Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка. Что такое цивилизация
Географически автомобильная промышленность мира сконцентрирована в трех основных регионах – Северная Америка, Европа и Азия (здесь в первую очередь речь идет о трех странах – Китае, Японии и Южной Корее). Одновременно следует отметить, что ценные бумаги автомобиль-ных корпораций слабо обращаются на фондовом рынке. Так, по оценкам Deutsche Bank, на долю автомобилестроения в ЕС и США приходится 1,6 и 0,6% капитализации их совокупных фондовых рынков соответственно. Хотя еще около двадцати лет назад данный показатель был на уровне 3,6 и 4% соответственно. Даже с условием доминирования на корпоративном фондовом рынке таких мощных компаний, как Ford, их задолженность возрастает быстрыми темпами. В Японии, правда, автомобильные корпорации являются более активными участниками фондового рынка.
Бум производства потребительских товаров более ста лет назад был связан именно с интенсивным развитием автомобильной промышленности. Последнее, впервые появившись во Франции и Германии, созрело в современном виде исключительно благодаря введению Г. Фордом конвейерной сборки. В итоге длительное время автомобильная промышленность опережала прочие отрасли по уровню организации производства. Впервые отрасль столкнулась с накопившимся недовольством со стороны покупателей в США в 1960-е гг., которые сочли автомобили все-таки недостаточно безопасными, а также в результате резкого роста цен на нефть и нефтепродукты в результате мирового энергетического кризиса эта отрасль впервые среди прочих ощутила на себе государственное регулирование, заключившееся преимущественно в вопроса анти-монопольной политик и экологизации автомобильных производств.
В настоящее время в мировой автомобильной промышленности сконцентрированы ведущие технологии производства и сбыта. В данной отрасли функционируют наиболее продвинутые бренды мировой экономики. Ни для одной продукции не характерна такая степень обращения на вторичном рынке, как для автомобилей. Тем не менее, в современном мировом автомобилестроении накопилось много проблем , основные из которых заключаются в следующем:
Высокая степень фрагментации мирового рынка автомобилей, подталкивающая уменьшение темпов роста производства;
Относительная дороговизна производства автомобилей не по заказам, а для склада;
Сложившаяся в рамках подетальной специализации практика сборки автомобилей из крупных агрегатов и узлов ведет к тому, что существенная часть добавленной стоимости создается не сборочным предприятием, а производите-лями автомобильных компонентов;
Ожидаемый в средне- и долгосрочной перспективе более массовый пе-реход на электромобили, который, очевидно, существенно перекроит структуру традиционного автомобилестроения.
Помимо указанных проблем, для развития мировой автомобильной промышленности характерен ряд новых определяющих тенденций , свидетель-ствующих о значении этой отрасли и смежных с ней отраслей в экономиках ведущих стран мира.
Автомобильная промышленность в развивающихся странах в последние 10–15 лет продемонстрировала феноменальные темпы роста благодаря либерализации, экономическому росту в целом и росту спроса на автомобили в особенности, а также активной государственной политике стимулирования и привлечения прямых иностранных инвестиций в этот сегмент экономики.
Особенно высокими эти темпы роста были в Китае, Индии и Таиланде (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Среднегодовые темпы прироста производства автомобилей за 1997-2013 гг. в ведущих развивающихся странах
В развивающихся странах можно выделить две группы по уровню развития автомобильной промышленности. К одной группе относятся Южная Корея, Бразилия, Китай и Индия, к другой – Таиланд, Мексика, Малайзия и Индонезия. Обе группы представляют собой страны с «запоздалой» индустриализацией. Однако между ними есть одно существенное различие. Вторая группа стран развивает национальную автомобильную промышленность преимущественно для ограничения оттока иностранной валюты и удовлетворения внутреннего спроса. Эти страны не претендуют на первенство в мировом производстве автомобилей, по крайней мере в ближайшей перспективе. В отличие от них, страны первой группы создали внушительные производственные мощности по выпуску автомобилей и стали (как Южная Корея) или имеют хорошие возможности стать ведущими игроками на глобальном автомобильном рынке. Реальный размер и потенциал рынка, а также высокие темпы экономического роста позволяют называть эти страны не «возникающими рынками», а «возникающими автомобильными центрами».
Ключевую роль в становлении национальной автомобильной промышленности в развивающихся странах играет государство и его поддержка в создании необходимой инфраструктуры, развитии национальных инновационных систем, формировании общенациональной и отраслевой промышленной политики. Другими проявлениями государственного вмешательства являются налогообложение и привлечение иностранных инвестиций, особенно в случае проведения стратегии замещения импорта. Макроэкономическая политика может сдерживать или стимулировать рост в отрасли также и с помощью финансовых инструментов. Важную роль в разработке региональной промышленной политики играют и местные власти, создавая условия для формирования промышленных районов и кластеров.
