Растения зоны жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников. Природная зона жестколистных лесов
Сельское хозяйство Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерновых основными культурами являются пшеница, рожь, ячмень и овес.
Для повышения продуктивности и устойчивости земледелия проводятся работы по осушению земель Барабинской лесостепи и орошению земель в Кулундинской степи. Созданы Алейская и Кулундинская оросительные системы. Помимо традиционных для Западной Сибири направлений животноводства в горном Алтае разводят лошадей, яков, моралов и пятнистых оленей. На юге Западной Сибири занимаются верблюдоводством.
В районе находится 16% сельскохозяйственных угодий и 15% пахотных земель России. 4 / 5 всей пашни размещается на юге ЗСЭР, в пределах Алтайского края, Омской и Новосибирской областей, где господствуют плодородные черноземные, каштановые и аллювиальные почвы речных долин. При правильной агротехнике и оптимальном увлажнении эти почвы способны обеспечивать высокие урожаи.
Западная Сибирь – один из важнейших районов зернового хозяйства и животноводства России. Главная отрасль сельского хозяйства – растениеводство. Основная культура – яровая пшеница. По площади посевных культур в Западной Сибири, а также в целом по России лидирует Алтайский край, где под посевными культурами находилось на 2009 год 5219,3 тыс га. Эта особенность обусловлена наличием здесь больших площадей плодородных земель и благоприятных почвенно-климатических условий. Но эти площади с каждым годом убывают, в основном, из-за опустынивания и засухи.
В Горном Алтае разводят лошадей. Хорошо здесь развито и животноводство. Алтайский край занимает третье место по России по поголовью крупного рогатого скота, на 2009 год насчитывалось 865 голов (но это ровно в 2 раза меньше, чем в Республике Башкортостан). На юге Западной Сибири занимаются также разведением верблюдов, яков, а на Крайнем Севере, в пределах тундры и лесотундры, развиты оленеводство и звероводство.
Ковроделие – старинный промысел района (в Ишиме и Тобольске – механизированные ковровые фабрики). На местном и привозном сырье работают предприятия текстильной, кожевенной и обувной отраслей. Главные центры по переработке сельскохозяйственного сырья – Омск, Тюмень, Томск, Ялуторовск, Татарск, Ишим.
Рыбопромышленный комплекс – добыча рыбы в реках и озерах, морской промысел в Обской губе, переработка рыбы и консервирование. Этот комплекс обслуживают сетевязальная фабрика в Тюмени и судоверфь в Тобольске, базы приемно-транспортного флота. Тарное и жестяно-баночное производство размещено на рыбокомбинатах.
Транспорт и экономические связи
Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).
Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью.
На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень – Тобольск – Сургут – Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.
Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная«Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе»определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:
Автомобильная дорога в широтном направлении «Нижневартовск – Сургут – Ханты-Мансийск – Советский»
Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:
На запад – г.Ивдель – г.Серов (Свердловская-область) – г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;
На восток –г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.
Автомобильная дорога в меридиональном направлении«Тюмень – Тобольск – Сургут –Ноябрьск – ст. Пуровск» с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты – Мансийского и Ямало–Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.
Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направленииг.Надым –г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский –г.Тюмень.
Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере – это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) – вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.
Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.
Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию – завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири. Главная река района – Обь с ее многочисленными притоками, которая впадает в Карское море. Обь занимает первое место по площади бассейна и третье по водности.
Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.
Для пассажирских и грузовых перевозок велико значение воздушного транспорта, без которого трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.
Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над ввозом. Район вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, металл, концентраты руд цветных металлов и др. ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.
1. Вспомните из курса 8 класса особенности расселения людей по территории страны. В чём особенности расселения жителей по территории Западной Сибири?
Население на территории Западной Сибири распределено крайне неравномерно. Вместе с тем, именно здесь сосредоточены крупнейшие промышленные центры региона, в которых сосредоточена большая часть населения.
2. Объясните, как природные условия и ресурсы Западной Сибири повлияли на развитие её хозяйства.
В Западной Сибири развиты отрасли добывающей промышленности за счет запасов полезных ископаемых - месторождения нефти, газа, угля, руд цветных металлов. Многолетняя мерзлота, заболоченность территории привела к образованию запасов торфа.
