Диктанты федоренко. Дедушка Филипп пасёт большое стадо
Автор книги - Лайло В.В.
Для учителей 2-3 классов начальной школы
К каждой теме даны наборы сначала зрительных диктантов, потом - слуховых. На уроке следует использовать по одному комплекту того и другого. Например, на первый урок по теме «Повторение изученного в первом классе» учитель отбирает наборы слов и предложений под номером 1 как из зрительных, так и из слуховых диктантов; на второй урок - наборы под номером 2 и т. д.
Тема. Повторение пройденного в первом классе.
Сентябрь, октябрь.
Предложение.
Математика.
Блокнот.
Упражнение.
Чтение.
Русский язык.
Дневник.
Предмет.
Портфель.
Ранец.
Глагол.
Шел с ранцем.
Жевать, жвачка.
Коричневый.
Желтый.
Кувшин, кувшинки.
Житель.
У сосны была нора лисицы. Маленькая Светлана нашла красивый гриб.
Раз мальчики пошли в рощу. Там рос большой дуб. В дупле сова свила гнездо.
В сентябре начался учебный год. Летом мы ходили на речку Веснянку.
Математика и чтение - учебные предметы.
В портфеле лежат дневник, карандаши.
С ранцем на плечах шел Сергей. Старушка несла ведро с водой. Мальчик помог ей донести груз.
Василий рисовал цветными мелками. Ствол у сосны коричневый. Песок на пляже желтый.
1)Стоял кувшин с желтыми кувшинками.
2)Антон Чайкин - городской житель.
Тема. Разделительный мягкий знак.
Счастье.
Медвежьи следы.
Новоселье в семье.
Воробьи и соловьи.
Сучья и деревья.
Пьет, шьет, вьюга.
Воробьи чирикают.
Всюду веселье.
Раздолье везде.
Попрыгунья.
Дарил с радостью.
Ненастье.
Висят на деревьях.
Оленьи рога.
Компьютер.
Нашел за кроватью.
Заячье чутье.
Илья и Петя - друзья. Мальчики вместе играют у ручья.
В семье Васильевых - новоселье. Теперь у них большая квартира. Из окна видны Воробьевы горы.
Орел вьет гнездо из сучьев. Жилье пеночки на ветвях березы.
У воробьев маленькие крылья и перья. Живут они возле жилья людей. Всюду слышно их чириканье
У ручья раздолье и веселье. Сюда с радостью спешит детвора. Кораблики братьев Соловьевых готовы к спуску.
1) Ненастье - это плохая погода.
2) Муравьи бегут по тропинке.
На снегу лисьи и волчьи следы. На деревьях висят хлопья снега.
дед Илья взял ружье. В лесу он нашел заячьи следы.
Тема. Двойные согласные.
Грамм, килограмм.
Грамматика.
Орфограмма.
Суффикс - часть слова.
Сумма чисел.
Аллея из осин.
Анна, Алла, Кирилл.
Грипп - болезнь.
Телеграмма, телеграф.
Миллиметр.
Ссора в субботу. Четыре класса.
Группа матросов.
Рассказ про юннатов.
Единственное число.
Множественное число.
1) Жужжат над цветами насекомые.
2) Начался весенний сев пшеницы.
1) Наш родной язык - русский.
2) Ребята готовили к утреннику концерт.
1) Анна и Алла шли по аллее.
2) Кирилл тяжело болел гриппом.
1) В субботу пришла срочная телеграмма.
2) Длина отрезка - шесть миллиметров.
1) Класс разделился на четыре группы.
2) Однажды Анна и Кирилл поссорились.
1) Николай Носов написал смешные рассказы.
2) Алла - единственная дочка в семье.
Тема.
Главные и второстепенные члены предложения.
Животные в космосе.
Человек.
Сначала, потом.
Зачем нужно солнце?
Спасибо.
Каменный берег.
Петербург.
Рябина.
Горит на солнце.
Картофель.
Сидит спокойно.
Готовят концерт.
Чудесная яблоня.
Некоторые жители.
Растут на газоне.
Термометр.
доктор Айболит.
Черный диван.
Ремень из кожи.
Внеклассное чтение.
Сначала в космосе побывала собака Лайка. Потом полетели Белка и Стрелка.
Зачем собак посылали в космос? Животные летали туда на разведку. Спасибо за службу, друзья!
Как красив Петербург! На берегу какой реки стоит город? Над Невой висят большие мосты.
Гроздья рябины радуют глаз. Они словно горят на солнце. Листья этого дерева очень полезны. Они спасают картофель от порчи.
Котенок Пушок сидел на крыльце. Собака Булька зарычала на него. Степан и Антон прогнали злодейку.
Весной яблоня цветет душистыми цветами. Летом поспевают ее чудесные плоды. Зимой деревце стоит в снегу.
В парке растут березы, осины. Малыши гуляют по прямым дорожкам.
Доктор Айболит любил зверей. У него жили белочки, ворона. На диване поселился колючий еж.
У собачки Нюши торчат уши. Она у дверей лежит, дом сторожит.
Тема. Состав слова.
Пилот самолета.
Корень растения.
Наступил октябрь.
Вездеход на севере.
Приставка - часть слова.
Пластилин.
Телевизор.
Секреты природы.
Сочинение.
Вертолет.
Квадратный ранец.
Прямоугольная дверь.
Пожалуйста.
Самостоятельная работа.
Изложение.
Луноход.
Новичок.
Привет, Мойдодыр!
Физкультура.
Медвежонок.
Жирафенок.
Природа в ноябре.
Здесь пауки и тараканы.
Мастер, фломастер.
Малиновый кисель.
Произведение чисел.
Орфография.
Верблюд.
Верблюжонок
Конверт.
Разность.
Ящик, пряник, ластик.
Низко над городом летит самолет. Пилот спокойно ведет машину.
Наступил второй месяц осени. В октябре везде грязь, лужи.
1) Косте купили игровую приставку к телевизору.
2) Олечка смотрела мультфильм про Дюймовочку.
1) Игорь писал сочинение о природе.
2) На пароход погрузили большой груз.
1) Борис чертил прямоугольник и квадрат.
2) Пожалуйста, повесь пальто в шкаф.
1) В природе начался сильный листопад.
2) Артем самостоятельно написал изложение.
1) Вчера в классе появился новичок.
2) Шлют привет из сада соловьи.
1) Маленький тигренок похож на кошку.
2) В феврале у медведицы родился медвежонок.
1) Здесь росли синенькие цветочки - василъки.
2) В ноябре строители закончили работу.
Дедушка мастерил дудочку для внучки. Бабушка варила малиновый кисель.
1) Хорошенький утенок шагал по тропинке.
2) Людочка взяла красненький фломастер.
1) Верблюжонок стоял на тоненьких ножка.
2) Ласточки летают низко перед дождем.
Володя опустил конверт в голубенький ящик.
Теперь письмо поедет в Петербург поездом.
Тема. Парные звонкие и глухие согласные.
Фуражка на голове.
Находка на дорожке.
Овчарка на поводке.
Запряг лошадку.
Флажки на беседке.
Сережки у березки.
Ромашка из бумажки.
Царевна-лягушка.
Овраг - враг полей.
Легкая крошка.
Мягкая игрушка.
Варежки для Белоснежки.
Легкая, мягкая шубка.
Кувшин и кружка.
Покрышка.
Легкие скорлупки.
Сладкие орешки.
Кофта и повязка.
На локтях заплатки.
Голубки
Семена редиски.
Автор сказки.
Робкая девчушка.
Узкая веревка.
Корзина со стружками.
Лесная сторожка.
Воробушки растут.
Царапнул ладошку.
Желтая коляска.
Горошки на лепешке.
Макушка избушки.
Черная палатка.
Мягкие пирожки.
Матрешка в сапожках.
Кружка и фляжка.
Блюдце и чашка.
У беседки свернулся клубком еж. Алеша положил его в фуражку. Дома все смотрели на чудесную находку.
Замело снежком дорожки и тропинки. Братья Рыбкины играли в снежки. Глеб Зубков запряг в салазки овчарку.
1) Узкая дорожка ведет к сторожке.
2) Верба нарядилась в белые сережки.
3) Стоит избушка на курьих ножка.
1) Далеко в овражке квакали лягушки.
2) Ромашки сбросили свои белые рубашки.
3) Медведь редко нападает на человека.
Летит легкий пушистый снег. У крыльца мягкий сугроб. Братья Голубкины побежали на пруд.
Олег надел шубку, шапку, варежки. Савки стрелой летят в сугроб.
В кувшине стоят веточки деревьев. На ветке березки показались листочки. На ветке ольхи висят сережки.
