Протоиерей дмитрий смирнов наше время последнее. Протоиерей Дмитрий Смирнов: Последним временам предшествует расчеловечивание
Районная научно-практическая конференция учащихся
Секция «Мир моих увлечений»
Тема: «Народная песня – зеркало народной жизни»
Работу выполнил
Иванова Елизавета,
учащаяся 4 класса «Б»
МБОУ «СОШ №56»
Научный руководитель:
Лыченкова Ирина Витальевна,
учитель музыки
МБОУ «СОШ №56»
Новокузнецк 2015 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3-4
Основная часть…………………………………………………………………..5-11
Заключение……………………………………………………………………....11-13
Список используемой литературы……………………………………………..13
Введение
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем. Это относится и к прошлому нашего народа. Как жили русские люди, как работали, как отдыхали. Какие они соблюдали обычаи и традиции? Ответить на этот вопрос – значит восстановить связь времени, вернуть утраченные ценности. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят нас с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Песни – это самый популярный и массовый жанр фольклора. Их поет весь народ от мало до велика. Поистине, песня – это душа народа. Извечные народные стремления к добру и красоте нашли в ней глубоко эмоциональное и высокохудожественное выражение. Песни духовно объединяют людей, воспитывают в духе народного нравственного – эстетического идеала целые поколения. Благодаря своей задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает глубокое воздействие на эмоциональный мир детей.
Среди обучающихся 4 –х классов МБОУ «СОШ №56» мною был проведен опрос по теме: «Русская народная песня». (Слайд 2) Задавались следующие вопросы: Нужна ли нам народная песня? Какие записи русских народных песен есть у вас дома? Какие из русских народных песен вам больше всего нравятся и почему? О чем поется в русских народных песнях? Какие народные коллективы нашего города вы знаете?
Анализ результатов диагностики.
Было опрошено 130 учащихся . Исходя, из результатов анкет выяснилось, 87 % учащихся на вопрос «Нужна ли народная песня» ответили, что нужна. Песня нужна, чтобы узнать, как жили русские люди, как работали, как отдыхали, какие они соблюдали обычаи и традиции. Был и такой вариант ответа: чтобы подарить радость любителям русской народной песни. 13 % ответили, что песня не нужна.
На вопрос, «Какие записи русских народных песен есть у вас дома» 93% отметили записи концертов Надежды Бабкиной, 23% - Надежды Кадышевой, 12% - Людмилы Зыкину и 7% ответили, что у них нет записей русских народных песен.
На вопрос, «Какие из русских народных песен вам больше всего нравятся и почему» учащиеся выделили песни, которые проходили на уроке «Солдатушки, бравы ребятушки », «Светит месяц», «Частушки», «Ой, мороз», «Калинка».
«О чем поется в русских народных песнях?» 93% ответили, что о любви и нелегкой женской доле на Руси. 7% - о том, чем жил человек, о том и пел.
На вопрос, «какие народные коллективы нашего города ты знаешь» 97 % отметили ансамбль «Ромашка» и 3% ответили - не знаю.
Исследуя работы, я пришла к выводу, что в настоящее время многие дети мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором, многие так и не заинтересованы русским народным творчеством. (Слайд 3)
Цель работы: привлечь внимание моих сверстников к русским народным песням.
Задачи:
1. Выяснить, насколько хорошо мы знаем культуру своего народа.
2. Анализ русской народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно…»
3. Изучить, проанализировать и систематизировать материал по выбранной теме.
Объект моего исследования: русская народная песня.
Предмет исследования: протяжная лирическая русская народная песня.
В качестве гипотезы я предполагаю следующее: русская народная песня будет жить до тех пор, пока жив русский народ.
Основная часть
Песня всегда была рядом и в радости, и в горе. От самого рождения и до самой смерти. Русская народная песня - , слова и которой сложились исторически в ходе развития . У народной песни нет определённого автора или автор неизвестен. Русская народная песня самобытна, красочна, ее мелодия глубоко раскрывает сюжет, создает единый, законченный художественный образ. На уроках музыки мы выделили особенности русских народных песен: (Слайд 4)
1.Старинные слова;
2.Внутреслоговые распевы;
3.Соло и подхват;
4.Ак капелла;
5.Напевность, протяжность;
6.Название равно началу.
