Сторонами в судопроизводстве согласно кас рф являются. Участие представителя по ряду дел становится обязательным
Покупая и продавая основные средства, налогоплательщики на УСН с объектом «доходы минус расходы» сталкиваются с некоторыми сложностями. Не совсем понятно, как отразить в учете введенный в эксплуатацию, но не оплаченный объект. При «ранней» реализации есть вопросы относительно того, как пересчитать облагаемую базу и можно ли включить в расходы остаточную стоимость. Мы рассмотрели все нюансы и подготовили практические рекомендации.
Покупка основного средства
Налоговый кодекс содержит довольно четкие инструкции относительно того, как налогоплательщик на УСН с объектом «доходы минус расходы» должен учитывать приобретенные основные средства. Списать стоимость объекта можно в том налоговом периоде (то есть в том календарном году), когда он введен в эксплуатацию. При этом учитывать всю величину сразу не нужно: ее следует равномерно распределять по отчетным периодам (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). В книге учета доходов и расходов данные суммы следует отражать на последнее число каждого отчетного периода в размере уплаченных денежных средств (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
При этом в Кодексе нет ясного алгоритма на случай, когда ОС уже введено в эксплуатацию, но еще не полностью оплачено. Другими словами, не совсем понятно, как списать расходы, если за «упрощенщиком» числится кредиторская задолженность, связанная с покупкой объекта.
Такой алгоритм предложила Федеральная налоговая служба в письме от 06.02.12 № ЕД-4-3/1818 . По мнению авторов письма, учитывать нужно каждую сумму, перечисленную поставщикам основного средства. Соответствующий платеж списывается равными долями в течение отчетных периодов, оставшихся до конца года. Отсчет введется с периода, в котором деньги переведены поставщику.
Пример
ООО «Фабрика» применяет УСН с объектом «доходы минус расходы».
Во втором квартале 2015 года «Фабрика» приобрела и ввела в эксплуатацию оборудование стоимостью 295 000 руб. Оплата поставщику произведена двумя частями. Первый платеж в размере 236 000 руб. сделан во втором квартале. Второй платеж в размере 59 000 руб. сделан в третьем квартале.
Доставка оборудования осуществлялась силами сторонней транспортной компании, стоимость перевозки составила 35 400 руб. Эта сумма перечислена на счет перевозчика в четвертом квартале.Бухгалтер «Фабрики» определил, что стоимость основного средства равна 330 400 руб.(295 000 + 35 400).
По итогам полугодия в расходы списана сумма 78 666,66 руб. (236 000 руб.: 3 периода).
По итогам девяти месяцев в расходы списаны суммы:
- 78 666,67 руб.;
- 29 500 руб.(59 000 руб.: 2 периода)
Итого по итогам девяти месяцев списана сумма 108 166,67 руб.(78 666,67 + 29 500).По итогам года в расходы списаны суммы:
- 78 666,67 руб.;
- 29 500 руб.;
- 35 400 руб.Итого по итогам года списана сумма 143 566,67 руб.(78 666,67 + 29 500 + 35 400).
Таким образом, в течение 2015 года «Фабрика» полностью списала в расходы стоимость приобретенного и оплаченного оборудования (78 666,66 + 108 166,67 + 143 566,67 = 330 400).
Продажа основного средства
По общему правилу при продаже объекта ОС «упрощенец» не должен корректировать расходы. Но из этого правила есть исключение. Оно предусмотрено для ситуации, когда основное средство продано до истечения трех лет с момента учета расходов на его приобретение (для объектов со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения десяти лет). При подобных обстоятельствах нужно пересчитать облагаемую базу за весь период пользования ОС. При пересчете необходимо применять положения главы 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Это правило закреплено в подпункте 3 пункта 3 статьи 346.16 НК РФ.
На практике у бухгалтеров возникает немало вопросов относительно того, как правильно сделать пересчет. Для удобства всю процедуру мы условно разделили на четыре этапа.
Первый этап — это аннулирование расходов, учтенных при покупке объекта. От бухгалтера требуется задним числом пересчитать облагаемую базу за прошлые периоды, в которых были отражены расходы на приобретение ОС.
