Прибалтика без России – исчезающие страны. То есть все эти земли - наши
Какие условия Москвы должна выполнить Прибалтика, чтобы не пойти по миру?
Константин Мочар
Если уж Россия на данном историческом промежутке согласится помочь прибалтийским лимитрофам выжить, то они должны сопоставимо заплатить за это - при этом не упускаем из виду и более отдалённые перспективы
Попались мне давеча "7 требований России к Прибалтике" , почитал я их, и много чего подумалось, а ещё больше вспомнилось...
Да, известно, что сейчас «представители стран Балтии один за другим высказываются за возрождение экономического сотрудничества с Россией. Все они при этом подчеркивают, что политика их стран в отношении Москвы останется неизменной. Россию такой подход устроить не может, и в стратегическом партнерстве с Прибалтикой она давно не заинтересована».
Согласен я и с тем, что Россия может «отказаться от стратегии экономической блокады Прибалтики и пойти на послабления по транзиту и продовольственному эмбарго, если страны Балтии принципиально изменят свою внешнюю и внутреннюю политику» (там же). И, в принципе, согласен полностью подписаться под списком, «чего должна требовать Москва от Прибалтики в обмен на отказ от сворачивания торгово-экономических отношений:
1. Необходимо прекратить "дискриминацию русскоязычного населения: Латвия и Эстония должны дать гражданство всем оставшимся "негражданам", русский язык должен получить официальный статус, а право учиться на родном языке — гарантировано.
2. Обеспечить право граждан России свободно перемещаться по суше из Калининграда и в Калининград без всяких разрешений или запретов со стороны Литвы, прекращена практика введения «Литовской железной дорогой» «отсекающих тарифов».
3. Прекращение антироссийской истерики и попыток помешать сотрудничеству между ЕС и Россией, экономическому и всякому другому.
4. Пересмотр «Восточного партнерства» - необходимость этой программы, изначально антироссийской, вообще вызывает большой вопрос (КМ), а вот сотрудничество как между бывшими республиками СССР и ЕС, так и между Евразийским союзом и ЕС надо усилить. А ещё - прекратить вмешательство во внутренние дела других стран ради «продвижения демократии».
5. Перестать использовать историю как инструмент борьбы с Россией. «Войны памяти» и «войны с памятниками» должны закончиться, (всё разрушенное необходимо восстановить - КМ), свобода слова в Прибалтике должна быть гарантирована, арестованные по «делу 13 января» - выпущены на свободу.
6. В коалициях и правительствах не должно быть национал-радикалов, деятели, которые предлагали подвергнуть Москву международной изоляции, должны уйти с политической сцены».
7. Прибалтийские страны должны выйти из НАТО и объявить военно-политический нейтралитет".
Правда, я считаю, что этого мало. Да, мы, русские, являемся искренними поборниками справедливости и "милости к павшим". Однако, при этом и не должны, на мой субъективный взгляд, жалеть тех, кто ещё недавно кичился своим "европейским прагматизмом" - надо им "воздать той же мерою"!
Всё равно, рано или поздно, "...демографическая катастрофа приведет их к социальному кризису, Евросоюз прекратит финансирование, а из прибалтийских портов уйдет последний российский груз" (там же), и им придётся учитывать наши национальные интересы.
Поэтому - если уж Россия на данном историческом промежутке согласится помочь прибалтийским лимитрофам выжить, то они должны сопоставимо заплатить за это.
Значит - категорически необходимо ещё и разобраться с бывшими коллаборационистами и теми, кто их поддерживал в правительствах данных стран и СМИ - марши "Вафен СС" должны быть поставлены вне закона, а остатки пока ещё живущих предателей должны залезть в глубокие норы и «сдохнуть» там в страхе, в ожидании, что завтра за ними придут и спросят, как и чем они помогали гитлеровцам в годы Великой Отечественной войны.
А ещё - решить вопрос с так называемым "сувалкским" коридором, договориться, чтобы мы его получили. «Коридор» не обязательно очень широкий, но чтобы у нас по нему проходили хотя бы 4 ветки железной дороги и 5-6 полос двухстороннего автобана в Калининградскую область. А для подобного же железнодорожного и автомобильного движения между Литвой и Польшей можно оборудовать широкий туннель под данным коридором (многочисленные же паромы, курсировавшие из Санкт-Петербурга в Калининград, куда-нибудь "пристроим").
И - сначала коридор (с невозможностью "переиграть" всё обратно) потом всё остальное, с предупреждением, что при малейшем нарушении, сотрудничество снова будет свёрнуто. Однако при всём при этом не забываем, что:
После Северной войны между Швецией и Россией, согласно Ништадтскому мирному договору, Эстония в 1721 году была включена в состав Российской империи, превратившись в дальнейшем в Эстляндскую губернию.
В 1710 г. в ходе Северной войны шведы сдали Ригу армии Петра I. С приходом русских на два столетия в Латвии воцарилась стабильность.
Литва - государство в Восточной Европе, на восточном побережье Балтийского моря. С XIII в. на территории Литвы существовало Великое княжество Литовское, оказывавшее сопротивление немецким рыцарям Ливонского и Тевтонского орденов, Золотой Орде, воевавшее с Россией. С 1569 г. вместе с Польшей объединилось в Речь Посполитую, территория которой в конце XVIII в. поделена между Пруссией, Австрией и Россией. Почти вся Литва вошла в состав России.
То есть все эти земли - наши!
Но, как известно, у России пока полно других проблем. А ещё мы долго запрягаем, но о своём помним.
А территория… она, да, освободится. На нее, конечно, давно зарятся поляки, все еще мечтающие о возрождении чего-то имперского, вроде «Жечи посполитой» «от можа и до можа». Но уже сейчас у Польши наблюдаются схожие демографические проблемы. При сохранении нынешних тенденций через двадцать лет у Варшавы на аннексию и последующее освоение новых земель уже точно не будет ни лишнего населения, ни лишних денег. Не то что на освоение, а даже на содержание. Ибо прибалтийские земли на природные ресурсы по сути своей бедные...
Причем, без надобности территория Прибалтики окажется для всех европейских государств - ни одно из них не страдает демографическими излишками, требующими нового жизненного пространства. Единственная страна, кому эти земли окажутся нужными, это Россия. Не столько для расселения собственных демографических «излишков», которых у нее, кстати сказать, нет, сколько в виду необходимости наличия сухопутного коридора в Калининградскую область (потому что более широкий - и более надёжный, и более безопасный, а ещё потому, что это давние наши земли).
Такая вот горькая ирония. Уйти «из России», по пути потеряв все нажитое за сотню лет, чтобы в итоге вымереть и вернуть территорию все той же России.
Единственным путем, ведущим Прибалтику к процветанию, являлось ее нахождение в составе России. Все остальные варианты в конечном итоге заканчиваются полным вымиранием прибалтов как нации. И сей процесс уже стал необратим.
Конечно, у русских тоже проблемы с демографией. Известно, что естественная убыль русского населения (в Прибалтике) даже больше, чем титульного. И титульное население (тоже) стремительно стареет. Однако в России, благодаря тому, что государство начало обращать внимание на демографическую проблему в стране, и, не в последнюю очередь - благодаря материнскому капиталу, ситуация начала меняться.
Значит - может измениться и у наших людей, которые пока живут за пределами нашей страны. Среди богатых людей России, занимающихся благотворительностью, немало патриотов, которых "болит" судьба страны и русских во всём мире. Россия, очень настоятельно, должна подсказать таким патриотам, что русским Прибалтики нужна помощь (и самой России, через эту помощь).
В странах Балтии, как и в России, особенно в больших городах, есть немалое количество одиноких женщин, репродуктивный возраст которых заканчивается. Надо наконец-то обратить внимание на эту проблему. Государство не просто должно сказать, оно должно кричать о том, что один из самых безусловных смыслов для женщины - быть мамой. А ещё предложить такой вариант возможного взаимодействия, чтобы любая одинокая женщина могла положиться на наше государство, как положилась бы на мужа, которого пока нет.
