Ракета сс 18 где ее выпускают. Ракетный комплекс "Сатана"
1975 (РГЧ)
15А18: 18 сентября
15А18М: 11 августа
100 Р-36М2
Р-36М (15А14)
Р-36М УТТХ (15А18)
Р-36М2 (15А18М)
Р-36М3 "Икар"
космические ракеты:
«Днепр» (15А18) (конверсионная)
Р-36М:
Масса: 211,4 т
Диаметр: 3 м
Длина: 34,6 м
Забрасываемый вес: 8800 кг
Тип ГЧ: 1х25 Мт, 1х8 Мт или РГЧ ИН 8х1 Мт или 10х1 Мт
Максимальная дальность: 11000-16000 км
Обобщённый показатель надёжности: 0,935
Ракетный комплекс с многоцелевой межконтинентальной баллистической ракетой тяжёлого класса предназначен для поражения всех видов целей, защищённых современными средствами ПРО , в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району . Его применение позволяет реализовать стратегию гарантированного ответного удара .
Основные черты комплекса:
История создания [ | ]
Ракетный комплекс «Воевода»
с ракетой Р-36М2
Разработку стратегического ракетного комплекса Р-36М с тяжёлой межконтинентальной баллистической ракетой третьего поколения 15А14 и шахтной пусковой установкой повышенной защищённости 15П714 вело КБ «Южное ». В новой ракете были использованы все лучшие наработки, полученные при создании предыдущего комплекса - Р-36 .
Применённые при создании ракеты технические решения позволили создать самый мощный в мире боевой ракетный комплекс. Он значительно превосходил и своего предшественника - Р-36:
- по точности стрельбы - в 3 раза.
- по боеготовности - в 4 раза.
- по энергетическим возможностям ракеты - в 1,4 раза.
- по первоначально установленному гарантийному сроку эксплуатации - в 1,4 раза.
- по защищённости пусковой установки - в 15-30 раз.
- по степени использования объёма пусковой установки - в 2,4 раза.
Двухступенчатая ракета Р-36М была выполнена по схеме «тандем» с последовательным расположением ступеней. Для наилучшего использования объёма из состава ракеты были исключены сухие отсеки, за исключением межступенчатого переходника второй ступени. Применённые конструктивные решения позволили увеличить запас топлива на 11 % при сохранении диаметра и уменьшении суммарной длины первых двух ступеней ракеты на 400 мм по сравнению с ракетой 8К67.
На первой ступени применена двигательная установка РД-264 , состоящая из четырёх работающих по замкнутой схеме однокамерных двигателей 15Д117, разработанных КБЭМ (главный конструктор - В. П. Глушко). Двигатели закреплены шарнирно и их отклонение по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты.
На второй ступени применена двигательная установка, состоящая из работающего по замкнутой схеме основного однокамерного двигателя 15Д7Э (РД-0229) и четырёхкамерного рулевого двигателя 15Д83 (РД-0230), работающего по открытой схеме.
Разделение первой и второй ступеней газодинамическое. Оно обеспечивалось срабатыванием разрывных болтов и истечением газов наддува топливных баков через специальные окна.
Благодаря усовершенствованной ракеты с полной ампулизацией топливных систем после заправки и исключением утечки сжатых газов с борта ракеты удалось добиться увеличения времени нахождения в полной боевой готовности до 10-15 лет с потенциальной возможностью эксплуатации до 25 лет.
Принципиальные схемы ракеты и системы управления разработаны исходя из условия возможности применения трёх вариантов ГЧ:
- Лёгкая моноблочная с зарядом мощностью 8 Мт и дальностью полёта 16 000 км;
- Тяжёлая моноблочная с зарядом мощностью 20-25 Мт и дальностью полёта 11 200 км;
- Разделяющаяся ГЧ (РГЧ) из 8 боевых блоков мощностью по 1,3 Мт;
Все головные части ракеты оснащались усовершенствованным комплексом средств преодоления ПРО . Для комплекса средств преодоления ПРО ракеты 15А14 впервые были созданы квазитяжёлые ложные цели . Благодаря применению специального твердотопливного двигателя разгона, прогрессивно возрастающая тяга которого компенсирует силу аэродинамического торможения ложной цели, удалось добиться имитации характеристик боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном участке траектории и значительной части атмосферного.
Одним из технических новшеств, в значительной степени определившим высокий уровень характеристик нового ракетного комплекса, явилось применение миномётного старта ракеты из транспортно-пускового контейнера (ТПК) . Впервые в мировой практике была разработана и внедрена миномётная схема для тяжёлой жидкостной МБР. При старте давление, создаваемое пороховыми аккумуляторами давления , выталкивало ракету из ТПК и только после покидания шахты запускался двигатель ракеты.
Ракета, помещённая на заводе-изготовителе в транспортно-пусковой контейнер , транспортировалась и устанавливалась в шахтную пусковую установку (ШПУ) в незаправленном состоянии. Заправка ракеты компонентами топлива и подстыковка головной части производились после установки ТПК с ракетой в ШПУ. Проверки бортовых систем, подготовка к запуску и пуск ракеты осуществлялись автоматически после получения системой управления соответствующих команд с удалённого командного пункта. Чтобы исключить несанкционированный запуск, система управления принимала к исполнению только команды с определённым кодовым ключом. Применение такого алгоритма стало возможным благодаря внедрению на всех командных пунктах РВСН новой системы централизованного управления.
Система управления [ | ]
Разработчик системы управления (включая БЦВМ) - Конструкторское бюро электроприборостроения (КБЭ, ныне ОАО «Хартрон», город Харьков), бортовую ЭВМ производил Киевский радиозавод, серийно система управления выпускалась на заводах имени Шевченко и «Коммунар» (Харьков).
Испытания [ | ]
Бросковые испытания ракеты с целью отработки системы миномётного старта начались в январе 1970 года , лётные испытания проводились с 21 февраля . Уже на первых пусках по полигону Кура на Камчатке система управления позволила получить отклонение по азимуту-дальности 600х800 метров.
Из 43 испытательных запусков 36 окончились успешно и 7 окончились неудачей.
Моноблочный вариант ракеты Р-36М с «лёгкой» ГЧ был принят на вооружение 20 ноября 1978 года . Вариант с разделяющейся головной частью был принят на вооружение 29 ноября 1979 года . Первый ракетный полк с МБР Р-36М заступил на боевое дежурство 25 декабря 1974 года .
В 1980 году ракеты 15А14, находившиеся на боевом дежурстве, были переоснащены без извлечения из ШПУ усовершенствованными РГЧ, созданными для ракеты 15А18. Ракеты продолжили боевое дежурство под обозначением 15А18-1.
В 1982 году МБР Р-36М были сняты с боевого дежурства и заменены ракетами Р-36М УТТХ (15А18).
Р-36М УТТХ [ | ]
Разработка стратегического ракетного комплекса третьего поколения Р-36М УТТХ (индекс ГРАК - 15П018 , код СНВ - РС-20Б , по классификации МО США и НАТО - SS-18 Mod.4 ) с ракетой 15A18 , оснащённой 10-блочной разделяющейся головной частью, началась 16 августа 1976 года.
Ракетный комплекс создавался в результате реализации программы совершенствования и повышения боевой эффективности ранее разработанного комплекса 15П014 (Р-36М). Комплекс обеспечивает поражение одной ракетой до 10 целей, включая высокопрочные малоразмерные либо особо крупные площадные цели, расположенные на местности площадью до 300 000 км², в условиях эффективного противодействия средств ПРО противника. Повышение эффективности нового комплекса было достигнуто за счёт:
Компоновочная схема ракеты 15А18 аналогична схеме 15А14. Это двухступенчатая ракета с тандемным расположением ступеней. В составе новой ракеты без доработок использованы первая и вторая ступени ракеты 15А14. Двигатель первой ступени - четырёхкамерный ЖРД РД-264 закрытой схемы. На второй ступени используется однокамерный маршевый ЖРД РД-0229 закрытой схемы и четырёхкамерный рулевой ЖРД РД-0257 открытой схемы. Разделение ступеней и отделение боевой ступени - газодинамическое.
