Внимательно рассмотрите предложенных вам животных вначале невооруженным. Изучение особенностей покровов тела
Практическая работа №1
«Наблюдение за ростом и развитием животных»
Цель: наблюдение за ростом и развитием животных на примере котят
Оборудование: кошка с новорожденными котятами.
Ход работы
Проведите наблюдения за новорожденными
котятами. Выясните, на какой день после рождения
у них открываются глаза и как после этого
изменяется поведение котят. Наблюдайте за тем,
как изменяется отношение кошки к котятам по мере
их роста. Отметьте, когда котята становятся
вполне самостоятельными.
Наблюдайте за игрой котят. Проследите, начинают
ли котята играть сами или первоначально их
побуждает к этому мать. Установите, с какого
возраста они преследуют движущийся предмет
(бумажку на ниточке).
Практическая работа №2
«Наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных НСО»
Цель: наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных на примере птиц Купинского района Новосибирской области.
Оборудование: птицы родного края
Ход работы
I. Наблюдения за жизнью птиц осенью
Установите осенью точные даты:
а) первых песен молодых самцов;
б) появления первых стай уток, журавлей, гусей;
в) появления стай грачей, скворцов.
Отметьте состав стай, их численность,
соотношение полов, количество молодых и
старых (по оперению); направление их
передвижений в течение всей осени.
Запишите результаты наблюдений в тетради.
II. Наблюдения за жизнью птиц зимой
Каких зимующих птиц вы знаете?
Научитесь узнавать на снегу следы вороны, галки,
сороки, устанавливать по ним, что делали птицы.
Понаблюдайте за птицами в мороз, оттепель, перед
снегопадом. Установите связь их поведения с
погодой.
Выкладывая ежедневно корм в кормушку около
своего дома (всегда в определенные часы),
проследите, как скоро воробьи и синицы начнут
прилетать на кормление в это время, будут ли
требовать еды, вся ли стайка появится сразу или
сначала разведчики.
Зарисуйте следы и запишите результаты
наблюдений в тетради.
III. Наблюдения за прилетом птиц весной
Установите весной точные даты:
а) появления первых грачей, скворцов;
б) пролета первых стай уток, журавлей, гусей;
в) первых песен скворца, кукушки.
Наблюдения за выкармливанием птенцов декоративными птицами (попугайчиками, канарейками)
Отметьте дату начала насиживания яиц.
Наблюдайте за птицами во время насиживания (кто
насиживает яйца, как питаются птицы в это время).
Отметьте день появления птенцов. Как изменилось
после этого поведение родителей?
Установите частоту кормления птенцов в течение
часа. Отметьте дату вылета птенцов из гнезда.
Запишите результаты наблюдений в тетради.
Лабораторная работа № 3
«Изучение внешнего строения млекопитающего»
Цель: изучить особенности внешнего строения млекопитающего.
Оборудование: домашние животные иличучела млекопитающих, таблицы и рисунки с изображением млекопитающих.
Ход работы
Рассмотрите любое наземное млекопитающее –
собаку, кошку, кролика и др. Выясните, на какие
отделы можно разделить тело млекопитающего.
Вспомните, у каких изученных нами позвоночных
животных имеются такие же отделы тела. По каким
признакам млекопитающих можно отличить от
других животных?
Как передвигается млекопитающее? Рассмотрите
конечности. Сосчитайте пальцы на передних и
задних ногах. Какие образования имеются на
пальцах?
Какие органы расположены на голове
млекопитающего? Какие из этих органов
отсутствуют у других позвоночных животных?
Выясните, равномерно ли расположен волосяной
покров на теле млекопитающего. Однороден ли
волосяной покров? На каких местах волосяной
покров отсутствует? Какова его основная функция?
Установите функции, характерные для каждого типа
волос, покрывающих тело млекопитающих. Для этого
используйте приведенные ниже данные. Результаты
отразите в таблице.
1. Длинные, прочные, жесткие остевые волосы.
2. Подпушь, или подшерсток – мягкие, густые,
короткие волосы.
3. Длинные, крупные, чувствующие волосы, в
основании которых располагаются нервные
волокна, воспринимающие соприкосновение с
посторонними предметами.
А. Выполняют функцию органов
осязания.
Б. Хорошо сохраняют тепло, так
как между волосами этого типа задерживается
много воздуха.
В. Предохраняет кожу от
повреждения.
Сформулируйте и напишите в тетради вывод об особенностях внешнего строения млекопитающих.
Лабораторная работа № 2
«Изучение внутреннего строения млекопитающего»
Цель: изучить особенности внутреннего строения млекопитающего.
Оборудование: рисунки и таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутреннее строение собаки», « Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутреннее строение кролика», «Тип Хордовые. Схемы кровообращения позвоночных».
Ход работы
1. Выявить особенности внутреннего строения
млекопитающего на примере собаки или кролика.
Найдите на рисунках учебника, таблице органы
пищеварительной системы млекопитающего; какие
отделы присутствуют, какова их
последовательность, учитывая, что млекопитающее
это хордовое животное.
2. Найдите на рисунках учебника и таблице органы
дыхательной системы. Объясните, какие
особенности строения легких способствуют
быстрому насыщению крови кислородом.
3. Найдите на рисунках учебника и таблице органы
кровеносной системы. Внимательно рассмотрите
схему строения сердца. Как отразилось на обмене
веществ появления четырехкамерного сердца.
Пользуясь схемой кровообращения, определите, в
каком желудочке начинается большой круг
кровообращения, малый круг кровообращения. В
каких отделах сердца течет артериальная кровь, а
в каких венозная.
4. Найдите на рисунках учебника и таблице органы
выделительной системы. Какую функцию они
выполняют?
5. Заполните таблицу
6. Сделайте вывод, какие усложнения произошли в строении и деятельности систем внутренних органов млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися?
Практическая работа №3
«Наблюдение за поведением животных»
Цель: изучить поведение животных на примере кошки, собаки и др.
Оборудование: домашние животные
Ход работы
1. Выясните, как эти звери реагируют на запахи и звуки. Заполните таблицу
2. Выработайте у кошки, собаки или др. условные
рефлексы: на время кормления.
3. Неделю кормите животное 2 раза в день в одно и то
же время. По истечению этого срока, не давайте
пищу животному в установленное время.
Понаблюдайте за реакцией животного и сделайте
выводы.
4. Результаты наблюдений запишите в тетради.
Лабораторная работа №3
«Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»
Цель : изучить особенности внешнего строения членистоногих на примере майского жука; познакомиться с многообразием членистоногих.
Оборудование: майский жук, ванночка, препаровальный нож, лупа или рисунки членистоногих разных классов, коллекции членистоногих.
Ход работы
I. Изучить особенности внешнего строения типа членистоногих на примере класса насекомых, майского жука
1. Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску тела.
2. На расчлененном жуке найдите три отдела тела:
голову, грудь, брюшко.
3. Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики –
органы осязания, обоняния, глаза - органы зрения
и ротовые органы.
4. Установите особенности строения ног жука,
определите, сколько их, к какому отделу тела они
прикрепляются.
5. На груди жука найдите две пары крыльев:
переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару –
перепончатые крылья.
6. Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и
рассмотрите с помощью лупы дыхальца.
7. Зарисуйте майского жука
II. Знакомство с многообразием членистоногих.
1. Составьте таблицу «Особенности строения классов членистоногих».
2. Выявите признаки сходства и различий.
Лабораторная работа №4
«Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни»
Цель: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде.
Оборудование: окунь или рыбки из аквариума, рисунки с изображением разных видов рыб.
Ход работы
1. Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой или в аквариуме, определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.
2. Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С помощью лупы рассмотрите отдельную чешую. Зарисуйте. Определите по чешуе возраст рыб. Как вы это сделали?
3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и
спинной стороне; если она различна, то объясните
эти различия.
4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и
хвост, установите, как они соединены между собой,
какое значение имеет такое соединение в жизни
рыбы.
5. На голове рыбы найдите ноздри и глаза,
определите, имеют ли глаза веки, какое значение
имеют эти органы в жизни рыбы.
6. Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные
(грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной,
хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой
плавников при передвижении рыбы.
7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на
рисунке ее части тела и сделайте вывод о
приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод
запишите в тетрадь.
Лабораторная работа №5
«Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»
Цель: изучить особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.
Оборудование: ванночка, лягушка или влажный препарат, макет, рисунки с изображением лягушки.
Ход работы
1. Рассмотрите тело лягушки, найдите на нем
отделы тела.
2. Рассмотрите покровы тела.
3. Рассмотрите голову лягушки, обратите внимание
на ее форму, размеры; рассмотрите ноздри; найдите
глаза и обратите внимание на особенности их
расположения, имеют ли глаза веки, какое значение
имеют эти органы в жизни лягушки.