На сосне белочка грызет орешки. Скорлупки летят вниз на площадку.
Дашенька нарядила куклу в платье и кофту. Она повезла ее в коляске. Малышка зашла в беседку. Девочка положила в кормушку крошки для птиц.
Птички ловко клевали крошки и семена. Синичка прилетела на обед с подружками.
дети вошли в сторожку и отряхнули снег. Здесь жил лесник с внуком Антошкой.
1) Дачники измеряли огород веревкой.
2) Корзину с овощами вынесли в погреб.
1) Лягушка - отличный охотник за гусеницами.
2) Решили увеличить площадь под бобовые растения.
1) Мягкие лапки, на лапках - царапки.
2) На грядках низко растет редиска.
3) Он появился из скорлупки в белой шубке.
1) Выгляни в окошко, дам тебе горошку.
2) Ушки на макушке, а шубка тепленькая.
3) Лежит на грядке, гладкий да сладкий.
1) Глобус стоит на черной ножке. Он похож на гладкую голову.
2) Испекли мягкий хлеб и сладкие пирожки.
1) Надели котенку на ножки легкие сапожки.
2) Ребятишки робко встали на лед.
3) Малыш глотал из кружки жидкую кашку.
Тема. Безударные гласные.
Четыре одуванчика.
Шесть ромашек.
Охота на крокодилов.
У синицы птенцы.
Сарай для скота.
Забота о щенке.
Семечко лимона.
Запах от тополя.
Далекая планета.
Пастбище в долине.
Парад самолетов.
Пилот сидит у руля.
Жаворонок в апреле.
Дошел до середины.
Рисовал рябину.
Легкий портфель.
Охотник и пантера.
Торопился на охоту.
Знакомая опушка.
Иволга - певчая птица.
Корзина для щенков.
Слабенький ягненок.
Тяжелая ладонь.
Великий поэт.
Оленье чутье.
В минуте 60 секунд.
Природа в сентябре.
Незнакомый предмет.
Колобок на скейте.
Отличный рисунок.
Серьезный художник.
Лепестки лилии.
Длинный коридор.
Черный квадрат.
Медвежья берлога.
Каникулы в январе.
Московская карамель.
Конфетная фабрика.
Мясные котлеты.
Ананасовый пирог.
Спасибо за угощение.
Щегол, снегирь.
Апельсиновые конфеты.
Ящерица меняет хвост.
Клевали из пакета.
Тревожный взгляд. Тысяча жильцов.
Узкая тропинка ведет через поле. В рядах ржи синеют васильки. В лугах растут ромашки и одуванчики.
Хорошо жили птенцы в родном гнезде. Однажды мать улетела на охоту. Один птенчик выпал из гнезда. (Дается задание продолжить рассказ.)
Ребята вынесли угощение для птиц. С крыши сарая слетела стайка воробьев. Мать похвалила детей за заботу о птицах.
Между стволами сосны рос тополек. Ветер завес туда семечко от тополя. Лесник умело пересадил деревце.
На широкой долине паслась коза с козлятами. Далеко внизу синела вода. Сюда доносилась далекая песня жаворонка.
По воде ручья плыл парад листочков. На одном сидела крошечная птичка. Пташка напоминала капитана корабля.
Виктор нашел в поле гнездышко. Там лежали мягкие стебельки и травка. Это жаворонок вьет гнездо во ржи.
Стайка крикливых воробьев слетела с рябины. В небе появился большой косяк журавлей. Птицы резко махали крыльями.
Охотник стоял на опушке леса. По снежку катился белый комок. Это торопливо убегал молоденький заяц.
Дом у иволги высоко над землей. Птичка подвесила корзиночку к стволу березы. Она сплела гнёздо из волосков и шерстинок. (По В. Бианки.)
Ягненок выбегал из стада и искал Сережу. Мальчик кормил малыша травой с ладони.
К сторожке подбежали лесные великаны. Ветвистые рога украшали головы оленей. Из ноздрей животных выходил пар.
В овражке бежит торопливый ручеек. Я пью бодрящую родниковую водицу. Через несколько минут мои силы окрепли.
Собака Динка выследила круглый предмет. Шарик катился как колобок. Потом из колючек показалась мордочка. Еж встал на задние лапки и осмотрелся.
Чарушин - известный писатель и художник. Он отлично знал повадки животных. Евгений Иванович изучал родную природу. Он приносил домой редкие растения и зверьков.
Глазастые лилии раскрыли свои лепестки. По воде протянулся коридор из кувшинок. Берега реки желтели от цветов.
Этот медведь живет в горах. Он весь черный, а на груди белый квадрат. Берлогой служит медведю дупло дерева.
Каникулы Кирилл проведет у тети Анны. Анна Васильевна работает на конфетной фабрике.
Настя сама сварила гороховый суд. Она пожарила котлеты, испекла сладкий пирог. Спасибо дочке за вкусный обед!
Зимой щеглы и синицы голодают. Осенью друзья сделали для них кормушки.
Снегири летят к рябине клевать ягоды. Они сидят на дереве часами. У них черная головка и красная грудка.
Коровы стояли в холодке и молчали. Доярки доили коров. В тени берез блестели большие бидоны. Сюда приносили тяжелые подойники с молоком. Петя Дроздов замерял молоко.
Тема. Непроизносимые согласные.
Праздник.
Счастливый.
Здравствуй.
Ненаствая погода.
Лестница.
Интересный случай.
Прекрасный ребенок.
Прелесткый человек.
Несчастный.
Окрестность.
Известный писатель.
Сахарный тростник.
Чудесная местность.
Пастбище.
1) Детство - счастливая и радостная пора.
2) Красная площадь - сердце нашей Москвы.
1) Счастливым и красивым делает человека работа.
2) Охотник поймал в тростнике журавля с больной ногой.
Осенью в Петербурге стоят ненастные дни. С утра до позднего вечера льет дождь.
1) Лестница-чудесница бежит сама собой.
2) Интересно провел праздничный день Андрюша Сорокин.
3) Над рекой Невой висят прекрасные мосты.
1) Здравствуй, князь ты мой прекрасный! (А. Пушкин.)
2) Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (А. Пушкин.)
Радостная весть облетела весь земной шар. В звездную даль полетел космический корабль. Посланцем нашей страны стал Юрий Гагарин. Теперь его имя известно всему миру.
Интересно смотреть в цирке на выступления животных. Медведь Пулька ловко ползет по лестнице. Лошадки катают в повозке счастливых малышей.
Тема. Написание гласных и согласных в приставках.
Пошел в театр.
Засиять от счастья.
Повелел отдать.
Нарисовал диван.
Надколол скорлупу.
Прокатился на скейте.
Доросли до потолка.
Перемешали открытки.
Сбросить панцирь.
Впустить в пещеру.
Сделать, сбросить.
Считать до десяти.
Отдавать команды.
Просигналил фонарем.
Подтащил к сараю.
В далекие времена жили на Руси потешники. На улицах они устраивали кукольный театр. Артисты вели лошадей, несли шары.
Закончилась полярная ночь. Розовая заря осветила снега и льды. На скалистом берегу показались зимовщики.
В пустыне подул резкий ветер. Он поднимал песок и переносил дальше. Такой ураган мог свалить с ног человека.
Ребятишки поймали божью коровку. Они посадили ее на ладонь, чтобы разглядеть. Букашка посидела, подождала и взлетела.
Лесные зверюшки сбегались за подарками. Елки подарили им вкусные еловые шишки. Семена зверьки съели, а скорлупки побросали. Насорили и разбежались по сторонам. Пришел лесник и догадался, кто виноват.
Отгадайте интересные загадки про животных. Кто сбросил вниз шишки с чешуйками? Кто продолбил шишку носом? Кто отгрыз чешую, а шишку оставил?
Взмахнула Василиса одной рукой - сделалось озеро. Отпила из стакана - остатки в рукав слила.
Тема. Предлоги и приставки.
Склевать семена.
Постелька для птенца.
Начинать обход.
Зашел за границу.
Повисел на осине.
Прямоугольник в середине.
Совенок выпал из гнезда и остался без помощи. Налетели вороны и стали клевать птенца. Тут вернулись ребята и отогнали воров. Малыша вылечили, выходили и назвали Кешей. (По Ц. Клячко.)
Пограничники обходили границу. Вдруг собака Рубин остановилась и обнюхала траву. В камышах затаился нарушитель границы. Его связали и отвели на заставу.
В середину класса поставили елку. Висели на ней игрушки, хлопушки, огоньки. Бусы на ветвях красиво переплелись с хвоинками.
Тема.
Счастье, несчастье.
Соседи в отъезде.
Варенье - объеденье.
