Конспект урока экскурсии в начальной школе. Уроки экскурсии в начальной школе
Урок — экскурсия направлен на углубление и расширение представлений о сезонных изменениях в природе.коррекцию зрительного восприятия через наблюдение за природой, а также воспитание умения вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывает бережное отношение к животным.
Цели:
- Углубить и расширить представления о сезонных изменениях в природе.
- Коррекция зрительного восприятия через наблюдение за природой.
- Воспитывать умение вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывать бережное отношение к животным.
Ход занятия:
Оргмомент:
Здравствуйте, ребята! Подровнялись. Тихонько садитесь. Начинаем урок.
Предварительная беседа в классе:
Мы продолжаем изучать сезонные изменения в природе. Скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).
Какое время года сейчас? (Осень).
Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
А что происходит с деревьями, травой, цветами? (Деревья сбрасывают листву, трава и цветы увядают)
Как ведут себя осенью животные, птицы, насекомые? (Делают запасы пищи, утепляют жилища и т.д.)
Молодцы! И что бы нам поближе познакомиться с осенней природой, мы с вами проведем наш урок в парке. Итак, мы отправляемся на экскурсию.
На улице вы должны будете соблюдать некоторые правила поведения:
- Не отходить далеко от группы;
- Не сорить;
- Внимательно слушать учителя;
- При переходе через дорогу остановиться, посмотреть сначала налево, потом на право, и убедившись, что дорога свободна, переходить.
Экскурсия:
Итак, ребята, вот мы и пришли в парк. Что мы видим вокруг? (Деревья, клумбы, газоны и т.д.).
А может кто – нибудь знает названия деревьев, которые здесь растут?
Ребята! Скажите, что изменилось в парке по сравнению с летом?
(Листья на деревьях пожелтели и осыпались, трава завяла, цветы тоже и т.д.)
А как вы думаете, зачем осенью деревья сбрасывают свои листья? (Так они готовятся к зиме)
А почему именно так? Деревья берут вещества, необходимые для жизни из земли. Осенью их становится меньше. И чтобы не тратить лишние вещества на свои «наряды», деревья их сбрасывают. Но не все деревья такие. Хвойные деревья стоят зелеными круглый год, потому что вместо листьев у них иголочки – хвоя. В ней за лето накапливается достаточно питательных веществ для того, чтобы дерево оставалось зеленым и зимой.
А теперь прислушайтесь хорошо. Что вы слышите? (Шум дороги, шаги прохожих и т.д.)
А слышите ли вы птиц? (Нет)
А почему? (Они улетели в теплые края)
А почему осенью птицы улетают? (Становится холодно. Мало корма)
А каких перелетных птиц вы знаете? (Ласточки, грачи и т.д.)
Правильно. А какие птицы зимуют у нас? (Снегири, синицы, голуби и т.д.)
Хорошо. Как мы с вами уже сказали, в холодное время в лесу становится меньше корма, поэтому птиц нужно подкармливать.
А теперь еще раз оглянитесь вокруг, прислушайтесь, глубоко вдохните.
Каким стал воздух с приходом осени? (Более холодным).
Нравится вам осенняя природа?
А какое время года вам нравится больше?
Что вы чувствуете? Может кто – то вспомнил какую – нибудь песню или стихотворение?
Наблюдение:
А сейчас, ребята, пронаблюдайте за небом. Посмотрите внимательно, какое оно? (Голубое, чистое, безоблачное)
Ребята, а солнце светит так же ярко и греет, как и летом? (Нет. Светит не так ярко и не греет.)
Практическая работа:
А теперь в своих тетрадях зарисуйте что – нибудь из того, что вы видите, что вам больше всего понравилось.
А сейчас выполните еще одно задание. Каждый из вас должен собрать листья, веточки, травинки. Но не берите все подряд, выбирайте более красивые.
Теперь, ребята, все подходим ко мне. Вам понравилось наше сегодняшнее занятие?
Итак, листочки, которые мы собрали, не выбрасывайте, берите их с собой. Возвращаемся в класс.
Игра:
А сейчас давайте немножко поиграем. Разделитесь на две команды. Теперь каждая команда по очереди будет называть признаки осени. Кто больше назовет, тот и победил.
Обобщающая беседа в классе:
Давайте вспомним по порядку, что нового вы сегодня узнали об осени.
Что происходит с природой осенью? (Воздух становится холоднее, птицы улетают в теплые края, деревья сбрасывают листву)
А почему они это делают? (Потому что становится мало веществ, необходимых для жизни.)
А все деревья так делают? (Нет. Хвойные деревья остаются зелеными круглый год)
А почему? (Потому что вместо листьев у них хвоя, в которой находится необходимое количество питательных веществ).
Домашнее задание:
Дома вы должны будете составить осенний букет из листьев, которые вы собрали сегодня. Завтра мы устроим конкурс на самый лучший осенний букет.
Демина Олеся Васильевна,
логопед, олигофренопедагог,
МБОУ ООШ №1,
г. Слюдянки Иркутской области
Многие специалисты музееведы отмечают, что экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая в не рамках школы, или с использованием материалов школьного музея.
Отметим, что такие экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Давайте уточним значение этих двух понятий, и так,школьная экскурсия это – форма учебно – воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.
Школьные экскурсии имеют два вида:
- урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому учитель заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.
Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.
- внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.
Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.
Как мы видим, экскурсии урочные и внеурочные имеют общую черту, их содержание, так или иначе связано с учебной программой соответствующего класса школы. Проводят и организовывают эти экскурсии педагоги образовательных учреждений в соответствии с планом работы по своему предмету. Следует отметить, что в отличии от обычных экскурсий для детей, проведение школьных экскурсий предусматривает, что оценку за знания, полученные на экскурсии, педагог по своему усмотрению, может выставить в классный журнал.
Теперь обратимся к понятию внешкольная экскурсия. Каковы её особенности и специфика.
Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.
Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.
Особенностью внешкольной экскурсии мы можем считать то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.
Не нужно забывать, что все экскурсии проводимые для обучающихся должны содержать в себе элемент разрядки – игры, вопрос – ответ и т.д.
Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов.
Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.
Давайте разберемся в том, как же правильно подготовить экскурсию по своему предмету, для того чтобы, максимально использовать материалы школьного музея, специфики предприятия, окружающей среды, экономического развития территории и т.д.
Начнем с того, что рассмотрим все этапы подготовки школьной экскурсии.
Не будем забывать, что успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки преподавателя и учеников. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием предстоящего занятия, предлагаются вопросы, которые нужно будет решить в ходе предстоящей экскурсии, между её участниками можно распределить задания для наблюдений и по сбору материала.