4. Рассмотрите туловище лягушки, определите его
форму. На туловище найдите передние и задние
конечности, определите их местоположение.
5. Зарисуйте внешний вид лягушки, обозначьте на
рисунке ее части тела и сделайте вывод о
приспособленности лягушки к жизни в воде и на
земле. Вывод запишите в тетрадь.
Лабораторная работа №6
«Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни»
Цель: изучить особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету.
Оборудование: набор перьев, чучело птицы, лупа или живая птица, рисунки с изображением птиц.
Ход работы
1. Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем
отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.
2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на
ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из
надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите
ноздри; найдите глаза и обратите внимание на
особенности их расположения.
3. Рассмотрите туловище птицы, определите его
форму. На туловище найдите крылья и ноги,
определите их местоположение. Обратите
внимание на неоперенную часть ноги – цевку и
пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у
каких животных, изученных ранее, вы встречали
такой покров.
4. Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых
перьев, подсчитайте их число.
5. Рассмотрите набор перьев, найдите среди них
контурное перо и его основные части: узкий
плотный ствол, его основание – очин, опахала,
расположенные по обе стороны ствола. С помощью
лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го
порядка – это роговые пластинки, отходящие от
ствола.
6. Зарисуйте строение контурного пера в тетради и
подпишите названия его основных частей.
7. Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и
опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите
названия его основных частей.
8. На основании изучения внешнего строения птицы
отметьте особенности, связанные с полетом.
Сделайте запись в тетради.
Практическая работа № 4
«Определение принадлежности животных к определенной систематической группе»
Цель: научиться определять принадлежность животных обитающих в НСО к определенной систематической группена примере беспозвоночных.
Оборудование : карточки для определения беспозвоночных животных.
Ход работы
1. Пользуясь определительной таблицей отрядов насекомых, установите, к какому отряду относятся предложенные вам насекомые, и занесите название отряда в таблицу.
Определительная таблица отрядов насекомых
1)Крыльев одна пара. Задняя
видоизменена в жужжальца
отряд Двукрылые
– Крыльев две
пары……………………………………………………………………………2
2) Крылья обеих пар
перепончатые…………………………………………………………..3
– Передняя и задняя пары крыльев отличаются друг
от друга строением…………………7
3) Крылья
прозрачные………………………………………………………………………...
4
– Крылья непрозрачные, густо покрытые чешуями;
ротовые органы в виде спирально
закручивающегося хоботка………………………………
отряд Чешуекрылые (бабочки)
4) Передние и задние крылья приблизительно
одинаковой длины…………………………5
– Передние и задние крылья различной
длины………………………………………………6
5) Крылья богаты жилкованием; голова с большими
глазами и короткими усиками;
грызущий ротовой аппарат; удлиненное тонкое
брюшко (его длина превосходит ширину
в 5-10 раз) ……………………………………………………….
отряд Стрекозы
– Ветви жилок у края крыльев явственно
раздвоены; усики расположены между глазами
………………………………………………………
отряд Сетчатокрылые
6) Задняя пара крыльев сцеплена с передней и
меньше ее, в состоянии покоя крылья
складываются вдоль тела, часто имеют
жало………………… отряд Перепончатокрылые
– Задняя пара крыльев часто значительно короче
передней; тело удлиненное с мягкими покровами;
ротовые органы редуцированы; брюшко, кроме пары
длинных многочленистых церков,
часто имеет сходный с ними непарный хвостовой
придаток; во взрослом состоянии
живет от нескольких часов до нескольких
дней………………………………отряд Поденки
7) Передняя пара крыльев превратилась в
непрозрачные твердые надкрылья, лишенные
явственного жилкования; в покое надкрылья
складываются с образованием продольного шва
……………………………………………………………..
отряд Жесткокрылые
(жуки)
– Передняя пара крыльев иного
строения……………………………………………………8
8) Передняя пара крыльев превращена в
полунадкрылья с перепончатой вершинной частью
и более плотной кожистой остальной; в покое
крылья сложены на спине обычно плоско
…………………………………………………..отряд
Полужесткокрылые (клопы)
– Крылья подразделены на более плотные кожистые
удлиненные надкрылья и широкую,
веерообразно складывающуюся заднюю пару
…………………… ….отряд
Прямокрылые
2. Сравните насекомых между собой по признакам, указанным в таблице.
Признаки для сравнения |
Название отряда |
||||||||||||
Тип усиков |
|||||||||||||
Число крыльев |
|||||||||||||
Особенности строения крыльев |
|||||||||||||
Тип конечностей |
|||||||||||||
Особенности строения головы |
|||||||||||||
Особенности строения груди |
|||||||||||||
Особенности строения брюшка |
3. Выявите признаки сходства во внешнем строении насекомых.
Карточки к практической работе №4
Пользуясь определительной таблицей отрядов насекомых, установите, к какому отряду относятся предложенные вам насекомые, и занесите название отряда в таблицу.
Карточка №0
Карточка №1
Карточка №2
Насекомые отряда ________________________________?
Карточка №3
Насекомые отряда ________________________________?
Карточка №4
Насекомые отряда ________________________________?
Карточка №5
Насекомые отряда ________________________________?
Карточка №6
Насекомые отряда ________________________________?
Карточка №7
Насекомые отряда ________________________________?
Карточка № 8
Насекомые отряда ________________________________?
Карточка № 9
Насекомые отряда ________________________________?
Лабораторная работа №7
«Выявление приспособлений у животных к среде обитания НСО»
Цель: изучить особенности приспособлений у животных НСО к среде обитания.
Оборудование: рисунки животных различных мест обитаний.
Ход работы
1. Определите среду обитания животных,
предложенных вам на рисунках.
2. Выявите черты приспособленности к среде
обитания.
3. Заполните таблицу
4. Сделайте вывод о возможных приспособлениях животных к условиям среды.
Лабораторная работа №8
«Распознавание домашних животных»
Цель: научиться распознавать домашних животных, выявить их значимость для человека.
Оборудование: рисунки домашних и диких животных.
Ход работы
Из перечня(1-15) выберите номера тех рисунков, на которых изображены домашние животные. Заполните таблицу.
Лабораторная работа №9
«Распознавание животных разных типов»
Цель: научиться распознавать многоклеточных животных разных типов по внешнему строению.
Оборудование: рисунки животных.
Ход работы
1. Рассмотрите рисунки представителей многоклеточных животных, определите их название и принадлежность к типу. Заполните таблицу.
2. Проклассифицируйте одного из представителей.
Вид – домашняя собака
Род –
Семейство –
Отряд –
Класс –
Тип –
Царство –
Лабораторная работа №10
«Распознавание органов и систем органов у животных»
Цель: научиться распознавать системы органов, органы их составляющие у животных.
Оборудование: рисунки систем органов животных.
Ход работы
1. Рассмотрите рисунки, определите, под каким номером показана определённая система, занесите в таблицу.
№ | Название систем | Органы их составляющие | Функции |
Опорно-двигательная Кровеносная Дыхательная Выделительная Половая Нервная Эндокринная |
А – сердце и сосуды Б – Яичники и семенники В – Скелет и мышцы Г – Желудок, кишечник, … Д – Почки, мочевой пузырь, … Е – Железы, выделяющие гормоны Ж – Трахеи, жабры, лёгкие, … З – Головной и спинной мозг, нервы |
1 – Поступление в организм кислорода,
удаление углекислого газа. 2 – Опора, защита внутренних органов, движение. 3 – Удаление жидких продуктов обмена веществ. 4 – Размножение 5 – Транспорт веществ в организме. 6 – Переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь 7 – Координация и регуляция деятельности организма. |
2. Найдите соответствие: название систем – органы их составляющие – и их функции.
Опорно-двигательная система –
Кровеносная система –
Дыхательная система –
Выделительная система –
Половая система –
Нервная система –
Эндокринная система –
Текущая страница: 11 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]
Почему из большого числа видов млекопитающих больше всего одомашнено копытных?
Отряд Парнокопытные объединяет свиней, баранов, коз, антилоп, бегемотов, жирафов, верблюдов (рис. 139). Название отряду дано за наличие у этих животных развитых третьего и четвёртого пальцев, окончания которых покрыты толстым роговым копытом. Второй и пятый пальцы недоразвиты, а первый – редуцирован.