3. Западная Сибирь считается самой заболоченной территорией мира. Площадь болот занимает свыше 800 тыс. км2. Объясните причину такой высокой заболоченности Западной Сибири.
Причины заболоченности: рельеф Западно-Сибирской равнины, препятствующий стоку, избыточное увлажнение, многолетняя мерзлота, низкая испаряемость, способность торфа, удерживать влагу.
5. Прочитайте текст.
Новосибирск - единственный город нашей огромной страны, который целиком обязан своим возникновением железной дороге. Той самой легендарной Транссибирской магистрали, которая стальной ниткой прошила страну от центра до берегов Тихого океана. До 1893 г. лишь ёлки, палки, лес густой, комары, медведи да село Кривощёково имелись здесь, на скалистом берегу одной из самых длинных российских рек с кратким названием Обь. Сейчас число жителей Новосибирска близится к полутора миллионам, и он вошёл в Книгу рекордов Гиннесса как самый быстро развившийся за сто лет мегаполис мира. «СибЧикаго» - так именовали его в 30-е гг. прошлого века, когда индустриализация полностью преобразила эти некогда забытые Богом места. Новосибирск - третий по численности населения город России после Москвы и Питера. Для новосибирцев - первый, единственный и любимый.
Здесь не найти старинных храмов, дворцов и особняков. Сила города - в энергии его жителей, переселенцев из разных мест России и мира. Это они сделали его флагманом сибирской науки и техники, выстроили знаменитый Академгородок, возвели мощную ГЭС, создали рукотворное море Обское, которое бороздят теперь лодки, катера и яхты горожан. (Е. Попов)
1) Озаглавьте текст. Сибирский мегаполис
2) Докажите или опровергните утверждение из текста о том, что возникновение Новосибирска связано с железной дорогой. Новосибирск образован в 1893 году - как поселок строителей железнодорожного моста через Обь Транссибирской магистрали, что является доказательством того, что причиной возникновения является железная дорога.
6. Проанализируйте материалы СМИ (печать, радио, телевидение) за неделю и выясните, какую информацию о Западной Сибири они несут. Может быть, вы найдёте в периодической печати, увидите по телевизору или услышите по радио рассказы о природе, населении, культуре, хозяйстве Западной Сибири. Представьте изученные вами материалы в форме аналитической справки.
Аналитическая справка
«В Музее Природы и Человека в Ханты-Мансийске продолжает удивлять выставка «Зазеркалье»», «Сто лет спасаем землю, которую любим», «Ученые: мусороперерабатывающий завод в Новосибирской области нанесет экологический урон», «Богомолы появились в Тюменской области из-за изменения климата», «Рейтинг медиаактивности банков Западной Сибири: четвертый квартал 2016 года», «На Северном Урале и Западной Сибири фиксируется аномальное снижение температуры», «Новосибирский ГАУ пригласил школьников и родителей на день открытых дверей», «100 историй об Омске: №9 «Первый после Бухгольца»», «В Новосибирской области рождаемость превышает смертность».
Особый интерес у меня вызвал материал о развитии Западной Сибири, оказывается, что этот регион имеет огромные перспективы развития экономики и населения, в частности этот регион показывает положительные тенденции становления не только сырьевой экономики (нефтегазового сектора), но и машиностроения, в том числе и точного.
Внимательно проанализировав материалы, я сделал(а) следующие выводы:
Западания Сибирь, это один из самых перспективных регионов России, который имеет огромные запасы сырья, территории, относительно благоприятный рельеф, но при этом развитие тормозит суровый климат, заболоченная местность, низкая плотность населения.
7. На контурной карте (с. 77 Приложения):
1) условными знаками обозначьте границы Западно-Сибирского района;
2) подпишите субъекты Российской Федерации, входящие в состав Западно-Сибирского района.
9. В Западной Сибири расположены два города-миллионера - Новосибирск и Омск. Дайте характеристику одного из городов (по выбору) по плану: а) географическое положение; б) год возникновения; в) численность населения; г) промышленная специализация; д) проблемы и перспективы развития.
