Т 40 танк ссср. Память о танке
Плавающий танк Т -40 серийно выпускал - ся в СССР с 1940 года и предназначался для замены Т -3 7 А и Т -38 .
Танки Т-40, Т-50, Т-60, Т-70 - оружие Красной армии Второй мировой войны
Танк Т-40
Танки Т-40, Т-50, Т-60, Т-70 - оружие Красной армии Второй мировой войны
Как у предшественников, в его конструкции широко использовались ав - томобильные агрегаты и механизмы. Двига - тель и трансмиссия находились у правого бор - та, поэтому башня с пулеметами ДШК и ДТ была смещена к левому борту. Корпус танк а изготавливался из катаных бронелистов, со - единявшихся заклепками и сваркой. Ходовая часть бронетехники состояла из четырех обрезиненных опорных катков на борт с индивидуальной торсионной подвеской. Для движения по воде в нижней части кормы корпуса были установ - лены в нише четырехлопастный винт и два водоходных руля. К июню 1941 года Красная Армия располагала 220 танк ами Т-40. Однако первые же бои показали недостаточность воо - ружения этого танка , так как его в основном использовали не в качестве разведывательно - го, а для непосредственной поддержки армии пехо - ты. В качестве плавающего он практически ни - когда не применялся. Поэтому летом 1941 года завод №37 (г. Москва) перешел на выпуск мо - дификации Т-40С (С - сухопутный). Кроме машин этого варианта с прежним вооружени - ем, был построен также танк, оснащенный 20-мм оружие м ШВАК с боекомплектом 154 снаряда. Гребной винт, водоходные рули и их приводы не монтировались.
На следующем варианте, обозначенном Т-30, отсутствовала уже и ниша для винта - кормовой лист корпуса стал прямым. Толщину брони довели до 15 мм, а боекомплект пушеч - ных танков увеличился до 750 выстрелов. Пос - ледние машины этого типа были выпущены в сентябре 1941 года и уступили место на завод - ском конвейере новому легкому танку Т-60.
В войсках три модификации имели одно обозначение - Т-40. Не разделялись они и в заводской отчетности, где указывалось, что было выпущено всего 709 танков Т-40. Все эти танки использовались в танковых бригадах смешан - ной организации, где как миниг/ум один баталь - он был вооружен легкими Т-40 или Т-60. Сла - бость бронирования и вооружения легких танков противоборствующих сторон вскоре привела к их быстрому уничтожению в ходе войны. Боевое применение последних Т-40 было отмечено в середине 1942 года.
Тактико-технические данные
бронетехники
Обозначение: Т-40 Тип танка: легкий плавающий Экипаж, чел.: 2 Боевая масса, т: 5,5 Длина, м: 4,03 Ширина, м: 2,23
Высота, м 1,91
Количество пушек/калибр, мм: -
Количество пулеметов/калибр, мм: 1/12,7; 1/7,62
Броня лобовая, мм 13
Броня бортовая, мм: 13
Двигатель: ГАЗ-11, карбюрат., мощностью 70 л. с.
Максимальная скорость, км/ч. 45/6
Запас хода, км. 300
Танк
Т
-50
Танк Т -50
Лучший советский предвоенный легкий танк. Создавался с учетом опыта боевого применения танка Т-26 в финской войне и результатов испытаний в СССР немецко - го танка Pz.lll, у которого был позаим - ствован ряд конструктивных решений (трехместная башня, командирская ба - шенка и т.д.). Принят на вооружение в феврале 1941 г. Производился на заводе № 174 имени К.Е.Ворошилова в Ленинг - раде, а затем в г.Чкалове (ныне Орен - бург). С июля 1941-го до февраля 1942 г. изготовлено 75 единиц.
КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ
Корпус сварной, с большими углами наклона броневых листов. В отделении управления в передней части корпуса ма - шины с небольшим смещением к левому борту размещался механик-водитель. Башня - сварная, обтекаемой формы, трехместная, оборудована командирской башенкой. Слева от орудия размещался наводчик, справа - заряжающий. В кор - мовой части башни ближе к правому бор - ту размещался командир танка. Двига - тель располагался продольно в кормовой части танка.
До начала Великой Отечественной вой - ны завод № 174 не выпустил ни одного се-
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-50
БОЕВАЯ МАССА, т: 13 8. ЭКИПАЖ, чел. 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ мм: длина - 5300, ширина - 2470, высота - 2165, клиренс - 350, ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 20К обр.1934 г. ка - либра 45 мм, 2 пулемета ДТ обр.1929 г ка - либра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: выстрелов -150, патронов - 4032.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопичес - кий прицел ТОС перископический прицел ПТ-1
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб и борт корпуса - 37, кормэ ~ 25...37, крыша и днище - 15, башня -15...37
ДВИГАТЕЛЬ: В-4, 6-цилиндровый, дизель - ный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 300 л.с. (220,8 кВт) при 2000 об/мин, рабочий объем 19 400 см 3 . ТРАНСМИССИЯ: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, четырехскорост- ная коробка передач бортовые фрикцио - ны, бортовые передачи; тормоза ленточные. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть необрезиненных опорных катков с внутренней амортизацией на борт, три поддерживающих катка, нап - равляющее колесо, ведущее колесо кормо - вого расположения со съемным зубчатым венцом (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гу сенице 92 трака шириной 300 мм, шаг трака 115 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 52. ЗАПАС ХОДА, км: 344. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 45, ширина рва, м - 2,2, высота стенки, м - 0,7, глубина брода, м - It
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция КРСТБ, ne - per норное устройство ТПУ-3.
рийного танка. Производство началось лишь в июле 1941 г. и продолжилось пос - ле эвакуации завода в Чкалов. В Ленинг - раде было изготовлено 60 танков, в Чкало - ве - 15.
Изготовленные танки принимали учас - тие в боевых действиях в составе нес - кольких танковых частей. В частности, в августе 1941 г. в 1-й танковой дивизии, дислоцировавшейся в Ленинградском военном округе и принимавшей участие в боях в районе Кингисеппа, имелось де - сять танков Т-50. Осенью 1941 года нес - колько Т-50 находились в составе войск 7-й армии оборонявшихся на Петрозаво - дском направлении. В ходе этих боев од -
на такая машина была захвачена финна - ми и эксплуатировалась вплоть до конца 1954 года.
В 1943 г. в строю 5-й гвардейской тан - ковой бригады, освобождавшей Новорос - сийск, находился один танк Т-50.
Некоторые танки Т-50, воевавшие на Ле - нинградском фронте, в процессе войско - вого ремонта были оборудованы дополни - тельными броневыми экранами.
Танк
Т
-60
Танк Т -60
Танк
Т
-70
Танк Т -70
Разработан в инициативном порядке осенью 1941 г. в КБ ГАЗа и предназначал - ся для замены легкого танка Т-60. Принят на вооружение Красной Армии постанов - лением ГКО в январе 1942 г. Лучший лег - кий танк Красной Армии и второй по числу выпущенных и участвовавших в Великой Отечественной войне. Серийно произво - дился заводами № 37 (г.Свердловск), № 38 (г.Киров) и ГАЗ (г.Горький). С марта 1942-го по осень 1943 г. изготовлено 8226 единиц.
КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ
Т-70 - компоновка аналогична танку Т-60. Корпус сварной, с углами наклона бронелистов от 30° до 60°. Башня - одноме - стная, сварная, граненой формы. Силовая установка ГA3-203 состояла из двух соеди - ненных последовательно двигателей ГАЗ- 70. Системы смазки, питания и зажигания двигателей были раздельными, а система охлаждения - общей. Элементы ходовой части заимствованы у танка Т-60.
Т-70М - модификация с усиленной хо - довой частью. Увеличены диаметр зубча - того венца ведущего колеса, ширина опорного катка, диаметр торсиона, шири - на тормозной ленты и барабана. Усилены поддерживающие катки и бортовые пере - дачи. Ширина трака 300 мм, шаг трака 111 мм, число траков в гусенице - 80. Бо - евая масса 9,8 т. Запас хода снизился до 250 км.
