Cочинение «Анализ последней сцены повести «Тарас Бульба. III
Слова «Я тебя породил, я тебя и убью» стали крылатой фразой. Она выражает отношение к человеку, не выполнившему того, к чему его готовили. Значение слов стало шире того эпизода, где они прозвучали.
Описание смерти Андрия из повести «Тарас Бульба» нельзя толковать однозначно. Сцена сложная и трудная для одной точной характеристики.
Гибель влюбленного
Андрий – мужчина с чувственной душой. Он богат духовно, умеет в отличие от большинства казаков любить женщину. Младший Бульба предан своей мечте и красавице-панночке. Любовь не знает границ. В данном случае, о, по которым живет Запорожская Сечь. Он предан своим товарищам до осознания, что его чувство взаимно. Молодой казак попадает в ситуацию, где нужно выбирать: остаться преданным высокому чувству долга, которое не закрепилось еще в душе, или выбрать яркие эмоциональные ощущения счастья с любимой. Андрий отрекается от казачества. В красивых, но чужих одеждах он появляется в стане врагов.Законы Сечи
Строгие правила жизни Запорожья относят предательство к бесславным поступкам, за которые возможен только один вид наказания – смертная казнь. Кто вершит ее в отношении Андрия? Отец. Страшно представить, что творится в душах героев. Тарас, видя, как гарцует с шашкой сын, переступает через отцовские чувства. Он понимает, что сам обязан покарать предателя. Андрий, видя отца, бледнее, трясется от страха. Возможно, это и не страх. Это ощущение безвыходности, страшного итога своей жизни.Красота смерти
Андрий принимает смерть от руки Тараса покорно. Здесь видно: он настоящий казак. Красавец не просит о пощаде, не кричит, не бросается на колени, - он шепчет имя возлюбленной и умирает с ним на устах. Андрий остается верен своему выбору. Тарас любуется сыном. В его внешнем виде нет злобы, остервенения, с которыми он воюет с врагами. Нет ощущения чувства злобы. Жаль героев: отца, теряющего свое потомство, которое так радовало, сына, влюбленного и покорного.Эпизод казни тараса бульбы
Ответы:
Сам Тарас погиб трагично,но славно.Из за чего он умер?... а из-за того, что не оставил полякам даже люльки, верной спутницы казака во всех его походах, на морях и дома.И его, уже старого схватили, пользуясь его беспомощностью... Но в тот же миг, когда погибает Тарас, умирает и брат прекрасной панночки, сорвавшись с обрыва... природа тоже реагирует на события... взамен Бульбы-поляк... Тарас погибает на костре, разведённом под деревом, на котором его распяли. И в этом тоже есть схожесть с христианской религией. Желая унизить Тараса, ляхи, сами не желая того, делают ему добро - ведь своим поступкам они практически возводят казака в святые. Он ведь, как и все его соплеменники, погибает за ту же веру, за ту же дружбу, за тот же самый мир на земле... Он умер, не чувствуя боли. Он умер, успев сказать полседнее слово своим казакам. он почти счастлив - проклятые поляки не схватили их, так и не удатся захватить им Русь... он умер, в пламени... пламя - сисвол страсти, сисвол жизни, движения, порывов - за вечное спокойствие другого мира... он почти что проходит очищение огнём перед отходом в мир иной, в вечные сады Бога... И необычно спокойная картина после смерти - это символ того, что душа храброго атамана успоуоилась...
«Эй, хлопьята! заманите мне только его к лесу, заманите мне только его!» - кричал Тарас. И вызвалось тот же час тридцать быстрейших козаков заманить его. И, поправив на себе высокие шапки, тут же пустились на конях прямо наперерез гусарам. Ударили сбоку на передних, сбили их, отделили от задних, дали по гостинцу тому и другому, а Голокопытенко хватил плашмя по спине Андрия, и в тот же час пустились бежать от них, сколько достало козацкой мочи. Как вскинулся Андрий! Как забунтовала по всем жилкам молодая кровь! Ударив острыми шпорами коня, во весь дух полетел он за козаками, не глядя назад, не видя, что позади всего только двадцать человек успело поспевать за ним. А козаки летели во всю прыть на конях и прямо поворотили к лесу. Разогнался на коне Андрий и чуть было уже не настигнул Голокопытенка, как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня. Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен…
Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.
Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в очи.
Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.
Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?
Андрий был безответен.
Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!
Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.
Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.
Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.
Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.
Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.
Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!
Батько, что ты сделал? Это ты убил его? - сказал подъехавший в это время Остап.
Тарас кивнул головою.
Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и проговорил он тут же:
Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.
Погребут его и без нас! - сказал Тарас, - будут у него плакальщики и утешницы!..»
Смысловое сверхядро : “Тарас Бульба”- лироэпическое произведение. Этим обусловлены его содержание и художественные особенности.
Движение эпического сюжета – это история жизни и гибели Тараса Бульбы и его сыновей, это борьба украинского народа за свою независимость.
Движение лирического сюжета – это отражение мира автора, его мировосприятия, его отношения к героям, к миру, к жизни в целом.
Центральный вопрос, которому подчинена вся система уроков по повести: Почему Н.В.Гоголь приводит своего любимого героя и его сыновей к гибели?
Урок 1. “Поэма …великих страстей” В.Г.Белинский
На уроке слова Белинского, портрет Гоголя. Проблемный вопрос урока: о чём слова критика?
1 учебная ситуация. Мир Диканьки.
Звучат украинские народные мелодии. Ребята рассматривают сделанные в прошлом году комиксы по повести гоголя “Ночь перед Рождеством”.
Вопрос. Каким предстаёт перед нами Гоголь по повестям из цикла “Вечера на хуторе близ Диканьки”? (возможные ответы : знаток украинского фольклора, любит родину, знаток живого местного народного языка, ценит народ за трудолюбие, верность, находчивость, смелость…)
2 учебная ситуация. Мир Миргорода.
Вопрос – Почему историческая повесть включена в этот сборник?
В 1835 году вышел сборник повестей “Миргород”. 3 ученика кратко пересказывают основное содержание трёх повестей: “Старосветские помещики” - о растительном существовании и смерти двух старичков. “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” - о непримиримой войне двух помещиков. “Вий” - о ничтожности духа человеческого перед нечистой силой. Четвёртый ученик рассказывает историческую основу повести “Тарас Бульба”. Кто такие запорожские казаки (не найдя положительных образов в современной ему действительности, Гоголь нашёл их в истории героической борьбы украинского народа за национальную независимость) Так зачем же включил Гоголь в сборник эту повесть? Только для воссоздания героического прошлого? (не случайно повесть основана не столько на исторических летописях, документах, сколько на народных песнях, которые поются во времена Гоголя, то есть мечта не утрачена, идеал сохранён )
Вместе с автором выводим учащихся на центральный вопрос. Центральная тема – прославление подвига казаков, поэтизация подвига Тараса Бульбы. Зачем Гоголь “убил” Тараса Бульбу? – в тетрадь. Можно познакомить учащихся с мнением литературоведов: “Тарас Бульба умирает, так как время войн закончилось, он для мирного времени не подходит, он не сможет жить не воюя”.
Д/з по 1 главе. Вопрос: Почему в начале повести казаки показаны дома? Задания: 1) выразительное чтение по ролям; 2) устно нарисовать светлицу; 3) приготовить рассказ - образ матери; 4) рассказать об отношении Гоголя к героям
Ответим на вопрос урока
(2 главные страсти: любовь к Отчизне и вера в её лучшее будущее водили пером автора)
Урок 2. Знакомство с героями.
Проблемный вопрос: почему героическая повесть начинается с эпизода в доме Тараса Бульбы? (человека характеризует домашняя обстановка, его отношения с близкими людьми. Очень важно автору показать истоки героизма. Что защищают казаки. Важен мотив дороги – дороги от дома в Запорожскую Сечь. Что берут с собой братья в дорогу, кроме благословения матери).
На доске выдержки из сочинений учащихся (якобы): “Гоголь знакомит нас сразу со всеми членами “семьи”; “Мы видим смелость Остапа и трусость Андрия”; “Тарас ненавидит свою жену, свой дом и всё, что в доме”. Читаем главный вопрос и выдержки.
1 учебная ситуация. План рассказа о герое.
По какому плану мы можем строить разговор о герое на основе 1 главы?
- Отношение к дому. Описание светлицы.
- Отношение к другим героям.
- Самораскрытие через речь, поступки.
- Отношение автора.
2 учебная ситуация. Самохарактеристика.
Представьте, что Вы герой. Я – Тарас . Расскажите о себе, пользуясь материалом 1 главы. Обратитесь к высказываниям на доске, может быть вы с чем-то не согласны.
Я – жена Тараса, я – Остап, я - Андрий, я – друг Тараса.
Обсуждаем. (Характер Тараса и его жены обусловлен условиями общественной жизни)
Меняется ли отношение Тараса к жене? (при прощании, когда просит благословения сыновей называет уже уважительно – мать) “Тарас был несколько смущён”, уезжая из дома. Как это понять? Тарас печален и взволнован при расставании с домом, женой; хотя по велению времени “Тарас весь был создан для бранной тревоги”.
3 учебная ситуация. Инсценирование – чтение по ролям.
Обсуждаем.
(Расскажите, каким было детство братьев до бурсы, чем занимались, о чём мечтали до 12 лет)
4 учебная ситуация. Сходство и различие братьев.
Найдите эпизод самораскрытия Андрия (разговор за столом – запальчивость, вспыльчивость, бравада Андрия противопоставлена хладнокровию Остапа )
Именно Гоголь строит так повествование. Начав с весёлой потасовки отца и сына, Гоголь постепенно настраивает читателя на серьёзный разговор. Автор объясняет характеры Тараса и его жены, обусловливает их. А над характерами братьев призывает задуматься, понаблюдать, зовёт нас к сотворчеству, к размышлению.
Дом – это первое, что есть у человека. Это – святое.
Спросите себя: чтите ли вы родной дом, его традиции, родителей. В детстве человек мечтает. О чём он мечтает – это он понесёт с собой в дальнейшую жизнь.
Возникает мотив дороги. Зачем? Есть возможность проследить жизненный путь, истоки зарождения героизма и предательства. Что оставляют и куда едут. Дорога, разделённая на две части. Нарисовать, можно устно. Это домашнее задание.
Урок №3. Истоки героизма и предательства.
Каждый поступок, совершённый человеком, характеризует его, закрепляет какие-то качества. В юности человек может “сделать себя”, проявив силу воли. Происходит становление характера.
Учитель: Книга “Тарас Бульба” - учебник жизни для молодёжи. И главный нравственный вопрос, над которым задумывается Гоголь – как вырасти достойным человеком, способным в решающую минуту совершить подвиг во имя Родины. Гоголь даёт читателям подсказки. Не случайно он прослеживает жизнь братьев, показывает их дом, жизнь в бурсе. Один придёт к подвигу, другой – к предательству. И истоки героизма и предательства заложены уже в детстве, юности героев. Гоголь подчёркивает это.
Итак, это наша задача. Найти подсказки Гоголя, определить истоки героизма и предательства.
Пишем тему урока в тетради и на доске. Это и есть проблемный вопрос урока.
1 учебная ситуация. Дорога.
Проверка д/з. Защита своих устных и письменных работ.
Примерно: Тарас оставил могилы друзей, дом, жену, станицу, огромное пространство степи; едет куда – на битву за веру христову – впереди храм (и позади тоже храм), Днепр, оружие, кони, товарищи, недруги- татары, поляки, турки.
Остап – позади детство, игры, дом, храм, мать, друзья, луга, степи; впереди – кони, оружие, отец, Днепр, товарищи, недруги. Андрий – позади красивая полячка; впереди всё то же, что у брата, но затянутое дымкой.
Вывод: отличие братьев в чём показывает нам Гоголь? В отношении к матери. Оба брата были смущены расставанием. Но Остап продолжал думать о матери. А Андрий вспоминал полячку.
Это была первая проверка на подлинность чувств, на подлинность любви к матери, а значит, к Отечеству.
2 учебная ситуация. В бурсе.
В группах проанализировать жизнь братьев в бурсе. Найти контрастные характеристики для заполнения таблицы. Обратите внимание, что Гоголь подчёркивает, что каждый из них обладает достоинствами.
3 учебная ситуация. История с полячкой
Андрий смелый. Он не побоялся: залез к полячке через трубу. Внимательно перечитайте текст и докажите, что Гоголь приводит этот эпизод совсем не для того, чтобы показать смелость Андрия. А для чего? Что мы запишем в таблицу? См. приложение
Андрий ловок, дерзок, но отдаётся порыву, не способен обдумывать свои действия, поэтому перед полячкой растерялся, сделался игрушкой в её руках, предметом забавы.
