SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое.
Многие страны вступили во Вторую мировую войну с устаревшими типами боевых самолётов. Это касается, в первую очередь, стран антифашистской коалиции, в то время как страны «оси», первыми приступившие к активным операциям (Германия, Япония), заблаговременно перевооружили свою авиацию. Качественным превосходством авиации «оси», сумевшей завоевать господство в воздухе, над авиацией западных держав и СССР во многом объясняются успехи немцев и японцев на начальных этапах Второй мировой войны.
ТБ – сокращение от «тяжёлый бомбардировщик». Был создан в конструкторском бюро А.Н. Туполева ещё в 1930 году. Оснащённый четырьмя поршневыми моторами, самолёт развивал максимальную скорость менее 200 км/ч. Практический потолок составлял менее 4 км. Хотя самолёт и был вооружён несколькими (от 4 до 8) 7,62-мм пулемётами, при своих тактико-технических характеристиках (ТТХ) он был лёгкой добычей истребителей и мог использоваться только при сильном истребительном прикрытии или против такого врага, который не ждал нападения. ТБ-3 при низкой скорости и высоте полёта и огромных размерах был удобной мишенью для зенитной артиллерии, в том числе и ночью, так как хорошо подсвечивался прожекторами. Фактически, он морально устарел почти сразу после его принятия на вооружение. Это показала начавшаяся уже в 1937 году японо-китайская война, где ТБ-3 воевали на китайской стороне (некоторые – с советскими экипажами).
В том же 1937 году производство ТБ-3 прекратилось, а в 1939 году он был официально снят с вооружения бомбардировочных эскадр. Тем не менее, его боевое применение продолжалось. Так, в первый день советско-финляндской войны они бомбили Хельсинки и добились там успеха, поскольку финны не ожидали нападения. К началу Великой Отечественной войны в строю оставалось ещё более 500 ТБ-3. Из-за огромных потерь советской авиации в первые недели войны, предпринимались неэффективные попытки использовать ТБ-3 как ночной бомбардировщик. В связи с вводом в строй более совершенных машин, к концу 1941 года ТБ-3 полностью переквалифицировали в военно-транспортный самолёт.
Или АНТ-40 (СБ – скоростной бомбардировщик). Этот двухмоторный моноплан также разрабатывался в бюро Туполева. К моменту принятия на вооружение в 1936 году был одним из лучших фронтовых бомбардировщиков в мире по своим ТТХ. Это показала начавшаяся вскоре гражданская война в Испании. СССР в октябре 1936 года поставил Испанской Республике первые 31 СБ-2, всего туда в 1936-1938 гг. поступило 70 этих машин. Боевые качества СБ-2 оказались достаточно высокими, хотя их интенсивное боевое применение привело к тому, что к моменту поражения Республики уцелело только 19 этих самолётов. Особенно ненадёжными оказались их двигатели, поэтому франкисты переоборудовали трофейные СБ-2 французскими моторами и в таком виде использовали их как учебные до 1951 года. СБ-2 также неплохо зарекомендовали себя в небе Китая до 1942 года, хотя могли использоваться только под истребительным прикрытием – без него они становились лёгкой добычей японских истребителей «Зеро». У врагов появились более совершенные истребители, и СБ-2 к началу 40-х годов морально полностью устарел.
К началу Великой Отечественной войны СБ-2 был основным самолётом советской бомбардировочной авиации – на его долю приходилось 90% машин этого класса. В первый же день войны они понесли большие потери ещё на аэродромах. Их боевое использование, как правило, заканчивалось трагически. Так, 22 июня 1941 года 18 СБ-2 предприняли попытку нанести удар по немецким переправам через Западный Буг. Сбиты все 18. 30 июня 14 СБ-2 вместе с группой других самолётов атаковали немецкие механизированные колонны при переправе через Западную Двину. Потеряно 11 СБ-2. На следующий день при попытке повторить атаку в том же районе, все девять участвовавших в ней СБ-2 были сбиты немецкими истребителями. Эти неудачи заставили тем же летом прекратить производство СБ-2, а оставшиеся такие машины использовать в качестве ночных бомбардировщиков. Эффективность их бомбометания была невысока. Тем не менее, СБ-2 продолжали числиться в боевом составе до 1943 года.
Самолёт конструкции Н.Н. Поликарпова был основным истребителем советских ВВС в первый год войны. Всего было произведено около 10 тысяч штук этих машин, почти все из которых были уничтожены или потерпели аварию до конца 1942 года. И-16 обладал многими достоинствами, которые проявились во время войны в Испании. Так, у него было убирающееся шасси, он вооружался автоматическими авиационными 20-мм пушками. Но максимальная скорость 470 км/ч была уже явно недостаточна для борьбы с вражескими истребителями в 1941 году. И-16 понесли большие потери уже в небе Китая от японских истребителей в 1937-1941 гг. Самый же главный недостаток заключался в плохой управляемости. И-16 был нарочно сделан динамически неустойчивым, так как ошибочно предполагалось, что это качество затруднит огонь противника по нему. Это, в первую очередь, затрудняло его управление своими лётчиками и делало невозможным целенаправленное маневрирование в бою. Самолёт часто сваливался в штопор и разбивался. Явное боевое превосходство немецких Ме-109 и высокая аварийность заставили снять И-16 с производства в 1942 году.
Французский истребитель Morane-Saulnier МS.406
Отсталость И-16 наглядно видна при его сравнении с МS.406, который составлял основу французской истребительной авиации к началу Второй мировой войны, но уже заметно уступал тогда по своим ТТХ немецкому Ме-109. Он развивал скорость до 480 км/ч и во время принятия его на вооружение в 1935 году был первоклассным самолётом. Его превосходство над советскими машинами того же класса сказалось в Финляндии зимой 1939/40 г., где, пилотируемые финскими лётчиками, они сбили 16 советских самолётов, потеряв лишь один свой. Но в мае-июне 1940 года в небе над Бельгией и Францией в боях с немецкой авиацией соотношение потерь оказалось обратным: 3:1 больше у французов.
Итальянский истребитель Fiat CR.32
Италия, в отличие от главных держав «оси», мало сделала для модернизации своих ВВС к началу Второй мировой войны. Самым массовым истребителем оставался биплан Fiat CR.32, принятый на вооружение в 1935 года. Для войны с Эфиопией, не имевшей авиации, его боевые качества были блестящими, для гражданской войны в Испании, где CR.32 сражались за франкистов, казались удовлетворительными. В начавшихся летом 1940 года воздушных боях не только с английскими «Харрикейнами», но и с уже упомянутыми французскими МS.406, тихоходные и слабо вооружённые CR.32 были абсолютно беспомощными. Уже в январе 1941 года его пришлось снять с вооружения.
Перед началом Второй мировой войны болгарские ВВС получили поистине "царский" подарок. В марте 1939 года Германия оккупировала Чехословакию. Встал вопрос, что делать с самолетами чехословацких ВВС. Немцы предложили их болгарам, которые искали дешевый источник увеличения собственных ВВС, благо опыт уже был - так, Венгрии после аншлюса Австрии были проданы австрийские истребители итальянской постройки Fiat CR.32. Причем болгары покупали самолеты за 60 % их первоначальной стоимости, расплачиваясь не деньгами, а поставками табака и сельскохозяйственных продуктов. Обе стороны остались крайне довольны сделкой: немцы тем, что им удалось не бесплатно сбыть абсолютно ненужные им самолеты, а болгары - резким увеличением своих военно-воздушных сил.