Животные в основном средние и крупные по величине. Живут в степях, лесостепях, пустынях, встречаются в лесах, заходят в тундру, поднимаются в горы. Парнокопытные – жвачные животные со сложным строением желудка, состоящего из четырёх отделов: книжки, сычуга, сетки, рубца. Морда копытных удлинена, на голове у большинства из них имеются рога. Распространены по всем материкам, кроме Антарктиды и Австралии. В настоящее время в Австралии живут копытные, завезённые и акклиматизированные человеком. Общее число известных видов около 200, объединённых в подотряды: Нежвачные и Жвачные.
Подотряд нежвачных включает 3 семейства: Свиньи, Бегемоты, Пекари, всего 12 видов. У нежвачных массивное тело, короткие четырёхпалые конечности. Клыки выдвинуты за пределы рта, на конце морды хрящевой пятачок. Всеядны. Желудок простого строения. Рогов нет. Подкожный слой жира значителен.
В семействе свиней 9 современных видов: кабан, бородавочник, свиньи – кистеухая, или речная, яванская, карликовая и др. Наиболее распространена свинья дикая, или кабан, обитающий в Европе и Азии – в лесных массивах с обилием низин, полян, густо заросших тростником и кустарником, по берегам рек и озёр. Живущие в Европе кабаны обычно длиной 130–175 см. Передняя часть их тела более приподнята и достигает высоты до 100 см, средняя масса 60–150 кг, бывает до 300 кг. Толстая кожа покрыта густой жёсткой щетиной бурой окраски. Клыки нижней челюсти самцов изогнутые, длиной до 10 см. Питаются кабаны травой, желудями, клубнями, корневищами, корешками растений, извлекая корм из земли путём взрыхления её клыками. Часто вредят посевам сельскохозяйственных культур.
Рис. 139. Парнокопытные
Живут небольшими стадами. Размножаются весной. Самки рождают 4–5, иногда до 10–12 поросят с продольно-полосатой окраской. Мать выкармливает поросят молоком в течение 2–3 месяцев. Самки достигают половой зрелости к 8–10 месяцам, самцы – на второй год жизни. Кабаны являются важным объектом охоты.
От кабана выведено много пород домашних свиней. В отличие от дикого предка они быстро увеличивают массу тела, славятся обилием сала, отсутствием щетинного покрова. Поросята рождаются без продольных полос на теле.
Семейство бегемотов включает всего 2 вида – это бегемот, или гиппопотам, и бегемот карликовый. Оба вида живут в Африке. Животные полуводные. Предпочитают неглубокие водоёмы с густой растительностью по их берегам и с хорошими подходами. Бегемоты хорошо плавают и ныряют, по суше передвигаются довольно быстро. Живут семьями. Питаются травянистыми растениями, которых за день съедают до 40 кг. Размножаются два раза в году, принося по одному детёнышу массой 45–50 кг. Половозрелыми становятся в возрасте 9 лет. Продолжительность жизни около 50 лет.
Подотряд жвачных объединяет около 180 видов из 6 семейств: Оленьковые, Оленевые, Жирафовые, Вилорогие, Полорогие, Кабарги. Отряд назвали за наличие жвачки. Жвачка – комок отрыгнутой растительной пищи, требующей доработки в ротовой полости. Пища отрыгивается из сложного желудка, состоящего из 4 отделов. В первом отделе – рубце растительная пища под влиянием микроорганизмов сбраживается и проталкивается в сетку. Из сетки она отрыгивается в рот, где смачивается слюной и перетирается. Эта частично переваренная пища и является жвачкой. Полужидкая масса затем попадает в третий отдел – книжку, где подвергается обезвоживанию, и поступает в последний отдел – сычуг – для окончательной обработки желудочным соком.
Жвачные имеют стройное тело, длинные конечности, позволяющие быстро бегать. На коже растут длинные волосы различной густоты и окраски. Подкожный слой жира почти не образуется. Клыки отсутствуют.
К парнокопытным, занесённым в Красную книгу России, относятся: кабарга сахалинская, олени пятнистый уссурийский и новоземельский северный, зубр, дзерен, горал амурский, бараны алтайский горный, путоранский снежный, чукотский снежный.
Отряд Непарнокопытные объединяет 16 видов крупных животных (рис. 140). Представители отряда обладают общими признаками: конечности у большинства из них снабжены копытами, образовавшимися за счёт мощного развития среднего пальца в сравнении с остальными. В скелете непарнокопытных отсутствуют ключицы. Питаются эти животные только растительной пищей. Отряд включает 3 семейства: Тапиры, Лошади, Носороги.
Тапиры, в отличие от всех остальных непарнокопытных, имеют на передних конечностях по четыре, а на задних – по три пальца с небольшими копытами. У этих животных короткий хоботок, состоящий из вытянутого носа и верхней губы. Тело, длиной до 180–200 см, массой 180–300 кг, покрыто бархатистым мехом, кожа толстая. Современных тапиров четыре вида, распространённых в Центральной и Южной Америке, в Юго-Восточной Азии. Живут они в болотистых местах, очень подвижны. На тапиров охотятся ради мяса и шкуры. Три вида находятся под угрозой исчезновения.
Рис. 140. Непарнокопытные
Семейство Лошади объединяет непарнокопытных, наиболее приспособленных к быстрому и продолжительному бегу. У них имеется по одному пальцу на передних и задних конечностях. В семейство включены зебры, куланы, ослы – сомалийский и нубийский. Ослы обычно высотой до 100–120 см, песочно-серого цвета с темноватой полосой, идущей вдоль хребта. Живут в Африке (Сомали, Эфиопия) – в пустынях и степях. Сомалийский и нубийский ослы считаются произошедшими от дикого осла, обитающего в пустынях Северной Африки. Оба вида занесены в Красную книгу.
Домашний осёл, или ишак, произошёл от скрещивания нубийского и сомалийского ослов. Ослы отличаются от лошадей длинными унтами, узкими копытами, короткой шерстью на хвосте. В ряде стран, например в Средней Азии, ослов используют как упряжных и верховых животных или тягловых – в сельском хозяйстве.
Дикая лошадь была открыта Н. М. Пржевальским в 1879 г. в горных пустынях западной части Центральной Азии. В настоящее время лошадь Пржевальского сохранилась лишь в зоопарках (примерно 600 животных).
Происхождение домашних лошадей не вполне ясно. Возможно, одомашнивание происходило в разных местах примерно 5–6 тыс. лет назад. Сейчас известно более 100 пород, используемых в различных целях, преимущественно как упряжные или вьючные животные, для перевозки грузов, а также для спортивных состязаний или для получения мяса и шкур.
Кулан – примитивная лошадь, встречающаяся в Туркмении (в Бадхызском заповеднике), в Казахстане, Китае, Монголии. Питается различными злаками, полынями и другими растениями. Табуны куланов по 5–11 особей осенью объединяются в стада до нескольких сот голов. Бегают со скоростью более 60 км/ч. Хорошо плавают. Занесены в Красную книгу.
Зебры – типичные животные Африки, пасутся вместе с другими травоядными и имеют очень много врагов: от львов до гиеновых собак. Человек также много отстреливал их ради красивой шкуры, в результате чего многие виды стали редкими и занесены в Красную книгу.
В настоящее время получены помесь осла и кобылы – мул, помесь жеребца и ослицы – лошак. Оба гибрида бесплодны, используются в ряде стран как упряжные и верховые животные.
Семейство носорогов включает 5 видов носорогов – суматранского, индийского, чёрного, белого, яванского. Это большие тяжёлые звери, массой 3,5 т и более, высотой 1–2 м при длине 2–5 м. Кожа толстая, почти лишена волос. На передней части морды находятся один или два рога, у чёрного – от трёх до пяти. Длина переднего рога может достигать 158 см. Ноги короткие, трёхпалые. Живут носороги в Африке и Южной Азии. Все виды носорогов подлежат охране и занесены в Красную книгу.
Копыто. Рога. Сложный желудок. Жвачка.
Вопросы
1. Почему млекопитающих животных считают наиболее высокоорганизованными среди хордовых?
2. Что общего в строении у всех парнокопытных?
3. Какие животные из отрядов парнокопытных и непарнокопытных обитают в вашей местности? Каково их значение?
Задания
Предложите мероприятия по рациональному использованию копытных в природе.
Знаете ли вы, что…
Молоко лося в 3–4 раза жирнее коровьего и содержит в 5 раз больше белков. За сутки лосёнок выпивает 1–2 л молока.
Всех ныне живущих зубров (сейчас их около 1000) удалось получить от 56 особей, оставшихся в живых к 1923 г.
Рога носорога очень высоко ценятся за якобы большую целебную силу, и именно из-за них носорогов уничтожают, даже в заповедниках и национальных парках.
Зебры значительно уступают лошадям в выносливости и скорости, поэтому их не приручают и не одомашнивают, хотя это возможно.
Человека относят к отряду приматов. Как вы можете это доказать?
