Современный автомат калашникова. Все виды ак в разных странах
Электричество, да и вообще всего. А задумывались ли вы как появились первые прототипы всех тех популярных вещей, которыми все мы с вами пользуемся? Многие из таких изобретений принадлежат российским и советским ученым. Итак перед вами список наиболее важных изобретений российских и советских ученых и не только.
1. Радиоприемник — А. Попов. Хотя споры по этому поводу ходят до сих пор. Многие утверждают, что радио обязано своему появлению итальянцу Маркони.
2. Первый автомат — В.Г. Федоров. А точнее автоматический карабин, с помощью которого можно была стрелять очередями из рук. Опытный образец был сделан в 1913 году.
3. Оптический Прицел — А.Ю. Нартов.
4. Персональный компьютер — А.А. Горохов. Хоть многие и думают, что первый компьютер был изобретен американцами, это неправда. Еще в 1968 году Гороховым был изобретен «Программирующий прибор» (так он его назвал), но его просили подождать с патентом и в итоге переждали. Америкосы выпустили свой аналогичный прибор.
5. Велосипед — уральский мастер Артамонов. Скорее это был не велосипед, а педальный двухколесный самокат, но именно он стал прообразом современного велосипеда.
6. Водолазный аппарат — Лодыгин. Лодыгин создал автономный водный скафандр с использованием смеси двух газов: кислорода и водорода.
7. Электросврарка — Н.Н. Бернадос. Этот способ сварки металлов придумал русский изобретатель в 1882 году.
8. Бодибилдинг — Русский атлет Е. Сандов. Он выпустил книгу под названием «Строительство тела», позже эта книга была переведена на английский язык и это английское название так и закрепилось.
9. Тетрис — А. Пажитнов. Одна из самых известных компьютерных игр в мире. Была сделана в 1985 году.
10. Ранцевый парашют — Русский военный Г.Е. Котельников. Данная задумка была воплощена в жизнь в 1911 году. Этому поспособствовала увиденная им гибель летчика.
11. Водородная бомба — Сахаров А.Д.
12. Первый в мире телевизор и электронный микроском — В.К. Зворыкин
13. Первый видеомагнитофон — А.М. Понятов
14. Баллистическая ракета, космический корабль, первый спутник Земли — С.П. Королёв
15. Первая цветная фотография - С.М. Прокудин-Горский
16. Первая пересадка легки х — Её осуществил хирург В.П. Демихов, он же создал модель искуственного сердца.
17. Первая в мире Атомная электростанция — И.В. Курчатов. А именно Обнинская АЭС.
18. Первый в мире прожектор и первый однопролетный арочный мост — И.П. Кулибин
19. Гальваническая батария — В.В. Петров. Также он первый открыл электрическую дугу.
20. Гусенечный ход — идея создания принадлежит русскому Д.А.Загряжский
21. Открытие периодического закона химических элементов принадлежит всеми известному В.И. Мегделееву. Его таблица известна во всем мире
Россия богата великими учеными и изобретателями, которые внесли свой значимый вклад не только в российский прогресс, но и в мировой. Предлагаем вам ознакомиться с гениальными плодами инженерной мысли наших соотечественников, которыми по праву можно гордиться!
1. Гальванопластика
Мы так часто встречаемся с изделиями, которые выглядят как металлические, а на самом деле сделаны из пластика и лишь покрыты слоем металла, что перестали их замечать. Еще есть металлические изделия, покрытые слоем другого металла - например, никеля. А есть металлические изделия, которые на самом деле копия неметаллической основы. Всеми этими чудесами мы обязаны гению физики Борису Якоби - кстати, старшему брату великого немецкого математика Карла Густава Якоби.
Увлечение Якоби физикой вылилось в создание первого в мире электродвигателя с прямым вращением вала, но одним из самых главных его открытий была гальванопластика - процесс осаждения металла на форме, позволяющий создавать идеальные копии исходного предмета. Таким способом были созданы, например, скульптуры на нефах Исаакиевского собора. Гальванопластика может применяться даже в домашних условиях.
Метод гальванопластики и его производные нашли многочисленные сферы применения. С его помощью чего только не делали и не делают до сих пор, вплоть до клише госбанков. Якоби получил за это открытие в России Демидовскую премию, а в Париже - большую золотую медаль. Возможно, изготовленную тоже этим самым методом.