Если экскурсия выходит за рамки школьного музея, следует предварительно ознакомить детей с предстоящим экскурсионным маршрутом, для лучшей ориентации на местности.
Педагог должен четко определить ученикам задачи предстоящей экскурсии. Нельзя вести учеников по неизвестному учителю маршруту. За день-два до проведения экскурсии следует посетить место экскурсии, наметить объекты показа, выбрать места остановок, более интересные моменты экскурсии музея и другого объекта. Это поможет педагогу выбрать методы работы с показом предметов, объяснения производственных и природных процессов. Так же педагог должен изучить литературу по выбранной теме, что бы быть осведомленным в затрагиваемых вопросах. Такая предварительная работа поможет провести экскурсию на высоком уровне и в соответствии с намеченным планом.
В план подготовки экскурсии входит:
1. Определение темы экскурсии.
Следует тщательно продумывать и обосновывать тему экскурсии. Тема экскурсии, это то, что является её основой, на чем строится показ и рассказ. Тема экскурсии так же выступает критерием построения всей структуры экскурсии.
Темами экскурсии могут быть: архитектура населенного пункта; творчество местных литераторов; история жизни знаменитых земляков; история улицы; экология местности; экономическое развитие и т.д.
Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет.
2. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы.
Целями экскурсии могут выступать:
● воспитание патриотизма;
● интернациональное воспитание;
● трудовое воспитание;
● эстетическое воспитание;
● экологические воспитание;
● показ достижения населенного пункта в экономике страны;
● показ исторической роли населенного пункта;
● знакомство с особенностями природы края;
● расширение кругозора.
3. Затем, после определения цели экскурсии, определяется экскурсионный объект , который будет рассматриваться в ходе экскурсии и нести в себе основную смысловую нагрузку. Педагогу необходимо сориентировать учеников на выбранные им объекты показа экспозиции.
Объект должен обладать яркими, выразительными, интересными для экскурсантов характеристиками. Что же такое экскурсионный объект, следует разобраться в этом понятии. Экскурсионный объект – это предмет или историческое (природное, механическое) явление, несущее информационную функцию.
Нужно понимать, что объект в экскурсии – это не только внешняя сторона, но и конкретное помещение, где происходили исторические события, действовали реальные лица.
Объект показа это в первую очередь знак, символ невербальной коммуникации, которая проходит между различными культурами и социальными слоями общества.
Определим что же может являться объектами экскурсии:
● памятные места;
● здания и сооружения;
● природные объекты;
● производственные и промышленные объекты;
● экспозиции государственных музеев, картинных галерей, постоянные и временные выставки;
● памятники археологии – городища, временные стоянки, места поселения,
курганы с захоронениями и т.д.
Заметим, что в экскурсионном деле существует определеннаяклассификация объектов экскурсии:
● по функциональности: основные (служат для раскрытия темы) и дополнительные;
● по степени сохранности: полностью сохранившиеся; дошедшие до наших дней со значительными изменениями; частично сохранившиеся; утраченные.
Важно помнить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа.
После определения темы, задачи и объектов экскурсии переходим к составлению текста экскурсии. Для правильного написания экскурсионного текста следует придерживаться определенного плана, который включает в себя: введение, основную часть, заключение.
И так, переходим к введению. Экскурсию следует начинать с введения, оформленного в проблему в форме рассказа или беседы. Затем поясняется цель экскурсии и обозначиваются её основные моменты, для большей заинтересованности слушателей. Введение должно занимать 3-5 минут.
Переходя к самой экскурсии, следует следить, чтобы она не перешла в обыденный урок или не приняла лекционный характер, это все является другим направлением учебной деятельности.
В ходе экскурсии следует показать объект или объекты, которые были запланированы для показа, воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило вблизи этих объектов или действия исторических лиц, связанных с выбранными объектами. Можно прибегнуть кприему исследования, он заключается в выполнении учениками простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом. Так, например, в ботанической экскурсии можно практиковать следующие задания: посчитайте число междоузлий на сосне, что позволит приблизительно определить ее возраст; измерьте длину тени дерева, что позволит определить его высоту. На геологической экскурсии можно определять твердость минералов с помощью стеклышек, заранее взятых с собой; на гидрологической экскурсии быстро и легко можно узнать скорость течения реки с помощью поплавков – обломков веток и т.п. На производственно-экономической экскурсии школьники, например, с интересом подсчитывают, какое количество того или иного вида продукции изготовляется за определенное время.
После изложения основной части экскурсии, переходим к заключению. В заключении делается обобщение новых сведений, которые узнали ученики, педагог формирует главные положения, собирает задания (если они были даны).
Так, экскурсия для школьников должна быть оформлена учителем в следующем виде:
Название экскурсии:
Тема:
Цель:
Задачи:
Образовательные:
Воспитательные:
Оборудование:
Итоги экскурсии.
Помните, что показ в экскурсии должен преобладать над рассказом. Таким образом, показ экскурсионных объектов не является простой демонстрацией, это максимально наглядный анализ зрительной информации, получаемый экскурсантами. Особенностью показа является возможность обнаружить те качества объекта, которые незаметны при первом взгляде на предмет. Желательно начинать описание объекта с внешних особенностей, а затем постепенно переходить к анализу его внутреннего содержания.
На действенность экскурсии влияет ряд факторов:
● методика и техника ведения;
● знания педагога;
● подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;
● условия проведения экскурсии.
Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала.
Б.Е. Райков – российский методист – биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам.
1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
2. Изучи место куда ведешь экскурсию.
3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.
4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
5. Избегай длинных объяснений.
6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.
9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.
Исходя из всего выше сказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.
Спасибо! Успехов!
I. Введение
После ряда лет, когда в нашей стране ослабло внимание к воспитанию подрастающего поколения, вновь встал вопрос о молодежной политике государства, важной частью которой является дополнительное образование. Если школьное образование дети получают в одинаковом объеме, согласно стандартам, то дополнительное образование многообразно, вариативно и разнонаправленно. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - ценность дополнительного образования: оно способствует реализации знаний, полученных детьми в школе, помогает раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально - значимые задачи.
Важным звеном дополнительного образования является современный школьный музей - центр музейно - педагогической работы, одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности. Только в школьном музее может быть последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей и реализован принцип - «музей для детей и руками детей».
Необходимым условием для успешного решения этих задач, идей и принципов является умелое педагогическое руководство, самодеятельный характер организации школьного музея, творческое отношение ребят к делу и обязательно знание основ современного музееведения. Именно использование особых принципов выделяет школьный музей среди других форм внеклассной работы. Овладение основами музейного дела - первейшая задача руководителя и актива школьного музея.
Настоящая программа определяет основной круг музееведческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения для актива музея.