Приматы разнообразны по величине тела и внешнему облику (рис. 141). Самые мелкие из них высотой 9–12 см (долгопяты, тупайи), крупные – до 200 см (горилла). Для приматов характерно значительное развитие полушарий головного мозга. Конечности пятипалые, хватательные, особенно подвижны передние верхние конечности. Большой палец кисти противопоставлен остальным. Это позволяет приматам прочно удерживаться на ветвях деревьев, брать пальцами самые мелкие предметы. Конечные фаланги пальцев снабжены ногтями. Глаза направлены вперёд. Они видят какой-либо предмет одновременно обоими глазами, благодаря чему точно определяют расстояние до него. Такая особенность зрения имеет большое значение при прыжках с ветки на ветку. Органы обоняния в жизни приматов не играют большой роли и недоразвиты, слух и зрение, наоборот, развиты хорошо.
Приматы ведут дневной образ жизни, реже сумеречный. Питаются смешанной пищей. У некоторых видов в пищевом рационе преобладают растительные корма. Размножаются круглый год. Общее число видов около 200. Распространены в тропиках Азии, Африки и Америки. Большинство приматов живёт в густых лесных зарослях.
Отряд подразделяется на два подотряда: низших приматов, или полуобезьян, и высших приматов, или обезьян.
Подотряд Низшие приматы, или Полуобезьяны, объединяет лемуров, долгопятов, тупай. Зверьки мелкие, покрытые густой шерстью. Хвост длинный, густоопушённый. Большой палец кисти не у всех противопоставлен остальным, фаланги пальцев снабжены когтями. Представители – тонкий лори, лемур вари, руконожка, маки, тупайи – относятся к наиболее примитивным насекомоядным полуобезьянам. Распространены в Юго-Восточной Азии, Индонезии, на Мадагаскаре.
Подотряд Высшие приматы, или Обезьяны. К этому подотряду относят различных по величине приматов. Высота самых маленьких, например игрунок, 20–35 см, а наиболее крупных – до 2 м.
Рис. 141. Обезьяны
У большинства обезьян есть хвост, необходимый для лазания по деревьям. Зрение и слух развиты хорошо, обоняние и осязание – слабо. Высшие приматы живут преимущественно на деревьях.
У всех обезьян, за исключением игрунковых, мозг имеет много извилин и хорошо развит. Известно 139 видов. К этому подотряду относится и человек.
У этих обезьян и человека были общие предки, затем их развитие пошло различными путями. Сегодня, несмотря на большое количество общих черт в строении, различия весьма значительны.
В этот подотряд входят широконосые обезьяны (игрунки, ревуны, паукообразные обезьяны); узконосые (мартышки, макаки, павианы, мандрилы); человекообразные (гориллы, орангутаны, шимпанзе) (рис. 142).
Рис. 142. Человекообразные обезьяны
Самым крупным представителем человекообразных обезьян является горилла. У неё очень длинные передние конечности и короткие задние. Туловище массивное, с широкими плечами. Тело покрыто густой короткой чёрной шерстью.
По земле горилла передвигается согнувшись, опираясь на тыльные стороны пальцев передней конечности. Большую часть времени проводит на земле. Питается сочными плодами, орехами, корнеплодами. Встречается в экваториальной Африке. По месту обитания различаются подвиды: береговая, восточная, горная.
Высота тела орангутана достигает 150 см. Тело покрыто густыми длинными красновато-рыжими волосами. Масса самцов до 189 кг, самок до 80 кг. Челюсти массивные и выступают вперёд. Ушные раковины маленькие. Руки длинные, ноги относительно короткие. Пальцы на стопе способны к схватыванию.
Всю жизнь орангутан проводит на высоких тропических деревьях. По ветвям он не прыгает, а передвигается с помощью рук, цепляясь за ветки, иногда очень быстро, тело держит вертикально. На землю спускается неохотно и ходит по ней на четвереньках. Орангутан строит гнездо на высоте 10–20 м от земли, в средней части деревьев, из ветвей и листьев. Питается плодами, древесной корой, листьями, может поедать яйца птиц.
Живут орангутаны одиночно и семьями. Детёнышей рождают на деревьях, в гнезде.
Шимпанзе – крупная обезьяна, высотой до 150 см, массой 45–50 кг, иногда более. Руки длиннее ног. Ушные раковины по форме напоминают человеческие, шерсть тёмная, лицо лишено волос, на подбородке обоих полов растут белые волосы. В тропических лесах Африки встречаются два вида шимпанзе – обыкновенный с тремя подвидами и карликовый, или шимпанзе-пигмей. Большую часть суток шимпанзе находятся на деревьях, одну треть светового дня – на земле. Питаются растительной пищей: сочными плодами, листьями, орехами, молодыми побегами, семенами, корой деревьев. Иногда едят муравьёв и термитов. Самки половозрелыми становятся в 6–10 лет, самцы – в 7–8 лет.
Человекообразные обезьяны – орангутан, горилла горная и шимпанзе карликовый – занесены в Красную книгу.
Приматы. Человекообразные обезьяны.
Вопросы
1. Как обезьяны приспособлены к жизни на деревьях?
2. Что доказывает систематическую близость обезьян к человеку?
3. Чем приматы сходны с другими млекопитающими и в чём различия между ними?
4. Какие черты организации доказывают приспособленность обезьян к древесному образу жизни?
Задания
Сравните биологические особенности приматов и представителей других групп млекопитающих.
Знаете ли вы, что…
Термин «приматы», означающий «одни из первых», впервые предложил в 1758 г. Карл Линней, объединив в отряде приматов обезьян и человека.
Строение. Индивидуальное развитие, эволюция
Глава 3. Эволюция строения и функций органов и их систем
Из этой главы вы узнаете:
как менялись отдельные черты строения,
в каком направлении шла эволюция строения животных,
о взаимосвязи строения и функций организма,
о жизнедеятельности животных,
как происходит размножение и развитие животных,
какова продолжительность жизни различных животных.
Вы научитесь:
выявлять сходства и различия в строении тела животных,
распознавать стадии развития животного,
определять возраст некоторых животных.
Вы познакомились с многообразием животного мира, при изучении которого перед вами разворачивалась картина постепенного развития животных от низших к высшим: они становились всё более сложными по строению, образу жизни, поведению. Вместе с совершенствованием их строения развивались и функции тканей, органов, систем органов, организма в целом.
36. Покровы тела1. Для чего нужны покровы тела?
2. Каково строение кожи хордовых животных?
Все животные, как простейшие, так и многоклеточные, имеют покровы тела, которые предохраняют организм от проникновения в него инородных тел и веществ, других организмов, излишков влаги, а также от механических повреждений. Защитная функция покровов проявляется и в регулировании температуры тела, и в предохранении его от потери воды. У многоклеточных животных покровы тела участвуют в обмене веществ. Одноклеточные организмы, имеющие постоянную форму тела, снаружи покрыты прочной оболочкой.
У многоклеточных организмов внешние покровы тела усложняются и представляют собой слой удлинённых клеток. Такие покровы называют плоским эпителием.
Покровы тела у свободноживущих плоских червей, например турбеллярий, представлены плоским эпителием с мерцательными ресничками, принимающими участие в движении (рис. 143). Плоский эпителий большинства ленточных, круглых и кольчатых червей не имеет ресничек.
Рис. 143. Покровы тела плоского червя-турбеллярии: 1 – реснички; 2 – эпителий; 3 – кольцевые мышцы
Рис. 144. Покровы тела
У более сложных беспозвоночных животных, например членистоногих, покровная ткань выделяет на своей поверхности хитинизированную многослойную кутикулу – плотное неклеточное образование, выполняющее защитную и опорную функции (рис. 144). Панцирь ракообразных образовался в результате пропитывания кутикулы известью; раковина моллюсков – в результате накопления извести в поверхностных слоях кутикулы. Под кутикулой в эпителии находятся железы: слюнные, паутинные, ядовитые, пахучие.
Покровы позвоночных животных имеют сложное строение. Кожа состоит из двух слоёв – эпидермиса и собственно кожи (рис. 145). Эпидермис – это наружный слой, он многоклеточный. В нём образуются роговые чешуи, перья, когти, копыта, полые рога, волосы. В эпидермисе располагаются многочисленные железы, пигментные клетки, придающие коже определённый цвет. Нижний слой эпидермиса составляют постоянно делящиеся клетки, в верхнем слое клетки отмирают и снашиваются.
Рис. 145. Покровы тела хордовых животных. А – многослойный эпидермис; Б – собственно кожа: 1 – роговой слой; 2 – потовая железа; 3 – проток потовой железы; 4 – волос; 5 – сальная железа
Собственно кожа обладает наибольшей прочностью. В ней развиваются корни волос, сальные и потовые железы.