Основное отличие новой ракеты заключалось во вновь разработанной ступени разведения и РГЧ с десятью новыми высокоскоростными боевыми блоками, с зарядами повышенной мощности. Двигатель ступени разведения - четырёхкамерный, двухрежимный (тягой 2000 кгс и 800 кгс) с многократным (до 25 раз) переключением между режимами. Это позволяет создавать наиболее оптимальные условия при разведении всех боевых блоков. Ещё одна конструктивная особенность этого двигателя - два фиксированных положения камер сгорания. В полёте они располагаются внутри ступени разведения, но после отделения ступени от ракеты специальные механизмы выводят камеры сгорания за наружный контур отсека и разворачивают их для реализации «тянущей» схемы разведения боевых блоков. Сама РГЧ выполнена по двухъярусной схеме с единым аэродинамическим обтекателем . Также были увеличены объём памяти БЦВМ и модернизирована система управления, для использования улучшенных алгоритмов. При этом точность стрельбы была улучшена в 2,5 раза, а время готовности к запуску сократилось до 62 секунд.
Ракета Р-36М УТТХ в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) устанавливается в шахтную пусковую установку и находится на боевом дежурстве в заправленном состоянии в полной боевой готовности. Для загрузки ТПК в шахтное сооружение в СКБ МАЗ разработано специальное транспортно-установочное оборудование в виде полуприцепа высокой проходимости с тягачом на базе МАЗ-537 . Используется миномётный метод запуска ракеты.
Лётно-конструкторские испытания ракеты Р-36М УТТХ начались 31 октября 1977 года на полигоне Байконур . По программе лётных испытаний проведено 19 пусков, из них 2 неудачно. Причины этих неудач были выяснены и устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего проведено 62 пуска, из них 56 - успешных.
18 сентября 1979 года три ракетных полка приступили к несению боевого дежурства на новом ракетном комплексе. По состоянию на 1987 год было развёрнуто 308 МБР Р-36М УТТХ в составе шести ракетных дивизий. На май 2006 года в состав РВСН входило 74 шахтные пусковые установки с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2, оснащённых 10 боевыми блоками каждая.
Высокая надёжность комплекса подтверждена 159 пусками по состоянию на сентябрь 2000 года, из которых только четыре были неудачными. Эти отказы при пусках серийных изделий обусловлены производственными дефектами.
Также было создано совместное российско-украинское предприятие по разработке и дальнейшему коммерческому использованию ракеты-носителя лёгкого класса «Днепр » на базе ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2.
Р-36М2 [ | ]
Ракета Р-36М2 без ТПК. Двигательная установка первой ступени закрыта поддоном.
9 августа 1983 года постановлением Совета Министров СССР КБ «Южное» была поставлена задача доработать ракету Р-36М УТТХ, чтобы она могла преодолевать перспективную систему американской противоракетной обороны (ПРО). Кроме того, было необходимо повысить защищённость ракеты и всего комплекса от действия поражающих факторов ядерного взрыва .
В результате применения новейших технических решений, энергетические возможности ракеты 15А18М увеличены на 12 % по сравнению с ракетой 15А18. При этом выполняются все условия ограничений по габаритам и стартовому весу, накладываемые договором ОСВ-2 . Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных баллистических ракет. По технологическому уровню комплекс не имеет аналогов в мире. В ракетном комплексе применена активная защита шахтной пусковой установки от ядерных боевых блоков и высокоточного неядерного оружия, а также впервые в стране осуществлён маловысотный неядерный перехват высокоскоростных баллистических целей.
По сравнению с прототипом, в новом комплексе удалось добиться улучшения многих характеристик:
Для обеспечения высокой боевой эффективности в особо сложных условиях боевого применения при разработке комплекса Р-36М2 особое внимание уделялось следующим направлениям:
- повышение защищённости и живучести ШПУ и КП;
- обеспечение устойчивости боевого управления во всех условиях применения комплекса;
- увеличение времени автономности комплекса;
- увеличение гарантийного срока эксплуатации;
- обеспечение стойкости ракеты в полёте к поражающим факторам наземных и высотных ядерных взрывов;
- расширение оперативных возможностей по перенацеливанию ракет.
Одним из основных преимуществ нового комплекса является возможность обеспечения пусков ракет в условиях ответно-встречного удара при воздействии наземных и высотных ядерных взрывов. Это достигнуто за счёт повышения живучести ракеты в шахтной пусковой установке и значительного повышения стойкости ракеты в полёте к поражающим факторам ядерного взрыва. Корпус ракеты имеет многофункциональное покрытие, введена защита аппаратуры системы управления от гамма-излучения , в 2 раза повышено быстродействие исполнительных органов автомата стабилизации системы управления, отделение головного обтекателя осуществляется после прохождения зоны высотных блокирующих ядерных взрывов, двигатели первой и второй ступеней ракеты форсированы по тяге.
В результате радиус зоны поражения ракеты блокирующим ядерном взрывом, по сравнению с ракетой 15А18, уменьшен в 20 раз, стойкость к рентгеновскому излучению повышена в 10 раз, гамма-нейтронному излучению - в 100 раз. Обеспечена стойкость ракеты к воздействию пылевых образований и крупных частиц грунта, имеющихся в облаке при наземном ядерном взрыве.
Стационарный ракетный комплекс 15П018М включает в себя 6-10 межконтинентальных баллистических ракет 15А18М , смонтированных в шахтных пусковых установках 15П718М , а также унифицированный командный пункт УКП 15В155 высокой защищённости.
Конструкция [ | ]
Ракета выполнена по двухступенчатой схеме с последовательным расположением ступеней. На ракете применяются аналогичные схемы старта, разделения ступеней, отделения ГЧ, разведения элементов боевого оснащения, показавшие высокий уровень технического совершенства и надёжности в составе ракеты 15А18.
В состав двигательной установки первой ступени ракеты входят четыре шарнирно закреплённых однокамерных ЖРД , имеющих турбонасосную систему подачи топлива и выполненных по замкнутой схеме.
В состав двигательной установки второй ступени входят два двигателя: маршевый однокамерный РД-0255 с турбонасосной подачей компонентов топлива, выполненный по замкнутой схеме и рулевой РД-0257, четырёхкамерный, открытой схемы, ранее уже использовавшийся на ракете 15А18. Двигатели всех ступеней работают на жидких высококипящих компонентах топлива НДМГ +АТ , ступени полностью ампулизированы.
Система управления разработана на базе двух высокопроизводительных ЦВК (бортового и наземного) нового поколения и непрерывно работающего в процессе боевого дежурства высокоточного комплекса командных приборов.
Для ракеты разработан новый головной обтекатель , обеспечивающий надёжную защиту головной части от поражающих факторов ядерного взрыва. Тактико-технические требования предусматривали оснащение ракеты четырьмя типами головных частей:
Термоядерные заряды покрыты слоем тяжёлого и плотного металла - урана-238 для защиты от проектировавшегося в то время лазерного оружия в США по программе СОИ, а также от кинетического и осколочно-фугасного противоракетного оружия.
В составе любого типа боевого оснащения применён КСП ПРО состоящего из ложных целей, генераторов активных радиопомех, дипольных отражателей (РЭБ).
Испытания [ | ]
Лётно-конструкторские испытания комплекса Р-36М2 начались на Байконуре в 1986 году. Первый пуск 21 марта закончился аварийно: из-за ошибки в системе управления не запустилась двигательная установка первой ступени. Ракета, выйдя из ТПК, тут же упала в ствол шахты, её взрыв полностью разрушил пусковую установку. Человеческих жертв не было.
Первый ракетный полк с МБР Р-36М2 встал на боевое дежурство 30 июля 1988 года, а 11 августа ракетный комплекс принят на вооружение . Лётно-конструкторские испытания новой межконтинентальной ракеты четвёртого поколения Р-36М2 (15А18М) со всеми видами боевого оснащения были завершены в сентябре 1989 года.
Пуски [ | ]
21 декабря 2006, в 11 часов 20 минут по мск, был произведён учебно-боевой пуск РС-20В. По словам главы службы информации и общественных связей РВСН полковника Александра Вовка, учебно-боевые блоки ракеты, запущенные из Оренбургской области (Приуралье), с заданной точностью поразили условные цели на полигоне Кура полуострова Камчатка в Тихом океане. Первая ступень упала в зоне Вагайского, Викуловского и Сорокинского районов Тюменской области. Она отделилась на высоте 90 километров, остатки топлива сгорели во время падения на землю. Пуск прошёл в рамках опытно-конструкторской работы «Зарядье». Пуски дали утвердительный ответ на вопрос о возможности эксплуатации комплекса Р-36М2 в течение 20 лет.
24 декабря 2009, в 9 часов 30 минут по мск, был произведён пуск РС-20В («Воевода»); пресс-секретарь управления пресс-службы и информации Минобороны по РВСН полковник Вадим Коваль сообщил: «24 декабря 2009 года в 9:30 мск РВСН проведён пуск ракеты из позиционного района соединения, дислоцированного в Оренбургской области». По его словам, пуск проведён в рамках опытно-конструкторской работы в целях подтверждения лётно-технических характеристик ракеты РС-20В и продления срока эксплуатации ракетного комплекса «Воевода» до 23 лет.
