Мантикора химера гарпия единорог. Мантикора - что это за существо и как оно выглядит? Мантикора в современном искусстве
Мантикора (Manticore)
Борис Валледжо - Мантикора
(Мифическое чудовище (Manticore)
Материал из Википедии
Мантикора
(Мифическое чудовище (Manticore)
Мантикора
— вымышленное существо, чудовище размером с лошадь, с головой человека, телом льва и хвостом скорпиона.
Мантикора
(лат. Manticora, Epibouleus Oxisor) — вымышленное существо — чудовище с телом красного льва, головой человека и хвостом скорпиона. Существо с рыжей гривой, имеет три ряда зубов и глаза, налитые кровью. Хвост мантикоры заканчивается шипами, яд которых убивает мгновенно.
Мантикорой (в переводе с фарси — людоед) индийцы называли тигра-людоеда. Острые края зубов многих хищников могут создавать ощущение, что во рту несколько рядов зубов. Чёрный ороговевший кончик хвоста напоминает коготь. Кроме того, по древним поверьям усы тигра считались ядовитыми. Персы увидели человеческое лицо на изображении тигра-божества и передали получившееся описание мантикоры грекам.
Полагали, что мантикора является хищником и может охотиться на людей. Поэтому на средневековых миниатюрах часто можно увидеть изображение мантикоры с человеческой рукой или ногой в зубах.
Первое упоминание о мантикоре встречается в книгах греческого врача Ктесия, благодаря которому грекам стали известны многие персидские мифы. Аристотель и Плиний Старший в своих трудах прямо ссылаются на Ктесия.
Он (Ктесий) уверяет, что индийский зверь «мартихора» имеет тройной ряд зубов на обеих, — нижней и верхней челюстях, и он величиной со льва и настолько же волосат, его ноги походят на ноги льва; его лицо и уши имеют сходство с человеческими; его глаза голубые, а сам он ярко-красного цвета; хвост его такой же как и у земляного скорпиона, — в хвосте у него жало и он имеет способность выстреливать, как стрелами, иглами прикреплёнными у него к хвосту; голос его нечто среднее между звуком свирели и трубы; он может бегать также быстро как олень и ещё он дикий и людоед.
(Аристотель «История животных»)
Однако наиболее полное из древних описаний мантикоры сделано во II веке н. э. Элианом. Он приводит несколько любопытных подробностей: «Всякого, кто приближается к ней, она поражает своим жалом… Ядовитые шипы на её хвосте по толщине сравнимы со стеблем камыша, а в длину имеют около 30 сантиметров… Она способна победить любое из животных, за исключением льва». Во II веке н. э. Флавий Филострат Старший упоминает о мантикоре как об одном из чудес, о которых Аполлоний Тианский расспрашивает Иарха на холме мудрецов.
Хотя о мантикоре редко говорится в древних научных книгах, её описаниями изобилуют средневековые бестиарии. Оттуда мантикора перекочевала в фольклорные произведения. Так, в XIII веке о ней писал Варфоломей Английский, в XIV — Уильям Кэкстон в книге «Зеркало мира». У Кэкстона три ряда зубов мантикоры превратились в «частокол огромных зубов в её горле», а её голос, подобный мелодии свирели, стал «сладким змеиным шипением, которым она притягивает к себе людей, чтобы затем пожрать их».
В XX веке представления о мантикоре продолжали развиваться. Например, в бестиарии польского фантаста Анджея Сапковского мантикора обзавелась крыльями и научилась выстреливать в любом направлении своими отравленными шипами. А в романе английской писательницы Дж. Роулинг «Волшебные твари и где их искать» мантикора «после поглощения очередной жертвы начинает тихонько мурлыкать». Также, согласно Роулинг «шкура мантикоры отражает практически все известные заклятия». В рассказе отечественного фантаста Николая Басова «Охотник на демонов» мантикора обладает способностью практически мгновенно залечивать свои раны. Образ Мантикоры также встречается и в современной мультипликации. К примеру, в мультипликационном американском сериале «Удивительные злоключения Флэпджека», в одном из эпизодов мантикора представлен в образе льва с лицом мужчины и небольшими крылышками, который становится смирным, если его пощекотать. Мантикора встречалась в компьютерных играх серии «Might and Magic» — в «Heroes of Might and Magic III» и «Might and Magic 7» выглядела как лев с хвостом скорпиона и крыльями (аналогично выглядит в последнем мультсериале «My Little Pony»), в «Heroes of Might and Magic V» к образу прибавилось человеческое лицо, а также является неигровым монстром в игре «Аллоды Онлайн» (также лев с хвостом скорпиона и крыльями). Мантикора — один из ключевых символов в одноимённом романе канадского писателя Робертсона Дэвиса.