Обезьяна съест банан.
Необъятная Русь.
Объявление на опушке.
Вьюга в феврале.
Бьет тревогу.
Шьет костюм.
Пьет лекарство.
Компьютер.
Льется волшебная музыка.
Наша семья въехала в новую квартиру. В воскресенье мы устроили новоселье. Соседи поздравили нас и пожелали счастья.
Раздался резкий крик вожака обезьян. Стадо бежит к посевам сахарного тростника. Надо много съесть и захватить про запас.
Однажды поздним вечером мы подъезжали к деревне. Дорога шла в объезд, через лес. Вдруг на опушку выбежал волк. Отец свистнул - зверь исчез.
По воробьям я узнаю погоду. Если птички гладенькие, то на дворе тепло. А если прилетят взъерошенные - к морозу.
Поганка отличается от съедобных грибов по виду. Ножка ее будто вылезает из горлышка горшочка. На шляпке висят мохнатые обрывки.
Школа объявила субботу праздником деревьев. Ребята собрались у подъезда школы пораньше. Учитель объяснил порядок работы на день.
Тема. Имя существительное.
Вертолет, самолет.
Вездеход, пароход.
Телефон, телевизор.
Доктор.
Жаворонок.
Моя Родина.
Любимая Россия.
Северное Чертаново.
Фамилия.
Отец, отчество.
Насекомое.
Стрекоза
Барсук.
Черепаха.
Мороженое.
Птицы, птенцы.
Носорог.
Лететь в вертолете.
У черепахи панцирь.
Кормушка на балконе.
У скворца птенчик.
Послать телеграмму.
Передача по телевизору.
Чертеж.
Молодежь.
Калач, шалаш.
Полночь, скрипач.
Помощь товарищу.
Папин помощник.
Мамина помощница.
Сварила борщ.
Цирк, циркуль.
Цифра, циферблат.
Птенцы у синицы.
Панцирь.
Цыпочка, цыпленок.
Цып-цып-цып.
Ножницы у меня.
Пуговицы у тебя.
Цыган, цыганка.
Стоять на цыпочках.
Белочка отвела под кладовую гнездо на дереве. Там у нее лежат лесные орешки и шишки. На сучках сосны белка сушит грибки. (По В. Бианки.)
Денис и Настя смотрели по телевизору сказку. Отец говорил по телефону с дядей Володей.
В Москве много красивых улиц и площадей. Я родился и живу в Северном Чертаново.
Олег Кузнецов учится во втором классе. Его отец, Василий Иванович, работает на заводе.
Капустница - это красивая белая бабочка. Но эта красавица - большой вредитель урожая. Она кладет на листы капусты маленькие яички. Из яиц выведутся опасные насекомые - гусеницы.
Мороз сковал пруд крепким льдом. Утром детишки катались на гладком льду. Легко бежали коньки по скользкой дорожке.
В морозные дни наши пернатые друзья голодают. Птицы жадно клюют крошки в кормушке.
Черепахи бывают наземные и водяные. Интересно то, что эти животные растут всю жизнь. Живут они долго, а панцирь не меняют.
На березе дятел устроил чудесную мастерскую. Шишку он держит между деревом и грудью.
Илья получил в день рождения поздравительную телеграмму. Бабушка желала ему здоровья, добра и успехов.
1) Последний луч солнца осветил верхушки берез.
2) Крик филина похож на плач ребенка.
Была полночь, и вокруг стояла тишь. Сторож спешил на работу в гараж.
1) Вечером Максим сделал чертеж парусной лодки.
2) Сестра подарила Антону большой мяч и обруч.
У мамы хорошая помощница - дочка Людочка. Мама пекла калач, а дочь варила борщ.
1) В зале цирка всегда смех и веселье.
2) Малыш и Карлсон на цыпочках пробрались в комнату.
1) Встал на цыпочки, вспотел, ножницы достать хотел.
2) Робкий цыпленок часто приходил сюда клевать овес.
Цыплята нашли в саду белый пушистый шарик. Очень они хотели поиграть с этим чудом. Но подул ветерок, и шарик разлетелся.
Клоун бросал и ловил шары и тарелки. Молодцы из цирка надели на цыпленка панцирь.
Много вредных насекомых развелось на капустных листьях. Птицы поклевали гусениц и спасли урожай.
Тема. Имя прилагательное.
Пасмурная весна.
Ранняя капель.
Опрятный человек.
Неряшливый вид.
Надежный товарищ.
Знакомый почерк.
Красивый поступок.
Далекая планета.
Чудесное кино.
Родной поселок.
Прекрасный котенок.
Весенний ливень.
Утренняя зарядка.
Прилежная ученица.
Опасное занятие.
Осеннее облако.
Свежее молоко.
Пахучая гвоздика.
Ужасная метель.
Последнее желание.
Горячие деньки.
Напрасные хлопоты.
Неуклюжие медвежата.
Смолистые почки.
Удивительный художник.
Тяжелая болезнь.
Желтый фломастер.
Черный прямоугольник.
Интересная математика.
Загадочная бабочка.
В Саратове уже давно стоит пасмурная погода. Снег потемнел, и с крыш льет звонкая капель.
(Найдите имена прилагательные и имена существительные, от которых они зависят. Докажите их «дружбу» вопросом от имени существительного. Какие еще имена прилагательные подошли бы для описания признаков погоды, капели?)
Моя маленькая сестра очень опрятная девочка. Всегда в порядке ее красивые пушистые волосы.
(К именам прилагательным маленькая, опрятная подберите противоположные признаки.
Подберите как можно больше признаков к имени существительному волосы.)
Сибирь - зеленая тайга без конца и края. Кедр - самое красивое таежное дерево. Кедровый лес богат орехами. Тайга дает человеку ягоды, ценные растения.
(Определите род имен прилагательных.)
1)Алый сахарный арбуз замечательный на вкус!
2) Бульдозер - это большой могучий трактор.
3) Прелестный щенок растет у Козлова Сережи.
(Докажите, что эти предложения не являются текстом.)
Всем полезны утренняя зарядка и прохладный душ. Легкие упражнения настраивают на рабочий лад.
(Докажите правильность написания окончаний имен прилагательных.
Назовите другие имена существительные, с которыми «дружат» имена прилагательные утренняя, прохладный, легкие, рабочий.)
1) Полынь - горькое растение, но полезное лекарство.
2) Корова Зорька любит душистое сено.
Задремала на полянке старая, чуткая лосиха. У ее ног резвился слабенький лосенок. В кустах затаился хищный зверь.
(Продолжите рассказ так, чтобы у него был хороший конец.)
Холодный февраль - последний зимний месяц. В ясный день бывает яркое синее небо.
(Продолжите описание погоды в феврале. Выделите окончания имен прилагательных, объясните их написание.)
Весной первые птицы в наших краях - грачи.
Вот почему грачата - самые ранние птицы.
Задрожал воздух, и налетел сильный ветер. Маленькое облачко закрыло солнце. Первые крупные капли застучали по дороге. Прошел дождь, и засверкала яркая радуга.
(Разберите по составу имена прилагательные)
Ласково светит весеннее солнце. На деревьях надулись пахучие смолистые почки. Выглянули из земли голубенькие подснежники.
(Подчеркните те имена существительные, которые имеют признаки.)
Побежал по лесу веселый торопливый ручеек.
Проснулся колючий ежик и выбрался на полянку. Свежий ветерок всюду разносил весенние запахи.
(Продолжите текст. Назовите как можно больше имен существительных, которые могут иметь один и тот же признак «свежий». Разрешается менять род и число имени прилагательного. Например, «свежая газета», «свежий ветер», «свежее утро», «свежие цветы».)
У кенгуру большие задние ноги, мощный хвост. На животе есть сумка - глубокая складка кожи. Любопытная мордочка малыша торчит из сумки.
(Выделите безударные окончания имен прилагательных, объясните их написание.)
Вечером голодная лиса спешит на охоту. Мелкие зверьки - хорошая пожива для лисицы. Мягкие лапки, хитрая головка - крадется плутовка.
(Подберите к именам прилагательным противоположные признаки.)
Тема. Глагол.
Перешел дорогу.
Нашел сумму чисел.
Гореть огнем.
Победить врага.
Висят сосульки.
Появились птенцы.
Досчитал до тысячи.
Склевали пшено.
Командир готовит.
Пилоты волнуются.
Травинка растет.
Соловей запевал.
Ландыш зацветет.
Писал упражнение.
Решает задачу.
Прочитает рассказ.
Слепить из пластилина.
Сидеть на скамье.
Нахмурилось небо.
Загремела гроза.
Полил весенний дождь.
Зазеленели посевы.