Р-36М3 «Икар» [ | ]
В 1991 году был разработан проект ракетного комплекса пятого поколения Р-36М3 «Икар» , но переговоры по Договору СНВ-1 и распад СССР привели к прекращению работ по этой теме.
Ракета-носитель «Днепр» [ | ]
«Днепр» - конверсионная космическая ракета-носитель , созданная на базе подлежащих ликвидации межконтинентальных баллистических ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2 кооперацией российских и украинских предприятий и предназначенная для выведения до 3,7 тонн полезной нагрузки (космического аппарата или группы спутников) на орбиты высотой 300-900 км.
Реализацией программы создания и эксплуатации ракеты-носителя «Днепр» занимается Международная космическая компания ЗАО «Космотрас ».
РН «Днепр» используют в двух модификациях:
- «Днепр-1» - использующую основные составные части МБР без доработок, за исключением переходника обтекателя.
- «Днепр-М» - вариант РН, модернизированный установкой дополнительных двигателей ориентации и стабилизации, доработкой системы управления и применением удлинённого головного обтекателя, за счёт чего достигнуты более широкие возможности по выведению полезного груза, в том числе увеличенная максимальная высота орбиты.
Для запусков РН «Днепр» используются пусковая установка на площадке 109 космодрома Байконур и пусковые установки на базе Ясный 13-й Краснознамённой Оренбургской ракетной дивизии в Оренбургской области.
Тактико-технические характеристики [ | ]
Р-36М | Р-36М УТТХ | Р-36М2 | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Тип ракеты | МБР | |||||
Индекс комплекса | 15П014 | 15П018 | 15П018М | |||
Индекс ракеты | 15А14 | 15А18 | 15А18М | |||
По договору СНВ | РС-20А | РС-20Б | РС-20В | |||
Код НАТО | SS-18 Mod 1 «Satan» | SS-18 Mod 3 «Satan» | SS-18 Mod 2 «Satan» | SS-18 Mod 4 «Satan» | SS-18 Mod 5 «Satan» | SS-18 Mod 6 «Satan» |
Шахтная пусковая установка (ШПУ) | ШПУ 15П714 типа ОС-67 | ШПУ 15П718 | ШПУ 15П718М | |||
Основные ТТХ комплекса | ||||||
Максимальная дальность, км | 11 200 | 16 000 | 10 500 | 11 000 | 16 000 | 11 000 |
Точность (КВО), м | 500 | 500 | 500 | 300 | 220 | 220 |
Боеготовность, сек | 62 | |||||
Условия боевого применения | ||||||
Тип старта | миномётный из ТПК | |||||
Данные ракеты | ||||||
Стартовая масса, кг | 209 200 | 208 300 | 210 400 | 211 100 | 211 100 | 211 400 |
Количество ступеней | 2 | 2 + ступень разведения | ||||
Система управления | автономная инерциальная | |||||
Габаритные размеры ТПК и ракеты | ||||||
Длина, м | 33,65 | 34,3 | 34,3 | |||
Максимальный диаметр корпуса, м | 3 | |||||
Боевое оснащение | ||||||
Тип головной части | «Тяжёлая» моноблочная | «Лёгкая» моноблочная | РГЧ ИН | РГЧ ИН | «Лёгкая» моноблочная | РГЧ ИН |
Масса головной части, кг | 6565 | 5727 | 7823 | 8470 | 8470 | 8800 |
Мощность термоядерного заряда | 18-20-25 Мт | 8 Мт | 10х500 Кт | 8х1,3 Мт | 8 Мт | 10х800 Кт |
КСП ПРО | квазитяжелые ложные цели, генераторы активных радиопомех | |||||
История | ||||||
Разработчик | КБ «Южное» | |||||
Конструктор | 1969-1971 гг.: М. К. Янгель с 1971 г.: В. Ф. Уткин |
В. Ф. Уткин | ||||
Начало разработки | ||||||
Пуски | ||||||
Пуски бросковых макетов | ||||||
Всего пусков | ||||||
Лётно-конструкторские испытания | ||||||
Пуски с ПУ | с 21 февраля 1973 | с 31 октября 1977 г. | c 21 марта 1986 г. | |||
Всего пусков | 43 | 62 | ||||
Из них успешные | 36 | 56 | ||||
Принятие на вооружение | 1978 г. | 1979 г. | 1980 г. | 1988 г. | ||
Изготовитель | Южный машиностроительный завод |
Сравнительная характеристика [ | ]
Общие сведения и основные тактико-технические характеристики советских баллистических ракет четвёртого поколения | ||||
---|---|---|---|---|
Наименование ракеты | РТ-2ПМ | Р-36М2 | РТ-23 УТТХ | РТ-23 УТТХ (БЖРК) |
Конструкторское бюро | КБ «Южное» | |||
Генеральный конструктор | А. Д. Надирадзе , Б. Н. Лагутин | В. Ф. Уткин | ||
Организация-разработчик ЯБП и главный конструктор | , С. Г. Кочарянц | |||
Организация-разработчик заряда и главный конструктор | ВНИИЭФ , Е. А. Негин | ВНИИП , Б. В. Литвинов | ||
Начало разработки | 19.07.1977 | 09.08.1983 | 09.08.1983 | 06.07.1979 |
Начало испытаний | 08.02.1983 | 21.03.1986 | 31.07.1986 | 27.02.1985 |
Дата принятия на вооружение | 01.12.1988 | 11.08.1988 | 28.11.1989 | - |
Год постановки на боевое дежурство первого комплекса | 23.07.1985 | 30.07.1988 | 19.08.1988 | 20.10.1987 |
Максимальное количество ракет, стоявших на вооружении | 369 | 88 | 56 | 36 |
Максимальная дальность , км | 11000 | 11000 | 10450 | 10000 |
Стартовая масса , т | 45,1 | 211,1 | 104,5 | 104,5 |
Масса полезной нагрузки , кг | 1000 | 8800 | 4050 | 4050 |
Длина ракеты , м | 21,5 | 34,3 | 22,4 | 22,6 |
Максимальный диаметр , м | 1,8 | 3,0 | 2,4 | 2,4 |
Тип головной части | Моноблочная |
Р-36М (Индекс ГРАУ - 15П014, код СНВ - РС-20А , по классификации МО США и НАТО - SS-18 Mod.1,2,3 Satan (рус. «Сатана» )) - советский стратегический ракетный комплекс третьего поколения, с тяжелой двухступенчатой жидкостной, ампулизированной межконтинентальной баллистической ракетой 15А14 для размещения в шахтной пусковой установке 15П714 повышенной защищенности типа ОС. Создавался кооперацией промышленности под руководством КБ «Южное» (г. Днепропетровск), главные конструкторы М. К. Янгель (1969-1971 гг.) и В. Ф. Уткин (с 1971 года). Система управления разработана харьковским НПО «Электроприбор». Главный конструктор системы управления - В. А. Уралов.
Основные черты комплекса:
История создания
Разработку стратегического ракетного комплекса Р-36М с тяжёлой межконтинентальной баллистической ракетой третьего поколения 15А14 и шахтной пусковой установкой повышенной защищенности 15П714 вело КБ «Южное». В новой ракете были использованы все лучшие наработки, полученные при создании предыдущего комплекса - Р-36. Ведущим конструктором комплекса (с 1985 г. - главным конструктором) и всех его последующих модификаций с 1971 г. был С. И. Ус.
Примененные при создании ракеты технические решения позволили создать самый мощный в мире боевой ракетный комплекс.
Он значительно превосходил и своего предшественника - Р-36:
Двухступенчатая ракета Р-36М была выполнена по схеме «тандем» с последовательным расположением ступеней. Для оптимизации использования объема из состава ракеты были исключены сухие отсеки, за исключением межступенного переходника второй ступени. Примененные конструктивные решения позволили увеличить запас топлива на 11 % при сохранении диаметра и уменьшении суммарной длины первых двух ступеней ракеты на 400 мм по сравнению с ракетой 8К67.
На первой ступени применена двигательная установка РД-264, состоящая из четырех работающих по замкнутой схеме однокамерных двигателей 15Д117, разработанных КБЭМ (главный конструктор - В. П. Глушко). Двигатели закреплены шарнирно и их отклонение по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты.
На второй ступени применена двигательная установка, состоящая из работающего по замкнутой схеме основного однокамерного двигателя 15Д7Э (РД-0229) и четырехкамерного рулевого двигателя 15Д83 (РД-0230), работающего по открытой схеме.
ЖРД ракеты работали на высококипящем двухкомпонентном самовоспламеняющемся топливе. В качестве горючего использовался несимметричный диметилгидразин (НДМГ), в качестве окислителя - тетраоксид диазота (АТ).
Разделение первой и второй ступеней газодинамическое. Оно обеспечивалось срабатыванием разрывных болтов и истечением газов наддува топливных баков через специальные окна.
Благодаря усовершенствованной пневмогидравлической системе ракеты с полной ампулизацией топливных систем после заправки и исключением утечки сжатых газов с борта ракеты удалось добиться увеличения времени нахождения в полной боевой готовности до 10-15 лет с потенциальной возможностью эксплуатации до 25 лет.
Принципиальные схемы ракеты и системы управления разработаны исходя из условия возможности применения трех вариантов ГЧ:
Все головные части ракеты оснащались усовершенствованным комплексом средств преодоления ПРО. Для комплекса средств преодоления ПРО ракеты 15А14 впервые были созданы квазитяжелые ложные цели. Благодаря применению специального твердотопливного двигателя разгона, прогрессивно возрастающая тяга которого компенсирует силу аэродинамического торможения ложной цели, удалось добиться имитации характеристик боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном участке траектории и значительной части атмосферного.
Одним из технических новшеств, в значительной степени определившим высокий уровень характеристик нового ракетного комплекса, явилось применение минометного старта ракеты из транспортно-пускового контейнера (ТПК). Впервые в мировой практике была разработана и внедрена минометная схема для тяжелой жидкостной МБР. При старте давление, создаваемое пороховыми аккумуляторами давления, выталкивало ракету из ТПК и только после покидания шахты запускался двигатель ракеты.
Ракета, помещённая на заводе-изготовителе в транспортно-пусковой контейнер, транспортировалась и устанавливалась в шахтную пусковую установку (ШПУ) в незаправленном состоянии. Заправка ракеты компонентами топлива и подстыковка головной части производились после установки ТПК с ракетой в ШПУ. Проверки бортовых систем, подготовка к запуску и пуск ракеты осуществлялись автоматически после получения системой управления соответствующих команд с удаленного командного пункта. Чтобы исключить несанкционированный запуск, система управления принимала к исполнению только команды с определённым кодовым ключом. Применение такого алгоритма стало возможным благодаря внедрению на всех командных пунктах РВСН новой системы централизованного управления.
Испытания
Бросковые испытания ракеты с целью отработки системы минометного старта начались в январе 1970 года, лётные испытания проводились с 21 февраля 1973. Уже на первых пусках с космодрома Плесецк по полигону Кура на Камчатке система управления позволила получить отклонение по азимуту -дальности 600х800 метров.
Из 43 испытательных запусков 36 прошли успешно и 7 окончились неудачей.
Моноблочный вариант ракеты Р-36М с «лёгкой» ГЧ был принят на вооружение 20 ноября 1978 г. Вариант с разделяющейся головной частью был принят на вооружение 29 ноября 1979 г. Первый ракетный полк с МБР Р-36М заступил на боевое дежурство 25 декабря 1974 г.
В 1980 г. ракеты 15А14, находившиеся на боевом дежурстве, были переоснащены без извлечения из ШПУ усовершенствованными РГЧ, созданными для ракеты 15А18. Ракеты продолжили боевое дежурство под обозначением 15А18-1.
В 1982 г. МБР Р-36М были сняты с боевого дежурства и заменены ракетами Р-36М УТТХ (15А18).
Модификации
Р-36М УТТХ
Разработка стратегического ракетного комплекса третьего поколения Р-36М УТТХ (индекс ГРАУ - 15П018, код СНВ - РС-20Б, по классификации МО США и НАТО - SS-18 Mod.4) с ракетой 15A18, оснащенной 10-блочной разделяющейся головной частью, началась 16 августа 1976 года.
Ракетный комплекс создавался в результате реализации программы совершенствования и повышения боевой эффективности ранее разработанного комплекса 15П014 (Р-36М). Комплекс обеспечивает поражение одной ракетой до 10 целей, включая высокопрочные малоразмерные либо особо крупные площадные цели, расположенные на местности площадью до 300000 км², в условиях эффективного противодействия средств ПРО противника.
Повышение эффективности нового комплекса было достигнуто за счет:
Компоновочная схема ракеты 15А18 аналогична схеме 15А14. Это двухступенчатая ракета с тандемным расположением ступеней. В составе новой ракеты без доработок использованы первая и вторая ступени ракеты 15А14. Двигатель первой ступени - четырехкамерный ЖРД РД-264 закрытой схемы. На второй ступени используется однокамерный маршевый ЖРД РД-0229 закрытой схемы и четырёхкамерный рулевой ЖРД РД-0257 открытой схемы. Разделение ступеней и отделение боевой ступени - газодинамическое.
Основное отличие новой ракеты заключалось во вновь разработанной ступени разведения и РГЧ с десятью новыми скоростными блоками, с зарядами повышенной мощности. Двигатель ступени разведения - четырехкамерный, двухрежимный (тягой 2000 кгс и 800 кгс) с многократным (до 25 раз) переключением между режимами. Это позволяет создавать наиболее оптимальные условия при разведении всех боевых блоков. Еще одна конструктивная особенность этого двигателя - два фиксированных положения камер сгорания. В полете они располагаются внутри ступени разведения, но после отделения ступени от ракеты специальные механизмы выводят камеры сгорания за наружный контур отсека и разворачивают их для реализации «тянущей» схемы разведения боевых блоков. Сама РГЧ выполнена по двухъярусной схеме с единым аэродинамическим обтекателем. Также были увеличены объем памяти БЦВМ и модернизирована система управления, для использования улучшеных алгоритмов. При этом точность стрельбы была улучшена в 2,5 раза, а время готовности к запуску сократилось до 62 секунд.
Ракета Р-36М УТТХ в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) устанавливается в шахтную пусковую установку и находится на боевом дежурстве в заправленном состоянии в полной боевой готовности. Для загрузки ТПК в шахтное сооружение в СКБ МАЗ разработано специальное транспортно-установочное оборудование в виде полуприцепа высокой проходимости с тягачом на базе МАЗ-537. Используется минометный метод запуска ракеты.
Летно-конструкторские испытания ракеты Р-36М УТТХ начались 31 октября 1977 г. на полигоне Байконур. По программе летных испытаний проведено 19 пусков, из них 2 неудачно. Причины этих неудач были выяснены и устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего проведено 62 пуска, из них 56 - успешных.
18 сентября 1979 г. три ракетных полка приступили к несению боевого дежурства на новом ракетном комплексе. По состоянию на 1987 г. было развернуто 308 МБР Р-36М УТТХ в составе пяти ракетных дивизий. На май 2006 г. в состав РВСН входит 74 шахтные пусковые установки с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2, оснащенных 10 боевыми блоками каждая.
Высокая надежность комплекса подтверждена 159 успешными пусками по состоянию на сентябрь 2000 года, из которых только четыре были неудачными. Эти отказы при пусках серийных изделий обусловлены производственными дефектами.
После распада СССР и экономического кризиса начала 1990-х встал вопрос о продлении сроков эксплуатации Р-36М УТТХ до замены их новыми комплексами российской разработки. Для этого 17 апреля 1997 года был произведен успешный пуск ракеты Р-36М УТТХ, изготовленной 19,5 лет назад. НПО «Южное» и 4-е ЦНИИ МО провели работы по увеличению гарантийного срока эксплуатации ракет с 10 лет последовательно до 15, 18 и 20 лет. 15 апреля 1998 года с космодрома Байконур был произведен учебно-тренировочный пуск ракеты Р-36М УТТХ, при котором десять учебных боевых блоков поразили все учебные цели на полигоне Кура на Камчатке.
Также было создано совместное российско-украинское предприятие по разработке и дальнейшему коммерческому использованию ракеты-носителя легкого класса «Днепр» на базе ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2.
Р-36М2 «Воевода»
9 августа 1983 года постановлением Совета Министров СССР КБ «Южное» была поставлена задача доработать ракету Р-36М УТТХ, чтобы она могла преодолевать перспективную систему американской противоракетной обороны (ПРО). Кроме того было необходимо повысить защищенность ракеты и всего комплекса от действия поражающих факторов ядерного взрыва.
Ракетный комплекс четвертого поколения Р-36М2 «Воевода» (индекс ГРАУ - 15П018М, код СНВ - РС-20В, по классификации МО США и НАТО - SS-18 Mod.5/Mod.6) с многоцелевой межконтинентальной ракетой тяжелого класса 15А18М предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району. Его применение позволяет реализовать стратегию гарантированного ответного удара.