Всего Болгария получила:
- 72 (по другим данным - 78) истребителей Avia B-534, в основном модификаций srs.III и srs.IV. Истребитель был оснащен двигателем Hispano-Suiza HS 12Ybrs, мощностью 850 л.с., позволявшим развить максимальную скорость 394 км/ч. Вооружение составляли 4 синхронных 7,7-мм пулемета Модель 30 в передней части фюзеляжа и 6 20-кг бомб на подкрыльных стойках;
Истребитель Avia B-534 ВВС Болгарии
60 разведчиков-легких бомбардировщиков Letov S.328. Самолет развивал максимальную скорость 280 км/ч и был вооружен двумя 7,92-мм пулеметами vz.30 (по 400 патронов); двумя такими же пулеметами (по 420 патронов) для защиты задней полусферы и мог нести до 500 кг бомб;
Многоцелевой самолет Letov S.328 ВВС Болгарии
32 средних бомбардировщика Avia B-71, представлявших собой копию советского СБ, выпускавшуюся в Чехословакии по лицензии, с чешскими двигателями Avia Hispano-Suiza 12 Ydrs и чешским же вооружением. Они предназначались для двух эскадрилий 5-го бомбардировочного авиаполка, дислоцированного в Пловдиве. В болгарских ВВС самолет получил официальное обозначение "Avia" B-71 "Жерав" ("журавль") или "Катюшка". Болгарские летчики отмечали адский холод зимой, особенно в кабине штурмана, в продуваемой через вертикальные щели пулеметной установки, сильную вибрацию моторам, плохой обзор всех членов экипажа, отсутствие нормальной связи между членами экипажа (имеющаяся пневмопочта была анахронизмом времен царя Гороха), малую бомбовую нагрузку (всего полтонны бомб), частые отказы гидросистемы выпуска шасси. Претензий не было только к двигателям Испано-Сюиза чешского производства и чешским приборам (радиостанция, бомбовый прицел и т.д.);
Бомбардировщик Avia B.71 1-ой аэ 5-го абп болгарских ВВС
12 средних бомбардировщиков Aero MB.200 (французские бомбардировщики Bloch MB.200, выпущенные по лицензии в Чехословакии). В годы войны их применяли для патрулирования Черноморского побережья;
Бомбардировщик Aero MB.200 ВВС Болгарии
28 учебных самолетов фирмы Avia и 1 бомбардировщик Aero А-304.
В сентябре 1939 года был принят новый опознавательный знак - чёрный Андреевский крест на фоне белого квадрата с черной окантовкой. По существу, это был возврат к опознавательному знаку, использовавшемуся болгарской авиацией в конце Первой мировой войны, только крест был черного, а не зеленого цвета. Этот опознавательный знак просуществовал до 1944 года.
Таким образом, к концу 1939 года ВВС Болгарии имели в своем составе следующие подразделения:
1-ю армейскую авиагруппу майора Васила Валкова, базировавшуюся на аэродроме Божуриште. Они имела в своем составе 36 легких польских бомбардировщика PZL P-43 (три эскадрильи по 12 самолетов) и 11 тренировочных самолётов разных типов, входивших в учебную эскадрилью;
2-ю истребительную авиагруппу майора К. Георгиева, базировавшуюся на аэродроме Карлово. В ее составе было 60 бывших чехословацких истребителей Avia B-534 (четыре эскадрильи по 15 самолетов) и 11 тренировочных самолётов разных типов входивших в учебную эскадрилью;
3-ю разведывательную авиагруппу майора Е. Карадимчева, базировавшуюся на аэродром Ямбол. В ее составе было 48 бывших чехословацких многоцелевых самолетов Letov S.328 (четыре эскадрильи по 12 самолетов) и 12 тренировочных самолётов;
4-ю армейскую авиагруппу майора И. Иванова, базировавшуюся на аэродроме Горна-Оряховица в 194 км северо-восточнее Софии;
5-ю бомбардировочную авиагруппу майора С. Стойкова, базировавшуюся на аэродроме в Пловдиве. В ее составе было 3 эскадрильи по 12 бомбардировщиков Avia B-71. В учебную эскадрилью входили 15 Dornier Do 11 и Aero MB.200;
Офицерскую авиашколу во главе с майором М. Димитровым, размещавшуюся на аэродроме Враждебна около Софии, располагавшую 62 учебными самолетами разных типов, в основном немецкими Fw.44 Steiglitz;
Учебно-тренировочный самолет Fw.44 Steiglitz люфтваффе
Авиашколу под командованием майора Г. Дреникова на аэродроме Казанлык, имевшую в своем составе 52 учебных самолета;
Истребительную авиашколу в Карлово;
Авиашколу слепых полетов в Пловдиве.
В середине 1940 года в болгарской авиации сформировали полки, и ее организационная структура приобрела следующий вид:
Два самолета составляли пару (двойку);
Четыре самолета или две пары составляли звено (крило);
Эскадрилья (ято) состояла из 3 звеньев (12 самолетов);
Авиагруппа (орляк) состояла из 3 эскадрилий и насчитывала в своем составе 40 самолетов;
В состав авиаполка (полк) входили 3 авиагруппы, и его численность составляла 120 самолетов.
Фактически это было копированием структуры Люфтваффе, и болгарский авиаполк был аналогом немецкой авиагруппы (нем. Geschwader).
С целью увеличения обученного командного состава летом 1940 года 20 болгарских пилотов было отправлено на обучение в итальянскую военно-воздушную академию в г. Казерта, в 25 км севернее Неаполя.
Впрочем, несмотря на значительный количественный рост, болгарская авиация по прежнему уступала своим соперникам в регионе. Прежде всего это касалось истребителей: болгарские бипланы не могли противостоять югославским Messerschmitt Bf.109 и Hawker HURRICANE; греческим Bloch MB.152 ; румынским Heinkel Hе.112 и турецким Morane-Saulnier M.S.406. Все попытки купить их за границей заканчивались ничем. Попытка купить во Франции 20 истребителей Bloch MB.152 закончилась неудачей, поскольку немцы запретили правительству Виши продавать их болгарам.
Французский истребитель Bloch MB.152
Впрочем, немцы разрешили болгарам купить 12 ненужных им чехословацких истребителей Avia Av-135 и 62 мотора к ним. Истребитель был венцом чехословацкой предвоенной авиационной мысли, развивал максимальную скорость до 534 км/ч и был вооружен 20-мм пушкой MG FF и двумя 7,92-мм пулеметами wz. 30. Истребитель настолько понравился болгарам, что они даже пытались организовать его собственное производство на заводе в Ловече, планируя выпустить 50 единиц. Однако наладить сборку столь современного самолета слабая болгарская промышленность не смогла. К тому же после поставки первых 35 моторов все мощности фирмы "Авиа" понадобились под заказы Люфтваффе, и Министерство авиации Германии аннулировало контракт.
Истребитель Av-135 ВВС Болгарии
Впрочем, в том же 1940 году немцы решили укрепить болгарские ВВС и поставили первые 10 современных истребителей Messerschmitt Bf.109Е-3.
Также немцы продали болгарам 12 бомбардировщиков Dornier Do 17 модификаций М и Р, которые только что отлетали военную кампанию во Франции. Фирма Дорнье скупила их из действующих авиачастей, отремонтировала, подновила на своих заводах и перепродала Болгарии. Самолеты Do 17M списывались из частей Люфтваффе как устаревшие, но, по мнению немцев, они вполне могли сойти за современные для болгарской авиации. 6 декабря 1940 года Do 17M вошли в состав военно-воздушных сил Болгарии. Они поступили на вооружение 4-й эскадрильи 5-го бомбардировочного полка, который располагался в Пловдиве. В Болгарию самолеты поступали без механизма бомбосбрасывания, который устанавливался на месте и был рассчитан под чехословацкие бомбы.
Бомбардировщик Do 17P из 5-го бомбардировочного орляка ВВС Болгарии
Также было передано 38 учебно-тренировочных самолетов: 14 Bucker BU.131 JUNGMANN и 24 Arado Ar.96.