Остановился у порога.
Колобок покатился.
Перехитрил зверей.
Солнце закатилось.
Перышки потемнели.
Выполнил чертеж.
Засвистело в ушах
Пчелка не жужжит.
Птенец не чирикает.
Не ‚налил на перемене.
Не перебегал дорогу.
Ненавидеть войну.
Малышу нездоровилось.
Невежа, недотрога.
Эхо немножко помолчало.
Юля переболела гриппом.
Засинели незабудки.
Ласточка прощебетала.
Хлопотливые стрижи быстро и весело носились в воздухе. Родители добывали корм для своих прожорливых малышей. На лесной опушке собралась любопытная детвора.
(Найдите глаголы. Определите, каким членом предложения они являются.)
На осине уже давно висят пушистые сережки. Прилетели из далекой стороны наши пернатые друзья. Узкая извилистая дорожка ведет в городской парк.
(Подчеркните главные члены предложения. Определите, какой частью речи выражено сказуемое.)
Под березками часто растут грибкн с коричневой шапкой. Молоденький рябчик засвистел в лесу первую весеннюю песню.
В долине поспевает ранний виноград. На тяжелых ветвях зеленеют богатые грозди.
(Определите число глаголов.)
Из песка ребятки сделали разные игрушки. Денис вылепил сказочный дворец с подземным ходом.
(Продолжите рассказ, озаглавьте его.)
Бабочка ожила, взмахнула крыльями и полетела на разведку. Вылезает из берлоги ленивый косолапый медведь. Скоро шустрые муравьи поползут по
своим делам.
Могучий дуб угрюмо стоит на холме. Скоро у этого дерева наступит золотая пора.
(Определите время глаголов)
Весной братья еще раз перекопали огород. Большие камни уносили далеко и бросали в овраг.
(Придумайте начало и конец к этому отрывку.)
Вазочка со свежим печеньем стояла на столе.
Кто приготовил это вкусное угощение? Грустное лицо бабушки Анны засветилось радостью.
(Определите род глаголов. Придумайте начало к этому отрывку.)
За ночь ветер утих, и море успокоилось. Перелетные гости взмахнули крыльями и улетели.
(Определите время и число глаголов.)
Скворцы и грачи жадно клевали жирных червей. Хороший обед подарила птицам весенняя земля!
(Разберите глаголы по составу.)
У домов весь день галдят крикливые воробьи. Скоро ли запоют соловьи свои прекрасные песни?
(Определите время глаголов.)
Вода с гор потекла и весну принесла. Водяной паук терпеливо мастерит свой воздушный домик.
(Измените время глаголов: в первом предложении поставьте глаголы в настоящем времени, во втором - в будущем.)
Синяя бабочка не садится на белый цветок. Подснежники отошли, а ландыши еще не зацвели.
(Докажите, что эти предложения нельзя назвать текстом.)
Не смог петушок пропеть побудку в срок. Не появилась на траве утренняя роса.
(Придумайте начало и конец к отрывку из этой сказки.)
Алла писала упражнение и допустила нелепую ошибку. Она не забыла проверить работу по книге.
(В первом предложении замените глаголы другими, близкими по смыслу.)
1) Из какой сказки Носова пришел к нам Незнайка?
2) Настя сделала уроки по русскому языку и математике. Она положила в портфель книжки и дневник.
На лугу зацвели нежные колокольчики и незабудки. Ласточка Прощебетала летнюю песенку для своих птенцов.
Тема.
Повторение изученного в первом классе.
Рыбная ловля.
Костя ч
яйкин жы
л в деревне д
убровка. Он ходил с братом ю
рой на рыбалку. На ри
ке тихо. Шумят камышы
. Малч
ики закинули удочьки. Кось
тя поймал щю
ку. Юра - ерша. Хорош улоф
! Будет рып
ка и коту б
арсику.
Сентябрь.
Наступил сентяборь. Учиники сели за парты.
Школники теперь мало гуляют. А молыши целый день наулице. На дваре пока типло. Еще цвитут гваздики.
Тема. Разделительный мягкий знак.
Осенью.
Скоро октябарь. Цвиты завяли. Трова поникла. Ветир срывает листя с деревев. Все небо в тучах. Лет мелкий дошдь. Осеню сыро. Такую пагоду называют ненастем.
Весной.
Летят из жарких стран птитцы. Они устраивают себе жиле. Грочи вют гнезда на деревьях. Скоро в птичих домиках будут птинцы. В рощях засвищут солови.
Тема. Виды предложений по цели высказывания.
Письмо.
Дарогая мамачка! Я харошо отдыхаю. Мы живем в сасновом лису. Рядом речька найда. Кокие кросивые тут места. А как ты жевешь. Званил ли мне Сережа. Пеши мне чяще. Цылую тебя. Динис.
Тема. Состав слова.
Цветы.
Сколко разных цвитов на земле! Белиньких, красненких и даже черных. Есьть розавые цветы. А любимые незабудачки - голубые, как мамины глоза.
Зимой.
Во дваре болшая гора. У Сашиньки и Любачки санки. А Инна и Кирил - строитили. они строят крепость изснега.
Тема. Написание слов с парными согласными.
В лодке.
Летом семья Дупковых жыла у моря. Олек и бульдок Рей сели в лотку. На море была лехкая ряпь. Лодка двигалас вперет. Воздух был свеш. Дул ветерог.
Художники.
Денис Рыпкин и Верачка коровкина любят рисовать. Вера нарисовала избужку на курих ношках. Дение - цоревну-лягужку. Ресунки они хронят в папке.
В октябре.
В октебре дует реский ветер. Он несет по дорошкам желтые листя. Сизый дымок вется из труп. Голупки забились под карнис дома. Воробей сидит в мяхком гнизде. Собака барбос спит в бутке.
Тема. Непроизносимые согласные.
От осени к зиме.
Канец ноября - самое грусное время. В ненасную погоду хорошо седеть дома. Но вот за сияло яркое сонде. Пришол зимний день с марозом. Мы спустились по леснице клесному озеру. Озеро пакрылось прекрасткным льдом.
Скворцы.
Скворцы - пирелетные птицы. В конце лета ани собираются котлету. Весило и радосно летают они над полями, содятся на береговой тросник.
Позней осенью отлетают на юг.
Мамин праздник.
В марте есть чудестный празник. Рибята готовят к этому дню падарки. Игорь норисовал прелесный цветок. Свитлава вышыла салфетку. Надя паставила
в воду веточьку тополя. Постоит ветка в типле и даст лесточки. Мамачка будет счаслива!
Тема. Разделительный твердый знак.
Зинька.
Под корой деревев синичка Зинька дабывала насекомых. Вот она раздолбила дырочку и сьела чирвячка. Тут вы прыгнула изснега мышка. Дражит, вся взерошилась. Она объяснила зиньке свой страх. Мышка проволилась в медвежю берлогу.
(По В. Бианки.)
Экскурсия на завод.
Кшколе подел автобус и повез ребят на завод. Вот он вьехал водвор. Подемный кран перевозил тежелые трубы. Крановщик обяснил ребятам, как роботает подъемный кран. Много интерестного увидели ребята на зоводе.
Тема. Написание приставок. Предлоги и приставки.
Морозные узоры.
За ночь силно пахолодало. На стеклах поевились узоры. Кто норисовал их?
На холодном стикле оседают теплые пары вады. Они зостывают. На них нолипают другие капелки. Так и вы растает чудесный ресунок.
Пчелы.
Я по терял дорогу излеса. Я лег надушистый клевер. У ног паставил корзинку сгрибами. Над галовой прагудели пчелы. Я пашел за ними и выбрался на дорогу.
Тема. Мягкий знак в конце существительных.
Пожар.
В полноч была силная гроза. Молния ударила в сорай. Там хронились пшенитца и рож. Вспыхнул пажар.
Поспишила на помощь молодеж. Примчялись пожарные мошины. Люди победили агонь и спасли зирно.
Улов.
Я и мой товарищь пашли удить рыбу. Речка быстринка ноходилась за полем. Дарога шла через рож.
Скоро на удочьку попались ерш, щюка и лещь.
Летом в лесу.
Харошоо летом за городом. Там лес и речька Под корнями старой сосны бъет ключь. Кругом тиш и прахлада. Вот билеет душыстый ландыш Лучь солнца играет в капельках расы. Втраве шуршит еш.
Тема. Повторение изученного в течение года.
Кончилась теклоя ноч. Лехкий туман весит над лесом. Утреняя роса заблестело на листве. Вышло яркая солнце и обсушило расу.
Аленка шла черес палянку. Вдруг закочалась еловол ветка. Девчюшка падняла глаза. Надереве сидело чудесная птица. Красное крыло горела, как огонь.