2. Электромобиль
В последней трети XIX века мир охватила форменная электрическая лихорадка. Поэтому и электромобили делали все кому не лень. Это был «золотой век» электрических автомобилей. Города были меньше, и пробег на одной зарядке в 60 км был вполне приемлем. Одним из энтузиастов был инженер Ипполит Романов, который к 1899 году создал несколько моделей электрических кэбов.
Но главное даже не это. Романов придумал и создал в металле электрический омнибус на 17 пассажиров, разработал схему городских маршрутов для этих прародителей современных троллейбусов и получил разрешение на работу. Правда, под свой личный коммерческий страх и риск.
Найти нужную сумму изобретатель не смог, к большой радости конкурентов - владельцев конок и многочисленных извозчиков. Однако работающий электроомнибус вызвал большой интерес у других изобретателей и остался в истории техники как изобретение, убитое муниципальной бюрократией.
3. Трубопроводный транспорт
Что считать первым настоящим трубопроводом, сказать сложно. Можно вспомнить предложение Дмитрия Менделеева, датированное еще 1863 годом, когда он предложил на бакинских нефтяных приисках доставлять нефть от мест добычи до морского порта не в бочках, а по трубам. Предложение Менделеева не было принято, а спустя два года первый трубопровод построили американцы в Пенсильвании. Как всегда, когда что-то делается за границей, это начинают делать и в России. Или по крайней мере выделять деньги.
В 1877 году Александр Бари и его помощник Владимир Шухов вновь выступают с идеей трубопроводного транспорта, уже опираясь и на американский опыт, и вновь на авторитет Менделеева. В итоге Шухов в 1878 году построил первый в России нефтепровод, доказав удобство и практичность трубопроводного транспорта. Пример Баку, который тогда был одним из двух лидеров мировой нефтедобычи, стал заразительным, и «сесть на трубу» стало мечтой любого предприимчивого человека. На фото: вид трехтопочного куба. Баку, 1887 год.
4. Электродуговая сварка
Николай Бенардос происходит из новороссийских греков, живших на берегу Черного моря. Он автор более ста изобретений, но в историю вошел благодаря электрической дуговой сварке металлов, которую запатентовал в 1882 году в Германии, Франции, России, Италии, Англии, США и других странах, назвав свой метод «электрогефестом».
Метод Бенардоса распространился по планете со скоростью лесного пожара. Вместо того чтобы возиться с клепками-болтами, было достаточно просто сварить куски металла. Однако потребовалось около полувека, чтобы сварка окончательно заняла главенствующее положение среди монтажных методов. Вроде бы простой метод - создать электрическую дугу между плавящимся электродом в руках сварщика и кусками металла, которые надо сварить. Но решение изящное. Правда, оно не помогло изобретателю достойно встретить старость, он скончался в бедности в 1905 году в богадельне.
5. Многомоторный самолет «Илья Муромец»
Трудно сейчас поверить, но чуть больше ста лет назад считалось, что многомоторный самолет будет крайне сложным и опасным в управлении. Доказал абсурдность этих утверждений Игорь Сикорский, который летом 1913 года поднял в воздух двухмоторный самолет, получивший название Le Grand, а затем и его четырехмоторный вариант - «Русский витязь».
12 февраля 1914 года в Риге на полигоне Русско-Балтийского завода в воздух поднялся четырехмоторный «Илья Муромец». На борту четырехмоторного самолета было 16 пассажиров - абсолютный рекорд того времени. В самолете был комфортабельный салон, отопление, ванна с туалетом и… прогулочная палуба. С целью демонстрации возможностей самолета летом 1914 года Игорь Сикорский совершил на «Илье Муромце» перелет от Петербурга до Киева и обратно, установив мировой рекорд. Во время Первой мировой войны эти самолеты стали первыми в мире тяжелыми бомбардировщиками.
6. Квадролет и вертолет
Игорь Сикорский также создал и первый серийный вертолет, им стал R-4, или S-47, который компания Vought-Sikorsky начала выпускать в 1942 году. Это был первый и единственный вертолет, который участвовал во Второй мировой войне, на тихоокеанском театре военных действий, в качестве штабного транспорта и для эвакуации раненых.