Первыми соединениями, вооруженными легкими танками Т-70, стали 157-я и 162-я отдельные танковые бригады, сформиро - ванные в первой половине 1942 г. в г.Му - ром. В каждой из них насчитывалось по 65 танков Т-70. Впрочем, еще до своего учас - тия в боевых действиях обе бригады были переформированы на более традицион - ный штат смешанной организации. По это - му штату в танковой бригаде имелось 32 Т-34 и 21 Т-70.
Танки Т-70 получили боевое крещение в ходе оборонительных боев Красной Армии на Юго-Западном направлении в июне- мюле 1942 г.
Наибольшее количество Т-70 в войсках имелось во время Курской битвы. Так, например, танковые войска Центрального фронта накануне сражения насчитывали 1653 танка, 369 из них были Т-70 (22%). По состоянию на 11 июля 1943 г. 5-я гвар -
дейская танковая армия с приданными частями насчитывала 985 танков и САУ, из них - 314 Т-70! Это составляло почти 34% танкового парка армии.
После Курской битвы стало окончатель - но ясно, что использовать легкие танки в открытом бою нельзя. К весне 1944 г. тан - ки Т-70 практически исчезли из танковых частей. В дальнейшем использовались в самоходно-артиллерийских дивизионах,
полках и бригадах СУ-76 в качестве коман - дирских машин. Часто ими были укомп - лектованы танковые подразделения в мо - тоциклетных частях. Т-70 принимали учас - тие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной войны. Правда число их к концу войны было уже ничтож - ным. Так, например, по состоянию на 10 мая 1945 г. танковые части 2-го Украинс -
кого фронта насчитывали 381 танк и САУ. Танков Т-70 из этого количества было только 9 единиц.
Помимо Красной Армии, танки Т-70 сос - тояли на вооружении Войска Польского (53 шт.) и Чехословацкого корпуса (10 шт.).
На базе танка Т-70 выпускались легкие САУ и ЗСУ.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-70
БОЕВАЯ МАССА,г 9,2. ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм* длина - 4285, ширина - 2420, высота.- 2035, клиренс - 300. ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 20К обр,1934 г. калибра 45 мм, 1 пулемет ДТ обр.1929 г. калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 70 выстрелов, 945 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТОП (позже - ТМФ). БРОНИРОВАНИЕ, мм" лоб корпуса - 35...45, борт - 15, корма - 15...25, крыша и днище - б -15, башня - 35,
ДВИГАТЕЛЬ: два ГА3 203, 6-цилиндровых, карбюраторных, рядных, жидкостного охлажде - ния, суммарная мощность 140 л.с. (103 кВт) при 3400 об/мин, суммарный рабочий объем 6960 см 3
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, четырехскоростная короб - ка передач типа ЗИС-5, главная передача, бортовые фрикционы, бортовые передачи. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ, пять опорных обрезиненных катков на борт, три поддерживающих катка; ведущее колесо переднего расположения со съемным зубчатым венцом (зацепление цевоч - ное); направляющее колесо, аналогичное по устройству опорному катку; подвеска индиви - дуальная торсионная, в каждой гусенице 91 трак шириной 260 мм, шаг трака 98 мм. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 45. ЗАПАС ХОДА, км: 250.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 28, ширина рва, м - 1,6, высота стенки, м - 0,6, глубина брода, м - 0,9.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 12РТ или 9Р (только на командиоских танках), пеоеговор- нре устройство ТПУ-2.
Итальянская оборонная компания «OTO Melara» в 70-х годах выпустила для итальянской армии 720 танков «Леопард-1». Производство осуществлялось по лицензии германской фирмы «Краусс-Маффей» и позволило фирме «OTO Melara» не только создать необходимые производственные мощности, но и накопить определенный опыт в танкостроении. Этот опыт был реализован фирмой в новом танке OF-40, подготовленном к серийному производству в 1980 г. Танк предназначен для экспорта в страны Ближнего и Среднего Востока.
В конструкции OF-40 широко использованы узлы и агрегаты «Леопарда». Корпус и башня сварные. С целью обеспечения лучшей защиты корпуса передние броневые листы расположены под большими углами наклона. Борта корпуса и ходовая часть прикрыты навешиваемыми стальными противокумулятивными экранами толщиной 15 мм.
В передней части корпуса справа расположено место механика-водителя. В его распоряжении находятся три перископических прибора наблюдения, средний из которых может быть заменен инфракрасным прибором ночного видения. Слева от механика-водителя находится часть боекомплекта пушки.
Установленная в трехместной башне и используемая в качестве основного вооружения танка нестабилизированная 105-мм нарезная пушка разработана фирмой «OTO Melara». По своей конструкции она аналогична английской танковой пушке L7 такого же калибра. Боекомплект пушки состоит из 57 унитарных выстрелов со снарядами трех типов: бронебойным, кумулятивным и осколочно-фугасным. 15 выстрелов размещены в башне, остальные - в передней части корпуса.
В систему управления огнем входят лазерный дальномер (вмонтирован в оптический прицел наводчика) и электронный баллистический вычислитель. Командир танка имеет панорамный прицел восьмикратного увеличения с пассивным ночным каналом наблюдения.
С пушкой спарен 7,62-мм пулемет. Для поражения воздушных целей имеется 7,62-мм зенитный пулемет, смонтированный на командирском люке. По бортам башни установлены дымовые гранатометы.
В моторно-трансмиссионном отделении размещен десятицилиндровый V-образный дизель 838 Са М500 германской фирмы МТи. В блоке с двигателем смонтирована гидромеханическая трансмиссия фирмы ZF.
Подвеска индивидуальная, торсионная. С каждой стороны корпуса имеется по семь опорных и три поддерживающих катка. Ведущие колеса заднего расположения. Гусеницы с резино-металлическим шарниром, обрезиненной беговой дорожкой и резиновыми накладками траков.
Танк OF-40 обладает хорошей проходимостью и маневренностью.
Он преодолевает вертикальную стенку высотой 1,1 м и ров шириной до 3 м. Без предварительной подготовки он может преодолевать водные преграды глубиной до 1,2 м, а при использовании оборудования для подводного вождения танков - до 3 м.
Танк OF-40 оборудован средствами связи, автоматической системой пожаротушения и фильтровентиляционной установкой. При создании танка особое внимание уделялось оборудованию его для действий в условиях жаркого климата. С этой целью увеличена площадь радиаторов системы охлаждения двигателя, установлены дополнительные воздушные фильтры и кондиционер (в боевом отделении). Приняты меры для уменьшения проникновения пыли и песка в двигатель, трансмиссию и ходовую часть. Разработаны специальные смазочные материалы.
На базе танка OF-40 создана бронированная ремонтно-эвакуационная машина, оснащенная специальным оборудованием. За надстройкой находится место для транспортировки запасной силовой установки.
В 1981 г. фирма «OTO Melara» провела модернизацию танка OF-40, направленную в основном на повышение его огневой мощи. Прежде всего были установлены система стабилизации пушки в двух плоскостях наведения и разработанная фирмой «Офичине Галилео» цифровая система управления огнем OG 14 LR.
Новая система управления огнем включает цифровой баллистический вычислитель, который при выработке данных для стрельбы учитывает среди прочего направление и скорость ветра, температуры воздуха и порохового заряда, а также тип снаряда. Кроме того, на пушке смонтирована камера телевизионной системы, используемой для ведения наблюдения за местностью.
Вариант танка с усовершенствованной системой управления огнем получил обозначение OF-40 Мк. 2. В 1985 г. 18 таких машин были поставлены вооруженным силам Объединенных Арабских Эмиратов, а такое же количество танков OF-40, полученных этой страной ранее, было модернизировано до уровня Мк.2.
