Софи Лорен: «Я смотрела на грудь Джейн Мэнсфилд — ее соски чуть не оказалась у меня в тарелке. Секреты красоты Софи Лорен
В легендах и мифологических сказаниях всех народов мира присутствует такое таинственное и величественное природное явления как гроза. Неистовство природы всегда пугало и восхищало человека своей колоссальной силой и дикой неконтролируемой красотой.
Воспевалось это смешение влаги, силы ветра и электричества также в литературных произведениях гениальных поэтов, писателей и художников. Но что же представляется собой это восхитительное событие?
Научное обоснование грозовых явлений
Современными метеорологами под грозой понимается природная активность, при которой возникают электрические разряды, именуемые молниями, а также наблюдаются звуковые раскаты.
Ненастье сопровождается значительной силы ветром, чаще всего выпадают осадки.
Ученые выяснили, что более всего распространены такие явления над континентами, а вот мировой океан подвергается этому погодному чуду в десять раз реже.
Грозы образуются в кучевых облаках, имеющих сравнительно небольшую высоту. Основание таких облаков выглядит темным свинцовым полотном. Иногда облако может сочетать в себе различные оттенки, вплоть до желтоватых, что объясняется учеными как проявление различной плотности облачного слоя. По краям такие тучи имеют ярко белое, даже блестяще отсвечивание.
Причинами грозовых явлений, по данным метеорологов, становится различное атмосферное давление и уровень абсолютной и относительной влажности, а также воздушные вихревые потоки. Нисходящие потоки могут проявляться на земле порывами шквального ветра, который может быть различной силы.
Повышенная опасность грозы заключается в частом проявлении электрических разрядов, нередко соединяющихся с поверхностью земли и высокими предметами. Сила таких разрядов способна воспламенить или оплавить даже самые негорючие материалы, а также вывести из строя оборудование.
Молния может быть представлена обычной формой и шаровой ее разновидностью. Менее всего изучены шаровые молнии, образование которых сложно воспроизвести, а за развитием ситуации практически невозможно следить. Поведение такой молнии непредсказуемо, а период ее существования в пространстве намного превышает время существования линейного разряда.
Мифологическое отображение гроз
Древние народы всего мира обожествляли такое величественное и пугающее явление как . Во всех стадиях язычества встречаются у народностей свои боги-громовержцы и покровители ветров и раскатов грома. Как правило, это свирепые и сильные боги, отражающие характер стихийного явления.
Например, славяне, предпочитавшие бояться, нежели как греки восхищаться своими богами, имели сразу несколько покровителей: Перуна, Стрибога, Сварожича и прочих. Их изображения были поистине пугающими и характеризовали панический страх людей прошлого перед силами природы.
Греческим воплощением грозы, стал великий Зевс, оружием которого были молнии. Признание громовержца самым великим среди олимпийских обитателей указывает на тот факт, что грозы были самым опасным и непредсказуемым явлением для Древней Греции. Грозу греки считали выражением божьим и поклонялись ее красоте и силе. Приобщен к неистовству стихии был и бог-кузнец Гефест.
Высшим почтением пользовался и громовержец Юпитер у древних римлян. Они также благоговели и трепетали пред лицом ужасающей грозы, отдавая ей место самого мощного и страшного среди необъяснимых явлений.
Скандинавские народы также питали особое уважение к Тору, управлявшему громом и молниями.
Народы всего мира наделяли своих могущественных покровителей силой управлять грозами, так как считали данное природное явление самым опасным. Не понимая его истинных причин, люди испытывали панический страх перед непредсказуемой, карающей стихией. Ацтеки приносили жертвы, чтобы задобрить разбушевавшихся богов. Впрочем, жертвоприношением «грешили» не только жители Южной Америки, этот обряд в той или иной степени присутствовал у всех народов мира.
Гроза в искусстве
Нашла свое отражение необузданная стихия и в произведениях искусства.