В Китае промышленная организация выглядела следующим образом. Автомобильные заводы находились под непосредственным контролем министерства автомобильной промышленности. Кроме того, вертикаль власти включала в себя министерства провинций, муниципалитеты. Размещение предприятий по стране на начальных этапах индустриализации подчинялось политическим решениям. Когда первые иностранные компании вышли на китайский рынок, их направляли в разные регионы страны для организации совместных предприятий с местными компаниями.
Поскольку иностранные автомобильные компании, создающие СП в Китае не всегда заинтересованы в передачи передовых технологий китайским национальным компаниям и более того, часто стремятся полностью поглотить их, государство разработало программу развития автомобильной промышленности, основные черты которой следующие (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Основные черты политики развития автомобильной промышленности Китая
Введение с.2
Отрасли машиностроения и их развитие в России с.4
Современное состояние отрасли в России с.9
Перспективы развития отрасли с.12
Особенности развития машиностроения в мире с.15
Крупнейшие представители отрасли с.16
Заключение с.17
Список использованной литературы с.18
Введение
Машиностроение занимает первое место среди всех отраслей промышленности мира как по стоимости продукции (35%), так и по числу занятых (более 80 млн человек). В государствах, с развитой экономикой на продукцию данной отрасли приходится 32-38% стоимости промышленного производства, с переходной экономикой - 20-25%, в новых индустриальных государствах - 15-25%. В отраслевой структуре машиностроения выделяют общее, транспортное, электротехническое. На каждое из подразделений сейчас приходится около трети машиностроительного производства. В последние годы опережающими темпами растет электроника, для общего машиностроения характерен умеренный рост, а для транспортного машиностроения, постепенно снижающиеся показатели.
Размещено машиностроения очень неравномерно. Выделяют четыре основных машиностроительные регионы мира:
1) Северная Америка 30% произведенной продукции - компьютеры, самолеты, ракетно-космическая техника, вооружение;
2) регион Западной, Центральной и Восточной Европы без России (около 30% производимой продукции);
3) регион, охватывающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии (около 25% продукции - суда, автомобили, бытовая электроника)
4) Россия, Закавказье и Средняя Азия (военная и сельскохозяйственная техника, металлоемкие станки и энергетическое оборудование).
В большинстве развивающихся стран, и некоторых регионах мира машиностроения или совсем отсутствует, либо представлено небольшими предприятиями. Однако некоторые из этих государств (Индия, Бразилия, Аргентина) имеют сравнительно развитое машиностроение.
Главными производителями бытовой электроники наряду с Японией стал Китай (35 млн шт. телевизоров ежегодно - первое место в мире) и Южная Корея. Развитые страны сворачивают выпуск бытовой электроники и изделий низкой и средней сложности, превратившись в крупнейших ее импортеров из новых индустриальных государств.
Эти тенденции в территориальной структуре машиностроения обусловили быстрый рост международной торговли продукцией отрасли. На машины, оборудование приходится 37% от его общего объема. Лидерами по части машиностроительной продукции являются Япония (64%), США и Германия (по 48%).
Актуальность данной семестровой работы не вызывает никаких вопросов, так как, развитость данной отрасли является одной из важнейших основ любого государства.
Главной целью перед собой ставлю рассмотрение и анализ не всего мирового машиностроения в целом, а именно особенностей развития автомобильной промышленности в России и мире (входящей в состав среднего машиностроения).
Автомобильная промышленность
Автомобильная промышленность (автомобилестроение) - отрасль промышленности, осуществляющая производство безрельсовых транспортных средств (автомобилей), преимущественно с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
Частично включает в себя подотрасли:
- моторостроение;
- производство комплектующих;
- производство технологического оборудования (станкостроение и роботостроение);
В автомобилестроении велика доля капитальных затрат, а также расходов на рабочую силу, хотя её квалификация не столь важна, как, например, в авиастроении или энергетической промышленности.
Автомобилестроение с самого зарождения в конце XIX века было крупным потребителем продукции чёрной металлургии - холоднокатаного листа, отливок из чугуна и стали; цветной металлургии - производство радиаторов, карбюраторов, арматуры; химической промышленности - резиновые (прежде всего шины) и пластмассовые изделия, красители; электротехнической - системы зажигания, аккумуляторные батареи, генераторы, стартеры, электропроводка, системы освещения; стекольной промышленности.