Тактико-технические характеристики:
Длина с пушкой вперед, мм: 9222;
Ширина корпуса, мм: 3510;
Высота, мм: 2450;
Клиренс, мм: 440;
Тип брони: стальная катаная противоснарядная;
Вооружение: 105-ммпушка OTO Melara, (боекомплект 57 выстрелов), 2 х 7,62-мм пулеметаMG-3;
Прицелы: перископический C215 с лазерным дальномером, телескопический, панорамный пассивный ночной перископический;
Двигатель: 838 Са М500, V-образный, 10-цилиндровый, четырехтактный, дизельный, жидкостного охлаждения;
Мощность двигателя, л. с.: 830;
Скорость по шоссе, км/ч: 60;
Запас хода по шоссе, км: 600;
Удельная мощность, л. с./т: 18,2;
Преодолеваемые препядствия: подъем, град. – 31; стенка, м - 0,95; ров, м - 3,0; брод, м - 1,2
В августе 1938 года комиссия АБТУ РККА рассмотрела эскизный проект и макет будущего танка. Проект получил одобрение, и КБ завода № 37 приступило к детальной разработке новой боевой машины. Новый танк получил заводское обозначение 010, а в документах Автобронетанкового управления значился как Т-40.
Схема установки вооружения в башне танков семейства Т-40: 12,7-мм пулемет ДШК и 7,62-мм пулемет ДТ
Танк проектировался с двумя различными вариантами подвески - рессорно-балансирной, по типу тягача «Комсомолец», и торсионной.
Любопытно, что в проектировании опытного танка Т-40 активно участвовал конструктор П. Шитиков, предлагавший свой вариант машины «с несущими-ведущими колесами». В протоколе совещания конструкторов завода № 37 с участием представителей АБТУ РККА и 8-го Главного управления Наркомата среднего машиностроения, состоявшегося 19 июля 1939 года, по этому поводу сказано следующее:
«По 40-й машине нами было запроектировано два варианта - один вариант делал Астров, второй Шитиков. После эскизного проектирования оба варианта были подвергнуты обсуждению. Приняли вариант 40-й машины Астрова, после чего все силы были брошены на ее проектирование.
Тактико-технические характеристики танков Т-40, Т-40С, Т-30, Т-40 с ПТ-23 ТБ
Что касается проекта с несущими-ведущими колесами, то в 1934 году строили подобную машину, которая не была принята, так как мотор был маломощным. После этого тов. Шитиков долго занимался этим проектом, но вследствие плохих результатов машина была выброшена на слом. Тов. Шитиков в данном проекте опять хочет протащить свою ходовую часть, которая была забракована на 43-й машине как конструкторами, так и представителями АБТУ. Так как машина Шитикова по сравнению с Т-40 преимуществ не имеет, постройка ее нецелесообразна».
Проектирование танка 010 закончилось в конце 1938 года, и чертежи сразу же передали в производство. К весне 1939 года первые образцы машины были закончены сборкой.
Новый танк значительно отличался от своих предшественников Т-37А и Т-38. В первую очередь по-новому сконструировали корпус танка - для повышения запаса плавучести заметно увеличили его высоту, а для повышения остойчивости придали ему трапециевидную в поперечном сечении форму с уширенной верхней частью. Экипаж, состоявший по-прежнему из двух человек, размещался в машине по продольной схеме: механик-водитель - в передней части боевого отделения (в отделении управления), почти по оси танка, что улучшало наблюдение по курсу и по обоим бортам; стрелок-командир - в башне с вооружением, установленной по центру бронекорпуса за водителем, с заметным, на 250 мм, смещением к левому борту.
Схема бронирования танка Т-40
На объекте 010 временно был установлен силовой агрегат «Додж», который располагался продольно, максимально близко к правому борту, маховиком двигателя вперед, причем доступ к наиболее ответственным и уязвимым частям двигателя - агрегатам системы питания - был возможен изнутри боевого отделения после снятия бронеперегородки. Трансмиссия и механизмы поворота, как и прежде, находились в носовой части машины, что хорошо сочеталось с передним расположением ведущих звездочек. В кормовой части корпуса, по бортам, размещались два бензобака по 100 л каждый, справа за двигателем - радиатор и теплообменники. В нижней части кормы, в специальной гидродинамической нише корпуса, устанавливались гребной винт и водоходные рули, причем винт, в отличие от Т-38, хорошо защищался от возможных внешних повреждений.
Центр водоизмещения корпуса так соотносился с центром тяжести, что на плаву машина имела небольшой и даже полезный дифферент на корму и была сбалансирована в поперечном направлении. Были приняты и специальные меры для улучшения водоходности танка: создана гидродинамически благоприятная (попутная) форма корпуса; введен откидной волноотражатель в носу; высоко подняты воздухопритоки, прикрытые колпаком, жалюзи и приборы наблюдения; полностью герметизированы все крышки, люки и заслонки. Это позволяло танку уверенно преодолевать водные преграды с быстрым течением и с большим, до 3 баллов, волнением, практически обеспечив его непотопляемость в этих условиях. Но на всякий случай экипаж снабжался спасательными поясами.
Легкий советский танк Т-40
Общее отделение управления и боевое (на Т-38 членов экипажа разделял двигатель) облегчало непосредственную связь между механиком-водителем и делало их взаимозаменяемыми без выхода наружу. Каждый имел свой входной верхний люк и, кроме того - общий аварийный люк в днище корпуса. Единый внутренний объем позволил разместить на командирских танках в левой нише корпуса на специальном подрамнике довольно громоздкую радиостанцию. В целом компоновка нового танка была рациональной и хорошо продуманной.
Легкий советский танк Т-40. Вид сзади.
В конструкции корпусных деталей широко применялся принцип максимально возможного наклона бронелистов, что существенно повышало их пулестойкость. Сравнительно низкая (470 мм), но широкая башня имела форму усеченного конуса с диаметром основания 1115 мм и большим углом наклона образующей (25°, фактически 22,3°). Удачная форма башни стала впоследствии образцом для подражания на многих легких бронемашинах, в том числе и послевоенных. Толщина брони была увеличена всего на 2 - 4 мм, но заметно дифференцирована на основе анализа вероятности поражения при обстреле крупнокалиберными и бронебойными пулями нормального калибра с дистанции от 300 м, а также попаданий крупных, массой свыше 12 г, осколков. Ранее на разведывательных машинах применялась равноценная по периметру броня - одинаково важной считалась защита со всех ракурсов. Пулестойкость корпуса почти на порядок повышала катаная гетерогенная броня марки КО («Кулебаки-ОГПУ») с цементированным и закаленным на высокую твердость наружным слоем. Впервые широко использовалась сварка листов такой брони со стороны внутреннего незакаленного слоя - «мягкой» подушки. Правда, корпусные детали получались дорогими и из-за деформаций требовали правки. Некоторые элементы бронекорпуса крепились пулестойкими заклепками из самозакаливающейся стали Э16.
Для облегчения монтажа агрегатов и обслуживания танка верхние броневые листы корпуса сделали съемными, с уплотнением брезентовыми прокладками, смазанными суриком.
Толщина брони и угол наклона ее листов к вертикали составляли: лоб (кабина водителя) -13 мм/25о, нос корпуса - 10 мм/30о, борт (вертикальная часть) -13 мм, наклонные листы бортовых ниш - 10 мм/22о, башня - 10 мм/25о, корма - 9 мм/30о, днище - 4 - 6 мм, крыша - 6 мм. Бронебойная же пуля нормального калибра пробивает с минимальной дистанции под прямым углом броню до 11 мм. Значительно увеличилась мощь вооружения. Был установлен крупнокалиберный 12,7-мм пулемет ДШК обр. 1938 года с длиной ствола 79 калибров (на серийных машинах - его танковый вариант обр. 1940 года) вместе с обычным ДТ обр. 1929 года в спаренной установке ДТС с общей бронемаской. Прицельная дальность стрельбы составляла: из ДТ-1000 м, из ДШК - 4000 м. Темп стрельбы - до 600 выстр/мин, практическая скорострельность - соответственно 100 и 125 выстр/мин. Масса секундного залпа ДШК достигала 0,52 кг. Бронебойная пуля Б-30 и бронебойно-зажигательная Б-32 со стальными сердечниками обладали высокой начальной скоростью - до 850 м/с и большой мощностью у цели, пробивая на дистанции 300 м под углом встречи 90O 16-мм броню.