Второй этап — это начисление амортизации за все время использования объекта. Амортизацию нужно начислить так, как это делают налогоплательщики на общей системе. Полученные суммы следует учесть в затратах тех периодов, к которым они относятся. Приведем пример. Допустим, ОС введено в эксплуатацию в августе 2014 года, а продано в ноябре 2015 года. Тогда амортизацию за сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2014 года необходимо списать на уменьшение облагаемой базы 2014 года. Амортизация за январь-ноябрь 2015 года уменьшит базу 2015 года.
Третий этап — определение новой суммы единого налога или авансового платежа за прошлые периоды. Новая сумма получается из-за того, что расходы на покупку были аннулированы, а амортизация начислена. Скорее всего, новая сумма окажется выше, чем первоначальная. Разницу между первоначальной и увеличенной суммой, а также соответствующие пени, необходимо заплатить в бюджет. Если пересчет базы затронул прошлые годы, придется подать «уточненки». Если же пересчету подверглась база текущего года, достаточно скорректировать записи в книге учета доходов и расходов за этот год. В любом случае все вычисления лучше зафиксировать в отдельной справке-расчете.
Четвертый этап — это учет доходов от продажи основного средства. Отразить доходы необходимо в тот момент, когда выручка поступит на расчетный счет или в кассу. Такой вывод прямо следует из пункта 1 статьи 346.17 НК РФ, и его подтвердил Минфин России в письме от 07.08.13 № 03-11-06/2/31781 .
Можно ли списать остаточную стоимость?
Особняком стоит вопрос о том, вправе ли «упрощенец», пересчитавший налогооблагаемую базу при реализации ОС, учесть в расходах его остаточную стоимость. На этот счет существуют две противоположные точки зрения.
Первой традиционно придерживаются чиновники и инспекторы. Они ссылаются на закрытый перечень расходов, разрешенных при УСН (он приведен в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ). Такие затраты, как остаточная стоимость реализуемого основного средства, в списке отсутствуют. Следовательно, ее нельзя списать при продаже. Об этом неоднократно сообщали специалисты финансового ведомства (см., например, письмо от 03.03.14 № 03-11-11/8833 ; « »).
Приверженцы второй точки зрения напротив полагают, что остаточную стоимость можно включать в затраты. При этом они рассуждают следующим образом: раз «упрощенщики» обязаны пересчитывать облагаемую базу по нормам главы 25 НК РФ, они могут применять все без исключения положения данной главы. В том числе, НК РФ, позволяющую списать на расходы остаточную стоимость. Значит, налогоплательщики на УСН при пересчете облагаемой базы вправе не только начислить амортизацию, но и учесть остаточную стоимость объекта.
Арбитражная практика пока складывается в пользу «упрощенщиков». Судьи подтверждают, что остаточная стоимость уменьшает доходы от продажи основного средства (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 22.08.12 № Ф09-7690/12). И все же, как нам кажется, идти на конфликт с инспекторами довольно рискованно, ведь нельзя исключать, что другие похожие споры закончатся победой ИФНС. Поэтому если величина остаточной стоимости незначительна, лучше избежать споров и не включать ее в затраты.
Рассчитывая единый налог, «упрощенцы» могут зачесть затраты на покупку основных средств. Но это не так просто – учесть можно только расходы на то имущество, которое считается амортизируемым, согласно правилам Налогового кодекса. Также важен момент его приобретения – до перехода на УСН или после. Рассмотрим основные моменты учета таких объектов плательщиками «упрощенного» налога и выясним, как списать основные средства при УСН.
Основные средства: какие объекты принимаем к учету
ПБУ 6/01 и ст. 256 НК РФ разрешают учесть как основное средство объект, который соответствует следующим критериям:
- применяется для ведения деятельности;
- будет использоваться более одного года;
- его не планируют перепродавать;
- приносит доход;
- стоимость не ниже установленного лимита. До 1 января 2016 года стоимость основных средств была 40 тыс. рублей, но с 2016 года в налоговом учете лимит вырос до 100 тыс. рублей, а в бухучете пока остается на том же уровне.
Основные средства – это здания и сооружения, транспорт, вычислительная техника, инструмент, земля, природные объекты и т.д. Список всех объектов можно найти в классификаторе основных фондов (ОКОФ) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359).