Bu.131 Люфтваффе
Arado Ar.96 Люфтваффе
Таким образом, численность болгарских самолетов достигла 580 единиц, но это число было внушительным только на бумаге, поскольку абсолютное большинство из них были либо устаревших моделей, либо учебными самолетами.
В августе 1940 г. Болгария предъявила территориальные претензии Румынии, потребовав возврата южной части нагорья Добруджа, потерянной в результате поражения во Второй Балканской войне в 1913 г. По предложению Германии и Италии вопрос о территориальных претензиях Румынии со стороны Болгарии и Венгрии был передан на рассмотрение специального Международного арбитражного суда в Вене. В результате по решению этого суда Болгария 7 сентября 1940 г. получила обратно требуемые территории. 17 октября 1940 года Германия официально предложила Болгарии присоединиться к Берлинскому пакту. В 1940 году немцы начали переоборудование портов Варна и Бургас для размещения боевых кораблей. Зимой 1940-41 гг. в Болгарию направили специальную группу советников люфтваффе, чьей главной задачей было организовать подготовку болгарских аэродромов к приему немецких самолетов. Одновременно в Болгарии началось строительство сети новых аэродромов, общее число которых должно было достигнуть пятидесяти. 1 марта 1941 г. в Вене были подписаны документы о присоединении Болгарии к пакту "Рим - Берлин - Токио".
2 марта 1941 года немецкая 12-я армия вступила на территорию Болгарии с территории Румынии, на территории страны были размещены подразделения 8-го авиакорпуса люфтваффе.
Утром 6 апреля 1941 г. началось немецкое вторжение в Грецию и Югославию. Болгария являлась союзником Третьего рейха и предоставила свою территорию для размещения немецких войск и авиации, однако болгарские вооружённые силы не принимали участия в боевых действиях. В это же время югославские и английские самолеты совершили несколько налетов на болгарские приграничные города, вызвав панику среди местного населения. Однако Болгария не стала предпринимать никаких ответных шагов, и ее армия осталась на месте.
19-20 апреля 1941 года в соответствии с соглашением между Германией, Италией и правительством Болгарии части болгарской армии без объявления войны пересекли границы с Югославией и Грецией и оккупировали территории в Македонии и Северной Греции.
Болгарские войска входят в Вардар, Македония (апрель 1941)
В результате в сентябре 1940 - апреле 1941 г. в состав Болгарии вошли 42 466 км² территории с населением 1,9 млн. чел. Всего в сентябре 1940 г. - апреле 1941 г. Болгария, не участвуя в боевых действиях, увеличила свою территорию на 50%, а численность населения - на треть. Возникла "Великая Болгария от Чёрного до Эгейского моря".
В свою очередь, болгарские ВВС получили 11 трофейных югославских бомбардировщиков Do-17Kb-l, которые были изготовлены по немецкой лицензии на авиазаводе в г. Кралево (Kraljevo), в 122 км южнее Белграда.
Бомбардировщик Do 17K ВВС Югославии
Несмотря на то, что Болгария занимала крайне осторожную позицию, в 1941 г. ей так и не удалось уклониться от участия в боевых действиях. За день до нападения на СССР военный атташе при немецком посольстве в Софии обратился в штаб болгарской авиации с просьбой направить болгарские самолеты на защиту немецких морских коммуникаций в Эгейском море.
В результате по приказу начальника штаба болгарской авиации на основе самолетов и экипажей 5-го бомбардировочного полка была создана специальная смешанная группа, состоявшая из штаба и двух эскадрилий, оснащенных 9 Do-17 и 6 Avia B-71.
23 июня болгарские бомбардировщики были переброшены на бывший греческий аэродром Кавала на побережье Эгейского моря, на котором уже с 5 мая находилась 443-я болгарская разведывательная эскадрилья. Вместе с экипажами немецких разведывательных гидросамолетов болгарские пилоты вели поиск английских подводных лодок на пути следования немецких конвоев севернее острова Крит. При этом необходимо заметить, что тогда Болгария еще не была в состоянии войны с Англией (она объявила войну Англии и США только 13 декабря 1941 г.). Всего с 23 июня 1941 г. по 3 января 1942 г. болгарские бомбардировщики совершили над Эгейским морем 304 патрульных полета, но только в двух из них имели визуальный контакт с вражескими подлодками.
31 июля 1941 года немецкое командование также привлекло болгарскую авиацию к обеспечению противолодочной обороны своих морских конвоев, шедших через болгарские территориальные воды в Черном море от румынских портов к проливу Босфор и обратно. Специально для выполнения этой задачи 4 августа 1941 г. была сформирована "сборная эскадрилья" ("сборно войсково ято"), которая первоначально была оснащена 9 самолетами Letov S-328. Всего с 6 августа и до конца 1941 г. болгарские S-328 совершили 68 боевых вылетов, в т.ч. 41 на противолодочное сопровождение конвоев, обеспечив проводку 73 транспортных судов.
Задокументировано 5 случаев боевого контакта болгарских самолетов с советскими подводными лодками летом-осенью 1941 г.
Зимой 1941-42 гг. Германия передала болгарской авиации еще 9 истребителей Messerschmitt Bf-109E-7, однако затем поставки немецких самолетов полностью прекратились, немцам не хватало самолетов для себя и они не собирались передавать их болгарам, не участвующим в боевых действиях.
Впрочем, такая ситуация продолжалась недолго. 12 июля 1942 года 13 американских бомбардировщиков B-24D, атаковавших нефтепромыслы в румынском Плоешти, пролетели над территорией Болгарии. Для их перехвата в воздух по тревоге были подняты истребители Avia В-534 из 612-й и 622-й истребительных эскадрилий. Однако болгарские пилоты ничего не смогли сделать, поскольку их устаревшие бипланы даже не имели возможности догнать тяжелые четырехмоторные "Либерейторы": истребитель Avia В-534 имел максимальную скорость 415 км/ч, в то время как бомбардировщик B-24D мог развивать скорость 488 км/ч.
Учитывая этот факт, в декабре 1942 г. немцы все-таки приняли решение направить в Болгарию 16 истребителей Messerschmitt Bf-109G-2, которые прибыли в марте 1943 г. Затем летом в Болгарию прибыли еще 13 таких же истребителей.
Истребитель Messerschmitt Bf-109G-2 ВВС Болгарии
Также зимой 1942-43 г. в Болгарию прибыли 12 гидросамолетов Аг-196, которые были направлены в 161-ю прибрежную эскадрилью, размещенную на Черноморском побережье.
Гидросамолет-разведчик Arado Аг-196 ВВС Болгарии (с опознавательными знаками 1944-1946 г.г.)
Впрочем, немцы обещали компенсировать поставки французскими самолетами, 1876 единиц которых было захвачено ими в ходе оккупации южной части Франции, ранее подконтрольной правительству Виши. Болгарам планировали передать 246 истребителей Dewoitine D.520 и 37 бомбардировщиков Bloch 210. Но надеждам Болгарии на существенную модернизацию своей авиации в очередной раз не суждено было сбыться - большая часть этих самолетов осела в авиашколах Люфтваффе, а часть была передана итальянцам. В результате Болгарии осталось только 96 истребителей D.520, да и из них к августу 1943 г. еще ни один не был передан болгарской авиации. Dewoitine D.520 по праву считался лучшим французским предвоенным истребителем, не уступавшим не только немецким "мессершмиттам", но и английским и американским истребителям. Оснащенный двигателем Hispano-Suiza 12Y 45, мощностью 935 л.с. , он развивал максимальную скорость 534 км/ч и был вооружен одной установленной в фюзеляже и стрелявшей через втулку винта 20-мм пушкой HS 404 и четыре крыльевых 7,5-мм пулемета MAC 34 M39.