Программа исходит из положения о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности. Любой член актива школьного музея должен знать историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской, учетно - хранительской и культурно - просветительной работы. Программа предусматривает изучение этих вопросов как необходимого условия для углубления и расширения как общемузейной, так и специальной экскурсионной подготовки актива школьного музея.
II. Цель
С помощью музейно - педагогических средств, в рамках данной программы, создать условия для становления всесторонне развитой и социально - мобильной личности, стремящейся к освоению нравственных, исторических и культурных ценностей своего народа.
Для достижения этой цели ставятся задачи:
Посредством различных форм и методов музейно - педагогической работы сформировать у учащихся такие нравственные гуманистические ценности, как любовь и уважение к Родине, народу, семье, коллективу.
Развить у учащихся историческое сознание, включая в это понятие такие позиции, как осознание себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, понимание быта и менталитета разных эпох, ощущение сегодняшнего дня как части истории.
Воспитание музейной культуры и бережного отношения к историческим памятникам как части общей культуры человека.
Помочь учащимся в выработке адекватной самооценки при сопоставлении себя с предыдущими поколениями.
Совершенствование коммуникативности, культуры учащихся; при этом целесообразно пользоваться вербальными и невербальными способами передачи информации и воздействия на аудиторию путем организации системы подготовки юных экскурсоводов.
Приобщение учащихся к плодотворным способам и формам проведения свободного времени, через вовлечение их в культуро - сообразную, досуговую деятельность.
Без участия широкого актива учащихся нельзя реализовать полную программу. Работа музея - лекции, экскурсии, конкурсы - в той или иной мере интересуют многих школьников. Но актив музея должен состоять из тех, кого интересует сама работа в музее. Одних привлекает научно - исследовательская работа, других - оформительская, третьих - поисковая и т. д. Поэтому актив школьного музея не является какой - то строго ограниченной группой. Он может увеличиваться и сокращаться в определенные периоды работы музея. В среднем актив музея состоит из 35 человек и проводит работу в разных направлениях: поисковая, оформительская, экспозиционная деятельность и т. д.
В соответствии с родом работы члены актива делятся на группы
:
поисковая
экскурсионная
оформительская
комплектование и учет фондов
лекционная
При желании дети могут принимать участие в работе разных групп.
Координационным центром работы всего коллектива школьного музея является совет музея, который состоит из семи - девяти человек и избирается сроком на 1 год на общем собрании актива музея.
Состав совета музея:
директор музея
смотритель музея
секретарь
4 - 6 наиболее активных членов актива музея - группы детей, преимущественно разновозрастные и разного уровня подготовки, так как учащиеся, уже прошедшие курс обучения, остаются и дальше работать в активе музея, помогая руководителю музея.
Программа и тематический план предполагают проведение как теоретических, так и практических занятий в течение 1 года в объеме 216 часов. Программа рассчитана на проведение занятий с учащимися 7 - 9 классов.
Реализация программы предполагается по следующим направлениям работы актива музея
:
комплектование и учет фондов, их хранение
экспозиционная деятельность
поисковая работа
экскурсионно - массовая работа
научно-просветительная деятельность
Большое внимание программа уделяет экскурсионной подготовке актива школьного музея, так как экскурсоводы составляют наиболее значительную группу и их деятельность тесно связана с экспозициями музея, поисковой работой и другими видами деятельности.
Настоящая программа включает в себя материал, освоение которого способствует расширению общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формированию у них научных интересов и профессиональных способностей, навыков общественно полезной деятельности.
III . Содержание программы
Набор в актив школьного музея. Вводный инструктаж. Знакомство с музеем. Обзорная экскурсия.
Дополнительный ежегодный набор учащихся в актив музея. Вводный инструктаж по технике безопасности работы в музее: поведение во время работы, правила поведения на улице и при переходе через дорогу, правила поведения в общественных местах и транспорте.
Задачи и содержание работы музееведов, его особенности. Организация занятий.
Разделы и значения музея, его фонд. Обзорная экскурсия по экспозициям музея.
Практические занятия:
1. Подготовка к празднованию 17 сентября
, поздравления ветеранов Великой Отечественной Войны. Поход на Партизанскую поляну.
2. История музейного дела
Начало коллекционирования древностей. Петр I и его Кунсткамера, Эрмитаж. Создание крупных публичных музеев. Возникновение отечественной теории и методики музейного дела. Крупнейшие музеи мира, страны, города.
Практические занятия
: Знакомство через литературу, киноматериалы и в ходе экскурсий с музеями разного профиля; беседа с сотрудником Брянского Краеведческого музея об истории музея, формировании его коллекций; проведение викторины по музеям страны.
3. Основы теории и организации музейного дела
Общественно - научная сущность музея. Социальные функции музея.
Музей и краеведение. Памятниковая основа, предметность и наглядность в музее. Принцип тематичности в экспозиционной, собирательской и массовой работе. Единство и взаимосвязь всех видов музейной деятельности. Тип и профиль музея. Взаимодействие государственных музеев с общественными. Положение о школьном музее.
Практические занятия:
Знакомство с государственными музеями Брянска и музеем ГРЭС в
пос. Б. Берега. Экскурсии по экспозициям, встречи с сотрудниками музеев.
4. Сущность и специфические особенности школьного музея
Школьный музей - центр обучения и воспитания в школе.Соответствие содержания работы школьного музея программным требованиям и краеведческому принципу обучения. Школьный музей и другие формы внеклассной работы. Прямая связь работы музея с туристско- краеведческой работой в школе. Самодеятельный характер организации школьного музея. Особенности музейных форм работы. Предметность и наглядность в школьном музее. Разнотемность и мобильность экспозиции. Профили школьных музеев.
Практические занятия:
Знакомство с организацией и содержанием туристско - краеведческой работой в школе, с организацией, тематикой и основными направлениями работы школьного музея.
5. Фонды музея. Научная организация фондовой работы.
Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно - вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея. Виды фондовой работы. Изучение фондов как основа всех направлений музейной деятельности. Организация фондовой работы в школьном музее.
Практические занятия:
Изучение документов о музейном деле и фонде, о порядке сбора, учета и хранения музейных предметов; знакомство с составом и структурой фондов школьного музея; знакомство с приемами определения, классификации и систематизации музейных предметов.
6. Учет и хранение фондов
Инвентарная книга, шифровка, прием и выдача предметов. Вспомогательные картотеки. Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к особенностям обеспечения сохранности предметов в экспозициях.
Практические занятия:
Проведение инвентаризации, шифровки и первичной обработки собранной коллекции.
7. Поисковая работа
Задачи поисковой работы, связь с профилем и тематикой музея, с содержанием
туристско -краеведческой работы. Основные формы: походы, экспедиции, переписка, текущее комплектование.Подготовка поиска. Методика сбора и фиксации материалов. Оформление задания. Требования к организации и проведению походов.