Народная песня, как звучащая летопись, раскрывает историю нашего народа. Чем бы человек ни занимался: жал, сено косил, сплавлял лес или тянул за собой огромную баржу - всюду ему помогала песня. Пели и за рукодельем, пели о тяжелой женской доле. Песня появилась очень давно. Тогда еще собственно и разделения то не было на рассказ и пение. Бродили по свету скоморохи – мастера на все руки: они и спеть и сплясать и сказочку рассказать. Русские народные песни подразделяют на жанры и виды. Самую подробную классификацию я нашла на сайте интернета «Википедия». (Слайд 5)
Эпические народные песни:
1.Былины
2.Исторические песни
3.Баллады
Обрядовые народные песни:
1.Песни календарного круга
2.Обрядово-бытовые (свадебные, погребальные, плачи – причитания, колыбельные и др.)
Хороводные, игровые, плясовые песни:
1.Лирические хороводные (круговые хороводы шествия)
2.Комедийно – шуточные
3.Скорые хороводные
4.Удалые молодецкие
5.Беседные, гостевые и др.
Трудовые народные песни:
1.Сельские (посевные, жатвенные)
2.Фабричные
3.Бурлацкие (артельные, и др.)
Песни революционной борьбы:
1 Революционные песни борьбы и протеста
3.Патриотические песни и др.
Городские народные песни. Частушки:
1.Российская песня
2.Городская песня
3.Припевки, припляски
4.Страдания и др.
Протяжные лирические песни:
1.Женские лирические (семейно-бытовые, любовные)
2.Мужские лирические (любовные, ямщицкие, рекрутские, солдатские)
3.Общие лирические и др.
В тех песнях, в которых ведется разговор о судьбе каждого человека: о том, что ему дорого, что он любит, о чем печалится, о чем мечтает, называют лирическими. Именно лирическим песням я хочу посвятить свою работу. Им свойственны плавные мелодии на широком дыхании, пропевание нескольких звуков на один слог. Поэтому эти песни еще называют протяжными. Чувства людей или события, описываемые в песне, часто сначала как бы переживаются в природе:
Не дождичком бело лицо смолкло -
Смочило бело лицо слезами.
Не морозом ретивое познобило –
Полюбило сердце тоской-кручиной.
Песни-размышления, песни-мечтанья, песни-рассказы о пережитом. Мелодии этих песен задушевные, с частыми вздохами «аи», «ой», темп неспешный, неторопливый.
У народа много песен о родном доме, о разлуке с ним. Ведь в крестьянских семьях каждый ребенок был лишним ртом, и его старались отдать «в люди», т.е. в работники. Девушек выдавали замуж, навсегда в чужую семью, а юношей забирали в рекруты (на службу, которая длилась 25 лет). Человек тосковал по родным батюшке и матушке, и тоску эту изливал в песнях. Умирает раненый боец во чистом поле, в последний час мысли его о родном доме. Человек счастлив, когда он чувствует себя вольным, свободным, когда рядом с ним дорогие, близкие родные люди. И в последний час мысли человека обращены к родному дому.
Человек не может жить без любви. И об этом народ сочинил самое большое количество песен. В них - о счастливой любви, когда добрый молодец с красной девицей, как голубь с голубушкою, рядом и глядят, не наглядятся друг на друга. И люди все на них любуются, и радости их завидуют. Но таких песен немного.
Чаще добрый молодец и красна девица разлучаются, потому что предстоит «ясному соколу» дальняя дороженька или потому, что любил-любил молодец девицу, да «спокинул»:
Ванечка, ты мой, миленький дружок,
Да куда же ты, соколик, уезжаешь,
На кого ты меня спокидаешь?
Остаюсь одна я в горе,
Во слезах, как в море.
Особенно тяжела разлука, когда выдали девицу замуж за другого. И поет добрый молодец: «Прощай, радость, жизнь моя!»
