На какую высоту поднимается ракета тополь м. Ракетная установка Тополь-М (Модернизированный)
Межконтинентальная баллистическая ракета «Тополь» является важнейшей составляющей мобильного наземного комплекса, ставшего основой ядерного щита нашего государства на многие десятилетия.
В ответ на улучшение тактических характеристик высокоточных систем вооружения стран НАТО, требовалось создать уникальный вид вооружения. Важнейшим требованием была заявлена высокая живучесть комплекса, которая достигается за счет маневренности и скорости развертывания.
История создания
19 июля 1977 года было издано постановление о начале работы. Однако реализация проекта, руководителем которого был назначен Александр Надирадзе, началась в Московском институте теплотехники несколько раньше — в 1975 году.
1979 год был ознаменован началом заводских испытаний зарядов для 2 и 3 ступеней двигателя ракеты специалистами Павлоградского химического завода.
27 октября 1982 года начались первые полевые испытания. Главной задачей была проверка системы старта и запуска ракетного двигателя. Пуск оказался неудачным, но полученные результаты были тщательно изучены и учтены в дальнейшей работе.
23 декабря 1983 года начался очередной этап конструкторских испытаний, по результатам которых были продемонстрированы высокие ТТХ Тополь М. Только один раз испытатели потерпели неудачу.
С 1984 по 1988 гг. было запущено серийное производство нового ракетного комплекса «Тополь». Самоходные установки изготавливались на заводе «Баррикады» в Волгограде, а сама ракета стала «детищем» Воткинского машиностроительного завода.
23 июля 1985 года для обобщения войскового опыта недалеко от г. Йошкар-Ола была создана воинская часть ракетных войск.
В 1987 году , после смерти главного конструктора, работа была продолжена под началом Бориса Лагутина.
Борис Лагутин, конструктор ракетного вооружения1 декабря 1988 года МБР «Тополь» была принята на вооружение РВСН. В течении всего 3 лет было развернуто 288 новых ракет.
Описание баллистической ракеты «Тополь»
РТ-2ПМ «Тополь» (по классификации НАТО-«SS-25 «Sickle», ГРАУ- 15Ж58) является стратегический комплекс с твердотопливной трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой.
Несмотря на свой внешний вид, баллистическая ракета «Тополь» классифицируется как легкая. Пусковая установка является мобильной и наземной, а система управления имеет собственный бортовой компьютер (БЦВМ).
Благодаря БЦВМ и использованию для каждой из ступеней новейшего разновидности твердого топлива, конструкторам удалось увеличить прицельную дальность стрельбы. При этом возможное отклонение составит всего 150-200 м.
- Головная часть.
- Переходной отсек.
- Маршевый двигатель ракеты 3 ступени.
- Соединительный отсек 2 ступени.
- Маршевый двигатель 2 ракеты ступени.
- Соединительный отсек 1 ступени.
- Маршевый двигатель ракеты 1 ступени.
- Хвостовой отсек 1 ступени.
Тактико-технические характеристики (ТТХ)
Как ранее упоминалось, ракета Тополь М трехступенчатая. Ее длина вместе с головной частью составляет 22.7 м, а диаметр равен 1.8 м. Сам комплекс готов к пуску уже через 2 минуты после постановки задачи. Другие характеристики ракеты «Тополь М» отражены в таблице.
Межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж58 (РТ-2ПМ)
Автономная пусковая установка (АПУ)
Масса
Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД)
Сейчас наряду с комплексами ранних версий на вооружение поступает МБР «Тополь-М». В связи с международными соглашениями России, существенные изменения полетных и тактических характеристик (ТТХ Тополь М) стало вне рамок правового поля.
Поэтому в новых ракетах основной упор сделан на мощность взрыва Тополь М, непредсказуемость полета и повышение сопротивляемости узлов и агрегатов маршевого двигателя мощному электромагнитному импульсу (ЭМИ).
Испытания
После поступления на вооружения пуски МБР «Тополь» проводятся в среднем 1 раз в 6-12 месяцев. В последние годы причиной испытаний, кроме поддержания высокой степени боевой готовности и подготовки личного состава РВСН, стали:
- проверка ракеты длительного хранения(20 лет) 29 ноября 2005 года (Плесецк);
- изучение экспериментальной боевой части 28 августа 2008 года (Плесецк);
- проверка перспективного боевого оснащения 27 декабря 2013 года (Капустин Яр);
- способность преодоления средств ПРО 9 сентября 2016 года (Плесецк), 26 декабря 2017 года (Капустин Яр).
Всего с 1981 по 2017 гг. было произведено 120 пусков. Испытания показали, что радиус взрыва Тополь М зависит от мощности боеголовки и количества разделяемых частей.