Практические занятия:
Разработка и проведение поиска по конкретной теме, двухдневный поход.
8. Экспозиционная работа
Идейный замысел и тематическая структура экспозиции. Тематико - хронологический метод - основной метод построения экспозиции. Роль и место подлинных и научно - вспомогательных материалов. Пояснительные тексты. Порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление тематико - экспозиционного плана, разработка проекта художественного оформления, обсуждение и утверждение плана и проекта, изготовление оборудования, текстов, монтаж. Постоянная экспозиция и временная выставка. Выставка передвижки и ее особенности.
Практические занятия:
Анализ содержания, приемов построения, оформления экспозиции по отдельным разделам; разработка и построение выставки по теме проведенного поиска; создание параллельно выставки - передвижки.
9. Коллекции школьных музеев
Характеристика музеев школ города, их направление и тематика работы, место расположения и возникновения.
Практические занятия:
Экскурсии по музеям школ города, записи.
10. Памятные даты воинской славы России
Изучение исторических событий, связанных с каждой датой. Подробная
характеристика каждой даты.
Практические занятия:
Выпуск газеты по каждой дате.
11. Подготовка музейной экскурсии
а.
Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.
Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно - просветительной работы.
Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии.
Принципы экскурсионной методики: целенаправленность, тематичность,
научность, логическая и хронологическая последовательность, доступность,
наглядность, конкретность. Типы и виды экскурсий. Разработка тематики
экскурсий в соответствии со структурой экспозиции. Пути использования
экскурсий в учебной и культурно - просветительной работе в школе. Порядок
подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.
Практические занятия:
Прослушивание тем экскурсий разных типов; изучение тематики экскурсий в школьном музее; прослушивание экскурсий по разным темам; составление своего стандарта экскурсии.
б.
Тема и цель экскурсии
Тема и структура содержания, план экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции целеустановки, ее определяющая роль в разработке экскурсии.
Практические занятия:
Распределение тем экскурсий между новыми членами актива музея и прослушивание их в музее; составление плана каждой экскурсии.
в.
Изучение темы экскурсии
Составление библиографии по теме экскурсии. Порядок изучения экспонатов и литературы. Отбор и систематизация необходимых сведений и фактов. Работа с записями воспоминаний, экспедиционными дневниками, письмами. Проверка достоверности этого материала. Детальное изучение экспонатов, выявление их истории и содержания.
Практические занятия:
(проводится в библиотеках, фондах и экспозиции музея). Изучение, анализ литературы и источников по выбранным темам экскурсий; заслушивание рассказов членов актива об отдельных событиях и экспонатах.
г.
Отбор экспонатов и составление маршрута
Выделение подтем и отдельных вопросов темы, их последовательность и взаимосвязь. Отбор экспонатов. Критерии отбора. Создание и оформление экскурсии.
Практические занятия:
Окончательная формулировка, запись темы и цели экскурсии; составление тематического плана экскурсии; отбор экспонатов; запись маршрута экскурсии, вычерчивание графика движения.
д.
Работа над содержанием экскурсии
Структура экскурсии. Ее содержание, план и порядок проведения. Основная часть экскурсии. Отработка маршрута. Соразмерность отдельных частей содержания. Учет времени. Логические переходы, их варианты. Системы выводов и обобщения экскурсии.
Практические занятия:
Прослушивание тематической экскурсии в государственном музее; составление вступительной и заключительной частей экскурсии; отработка порядка показа и рассказа по экспонатам; формулировка и запись выводов.
е.
Экскурсионные методы и приемы
Взаимодействие метода на экскурсии. Метод показа, сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения. Метод рассказа. Требования к языку экскурсоводов. Прием цитирования. Метод беседы. Моторный метод и его ограниченность в экскурсии.
Практические занятия
: Отработка на экспозиции методики проведения показа, рассказа, демонстрации, сравнения, цитирования и т. д.; проведение тематической экскурсии в ходе беседы.
ж.
Отработка и сдача экскурсии
Работа на экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методикой проведения экскурсий. Определение и применение определенных приемов. Запись экскурсий.
Практические занятия:
Индивидуальная и коллективная отработка маршрута, содержания, методов и приемов проведения экскурсий; составление текстов экскурсий; прослушивание и обсуждение экскурсий.
з.
Совершенствование экскурсий и мастерства экскурсоводов
Углубленное изучение темы. Прослушивание других экскурсоводов - однотемников.
Школа юного экскурсовода. Конкурсы, рецензирование экскурсий и их подготовка с другими экскурсоводами.
Практические занятия:
Знакомство с организацией школы юного экскурсовода. Доработка и совершенствование экскурсий, составление условий и программы конкурса экскурсоводов музея, анкетирование.
12. Памятные места города и поселка
История города и поселка как предмет музейного изучения, объекты городской экскурсии (памятные места), их классификация. Памятники истории и культуры. Особенности методики проведения городской и поселковой экскурсии. Требования к маршруту. Приемы показа и методики проведения экскурсии.
Практические занятия:
Прослушивание 1 - 2х городских экскурсий, обсуждение и разбор; подготовка и проведение экскурсии по городу и поселку.
IV . Основные направления и содержания деятельности
1. Фондовая работа
Особое внимание уделить приему, учету и хранению фондов музея: основного и научно - вспомогательного. Работа с инвентарной книгой.
2. Комплектование фондов
Теснейшим образом комплектование фондов связано с тематикой отделов нашего музея и осуществлять его надо в разных направлениях; работа в библиотеках и архивах, встречи и беседы, походы, экскурсии и экспедиции, сотрудничество с государственными музеями, коллекционерами и учащимися.
3. Экспозиционная деятельность
Основной акцент сделать на создании временных выставок, в том числе, сделанных в кабинетах и коридорах школы. Создавать кратковременные проекты, над которыми будут работать различные коллективы школьников. Регулярно устраивать выставки временных поступлений и материалов, собранных в поисковых работах. В постоянных экспозициях предусмотреть возможность замены материала.
4. Экскурсионная работа
В этом направлении предполагается использовать как традиционные формы (экскурсии и лекции), так и новые, - конкурсы, участие в общешкольных и поселковых мероприятиях, музейные праздники.
5. Работа с активом
Без широкого участия актива нельзя ни создать музея, ни развернуть в нем работу. Процесс деятельности актива включает разнообразные формы самостоятельной работы: исследование, организация и проведение походов, установление комплектов с общественными организациями, изготовление оборудования, оформление собранного материала. Заседание актива музея проводить один раз в четверть. На них планируется новая и обсуждается проделанная работа.
6. Деятельность по связям с государственными, общественными организациями и средствами массовой информации.