Истребитель Dewoitine D.520 ВВС Болгарии
1 августа 1943 г. с аэродромов в Северной Африке в районе Бенгази поднялось для очередной бомбардировки нефтепромыслов в Плоешти около 170 американских бомбардировщиков B-24D. На их перехват поднялись истребители Avia В-534 и 10 Bf-109G-2. Впрочем, поняв, что бомбардировщики летят в Румынию, болгары не стали их преследовать, однако решили перехватить возвращающиеся самолеты.
Для пилотов безнадежно устаревших бипланов Avia В-534, вооруженных 4 7,92-мм пулеметами, встреча с "Либерейторами", каждый из которых имел на борту по 10 12,7-мм пулеметов, была крайне рискованной, если не сказать просто самоубийственной. Американские бомбардировщики, лишенные бомб и большей части топлива, без особых проблем уходили от болгарских бипланов. И только несколько пилотов 1-й авиагруппы, спикировав с большой высоты, смогли приблизиться и обстрелять "Либерейторы". Один из бортстрелков 98BG затем вспоминал:
"Я от удивления протер глаза - что это была за война? Первая мировая? Это выглядело, как будто произошел сдвиг во времени. Внезапно появились эти маленькие бипланы, которые выглядели в общем и целом как старые Curtiss "Hawk". Я был поражен, заметив, что они обстреляли нас, прежде чем снова исчезнуть".
Впрочем, болгарским летчикам на Bf-109G-2 удалось сбить 3 американских "Либерейтора".
28 августа 1943 г. Борис III, чья фигура долгие годы сплачивала вокруг себя всех болгар, внезапно скончался. Новым царем Болгарии стал его несовершеннолетний сын Симеон II, от имени которого страной стали управлять три выбранных регента. С этого момента в стране начался процесс постепенной эрозии всей политической системы.
Однако это никак не сказалось на усилении болгарской авиации. Сначала рейхсмаршал Геринг объявил, что в качестве подарка передаст Болгарии 48 Bf-109G, а затем в сентябре на аэродроме Карлово состоялась торжественная церемония передачи первых 48 истребителей D.520. Кроме того, осенью 1943 г. болгары получили 12 пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju-87R-2/R-4, которым они затем дали название "Щука".
Пикирующий бомбардировщик Junkers Ju-87R
Тем временем война подходила все ближе и ближе к границам Болгарии. 21 октября около 40 американских самолетов появились над столицей Македонии городом Скопье, и болгарским истребителям удалось сбить американский истребитель Р-38 "LIGHTNING".
14 ноября самолеты 12-й воздушной армии США - 91 бомбардировщик В-25 "MITCHELL" под прикрытием 40 Р-38 - совершили первый налет на Софию. Воздушная тревога была объявлена с опозданием, и болгарские истребители смогли атаковать их только уже на отходе. Им удалось сбить Р-38 и повредить 2 бомбардировщика, при этом они потеряли истребитель и его пилота, а еще 2 самолета, получив повреждения, совершили вынужденные посадки.
Следующий налет на Софию состоялся через неделю, 24 ноября, когда из 60 бомбардировщиков B-24D из 15-й воздушной армии США цели смогли достигнуть только 17. На этот раз болгарские истребители были готовы к налету, подняв 24 D.520 и 16 Bf-109G-2, которым удалось сбить 2 B-24D, повредив еще 2 и 2 прикрывавших их Р-38, ценой потери одного истребителя, и еще 3 совершили вынужденные посадки.
10 декабря в третьем налете на Софию участвовал 31 B-24D, которых снова прикрывали Р-38. Им навстречу взлетели 22 D.520 и 17 Bf-109G-2. В ходе воздушного боя болгары заявили, что смогли повредить 3 B-24D и 4 Р-38. В свою очередь, американцы утверждали заявили, что сбили 11 "Девуатинов", потеряв при этом лишь один "Лайтнинг", но в действительности болгары потеряли тогда только один D.520.
Последний в 1943 г. налет на Софию прошел 20 декабря. В нем участвовали уже 50 В-24 из 15-й воздушной армии США, которых сопровождали 60 Р-38. В воздух поднялись 36 болгарских D.520 и 20 Bf-109G-2. В тот день в воздушных боях ими было сбито 7 "Лайтнингов" и еще один Р-38 поврежден.
Американцы потеряли сбитыми и 4 B-24D, два из которых были на счету поручика Димитара Списаревского. Сначала он огнем из бортового сбил один, а затем своим Bf-109G-2 протаранил второй "Либерейтор". Списаревский при этом погиб.
Поручик Димитар Списаревский
Интересно, что посольство Японии попросило болгарское министерство обороны сообщить все обстоятельства тарана, совершенного Списаревским. Затем его действия подробно освещались в японской прессе, подвиг болгарского лётчика приводился в качестве примера для подражания японским пилотам, готовившимся стать камикадзе.
Кроме того, еще 5 "Либерейторов" было повреждено. Американцы утверждали, что 20 декабря сбили 28 болгарских истребителей. Однако в действительности болгары, кроме Bf-109G-2 поручика Списаревского, потеряли только один самолет, который был сбит Р-38; его пилот погиб. Еще 2 болгарских истребителя, получив повреждения, совершили вынужденные посадки.
Вот что о том бое говорили сами американцы, например, лейтенант Эдуард Тинкер, пилот "Лайтнинга" прикрытия (его самолёт также был сбит, и он был пленён в том самом бою):
"Болгарские лётчики сражаются с таким ожесточением, как если бы они защищали самую дорогую святыню мире. Для меня они полностью исчерпывают понятия непревзойдённой ярости в авиации."
Налеты американских бомбардировщиков сильно сказались на моральном состоянии болгарского гражданского населения. Поэтому болгарское правительство просит Германию о возможности посылки в Софию 100 немецких истребителей с соответствующим наземным персоналом и о немедленной поставке 50 истребителей.
На этот раз Германия серьезно отнеслась к просьбе Болгарии. Люфтваффе направили на защиту Софии одну истребительную группу, начали переподготовку 50 болгарских пилотов и предоставили болгарской авиации дополнительную материальную помощь. В течение января - февраля 1944 г. ей было передано 40 Bf-109G-6, 25 Bf-109G-2, 32 Ju-87D-3/D-5, 10 FW-58, 9 Bu-131 и 5 Аг-96В. Однако большинство новых самолетов прибыли в Болгарию уже после т. н. "черного понедельника".
В понедельник 10 января 1944 г. на Софию было совершено два налета. Около полудня над городом под мощным истребительным прикрытием появились 180 В-17, а вечером его атаковали 80 английских бомбардировщиков. В результате в Софии были уничтожены 4100 зданий, погибли 750 и были ранены 710 человек. В отражении налетов участвовали 70 болгарских и 30 немецких истребителей, которым удалось сбить 8 бомбардировщиков и 5 Р-38.
София после англо-американских бомбардировок
16, 17 и 29 марта город подвергся новым налетам. Но самый мощный налет состоялся 30 марта. В нем участвовали 450 тяжелых бомбардировщиков: американские В-17 и В-24 и английские "Галифаксы", которых сопровождали 150 Р-38. В результате бомбежки в Софии было отмечено около двух тысяч пожаров.
Чтобы отразить налет, болгары подняли в воздух 73 самолета: с аэродрома Карлово взлетели 34 D.520 и 39 Bf- 109G-6. Кроме того, взлетели и 4 учебных биплана Avia В-534, которые, как ни удивительно, смогли повредить один "Либерейтор". В ходе воздушного боя было сбито 8 бомбардировщиков и 5 повреждено, 3 истребителя и 1 поврежден. В то же время болгары потеряли 5 истребителей и еще 2 совершили вынужденные посадки. 3 пилотов погибли, а один пока опускался на парашюте, был обстрелян американцами и получил тяжелое ранение.