Относительно же занятости - компьютер и интернет сейчас наличествует практически в каждом доме. А если государство российское серьёзно задумается о работе для русских жителей Прибалтики, то, например, через так называемый "фриланс" (надомную работу) - а это дизайнеры, копирайтеры или программисты - оно сможет ощутимо помочь им в трудоустройстве. Особенно если будет разработана государственная программа как первоначального обучения для нуждающихся в этом, так и для собственно работы.
Потом, нужно создавать в прибалтийских странах школы русских землячеств, в которых дети русских могли бы учиться и добиваться хороших результатов в учёбе. Должна быть разработанная очень умная программа завуалированного русского патриотизма, дети должны иметь периодическую возможность бывать на исторической Родине, с дополнительной учёбой там.
В результате всего этого русские Прибалтики получат национальную идею - хорошо жить в европейской стране, рождая больше детей, воссоздавая русскую популяцию. Да ещё и с ясными, легко просчитываемыми перспективами - в таком-то году нас будет столько, в таком - столько... Это будет прекрасная идея - помочь далёкой Родине вернуть утраченные земли. Уверен, если людям правильным образом дать такую цель, они смогут её поддержать. И чем больше детей, тем более богатый (и более счастливый - в этом надо, в этом можно убедить!) будет человек.
Россия должна делать отбор талантливых (и патриотических) бизнесменов, помогая с помощью кредитов увеличивать их благосостояние. Чтобы они, вместе с ростом своих богатств, (например, благодаря некоторому тайному договору) помогали росту и укреплению русской диаспоры. Методом последовательных приближений делать всё бОльшие, русские по духу островки, со своими представителями во власти, всегда умеренными политиками, чтобы их нельзя было ни в чём упрекнуть.
И - всё у нас получится!
Самое пристальное внимание геополитиков привлекает Прибалтийский регион, особенно в вопросе об участии в НАТО Литвы, Латвии и Эстонии. Для России это не академический спор, если учесть, что она кровно заинтересована в выходах на Балтику. Балтийский регион имеет исключительно важное значение для всех европейских государств, Их связывают с Прибалтикой коммуникации, торгово-экономические отношения, исторические корни. Особенно это касается скандинавских стран (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия). При соблюдении определенных условий этот регион может в конце XX - начале XXI вв. стать одним из генераторов мира и сотрудничества для всей Европы. Геополитические интересы России здесь объективно совпадают с интересами большинства стран Европы. А главное - Россия должна иметь надежный спокойный морской путь в европейские страны.
Таким образом, Россия объективно заинтересована в геополитической стабильности не только Калининградского анклава, но и стран Прибалтики. Она твердо настроена развивать добрые отношения с Литвой, Латвией и Эстонией, чтобы они не имели оснований для беспокойства по поводу их включения в буферную зону, в «санитарный кордон» между Востоком и Западом. Это станет важным фактором создания обстановки для спокойной и созидательной жизни многочисленного русского, украинского и белорусского населения в странах Прибалтики.
Пока же в столицах этих государств преобладает мнение, что спокойствие стран Прибалтики может гарантировать только пребывание в НАТО. В обоснование этого выбора обычно приводятся такие аргументы: необходимость оградить свою независимость и суверенитет от потенциальной угрозы с Востока, открыть простор для интеграции стран Прибалтики в западную экономику, цивилизацию, гарантировать их социальное развитие.
Все эти аргументы в основном надуманны и активно раздуваются заинтересованными политиками, СМИ. Российских войск в Прибалтике нет, в конце 1998 г. прекратил свое существование последний военный объект в Латвии - база слежения в Скрунде. Реформирование, а точнее возрождение экономики России, является императивом, диктующим продолжение ее курса на углубление мирных отношений со всеми соседями. Поэтому цели, сформулированные политиками стран Прибалтики - слияние с западной цивилизацией, экономикой, утверждение принципов демократии, прав человека, экономическое процветание - могут быть достигнуты и без участия в альянсе НАТО, без многомиллиардных сумм, которые придется заплатить за вхождение в эту военно-политическую группировку.
Наше отрицательное отношение к расширению Североатлантического альянса на Восток, в том числе за счет приема в альянс стран Прибалтики, обосновано конкретными причинами. Во-первых, прием в НАТО Латвии, Литвы и Эстонии в военном отношении сильно затрагивает оборонные интересы России и Белоруссии, от Эстонии, Латвии и Литвы рукой подать до Москвы, С.-Петербурга, Минска и других жизненных центров. Во-вторых, усилится углубление раскола в Европе, произойдет наращивание военно-политической мощи за счет стран Прибалтики и Восточной Европы. Альянс остается замкнутой организацией, имеющей геостратегические планы, недоступные для малых государств, хотя и формально входящих в НАТО. В-третьих, существенно подрывается значение Основополагающего акта Россия - НАТО, в котором Россия четко высказала свою озабоченность расширением альянса. Отсюда вытекает четвертый момент противоречий: Россия вынуждена будет предпринять меры по укреплению военной инфраструктуры, обороноспособности. Заверения, которые мы получаем от западных политиков, что «русским надо перестать нервничать» по поводу расширения НАТО, «перестать смотреть на Балтийский регион как на коридор для вторжения иностранных армий» не могут приниматься всерьез. История знает тысячи случаев, когда вслед за подобными успокоительными заявлениями, договорами о вечном мире, дружбе или нейтралитете начинались кровопролитнейшие войны. В этой связи можно задать встречный вопрос: зачем втягивать страны Прибалтики в НАТО, если Россию США называют своим партнером? В геополитике нет постоянных партнеров, друзей, союзников. Вспомним слова императора Александра III, что у России есть только два союзника - ее армия и флот.
При строительстве двусторонних и многосторонних отношений со странами Прибалтики нам надо помнить еще об одном аспекте: мирные экономические, торговые, транспортные связи со странами-соседями приносят немалые доходы балтийским государствам, обеспечивают их прогресс в экономике. И, естественно, для Москвы небезразлично, что за счет российских средств будет оплачиваться вживание прибалтов в военную структуру альянса. Россия не может равнодушно отнестись и к тому, что в военных городках, солдатских казармах, пунктах ВО, военно-морских базах, созданных руками и на деньги русских людей, солдат разместятся военнослужащие Североатлантического блока.
Следующая сторона проблемы отношений России и прибалтийских государств состоит в том, что в последних существует внутригосударственный сепаратизм, воинствующий национализм, неконтролируемая миграция, сложные экологические и.другие проблемы, решать которые нужно с определенным государством, а не альянсу в целом. Да и в Европе есть государства - не члены НАТО, которые не боятся за свою национальную безопасность. Их нейтралитет (Швеции, Финляндии, Швейцарии и др.) предполагает приоритет национальных интересов, а не подчинение их геополитической сверхдержаве, определяющей геостратегический курс альянса. Постоянный нейтралитет, например, обеспечил многовековую стабильность Швейцарии и Швеции, гарантировал их от втягивания в различные конфликты вопреки воле народа этих стран. Кроме того, подобный статус позволяет этим государствам заметно влиять на политическое решение многих сложных вопросов. Именно этими делами остался в памяти народов мира бывший премьер-министр Швеции Улоф Пальме.
Понимая многостороннюю важность нейтралитета, Россия выступает за то, чтобы Прибалтийские страны, весь Балтийский регион был внеблоковым, нейтральным регионом и был превращен в зону устойчивого развития, безопасности и стабильности. Россия готова гарантировать безопасность этим странам в виде одностороннего обязательства, подкрепленного в международно-правовом плане посредством заключения многостороннего соглашения о добрососедстве и взаимном обеспечении безопасности. К этим гарантиям могут присоединиться другие страны: США, Германия, Великобритания. Франция и международные организации, включая военные. Параллельно могут быть разработаны меры доверия в военной, экономической и социальной сферах, которые смогут подкрепить политические гарантии.
В военно-политических отношениях можно ввести режим доверия в приграничной полосе, безвизовые поездки жителей, отказ от военной деятельности, налаживание совместного контроля за воздушным пространством всего прибалтийского региона, запрет на проведение военно-морских учений в нежелательных регионах Балтики. В экономической сфере в XXI в. можно создать единый топливно-сырьевой и энергетически и комплекс, единую информационную структуру: дороги, порты, систему энерго- тепло- и водоснабжения. В социальной и гуманитарной сферах - усилить развитие контактов между людьми и организациями; совместные действия, взаимопомощь по обеспечению прав русских, украинцев, белорусов, поляков, других нацменьшинств, на практике испытывающих большие трудности выживания в атмосфере национализма, захватившего бывшие советские прибалтийские республики; сотрудничество в борьбе с распространением наркотиков, отравляющих и радиационных материалов, сотрудничество в борьбе с преступностью и терроризмом и др.
Политические лидеры прибалтийских стран, безусловно, понимают важность и выгодность добрососедских отношений с Россией. Но они испытывают давление со стороны сильных соседей и в большей степени со стороны мощной геополитической сверхдержавы, стремящейся к монопольному миру.
Германия в настоящее время играет заметную роль... в экономике стран Балтии. Для Латвии, например, она является вторым по объему оборота торговым партнером (около 13% экспорта и 15% импорта), занимает третье место по объемам иностранных инвестиций в республику18.
В Литве Германия является основным иностранным инвестором. США оказывают балтийским странам помощь в рамках проекта «Поддержка восточноевропейской демократии». Это передача технического опыта на краткосрочной и долгосрочной основе, капиталовложения и поддержка кредитных возможностей частных предприятий.
В сумму более $100 млн. оценивается объем помощи, предоставляемой балтийским странам с сентября 1991 г. американской корпорацией частных инвестиций за рубежом в целях продвижения экономических реформ19.
После подписания странами Балтии рамочного документа программы НАТО «Партнерство ради мира» активизировалось американо-балтийское сотрудничество и в военной области.
Тем не менее сравнительно недавние договоренности с Литвой о государственной границе и разграничении континентального шельфа показали, что экополитические, военные, геополитические интересы России и стран Прибалтики диктуют им генеральную линию взаимоотношений: добрососедскую, взаимоуважительную, учитывающую интересы всех стран.
Большое значение в Прибалтийском регионе в конце XX в. стал играть многосторонний форум - Совет государств Балтийского моря. В мае 1996 г. на о. Готланд состоялась встреча глав Совета под девизом: «Партнерство во имя культуры». В ней приняли участие 11 премьер-министров стран-участниц. Сотрудничество Москвы со столицами Балтийского региона может стать очередным шагом в процессе сближения с ЕС. Политические лидеры Дании, Финляндии и Швеции взяли на себя роль «старшего брата» в отношении стран Прибалтики, поэтому любые шаги Москвы в этом регионе воспринимаются политиками стран Балтийского региона (особенно датчанами) с большой настороженностью. В оценке действий России и стран Прибалтики у их скандинавских покровителей чаще всего проявляются двойные стандарты. Особенно это видно при их оценках гражданских прав русских и русскоязычных в Латвии, Эстонии » Литве, а также неурегулированности территориальных вопросов Эстонией и Латвией, сложностей транспортировки российских Грузов через Литву в Калининградскую область и заявлений балтийских политиков о статусе последней.
В интересах как стран Запада, так и России активно использовать инфраструктуру и транспорт прибалтийских государств для создания прочных добрососедских и взаимовыгодных связей. Односторонняя ориентация Литвы, Латвии и Эстонии на скандинавские страны, в частности, и на Запад вообще, может показаться в недалекой перспективе дестабилизирующим фактором. Полномасштабное членство соседей-прибалтов в НАТО в обозримом будущем остается неприемлемым для России. И присоединение к НАТО де-факто может привести к былому расколу Европы, усилению конфронтации в мире. В силу динамических изменений в геополитическом балансе сил Прибалтика может превратиться в передовой военный плацдарм для силового давления на Россию.
О подобных перспективах говорят многие политические шаги нынешних лидеров прибалтийских государств. Так, в литовском парламенте был рассмотрен вопрос о пересмотре конституции. Законодатели решили, что конституция не должна запрещать размещение иностранных войск и ядерного оружия на территории Литвы. Латвийский сейм в августе 1996 г. принял декларацию «Об оккупации». Балтийский Совет 13 ноября 1994 г. принял резолюцию «О демилитаризации и статусе» Калининградской области. Во всех Прибалтийских республиках идет процесс активного вытеснения русских и русскоязычных из важнейших сфер политической и социальной жизни и просто грубое выселение этнических русских «на их историческую родину», т. е. политики Литвы, Латвии и Эстонии готовят почву, общественное мнение для реализации договоренностей по расширению инфраструктуры НАТО, а в перспективе - ввода иностранных войск и ядерного оружия.
Поэтому даже отзыв территориальных претензий к России и Белоруссии со стороны стран-соседей, урегулирование пограничных проблем и подписание договоров о границе, смягчение пресса по отношению к русскоязычным гражданам и нацменьшинствам не устраняют противоречий сторон. Из «патронирующих» Прибалтику государств наиболее сбалансированную позицию занимает правительство Швеции. Оно неизменно напоминает латышам и эстонцам о положении русских, проживающих в этих странах. В основном же почти все малые страны северной Европы против решений, которые дестабилизировали бы, а тем более взорвали спокойную жизнь населения этого региона, против таких решений, которые втянули бы страны Балтии в геополитические игры великих держав
Представители стран Балтии один за другим высказываются за возрождение экономического сотрудничества с Россией. Все они при этом подчеркивают, что политика их стран в отношении Москвы останется неизменной. Россию такой подход устроить не может, и в стратегическом партнерстве с Прибалтикой она давно не заинтересована. Однако Россия может отказаться от стратегии экономической блокады Прибалтики и пойти на послабления по транзиту и продовольственному эмбарго для Литвы, Латвии и Эстонии, если страны Балтии принципиально изменят свою внешнюю и внутреннюю политику. Чего должна требовать Москва от Прибалтики в обмен на отказ от сворачивания торгово-экономических отношений:
1. Права русскоязычного населения
Страны Балтии не вернут себе российские грузы и российские рынки сбыта до тех пор, пока будет продолжаться дискриминация русскоязычного населения. Если Латвия и Эстония хотят экономического сотрудничества с Россией, они должны дать гражданство всем оставшимся негражданам и принести извинения за лишение русскоязычных фундаментальных прав в 1991 году.
Прибалтийская этнократия, установленная за счет дискриминации национальных меньшинств и создания искусственных преимуществ для представителей титульной нации, должна быть признана порочным политическим режимом.
Русский язык должен получить официальный статус хотя бы на уровне самоуправлений. Русские школы должны быть неприкосновенны, право детей из русских семей учиться на родном языке - гарантировано.
2. Деблокирование Калининграда
Жители Калининградской области должны реализовать свое конституционное право свободного перемещения на остальную территорию России. Литва должна стать для них территорией безвизового передвижения.
Литовское государство должно признать право граждан России свободно перемещаться по суше из Калининграда и в Калининград без всяких разрешений или запретов со стороны Литвы.
Кроме того, должна быть прекращена практика введения «Литовской железной дорогой» «отсекающих тарифов», из-за которых грузоперевозчикам становится невыгодно экспортировать свои грузы через Калининградский морской порт и приходится переориентировать их на Клайпеду. Если литовские руководители действительно хотят взаимовыгодного экономического сотрудничества, то Россия должна быть уверена, что у нее никогда не будет проблем с Калининградской областью из-за Литвы.
3. Прекращение антироссийской истерики
Прибалтика должна перестать быть «буферной зоной» между ЕС и Россией, если она хочет на России зарабатывать. Страны Балтии не должны впредь блокировать и тормозить переговоры о безвизовом режиме между Россией и Евросоюзом, создавать «черные списки» граждан России, требовать продления и расширения санкций, запрещать российские СМИ и препятствовать работе журналистов из России , бороться с газопроводом «Северный поток» и другими стратегическими проектами России и Западной Европы.
Если Прибалтика экономически сотрудничает с Россией, то из уст ее лидеров на европейских площадках больше не могут звучать русофобские спичи о «русской угрозе», заявления о надвигающейся российской агрессии и требования к союзникам дать им денег на защиту от Путина.
Литва, Латвия и Эстония должны выбрать, на чём они зарабатывают: на сотрудничестве с Россией или на борьбе с ней.
Зарабатывать и тем, и другим у них не получится.
4. Пересмотр «Восточного партнерства»
Прибалтийские страны должны отказаться от навязывания Евросоюзу своего понимания восточной политики ЕС, согласно которому постсоветские республики - это объект геополитической конкуренции между Западом и Россией, а их сближение с Евросоюзом нужно для ослабления Москвы.
Перед странами «Восточного партнерства» больше нельзя ставить ультиматум: «Либо вы с Европой против России, либо с Россией против Европы».
Многовековые связи Украины, Беларуси, Молдовы, Грузии, Армении и Азербайджана с Россией не должны игнорироваться и уничтожаться, интересы пророссийских групп населения в этих странах должны учитываться. Литва должна признать свою роль в провоцировании украинского кризиса во время председательства в Совете ЕС. Выбор евразийской интеграции Беларусью и Арменией нужно признать их правом и внутренним делом. Необходимо прекратить вмешательство во внутренние дела других стран ради «продвижения демократии»: в частности, страны Прибалтики должны перестать поддерживать белорусских националистов и готовить «цветную революцию» в Минске.
Россия должна быть признана неотъемлемой частью Единой Европы, попытки разделения которой подрывают европейскую безопасность. Евразийский союз - геополитическая реальность, и в ЕС он должен быть признан официально.
Без признания ЕАЭС и сотрудничества с его институтами Литва, Латвия и Эстония могут не рассчитывать на получение выгоды от участия в китайском проекте «Нового Шелкового пути».
5. Деполитизация истории
Историю в Прибалтике нужно оставить историкам и перестать использовать ее как инструмент борьбы с Россией. Если балтийские страны хотят делать бизнес с Россией, то пора прекратить подсчитывать «ущерб от советской оккупации» и выставлять Москве счет на сотни миллиардов евро материальных компенсаций. Пора заканчивать с приравниванием коммунизма к нацизму и с требованиями организовать «второй Нюрнберг» над Россией, как страной-правопреемницей СССР.
«Войны памяти» и «войны с памятниками» должны закончиться раз и навсегда: воинским захоронениям бойцов Красной армии и советским мемориалам Великой Отечественной войны руководство балтийских стран должно гарантировать неприкосновенность.
Жители Литвы, Латвии и Эстонии, которые не считают советский период в истории своих стран , должны иметь право свободно высказывать свое мнение. Репрессивное законодательство об уголовной ответственности за «отрицание оккупации» должно быть отменено, свобода слова в Прибалтике - гарантирована.
7. Нейтралитет
Пока Прибалтика превращается в военный полигон и форпост НАТО на российских границах, ни о каком сотрудничестве с Россией не может быть и речи. Поддерживать существование стран Балтии для нее означает инвестировать в возможный плацдарм для военной агрессии. Как Литва, Латвия и Эстония рассчитывают «срубить» денег на бизнес-контактах с восточным соседом, одновременно добиваясь размещения на его границах системы ПРО, - загадка.
Если страны Прибалтики хотят хоть в чём-то походить по уровню жизни и развитию экономики на образцовую для них Скандинавию, то они должны из прифронтовых государств стать нейтральными: выйти из НАТО и объявить военно-политический нейтралитет .
Большего России от них не надо. История доказала, что Прибалтика в составе России - это обуза, иждивенцы и «лишние рты». Но если Литва, Латвия и Эстония настолько утратили адекватность и погрязли в мании величия, что думают, будто они нужны России и без НАТО она их сразу же оккупирует… что же, пусть продолжают зазывать на свою территорию войска Альянса.
Посмотрим, чем помогут странам Прибалтики солдаты НАТО, когда демографическая катастрофа приведет их к социальному кризису, Евросоюз прекратит финансирование, а из прибалтийских портов уйдет последний российский груз.
Описание |
При подселении в 2−местный номер стоимость 435 евро. Экономите 165 евро! Тур из Москвы или Санкт-Петербурга. В туре возможно
подселение.
|
Маршрут |
Москва (Санкт-Петербург) - Вильнюс – Тракай – Рига – Юрмала – Таллин - Москва (Санкт-Петербург) |
Экскурсии |
7 экскурсий: по старому городу Вильнюса, Риги, Таллина, а также в Тракае, Юрмале, по Горе Крестов и Рундальскому дворцово-парковому ансамблю |
В цену включено |
размещение 3*/ 4* гостиницах в центре Вильнюса, Риги и
Таллина |
Даты и наличие мест
17.03* 14.04* 28.04* 19.05 09.06 23.06 30.06 14.07 28.07 11.08 25.08 08.09 29.09 03.11*
* в день приезда проводится экскурсия в Тракай, а экскурсия по
Вильнюсу - на второй день
Программа тура
Возможно подселение
День 1. Москва/Санкт-Петербург - Вильнюс (Тракай
*)
Приезд в Вильнюс (возможен прилет до 10:00 утра) . Групповая встреча на
жд.вокзале (поезд №029 из Москвы, поезд №079 из Санкт-Петербурга) и
сопровождение в отель Panorama 3*
.
Вещи можно
оставить в камере хранения отеля. Пешеходная экскурсия по Старому
городу Вильнюса
, крупнейшему архитектурному комплексу старого
города Восточной Европы, занесённому ЮНЕСКО в список памятников всемирного
культурного значения. / или Экскурсия в Тракай (в даты
*)
День 2. Вильнюс - Тракай – Собор Петра и Павла (Вильнюс *)
Завтрак в гостинице. Экскурсия в Тракай
- древнюю столицу Литвы. Главная достопримечательность города -
живописный Тракайский замок, распложенный на острове посреди озера Гальве.Заезд
в красивейший собор Вильнюса - костёл Петра и Павла, славящийся необыкновенно
богатым барочным интерьером, украшенным 2000 скульптурами./ или
Экскурсия по Вильнюсу (в даты *)
День 3. Вильнюс – Гора крестов – Рундальский
дворцово-парковый ансамбль – Рига
Завтрак в гостинице. Отъезд в
Ригу. Остановка и экскурсия по Горе крестов
-
единственному в своём роде святому месту, вмещающему более 100 000 крестов,
принесённых сюда людьми различных вероисповеданий, которые ежедневно приезжают
к этой горе, чтобы поклониться и поставить здесь свой крест. Обед у Горы
крестов.Остановка и экскурсия в Рундальском дворцово-парковом
ансамбле
, выдающемся памятнике искусства барокко и рококо, шедевре
знаменитого архитектора Ф.Б. Растрелли. Приезд в Ригу. Размещение в
гостинице Rixwell Konventa Seta 3*
(март / ноябрь)
/ Rixwell Old Riga Palace 4*
(апрель-октябрь) .
День 4. Рига
Завтрак в гостинице.
Пешеходная экскурсия по Старому городу Риги
, прекрасному
средневековому архитектурному ансамблю, насчитывающему 800-летнюю историю, а
также знакомство с гордостью Риги - причудливо украшенными зданиями в стиле
Югенстиль.После экскурсии будет возможность прослушать органный концерт в
Рижском Домском соборе (доп.плата).
День 5. Рига – Юрмала – Таллин
Завтрак в
гостинице. Отъезд в Таллин. Остановка и экскурсия по Юрмале
-
известнейшему курорту Прибалтики, знакомящей с уникальной архитектурой города –
прихотливо декорированными деревянными усадьбами в стиле Югенстиль, благодаря
которой Юрмала вошла в фонд мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Заезд и
свободное время на обед в развлекательном комплексе Большое Лидо. Приезд
в Таллин. Размещение в гостинице Metropol 3*
(март / ноябрь)
/ Rixwell Old Town 3* / Gotthard Residents 3* / Go Shnelli
3*.
(зависит от дат тура) .
День 6. Таллин
Завтрак в гостинице.
Пешеходная
экскурсия по Старому городу
Таллинна
, одному из немногих городов Европы, полностью сохранивший
историческую планировку, сложившуюся к XV веку, а также огромное количество
архитектурных памятников той далекой эпохи.