В каком азиатском государстве нет постоянных рек. Страны без рек
К сожалению, Лев Николаевич, вообще-то очень внимательный ко всем мелочам создаваемого текста, не удосужился указать тип, серийный номер и год выпуска паровоза, под который бросилась Анна Каренина. Никаких уточнений, кроме того, что поезд был товарный, нет.
– Как ты думаешь, под какой именно паровоз бросилась Анна Каренина? – спросила я однажды у великого ферроэквинолога всея ЖЖ.
– Скорее всего, под «Овечку», – подумав, ответил С. – Но, возможно, что и под «Твёрдый знак».
"Твёрдый знак"
Я решила, что, скорее всего, у Толстого описан «поезд вообще», и видовая принадлежность локомотива его не интересовала. Но если современники легко могли себе представить этот самый "паровоз вообще", то для потомков это уже значительно сложнее. Мы предположили, что для читателей того времени "паровозом вообще" была именно популярная, известная всем от мала до велика "Овечка".
Однако во время проверки уже выложенного поста оказалось, что мы оба поторопились с выводами. С. не помнил точной даты публикации романа и отнёс его к концу 1890-х годов, когда и "Ов", и "Ъ" уже широко использовались на железных дорогах Российской империи, а я при проверке запуталась в сериях и буквах и по неопытности просто "подогнала" даты выпуска к дате публикации. Увы, всё оказалось совсем не так просто.
Роман был задуман в 1870 г., частями публиковался в журнале "Русский вестник" в 1875-1877, издан отдельной книгой в 1878 г. Начало производства паровозов серии О относится к 1890-му году, а серии Ъ - и вовсе к концу 1890-х. Следовательно, героиня бросилась под какой-то намного более архаичный паровоз, который нам сейчас и представить-то сложно. Пришлось обращаться к энциклопедии "Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955".
Поскольку нам было известно, что Каренина бросилась под грузовой поезд, а также мы знали название дороги, на которой произошла трагедия (Московско-Нижегородская, открыта для движения поездов 2 августа 1862 г.), то наиболее вероятным претендентом можно считать товарный паровоз серии Г 1860-х гг. выпуска. Для Московско-Нижегородской железной дороги такие паровозы строили французские и немецкие заводы. Характерная особенность - очень большая, расширяющаяся кверху труба и наполовину открытая будка для машиниста. А вообще, на наш современный взгляд, это чудо техники больше похоже на детскую игрушку:)
Станция
На всякий случай напомню, что Анна Каренина бросилась под поезд на станции Обираловка, находящейся в 23 километрах от Москвы (а не в Москве или Петербурге). В 1939 году по ходатайству местных жителей станция была переименована в Железнодорожную. То, что Толстой выбрал именно Обираловку, ещё раз подтверждает, насколько внимателен он был ко всем подробностям сюжета. В то время Нижегородская дорога была одной из основных промышленных магистралей: здесь часто ходили тяжело груженные товарные поезда, под одним из которых и нашла свою смерть несчастная героиня романа.
Железнодорожная ветка в Обираловке была проложена в 1862 году, а через некоторое время станция стала одной из крупнейших. Протяжённость запасных путей и разъездов составляла 584,5 сажени, имелось 4 стрелки, пассажирское и жилое здание. Ежегодно станцией пользовались 9 тысяч человек, или в среднем 25 человек в день. Пристанционный посёлок появился в 1877 году, когда был опубликован и сам роман «Анна Каренина» (в 1939 году посёлок также был переименован в город Железнодорожный). После выхода романа станция стала местом паломничества поклонников Толстого и приобрела большое значение в жизни окрестных деревень.
Когда станция Обираловка была конечной, здесь действовал поворотный круг - устройство для разворота на 180 градусов для локомотивов, и стояла водокачка, упомянутая в романе «Анна Каренина». Внутри деревянного станционного здания располагались служебные помещения, телеграф, товарная и пассажирская кассы, небольшой зал 1-го и 2-го класса и общий зал ожидания с двумя выходами на платформу и привокзальную площадь, по обе стороны которой у коновязей пассажиров «стерегли» извозчики. К сожалению, сейчас от прежних построек на станции ничего не осталось.
Вот фотография станции Обираловка (конец XIX - начало XX века):
Теперь заглянем в текст романа:
Когда поезд подошел к станции, Анна вышла в толпе других пассажиров и, как от прокаженных, сторонясь от них, остановилась на платформе, стараясь вспомнить, зачем она сюда приехала и что намерена была делать. Все, что ей казалось возможно прежде, теперь так трудно было сообразить, особенно в шумящей толпе всех этих безобразных людей, не оставлявших ее в покое. То артельщики подбегали к ней, предлагая ей свои услуги; то молодые люди, стуча каблуками по доскам платформы и громко разговаривая, оглядывали ее, то встречные сторонились не в ту сторону.
Вот она, дощатая платформа - в левой части фотографии! Читаем дальше:
«Боже мой, куда мне?» – все дальше и дальше уходя по платформе, думала она. У конца она остановилась. Дамы и дети, встретившие господина в очках и громко смеявшиеся и говорившие, замолкли, оглядывая ее, когда она поравнялась с ними. Она ускорила шаг и отошла от них к краю платформы. Подходил товарный поезд. Платформа затряслась, и ей показалось, что она едет опять.
И вдруг, вспомнив о раздавленном человеке в день ее первой встречи с Вронским, она поняла, чтó ей надо делать. Быстрым, легким шагом спустившись по ступенькам, которые шли от водокачки к рельсам, она остановилась подле вплоть мимо ее проходящего поезда.
Под "водокачкой" подразумевается хорошо видная на фотографии водонапорная башня. То есть Анна прошла по дощатой платформе и спустилась вниз, где и бросилась под проходящий на невысокой скорости товарный поезд. Но не будем забегать вперёд - железнодорожно-филологическому анализу самоубийства будет посвящён следующий пост. На данный момент ясно одно - Толстой бывал на станции Обираловка и хорошо представлял себе место, где произошла трагедия - настолько хорошо, что всю последовательность действий Анны в последние минуты её жизни можно воспроизвести, опираясь на одну-единственную фотографию.
Для русского человека имя писателя Льва Николаевича Толстого было синонимом нравственной чистоты и правдоискательства. А для нас жителей г. Железнодорожного, оно интересно еще и тем, что благодаря появлению романа "Анна Каренина", наша Обираловка (так раньше назывался наш город) вошла в мировую литературу.
Возникновение замысла
романа
8 января 1872 года в "Тульских губернских ведомостях" появилось следующее сообщение: "4 сего января в 7 ч. вечера неизвестная молодая женщина, прилично одетая, прибыв на ст. Ясенки Московско-Курской ж.д. в Крапивенском уезде, подошла к рельсам и во время прохода товарного поезда, перекрестясь, бросилась на рельсы под поезд, которым она была перерезана пополам. О происшествии этом производится дознание". Вскоре выяснилось, что женщина, покончившая с собою,- Анна Степановна Зыкова, проживавшая в доме помещика Бибикова, чье имение находилось в трех верстах от Ясной Поляны. Бибиков был вдов, Анна Степановна была его экономкой и сожительницей. И Толстой, и его жена бывали у Бибикова и хорошо знали Анну Степановну. Причиной самоубийства явилось желание Бибикова оставить Анну Степановну и жениться на гувернантке своего сына. Лев Николаевич присутствовал на судебно-медицинском вскрытии. Все это произвело на него ужасное впечатление. Софья Андреевна, жена Толстого, утверждала, что самоубийство Анны Зыковой "навело" Льва Николаевича "на мысль" о финале романа и дало имя героине (хотя в первой редакции "Анны Карениной" героиня носила имя Татьяны). Сюжет будущего романа складывался у писателя в течение трех лет. О начале работы над ним в марте 1873 года Софья Андреевна писала Т.А.Кузминской: "Вчера Левочка вдруг неожиданно начал писать роман из современной жизни. Сюжет романа - неверная жена и вся драма, происшедшая от этого". Надо сказать, что Софья Андреевна трудилась над романом не меньше автора. Как вспоминал сын Толстого Илья Львович, "почерк у отца был плохой. И мама, сидя в гостиной, у своего маленького письменного стола, ночами переписывала все начисто".
В письме к Н.Н.Страхову, литературному критику и философу, Толстой так отозвался о своей новой работе: "Роман этот - именно роман, первый в моей жизни, очень взял меня за душу, я им увлечен весь...".
Образ главной героини романа был собирательным. А вот во внешности героини были переданы Толстым черты Марии Александровны Гартунг, дочери А.С.Пушкина. Однажды, в Туле на званом вечере у генерала А.Тулубьева, распахнулась дверь и вошла незнакомая молодая дама в черном кружевном платье. Толстой пристально разглядывал ее, а когда узнал, кто это, то сказал: "Теперь я понимаю. Какие у нее арабские завитки на затылке. Удивительно породистые".
Но давайте все-таки обратимся к роману Л.Н.Толстого "Анна Каренина".
"Прикажите до Обираловки?"
Прислушаемся, о чем говорят Анна и Петр, ее слуга, у "низкого строения Нижегородской станции" города Москвы. "Прикажете до Обираловки?- сказал Петр. - Да, - сказала она ему, подавая кошелек с деньгами, и, взяв в руку маленький красный мешочек, вышла из коляски". Она решает ехать "до первого города и остаться там". Местом гибели своей героини Толстой не случайно избрал Обираловку. С 1869 по 1878 г. Л.Н.Толстой 8 раз проезжал по Нижегородской железной дороге от Москвы до Нижнего Новгорода мимо станции Обираловки. В 1869 г.- в Пензенскую губернию для покупки имения Ильмино, а в остальные годы - в самарские степи на кумыс для поправки здоровья.
Пока Анна будет ехать до Обираловки, обратим внимание на слова слуги о Вронском: "Графа не застали. Они уехали на Нижегородскую дорогу". Имение Вронского писатель тоже расположил близ Обираловки. Поиск подтверждения этого позволил обнаружить интересные связи и знакомства Л.Н.Толстого с родом Рюминых - владельцами усадьбы Кучино. Москвич Николай Гаврилович Рюмин с 30-х годов XIX столетия в Кучино имел великолепную усадьбу в сосновом лесу, с широкими дорогами, цветниками, оранжереями. Сегодня, к сожалению, о былой роскоши могут напомнить только разрушающиеся строения фонтана, корпуса конного двора и величественная когда-то лестница, спускающаяся от здания сегодняшнего Гидрометеоколледжа к речке Пехорке. Толстой бывал у Рюминых в Москве, где однажды на балу познакомился с юной княжной Прасковьей Сергеевной Щербатовой, которая произвела на него огромное впечатление. В его дневнике есть записи: "Щербатова не дурна очень. Со скукой и сонливостью поехал к Рюминым, и вдруг обкатило меня. П.Щербатова прелесть. Свежее этого не было давно". Именно ее Лев Николаевич вывел в образе Кити Щербацкой в "Анне Карениной". Но самое интересное то, что Л.Н.Толстой был в родстве с Рюмиными через свою жену Софью Андреевну Берс. Ее сестра Елизавета Андреевна в 1868 году вышла замуж за племянника Н.Г.Рюмина, флигель-адъютанта Гавриила Емельяновича Павленкова. Их совместный портрет приводится в книге Т.А.Кузминской "Моя жизнь дома и в Ясной Поляне". Таким образом, прослеживается разносторонняя многолетняя связь Л.Н.Толстого с Рюминым. Очевидно, писателю была известна и кучинская усадьба Рюминых. Само мрачное название Обираловка, многократные поездки писателя через эту станцию - все это убедительно подтверждает ассоциацию мыслей писателя.
Сторонники и
противники романа
В декабре 1874 года Толстой поехал в Москву. Здесь он заключил условие с Катковым о печатании "Анны Карениной" в журнале "Русский вестник". Секретарь и биограф Л.Толстого Николай Николаевич Гусев писал в материалах к биографии писателя: "Толстой передал свой роман в "Русский вестник" не потому, чтобы сочувствовал направлению этого журнала, а только потому, что в отношении гонорара он сошелся с "Русским вестником". В 1875 году в январском номере журнала были напечатаны первые главы романа. Читатели нового произведения Толстого сразу разделились на два лагеря: одни с восторгом приняли роман, другие резко его отвергали. Друзья и почитатели таланта писателя сразу же откликнулись восторженными отзывами. Н.Н.Страхов писал Толстому: "Это великое произведение, роман во вкусе Диккенса и Бальзака, далеко превосходящий все их романы", затем сообщил, что "Достоевский машет руками и называет Вас богом искусства". Афанасий Фет, прочитав роман, написал Толстому: "Утоляет сознание, что на Руси сидит в Ясной Поляне человек, способный написать "Каренину".
Иначе оценили роман, взволновавший российского читателя, другие известные люди. Петр Ильич Чайковский так отозвался о нем в письме к своему брату Модесту: "После твоего отъезда я еще кое-что прочел из "Карениной". Как тебе не стыдно восхищаться этой возмутительно пошлой дребеденью, прикрытою претензией на глубокость психологического анализа. Да черт его побери, этот психический анализ, когда в результате остается впечатление пустоты и ничтожества". Однако спустя пять лет, Чайковский высказывает уже иное мнение. Брату Алексею он советует: "…прочти "Анну Каренину", которую я недавно прочел с восторгом, доходящим до фанатизма".
Иван Сергеевич Тургенев очень высоко оценивал творчество Льва Николаевича, и после "Войны и мира" поставил его "на первое место между всеми нашими современными писателями". Однако он совершенно не принял новый роман. "Прочел "Анну Каренину" - и нашел в ней гораздо меньше, чем ожидал. Что будет дальше - не знаю; а пока - это и манерно и мелко - и даже (страшно сказать!) скучно". Свое мнение Тургенев часто сверял с мнением известного критика В.В.Стасова. И хотя их взгляды на многие произведения искусства порой диаметрально расходились, в оценке толстовского романа они совпали.
Сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин своим мнением делится с Анненковым: "…Ужасно думать, что еще существует возможность строить романы на одних половых побуждениях. Ужасно видеть перед собой фигуру безмолвного кобеля Вронского…". Вослед великому сатирику Н.А.Некрасов разразился эпиграммой:
"Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,
Что женщине не следует "гулять"
Ни с камер - юнкером, ни с флигель - адъютантом,
Когда она жена и мать".
"Анна Каренина" была завершена в 1877 году. Писатель приблизился к пятидесятилетнему рубежу, стоял на вершине творческой славы.
В 1914 году была осуществлена первая экранизация романа Л.Н.Толстого.
Журнал "Искры" в мае этого года сообщал своим читателям: "Роман Толстого инсценирован почти целиком. Роль Анны Карениной играла артистка Художественного театра М.Н.Германова. Многие сцены сняты в Москве. Сцена самоубийства Анны Карениной - на одной из Подмосковных станций Савеловской железной дороги. Последняя сцена потребовала большого труда, так как г-жу Германову очень долго укладывали на рельсы, пока не нашли нужной позы".
Лев Толстой и
железные дороги
Лев Толстой - один из первых русских писателей, подробно описавший многие станции российских железных дорог. Развитие интриги в романе "Анна Каренина" происходит именно на железнодорожном вокзале. Толстой описывал то, что видел сам, чувства, пережитые им - на страницах романа. В своем романе Толстой добрался от Николаевского вокзала Петербурга до маленькой станции Обираловка.
К сожалению, Толстой не мог описать историю своего ухода из родного имения - Ясной Поляны. Жизнь в родном гнезде стала для него невыносимой, и он решил уйти из дома. Случилось это в ночь с 27 на 28 октября 1910 года, за несколько дней до его смерти. Нездоровье вынудило Толстого сойти на безвестной станции Астапово. Здесь, в пристроенном к небольшому вокзалу домике начальника станции, 7 ноября скончался великий русский писатель. Этот вокзал теперь знает весь мир.
Наталия Сотникова
Приведено с некоторыми сокращениями
В пустынях слишком мало выпадает дождя и снега, слишком сильно испарение и слишком жадно поглощается вода иссушенной землей, чтобы редкие дождевые, и талые воды могли по ней далеко стекать. Поэтому пустыни - это страны без рек. В пустынях Австралии и Африки большинство населения никогда не видало реки или ручья. Им даже трудно понять, что такое река, откуда берется такая уйма воды? И почему люди не разбирают ее без остатка на свои поля? Людей, никогда не видавших рек, можно сыскать в наших пустынях.
Чужие реки -главное богатство пустынь. Бывают в пустынях, однако, не свои собственные, а чужие «транзитные» реки. Это бывает там, где по соседству с пустынями расположены высокогорные области со значительно более влажным климатом. Питающиеся вечными снегами, ледниками и горными дождями реки собирают воду с громадных областей и затем, спустившись на равнины, могут иногда пройти по пустыням много сотен и тысяч километров пути. Такие транзитные реки несут подлинно «живую» воду, дающую пустыням богатейшую жизнь. Ведь нигде нет столько солнца и тепла, сколько в пустынях. Нигде не бывают почвы так обогащены необходимыми растениям легко растворимыми солями, как в тех же пустынях.
Поэтому здесь, где безоблачное горячее небо и плодородная почва сочетаются с обилием пришлой воды, все растет, как в сказке. Недаром именно в пустынях на чужих водах человек создал самые богатые и самые древние оазисы. Стекающий с гор тропической Африки Нил помог человеку создать богатство и древнюю культуру Египта. На Тигре и Ефрате созданы были древние страны - Ассирия и Вавилон. Ганг и Ирравади поят поля Индии. Аму-Дарья, Сыр-Дарья, Зеравшан, Мургаб и другие реки, стекающие со снежных вершин Памира, Тянь-Шаня и Паропамиза, использованы человеком для создания оазисов Средней Азии. Можно спорить, на каких из этих рек возникла в пустыне культура раньше, но совершенно бесспорно то, что сейчас она развивается быстрее всего именно в наших среднеазиатских пустынях, где богатство достается тем, кто его сам создает.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
|
На нашей планете всего 252 страны, какие-то из них признаны только частично, какие-то относятся к заморским территориям Франции или Великобритании. Как бы банально это ни звучало, но каждая из них имеет свои особенности и множество любопытных вещей, которые отличают ее от других. Мы собрали самые интересные факты о разных странах мира, которые вас удивят.
Страна, которая исчезнет раньше всех
Учитывая постоянно обновляющуюся информацию о глобальном потеплении, первая страна, которая может исчезнуть с лица Земли, это Мальдивы. Здесь насчитывается почти 1200 коралловых островков, а средняя высота над уровнем моря едва превышает два метра. Нет, конечно, у них есть рекордсмен, которого очень сложно назвать горой. Это холм Виллингили. Эта точка может похвастаться высотой 5 метров и 10 сантиметров. Если вдруг глобальное потепление приведет к изменениям в океане, то Мальдивы полностью скроет вода. По подсчетам некоторых ученых этому райскому уголку на планете осталось не более века, так что не посетить Мальдивы - это преступление.
Самая толстая страна на Земле
Больше всего людей с избыточным весом живут в Республике Науру. Ожирением страдают 95% местных жителей, а одни из самых частых причин смерти - сердечно-сосудистые заболевания и диабет. И во всем виноват фастфуд: именно с его импортом науруанцы стали «расти вширь».
Но есть еще несколько любопытных фактов об этой стране: это самая маленькая независимая республика на Земле, самое маленькое островное государство, самое маленькое государство за пределами Европы и единственная в мире республика, у которой нет официальной столицы.
Страна, где делают песок из нефти и кораллов
Гуам - это не совсем страна, она входит в состав США и имеет статус неинкорпорированной организованной территории без права участия в национальных выборах.
В стране нет песка, точнее как нет: природного песка. Но местные жители его стали делать из… нефти и кораллов! Во время строительства дороги страна использует микс из коралловой земли и черного золота. Зачем им импортировать песок?
Самое старое суверенное государство
Египет - первая страна, которая получила суверенитет. Это произошло в 3100 году до нашей эры в результате формирования первой династии. Кстати, само понятие суверенного государства в разы моложе: оно сформировалось примерно в XIX веке.
Страна, где больше всего озер
Самый настоящий озерный край - это Канада. На ее территории расположено более 60 процентов всех озер планеты. Причем плотность водоемов здесь удивляет: на 9 процентах территории Канады находится примерно 3000 озер.
Страна, где не встретишь соседа
В Монголии плотность населения минимальна: на 1 квадратный километр здесь приходится 2 человека. Это настоящий рекордсмен по плотности на планете. А сравните это с одним из самых заселенных районов Гонконга - Монг Кок - тут на 1 квадратный километр приходится 340 тысяч человек.
Страна без рек
В Саудовской Аравии нет ни одной реки, а свежую воду в стране получают из подземных резервуаров и опреснительных установок.
Самое молодое население
Страна с самым молодым населением - это Нигерия. В государстве практически половина людей моложе 15 лет, это 49 процентов всего населения.
Самое многонациональное государство на планете
В Индии, по подсчетам некоторых ученых, проживает более 2 тысяч народностей. Согласно конституции, в стране 21 официальный язык, на них разговаривает большая часть населения, а некоторые из них имеют просто классический статус (например, санскрит). Но это не главный рекорд… Если говорить в целом, то тут используют 447 языков и более, а также 2 тысячи диалектов.
Страна, полностью покрытая джунглями
Небольшое государство Южной Америки Суринам практически полностью покрыто джунглями - 91 процент территории занимают леса. Львиная доля населения живет недалеко от столицы вдоль побережья, и лишь 5 процентов местных жителей (в основном коренные) обитают в глубине страны.
Страна, где практически не развито сельское хозяйство
На самом деле на планете много стран, экономика которых совсем не зависит от сельского хозяйства. Но самая крупная из них - Сингапур.
Страна, где не знают официального языка
В Папуа - Новой Гвинее один из официальных языков - английский. Однако на нем говорит всего лишь 1 процент населения. А в целом государство может похвастаться лингвистическим разнообразием (может, правда не так, как Индия): местные жители говорят на 820 языках. К слову, тут есть и другие официальные языки: топ-пиксин и хири-моту. Их знает большинство новогвинейцев.
Самое большое количество заключенных
В США больше всего людей, пребывающих за решеткой. Штаты тут неоспоримый лидер: заключенных здесь насчитывается 2,2 миллиона человек, это 25 процентов всех заключенных планеты.
На втором месте находится Китай (1,6 миллиона), затем следует Бразилия (659 тысяч человек) и Россия (623 тысячи человек).