Именно в автомобилестроении с середины 1910-х получила самое широкое распространение конвейерная система сборки, реализованная Генри Фордом, основателем одноименной автомобильной компании.
Важным фактором является и то, что автомобильная промышленность обеспечивает высокий процент занятости трудоспособного населения каждой страны, где производятся и (или) продаются автомобили. Страны-производители автомобильной техники обеспечивают рабочими местами также страны, с которыми у них заключены соглашения о сотрудничестве. Кроме того, еще большой процент трудоспособного населения занят в смежных отраслях, обеспечивающих автомобильную промышленность. В США, например, в сфере производства автомобилей, а также в смежных отраслях, на автотранспорте и в дорожном хозяйстве заняты 12,5 млн. человек, т.е. каждый шестой работающий в промышленности. В условиях же глобализации и жесткой конкурентной борьбы, роста расходов на научно-исследовательские разработки и замедления темпов роста продаж на традиционных рынках развитых стран большинству автопроизводителей остаться совершенно независимыми стало невозможным. В ситуации, когда основные мировые рынки переживают застой, на первый план выходят развивающиеся страны, в первую очередь Китай, Корея, Индия и Мексика. Прогнозируется умеренный прирост глобального производства мирового автопрома именно за счет развивающихся рынков. С ростом требований потребителя и необходимостью сохранения за отечественными автопредприятиями традиционной доли внутреннего и зарубежного рынка, а также обеспечения роста эффективности производства современной конкурентоспособной автомобильной техники, становится необходимым интегрирование отечественных автопредприятий в мировую систему автопроизводства. В решении этой проблемы особое место занимает формирование условий для эффективного использования прямых иностранных инвестиций в качестве импульса для развития собственного конкурентоспособного автомобильного производства.
Ежегодно в мире производится 70 млн. легковых и грузовых автомобилей, отрасль обеспечивает работой миллионы человек.
На долю продукции отрасли приходится половина мирового потребления нефти, половина мирового объема производства резины, 25% выпуска стекла и 15% стали. Неудивительно, что автомобильная промышленность обеспечивает 10% ВВП в развитых странах. Ценные бумаги компаний отрасли практически не имеют хождения на фондовом рынке. В целом, автомобилестроение входит в период упадка, несмотря на ее высокое социальное значение и политическое влияние. Автомобильная промышленность в экономике является на данный момент ведущей отраслью машиностроения. На это есть причины:
во-первых, людям с каждым днем требуется все больше и больше автомобилей для решения различных хозяйственных задач;
во-вторых, эта промышленность является наукоемкой и высокотехнологичной. Она «тянет» за собой многие другие отрасли, предприятия которых выполняют ее многочисленные заказы. Инновации, внедряемые в автомобильной промышленности, неминуемо заставляют эти отрасли совершенствовать и свои производства. В силу того, что таких отраслей достаточно много, то в итоге наблюдается подъем всей промышленности, а, следовательно, и экономики в целом;
в-третьих, автомобильная промышленность во всех развитых странах относится к числу наиболее прибыльных отраслей народного хозяйства, так как она способствует повышению товарооборота и приносит в казну государства немалые доходы за счет продаж, как на внутреннем, так и на мировом рынке;
в-четвертых, автомобильная промышленность является стратегически важной отраслью. Развитие этой отрасли делает страну экономически сильной и потому более независимой. Широкое использование лучших образцов автомобильной техники в армии, бесспорно, повышает оборонную мощь страны.
Все это в совокупности выводит автомобильную промышленность на одну из передовых позиций в мировой экономике.
После 30 лет успешного развития китайской экономики вследствие политических и экономических реформ, которые возглавил в 1978 году Дэн Сяопин, Китай занимает 2-е место в мире по величине номинального ВВП (после США). Несмотря на негативное воздействие мирового экономического кризиса, размер ВВП в 2009 г. достиг 5,2 трлн. долл. США, что на 8,2% выше, чем в 2008 году. В настоящее время Китай можно назвать одним из главных двигателей мировой экономики. В перспективе масштабы экономического влияния Китая в мире еще больше увеличатся по мере развития процессов глобализации и дальнейшего его вхождения в систему мирохозяйственных связей. В результате экономических реформ в Китае происходит значительный рост объемов производства в большинстве отраслей национальной экономики. Особенно значительными являются достижения КНР в развитии автомобильной промышленности и автомобильного рынка.
