Правда ли что цыгане похищают детей. Под волчьим солнышком
"Лежи тихо - а то тебя цыганка украдёт!" Этой фразой матери пугали детей не только у нас в России, но и по всей Европе. Стереотип настолько закрепился, что мало кто в нём сомневается. А знаете ли вы, что цыганский народ стал жертвой навета? Если не знаете, то почитайте эту статью.
Увы, не только фольклорная традиция,
но и искусство поработало для создания неприглядного имиджа.
С постоянством, достойным лучшего применения, поэты и
писатели прибегали к такому эффектному сюжетному ходу,
как похищение малыша проходящим мимо табором (с тем, естественно,
чтобы в финале нашлись истинные родители). Сейчас мало
кто помнит трагикомедию Александра Харди "Прекрасная
египтянка", или "Цыганку" Эжена Скриба.
Тем более забыта новелла XVII века "Невинная египтянка"
Жана-Пьера Камю. Но пьеса "Проделки Скапена",
созданная великим французским драматургом Мольером известна
уже больше.1
Вспомним также "Цыганочку" Сервантеса. Героиня
этой новеллы, Пресьоса была ребёнком похищена из знатной
семьи. Все эти произведения некогда сыграли свою роль
в насаждении цыганофобии. Есть однако сюжеты, действующие
на подсознание ныне живущего поколения. Кто не помнит,
что Эсмеральда в романе Гюго - украденная дочь французской
горожанки? И кому не знакома развязка "Женитьбы Фигаро"?
Каждый, кто смотрел эту блестящую комедию, знает, что
Фигаро стал в младенчестве жертвой коварных цыган, и только
особый знак на теле, нанесённый предусмотрительными родителями
помог выяснить истину.
Вообще разного рода родинки, ладанки на шее, и прочие
атрибуты, необходимые для узнавания через много лет -
настолько стандартный литературный приём, что порой становится
просто скучно. Итак, тема краденых детей разрабатывалась
в рассказах, статьях бульварной прессы, комиксах и детских
пьесах.2
А потом подключилось
кино. Есения из нашумевшего мексиканского фильма - снова
не цыганка по крови, и её появление в иноплеменной среде
окутано туманом незаконной сделки.
Так стоит ли удивляться, что миф и по сию пору существует
в общественном сознании? Мало кто желает слушать, что
в реальной жизни кражи детей зловредными цыганами встречается
так же "часто", как таборное людоедство.
Очень показательный случай произошёл в 1802 году в Англии.
Некая Мэри Келлен попросила помощи у полиции. Она сказала,
что проезжавшие мимо Плимута цыгане силой утащили её с
собой. "Похитители" были немедленно арестованы,
началось следствие - и что же? Оказалось, что наглая девчонка
сбежала из работного дома в Ротерхите и попросила убежища
в таборе. (Поясню, что работные дома в Англии того времени
были чем-то вроде каторжных тюрем, причём попасть туда
можно было в любом возрасте.) Когда истина вскрылась,
судьи были так возмущены вероломством беглянки, что цыган
выпустили из-под стражи, и в их пользу был даже проведён
денежный сбор...3
Но ведь бывали в таборах светловолосые
дети? Откуда?
Не будем забывать, что цыгане - такие же люди, как все
остальные. И у них тоже бывают бездетные пары. Вряд ли
стоит объяснять, какое это несчастье для семьи. В таких
случаях люди обычно идут на усыновление…
Теперь поставьте себя на место кочевых цыган. Конечно
же они предпочли бы взять на воспитание ребёнка родной
крови. Но если даже маленький цыганёнок оставался сиротой,
заботу о нём брали дальние родственники. Цыганский род
обычно бывает очень разветвлённым, так что никому не нужный
сирота встречался в национальной среде исключительно редко.
Что же делать бездетной паре? Оставался один выход. Усыновить
или удочерить ребёнка чужой национальности.
Что на практике и происходило. Причём без всяких похищений.
Цыганки гадали во многих деревнях. Рано или поздно они
находили малыша, который воспринимался как "лишний
рот". После этого цыгане договаривались либо с родственниками,
либо с крестьянской общиной. И очень часто даже оформляли
усыновление документально. Чтобы потом никто не прицепился.
Приведу конкретные примеры.
В 1875 году в российской прессе появилось следующее свидетельство:
"…В одной деревне, около которой стоял табор, умерла
крестьянка, оставив маленького ребёнка. Отец не обращал
на него ни малейшего внимания и пил с утра до вечера.
Не знали что и делать с ребёнком; взять его к себе никто
не решался, понятно, наши крестьяне не отличаются богатством,
а в каждой семье и своих ребят девать некуда. Пришли из
табора цыганки ворожить. Бабы обрадовались случаю, обступили
их, стали гадать и об ребёнке не забыли. Одна цыганка,
услыхав эту историю, стала просить его себе, говоря, что
детей у неё нет, и что она будет очень рада, а что он
им лишняя обуза. Подумали, потолковали да и отдали, конечно,
с согласия отца. Так он и вырос в таборе, только серые
глазёнки да белокурые волосы отличали его от других цыганят.
Он так свыкся с цыганами, с их жизнью и языком, что после,
когда подрос, и слышать не хотел, что он русский.
- Нет, я не русский, я цыган; вон моя мать, она цыганка,
- говорил он, указывая на свою приёмную мать.
И действительно, его нельзя было принять за русского:
говорил он на своём родном языке ничуть не лучше товарищей;
акцент его был чисто цыганский, да и наружностью он мало
походил на русского крестьянина. Выражение цыганской удали
и бесшабашности оживляло его лицо и положительно отличало
его от земляков. Только и осталось в нём русского, что
православная вера, и то благодаря тому, что цыгане в России
все православные".4
У известного нашего бытописателя Даля есть рассказ "Цыганка"
со сходным сюжетом. Там рассказывается о девочке из дворянской
семьи, которую табор спас во время польского восстания.
Во время пожара и резни никому не было дела до бедного
ребёнка. Не сумев найти настоящих родителей, цыгане забрали
девочку с собой и вырастили как родную.5
Подобные случаи известны не только по литературе. Молодой
цыган из Белоруссии Дмитрий Гасперович дал себе труд записать
историю своей семьи. О стиле он не особенно заботился.
Но ведь для нас главное - смысл. Поэтому приведу письмо
Дмитрия без замены некоторых цыганских слов (хотя и с
некоторыми сокращениями).
"Фёдор (мой дед) - ему 81 год - и он мне рассказывает
много историй из жизни и что ему рассказывали. Фамилия
его Семченков - это русская фамилия... Во время царя Николая
в деревне под Смоленском появился табор цыган. И была
одна ромны
ходила по домам, просила еду или что
дадут. И вот зашла она в избу... тогда двери не запирали.
Она спросила: "Есть кто в доме?" Увидела сапоги,
свисающие с печи, и ребенка, плачущего в раскрытых пелёнках
на столе. На печи лежал пьяный гаджо
... он привстал.
- А, цыганка... чего ты хочешь?"- спросил он. - "У
меня ничего нет уходи". Та уже собиралась уходить.
Мужик сказал: "Хотя постой... вон ребёнок если хочешь,
забирай..." Оказалось, что мать этого ребенка умерла
сразу после родов, и ребёнок был обречён на смерть, необходимо
было выкормить, нужно было молоко... и бывает так... так
случилось, что она не могла иметь детей. У неё был муж,
но детей иметь своих они не могли. И она с радостью взяла
ребёнка, но сказала: "Я его выращу - а подрастёт
- ты заберёшь назад? Пойдём со мной в волость, надо подписать
документы". Так она взяла ребенка, закутала в пелёнки
и растила как своего единственного сына.
Этого ребёнка окрестили сразу после рождения, имя дали
Абрам, и фамилия Семченков осталась. Русская фамилия.
И поменять её она не смогла после, потому что ребёнок
уже был записан в церковном документе. Просто в графе
"мать" заменили имя. Отец ребёнка - мужик этот
- был фельдфебель, и звали его Григорий... больше о нём
неизвестно ничего. А Абрамчик этот русский, белый - рос
в цыганской семье. И преуспевал среди цыган. Абрам это
моего деда дед. Он прожил 102 года. Фамилия ромэндэ
была "мурашкины
". Абрам считал их как
мать и отца. Но приёмный отец был не авторитетным, а братья
этой цыганки были мурша
. Абрамчик в детстве держался
больше к братьям приемной матери. Он был русский, беленький,
но умный, у цыган научился всему и преуспевал во всём,
как подрос. Ездил на ярмарки, продавал, менял. Покупал
коней лучше самих цыган. Он был светлый и легко с русскими
находил общий язык, и его гадже
уважали. Но хоть
он по крови был русским - вырос то он с цыганами - и сам
себя считал цыганом. Жили они в селе под Смоленском, а
тарго
был в городе Демидове".
Подобные истории и стали "фактической
основой" для мифа о краже детей. Хотя в реальности
никакого криминала здесь нет. Наоборот, цыган следовало
бы поблагодарить за усыновление сирот. Примерно это я
и написал в своей "Истории цыган". Однако, после
того, как книга была напечатана, пресса стала подтрунивать
над "историями о цыганской благотворительности".
В какой-то степени я понимаю журналистов. Ведь самые свежие
сведения о приёмных детях относились в моей монографии
к XIX веку. Но поймите и меня. Вопрос это деликатный.
Я знаю очень много современных историй такого плана. Цыгане
разных этнических групп и в советский период обращались
в детские дома. Но ведь существует тайна усыновления,
и далеко не все семьи хотят широкой огласки. В частной
беседе мне рассказывают всю подноготную, но… просят фамилий
не упоминать, хотя, по моему разумению, стыдиться здесь
нечего.
К счастью, в 2002 году нашлась, наконец, цыганская семья,
прорвавшая информационный барьер. 25 октября вся страна
увидела по каналу НТВ документальный фильм о кэлдэрарах
,
из Ростовской области, которые усыновили русского мальчика,
чтобы вырастить его как родного и сделать наследником
своего богатого дома. Из комментария зритель узнал, что
родная мать ребёнка лишена родительских прав. К моменту
интервью приёмный сын разговаривал по-цыгански лучше,
чем по-русски. И пусть журналисты за кадром выражали сомнения,
будет ли счастлив этот белобрысый парнишка среди чужого
народа. Я-то знаю, как на практике складывается жизнь
таких детей. В любом случае спасибо авторам фильма Владимиру
Золотницкому и Светлане Обиходовой.
Кстати, я лично видел в некоторых котлярских
посёлках
десятки официально усыновлённых белобрысых мальчишек.
О причинах усыновлений откровенно написал цыган-котляр
О.Н.Петрович. В своей книге, вышедшей в 2006 году, он
рассказывает следующее:
"В семьях цыган, где не было сыновей, а рождались
лишь дочки, люди усыновляли чужих беспризорных детей,
не придавая значения национальности ребёнка".6
Иногда наша пресса, сама того не желая, опровергает "чёрную
легенду". 19 апреля 2002 года газета "Жизнь"
поместила очерк Анны Салымской под пугающим заголовком
"Мать продала сына цыганке". Содержание этой
документальной статьи оказалось, вопреки ожиданиям вполне
пристойным. Меняются столетия, государства, люди - но
сценарий всё тот же. Бездетная цыганка вырастила ребёнка,
который не был нужен родителям.7
Но ведь кражи существуют! - возмутится читатель. - Разве
не пишут газеты о конкретных случаях? Славянских детей
крадут, чтобы они собирали милостыню!
Не буду спорить с тем, что статьи такого рода периодически
выходят. Более того, существует официальная точка зрения.
В 2002 году российская милиция провела так называемую
операцию "Табор". Были проверены стоянки цыган,
приехавших на заработки в крупные города. Заместитель
министра МВД, начальник службы общественной безопасности
Александр Чекалин сообщил, что основной целью операции
была борьба с эксплуатацией цыганами собственных детей.
(Имелось в виду попрошайничество на улицах). В финале
пресс-конференции зам. министра привёл статистику, которую
наши СМИ комментировали так:
"При цыганах были обнаружены 2143 ребенка в возрасте
до 7 лет и 2274 возрасте от 7 до 16 лет. Происхождение
221 ребенка цыгане не смогли даже объяснить. По мнению
Чекалина, скорее всего, эти дети были взяты в наем или
куплены специально для совершения правонарушений".8
Я думаю, понятно, как наше общество реагирует на такие
обвинения. Выходит, всё это не сказки! Оказывается, наша
милиция выявила более 200 украденных цыганами детей!
Естественно, я не мог пройти мимо таких публикаций. Уже
в 2003 году я издал монографию "Цыгане
и Пресса" (2 выпуск) . Там я подробно остановился
на этой "болевой точке". Ведь на самом деле
"страшилки" о двух сотнях похищенных малышей
- это плод элементарного недоразумения. У нас нет никаких
оснований для того, чтобы обвинять милицию в сознательной
лжи. Просто зам. министра и его подчинённые неверно истолковали
реальную ситуацию.
Полагаю, будет правильно, если в рамках этой статьи я
повторю свои рассуждения. Но вначале объясню, почему беру
на себя роль эксперта.
Основным объектом операции "Табор" стали стоянки
венгерских цыган, приехавших из Закарпатья в Москву и
Петербург. Так сложилось, что я вёл этнографические исследования
на тех самых лесных стоянках, где милиционеры "обнаружили
украденных детей". Всех обитателей полиэтиленовых
палаток я знаю поимённо. И за последние восемь лет у меня
была возможность досконально разобраться в весьма запутанной
системе родства у цыган-"мадьяров".
Ни одного похищенного ребёнка на стоянках, естественно,
не было. Все детишки в полиэтиленовых "будках"
были свои - цыганские. А рождались нездоровые сенсации
так. Милицейский патруль задерживал женщин идущих в город
на промысел. Документов на детей не было, а если и были,
то часто "не те". Далее цитирую отрывок из монографии
"Цыгане и пресса".
"Объясняется отсутствие документов следующими типовыми
ситуациями:
а) заболевшая женщина отпустила своего ребёнка с уходящей
в город подругой
б) многодетная мать с рождения отдала ребёнка на воспитание
родственникам. Оформлять младенца на чужую фамилию не
стала, чтобы не терять "детское пособие", получаемое
на Украине.
в) после развода и создания новой семьи (а у мадьяров
в отличие от прочих цыган разводы очень часты) ребёнок
числится по прежней фамилии, что автоматически делает
его украденным в глазах милиции.
г) юная девушка может нести за спиной сводного братишку
д) семья, оставшаяся на родине, отпускает детей с родственниками
в Россию "на заработки".
Я мог бы перечислять типовые ситуации и дальше, но замолкаю,
дабы не утомлять читателя. Надеюсь, уже из сказанного
видно, насколько расходится реальная жизнь с её бумажным
отражением. Русские милиционеры кстати, могут быть искренне
уверены в том, что налицо криминал. У многих "мадьярских"
детей абсолютно не цыганский вид: голубые глаза, светлые
волосы… Подозрения перерастают в уверенность, когда такого
ребёнка приходит забирать из приёмника-распределителя
чёрная как сапог мать. Я вынужден во всех своих публикациях
напоминать снова и снова. "Мадьяры" из Закарпатья,
это вовсе не кочевники в вашем привычном понимании. Их
предки по меньшей мере триста лет жили осёдло бок о бок
с венграми. Разумеется, интенсивно шло смешение крови,
результаты чего мы сейчас и наблюдаем. Когда экономический
кризис оставил мадьярскую общину без привычной ей работы
на фабриках, оседлые цыгане Закарпатья ринулись на заработки
в более благополучную Россию. Их-то наши журналисты и
принимают за кочевников в десятом поколении."9
Кстати, газеты Петербурга публикуют статьи, в которых говорится, будто на Обуховской стоянке милиция освобождает "незаконно усыновлённых детей". Прочитав такие статьи, впору хвататься за голову. Процитирую материал из "Невского времени":
"Цыганка-подросток пожаловалась, что милиционеры
постоянно "мешают работать": "Детей, когда
на минутку оставим в переходе, тут же увозят и сдают в
приемник-распределитель".
Но на самом деле, как выяснилось в беседе с начальником
Центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей
Владимиром Шибаевым, ни один задержанный милицией ребенок
из табора не оказался для цыганок родным ребенком.
В последний раз в ЦВИП доставили пятерых цыганят. Местом
своего проживания попрошайки назвали табор, осевший в
районе Обухова. Через пару дней объявились родители и
потребовали вернуть детей. Однако доказать родственные
узы с потеряшками им не удалось. Жофия Матей - женщина,
назвавшая себя матерью цыганят, - требовала вернуть девочек,
но предъявила свидетельства о рождении мальчиков. Документы
были явно фальшивыми: цыганка заполняла их сама не очень
грамотно. С Украины пришло подтверждение, что цыганята
- жители деревни Отдельный хутор. Потеряшки будут возвращены
на родину.
Незаконное "усыновление" малюток, похищенных
на Украине, в Молдавии и других странах СНГ, - факт обыденный
среди цыган. Ни один лжеродитель не был привлечен к ответственности".10
Надеюсь, читатели уже поняли, что в реальности стоит за пугающими статьями. Мне же остаётся разоблачить передержку, будто ни один задержанный ребёнок не оказался по документам родным для "обуховского" табора. На моих глазах подобные недоразумения десятки раз кончались тем, что цыгане предоставляли нужную бумагу и получали своих чад назад. Вместе с тем изредка цыганёнка действительно предпочитают (от греха подальше) отправить по этапу в Закарпатье. И, конечно же, добрым дядям и тётям не приходит в голову, какую моральную травму получает несмышлёныш, которого насильственно вырывают из родной среды. Помучившись несколько недель в окружении чужих людей и на казённых харчах, ребёнок вновь попадает в свою семью - стоило ради такого исхода воду в ступе толочь!
Мы с вами рассмотрели проблему с разных сторон. Без малого
15 лет я изучаю вопрос с "украденными детьми",
что называется, "изнутри". За эти годы я не
обнаружил ни одного реального похищения. По сути, есть
только два типа ситуаций.
Либо цыгане воспитывают сирот.
Либо их собственных детей принимают за краденых из за
нехарактерной внешности.
Прежде, чем мы расстанемся с древним мифом, я рекомендую читателям прочитать , основанную на воспоминаниях Яна Йорса. В детстве этого писателя приняли за "краденого ребёнка". О том, как это произошло, он рассказывает с большим юмором.
P.S. В 2013 году европейские и российские СМИ облетела новость об украденном "белокуром ангеле" - несчастной девочке Марии. Чем кончился этот скандал, вы можете прочитать в статье Лилит Мазикиной.
1. Weideck H.E. Dictionary of gypsy life and lore. NY.,
1973. P. 261.
2. Vaux de Foletier Francois de. Le monde des Tsiganes.
P., 1983. С. 185-188.
3. Kenrick Donald; Puxon Grattan. The destiny of Europe"s
gypsies. NY., 1972. Р. 34.
4. Бессарабские цыгане. Нива. СПб., 1875. № 42. С. 658.
5. Даль В.И. Цыганка. Полное собрание сочинений Владимира
Даля (казака Луганского). т.5. СПб-М., 1897.
6. Петрович О.Н. Барон табора сапоррони. Тверь, 2006.
С. 5.
7. Салымская Анна. Мать продала сына цыганке. Жизнь. №72
(159) М., 19.04.2002
8. Ежедневная электронная газета "Утро". 30
июля 2002 года.
9. Бессонов Н. Цыгане и пресса. Вып.2. М., 2003, С. 28,
29.
10. Табор на свалке. Невское время No 139(1781) 4 августа
1998 г.
Минчанка Тамара Романович вышла замуж, когда ей было 19. Вроде бы всё шло гладко: муж работал водителем троллейбуса, а сама Тома воспитывала желанную дочь Ольгу. Проблемы начались, когда малышке исполнился год: родители стали выпивать.
После очередной ссоры Тома взяла дочь и пошла бродить по городу. Молодая мать оказалась на местном железнодорожном вокзале. К ней подошла цыганка , они начали разговаривать, и женщина уговорила Тамару поехать с ней в Кишинев, пообещав золотые горы.
Конечно, на месте Тому заставили побираться, а спустя несколько лет местные цыгане решили похитить у нее дочку. Тамару отправили в магазин и, пока женщина совершала покупки, Олю попросту увезли.
Девочку продали другой цыганской семье за золотые сережки и деньги (сумма неизвестна). Так Оля стала жительницей города Сороки Марией Прейдой.
Нужно сказать, что ее приемная семья хорошо к ней относилась. По цыганским меркам они жили весьма не бедно: собственный дом, смогли обеспечить дочери 9 классов образования и курсы повара, мастера по маникюру и парикмахера.
Все знали, что Оля не настоящая цыганка, но относились к ней хорошо. Девочка даже выиграла один из местных конкурсов красоты. А вот Оля всё это время думала, кто же она на самом деле и чувствовала себя не в своей тарелке.
Тем временем Тамара, кажется, смирилась с утратой. Домой добралась на попутках, спустя время родила двух сыновей, которых у нее отобрали из-за пьянства, а еще от одного отказалась еще в роддоме.
Только через 10 лет местные чиновники из отдела образования заметили, что Оля пропала. Начали искать, объявили даже в международный розыск, но никого не смогли найти в том числе и в Молдове (имя то девочке сменили).
Перед смертью приемная бабушка Оли сказала ей найти настоящих родителей и сообщила всё, что знала о ней. Информации, правда, оказалось не так много, ведь общались они с похитителями, а не с родней девочки.
Оля пришла в местное отделение милиции, где рассказала: зовут Олей, рождена в 1993 году, не молдованка. По линии Интерпола удалось выяснить, что в Беларуси пропадала некая Оля 1993 года рождения. Так девочка узнала, что ее настоящая фамилия Романович.
В 2014-м Оля приехала в Минск, но встреча с матерью была не столь радостной, как хотелось бы. Тамара не знала, что сказать, но Оля говорит, что не винит мать, ведь у той была сложная судьба. В родительском доме места для дочери не нашлось. Да и сам дом уже давно признан непригодным для жизни.
Некоторое время Оля жила у тети. Позже местные чиновники помогли найти девушке общежитие. А потом отказали в очереди на улучшение жилищных условий, ведь последние 10 лет девушка не жила в Минске.
Правда, разобравшись в ситуации, Ольгу всё-таки поставили в очередь, но шансов получить жилье не так много (всё-таки 17 тысяч человек находятся в этой же очереди). В общем, Оля так и не знает, что ей делать дальше…
К примеру, с братьями она встретиться не может, потому что всё опирается в тайну усыновления. Они живут в разных семьях, скорее всего в
Мария Баченина: Здравствуйте!
Константин Куксин: Здравствуйте!
Даниил Кузнецов: Добрый день.
М.Б.: Когда я предложила вам поговорить о цыганах, вы сказали, что это ваш любимый народ. Если коротко, за что вы его полюбили?
К.К.: Я полюбил цыган, когда отправился к ним в первую экспедицию. Готовился я серьёзно, зная, какие они, - все деньги положил на карточку, а карточку зашил под рубашку, так как знал, что меня сразу обманут или ограбят. А потом я с ними подружился. И если бы мне пришлось вести кочевой образ жизни, наверное, я жил бы с цыганами. Мне этот народ казался с самого начала интересным и близким, и совсем недавно я узнал, что мой прадед - цыган. Я всё время думал, что бабушка у меня - еврейка: чернявая, Яковлевна. А папа недавно рассказал, что прадед был цыганом. Цыган Яков, скрипач, 13 детей.
М.Б.: Как вы с ними договорились? Это ведь как прийти в чужой дом и попроситься пожить.
К.К.: А что такое вообще работа полевого антрополога или этнографа? Мы приезжаем, видим в степи юрту, заходим, говорим, что приехали издалека, изучаем разные культуры. Спасает то, что люди почти все гостеприимные. Тебя приглашают, а потом, в процессе общения, отношения либо складываются, либо нет. Если не складываются, чего у меня не было, приходится уходить в другую юрту, шатёр, ярангу. Но обычно отношения складываются, и ты остаёшься там жить. Им же тоже интересно: приехал необычный человек издалека. Всегда встаёт вопрос, кто кого изучает: мы их или они нас.
С цыганами было сложно, потому что это закрытое сообщество. Они всех делят на своих и чужих. Цыгане - это "ромалэ" , "рома" .
М.Б.: Они так себя называют, да?
К.К.: Да, это самоназвание. А все остальные - "гажи" . "Гажи" ("гаджи") - не цыгане, они к ним плохо относятся. Если к гажи относятся плохо, то можно их обмануть, облапошить, это не грех. Очень трудно понять эту грань между "гажи" и "ромалэ". И если это удаётся сделать, то цыгане становятся твоими друзьями и начинают тебе доверять.
Д.К.: И как это происходит?
К.К.: По-разному. Например, с одной группой цыган я поступил так: я купил гармошку на базаре, пришёл к табору и начал играть на ней, цыганские дети прибежали и сами меня притащили в табор. Мужики там куют, я ковать умею. А вечером мы уже плясали вместе. Где-то цыгане бедно живут, а мы купили машину продуктов, приехали к ним, накормили и началось: песни, пляски.
Цыгане побаиваются незнакомых людей, потому что они не всегда официально живут на территории, не всегда у них есть документы. А вдруг ты из полиции? Если же они видят, что ты обычный человек, то они начинают доверять.
А с гаданиями как было: мы приехали в табор и попросили погадать. Цыгане сказали, что погадают, но попозже. А потом мы подружились, пели, танцевали. Утром просыпаемся, снова просим погадать, а нам отвечают, что не могут: своим не гадают. Но они же обещали, так что сели в машину, привезли гадалку из соседнего табора, она нам гадала.
М.Б.: То есть они друг другу не гадают?
К.К.: Цыганам нельзя обманывать друг друга.
Д.К.: А гадание - это всегда обман?
К.К.: Не всегда. Но это возможность заработать. А возможность заработать - это всегда немножко обман. Как говорят русские, не обманешь - не продашь.
М.Б.: А они в переписи населения участвуют?
К.К.: Да, но не все. Узнать, сколько цыган точно, - очень сложно.
М.Б.: А как к ним относятся в мире?
К.К.: По-разному. Вообще русские к цыганам изначально относятся хорошо. Просто мы такой народ, мы ко всем в принципе относимся хорошо. Над кем-то мы, может быть, посмеиваемся, но всё равно любим. Если бы русские были другими, не было бы Российской Федерации. Но мы же как-то живём все вместе.
Цыгане к русским тоже относятся хорошо. Они говорят, что русские добрые, щедрые и наивные - идеальные друзья. А в Европе к цыганам резко негативное отношение: в Румынии, Болгарии, Сербии. Приезжаем в Болгарию, сходим с поезда, таксист говорит: "Где ваши вещи? Аккуратнее, здесь цыган много". Мы даже не решились ему сказать, что мы к ним и едем.
Д.К.: То есть везде существуют стереотипы, что цыгане - воры и мошенники?
М.Б.: Почему они тогда исторически не организовали своё государство?
К.К.: Расскажу анекдот ещё царской эпохи. "Как-то цыгана спросили: "Что бы ты сделал, если бы стал царём?" Цыган почесал голову и сказал: "Как что? Украл бы сто рублей и сбежал".
М.Б.: Понятно, ментальность не та.
К.К.: Они не хотят и не могут. Это - удивительный народ, они живут уже много столетий среди других этносов и не растворяются в них. Я знаю два таких народа: евреи и цыгане. Евреев делает цельными религия избранного народа, а цыган - ощущение того, что они цыгане, не такие, как все. И ещё кастовая система.
М.Б.: А как тогда устроено их общество? Оно же существует - безземельное, безгосударственное?
К.К.: Да.
М.Б.: Какие там законы, правила, порядки?
К.К.: Первое - это миф о том, кто такой "цыганский барон". Никакого отношения к дворянскому титулу это не имеет, это от цыганского "баро" - большой, старший, главный. Как стать бароном? Например, нужно мне табор привезти из Кишинёва в Москву, я договорился с начальником поезда. Приехали, возникли проблемы с полицией, я пошёл, договорился. В общем, если я беру на себя ответственность, то люди говорят, что "вот он, наш барон". Если же я поступил неправильно, нечестно, цыгане скажут: "Какой ты нам барон?" И уйдут. Всё решает не барон, а "крис" - сход цыган. Решение криса - закон даже для барона.
Д.К.: То есть у цыган практически республика?
К.К.: Это такие кланы, где несколько семей живут вместе и вместе кочуют. Иногда к ним присоединяются другие семьи. И крис всё решает. Это, по сути, прямая демократия. И право голоса там имеют, например, взрослые женщины.
М.Б.: А в церковь они ходят? Они же православные.
К.К.: Обязательно. Они христиане. В советское время, когда русские кресты поснимали и иконы выкинули, цыгане остались христианами. Цыгане, которые жили в Османской Турции, платили налог мусульманам, но остались христианами.
М.Б.: А как они молятся? И ходят ли в храмы?
К.К.: В каждом шатре у них иконы, большие золотые кресты. Немножко кичевый стиль, но они искренне верующие: есть Бог, который их очень любит. "Святой Георгий вот заезжал недавно, стремя у него золотое стащили".
М.Б.: То есть это такая наивная вера?
К.К.: Очень живая, подлинная вера.
М.Б.: Про похороны хотела спросить. Является ли традицией то, что хоронят с имуществом, в той одежде, в которой человек умер, и для того, чтобы всё уместилось, копают яму размером с комнату, выкладывают стены кирпичом и коврами застилают?
К.К.: Экскаватор вызывают!
М.Б.: Мне на кладбище работники рассказывали.
К.К.: Да-да, джипы и компьютеры закапывают. Это - пережитки язычества.
М.Б.: Они потом охраняют эти могилы, извините меня за цинизм?
К.К.: Никто не решится с цыганами ссориться.
М.Б.: Мстительные? Око за око?
К.К.: Если вы сознательно обидите цыган, они отомстят. Но вообще они - очень мирный народ, криминальная хроника о них у нас за 600 лет собрана.
М.Б.: А как они мстят? Мне казалось, что цыгане не убивают.
К.К.: Не убивают. Это идёт с индийских времён: убьёшь - карму испортишь. Религия давно сменилась, но это осталось. Убийства крайне редки. Обмануть, украсть - да, это даже не очень-то и грешно, а убить - нет. Но вот деревню запалить - запросто.
М.Б.: "Не обидчивый, но дом спалю".
Д.К.: Получается, религия у них синкретическая: есть элементы христианства, индуизма, язычества.
К.К.: Цыгане пришли из Индии, и долгое время люди думали, какая же это была каста. Думали, что низшая, так как и там их все преследовали, и здесь унижают. Оказалось, что касты были разные. И кастовая традиция сохранилась. К примеру, если цыган был кузнецом, работающим с чёрным металлом, он не мог заниматься другим делом. Если раньше цыган разводил лошадей, то сейчас он торгует машинами, и так далее.
М.Б.: Но мы в XXI веке живём. Неужели не может родиться на свет человек, который скажет, что не хочет торговать машинами?
К.К.: Ему скажут: "Ну и иди отсюда, живи с "гажи", поступи в университет". Есть много цыган с высшим образованием, это прекрасные люди. Они по крови цыгане, но в голове - уже нет.
М.Б.: Получается, если он поступает в университет, он поступает по кастовости?
К.К.: Нет. Он должен жить в таборе и заниматься тем, чем занимались его предки. Вот у меня прадед - цыган, и чем я занимаюсь? Пою, танцую, байки вам рассказываю.
Бывают исключения, но цыгане пытаются найти в изменившемся мире эти ниши. Были лошади, теперь автомобили.
М.Б.: Если цыган уходит в общество, он уже отбился от табора, он сам по себе?
К.К.: Скорее всего, он будет жить в городе, не будет кочевать, оставит традиции. В итоге его потомки растворятся в другом этносе.
М.Б.: Если продолжать о традициях, что вы можете рассказать о цыганских свадьбах? Недавний ролик в Интернете поразил всех: там была невеста, увешанная деньгами, золотом. Это же бешеные деньги, они всю жизнь на свадьбу копят, что ли?
К.К.: Да, всю жизнь. Бывает, что после свадьбы богатая семья становится нищей, но никто не скажет, что у них была свадьба беднее, чем у соседей. Начинается всё с того, что у вас родилась девочка, у меня - мальчик, я к вам еду с берёзой, веточки которой сделаны из евро и долларов, и говорю: "У вас товар, у нас купец, давайте поговорим". Две недели вы говорите "нет", а я ваш табор эти две недели кормлю. Когда вы сказали, что ладно, поженим, вы уже кормите мой табор, а я вам дарю золотую монету, которая будет висеть над колыбелью. То есть девчонка при рождении уже просватана.
А если я, отец 15-летнего мальчишки, время упустил и поехал по таборам, думая, что найду ему сейчас умницу и красавицу, везде будут девушки с монетками - все просватаны. И я уже буду думать, что хоть какую-нибудь бы найти. Заранее нужно это делать.
Д.К.: А 15 лет - это уже поздно?
К.К.: Я видел 13-летнюю маму. В 11 лет цыганку могут отдать замуж. Они подвинуты на целомудрии.
М.Б.: Конечно, если в 11 лет девочку отдать замуж, вряд ли она могла потерять "целомудрие" до свадьбы.
К.К.: Это самый целомудренный народ. Ни одного случая в истории нет, чтобы цыганка была проституткой. Это удивительно.
М.Б.: Изнасилований тоже нет?
К.К.: Нет. В 11 лет она ещё точно девочка, я её отдаю, дальше за неё отвечайте.
Д.К.: А разводы бывают?
К.К.: Нет. Бывает, что сбегают.
М.Б.: Адюльтеры?
К.К.: Вот девчонка в колыбели, растёт, познакомилась с мальчишкой, влюбилась, а должна выйти замуж за другого цыгана, которого даже не знает. И она сбегает.
При мне был случай в Румынии. Мы едем к цыганке, переводчик звонит ей, а она говорит: "Только не говори отцу, я сбежала, мы уже у германской границы". Если вы сбежали, там начинается такой переполох, погоня - ужас. Нужно бежать в любую церковь, в ножки батюшке падать: "Обвенчай, любим друг друга". Либо в другой табор, где их не знают, барон обвенчает.
М.Б.: А свои простят когда-нибудь?
Д.К.: Или как накажут, если поймают?
К.К.: Его не убьют, но изобьют серьёзно. А дочери скажут: "Возьми икону, целуй и говори, что не сбежишь". Она говорит, что не будет, всё равно сбежит. Тогда я сам выкую кандалы и закую её, я же кузнец, например, чтобы позор на семью не навлекала. Вот она, пресловутая цыганская свобода.
Д.К.: А другой табор может их принять?
К.К.: Может. Может быть такое, что за ними прибежали, а барон уже их обвенчал, он имеет право на это.
М.Б.: При всех этих цыганских "понтах" попрошайничество не считается унизительным занятием?
К.К.: А что в нём унизительного?
М.Б.: Мне, например, сложно сказать: "Дайте мне денег".
К.К.: Это женская кастовая работа. Цыганка может выйти из пятиэтажного особняка с "лексусом" у подъезда и пойти босой на базар попрошайничать. В Индии есть каста воров, хотя они могут быть очень богатыми. Один богатый вор к другому приходит и специально оставляет что-то ценное - тот как бы ворует. Потом они меняются. Они соблюдают кастовую традицию. Так же и цыгане. Вообще, работа цыганки состоит из двух частей. Первая - это попрошайничество. Ох, как они попрошайничают! Некоторые не могут переломить себя, а вообще это же очень по-христиански, это смирение: упасть на колени, заплакать, подёргать за одежду, разжалобить.
М.Б.: Это отличный мастер-класс: просить помощи надо учить с детства.
К.К.: И это неплохо. Ведь цыганки-попрошайки до революции смягчали в русском обществе социальное напряжение, потому что крестьянин думал, что есть кто-то, кто живёт хуже него: вон, её все гоняют, она босая ходит зимой. И, если она что-то выпросила, не нужно упускать человека: "Ой, добрый человек, глаза ясные, сердце ласковое, дай погадаю тебе".
М.Б.: Это благодарность? Или чтобы всё остальное забрать?
К.К.: Смотря какой человек. Могут просто погадать, а могут и дальше раскрутить.
Д.К.: Загипнотизировать.
К.К.: Да. Мы целый бюджет потратили на исследование цыганских гаданий. Всё очень просто: когда цыганка просит ваш волос, заворачивает его в бумажку, она не вытаскивает у вас деньги. Серьги в ушах качаются, она что-то бормочет - это как транс. Я всё время пытался отследить момент, когда у меня изменяется сознание. Это невозможно.
Д.К.: А вас гипнотизировали?
К.К.: Да, конечно. Класс! Дважды я встречал настоящих гадалок. Они прямо всю жизнь рассказывают. Все остальные - суперпсихологи, они впитывают это с молоком матери. Они в толпе людей сразу видят, кто даст, кто - нет, к кому подойти, к кому не нужно. Как вы думаете, почему цыганки на вокзалах работают?
М.Б.: Там много народа.
К.К.: В метро ещё больше.
Д.К.: Человек в растерянности?
К.К.: Человек выпал из привычной среды. Он приезжает в Москву из провинции, он уже расшатанный. Вот недалеко от музея Матроны Московской на Таганке всё время цыганки работают. Женщины со своими проблемами идут к Матроне, и тут цыганки рядом - а вдруг получится?
М.Б.: А на чём базируются их гадания? Можно гадать на картах, по руке...
К.К.: Я могу гадать на чём угодно. Могу взять твой телефон и на нём погадать.
М.Б.: То есть у них разные способы?
К.К.: Конечно. Мы гадали на ракушке, на иконке Божьей Матери, на старой монетке. Это психология. Конечно, есть особые расклады карт. Причём гадают цыганки, а мужики крайне редко гадают. Я знаком с одним английским цыганом - очень сильным гадателем. Однажды он предсказал смерть семье, и в течение года они все умерли. После этого он взял в руки эту колоду, выкинул в реку и никогда больше не гадал.
Д.К.: : Это обычная колода или Таро?
К.К.: Можно гадать на Таро, можно на обычных, главное, чтобы на них не играли.
М.Б.: А как не поддаться или как выйти из гипнотического состояния? Мне знакомая врач написала, что вегетативная система даёт сбой, боковое зрение пропадает, всё клокочет. Я была загипнотизирована, могу сказать, что ты ощущаешь, что делаешь что-то не то, не по своей воле, но всё равно это делаешь. В это сложно поверить.
Д.К.: Можете описать какие-то приёмы?
К.К.: Они смотрят в глаза. У них особая частота речи, тембр. Это как удары в шаманский бубен. И постепенно таким образом они вводят в транс. Есть метод вопросов: расскажи мне то, это. Если она что-то угадала, то говорит: "Вот видишь, вижу тебя". Если нет, то просит рассказать больше. И так ты всё и выкладываешь о своей жизни, потом она выводит из транса, хлопнув в ладоши, и говорит: "Всё о тебе знаю!" И рассказывает всё о твоей жизни. Это производит неизгладимое впечатление, и ты начинаешь верить.
С мужчинами сложнее, конечно. Если есть возможность, цыганка подойдёт к девочке, потому что они готовы поверить ей. Хотя бывают и юноши наивные. У меня в экспедиции три девочки пошли погадать. Одна рыдала навзрыд, другая тоже зарыдала, начала с себя всё снимать. Это был наш табор, цыгане, наши друзья, смеются стоят. А потом пошла одна сотрудница - ученица шаманки. Это была "Битва экстрасенсов". Он ставила барьеры, цыганка прямо вздрагивала. Бабушку аж заколбасило. Я девочке говорю: "Пожалей старушку-то, её удар сейчас хватит". В общем, оказалось, что это очень похожие методики введения в транс.
М.Б.: Я нашла в Интернете инструкцию о том, как уберечься от цыган: "Вам понадобится карманное зеркальце. Не смотрите гадалкам в глаза, при встрече постарайтесь отвернуться и уйти как можно быстрее, ускорьте шаг, если она следует за вами. Не грубите и не старайтесь их задеть - это только навредит вам. Если всё-таки цыганка к вам подошла, достаньте зеркальце и направьте его на неё. Считается, что это обратит все её слова и намерения против неё самой. Воспользуйтесь замешательством и уйдите. Также не показывайте драгоценности и кошелёк". Про зеркальце - это бред сивой кобылы, по-моему. Или они боятся этого?
К.К.: Против Василиска зеркальце Гарри Поттеру помогало, я помню.
М.Б.: Ещё осиновый кол кому-то помогает.
К.К.: Да, и серебряные пули. Всё очень просто: не смотрите в глаза. Либо, если цыганка подошла в электричке, можно сказать: "Как здорово! Вы цыгане? А где ваш табор? Я работаю в Музее кочевой культуры, пишу научную работу о вашем народе, поехали к вам?" Вы договорить не успеете, как их уже не будет. Они любят узнавать всё о других, а он себе рассказывать не хотят. А если вас пригласят... Ну, поедете в табор, с цыганами познакомитесь.
М.Б.: А кто дома хозяин?
К.К.: Мужчина. Абсолютный хозяин.
М.Б.: А каков функционал женщины, её святые обязанности? И обязанности мужчин?
К.К.: Первое - за девушку положен выкуп, а с девушкой должно быть приданое. Цыгане стараются, чтобы выкуп и приданое были одной цены. И это прилюдно отдаётся, иначе табор скажет: "Мы купили её, кто она такая?" Положение женщин у цыган невысокое, особенно у молодых. Если она родила детей, то положение лучше. А вот взрослая цыганка, которая вырастила сыновей, - это очень уважаемая женщина. Бывает, что она даже управляет табором.
М.Б.: И сыновья слушаются и почитают её?
К.К.: Конечно.
М.Б.: А почему них дети такие грязные?
К.К.: Цыгане говорят: "Грязный ребёнок - счастливый ребёнок".
М.Б.: Это не только цыгане говорят.
К.К.: Детей они обожают, это их главное богатство. Им разрешают всё, не наказывают. Бывает, что отец даст по заднице, а потом: "Ой, маленький, дай поцелую, за что же я тебя так". Строгостью нельзя детей воспитывать. Им можно делать всё. Вон в электричке или в метро цыганёнок ходит, ко всем пристаёт, а мамочка улыбается: какой молодец!
Д.К.: А до какого возраста он ребёнком считается?
К.К.: В 11–12 лет мальчик - уже взрослый мужчина. Он ходит с гордо поднятой головой: он - цыган!
М.Б.: А что они готовят?
К.К.: Цыгане всегда жили внутри другого народа. Нет цыганских костюма, музыки, кухни. Ну, выпросили они немножко муки, огурчиков, помидорчиков, винограда, и что, мужчина скажет: "А ну, жена, что-нибудь цыганское приготовь мне"? Нет, что выпросили, то и едят. Или выпросили бы одежду и мужчина бы сказал: "Перешей в цыганское!" Нет, конечно. Обычно они пекут лепёшки прямо возле шатра в золе костра. Это очень плотный и питательный хлеб. Они обожают чай. Русские цыгане пили самоварами, из блюдечка, как купцы. А в Восточной Европе могут и фрукты в чай добавить.
Ещё цыгане ели ежей. Я сам не пробовал, но ёжиков запекали и ели.
Д.К.: С иголками?
К.К.: Да, запекали с иголками, а потом как-то снимали их. Вот это экзотика, да.
М.Б.: А вообще какое они мясо предпочитают?
К.К.: Какое есть. Но на свадьбе будет всё. Когда в старину цыгане играли свадьбу, они покупали бочку самогона, возили её на лошадях и поили все деревни русские.
Д.К.: Вы сказали про цыганских детей, но мы все читали книжку Гюго "Человек, который смеётся". Там описывается, как цыгане воруют младенцев, сажают их в чаны так, что они превращаются в неваляшек, делают шрамы на лице и прочее.
К.К.: А ещё у него есть книга "Собор Парижской Богоматери" про украденную Эсмеральду.
Д.К.: Это вообще базируется на реальных фактах?
К.К.: Конечно. Среди цыган появляются светленькие люди, русские, к примеру. Вообще, этот миф был развенчан газетой "Ведомости" ещё в XIX веке. Не воруют цыгане детей. Своих много, зачем лишний рот? Но бывает так, что цыганская семья бездетна, это трагедия для любой семьи, а для цыганской - особенно. Найти ничейного цыганского ребёнка невозможно, они все пристроены. Были такие случаи, когда цыгане кочевали по деревням, находили семью, в которой мать умерла в родах, мужик пьёт. А цыганская семья бездетна, и они вымаливали у них детей, даже деньги предлагали. И детей отдавали. "Ведомости" описывали случай: вырос мальчонка, с серьгой в ухе - русоволосый, голубоглазый Ваня. В таборе его нашли журналисты и говорят: "Ты русский, твоя мать умерла, тебя взяли цыгане". А он им с акцентом: "Зачем мне говоришь это? Я - цыган, вон моя мать в шатре гадает". Вот откуда все эти мифы.
Д.К.: Но раз у них клановая система, понятно, что они "скрещиваются" между собой и происходит накопление рецессивных генов...
М.Б.: Ошибок.
К.К.: Чтобы это накопление сработало, должны пройти тысячелетия, даже если жениться на своих сёстрах. Египет же долго вымирал.
Д.К.: Но цыганам же у нас тысячи лет.
К.К.: Но мы же берём из другого табора, из своего нельзя. То есть это экзогамия - женятся не на своих, никакого вырождения у цыган не прослеживается. Ну, и потом, кровь всё время освежается. У моего прадеда, например, жена-то русская была.
М.Б.: Его выгнали за это?
К.К.: Нет, он привёл её в табор, бедную. Он её безумно любил. У них было 13 детей. Когда она умерла от тифа, он был совершенно потерян, не знал, как их растить. Часть пристроил в детские дома, часть с ним кочевала. А сам он с горя через год умер от тоски по жене. Хорошо, что старший брат первый вышел из детского дома и всех собрал. Цыгане своих не бросают, это очень важно.
М.Б.: А пьянство у цыган есть?
К.К.: Не бывает. Даже люди, которые в Средневековье получали задание опорочить цыган, говорили: "У этого мерзкого народа есть одна черта - не пьют". Хотя на празднике у цыган вы увидите огромное количество алкоголя. Гуляют, но меру знают. Всё время дежурят двое молодых цыган. Если кто-то осоловел, его ведут под белы ручки в особую комнату. Если на цыганском празднике будет кто-то пьяный - это позор. Напоить русские деревни - это нормально, а сами умеренно употребляют.
М.Б.: Какой ваш любимый фильм про цыган?
К.К.: Много.
М.Б.: А самый любимый?
К.К.: Мне очень нравится "Заяц над бездной". Он очень смешной - о том, как в брежневское время цыган не может жениться, нет денег на выкуп. И отец девушки говорит: "Пригони мне лимузин Брежнева, как коня, тогда она твоя". И фильм о том, как он эту машину ищет.
М.Б.: А они стали менее популярными по сравнению с советскими временами? "Табор уходит в небо", "Мой ласковый и нежный зверь", "Жестокий романс", "Неуловимые мстители". Это же был какой-то бум, романтика.
К.К.: Это был не бум, а грамотная работа с населением советского правительства. Цыган стали брать в школу, они получили гражданство. С ними работали, их не гоняли, как в Европе. И, естественно, нужно было в массовую культуру внести какой-то позитивный образ "нового цыгана".
М.Б.: А какой из советских фильмов самый правдивый?
К.К.: "Табор уходит в небо" - хороший фильм.
М.Б.: Там Земфира.
К.К.: Земфира - это прототип всех цыганских женщин, пушкинская любовь. Когда Пушкина сослали в Бессарабию и он кочевал с цыганами, влюбился в Земфиру. Все понимали, что никогда русский дворянин не возьмёт в жёны таборную цыганку, особенно Пушкин. А он за ней увивался, и отец её в другой табор отправил. Но это же Пушкин! Он два пистолета за пояс - и в погоню. И барон навстречу: "Ах, что же натворил ты! Зачем за Земфирой моей погнался? Был в том таборе у неё любовник, узнал, что ты едешь, - нож достал и зарезал её, а потом себе нож в сердце вогнал. Похоронили мы их вчера". Пушкин рыдал две недели, а Земфира удачно вышла замуж за цыгана.
Д.К.: Обманули поэта.
К.К.: Не обманули, а подбросили ему сюжетик. И он всю свою тоску излил в поэме "Цыганы".
М.Б.: А имена Земфира, Кармен, Эсмеральда по-прежнему популярны?
К.К.: Есть цыганские имена, которые очень популярны. Лойко, например. Или Наско - производное от Атанас. Есть византийские имена, славянские. А есть обычные.
М.Б.: Маша, Саша, Серёжа?
К.К.: Да, конечно. Всё зависит о того, в какой стране живут цыгане.
Д.К.: А язык у них индоевропейский?
К.К.: Да. Мои румынские друзья-цыгане смотрят индийские фильмы без перевода, всё понимают. Но есть диалекты: руска рома, венгерска рома, польска рома. Это цыганский язык, куда вкраплены слова языка народа, среди которого они живут.
М.Б.: Это простой язык? Его легко выучить?
К.К.: Не простой, но выучить можно. Я пою песни на цыганском. Поёшь и узнаёшь слова.
Д.К.: Все видели фильм с Брэдом Питтом "Большой куш", там фигурируют цыгане. Есть они и в рассказах Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Но на самом деле этнически они практически все - ирландцы. Называются они пэйви, или Irish travellers, - ирландские путешественники. Но при этом все обычаи у них и язык - цыганские. Почему?
К.К.: Когда цыгане ушли из Индии, пришли в Византию. Там их очень хорошо встретили, они жили там 300 лет. Про них писали, что это был полезный народ, всю работу делал, стал вести оседлый образ жизни. Но цыгане эти были не высших каст, плохо знали ведическую религию и приняли греческое православное христианство. Более того, живя в Византии, они стали звать себя "рома" - ромеи . Сейчас это последние византийцы на планете. Но Византия погибала под натиском турок, и часть цыган решила уйти на Запад. Там было немало авантюристов - кто не такие люди, всё бросят и уйдут? И они пришли в Европу. Если бы все цыгане были честными, их судьба сложилась бы, возможно, иначе. Потому что они во многом настроили против себя народ. Самыми первыми были группы, которые добрались до Англии и Ирландии. Они туда приплыли, а куда дальше? Цыган мало, близкородственные браки запрещены, вот и стали смешиваться с англичанами и ирландцами. Поэтому их облик изменился, а язык и традиции остались цыганскими. Это были первые переселенцы из Византии в Западную Европу - тревеллеры. Сейчас многие живут очень богато, но не забывают, что они цыгане. Я не скажу, что "Большой куш" - очень правдивый фильм...
М.Б.: Но интересный.
К.К.: В общем, с цыганами лучше не связываться. Не обижайте их, относитесь к ним как к людям, и они к вам так же будут относиться. Главное - разбить брешь между "гажи" и "рома". Мне удалось, удастся и вам!
Трансплантация органов — это большой бизнес, а дети — ценный ресурс! На этом построены все слухи и мифы, которые регулярно пересылают друг другу в соцсетях и мессенджерах наивные люди.
Кража почки: сложно, дорого… невыгодно
Время от времени общество будоражат слухи об очередном ребенке, якобы похищенном для изъятия органов. Как правило,
сообщается, что детей, пострадавших от рук «черных хирургов», находят живыми,
но с каким-то отсутствующим органом.
Несмотря на отсутствие фактов, многие охотно верят в подобные сплетни. И их не смущает, что еще не было ни одного официально подтвержденного случая. По крайней мере в Казахстане.
По его словам,
люди, распускающие эти слухи, попросту не задумываются о том, насколько сложна операция по трансплантации органов
— Лично я не встречал в своей практике ни одного пациента, у которого бы «украли» какой-то орган, – говорит Максат Оналбаевич. – Ведь человека нужно специально готовить к операции, провести тщательное обследование. А это требует не только определенного времени, но и наличия соответствующей аппаратуры, а также целый штат медицинских специалистов. При этом
нужно обязательно установить совместимость донора и пациента – генетическую,
групповую, иммунологическую и т. д. Совместимость у нас в Казахстане определяется только в Республиканском Центре крови. В частных клиниках сделать это практически невозможно. В общем, нельзя человека просто схватить на улице, в какую-то квартиру отвезти и там забрать у него органы. Тем более, для того,
и соответствующие условия.
Что касается бытующего в народе мнения о том, что у ребенка забрать органы выгоднее, так как они, в отличие от органов взрослого человека, более здоровые, по словам моего собеседника, принципиальной разницы здесь нет. Но учитывая, что у ребенка все сосуды и ткани гораздо меньше и тоньше, провести такую хирургическую операцию очень сложно. В этом отношении
хирургам работать проще со взрослыми людьми, нежели с детьми
Цыгане здесь ни при чем
Еще один распространенный в обществе миф – детей крадут или покупают у нерадивых родителей цыгане. Якобы для того, чтобы использовать их в качестве живого инвентаря для попрошайничества.
По словам Салтанат Азирбек , официального представителя ДВД Алматы, еще не было случая, чтобы задержали попрошайку-цыганку с чужим ребенком на руках. А ведь для выявления таких фактов целенаправленно проводятся полицейские отработки с привлечением различных служб и заинтересованных госорганов.
— В основном попрошайничеством промышляют граждане Узбекистана и Таджикистана, «люли». То есть именно те цыгане, которые приезжают в Алматы и другие города, чтобы попрошайничать, – говорит Салтанат Азирбек. – Выявленных за этим занятием подростков и детей младшего возраста помещают в Центр адаптации несовершеннолетних (ЦАН). Его сотрудники
занимаются установлением личности несовершеннолетних, выявляют их родителей
и при наличии у них соответствующих документов возвращают ребенка. При этом стоит отметить, что если раньше «люли» не имели при себе никаких документов, то сейчас, как правило, с этим у них все в порядке. Когда мы выявляем люли-попрошаек с младенцами и у нас есть подозрения, что ребенок нездоров, мы помещаем его в медучреждение, где малыша обследуют и определяют общее состояние. Если все в порядке, то при документальном подтверждении родителями, что это именно их ребенок, а не чужой, которого они привезли с целью заработка, мы передаем малыша родителям. Хочется отметить, что
работа по установлению настоящих родителей у нас налажена четко
Если люди, представляющиеся родителями ребенка, не могут это подтвердить документально, малыша им никогда не отдадут.
Реальность страшнее мифов
Тем не менее слухи о пропаже детей не столь уж беспочвенны. Как сообщает today.kz со ссылкой на данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, с 2010 по 2016 годы в Казахстане пропали без вести 4 798 детей. При этом 4 634 несовершеннолетних найдены живыми и здоровыми, также опознаны тела 77 детей.
Но даже судя по предоставленным цифрам, за эти годы в республике бесследно исчезли более 80 детей. И нельзя исключать, что они могли стать жертвами похищения. Ведь только за последние годы в различных регионах РК произошло несколько громких преступлений, связанных с нападениями педофилов. И большинство из них закончились смертью детей. А потому каждый
ребенок должен с раннего детства усвоить, что обычные «дяди» и «тети» могут быть гораздо страшнее и опаснее любого сказочного персонажа
И ему следует знать «на зубок» весь алгоритм действий в общении с посторонним человеком, пытающимся пойти с ним на контакт.
Как отмечают психологи и полицейские, практически все родители учат детей не доверять незнакомцам. Но при этом
родители упускают такую немаловажную деталь, как внешний вид и манера поведения потенциального похитителя
В итоге у ребенка создается в сознании образ грозного, грубого, неряшливого человека, от которого лучше держаться подальше.
Поэтому прежде всего ребенку следует объяснить, что злоумышленник может не только выглядеть, как вполне обычный человек, но и быть очень вежливым, добродушным и милым в общении. Главное,
ребенок должен запомнить – ни при каких обстоятельствах не уходить с посторонними,
даже если они будут что-то обещать, просить или угрожать.
Если незнакомец пытается применить силу, хватает за руку или одежду, ребенок должен любым способом привлечь внимание посторонних – вырываться, пытаться сбежать и, главное, не стесняться кричать во весь голос. Причем желательно конкретные фразы, например, «Отпустите! Я вас не знаю!», «Помогите, это не мой папа! (мама, бабушка, тетя) или просто «Мама!», «Папа!», «Помогите!».
Также ребенок должен знать наизусть не только свое полное имя, но и имена родителей, домашний адрес, а в идеале – номер мобильного телефона одного из родителей. Детям младшего возраста
будет гораздо проще учить цифры в виде стихотворения или песенки
Также у ребенка обязательно должен быть при себе мобильный телефон (только не дорогой, дабы не привлечь внимание грабителей), и конечно, он должен уметь им пользоваться. Не лишним будет приобрести и специальный детский GPS-треккер, который позволит отслеживать его местонахождение.
Каждый вечер уделяйте ребенку время, спрашивайте, что происходило за день, с кем ребенок разговаривал и не подходил ли кто-то чужой. Если вы будете задавать подобные вопросы ежедневно,
в подсознании ребенка появится установка быть бдительным
И если к нему действительно подойдет посторонний, он будет начеку и сможет принять необходимые меры, чтобы обезопасить себя.
Её знатоки помнят период гонений в Западной и немного в Восточной Европе, когда цыгане не имели возможность легального заработка и потому часто прибегали к воровству (но, заметьте, никогда к грабежам), а также были вынуждены передвигаться по ночам и прятаться в глухих лесах и пещерах.
Из-за такого образа жизни о цыганах начали ходить самые разнообразные легенды, естественно, страшные - что хорошего можно придумать о людях, спящих днём и передвигающихся ночью? Отголоски этих легенд можно найти и в современном искусстве: литературе, кинематографе, живописи. Итак, цыганам приписывались:
* Дьяволопоклонничество или язычество (что усугублялось тем фактом, что Бог по-цыгански "Дэвэл", а Бога цыгане поминают часто!).
* Вампиризм или услужение вампирам.
* Ликантропия (т.е. волчье оборотничество)
* Банальный разбой, но всё равно с последующим см. ниже
Вследствие этого им приписывались также
* Людоедство - оборотни едят людей, ясен пень, и сатанисты-язычники стопудово тоже.
* Похищение людей с целью полюдоедствовать, принести в жертву, выпить кровушки, провести кровавый ритуал и пустить на магические снадобья.
* Собственно владение чёрной магией, напрямую связанное с их сатанизмом-язычеством.
Естественно, наиболее лакомыми жертвами считались дети. Естественно, детей предупреждали о том, чтобы они были осторожны: в любой момент их может украсть цыган и съесть. Постепенно мифы о людоедстве равеялись (в отличие от некоторых других), однако мысль о том, что цыгане крадут детей (уже, правда, непонятно с какой целью) в человеческом сознании осталась. Что интересно, в России этот миф тоже есть, однако непохоже, чтобы когда-нибудь детская страшилка здесь дополнялась этим "...и съест". Когда я спрашивала людей, использующих эту страшилку, почему же цыгане украдут детей, т.е. как они могут объяснить или объясняют это детям, они говорили: "потому что красивый". Т.е. в России, похоже, традиционно было принято объяснять этот миф пристрастием цыган к красивому, что, согласитесь, большая разница.
Так, а теперь могу я вас попросить, накидать мне для иллюстрации примеров описанных выше легенд о цыганах?
Вот я навскидку вспоминаю:
"Дракула" Брэма Стокера, цыгане - помощники вампира;
"Снежная королева" Г.Х.Андерсена, лесные разбойники-людоеды смуглы, если судить по описанию маленькой разбойницы и её мамы, похоже на отголосок мифов о цыганах;
"Собор Парижской Богоматери" В. Гюго, цыгане названы язычниками-солнцепоклонниками и крадут ребёнка с неясными целями;
"Зелёная мать" Энтони Пирса; цыганский табор пытается выкрасть двух девочек, находящихся под защитой дриад, с целью сделать их цыганками (?..); дриаду при этом чуть не убивают.
Дополнение от mareicheva
:
"Женитьба Фигаро", Бомарше - главного героя в детстве похищают цыгане, с целью, которая так и не раскрыта в произведении;
Опера "Трубадур" - цыганка Азучена похищает графского ребенка, мстя за мать и в помрачении бросает его в огонь (ну, тут мы хотя бы видим некий смысл её действий, так что из общего фона несколько выбивается...);
"Пёстрая лента" Конан Дойля, цыгане дружат с главным злодеем и убийцей.
Дополнение по следам khe12
:
Единственный цыган-персонаж в рассказе об Анжелике ("маркизе ангелов") красив собой, но обнаруживается в шайке бандитов и сам является атаманом одной из банд. Там же есть неперсонифицированные цыгане, которым разбойник из другой шайки продал сына Анжелики (судя по описанию, его собиралась усыновить одна из цыганок; если бы это писали во времена Анжелики, думаю, его бы откармливали для съедения!).
От geneus
тоже дополнение:
В романе Вальтера Скотта "Квентин Дорвард" цыгане, исполняющие роль посланников короля, то бишь роль положительную, тем не менее описываются язычниками. Однако к воровству, которым в те времена цыгане действительно сильно грешили, автор относится снисходительно. Вот исполненный тонкой иронии диалог-рассуждение о том, почему в Шотландии не любят цыган:
" - Шотландия слишком холодна для саранчи и слишком бедна для воров, -
сказал Каннингем.
- А может быть, и то, что наши горцы не потерпят других воров, кроме
своих собственных, - заметил Гутри.
- Эй, ты, - сказал Меченый, - не забывай, что я сам уроженец горного
Ангюса и что почти все горцы Глена - мои благородные родственники! Я не
потерплю, чтобы горцев поносили в моем присутствии!
- Но не будешь же ты отрицать, что они воруют скот? - сказал Гутри.
- Угнать стадо овец - еще не значит быть вором, - возразил Меченый. -
Я готов утверждать это где угодно."
Кстати, в мультике Бременские музыканты атаманша - цыганка, и это не случайно, это соответствует фольклору Германии, где и происходит действие мультика...
UPD: фильм "Wolfsbayne" (Волчья охота). Средневековье. Цыгане объявлены племенем Сатаны и подлежат уничтожению. Вместе с оборотнями, которые тоже объявлены вне закона. По сюжету те и другие - хорошие, но это явно отзеракливание, выворачивание традиционной точки зрения и продолжение традиционного сюжета "цыгане+оборотни"