17 апреля 1944 г. в 11.35 на Софию совершили очередной налет 350 В-17, летевших четырьмя "волнами", которых сопровождали 100 истребителей Р-47 THUNDERBOLT и Р-51 MUSTANG, которые служба воздушного наблюдения первоначально приняла за немецкие истребители. В результате болгарские истребители, попав под удар неожиданно появившихся "Мустангов", потеряли сразу 7 "Мессершмиттов". Чтобы исправить положение, болгары подняли даже 4 учебных Avia В-135. Им удалось сбить один Р-51 MUSTANG, причем в ходе боя был совершен еще один воздушный таран: поручик Неделчо Бончев протаранил В-17. Через несколько мгновений "Летающая Крепость" взорвалась в воздухе, при этом сам Бончев остался жив, опустившись на землю на парашюте.
Поручик Неделчо Бончев
Всего 17 апреля болгары потеряли 9 истребителей, при этом погибли 6 пилотов, кроме того, еще 4 самолета, получив повреждения, совершили вынужденные посадки.
В течение 1943-44 гг. авиация союзников совершила над Болгарией около 23 тыс. боевых вылетов. Ударам с воздуха подверглись 186 болгарских населенных пунктов, на которые было сброшено 45 тыс. фугасных и зажигательных бомб. В результате бомбежек были уничтожены 12 тыс. зданий, погибли 4208 и были ранены 4744 человека. Болгарской ПВО были сбиты 65 самолетов союзников и еще 71 получил повреждения. В ходе боевых вылетов над Болгарией союзники потеряли 585 пилотов и членов экипажей - 329 человек попали в плен, 187 погибли и 69 умерли от ранений в госпиталях. При этом собственные потери болгарской авиации составили 24 истребителя, еще 18 самолетов совершили вынужденные посадки, погибли 19 пилотов.
5 сентября 1944 г. Советский Союз объявил войну Болгарии, и 8 сентября советские войска вступили на ее территорию. Болгарская армия получила приказ не оказывать сопротивления, и советские войска быстро заняли северо-восточную часть страны и два главных порта - Варну и Бургас.
В ночь с 8 на 9 сентября в Софии произошел военный переворот. Части столичного гарнизона, которые действовали по приказу созданного Отечественного фронта, заняли все ключевые объекты города и арестовали прежнее правительство. В результате 9 сентября в Болгарии было создано правительство Отечественного фронта, а 16 сентября в Софию вошли советские войска.
Уже 10 сентября 1944 г. новое правительство объявило войну Третьему рейху и его союзникам, в связи с чем болгарские самолеты получили новые опознавательные знаки.
3 болгарские армии, насчитывавшие в своем составе около 500 тыс. человек, начали в Сербии наступление в направлении г. Ниш, а в Македонии - на г. Скопье. Командование союзников поставило перед ними задачу - блокировать пути отступления немецким войскам, находившимся в Греции.
Действия наземных частей активно поддерживали болгарские Ju-87D-5 и Do-17. Чтобы обеспечить им необходимую свободу действий, 3 Bf-109G-6 нанесли штурмовой удар по аэродрому Ниш, уничтожив на земле сразу 6 немецких "Мессершмиттов".
В течение месяца болгарские войска смогли занять Македонию и юго-восточные районы Сербии. В результате части вермахта, отрезанные в Греции, сдались англичанам. Всего в ходе боев в Сербии, Македонии и Греции самолеты болгарской авиации до 12 декабря 1944 г. совершили 3744 боевых выпета, в ходе которых было уничтожено 694 единицы бронетехники и автомобилей, 25 артиллерийских батарей, 23 паровоза и 496 железнодорожных вагонов. В воздушных боях и на земле болгарские пилоты уничтожили 25 самолетов Люфтваффе. В то же время болгарская авиация потеряла 15 самолетов, 18 пилотов и членов экипажей. 10 октября во время штурмовки немецкой колонны был сбит и попал в плен болгарский ас Неделчо Бончев. В немецком лагере в южной Германии ему дважды безуспешно предлагали сотрудничать с болгарским эмигрантским правительством профессора Цанкова. В начале мая 1945 года при эвакуации лагеря Бончев был застрелен эсэсовцами.
Затем 130-тысячная болгарская армия была переброшена в Венгрию и с 6 по 19 марта 1945 г. вместе с советскими войсками участвовала в ожесточенных боях в районе озера Балатон, где немецкие танковые дивизии предприняли попытку контрнаступления.
В апреле 1945 г. части болгарской армии вошли на территорию Австрии и в районе г. Клагенфурт встретились с подразделениями 8-й английской армии. Всего в 1944-45 гг. в боях против Третьего рейха и его союзников Болгария потеряла около 30 тыс. человек.
Самым выдающимся болгарским асом стал поручик Стоян Стоянов, который летая на немецком истребителе Messerschmitt Bf-109G-2 сбил 2 американских тяжелых бомбардировщика В-17 и В-24 и 2 истребителя Р-38 "LIGHTNING". Кроме того, ему удалось сбить 1 В-24 в группе и еще 3 В-24 повредить.
Стоян Стоянов
По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://www.airwar.ru/index.html
http://www.airwiki.org/index.html
http://coollib.net/
http://padaread.com/
http://war-museum.livejournal.com/
Во второй мировой войне у русских было большое количество самолетов, которые выполняли различные задачи, такие как: истребители, бомбардировщики, штурмовики, учебные и тренировочные, разведчики, гидросамолеты, транспортные и также много прототипов, а теперь перейдем к самому списку с описанием и фотографиями ниже.
Советские самолеты истребители времен Второй мировой войны
1. И-5 — Одноместный истребитель, состоит из металла дерева и полотняного материала. Максимальная скорость 278 км/ч; Дальность полета 560 км; Высота подъема 7500 метров; Построено 803 шт.
2. И-7 — Одноместный советский истребитель, легкий и маневренный полутораплан. Максимальная скорость 291 км/ч; Дальность полета 700 км; Высота подъема 7200 метров; Построено 131 шт.
3. И-14 — Одноместный скоростной истребитель. Максимальная скорость 449 км/ч; Дальность полета 600 км; Высота подъема 9430 метров; Построено 22 шт.
4. И-15 — Одноместный маневренный истребитель-полутораплан. Максимальная скорость 370 км/ч; Дальность полета 750 км; Высота подъема 9800 метров; Построено 621 шт; Пулемет на 3000 патронов, Бомбы до 40 кг.
5. И-16 — Одноместный советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан, по простому называли «Ишак». Максимальная скорость 431 км/ч; Дальность полета 520 км; Высота подъема 8240 метров; Построено 10292 шт; Пулемет на 3100 патронов.
6. ДИ-6 — Двухместный советский истребитель. Максимальная скорость 372 км/ч; Дальность полета 500 км; Высота подъема 7700 метров; Построено 222 шт; 2 пулемета на 1500 патронов, Бомбы до 50 кг.
7. ИП-1 — Одноместный истребитель с двумя динамо-реактивными пушками. Максимальная скорость 410 км/ч; Дальность полета 1000 км; Высота подъема 7700 метров; Построено 200 шт; 2 пулемета ШКАС-7,62мм, 2 пушки АПК-4-76 мм.
8. ПЕ-3 — Двухмоторный, двухместный, высотный тяжёлый истребитель. Максимальная скорость 535 км/ч; Дальность полета 2150 км; Высота подъема 8900 метров; Построено 360 шт; 2 пулемета УБ-12,7 мм, 3 пулемета ШКАС-7.62 мм; Неуправляемые ракеты РС-82 и РС-132; Предельная боевая нагрузка — 700кг.
9. МИГ-1 — Одноместный скоростной истребитель. Максимальная скорость 657 км/ч; Дальность полета 580 км; Высота подъема 12000 метров; Построено 100 шт; 1 пулемет БС-12,7 мм-300 патронов, 2 пулемета ШКАС-7.62 мм-750 патронов; Бомбы — 100кг.
