Подвиг маресьева краткое содержание. Краткая биография алексея маресьева
В мае 2016 года исполняется сто лет Герою Советского Союза Алексею Маресьеву , сумевшему после крушения самолета и ампутации обеих ног вновь вернуться в строй и даже сбить еще 7 вражеских машин.
Самого летчика окружает множество легенд. Скажем, его день рождения официально отмечается 20 мая. Википедия и многие другие источники утверждают: "Алексей Петрович Маресьев (7 мая 1916 года, Камышин, Саратовская губерния - 18 мая 2001, Москва)".
На самом деле "настоящий человек" появился на свет 16 мая. И этому есть документальные подтверждения - свидетельство о рождении.
Правда, сам Алексей Петрович не придавал большого значения точности даты. Раз закрепилось 20 мая, пусть так и будет.
Из хутора Веревкина
"Камышин... детство! Уютно жилось в крохотном домике на окраинной улице!.." - это из "Повести о настоящем человеке", в которой Борис Полевой описал реальную историю летчика Мересьева, прототипом которого и был Алексей Маресьев. Дом, где прошло его детство, не сохранился. Но в Камышине хранят память о земляке.
Есть у нас в городе старые дома железнодорожников. Мой сын недавно приобрел там жилье. Стали мы с ним разбирать всякий хлам в сарае и нашли черно-белую фотку, на ней какие-то школьники, - рассказывает местный историк Вячеслав Шамаев. - И среди них юный Маресьев.
Раритетное фото датировано 1929 годом. После "школы 2-й ступени", обычной семилетки, он пошел на рабфак. Сохранилось его заявление о приеме.
На групповом школьном фото. Маресьев - первый слева в нижнем ряду. Фото: Из архивного фонла музея Маресьева г. Камышин
Написано оно с огромным количеством ошибок. В то время у него был такой уровень образования, - признает Шамаев. - В аттестате по всем предметам у него стоит "удовлетворительно". Но это не значит, что "тройки". Просто тогда была такая система: либо "уд.", либо "неуд.". А впоследствии Маресьев окончил Высшую партийную школу и даже стал кандидатом исторических наук.
Самолет так и не нашли
В небо он влюбился, как только увидел самолет. Набирал воду и услышал рокот мотора. Задрав голову, неотрывно следил за маленьким силуэтом на синем фоне. Смотрел-смотрел, да и свалился в воду.
Но в авиашколы его не брали из-за слабого здоровья: мучили малярия и ревматизм. Но в 18 лет райком комсомола отправил его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Тамошний воздух благотворно подействовал на Маресьева.
Легендарная часть его жизни началась 5 апреля 1942 года, когда Як-1 был сбит над новгородскими лесами. Во все справочники здесь тоже вкралась хронологическая ошибка: обычно указывают 4 апреля. А на месте, где обнаружили полуживого Маресьева, и вовсе была мемориальная плита, надпись на которой гласила, что истребитель рухнул в феврале.
Кандидат исторических наук Алексей Иванов из Камышина лично общался с Маресьевым.
Плиту уже поменяли, сейчас указан апрель. Путаницу в числах Маресьев объяснил просто: "Я так при падении головой о дерево ударился, что у меня все время галлюцинации были", - говорит историк. - 10 лет ищут самолет Маресьева. Достали 5 - все с мертвыми пилотами. И ни одного "Яка".
Мересьев выбрался из самолета и начал свой 18-дневный путь к людям. Ползком - ноги были покалечены. До сих пор никто точно не знает, где разбился его самолет, какое расстояние он преодолел.
Полевой немного облегчил участь своего героя. Мересьев находит банку тушенки у убитых советских солдат. Таких подарков на пути Маресьева не попадалось, - уверяет Алексей Иванов. - Он питался шишками да ягодами. Еще засовывал руку в муравейник, там его кусали муравьи, а он слизывал кислоту с пальцев.
В одном из интервью сам Алексей Петрович также опроверг, что ел ежа (еще одна придумка Полевого. - Ред.). Из живности ему попалась лишь ящерица. Но она оказалась настолько противной на вкус, что Маресьев ее выплюнул.
Стулья, крылья
После операции медсестра успокаивала Маресьева, что теперь будет легче. Литературный персонаж, глядя на укороченные после ампутации ноги, съязвил: "На сколько килограммов?"
Реальному Маресьеву было ничуть не проще. По словам Вячеслава Шамаева, первые протезы сделал госпитальный мастер-самоучка. Алексей Петрович ходил в галифе, чтобы не видно было деревяшек. Но они сильно скрипели при ходьбе. Потом уже в Москве ему сделали заводские протезы. А после войны он получил пластиковые, сделанные на лучшем протезном заводе страны в Ленинграде.
Маресьев часто говорил, что не читал повесть Полевого. Убежден, что это лишь легенда. Как и то, что книга была написана за 19 дней, - считает историк Иванов. - Вообще еще в 1943 году о Маресьеве был опубликован в "Красной звезде" рассказ фронтовика Ильченко. А повесть Полевого - тогда в два раза тоньше нынешней - была готова уже в 1944 году. Ее прочитал лично Сталин и синим карандашом наложил резолюцию: "Пока не время". Чтобы гитлеровская пропаганда не использовала в своих целях то, что у нас инвалиды воюют. А после войны Полевой расширил первоначальный вариант.
Военно-полевой роман
Алексей Маресьев с женой и сыном на даче. Фото: Яков Рюмкин / Музей Москвы
В повести кроме героической есть и любовная линия. Конечно, всем было интересно, что из этого было на самом деле. Но исследователи единодушны: трогательные женские образы "Повести о настоящем человеке": камышинки Оли и "метеорологического сержанта" - только плод воображения писателя. А со своей будущей женой Галиной летчик познакомился уже после войны в Москве.
Впрочем, одна Ольга в судьбе Маресьева все же была. Сбитого летчика выхаживали нашедшие его жители деревни Плав (у Полевого - Плавни). Читатели вспомнят и Варю, выполнявшую роль сиделки при больном. Как указывает Иванов, ее прототипом была молодая солдатка Ольга Сергеева.
В мае 2001 года должна была состояться ее встреча со спасенным ею 59 лет назад летчиком. Сергееву пригласили на концерт в честь 85-летия Алексея Петровича. К сожалению, им не удалось увидеться вновь. Маресьев перед выходом из дома почувствовал себя плохо, прилег перевести дух. Через минуту его сердце остановилось. Но вечер в Театре Российской армии состоялся. Открывала его минута молчания.
В мирное время Маресьев работал в ветеранских организациях. Тогда в Серпухове хотели выпускать мотоколяски для инвалидов. Как вспоминает его сын, Маресьев возмутился: неужели это все, что заслужили люди? Тогда и стали выдавать ветеранам бесплатные "Запорожцы".
Сам он водил обычную машину, с педалями. В 1966 году, на 50-летие, ему подарили "Москвич". Когда рабочие узнали, кому предназначается автомобиль, собрали его вручную.
Кстати
Военно-патриотический туристический маршрут, посвященный подвигу Алексея Маресьева, появится в Валдайском районе. Одной из главных его точек станет двухметровый памятник с копией винта истребителя Як-1, установленный на месте, где его нашли. Монумент открыли 13 мая, среди гостей был сын летчика Виктор Маресьев.
Памятник А. П. Маресьеву в родном городе Камышине
В этом году рядом с памятником появятся места для ночлега и отдыха, парковка. Власти обещают привести в порядок и дороги - как автомобильные, так и тропинки. Добраться до деревни Плав можно будет в любое время года: летом - на автобусах, осенью - на джипах и квадроциклах, зимой - на снегоходах. Гостям предложат круглогодичный палаточный городок и осмотр дома семьи Вихровых, где приютили раненого летчика и где сейчас живет внук одного из его спасителей.
Маресьевский Як-1 здесь ищут много лет. Последняя экспедиция состоялась прошлой осенью, тогда поисковики заявили, что найденные в районе озера Селигер фрагменты принадлежат самолету Маресьева. Но выводы не подтвердились. Новая поисковая экспедиция стартовала на днях.
Инга Бугулова, Новгородская обл.
Прямая речь . Интервью с сыном летчика Виктором Маресьевым
Сегодня Маресьев-младший на пенсии, однако по мере сил способствует поддержанию памяти об отце.
Конечно, по медицинским показателям он был инвалид. Но не хотел быть калекой. И с виду был абсолютно обычный человек. После войны же было очень много безруких, безногих. И некоторые тогда, образно говоря, поднимали лапки кверху. Отец был другого характера.
Вы ездили на Валдай, где он был сбит?
Конечно. Там без всяких туроператоров, без указаний сверху люди проложили "маресьевскую тропу": едут к деревне Плав. Дом, где отца выхаживали, сохранился. Я там побывал. В нем живет семья Вихровых. Сам отец больше туда не ездил. Боялся, что не выдержит сердце. Еще он не любил летать на пассажирских самолетах. Летал лишь дважды: в Париж и в США. А так все поездом.
Между тем
К столетнему юбилею Алексея Маресьева камышинский мультипликатор Вячеслав Горбунов экранизировал "Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого. Многостраничная книга уместилась в 4-минутный видеоролик. Работа над фильмом заняла 4 месяца. Чтобы успеть к юбилею, аниматор вынужден был отказаться от ряда важных сцен. Например, от танца на протезах в госпитале - так Маресьев убедил врачей, что годен к службе.
Имя: Алексей Маресьев (Aleksey Maresiev)
Возраст: 84 года
Место рождения: Камышин, Саратовская губерния
Место смерти: Москва
Деятельность: военный деятель, лётчик-герой
Семейное положение: был женат
Алексей Маресьев - биография
Весть о начале войны 25-летний лейтенант Маресьев встретил в должности инструктора авиаучилища. Она предполагала бронь: новых курсантов кто-то должен обучать. Но сидеть в тылу, когда Родина в опасности, было не в его характере. Если бы Алексей знал, что ему предстоит пережить в своей биографии...
Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышин. Мечта стать летчиков преследовала Алешу с самого детства. Но советский пилот должен был иметь железное здоровье, а подросток этим похвастаться не мог. Малярия и ревматизм почти «прописали» его в больнице и поставили крест на мечте.
Алексей Маресьев - мечта о небе
Когда в семье Маресьевых умер отец, самому младшему из троих сыновей - Алеше - едва исполнилось три года. Неудивительно, что мальчик его почти не помнил. Мать в одиночку поднимала детей на скромное жалование уборщицы.
В начале 1930-х из каждого радиопродуктора звучали слова о бесстрашных сталинских соколах, и Алексей заболел небом. По окончании школы пошел учиться на токаря, но, добиваясь направления в авиаучилище, дважды подавал заявление в военкомат. И оба раза доктора выносили вердикт - «не годен». В 18 лет райком комсомола отправил парня на стройку в Комсомольск-на-Амуре. Здесь о его болезнях никто не знал, и он стал посещать аэроклуб. Именно тут Алексей Маресьев впервые в своей биографии сел за штурвал самолета. Отсюда же его призвали в Красную армию.
Учитывая подготовку, Маресьева определили в Сахалинский авиапогранотряд. Уже через год смышленого парня отправили в Читинскую школу военных пилотов, которую вскоре перевели в Батайск и повысили до статуса училища. Получив погоны лейтенанта, Маресьев охотно принял предложение остаться при училище авиаинструктором. Хорошее жалованье, возможность летать и внимание девушек - что еще нужно молодому парню?
Однажды вместе с сослуживцем Алексей решил пошить коверкотовый костюм. Когда лейтенанты пришли в ателье, то увидели плачущую женщину. «Война началась!» - обернувшись к посетителям, крикнула она. Маресьев сдвинул фуражку на затылок: «Ну что, Коля - придется повоевать нам».
Алексей Маресьев - на краю гибели
Первый боевой вылет в своей военной биографии Алексей совершил в августе 1941-го. Страха не было, а смерть товарищей лишь добавляла злости к врагу. Он быстро открыл счет победам, пока сам не стал мишенью немецкого аса. 4 апреля 1942 года, прикрывая партию бомбардировщиков, Маресьев напоролся на группу «мессершмиттов». Он видел, как две огненные очереди прошли мимо его крыльев, а третья попала в мотор. Самолет затарахтел и, накренившись, устремился вниз. Спасая машину, пилот хотел спланировать, но долететь до поля не удалось. Истребитель рухнул на еловые ветви, а пилота выбросило из кабины...
Очнулся Маресьев от того, что ему в лицо тыкалось что-то влажное. Открыв глаза, похолодел: его обнюхивал огромный медведь. Охотники говорят, что в таких случаях лучше притвориться мертвым: медведи мертвечину не едят. Но самообладание изменило Маресьеву, он дернулся - и зверь ударил его лапой, распоров комбинезон. Кое-как нащупав пистолет, Алексей выпустил в косолапого всю обойму. К счастью, ее хватило: медведь заревел и рухнул замертво.
Алексей попытался встать - и почувствовал дикую боль. Обе ноги сломаны! Подобрав палку, он кое-как заковылял по сугробам: помощи ждать все равно неоткуда.
Экипирован Маресьев был неплохо: меховой комбинезон, унты и шлем давали шанс продержаться в зимнем лесу. Но он не предполагал, насколько долгим окажется его путешествие. Уже на следующий день ноги опухли так, что идти стало невозможно. Пришлось ползти. Вместо воды он ел снег, а питался корой, шишками и мхом. Всего в заснеженном лесу летчик провел 18 суток. Ближе к концу скитаний появились проталины, и Алексей поймал ящерицу. Она ему оставила свой хвост, и бедняга попытался его есть, однако чувство отвращения оказалось сильнее голода... Ночевал Маресьев в оврагах, дно которых выстилал ельником, им же и укрывался.