У артема в диревне есть конь Орлик. Однаждый животное заболела. Врачь назначил каню лечение. Орлик нехотел пить горькое ликарство. Тогда мальчик дабавил в житкость глюкозу. Конь вы здоровел.
Стоял прекрастный динек. Таял носыпала корм в птичю кормушку. Госьти срвазу прилители. Тут были синички и снигири в красных рубажках. Птици клювали семена. Патом они седели на ветках и щебетали. Они говорили тане спосибо.
(По Л. Воронковой.)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ивановская средняя общеобразовательная школа»
Доклад на тему:
«Перспективные технологии
в обучении и воспитании»
Учитель начальных классов Козлова З.Г.
Система И.Т. Федоренко, И.Г. Пальченко
Украинский педагог, доктор педагогических наук И. Т. Федоренко четверть века назад, исследуя процесс подготовки учащихся к усвоению знаний, роль чтения и письма в этом процессе, определил значение зрительного и слухового восприятия в формировании навыков чтения, роль оперативной памяти, произвольного и непроизвольного внимания, центрального и периферического зрения. Автор указывает на факторы, положительно влияющие на выработку техники чтения, и тормозящие ее. «К первым относится интерес к чтению, внимательность, антиципирование, учет и корректирование техники чтения. Ко вторым - «трудные слова, регрессии, слабая артикуляция, плохо поставленное дыхание. Для развития техники чтения необходимо первую группу факторов совершенствовать, а вторую - устранять».
Анализ результатов учебной деятельности выявил наличие ясно выраженной корреляции между скоростью чтения, письмом и успеваемостью школьников. В ходе исследования И. Т. Федоренко обнаружил большие потенциальные возможности у школьников в развитии скорости чтения и письма. Причем было также установлено, что «процесс совершенствования этих навыков нельзя заканчивать в начальных классах, как это имеет место в школьной практике. Задача развития скорости чтения и письма должна быть в поле зрения учителя в течение всего срока обучения школьника». И. Т. Федоренко рекомендовал в начальных классах развивать технику и культуру чтения, а в старших обучать учащихся скоростному чтению (как сейчас принято говорить, динамическому), а также знакомить с разными видами чтения учебной, художественной, научной литературы - ознакомительным, выборочным, изучающим чтением.
Как не кажется парадоксальным, но исследования И. Т. Федоренко показали, что развитию навыков чтения способствуют прежде всего письменные упражнения: зрительные и слуховые диктанты, списывание текста, в старших классах - конспектирование учебника.
Исследуя влияние скорости письма на качество знаний учащихся, И. Т. Федоренко было установлено, что у учащихся с высокой скоростью письма (60-84 знака в минуту) среднегодовой балл по всем предметам составляет 4,34; у детей со средней скоростью письма 48-60 знаков 4 балла, а у учеников с низкой скоростью письма (до 48 знаков) - 3,12.
Не утратили своей актуальности на сегодняшний день предложенные И. Т. Федоренко комплекты зрительных и слуховых диктантов для развития оперативной памяти, расширения объема зрительных и слуховых восприятий ребенка.
В подобранных харьковским профессором текстах диктантов каждое предложение на одну букву больше предыдущего. В комплект обычно входит шесть разных по содержанию предложений. При слуховом диктанте предложение произносится только один раз. В зрительном диктанте ограничено время экспозиции предложения. Практика показала, что лучшие результаты получаются при ежедневных тренировочных упражнениях в течение одной учебной четверти.
Исследование И. Т. Федоренко убедительно доказало, что совершенствование механизма восприятия с помощью зрительных и слуховых диктантов положительно влияет па многие стороны учебной деятельности школьников.
И. Г. Пальченко - педагог из г. Старобельска, ученик и продолжатель дела профессора И. Т. Федоренко - применил разработанную в Харькове технологию в коррекционных группах и классах выравнивания.
Причины низкой техники чтения у данной категории учащихся И. Г. Пальченко видит в следующем: малый объем кратковременной памяти, недостаточно развитое поле чтения, низкая устойчивость внимания, неразвитость периферийного зрения и умения антиципации.
Согласно данной технологии необходимо выделять пять этапов развития техники чтения (см. табл.). Для каждого из них характерна своя скорость чтения и своя система упражнений. Часть упражнений по И. Г. Пальченко хорошо известна учителям. Однако целесообразность их применения в соответствии с выделенными этапами значительно повышает результативность работы.
№ этапа |
Этап |
Рост скорости чтения; сл./мин. |
Схема работы по номерам упражнений |
Начальный |
|||
Этап развития кратковременной памяти |
|||
Этап совершенствования внимания и развития угла зрения |
|||
Этап уверенного чтения адаптированных текстов |
|||
Этап беглого чтения любых текстов |
Самостоятельное чтение |
В схемах представлены следующие виды упражнений: 0 - аудирование, прослушивание чтения, 1 - чтение за диктором, 2 - чтение в паре, 3 - пересказ с опорой на текст, 4 - многократное чтение, 5 - убыстрение темпа чтения, 6 - переход на незнакомый текст, 7 - чтение с отрывом взгляда от текста.
Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов. Чтение в паре тренирует умение распределять внимание н положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся. Пересказ с опорой на текст приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти и закладывает основу для успешной домашней работы. Седьмое упражнение - чтение с отрывом взгляда от текста (так называемое педагогическое, учительское чтение) - приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличения объема кратковременной памяти и умения распределять внимание. Одно из самых интересных, на наш взгляд, упражнений - многократное чтение - способствует ежедневному накоплению в памяти школьника зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению уже на этапе обучения грамоте.
Этапность формирования навыков чтения, разработка схем работы - это одна из наиболее удачных, как нам кажется, попыток соединить в рамках новой технологии обучения психологию с прикладной дидактикой.
Огромная популярность системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко на Украине способствовала быстрому распространению этих идей в приграничных областях России. Простота и занимательный характер разработанных упражнений способствовали распространению данной технологии не только в классах компенсирующего обучения, но и во всех первых-вторых классах начальной школы, когда задача овладения технической стороной чтения стоит в числе наиглавнейших.
Резервы обучения чтению по В.Н. Зайцеву
Большую популярность в педагогических кругах приобрела методическая система В. Н. Зайцева, направленная на выявление резервов обучения школьников оптимальному чтению, Технологические приемы, разработанные в лаборатории экспериментальной дидактики ДонГУ и многократно апробированные творческой группой педагогов в г. Донецке и Донецкой области, позволяют добиться высоких результатов в формировании полноценного навыка чтения уже в начальных классах. Важной отличительной чертой этой технологии является ее непосредственный выход на семью, на укрепление связи между школой и родителями, между родителями и детьми.
Методическая система Н.В. Зайцева выделяет восемь резервов обучения чтению. Первый резерв - частота тренировочных упражнений. «Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений, - указывает педагог. - Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает; то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные во времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой».
Жужжащее чтение - второй резерв - был одним из основных элементов при обучении чтению в Павлышской школе, школе В.А. Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется во многих школах почти всеми учителями. При жужжащем чтении все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Тренаж идет в течение пяти минут.
Из опыта работы школы Монголии заимствованы ежеурочиые пятиминутки чтения, с которых рекомендуется начинать любой урок в школе. На этих минутах дети работают в режиме жужжащего чтения. После пяти минут чтения идет обычный урок.
Еще один резерв - чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью. Пока человек спит, он находится под их впечатлением. При заучивании наизусть мы обычно советуем ребенку: положи книжку под подушку. «Эта рекомендация означает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним впечатлением дня», - указывает автор.
Для развития оперативной памяти, очень важной в процессе чтения, существенную роль играют предложенные в свое время зрительные диктанты. Из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко заимствованы также такие эффективные упражнения, как многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Учителя начальных классов знают много приемов стимулирования навыков чтения. Учителя третьих классов школ Донецка в конце урока обычно оставляют три-четыре минуты времени для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Дети в течение минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса). Затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Как показывает практика, даже за неделю бывает видна прибавка в скорости чтения. Это стимулирует отношение учащихся к чтению и к тренировочным упражнениям по технике чтения.
Интересное экспериментальное исследование по повышению качества чтения в начальной школе проведено авторской группой в составе М.И. Омороковой, И.А. Рапопорт, И.3. Постоловского. Полученные результаты были опубликованы в популярнейшей среди педагогов начальной школы в 90-е годы книге «Преодоление трудностей».