10. МИГ-3 — Одноместный скоростной высотный истребитель. Максимальная скорость 640 км/ч; Дальность полета 857 км; Высота подъема 11500 метров; Построено 100 шт; 1 пулемет БС-12,7 мм-300 патронов, 2 пулемета ШКАС-7.62 мм-1500 патронов, пулемет под крылом БК-12,7 мм; Бомбы — до 100кг; Неуправляемые ракеты РС-82-6 штук.
11. Як-1 — Одноместный скоростной высотный истребитель. Максимальная скорость 569 км/ч; Дальность полета 760 км; Высота подъема 10000 метров; Построено 8734 шт; 1 пулемет УБС-12,7 мм, 2 пулемета ШКАС-7.62 мм, 1 пулемет ШВАК-20 мм; 1 пушка ШВАК — 20 мм.
12. Як-3 — Одноместный, одномоторный скоростной советский истребитель. Максимальная скорость 645 км/ч; Дальность полета 648 км; Высота подъема 10700 метров; Построено 4848 шт; 2 пулемета УБС-12,7 мм, 1 пушка ШВАК — 20 мм.
13. Як-7 — Одноместный, одномоторный скоростной советский истребитель времен Великой Отечественной войны. Максимальная скорость 570 км/ч; Дальность полета 648 км; Высота подъема 9900 метров; Построено 6399 шт; 2 пулемета ШКАС-12,7 мм на 1500 патронов, 1 пушка ШВАК — 20 мм на 120 снарядов.
14. Як-9 — Одноместный, одномоторный советский истребитель бомбардировщик. Максимальная скорость 577 км/ч; Дальность полета 1360 км; Высота подъема 10750 метров; Построено 16769 шт; 1 пулемет УБС-12,7 мм, 1 пушка ШВАК — 20 мм.
15. ЛаГГ-3 — Одноместный одномоторный советский самолет истребитель моноплан, бомбардировщик, перехватчик, разведчик времен Великой Отечественной войны. Максимальная скорость 580 км/ч; Дальность полета 1100 км; Высота подъема 10000 метров; Построено 6528 шт.
16. Ла-5 — Одноместный одномоторный советский самолет истребитель моноплан изготовленный из дерева. Максимальная скорость 630 км/ч; Дальность полета 1190 км; Высота подъема 11200 метров; Построено 9920 шт.
17. Ла-7 — Одноместный одномоторный советский самолет истребитель моноплан. Максимальная скорость 672 км/ч; Дальность полета 675 км; Высота подъема 11100 метров; Построено 5905 шт.
Советские самолеты бомбардировщики времен Второй мировой войны
1. У-2ВС — Двухместный одномоторный советский многоцелевой биплан. Один из самых массовых самолетов, произведенных во всем мире. Максимальная скорость 150 км/ч; Дальность полета 430 км; Высота подъема 3820 метров; Построено 33000 шт.
2. Су-2 — Двухместный одномоторный советский легкий бомбардировщик с обзором на 360 градусов. Максимальная скорость 486 км/ч; Дальность полета 910 км; Высота подъема 8400 метров; Построено 893 шт.
3. Як-2 — Двух и трехместный двухмоторный советский тяжелый бомбардировщик разведчик. Максимальная скорость 515 км/ч; Дальность полета 800 км; Высота подъема 8900 метров; Построено 111 шт.
4. Як-4 — Двухместный двухмоторный советский легкий бомбардировщик-разведчик. Максимальная скорость 574 км/ч; Дальность полета 1200 км; Высота подъема 10000 метров; Построено 90 шт.
5. АНТ-40 — Трехместный двухмоторный советский легкий скоростной бомбардировщик. Максимальная скорость 450 км/ч; Дальность полета 2300 км; Высота подъема 7800 метров; Построено 6656 шт.
6. АР-2 — Трехместный двухмоторный советский цельнометаллический пикирующий бомбардировщик. Максимальная скорость 475 км/ч; Дальность полета 1500 км; Высота подъема 10000 метров; Построено 200 шт.
7. ПЕ-2 — Трехместный двухмоторный советский самый массовый пикирующий бомбардировщик. Максимальная скорость 540 км/ч; Дальность полета 1200 км; Высота подъема 8700 метров; Построено 11247 шт.
8. Ту-2 — Четырехместный двухмоторный дневной советский высокоскоростной бомбардировщик. Максимальная скорость 547 км/ч; Дальность полета 2100 км; Высота подъема 9500 метров; Построено 2527 шт.
9. ДБ-3 — Трехместный двухмоторный советский дальний бомбардировщик. Максимальная скорость 400 км/ч; Дальность полета 3100 км; Высота подъема 8400 метров; Построено 1528 шт.
10. Ил-4 — Четырехместный двухмоторный советский дальний бомбардировщик. Максимальная скорость 430 км/ч; Дальность полета 3800 км; Высота подъема 8900 метров; Построено 5256 шт.
11. ДБ-А — Семиместный экспериментальный четырехмоторный советский тяжелый дальний бомбардировщик. Максимальная скорость 330 км/ч; Дальность полета 4500 км; Высота подъема 7220 метров; Построено 12 шт.
12. Ер-2 — Пятиместный двухмоторный советский дальний моноплан бомбардировщик. Максимальная скорость 445 км/ч; Дальность полета 4100 км; Высота подъема 7700 метров; Построено 462 шт.
13. ТБ-3 — Восьмиместный четырехмоторный советский тяжелый бомбардировщик. Максимальная скорость 197 км/ч; Дальность полета 3120 км; Высота подъема 3800 метров; Построено 818 шт.
14. ПЕ-8 — 12-местный четырехмоторный советский тяжелый дальний бомбардировщик. Максимальная скорость 443 км/ч; Дальность полета 3600 км; Высота подъема 9300 метров; Боевая нагрузка до 4000 кг; Годы производства 1939-1944; Построено 93 шт.
Советские самолеты штурмовики времен Второй мировой войны
1. Ил-2 — Двухместный одномоторный советский штурмовик. Это самый массовый самолет произведенный в советские времена. Максимальная скорость 414 км/ч; Дальность полета 720 км; Высота подъема 5500 метров; Годы производства: 1941-1945; Построено 36183 шт.
2. Ил-10 — Двухместный одномоторный советский штурмовик. Максимальная скорость 551 км/ч; Дальность полета 2460 км; Высота подъема 7250 метров; Годы производства: 1944-1955; Построено 4966 шт.
Советские самолеты-разведчики времен Второй мировой войны
1. Р-5 — Двухместный одномоторный многоцелевой советский самолет-разведчик. Максимальная скорость 235 км/ч; Дальность полета 1000 км; Высота подъема 6400 метров; Годы производства: 1929-1944; Построено более 6000 шт.
2. Р-Z — Двухместный одномоторный многоцелевой советский облегченный самолет-разведчик. Максимальная скорость 316 км/ч; Дальность полета 1000 км; Высота подъема 8700 метров; Годы производства: 1935-1945; Построено 1031 шт.
3. Р-6 — Четырехместный двухмоторный советский самолет-разведчик. Максимальная скорость 240 км/ч; Дальность полета 1680 км; Высота подъема 5620 метров; Годы производства: 1931-1944; Построено 406 шт.
4. Р-10 — Двухместный одномоторный советский самолет-разведчик, штурмовик и легкий бомбардировщик. Максимальная скорость 370 км/ч; Дальность полета 1300 км; Высота подъема 7000 метров; Годы производства: 1937-1944; Построено 493 шт.
5. А-7 — Двухместный одномоторный советский автожир крылатого типа с трехлопастным ротором самолет-разведчик. Максимальная скорость 218 км/ч; Дальность полета 4 часа; Годы производства: 1938-1941.
1. Ш-2 — Двухместный первый советский серийный самолёт-амфибия. Максимальная скорость 139 км/ч; Дальность полета 500 км; Высота подъема 3100 метров; Годы производства: 1932-1964; Построено 1200 шт.