Художники не просто поклонялись мощи и силе грозы, но и воспевали ее дикую красоту. Разгул бушующей природы отобразили на своих полотнах Н. Крымов, С. Сухово-Кобылина, Васильев и прочие.
Описания неистовства стихии есть в таких известных литературных произведениях как , одноименном творении Набокова. Тематика грозовых явлений затронута в стихах Тютчева, Фета, Лермонтова и Пушкина.
Не менее, эффектным и мощным стало отображение непередаваемого трепета перед величественной стихией в музыке. Покоряет и завораживает своим звучанием опера Б. Асафьева. Не уступают в искусности звуковых сочетаний и глубине тематики одноименные оперы Дзержинского, Кашперова и, конечно, Трамбицкого.
Современное искусство отражает грозу в экранизациях классических творений известных писателей и поэтов. Кроме того, сегодня режиссеры одаривают своих зрителей фантастическими фильмами, в которых красочно описывается природное негодование. Детские супергерои наделяются умением отражать или управлять молниями и громовыми раскатами, а также вызывать смерчи и ураганы.
Таким образом, сегодня люди также восхищаются силой и величием погодных явлений, несмотря на то, что давно изучили их природу.
Опасность грозы
Разразившееся ненастье уже давно никого не удивляет, мы воспринимаем случившееся как факт и стараемся укрыться от непогоды. К большому сожалению, удается это не всем, поэтому ежегодно статистика приводит печальные сведения о жертвах грозы.
Бешеная и неуправляемая сила природной стихии является одним из самых опасных факторов для человека, поэтому, любуясь завораживающей красотой и воспевая могущество, не стоит забывать и о жестокости грома, молнии и ветра.
Удивительное явление опасно, прежде всего, тем, что оно непредсказуемо. Если синоптики с некоей долей вероятности и могут дать прогноз о возникновении грозового фронта, то определить даже приблизительно, в какое место придется удар молнии на современном этапе невозможно. Не могут также защитить нас ученые и от шаровых молний.
Единственным спасением для человека остаются громоотводы и заземленные предметы, а также нехитрые правила поведения при непогоде.
Иногда прошлое напоминает о себе и, как правило, в самый неподходящей момент. Именно это произошло с итальянской актрисой и певицей Софи Лорен, когда по итальянскому телевидению на всю страну продемонстрировали ее фото многолетней давности, на котором многожды оскароносная кинодива изображена топлесс.
Программа была посвящена 150-летию объединения Италии, и София Лорен как непререкаемый символ итальянской дерзкой красоты и сексуальности была в числе гостей праздничного телевыпуска. В процессе рассказа о жизни и творчестве актрисы на экране возникла черно-белая откровенная фотография Софи, которая сильно смутила актрису.
Это фото было сделано в далеком 1951 году и иллюстрирует одну из сцен фильма «Это был он... да! да!», где Софи снялась с тремя блистательными актерами: Марино, Джиролами, Марчелло Маркези и Витторио Метцем. Стоит отметить, что Лорен блестяще удалось сделать «хорошую мину при плохой игре» и парировать все нападки и каверзные вопросы!
Марче́лло Винче́нцо Доме́нико Мастроя́нни (итал. Marcello Vincenzo Domenico Mastroianni ; 28 сентября 1924 - 19 декабря 1996) - итальянский актёр, который чаще других снимался у Федерико Феллини и Витторио де Сика. Его сосредоточенная, сдержанная и несколько эксцентричная манера актёрской игры послужила идеальным фоном для художественных поисков этих режиссёров.
[править]Биография
Марчелло Мастроянни родился в горной деревне Фонтана-Лири в Апеннинах .
Детство и юность Мастроянни прошли в Турине и Риме. Спектакли тех лет были выдержаны в сугубо неореалистическойтональности, равно как и первые фильмы с участием молодого актера.
Сыграв у Висконти в «Белых ночах» (1957) и у Марио Моничелли в криминальной комедии «Злоумышленники неизвестны» (1958), Мастроянни был замечен великим Феллини, который пригласил его на главную роль в своей грандиозной кинофреске «Сладкая жизнь» (1960). Этот фильм мгновенно сделал его известным и востребованным по всей Европе в непривычной для него актёрской ипостаси интеллектуала и космополита.
[править]Всемирное признание
Вместе с Жанной Моро в фильме «Ночь» (1961)
В 1961 году последовали не менее восторженные отклики кинокритиков о работе Мастроянни в фильме Микеланжело Антониони «Ночь», где его отрешенная манера исполнения точно соответствовала режиссерской задаче передачи отчуждения, царящего в современном обществе. Следующие две картины с его участием - «Развод по-итальянски» со Стефанией Сандрелли (режиссер Пьетро Джерми) и «Частная жизнь» с Брижит Бардо (режиссер Луи Маль) - были ориентированы на более широкую аудиторию.
Выиграв две подряд награды Британской академии кино, Мастроянни исполнил главную роль в новом шедевре Феллини - «Восемь с половиной» (1963), после чего продюсер Карло Понти привлек его к ряду проектов с участием своей супруги, Софи Лорен. Под руководством режиссера Витторио де Сики Мастроянни и Лорен сыграли супругов в «Браке по-итальянски» и «Вчера, сегодня, завтра». Так родился один из самых знаменитых дуэтов мирового кино.
[править]Поздние работы
С Софи Лорен в картине «Вчера сегодня завтра» (1963)
Хотя Мастроянни с 1946 года состоял в браке с Флорой Карабеллой, свою подлинную любовь он нашёл во Франции. Там он встретил актрису Катрин Денёв, у которой от него родилась дочь Кьяра - впоследствии известная актриса. Перешагнув сорокалетний рубеж, Мастроянни вновь работает с Висконти («Посторонний», 1967), Феллини («Рим», 1970) и Романом Полански («Что?», 1973). Очередной проект с Витторио де Сикой и Софи Лорен - «Подсолнухи» (1970) - был осуществлён не без советского участия.
Во второй половине 1970-х - 1980-х годах актёр снимался ещё больше, чем раньше. Каждый год выходило по нескольку фильмов с его участием, однако они не имели большой популярности у зрителя, однако критики по-прежнему благоволили к нему. В 1986 году он получил приз Каннского кинофестиваля и был в третий раз выдвинут на «Оскар», на этот раз за роль в фильме Никиты Михалкова «Очи чёрные».
В одном из последних своих фильмов - «Прет-а-порте» Роберта Олтмана (1994) - Мастроянни сыграл итальянца, вернувшегося из России, который влюблён в героиню Софи Лорен.
Мастроянни умер два года спустя от рака поджелудочной железы.
[править]Фильмография
§ 1949 - Сердца над морем / Cuori sul mare - Массимо Фальчетти
§ 1950 - Красавчик Антонио
§ 1950 - Париж всегда Париж
§ 1952 - Девушки с площади Испании
§ 1952 - Лихорадка жизни
§ 1953 - Наши времена
§ 1954 - Дни любви
§ 1954 - Жаль, что ты такая каналья
§ 1955 - Двоежёнец
§ 1957 - Белые ночи / Le Notti Bianche
§ 1957 - Отцы и дети
§ 1958 - Злоумышленники неизвестны
§ 1959 - Сладкая жизнь / La Dolce Vita
§ 1961 - Развод по-итальянски / Divorzio All’Italiana
§ 1961 - Ночь / La notte
§ 1962 - Семейная хроника
§ 1963 - Восемь с половиной / 8½ - Гвидо Анселми
§ 1963 - Товарищи
§ 1963 - Вчера, сегодня, завтра / Ieri, oggi, domani
§ 1964 - Брак по-итальянски / Matrimonio All’Italiana
§ 1964 - Казанова-70
§ 1965 - Десятая жертва / La Decima Vittima - Марчелло Полетти
§ 1965 - Сегодня, завтра, послезавтра Oggi, domani, dopodomani
§ 1966 - Маки - это тоже цветы / Opération opium (The Poppies Are Also Flowers)
§ 1967 - Посторонний
§ 1968 - Любовники / Amanti - Валерион
§ 1970 - Подсолнухи / Girasoli - Антонио
§ 1971 - Это случается только с другими / Ça n’arrive qu’aux autres
§ 1971 - Разрешите представиться? Рокко Папалео / «Permette? Rocco Papaleo»
§ 1972 - Убийство в Риме / Massacre In Rome
§ 1973 - Большая жратва / La Grande Abbuffata
§ 1973 - Жена священника / La Moglie del prete
§ 1973 - Кусай и беги Mordi e fuggi
§ 1973 - Что? / Che? - Алекс
§ 1974 - Браво, куколка! / La Pupa Del Gangster - Чарли Колетто
§ 1973 - Привет, артист! (фр.)русск. / Salut l’artiste - Николя Монтеи
§ 1974 - Аллонзанфана
§ 1974 - Не тронь белую женщину
§ 1975 - Женщина на воскресенье
§ 1976 - Благородный венецианец по прозвищу «Полосатая задница» / Culastrisce nobile veneziano
§ 1976 - Тодо модо / Todo modo - Дон Гаэтано
§ 1977 - Особенный день
§ 1977 - Прощай, самец / Ciao Maschio
§ 1977 - Двойное убийство / Doppio delitto
§ 1978 - Неаполитанский детектив
§ 1978 - Оставайся сама собой
§ 1979 - Кровавая вражда
§ 1979 - Терраса - Луиджи
§ 1980 - Город женщин / La citta delle donne / - Снапораз
§ 1981 - Кожа / La Pelle
§ 1981 - Призрак любви / Fantasma d’amore
§ 1982 - За дверью
§ 1982 - Новый мир
§ 1983 - История Пьеры
§ 1985 - Джинджер и Фред - Фред
§ 1987 - Интервью
§ 1986 - Пчеловод / Ο Μελισσοκόμος - Спирос, вышедший на пенсию учитель
§ 1987 - Очи чёрные - Романо Патрое, архитектор
§ 1989 - Который час?
§ 1990 - У всех всё в порядке
§ 1991 - Прерванный шаг аиста
§ 1992 - Красивая любовь - Чезарио Гарибальди
§ 1992 - Второе дыхание / Used People
§ 1993 - Я не хочу об этом говорить / De Eso No Se Habla"
§ 1993 - Раз, два, три… замри! / Un, deux, trois, soleil
§ 1994 - Высокая мода (Прет-а-порте) - Сергей/Сержио
§ 1995 - За облаками
§ 1995 - Сто и одна ночь Симона Синема
§ 1996 - Три жизни и одна смерть /Trois vies et une seule mort , реж. Рауль Руис
§ 1996 - Путешествие к началу мира
§ 1996 - С согласия Перейры / Sostiene Pereira
[править]Награды
§ Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (16 марта 1994 года)
[править]Библиография
§ Сокольская А. Л. Марчелло Мастроянни / Актёры зарубежного кино. - Вып. 2. - Л. - М., 1965.
§ Бьяджи Э. Марчелло Мастроянни. - М., 1998.
Этот снимок для многих стал символом женской зависти и вдохновил нескольких фотографов на подобные снимки, которые отличались от оригинала тем, что являлись постановочными. Софи Лорен призналась, что всегда отказывалась ставить свой автограф на этой фотографии, хотя ей часто такое предлагали. Обсуждать это фото она также долгое время не хотела и лишь после своего 80-летия объяснила в интервью журналу "Entertainment Weekly", что именно она чувствовала, когда её неожиданно засняли в момент созерцания груди Джейн Мэнсфилд. Как оказалось, никакой зависти к груди Мэнсфилд она не испытывала (зависть была бы абсурдна в случае с Лорен, которая сама обладает выдающимися формами).
Из интервью актрисы:
EW: Эта фотография была сделана, когда Вы были еще новичком в Голливуде.
Софи Лорен: Да, Paramount организовал вечеринку в честь меня. Весь Голливуд был там, это было невероятно. А потом появляется Джейн Мэнсфилд, она пришла последней. Я была удивлена.
EW: Что она сделала, когда попала туда?
Софи Лорен: Она подошла прямо к моему столику. Она знала, что все смотрели на нее. Она села. Она была едва... Послушайте. Посмотрите на фото. Где мои глаза? Я уставилась на её груди, т.к. испугалась, что они выпадут на мою тарелку. На моем лице можно увидеть страх. Я боялась, что содержимое её платья с грохотом вывалится и рассыплется по столу.
EW: Есть другие фотографии с той вечеринки, где Вы смеетесь и выглядите беззаботной.
Софи Лорен: Есть другие фотографии, но суть в этой. Только она показывает, как это было. Одна-единственная фотография.
Софи Лорен не совсем права, что лишь одна-единственная фотография передала её отрицательные эмоции:
Страх Софи Лорен, что грудь Мэнсфилд выпадет из платья, был вполне обоснован. Вот еще одно фото с того вечера:
Софи Лорен можно было не удивляться такому наряду Джейн Мэнсфилд. Интерес к своей персоне Мэнсфилд подогревала очень искусно. Однажды, в присутствии репортеров, Мэнсфилд нырнула в бассейн в купальнике, который был ей слишком мал, а когда она вынырнула, грудь выскочила из купальника наружу. Не раз на разных мероприятиях её платье "случайно" спадало до пояса, открывая голую грудь (лифчик Мэнсфилд не носила).
Знаменитая фотография Лорен и Мэнсфилд вдохновила других известных женщин сняться в их образах.
Американская актриса Джули Боуэн (в роли Лорен) и колумбийская актриса София Вергара, которая однажды заявила: "В больших грудях нет ничего хорошего: когда я ложусь, они достают до подбородка".
Американская актриса Скай Неллор (в роли Лорен) и Анна Николь Смит - американская модель, снимавшаяся в том числе для журнала Playboy
Немецкая модель Хайди Клум придумала еще оригинальнее и снялась сразу в обоих образах: Лорен и Мэнсфилд
Впрочем, специально копировать этот сюжет нет особой необходимости, т.к. он часто встречается в жизни.
Американские актрисы Эшли Бенсон, Ванесса Хадженс и Селена Гомес:
Фотография с вечеринки в Беверли-Хиллз, организованной в далеком 1957 году в честь актрисы Софи Лорен, стала по-настоящему легендарной. Фотографу тогда удалось запечатлеть пикантный момент: пухлогубая Софи Лорен с брезгливым высокомерием смотрит на глубокое декольте соседки по столу — Джейн Мэнсфилд. Спустя несколько десятков лет 80-летняя итальянская актриса впервые прокомментировала конфуз, запечатленный на пленке:
— Paramount Pictures организовала в мою честь вечеринку, где собрались все первые звезды. Одной из последних пришла красавица Джейн. Она села рядом со мной. Знаете, она ведь понимала, что все смотрят в ее декольте. И когда она присела за стол... Серьезно, посмотрите на фотографию. Спросите, на что я смотрю? Да, именно на ее соски, которые едва не оказались у меня в тарелке. Вы видите, как мне было страшно. Я думала, еще немного — и абсолютно все ее тело, выскочив из платья, окажется на столе.
Впрочем, Софи Лорен сохраняла невозмутимость и мило общалась с легкомысленной блондинкой. Однако ей с трудом удавалось не думать о столь смелом платье Джейн Мэнсфилд, разговаривая со своей белокурой коллегой.