В результате применения новейших технических решений, энергетические возможности ракеты 15А18М увеличены на 12 % по сравнению с ракетой 15А18. При этом выполняются все условия ограничений по габаритам и стартовому весу, накладываемые договором ОСВ-2. Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных ракет. По технологическому уровню комплекс не имеет аналогов в мире. В ракетном комплексе применена активная защита шахтной пусковой установки от ядерных боевых блоков и высокоточного неядерного оружия, а также впервые в стране осуществлен маловысотный неядерный перехват высокоскоростных баллистических целей.
По сравнению с прототипом, в новом комплексе удалось добиться улучшения многих характеристик:
Для обеспечения высокой боевой эффективности в особо сложных условиях боевого применения при разработке комплекса Р-36М2 «Воевода» особое внимание уделялось следующим направлениям :
Одним из основных преимуществ нового комплекса является возможность обеспечения пусков ракет в условиях ответно-встречного удара при воздействии наземных и высотных ядерных взрывов. Это достигнуто за счет повышения живучести ракеты в шахтной пусковой установке и значительного повышения стойкости ракеты в полете к поражающим факторам ядерного взрыва. Корпус ракеты имеет многофункциональное покрытие, введена защита аппаратуры системы управления от гамма-излучения, в 2 раза повышено быстродействие исполнительных органов автомата стабилизации системы управления, отделение головного обтекателя осуществляется после прохождения зоны высотных блокирующих ядерных взрывов, двигатели первой и второй ступеней ракеты форсированы по тяге.
В результате радиус зоны поражения ракеты блокирующим ядерном взрывом, по сравнению с ракетой 15А18, уменьшен в 20 раз, стойкость к рентгеновскому излучению повышена в 10 раз, гамма-нейтронному излучению - в 100 раз. Обеспечена стойкость ракеты к воздействию пылевых образований и крупных частиц грунта, имеющихся в облаке при наземном ядерном взрыве.
Для ракеты построены ШПУ со сверхвысокой защищенностью от поражающих факторов ЯВ путем переоборудования ШПУ ракетных комплексов 15А14 и 15А18. Реализованные уровни стойкости ракеты к поражающим факторам ядерного взрыва обеспечивают ее успешный пуск после непоражающего ядерного взрыва непосредственно по ПУ и без снижения боевой готовности при воздействии по соседней ПУ.
Ракета выполнена по двухступенчатой схеме с последовательным расположением ступеней. На ракете применяются аналогичные схемы старта, разделения ступеней, отделения ГЧ, разведения элементов боевого оснащения, показавшие высокий уровень технического совершенства и надежности в составе ракеты 15А18.
В состав двигательной установки первой ступени ракеты входят четыре шарнирно закрепленных однокамерных ЖРД, имеющих турбонасосную систему подачи топлива и выполненных по замкнутой схеме.
В состав двигательной установки второй ступени входят два двигателя: маршевый однокамерный РД-0255 с турбонасосной подачей компонентов топлива, выполненный по замкнутой схеме и рулевой РД-0257, четырехкамерный, открытой схемы, ранее уже использовшийся на ракете 15А18. Двигатели всех ступеней работают на жидких высококипящих компонентах топлива НДМГ+АТ, ступени полностью ампулизированы.
Система управления разработана на базе двух высокопроизводительных ЦВК (бортового и наземного) нового поколения и непрерывно работающего в процессе боевого дежурства высокоточного комплекса командных приборов.
Для ракеты разработан новый головной обтекатель, обеспечивающий надежную защиту головной части от поражающих факторов ядерного взрыва.
Тактико-технические требования предусматривали оснащение ракеты четырьмя типами головных частей:
В составе боевого оснащения созданы высокоэффективные системы преодоления ПРО («тяжелые» и «легкие» ложные цели, дипольные отражатели), которые размещаются в специальных кассетах, применены термоизолирующие чехлы ББ.
Летно-конструкторские испытания комплекса Р-36М2 начались на Байконуре в 1986 г. Первый пуск 21 марта закончился аварийно: из-за ошибки в системе управления не запустилась двигательная установка первой ступени. Ракета, выйдя из ТПК, тут же упала в ствол шахты, ее взрыв полностью разрушил пусковую установку. Человеческих жертв не было.
Первый ракетный полк с МБР Р-36М2 встал на боевое дежурство 30 июля 1988 г. 11 августа 1988 ракетный комплекс принят на вооружение. Летно-конструкторские испытания новой межконтинентальной ракеты четвертого поколения Р-36М2 (15А18М - «Воевода») со всеми видами боевого оснащения были завершены в сентябре 1989 года. На май 2006 года в состав РВСН входит 74 шахтных пусковых установки с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2, оснащенными 10 боевыми блоками каждая.
21 декабря 2006 года в 11 часов 20 минут по московскому времени был произведен учебно-боевой пуск РС-20В. По словам главы службы информации и общественных связей РВСН полковника Александра Вовка, учебно-боевые блоки ракеты, запущенные из Оренбургской области (Приуралье), с заданной точностью поразили условные цели на полигоне Кура полуострова Камчатка в Тихом океане. Первая ступень упала в зоне Вагайского, Викуловского и Сорокинского районов Тюменской области. Она отделилась на высоте 90 километров, остатки топлива сгорели во время падения на землю. Пуск прошёл в рамках опытно-конструкторской работы «Зарядье». Пуски дали утвердительный ответ на вопрос о возможности эксплуатации комплекса Р-36М2 в течение 20 лет.
24 декабря 2009 года в 9 часов 30 минут по московскому времени был произведен пуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-20В («Воевода»), сообщил пресс-секретарь управления пресс-службы и информации Минобороны по РВСН полковник Вадим Коваль: «Двадцать четвертого декабря 2009 года в 9.30 мск РВСН проведен пуск ракеты из позиционного района соединения, дислоцированного в Оренбургской области», - сообщил Коваль. По его словам, пуск проведен в рамках опытно-конструкторской работы в целях подтверждения летно-технических характеристик ракеты РС-20В и продления срока эксплуатации ракетного комплекса «Воевода» до 23 лет.
Ракета-носитель «Днепр»
«Днепр» - конверсионная космическая ракета-носитель, созданная на базе подлежащих ликвидации межконтинентальных баллистических ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2 «Воевода» кооперацией российских и украинских предприятий и предназначенная для выведения до 3,7 тонн полезной нагрузки (космического аппарата или группы спутников) на орбиты высотой 300-900 км.
Реализацией программы создания и эксплуатации ракеты-носителя «Днепр» занимается Международная космическая компания ЗАО «Космотрас».
РН «Днепр» используют в двух модификациях:
Для запусков РН «Днепр» используются пусковая установка на площадке 109 космодрома Байконур и пусковые установки на базе Ясный 13-ой Краснознамённой Оренбургской ракетной дивизии в Оренбургской области.
Тактико-технические характеристики
Наши системы вооружений, как правило, носят абстрактно-нейтральные названия, которые в случае частичной утечки информации мало что скажут разведчикам иностранных спецслужб. Взять, к примеру, тот же «Тополь» или «Ясень». Деревья как деревья. А то и вовсе «Буратино» какой-нибудь сказочный. Но есть одно оружие, которое и на Западе, и у нас называют зловеще: «Сатана» - ракетный комплекс третьего поколения, он же 15П018, он же Р-36, он же SS-18, он же РС-20Б, он же «Воевода». Такое большое количество имен имеет свою причину. Пользоваться советскими кодами среди специалистов НАТО традиционно не принято, они придумывают собственные обозначения каждому образцу нашей техники, обычно тоже довольно безобидные. Так чем же их так пугает 15П018 и что собой представляет эта гроза американцев - ракета «Сатана»?
как инструмент агрессии
Создание комплекса баллистических ракет - дело дорогое, наукоемкое и технологически сложное. Принудить СССР к участию в гонке вооружений долгое время было целью американских администраций разных времен, от Трумэна до Рейгана. По различным причинам Америка всегда была богаче Советского Союза, и изматывание его непосильными тратами в конечном счете обеспечило победу в Холодной войне. В немалой мере и сегодня эта политика применяется к новой России.
Наш ответ американцам
Примерно к 1965 году мощность американских межконтинентальных ракет серьезно возросла, равно как и другие технические параметры, в том числе точность попадания. Это создавало угрозу советским пусковым установкам, большинство которых в то время были стационарными и располагались в шахтах, сосредоточенных в оперативных районах по групповому принципу. Таким образом, одна американская МБР в случае удачного попадания могла накрыть несколько советских, еще не успевших стартовать. Срочно требовалось реагировать на возникшую угрозу. Выхода было два: рассредоточить пусковые установки, упрочнив шахты, или сделать их мобильными, сохранив при этом высокую мощность, а значит, вес и размеры. Но в век спутников трудно скрыть перемещение подвижных пусковых комплексов. Проблемы требовали решений. В результате появилась Р-36 «Сатана» - самая мощная ядерная ракета в мире.