На Руси свадьбы игрались с давних пор. В каждой местности существовал свой набор свадебных ритуальных действий, причитаний, песен, приговоров. В зависимости от конкретных обстоятельств свадьба могла быть «богатой» – «в два стола» (и в доме невесты и в доме жениха), «бедной» – «в один стол» (только в доме жениха), «вдовьей», «сиротской». Словом, двух одинаковых свадеб быть не могло, и у каждого вступившего в брак оставалась в памяти своя, единственная в своем роде, свадьба. Но при всем бесконечном многообразии свадьбы игрались по одним и тем же законам. Сватовство, сговор, прощание невесты с родительским домом, свадьба в доме невесты, свадьба в доме жениха – вот те последовательные этапы, по которым развивалось свадебное действо.
Многие свадебные ритуалы по ходу свадьбы «пересказывались», «комментировались», «опевались» в песнях, причитаниях, приговорах. Поэтическая свадебная действительность отлична от того, что совершалось на самом деле, так сказать, от действительности реальной. В этом волшебном мире невеста - всегда лебедь белая, княгиня первображная; жених – сокол ясный, князь молодой; свекровь – змея лютая; чужая сторона (дом жениха) – «слезами полита»… Все как в сказке.
На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.
Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.
СЛУШАНИЕ: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы Зыкиной. (Слайд 6)
Песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно…» построена в форме диалога девушки и матери. Глядя в ноты, можно увидеть Тему дочери и Тему матери.
Взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения. Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств. Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике). Покорность, смирение с безвыходной ситуацией.
Песня звучит напряжённо, в миноре. Почему героиня песни так встревожена?
Понять смысл песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.
Посмотрите на картины «Приготовление невесты к венцу» В. Феклистова, (Слайд 7) В.В.Пукирёва «Неравный брак» (Слайд 8), (Слайд 9) «Сватовство майора» Павла Федотова.
Какие эмоции переживают героини этих картин? Смятение, тревога или покорность своей доле? Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?
Свадебные песни привлекают нас ясностью формы, гармоническим сочетанием слова и музыки, откристаллизованностью интонаций. Наиболее ярко запечатлены семейные взаимоотношения, тяжелое положение женщины в патриархальной семье в этих песнях.
...Избывал ты меня, родный батюшка, Единым - то вечером.
Ты хотела меня, родная матушка, Во терем - то посадить.
Посадила меня, родная матушка, Во тоску - кручинушку.
Сегодня вряд ли кто-то соблюдает все правила проведения свадьбы. Наверное, из традиционного обряда остался только выкуп невесты. И уже точно никто не поет обрядовых песен на свадьбе.
Есть некоторые моменты, объединяющие все народные песни – это символы.
Горькая полынь в русской народной поэзии - это символ тоски, печали. Тосклива и печальна была жизнь народа порабощенной Руси.
... Ну и вот, жена, те работница,
С Руси русская полоняночка...
Полоняночка, с Руси русская,
Она глазами лебедей стережет,
А руками кудель пряжет,
А ножками колыбель колышет...
Такие образы, как месяц - символ отца, солнце - матери и звезды - детей, а также месяц-молодец (муж) и зорюшка-девушка (жена).
Довольно широко в народных лирических песнях в роли символов выступают различные птицы. Так, символом молодца в них чаще всего являются соловей, сокол, селезень и голубь. Символом девушки в них являются белая лебедушка, серая утица, пава и сизая голубка. Символом печальной девушки или горькой женской доли, как правило, в песнях выступает серая кукушка.
Еще шире, чем из мира птиц и животных, в традиционных лирических песнях в качестве символов выступают предметы растительного мира. Например, очень часто символом девушки в них являются белая береза, калина, малина и сладка вишня. Птица клюет вишню - молодец сватает девушку и т. д.
Символом женщины в народных лирических песнях, как правило, являются груша, сосна, рябина и осина.
В качестве символа молодца в народных песнях чаще всего выступает дуб, а иногда хмель или виноград.
Свадебные песни были и веселые (для гостей), и грустные (невесту оплакивали).
Заключение
В дружном кругу, в одиночестве и в шумной компании, в минуты радости и печали - повсюду с нами песня. Старинные и современные, задушевные и распевные задорные и озорные - все они в наших сердцах. Поэтическое содержание песен отражает различные стороны быта, семейных и социальных отношений, мыслей и чувств русского народа. С особым почтением, русский человек относился к песне, и не только потому, что она сопровождала его от рождения до смерти, но и, вероятно, потому что для исполнения песни требовалось особое, возвышенное состояние души. Народная песня и исцеляла, и утешала, воспитывала и поучала, предостерегала и веселила, забавляла и высмеивала. «Веселуха», «У нас нонче субботея», « Рассыпала Маланъя бобы...».