Этому служит созданный при школе совет содействия, куда входят представители администрации поселка, шефских организаций, совета ветеранов, родители и выпускники школы.
Музей ведет переписку с архивами страны, имеет непосредственную связь со школьным и поселковым радиоузлом.
7. Участие в АШМ г. Брянска
АШМ - это координационный центр работы всех школьных музеев г. Брянска.
V . Условия реализации программы
Реализация программы невозможна без материально - технической обеспеченности. За последние годы музей приобрел телевизор, видеомагнитофон, фотоаппарат, видеокамеру, аудиомагнитофон. Большую роль в работе играет методическая и научная литература, газеты и журналы, краеведческий материал. Основной и научно - вспомогательный фонды музея обладают достаточной наполненностью, чтобы обеспечить успешную реализацию программы, но тем не менее музей все равно испытывает трудности и нуждается в реальной помощи как финансово - материальной, так и методической. Для этого необходимо привлечь к работе с музеем администрацию школы и поселка, руководство Брянской бумажной фабрики, Брянской ГРЭС, Брянской мебельной фабрики, а также государственные музеи города и АШМ.
Есть необходимость в проведении спецкурса для руководителей музеев.
VI . Знания и умения учащихся
В ходе реализации программы учащиеся получают знания и приобретают определенные умения.
Учащиеся должны знать:
историю музейного дела
основы теории организации музейного дела
сущность и особенности школьного музея
научную организацию фондовой работы
проведение учета и хранения фондов
проведение поисковой работы
коллекции школьных музеев города
памятные даты воинской славы России
как подготовить музейную экскурсию
как провести музейную и городскую экскурсию
Учащиеся должны уметь:
работать с литературой, киноматериалами, источниками
проводить беседу, брать интервью
провести классификацию фондов
правильно вести учет и хранение фондов
работать с инвентарной книгой
правильно проводить поиск
создавать небольшие экспозиции
проводить экскурсию, лекцию
VII. Механизм оценки полученных результатов
В конце каждой учебной четверти, а также в начале и конце учебного года проводятся заседания актива и совета музея, где не только планируется работа, но и подводятся итоги работы за определенный период. Ежегодно вновь поступившие члены актива принимают участие в городском конкурсе «Хранители русской славы». В конце учебного года проводится музейный конкурс «Лучший экскурсовод музея».
Лучший экскурсовод музея принимает участие в городском конкурсе экскурсоводов.
Ребята оформляют вновь собранный материал в альбомах «История школы», «Из школы в науку», «Они учились в нашей школе и славят Родину трудом», пишут рефераты по выбранным темам на районные, городские, областные и всероссийские конкурсы.
Постоянно проводятся экскурсии для учащихся школ и училищ п. Белые Берега и г. Брянска.
Ребята участвуют в восстановительных и поисковых работах.
VIII. Литература
Для педагога:
Александров Ю. Н. Подготовка и проведение экскурсий: Метод, рекомендации - М., Турист, 1974
Музееведение. Учебное пособие для вузов. Высшая школа, 1988
Дуяльский Д. Ю. «Музейные коллекции и предметный мир культуры» - М., 1987
Вансалова Е. Г. Музейный всеобуч.: Метод рекомендации - М., 1988
Для детей:
Эльконин Д. Б. Психология игры - М., 1972
Гос. Эрмитаж. Метод, пособие к экскурсиям, 1979
Суслов В. А. Русский музей - Л, Сов. Художник, 1967
Большакова Л. А. Третьяковская галерея: Краткий путеводитель - М, 1976
Урок -экскурсия.
Тема. В гости к осени.
Цели: познакомить с осенними изменениями в природе; расширять знания учащихся о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость бережного отношения к природе;
Научаться наблюдать изменения в живой и неживой природе и устанавливать взаимосвязь между ними.
Предварительная подготовка к экскурсии: нужно выбрать место проведения экскурсии – участок парка; побывать учителю на этом месте, отметить места остановок, объекты изучения; дети заранее готовят стихи об осени, рассказы о животных и растениях; экскурсия должна проводится в тёплый и солнечный день.
Ход урока – экскурсии.
1.Организационный момент. В классе учитель делит детей на группы. Каждая группа в парке получит своё задание на цветных карточках в форме листьев.
II. Актуализация знаний
Учитель читает стихотворение:
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
III. Формулирование темы и целей урока
– Ребята сформулируйте тему урока по прочитанному стихотворению.
– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Изучим изменения в природе осенью)
(слайд 5)
Учитель.Прежде чем мы отправимся на экскурсию, давайте повторим правила поведения в парке.
1.Не ломать деревья и кустарники, не рвать травянистые растения.
2.Не обрывать паутину и не убивать пауков.
3.Не распугивать птичьи стаи.
4. Не ловить и не уносить животных домой.
5.Не шуметь, не пугать птиц и животных!
–Учитель. Это очень хорошо, но давайте вспомним и закрепим тему прошлого урока.
IV. Работа по теме урока. Экскурсия в парке.
1.Повторение и закрепление изученного материала
– Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)
– Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.)
– Как греет солнце? (Ответы детей.)
– Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно; Осадки, без осадков; Ветрено, безветренная погода; температура воздуха.)
– Когда вы выходили сегодня из дома, смотрели ли вы, какую температуру показывал ваш термометр?(слайд 6)
– А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: в программе «Новости» сообщили, что в Якутии температура – 50°, а в Арктике – 57°. Где теплее?
2.«Открытие» новых знаний.
Самостоятельная работа в группах по инструкционным картам.
1 группа. Внимательно посмотреть вокруг и перечислить деревья и кустарники у которых пожелтели и покраснели листья.
2 группа. Собрать коллекцию опавших листьев с деревьев и кустарников .
3 группа. Соберите семена и плоды различных растений .
5. Осенние изменения в неживой природе
– Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.) Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения.
Делаются выводы:
а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно (слайд 7).
Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза,затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все этоосенние явления в неживой природе (слайд 8).
6. Как меняется осенью жизнь растений
– А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений. Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.
– Давайте вспомним нашу экскурсию, как мы остановились на минуту и прислушались к звукам в лесу. Слышали шорох – это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.
И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.
– С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?
– А теперь подумаем, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается?
– Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листву? (слайд 10)
Обратите внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет
и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.
– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
– Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.
3. Игра «Отгадай растение»
Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, семена растений – гроздья рябины, семена – «вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев.
4. Осенние изменения в жизни животных
– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? (Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки, и т. д.)
– А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?
– У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки. С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
– Чем еще питаются птицы? (Семенами, плодами, зеленым побегами растений; журавли, цапли – лягушками; хищные птицы
– мышами, другими мелкими животными.)
Вывод:
Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.
–
Кто сможет рассказать о перелетных птицах?
Учитель рассказывает о перелетных птицах (слайд 13).
– Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?
Дети могут рассказать, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Корме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых (слайд 14).
Необходимо заострить внимание на вопросе охраны природы. Учитель рассказывает детям, что перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.
Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.
5.Физкультминутка.Подвижная игра.
6. Продолжение работы по теме экскурсии. Игра «Отгадай животное»
Учитель рассказывает о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из учеников быстрее отгадает, о каком звере идет речь? Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму.(Медведь)
А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (Лиса)
Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (Бобер)
Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно, и спать ложиться на всю зиму!(Барсук)
Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые», вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей. (Заяц)
Заполнение таблицы.
7. Возвращение в класс.
VI. Рефлексия.
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)
Осенью в щель заберётся,
Что удалось вам?
В чём испытывали затруднения?
– Ребята, давайте проверим, что получилось у нас в таблицах
– О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
– Какие происходят изменения в живой природе с приходом осени?
6. Итог урока – экскурсии.
Выполнили мы поставленные задачи?
Достигли вы цели урока?
Чтобы вы ещё хотели понаблюдать по теме, но вам не удалось?
Что нового вы узнали?
VII. Домашнее задание
Рабочая тетрадь № 1, стр. 13.
Рисунок осеннего дерева.
Тема: «Осенняя экскурсия в лес» (совместно с родителями).
Цели:
познакомить учащихся с приметами ранней осени, с разнообразием растений в природе; с осенними изменениями в жизни растений и животных;
закреплять знания о разных видах деревьев, кустарников и животных;
способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, связной речи;
воспитывать интерес и любовь к животным, уважительное и бережное отношение к природе;
способствовать сплочению классного коллектива.
Оборудование: тетради для записей, дневники наблюдений, бумага, карандаши, корзинки для сбора объектов, предметные картинки (животные), таблички (кто как зимует) для игры, компас, бинокль, мячи для игр.
I . Организационный момент.
1. Подготовительная работа к экскурсии.
Учитель изучает место экскурсии, намечает путь, остановки, объекты для изучения, проводит в классе беседу о правилах поведения в лесу, технике безопасности, об одежде и обуви учащихся.
2. Актуализация знаний учащихся.
Какое время года наступило? Назовите все осенние месяцы. Какая сегодня погода? Сравните погоду ранней осени с летней погодой.
II. Основная часть экскурсии.
Цель нашей экскурсии - познакомиться с разнообразием растений и животных в природе; понаблюдать за изменениями в их жизни с приходом осени.
Во время экскурсии понаблюдайте, как осенняя погода повлияла на жизнь растений, насекомых, животных.
Дорога в лес . Определение направления по компасу.
1 . Организация учащихся класса. Психологическая поддержка.
Учащиеся садятся в кружок на покрывало, держась за руки; учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух :
Мы - умные!
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
Учитель:
Посмотрите вокруг. Вам нравится?
А сейчас я прочитаю стихотворение «Осенний карнавал»:
Рыжая осень устроила бал.
Пышный нарядный цветной карнавал.
В желтом березы, в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.
Ели и сосны в наряде зеленом,
Ивы серебряны, в золоте клены.
Осень ковер расстелила из мхов.
В нем разноцветные шляпки грибов.
Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблоки, вишни.
Дождик на струнах вам песни сыграет.
Осень на бал всех ребят приглашает.
Соответствует ли это описание в стихотворении тому, что вы видите вокруг?
2. Сообщение темы экскурсии.
1.Загадка
Трещала с самого утра:
Пор-р-ра! IIор-р-ра!
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит (сорока).
Учитель показывает изображение птицы.
- Что вы знаете об этой птице?
Сегодня с самого утра сорока трещала о том, что осень заканчивается, наступает зима и пора проверить свои кладовые. Лесные жители услышали об этом и решили созвать лесное собрание. На нем и мы побываем и узнаем, как жители леса готовятся к зиме.
На дереве таблички:
Лесные Кто как
новости к зиме готовится?
Итак, мы пришли в лес, в гости, поэтому и должны вести себя соответственно.
Подготовленный ученик читает:
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они вам не враги!
Речевая разминка.
Учитель:
Угадайте, кто придет на лесное собрание?
(Дети загадывают по очереди загадки)
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко,
Ну конечно, это ….(Белка)
Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)
Недотрога, весь в иголках.
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери. (Еж)
Кто любит морковку
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки. (Заяц)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (Воробей).
Водяные мастера
Строят дом без топора. (Бобры)
Посмотрите-ка какая
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
Дети показывают картинки с изображением угаданных животных .
Учитель:
Кажется, почти все собрались и мы можем идти. Встали и пошли…
Физкультминутка.
Раз по тропочке лесной, по лесной, по лесной.
Прыгал зайка озорной, озорной, так…
Мишка зайку догонял, догонял, догонял.
Он вразвалочку шагал, он шагал так…
И нарядна, хороша, хороша, хороша,
Шла лисичка не спеша, не спеша, так…
Учащиеся изображают действия, движения животных.
Учитель:
- А теперь мы должны вести себя тихо и осторожно, потому что сейчас увидим, как лесные жители готовятся к зиме.
Покажите, как зимует…(заяц, еж, волк, лиса, медведь).
3.Ролевая игра «Лесное собрание».
Представьте, что мы превратились в жителей леса и участвуем в собрании, о котором трещала сорока.
Учащиеся получают картинки с изображением животных и по очереди читают приготовленные дома стихи .
Итак, лесное собрание объявляется открытым!
Ученики рассказывают стихотворение.
По завалам, по оврагам
Шел медведь хозяйским шагом:
Отвечайте, звери, мне
Вы готовы ли к зиме?
Да, - ответили лисицы,-
Мы связали рукавицы.
Рукавицы новые,
Мягкие, пуховые.
Ну а я, ответил крот,
Под землей устроил ход.
Там с красавицей женой
Будем чай мы пить зимой.
Крикнул бобр медведю с речки:
Я дрова колю для печки.
Дай мне, Миша, только срок -
Из трубы пойдет дымок.
А у нас есть валенки,
Отвечали заиньки.
Что нам вьюга да метель?
Хочешь, Мишенька, примерь,
Смотрит белка из дупла:
Я орешков припасла.
Высоко мое дупло.
В нем и сухо, и тепло.
Вылез ежик из листвы:
- Про меня забыли вы.
Здесь, в кустах, моя избушка,
А в избе - грибов кадушка.
Обошел медведь весь лес
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он
И увидел сладкий сон.
Учитель делит учащихся на три группы. Каждой группе дает задание.
Учащиеся по ходу наблюдений ведут записи в тетрадях или в дневниках наблюдений.
4. Самостоятельная работа .
Задание первой группе.
- Найдите деревья: ель, березу, липу, дуб. Сравните листья этих деревьев по окраске, форме.
Вспомните, какими они были летом. Какие из этих деревьев больше изменились по сравнению с летом, какие - меньше?
Рассмотрите опавшие листья.
Каких листьев среди них больше: зеленых, частично изменивших окраску или полностью изменивших окраску?
Когда больше опадает листьев с деревьев: в затишье или в ветреную погоду? Почему?
Как изменились кустарники и травянистые растения по сравнению с летом?
Учащиеся получают задание собрать листья различной окраски.
Ученик рассказывает стихотворение.
Рябинка
Точно костер - огневая
Рябинка.
Вьется, ее огибая,
Тропинка.
Скачет бедовая осень
По веткам.
Деревцу холодно очень
IIод ветром.
Где ты, неверное лето?
Где листья?
Нечем совсем уж раздето -
Прикрыться.
Елкам в бессменной одежке
Получше.
Их укрывают надежно
Колючки.
Видит она их, зеленых,
и плачет.
Плачет и огненных слезок
не прячет...
(Пер. с лит. Л. Миля)
Задание второй группе.
- Осмотрите растения. Каких насекомых вы видите? Когда насекомых было больше? Почему?
Снимите кусочек коры с пня. Осмотрите кору с внутренней стороны. Что вы видите?
Учитель заранее подбирает пень или сухое дерево и убеждается, что на его коре можно найти ходы насекомых и их личинок .
Каких насекомых вы встретили?
Как изменилось их поведение?
Каких птиц вы увидели в парке?
Зарисуйте насекомых и птиц, которых вы встретили.
Задание третьей группе.
- Каких животных МОЖНО встретить в осеннем лесу? Чем питаются осенью животные? Какие изменения происходят в жизни животных с наступлением осени?
Зарисуйте встретившихся вам животных и запишите их названия.
Учащиеся, получив задания, приступают к наблюдениям. Если при выполнении заданий возникли затруднения, учитель помогает им наводящими вопросами.
5. Беседа по материалам наблюдений.
Учитель руководит отчетами учащихся. Так как каждой группе были даны индивидуальные задания, каждая группа ведет рассказ об итогах наблюдений самостоятельно.
6.Игра «Не ошибись!
Проверим, какими внимательными вы были, какие лесные новости узнали. У вас в конвертах лежат маленькие картинки. По моему сигналу каждый из вас достанет свою картинку, найдет на дереве табличку, которая соответствует тому, как это животное готовится к зиме, и встанет около нее.
Впадают в спячку
Улетают на юг
Делают запасы на зиму
Не делают запасы на зиму, не впадают в спячку
III . Итог.
- С наступлением осени листья на деревьях и кустарниках изменяют окраску и опадают, трава увядает, плоды и семена созревают. Исчезают насекомые. Птицы все чаще и чаще собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые страны.
Насекомые исчезают, прячутся в коре деревьев, животные готовятся к зимней спячке.
Учащиеся рассказывают о том, как можно помочь птицам и животным в трудное для них время. Как следует относиться к природе, чтобы сохранить ее.
Собранные на экскурсии листья закладываются в гербарий. Часть учащиеся собирают в букет для следующего урока.
IV . Домашнее задание.
Написать сочинение: «Мои наблюдения в осеннем лесу» и подобрать стихотворение об осени и осенних изменениях в природе.
Учитель заканчивает экскурсию чтением строк А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье...!».
Вторая часть экскурсии.
1. Игры ребят с родителями.
2. В это время другие родители варят на костре детям кулеш (пшенная каша с мясом).
Ребята вспоминают изученный материал на уроке окружающего мира и русского языка.
Вспомните, ребята, для чего в старину русские князья варили кашу? (чтобы подружиться, заключить мир между собой).
Вот и мы сейчас с вами и родителями будем варить кашу, чтобы быть дружными и никогда не ругаться.
3.Обед на природе.
4.Заключительная часть экскурсии: уборка территории после себя.
5.Дорога домой, ориентируясь по компасу.
Литература
1.Г.А.Почекутова. Организация и проведение экскурсии. Журнал «Начальная школа»№10,2007.
2.Н.Л.Бугаева. Урок по окружающему миру. Журнал«Начальная школа»№11,2006.
Ширина блока px
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Цели: - учить детей наблюдать за изменением в природе зимой;
- воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
-прививать внимательное отношение к птицам
- Сегодня урок окружающего мира мы проведем необычно. За партами сидеть не будем, а
отправимся в лес за знаниями, впечатлениями, эмоциями.
Для наблюдений разделимся на три группы. Первая группа – сидящие за первым рядом. Ваша
задача - наблюдать заизменениями в неживой природе, прошедшие с осенней экскурсии. Вторая
группа рассматривает снег, его форму, цвет, количеств. Задача третьей группы –наблюдение за
живой природой. Итак, мы отправляемся в зимний парк.
Зимний лес, это сказочный сон.
Внём волшебностью веет повсюду.
Тишиной очарует вас он.
Серебро вдруг подарит, как другу.
Им осыплет вас щедро с высот,
Лучом солнца помашет игриво,
И узорами снежных красот
Покорит ваше сердце, как диво.
Бахромой серебристой сверкая,
Манит лес своей сказкой всегда,
Я в плену у него, понимая,
Он - источник всех тайн бытия.
- Первая остановка. Что вы заметили? Чем зимний парк отличается от осеннего?
- Действительно, солнце появляется на небосклоне меньше, греет не так, как летом и осенью.
Температура воздуха стала ниже, поэтому осадки выпадают в виде снега. Проходя около реки, мы
заметили, что вода скрыта подо льдом. На земле лежит снежный покров.
Лёгкий ветерок и воздух свежий,
Под ногами снега звучный хруст,
Будто острым ножиком я режу
Сочный, спелый, сахарный арбуз...
Падает снежинка- парашютик -
И пошло: разверзлись небеса!..
Зрелище, прекрасное до жути -
Снежный нескончаемый десант!
И не знаешь, к берегу какому
В круговерти этой повернуть...
В гущу снегопада, словно в омут,
Поневоле хочется нырнуть..
Из него снегурочкою выйти -
Фонари, как огоньки лампад -
И сказать всем: "Только посмотрите!
- Вторая группа поделится своими наблюдениями за снегом.
Обычные снежинки имеют диаметр 5 мм. Самая крупная в мире снежинка разрослась до 12 см.
Вес обычной снежинки всего 1 мг, так как она на 95% состоит из воздуха. Снег падает со
скоростью меньше 1 км/час.Снег отражает до 95 процентов солнечной энергии, поэтому на солнце
он может не таять. По этой же причине в горах даже при самой солнечной и жаркой погоде может
находиться уйма снега. А в населенных пунктах снег может таять из- за пыли, которая оседает на
снегу и нагревается на солнце.