Когда боли усилились, у него начались галлюцинации - он видел то невесту, то родной аэродром, то товарищей по службе. В таком состоянии его и нашел житель новгородской деревни Плав. На вопрос: «Ты - немец или нет?!» летчик не откликнулся, и сельчанин, решив, что немец, ушел. Спустя пару часов на пилота наткнулись мальчишки: Сережа Малинин и Саша Вихров. Услышав, что он что-то бормочет по-русски, Саша сбегал за отцом, и на подводе они привезли Маресьева в деревню.
Сломанные, обмороженные, почерневшие ноги Маресьева требовали срочной операции, а доктора в деревне не было. Колхозникам как-то удалось сообщить о раненом через фронт, и вскоре за ним прилетел самолет. Но в госпитале, едва взглянув на пациента с гангреной, дежурный медик отрезал: «Не жилец». Всю ночь умирающий летчик лежал на каталке возле морга. Спасло только то, что мимо проходил главврач. Он осмотрел ноги больного и скомандовал: «Срочно в операционную!»
Маресьев - звезда героя
Узнав, что у него больше нет ног, Маресьев впервые захотел умереть. «Ради чего жить? - думал он. -Летать я не смогу. Да и замуж за калеку не пойдет ни одна девушка». Из депрессии его вывел сосед по палате - комиссар Семен Воробьев. «Человек может что хочешь сделать - было бы желание», - сказал он и вручил книгу о летчике Первой мировой Валерьяне Карповиче, летавшем без ступни на биплане.
Прочтя ее, Маресьев воспрял духом: «А чем я хуже Карповича?!»
После госпиталя Алексея отправили в санаторий, где он не просто стал осваивать протезы, а решил научиться танцевать на них. Хотел убедить медкомиссию, что деревянными ногами человек может управлять как своими. Часами Маресьев репетировал вальс и «барыню», после чего на культях выступали кровавые мозоли. Но своего добился: медкомиссия дала добро на возвращение в строй.
Когда Маресьев прибыл в полк, командир представил его личному составу. Но тут же добавил, что у лейтенанта нет ног, и лично он не рискнет лететь с ним в паре. После этого ни один пилот в полку не изъявлял желания взять новичка в напарники. Маресьев снова стал терять надежду сесть за штурвал самолета...
Маресьев Алексей Петрович (7(20) мая 1916 — 18 мая 2001) — легендарный лётчик-ас, Герой Советского Союза. Маресьев — прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Саратовской губернии. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей — Петра, Николая, Алексея. С детства приучала их к труду, честности, справедливости.
После окончания школы в городе Камышине Маресьев Алексей Петрович получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Алексей занимается в аэроклубе.
В 1937 году призван в армию. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалине, затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А. К. Серова, которое закончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.
В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.
В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету летчика числилось 4 сбитых немецких самолета. 4 апреля 1942 в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плавни. Из-за того, что летчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого летчика обнаружили мальчишки из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района, Серёжа (Сергей Михайлович) Малин и Саша (Александр Петрович) Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.
Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени из-за гангрены.
Толчком к возвращению Маресьева в строй могла послужить история про русского летчика Первой мировой войны Прокофьева-Северского, который потерял правую ногу, но, несмотря на это, вернулся в небо. В советском фильме фамилия Прокофьева-Северского не звучит (вместо этого названа фамилия «Карпович») по идеологическим причинам (Прокофьев-Северский эмигрировал в Америку и стал авиаконструктором).
Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).
В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.
20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.
24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза за спасение жизни двух летчиков и сбитие двух немецких истребителей.
В 1944 году Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС.
Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.
С 1946 года в отставке. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.
В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого (в ней Маресьев назван Мересьевым), был очень известен, приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками, пример подвига Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.
18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания.
Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
20 мая отметил бы день рождения Алексей Петрович Маресьев, выдающийся советский летчик, герой Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.
Алексей родился под Саратовом, в маленьком городке Камышине, в простой трудовой семье. Его отец Петр Авдеевич скончался, когда мальчику было всего три года. Мама Екатерина Никитична одна поднимала троих сыновей - Алешу и его старших братьев Петра и Николая. Работала она простой уборщицей на деревообрабатывающем заводе...
Алеша Маресьев в детстве
Алексей с детства мечтал стать летчиком. В годы становления советской авиации, когда в каждом райкоме висел плакат «Комсомолец, на самолет!», а с уст радиокомментаторов не сходили сообщения об очередном рекорде, такая мечта, в принципе, не удивительна и вполне осуществима. Но Алеша еще ребенком тяжело переболел малярией и ревматизмом, а это влияет на сердце. Поэтому в летное училище его долго не брали - разрешения не давала медкомиссия. Пришлось закончить «фабричку» и поработать токарем на том же деревообрабатывающем производстве. Тогда молодой рабочий по комсомольской путевке уехал на стройку - в Комсомольск-на-Амуре. На новом месте парень пошел на хитрость: «потерял» ненавистную медицинскую справку и после полугода интенсивной спортивной подготовки прошел комиссию заново. В Комсомольске его взяли в местный аэроклуб...
Срочную службу Алёша проходил на Сахалине и сумел добиться направления в Читинскую школу военных пилотов, а уже оттуда перешел в Батайское авиационное училище. Став младшим лейтенантом ВВС, Алексей Маресьев служил в Батайске инструктором и обучал молодое поколение комсомольцев обращению с истребителями, освоил Р-5, И-16, И-153.
С началом Великой Отечественной войны Алексей Маресьев переведен в действующую армию. Первый боевой вылет он совершил в районе Кривого Рога. К весне 1942 года на счету летчика было уже четыре сбитых вражеских самолета.
Маресьев в кабине самолета
Но в апреле случилось событие, изменившее всю его жизнь...
4 апреля 1942 года Алексей Маресьев под Новгородом прикрывал бомбардировщиков, и в бою со звеном «мессершмиттов» был подбит. Совершил вынужденную посадку на лесной просеке - как выяснилось, в глубоком немецком тылу. И в момент удара самолета о землю не успел вынуть ноги из ременных «стремян», фиксировавших сапоги летчика к педалям в кабине. В результате получил переломы и вывихи плюсневых костей на обеих стопах.
Если пилот получает при посадке такую травму, в медицинских инструкциях черным по белому написано: «при оказании первой помощи вынимать из кабины осторожно, наложить на стопы фиксирующие повязки с шинами и транспортировать пострадавшего в госпиталь в лежачем положении, приподняв ножной конец носилок во избежание отеков и усиления боли». В густом лесу в тылу врага помощь Маресьеву было оказывать просто некому. И он был вынужден самостоятельно вылезать из кабины самолета, разрезать на опухших ногах сапоги и как-то двигаться...
Как-то - это пешком. А потом, когда ноги отказали окончательно - ползком по мокрому снегу и стылым весенним болотам. В течение 18 дней, ориентируясь на звуки фронтовой канонады.
Заметим, что боевой вылет истребителя во фронтовой операции рассчитан на 2-3 часа в воздухе. Поэтому какой-либо паек с собой у летчика не предусматривается. Чисто психологически никто не рассчитывает быть сбитым и пешком выбираться с занятой неприятелем территории. Разве что, у самых запасливых по карманам реглана найдется несколько сухарей...
Маресьев 18 суток питался в лесу прошлогодними ягодами, корой дерева и шишками, которые находил на земле. Серьезным подспорьем оказалась банка тушенки, найденная в вещмешке убитого солдата. Но хватило ее ненадолго
Борис Полевой в «Повести о настоящем человеке» написал, будто бы я в лесу ежа пробовал, - вспоминал летчик, - но это - писательское преувеличение... Весна в том году была поздняя, в апреле в лесах под Новгородом еще снег лежал, ёжики были в спячке. Вообще, из живности я видел только птиц, но мне не с чем было на них охотиться, а еще однажды добыл оттаявшую ящерицу. Никакая она на вкус! Вы спросите, а как же медведь-шатун, который на меня напал после вынужденной посадки? В книге все мои злоключения в лесу начинаются с этого медведя. Был медведь, правда это. Я в него в упор всю обойму выпустил, остался без патронов... Уже потом, оголодав, вспомнил о медведе, я ведь, когда служил на Сахалине, общался с охотниками, они медвежатину хвалили, вполне съедобное мясо. Но ведь я не знал тогда, сколько мне идти, думал, фронт близко, и разделывать убитого медведя не стал. Потом жалел об этом - нож-то у меня был...
Только на 19 день обессиленного от голода и боли летчика нашли мальчишки из сожженной деревни Плав - Серёжа Малин и Саша Вихров. Малыши не рискнули приближаться к незнакомому человеку сами - позвали взрослых. Мужики на санях перевезли Маресьева в земляной поселок, живший в немецком тылу, фактически, в партизанском режиме. Врачей в землянках не было, Алексея осмотрел только старый партизан - семидесятилетний деревенский староста, человек опытный, прошедший Первую Мировую войну. Нашел и повреждение костей обеих стоп, и обморожения, и заражение крови.
Городской доктор нужен! - гласил вердикт старого солдата, - иначе «антонов огонь» - и смерть...
Колхозники пытались лечить летчика народными средствами: парили в бане, отпаивали настоями целебных трав, но очень скоро стало ясно, что сепсис прогрессирует, и одним знахарством, без хирургии, парня не спасти. Тогда старик ночью вышел в путь через линию фронта, чтобы привести врачей.
Через несколько дней за Алексеем к партизанам вылетел санитарный У-2. Летчик был перевезен в московский госпиталь, где в приемном покое решили, что помощь опоздала: раненый уже находился в бессознательном состоянии, с симптомами «полиорганной недостаточности» - это когда при тяжелом заражении крови начинают одна за другой отказывать системы жизнеобеспечения организма. Маресьева сочли безнадежным, укололи ему сильного обезболивающего, сняли с носилок и уложили на «резервную» койку в коридоре - по соседству с госпитальной мертвецкой. Умирать...
Славно, что не сразу в морг повезли, я ведь был очень близок к тому, чтобы оказаться на том свете, - вспоминал впоследствии сам Алексей Петрович.
На счастье Алексея, профессорский обход в то утро делал известный хирург Николай Наумович Теребинский. В ответ на медсестринское смущенное «А у нас тут летчик умирает...» профессор откинул с койки простыни...
Еще не умирает. Всего-то навсего - гангрена ног... С некоторыми осложнениями, конечно, но мы еще за тебя поборемся, солдатик! Если оперировать сегодня - жить будешь. И даже ходить будешь, правда, на протезах и, наверное, с палкой. Но ноги - это ведь еще не повод списывать мужика на кладбище, не так ли, родной?
Теребинский блестяще провел костнопластическую ампутацию голеней, сформировав парню вместо ног две пригодные для протезирования культи. Еще месяц ушел на борьбу с заражением. По воспоминаниям хирурга, операцию пришлось делать под так называемым «регионарным наркозом» - отключать медикаментами только чувствительность в ногах. Общего усыпления хлороформом или эфиром врачи делать не рискнули - у Маресьева был слишком высок риск просто не проснуться.
Алексей на побывке в родных местах
В современных условиях человек, лишившийся ног, может получить модульные высокотехнологичные протезы. С ними человек не чувствует себя инвалидом - ходит без костылей, водит автомобили, ставит рекорды на параолимпийских соревнованиях.
В годы войны всех этих чудес современной медтехники не было, в ходу были так называемые шинно-гильзовые протезы. Жесткая гильза из блокованной (вываренной и проклеенной особым образом) конской кожи толщиной в полсантиметра плотно охватывает то, что осталось от живой ноги. К этой гильзе на железной шинке с шарниром крепится деревянная ступня, в каблук которой вделан резиновый клин для амортизации. Если надеть ботинок - похоже на ногу, конечно... Но шаг на такой кожано-деревянной ноге - жесткий, бежать или прыгнуть почти невозможно, можно только медленно гулять вразвалочку. Многие инвалиды до конца жизни не расставались с тростью. Так что госпитальный мастер-протезист, пообещавший, что Маресьев вскоре сможет «на велосипеде кататься, с барышнями польку-бабочку плясать» был и сам уверен, что преувеличивает...
Но Алексей поставил себе цель - научиться ходить без трости и вернуться на фронт. В знаменитой книге Бориса Полевого газетную вырезку с историей летчика Карповича, вернувшегося в строй без ноги в Первую Мировую войну, Маресьеву показывает контуженный сосед по палате - полковой комиссар. В госпитале Маресьев действительно был знаком с комиссаром, умиравшим от контузии. Но вот Карпович - персонаж вымышленный. Его реальными прототипами могли быть авиаторы Первой Мировой Александр Прокофьев-Северский или Юрий Гильшер. Оба летчика в результате боевых ранений пережили ампутацию и вернулись в авиацию на протезах.
А комиссар для меня сделал даже нечто большее, чем рассказал о других безногих летчиках, - вспоминал Маресьев, - После операции врачи мне давали сильнодействующие обезболивающие. Да, да, опиум, что ж еще... И комиссар сказал: «Алексей, учись терпеть без капелек. От такой поддержки надо отвыкать, а то погибнешь».
В сентябре 1942 года Маресьева выписали из госпиталя. К этому времени Алексей еще пользовался тростью, но вполне уверенно ходил, самостоятельно разработав для себя программу ежедневных многочасовых тренировок. Занятия продолжил в санатории, к концу пребывания в котором Алексею предстояло пройти медкомиссию. И эта медкомиссия просто «по определению» должна была его комиссовать подчистую.
Алексей решил произвести на консилиум военных хирургов особое впечатление - такое, чтобы у светил медицины не осталось сомнений в том, что он сможет управлять самолетом. Для начала освоил велосипед. Затем задался целью научиться танцевать. Правда, история с танцами началась, по признанию Маресьева, с конфуза: первым делом Алексей наступил партнерше на ногу. После этого девушки с ним танцевать отказывались, и учиться пришлось в паре с соседом по палате.
Только когда я уже умел кое-что, медсестры соглашались выйти со мной в круг, - вспоминал Алексей, - Начал с вальсов, с мазурки. Потом освоил польку. Более всего возни вышло, когда начали с сестричкой разучивать русскую - я даже ходил вприсядку, как полагается, а потом наутро не смог протезы надеть: обе культи были сбиты до кровавых мозолей. Решил усовершенствовать протезы, для чего выпросил у соседей остатки от ремней. Ребята худые были, ремни им были длинноваты, приходилось укорачивать амуницию, ну, я и забрал все остатки от ремней, потом этими кусочками сам отремонтировал протезы.
Перед медкомиссией Алексей с места запрыгнул на стул. Впоследствии этот эпизод режиссеры захотели включить в фильм «Повесть о настоящем человеке». И актер Кадочников, игравший Алексея, должен был повторить этот прыжок. Так вот, человеку с неплохой физической подготовкой, на совершенно здоровых ногах, удалось убедительно вскочить на стул и удержать равновесие только с третьего дубля...
Окончательно убедили врачей вечерние танцы в санаторном клубе, во время которых Алексей со знакомой медсестрой солировали почти час. Медкомиссия признала летчика «условно пригодным» к дальнейшей службе - с условием повторного прохождения летной практики в учебном отряде. Причем, «учебку» выбрали подальше от фронта: в Чувашии. Там опытного летчика попытались после учебного курса оставить в инструкторах. Только летом 1943 года, дойдя до высшего авиационного начальства, Маресьев смог добиться отправки на фронт. И был зачислен в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
Алексей с учебным самолетом По-2
Впрочем, и в полку ему поначалу летать не давали. Сперва командир ссылался на отсутствие свободных истребителей. Потом в глаза сказал:
А если ты со своими деревянными ногами пропадешь в первом же полете - что со мной будет?..
Поверил в Маресьева командир эскадрильи Александр Числов, лётчик-ас, в годы войны лично сбивший 21 вражеский самолёт и удостоенный звания Героя Советского Союза. Именно Числов, когда у него угодил в госпиталь раненый ведомый, согласился передать его самолет Алексею. И в дальнейшем Маресьев летал как ведомый Числова.
20 июля 1943 года Алексей Маресьев в паре с Числовым сбил в бою два вражеских истребителя Fw-190. А над Курской дугой летчик едва не пропал без вести: увлекся боем и не заметил, как у истребителя подошел к концу запас горючего. Машина Маресьева дотянула до аэродрома, планируя с заглохшим мотором - когда Алексея уже собирались искать.
А вскоре в полк приехали журналисты в поисках героев для газетного очерка... Тогда-то и произошла встреча Алексея с Борисом Полевым. Корреспондента «Правды» определили на постой в землянку, где жил с товарищами Маресьев. Пилоты перед отбоем делились боевыми впечатлениями, Полевой только и успевал записывать.
Потом журналисту отвели место на двухъярусных нарах, тот забрался на них и уже вознамерился до утра отойти ко сну. И вдруг услышал, как внизу что-то глухо грохнуло... Полевой обернулся на звук. Из-под нижнего «этажа» нар виднелся правый сапог. Обыкновенный офицерский юфтевый сапог, до блеска надраенный, как полагается по уставу. Только из голенища торчала протезная гильза...
Летчик, разувавшийся на нижних нарах, тем временем отстегнул и левый протез и поставил рядом второй сапог. Тот самый летчик, с которым вместе они полдня провели на аэродроме, который упоенно рассказывал о воздушных боях, который поведал о недавно сбитом «фоккере»...
Перехватив взгляд Полевого, сосед улыбнулся.
Ну да, это мои ноги. Деревянные. А вы правда ничего раньше не заметили?..
По воспоминаниям Алексея Борис Полевой написал очерк в «Правду». Но тогда, в сорок четвертом, редактор материал в печать не пустил:
Представляете, какой шум поднимут наши враги? Калека на самолете... Скажут, что у нас уже и здоровых летчиков не хватает. Так что не будем кормить сенсациями геббельсову пропаганду!
Только в 1946 году, во время Нюрнбергского процесса, Борис Полевой доработал материал до полноценной книги. Когда Алексея Маресьева спросили, все ли в «Повести о настоящем человеке» - правда, он ответил:
Правда. На 99 и 9 десятых процента.
А прочему тогда писатель изменил одну букву в фамилии? Лётчик у него - Мересьев, а не Маресьев.
Ну, может, боялся, что я сопьюсь после войны, и книжку запретят. А так можно сказать, что книжка - вообще не про меня.
До конца войны Алексей Маресьев сбил 7 самолётов противника и был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1944 году он согласился с предложением стать инспектором военных ВУЗов - и продолжал летать на учебных самолетах.
Алексей - Герой Советского Союза
Интересен ответ летчика на традиционный вопрос ветерану:
Где вы встретили День Победы?
В госпитале. На койке с «крапивной лихорадкой». Накануне позавтракал американской тушёнкой, в результате чего по всему телу пошла сыпь - аллергия!
К своей послевоенной славе Алексей относился скептически:
Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых свой Борис Полевой не нашёлся!
Когда по «Повести о настоящем человеке» была поставлена опера, Маресьева пригласили на премьеру. Он честно просмотрел весь спектакль, но на вопрос, понравилась ли опера, ответил:
Хорошо имитированы звуки авиационных моторов...
В последний раз Маресьев поднимался в небо в начале 1950-х на самолёте По-2 в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве. Окончательно перешел на наземную работу, когда в воинских частях «расплодились» реактивные самолеты - к управлению сверхскоростной техникой его все-таки не допустили.
Ему суждено было еще возглавить Центральный Совет ветеранов войны, пережить крах Советского Союза. 18 мая 2001 года в Театре российской армии должен был состояться торжественный вечер по случаю 85-летия Алексея Маресьева. Но в то утро прославленный летчик скончался от сердечного приступа. В итоге вместо праздника состоялся вечер его памяти...
Алексей Маресьев - председатель Совета Ветеранов
Легендарный лётчик, Герой Советского Союза. Прототип Мересьева - героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышин Саратовской губернии. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей - Петра, Николая, Алексея. С детства приучала их к труду, честности, справедливости.
После окончания школы в городе Камышине Маресьев Алексей Петрович получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь без отрыва от производства Алексей занимается в аэроклубе.
В 1937 году призван в армию. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалин, затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А. Серова, которое закончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.
Военные годы
В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.
В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. 4 апреля 1942 в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик ползком пробирался к линии фронта. Первыми обнаружили его, еле живого, мальчишки из деревни Плав-Кисловского сельсовета Валдайского района, Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.
Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени.
В 1944 году, Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС.
Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь - после ранения.
После войны
С 1946 года в отставке. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.
В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого (в ней Маресьев назван Мересьевым), был очень известен, приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками, пример подвига Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.
В 1949 году был участником Первого Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего в Париже.
В 1952 окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС.
В 1956 году А.П.Маресьев защитил кандидатскую диссертацию по истории.
С сентября 1956 был ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны.
В 1960 издана книга Маресьева А. П. «На Курской дуге».
7 октября 1960 года состоялась премьера оперы «Повесть о настоящем человеке» в Большом театре.
8 мая 1967 года Маресьев участвовал в церемонии зажжения вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата.
В 1989 году избран народным депутатом СССР.
Смерть Алексея Петровича Маресьева
18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но, буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Однако вечер состоялся, но начался он с минуты молчания. Соболезнования семье по поводу кончины героя выразил Президент России Владимир Путин .
Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Память о герое
Центральная улица в посёлке Ибреси Чувашской Республики названа в честь Алексея Маресьева. В 2005 году там была открыта мемориальная доска. Также имя героя носят улицы в городах Актобе, Ташкент, Горно-Алтайск и других городах.
20 мая 2006 года в честь 90-летия со дня рождения знаменитого лётчика, в Камышине был торжественно открыт монумент, расположенный на пересечении двух центральных улиц города, недалеко от дома, где жил Алексей Маресьев .
Мемориальная доска на доме в Москве, где Маресьев жил после войны.
На медали «За верность авиации», учереждённой в 2006 году, изображён А. П. Маресьев.