Видео о ракетном комплексе
Комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (код РС-12М2, по классификации НАТО - SS-27 Sickle «Серп») - российский ракетный комплекс стратегического назначения с межконтинентальной баллистической ракетой, разработанный в конце 1980-х - начале 1990-х годов на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь». Первая межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная в России после распада СССР. Принята на вооружение в 1997 году. Головным разработчиком ракетного комплекса является Московский институт теплотехники (МИТ).
Ракета комплекса «Тополь-М» является твёрдотопливной, трёхступенчатой. Предельная дальность - 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. Базируется ракета как в шахтных пусковых установках (ШПУ), так и на мобильных пусковых установках. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году.
Предназначена для выполнения задач по нанесению по территории противника в условиях противодействия существующих и перспективных систем ПРО, при многократном ядерном воздействии по позиционному району, при блокировке позиционного района высотными ядерными взрывами. Применяется в составе комплекса 15ПО65 шахтного базирования и 15П165 мобильного базирования.
Стационарный комплекс «Тополь-М»
включает в себя 10 межконтинентальных баллистических ракет, смонтированных в шахтных пусковых установках, а также командный пункт.
Основные характеристики ракеты Тополь-М
Количество ступеней | 3 |
Длина (с ГЧ) | 22,55 м |
Длина (без ГЧ) | 17,5 м |
Диаметр | 1,81 м |
Стартовая масса | 46,5 т |
Забрасываемый вес | 1,2 т |
Вид топлива | Твёрдое смесевое |
Максимальная дальность | 11000 км |
Тип головной части | Моноблочная, ядерная, отделяемая |
Количество боевых блоков | 1 + около 20 муляжей |
Мощность заряда | 550 Кт |
Система управления | Автономная, инерциальная на базе БЦВК |
Способ базирования | Шахтный и мобильный |
Мобильный комплекс «Тополь-М» представляет собой одну ракету, помещённую в высокопрочный стеклопластиковый транспортно-пусковой контейнер (ТПК), смонтированный на восьмиосном шасси МЗКТ-79221 высокой проходимости и конструктивно практически не отличается от шахтного варианта. Вес пусковой установки - 120 тонн. Шесть пар колес из восьми являются поворотными, что обеспечивает радиус поворота 18 метров.
Давление на грунт установки в два раза меньше, чем обычного грузового автомобиля. Двигатель V-образный 12-ти цилиндровый дизель с турбонаддувом ЯМЗ-847 мoщнocтью 800 л.c. Глубина преодолеваемого брода до 1,1 метра.
При создании систем и агрегатов мобильного «Тополь-М» использован ряд принципиально новых технических решений по сравнению с комплексом «Тополь». Так, система неполного вывешивания даёт возможность развёртывать ПУ «Тополь-М» даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает её живучесть.
«Тополь-М» способен производить пуски из любой точки позиционного района, а также обладает улучшенными средствами маскировки, как против оптических, так и других средств разведки (в том числе за счёт снижения инфракрасной компоненты демаскирующего поля комплекса, а также применения специальных покрытий, снижающих радиолокационную заметность).
Межконтинентальная ракета состоит из трёх ступеней с твёрдотопливными маршевыми двигателями. В качестве топлива используется алюминий, в роли окислителя выступает перхлорат аммония. Корпуса ступеней выполнены из композитов. Все три ступени оборудованы поворотным соплом для отклонения вектора тяги (решётчатые аэродинамические рули отсутствуют).
Система управления – инерциальная, на основе БЦВК и гиростабилизированной платформы. Комплекс высокоскоростных командных гироскопических приборов обладает улучшенными точностными характеристиками. Новый БЦВК обладает повышенной производительностью и стойкостью к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва. Обеспечено прицеливание за счёт реализации автономного определения азимута контрольного элемента, установленного на гиростабилизированной платформе, с помощью наземного комплекса командных приборов, размещенного на ТПК. Обеспечена повышенная боеготовность, точность и ресурс непрерывной работы бортовой аппаратуры.
Метод старта - миномётный для обоих вариантов . Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.
Ракета оснащена отделяемой головной частью с одним термоядерным боевым блоком мощностью 550 Кт тротилового эквивалента. Головная часть также оборудована комплексом средств преодоления ПРО. Комплекс средств преодоления ПРО состоит из пассивных и активных ложных целей, а также средств искажения характеристик головной части . Несколько десятков вспомогательных двигателей коррекции, приборы и механизмы управления позволяют боевой части совершать манёвры на траектории, затрудняя её перехват на конечном участке траектории.
Ложные цели неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном). Ложные цели позволяют имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории полета боевых блоков ракеты, являются стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой. Впервые спроектированы ложные цели, способные противостоять РЛС со сверхразрешением.
В связи с прекращением существования договора СНВ-2, запрещавшего создание многозарядных межконтинентальных баллистических ракет, Московский институт теплотехники работает над оснащением «Тополей-М» разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Возможно, результатом этих работ является РС-24 «Ярс». Проходят испытания мобильного варианта этого комплекса, размещённого на шасси восьмиосного тягача МЗКТ-79221.
Высокая устойчивость ракеты 15Ж65 к воздействию систем ПРО потенциального противника достигается за счёт:
- Сокращения по времени и протяжённости активного участка путём крайне быстрого разгона ракеты. Время разгона до конечной скорости (свыше 7 км/с) составляет менее 3 мин.
- Возможности ракеты маневрировать на активном участке, усложняющей решение противником задачи перехвата, а также совершать программный манёвр при прохождении облака ядерного взрыва
- Защитного покрытия корпуса новой разработки, обеспечивающего комплексную защиту от поражающих факторов ядерного взрыва и оружия, основанного на новых физических принципах.
- Комплекса преодоления ПРО, включающего пассивные и активные ложные цели и средства искажения характеристик головной части. ЛЦ неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном), позволяют имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории полета боевых блоков ракеты, вплоть до высот 2 - 5 км; являются стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой и пр. Впервые спроектированы ЛЦ, способные противостоять РЛС со сверхразрешением. Средства искажения характеристик головной части состоят из радиопоглощающего (совмещенного с теплозащитным) покрытия ГЧ, генераторов активных помех и пр. Радиолокационная заметность боевого блока снижена на несколько порядков, ЭПР составляет 0,0001 кв.м. Дальность его обнаружения снижена до 100 - 200 км. Оптическая - и ИК-заметность ББ предельно снижена за счёт эффективного охлаждения поверхности ББ на заатмосферном участке и снижению светимости спутного следа ББ на атмосферном участке, достигаемой в т.ч. за счёт впрыска в следовую область специальных жидких продуктов, снижающих интенсивность излучения. В результате принятых мер обеспечивается преодоление моноблочной ГЧ перспективной многоэшелонированной системы ПРО с элементами космического базирования с вероятностью 0.93 - 0.94. Высоко- и заатмосферный участок ПРО преодолевается с вероятностью 0.99, атмосферный - с вероятностью 0.93 - 0.95.
Ракета 15Ж65 оснащена термоядерной моноблочной БЧ мощностью 0.55 МГт. Проведены испытания МБР с РГЧ (от 3 до 6 разделяющихся головных частей мощностью 150 кт.) В перспективе планируется оснащение ракеты маневрирующей ГЧ (испытания которой также успешно проведены в 2005 г. и продолжаются), в связи с чем возможность перехвата ГЧ, по мнению российских специалистов, будет практически сведена к нулю.
Круговое вероятное отклонение - не более 200 м, что позволяет ГЧ полумегатонной мощности уверенно поражать сильнозащищённые точечные цели (в частности, КП и ШПУ). В силу ограниченного забрасываемого веса, ограничивающего мощность ЯБЧ, ракета «Тополь-М» в отличие от ракеты 15А18 «Воевода» (мощность моноблочной ГЧ которой составляла 20-25 МГт) имеет ограничения по осуществлению уничтожающего воздействия по крупной площадной цели.
Комплекс 15П165 мобильного базирования обладает уникальными характеристиками начальной выживаемости, способен функционировать скрытно и автономно в течение длительного периода времени. Площадь патрулирования комплекса - 250 000 кв.км.
Ракета «Тополь-М» унифицирована с ракетой «Булава» морского базирования, создаваемых для вооружения РПКСН проекта 955. Конкурентом «Булавы» является жидкостная МБР Р-29РМУ2 «Синева ». Она существенно превосходит «Булаву» (как и все другие МБР) по энергомассовому совершенству, но уступает по важному для российских ракет морского базирования критерию - выживаемости на активном участке за счёт меньшей скорости разгона и большей уязвимости от лазерного оружия, свойственной жидкостным ракетам по сравнению с твёрдотопливными. Однако ракета «Булава», со стартовой массой около 37 тонн, существенно уступает по ударной мощи существующим более тяжёлым твёрдотопливным ракетам, в том числе ракете «Трайдент»-2 со стартовой массой 59 тонн. (БЧ «Булавы» - 6х150 кт, «Трайдент-2″ (теоретически) - 8х475 кт). Проект оснащения морской составляющей ядерных сил России ПЛАРБ с лёгкими баллистическими ракетами «Булава» подвергается критике специалистов, указывающих на необходимость вооружения отечественных ПЛАРБ высокотехнологичной твёрдотопливной БРПЛ Р-39УТТХ, испытания которой были свёрнуты в 90-х гг. и которая, в случае постановки на вооружение, не имела бы мировых аналогов среди БРПЛ по ударной мощи и лётно-техническим характеристикам.
Транспортировка ракеты и загрузка в шахту
Транспортировка и загрузка в шахту межконтинентальной баллистической ракетного комплекса 5-го поколения РТ-2ПМ2 «Тополь-М» . Место действия: 60-я Таманская ордена Октябрьской Революции Краснознамённая ракетная дивизия.