Учесть затраты можно не по всем объектам, а лишь по амортизируемым с точки зрения Налогового кодекса (п. 4 ст. 346.16 НК РФ). Если критерии соблюдены не все, но такие расходы перечислены в ст. 254 НК РФ, то они включается в состав материальных затрат, иначе расходы учесть при расчете налога нельзя. Например, нельзя уменьшить налог на стоимость объекта недропользования или земельного участка, потому что они не амортизируются согласно п. 2 ст. 256 НК РФ.
Списание основных средств при УСН «доходы минус расходы»
Порядок списания основных средств зависит от того, когда вы это имущество приобрели: уже будучи «упрощенцем», или до того – находясь на общем или ином режиме.
Если основные средства купили в период применения УСН , то учесть их нужно по первоначальной стоимости. Это, собственно, цена объекта плюс все, что затрачено в процессе его покупки: расходы на изготовление, доставку, сборку, оплата консультаций и услуг посредников, таможенные сборы, госпошлины, невозмещаемые налоги. В состав стоимости включите и входящий НДС, так как «упрощенцы» не являются его плательщиком.
Прежде чем начать списание на расходы, имущество нужно оплатить, получить и ввести в эксплуатацию. Нужно подготовить акт о приеме-передаче объекта основных средств по форме № ОС-1 (если это здание, то по форме № ОС-1а), инвентарную карточку по форме № ОС-6 и издать приказ о вводе основного средства в эксплуатацию.
© фотобанк Лори
На некоторые объекты право собственности должно быть зарегистрировано в соответствующем госоргане. Например, купив автомобиль, списание стоимости можно начать только после его регистрации в ГИБДД. Для начала списания расходов на недвижимость (земельный участок, здание и т.п.) нужно иметь на руках расписку Росреестра как документальное подтверждение того, что документы поданы на госрегистрацию (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
В бухгалтерии стоимость основного средства амортизируется каждый месяц, пока не пройдет срок полезного использования. Налоговый учет позволяет списать ее гораздо быстрее – до окончания того года, когда имущество было приобретено. Расходы распределяются поровну на каждый квартал до конца года (письмо Минфина России от 17.11.2006 № 03-11-04/2\244). Начало списания – квартал, в котором основное средство введено в эксплуатацию или зарегистрировано в госоргане. Так, если имущество приобрели и ввели в эксплуатацию, или зарегистрировали в четвертом квартале, то вся его стоимость полностью будет списана 31 декабря.
Пример учета основных средств при УСН
Организация на УСН «доходы минус расходы» приобрела автомобиль стоимостью 800 тыс. рублей. Дата оплаты продавцу 20 июня 2016 г., дата госрегистрации в ГИБДД 5 июля 2016 г. Поскольку в июне автомобиль еще не был зарегистрирован, то списание его стоимости начнется только в 3 квартале. Ежеквартальная сумма списания составит 400 тыс. рублей (800 тыс. руб. делим на 2 квартала, оставшиеся до конца года). Списание делаем 30 сентября 2016 г. на 400 тыс. рублей и 31 декабря 2016 г. на 400 тыс. рублей. Так вся стоимость автомобиля в налоговом учете спишется до конца 2016 года.
Если автомобиль будет зарегистрирован в 4 квартале 2016 г., его стоимость можно полностью списать на расходы 31 декабря 2016 г. в сумме 800 тыс. рублей.
Если платить предстоит в рассрочку, то расходы признаются в размере оплаченных сумм. После оплаты и введения основного средства в эксплуатацию затраты распределяют равными долями на год. ФНС разрешает суммы уплаченных процентов за предоставление рассрочки тоже включать в состав затрат на приобретение имущества (Письмо ФНС от 06.02.2012 № ЕД-4-3/1818).
Пример
Организация-«упрощенец» с объектом «доходы минус расходы» купила и ввела в эксплуатацию в феврале 2016 г. основное средство. Оплата в рассрочку, неравномерными частями, срок рассрочки - 15 месяцев. Первоначальная стоимость объекта с учетом процентов 319 000 рублей.
В феврале и марте организация оплатила по 50 000 рублей. Эту оплату нужно распределить на четыре квартала 2016 г.: (50 000+50 000)/4 = 25 000 рублей.Списать на УСН всю остаточную стоимость за один год получится не всегда. При переходе на «упрощенку» , если срок полезного использования объекта:
- до 3-х лет включительно – списание будет в течение первого года «упрощенки» равными долями на конец каждого квартала;
- от 3-х до 15 лет включительно – списание в течение 3-х лет, в том числе:
- 1-й год на УСН – 50% остаточной стоимости,
- 2-й год на УСН – 30% остаточной стоимости,
- 3-й год на УСН – 20% остаточной стоимости;
- свыше 15 лет – списание равными долями в течение 10 лет применения «упрощенки».
Пример.
Организация приобрела автомобиль до перехода на «упрощенку». Это lV амортизационная группа, ему установлен семилетний срок использования. На момент перехода с ОСНО на УСН остаточная стоимость составляла 400 000 рублей. Списывать остаточную стоимость автомобиля на упрощенке нужно в течение 3-х лет следующими суммами:
- в 1-й год – 200 000 рублей (50% остаточной стоимости);
- во 2-й год – 120 000 рублей (30% остаточной стоимости);
- в 3-й год – 80 000 рублей (20% остаточной стоимости).
При переходе на «упрощенку» с ОСНО есть существенный момент, который не стоит забывать – это НДС, принятый к вычету при покупке имущества. В последнем, перед переходом, квартале его нужно восстановить, но не полностью, а в пропорции к остаточной стоимости и учесть в прочих расходах (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Когда «доходный» объект упрощенки сменили на «доходы минус расходы», стоимость основных средств, купленных в период «доходов», тоже может уменьшить «упрощенный» налог, но только если оплата и ввод в эксплуатацию произошли уже на УСН «доходы минус расходы».
Списание основных средств при УСН «доходы»
При расчете налога УСН «по доходам» , расходы налоговую базу не уменьшают. Поэтому, при «упрощенке по доходам» покупку основных средств нельзя учесть в налоговом учете.
К постановке на учет основных средств при УСН «доходы» применяются те же правила, что и при «доходно-расходном» объекте. А вот списывать их стоимость придется только по правилам бухучета – начисляя амортизацию до завершения срока полезного использования (п. 18 ПБУ 6/01).Приняв основное средство к учету, начисляйте амортизацию с первого числа следующего месяца. Срок списания – ежемесячно, пока полностью не будет погашена его стоимость, или до списания его с учета.
Из трех способов начисления амортизации выбрать нужно один, указав его в учетной политике:
- линейный (самый распространенный),
- по сумме чисел лет срока полезного использования,
- пропорционально объему продукции или работ.
Когда закончится амортизация объекта? С первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором полностью списалась первоначальная стоимость, или основное средство выбыло (например, было продано), либо более чем на 3 месяца переведено на консервацию или по нему начаты работы по модернизации или реконструкции длительностью более года (п. 22, 23 ПБУ 6/01).
Кодекс административного судопроизводства, N 21-ФЗ | ст. 38 КАС РФ
Статья 38 КАС РФ. Стороны (действующая редакция)
1. Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.
2. Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.
3. Административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.
4. Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
5. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать ]
Комментарий к ст. 38 КАС РФ
1. Стороны в административном деле - это лица, материально-правовой спор которых становится предметом судебного разбирательства.
Можно выделить следующие обязательные признаки стороны в административном деле:
1) стороной может быть лишь субъект права. Следовательно, требование административного истца всегда должно быть обращено к определенному субъекту; стороной в административном деле не может быть объект (как это имеет место в некоторых случаях в гражданском судопроизводстве - см., например, п. 3 ст. 1175 ГК);
2) наличие у субъекта процессуальной правоспособности (см. комментарий к ч. ч. 1, 5, 7 - 9 ст. 5 КАС). Процессуальная дееспособность признаком стороны не является (стороной может быть и малолетний ребенок, и любое иное недееспособное лицо);
3) субъект должен быть заинтересован в определенном разрешении материально-правового спора. Эта заинтересованность может носить непосредственный характер либо вытекать из факта наделения конкретного субъекта властными (публичными) полномочиями, реализация которых связана со спорным публичным правоотношением. По этому критерию от административных истцов отличают иных лиц, обратившихся за защитой чужих публичных интересов (см. комментарий к ст. ст. 39, 40 КАС).
Комментируемая статья впервые на легальном уровне закрепляет два новых для отечественного процессуального законодательства понятия - "административный истец" и "административный ответчик". Таким образом, законодатель отказался от принятой в ГПК и АПК для дел, возникающих из публичных правоотношений, терминологии ("заявители" и "заинтересованные лица"). В то же время понятие "заинтересованные лица" получило в КАС совершенно новое смысловое наполнение (см. комментарий к ст. 47 КАС).
2. Административный истец - это:
а) лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов;
б) лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином;
в) прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.
Следует обратить внимание на то, что ч. 2 комментируемой статьи в качестве главного признака, который позволяет квалифицировать обратившегося в суд субъекта в качестве административного истца, использует предполагаемую принадлежность этому субъекту того публичного права или интереса, которые выступают объектом судебной защиты. Именно поэтому для наделения субъекта статусом административного истца совершенно неважно, обратился ли в суд он сам, его представитель или же какой-то иной субъект. Даже если при разрешении дела по существу будет установлено, что конкретное публичное право субъекта не нарушено, то это никоим образом не повлияет на статус административного истца - судебное решение об отказе в удовлетворении административного иска такой статус не прекратит и не изменит.
Применительно к случаям, когда статусом административного истца наделяются прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций, необходимо иметь в виду следующее. Указанные субъекты, обращаясь в суд, всегда действуют, осуществляя те или иные возложенные на них контрольные или иные публичные функции. Поэтому, чтобы отграничить в подобных ситуациях административного истца от внешне схожих, но содержательно иных процессуальных конструкций (имеются в виду конструкции, указанные законодателем в ст. ст. 39, 40 КАС), необходимо выяснить, существуют ли какие-либо конкретные частные или публичные субъекты, которые имеют непосредственную заинтересованность в материально-правовом разрешении спора. Если такие субъекты есть, если обращение в суд затрагивает их интерес, то тогда именно они и должны быть наделены статусом административного истца, а прокурор и иные органы в этом случае будут участвовать в деле в порядке ст. ст. 39, 40 КАС. Если же, напротив, реализация публичной функции прокурором и иными органами не связана с защитой интересов других лиц, то здесь как раз и возникает необходимость в наделении статусом административного истца.
3. Часть 3 комментируемой статьи определяет конкретный перечень субъектов, которые могут иметь статус административного истца.
Условно всех этих субъектов можно разделить на две группы:
1) субъекты, для наделения которых статусом административного истца не требуется специального указания в законе:
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства;
Российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации;
Общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами;
2) субъекты, возможность наделения которых статусом административного истца связана с прямым указанием КАС: органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица. Например, Председатель ВС РФ при обращении в Дисциплинарную коллегию по вопросу о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка будет наделен статусом административного истца в соответствии с ч. 2 ст. 229, ч. 2 ст. 230 КАС. Органы государственной власти, органы местного самоуправления при обращении в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта РФ или муниципального образования, по смыслу ч. 2 ст. 245 КАС также будут являться административными истцами.
Если административное дело об оспаривании нормативного правового акта возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора, прокурор, вступивший в судебный процесс, дает заключение по этому административному делу. В силу части 1 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик. По настоящему делу прокурор стороной в административном деле не является...
2. Кроме того, ограничение прав муниципальной власти на административный иск следует из функциональной правосубъектности органов местного самоуправления. Они правоспособны сообразно своему назначению и в пределах полномочий, установленных законом, что отличает их, прежде всего, от граждан, права которых, согласно статье 18 Конституции Российской Федерации, действуют непосредственно и сами определяют смысл, содержание и применение законов. Так, часть 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации однозначно признает административными истцами граждан, но органам власти, включая муниципальную, и должностным лицам оставляет право на административный иск лишь "в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом ". И в Постановлении сказано о пределах полномочий органов местного самоуправления применительно к их судебной защите. Суд не может рассматривать притязания муниципальной власти и давать им защиту за пределами ее полномочий.