2. МБР-2 Морской Ближний Разведчик — Пятиместная советская летающая лодка. Максимальная скорость 215 км/ч; Дальность полета 2416 км; Годы производства: 1934-1946; Построено 1365 шт.
3. МТБ-2 — Советский тяжёлый морской бомбардировщик. Предназначен также для перевозки до 40 человек. Максимальная скорость 330 км/ч; Дальность полета 4200 км; Высота подъема 3100 метров; Годы производства: 1937-1939; Построено 2 шт.
4. ГСТ — Морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка). Максимальная скорость 314 км/ч; Дальность полета 4030 км; Высота подъема 4000 метров; Годы производства: 1936-1945; Построено 3305 шт.
5. КОР-1 — Двухместный палубный катапультный поплавковый гидросамолёт (корабельный разведчик). Максимальная скорость 277 км/ч; Дальность полета 1000 км; Высота подъема 6600 метров; Годы производства: 1939-1941; Построено 13 шт.
6. КОР-2 — Двухместная палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик). Максимальная скорость 356 км/ч; Дальность полета 1150 км; Высота подъема 8100 метров; Годы производства: 1941-1945; Построено 44 шт.
7. Че-2 (МДР-6) — Четырехместный морской дальний разведчик, двухмоторный моноплан. Максимальная скорость 350 км/ч; Дальность полета 2650 км; Высота подъема 9000 метров; Годы производства: 1940-1946; Построено 17 шт.
Советские транспортные самолеты времен Второй мировой войны
1. Ли-2 — советский военно-транспортный самолёт. Максимальная скорость 320 км/ч; Дальность полета 2560 км; Высота подъема 7350 метров; Годы производства: 1939-1953; Построено 6157 шт.
2. Ще-2 — советский военно-транспортный самолёт (Щука). Максимальная скорость 160 км/ч; Дальность полета 850 км; Высота подъема 2400 метров; Годы производства: 1943-1947; Построено 567 шт.
3. Як-6 — советский военно-транспортный самолёт (Дугласенок). Максимальная скорость 230 км/ч; Дальность полета 900 км; Высота подъема 3380 метров; Годы производства: 1942-1950; Построено 381 шт.
4. АНТ-20 — самый большой 8-моторный пассажирский советский военно-транспортный самолёт. Максимальная скорость 275 км/ч; Дальность полета 1000 км; Высота подъема 7500 метров; Годы производства: 1934-1935; Построено 2 шт.
5. САМ-25 — советский многоцелевой военно-транспортный самолёт. Максимальная скорость 200 км/ч; Дальность полета 1760 км; Высота подъема 4850 метров; Годы производства: 1943-1948.
6. К-5 — советский пассажирский самолёт. Максимальная скорость 206 км/ч; Дальность полета 960 км; Высота подъема 5040 метров; Годы производства: 1930-1934; Построено 260 шт.
7. Г-11 — советский десантный планёр. Максимальная скорость 150 км/ч; Дальность полета 1500 км; Высота подъема 3000 метров; Годы производства: 1941-1948; Построено 308 шт.
8. КЦ-20 — советский десантный планёр. Это самый большой планер во время ВОВ. На борт он мог взять 20 человек и 2200 кг груза. Годы производства: 1941-1943; Построено 68 шт.
Надеюсь вам понравились русские самолеты времен Великой Отечественной Войны! Спасибо за просмотр!
В очередной раз получил сравнительную численность потерь ВВС во Второй мировой. Я прекрансо понимаю желание испытывать чувство гордости за предков, но ложь никогда этому не способствовала. Цифры ниже появились из неоткуда несколько лет назапд и гуляют по интернету, обрастая догадками и вымыслами. Я приведу "бодрящие" цифры в конце, как и таблицу потерь ВВС США.
Но для начала - не существует достоверных фактов о потерях ВВС гитлеровской Германии. Вообще нет первичных данных за 1944 год. А существующие документы разных ведомст Рейха отличаются друг от друга в разы.
Атака штурмовиком Ил-2 немецкого аэродрома
Вот несколько примеров:
В преддверии Октябрьских праздников командование Ленфронта получило данные разведки о предполагаемом немецком налете 7 ноября на Ленинград. Противника было решено упредить, первыми нанеся удар по аэродрому Сиверская.
В 11.25 6 ноября семь Пе-2 из 125-го БАП (ведущий командир полка майор В.А. Сандалов), в сопровождении десяти истребителей МиГ-3 из 7-го ИАП, атаковали стоянки немецких самолетов. «Пешки» сбросили на летное поле 28 ЗАБ-100, 210 8-килограммовых осколочных и 280 2,5-килограммовых бомб (осколочных и зажигательных).
Немцы явно прозевали налет. По донесению наших летчиков огонь зенитной артиллерии был открыт с опозданием и велся неорганизованно. В 10.40 девять И-153 из 7-го ИАП проштурмовали огневые точки на окраинах аэродрома. На отходе наши летчики вели бой с «мессершмиттами». Не вернулись из боя лейтенант Тимошенко и младший лейтенант Столетов, первый погиб, а второй попал в плен.
Пикирующий бомбардировщик Пе-2 авиации Северного флота на аэродроме
С 10.50 до 10.55 шесть Ил-2 сопровождаемые восьмью истребителями нанесли второй удар. На немецкие стоянки обрушились десять ЗАБ-100, десять фугасных «пятидесяток» и 30 реактивных снарядов. Зенитным огнем были сбиты «илы» капитана Анисимова и младшего лейтенанта Панфилова.
В 14.17 семь «петляковых» повторили налет. Снова было израсходовано 28 ЗАБ-100, 112 АО-15 и 140 ЗАБ-2,5. На обратном пути разбился Пе-2 капитана Резвых. Экипаж остался невредим.
Сводки ГКЛ (Генерал-квартирмейстера Люфтваффе) рисуют следующую картину результатов налета нашей авиации. Уничтожено (потеря 100%) два «юнкерса-88» (зав. № 2543 из III./KG77 и 1256 из KGr806), еще один поврежден (60%) и подлежал списанию (зав. № 3542 из III./KG77). Три самолета из 806-й группы повреждены (40%), но могли быть восстановлены (зав. № 1081, 2501 и 4547). Таким образом, при самом выгодном раскладе три бомбардировщика противника были уничтожены, три - серьезно повреждены. Кроме того, ранения получили два летчика из 77-й эскадры, один военный строитель и один зенитчик**.
А вот как отражены события 6 ноября в Сиверской, в «Журнале боевых действий 18-й армии»***.
«6 ноября 1941 года, 15 часов 20 минут.
Офицер связи Люфтваффе сообщает о результатах сегодняшнего налета на аэродром Сиверская. В 10.15 девять вражеских истребителей пролетели на аэродромом. В 10.30 на высоте 200 метров над аэродромом прошли семь бомбардировщиков под прикрытием истребителей и непосредственно за этим семь штурмовиков. Самолеты сбросили с бреющего полета тридцать бомб. Уничтожено шесть, серьезно повреждено четыре и легко - восемь самолетов. Потери в личном составе: двое убитых и двое раненых. Сгорело 20 тысяч литров бензина.
Два истребителя дежурного звена взлетели по тревоге и сбили на преследовании два неприятельских самолета.
Позднее было установлено, что безвозвратные потери составили пять машин.
21 час 35 минут.
Офицер связи Люфтваффе сообщил начальнику оперативного отдела армии, что во второй половине дня противник произвел повторный налет на аэродром Сиверская. Уничтожен один, серьезно поврежден один и легко один самолет. Также получил повреждения «физилер-шторьх».
Таким образом, по данным «Журнала боевых действий 18-й армии» немецкие потери при двух налетах составили - уничтоженными шесть самолетов, серьезно поврежденными пять и легко поврежденными десять машин (см. таблицу)!