Выводы по уроку:
Вывешиваем плакат со словами. “Героизм – это особая форма человеческого поведения, когда человек берёт на себя решение какой-то большой задачи, берёт на себя и бо льшую, чем в обычных условиях, ответственность, когда ему приходится действовать в особо трудных условиях. Героизм всегда приводит к подвигам, то есть к поступкам, которые требуют от человека предельного напряжения воли и силы” (Т.В.Зверс) Подвиг – это, на 90%, готовность к нему.
Ответим на вопрос: кто из братьев готов к подвигу? А кто способен на предательство?
Подумайте, а у вас какие черты характера преобладают: из правого или из левого столбика.
Домашнее задание. Ответить на вопрос: зачем Гоголь так подробно описывает степь? Выучить наизусть отрывок- описание степи.
Урок № 4. “Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!”
Проблемный вопрос: что изменилось бы, если бы не было описания степи? (на доске под темой)
1 учебная ситуация. Описание степи.
Учитель обращает внимание учащихся на выставку рисунков и иллюстраций (выполненных ими и учащимися предыдущих лет) на темы “Степь днём”, “Степь вечером”, “Степь ночью”. Учитель предлагает определить самый удачный рисунок, объяснить своё мнение. Учитель или подготовленные ученики читают наизусть отрывки.
Какие художественные приёмы использовал автор при описании степи? – привести примеры (эпитеты, сравнения, метафоры, оценочные слова, олицетворения …) Всё это не случайно, автор выражает свои чувства, какие? (восхищение, удивление, восторг, гордость, умиление, любование, любовь ) Что нравится автору в степи? (безбрежность, свободно растут растения, разнообразен мир растений и животных, гармония, спокойствие …)
2 учебная ситуация. Люди степи.
Степь – образ Родины. О степи из поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души”: “Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда сама ты без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?”
Каких людей, по Гоголю, рождает степь? Богатырей. Русь – родина богатырей.
Степь – образ Руси, образ Родины. Степь как мать рада своим детям – казакам, даёт им силы. Докажите по тексту. (Степь “приняла их всех в свои зелёные объятия”, “Всё, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы” )
Гоголь подчёркивает: “приняла их всех”, и Остапа, и Андрия – они, рождённые ею, богатыри, они должны постоять за неё – тема подвига звучит, не ослабевая – они должны послужить верой и правдой своей отчизне. Гоголь даёт Андрию шанс – он, как и все казаки, рождён для подвига во имя Отчизны. Он богатырь, так путь будет таким – ведь всё смутное (а это для Андрия – стремление к личному счастью) слетело с души его и он вместе с отцом, братом и автором любуется степью, готов защищать её.
Вывод по уроку. Если бы не было описания степи, утратилось бы понимание значимости битвы казаков против врагов Отечества. Казаки отстаивают независимость своей Родины, свою личную свободу. Они могут и должны дать отпор врагам – они богатыри, рождённые достойными прекрасной, могучей, свободолюбивой Отчизны. Д/з: приготовить рассказ “Нравы и обычаи Запорожской Сечи”, перечитать эпизоды сражений казаков.
Задание группам: 1. Музыкально-литературный монтаж о Сечи; 2. Письмо Остапа матери из Сечи о занятиях братьев в Сечи и о законах Запорожской Сечи.
Индивидуальное задание: выразительное чтение речи о товариществе.
Урок №5, №6. Казаки
Проблемный вопрос: сформулировать тему урока, согласуя её с идеей Гоголя.
1 учебная ситуация. Нравы и обычаи Запорожской Сечи.
1) Литературно-музыкальный монтаж по теме См. приложение
2) Письмо Остапа матери о занятиях братьев в Сечи и о законах Запорожской Сечи (Здравствуй, мамо, шлём тебе весточку. Все мы живы-здоровы: и батько, и Андрий, и я. Мы с Андрием обжились. Приняли нас братья-казаки… )
3)Учитель. Гоголь пишет: “Дыбом встал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы”. Казаки не щадили врагов своих, убивали их жён и детей. Но Гоголь оправдывает зверства казаков, пишет: “Крупною монетою оплачивали казаки прежние долги”. Вспомним горе Тараса, когда он узнаёт о страшной смерти своих товарищей: “Бородавка повешен в Толопане, С Колопера содрали кожу, Пидсышкова голова посолена в бочке”. Таков свирепый XVI век.