Однако вряд ли военное ведомство США дало бы Игорю Сикорскому смело экспериментировать с вертолетной техникой, если бы не удивительная винтокрылая машина Георгия Ботезата, в 1922 году начавшего испытывать свой вертолет, который ему заказали американские военные. Вертолет первым реально отрывался от земли и мог держаться в воздухе. Возможность вертикального полета, таким образом, была доказана.
Вертолет Ботезата называли «летающим осьминогом» из-за его интересной конструкции. Это был квадрокоптер: четыре винта размещались на концах металлических ферм, а система управления располагалась в центре - точь-в-точь как у современных радиоуправляемых дронов.
7. Цветное фото
Цветная фотография появилась еще в конце XIX века, однако снимки того времени характеризовались смещением в ту или иную часть спектра. Российский фотограф был одним из лучших в России и, как и многие его коллеги по всему миру, мечтал добиться максимально натуральной цветопередачи.
В 1902 году Прокудин-Горский изучал цветное фотографическое дело в Германии, у Адольфа Мите, который к тому времени был всемирной звездой цветной фотографии. Вернувшись домой, Прокудин-Горский стал совершенствовать химию процесса и в 1905 году запатентовал свой собственный сенсибилизатор, то есть вещество, повышающее чувствительность фотопластинок. В результате ему удалось получать негативы исключительного качества.
Прокудин-Горский организовал ряд экспедиций по территории Российской империи, снимая и известных персон (например, Льва Толстого), и крестьян, храмы, пейзажи, заводы, - таким образом создав удивительную коллекцию цветной России. Демонстрации Прокудина-Горского вызвали большой интерес в мире и подтолкнули других специалистов к разработке новых принципов цветной печати.
8. Парашют
Как известно, идею парашюта предложил еще Леонардо да Винчи, а спустя несколько веков, с появлением воздухоплавания, начались регулярные прыжки из-под воздушных шаров: парашюты подвешивались под ними в частично раскрытом состоянии. В 1912 году американец Бэрри смог с таким парашютом покинуть самолет и, что немаловажно, живым опустился на землю.
Проблему решали кто во что горазд. Например, американец Стефан Банич изготовил парашют в виде зонта с телескопическими спицами, которые крепились вокруг туловища пилота. Эта конструкция работала, хотя все равно была не очень удобна. А вот инженер Глеб Котельников решил, что все дело в материале, и сделал свой парашют из шелка, упаковав его в компактный ранец. Котельников запатентовал свое изобретение во Франции в преддверии Первой мировой войны.
Но кроме ранцевого парашюта он придумал еще одну интересную вещь. Раскрываемость парашюта он испытывал, раскрывая его во время движения автомобиля, который буквально вставал как вкопанный. Так Котельников придумал тормозной парашют в качестве системы аварийного торможения для самолетов.
9. Терменвокс
История этого музыкального инструмента, издающего странные «космические» звуки, началась с разработки сигнализации. Именно тогда потомок французских гугенотов Лев Термен в 1919 году обратил внимание на то, что изменение положения тела близ антенн колебательных контуров влияет на громкость и тональность звука в контрольном динамике.
Все остальное было делом техники. И маркетинга: Термен показал свой музыкальный инструмент руководителю Советского государства Владимиру Ленину, энтузиасту культурной революции, а после демонстрировал его в Штатах.
Жизнь Льва Термена была сложной, он знал и взлеты, славу, и лагеря. Его музыкальный инструмент живет и поныне. Самая крутая версия - это Moog Etherwave. Терменвокс можно слышать у самых продвинутых и у вполне попсовых исполнителей. Это действительно изобретение на все времена.
10. Цветное телевидение
Владимир Зворыкин родился в купеческой семье города Мурома. Мальчик имел возможность с детства много читать и ставить всякие опыты - эту страсть к науке отец всемерно поощрял. Начав учиться в Петербурге, он узнал об электронно-лучевых трубках и пришел к выводу, что именно за электронными схемами будущее телевидения.