Великий Уткин
Академик при жизни знаменитым человеком не был. Но его друзья, единомышленники, коллеги и бывшие подчиненные, отмечая 17 октября день рождения своего шефа, без тени сомнения называют его гением. И для этого есть основания. Под руководством этого ученого был создан ракетный комплекс «Сатана», вернее, 15П018 (дьявольское прозвище детищу академика дали американцы). Все началось с общей концепции, затем ее разбили на отдельные технические задачи, каждая из которых была успешно решена.
Ракетный комплекс «Сатана» - система очень сложная, каждый ее агрегат должен работать согласованно, а любой сбой может привести к непоправимым последствиям. Кроме этого, грозное оружие должно было стартовать как из стационарных шахт, так и со специальных железнодорожных платформ, замаскированных под обычные вагоны.
Как запустить тяжелую ракету из шахты
Корпус ракеты сделан из алюминия и магния - металлов довольно мягких. Толщина стенки - 3 мм, иначе снаряд получится слишком тяжелым. Вес ракеты - более 210 тонн, и ее нужно запустить из глубокой шахты. Несложно представить, что произойдет, если столь тяжелый и хрупкий предмет начнет омываться раскаленными газами, вырывающимися из сопел. Внутри - 195 тонн топлива, не просто горючего, а взрывоопасного. Но и это не все. В головной части находятся ядерные боеприпасы мощностью в четыреста Хиросим.
Вот такая техническая задача. И ее советские инженеры решили. Ракету плавно и бережно извлекают на поверхность три особых пороховых заряда, называемых аккумуляторами давления, поднимают на десятки метров, и только после этого запускаются предварительно подготовленные («поддутые») двигатели стартовой ступени.
Это решение позволило также существенно увеличить боевой радиус системы. На начальное преодоление расходовалось большое количество топлива, в данном случае его экономия составляет примерно 9 тонн.
Это только один из примеров изящества решений, иллюстрация гениальности великого Уткина. Их много, на описание других ушла бы целая книга. Возможно, многотомная.
Страшный атомный поезд
СССР недаром называли великой железнодорожной державой. Большие расстояния побудили строить рельсовые магистрали невиданными темпами еще царскую Россию, в советские же годы были протянуты новые линии, покрывшие всю территорию нашей страны сетью путей. День и ночь по ним идут составы, среди которых никогда нельзя отличить те, под крышами вагонов которых притаились многие мегасмерти. Передвижной комплекс «Сатана» мог базироваться на железнодорожной платформе, замаскированной под обычный поезд, отличить который от обычного не сможет самый совершенный разведывательный спутник. Разумеется, вес пусковой установки в 130 тонн не позволял использовать простой так что, помимо технических задач, пришлось решать и транспортные, причем во всесоюзном масштабе. Деревянные шпалы меняли на железобетонные, качество и прочность полотна доводились до высочайшего уровня, ведь любая авария мгновенно могла превратиться в катастрофу. Ракетная установка «Сатана» имеет длину 23 метра, как раз под размер рефрижераторного вагона, но головной обтекатель пришлось разрабатывать особый - складной конструкции. Были и другие проблемы, но результат оправдывал затраты. Ответный удар мог быть нанесен из непредсказуемой точки, а значит, был гарантированным и неотвратимым.
Ракета
Средство доставки головной части, в которой расположены ядерные заряды, представляет собой межконтинентальную двухступенчатую ракету, зона досягаемости которой имеет площадь 300 тысяч квадратных километров. Она в состоянии преодолевать рубежи высокоэффективных и перспективных систем ПРО и поражать десять разных целей разделяющимися компонентами общей мощностью в эквиваленте восьми мегатонн тротила. Нейтрализовать ее действие после запуска практически невозможно, за что она и получила столь звучное имя - «Сатана». Ракетный комплекс снабжен тысячей объектов, имитирующих ядерные боеголовки. Десять из них имеют массу, близкую к реальному заряду, остальные изготовлены из металлизированного пластика и приобретают форму боевых блоков, раздуваясь в стратосферном вакууме. Ни одна противоракетная система не справится с таким количеством целей.
Электронный мозг
Разработкой системы управления занимался заместитель Генерального конструктора Владимир Сергеев. Она построена на инерциальном принципе, имеет три канала и многоярусное мажоритирование. Это означает, что система проверяет себя сама, производя самотестирование. При каком-либо несовпадении результатов управление принимает на себя канал, успешно прошедший тест. Интерфейс кабельный, и считается идеально надежным, отказов линий связи не было зафиксировано ни разу за все время, в течение которого ракетный комплекс Р-36М «Сатана» состоит на вооружении.
Раздражение американцев
Программа, развернутая в США и получившая название стратегической оборонной инициативы, имела целью создание глобального «зонта», который смог бы защитить страны «свободного мира», и в первую очередь США, от последствий ответного термоядерного удара в случае возникновения мирового конфликта. Стратегический ракетный комплекс 15П018 («Сатана») полностью лишил эту затею смысла. Никакие средства противоракетной обороны, даже с дорогостоящими элементами космического базирования, не смогли бы гарантировать безопасное поражение объектов на территории СССР американскими «Першингами». Что и говорить, это вызывало досаду у обитателей Белого дома и Капитолия. Снимать с вооружения эти комплексы советское руководство не спешило, справедливо полагая, что они обеспечивают надежный ядерный щит. Но дело сдвинулось с мертвой точки после прихода к власти «Горби» и начала перестройки.
Как сокрушали «Сатану»
Каждая вторая ракетная установка «Сатана» была уничтожена по условиям договора СНВ-1, подписанного Генеральным секретарем М. С. Горбачевым. После дело продолжил Президент РФ Б. Н. Ельцин. Справедливости ради следует отметить тот факт, что снятие с вооружения и последующая утилизация многозарядных ракет производились не столько из-за давления американской стороны или национального предательства (на чем настаивают излишне экзальтированные патриотически настроенные сограждане). Причины были куда прозаичнее и носили экономический характер. Бюджет страны не выдерживал столь высокого уровня военных расходов, к которым можно отнести и траты на поддержание упомянутых железнодорожных путей. А без них мог случиться еще один Чернобыль, только куда более страшный. Ракетный комплекс «Сатана» стал жертвой общей разрухи, которой сопровождался распад Советского Союза.
В мирных целях
После того как на территории некогда нерушимого СССР возникли молодые государства, вдруг обнаружилось, что все производственные, научные и экспериментальные силы, которыми создавался комплекс, являются исключительно украинскими. Дальнейшее совершенствование и производство мощной оборонной системы стало невозможным, по крайней мере, в ближайшей перспективе.
Снятие с вооружения опасной для американцев ракеты не означало запрета на ее использование в других целях, чем не замедлили воспользоваться владельцы последних экземпляров. Как и в случае с прославленным «Востоком», носитель был конверсирован, его применяли для вывода на орбиту коммерческих и научных грузов, в том числе и иностранных. Что делать? Когда стране нужны деньги, в ход пойдет и «Сатана». Межконтинентальная в период с 1999 по 2010 годы по программе «Днепр» вывела на орбиту четыре десятка искусственных спутников. Пусков состоялось 14, из них один оказался неудачным.
«Воевода»
В конце восьмидесятых годов была произведена модернизация ракеты Р-36М с целью повышения ее устойчивости к последствиям возможного ядерного удара и улучшения характеристик по точности. Кроме этого, требовалась доработка с учетом новых возможностей новейших американских систем ПРО. КБ «Южное» (г. Днепропетровск) успешно справилось с заданием, результатом работы стало изделие 15А18М, названное «Воеводой». При составлении текста договора СНВ-1 ее обозначили кодом «РС-20Б», а по своей сути это был все тот же ракетный комплекс «Сатана», только модернизированный.
Изменение международной обстановки, выраженное в стремлении руководства стран НАТО, и в первую очередь США, размесить свои базы как можно ближе к границам России, побудили пересмотреть условия договора СНВ-2, который так и не прошел ратификации, в той его части, которая касается многозарядных МБР. Ракеты 15А18М (вооруженные моноблоками), стоящие на боевом дежурстве в настоящее время, планируется заменить новыми российскими комплексами «Сармат», способными нести разделяющиеся боеголовки. Но о них рассказ уже другой…
Ракетный комплекс Р-36М2 "Воевода" (15П018М) четвертого поколения с многоцелевой межконтинентальной ракетой тяжелого класса 15А18М разработан в Конструкторском бюро "Южное" (г.Днепропетровск) под руководством академика В. Ф. Уткина в соответствии с тактико-техническими требованиями Министерства обороны СССР и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 09.08.83 г. Комплекс "Воевода" создан в результате реализации проекта совершенствования комплекса стратегического назначения тяжелого класса Р-36М (15П018) и предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в т.ч. при многократном ядерном воздействии по позиционному району (гарантированный ответный удар).
Летно-конструкторские испытания комплекса Р-36М2 начались на Байконуре в 1986 году. Первый ракетный полк с МБР Р-36М2 встал на боевое дежурство 30 июля 1988 года (грн. Домбаровский, командир О.И.Карпов). Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 11.08.1988 г. ракетный комплекс принят на вооружение.
Испытания комплекса со всеми видами боевого оснащения завершились в сентябре 1989 года.
Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных ракет. По технологическому уровню комплекс не имеет аналогов среди зарубежных РК. Высокий уровень тактико-технических характеристик делает его надежной основой СЯС в решении задач поддержания военно-стратегического паритета. До последнего времени РК являлся базовым по созданию асимметричных мер противодействия многоэшелонированной системе ПРО с элементами космического базирования.
Под руководством главного конструктора КБ Машиностроения (г.Коломна) Н.И.Гущина был создан комплекс (комплекс 171) активной защиты ШПУ РВСН от ядерных боевых блоков и высоточного неядерного оружия, а также впервые в стране осуществлен маловысотный неядерный перехват высокоскоростных баллистических целей.
На 1998 год было развернуто 58 ракет Р-36М2 (обозначение НАТО SS-18 "Satan" mod.5&6 ,РС-20В ).
Состав
С целью обеспечения качественно нового уровня ТТХ и высокой боевой эффективности в особо сложных условиях боевого применения разработка РК "Воевода" велась в следующих направлениях:
- дальнейшее повышение живучести ПУ и КП;
- обеспечение устойчивости боевого управления во всех условиях применения РК;
- расширение оперативных возможностей по переприцеливанию ракет, в т.ч. стрельбы по неплановым целеуказаниям;
- обеспечение стойкости ракеты в полете к поражающим факторам наземных и высотных ядерных взрывов (ЯВ);
- увеличение автономности комплекса;
- увеличение гарантийного срока эксплуатации.
Одним из основных преимуществ созданного РК является возможность обеспечения пусков ракет в условиях ответно-встречного удара при воздействии наземных и высотных ЯВ. Это достигнуто за счет повышения живучести ракеты в ШПУ и значительного повышения стойкости ракеты в полете к поражающим факторам ЯВ (корпус ракеты вафельно-сварной конструкции из АМг-6 НПП с многофункциональным покрытием, введена схемно-алгоритмическая защита аппаратуры системы управления от гамма-излучения при ЯВ и в 2 раза повышено быстродействие исполнительных органов автомата стабилизации системы управления, отделение головного обтекателя после прохождения зоны высотных блокирующих ЯВ, форсирование по тяге двигателей I и II ступеней ракеты, повышение стойкости систем и элементов (см. фото1 , фото2 , фото3 , фото4 ).
В результате радиус зоны поражения ракеты блокирующим ЯВ, по сравнению с ракетой 15А18, уменьшен в 20 раз, стойкость к рентгеновскому излучению повышена в 10 раз, гамма-нейтронному излучению в 100 раз. Обеспечена стойкость ракеты к воздействию пылевых образований и крупных частиц грунта, имеющихся в облаке при наземном ЯВ.
Эффективность, гибкость и оперативность боевого применения комплекса значительно увеличена за счет:
- повышения точности в 1,3 раза;
- применения зарядов повышенной мощности;
- увеличения площади зоны разведения боевых блоков в 2,3 раза;
- возможности пуска из режима постоянной боеготовности по одному из плановых целеуказаний, а также оперативного переприцеливания и пуска по любому неплановому целеуказанию, переданному из высшего звена управления;
- увеличения в 3 раза длительности автономности;
- уменьшения в 2 раза времени боеготовности.
В результате внедрения прогрессивных технических решений энергетические возможности ракеты увеличены на 12% по сравнению с ракетой 15А18 при выполнении условий ограничения по габаритам и стартовому весу, накладываемых Договором ОСВ-2.
Разработка РК (см. схему ) проводилась на основе созданной инфраструктуры предшествовавшего ему комплекса 15П018. При этом в максимальной степени использовались имеющиеся инженерные сооружения, коммуникации и системы. Высокоэффективная многоцелевая ракета на жидких высококипящих компонентах топлива, полностью ампулизированная, предназначена для поражения особо важных объектов, расположенных в диапазоне дальности от средней до межконтинентальной.
Ракета (см. фото ) разработана в габаритах и стартовом весе ракеты 15А18 по двухступенчатой схеме с последовательным расположением ступеней и системы разведения элементов боевого оснащения. На ракете сохранены схемы старта, разделения ступеней, отделения ГЧ, разведения элементов БО, показавшие высокий уровень технического совершенства и надежности в составе ракеты 15А18.
Реализованные для обеспечения ответно-встречного пуска уровни стойкости ракеты к ПФЯВ обеспечивают успешный пуск ее после непоражающего ЯВ непосредственно по ПУ и без снижения боевой готовности при воздействии по соседней ПУ. При этом достигнуто увеличение энергетических возможностей ракеты за счет:
- улучшения характеристик двигателя, внедрения оптимальной схемы выключения ДУ;
- выполнения двигательной установки II ступени в "утопленном" варианте в полости горючего;
- улучшения аэродинамических характеристик.
Двигательная установка разведения представляет собой четырехкамерный ЖРД с поворотными камерами сгорания, которые выдвигаются в рабочее положение в полете. Универсальная жидкостная система разведения эксплуатируется в составе ракеты (в отличие от ракеты 15А18), что позволило осуществлять полную сборку ракеты в условиях завода-изготовителя, упростить технологию работ на боевых объектах, повысить надежность и безопасность эксплуатации.
Для ракеты разработан новый цельный головной обтекатель оживальной формы, обеспечивающий надежную защиту ГЧ от ПФЯВ, в т.ч. от крупных частиц грунта, и улучшение аэродинамических характеристик.
ТТТ предусматривали боевое оснащение ракеты четырьмя типами головных частей:
- две моноблочные ГЧ с "тяжелым" и "легким" ББ;
- РГЧ с десятью неуправляемыми ББ;
- РГЧ смешанной комплектации в составе шести неуправляемых и четырех управляемых ББ с системой самонаведения по картам местности.
Управляемый боевой блок 15Ф178 разрабатывался для РГЧ смешанной комплектации. Выполнен в виде биконического тела минимального аэродинамического сопротивления. В качестве исполнительных органов управления полетом УББ на атмосферном участке были приняты отклоняемый конический стабилизатор - для тангажа и рысканья и аэродинамические рули крена. В полете обеспечивалось стабильное положение центра давления блока при изменении угла атаки. Ориентацию и стабилизацию УББ вне атмосферы обеспечивала установка реактивной тяги, работавшая на сжиженной углекислоте.
В составе боевого оснащения созданы высокоэффективные СП ПРО (ТЛЦ, ЛЛЦ, ДО), которые размещаются в специальных кассетах, применены термоизолирующие чехлы ББ.
Система управления - на базе двух высокопроизводительных ЦБК (бортового и наземного) нового поколения и непрерывно работающего в процессе БД высокоточного ККП с использованием элементной базы повышенной стойкости к ПФЯВ. В СУ был реализован целый ряд принципиально новых идей:
- обеспечение работоспособности после воздействия ядерного взрыва в полёте;
- высокоточное индивидуальное разведение боевых блоков;
- "прямой" метод наведения не требующий ранее подготовленного полётного задания;
- обеспечение дистанционного нацеливания и т.д.
Решение этих задач обеспечивалось новым мощным бортовым вычислительным комплексом с использованием полупроводниковых "пережигаемых" постоянных и электронных оперативных запоминающих устройств. Основная элементная база разрабатывалась и изготавливалась в Минском производственном объединении "Интеграл" и обеспечивала необходимый уровень радиационной стойкости. Кроме стандартных блоков в состав бортового комплекса входил, впервые реализованный в СССР, блок специализированного запоминающего устройства на ферритовых сердечниках с внутренним диаметром 0,4 мм, через который прошивались 3 провода тоньше человеческого волоса. Для одного из видов боевых блоков было разработано и впервые в Советском Союзе прошло лётные испытания запоминающее устройство на цилиндрических магнитных доменах.
Требуемый температурный режим для непрерывно работающих приборов обеспечивается вновь созданной СТР (сброс тепла в объем ПУ).
Боевое применение обеспечивалось в любых метеоусловиях при температуре воздуха от -50 до +50°С и скорости ветра у поверхности земли до 25 м/с, до и в условиях ядерного воздействия по БРК
Тактико-технические характеристики
Общие характеристики | |
Максимальная дальность стрельбы, км: - с РГЧ "тяжелого" класса - с моноблочной ГЧ |
11000 16000 |
Точность стрельбы, км | ±0.5 |
Обобщенный показатель надежности | 0.935 |
Стойкость ракеты к ПФЯВ в полете | 2 уровень (обеспечивается ответно-встречный пуск) |
Время пуска из полной боевой готовности, с | 62 |
Гарантийный срок нахождения на боевом дежурстве (по безрегламентной схеме для ПУ) , лет | 15 |
Ракета 15А18М | |
Диаметр, м | 3 |
Длина, м | 34.3 |
Стартовый вес ракеты, тс: - с РГЧ - с ГЧ "легкого" класса |
211.4 211.1 |
Вес головной части, тс: - с 10-блочной РГЧ - с ББ "легкого" класса |
8.73 8.47 |
Топливо: - окислитель - горючее |
АТ НДМГ |
Вес топлива, тс: - I ступени - II ступени - ступени разведения |
150.2 37.6 2.1 |
Полетная надежность | 0.974 |
Коэффициент энерговесового совершенства Gпг/Go, кгс/тс | 42.1 |
Характеристики ДУ | |
Тяга ДУ (на земле/в пустоте), тс: - I ступени - II ступени - ступени разведения |
468.6/504.9 - / 85.3 - / 1.9 |
удельный импульс ДУ (на земле/в пустоте), с: - I ступени - II ступени - ступени разведения |
295.8/318.7 - / 326.5 - / 293.1 |
Испытания и эксплуатация
Высокие боевые и эксплуатационные характеристики ракетного комплекса подтверждены наземными (в т.ч. физический опыт) и летными испытаниями. По программе совместных летных испытаний на 5 НИИП проведено 26 пусков, из них 20 успешных. Причины неуспешных пусков установлены. Проведены схемно-конструкторские доработки, позволившие устранить выявленные недостатки и завершить летные испытания 11 успешными пусками. Всего проведено 33 пуска, фактическая полетная надежность ракеты по совокупности проведенных пусков составляет 0,974.
В процессе СЛИ было принято решение исключить из обязательного состава боевого оснащения "тяжелый" ББ и РГЧ смешанной комплектации. ГЧ с "тяжелым" ББ готовилась к производству, но летным испытаниям не подвергалась. РГЧ смешанной комплектации испытывалась в составе ракеты 15А18М пусками по району "Кура" (3 пуска). Для продолжения летных испытаний были подготовлены две ракеты 15А18М, два носителя 8К65МР и полный комплект боевых блоков. Однако после 1991г. работы по УББ были закрыты. Такая же участь постигла и работы КБЮ по проникающим боевым блокам.
Экспериментальный проникающий блок был создан на базе аэродинамической конструкции штатного ББ 15Ф158У при участии ВНИИЭФ (С. Н. Лазарев, А. И. Рудаков, В. И. Уваров). В блоке устанавливался носовой проникатель из титанового сплава. Изготовление проникателя было освоено на Павлоградском механическом заводе. Отработка проведена на моделях стрельбой из артиллерийского орудия в грунт. Натурные образцы были испытаны в пусках по полигону "Аральск" на ракете 8К63 и по району "Кура" на ракете 15А18. В период 1989-1990 гг. были проведены ЛКИ пяти блоков с успешными результатами. Однако работы по штатному проникающему ББ, начатые на основе накопленного опыта, были закрыты после 1991 г.
Источники
- "Призваны временем. Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро "Южное"./ Под общей редакцией С.Н.Конюхова/. Д.: Арт-Пресс, 2004,-232с.
- Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. "Отечественные стратегические ракетные комплексы". СПб, Невский бастион-Гангут 1999 год.
- Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36М (15А14) / Р-36МУ (15А18) / Р-36М2 (15А18У)
- С. Деревяшкин,А.Богатырев, "Сатана" - дочь "Воеводы" «Красная звезда». 21.04.2001
- Ракета носитель "Днепр" ICS "Космотранс"
Межконтинентальная баллистическая ракета СС-18 "Сатана"
Американцы дают нашим ракетам свои названия, которые, надо признать, весьма образно характеризуют их боевые возможности. В частности, ракету СС-18, о которой идет речь, американцы назвали «Сатаной», отчетливо представляя себе ее «сверхестественные» возможности, не поддающиеся «укрощению» с помощью ПРО. Через 10 тысяч километров она благополучно "доставит" 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения. Один удар - и Вашингтона, а то и целого округа Колумбия на карте мира больше нет. "Сатана" оборудована системой преодоления НПРО, ее шахта защищена от прямого попадания ядерного заряда. "Сатана" обязательно стартует и долетит до цели, даже попав под действие электромагнитного импульса, выбивающего из строя любую электронику. Ну чем не "Рыцарь апокалипсиса".
Ракета СС-18 обладает чрезвычайно эффективным сочетанием состава боевого оснащения, его функциональных характеристик и весьма широкими возможностями управления пространственно-временной структурой удара в зависимости от условий боевого применения.
В частности, в условиях ПРО ракета СС-18 способна реализовать сконцентрированный удар по объекту всеми элементами своего оснащения так, что возникает устойчивый эффект функционального перенасыщения любого варианта ПРО, который США способны создать до 2015-2020 гг.
В современных отечественных СЯС только ракета СС-18 способна реализовать комплекс всех этих условий, в буквальном смысле «пронзая» систему ПРО независимо от степени ее насыщенности боеготовыми противоракетами.
Мы сейчас говорим об уникальных возможностях существующих ракет СС-18. Но еще большую обеспокоенность у США вызывают возможности подобных ракет, которые могут быть созданы Россией в перспективе.
Ракеты СС-18 ("Сатана") наводят ужас на американцев. Поэтому американское лобби делает все, чтобы заставить Россию уничтожить это оружие вместе с одновременным выходом из Договора о ПРО
Россия могла не бояться гонки вооружений и, в частности, ПРО, имея на вооружении СС-18 ("Сатану"). Эта ракета с разделяющимися головными частями и сейчас, и в среднесрочной перспективе, не уязвима для любой ПРО. Тем более неуязвимой была она в середине 1980-х. Ракета СС-18 несет 16 платформ, одна из которых загружена ложными целями. Выходя на высокую орбиту все головки "Сатаны" идут "в облаке" ложных целей и практически не идентифицируются радарами.
Но, даже будучи идентифицированными на конечном отрезке траектории, головки "Сатаны" практически не уязвимы для противоракетных средств, ибо для их разрушения необходимо только прямое попадание в головку очень мощной противоракеты (с такими характеристиками, которые даже сейчас не проектируются в рамках работ по ПРО). Так что подобное поражение весьма трудно и практически невозможно с уровнем техники ближайших десятилетий. Что же касается знаменитых лазерных средств поражения головок, то у СС-18 они прикрыты массивной броней с добавлением урана-238, металла исключительно тяжелого и плотного. Такая броня не может быть "прожжена" лазером. Во всяком случае, теми лазерами, которые могут быть построены в ближайшие 30 лет.
Не могут сбить систему управления полетом СС-18 и ее головок импульсы электромагнитного излучения, ибо все системы управления "Сатаны" дублированы помимо электронных, пневматическими автоматами.
Напомним, СНВ-2 долго не ратифицировался Думой, но ельцинский глава Минобороны Грачев в одностороннем порядке пытался выполнять этот договор, уничтожая самый эффектный и дешевый вид российского стратегического оружия, ракеты СС-18, которые янки справедливо называют "Сатаной".
К счастью для России, у Грачева было много других "дел". Поэтому у России сохранились пока и сами СС-18, и их пусковые шахты. Кстати, именно на уничтожении шахт так настаивали американцы и их российская агентура влияния. Из существовавших в СССР 308 пусковых шахт на долю России приходилось 157. Остальные располагались на Украине и в Белоруссии.
Полностью уничтоженными оказались шахты на Украине. Не тронуты шахты в Белоруссии и как минимум половина российских шахт.
Так что у США нет и в ближайшем будущем (лет 30-40) не будет никакой ПРО, способной противостоять СС-18