В процессе эксперимента педагоги формировали навыки осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения (осмысление прочитанного, техника чтения, особенно выразительность и др.) и учитывающих психолого-педагогическую природу чтения. Опытная работа базировалась на достижениях современной психолингвистики в области чтения как коммуникативной деятельности и теории текста». В работе учитывались достижения в области обучения чтению на иностранном языке и практический опыт работы харьковских педагогов.
Как указывают авторы, в своем опыте они стремились создать условия для контроля за процессом обучения чтению на всех его этапах: от совершенствования осознанного чтения вслух до обучения чтению «про себя» и выразительному чтению. Для осуществления опытного обучения авторской группой под руководством М. И. Омороковой были созданы дидактические материалы, тетради и карточки на печатной основе на базе учебных книг для чтения, апробирована система упражнений, активно влияющих на становление соответствующих параметров чтения.
Опытная работа была проведена в школах Одессы, пос. Черноголовка Московской области.
Представляет интерес тот факт, что в работе по обучению технике чтения авторская группа учитывала взаимосвязь чтения вслух и чтения молча, чтения с говорением и слушанием, чтения и понимания.
В эксперименте проводились индивидуальные, групповые и коллективные упражнения по технике чтения продолжительностью 5-6 минут на уроке. Упражнения индивидуальные выбирались в зависимости от того, какой параметр чтения у ученика слабо отработан: произношение, правильность, скорость восприятия или понимание.
«Таким образом, для обучения технике чтения были выделены следующие группы упражнений, направленные на: развитие речевого аппарата; расширение оперативного поля чтения; развитие правильности, безошибочности восприятия текста, развитие догадки (антиципации) на различных уровнях; развитие чтения при чтении вслух и молча; развитие внимания и памяти в процессе восприятия; преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста»
Наибольшую популярность среди педагогов школы завоевали такие конкретные упражнения:
«Финиш» - дети должны как можно быстрее молча прочитать текст до определенного слова или словосочетания. Сознательность чтения проверяется с помощью контрольных вопросов по содержанию прочитанного. Упражнение используется для развития скорости чтения и умения выделять основную информацию.
«Фотоглаз» - учащиеся должны найти заданное слово среди тех, которые демонстрируются на кодограмме. При считывании с кодограммы время фиксации каждого последующего слова сокращается. Упражнение развивает фиксационное поле.
«Буксир» - учитель громко читает текст вслух, изменяя скорость от 80 до 160 слов в минуту. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь поспевать за учителем. Упражнение развивает скорость и гибкость чтения.
«Молния» - чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной для учащегося скорости.
Большой практический интерес представляют также предложенные группой М.И. Омороковой поисковые таблицы и различные дидактические тренажеры для отработки технической стороны чтения.
В рамках международной программы (Белгород -Дюссельдорф) на тему «Повышение компетентности учителя начальной школы посредством овладения новыми технологиями обучения чтению» опыт белгородских педагогов Н.Л. Быстровой и Н.С. Сердюковой их коллег специально изучается в 1993-1996 годах немецкими экспертами по навыкам чтения. В марте 1995 года члены экспериментальной группы из г. Белгорода провели семинар по использованию элементов динамического чтения в начальных классах для педагогов Земли Северный Рейн-Вестфалия. Учителей Германии особенно заинтересовали упражнения на концентрацию внимания (работа с таблицами Шульте и Швайко), упражнения с буквенными и числовыми пирамидками, «Чтение-спринт», «Фотографирование», «Чтение-разведка», «Чтение с подсчетом слов». В рамках реализации международного эксперимента по повышению способностей детей в чтении сняты видеофильмы, подготовлены слайды и манускрипты о творческой работе по данной проблеме педагогов из Белгорода и Земли Северный Рейн-Вестфалия.
Рассмотрим подробнее упражнения по динамическому чтению в их адаптированном варианте, рассчитанном на младших школьников.
Упражнение № 1. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ
Начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания. Этому способствует так называемое упражнение «фотографирование». Фотографирование - это восприятие за ограниченное время (I секунду) различного рода картинок, предметов, речевого и счетного материалов. Секунду можно отмерить, произнеся про себя число «Двадцать один». Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду успеть рассмотреть, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться!» и «Внимание!» дается команда «Фотографируем!»
Динамика нарастания сложности в упражнении следующая:
Найди лишнюю букву.
а, о, в, у, и
Найдя лишний слог.
бо, но, ро, мы, со, ко
Найди лишнее слово.
Раздели слова на две группы.
Фотографирование отрывков из ранее прочитанных текстов. Например из какой это сказки:
«Я, мышка-норушка...»?
«Бежит молочко по вымечку...»?
Упражнение №2. РАБОТА ПО ТАБЛИЦАМ ШУЛЬТЕ
Таблицы Шульте, как уже отмечалось, хорошо развивают поле зрения. Изготовить их могут сами дети на уроках труда, а в I классе с помощью родителей. У каждого учащегося имеется для работы индивидуальная карточка. В 1 классе можно использовать два комплекта- с числами от 1 до 10 и от 1 до 20.
Во втором и третьем классах используется комплект с числами от 1 до 25 и его варианты.
Центр таблицы окрашивается в зеленый цвет. На этом зеленом пятне и концентрируется внимание учащихся.
По такому же принципу изготавливаются и карточки с «рассыпанным» алфавитом.
Упражнение выполняется детьми стоя или сидя. Учащиеся ведут счет про себя, указывая ручкой на цифры или буквы. В работе с таблицами используется памятка.
Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.
Старайся запомнить расположение сразу двух - трех следующих друг за другом чисел.
Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видя всю ее целиком.
Упражнение № 3. РАБОТА ПО ТАБЛИЦАМ ШВАЙКО
Цель данного упражнения - обучение вертикальному движению глаз при чтении, считывании информации. В начальной школе педагогами используются чаще всего карточки из комплекта № 1 с числами от 1 до 35. (В комплект Б входят числа от 35 до 70. Комплект В - числа от 100 до 135).
Упражнение № 4. «ЧТЕНИЕ - СПРИНТ»
«Чтение-спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей». При этом он добавляет: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста в учебнике.
П А М Я Т К А
Плотно сожми губы и зубы
Читай только глазами
Читай как можно быстрей
Ответь на вопросы к тексту
Упражнение № 5. ЧТЕНИЕ СО СЧЕТОВ СЛОВ
Это упражнение заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Школьники лишены возможности произносить текст про себя. Дети приучатся читать только глазами. К этому упражнению разработана памятка:
II А М Я Т К А
Плотно сожми губы и зубы
Читай только глазами
Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста
Ответить па вопросы к тексту
Первым вопросом к учащимся должен быть вопрос о числе слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом слов не превышает 2 %, хорошим, удовлетворительным - 5-10 %, при условии, что дети ответили на вопросы по содержанию текста.
Упражнение можно усложнить, считая тройки слов, строки, пары строк. А на уроках русского языка можно предлагать детям прочитать текст упражнения со счетом слов на определенное правило.
К 3 классу техника чтения учащихся возрастет до 120-150 слов в минуту, и счет отдельных слов, троек слов замедлит скорость чтения. Тогда учителя вводят упражнение с механическим подсчетом слов. Счет ведется до 10 (можно до 30). Досчитав до десяти, дети начинают считать заново. Подсчитываются не все слова, а только те, которым успевают присвоить порядковый номер. Считать нужно про себя четко, ясно, без пауз, непрерывно: «одиндватричетырепять...» Главное в упражнении - максимально возможное качество усвоения содержания читаемого при условии непрерывной работы мышц гортани, отвечающих за проговаривание (про себя) чисел.
Упражнение № 6. «ЧТЕНИЕ - РАЗВЕДКА»
В целях обучения детей вертикальному чтению используется упражнение «Чтение-разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной Скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить в нем главное. Используется памятка:
П А М Я Т К А
Плотно сожми губы и зубы.
Поставь пальцы на начало и конец строки.
Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.
Это упражнение можно использовать на уроках русского языка. Например, разведчики находят в тексте словарные слова или слова на какое-либо правило. На уроках математики можно предложить отыскать среди примеров пример с определенным ответом.
Все описанные выше упражнения проводятся на незнакомом тексте, после чего он перечитывается вслух и над ним проводится работа по обычной, традиционной методике: выборочное, чтение, пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, составление характеристики героя и т.п. Таким образом, выполнение упражнений по динамическому чтению занимает 5-7 минут урока. Ценность этих упражнений состоит в том, что дети после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой).
Наряду с указанными основными упражнениями в технологии динамического чтения используются такие упражнения, как:
Упражнение «Финиш». Методика работы с ним такая же, как и при чтении способом «Спринт», только дети читают до указанного педагогом слова или выражения.