Зворыкину повезло, он вовремя уехал из России в 1919 году. Много лет работал и в начале 30-х годов запатентовал передающую телевизионную трубку - иконоскоп. Еще раньше он сконструировал один из вариантов принимающей трубки - кинескоп. А потом, уже в 1940-е годы, он разбил световой луч на синий, красный и зеленый цвета и получил цветное ТВ.
Кроме этого, Зворыкин разработал прибор ночного видения, электронный микроскоп и еще много всяких интересных вещей. Он изобретал всю свою долгую жизнь и даже на пенсии продолжал удивлять своими новыми решениями.
11. Видеомагнитофон
Компанию AMPEX создал в 1944 году русский эмигрант Александр Матвеевич Понятов, который взял для названия три буквы своих инициалов и добавил EX - сокращенное от «excellent». Поначалу Понятов производил звукозаписывающую аппаратуру, но в начале 50-х сосредоточился на разработке видеозаписи.
К тому моменту уже были опыты записи телеизображения, но они требовали огромного количества ленты. Понятов и коллеги предложили записывать сигнал поперек ленты, с помощью блока вращающихся головок. 30 ноября 1956 года в эфир вышли первые записанные ранее новости CBS. А в 1960 году компания в лице ее руководителя и основателя получила «Оскар» за выдающийся вклад в техническое оснащение индустрии кино и телевидения.
Судьба свела Александра Понятова с интересными людьми. Он был конкурентом Зворыкина, вместе с ним работал Рей Долби, создатель знаменитой системы шумопонижения, а одним из первых клиентов и инвесторов был знаменитый Бинг Кросби. И еще: по распоряжению Понятова около любого офиса обязательно высаживались березы - в память о Родине.
12. Тетрис
Давным-давно, 30 лет назад, в СССР была популярна головоломка «Пентамино»: нужно было укладывать на разлинованное в клеточку поле различные фигуры, состоящие из пяти квадратиков. Выпускались даже сборники задач, и шло обсуждение результатов.
С математической точки зрения такая головоломка была отличным тестом для компьютера. И вот научный сотрудник Вычислительного центра АН СССР Алексей Пажитнов написал такую программу для своего компьютера «Электроника 60». Но мощности не хватало, и Алексей убрал один кубик из фигурок, то есть сделал «тетрамино». Ну а потом пришла идея, чтобы фигурки падали в «стакан». Так появился тетрис.
Это была первая компьютерная игра из-за железного занавеса, а для очень многих вообще первая компьютерная игра. И хотя уже появилось много новых игрушек, тетрис по-прежнему привлекает своей кажущейся простотой и реальной сложностью.
В годы Советского Союза ученые постоянно работали над концептуальными и эксцентричными изобретениями, которые удивляли своим функционалом. Некоторые из таких вещей запускались в серийный выпуск, а остальные, к сожалению, так и не были воплощены в жизнь. Давайте посмотрим на амбициозные разработки времен Советского Союза, которые способны удивлять многих людей даже в наши дни.
Легендарный снегомобиль
Аэросани, известные под названием «Север-2», были сконструированы для советских вооружённых сил в 50-х годах 20-го века.
Множество роботов.Советский Союз действительно был хорош в создании роботов. На фото выше мы видим «Нержавеющего администратора», это робот, спроектированный и собранный гениальным советским акробатом, атлетом и иллюзионистом Анатолием Соколом. На фотографии он запечатлён вместе со своим созданием в 1966 году.
В Советском Союзе отлично удавалась игра Дженга с людьми вместо деревянных блоков. Это отлично продемонстрировано на фото репетиции церемонии открытия Олимпийских игр в 1980 году в Москве.
Фарфоровые собаки-космонавты
Популярный сувенир появился в СССР после того, как 3-го ноября 1957 года собака Лайка стала первым живым существом с планеты Земля, вышедшим на орбиту на борту космического аппарата «Спутник-2». За такие фигурки коллекционеры на e-Bay готовы раскошелиться.
Первый мобильный телефон.Алтай» - телефон размером с сегодняшний смартфон, с него можно было звонить на другой «Алтай», на таксофон или на обычный городской телефон. Он поступил в продажу в Советском Союзе в 1963 году, за 10 лет до того, как «Motorola» представила «первый мобильный телефон».