Немецкие бомбардировщики Ju-88A из «Львиной» эскадры KG30 в полете над аэродромом Банак
Теперь перенесемся в 1942 год. Крайний Север, очень удачный налет бомбардировщиков Ил-4 на авиабазу Банак в Северной Норвегии в рамках операции по проводке печально известного конвоя PQ-17.
30 июня пятерка «ильюшиных» из состава недавно прибывшего на Северный флот 35-го минно-торпедного авиационного полка сбросила на стоянки немецкой авиабазы самолетов тридцать фугасных «соток». По докладам экипажей всё летное поле было накрыто разрывами. Североморцы потерь не понесли, и по возвращении доложили об уничтожении в результате бомбового удара двух вражеских самолетов, которые были идентифицированы как «мессершмитты» Bf-109. Однако это тот редкий случай, когда свои несомненные успехи в докладах «наверх» были занижены.
Сводки ГКЛ, напротив, сообщают об уничтожении четырех «юнкерсов» (зав. № 0051, 3717, 2125, 1500, все 100%) из 30-й «Орлиной» бомбардировочной эскадры*. Еще один бомбардировщик из KG30 был серьезно поврежден (70%) и подлежал списанию (зав. № 1753) и один (зав. № 2060) мог быть отремонтирован на месте (30%)**. Если число сгоревших самолетов в разных документах совпадает, то с числом поврежденных машин ситуация разнится и разниться очень ощутимо.
Вот, что можно почерпнуть по этому поводу в документах Кригсмарине:
«30 июня, 9 часов 1 минута/9 часов 3 минуты.
Воздушный налет на аэродром Банак. Пять самолетов с высоты 5800 метров сбросили 15 авиабомб. Уничтожено четыре, повреждено 17 самолетов. Двое тяжело и двое легкораненых». ***
Противник извлек уроки из событий 30 июня, поэтому следующий налет на Банак состоявшийся 2 июля уже не был таким успешным. На бомбежку аэродрома, в этот день вылетело две группы Ил-4. Первая пятерка вернулась из района Варде из-за неисправности мотора у самолета ведущего. Из четырех «Ильюшиных» второй группы один самолет оторвался в облачности и также вернулся на аэродром. Оставшиеся три ДБ-3ф продолжили полет к цели, сбросив на аэродром с высоты 5500 метров тридцать ФАБ-100. В момент отхода наших бомбардировщиков от цели в воздухе появилась пара «мессершмиттов». В течение нескольких минут они последовательно сбили ДБ-3ф командира только что прибывшего на Север 35-го МТАП майора А.А. Крылова и командира звена 2-го гвардейского полка капитана П.Д. Зубкова. Третий экипаж, не смотря на многочисленные пробоины своего «ильюшина» сумел уйти.
На этот раз сводки ГКЛ о результатах налета хранят гробовое молчание. Зато интересующая нас информация отыскалась в «Журнале боевых действий Адмирала Полярного моря» ****:
«2 июля, 3 часа 00 минут
Авианалет на Банак. Четыре самолета типа ДБ-3. Высота 4500 метров. Сброшено восемь бомб калибром 500 кг. Один контейнер с 33 мелкими бомбами не разорвался. На аэродроме повреждены пять самолетов. Люфтваффе сбило два бомбардировщика достоверно и два предположительно».
Теперь перенесемся в 1943 год, на южный фланг советско-германского фронта. Вот, что было сообщено штабу 6-й полевой армии Вермахта, о результатах налета советской авиации на аэродром Кутейниково, в донесении о воздушной обстановке 15-й зенитно-артиллерийской дивизии Люфтваффе от 14 июля 1943 года*****:
«Предварительное донесение о потерях.
Девять машин легко повреждено: четыре «фокке-вульф-189», один Me-110, один W34, один «клемм» и два «физилер-шторьха».
Две машины тяжело повреждено: Me-110 и Fw-189.
Один «физилер-шторьх» уничтожен.
Один военнослужащий убит, два тяжело ранены, разрушены два здания».
Что же, в свою очередь, можно узнать об этом глядя в сводки Генерал-квартирмейстера Люфтваффе? В сводке ГКЛ, причем от пятнадцатого числа, указано, что в результате бомбардировки аэродрома Кутейниково, повреждены один Fw-189А-2 (зав. № 0125, 15%) и один «физилер» (зав. № 5074, 40%)******.
Как видно совпадения между двумя этими документами минимальны. Fw-189А-2 из сводки ГКЛ может быть отнесен только к легко поврежденным машинам, а «аист» вообще не ясно в какую категорию записывать. С одной стороны, он был поврежден достаточно серьезно и требовал заводского ремонта. С другой, - не указан в армейском донесении, как тяжело пострадавший. В качестве единственного возможного оправдания немецким штабистам можно предположить, что сведения о налете на Кутейниково, в конце концов перекочевали в сводки за 1944 год, позднее утраченные. Но это всего лишь предположение.
А вот гуляющая по сети цифирь:
На первом месте - Япония: 60,750 убитых пилотов (ну, это понятно, "камикадзе", традиции чести и т.д.)
На втором месте - Германия: 57.137 убитых пилотов.
На третьем месте - Англия: 56.821 убитый пилот.
На четвёртом месте - США: 40,061 убитый пилот.
И на ПЯТОМ, последнем, месте - СССР: 34.500 убитых пилотов.
Потери даже меньше, чем у США! Почему?
Может советские военачальники нерешительно использовали авиацию, "берегли" её? Нет! Авиацию СССР использовал ВТРОЕ интенсивнее, чем Германия: за годы войны на Восточном фронте германская авиация совершила 1 373 952 боевых вылета, а авиация СССР - 3 808 136 вылетов!
Один этот факт разбивает в пух и прах легенды о "лапотном Ваньке", который, дескать, туп, глуп и недалёк, чтобы на равных воевать с "цивилизованными арийцами" - ибо военная авиация - это всегда, тогда и сейчас, техническая элита армии. И боевой пилот - это уникальный боец, сочетающий в себе знания и интеллект инженера с навыками и рефлексами профессионального спортсмена олимпийского уровня. Поэтому главное сохранить пилота, поскольку по сравнению со стоимостью его подготовки - сам самолёт это копейки...
Однако и по потерям "материальной части" СССР тоже не на первом месте:
В годы Второй мировой войны авиация воюющих стран потеряла:
1. ВВС Германии: 85.650 самолётов;2. ВВС Японии: 49.485 самолётов;
3. ВВС СССР: 47.844 самолётов;
4. ВВС США: 41,575 самолётов;
5. ВВС Британии: 15.175 самолётов
И немного иной статистики:
По потерям пилотов ВВС РККА. За годы войны было подготовлено 44 093 лётчика. Погибло в бою 27 600: 11 874 лётчика-истребителя, 7837 лётчиков-штурмовиков, 6613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 лётчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации (В. И. Алексеенко. Советские ВВС накануне и в годы Великой Отечественной войны).
Данных и очень разных у различных историков множество. У Мухина есть и таблица потерь по родам войск на 1 января 1945 года. Правда не пилотов, а всех Люфтваффе, без союзников. Не буду их приводить просто чтобы не навязывать партии дискуссию.
Но любые более-менее достоверные цифры доказывают два факта
1 - победа далась СССР очень дорого;
2 - никакими трупами мы нацистскую Европу не закидывали.
* - Документально зафиксированный максимальный временной промежуток между событием и моментом внесения записи о нем составляет около года
** - Военный архив ФРГ ВА-МА RL 2 III/1179 S. 321, 327, 329
*** - Национальный архив США NARA T-312 roll 782 frame 8433368, 8433374
Больше примеров - https://topwar.ru/29659-chudesa-nemeckoy-statistiki.html
Оригинал: Brophy, A. The Air Force: A Panorama of the Nation"s Youngest Service. — New York: Gilbert Press, 1956.
Книга на сайте: