. Отсюда следует роль и значение
Из книги Все лучшее, что не купишь за деньги. Мир без политики, нищеты и войн автора Фреско Жак Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.Взаимоотношения между дистрибьюторами Разных перекупщиков целесообразно сравнивать по некоторым результатам их аудита, а затем графически отображать процесс сравнения (рис. 5-8). Анализ портфеля дистрибьюторов проводится посредством обзора данных о темпах роста
Из книги Настольная книга по внутреннему аудиту. Риски и бизнес-процессы автора Крышкин ОлегКомпромисс между ростом/застоем и между адаптацией/эффективностью В отношениях между маркетингом и производством должен быть найден стратегический компромисс. Две типичные конфликтные ситуации связаны с выбором между ростом и застоем и между адаптацией и
Из книги Секретарское дело автора Петрова Юлия АлександровнаПодпроцесс «Перемещение между складами (или между цехами)» В целом особенности данного подпроцесса освещены в разделе по процессу «Управление активами».Аудитор должен понимать, что при перемещении ТМЦ (в отличие от ОС) имеет смысл ожидать определенную их утрату.
Из книги Дар Мидаса автора Кийосаки Роберт ТоруПодпроцесс «Перемещение между складами (или между цехами), включая операции по разборке и сборке» В зависимости от отрасли перемещения основных средств могут быть как минимальными (например, производство состоит из стационарных технологических линий, конвейерное
Из книги Великолепная команда. Что нужно знать, делать и говорить для создания великолепной команды автора Миллер Дуглас8.1.2. Взаимоотношения с посетителями Работа секретаря предполагает многочисленные контакты с людьми. Умение взаимодействовать с людьми различного социально-психологического уровня – важное качество профессионального секретаря.Секретарь является первым человеком, с
Из книги Как стать генеральным директором. Правила восхождения к вершинам власти в любой организации автора Фокс Джеффри Дж.Бесценные взаимоотношения Богатый папа часто говорил: «Бизнес сам по себе не сложен. Сложными бывают люди». Я могу это только подтвердить. На протяжении многих лет мне доводилось иметь дело и с очень плохими, и с очень хорошими людьми. Я встречался с такими
Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон ДжонЭффективные взаимоотношения Дональд ТрампЗа долгие годы в бизнесе мне пришлось общаться с тысячами людей, и я пришел к выводу, что взаимоотношения и репутация тесно связаны друг с другом.Иногда для того, чтобы разглядеть истинную сущность человека (или ее
Из книги автораРезюме: взаимоотношения Бизнес сам по себе не сложен. Сложными бывают люди. Есть такое выражение: «Семью не выбирают, но можно выбрать друзей». Если вы работаете по найму, то вам не приходится выбирать себе сослуживцев, но если вы предприниматель, то одна из ваших
Из книги автора7. Взаимоотношения в команде Мы предлагаем вам пять советов по тому, как сохранить крепкие взаимоотношения в проектной команде (эти советы очень схожи с теми, что даны в главе 2). Работайте над собой, над своей способностью к эмпатии – старайтесь лучше понять мир тех, кто
Из книги автораXLVIII. Бонусы должны быть неформальными и неожиданными Если кто-то из ваших подчиненных выполняет свою работу действительно хорошо, особенно если она не является частью его обычных обязанностей, то вам стоит отблагодарить его, выплатив прибавку к заработной плате. (Не
Из книги автораВзаимоотношения Уитли {81} утверждал, что взаимоотношения – основа всего, что мы делаем: В области взаимоотношений нет предсказуемости человеческого потенциала… Никого из нас нет отдельно от взаимоотношений с другими людьми. Различная обстановка пробуждает в нас одни
Под формальными мы будем понимать такие правила, которые создаются централизованно, осознанно, легко могут быть зафиксированы в вербальной и(или) письменной форме (и используются в явном виде как ограничитель набора альтернатив для индивидов) и обеспечены легальной и специализированной защитой со стороны государства. Если проводить параллели с классификацией, предложенной Ю.Эльстером, то формальные правила есть не что иное, как правовые нормы, поскольку особенностью последних является наличие специализирующихся на обеспечении их соблюдения групп людей.
Соответственно неформальными называются такие правила, которые, так же как и формальные, являются ограничителями поведения, но не зафиксированы (а часть из них в соответствии с представлениями Ф.Хайека и не может быть зафиксирована) в вербальной форме92, а также защищены другими механизмами (в отличие от государства). Неформальные правила являются неотъемлемой составляющей спонтанно возникшего расширенного порядка сотрудничества между людьми. Ф.Хайек, объясняя распространение тоталитарных форм организации общества, обратил внимание на то, что во многом это было связано с непониманием значения тех норм, на основе которых создавался данный порядок. В свою очередь, непонимание значения отчасти было обусловлено сложностями идентификации тех норм, которые создают фундамент расширенного порядка. Особенно это относится к так называемым неформализуемым правилам. Значимость их становится очевидной в том случае, если попытаться разрушить функционирующую на их основе систему кооперации между.людьми.
Особенности формальных и неформальных правил проявляются в специфических условиях и параметрах их изменения. Если формальные правила могут быть изменены (и соответственно устранены) очень быстро, то неформальные правила могут изменяться только малыми приращениями. Данный тезис следует учитывать при оценке ситуации, которую иногда определяют как институциональный вакуум. Он означает отсутствие в обществе правил, опосредующих взаимодействие между людьми. Однако если такое взаимодействие сохраняется, то это свидетельствует о существовании, по крайней мере, неформальных правил.
Для понимания значения формальных и неформальных правил, а также соотношения между ними необходимо учесть, что институциональное обрамление процесса размещения ресурсов обусловливает специфику хозяйственной системы. Вот почему в соответствии с предложенной классификацией правил можно выделить экономику формальную и неформальную. Причем нелегальная экономика является частным случаем неформальной (так как существует множество примеров самоорганизации экономических агентов, принципы которой не отражены в формальных правилах, но в то же время не противоречат последним), о чем свидетельствуют возможные варианты соотношений между формальными и неформальными правилами.
Взаимосвязь между данными типами правил многогранна. Она может принимать следующие формы.
а) Неформальные правила могут быть расширением, продолжением, дополнением формальных правил, поскольку последние определяют набор альтернатив без учета обстоятельств той или иной единичной сделки [Норт Д.С., 1993а, с. 74; 1997а, с. 60]. Данный вид отношений между двумя типами правил особенно распространен в общественных системах, развивающихся эволюционным путем, в которых налажен процесс отбора наиболее жизнеспособных норм поведения. Последние возникают спонтанно из повседневного взаимодействия между экономическими агентами. Таким образом, механизмы легальной защиты правил и другие способы защиты - самовыполняемость (self-enforcement), защита через третью сторону (суд общей юрисдикции, арбитражный суд, третейский суд), защита через контрагента - с этой точки зрения являются взаимодополняющими. Следует отметить, что существование самовыполняющихся правил позволяет сэкономить на издержках, связанных с функционированием специализированного механизма принуждения.
б) Неформальные правила являются источником формирования и изменения формальных правил, когда система их развивается эволюционно, путем малых приращений, через отбор элементов, ее составляющих. Один из представителей социологической теории права Е.Эрлих обратил внимание на то, что люди, создающие законы, не производят новую норму, а лишь обнаруживают и фиксируют ее после того, как она уже сложилась на практике [Лившиц Р.З., 1994, с. 18].
По поводу данного типа связи также можно сказать, что она присуща относительно стабильным, эволюционирующим общественным системам, в которых происходит спонтанная кристаллизация части неформальных ограничений как условие поддержания стабильности и развития сложноорганизованных систем. Следовательно, сказанное в отношении механизма защиты разных типов правил в пункте «а» применимо и в этом случае. Данный пункт особенно важен в хозяйственных системах, для которых институциональное обрамление размещения ресурсов обеспечивается правом, основанным на прецедентах. Последнее, в свою очередь, также оказывается обычаем, поскольку обладает эволюционным и децентрализованным характером возникновения.
Если рассматривать первичную организацию обмена, то ее неотъемлемой характеристикой является торг по поводу условий обмена. В результате, несмотря на существующие выгоды, обмен может и не состояться, поскольку не решена проблема распределения выигрыша. Чем шире масштабы обмена, тем ощутимее препятствия, создаваемые возможностями торга. Постепенно возникшее неформальное правило магазинной торговли, в соответствии с которым продавцы непосредственно определяют цены (которые формируют прейскурант), а покупатели либо соглашаются с этими ценами, осуществляя покупку, либо не соглашаются, отказываясь от приобретения товаров, позволяет решить проблемы координации93. Вместе с тем вполне возможно, что часть потенциальных покупателей не превратились в реальных именно в силу отсутствия возможности явного торга.
в) Неформальные правила, являющиеся слаборазличимой, с трудом поддающейся осмыслению канвой общественной жизни, определяют набор доступных альтернатив в виде набора формальных правил. То, что это так, косвенно подтверждается неэффективностью формальных правил как ограничений в случаях, когда данные правила противоречат по сути неформальным, а издержки обеспечения защиты первых запретительно высоки. Пример тому - доминирование неформального правила ответственности фермеров за потраву соседских посевов в сельских районах графства Шаста (Калифорния), несмотря на то, что в ряде случаев формальные правила предусматривают освобождение их от ответственности . Более общим примером оказывается проблема зависимости от траектории движения (path dependence), которая обусловлена «неуправляемостью» неформальных правил со стороны отдельных игроков.
г) Неформальные правила могут быть заменителем формальных. В рамках сравнительного анализа организации и системы регулирования бизнеса в Бразилии и Чили, проведенного Эндрю Стоуном, Брайаном Леви и Рикардо Паредесом , выяснилось, что формальные правила, регулирующие процесс создания новых фирм, взаимоотношения с правительственными органами, а также с другими фирмами, оказались существенно сложнее и противоречивее в Бразилии. С этой точки зрения стоимость открытия дела в Чили должна была бы быть существенно ниже. Однако полученные данные опровергают данный тезис: общие издержки регистрации составили 640 долл. и 1,6 месяца в Бразилии, 739 долл. и 2 месяца в Чили . Исследователи нашли достаточно простое и вместе с тем важное по значению объяснение данному явлению. В Бразилии был создан заменитель формальных правил - неформальные ограничения, которые превращали многоступенчатую бюрократическую процедуру в достаточно простую задачу.
Вместе с тем авторы исследования обращают внимание на ограниченную возможность использовать полученные данные для больших обобщений, поскольку сделки между предприятиями, как правило, носили краткосрочный характер, а оборудование не было специализированным и не требовало значительных инвестиций.
д) Неформальные правила могут противоречить формальным, что является следствием особенностей изменения каждого их вида: если неформальные правила изменяются только эволюционно, их действие и трансформация непрерывны, то формальные правила подвержены дискретным изменениям. Иными словами, если формальные правила могут быть изменены непосредственно, «за одну ночь», то неформальные - опосредованно - через внедрение новой системы формальных правил или спонтанно94. Однако характер данного противоречия может быть различным: оно может быть безысходным в том плане, что в конечном счете выживает либо формальное, либо неформальное правило. Другим типом противоречия является структурное, которое дает возможность при определенных условиях встроить формальное правило в сеть неформальных (см. приложение 4).
Возможность дискреционности изменения формальных правил, а также трудности идентификации неформальных правил, несовпадение по географическому району действия оказываются основаниями дихотомии между двумя типами правил. В качестве одного из возможных вариантов возникновения такого соотношения между типами правил может быть прямое заимствование норм, регулирующих взаимодействие между экономическими агентами в одной социально-экономической системе для выполнения той же функции в другой, где индивиды обладают другим менталитетом (идеологией), поведенческими установками. В этой связи следует отметить, что правила как институты являются системно-специфичными видами социального капитала, поэтому возможности их реаллокации или импорта ограниченны.
Так было в случае заимствования странами Латинской Америки ключевых положений Конституции США, попыток применения стандартов денежно-кредитной политики в странах с переходной экономикой95. Механизмы защиты правил также могут противоречить друг другу. Например, в соответствии с неформальными правилами человек, выдавший правосудию преступника, должен быть наказан, например, в форме остракизма. В то же время формальные правила также могут предполагать наказание, но за укрывательство преступника, рассматривая это как пособничество. Данный феномен можно было бы обозначить как институциональную дихотомию96. Захват земельных участков под строительство жилых домов в Лиме (Перу) осуществляется по неформальным правилам, которые прямо противоречат формальным. Это является следствием высоких издержек использования формальных правил, в соответствии с которыми для получения легальных прав на земельный участок может потребоваться более десяти лет. О масштабах нелегального захвата свидетельствует высказывание Э. де Сото [Сото Э., 1995, с. 53]:
«В последние четыре десятилетия площадь Лимы выросла на 1200%. Это само по себе удивительно, однако еще поразительнее то, что столь ощутимый рост был в значительной степени нелегальным. Люди приобретали, разрабатывали и застраивали участки, действуя вне рамок закона или в нарушение закона, создавали нелегальные поселения».
Однако вряд ли однозначно можно ответить на вопрос об исходе такого конфликта, даже если учитывать потенциал экономии на масштабе в осуществлении насилия со стороны государства, являющегося основным инструментом, обеспечивающим централизованное создание и поддержание действенности формальных правил. Вот почему а priori не имеет смысла говорить о содержании возникающих в результате такого противостояния правил игры. В данном случае необходим анализ факторов, обусловливающих силу или слабость формальных и неформальных правил в каждом конкретном случае.
Примером, иллюстрирующим значение соответствия формальных (конституционных) и неформальных (надконституцион- ных) правил для экономического развития, является сравнительное исследование современных апачей и су в США, проведенное С.Корнеллом и Дж.Кальтом . По их мнению, отсутствие у индейцев су на уровне неформальных правил принципов прямого избрания главы правительства, однопалатного законодательного органа и зависимой судебной системы (как характеристики принципа разделения властей) стало основанием неэффективности государственных институтов и отсутствия экономического развития на территории данной резервации.
В отличие от резервации апачей, где уровень безработицы составил в 1989 году 27% (что все же значительно превышало средний по стране уровень), в резервации су этот уровень достигает 75%. Если доля работников, получавших доход, превышающий 7000 долл. в год, в резервациях апачей составила 25%, то в резервациях су - всего лишь 13% .
Иллюстрацией соотношения между формальными и неформальными правилами может быть также ситуация, сложившаяся в России. Особенность ее состоит в том, что за короткий промежуток времени было вновь принято или изменено множество формальных правил в виде законов, указов, постановлений и других нормативных актов. Это, во-первых, значительно затрудняет ориентацию в формальных правилах для экономических агентов, существенно повышая издержки их использования97; во-вторых, создает дополнительные стимулы к использованию противоречий в нормативных документах, позволяя интерпретировать их в собственных интересах; в-третьих, создает благоприятную почву для использования неформальных правил, которые в силу рассмотренных обстоятельств зачастую носят нелегальный, незаконный характер98.
Поскольку развитая система формальных правил - непременный атрибут больших общностей людей, в которых значительную роль играют обезличенные отношения99 («расширенный порядок», по Ф.Хайеку), то сложившаяся ситуация постоянно воспроизводит основания для сепаратизма - политического, экономического, национального. В этом плане весьма показателен вывод, сделанный В.Радаевым на основе опроса, проведенного среди руководителей московских негосударственных предприятий: «Поведение предпринимателей регулируется не столько формально предписанными правилами, сколько нормами, постоянно воспроизводимыми как продукт живого взаимодействия хозяйствующих субъектов» [Радаев В.В., 1994, с. 31]. Это значит, что упорядоченность ведения бизнеса в России, конечно, существует, но она обеспечивается неформальными отношениями между предпринимателями (даже если они и оформлены контрактом). Формальные контракты зачастую оказываются «довеском» к договоренностям де-факто.
Учет неформальных правил имеет принципиальное значение для объяснения выживания социально-экономической системы как целого, так и ее частей - государства, фирм, домашних хозяйств. Если говорить о макроэкономическом аспекте данного вопроса, то это относится прежде всего к формированию экономической политики государства, включая разработку экономических правил, о которых речь пойдет ниже.
Признание многообразия форм соотношения между формальными и неформальными правилами имеет нормативное приложение. Для обеспечения благоприятных условий воспроизводства, что выражается в сокращении разрыва между технологическими и социальными границами обмена, необходимо не только не подавлять неформальные правила или игнорировать их существование, но и попытаться использовать их, где это возможно, для того, чтобы система ограничений поведения экономических агентов стала более гибкой и в то же время внутри себя согласованной100. В качестве возможного варианта можно предложить использование практики обычного права, широко распространенного в странах с преимущественно эволюционной схемой развития системы формальных правил. Данный тезис хорошо согласуется с выводами Э. де Сото, сделанными на базе исследования внеле- гального сектора экономики Перу.
Вместе с тем трудность использования принципа прецедентного права в качестве новой нормы затруднена тем, что сам этот принцип является эволюционным по происхождению и соответственно требуются дополнительные усилия для его формализации. Однако насколько высоки будут издержки формализации, зависит от направленности эволюционного процесса, в частности от частоты использования судьями вариантов решений аналогичных дел в рамках кодифицированного права, заимствованных из прошлого. В связи с этим можно выдвинуть гипотезу: поскольку в ситуации системного перелома наряду с возникновением острой институциональной недостаточности или вакуума действенных (то есть подкрепленных механизмом обеспечения их соблюдения) формальных правил ослабляется зависимость от предшествующего развития, в качестве цели институционального проектирования вполне может быть рассмотрен вариант развития прецедентного права101. Практика Высшего арбитражного суда, дающего разъяснения по вопросам, не нашедшим четкого отражения в нормативноправовой базе взаимодействия между экономическими субъектами, свидетельствует о присутствии прецедентов.
Кроме того, отдельной проблемой оказывается вопрос о соотношении формальных и неформальных правил и действиях институциональных предпринимателей в том случае, если неформальные правила препятствуют осуществлению нововведений и вообще созданию системы гибкого реагирования структурообразующих элементов взаимодействия между людьми на изменения во внешней среде. Иными словами, речь идет о различных уровнях адаптационной эффективности системы, ограниченной существующими правилами. В связи с этим следует отметить, что открытым остается вопрос о том, в какой мере формализованные процедуры позволят преодолеть те препятствия, которые создаются существующими неформальными ограничениями.
Эволюция неформальных правил напрямую связана с изменением образа мышления людей, с которого, по мнению Дж.К. Гэлбрейта [Гэлбрейт Дж.К., 1979, с. 270], и начинается действительная реформа. С этой точки зрения изменение восприятия и понимания условий и результатов обмена являются неотъемлемой частью любого изменения в институциональном обрамлении размещения существующих ресурсов, а также выявления новых ресурсов.
Изучение процесса изменения образа мышления посредством разрушения или трансформации существующих стереотипов не- обходимо для объяснения изменения поведения экономических агентов. Это объяснение основано на понимании того, как устроен процесс познания, формирования ожиданий. Упрощенная схема была предложена Дж.Ходжсоном (1994). Ключевым принципом, на основе которого построена данная схема, является различие между данными, информацией и знанием102. Следствием его является ослабление предпосылки, в соответствии с которой информация говорит сама за себя.
В этой связи можно привести высказывание авторитетного исследователя в области культорологии А.Вежбицкой [Вежбиц- кая А., 1993, с. 189], которая указывает на относительность содержания понятий, используемых человеком:
«По мере того как исследователи продвигались вперед в поисках универсальных, биологически детерминированных человеческих концептов, все более очевидным становилось то, что поиски эти обречены на неудачу. Разумеется, у всех людей есть голова, глаза, уши и руки. Они знают о небе над головой и земле под ногами, но люди не думают обо всех этих вещах одинаково. И язык не передает мир непосредственно: он отражает концептуализацию мира человеком, то есть обыденные или... наивные представления человека о мире».
Ниже мы предлагаем схему Дж.Ходжсона с незначительными дополнениями. Ее также можно рассматривать как конкретизацию схемы Ю.Эльстера, представленной в § 1 данной главы.