Многоканальный дисковый телефон
Тетрис, Дружественное напоминание о том, что «Тетрис» был изобретён в 1989 году в СССР.
Точная копия компьютера «Apple»«Агат-4» - клон «Apple II», был самым популярным персональным компьютером, произведённым в СССР.
Советский проект «умного дома» «СФИНКС»Эта «Суперфункциональная Интегрированная Коммуникативная Система» выглядит так, будто её взяли из голливудского научно-фантастического фильма 70-х годов.
Гигантская радиолокационная станция в Чернобыле,Бывший секретный военный объект Советского Союза. Говорили, что гигантская антенна использовалась для контроля над разумом советских людей. До сих пор полностью неизвестно, как использовалось это изобретение во времена «холодной войны».
Грандиозные автомобили
На фото САРБ «Старт», автобус с «плавниками».
Катомобиль, автомобиль-амфибия братьев Демидовых (1966)
Авто-аэромобиль (СССР, 1966). Колёса в движение приводил не двигатель, а пропеллер. На дороге автомобиль мог достигать скорости в 120 км/ч, в снегу на лыжах – 80 км/ч, а на воде, как автомобиль-амфибия, он развивал скорость до 50 км/ч.
ГАЗ-16, советский летающий автомобиль, 1962 год
Галактический электромобиль? Интересно, существует ли прототип?..
Фуникулёр на двоих, Крым, Ялта, 1968 год. Советская Украина.
Круглые бытовые приборы.
Текстиль с пропагандистскими рисунками
Легендарный реактивный поезд, теперь он стоит заброшенный где-то на просторах Сибири
Грандиозные неосуществлённые планы строительства.Дворец Советов - монумент славы СССР с гигантской статуей Ленина на вершине. Для того, чтобы освободить место для строительства в центре Москвы, был взорван храм Христа Спасителя (собор 1860 года был самой высокой православной церковью в мире). С началом Второй мировой войны сталь и бетон, которые должны были пойти на изготовление дворца, использовали для сооружения мостов во время обороны Москвы. Позже фундамент здания залили водой и организовали большой бассейн.
Дом аэрофлота должен был расположиться на площади Белорусского вокзала. Он был спроектирован архитектором Дмитрием Чечулиным как монумент в честь героизма советской авиации. Проект не был реализован.
Ещё одно так и не построенное здание, спроектированное Дмитрием Чечулиным в 30-х годах 20-го века.
Речные ракеты в период «холодной войны» и в 1980-х годах эта ржавая громадина была частью речного флота. На большой скорости ракета могла подниматься над водой и считалась героем российских рек.
Сейчас многие из них ржавеют в лесах.
В 30 годы 20 века в нашей стране наблюдался необычайной производственный и научный энтузиазм. Целая армия рационализаторов и изобретателей пыталась внести свой вклад в развитие молодой советской экономики. Многие инженерные идеи были настолько удивительны, что поражали своей смелостью даже писателей фантастов. Наша сегодняшняя тема представляет обзор первых выпусков киножурнала “Наука и техника”. Тема посвящена изобретениям, которые разработаны были в 30 годах в СССР. Эксперт – историк Николай Поликарпов. Ведущий Виктор Баталин.
История сохранила немало кинолент, которые запечатлели образцы технической мысли, изобретательство разных стран. В 30 годах в Советском Союзе тоже был создан научно-технический киножурнал. Назывался он Наука и Техника. Этот киножурнал имел огромный успех у зрителей. Когда мы смотрим выпуски, многие из показанных сюжетов вызывают удивление и восхищение. Какие были интересные идеи! Их воплощение не видно. Почему они не вошли в нашу повседневную жизнь?
Сверхскоростной шаропоезд
Был период, когда казалось, что человек может решить любые проблемы. Когда изобретательством занялись все те, кто раньше даже помыслить об этом не мог. Например, Николай Григорьевич Ярмольчук был изначально монтером железной дороги Курского направления. Николай Ярмольчук – советский инженер, изобретатель. Родился в 1890 году. В биографии указано, что в начале двадцатых годов он работал монтером на железной дороге, затем окончил Московское высшее техническое училище. И тут же получил второй диплом МЭИ. Во время учебы задумал построить так называемый шаропоезд. Это перспективный вид транспорта для молодого советского государства.