Советский легкий танк Т-40 с основным вооружением, 20-мм пушкой ШВАК/ТНШ
Большой угол возвышения спаренной пулеметной установки (25о против 14о у Т-38) позволял вести обстрел и низколетящих самолетов, правда, эта возможность на практике почти не использовалась. Оба пулемета поставлялись ковровским заводом № 2 им. Киркиж, а с 1942 года ДШК выпускал еще и саратовский завод № 614. Во время войны установку ДТС изготавливал также ижевский завод № 622.
Увеличился и боекомплект нового танка: 450 12,7-мм патронов (9 сцепленных лент) в кольцевом коробе под башней для непрерывного питания, что существенно повышало скорострельность ДШК; одна лента (50 патронов) находилась в запасе, в магазине-коробке. Для ДТ-2016 патронов (32 магазина) в стеллажах по левому борту танка. Для стрельбы из револьверов в корпусе и башне были сделаны конические отверстия, закрываемые изнутри бронепробками. Кроме того, в сумках хранилось несколько ручных гранат Ф-1.
Повышению боевых качеств новой башенной установки способствовали и более совершенные, чем на Т-38, приборы прицеливания - оптический прицел ТМФП с ночной подсветкой и дублирующий его механический. Наведение осуществлялось шестеренчатым механизмом поворота, расположенным справа у основания башни. Его рукоятка одновременно служила спусковым устройством пулемета ДШК. Подъемный винтовой механизм был помещен на левой стороне башни, и рукоятка его являлась спуском пулемета ДТ. Для возможности быстрого переноса огня имелось принудительное отключение механизма поворота, а при движении по-походному башня и люлька стрелковой установки жестко стопорились.
Советский легкий танк Т-40 с основным вооружением, 20-мм пушкой ШВАК/ТНШ. Вид сзади.
Башня вращалась на шариковой опоре, на нижнем кольцевом погоне которой, прикрепленном к подбашенному листу, был нарезан зубчатый венец механизма поворота. От опрокидывания башня удерживалась роликовыми захватами, контактирующими с нижним погоном.
Для наблюдения за полем боя служили перископические оптические приборы: три у водителя в лобовом щитке и скуловых листах подбашенной коробки и два у командира в бортах башни. Смотровые приборы комплектовались 10 запасными блоками. В разведке для ориентации на воде и в тумане служил магнитный компас КП московского завода «Авиаприбор». На части командирских танков предусматривалась установка двусторонней дуплексной (в отличие от симплексной на Т-38) телефонно-телеграфной радиостанции типа 71-ТК-3 завода № 203 с дальностью речевой связи при отсутствии помех до 16 км с места - вполне достаточной для разведывательной машины. Внутренняя связь - светосигнальная (трехцветные лампы).
Советский легкий танк Т-40 с основным вооружением, 20-мм пушкой ШВАК/ТНШ. Вид спереди-сбоку.
Впервые был применен верхний - падающий - карбюратор типа «Солекс» (в СССР-ЛКЗ К-23) с экономайзером (клапаном мощности) и с ускорительным насосом, резко повышавшим приемистость и разгонную динамику двигателя, важную для быстроходной машины. Правда, впоследствии из соображений пожаробезопасности пришлось вернуться к установке спаренных нижних - восходящих - карбюраторов типа М-1 (М-9510), а в дальнейшем снабдить двигатель и ограничителем оборотов, так как он, имея хорошее наполнение, легко «перекручивался» почти на 20%, до 4300 об/мин, что отрицательно сказывалось на его долговечности. Впрочем, обычных в подобных случаях обрывов шатунов не наблюдалось. Частота вращения двигателя контролировалась по тахометру.
Советский легкий танк Т-40 с основным вооружением, 20-мм пушкой ШВАК/ТНШ. Вид сбоку.
Была заметно увеличена емкость бензобаков. Это подняло запас хода по грунту со 160 до 220 км - важный параметр для разведывательного танка, и введен аварийный 6-литровый бачок для питания двигателя самотеком, что также повышало надежность его работы.
Более совершенный воздухоочиститель автомобильного типа ГАЗ-11 увеличенной емкости сохранял ресурс нового двигателя, особенно в нередких для эксплуатации условиях повышенной запыленности. Распределитель зажигания с центробежным автоматом опережения уже не нуждался в ручной регулировке, отвлекавшей водителя от управления и требовавшей определенных навыков. Более совершенный шунтовой генератор Г-41 с увеличенной на 70% мощностью обеспечивал устойчивый положительный электробаланс в сети, несмотря на появление дополнительных потребителей энергии: электростартера СЛ-40 с повышенным крутящим моментом и дистанционным (кнопочным) включением, многочисленных светотехнических и сигнальных приборов, мощной радиостанции (на командирских машинах).
Богатый опыт применения автомобильного в своей основе двигателя на бронетанковой технике с ее предельно тяжелыми условиями работы помог конструкторам в его эффективном совершенствовании в годы войны и в послевоенный период.
Автомобильная однодисковая сухая муфта сцепления (по танковому - главный фрикцион) полуцентробежного типа «Лонг» (ГАЗ-51) работала четко и не требовала для выключения больших усилий. Пробуксовки ее вызывались только неумелым использованием.
Конструкция муфты, усиленной для работы в танке, также оказалась удачной и продержалась в производстве много лет. Ее применяли и в послевоенных грузовых автомобилях ГАЗ.
Автомобильная 4-ступенчатая коробка передач с силовым диапазоном 6,398 (достаточным на уровне специальных танковых коробок передач) была аналогична ранее применяемой ГАЗ-АА, за исключением введенной блокировки выключения двух высших передач. Рычаг управления ее на этот раз размещался более удобно и привычно - под правой рукой.
Советский легкий танк Т-40 с основным вооружением, 20-мм пушкой ШВАК/ТНШ.
Заново, технически очень грамотно и даже изящно была спроектирована более совершенная, компактная и надежная главная коническая передача с размещенными на ее ведомом валу двумя многодисковыми (сталь по углеродистой стали У8А) бортовыми фрикционами сухого трения с ленточными тормозами (ферродо по стали) с удобной и стабильной регулировкой, в отличие от Т-38, где они не очень удачно размещались на бортовых передачах. Тем не менее с целью войсковой унификации по наиболее изнашиваемым деталям фрикционные диски использовали от Т-38. Конструкция главной передачи 010 оказалась перспективной и, пройдя ряд модернизаций (усиление подшипников и картера, различные вариации пар конических шестерен, совершенствование механизмов выключения бортовых фрикционов), но сохранив все принципиальные решения, применялась на аналогичных легких гусеничных машинах практически до наших дней. Каждая бортовая передача состояла из пары цилиндрических коррегированных шестерен с большим передаточным числом (5,308) с подшипниками, не требовавшими регулировки, размещенной в штампованном толстостенном картере, прикрепленном болтами к бортовым листам передней части корпуса танка. С помощью самоподжимных автомобильных сальников было усилено уплотнение выходных валов в целях повышения герметичности, важной для плавающей машины и явно недостаточной на Т-38 с его примитивными фетровыми уплотнениями. Подобные бортовые передачи принципиально не видоизменялись долгие годы и ставились на целой серии последующих легких гусеничных машин. Все соединения валов трансмиссии выполнялись с помощью зубчатых муфт, достаточно надежных при правильной центровке.
Советский легкий танк Т-40 с основным вооружением, 12,7-мм пулеметом ДШК
Заново для 010 создавалась и ходовая часть - именно она вызывала наибольшие нарекания на Т-38 с его ненадежной и быстро изнашиваемой пружинно-балансирной подвеской. Опыт эксплуатации своих машин и испытания различных вариантов их подвесок, изучение последних достижений быстроходной гусеничной техники и рекомендации ученых Военной академии механизации и моторизации РККА имени Сталина привели завод № 37 к выбору для нового танка индивидуальной 4-катковой подвески на продольных балансирах с поперечными стержневыми торсионами длиной 1745 мм. Эта малораспространенная в то время схема оказалась очень эффективной и перспективной, к тому же легкой, энергоемкой и хорошо защищенной. Торсионная подвеска была опробована в 1938 - 1939 годах на экспериментальных вариантах Т-37А, Т-38 и тягача «Пионер».
Танкист на танке Т-40 в засаде
Имевшие место поломки торсионов из-за высоких напряжений кручения (до 7500 кгс/см2) и конструктивных недоработок удалось со временем ликвидировать подбором подходящих материалов, в частности, стали 60С2, тщательной доводкой конструкции и особенно технологии. Следует отметить, что в это время в отечественном танкостроении торсионные подвески разрабатывали только на Кировском заводе в Ленинграде для своих сверхтяжелых машин. К сожалению, короткая база 010-го и малое трение в опорах балансиров вызывали сильное раскачивание танка на ходу, ликвидировать которое наиболее эффективно могли только гасители колебаний - амортизаторы.
Попытка применить самые мощные для того времени гидравлические автомобильные от ЗИС-101 не дали нужных результатов - для танка они были слабы, работали ненадежно, и к тому же из-за нехватки этих узлов для собственных нужд Московский автозавод имени Сталина (ЗИС) отказался их поставлять, выделив комплекты только для двух машин. Самодельные фрикционные амортизаторы работали еще хуже и быстро изнашивались.
Уничтоженный танк Т-40
На двух образцах опытной модификации танка 010 попробовали вернуться к старой рессорно-балансирной подвеске от «Комсомольца», где гашению колебаний способствовало большое трение в листах рессор. Но неудовлетворительная характеристика этой подвески и поломки в результате возросшей массы машины заставили от нее отказаться раз и навсегда. Был найден компромиссный, но оказавшийся вполне приемлемым ход: повышенная жесткость торсионов крайних катков при умеренной жесткости средних (диаметры их соответственно 32 и 28 мм), что снизило продольное раскачивание машины, хотя и не устранило его полностью.
Эшелон с танками Т-40 и танкистами на борту отправляются на фронт. Начальный период войны.
И это решение оказалось долгоживущим - оно выручало разработчиков подвесок для легких гусеничных машин вплоть до 50-х годов, когда наконец появились работоспособные и мощные специальные танковые гидроамортизаторы. Необычные, но очень удачные, легкие, прочные и жесткие опорные катки и ленивцы большого диаметра (515 мм) предложил конструктор И.П.Шитиков. Они представляли собой два штампованных из относительно тонкого стального листа полусферических диска, охватывающих по кромкам ступицу и соединенных сваркой со стальным ободом, на который был навулканизирован массивный резиновый бандаж. Значительный объем полых катков к тому же увеличивал и водоизмещение танка. Как и раньше, они были взаимозаменяемыми с ленивцами. Такого рода катки ввиду своей редкой технической целесообразности и высокой технологичности применяются до сих пор.
Колонна танков Т-40
При индивидуальной подвеске выход из строя одного из опорных катков и даже двух средних (на борт) или поломка их торсионов позволяли с определенными ограничениями продолжать движение, что повышало живучесть боевой машины. Были значительно усилены уплотнения подшипников катков - они уже не ограничивали их долговечность. Вопреки традициям самоподжимные сальники установили кромками манжет наружу, что позволяло, продавливая смазку сквозь подшипники ступицы, эффективно выносить из них продукты износа, воду, грязь. Почему-то другие танковые заводы даже на своих более солидных машинах не уделяли этому важному узлу, всегда доставлявшему много забот, столько внимания. Достаточно сказать, что на танке Т-34 подшипники катков вообще не имели контактных уплотнений - только лабиринтные, что отрицательно сказывалось на их долговечности.
Колонна танков Т-40
Мелкозвенчатая гусеница изделия 010 (87 траков шириной 260 мм, шаг трака 98 мм) из износостойкой стали Гадфильда обеспечивала хорошую проходимость по слабым грунтам, сопровождавшуюся небольшими потерями на самопередвижение при максимальной скорости, имела пониженную вибрацию и соответственно - шум, важный показатель для разведывательного танка. Снижению шума способствовали и резиновые бандажи на всех катках, в том числе и поддерживающих. Штампованный и закаленный однорядный венец ведущей звездочки с цевочным зацеплением был выполнен съемным и легко заменялся при износе. Удачно сконструированные катки и траки гусениц впоследствии без особых изменений использовали на танках Т-60 и Т-70.
Брошенные танки Т-40
Привод 4-лопастного гребного винта диаметром 424 мм осуществлялся карданным валом, закрытым трубчатым кожухом, от реверсивной коробки отбора мощности, укрепленной слева по ходу на картере КП, по хорошо зарекомендовавшей себя на Т-38 схеме. От этой же коробки приводился откачивающий трюмный шестеренчатый насос, на ней же монтировался механизм ручного запуска горячего двигателя с помощью рычага, расположенного справа от водителя. Запуск холодного двигателя был возможен снаружи машины вращением специальной рукояткой вала винта. Учитывался опыт эксплуатации на плаву танков Т-37А и Т-38 и для предотвращения поломки винта при встрече с подводным препятствием: он был связан со своим валом только через заведомо слабое «сдающее» звено - шпонку из мягкой стали. Замена ее даже в воде не вызывала особых затруднений.
Схема установки вооружения 20-мм пушки ШВАК/ТНШ на танки Т-30 и Т-60
Для улучшения циркуляции забортной воды через теплообменник радиатора в потоке, создаваемом винтом, были установлены насадки-эжекторы. Управление на плаву двумя водоходными рулями, имевшими тросовый привод от рычага слева от водителя, размещенными на выходе из кормовой ниши винта в его гидравлической струе, оказалось более эффективным, чем на Т-38, что заметно уменьшило радиус циркуляции на воде. Рули, повернутые в крайнее правое положение почти на 90°, закрывали гребной винт, что также предохраняло его от повреждений при движении по суше. К сожалению, не удалось избежать гидродинамического затенения винта близкорасположенными кормовыми частями корпуса, что снижало его эффективность (пропульсивный КПД). Поэтому у 010-го скорость на воде была такая же, как и у Т-38, - 6 км/ч.
Танк Т-40 в засаде
Противопожарную защиту новому танку обеспечивали два тетрахлорных огнетушителя - ручной и стационарный, с дополнительным углекислотным баллоном, причем впервые от него к наиболее пожароопасным объектам - ко всем бензобакам и к карбюратору двигателя - подвели трубки с четырьмя распылителями. Анализ конструкции танка 010 показывает, что заложенные в него решения оказались добротными, рациональными и дальновидными, имели ярко выраженное продолжение в последующих машинах практически по всем узлам вооружения, двигательной установки, трансмиссии и ходовой части. Эта преемственность прослеживается в бронетехнике военных лет: танках Т-60, Т-70, Т-70М, Т-80, самоходных установках СУ-12, СУ-15 (СУ-76М), ЗСУ-37, в тягачах Я-12, Я-13 - и в послевоенных установках АСУ-76, тягачах М-12, М-13, М-2, транспортерах К-75, ГАЗ-47, ГАЗ-71, ГАЗ-73.
10 мая 1939 года начальник АБТУ РККА Д. Павлов докладывал наркому обороны СССР К. Ворошилову о состоянии опытных работ по созданию новых образцов танков:
Пехота при поддержке танка Т-40 идет в атаку.
«Два образца с тележечной подвеской изготовлены к 10 апреля, образец с торсионной подвеской собран к 1 мая. Первый образец прошел 1500 км заводских испытаний, второй - 500 км заводских испытаний и передается на НИБТ полигон. Третий образец после заводских испытаний передается на НИБТ полигон к 1 июня.
На подольском заводе ведутся работы по упрощению конструкции броневого корпуса. На всех изготовленных опытных танках установлены импортные двигатели «Додж». Дальнейшие работы по Т-40 упираются в отсутствие отечественных 6-цилиндровых двигателей ГАЗ, подготовка производства которых на Горьковском автозаводе проходит крайне медленно - выпуск первой партии ожидается не ранее III - IV квартала этого года».