У млекопитающих подкожная жировая клетчатка – самый глубокий слой кожи. В нём находятся в основном жировые клетки, откладываемые организмом про запас. Кроме того, слой жира смягчает внешние удары и сохраняет тепло.
Таким образом, эволюция покровов тела шла по пути увеличения числа их слоёв и появления в них всё новых и новых образований: ресничек, жгутиков, желёз, известковых и хитиновых покровов, чешуи, когтей, перьев, волос, рогов, копыт.
Лабораторная работа № 9
Изучение особенностей покровов тела
Оборудование:
животные из уголка живой природы (червь дождевой, моллюск, ракообразное, насекомое, рыба, черепаха, птица, млекопитающее); лупа, спички, препаровальная игла; чешуя карпа, перо, шерсть, кожа, волос, рог.
Ход работы:
1. Внимательно рассмотрите предложенных вам животных, вначале невооружённым глазом, затем – с помощью лупы.
Выявите сходство и различия в покровах различных животных.
Отметьте особенности окраски, эластичности, подвижности покровов различных животных.
2. Поместите на стекло или лист бумаги дождевого червя или брюхоногого моллюска.
Обратите внимание на влажный след, оставляемый этими животными при движении; покрытую слизью кожу; раковину моллюска, её прочность, внешнюю и внутреннюю поверхность, окраску.
3. Возьмите в руки ракообразного или насекомого (лучше, если это рак или жук), рассмотрите их покровы невооружённым глазом и с помощью лупы.
Отметьте прочность хитинового покрова; особенности покровов членистоногих по сравнению с червями и моллюсками.
4. Рассмотрите тело рыб, покрытое чешуёй, панцирь черепахи.
Отметьте сходство в строении чешуйки рыбы и щитка панциря черепахи; наличие годичных колец, плотность и прочность этих покровов; различия в покровах тела у рыб и черепахи.
Плоский эпителий. Кутикула. Эпидермис. Собственно кожа.
Вопросы
1. Что общего у покровов всех животных?
2. Можно ли утверждать, что покровы тела эволюционно усложняются? Объясните почему.
3. Почему большинству ленточных, круглых и кольчатых червей не нужны мерцательные реснички на плоском эпителии?
4. Рассмотрите рисунок 144 и ответьте, в чём отличие покровов кольчатых червей и членистоногих.
37. Опорно-двигательная системаЗнаете ли вы, что…
Толщина кожи у позвоночных весьма различна. На спине слона она 2,8 см, на перепонках летучих мышей 0,02–0,075 мм.
Красивые покровы тела часто становятся причиной резкого сокращения численности животных. Мода на шляпы с птичьими перьями, на шубы и шапки из натурального меха, на изделия из кожи крокодилов и змей способствует браконьерскому отлову и отстрелу животных в обход всех законов.
1. Каковы функции опорно-двигательной системы?
2. Почему организму необходима опорная система?
В процессе эволюции животные осваивали всё новые и новые территории, виды пищи, приспосабливались к изменяющимся условиям жизни. Эволюция постепенно меняла облик животных. Для того чтобы выжить, необходимо было активнее искать пищу, лучше прятаться или защищаться от врагов, перемещаться быстрее. Изменяясь вместе с организмом, опорно-двигательная система должна была обеспечивать все эти эволюционные изменения.
Самые примитивные простейшие – корненожки, которые ещё не имеют опорных структур, медленно передвигаются, перетекая с помощью ложноножек и постоянно меняя форму тела.
Первая появившаяся у животных опорная структура – оболочка клетки. Она не только отграничила организм от внешней среды, но и позволила ему повысить скорость перемещения за счёт жгутиков и ресничек (выростов на оболочке). Например, эвглены, инфузории (см. рис. 8, 12).
Многоклеточные животные имеют большое разнообразие опорных структур и приспособлений для движения.
Внешние растяжимые покровы плоских, круглых и кольчатых червей выполняют опорную функцию скелета. Хитиновый панцирь насекомых, паукообразных, пропитанные известью покровы ракообразных служат прочным наружным скелетом. К наружному скелету беспозвоночных прикрепляются мышцы, что обеспечивает передвижение этих животных.
Появление наружного скелета значительно повысило скорость передвижения за счёт развития специализированных групп мышц. Членистоногие – не случайно самая многочисленная группа животных. Наружный скелет позволил им освоить новые способы перемещений, например прыжки и полёт. Возможность быстро расселяться приводила животных в места с новыми условиями среды, а это вновь меняло их облик, так как для того, чтобы выжить, надо было быстро приспосабливаться к изменившейся обстановке в природе.
Наружный скелет помимо достоинств имеет и существенные недостатки. Например, он не растёт вместе с животным: для роста тела необходимо сбросить жёсткий наружный покров, быстро подрасти и образовать новый наружный скелет. Так происходит линька. Во время роста животное, лишённое скелета, совершенно беззащитно и может стать лёгкой добычей даже для своих сородичей (например, раки, крабы, креветки). Кроме того, наружный скелет ограничивает размеры тела, особенно у сухопутных животных.
Внутренний скелет лишён этих недостатков, он растёт вместе с животным и позволяет ещё более специализировать отдельные мышцы и их группы, достигая при этом рекордных скоростей перемещения тела (рыба-меч, сокол-сапсан, гепард). У всех хордовых внутренний скелет.
Скелет большинства позвоночных животных образован костями и хрящами. Кости состоят из органических и неорганических веществ и обладают большой прочностью. Кости скелета могут соединяться либо неподвижно – срастаясь, либо подвижно – с помощью сустава. Кости скелета позвоночных имеют специальные места для прикрепления мышц. Прикрепляясь к двум костям скелета, соединённым через сустав, мышца приводит их в движение. Скелет состоит из следующих частей: осевого скелета, скелета конечностей и черепа. Осевой скелет низших хордовых, например ланцетника, представляет собой вытянутый, упругий стержень – хорду. Она расположена на спинной стороне и тянется от головы до хвоста (рис. 146). У более высокоорганизованных позвоночных животных – рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих – достаточно хорошо развит позвоночник, состоящий из хрящевых или костных позвонков. Каждый позвонок состоит из тела, верхних и нижних дуг. Концы верхних дуг позвонков, срастаясь между собой, образуют канал, в котором располагается спинной мозг. К концам нижних дуг, направленным в стороны, прикрепляются рёбра (рис. 147). Хорда сохраняется в течение всей жизни лишь у некоторых видов рыб, например у белуги, осетра. У большинства рыб остаток хорды сохраняется между телами позвонков. Позвоночник рыб состоит из двух отделов: туловищного и хвостового (рис. 148).
У земноводных в связи с водно-наземным образом жизни осевой скелет усложнился и представлен шейным отделом, состоящим из одного позвонка, туловищным – из семи позвонков с рёбрами, оканчивающимися свободно. Крестцовый отдел состоит из одного позвонка с прикреплёнными к нему костями таза (рис. 149). Хвостатые амфибии имеют несколько позвонков в хвостовом отделе.
Позвоночник пресмыкающихся имеет пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой. В шейном отделе позвонки соединены подвижно. Они обеспечивают подвижность головы – необходимое условие наземного существования. Грудные и поясничные позвонки несут рёбра. У некоторых пресмыкающихся рёбра соединяются с грудиной, образуя грудную клетку, защищающую внутренние органы и обеспечивающую лучшее поступление воздуха в лёгкие. Крестцовый отдел состоит из двух позвонков. Хвостовой отдел достаточно хороню развит, число позвонков в нём различно. У змей все отделы позвоночника, кроме хвостового, несут рёбра, концы которых заканчиваются свободно, что позволяет змеям заглатывать крупную добычу (рис. 150).
Рис. 146. Поперечный разрез ланцетника: 1 – хорда; 2 – мышцы
Рис. 147. Позвонки позвоночных животных: 1 – тело позвонка; 2 – верхние дуги; 3 – нижние дуги; 4 – канал спинного мозга; 5 – рёбра
Рис. 148. Скелет рыбы: 1 – череп; 2 – позвоночник; 3 – спинные плавники; 4 – хвостовой плавник; 5 – анальный плавник; 6 – грудной плавник; 7 – брюшной плавник
Рис. 149. Скелет лягушки: 1 – череп; 2 – шейный отдел позвоночника; 3 – туловищный отдел позвоночника; 4 – крестец; 5 – тазовые кости; 6 – кости передних конечностей; 7 – кости задних конечностей
Рис. 150. Скелет змеи: 1 – череп; 2 – туловищный отдел позвоночника; 3 – хвостовой отдел позвоночника
Позвоночник птиц имеет пять отделов, как и у пресмыкающихся. В шейном отделе от 9 до 25 позвонков, соединённых подвижно. Сросшиеся грудные позвонки и рёбра, соединённые с грудиной, образуют грудную клетку. Грудина многих птиц имеет особый выступ – киль, к которому прикрепляются грудные мышцы, активно работающие при полёте. Конечный грудной позвонок, поясничные, крестцовые и первый хвостовой позвонки срослись, создав мощный крестец, служащий для опоры задних конечностей (рис. 151). Это повышает прочность скелета, что особенно важно в связи с приспособлением к полёту. Кости птиц лёгкие, многие из них полые внутри.
Позвоночник млекопитающих также состоит из пяти отделов: шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового (рис. 152).
Скелеты парных конечностей позвоночных животных имеют сходное строение. Передние конечности состоят из плеча, предплечья, кисти. Задние конечности состоят из бедра, голени, кисти (см. рис. 152). Плечевая кость передней конечности прикрепляется к грудной клетке с помощью пояса передних конечностей, у некоторых животных он состоит из ключицы и лопаток (приматы), у других только из лопаток, так как ключицы отсутствуют (собаки, копытные, китообразные). При помощи пояса задних конечностей, состоящего из тазовых костей, сросшихся с крестцовым отделом позвоночника, задние конечности прикрепляются к позвоночнику.
Череп состоит из мозгового и лицевого отделов. В мозговом отделе располагается головной мозг.
Рис. 151. Скелет птицы: 1 – череп; 2 – шейный отдел позвоночника; 3 – грудной отдел; 4 – пояснично-крестцовый отдел; 5 – хвостовой отдел; 6 – рёбра; 7 – грудина; 8 – киль; 9 – кости верхних конечностей; 10 – кости нижних конечностей
Рис. 152. Скелет кролика. Скелет головы (череп): 1 – лицевой отдел; 2 – мозговой отдел. Отделы позвоночника: 3 – шейный; 4 – грудной; 5 – поясничный; 6 – крестцовый; 7 – хвостовой. Грудная клетка: 8 – рёбра. Скелет конечностей: 9 – лопатка; 10 – плечо; 11 – предплечье; 12 – кисть; 13 – тазовые кости; 14 – бедро; 15 – голень; 16 – стопа
Несмотря на значительные различия в строении опорно-двигательных структур у разных животных, их скелеты выполняют сходные функции: опоры тела, защиты внутренних органов, перемещения тела в пространстве.
Наружный скелет. Внутренний скелет. Осевой скелет. Позвоночник. Позвонок. Скелет конечностей, пояса конечностей. Сустав.
Вопросы
1. Что лежит в основе эволюционных изменений опорно-двигательной системы?
2. У каких животных наружный скелет?
3. У каких позвоночных животных нет костного скелета?
4. О чём говорит сходный план строения скелетов разных позвоночных животных?
5. Какой вывод можно сделать, познакомившись с общими функциями опорно-двигательной системы у всех животных организмов?
6. Какие изменения в строении простейших привели к увеличению скорости их перемещения?
Задания
Докажите, что усложнение скелета земноводных связано с изменением среды обитания.
Знаете ли вы, что…
Чем крупнее животное, тем большую часть от его массы тела составляет скелет. У мелких млекопитающих, например бурозубки, масса скелета составляет 8 %, а у слонов и бегемотов – 20 % массы тела.
Опорно-двигательные системы разных позвоночных удивительно сходны, а различия их связаны в основном со средой обитания: водной, наземной или воздушной.
Сходные образ жизни и условия среды обитания приводят к тому, что в скелетах разных животных появляются сходные образования, например киль у летающих птиц и костный гребень на грудной кости у летучих мышей.
Лабораторные работы разработаны с использованием учебника Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология 8 класс Издательство "Дрофа"
«Лабораторная работа1»
Лабораторная работа № 1
Знакомство с многообразием водных простейших
Оборудование:
Ручная лупа 7 х 10, микроскоп, пробирки с аквариумной водой и определенными культурами простейших, пипетка, предметное стек ло, салфетка, вата.
Ход работы
1. Рассмотрите без увеличительных приборов жидкость в пробирках. Что можно сказать о ее цвете, наличии включений, двигающихся включениях?
2. Ответьте на те же вопросы после рассматривания этой жидкости с помощью лупы.
3. Возьмите поочередно по одной капле воды из каждой пробирки с определенной культурой и, поместив каждую каплю на предметное стекло, рассмотрите под малым увеличением микроскопа.
Определите форму тела, величину, характер передвижения и окраску простейшего.
4. Рассмотрите каплю воды из аквариума. Найдите уже знакомые вам микроорганизмы. Обратите внимание на других простейших, впервые увиденных. Отметьте их форму, величину, окраску, характер движе ний.
Контроль.
1. Простейшие - это организмы, которые
являются эукариотами
питаются готовыми органическими веществами
состоят только из одной клетки
являются одноклеточными или колониальными организ мами
являются только колониальными формами
являются прокариотами.
82. Для инфузорий, как наиболее сложноорганизованных простей ших, характерно
наличие колониальных форм
наличие одноклеточных или колониальных форм
наличие двух разных по величине ядер
83. Большое значение в природе и жизни человека простейшие имеют потому, что
являются возбудителями различных болезней человека и жи вотных
питаются в основном бактериями и другими простейшими
являются незаменимым кормом для других животных
раковинки простейших образуют известковые отложения
питаются как растительные организмы
обитают только в морской воде.
Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа2»
Лабораторная работа №2
Внешнее строение дождевого червя
Оборудование:
чашка Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа.
Ход работы
1
.Рассмотрите тело дождевого червя.
Определите форму тела, окраску, размеры, сегментированность туловища.
Найдите передний и задний концы тела, поясок. Определите, на каких сегментах тела находится поясок.
2. Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела.
Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью лупы расположение щетинок на теле червя.
3. Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она – сухая или влажная? Как вы думаете, какое значение имеют такая кожа и щетинки для жизни червя в почве?
Контроль.
У круглых червей отсутствуют системы
пищеварительная и дыхательная
выделительная и половая
дыхательная и кровеносная
дыхательная и выделительная
Органы чувств и замкнутая кровеносная система впервые появляются у
круглых червей 3) плоских червей
кольчатых червей 4) моллюсков
Полость тела плоских червей заполнена
мышцами 3) нервными клетками
жидкостью 4) паренхимой
Чередование поколений - особенность, которая впервые появляется у
плоских червей 3) губок
кишечнополостных 4) круглых червей
Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа3»
Лабораторная работа № 3
Знакомство с ракообразными
Оборудование:
ручная лупа, микроскоп, предметные стекла, пипетки; культуры даф ний, циклопов, ракушковых рачков; влажные препараты: раки, кре ветки и др.
Ход работы
Рассмотрите с помощью лупы живых ракообразных в пробирках. Отметьте их размеры, окраску, характер передвижения в воде.
Поместите по очереди нескольких животных из культуры в каплю воды и рассмотрите их под малым увеличением микроскопа. Отметьте сходство и различие во внешнем строении тела, в характерных движе ниях, окраске.
Сравните между собой крупных ракообразных: креветок и раков.
Выявите сходство и различие во внешнем строении.
Обоснуйте вывод о принадлежности исследованных ракообразных к одному классу в типе членистоногих
Контроль.
Установите соответствие между представителями и классами членистоногих.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛАССЫ ЧЛЕНИСТОНОГИХ
А) скорпион
Б) омар 1) Ракообразные
В) рак-отшельник 2) Паукообразные
Г) сенокосец 3) Насекомые
Д) муравей рыжий лесной
Е) уховертка
Ж) кобылка бескрылая
3) клещ таежный
Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа4»
Лабораторная работа № 4
Изучение представителей отрядов насекомых
Оборудование:
коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых-вредителей леса, сада, огорода, продовольственных запасов и другие из имеющихся в школе.
Ход работы
Рассмотрите предлагаемые коллекции.
Выявите сходство и различия между отдельными насекомыми, обратив внимание на их размеры, форму тела, окраску, расположение и число крыльев, усиков, глаз.
Отметьте, каковы их местные названия, каково их значение в природе и жизни человека.
Контроль.
Установите соответствие между некоторыми отрядами насекомых и типом их ротового аппарата.
ОТРЯД НАСЕКОМЫХ
А) Таракановые
Б) Прямокрылые
В) Жесткокрылые (жуки)
Г) Стрекозы
Е) Бабочки
ТИП РОТОВОГО АППАРАТА
грызущий
Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа5»
Лабораторная работа №5
Внешнее строение и передвижение рыб
Оборудование:
демонстрационные аквариум, аквариумные рыбы. Микроскопы, чешуя карпа.
Ход работы
Рассмотрите плавающих рыб в аквариуме.
Отметьте, какова форма тела рыб; равномерно ли окрашено тело рыб; видна ли боковая линия; каково расположение рта; имеется ли чешуя. Обратите внимание на расположение парных и непарных плавников; на характер движения плавников, когда рыба стоит на месте; когда движется (лучше смотреть сверху); на синхронность движения рта и жаберных крышек; существует ли связь между ними; каково отношение особей разных видов к резкому взмаху рукой у стекла, стуку по стеклу; каковы характер и скорость передвижения рыб в момент испуга.
Рассмотрите чешую рыбы под микроскопом.
Напишите выводы наблюдений о строении и передвижении рыб.
Контроль.
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
Для костных рыб характерны(но)
наличие хорды на протяжении всей жизни
брюшные и грудные плавники - парные-, а спинной плавник - непарный
отсутствие жаберных крышек
наличие плавательного пузыря
отсутствие боковой линии
наличие жаберных крышек
Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа7»
Лабораторная работа № 7
Изучение особенностей покровов тела
Оборудование:
животные из уголка живой природы (червь дождевой, моллюск, ракообразное, насекомое, рыба, черепаха, птица, млекопитающее); лу па, спички, препаровальная игла; чешуя карпа, перо, шерсть, кожа, волос, рог.
Ход работы
1. Внимательно рассмотрите предложенных вам животных, вначале невооруженным глазом, затем - с помощью лупы.
Выявите сходство и различия в покровах различных животных. Отметьте особенности окраски, эластичности, подвижности покровов различных животных.
2. Поместите на стекло или лист бумаги дождевого червя или брюхо ногого моллюска.
Обратите внимание на влажный след, оставляемый этими животными при движении; покрытую слизью кожу; раковину моллюска, ее прочность, внешнюю и внутреннюю поверхность, окраску.
3. Возьмите в руки ракообразного или насекомого (лучше, если это рак или жук), рассмотрите их покровы невооруженным глазом и с помощью лупы.
Отметьте прочность хитинового покрова; особенности покровов чле нистоногих по сравнению с червями и моллюсками.
4. Рассмотрите тело рыб, покрытое чешуей, панцирь черепахи. Отметьте сходство в строении чешуйки рыбы и щитка панциря чере пахи; наличие годичных колец, плотность и прочность этих покровов; различия в покровах тела у рыб и черепахи.
Контроль.
Выберите один правильный ответ их четырех предложенных.
А1. Покровы позвоночных животных образованы
кутикулой и эпителием
эпидермисом и собственно кожей
мышцами и собственно кожей
кутикулой и собственно кожей
А2. Эволюция покровов тела шла по пути
увеличения числа слоев и появления новых образований
увеличения числа слоев и формирования слоев жировой ткани
формирования слоев жировой ткани и появления новых обра зований
4) увеличения числа слоев и уплотнения самого верхнего слоя кожи
Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа8»
Лабораторная работа № 8
Определение возраста животных
Оборудование:
лупы; раковины двустворчатых моллюсков, чешуя карпа, раствор нашатырного спирта, вата.
Ход работы
Определите возраст у двустворчатого моллюска по раковине, а у рыбы - по чешуе.
Найдите на раковине двустворчатого моллюска годичные кольца и подсчитайте их число; на чешуе карпа, предварительно протертой нашатырным спиртом, найдите годичные кольца и подсчитайте с по мощью лупы их число.
Контроль.
1.Укажите продолжительность жизни:
А) жабы_____________
Б) крокодила_________
В) голубя____________
Г) лошади___________
Д) собаки____________
Е) слона_____________
Ж) льва_____________
З) кошки____________
2. Как определить возраст крупного рогатого скота (коровы)?
Лабораторная работа № 9
« ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОКРОВОВ ТЕЛА»
Цель работы: выявить сходство и различие в покровах тела животных
Оборудование: живые экземпляры рыб и моллюсков (аквариум), коллекция насекомых, чучела птиц; лупа, препаровальная игла, чешуя карпа, перо, шерсть, волос, рог.
Ход работы:
Внимательно рассмотрите предложенных вам животных вначале невооруженным глазом, затем – с помощью лупы. Выявите сходство и различия в покровах различных животных. Отметьте особенности окраски, эластичности, подвижности покровов различных животных.
Поместите на стекло или лист бумаги дождевого червя или брюхоногого моллюска. Обратите внимание на влажный след, оставляемый этими животными при движении; покрытую слизью кожу; раковину моллюска, её прочность, внешнюю и внутреннюю поверхность, окраску.
Возьмите в руки ракообразного или насекомого. Рассмотрите их покровы невооруженным глазом и с помощью лупы. Отметьте прочность хитинового покрова, особенности покровов членистоногих по сравнению с червями и моллюсками.
Рассмотрите тело рыб, покрытое чешуёй, панцирь черепахи. Отметьте сходствов строении чешуйки рыбы и щитка панцыря черепахи; наличие годичных колец, плотность и прочность этих покровов; различие в покровах тела у рыб и черепахи.
Все животные, как простейшие, так и многоклеточные, имеют покровы тела, которые предохраняют организм от проникновения в него инородных тел и веществ, других организмов, излишков влаги, а также от механических повреждений. Защитная функция покровов проявляется и в регулировании температуры тела, и в предохранении его от потери воды. У многоклеточных животных покровы тела участвуют в обмене веществ. Одноклеточные организмы, имеющие постоянную форму тела, снаружи покрыты прочной оболочкой.
У многоклеточных организмов внешние покровы тела усложняются и представляют собой слой удлиненных клеток. Такие покровы называют плоским эпителием.
Покровы тела у свободноживущих плоских червей, например турбелярий, представлены плоским эпителием с мерцательными ресничками, принимающими участие в движении. Плоский эпителий большинства ленточных, круглых и кольчатых червей не имеет ресничек.
У более сложных беспозвоночных животных, например членистоногих, покровная ткань выделяет на своей поверхности хитини-зированную многослойную кутикулу - плотное неклеточное образование, выполняющее защитную и опорную функции. Панцирь ракообразных образовался в результате пропитывания кутикулы известью; раковина моллюсков - в результате накопления извести в поверхностных слоях кутикулы. Под кутикулой в эпителии находятся железы: слюнные, паутинные, ядовитые, пахучие.
Покровы позвоночных животных имеют сложное строение. Кожа состоит из двух слоев - эпидермиса и собственно кожи. Эпидермис - это наружный слой, он многоклеточный. В нем образуются роговые чешуи, перья, когти, копыта, полые рога, волосы. В эпидермисе располагаются многочисленные железы, пигментные клетки, придающие коже определенный цвет. Нижний слой эпидермиса составляют постоянно делящиеся клетки, в верхнем слое клетки отмирают и снашиваются.
Собственно кожа обладает наибольшей прочностью. В ней развиваются корни волос, кожные роговые образования, сальные и потовые железы.
У млекопитающих подкожная жировая клетчатка - самый глубокий слой кожи. В нем находятся в основном жировые клетки, откладываемые организмом про запас. Кроме того, слой жира смягчает внешние удары и сохраняет тепло.
Рассмотрим особенности покровов тела различных групп животных:
пелликула (прочная оболочка), у животных с постоянной формой тела;
плазмалемма – у животных с непостоянной формой тела;
некоторые могут образовывать раковины (фораминиферы, радиолярии).
У кишечнополостных:
тело покрыто эпителиально-мускульные клетками
У Плоских червей, круглых червей, кольчатых червей:
плоский эпителий с ресничками;
у кольчатых червей клетки эпителия выделяют слизь.
У Моллюсков:
однослойный эпителий и слой соединительной ткани (может выделять вещества, образующие раковину, содержать пигментные клетки и др.)
У членистоногих:
эпителий с хитинизированной кутикулой.
Хитин – прочное вещество, но не растягивается, поэтому животные вынуждены линять.
У позвоночных:
покров двухслойный: эпидермис и собственно кожа;
эпидермис многослойный (нижний слой – живые, верхний слой клеток – ороговевшие, мертвые клетки) дает начало роговым производным (роговая чешуя, перья, копыта, когти, копыта, полые рога). Здесь расположены кожные железы и пигментные клетки, придающие коже определенную окраску;
собственно кожа (кутис) – нижний, толстый и волокнистый слой кожи. Здесь развиваются корни волос, сальные и потовые железы.
Чешуя рыб, костные рога оленей – производные кутиса;под кожей расположена подкожная жировая клетчатка, которая выполняет питательную, амортизационную и терморегуляторную функцию.
КЛАСС РЫБ.
КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ.
КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ.
КЛАСС ПТИЦЫ.
Строение пера птицы.
Строение крыла птицы.
КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.
Особенности покровов тела различных групп животных
Систематическое положение животногоСтроение покровов тела
Тип Простейшие
Наружная клеточная мембрана у организмов с постоянной формой тела
Тип Кишечнополостные
Эктодерма
Тип Плоские черви
Плоский эпителий
Тип Круглые черви
Плоский эпителий
Тип Кольчатые черви
Плоский эпителий
Тип Моллюски
Кутикула (с известью)
Тип Членистоногие
Покровная ткань, сверху кутикула с хитином. У ракообразных кутикула пропитывается известью
кожа
Тип Хордовые
Класс Ланцетники
Кожа
Класс Рыбы
Кожа, костные чешуи, слизистые железы
Класс Земноводные
Кожа, слизистые железы
Класс Пресмыкающиеся
Кожа (сухая), роговые чешуи
Класс Птицы
Кожа (сухая), роговые перья
Класс Млекопитающие
Кожа, потовые, сальные, млечные железы. Волосяной покров (роговое вещество)
Проделав данную работу я узнал об особенностях покровов тела животных, а также сделал вывод, что эволюция покровов тела шла по пути увеличения числа слоев и появления в них новых образований: ресничек, желез, известковых и хитиновых покровов, чешуй, когтей, перьев, волос, рогов, копыт и т.д.
Контрольная работа для 7 класса
«Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных»
Цель: знакомство с многообразием водных простейших
Оборудование: готовые микропрепараты «Инфузория-туфелька», «Эвглена зеленая», «Амеба обыкновенная», микроскоп, таблицы.
Ход работы.
Рассмотрите микропрепараты под микроскопом.
Определите форму тела, величину и окраску простейшего.
Оформление результатов:
зарисуйте инфузорию, амебу, эвглену и обозначьте основные части.
Сделайте вывод:
заполните таблицу «Сравнительная характеристика простейших».
Лабораторная работа № 2
Знакомство с многообразием кольчатых червей.
Цель: изучение внешнего строения дождевого червя на натуральном объекте, знакомство с многообразием кольчатых червей.
Оборудование: чашка Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа, таблицы.
Ход работы.
Рассмотрите тело дождевого червя.
Определите форму тела, окраску, размеры, сегментированность туловища.
Найдите передний и задний концы тела, поясок.
Определите, на каких сегментах тела находится поясок.
Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью лупы расположение щетинок на теле червя.
Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она – сухая или влажная? Как вы думаете, какое значение имеют такая кожа и такие щетинки для жизни червя в почве?
Рассмотрите рисунки кольчатых червей. Какие представители относятся к классу кольчецов?
Оформление результатов:
зарисуйте дождевого червя с обозначением переднего, заднего концов тела, члеников и пояска.
Сделайте вывод, ответив на вопрос.
— Каковы приспособления дождевого червя к условиям жизни в почве?
Лабораторная работа № 3
Знакомство с разнообразием ракообразных.
Цель : изучение внешнего строения представителей ракообразных.
Оборудование: ручная лупа, микроскоп, культуры дафний, циклопов, ракушковых рачков; влажные препараты: раки, креветки и др.
Ход работы.
Рассмотрите с помощью лупы живых ракообразных в пробирках. Отметьте их размеры, окраску, характер передвижения в воде.
Рассмотрите микропрепараты под микроскопом. Отметьте сходство и различие во внешнем строении тела, в характерных движениях, окраске.
Сравните между собой крупных ракообразных: креветок и раков. Выявите сходство и различие во внешнем строении.
Оформление результатов:
зарисуйте контуры тела рака и дафнии с обозначением видимых органов и частей тела.
Обоснуйте вывод о принадлежности исследованных ракообразных к одному классу в типе членистоногих.
Лабораторная работа № 4
Изучение представителей отрядов насекомых.
Цель: знакомство с представителями отрядов насекомых.
Оборудование: коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых-вредителей леса, сада, огорода, продовольственных запасов и другие из имеющихся в школе.
Ход работы.
1. Рассмотрите предлагаемые коллекции.
Выявите сходство и различия между отдельными насекомыми, обратив внимание на их размеры, форму тела, окраску, расположение и число крыльев, усиков, глаз.
Отметьте, каковы их местные названия, каково их значение в природе и жизни человека.
Составьте список названий видов насекомых из коллекции, относящихся к каждому отряду. Дополните его списком местных видов, хорошо вам известных.
Рассмотрите вредителей различных культур или продовольственных запасов. Отметьте характер повреждений, наносимых ими. Вспомните, встречали ли вы подобные повреждения или таких насекомых в природе.
Оформление результатов:
заполните таблицу.
Лабораторная работа № 5
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Цель: изучение внешнего строения и особенности передвижения рыб.
строение и передвижение рыб
Оборудование: демонстрационные аквариумы (2-3 шт.), аквариумные рыбы. Микроскопы, чешуя карпа.
Ход работы.
1. Рассмотрите внешний вид плавающих рыб в аквариуме.
Отметьте, какова форма тела рыб; равномерно ли окрашено тело рыб; видна ли боковая линия; каково расположение рта; имеется ли чешуя.
Обратите внимание на расположение парных и непарных плавников;
на характер движения плавников, когда рыба стоит на месте; когда движется (лучше смотреть сверху); на синхронность движения рта и жаберных крышек; существует ли связь между ними; каково отношение особей разных видов к резкому взмаху рукой у стекла, стуку по стеклу; каковы характер и скорость передвижения рыб в момент испуга.
Рассмотрите чешую рыбы под микроскопом.
Оформление результатов:
зарисуйте контуры тела рыбы и подпишите части тела.
Сделайте вывод , ответив на вопрос.
В чем выражается приспособление внешнего строения рыбы к жизни в воде?
Лабораторная работа № 6
Изучение внешнего строения птиц.
Цель: изучение внешнего строения птиц и их перьев.
Оборудование: чучела птиц, наборы перьев, лупа ручная, микроскоп.
Ход работы.
Рассмотрите чучело птицы.
Найдите голову. Какие органы расположены на голове?
Найдите конечности. Сколько их, что они собой представляют?
Рассмотрите покровы тела.
Рассмотрите каждый вид пера. Рассмотрите их под лупу. Чем отличается пуховое перо от контурного?
Оформление результатов:
зарисуйте чучело птицы, запишите название; подпишите части туловища; зарисуйте виды перьев и обозначьте их.
Сделайте вывод :
Какие особенности строения птиц позволяют считать, что они произошли от пресмыкающихся?
Лабораторная работа № 7
Изучение особенностей различных покровов тела.
Цель: систематизирование знаний о покровах тела, начиная с простейших и включая покров тела млекопитающего.
Оборудование: микропрепараты: «Эвглена зеленая», «Амеба», «Инфузория-туфелька», «Гидра», «Планария», «Муха», «Комар», таблицы «Покровы тела хордовых», «Покровы тела рыб», «покровы тела птиц», чучела птиц, животные из уголка живой природы (червь дождевой, моллюск, ракообразное, насекомое, рыба, черепаха, птица, млекопитающее); чешуя карпа, перо, шерсть, кожа, волос, рог, микроскоп.
Ход работы.
1.
Внимательно рассмотрите предложенных вам животных, вначале
невооруженным глазом, затем – с помощью лупы.
Выявите сходство и различия в покровах различных животных. Отметьте особенности окраски, эластичности, подвижности покровов различных животных.
2. Рассмотрите микропрепараты под микроскопом. Какое строение они имеют? Какую функцию выполняет оболочка простейших? Какие клетки образуют покров тела планарии?
3.
Рассмотрите ракообразного или насекомого (лучше, если это
рак или жук), рассмотрите их покровы невооруженным глазом и
с
помощью лупы.
Отметьте прочность хитинового покрова; особенности покровов членистоногих по сравнению с червями и моллюсками.
4. Рассмотрите тело рыб, покрытое чешуей, панцирь черепахи. Отметьте сходство в строении чешуйки рыбы и щитка панциря черепахи; наличие годичных колец, плотность и прочность этих покровов; различия в покровах тела у рыб и черепахи.
Оформление результатов:
заполните таблицу.
Лабораторная работа № 8
Изучение стадий развития животных и определение их возраста
Цель: определение возраста животных.
Оборудование: лупы; раковины двустворчатых моллюсков, чешуя карпа, раствор нашатырного спирта, вата.
Ход работы.
Определите возраст у двустворчатого моллюска по раковине, а у рыбы – по чешуе.
Найдите на раковине двустворчатого моллюска годичные кольца и подсчитайте их число; на чешуе карпа, предварительно протертой нашатырным спиртом, найдите годичные кольца и подсчитайте с помощью лупы их число.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении