Прекрасные фотографии прекрасной софи лорен. Параметры знаменитостей.Диеты знаменитостей
Критерии выбора модели поведения в общении
Существуют определенные модели общения людей друг с другом. Их достаточно много. Одна из самых известных – синтоническая модель общения.
Название «синтоническая» образовано от слова «синтония», что означает: «Быть в гармонии с собой и другими». Синтоническая модель общения разработана в рамках нейролингвистического программирования (НЛП). Нейролингвистическое программирование – это результат слияния психологии, лингвистики, математики; приемы НЛП успешно используются в педагогике, бизнесе, менеджменте, психотерапии, рекламе. Синтоническая модель выделяет основные умения общения (определение желаемых целей, сенсорная острота, гибкость, конгруэнтность, раппорт, ресурсное состояние) и делит процесс овладения им на части или шаги. Если вы хотите успешно взаимодействовать с людьми, необходимо овладеть техникой этих шагов с помощью специальных практических упражнений.
Синтоническая модель общения рассматривает общение как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления (восприятие + мышление = общение). Процесс общения начинается с восприятия, именно с его помощью человек устанавливает контакт с миром и людьми. Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: уодного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого – сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но тем не менее последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» – та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система визуальна (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз, выборе слов, используемых в общениях, в особенностях дыхания и даже позы.
Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитает ваш партнер по общению, вы можете использовать слова, соответствующие его «любимой» модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической – другие. Если вы будете правильно выбирать и использовать слова, в соответствии с ведущей репрезентативной системой собеседника, вас сочтут человеком, с которым приятно общаться, с которым легко установить контакт и взаимопонимание.
Как узнать, какую систему предпочитает человек – визуальную, аудиальную или кинестетическую? Для этого следует внимательно понаблюдать за ним.
Визуал, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки. Его глаза при этом расфокусированы на расстоянии около 60 см от носа. В речи этих людей доминируют слова визуального смысла: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу, что вы имеете в виду» и т. п.
Аудиал, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему голосу. Глаза его в это время смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии. В речи аудиалов преобладают выражения «я вас слушаю», «давайте обсудим», «какой тон», «крики» и т. д.
Кинестетик прежде чем сказать, прислушивается к своим внутренним чувством, глаза его при этом непроизвольно смотрят вниз и вправо. В речи людей-кинестетиков преобладают слова: «я чувствую проблему» и т. д.
В связи с существованием трех категорий внутреннего опыта (зрение, слух, ощущения) были выделены соответственно визуальная, аудиальная и кинестетическая его модальности. Визуальный тип человека с активной правой рукой, прежде чем высказать возражение или мнение, перемещает взгляд вверх (налево, направо или вертикально вверх), аудиальный – смотрит вниз направо и по горизонтали (влево или вправо), тогда как кинестетический (осязательный) – вниз и влево. При этом, напомним, речь идет о человеке с активной правой рукой (у левши движения глаз зеркально противоположны). Только тогда, когда зрачки находятся посередине, человек воспринимает новую информацию.
На основе этих данных возникла гипотеза, в соответствии с которой знание ведущего в данный момент сенсорного способа (ведущей репрезентативной системы) визуального поведения человека позволяет гармонизировать процесс общения с ним. Так, если руководителю нужно переубедить подчиненного, который является преимущественно визуалистом, то апеллировать к нему следует с использованием не только логической аргументации, но и словесных образов. В то же время, если у подчиненного ведущий сенсорный канал кинестетический, то наилучшим способом общения с ним будет включение его в процесс совместной конкретной деятельности путем воздействия на его чувственную сферу (например, просьба: «Помоги, пожалуйста, перенести этот стол»). У левши воспоминания и конструкции зеркально поменяются местами, а общая закономерность распределения зрительного, слухового и кинестетического опыта по этажам останется той же.
Наиболее эффективное общение возможно в том случае, когда человек развил у себя следующие коммуникативные умения и проявляет их:
– учитывать как свою репрезентативную систему, так и собеседника;
– позитивно формулировать свои цели общения;
– понимать и учитывать цели и интересы собеседника;
– быть гибким в общении;
– проявлять наблюдательность к изменениям в состоянии собеседника;
– входить в состояние раппорта («одной волны») с собеседником;
– своевременно задавать уточняющие вопросы-пойнтеры.
Владение совокупностью приемов построения межличностного общения с другими людьми является важнейшим условием успеха любого современного человека.
Многие неосознанно вырабатывают свою собственную психологическую схему общения и воздействия на людей. Но не всегда выработанные таким опытным путем навыки являются оптимальными, так как опыт отдельного человека в чем-то ограничен, а восприятие несовершенно. Существуют и привычные ошибки поведения, которые человеком просто не осознаются. Выделяют следующие критерии выбора модели поведения.
Первый критерий выбора модели поведения состоит в соответствии этого поведения закону, установленному в обществе правопорядку.
Вторым критерием выбора модели поведения является нравственность. При всей склонности людей к субъективной трактовке морали существуют общепринятые подходы к объяснению ее основных понятий, таких как честность, справедливость, совестливость. Их однозначная интерпретация и неуклонное соблюдение – гарант верности выбранной человеком модели поведения.
Третьим критерием следует признать оценку конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств. Интуитивная или умозрительная оценка ситуации является важнейшим условием оптимизации модели поведения. Как показывает практика, нередко индивидуальность человека проявляется на фоне других более ярких натур, так как он удачно проявил себя в конкретной ситуации (т. е. выигрышно «смотрелся», «слушался», «запомнился»).
Четвертым критерием является цель, которую ставит перед собой человек. Чем значительнее собственная цель, тем больше она стимулирует его. Увлеченность целью не должна породить недооценку значения четкого соблюдения этапов движения к ней. Полезно дробить цель на последовательно выстроенные задачи, чтобы их реализация представляла собой ступени приближения к ней. Таким образом выстраивается предметно ощутимая логика достижения цели.
Пятый критерий – самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения. Любое копирование чьего-то стиля в общении опасно. Например, в деловом общении велика роль речевого экспромта. Чем дольше пауза между каверзным вопросом и остроумным ответом, даже если последний состоится, тем меньше «очков» набирает испытуемый. Такова аксиома публичного диалога. Или другой пример: люди с недостатками внешности обладают заниженным чувством самоуважения. Это тоже накладывает отпечаток на выбор ими модели поведения. Разумно тщательно взвешивать все свои характеристики, избирая личное поведенческое амплуа.
Шестым критерием выбора модели поведения является выделение и конкретизация собственных возможностей. Принимая во внимание чрезвычайную важность этого, необходимо рассмотреть все, что касается вашего умения использовать человековедческие технологии. Прежде всего те, которые имеют непосредственное отношение к общению. К таким технологиям относятся: индивидуальная работа с коллегами, подчиненными; «конструирование» коллективов; стимулирование делового честолюбия; речевое воздействие и т. п.
Седьмой критерий выбора модели поведения несколько своеобразен. Всегда актуально значение психологополовых характеристик личности, т. е. тех личностных и деловых качеств, которые партнеры по общению ожидают от человека, заинтересованного в их расположении. Что имеется в виду? Чтобы не разрушить каких-то иллюзий или сложившихся стереотипов и не разочаровать собой партнеров, рекомендуется проявлять те личностно-деловые качества, которые они ожидают в вас найти. Так, мужчины ценят в женщине внешнюю привлекательность и сексуальность. Женщины, зная подобную запрограммированность мужской психологии, не могут с этим не считаться, как в свою очередь и мужчинам не следует забывать о том, что самыми привлекательными в них качествами женщины считают интеллектуальную незаурядность, мужественность и активность.
Выбор той или иной модели поведения в каждой конкретной ситуации в значительной мере зависит от личности того, с кем человеку приходится общаться.
Соответственно мотивам и целям можно определить ведущие тактики поведения во взаимодействии:
1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей.
2. Противодействие (подавление) предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнера по общению.
3. Компромисс реализуется в частичном достижении целей партнеров ради условного равенства.
4. Уступчивость предполагает принесение в жертву собственных целей для достижения целей партнера.
5. Избегание представляет уход от контакта, потерю собственных целей для того, чтобы исключить выигрыш другого.
Можно выделить несколько типов взаимодействий: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и конкуренция.
20 сентября 2014 года исполнилось 80 лет легенде мирового кино - итальянской актрисе Софи Лорен. По результатам опроса читателей издания The Daily Mail в 2006 году, 71-летняя на тот момент Софи Лорен была признана самой красивой женщиной в мире.
В русском языке устоялось произношение имени и фамилии актрисы на французский манер - Софи́ Лоре́н, однако правильно имя и фамилия актрисы на итальянском звучат как Софи́я Ло́рен.
София Лорен (при рождении - София Виллани Шиколоне) родилась в Риме 20 сентября 1934 года. Матерью Софии была Ромильда Виллани, преподавательница игры на фортепиано и начинающая актриса. В 1932 году она прошла кинопробы, чтобы быть дублёршей Греты Гарбо, но её кинокарьере помешал беременность: Ромильда Виллани родила дочь от инженера Риккардо Шиколоне, в надежде, что он женится на ней, но он не захотел вступать с ней в законный брак и матери пришлось вернуться в родной городок Поццуоли близ Неаполя (впоследствии София Лорен сказала в интервью: "Я не итальянка, я неаполитанка!"). Надежда матери Софии, что отец её дочери женится на ней, не угасла и они родила от него вторую дочь Анну Марию, однако Ромильда Виллани так и осталась матерью-одиночкой с двумя дочерьми. София и её сестра росли в нищете.
В юности Софию звали «Стеккетто», что означает «Жёрдочка» — за высокий рост (174 см.) и худобу. В 15 лет София приняла участие в конкурсе красоты "Мисс Италия 1950", где не смогла победить, но завоевала титул "Мисс Элегантность".
Самая красивая итальянка София Лорен. Фото / Sophia Loren. Photo
На конкурсе "Мисс Италия" девушку заметил известный кинопродюсер Карло Понти, которому на тот момент было 37 лет. Понти предложил Софии 7-летний контракт. Отношения пары с разницей в возрасте в 22 года переросли простое сотрудничество, однако официально пожениться в Италии они не могли: Понти был женат, а в католической Италии в то время развод было получить практически невозможно. В конце концов 17 сентября 1957 года Понти и София Лорен (София взяла псевдоним "Лорен" в 1953 году по настоянию Понти) тайно поженились в Мексике. Карло Понти и София Лорен аннулировали этот брак в 1962 году, чтобы избежать обвинения Понти в двоеженстве. Карло Понти удалось развестить со своей первой женой в 1965 году, однако не в Италии, а во Франции. Карло Понти и Софи Лорен официально поженились 9 апреля 1966 года. На протяжении нескольких лет София Лорен проходила курс терапии от бесплодия и смогла излечиться. В браке у Понти и Лорен родилось двое сыновей: Карло Понти-младший (род. 29 декабря 1968) и Эдуардо Понти (род. 6 января 1973).
Именно Карло Понти сделал из провинциальной девушки Софии актрису мирового масштаба. Сначала Понти был не против, чтобы София снималась обнажённой, однако в начале 1960-х годов Карло Понти выкупил все фильмы юной Лорен, где она обнажалась, чтобы не портить репутацию уже известной к тому времени Софии Лорен.
К наиболее значительным фильмам с участием Софии Лорен можно причислить: «Чочара» (1961), «Вчера, сегодня, завтра» (1963), «Брак по-итальянски» (1964), «Подсолнухи» (1970). Вершиной актёрского мастерства Софи Лорен было исполнение роли матери в «Чочаре» — неореалистическом фильме, снятом по роману Альберто Моравиа. В одной из кульминационных сцен героиня Лорен становится жертвой грубого насилия. Актёрская выразительность и органичность Лорен произвели такое впечатление на заокеанских кинокритиков, что за эту роль ей была присуждена премия «Оскар». Это первый случай, когда премия в данной номинации вручена за фильм, снятый не на английском языке.
В 1999 году София Лорен была включена Американским институтом киноискусства в список 25-ти величайших актрис в истории кинематографа.
Последним на данный момент полнометражным фильмом, где снялась Софи Лорен, является американский мюзикл "Девять" (2009 года выпуска), за основу которого взят знаменитый фильм Федерико Феллини "Восемь с половиной".
София Лорен в фильме Вчера, сегодня, завтра (1963). (Sophia Loren Ieri, oggi, domani (1963 film))
София Лорен и Марчелло Мастроянни в фильме Брак по-итальянски (1964). Sophia Loren Marcello Mastroianni Matrimonio All"Italiana.
София Лорен в фильме Брак по-итальянски (1964). Sophia Loren Matrimonio All"Italiana
София Лорен в фильме Аттила — бич Божий. Sophia Loren in Attila (1955 film)
София Лорен в фильме Чёрная орхидея. Sophia Loren The Black Orchid (1958 film)
София Лорен в фильме Падение Римской империи. Sophia Loren The Fall of the Roman Empire (1964 film)
Итальянская актриса София Лорен. Фото. Sophia Loren. Photo
София Лорен в фильме Мальчик на дельфине. Sophia Loren in Boy on a Dolphin (1957 film)
София Лорен в роли монахини. Sophia Loren. Photo
Софи Лорен в платке. Sophia Loren. Photo
Измерение параметров фигуры Софи Лорен. Фото / Sophia Loren. Photo. Параметры фигуры Софии Лорен: 96,5-61-96,5 (в возрасте 22 лет), 91,5-61-96 (в возрасте 50 лет).
София Лорен в корсете. Фото. Sophia Loren. Photo
Софи Лорен и Джейн Мэнсфилд
Софи Лорен смотрит на грудь Джейн Мэнсфилд. Фото / Sophia Loren looks at Jayne Mansfield"s breast. Photo Софи Лорен смотрит на грудь Джейн Мэнсфилд. Фото / Sophia Loren looks at Jayne Mansfield"s breast. Photo
Красота Софи Лорен – выдающейся итальянской актрисы и певицы, стоящей на пороге своего восьмидесятидвухлетия – не перестает восхищать ее многочисленных поклонников. Не сделав ни одной пластической операции, она продолжает оставаться одной из самых красивых женщин нашей планеты. Еще 10 лет назад Софи не побоялась сделать несколько фотоснимков своего обнаженного тела для ежегодного фотокалендаря Пирелли.
Между тем детство и юность девочки, появившейся на свет 20.09.1934 года в палате римского госпиталя, прошло в беспросветной нищете. Ее мать – неудачливая актриса, так и не убедившая отца своего ребенка (актера странствующего театра) вступить с ней в брак, была вынуждена вернуться в родной рыбацкий поселок, где Софи прожила до пятнадцатилетнего возраста.
Этапы звездного пути
Первым достижением четырнадцатилетней Софи стал титул «Принцесса моря», который она получила за победу на поселковом конкурсе красоты.
Два года спустя девушка удостоилась именного приза в столичном конкурсе «Мисс Италия» (к этому времени она с матерью и сестрой переехала в Рим).
Судьбоносной для будущей кинозвезды стала встреча с кинопродюсером Карло Понти – человеком, полностью пересмотревшим имидж юной красавицы. Именно он придумал для нее звучный псевдоним, дал уроки правильной речи, научил красиво двигаться и убедил выучить английский. Ради Софи Карло Понти развелся с первой женой и в 1966 году вступил с ней в брак (единственный в ее жизни).
Благодаря поддержке любимого мужчины Софи Лорен с середины пятого десятилетия прошлого века становится настоящим секс-символом своей страны. Ее фильмография к тому моменту насчитывала уже два с половиной десятка кинолент.
Самые значимые роли Софи Лорен сыграла в фильмах своего любимого кинорежиссера Витторио де Сика. Результатом их сотворчества, продолжавшегося на протяжении двух десятилетий, стало четырнадцать кинокартин. Оглушительный успех имел фильм «Чочара», получивший «Оскар» и главный приз кинофестиваля в Каннах.
Начиная с 1957 года актриса начинает сниматься в Голливуде. Ее партнерами были Фрэнк Синатра, Чарли Чаплин, Кэри Грант, Жан Габен, Кларк Гейбл.
Фильмы Софи Лорен (актриса снялась в девяти десятках картин) удостаивались высших наград на кинофестивалях в Берлине, Москве, Сан-Себастьяне, Венеции и Каннах. В коллекции ее кинонаград два «Оскара» и пять статуэток «Золотой глобус».
Последняя киноработа Софи Лорен – главная роль в короткометражном фильме «Человеческий голос», снятом ее сыном Эдуардо Понти в 2013 году.
Притягательные параметры
Софи Лорен в молодости поражала поклонников безупречными очертаниями своей фигуры, поразительно напоминавшей песочные часы и соответствовавшей классическим канонам того времени: ее тонкая (61 см) талия выгодно подчеркивалась пышностью бедер и бюста, окружность которых была равна 96 сантиметрам.
При росте 174 см Софи весит 68 кг.
Особенности стиля Софи Лорен
Основные акценты внешнего облика Софи Лорен:
Пышная прическа с массой аккуратно уложенных локонов.
Ослепительная улыбка, оттененная матовой помадой приглушенных тонов.
Броский макияж, акцентирующий внимание на красоте миндалевидных глаз.
Неповторимая походка, приковывающая взгляды окружающих.
Одежда глубоких насыщенных тонов, оттеняющих оливковую смуглость кожи.
Элегантность приталенных, сильно декольтированных туалетов.
Секреты красоты
Чтобы выглядеть, как Софи Лорен, необходимо:
Спать не менее 9 часов.
Начинать утро с десятиминутной гимнастики с использованием гантелей и прогулки на свежем воздухе.
Ежедневно принимать контрастный душ.
Избегать стрессовых ситуаций и не пытаться всюду успеть.
Нормализовать питание (три приема пищи без перекусов).
Через день съедать по половине ананаса.
Ежедневно употреблять по семь стаканов минеральной негазированной воды.
Каждые четыре недели устраивать по два разгрузочных дня, употребляя лишь смузи, салаты из свежих фруктов и выжатые из них соки.
Софи Лорен в молодости, бесспорно, являлась одной из Италии, а, возможно, и всего мира. Зная о своей привлекательности, актриса никогда не стеснялась сниматься даже в очень откровенных, демонстрирующих фигуру нарядах, а также делать яркий макияж.
Параметры фигуры Софи Лорен в молодости
Да и путь к своей актерской карьере Софи Лорен проложила во многом благодаря яркой и запоминающейся внешности. Ведь начинала она с многочисленных конкурсов красоты, впервые попробовав свои силы на подиуме в четырнадцатилетнем возрасте. Тогда она одержала победу на конкурсе в своем родном городке Поццуоли. Позднее было участие в «Мисс Италия». Ради Софи Лорен жюри даже учредило специальное звание «Мисс Элегантность», чтобы отметить ее утонченный вкус в одежде, подчеркивающий достоинства фигуры.
А подчеркивать и вправду было что. Рост и вес Софи Лорен в молодости составляли 174 см и 63–65 кг. При этом ее параметры были следующими: грудь – 97 см, талия – 74 см, бедра – 97 см. Зная о привлекательности тонкой талии и пышной груди и бедер Софи Лорен чаще всего выбирала платья, которые имели пояс и акцентировали внимание на желанной форме песочных часов. Часто можно было увидеть Софи в фильмах в элегантных и сексуальных корсетах. При этом, по словам актрисы, самый низкий вес и тонкая талия у нее были во время съемок в фильме «Чертовка в розовом трико». Тогда актриса предстала перед камерой стройной блондинкой. Ее вес был около 57 кг, а талия, затянутая в корсет, имела окружность всего в 46 см!
Секреты красоты Софи Лорен
Еще молодая Софи Лорен стала вести здоровый образ жизни. Она старается правильно питаться, но при этом не сидеть на жестких диетах. Обычно в ее меню много овощных салатов, фрукты, мясо. Но иногда она позволяет себе десерт или любимую пасту. Другим секретом красоты Софи Лорен считает оливковое масло холодного отжима. Она употребляет его в пищу, а также использует для различных косметических процедур.
Читайте также- Красавицы без бровей: гейши, звезды Голливуда, модные блогеры
- Тина Тернер поразила поклонников потрясающим внешним видом
Знаменитое выражение актрисы, что женщина не может быть красивой, если она ленива, как нельзя лучше характеризует образ жизни самой Софи. Она рано просыпается, около 5–6 часов утра, много ходит пешком и вообще старается всегда быть активной. Но не пренебрегает Софи Лорен и полноценным сном. Ее день обычно заканчивается около 9 вечера. Именно такие заповеди красоты позволили актрисе сохранить свою внешность и фигуру на долгое время.
Софи Лорен в молодости покоряла всех своей красотой и темпераментом. Актрисе удалось, как говорится, «постареть с достоинством». И даже сейчас она остаётся привлекательной женщиной. Как начинала своё восхождение на пьедестал любимица публики и в чём секрет её неувядающей красоты?
Сколько лет Софи Лорен? Параметры актрисы
Настоящая фамилия Софи - Шиколоне. Будущая актриса родилась в Риме в 1934 г. По знаку зодиака она Дева.
Софи Лорен в молодости отличалась идеальной фигурой. Её всегда ставили в пример другим дамам, поскольку пропорции артистки напоминали идеальные песочные часы. Согласно некоторым источникам, объёмы Лорен в сантиметрах выражались в следующих цифрах: 96-61-96. В 50 лет уменьшились только параметры груди, а талия осталась по-прежнему невероятно тонкой. В 2016 году артистке исполнилось 82 года.
Софи Лорен в молодости
Софи покорила мир своим знойным итальянским темпераментом. В этом нет ничего удивительного, ведь Лорен выросла вблизи Неаполя. Её детство прошло в обычной рыбацкой деревушке, где все называли высокую и тощую девушку «жёрдочкой». Это немного обижало барышню. Видимо, чтобы доказать всем, что она никакая не «жёрдочка», а самая настоящая красавица, Софи отправилась на конкурс красоты и победила в нём.
Спустя некоторое время будущая артистка побеждает в конкурсе «Мисс Италия». Софи Лорен в молодости уже заслуживала самых высоких титулов и знала, как их добиваться. На одном из конкурсов проворная особа соблазнила кинопродюсера, несмотря на то что он был на 22 года старше. Так, Софи стала получать первые видные роли. А до этого она снималась лишь в малюсеньких эпизодах. Например, она появилась в следующих картинах: «Голос», «Сердца над морем» с Марчелло Мастроянни, «Тото Тарзан» или «Шесть жён Синей Бороды».
Первые фильмы
Начиная с 1953 года, начала серьёзную раскрутку Софи Лорен. Фильмы с её участием сначала носили эротический характер, а сама дива появлялась в кадре полуобнажённой. Яркий тому пример картина «Торговля белыми рабынями» режиссёра Луиджи Коменчини. Софи Лорен в этом фильме впервые получила крепкую роль второго плана. Но это её не устраивало, она хотела быть первой.
После роли Леоноры в ленте «Фаворитка» Лорен наконец-то получила главную роль. В фильме Клементе Фракасси ей доверили играть эфиопскую рабыню Аиду. Само за себя говорит название следующего фильма - «Две ночи с Клеопатрой», где восходящая звезда сыграла царицу Египта.
В 54-м г. карьера Лорен начала набирать обороты. В историческом фильме «Аттила» вместе с Энтони Куинном она сыграла главную роль. В картине «Бедность и благородство» Лорен появилась в образе балерины Джеммы, в которую влюбляется знатный господин. В том же году были сыграны главные роли в лентах «Жаль, что ты каналья» Алессандро Блазетти и «Женщина с реки» Марио Сольдати. А затем Лорен утвердили на роль, которая практически возвела её на самую вершину киноиндустрии.
Звёздный час кинодивы
Никто даже не думал о том, сколько лет Софи Лорен, когда приглашал актрису играть зрелых Ей хорошо удавались роли выходцев из народа: обычные неаполитанские лавочницы и жёны рыбаков - вот кого она наблюдала всё своё детство. Бойкая неаполитанка в исполнении Лорен понравилась режиссёру Витторио де Сика. И она стала его любимой актрисой. Именно в кинофильмах де Сика Софи сыграла свои лучшие роли.
В 1960 г. Лорен впервые получила «Оскар» за работу в драме «Чочара», где она появилась совместно с Жаном-Полем Бельмондо. Это был прецедент в истории существования кинопремии, поскольку Софи стала первой иностранной актрисой, удостоенной награды. Через четыре года ещё один фильм производства Витторио де Сика с участием Лорен получил «Оскар». Речь идёт о комедии «Вчера, сегодня, завтра». А лента «Брак по-итальянски» в 64-м г. номинировалась на «Оскар», выиграла «Золотой глобус» и главный приз Московского кинофестиваля.
Популярность Лорен росла с каждым годом. В 1970 г. она играет в мелодраме Витторио де Сика «Подсолнухи», которая снималась в СССР. В этой же ленте приняли участие Марчелло Мастроянни, Людмила Савельева («Всадник без головы») и К этому времени Софи являлась звездой с мировым именем, которая блистала даже в Голливуде.
Карьера в Голливуде
Ещё в 1957 г. начала своё восхождение в Голливуде Софи Лорен. Фигура (в молодости Лорен обладала притягательность и стиль делали итальянку очень востребованной на «фабрике грёз». Подписать контракт с европейским секс-символом удалось двум кинокомпаниям: Paramount Pictures и MGM.
Голливудским дебютом дивы стала картина «Гордость и страсть» Стэнли Крамера. Партнёрами Софи по съёмочной площадке оказались легендарный Фрэнк Синатра и очаровательный Кэри Грант. Ради участия в комедии «Чертовка в розовом трико» Джорджа Кьюкора Лорен даже перекрасилась в блондинку. Фильм не приобрёл особой популярности, зато Лорен получила гонорар в миллион долларов и замечательного партнёра в лице Энтони Куинна.
В 1967 г. знаменитой итальянской артистке досталась весьма колоритная роль: Чарли Чаплин предложил ей сыграть русскую проститутку в своей комедии «Графиня из Гонконга». И Софи согласилась. Как она могла отказаться, когда роль ей предложил сам Чаплин, а партнёром по съёмочной площадке должен был стать Марлон Брандо? Действительно, Софи Лорен есть что вспомнить, поскольку она сотрудничала со всеми ведущими актёрами «фабрики грёз» того времени. У женщины был экранный дуэт даже с в картине «Это началось в Неаполе». В последний раз в Голливуде Софи снялась в 2009 г. в проекте Роба Маршалла «Девять». В этой ленте также приняли участие такие знаменитости, как Марион Котийяр, Дэниэл Дэй-Льюис, Николь Кидман и другие.
Личная жизнь
Актриса Софи Лорен, несмотря на знакомство со многими достойными мужчинами, с 15 лет была влюблена всего в одного человека: в своего продюсера и будущего мужа Карло Понти. Они встретились, когда юная Шиколоне примчалась в Рим с мечтою о большом кино. Понти тогда был начинающим продюсером. Он дал молодой статистке несколько дельных советов, а через некоторое время выбил ей главную роль.
Неизвестно, насколько романтичными были отношения между Софи и Карло до 1956 г. Он был женат, к тому же яростным католиком, поэтому не мог позволить себе развод. Но после того как у Лорен начался бурный роман с голливудским актёром Грантом, Карло понял, что пришло время для решительных действий.
В 57-м пара наконец-то узаконила отношения. До 1969 г. Лорен безуспешно пыталась забеременеть: четыре раза у неё случался выкидыш. Актрисе всё-таки удалось воплотить свою мечту в жизнь: она родила Карло Понти двоих сыновей. Один из них стал дирижёром, другой - режиссёром. Карло и Софи прожили вместе 50 лет, а в 2007 г. продюсер скончался.
Основные достижения актрисы
Во всех уголках мира знают имя участием актрисы многократно выдвигались на «Оскар» и другие награды. Сама артистка становилась обладательницей голливудской награды дважды. Роли Софи Лорен в большинстве своём были яркими и запоминающимися: кинодива сыграла их более ста. Артистка является Кавалером Большого креста. Этот орден она получила за свои заслуги перед Италией.
Секреты красоты
Софи Лорен сейчас проживает в Швейцарии. Она по-прежнему красива, как двадцать или тридцать лет назад. Журналисты у актрисы постоянно выпытывают секреты её привлекательности. Софи охотно общается на эту тему, утверждая, что против пластических операций и не прибегала никогда к хирургии. Она говорит, что секрет её великолепной внешности в позитивном настрое, продолжительном сне, здоровом питании и т. д.
Но в «сказки» уважаемой кинодивы верится с трудом. У Софи Лорен сейчас, в 80 лет, напрочь отсутствует второй подбородок, на лице чётко выделяются скулы, а морщины еле заметны. Такими данными не может похвалиться женщина с очень хорошей генетикой в 60 лет. А в 80 обладать идеальной внешностью, благодаря правильному питанию и сну, просто невозможно. Объяснение напрашивается само собой: многократные подтягивающие процедуры Софи Лорен всё-таки делала. Но не это важно. Кинодива сохранила юношеский запал и жизнелюбие - вот что главное!