Не стоит удивляться, почему наш народ так трепетно относится к пению и песне. Песня, во всех ее проявлениях, была естественной потребностью самовыражения. Только духовно богатый и талантливый народ мог создать, ценить и постоянно воссоздавать такие шедевры. Не зря говорят, что песня - душа народа.
Изучая русскую народную песню, с восхищением осознаешь, как она богата, щедра, талантлива, искренна, чиста. Песня отражала и хранила в памяти поколений историю нашей Родины!
В песнях раскрывается судьба народа, неповторимый национальный характер во всем его богатстве мыслей и чувств.
Как добрая и мудрая наставница, песня внушает нам любовь к преданиям и обычаям родной земли, к ее героям и мастерам. Песня учит жить по законам справедливости, помогать в трудную минуту ближним, не бояться страданий, отстаивая правду и свое человеческое достоинство.
Подобно вольной птице, песня не признает государственных границ и свободно перелетает из одной страны в другую. У народной песни завидная судьба. Исчезают бесследно из памяти модные на один сезон «хиты» и «шлягеры». А народная песня вырывается из плена забвения и снова звучит чисто и свежо в устах людей другой эпохи.
На гулянье можно услышать веселую частушку или народную песню. А ребята из поколения в поколение передают загадки, считалки, дразнилки, не думая при этом, что они являются хранителями народной музыкальной мудрости.
Вот в этом бессмертии и заключается великая тайна национального характера народной песни. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение. Разве отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество, не является одной из высших духовных ценностей русского народа.
Материал работы может быть использован на уроках музыки, мировой художественной культуры, для бесед на классных часах.
Литература
Алексеева О. И. Русская народная песня как этнокультурный концепт: Белгород, 2006
Кнызева Д. В. Истоки возникновения и формирования русской комической оперы последней трети XVIII века в тесной связи с изучением народной песни. 2011
Щуров В. М. Песня, традиция, память.- М.: Государственное музыкальное издательство, 1987.
В 1968 г. окончил физико-математическую школу № 42. Закончил художественно-графический факультет педагогического института.
В августе 1978 г. поступил в , которую закончил экстерном за два года, и через год поступил в Московскую духовную академию, которую закончил также экстерном за полтора года.
В 1980 г. назначен священником в штат Крестовоздвиженского храма с. Алтуфьева г. Москвы.
1 января 1991 г. назначен настоятелем храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской г. Москвы, где и служит до настоящего времени. Параллельно, по мере роста количества новых прихожан, стал настоятелем восьми храмов, два из которых находятся в Московской области.
Решением Священного Синода от 17 июля 2001 г. назначен исполняющим обязанности председателя . С 7 мая 2003 г. — председатель Отдела.
— член Русской Православной Церкви.
Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. () включен в состав ( — Патриаршая комиссия).
1 августа 2012 г. указом Президента РФ в состав Совета по делам казачества при Президенте России.
Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. () освобожден от должности председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и назначен первым заместителем председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства и руководителем ее аппарата.
Решением Священного Синода от 2 октября 2013 г. () назначен председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства.
Участвует в качестве ведущего в работе общественного православного . Проректор , декан факультета православной культуры Академии РВСН им. Петра Великого, сопредседатель Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата.
Образование:Московская духовная семинария.
Приветствую постоянных и новых читателей сайта! Господа, в статье «Дмитрий Смирнов: биография и проповеди батюшки» — о главных этапах жизненного пути самого известного протоиерея России. В статье использованы интересные видео.
Дмитрий Смирнов – яркая личность, его интересно слушать, говорит он просто и понятно. Многие его обожают. Молодежь называет его «крутым батюшкой» — за его неповторимые высказывания.
Батюшка Дмитрий Смирнов
Родился Димитрий Смирнов 7 марта 1951 года в Москве. Можно сказать, он пошел по стопам своих предков. Его прадед был священником, а вот дед служил белогвардейским офицером.
В детстве Дмитрий Николаевич учился в школе с физико-математическим уклоном. Затем поступил в педагогический институт в Москве, выбрав художественно-графический факультет заочного отделения.
Путем прадеда
В 1978 году Дмитрий решает идти путем прадеда и поступает в Московскую духовную семинарию, которая находится в Сергиевом Посаде. Окончил семинарию за 2 года экстерном. Далее, за 1,5 года, была окончена Московская духовная академия, после чего и назначили священником в один из московских храмов.
В 1991 г. перешел служить настоятелем храма Святителя Митрофана Воронежского. По настоящее время он служит там. Батюшку сразу полюбили прихожане, их число все возрастало. С ростом численности прихожан он становится настоятелем еще в шести храмах Москвы.
С 2001 г. совмещает основную работу в храме с работой в Синодальном отделе, который занимается взаимодействием вооруженных сил и правоохранительных учреждений.
В 2009 г. Протоиерея Димитрия удостаивают права носить митру. Он получил множество наград и орденов, из них самым главным можно назвать Орден преподобного Нестора Летописца. Получен он был 2004 году.
В 2013 г. оставляет должность в Синодальном отделе и получает новую – первый заместитель председателя и руководителя аппарата Патриаршей комиссии, где решаются основные вопросы по делам семьи и защите материнства.
К слову сказать, Димитрий Смирнов поддерживает и всячески пропагандирует и защищает традиционные семейные ценности.
Он выступает за целостность семьи и против всяческих проявлений нездоровых форм, таких как педофилия и гомосексуализм. Неоднозначное мнение у него и по поводу атеистов. Как он высказался однажды, их жизнь не имеет смысла.
Он прямолинеен и непоколебим в своей вере. Но иногда его сарказм не всегда понятен людям, но тем, кто понимает, о чем он говорит, еще больше приятны эти высказывания.
Иногда он может высказываться несколько резко и эмоционально. Кому-то это может резать слух, но высказывания его всегда справедливы и идут от души. Основная его цель — спасение душ своих прихожан и настрой их на праведные мирские дела.
Беседы с батюшкой Дмитрием Смирновым
Батюшка ведет достаточно активную общественную жизнь. Его можно увидеть с телеэкранов – он частый гость телепрограммы «Беседы с батюшкой». Также ведет программы по радио. Имеет свой блог, где выражает свои позиции и взгляды.
Димитрий Смирнов женат, есть дочь Мария Дмитриевна Смирнова, по образованию филолог. Она также работает, как и отец, при храме. Преподаватель одного из детских домов, она посвятила свою жизнь вере. Его родной брат Иван Николаевич Смирнов также известная личность, но в среде музыкальной. Он стал джазовым гитаристом и композитором.
Иван Николаевич Смирнов — джазовый гитарист и композитор
Господа, кто не знаком с этим батюшкой, посмотрите несколько видео. Лучше один раз увидеть.
Встреча с протоиреем Дмитрием Смирновым в молодёжном клубе «Донской» была посвящена традиционным семейным ценностям. Правмир предлагает читателям краткое содержание прозвучавшей беседы.
О расчеловечивании
Традиционные семейные ценности сегодня становятся всё менее популярны у европейских народов.
Обычно до семидесяти процентов людей на вопрос о главной для них ценности отвечают — «семья». Однако, как писал : «В мире дьявол с Богом борется, и поле битвы — сердца людей».
К сожалению, сегодня состояние молодого поколения всё чаще заставляет нас вспомнить антифон «От юности моей мнози борют меня страсти». И первая страсть, которая разъедает сегодняшних молодых людей, — гордость.
В своё время я долго думал об особенностях этой духовной брани и пришёл к интересному выводу: ещё до гибели человечества основная задача дьявола — его расчеловечивание. И один из главных фронтов в этой борьбе — семья.
Сатанизм говорит нам, что человек — это индивид. Все остальные его признаки, в том числе половые и гендерные, — не важны. Отсюда множество движений, которые активно развиваются сейчас в Европе — чайлд-фри, феминизм, пропаганда абортов.
К сожалению, в России история подобных движений имеет большую фору — аборты в СССР были разрешены ещё в 1922 году, тогда как в США — только в 1972.
К многодетным в нашем обществе тоже относятся настороженно; основной вопрос, на который приходится отвечать таким родителям, — «зачем тебе это надо?»
К сожалению, для того, чтобы прокормить трёх и больше детей, их родителям у нас приходится работать на нескольких работах — тогда как до революции свою многодетную семью мог прокормить обычный рабочий Пулковского завода.
Однако мы должны помнить, что человек подобен Богу. Как Бог имеет три Лица, так и человек имеет три сущности — мужскую, женскую и детскую. И ему комфортно, только если все они собраны вместе.
Любое расчеловечивание начинается с опускания на уровень животного. Человек один за другим теряет человеческие признаки — стыд и совесть, брак, речь, разум. И вот, изъясняющийся только матом, он уже — ничем не лучше шимпанзе, которая, между прочим, понимает и умеет показать порой до тридцати шести слов.
Недавнее публичное убийство жирафа в копенгагенском зоопарке — это тоже наглядный признак постепенного превращения людей в животных. Потому что только животные могут смотреть на убийство себе подобных, не сочувствуя. Так молодой лев убивает потомство старого после того, как отвоюет у него самку.
Ну, а после озверения происходит уже демонизация.
О сиротах и детской любви
Вот я сейчас вожусь с сиротами — меня на попечении три детдома — и нужно их так устроить, чтобы они социализировались. Это очень сложно, потому что после государственных детдомов в жизни устраиваются и не оказываются в тюрьме только десять процентов воспитанников.
В наших детдомах в общей сложности всего пятьдесят детей, и это очень хорошо, потому что при таком размере можно обустроить жизнь детей, как в семье.
Так вот, в одном из детдомов у нас есть история. К нам приехала мама и привезла сына. Сама она сирота, сейчас во втором браке, в котором у неё уже есть трое или четверо детей, а её муж больше похож на животное. В итоге сын этой женщины от первого брака три года нигде не учился — значения учёбы его новый отец, похоже, просто не понимает.
За полтора года мы довели мальчика до четвёртого класса. Дети у нас катаются на лошадях, играют в пейнтбол, ездят на экскурсии, занимаются английским. И всё равно ребёнок просится домой, к маме. Сейчас мы поставили ей условие, чтобы он хотя бы посещал православную школу.
Другого мальчика мама забирает на лето, а ближе к осени пристраивает в очередной детдом; наш для него — уже пятый. И всё равно, когда она приезжала, он от неё не отходил. Вот такие примеры детской любви.
И, совершенно не случайно, более половины обитателей наших тюрем — это сироты — люди, лишённые опыта любви.
О поддержке гомосексуализма
К сожалению, поддержка разнообразных проявлений, разрушающих семью, сейчас стала частью государственной политики многих стран.
Некоторое время назад я был приглашён на так называемый «молитвенный завтрак» к президенту США. Заявления о поддержке гомосексуалистов на протяжении этого мероприятия звучали несколько раз. Некоторые европейские политики свою нетрадиционную ориентацию подчёркивают уже при знакомстве.
Поднявшийся в последние годы исламский терроризм становится популярен даже среди людей с высшим образованием именно потому, что страны, некогда считавшиеся оплотом христианской культуры, в восточном обществе начинают ассоциироваться с развратом.
О семье
Человек, достигший в этой жизни всего — славы, учёных степеней, но не создавший семью, — несчастлив. Ещё лучше — если у него большая семья, потому что мать, потерявшая, к примеру, одного из семнадцати детей, менее несчастна, чем потерявшая единственного ребёнка.
Да, бывает так, что девушка не вышла замуж, но это не значит, что она вне семьи. Так было и со мной — тётки активно подключились к воспитанию племянника.
И потом — всегда можно взять на воспитание сироту. У нас на приходе есть несколько таких семей.
И, если мы сравним двух пацанов, одного из которых взяли из детдома, и он приобрёл мать, а второй потерял отца, который ушёл от его матери, то первый будет счастливее.
О браке
Недавно я читал лекцию о том, почему современный мужчина — зачастую не рыцарь, а слизняк. Жить с женщиной он готов, а вот жениться — нет.
Потому что брак — это всегда рыцарство, это — постоянная борьба мужчины за то, чтобы его любимая женщина была счастлива, чтобы он был для неё лучшим.
Подготовила Дарья Менделеева
Православный священник, о котором дальше пойдет речь, является защитником традиционных христианских ценностей и борцом с проявлениями гомосексуализма и педофилии. Он противостоит ювенальным технологиям по изъятию детей из семьи. Он считает, что детей, не достигших 21 года, нельзя допускать к интернету и компьютерным играм. Этот человек выступает против абортов и обвиняет Ленина в том, что тот принудил все медицинское сообщество принять этот грех как обычное явление.
Протоиерей Дмитрий Смирнов проповеди свои пускает в русло споров и полемики, от чего потом получаются разные трения с очень внимательными к его словам и действиям журналистами, такими как Владимир Соловьев, Николай Сванидзе, владелец канала «Дождь» - Валерий Панюшкин, Владимир Познер и другие. Священник считает, что настоящих атеистов немного в России, и по логике они должны покончить жизнь самоубийством, ведь смысла жизни у них, получается, нет. Но они не делают этого, значит, все-таки чего-то боятся.
Биография
Дед его служил в Белой армии, а прадед был священником. Он - коренной москвич, родившийся 7 марта 1951 года. После окончания физико-математической школы № 42 Смирнов поступил в педагогический институт и учился на художественном факультете. В августе 1978 года он поступил в Московскую духовную семинарию и за два года экстерном сдал весь курс обучения, а дальше его ждала Московская духовная академия, которую также экстерном он окончил за полтора года.
Первой церковью, куда его зачислили в штат священников, был Крестовоздвиженский храм в Алтуфьево города Москвы. Затем 1 января 1991 года его переводят в храм свт. Митрофана в Петровском парке, где протоиерей Дмитрий Смирнов и по сей день служит и параллельно является настоятелем еще восьми обителей Москвы и Московской области.
При этом храме действуют изобразительная и музыкальная школа, пять детских домов, среди них детский православный дом «Павлин», в котором 50 воспитанников. В одном из этих домов преподает и его родная дочь - филолог Мария Смирнова.
Занимаемые должности
Протоиерей Дмитрий Смирнов стал ведущим православного канала «Спас». С 2011 года он входит в состав Высшего Церковного Совета РПЦ. В том же году по решению Священного Синода его включили в Патриарший совет по вопросам, связанным с семейными ценностями и защитой материнства. На этом посту он сменил Патриарха.
Ко всему прочему он занимает должности: Председателя Синодального отделения по работе с Вооруженными силами, проректора Православного гуманитарного Свято-Тихоновского университета, декана отделения факультета православной культуры Академии ракетных войск им. Петра Великого и т. д. В 2012 году указом президента РФ протоиерей Дмитрий Смирнов был включен в состав комиссии по делам казначейства.
Дипломатия
Дипломатия - это великая вещь, но есть контингент людей, которые не всегда понимают этот язык, и тут иногда действительно просто не обойтись без такого живого и открытого человека, как батюшка Дмитрий. В самой доступной форме он указывает людям на их недостатки и опасные для души страсти, с которыми им просто необходимо бороться и вовремя обратить на них внимание.
В упрек ему ставят Патриарха Кирилла, который всегда очень корректен во всех вопросах, касаемых религии и политики, но на то он и Патриарх. Есть же в Думе Жириновский, который всю правду-матку режет, невзирая на лица! Однако есть президент, который считает, что Жириновский высказывает свое личное мнение, а не мнение правительства страны.
Так и батюшка, прежде всего, высказывает свое мнение, и оно может звучать с резким подтекстом в силу его яркой харизматичной натуры, однако в его словах есть правда. В частности его любят обвинять коммунисты за нелюбовь к Ленину, Сталину и вообще ко всему советскому времени. Протоиерей Дмитрий Смирнов практически приравнял Советский Союз к фашистскому Третьему рейху. Однако если внимательно изучить историю, действительно ужаснешься уже только количеству священномучеников РПЦ, которых после революции начали расстреливать и отправлять в ссылки, не говоря уже о других десятках миллионов замученных и убиенных без суда и следствия.
Духовная работа на телевидении и радио
Всегда очень живо и увлекательно проходят беседы с протоиереем Дмитрием Смирновым, которые идут на телеканале «Союз». Его интересно слушать в передаче «Диалог под часами», куда он приглашает известных гостей. Он также ведет программу «Благовещение» на радио «Радонеж». Немного ранее Дмитрий Смирнов был ведущим на программе «Русский час». Он - активный блогер в интернете, где очень четко выражает свои позиции.