Современное автомобилестроение является ведущей отраслью машиностроения промышленности развитых стран, влияющей на процессы их экономического развития. Автомобилестроение дает импульс развитию других отраслей, стимулирует занятость населения в производстве автомобильной техники и ее компонентов. Мировой опыт свидетельствует, что наличие собственной автомобильной промышленности является одним из основных элементов, обеспечивающих национальную безопасность. Автомобильное производство развивается на основе достижений фундаментальной и прикладной науки, являясь важным фактором научно-технического прогресса в целом.
Тенденции развития мировой автомобильной отрасли в 2012 году
Международное исследование "Перспективы развития автомобильной промышленности - 2012", проведенное среди руководителей ведущих мировых автоконцернов, посвящено поиску решений новых задач, разработке стратегии выхода на лидирующие позиции в сфере инноваций, а также их роли в меняющейся цепочке создания стоимости в течение следующих пяти лет.
Предпочтения потребителей заставляют производить специализированный автотранспорт и разрабатывать соответствующие инфраструктурные решения, особенно на развитых рынках. Рост населения и урбанизация вызывают существенные изменения в автомобильной отрасли в целом.
Исследование выделяет следующие тенденции развития мировой автомобильной отрасли в 2012 году:
Решения в автопромышленности на развитых рынках будут приняты на основе стратегии городского планирования.
Акцент на новые технологии и повышенное внимание к безопасности на развитых рынках будет усиливаться.
Создание альянсов воспринимается как способ преодоления трудностей, вызванных меняющимися условиями для осуществления деятельности. Это актуально как для развитых, так и для развивающихся рынков.
Проблема избыточного производства возникнет на развивающихся рынках в Китае и Индии уже в ближайшие 5 лет.
Участники опроса видят решение проблемы избыточного производства в экспорте на другие рынки.
Развитые страны прилагают усилия для решения проблем, связанных с меняющимися требованиями к автотранспортным средствам.
Развивающиеся регионы повышают спрос на широкий ассортимент автомобилей со стороны тех, кто стремится повысить свою мобильность.
О новых тенденциях говорит большинство респондентов:
73% полагают, что дизайн автотранспортных средств будет разрабатываться в соответствии с конкретными целями,
76% утверждают, что он будет зависеть от городского планирования.
Пока мир ждет доступных по цене электромобилей, для создания которых в настоящее время проводятся интенсивные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, респонденты отметили, что "в будущем необходимо научиться воспринимать автомобиль как решение проблемы, а не как приобретение ради приобретения".
Учитывая появление решений по оптимизации и важность критерия топливной эффективности при выборе автомобиля на развитых рынках, около 80% респондентов полагают, что гибридные автомобили и электромобили обеспечат львиную долю роста любой категории транспорта в течение следующих пяти лет. Вместе с тем, многие ожидают усиления роли правительства, поскольку считают, что без соответствующих субсидий электромобили будут недоступны по цене.
Большинство автопроизводителей полагают, что увеличение экспорта на новые рынки может облегчить ситуацию, но учитывая, что многие компании организуют сборочное производство на новых рынках, возможности для экспорта в будущем могут быть ограничены.
"Россия отстает от развивающихся экономик Китая и Индии по созданию производственных мощностей в данный момент, - говорит Лидия Петрашова, руководитель практики по работе с компаниями автопромышленного сектора КПМГ в России и СНГ. - Если отставание продолжится, то Россия рискует стать основным рынком для экспорта автомобилей из Китая и Индии, особенно после достижения ими уровня избыточности мощностей. Последние инициативы правительства по стимулированию локального производства должны помочь сократить отставание России в этой области. Создание альянсов в российских условиях также актуально в данный момент. Это должно вывести российских производителей на другие качественные и количественные уровни производства автомобилей в более краткие сроки и, возможно, сократит общее отставание отрасли. Создание альянсов не только производителей автомобилей, но и автокомпонентов сможет повысить конкурентоспособность российского производства".
Несмотря на то, что, по мнению большинства респондентов, электромобили будут недоступны для массового рынка в течение следующих пяти лет, очень важно инвестировать в данное направление. Из всех имеющихся технологий альтернативного топлива почти 90% респондентов планируют инвестиции в гибридные системы, накопление энергии на базе аккумуляторной батареи и технологии с использованием водородного топливного элемента в течение следующих пяти лет.
В исследовании КПМГ представлены мнения более 200 международных автопроизводителей, поставщиков и дилеров, которые высказывали свою точку зрения относительно связанных с предпочтениями потребителей и технологическими инновациями трудностей и возможностей, которые возникнут на развивающихся рынках в ближайшие пять-десять лет, а также относительно новых бизнес-моделей, возможностей для роста и повышения рентабельности.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12