Кстати, сам снег бывает не только белым. В арктических и горных регионах розовый или даже
красный снег –обычное явление. Дело в том, что живущие между его кристаллов водоросли
окрашивают целые участки снега. Но известны случаи, когда снег падал с неба уже окрашенный –в
голубой, зеленый, серый и черный цвета.Эскимосы используют 24 слова, для того чтобы описать
снег в его различных состояниях. У саамов для определения и описания снега во всех его возможных
видах используется 41 слово.
Каждая из снежинок редко превышает размеры в 5 мм, но вот ажурное переплетение граней может
быть самое разнообразное. Пока еще непонятно, почему каждая снежинка не похожа друг на друга,
почему каждая из них имеет идеальную симметрию. Сегодня уже доказано, что все снежинки имеют
четкие геометрические линии, которые объединены в шестиугольном формате, именно
шестиугольную форму имеет сама молекула воды, поэтому, замерзая в облаках и превращаясь в
кристалл льда, вода и формируется по данному принципу, захватывая по цепочке другие молекулы,
находящиеся в тесном соседстве.
На причудливую формувлияет и температура воздуха, и показатель его влажности. Но в том, что
сомневается. Контуры самой снежинки угловаты. Кончики, скорее всего, напоминают острые
наконечники или иглы. Причем все они разные, у каждой снежинки - свой остроконечный узор.
Сегодня нет ответа на вопрос, почему так происходит. Возможно, мы совсем скоро станем
свидетелями новых научных открытий, которые откроют нам тайну геометрической симметрии и
непохожести снежинок.
Наличие снега играет важную роль. Снежное покрывало укутывает землю толстым слоем белого
покрывала. Оно держит тепло и не дает погибнуть растениям и мелким животным. Без него погибнут
озимые, не будет урожая, не родится хлеб.Снег создает тот необходимый запас влаги, который так
важен при весеннем пробуждении. Поэтому переоценить значение снега нельзя.
- Как называют явления природы, когда дует ветер и идет снег?
Отличаются эти три явления силой ветра и объемом поднимаемых снежных масс: метель (метелица)
- просто сильный ветер со снегом, вьюга - снежная буря, когда сила ветра может быть
вьюга, которая представляет для человека смертельную опасность.
- Остановка третья . Присмотритесь – кого можно увидеть в зимнем лесу?
что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большем количестве
пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в
теплые страны.Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, -отсутствие еды и
Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия
для существования и не совершают перелетов. Таких птиц называют оседлыми .
Дятлыспособны истреблять врагов леса, которые совсем недоступны длядругихптиц. А
разрушая и вскрывая ходы личинок короедов и иных жуков, они помогают остальным птицам –
синицам, поползням и другим –добирать всех насекомых на больном дереве. Правда, иной раз они и
грешат: крадут птенцов синиц. Но главное –они как бы подготавливают фронт работы всему
пернатому населению для уничтожения вредителей. Кроме того, во вскрытые ходы легче проникают
мелкие насекомые –хищники, вызывающие гибель личинок и куколок всяких жуков.
Уменье дятлов выдалбливать дупла в малоценных и сухих деревьях привлекает в наши сады и
леса много других полезных птиц, которые также строят свои гнезда в дуплах, а сами их долбить не
В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, пищухи, поползни,
сойки. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда -вкусная сосновая хвоя. А вот
тетерева и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника.
Удивительная птица клест зимой даже ухитряется вить гнезда и высиживать птенцов. Кормится
клест семенами ели, которые добывает из шишек с помощью своего клюва.
Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места
на место. Это кочующие птицы.
черным пятнышком на горле. Её нежнейшее оперение имеет дымчато- розовую окраску, а темный
хвостик заканчивается широкой желтой полоской. Если присмотреться, то можно увидеть, что на
крыльях большинства особей второстепенные маховые перья заканчиваются маленькой алой
пластиночкой.
Названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает "громко кричать,
свистеть". Песня свиристеля -нежная журчащая трель «сви- ри- ри - ри- ри», похожая на звучание
свирели. Вот сидит эта поистине дивная пташка на ветке и щебечет, а потом нежданно- негаданно как
свистнет!.. Но не от испуга, нет. Бояться ей совсем некого, привыкла она к людям, подпускает их
совсем близко, разрешает полюбоваться собой.
В начале весны вьют свиристели очень мощное гнездо, причем дно его выстилают исключительно
самец бережно кормить их.
Начиная с марта - апреля свиристели отправляются на север, где в приполярной тайге они выводят
Летом эти птицы питаются насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными
ягодами и молодыми побегами растений. Осенью и зимой главная пища свиристелей - ягодырябины,
а также плоды шиповника, барбариса. Зимой свиристели кочуют стайками в поисках корма и
зачастую полностью снимают урожай с этих кустарников. Прожорливость свиристелей так велика,
что не вся пища, съеденная ими, усваивается организмом: часть ягод иплодов в не переваренном
виде выделяется из кишечника птиц и, попав в почву, дает полноценные всходы. Так свиристели
способствуют распространению растений, оказывая лесу как бы «услугу за услугу».
Снегирь – птица доверчивая и несколько мнительная. Сидя рядом с человеком, он продолжает
заниматься своим делом и подолгу не слетает с ветки. Даже «завтракая», он не перестанет петь.
Самка выглядит поскромнее самца, в серовато- дымчатом наряде. И так же поет, подсвистывая
же уптицсамочки лишены этой прекрасной особенности.Где любят селиться снегири?
Снегирь –птица чистолесная. И все его знают. Зимой возле человеческих жилищ вместе с
другими пернатыми обитателями тайги появляется и румяный красавец снегирь. Эта красногрудая
птичка доверчива и добродушна.
Излюбленное местопребывание –хвойные и смешанные леса. Зимой, кочуя, он встречается везде,
даже в селах и городах.
Зимний день в лесу. Тихо, только иногда где- то пискнет синица, прокричит сойка. Кажется, жизнь
застыла. Где же животные? Неужели все улетели или залегли вспячку? Но приглядитесь - вот
цепочка каких- то точек тянется по снегу и приводит к маленькой норке. А вот следы покрупнее, они
разворошил лесную подстилку. Даже зимой жизнь в лесу кипит, надо только уметь её увидеть.
Большинство зверьков очень скрытны, и заметить их сложно, тем более что многие ведут ночной
образ жизни. Птиц наблюдать проще, хотя и они не спешат показаться нам на глаза. Но все
животные оставляютследы. По следам можно не только определить вид животного, но и узнать его
пол, возраст, куда оно направлялось и зачем.
- Чем мы можем помочь птицам зимой?
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.