Протагонист и классы. Игровой процесс и особенности игры
We are the Dwarves - довольно непростая игра, которая заставляет игрока пытаться, пытаться и еще раз пытаться. Сегодня такой подход довольно популярен, но, к сожалению, не всегда делает игру хорошей.
Как известно, дворфы обитают глубоко под землей. Там они добывают руду, занимаются ремеслами и развивают всевозможные технологии. Дворфы из We are the Dwarves не стали исключением: это классические низкорослые гуманоиды, которые поглощены теми же вещами. Очень жаль, но развитие технологией не спасло их от угрозы краха цивилизации. Энергии для поддержания жизни становится все меньше, и на поиски ее новых источников отправляется самый настоящий подземно-космический корабль, прокладывающий путь в земной тверди. Как это обычно бывает, корабль терпит крушение, и в живых остаются лишь трое членов экипажа. Темные каменные пещеры таят в себе множество опасностей.
Каждый из трех дворфов имеет свои особенности. Инженер использует дробовик и специализируется на ловушках и дальнем бою. Воин выступает в качестве берсерка, превращая своих врагов в кровавое месиво. Третий представитель дворфийской команды - Ученик, мастер скрытного боя, способный телепортироваться на короткие расстояния. Каждый из героев уникален и имеет свою ветку разнообразных талантов. Причем, все они весьма сбалансированы и хорошо проработаны.
Сражаться придется в подземном мире, полном коридоров и пещер. Локации, к слову, выглядят весьма и весьма неплохо. Визуальный стиль - это то, за что We are the Dwarves можно лишь хвалить. Тут вам и изящные рунические надписи, и мрачные подземелья, скрытые от всего мира, и необычно выглядящие дворфы. Видно, что игра создавалась с любовью и тщательностью. В дизайне уровней нет каких-либо недочетов или неудобств.
Но, даже несмотря на это, в We are the Dwarves со старта приходит ощущение, что с игрой что-то не так. И дело даже не высокой сложности - это уже давно привычно. Вся проблема в том, как ведет себя игра, когда ты пытаешься выполнить какое-либо действие или повторить выработанный алгоритм прохождения. Буквально сразу же игра окунает в грязь тех, кто решил, к примеру, что «вот тех нескольких монстров можно убить». Только после нескольких бесплодных попыток избить очередную банду понимаешь, что сделать это банально невозможно, а единственный выход - это обойти ее.
Такое впечатление, что игре просто нравится смотреть, как вы раз за разом бьетесь о стену, пытаясь понять, что же происходит, и как решить очередную стратегическую задачу.
И дело не в привычке: мол, современные игры постоянно ведут тебя за руку. В We are the Dwarves это случается, даже если ты уже понял, что делать. В двух случаях с одинаковыми условиями при использовании одного и того же алгоритма действий результат может быть разным. И не совсем понятно, почему. Не среагировавшие в первый раз монстры во второй раз нападут на тебя, хотя ты делал все то же самое. К тому же, у противников есть несколько разных систем поиска героев. Доходит до того, что вас могут выследить по запаху, который вы оставили, пройдя по маршруту какого-нибудь патруля.
We are the Dwarves делает упор на скрытное прохождение. Это не стелс в прямом понимании, но очень близко к стелсу. Если вы попробуете банально наброситься на очередную банду, то вы просто обнаружите себя на точке респавна. Сражаться против больших скоплений врагов просто невозможно. Здоровье уходит катастрофически быстро, а убежать часто не получается. Вас, даже с полной шкалой здоровья, могут банально столкнуть в пропасть, где вы моментально погибните. С другой стороны, We are the Dwarves - это одна из тех редких игр, в которых действительно боишься подойти к краю. Никакая невидимая стена не удержит, когда вас будут копьями толкать к пропасти глубиной в несколько километров.
В любой момент можно нажать активную паузу и раздать приказы героям. Делать это придется часто. Полагаться на реакцию не стоит - вы вряд ли сможете быстро сориентироваться в ситуации. Особенно в том случае, если сталкиваетесь с ней впервые.
Подобный акцент на скрытности слегка нивелирует глубину умений и механик дворфов, большинство из которых как раз боевые. Разумеется, проходить игру можно и без скрытности, но потратите вы на это раза в три больше времени, и будете выглядеть примерно как люди, проходящие персонажем первого уровня. Но нужно ли вам это?
По задумке небольшой киевской студии Whale Rock Games , космос выглядит как безграничная каменная порода, а жизнь существует лишь в пещерах, в которых кланы гномов строят поселения вокруг своеобразных звезд. История стартует с очередного межзвездного путешествия, в котором похожее на ракету с буром судно отправляется на поиск нового источника энергии. По законам жанра на полпути что-то идет не так и корабль терпит крушение. В живых из экипажа остаются лишь три персонажа, которых разбросало по разным концам пещер, населенных опасными формами жизни. Игроку необходимо понять, что произошло с кораблем, и воссоединить команду.
Каждый из трех героев принадлежит к определенному классу и предлагает свой подход к решению той или иной задачи. Смешфист умело идет в лобовую атаку. Форсер предпочитает расправляться с противниками на расстоянии. В свою очередь, Тень предпочитает нападать исподтишка. Когда команда воссоединяется, у игрока появляется возможность комбинировать умения всей троицы, что роднит игру с легендарной The Lost Vikings .
Геймплей похож на классические ролевые игры. Вы указываете персонажу цель и нажимаете кнопку атаки, дальше герой атакует автоматически, а за активацию специальных умений отвечает отдельная кнопка.
Локации делятся на небольшие секторы, в каждом из которых обитают различные существа. Эти зоны связаны между собой тропинками и своеобразными мостами, напоминающими экзотические растения. Прокладывая свой маршрут, игроку необходимо учитывать не только количество и силу врагов, но и то, каким образом противники могут обнаружить персонажей. Например, обычные гоблины обладают хорошим зрением, но плохим слухом, поэтому к ним легче подкрасться сзади. Всякого рода жуки и ядовитые растения больше ориентируются на слух или обоняние и к ним труднее подойти незамеченным, но при должной сноровке их можно обойти без боя. В болотистых местностях необходимо остерегаться глубоких зон, в которых героя может очень быстро утянуть на дно.
По мере прохождения персонажам встречаются небольшие обломки специальной руды, которую необходимо тратить на получение новых умений. Например, Смешфист может прокачать возможность поджигать группу стоящих близко врагов или усилить атаку “мощный разгон”. Ролевая система не так развита как хотелось бы, и активных умений у героев всего по восемь штук. В игре не предусмотрена прокачка характеристик или смена обмундирования, а всё, что выпадает из поверженных врагов, – синяя руда, необходимая для ремонта брони персонажей.
К сожалению разработчики так и не смогли удачно адаптировать игру под консоль. Управление в на Xbox One – это одна большая проблема. Персонаж не реагирует на нажатие кнопок или делает необходимое действие с секундной задержкой, что критично во время жарких сражений. В результате вы пропускаете удары и умираете. Единственным вариантом остается заранее попытаться прокликать умение несколько раз.
Теоретически на помощь должен был прийти режим тактической паузы, но разработчики сильно ограничили его функционал: он позволяет задать лишь одно действие на персонажа, и когда команда сражается с несколькими противниками, приходится каждый раз останавливать игру для выбора нового действия. Так играть попросту неудобно.
Кроме проблем с временем отклика, сама схема управления на геймпаде перегружена. Попытка повернуть камеру простыми наклонами правого стика не работает - для этого, как оказалось, приходится использовать комбинацию шифтов и стика, что не очень удобно. Более того, в некоторых моментах на передний план попадают какие-нибудь сталактиты, которые закрывают весь обзор.
Игру сложно назвать казуальным развлечением. Вам приходится рассчитывать каждое свое действие на несколько шагов вперед. Противники на локациях чаще всего располагаются группами, обладают хорошим слухом и обонянием. Достаточно одному из них заметить героя, как вся стая мигом бросается в бой. Выжить в таком случае очень сложно. Учитывая проблемы с управлением и ловушки, которые способны мгновенно убить протагонистов, сложность усиливается неправильным образом.
Есть и просто странные решения. Например, если Форсер стреляет спиной к обрыву, то из-за отдачи он неминуемо падает вниз и по логике должен погибнуть. Однако, к моему удивлению, персонаж не умирает, а ровно по той траектории, по которой летел вниз, возвращается на край обрыва без какого-либо ущерба для здоровья. Выглядит это крайне нелепо. Не очень понятно, зачем на локациях расставлены специальные камни сохранения, когда записать прогресс можно в любой момент в меню.
Игра нас окончательно разочаровала на миссии, в которой надо передвигаться в невесомости, используя отдачу от выстрела оружия. Интересная идея предполагает выстрел влево для полета в правую часть экрана. Персонаж поворачивается быстро и исключительно по своей оси, поэтому точное направление выстрела задать сложно. Не всегда понятно куда вы летите и постоянно врезаетесь в черные дыры, которые мгновенно убивают. При соприкосновении с другими объектами у дварфа изменяется траектория полета и тратится здоровье. В результате единственным спасением оказывается постоянное сохранение и перезагрузка прогресса из меню, что превращает весь эпизод в изматывающую рутину.
Графически игра выглядит неплохо, но каких-то особенных красот мы так и не обнаружили. Дизайн персонажей и окружения немного угловатый и напоминает WarCraft III , а расположение камеры позволяет скрыть некоторые технологические недочеты. Однако несмотря на приятную визуальную составляющую, разочаровывает плохой оптимизацией. На Xbox One можно заметить частые подтормаживания и постоянный разрыв картинки – так называемый “screen tearing”. От этих дерганий глаза устают уже через десять минут игры.
Мы также решили проверить игру на продвинутом игровом компьютере – там и управление оказалось лучше, и экран на части не разрывает. Хотя стоит отметить, что даже на сильном PC наблюдаются подтормаживания в самых жарких моментах.
Имела все шансы на успех благодаря интересной идее, но уникальный мир игры был погребен под ворохом многочисленных проблем. Постоянная борьба с управлением на Xbox One и странные решения игровых дизайнеров не дают ни малейшего шанса тактическим механикам проявить себя. Дерганная картинка и низкая частота кадров не добавляют позитивных впечатлений и быстро утомляют. Остается уповать на большое обновление, которое исправит все технические моменты, или попробовать версию для PC . А до этого момента консольную версию можно смело игнорировать.
Самые массовые побоища The Dwarves напоминают утреннюю давку в метро. Десятки людей толкаются на маленьком пятачке, размахивают локтями, сопят, бормочут что-то невнятное. Откуда-то сбоку в толпу кто-то влетает (ему очень надо), кто-то падает, а кто-то занимает свободное место в вагоне и притворяется, что спит.
В новой игре от King Art Games (авторов приключенческого сериала The Book of Unwritten Tales и пошаговой стратегии Battle Worlds: Kronos ) почти все то же самое, даже любители «притворяться шлангом» есть. Но хорошие RPG - игры комплексные и разнообразные. Одной веселой толкучкой уже никого не удивишь.
Туда, потом туда, туда и еще вон туда
Тунгдил Болофар всю свою жизнь провел в окружении людей. Молодой гном никогда не видел других представителей своей расы, а знания о внешнем мире черпал в книгах. Тунгдил работает кузнецом и находится под опекой одного из величайших магов Потаенной Страны. Однажды наставник поручает гному важное задание - доставить кое-что по определенному адресу. Естественно, миссия вскоре прерывается событиями трагическими, но грандиозными, не предвещающими ничего хорошего жителям охраняемых гномами земель.
В суматохе разглядеть какие-либо детали сложно.
Да, в этом мире гномам отведена роль хранителей других рас: те же люди или эльфы спокойно живут в своих королевствах, бородатые крепыши же охраняют перевалы, соединяющие Страну с внешними землями. Хорошего в тех краях мало: сплошь темные силы да мерзкие орочьи племена. Однажды силам зла все-таки удалось пробить брешь в этой обороне - пало гномье королевство Пятых. И с тех пор приличные расы полагаются еще и на помощь магов, а неприличные готовят свой страшный заговор.
Созданный писателем Маркусом Хайцем мир (в русской версии первый роман называется «Повелитель гномов» ) трудно назвать оригинальным. Даже расы с необычными названиями на поверку оказываются «темными», просто очень бледными эльфами. Страна, куда вторгаются орды орков, гоблинов и прочей шпаны, да приключение в духе «пройди через весь мир, а потом вернись обратно» - все это позаимствовано у книги и в игре смотрится сносно, но не более того.
Как правило, в диалогах не дают принимать решения. Исключения крайне редки.
Зато в деталях история хороша. Тунгдил не может пробиться чуть ли не на другой край света в полном одиночестве! Почти в самом начале к нему присоединяются гномы-близнецы - забияка Боиндил и рассудительный «танк» Боендал. Еще в отряде найдется место для выпивохи, гнусного труса, девушки-мага с ее странным спутником, какой-то уж очень подозрительной гномихи и еще целой труппы актеров во главе с Родарио, внешностью и повадками напоминающим Лютика из саги о ведьмаке. С ними в пути скучно не будет: то напарники друг с другом болтают, то сам Тунгдил ведет с ними задушевные беседы.
И за все это нужно благодарить преимущественно первоисточник. Любая сценка напоминает аудиокнигу: речь героев постоянно прерывается приятным голосом рассказчицы за кадром. Понятно, что, не будь The Dwarves бюджетной игрой, частично профинансированной на Kickstarter, авторы, может, и не прибегли бы к такому приему. Впрочем, получилось хорошо: никаких претензий к актерской игре не возникает.
Карта мира выглядит как заготовка для настольной игры.
Проблема в том, что чем ближе к финалу, тем меньше связи между событиями. Будто бы все шло по плану, а потом разработчики осознали, что пора выпускать игру, и свели оставшееся приключение к нескольким боям. Финальная локация, как бы поделенная на три части, по сути оказалась цепочкой арен для сведения счетов сразу с тремя боссами в порядке возрастания их роли в сюжете. А финальная сценка и вовсе словно делалась в последний момент.
Понятно, что «Повелитель гномов» - лишь первая часть целой книжной серии, но неряшливый финал The Dwarves не красит. Не будем сразу разбивать надежды авторов на сиквел, но стоит понимать, что недочеты в сюжете - лишь малая часть всех проблем игры.
Братство топора
Игровой мир обширен, но участки карты, открытые для исследования, четко отсекаются друг от друга сюжетными локациями. Хотите изучить каждый уголок? Запасайтесь припасами и считайте ходы. Хотя особого смысла посещать каждый «узел» на очередной «сетке» нет, потому как побочные задания и необязательные бои попадаются очень редко.
Локации получились симпатичными. Маленькими, но симпатичными.
Доходит до смешного: на карте может быть обозначена какая-нибудь деревенька, но в ней нельзя закупиться припасами и полезными предметами - мир откровенно пуст. Лишь однажды будет реальный выбор между двумя путями прохождения: лобовая атака на орков или поиск секретного прохода, ради которого придется обшарить другие уголки карты.
Казалось бы, с таким минималистским подходом можно было создать аналог Sorcery! , наполнить мир интересными заданиями и любопытными ситуациями. На деле же случайных событий мало, а незаурядных квестов и того меньше. Масштабных локаций в игре тоже не так уж много, и почти все они отведены под битвы.
Не все персонажи получились одинаково живыми. Вот Гоимгар, например, «проявит» себя лишь пару раз, с ним и поговорить толком не дают.
Оно и понятно: авторы хотели сконцентрироваться на сражениях. Как правило, отряд Тунгдила попадает в засаду, участвует в обороне какого-нибудь поселения или просто бьет морды главным злодеям. Цели миссии могут меняться по ходу, но, за редчайшими исключениями, суть почти всегда неизменна: убить всех или дойти до выхода. Чтобы игроки соображали быстрее, King Art частенько прибегает к раздражающему приему - спускает с цепи бесконечные волны врагов.
Справиться с ними не так сложно, жаль только, что из большого отряда в бою участвуют всего четыре персонажа. С этим легко смириться в той же Dragon Age , явно повлиявшей на The Dwarves, но в новинке в большинстве стычек на одного вашего героя приходится минимум по десять-двадцать врагов. Выглядит это довольно потешно: Тунгдил и его друзья быстро «тонут» в набегающих орочьих волнах. А потом начинается та самая толкучка.
Сценок мало, но они приличные. Жаль, конечно, но для раскрытия потенциала The Dwarves нужен куда больший бюджет.
Герои атакуют ближайшего врага самостоятельно, но справиться со здешними ордами автоматической атакой, конечно, нереально. Вся суть The Dwarves сводится к тому, чтобы в подходящий момент активировать нужные умения своих подопечных. Расплата - очки действия, которые постепенно восполняются.
Несмотря на большую подборку персонажей, их способностей частично совпадают. Хотя есть и оригинальные герои. Например, таинственная Нармора прыгает врагу за спину и бьет его кинжалом, а чародейка может раскидать орков очень мощными заклинаниями, бьющими по площади. Есть и пассивные способности: например, Гоимгар такой противный, что даже враги предпочитают атаковать первым именно его.
Главное - не задевать своих и отводить в сторону побитых бойцов. Первые две трети The Dwarves довольно легкие, ведь в большинстве стычек враги не наваливаются всей толпой, а потому их можно выманивать небольшими группами. Затем мясорубки становятся заметно сложнее, и закрывать глаза на их недостатки уже не получается.
Героев нельзя оставлять без присмотра: если их окружат, то почти наверняка перебьют.
Все больше чувствуется, что битвы однообразны и однотипны. Хотя игра изредка пытается удивлять неординарными ситуациями (вроде «столкни орка с обрыва»), у нее это редко получается. Небольшой набор умений печалит, а с экипировкой персонажей все и того хуже - один аксессуар на брата.
В итоге получается, что мы всю драку смотрим на беспорядочное движение на поле боя да активируем умения. Если хочется по-настоящему тактических битв в фэнтезийном антураже, лучше присмотреться к Baldur’ s Gate и ее потомкам, Divinity: Original Sin или последним играм Obsidian .
Уровней у персонажей мало, да и мест для прокачки тут нет. И даже выбор из двух навыков при повышении уровня дают не всегда. Так что любителям «тонкой» настройки героев явно не по пути с The Dwarves.
* * *
Во время прохождения не покидала мысль, что похожая механика подошла бы какой-нибудь игре по мотивам саги о ведьмаке Геральте. Естественно, с куда большим бюджетом, чем у King Art, иначе итог получился бы такой же.
И темно. Словно желая скрыть уродливые «лесенки» на объектах, авторы застенчиво приглушили свет и разбросали по уровням скудные источники цветного освещения. Разобрать, что происходит на экране, непросто, даже если выкрутить яркость на максимум.
Видимо, из-за той же невзрачности графических трущоб закрепила камеру. Она следует за выбранным гномом на бреющем полёте и может вращаться вокруг своей оси, но вот изменять масштаб и угол обзора нельзя. И никакого свободного «скроллинга»! Хотите увидеть часовых на башне, осыпающих персонажей стрелами? Забирайтесь на самый высокий сталагмит!
Три космонавта, три весёлых гнома
Зато главные герои удались на славу. Каждый из трёх храбрецов обладает своими уникальными навыками и стилем игры. Smashfist лихо отплясывает со своими секирами и может становиться неуязвимым. Forcer — техник с дробовиком, который кладёт врагов пачками и заодно раздаёт бонусы товарищам. Shadow — классический разбойник, умеет скрытно передвигаться и мгновенно уничтожать охранников. Ну чем не спецназ из ?!
Вдобавок подопечных можно «прокачивать», собирая специальную руду, раскиданную в самых неожиданных местах. Из-за проблем с камерой поиск «нычек» напоминает пиксель-хантинг в самых худших его проявлениях, но результат того стоит: аура техника начинает защищать от ядов и увеличивать скорость атаки, а Smashfist обретает способность поджигать сбившихся в кучу противников.
Тем более что слаженные действия так же важны, как и в . Уровни сделаны в лучших традициях жанра, и поломать голову над прохождением заставят не раз и не два. Причём, в отличие от , бой здесь – приемлемая альтернатива. Более того, драки невероятно захватывают — недавняя позавидует. Важен каждый шаг, каждая секунда и каждая способность, ведь здоровья у бородачей немного, а враг всегда превосходит числом.
Для любителей есть «стелс», но, как и в , это театр одного актера. Несмотря на такое упрощение, маленькие карты и большое количество условностей (например нельзя переносить тела), авторам удалось воссоздать дух той же . Тут тоже приходится считать секунды до разворота охранника и судорожно искать пути отхода, когда что-то идёт не так. Теперь, правда, дело облегчает активное замедление времени. И пусть это огорчит ветеранов, для молодого поколения «сло-мо» может стать единственным спасением. Игра сложна и уже заслужила прозвище « среди стратегий».
Будь кампания на Kickstarter успешной, возможно, не так сильно пострадал бы и сюжет. Такое ощущение, что авторы резали по живому. Восемнадцать миссий, состоящих из трёх-четырёх небольших карт, разбиты на две главы. Первая — сбор команды, раскиданной после кораблекрушения, и обучение. Вторая – «полноценная» игра, которая, стоит только войти во вкус, заканчивается сообщением «Продолжение следует». Разбитый корабль не собран, новое солнце не найдено, а вся «захватывающая история» заключается в избиении шайки пиратов и разборках с местной фауной.
Ролики, сделанные на движке, тоже ничего не добавляют к «погружению». Персонажи получились симпатичными, однако их деревянная анимация и посредственная озвучка режут глаз и уши. Разумеется, не интерактивное кино, чтобы ругать её за отсутствие интересного сюжета и внятно сделанных персонажей, но достаточно вспомнить с её потрясающими голосами и яркими, разными характерами подопечных, чтобы понять, как всё могло быть, собери требуемую сумму.
* * *
By dwarves, for dwarves. Топорная графика, неудобная камера, обрубок сюжета – в много «короткого». Хотя, конечно, если душа истосковалась по головоломным миссиям и действительно сложной тактике – это, увы, пока что лучший вариант.
P.S. Справедливости ради надо заметить, что разработчики стабильно выпускают патчи к игре, а буквально перед самой публикацией этого материала добавили в неё локальный «кооп».
- Зеленый салат с курицей Салат с зеленым салатом и курицей
- Рыба запеченная в духовке с картошкой — лучшие проверенные рецепты
- Красный творог эремсек: польза, приготовление, рецепты Как делать корт для губадии
- Этот пирог является одним из самых знаменитых десертов в Швейцарии и экспортируется по всему миру Швейцарский ореховый пирог рецепт