_______________________________________________________________________
Источник информации: цитата из книги Ильи Мощанского: "Легкие танки семейства Т-40. "Красные" разведчики"
Танк Т-40С с пулемётным вооружением
Танк Т-40С являлся сухопутным вариантом разработанного до Великой Отечественной войны плавающего танка Т-40. Он был спроектирован в июле 1941 г. в Москве в КБ завода № 37 под руководством Н. А. Астрова. С июля по сентябрь 1941 г. танк находился в серийном производстве на заводе № 37. Всего было выпущено 136 танков Т-40С, из них 44 машины были отправлены на московский завод "Компрессор" под монтаж реактивных установок. Танки участвовали в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны. В качестве учебных машин сохранившиеся танки использовались в войсках до 1946 г.
Танк Т-40С отличался от танка Т-40 отсутствием водоходного движителя. С машины были демонтированы: гребной винт с карданным валом, коробка отбора мощности, водоходные рули, водооткачивающий (трюмный) насос, теплообменник, волноотражательный щиток и компас, а впоследствии и радиостанция. Схема компоновки танка отличалась от классической расположением двигателя и трансмиссии и предусматривала пять отделений: трансмиссионное, управления, боевое, моторное и кормовое. Боевое отделение и отделение управления были совмещены и находились в средней части корпуса машины у левого борта. Справа от них располагалось моторное отделение. Трансмиссионное отделение находилось в носовой части корпуса. В кормовом отделении по бортам корпуса размещались топливные баки. В средней части корпуса на шариковой опоре устанавливалась башня конической формы, смещённая от продольной оси танка к левому борту. Экипаж состоял из механика-водителя и командира танка, одновременно выполнявшего функции наводчика и заряжающего. Совместное расположение членов экипажа облегчало непосредственную связь между ними и их взаимозаменяемость. Посадка и выход экипажа производились через люки, расположенные в крыше отделения управления и башни, закрывавшиеся откидными броневыми крышками на петлях. В днище корпуса имелся аварийный (запасный) люк.
Танк был вооружён спаренной установкой пулемётов: 12,7-мм ДШК обр. 1938 г. и 7,62-мм ДТ, располагавшихся в броневой маске в амбразуре вращающейся башни. Длина ствола пулемёта ДШК составляла 78,7 калибра, высота линии огня - 1590 мм. Углы наводки спаренной установки по вертикали находились в диапазоне от -8 до +25 o . Стрельба из пулемётов велась с использованием оптического прицела ТМФП или дублирующего механического прицела. Для наводки спаренной установки использовались шестеренчатый механизм поворота башни (справа от установки) и винтовой подъёмный механизм (слева от установки). Ведение огня из пулемёта ДШК обеспечивалось нажатием на кнопку предохранителя, располагавшуюся на рукоятке механизма поворота башни и опускании рукоятки вниз. Прекращение стрельбы - возврат рукоятки механизма поворота башни в верхнее положение. Стрельба из пулемёта ДТ обеспечивалась аналогичными действиями с рукояткой подъёмного механизма спаренной установки. В боекомплект пулемёта ДШК входили 500 патронов с бронебойной пулей Б-30, бронебойно-зажигательной пулей Б-32, а также с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ. Начальная скорость пули составляла 850 м/с, боевая скорострельность - 80 выстрелов в минуту, прицельная дальность стрельбы - 3500 м. Непрерывное питание пулемёта ДШК патронами осуществлялось из кольцевого короба башни. Патрон с бронебойной пулей Б-30 предназначался для поражения бронированных целей на дистанции до 400 м, а патрон с бронебойно-зажигательной пулей - для поражения бронированных целей на дистанции до 500 м и воспламенения бензина за бронёй. Для повышения бронепробиваемости основного оружия в боекомплект машины были введены 12,7-мм патроны с бронебойно-зажигательной пулей БС-41, которая обладала повышенным бронебойным действием по сравнению с пулями Б-30 и Б-32. Боекомплект к пулемёту ДТ состоял из 2016 патронов (32 диска).
Танк Т-40С с пушечно-пулемётным вооружением
С января 1942 г. на танках Т-40С, поступавших в ремонт, вместо пулемёта ДШК устанавливалась 20-мм автоматическая пушка ТНШ. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -7 до +25 o . При стрельбе использовался телескопический прицел ТМФП-1. Техническая скорострельность пушки составляла 600 выстрелов в минуту. Механизмы наводки и спуска остались без изменений. В боекомплект танка входили 750 выстрелов к пушке и 1512 патронов к пулемёту ДТ (24 диска).
Схема броневой защиты танка Т-40С
Броневая защита - противопульная, изготовленная из листов цементированной брони толщиной 5, 10, 13 и 15 мм, установленных под рациональными углами наклона. Соединение броневых листов корпуса и башни производилось с помощью электросварки и частично болтами. В переднем лобовом листе корпуса перед механиком-водителем находился люк, закрывавшийся броневым щитком. Для наблюдения за полем боя и вождения танка в броневом щитке и боковых наклонных листах корпуса, слева и справа от механика-водителя были сделаны смотровые щели, оборудованные триплексами. Над смотровыми щелями устанавливались броневые козырьки. В лобовом и боковых листах имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия, закрывавшиеся броневыми пробками. Вентиляция отделения управления осуществлялась с помощью специального воздухопритока, сделанного в крышке люка механика-водителя и защищённого броневым прикрытием. В нижнем лобовом листе корпуса имелось отверстие, закрытое броневой крышкой, для заводной рукоятки при пуске двигателя вручную. Съёмными были сделаны подбашенный, надмоторный, лобовой и кормовой листы корпуса. Справа в надмоторном листе корпуса находился воздухоприток, закрытый броневым колпаком. В колпаке был сделан люк для обслуживания двигателя, закрывавшийся откидной крышкой на петлях. В надмоторном листе располагался также лючок для заправки радиатора охлаждающей жидкостью. В верхнем кормовом листе была установлена коробка жалюзи, через которые выходил нагретый воздух от радиатора системы охлаждения двигателя, а также имелись два лючка для доступа к заправочным горловинам топливных баков. В днище корпуса были сделаны лючки: один под двигателем для слива масла, другой для слива воды из системы охлаждения двигателя и два лючка под топливными баками для слива топлива. Все сливные и заправочные лючки были закрыты броневыми крышками или пробками с резьбой.
В передней части башни имелась ниша прямоугольного сечения для монтажа маски и спаренной установки вооружения. Ниша закрывалась броневым щитом, укреплённым спереди на маске. К броневому щиту крепилась бронировка ствола пулемёта ДШК (пушки ТНШ). Отверстие для прицела при необходимости могло быть закрыто поворачивающейся броневой заслонкой. Вентиляция боевого отделения осуществлялась через специальное отверстие вверху башни под маской, закрывавшееся броневой заслонкой. Справа и слева в стенках башни имелись смотровые щели с триплексами и отверстия для стрельбы из личного оружия, закрывавшиеся броневыми пробками. Над смотровыми щелями были установлены броневые козырьки. Крепление башни на шариковой опоре осуществлялось с помощью четырёх захватов с роликами, скользящих по нижнему погону опоры. В крышке люка башни имелся лючок с броневой задвижкой, предназначавшийся для флажковой сигнализации.
Противопожарное оборудование состояло из стационарного и ручного тетрахлорных огнетушителей. Стационарный огнетушитель устанавливался в специальном кронштейне на правом бортовом листе корпуса танка. Баллон стационарного огнетушителя крепился двумя хомутами к кожуху карданного шарнира у коробки передач. Он имел распределитель, от которого отходили четыре трубки с распылителями. Две трубки с распылителями были проведены к большим топливным бакам, третья - к малому топливному баку и четвёртая - к карбюратору. Ручной огнетушитель располагался в боевом отделении в специальном кронштейне, установленном на левом бортовом листе.
В моторном отделении танка продольно, вместе с однодисковым главным фрикционом (сцепление грузового автомобиля ГАЗ-51) и четырёхступенчатой коробкой передач автомобильного типа, устанавливался четырёхтактный шестицилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-11 модели 202 жидкостного охлаждения мощностью 85 л.с. (63 кВт) с карбюратором К-23 или двумя спаренными карбюраторами ГАЗ-М-9510. Система зажигания - батарейная. В состав системы зажигания входили катушка зажигания КЗ-11, дистрибьютор (распределитель) Р-10, свечи СЭ-01 и выключатель зажигания 69-К. Пуск двигателя осуществлялся электростартером СЛ-40 мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт) с электромагнитным реле включения, пусковой рукояткой или внутренним педальным пусковым механизмом. Ёмкость топливных баков составляла 206 л, запас хода танка по шоссе составлял 300 км.