Автор предложил поезд, который бы ехал не на колесах с ребордами, а двигался на шароидах. Это шар со срезанными боковыми стенками, в котором размещался двигатель, который приводил его в движение. Первое его изобретение, когда он был еще монтером, описывало именно шар. Но позже он закончил Бауманский институт, потом МЭИ, и будучи инженером, понимая, как должно быть устроено технически его изобретение, сумел его довести до практического воплощения в виде модели.
Представленные на видео опытная модель создана в масштабе 1 к 5. Такой вагончик – это не просто макет, в нем могли размещаться люди в количестве 2 человека, но лежа, потому что сидя они не помещались. Демонстрационные вагончики жестяные, желоб деревянный. По этому деревянному жёлобу движется поезд, мы видим сверху над поездом натянута контактная подвеска. Устройство похоже на трамвай, но движется по специальному желобу деревянному.
Предполагалось, что полноразмерный такой поезд будет развивать скорость до 300 километров в час. это относится к 1931 году, постройка первого опытного пути на станционной моделью – 1933 год. Что время самолеты летали не быстрее 200 километров в час. Это изобретение было нечто удивительное по тем временам. Но реально этот прототип двигался со скоростью 70 километров в час. Дерево выдерживает такую скорость, потому что была небольшая нагрузка.
Идея была основана на том, что вращающийся шар по принципу Ваньки-Встаньки будет работать как гироскоп. На кривых, на поворотах, сам собой он будет стараться приходить в вертикальное положение. Идея была очень остроумная, поэтому за нее ухватились. Даже планировалось строить такие дороги по всей стране, предполагалось даже, что какие дороги будут опоясывать весь земной шар.
В начале 30 годов, а точнее в 1933 году была выпущено Постановление о строительстве будущей трассы. Планировалось протянуть ее от Москвы до Ногинска. Это должна была быть пассажирская трасса, на которой поезда среднего габарита должны были бы двигаться со средней скоростью 190 километров в час. Однако строительство так и не было начато. Все что было совершено, мы видим на этих кадрах. Опытный полигон, опытная кольцо протяженностью порядка 2 километров, построенная в районе станции Северянино.
Для реализации проекта коллегия наркомата путей сообщения направила с помощью изобретателю 89 человек – инженеров, техников, монтеров и плотников. Кроме того, Ярмольчук получил один миллион рублей на инженерно-конструкторские нужды. Вместо продуктового пайка бригаде проектировщиков был выделен участок под огород прямо на полигоне. На нем росла капуста, морковь и картофель. В 1933 году изобретатель демонстрировал свое детище в действии. Но, несмотря на успех, проект шаропоезда был закрыт.
Уже начиная с 1936 года разговоров о реализации проекта таких поездов уже не велась. Тем не менее автор репрессирован не был. Он продолжал дальше работать в качестве инженера, но уже к таким экзотическим проектом не возвращался.
Почему казалось бы такая замечательная и перспективная идея не получила воплощения? Во-первых, конечно из-за климата. У настоящего полноценного шара поезда желоб должен был быть бетонный. Естественно, снег и вода в нем бы накапливались. Это стало бы серьезной проблемой. Если снежные заносы обычный локомотив сам в состоянии преодолеть, здесь любая наледь может привести к тому, что шар выскочит из желоба, тем более на скорости 300 километров в час. Если бетонные желоба можно было отлить на заводе, то стрелки получались очень массивные, тяжелые. Это серьезное инженерное сооружение, требующее мощных механизмов, которые усилием стрелочника вручную никаким образом нельзя было сдвинуть с места.
Другие изобретения 30 годов, которые были созданы в СССР, смотрите на видео.
Изобретения 30 годов со всего мира
4 декабря 1948 года государственный комитет Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство зарегистрировал за номером 10475 изобретение учеными Бруком и Рамеевым цифровой электронной вычислительной машины. Название «ЭВМ», принятое в русскоязычной научной литературе, является синонимом компьютера. Это изобретение изменило жизнь всего человечества. СССР был одним из первых, кто создал подобную машину.
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР
В 1948 г. И.С. Брук совместно с молодым ученым Б.И. Рамеевым разработал проект цифровой вычислительной машины с жестким программным управлением. В октябре того же года ученые представили соответствующий проект в Академию наук СССР, а затем приступили к программированию. Спустя некоторое время государственный комитет Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство выдал И.С. Бруку и Б.И. Рамееву Авторское право № 10475 на изобретение цифровой вычислительной машины от 4 декабря 1948 г. Это был первый документ в истории нашей страны, касавшийся информационных технологий. И.С. Брук первым выдвинул и осуществил идею создания малых вычислительных машин для использования в научных лабораториях. Под его руководством в 1950-1951 гг. была создана первая в стране малая цифровая электронно-вычислительная машина с хранимой в памяти программой M-I. Машина была укомплектована,730 электронными лампами. Запущенная в опытную эксплуатацию в начале 1952 г., она оказалась единственной в России действующей ЭВМ.
Позже в 1968 году Арсений Анатольевич Горохов запатентовал в СССР за 8 лет до Apple персональный компьютер.
СВЧ-ПЕЧЬ
13 июня 1941 года в газете «Труд» была описана специальная установка, использовавшая токи ультравысокой частоты для обработки мясных продуктов. Она была разработана в лаборатории магнитных волн Всесоюзного научно-исследовательского института мясной промышленности. Приготовление окорока занимало всего 15–20 минут вместо 5–7 часов по прежней технологии. В США патент на микроволновую печь был выдан в 1946 году.
Фото:earth-chronicles. ru
ПЕРВЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ
Пилотируемый корабль «Восток», запуск которого состоялся 12 апреля 1961 года, стал первым в мире космическим аппаратом, позволившим осуществить полёт человека в космическое пространство. Михаил Клавдиевич Тихонравов, работавший в ОКБ-1, начал работу по созданию пилотируемого космического корабля весной 1957 года. К апрелю 1960 года был разработан эскизный проект корабля-спутника «Восток-1».
ПЕРВЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ
Запуск первого ИСЗ, ставшего первым искусственным небесным телом, созданным человеком, был осуществлен в СССР 4 октября 1957 и явился результатом достижений в области ракетной техники, электроники, автоматического управления, вычислительной техники, небесной механики и других разделов науки и техники. С помощью этого ИСЗ впервые была измерена плотность верхней атмосферы (по изменениям его орбиты), исследованы особенности распространения радиосигналов в ионосфере, проверены теоретические расчёты и основные технические решения, связанные с выведением ИСЗ на орбиту.
ОБНИНСКАЯ АЭС - ПЕРВАЯ В МИРЕ АТОМНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ
Запущена 27 июня 1954 года в посёлке Обнинское Калужской области (сейчас город Обнинск), на базе «Лаборатории В». Была оснащена одним уран-графитовым канальным реактором с водяным теплоносителем АМ-1.
Опыт эксплуатации первой атомной станции позволил приступить к реализации широкомасштабной программы по строительству новых АЭС в СССР. В 2002 году реактор Обнинской АЭС был заглушён.
Фото:novostienergetiki. ru
ПЕРВЫЙ ЛАЗЕРНЫЙ ГЕНЕРАТОР
Еще в 1916 году гениальный ученый Альберт Эйнштейн предсказал существование явления вынужденного излучения - физической основы работы любого лазера. Однако сам лазер изобрели несколько позже советские ученые.
В 1954 году в СССР появился первый микроволновой генератор - лазер на аммиаке. Его создатели ученые Таунс, Басов и Прохоров. В 1964 году за это достижение они получили Нобелевскую премию по физике.
Басов Н.Г. с мазером1. Фото:lebedev. ru
КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА «ТЕТРИС»
Всемирно известная игра была изобретена в СССР Алексеем Пажитновым в 1984 году. Идею «Тетриса» ему подсказала купленная им игра в пентамино. Игра быстро распространилась по Москве и далее по всему миру. Несколько месяцев спустя про игру узнал импортер программного обеспечения из Венгрии - Роберт Стейн. Стейн поехал в Москву, где он встретился с Алексеем Пажитновым, и договорился о лицензии на выпуск игры. По какой-то неизвестной для Стейна причине Пажитнов подарил ему тетрис и дальше продвижением игры по всему миру занимался именно Стейн.
Фото: Tetris Company