Казаки убивали врагов, “добывали себе конной сбруи, дорогих сабель и ружей”.
Вопрос: но почему же среди заветов Запорожской Сечи были такие строгие, как не убий, не укради, не делай долгов, не пьянствуй в походе?
Запорожская Сечь – это не конкретное место, это общество вольных казаков, свободное объединение свободного народа, это братство, основанное на единстве помыслов, дел. Главное дело жизни казаков – защита Родины. Это трудное дело, и казакам важно, чтобы рядом был настоящий друг, которому можно доверять.
2 учебная ситуация. Товарищество
“Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество”
речь Тараса о товариществе выразительно читает ученик.
Работа по группам. Найти доказательства верности товариществу, силы товарищества, веры в товарищество . Подумать над вопросом: как Гоголь относится к идее товарищества
Выбор средств при описании казаков. См. приложение
Прослушиваем результаты работы групп – записываем основное в тетради. Вывод: формулировка темы. “Тарас Бульба” - поэма прославления казачества. Казачество – братство единоверцев, бескорыстно защищающих Родину.
Учитель о возрождении казачества , о значении участия казаков в боях во время Великой Отечественной войны. Фонограмма “Едут, едут по Берлину наши казаки”.
Урок №7 “Я тебя породил, я тебя и убью” Урок аналитического чтения.
Проблемный вопрос: был ли праведным суд отца над сыном?
1 учебная ситуация. Остап и Андрий – воины.
Братья показаны в обстановке суровых военных действий, и в этот период раскрываются не только уже известные нам особенности их характеров, но и новые.
Мы знаем о ярко выраженном чувстве человеческого достоинства у Остaпа, о его стойкости, преданности товариществу. Теперь перед нами Остап - воин, член запорожского войска. В каждом слове повествователя чувствуется гордость, восторженное отношение к герою. Выделим авторские оценки: "Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он вмиг мог вымерять всю опасность и все положение дела… Уже испытанной уверенностью теперь стали означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепкое слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва".
Всё то лучшее, что привлекало в характере Остапа – юноши, развивается и углубляется в Остапе-воине, делает его человеком, с которым считаются бывалые запорожцы. Говоря об Остапе, Гоголь снова прибегает к сравнению “крепкие как львы”, которое для него является наивысшей оценкой и словно сливает воедино авторскую оценку молодого богатыря с оценкой Тараса: “О, да это будет со временем добрый полковник! Ей-ей, будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнёт!”
Характеризуя Андрия, автор снова сравнивает братьев. Восторженные речи о замечательном свойстве Остапа “в один миг …вымерять всю опасность… найти средство, как уклониться от неё, чтобы потом вернее преодолеть её”, соседствуют с характеристикой Андрия: “он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы”. Для него битва - лишь азартная игра, бешеное увлечение, которое столь сильно охватывает его душу, что он не только не думаете о тех, с кем сражается, но не помышляет и о собственной безопасности, несётся, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собственном жару, нанося всем удары и не слыша нанесённых, бросается в совершенно немыслимые по отваге схватки, “понуждаемый одним только запальчивым увлечением”, а не острой необходимостью. Это настораживало, заставляло задуматься Тараса, но, видя, что сын совершает буквально чудеса, старый воин не мог не гордиться Андрием: “ И этот добрый – враг бы не взял его! – вояка! Не Остап, а добрый, добрый тоже вояка” “Но не Остап” – Гоголь подчёркивает разное поведение братьев в бою.
2 учебная ситуация. Предательство.
Когда нарастает тревога Тараса?
Когда заскучал Андрий во время долгой осады города Дубно. И провозглашает Тарас: “ Не тот добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, кто всё вытерпит”
Но по-разному ведут себя братья. Остап нашёл себе дела, а Андрий сам не зная отчего, чувствовал какую-то духоту на сердце”. Он неудовлетворён происходящим, не в силах вытерпеть скуку. Когда появилась служанка панночки, “много всяких чувств пробудилось и вспыхнуло в молодой груди казака”. Какие чувства переполняют казака? Происходит ли борьба между чувством долга и чувством любви? Можно ли доказать, что Андрий предал своих товарищей ещё до того, как встретился с панной и отрёкся от Родины?