Разработка стратегического мобильного комплекса "Тополь" 15Ж58 (РС-12М)с трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой, пригодной для размещения на самоходном автомобильном шасси (на базе твердотопливной МБР РТ-2П ) была начата в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе в 1975 году. Постановление правительства о разработке комплекса вышло 19 июля 1977 года. После смерти А.Надирадзе работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина. Мобильный "Тополь" должен был стать ответом на повышение точности американских МБР. Требовалось создать комплекс, обладающий повышенной живучестью, достигаемой не строительством надежных укрытий, а созданием у противника неопределенных представлений о месте нахождения ракеты.
К концу осени 1983 года опытная серия новых ракет, получивших обозначение РТ-2ПМ, была построена. 23 декабря 1983 года на полигоне Плесецк начались летно-конструкторские испытания. За все время их проведения неудачным был только один пуск. В целом же ракета показала высокую надежность. Там же проводились испытания и боевых агрегатов всего БРК. В декабре 1984 года основная серия испытаний была завершена. Однако произошла задержка в разработке некоторых элементов комплекса, не связанных напрямую с ракетой. Вся программа испытаний была успешно завершена в декабре 1988 года.
Решение о начале серийного производства комплексов принято в декабре 1984 года. Серийное производство развернуто в 1985 году.
В 1984 году началось строительство сооружений стационарного базирования и оборудование маршрутов боевого патрулирования мобильных ракетных комплексов "Тополь". Объекты строительства размещались в позиционных районах снимаемых с дежурства межконтинентальных баллистических ракет РТ-2П и УР-100, размещавшихся в ШПУ ОС. Позже начато обустройство позиционных районов снимаемых с вооружения по договору РСМД комплексов средней дальности "Пионер" .
С целью накопления опыта эксплуатации нового комплекса в войсковых частях в 1985 году решено было развернуть первый ракетный полк в г. Йошкар-Оле, не ожидая полного завершения программы совместных испытаний. 23 июля 1985 года первый полк мобильных "Тополей" заступил на боевое дежурство под Йошкар-Олой на месте дислокации ракет РТ-2П. Позже "Тополя" поступили на вооружение дивизии, дислоцированной под Тейково и имевшей ранее на вооружении МБР УР-100 (8К84) .
28 апреля 1987 года на боевое дежурство под Нижним Тагилом заступил ракетный полк, вооруженный комплексами "Тополь" с подвижным командным пунктом "Барьер". ПКП "Барьер" имеет многократно защищенную дублированную радиокомандную систему. На подвижной пусковой установке ПКП "Барьер" размещена ракета боевого управления. После запуска ракеты ее передатчик дает команду на пуск МБР.
1 декабря 1988 году новый ракетный комплекс был официально принят на вооружение РВСН СССР. В том же году началось полномасштабное развертывание ракетных полков с комплексом "Тополь" и одновременное снятие с боевого дежурства устаревших МБР. 27 мая 1988 года на боевое дежурcтво под Иркутском заступил первый полк МБР "Тополь" с усовершенствованным ПКП "Гранит" и автоматизированной системой управления.
К середине 1991 года было развернуто 288 ракет этого типа.В 1999 году на вооружении РВСН находилось 360 ПУ ракетных комплексов "Тополь". Они несли дежурство в десяти позиционных районах. В каждом районе базируется по четыре - пять полков. На вооружении каждого полка - девять автономных пусковых установок и подвижной командный пункт.
Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. После распада СССР часть "Тополей" остались за пределами России, на территории Белоруссии. 13 августа 1993 года был начат вывод группировки РВСН "Тополь" из Белоруссии, 27 ноября 1996 года он был завершен.
На западе комплекс получил обозначение SS-25 "Sickle".
Состав
Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми и боевой ступенями. Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей, а корпуса верхних ступеней впервые были выполнены непрерывной намоткой из органопластика по схеме "кокон". Сложнейшей технической задачей оказалось размещение на переднем днище корпуса верхней ступени узла отсечки тяги с восемью реверсивными раструбами и "окнами", прорубаемые ДУЗ"ами (ДУЗ - детонирующий удлиненный заряд) в органопластиковой силовой конструкции.
Первая ступень ракеты состоит из маршевого РДТТ и хвостового отсека, на наружной поверхности которого размещены аэродинамические рули и стабилизаторы. Маршевый двигатель имеет одно неподвижное сопло.Вторая ступень конструктивно состоит из соединительного отсека и маршевого РДТТ. Третья ступень имеет почти такую же конструкцию, но в ее состав дополнительно входит переходной отсек, к которому крепится головная часть.
Автономная, инерциальная система управления разработана в НПО автоматики и приборостроения под руководством Владимира Лапыгина. Система прицеливания разработана под руководством главного конструктора Киевского завода "Арсенал" Серафима Парнякова. Инерциальная система управления имеет свою БЦВМ, что позволило добиться высокой точности стрельбы. По отечественным источникам круговое вероятное отклонение (КВО) при стрельбе на максимальную дальность составляет 400м, по западным источникам - 150-200м. Система управление обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты без разворота пусковой установки. Все операции предстартовой подготовки и проведения пуска полностью автоматизированы.
"Тополь" оснащен комплексом средств преодоления ПРО. Управление полетом ракеты осуществляется за счет поворотных газоструйных и решетчатых аэродинамических рулей. Созданы новые сопловые аппараты твердотопливных двигателей. Для обеспечения скрытности разработаны камуфляж, ложные комплексы, средства маскировки. Как и прежние мобильные комплексы Московского института теплотехники, "Тополь" может стартовать как с маршрута боевого патрулирования, так и во время стоянки в гаражных укрытиях с раздвигающейся крышей. Для этого пусковая установка вывешивается на домкратах. Боеготовность с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут. Для новых комплексов были разработаны подвижной и стационарный командные пункты.Подвижной командный пункт боевого управления МБР "Тополь" размещен на базе четырехосного автомобиля МАЗ-543М. Для управления огнём применялись и передвижные командные пункты "Барьер" и "Гранит", оснащённые ракетой, с передатчиком вместо боевой нагрузки, который после запуска ракеты осуществлял дублирование команды на старт для ПУ находящихся в позиционных районах.
В процессе эксплуатации ракета находится в транспортно-пусковом контейнере, установленного на мобильной пусковой установке. Она смонтирована на базе семиосного шасси большегрузного автомобиля МАЗ. Старт ракеты производится из вертикального положения с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере.
Пусковая установка (см.схему ) разработана в Волгоградском ЦКБ "Титан" под руководством Валериана Соболева и Виктора Шурыгина. Пусковая установка смонтирована на шасси семиосного тягача МАЗ-7912 (позже - МАЗ-7917 колесной формулы 14х12. Эта машина 80-х годов оснащена дизелем мощностью 710 л.с.) Минского автозавода с двигателем Ярославского моторного завода. Главный конструктор ракетовоза Владимир Цвялев. Твердотопливные заряды двигателей разработаны в Люберецком НПО "Союз" под руководством Бориса Жукова (позже объединение возглавил Зиновий Пак). Композиционные материалы и контейнер разработаны и изготовлены в ЦНИИ специального машиностроения под руководством Виктора Протасова. Рулевые гидроприводы ракеты и гидроприводы самоходной пусковой установки разработаны в Московском ЦНИИ автоматики и гидравлики. Ядерный боезаряд создан во Всесоюзном НИИ экспериментальной физики под руководством главного конструктора Самвела Кочарянца.
Первоначально был установлен гарантийный срок эксплуатации ракеты 10 лет. Позже гарантийный срок продлен до 15 лет. Подвижный командный пункт боевого управления МБР "Тополь" размещался на шасси четырехосного автомобиля МАЗ-543М. Для управления огнём применялись и передвижные командные пункты "Барьер" и "Гранит", оснащённые ракетой, с передатчиком вместо боевой нагрузки, который после запуска ракеты осуществлял дублирование команды на старт для ПУ находящихся в позиционных районах.
Тактико-технические характеристики
Максимальная дальность стрельбы,км | 10 000 |
Длина ракеты,м | 21,5 |
Стартовая масса,т | 45 |
Масса головной части,т | 1 |
Масса снаряженной первой ступени ракеты,т | 27,8 |
Длина первой ступени,м | 8,1 |
Длина второй ступени,м | 4,6 |
Длина третьей ступени,м | 3,9 |
Длина головной части,м | 2,1 |
Диаметр корпуса первой ступени,м | 1,8 |
Диаметр корпуса второй ступени,м | 1,55 |
Диаметр корпуса третьей ступени,м | 1,34 |
Диаметр транспортно-пускового контейнера,м | 2 |
Площадь района боевого патрулирования комплекса,км 2 | 125 000 |
Испытания и эксплуатация
ПГРК "Тополь" вышел на испытания в феврале 1983 года. Первый пуск состоялся 8 февраля на полигоне Плесецк. Этот и два последующих пуска были произведены из переоборудованных шахт стационарных ракет РТ-2П. Один пуск закончился неудачно.
Ежегодно производится по одному контрольному пуску ракеты "Тополь" с полигона Плесецк. О высокой надежности комплекса говорит тот факт, что за время его испытаний и эксплуатации было произведено около пятидесяти контрольно-испытательных пусков ракет. Все они прошли безотказно.
29 ноября 2005г. был осуществлен учебно-боевой пуск МБР РС-12М "Тополь" мобильного базирования с космодрома Плесецк в направлении полигона Кура на Камчатке. Учебная боевая часть ракеты с заданной точностью поразила условную цель на полигоне полуострова Камчатка. Основная цель пуска - проверка надежности оборудования. Ракета простояла на боевом дежурстве 20 лет. Это первый случай в практике не только отечественного, но и мирового ракетостроения - успешно осуществлен пуск твердотопливной ракеты, находившейся столько лет в эксплуатации.