Остальные узлы и агрегаты трансмиссии: коническая главная передача, два многодисковых бортовых фрикциона (сталь по феродо) с тормозными лентами с накладками из феродо и два однорядных бортовых редуктора быди размещены в трансмиссионном отделении в передней части корпуса. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Приводы управления движением танка - механические, непосредственного действия.
В ходовой части танка применялись: индивидуальная торсионная подвеска, ограничители хода балансиров с резиновыми буферами, устанавливавшиеся на крайних узлах подвески; восемь односкатных опорных катков и шесть односкатных поддерживающих катков с наружной амортизацией; два направляющих колеса с механизмами натяжения; две гусеницы с литыми траками и открытым металлическим шарниром, а также два ведущих колеса цевочного зацепления, имевших съёмные зубчатые венцы. Направляющие колёса заднего расположения были унифицированы с опорными катками. Ширина трака гусеницы составляла 260 мм. Для предотвращения осевого перемещения и выпадания пальцев траков под картерами бортовых редукторов к корпусу танка приклёпывались специальные отбойники.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи 3СТЭ-112 и генератор Г-41 мощностью 0,2 кВт, работающий с реле-регулятором РРА-364. На линейных танках вторая батарея являлась запасной, на командирских танках, оснащённых радиостанцией, она была включена в бортовую сеть. В состав потребителей электроэнергии входили электростартер СЛ-40 (включение производилось кнопкой, установленной на щитке приборов механика-водителя), приборы системы зажигания, электрический сигнал СЕ-4714А, аппаратура внутренней и наружней световой сигнализации, контрольные приборы и вспомогательная аппаратура. Для управления движением танка использовалось трёхцветное светосигнальное устройство передачи команд от командира машины к механику-водителю.
На командирских танках устанавливалась радиостанция 71-ТК-3 с батарейным питанием приёмника. Приёмник и передатчик размещались в левой нише корпуса танка на специальном подрамнике на амортизаторах. Центральный переключатель радиостанции был размещён на задней балке жёсткости корпуса. Возле переключателя на специальном кронштейне устанавливался изолятор антенны. Отверстие в корпусе машины для выхода антенны было защищено резиновым конусом. Комплект штырей антенны, укладывавшийся в специальном чехле, размещался на амортизаторах радиостанции за коробом башни.
Танк Т-30 был разработан на базе танка Т-40 в Москве в июле 1941 г. в КБ завода № 37 под руководством Н. А. Астрова. С августа по декабрь 1941 г. танк находился в серийном производстве. Машина имела заводской индекс 0-30. Всего было изготовлено 335 танков, которые принимали участие в боевых действиях в первом периоде Великой Отечественной войны.
Танк Т-30 отличался от базовой машины упрощённой формой корпуса, усиленной броневой защитой, а впоследствии и установкой пушечного вооружения. Схема компоновки танка отличалась от классической расположением двигателя и трансмиссии. Боевое отделение, совмещённое с отделением управления, находилось в средней части корпуса машины у левого борта. Справа от них располагалось моторное отделение. В носовой части корпуса находилось трансмиссионное отделение. В кормовом отделении по бортам корпуса размещались топливные баки. На крыше корпуса, на шариковой опоре устанавливалась башня конической формы, смещённая от продольной оси танка к левому борту. Экипаж состоял из механика-водителя и командира танка, одновременно выполнявшего функции наводчика и заряжающего. Совместное расположение членов экипажа облегчало непосредственную связь между ними. Посадка и выход экипажа производились через два люка (одине в крыше над отделением управления, другой - в крыше башни), которые закрывались откидными броневыми крышками на петлях. В днище корпуса имелся аварийный (запасный) люк для выхода экипажа из машины.
В качестве основного оружия на первых образцах машины в башне была размещена спаренная установка 12,7-мм пулемёта ДШК и 7,62-мм пулемёта ДТ. С сентября 1941 гю на танке вместо 12,7-мм пулемёта ДШК стала устанавливаться 20-мм автоматическая пушка ТНШ, имевшая ленточное питание.
Пушка ТНШ была создана совместно ОКБ-15 и ОКБ-16 на основе вариантов крыльевой и турельной авиационных пушек ШВАК-20. Длина ствола пушки составляла 82,4 калибра. Углы наведения спаренной установки по вертикали составляли от -7 до +25 o . При стрельбе использовался телескопический прицел ТМФП-1. Боевая скорострельность пушки составляла 200 выстрелов в минуту. Для наводки спаренной установки использовались механизмы наводки, заимствованные у танка Т-40 - шестеренчатый механизм поворота башни (справа от установки) и винтовой подъёмный механизм (слева от установки). Конструкция механизмов спусков пушки и спаренного пулемёта была аналогична конструкции механизмов спусков пулемётов ДШК и ДТ, устанавливавшихся на танке Т-40. В боекомплект танка входили 750 выстрелов к пушке и 1512 патронов к пулемёту ДТ (24 диска).
Корпус танка отличался от корпуса танка Т-40 отсутствием гидродинамической ниши для водоходного движителя, поэтому в его изменённой кормовой части вместо сложной сварной броневой конструкции кормового листа приваривался один лист. Броневая защита машины была усилена. Толщина лобового и бортовых броневых листов, изготавливавшихся из катаной гомогенной брони, была увеличена с 13 до 15 мм, а подбашенной коробки, башни и броневой маски вооружения - до 20 мм.
Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть машины остались без изменений по сравнению с применяемыми на танка Т-40, за исключением облегчения управления бортовыми фрикционами за счёт введения шарикового механизма выключения вместо кулачкового. На некоторых машинах в ходовой части вместо штампованных дисков использовались литые спицованные опорные катки с наружной амортизацией. Ёмкость топливных баков составляла 206 л, запас хода танка по шоссе составлял 300 км.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи 3СТЭ-100 и генератор Г-40 мощностью 160 Вт с ременным приводом. Для пуска двигателя использовались стартер СЛ-40 мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт) или приспособление с заводной рукояткой.
Для внешней связи на части танков устанавливалась радиостанция 71-ТК-3, для внутренней односторонней связи - световая сигнализация.
Плавающий танк Т-40 с 23-мм пушкой ПТ-23ТБ
Плавающий танк Т-40 с 23-мм пушкой ПТ-23ТБ был разработан КБ завода № 37 под руководством Н. А. Астрова в 1940 году. Опытный образец был изготовлен в июле 1941 г. и в начале октября прошёл полигонные испытания. На вооружение РККА танк не принимался и серийно не производился.
Машина отличалась от серийного танка Т-40 вооружением и размерами корпуса. В конической башне место спаренной установки пулемётов ДШК и ДТ была размещена спаренная установка 23-мм автоматической пушки ПТ-23ТБ конструкции Я. Г. Таубина и М. Н. Бабурина и 7,62-мм пулемёта ДТ. Пушка была создана разработана на базе авиационной автоматической пушки МП-6 в ОКБ-16 (г. Москва). Для установки пушки в танк её конструкция была доработана А. Э. Нудельманом. Углы наведения спаренной установки по вертикали составляли от -5 до +27 o . Для наводки оружия использовались ручные шестеренчатый горизонтальный (справа от спаренной установки) и винтовой вертикальный (слева от спаренной установки) механизмы. Для прицельной стрельбы использовался телескопический прицел ТМФП-1 и простой механический прицел - в качестве резервного. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 2800 м, максимальная - 9000 м. В боекомплект танка входили 154 выстрела к пушке и 2016 патронов к пулемёту ДТ (32 диска). Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 830 м/с.
Броневая защита - противопульная, изготовленная из листов цементированной брони толщиной 6, 10 и 13 мм, установленных с рациональными углами наклона. Конфигурация броневого корпуса и башни, расположение основных люков и лючков остались практически такими же, как у серийного танка Т-40.
Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть машины остались без изменений по сравнению с применяемыми на танке Т-40. Ёмкость топливных баков составляла 210 л. Запас хода танка по шоссе достигал 280 км.
Для внешней связи на танке была установлена радиостанция 71-ТК-3, для внутренней связи командира танка с механиком-водителем использовалась световая сигнализация.
За счёт уменьшения длины и ширины корпуса, несмотря на установку более мощного вооружения и усиления броневой защиты (до 13 мм), боевая масса танка снизилась до 5,32 т. Показатели подвижности и плавучести машины остались на уровне аналогичных показателей серийного танка Т-40.
Основные ТТХ танков семейства Т-40 | |||
---|---|---|---|
Характеристика | Т-40С | Т-30 | Т-40 с ПТ-23Б |
Боевая масса, т | 5,5 | 5,32 | |
Экипаж, чел. | 2 | ||
Длина, мм | 4110 | 3950 | |
Ширина, мм | 2330 | 2275 | |
Высота, мм | 1905 | 1950 | |
Клиренс, мм | 300 | 230 | |
Пушка, калибр, мм; тип марка |
- | 20; НАП * ТНШ |
23; НАП * ПТ-23ТБ |
Боекомплект, выстрелов | - | 750 | 154 |
Пулемёт, кол-во х калибр, мм | 1 х 12,7; 1 х 7,62 | 1 х 7,62 | |
Боекомплект, патронов | 500; 2016; | 1512 | 2016 |
Броневая защита, мм/град.: верхняя часть лба корпуса нижняя часть лба корпуса лоб башни |
9/82; 13/30 13/76 15/25 |
9/82; 15/30 15/76 20/25 |
9/82; 13/30 13/76 10/25 |
Макс. скорость на суше, км/ч | 45 | ||
Макс. скорость на плаву, км/ч | не плавает | 6 | |
Запас хода по шоссе, км | 300 | 280 | |
Ср. давление на грунт, кГс/см 2 | 0,46 | ||
Макс. угол подъёма, град. | 34 | ||
Макс. угол крена, град. | 35 | ||
Ров, м | 1,7 | ||
Вертикальная стенка, м | 0,6 | ||
Брод, м | 1,0 | плавает | |
Двигатель, марка | ГАЗ-11 модели 202 | ||
Двигатель, тип | К/Р/4/6/Ж ** | ||
Макс. мощность, л.с. (кВт) | 85 (63) | ||
Запас топлива, л | 206 | 210 | |
Трансмиссия, тип | механическая | ||
Коробка передач, тип | четырёхступенчатая автомобильная | ||
Механизм поворота, тип | бортовые фрикционы | ||
Подвеска, тип | индивидуальная торсионная | ||
Гусеничный движитель, тип | с передним расположением ведущих колёс | ||
Гусеница, тип шарнира | открытый металлический шарнир | ||
Радиостанция, марка | 71-ТК-3 | ||
* - нарезная автоматическая пушка ** - К/Р/4/6/Ж: карбюраторный рядный 4-тактный 6-цилиндровый жидкостного охлаждения |
Т-40 – это советский плавающий танк времен Второй мировой войны. Стал последним серийным плавающим танком.
История создания
К концу 1930-х годов у Советской армии было два малых плавающих танка – и Т-38. Ни первый, ни второй не оправдали ожиданий, так что Т-38 неоднократно модернизировался, однако идеала достичь так и не удавалось.
Поэтому в 1939 году началась разработка нового плавающего танка, в котором планировалось устранить большую часть недостатков предыдущих моделей. Проект нового танка получил индекс 010. Некоторые решения, конечно, были заимствованы от , но в целом 010 стал совершенно новым, самостоятельным проектом.
Проект 010, уже получивший индекс Т-40, разрабатывался на заводе №37. К весне 1939 проектные работы завершили, и уже в июле начались испытания четырех опытных танков с разными подвесками. Танки проверяли на суше и на плаву, анализировали их маневренность, способность преодолевать препятствия, боевые возможности и удобство экипажа. Ряд выявленных недостатков был устранен, и после этого 010 официально добрили государственные деятели.
19 декабря этого же года Т-40 был принят на вооружение. К 1 марта нужно было выпустить три опытных образца, к 1 августа – серию из 15 танков, и с первого октября начать массовое серийное производство.
В начале Великой Отечественной войны серийный выпуск Т-40 было приказано прекратить, подготовив завод к производству Т-50. Однако Т-50 был очень сложен технологически, и в итоге на заводе стали выпускать Т-40С – сухопутную модификацию Т-40. Эта модификация была создана потому, что в начале войны плавучие свойства танка особенно не проявлялись, и от агрегатов для плавания было решено отказаться. Еще одной сухопутной модификацией стал Т-30, у которого уже отсутствовала ненужная гидродинамическая ниша. Этот танк изначально называли Т-60, однако позже такое имя присвоили танку, разработанному на основе Т-30.
ТТХ
Общая информация
- Боевая масса – 5,5 т;
- Экипаж – 2 человека;
- Количество выпущенных – 722 штуки.
Размеры
- Длина корпуса – 4110 мм;
- Ширина корпуса – 2330 мм;
- Высота – 1905 мм;
- Клиренс – 300 мм.
Бронирование
- Тип брони — цементированная катаная высокой твёрдости;
- Лоб корпуса (верх) — 15-20/10° мм/град;
- Лоб корпуса (низ) — 13-15/−30° мм/град;
- Борт корпуса (верх) – 13-15/25° мм/град;
- Борт корпуса (низ) — 13-15/0° мм/град;
- Корма корпуса (верх) — 13/35° мм/град;
- Корма корпуса (низ) — 13/−30° мм/град;
- Днище – 5 мм;
- Крыша корпуса – 5 мм;
- Маска орудия – 10-20 мм;
- Борт башни — 15-20/25° мм/град;
- Крыша башни — 5 мм.
Вооружение
- Калибр и марка орудия – 20-мм пушка ШВАК (у пушечных вариантов Т-40);
- Пулемет — 1 × 12,7-мм ДШК, 1 × 7,62-мм ДТ;
- Углы ВН: −7…+25°;
- Углы ГН: 360°;
- Прицел — ТМФП-1;
Подвижность
- Тип двигателя — рядный 4-тактный 6-цилиндровый карбюраторный;
- Мощность двигателя – 85 л.с.;
- Скорость по шоссе, — 44 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 300 км;
- Запас хода по пересечённой местности – 120-150 км;
- Тип подвески — торсионная индивидуальная;
- Удельное давление на грунт – 0,46 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём – 34 градуса;
- Преодолеваемая стенка — 0,7 м;
- Преодолеваемый ров — 1,7 м.
Применение в бою
Поскольку было выпущено не очень много Т-40, есть не так много информации об их применении в бою. Известно, что 1 июня 1941 года в Красной Армии был 131 Т-40, из которых в западных военных округах находилось 115 машин. Танки были плохо освоены экипажами, и даже еще в своей плавающей модификации в бою все равно применялись как обычные танки, так что уже в первые дни войны большинство машин было потеряно.
Интенсивнее всего Т-40 в своих неплавающих модификациях применялись в ходе Битвы за Москву. В середине 1942 Т-40 практически не осталось на фронте. Дольше всего их применяли на Северо-Западном направлении – известно, что в январе 1944 года одна машина была в 124-м танковом полку Волховского фронта.
Т-40 в основном были предназначены для вспомогательных задач, но из-за нехватки танков их применяли и для поддержки пехоты, несмотря на весьма слабое бронирование и вооружение – Т-40 уступали практически всем немецким танкам. Зато эти машины хвалили за маневренность и надежность, присущую не многим танкам того периода.
В 1942 году один Т-40 был в румынской армии. Об использовании этих танков немцами информации нет.
Память о танке
Сегодня сохранилось два экземпляра Т-40, и оба они выставлены в Бронетанковом музее в Кубинке. Это экспериментальный Т-40С и Т-30.
Танк в культуре
Т-40 можно встретить во множестве различных симуляторов авиатехники и бронетанковой техники, стратегиях реального времени и в пошаговых стратегия, например, в игре «Panzer General III» и «Sudden Strike».