У Андрия не было колебаний, не было сомнений в правильности своих действий. Столь сильным было его личное чувство, что он мгновенно забыл о том, кем является, зачем находится здесь под Дубно, забыл о Родине, о товарищах, крадучись по спящему лагерю, Андрий “подивился” той беспечности, которая царила в запорожском войске. “Хорошо, что нет близко никакого сильного неприятеля и некого опасаться”, - подумал Андрий. Но вскоре он не только узнает о подземном ходе, которым могут воспользоваться поляки, но и о том, что его соратникам грозит прямая опасность: на выручку осаждённым движутся хорошо вооружённые полки. Узнав об этом от татарки, Андрий ничего не предпринимает, чтобы спасти товарищей. Его волнует только встреча с панной, а не судьба близких. Ради своего личного счастья он, не задумываясь, предаёт то общее дело, которому служили лучшие сыны отечества, его отец, брат.
В первые минуты отдавшись порыву, Андрий не осознаёт, что делает, но когда его заметили Остап и Тарас - видимо, понимает. Недаром он в испуге закричал на Остапа, а когда его заметил Тарас, “сердце Андрия замерло… Андрий стоял ни жив ни мёртв, не имел духа взглянуть в лицо отцу”. Андрию ясно, что он совершает что-то постыдное, неблаговидное. Предательство ли это?
3 учебная ситуация. Андрий – враг.
Рисуя встречу с полячкой, Гоголь даёт портрет Андрия. Какое же содержание заключено в этой прекрасной форме? Происходит ли изменение в отношении читателя к Андрию по мере развёртывания событий?
Андрий в первые минуты “вознегодовал на свою казацкую натуру”. Ремарка свидетельствует о том, что Андрий стыдится того, что он – казак. Стыдится самой сути своей. Может быть, Андрий потерял голову от любви? Любовь вскружила голову.
Имеет же право человек на личное счастье? Выскажите своё мнение.
Человек живёт в мире, в обществе. Личность и общество связаны. Общество вправе требовать уважения, понимания интересов общества, чтобы личность считалась с ним.
У Андрия потребительское, а не общественное сознание. Андрий – эгоист.
«Мы вспомним Тараса и песню споем…». Читаем отрывок из повести со слов «Тут же стояло нагое дерево…» до слов «…которая бы пересилила русскую силу!» и затем анализируем его. Например, пленение Тараса и приговор ему вызывают тяжелые переживания и автора, и читателя. Нам жаль Тараса, нам трудно примириться с мыслью, что он умрет в страшных муках. Одновременно мы испытываем чувство возмущения и гнева по отношению к врагам. Не о себе думает Тарас перед смертью. Тарас страстно хочет, чтобы его товарищи ушли от преследования, и нас наполняет чувство гордости за человека, любящего Отчизну и товарищей больше, чем себя. Когда в первый раз голос Тараса не был услышан казаками, его охватывает душевная боль. Но боль сменяется радостью, когда Тарасу бросились в глаза «выдвинувшиеся из-за кустарника четыре кормы», появилась надежда, что казаки могут спастись. Радость сменяется глубоким удовлетворением от того, что на этот раз его призыв услышан.
Страшный удар обухом по голове заставил Тараса потерять на какое-то время сознание. Но когда он очнулся и увидел, что его товарищи ушли от погони, радость вновь овладела им. А читатель в этот момент восхищается мужеством Тараса, его отвагой, чувством товарищества и презрением к смерти, проникается его ненавистью к врагам, презрением к ним и верой в торжество правого дела. Рассматривание и сопоставление иллюстраций П. П. Соколова, Е. А. Кибрика и Д. А. Щмаринова, изображающих гибель Тараса, дает учащимся возможность зримо представить себе эту, быть может, самую сильную сцепу повести, соотнести свои зрительные представления с видением художников-иллюстраторов, подумать над тем, кому из художников удалось ярче и вернее передать гоголевский текст, эмоционально убедительнее воссоздать последний подвиг Тараса.
Сопоставляя иллюстрации, все приходят к выводу, что более сильное впечатление производят те рисунки, где все внимание художника сосредоточено на самом Тарасе, его переживаниях, где Тарас дан крупным планом. Художник Соколов слишком многое включает в сферу изображения, тем самым рассеивая внимание зрителя. Он подробно выписывает развалившуюся крепость, поляков, привязывающих Тараса веревками к разбитому молнией дереву, другую группу поляков, замахивающихся на Тараса дубинами. Иллюстрация в целом производит впечатление стилизации, все в ней выписано слишком тщательно, даже несколько декоративно, она мало волнует.
О каких делах и подвигах своего атамана вспоминали казаки, плывя на челнах
по Днестру? И вот пальба ляхов прекратилась, казаки живо поплыли на узких челнах, дружно гребли веслами, осторожно минуя отмели, всполашивая подымавшихся птиц и говоря о подвигах своего атамана. Они вспоминали, как Бульбу выбрали кошевым под Дубно, когда все разделились на две группы, как славно говорил он о русском товариществе. А тем, кто не участвовал битве под Дубно, рассказывали некоторые эпизоды из нее. Один уже немолодой, понюхавший пороху казак, рассказывал двум молодым запорожцам о том, как Тарас, спасая товарища, один бросился на отряд всадников.
Несколько запорожцев вспомнили его речь под Дубно, они понимали тогда, что для многих это будет последний бой, но за святую Русь они готовы были отдать свои жизни. «Да,- говорили казаки,- хороший товарищ был Тарас. Не зря говорил слова о товариществе: он вдохновлял нас на подвиг и сам совершил много подвигов во славу товарищества и родной земли. Ведь как он рубился с ляхами, сколько их в капусту искрошил? И вот не уберегли мы его. Не хотел Тарас люльку оставлять на чужой земле, а пришлось оставаться самому. Но и в последние минуты свои не думал он о смерти, а думал о нас, о своих товарищах: «К берегу, хлопцы, к камышу, там челны, берите все и уходите!» - кричал Тарас. И вот мы на свободе, а он в сырой земле. А когда казнили Остапа,- говорили другие казаки,- хоть и сильно тосковал Тарас, но не пал духом, ие пошел отлеживаться в свой хутор, а стал страшно мстить врагам за Остапа и убитых товарищей».
И еще о многом говорили они. О том, откуда и когда пришел Тарас с сыновьями на Сечь, вспомнили, как ради Отчизны не пожалел Тарас жизни своего младшего сына-предателя. «Не пожалели бы и мы жизни за Тараса. Теперь наша очередь мстить за него врагам и оберегать любимую Отчизну». Жизнь Тараса Бульбы подвиг, а подвиги достойны песни. Кто же такой Тарас Бульба? Это представитель жизни целого парода, целого политического общества в известную эпоху жизни. Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то и другое в каждой капле крови своей.
Дружно гребут казаки. Они плывут на своих узких челнах, подымая в воздух огромные стаи птиц, и говорят про своего атамана. Живет народ, живет его подвиг. Живут в памяти народном, и песнях и сказаниях его лучшие сыны. Так «бессмертная душа» старого Тараса оживает в творчестве поэтов, писателей и художников, создавших свои произведения во время Великой Отечественной войны. Повесть живет и в сознании наших современников, духовно обогащая каждое новое поколение. Героическое прошлое, открывающееся пытливой и взыскательной юности, не может не окрылять своим примером, прекрасным и суровым, а удивительный талант Гоголя сделал идею служения Родине яркой, волнующей и вечно живой.
В. Г. Белинский называет «Тараса Бульбу» «дивной эпопеей, написанной кистью смелою и широкою», «огромной картиной в тесных рамках, достойною Гомера». Не нужно давать учащимся в связи с этим определение «эпопея», тем более что Белинский употребляет слово «эпопея» не в современном его смысле, а скорее подчеркивая внутреннюю близость повести Гоголя к народно-героическому эпосу.
Чем же напоминает «Тарас Бульба» народно-героический эпос? Выясняем, что герои повести - сильные, могучие люди, устремленные к высокому гражданскому идеалу, совершающие легендарные подвиги во славу Отчизны. Особенно сильно сказались народно-поэтические традиции в описании битвы под Дубно. Гиперболизированный портрет Тараса напоминает портреты былинных богатырей, а изображение Тараса в бою сходно с изображением Ильи Муромца, бившегося с несметной вражьей силой, Бросается в глаза также явное сходство других запорожцев с былинными богатырями.
В заключение еще раз надо подчеркнуть, что замечательная повесть Гоголя, явившаяся столь полным выражением народного духа, на все времена вошла в сокровищницу народной культуры как одно из ценнейших ее достояний.