На базе МБР "Тополь" разработана конверсионная космическая ракета-носитель "Старт". Пуски ракет "Старт" осуществляются с космодромов Плесецк и Свободный.
Допустим, с американского континента стартуют ракеты, с промежутком в несколько секунд. Через 3-4 минуты дежурный офицер СПРН получает сигнал о ракетном нападении. Еще через 2-3 минуты сообщение доходит до руководства страны, и оно начинает думать. В лучшем случае через 10-13 минут после старта, поступает команда на «Тополя» о старте ракет – они выезжают из гаражей, или останавливаются на заданной точке маршрута, и начинают разворачиваться (спускают опоры, поднимают тягач, поднимают ракеты, рассчитывают координаты и вводят их в компьютер).
Пока все расчеты это сделают – это, в лучшем случае 8 минут. И так, прошло 20 минут, начались первые пуски.
Через 25-30 минут почти все установки могут отстреляться, последние взлетевшие ракеты могут быть уничтожены взрывами уже американских 500-килотонных боеголовок.
Но это, замете, в лучшем случае – с полностью работающей СПРН, с системами связи (которую могут заранее вывести из строя группы диверсантов), наличии решительных людей в руководстве страны, а также старт ракет с американской территории, а не откуда-нибудь из Европы, Турции, Средней или Центральной Азии, с подводных лодок в Тихим либо Северном ледовитом океане, Средиземном море, или из Персидского залива. Время подлета в этом случае сокращается до …8 минут.
Если какого-либо из этих условий не будет, том «Тополя» будут замечены со спутников и просто расстреляны.
Американские спутники могли уже в 80-х отслеживать часть поездов ядерными ракетами, которые сверху ничем неотличимы от десятков составов, проходящих рядом с ними. Что же говорить сейчас, через 20 лет, после произошедшей в военной сфере научно-технической революции.. Лет через 5 их возможности существенно возрастут.
Спутник радиолокационной разведки «Спот» может различить на земле объект, размером до 10 метров, «Лакросс» серии VEGA, стоимостью в полмиллиарда долларов – уже до 1 метра. Он может отличить танк от БМП, не говоря уже о тягаче «Тополя», размером 25 метров в длину и 5 в ширину. Этим спутникам не помеха ни ночь, ни туман, ни толстый слой облаков - используя гигантскую радиолокационную антенну, они способны выявлять объекты противника, даже если они замаскированы, засыпаны снегом или песком, скрыты листвой, искусственной дымовой завесой или брезентовым тентом. Сейчас разрабатывается менее дорогой "Дискавер-2", способный получать трехмерные радиолокационные изображения земной поверхности с разрешением 0,3 м и производить селекцию движущихся целей. К 2010-му году США намерены вывести в космос 24 таких спутника, которые должны будут пролетать над любой точкой Земли каждые 15 мин. Задачу обнаружения могут решать также спутники оптико-электронной разведки типа КН11 и КН12 (15 см), геологические спутники "Лэндсат-7" (15 м), картографические спутники "Квик Берд-2" (0,6 м), спутники гиперспектральной съемки MightySat II (по программе "Уорфайтер-1" до 2010 года планируется создать и развернуть космическую группировку на основе этих спутников) (см.1).
Уже сейчас американцы уже сейчас круглосуточно получают информацию с мест базирования «Тополей» (собственно ангары, и сеть дорог из бетонный плит).
Если держать «Тополя» там, где они сейчас размещаются, то они могут быть уничтожены прямо на своих стоянках, либо местах курсирования, даже если они движутся.
Посчитайте сами: радиус поражения(см.2) у 500-кт боеголовок – 3,6 километра (ударной волной в 40 КПа, необходимой для частичного разрушения объектов типа зданий, «Тополей»), у 100-кт боеголовки – 2,2 километра. Это значит, что, в принципе, «Тополь», идущий со своей скоростью 45 км/ч может уйти из опасной зоны разрушения за 5 минут либо 3 минуты, соответственно.
Из зоны «опрокидывания» ракеты ударной волной в 20 КПа (у 500-кт - это 6 км, у 100-кт – 4 км) – 8 минут и 5 минут.
Из зоны поражения(см.3) радиацией практически не защищенного «Тополя», экипаж которого не сможет выполнить задачу при облучении более 5000 рентген/ч, «Тополю» уходить – при взрыве 500 кт (радиус - 13 км) 17 минут, при 100 кт - 7 минут.
А ведь можно бить «залпом» по несколько боеголовок, заключая подвижной комплекс в ловушку (особенно опасны в этом плане подводных лодки типа Ohio, несущие по 24 модернизированных ракеты Трайдент II D5, на которые установлены 14 боеголовок, имеющие точность попадания 100).
Чтобы уйти от всех этих поражающих факторов нужна скорость более 400 км/ч.
Если же использовать их не как сейчас, а по назначению – постоянно перемещая по полям, лесам, дорогам, степям, то возможность их обнаружения американскими спутниками снизится не на много, но прибавится проблема боевиков или диверсантов с гранатометами или «Стингерами», пользующихся современной связью и системами спутниковой навигации (собственно, ночью они могут пробираться и на сами базы). Они смогут уничтожать комплексы «Тополь» еще на земле, или сбивать стартующие ракеты ПЗРК с инфракрасными головками самонаведения (ведь тепловой «факел» ракеты куда больше чем у самолета, да и летает она медленнее и не маневрирует).
При ведении обычных боевых действий, «Тополь» вообще не идет ни в какое сравнение с шахтой, способной выдержать близкий ядерный взрыв! Ведь тягач «Тополя» можно уничтожить любой маломощной бомбой, взорвавшейся рядом, любой ракетой. «Тополь» можно остановить даже фугасом, и перестрелять его экипаж из крупнокалиберных снайперских винтовок.
Сейчас это – обнаруживаемая и уязвимая для всех поражающих факторов, медленная в в развертывании система.
Вывод: мобильные комплексы «Тополь» хорошо дополняли советские ядерные арсеналы, но сейчас, сама идея «Тополя», по которому "в отличае от шахты нельзя заранее прстреляться", выдвинутая в начале 80-х годов - устарела. Его "преимущества в незаметности" нивелируются появлением на орбите современных спутников радиолокационной разведки, состоявшемся в начале 90-х (т.е. это надо принимать как данность). Размещение межконтинентальных ракет на мобильном шасси приходится признать нецелесообразным, так как в случае возникновения реального военного конфликта, для которого они, собственно и делаются, в современных условиях очень небольшой процент таких комплексов сможет выполнить боевое задание. Этот комплекс не может полностью выполнить задачу ответно-встречного удара (по предупреждению СПРН), и вовсе не способен нанести ответный удар.
Делать основной упор на эти комплексы - вызывать у потивника соблазн нанести первый "обезоруживающий" удар.
Нам много раз говорили, что таких комплексов нет у других государств – вот по этому и нет…
И в Штатах это прекрасно понимают, и пишут в статьях типа "The rise of..." Foreign Affairs.
И в дополнение... Несколько цитат о системе предупреждения о ракетном нападении (см.4):
По состоянию на май 2006 г. в составе космического эшелона системы раннего предупреждения о ракетном нападении работают три спутника: один геостационарный (Космос-2379) и два спутника на высокоэллиптических орбитах (Космос-2388 и Космос-2393).
Спутники Космос-2388 (ВЭО, запуск произведен 01.04.02, номер в каталоге NORAD 27409) и Космос-2393 (ВЭО, 24.12.02, 27613) - ...предназначены для обнаружения стартов баллистических ракет с территории США и не может производить обнаружение стартов ракет морского базирования...Космос-2379 (ГСО, 24.08.01, 26892), размещенный на геостационарной орбите...был разработаны для системы УС-КМО, которая должна обеспечивать глобальное покрытие всех ракетоопасных районов. Эта система до настоящего времени не развернута.
(Центр по изучению проблем разоружения при МФТИ СПРН и оборона - Стратегическое ядерное вооружение России)
Газета Вашингтон Пост 10 февраля 1999 г. опубликовала две статьи Дэвида Хоффмана, посвященные состоянию российской системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). В частности, автор статьи сослался на Павла Подвига, научного сотрудника нашего Центра: "...Продолжают функционировать лишь три спутника... Каждые 24 часа система спутников на высокоэллиптических орбитах "слепа" в течение двух периодов, длительность которых составляет шесть и один час соответственно...".
"Дыра" в наблюдении на сегодняшний день в общей сложности составляет около 9 (!) часов в сутки. Она передвигается в зависимости от времени года. К примеру, наши военные не видят американские ракетные базы на континенте днем, а зимой не смогут их контролировать ночью...На орбите осталось всего три спутника." (Мария Кудрявцева, Новые Известия, 29 июня 1999 г., с. 1-2)
"...генерал-майор В.З. Дворкин прокомментировал информацию, опубликованную в газете "Вашингтон Пост", но отказался говорить о существующих возможностях российской СПРН регистрировать пуски ракет: "...Говорить сейчас или подтверждать сколько часов мы видим или не видим, я просто не могу, потому что это государственная тайна. Если я вам скажу вне зависимости хорошие это или плохие цифры, то следующее интервью вы будете брать у меня за решеткой". (Новости НТВ, выпуск 22:00, 10 февраля 1999 г.)
"В настоящее время Россия просто не увидит старта ракет «Трайдент» с подводных лодок, находящихся в акватории Атлантического или Тихого океана. Практически то же самое можно сказать относительно ракет «Минитмен» и MX, запущенных с баз на территории континентальной части США", - False Alarm, Nuclear Danger (by Geoffrey Forden, Pavel Podvig and Theodore A. Postol, IEEE Spectrum, March 2000, V37, N 3.).
Комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (код РС-12М2, по классификации НАТО - SS-27 Sickle «Серп») - российский ракетный комплекс стратегического назначения с межконтинентальной баллистической ракетой, разработанный в конце 1980-х - начале 1990-х годов на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь».
Первая межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная в России после распада СССР. Принята на вооружение в 1997 году. Головным разработчиком ракетного комплекса является Московский институт теплотехники (МИТ).
Ракета комплекса «Тополь-М» является твёрдотопливной, трёхступенчатой. Предельная дальность - 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. Базируется ракета как в шахтных пусковых установках (ШПУ), так и на мобильных пусковых установках. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году.
Стационарный комплекс «Тополь-М»
включает в себя 10 межконтинентальных баллистических ракет, смонтированных в шахтных пусковых установках, а также командный пункт.
Основные характеристики:
Количество ступеней — 3
Длина (с ГЧ) — 22,55 м
Длина (без ГЧ) — 17,5 м
Диаметр — 1,81 м
Стартовая масса — 46,5 т
Забрасываемый вес 1,2 т
Вид топлива — твёрдое смесевое
Максимальная дальность — 11000 км
Тип головной части — моноблочная, ядерная, отделяемая
Количество боевых блоков — 1 + около 20 муляжей
Мощность заряда — 550 Кт
Система управления — автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ базирования — шахтный и мобильный
Мобильный комплекс «Тополь-М» представляет собой одну ракету, помещённую в высокопрочный стеклопластиковый транспортно-пусковой контейнер (ТПК), смонтированный на восьмиосном шасси МЗКТ-79221 высокой проходимости и конструктивно практически не отличается от шахтного варианта. Вес пусковой установки — 120 тонн. Шесть пар колес из восьми являются поворотными, что обеспечивает радиус поворота 18 метров.
Давление на грунт установки в два раза меньше, чем обычного грузового автомобиля. Двигатель V-образный 12-ти цилиндровый дизель с турбонаддувом ЯМЗ-847 мoщнocтью 800 л.c. Глубина преодолеваемого брода до 1,1 метра.
При создании систем и агрегатов мобильного «Тополь-М» использован ряд принципиально новых технических решений по сравнению с комплексом «Тополь». Так, система неполного вывешивания даёт возможность развёртывать ПУ «Тополь-М» даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает её живучесть.
«Тополь-М» способен производить пуски из любой точки позиционного района, а также обладает улучшенными средствами маскировки, как против оптических, так и других средств разведки (в том числе за счёт снижения инфракрасной компоненты демаскирующего поля комплекса, а также применения специальных покрытий, снижающих радиолокационную заметность).
Межконтинентальная ракета состоит из трёх ступеней с твёрдотопливными маршевыми двигателями. В качестве топлива используется алюминий, в роли окислителя выступает перхлорат аммония. Корпуса ступеней выполнены из композитов. Все три ступени оборудованы поворотным соплом для отклонения вектора тяги (решётчатые аэродинамические рули отсутствуют).
Система управления – инерциальная, на основе БЦВК и гиростабилизированной платформы. Комплекс высокоскоростных командных гироскопических приборов обладает улучшенными точностными характеристиками. Новый БЦВК обладает повышенной производительностью и стойкостью к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва. Обеспечено прицеливание за счёт реализации автономного определения азимута контрольного элемента, установленного на гиростабилизированной платформе, с помощью наземного комплекса командных приборов, размещенного на ТПК. Обеспечена повышенная боеготовность, точность и ресурс непрерывной работы бортовой аппаратуры.
Метод старта - миномётный для обоих вариантов . Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.
Ракета оснащена отделяемой головной частью с одним термоядерным боевым блоком мощностью 550 Кт тротилового эквивалента. Головная часть также оборудована комплексом средств преодоления ПРО. Комплекс средств преодоления ПРО состоит из пассивных и активных ложных целей, а также средств искажения характеристик головной части . Несколько десятков вспомогательных двигателей коррекции, приборы и механизмы управления позволяют боевой части совершать манёвры на траектории, затрудняя её перехват на конечном участке траектории.
Ложные цели неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном). Ложные цели позволяют имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории полета боевых блоков ракеты, являются стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой. Впервые спроектированы ложные цели, способные противостоять РЛС со сверхразрешением.
В связи с прекращением существования договора СНВ-2, запрещавшего создание многозарядных межконтинентальных баллистических ракет, Московский институт теплотехники работает над оснащением «Тополей-М» разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Возможно, результатом этих работ является . Сейчас проходят испытания мобильного варианта этого комплекса, размещённого на шасси восьмиосного тягача МЗКТ-79221.
/По материалам rbase.new-factoria.ru и ru.wikipedia.org /