Новосибирск (до 1926 г. Новониколаевск) расположен в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины на Приобском плато, примыкающем к долине реки Обь, рядом с водохранилищем, образованным плотиной Новосибирской ГЭС, на пересечении лесной и лесостепной природных зон. Левобережная часть города имеет плоский рельеф, правобережная характеризуется множеством балок, грив и оврагов, поскольку здесь начинается переход к горному рельефу Салаирского кряжа.
Город образован в 1893 году при строительстве железнодорожного моста через реку Обь Транссибирской магистрали.
Численность населения составляет около 1,5 млн. человек, Новосибирск занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга.
Промышленной специализацией Новосибирска является машиностроение, электроэнергетика, металлургия и пищевая промышленность. В Новосибирске находится Академгородок – научный центр Сибирского отделения Российской академии наук.
Совершенствование наукоемких технологий, развитие и расширение мегаполиса с учетом сохранения окружающей природной среды.
10. Из текста § 4, 43 выпишите ключевые слова, которые, на ваш взгляд, олицетворяют собой Западную Сибирь.
Западно-Сибирская равнина, многолетняя мерзлота, темнохвойная тайга, торфяники, нефть, газ, уголь.
11. Западно-Сибирский регион, активно развивающийся в промышленном отношении, в последние годы характеризуется нарастанием напряжённости экологической обстановки. На территории нефтегазового комплекса разрушению подвержены практически все компоненты ландшафтов: почвы, растительный и животный мир. В частности, из-за разливов нефти при её добыче и транспортировке происходит загрязнение почв, водоёмов. Ежегодно на нефтепромыслах сжигается 6-7 млрд м3 попутного газа, или около 75 % его общего объёма, а на газопромыслах полыхают газовые факелы, в результате чего происходит атмосферное загрязнение, связанное с продуктами сгорания газа.
Ряд городов и промышленных районов Западной Сибири может быть отнесён к зонам экологического бедствия. Основная причина этого - несоответствие масштабов техногенного воздействия на природную среду и мер по её сохранению, восстановлению и охране.
1) Можно ли улучшить экологическую ситуацию в Западной Сибири, снизив техногенное воздействие на природу?
Возможно, если применять более современные и безопасные технологии добычи природных ресурсов.
2) Если сочетать снижение нагрузки на природу с активными мерами по её восстановлению и охране, то можно ли добиться ощутимых результатов в скором времени?
Скорее всего, нет, из-за природно-климатических особенностей региона, к тому же активные меры могут привести к новым нарушениям.
3) Как вы думаете, способна ли природа к самовосстановлению с учётом её крайне низкой устойчивости к техногенным воздействиям, связанной с природными особенностями территории (суровый климат, заболоченность, многолетняя мерзлота)?
Самовосстановление природы региона возможно в условиях полного прекращения хозяйственной деятельности, но процесс займет продолжительное время. Те ресурсы, которые в настоящее время изымаются, формировались в течение сотен тысяч лет.
4) Можно ли решить проблему сохранения природной среды в Западной Сибири, не нанося ущерба экономике страны?
Если разрабатывать и активно использовать альтернативные источники получения энергии, то вариант возможен, но затраты на эти технологии сейчас достаточно высоки.
12. В настоящее время в отдельных районах Западной Сибири на больших пространствах скопилось значительное количество спелых и переспелых хвойных и лиственно-хвойных лесов. Спелые и переспелые леса составляют 70 % общей лесопокрытой площади региона. Старение лесов, в свою очередь, является причиной роста числа пожаров. Накопленная органическая масса в лесной подстилке, просыхая, становится активным проводником огня, который распространяется очень быстро, не встречая на своём пути никаких препятствий.
Наибольшие площади лесов, повреждённых пожарами, характерны для полосы перехода южнотаёжных лесов к лесостепям, где наивысшая в регионе плотность населения и степень хозяйственного освоения. Здесь на пожары приходится от 25 до 65 % всей площади уничтоженных лесов. Второй район повышенной пожароопасности (25 %) расположен в зоне северной тайги и связан преимущественно с территориями добычи нефти.
1) Удастся ли снизить пожароопасность района, проводя санитарные рубки перестойных лесов?_ Да, если рубки проводятся в районах, не относящихся к категории особо охраняемых природных территорий.
2) Как распорядиться срубленным лесом? Может быть, его вывозить в другие регионы или организовать на месте его переработку? Какие проблемы при этом возникают? – Лесопереработка связана с организацией леспромхозов, которым необходимо большое количество техники, что в свою очередь повышает нагрузку на природу, с другой стороны скопление поваленных деревьев приводит к массовому размножению различных вредителей леса и пожарам.
3) Может быть, у вас есть собственные предложения?
Перерабатывать лес необходимо, но параллельно с изъятием древесины, необходимо проводить лесовосстановительные мероприятия, так как экосистемы тайги выполняют большое количество биосферных функций.
13. Определите реки, не протекающие по территории Западной Сибири:
а) Обь; в) Иртыш; д) Лена;
б) Енисей; г) Тобол; е) Амур.
Ответ: Б, Д, Е.
14. Назовите особенности, характерные для Западной Сибири.
а) Равномерное размещение населения по территории;
б) снижение доли коренных народов в этнической структуре населения;
в) отсутствие городов-миллионеров;
г) заболоченность территории.
Ответ: Б, Г.
15. Какими цифрами обозначены на карте города?
1 – Новосибирск, 2 – Омск, 3 – Салехард, 4 – Барнаул, 5 – Тюмень, 6 – Ханты-Мансийск.
16. Найдите ошибку в перечне отраслей специализации Западной Сибири:
а) топливная промышленность;
б) чёрная металлургия;
в) лёгкая промышленность;
г) химическая промышленность.
17. Установите соответствие между полезным ископаемым и районом его разработки.
1. Нефть, газ. А. Кемерово.
2. Каменный уголь. Б. Ханты-Мансийский АО - Югра.
3. Железная руда. В. Алтайский край.
4. Полиметаллические руды. Г. Горная Шория.
Ответ: 1 – Б, 2 – 1, 3 – Г, 4 – В.
18. Выберите верный ответ. Крупнейшим угольным бассейном Западной Сибири является:
а) Канско-Ачинский; в) Горловский;
б) Кузнецкий; г) Северо-Сосьвинский.
19. Верно ли утверждение о том, что в Западной Сибири сосредоточено около 80 % промышленных запасов нефти и газа, более 60 % запасов торфа России?
а) Да; б) нет.
20. Выберите верные ответы. Препятствием для освоения северной части Западной Сибири является(ются):
а) суровые климатические условия; в) сильная заболоченность территории;
б) нехватка водных ресурсов; г) горный рельеф.
Западно-Сибирский район занимает обширную территорию в 2 427,2 тыс. км 2 (14,2% территории России), на которой расположены Республика Алтай, Алтайский край и пять областей – Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская . В состав Тюменской области входят Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.
На севере Западная Сибирь граничит с Карским морем, на западе – с Урало-Поволжьем, в частности со Свердловской, Пермской областями, Республикой Коми и Ненецким АО, на юге – с Казахстаном и Монголией, на востоке – с Восточной Сибирью, в частности с Красноярским краем, Республикой Хакасия и Тыва
Население Западной Сибири составляет 15,1 млн человек, или 11,5% населения России. Значительный рост численности населения связан с быстрым освоением природных ресурсов.
Западная Сибирь – район крайне неравномерного размещения населения. Средняя плотность населения составляет 6,2 чел. на 1 км 2 , в то время как Тюменской области она составляет около 2 чел. на 1 км 2 , а в Кемеровской – 33 чел. на 1 км 2 . в Западной Сибири преобладает городское население, его удельный вес составляет 72,4%. В районе насчитывается 80 городов и 204 поселка городского типа.
На территории района находятся два города миллионера – Омск (1160000 жителей), Новосибирск (1368000 жителей) и три крупных города: Тюмень (493000 жителей), Томск (500000 жителей), Кемерово (517000 жителей).
Омская область 2017 тысяч человек 6 городов 24 посёлка городского типа.
Алтайский край 2508 тысячи человек 11 городов 30 посёлков городского типа.
Республика Алтай 207.1 тысяч человек городское население 27% 1 город (Горно-Алтайск) 2 посёлка городского типа.
Новосибирская область 2635 тысяч человек городское население 74% 14 городов 19 посёлков городского типа.
Томская область 1034 тысяч человек городское население 69% 5 городов 6 посёлков городского типа.
Тюменская область 1325 тысяч человек городское население 91% 26 городов 46 посёлков городского типа.
Ханты-Мансийский автономный округ 1505 тысяч человек городское население 92% 15 городов 25 посёлков городского типа.
Ямало-Ненецкий автономный округ 542.7 тысяч человек городское население 83% 6 городов 9 посёлков городского типа.
Кемеровская область 2823 тысяч человек 87% городское население 19 городов 47 посёлков городского типа.
Удельный вес района в общероссийской территории составляет 14%. В нем проживает 47% населения, производится 53% товарной промышленной продукции, сосредоточенно 46% основных производственных фондов, выпускается 66% валовой продукции сельского хозяйства восточной зоны.
Основой экономики Западной Сибири является нефтяная и газоваяпромышленность.
Отраслью специализации является также черная металлургия. Она, также как и угольная промышленность, имеет общероссийское значение. Отрасль представлена Новокузнецким металлургическим комбинатом и Западно-Сибирским заводом полного цикла, передельным заводом в Гурьевске, трубопрокатным в Новосибирской области, а также коксохимическими заводами. На западную Сибирь приходится 20% от российского производства черных металлов.
Следующей отраслью специализации является машиностроение . Оно представлено энергетическим машиностроением (производство турбин и генераторов – в Новосибирской области, котлов – в Алтайском крае), производством оборудования для угольной промышленности (Кемеровская, Новосибирская, Томская области), станкостроением (новосибирская область и Алтайский край) . Основные центры машиностроения западной Сибири – Новосибирск, Омск, Барнаул, Кисилевск, Прокопьевск, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Рубцовск, Бийск и др.
Сельское хозяйство Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерновых основными культурами являются пшеница, рожь, ячмень и овес.
Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).
Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью.
На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень – Тобольск – Сургут – Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.
Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная«Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе»определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:
Автомобильная дорога в широтном направлении «Нижневартовск – Сургут – Ханты-Мансийск – Советский»
Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:
На запад– г.Ивдель – г.Серов (Свердловская-область)– г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;
На восток –г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.
Автомобильная дорога в меридиональном направлении«Тюмень – Тобольск – Сургут –Ноябрьск – ст. Пуровск» с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты – Мансийского и Ямало–Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.
Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направленииг.Надым –г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский –г.Тюмень.
Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере – это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) – вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.
Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.
Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию – завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах.
Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.
В районе до сих пор не получили достаточного развития отрасли машиностроения, имеющие большое значение для нужд местного хозяйства.
Пунктом строительства в Западно-Сибирском экономическом районе был выбран г. Калачинск Омской области.
Город расположен на левом берегу реки Омь (приток Иртыша), в 80 км от Омска. Город Калачинск является восточным экономическим центром Омской области. В городе расположены: механический завод; завод керамических стеновых материалов; обувная фабрика; маслодельный комбинат; мясокомбинат; пищекомбинат; элеватор; завод кондитерских изделий. Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали. Население 23,9 тыс. чел.
С целью экономического обоснования выбора пункта строительного завода необходимо определить:
1. Транспортные показатели снабжения проектируемого предприятия материалами (грузооборот в тонно-километрах).
2. Транспортные показатели сбыта готовой продукции потребителям (грузооборот в тонно-километрах).
3. Сводные транспортные показатели (по снабжению и сбыту) в тонно-километрах.
4. Средневзвешенный пробег каждой тонны грузов: материалов, готовой продукции, всех грузов.
5. Соотношение между стоимостью всех перевозок и стоимостью готовой продукции
Таблица 2
Наименование материалов | г. Братск | ||||
База снабжения | Расстояние, км | Грузооборот, ткм | |||
Литьё | Новокузнецк (40%) | ||||
Машнитогорск (10%) | |||||
Челябинск(50%) | |||||
Ст.прокат | Красноярск(30%) | ||||
Екатеринбург(30%) | |||||
Челябинск(40%) | |||||
Цв.металл | Абакан(100%) | ||||
Эл/аппаратура Эл/моторы | Красноярск(50%) | ||||
Новокузнецк(50%) | |||||
Эл/моторы | Челябинск(20%) | ||||
Канск(20%) | |||||
Карсоярск(60%) | |||||
Итого | |||||
150508677,2 | 225763015,8 |
Количество материалов на программу получаем умножением нормы расхода материала на единицу продукции на программу предприятия.
Грузооборот получаем умножением расстояния на количество материалов. Стоимость перевозок – это грузооборот умноженный на 1,5 руб. (Стоимость перевозки материалов за 1 ткм)
Суммарные затраты на перевозку материалов получаем:
164131600*1,5*0,917=225763015,8
При увеличении размера предприятия вдвое, норма расхода уменьшается на 10% соответственно при увеличении мощности (10000/6000≈1,66) в 1,66 раза норма расхода уменьшается на 8,3%. Т.е. в формулу для расчета количества материалов нужно ввести понижающий коэффициент 0,917.
Таблица 3
Транспортные показатели по снабжению материалов.
Наименование материалов | Количество материалов на программу | г. Нефтьюганск | |||
База снабжения | Расстояние, км | Грузооборот, ткм | Стоимость перевозок материалов, р | ||
Литьё | Новокузнецк (40%) | ||||
Машнитогорск (10%) | |||||
Челябинск(50%) | |||||
Ст.прокат | Красноярск(30%) | ||||
Екатеринбург(30%) | |||||
Челябинск(40%) | |||||
Цв.металл | Абакан(100%) | ||||
Эл/аппаратура Эл/моторы | Красноярск(50%) | ||||
Новокузнецк(50%) | |||||
Эл/моторы | Челябинск(20%) | ||||
Канск(20%) | |||||
Карсоярск(60%) | |||||
Итого | |||||
182035045,5 |
Таблица 4
Экономичес кие районы потребления | Условные Транспортн ые центры | Удельный вес в потреблении, % | Количество грузов | г. Братск | ||||
шт. | т. | Расстояние | Грузооборот | Стоимость перевозок готовой продукции, р. | ||||
Восточно – Сибирский | Канск | 10440ё | ||||||
Красноярск | ||||||||
Чита | ||||||||
Абакан | ||||||||
Челябинск | ||||||||
Улан – Удэ | ||||||||
Иркутск | ||||||||
Назарово | ||||||||
Ангарск | ||||||||
Минусинск | ||||||||
Итого: |
Пример расчета(Канск):
1. Количество грузов: 0,12*10000=1200 шт
2. Количество грузов(т.): 1200*8,7=10440т. (8,7 вес одного станка)
Таблица 5
Транспортные показатели по сбыту готовой продукции потребителям | ||||||||
Экономичес- кие районы потребления | Условные Транспорт- ные центры | Удельный вес в пот – реблении | Количество грузов | г. Нефтьюганск | ||||
шт. | т. | Расстояние | Грузооборот | Стоимость перевозок готовой продук- ции, р. | ||||
Западно – Сибирский | Новоси- бирск | |||||||
Новоку- знецк | ||||||||
Ишим | ||||||||
Кемерово | ||||||||
Тюмень | ||||||||
Томск | ||||||||
Рубцовск | ||||||||
Барнаул | ||||||||
Славгород | ||||||||
Сургут | ||||||||
Итого: |
Таблица 6
Стоимость перевозок по вариантам
Годовой выпуск продукции - 125% от себестоимости выпуска (т.е. Re = 25%).
618243788,04 =772804735,05
Таблица 7
Стоимость перевозок в % к стоимости готовых изделий
Анализируя данные таблиц 4 и 5, 6, 7делаем вывод, что экономически выгоднее построить завод в Нефтьюганске, а не в Братске.
Сумма экономии, полученная на перевозках (по сбыту и снабжению) при этом:
Э = 228018288,8- 184498885,5= 43519403,3 рублей