Чтение с речевыми помехами, которые создаются самим читающим: текст читается про себя, одновременно при этом напевается знакомая песенка или декламируется наизусть стихотворение.
Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники должны читать глазами незнакомый текст, а после чтения ответить на вопросы по содержанию.
Чтение со звуковыми помехами, например: при звучании музыки.
Начало школьного образования - это важный шаг в развитии детей. И, конечно, обучение начинается с освоения таких фундаментальных умений, как беглое чтение и грамотное письмо. Какие только системы не используются преподавателями начального звена для облегчения запоминания сочетаний букв и словесных комбинаций! Однако одной из наиболее успешных систем работы над совершенствованием навыка чтения считается комплект диктантов И.Т. Федоренко, которые называются зрительными.
В чём смысл и преимущества зрительных упражнений Федоренко?
Работа над зрительными диктантами может быть и групповая, и индивидуальная
Зрительный диктант - это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв, которые ребёнок должен запомнить в течение 6–10 секунд экспозиции и затем записать. Такая работа помогает:
- развить память;
- тренировать внимание;
- усвоить элементарные правила грамматики;
- быстрее научиться читать.
Украинский педагог И.Т. Федоренко более 25 лет назад глубоко исследовал значение именно зрительного восприятия на формирование навыка беглого чтения. По итогам своей многолетней работы учёный пришёл к выводу, что для скорости чтения малышам необходимо комплексно развивать:
- оперативный вид памяти;
- внимание (как произвольное, так и непроизвольное);
- периферическое зрение наряду с центральным.
Существенным преимуществом методики Федоренко является то, что она позволяет работать над совершенствованием антиципирования - способностью угадывать слова по контурам, тем самым быстрее усваивать содержание словосочетаний и предложений. Кроме этого, авторская методика помогает ребёнку справиться с трудностями произношения, которые связаны с особенностями дикции, артикуляции.
Методика проведения диктантов по Федоренко
Диктанты Федоренко можно представить в виде презентации
Схема работы над формированием умения быстро воспринимать текст и отрабатывать навыки письма включает 18 диктантов-наборов. В каждый из комплектов входит 6 простых предложений. Суть этих текстовых отрывков в том, что их длина увеличивается пошагово: в первом простом предложении из первого диктанта - 2 слова, всего 8 букв. Во втором - количество слов остаётся тем же, но набор букв увеличивается на 1. В итоге в 18 наборе уже 7 слов и 46 букв в самой последней синтаксической конструкции. Малышам нужно запоминать не только те слова, которые даны в рамках одного предложения, но и сами короткие предложения в рамках всего набора. В результате ежедневной работы по программе Федоренко дети:
- легко осмысливают различные тексты;
- заинтересовываются чтением;
- быстрее овладевают навыком аналитического чтения и грамотного письма;
- после отработки каждого комплекта предложений прибавляют в скорости чтения в среднем по 44 слова.
Начинать отрабатывать систему Федоренко рекомендуется со второго класса, когда у ребят появляются общие представления о письме и чтении. Однако некоторые педагоги вводят зрительные диктанты уже со второго полугодия первого класса в процессе автоматизации пословного чтения. Работать со зрительными диктантами нужно ежедневно, тогда методика даст свои результаты.
Это интересно! По результатам исследований возможностей головного мозга, учёные университета Оксфорд пришли к выводу, что для развития оперативной памяти в среднем необходимо 2 месяца. Методика Федоренко рассчитана на 54 дня.
План проведения занятий по методике Федоренко состоит в следующем:
- На доске или экране монитора показываем 6 предложений набора.
- Закрываем доску или выключаем экран, а затем открываем первое предложение.
- Даём детям 5–10 секунд на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложение.
- Предлагаем ученикам закрыть глаза и представить, как записано предложение.
- Снова закрываем слова и предлагаем ребятам записать то, что они запомнили.
Тематика предложений, предложенная Федоренко, может быть подкорректирована педагогом под изучаемый предмет - методика может использоваться в рамках любого курса, так учителю будет легче спланировать занятие.
Учтите, что с 4–5 набора на каждый блок предложений выделяют по 5–6 дней, но время экспозиции при этом чётко соотносят с рекомендациями автора методики - 5–10 секунд.
Наборы для работы по методике
Последний набор содержит более сложные слова Продолжаем отработку навыка Работаем над запоминанием слов с шипящими В словах этого комплекта согласные всех групп Работа над сонорными согласными Повторение гласных Отработка употребления ъ и ь Использование тире в простых предложениях Употребление о и а в безударной позиции Употребление е без ударения и под ударением Слова с проверяемыми безударными в корне Многосложные слова Употребление заглавных букв в именах собственных Начинаем вводить многосложные слова Вводим пары глухих-звонких согласных Отрабатываем произношение и написание согласных Отработка методики запоминания графического образа слов Работа над простыми словами
Правила работы со зрительными диктантами
Важно, чтобы дети не отвлекались сами и не мешали другим в процессе работы над диктантами Федоренко
Чтобы методика отработки навыка чтения и письма шла по намеченному курсу, при проведении зрительных диктантов необходимо:
- Терпимо относиться к тем детям, которые не могут запомнить целиком весь набор. При этом важно приучить их работать далее, пропуская то, что не вышло запомнить.
- Следить за тишиной во время запоминания и воспроизведения слов, так как любое комментирование переведёт акцент со зрительного на слуховое восприятие.
- Писать предложения только на отдельных листочках. Если позволить записывать слова в тетради, то работа предыдущего дня будет отвлекать от актуального задания.
- Записи на листах собирать, но не корректировать недочёты, чтобы дети не запоминали отдельные буквы, а старались откладывать в голове цельные слова.
- Наблюдать за успеваемостью учеников. Если малыши быстро усваивают все слова в простых предложениях комплекта, трудность следует наращивать, то есть начинать работу над следующим.
- Выработать свой собственный ритм работы над упражнениями, основываясь на успеваемости детей.
Описание презентации Зрительные диктанты по методике Федоренко — Пальченко Я по слайдам
Зрительные диктанты по методике Федоренко — Пальченко Я хочу быстро читать!
Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берёз.
Прилетели птички. Ярко светит солнце. Лида вытерла доску. Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. Зоя прилежно учится.
Дятел долбит дерево. Я хочу посадить цветы. Иней украсил деревья. Без воды цветы завянут. Пролетело жаркое лето. Возле дома посадили ель.
Солнышко светит и греет. Федя решал задачу у доски. Загорелась в небе зорька. На деревьях сверкал иней. Город Киев стоит на Днепре. В лесу собирают землянику.
Зимой река покрылась льдом. Мальчик подарил маме цветы. Дежурные стёрли пыль с доски. Коровы и овцы пасутся на лугу. На огород забрались цыплята. Мы жили возле берёзовой рощи.
Небо покрылось серыми тучами. Дети посадили во дворе акацию. Бабушка купила внуку букварь. Землю согрело тёплое солнышко. Моя сестра работает на фабрике. Ласково грело весеннее солнце.
Идёт дождик. Мы любим учиться. Бабушка печёт пирог. У Андрея чистая тетрадь. Помогай своему товарищу. Быть здоровым очень важно.
Вода в море солёная на вкус. Наша страна борется за мир. Началась большая перемена. Дети ходили в лес за грибами. Руки надо мыть водой с мылом. Красивы улицы нашего города.
Москва – столица нашей Родины. Школьники поливают саженцы. Друзья встретились на улице. Надо быть честным и правдивым. Звёзды сияют на башнях Кремля. Летом наша семья жила на Волге.
Весело колосится густая рожь. Поля запорошило белым снегом. Мы читали интересный рассказ. Мичурин много и упорно работал. Новые дома растут очень быстро. Из машины вышел наш учитель.
Мальчики принесли сухих веток. В поле поспевает рожь и пшеница. На стройку привезли рамы и двери. Дети всех стран хотят жить в мире. Свежий ветерок повеял прохладой. Сверкнула молния, и загремел гром.
Давно скосили и убрали луга и поля. Белка взобралась на верхнюю ветку. Солнце светило ярко, а дети купались. Травы скашивают во время их цветения. Дедушка Филипп пасёт стадо коров и коз. Люблю я в поле встречать восход солнца.
Поднялась за рекой большая серая туча. В далёкой тайге живут охотники-эвенки. Все радовались встрече с космонавтами. Разведчики отправились в опасный путь. Дружная семья и землю превратит в золото. Обувь всегда необходимо очищать от пыли.
Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. Меж редеющих верхушек показалась синева. Хороши широкие и привольные степи России. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Павел и Вика любят читать волшебные сказки. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.
В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Школьники готовятся к новому учебному году. Много работы в яблоневом саду ранней весной. На берегу моря раскинулся спортивный лагерь. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.
Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. Мы посадили во дворе ёлочки, липы, клёны и берёзы. Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.
На полях выращивают картофель, свёклу, морковь, лук. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье. По лесной заросшей тропе идёт группа туристов. Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом. Россия живёт в мире и дружбе с другими народами планеты.
Методика, разработанная И.Т. Федоренко, пользуется популярностью среди многих преподавателей по русскому языку. Зрительные диктанты Федоренко, методика работы с ними и педагогические результаты от подобных занятий — главные темы исследований данной статьи.
Суть диктантов и особенности методики
Зрительные диктанты Федоренко сейчас очень популярны, ведь с течением времени они доказали свою эффективность. Главная цель подобных диктантов — развитие памяти и элементарных навыков в области грамматики и письма.
Сами диктанты состоят из восемнадцати наборов по шесть предложений. Задача каждого ребенка состоит в том, чтобы за короткое время запомнить предложение и перенести его в свою тетрадь.
Такой зрительный диктант рекомендуется проводить ежедневно в течение 2-3 месяцев до тех пор, пока дети не смогут записать большую часть предложений. Поскольку сам процесс обучения подразумевает регулярное преодоление трудностей, диктанты Федоренко постепенно усложняются.
Так, например, если первое предложение в таких наборах состоит из двух слов и всего из восьми букв, то последнее предложение уже имеет в своем составе 10 слов, и около 48 букв. Разумеется, с первыми заданиями справиться будет легко, но постепенно уровень сложности начнет увеличиваться, заставляя детей ежедневно тренировать свою память.
Итак, как же проводить такие зрительные диктанты? Педагогу следует записать на доске первые 6 предложений. Использовать можно как предложения, составленные самим Федоренко, так и собственные наработки, соответствующие методике. Все предложения нужно закрыть листком бумаги.
Сначала учитель на 4-8 секунд показывает детям первое предложение. Они пытаются его запомнить без записи в тетрадь. Далее педагогу необходимо закрыть листком первое предложение, а дети должны перенести его в свои тетрадки. Если у кого-то из школьников возникают проблемы, он может подглядеть правильное написание у соседа. Если сложности возникли у доброй половины класса, данное предложение следует вынести на повторение на следующем уроке.
После того, как первое предложение было записано, необходимо переходить к изучению следующего. Обычно такое задание отнимает не более десяти минут на уроке, но его потенциальные педагогические результаты внушительны. Во-первых, дети смогут неплохо потренировать свою память, стараясь припомнить, как выглядело то или иное предложение. Во-вторых, они смогут повторить основные грамматические и пунктуационные правила. В-третьих, обучение во время таких диктантов происходит в веселой игровой форме, поэтому дети с удовольствием принимают участие в таких заданиях.
Не стоит забывать и про то, что такая методика работы положительно влияет на улучшение навыков чтения. Детям не просто необходимо за короткий срок запомнить текст, но еще и прочитать его. У младших школьников с этим могут возникать большие проблемы, но зрительные диктанты помогают за несколько недель освоить скоростное чтение.
И.Т.Федоренко уверен, что используя такие диктанты на каждом уроке, педагог сможет заметно разнообразить учебный материал, пробудив в детях интерес к предмету. Если тема самих изучаемых предложений не соответствует параграфу, учитель может составить предложения самостоятельно, используя те слова, которые тренируют определенные грамматические правила.
Гораздо удобнее будет составить такие предложение в рамках мультимедийной презентации. На слайдах дети увидят предложение, которое стоит запомнить, а учитель сможет в любой момент закрыть презентацию, попросив учеников записать увиденное в тетрадь.
Данная методика оптимально подходит для учащихся начальной школы. В раннем школьном возрасте, педагогу необходимо уделять особенное внимание тренировке памяти. Развивая память малыша, преподаватель сможет повлиять на его успеваемость в будущем.
Методику Федоренко можно использовать и при работе со старшими классами. Вот только для школьников в 8-10 классе необходимо составлять не отдельные словосочетания, а длинные предложения. Составив такие предложения, учитель будет в течение 10-12 секунд демонстрировать их детям, после чего школьники обязаны записать увиденное в тетради. Такой усложненный вариант диктанта Федоренко подходит старшим школьникам по возрасту и положительно влияет на усвоение даже самых сложных грамматических правил.
Если учитель имеет дело с профильными классами, которые отлично владеют всеми правилами русского языка, методика Федоренко не теряет своей актуальности. В данном случае, ее нужно лишь немного усложнить для работы с умными детками. Так, например, учитель может сокращать время демонстрации текста или прибегнуть к специально допущенным ошибкам.
Например, учитель может составить свои предложения, соответствующие методике Федоренко, но в них будут специально допущены орфографические и пунктуационные ошибки. Цель детей состоит не только в том, чтобы запомнить предложение, но и в том, чтобы перенести его в тетрадь без допущенных учителем ошибок. Таким образом, дети будут на практике использовать известные им теоретические правила русского языка. Данная методика работы поможет заметно повысить уровень успеваемости в любом классе, заставив детей размышлять над написанием каждого предложения.
Сам разработчик методики предлагает работать с одними и теми же предложениями в течение 3-4 дней. Как только большинство учеников запомнит, как пишутся эти предложения из набора, можно переходить к следующим. Данная методика поможет выявить отстающих учеников, а также те правила русского языка, которые вызывают наибольшие сложности у школьников. В дальнейшем, педагог сможет провести повторение сложных правил, а также устроить дополнительные занятия для отстающих детей. Успеваемость от этого только повысится, а сами дети с удовольствием продолжат изучать миниатюрные диктанты.
Сложности внедрения методики И.Т. Федоренко в реальные уроки по русскому языку
На первый взгляд, внедрить методику Федоренко в обычные уроки русского языка довольно просто, ведь такие маленькие диктанты не отнимают много времени и сил на проверку. однако на практике все оказывается гораздо сложнее, ведь далеко не на каждом уроке можно найти время на демонстрацию подобных предложений и их изучение.
Главная особенность методики Федоренко состоит в том, что учителю необходимо систематически демонстрировать одни и те же предложения до тех пор, пока не произойдет запоминание. Однако многие учителя допускают ошибку, прибегая к методу 1-2 раза в месяц, из-за чего им не удается достигнуть никаких педагогических результатов. Опытные педагоги подтверждают: чем чаще будут производиться такие повторения, тем будет лучше.
Очень важно, чтобы используемые на уроках предложения полностью соответствовали заданной теме по предмету, а иначе, сам процесс повторения будет бесполезным. Следовательно, педагогу необходимо все время перерабатывать предложения Федоренко, внедряя в них определенные грамматические сложности. Это, в свою очередь, требует большого усердия и профессионализма от учителя.
Также преподаватели часто сталкиваются с проблемами по внедрению данной методики в поурочное планирование для старших классов. Сам И.Т. Федоренко разрабатывал свою методику для младших классов, но и для старших школьников ее можно адаптировать. Здесь следует начинать с предложений посложнее, все также постепенно увеличивая нагрузку. Чтобы установить межпредметные связи, педагог может попробовать использовать в качестве предложений для диктанта отрывки из изученных литературных произведений. Такой метод поможет дополнительно еще и материал по литературе повторить.
Иногда бывает сложно заинтересовать и малышей столь странным и непонятным заданием. В таком случае, опытные педагоги рекомендуют использовать не стандартные предложения, а разнообразные пословицы, поговорки, отрывки из сказок. В таком случае, дети будут гораздо больше вовлечены в процесс изучения предложений.
Методика Федоренко только тогда считается полностью реализованной, когда все дети могут самостоятельно справиться с заданием, не подглядывая в поисках ответа в тетради товарищей. Обычно заметных педагогических результатов удается достигнуть только на третий месяц применения методики, поэтому преподавателю необходимо заручиться терпением, систематически используя советы И.Т. Федоренко.
Педагогические результаты методики Федоренко были уже неоднократно доказаны, но сама методика заслуживает куда большей популярности. Регулярное использование таких диктантов положительное сказывается на успеваемости детей, да к тому же, пробуждает в них интерес к предмету. Чем раньше педагоги смогут внедрить данную методику работы в своей поурочный план, тем будет лучше, ведь это напрямую повлияет на показатели успеваемости.
Преподаватели стараются внедрять все новые и новые методики в поурочные разработки, чтобы сделать процесс изучения нового материала действительно увлекательными. Зрительные диктанты И.Т. Федоренко давно доказали свою эффективность, и сейчас все больше завоевывают популярность. Однако данные диктанты принесут свои плоды лишь в том случае, если педагог будет использовать их в соответствии со всеми установленными правилами.