Социальное положение и нормы
Рис. 8. Система «данные-информация-знания»
Первичные данные воспринимаются нервной системой. На нейрологические стимулы накладываются концептуальные рамки, которые состоят из явных, а в еще большей степени - имплицитных допущений и теорий. Концептуальные рамки для каждого человека являются результатом процесса социализации, а для общества как вереницы поколений - результатом эволюции. Изменение концептуальных рамок неизбежно ведет к получению новой информации из тех же первичных данных.
Итак, первичные данные концептуализируются и, следовательно, могут быть осознаны. Концептуализированные данные, или информация, представляют собой сырой материал для формирования ожиданий, поскольку полученная (созданная) информация должна быть интерпретирована. Данная процедура состоит во встраивании данной информации в социальный контекст, который обусловлен социальным положением человека. Ее результат - знание, которое определяет содержание теории, является основанием для формирования ожиданий. В свою очередь, ожидания - это необходимый атрибут индивидуальных планов индивидов, принимающих решения о взаимодействии с другими людьми. Изменения в социальном положении103 приводят к преобразованию социального контекста, в результате чего изменяется знание.
Данное изменение может быть описано в терминах «прерванного равновесия» (punctuated equilibrium), использованного А.Денцау и Д.Нортом в качестве средства объяснения, когда новая информация, не соответствующая существующим у человека стандартам мышления, сначала игнорируется, однако после многократного повторения, усиления интенсивности воздействия возникает то, что называют «переломом в сознании»104. Данный процесс чем-то напоминает преодоление порогов восприятия, обусловленных оценкой степени надежности информации о происходящих изменениях [Автономов B.C., 1993, с. 78-79; 1998, с. 178-179].
е) Наконец, следует отметить еще одну важную составляющую в системном взаимодействии между формальными и неформальными правилами. В данном случае она опосредована особенностями распределения ресурсов, которые обусловлены существующими неформальными правилами. В свою очередь, распределение ресурсов является основанием возникновения асимметричности распределения силы в конфликте по поводу установления формальных правил . Рассмотрим данный вопрос более подробно.
Существование неформальных правил обусловливает возникновение не только координационного, но и распределительного эффекта. Распределительный эффект возникает на основе существования преимуществ одной из сторон в торге за установление того или иного варианта правил. То, что у представителей каждой группы будут свои теории относительно распределительных последствий соответствующей системы правил и вытекающие из нее нормативные выводы, легко увидеть из схемы, предложенной на с. 125 (социальный контекст).
В последующем (главы 6 и 16) мы рассмотрим некоторые примеры установления правил, отражающих преимущества одной из сторон и имеющих явно выраженные распределительные последствия. Выделенные преимущества могут быть обусловлены действием одного или нескольких из перечисленных ниже факторов: 1)
обладание преимуществом первого хода и соответственно «формулировка» достоверных обещаний; 2)
обладание относительно более выгодным положением в случае сохранения статус-кво; 3)
низкая ставка дисконтирования, которая позволяет в ближайшие периоды осуществлять больше инвестиций в установление более выгодного правила, поскольку оно будет обеспечивать относительно более высокую текущую стоимость выигрыша.
Если предположить, что в обществе существует две группы, одна из которых выигрывает, поскольку обладает преимуществом в институциональном торге, то слабая сторона будет с известной вероятностью подчиняться условиям игры. Эта вероятность имеет также важное значение в объяснении, почему те, кому выгодно сохранение статус-кво, при определенных обстоятельствах начинают предпринимать усилия по формализации правил. В противном случае достаточно сложно объяснить процесс формализации, поскольку особенностью неформальных правил является механизм их самоподдержки, который не требует содержания специализированного органа, обеспечивающего соблюдение правил. Дело в том, что в силу ряда причин вероятность соблюдения неформальных правил и соответственно величина ожидаемого выигрыша каждой из сторон могут изменяться. В данном случае эта величина будет снижаться. Тогда наступит момент, для которого величина ожидаемого выигрыша от формализации правил с учетом постоянных (или стартовых) издержек и переменных издержек их защиты окажется выше, чем текущая ценность неформальных правил для выигрывающей стороны.
В заключение сравнительного анализа формальных и неформальных правил следует отметить, что данная классификация может быть применена практически для любого вида правил, которые определены по другому критерию.