Мантикора - Manticore - Рассказ об этом жутком существе можно найти еще у Аристотеля (IV век до нашей эры) и Плиния Старшего (I век нашей эры). Мантикора размером с лошадь, имеет человеческое лицо, три ряда зубов, львиное тело и хвост скорпиона, красные глаза, налитые кровью. Мантикора бегает так быстро, что в мгновение ока преодолевает любые расстояния. Это делает ее чрезвычайно опасной - ведь убежать от нее почти невозможно, а питается чудовище только свежим человеческим мясом. Поэтому на средневековых мениатюрах часто можно видеть изображение мантикоры с человеческой рукой или ногой в зубах.
В средневековых работах по естественной истории мантикору считали реально существующей, но обитающей в безлюдных местах.
Доказательством что мантикора существует служили пропажи людей. При чем если они пропадали бесследно это и считалось за присутсвие чудовища, потому что оно съедало свои жертвы без сотатка, вместе с одеждой.
Мантикора
Местом обитания мантикоры чаще всего называют Индию и Индонезию, так как там довольно много пропадает людей в джунглях.
Самыми ранними легендами считаются персидские. Само имя - от старого персидского martikhoras означает ""людоед". Это слово и пошло в европейскую мифологию.
Паусаниас, в его "Описании Греции", вспоминал на своих страницах, странных животных, которых он видел в Риме:
"Животное, описанное Ктезиасом в его "Индийской истории", называют martichoras, что означает "людоед". Я склонен думать, что это лев, но у этого есть три ряда зубов вдоль каждой челюсти и шипы на кончике хвоста, которые он может кидать как стрелы во врагов; все это, я думаю, ложная история, придуманная индийцами вследствие их чрезмерного страха перед этим животным".
В средневековье Мантикора была чрезвычайно популярным животным и часто иллюстрировалась в бестиариях с частями тел в зубах.
Мантикора - иллюстрация средневекового бестиария
В роман тринадцатого столетия об Александре Великом - "Король Александ" говорится, что он потерял 30 000 мужчин из-за таких животных как змеи, львы, медведи, драконы, единороги, и мантикоры. Однако, уже во втором столетии нашей эры, авторы стали думать, что мифическое чудовище было не чем иным как индийским тигром-людоедом.
Последнее проявление мунтикоры было в геральдике 16-ого столетия. Это часто влияло на художников манньеристов, которые влючали сие животное в свои работы. Но чаще в декоративных картинах, названными гротески. Мантикора обозначала грех мошенничества - химера с лицом красавицы. Затем этот образ перешел а 17-18 столетике уже как сфинкс
В средневековье мифическое чудовище было эмблемой для пророка Иеремии. В то же самое время мифическое чудовище стало символом тирании, зависти, и в конечном счете воплощением зла.
Бестиарий древней мифологии богат на интересных существ. Мантикора - это образ зверя, зародившийся в греческой мифологии. С древних времен сохранилось множество сведений об этом загадочном создании, имеющим отношение к хищным зооморфам.
Происхождение
Хищник впервые появился в Индии. Там его название немного отличается - индейцы именуют существо мантихорой. Первые записи о мифическом создании принадлежат греческому врачу Ксетию. Он передавал знания о внешности зверя, голосе и манере охоты. Он преследовал добычу, прячась в зарослях, и тихо нападал на жертву, используя не только жало на хвосте, но и мощные когти и зубы для быстрой расправы.
Долгое время записи Ксетия не воспринимались всерьез - зоологи считали, что индейцы испугались обыкновенного тигра и придумали нового зверя. Эту точку зрения поддержал географ Павсания Он писал, что перепуганные индейцы перепутали стандартный тигриный окрас с ярко-красным в закатном свете, а мистические отличия внешнего вида придумали, чтобы оправдать свое поражение.
Опровергает мысль об искусственном происхождении хищника появление упоминаний о нем в летописях других известных личностей. О мантикоре писали Аристотель и Солин, ссылаясь на записи Ксетия и добавляя новые сведения. Описание существа немного отличается у разных авторов, но в них всегда присутствуют самые яркие черты, присущие мифическому животному.
Внешний вид зверя
Упоминания о том, как выглядит мантикора, можно найти Но в каждом из них обязательно присутствуют главные характеристики внешности
- размер тела, сопоставимый с размером крупной лошади;
- туловище существа напоминает львиное, а лицо похоже на человеческое;
- насыщенный однотонный окрас, кроваво-красного цвета;
- крепкие зубы, размещенные в три ряда и отличающиеся особой остротой;
- скорпионов хвост, имеющий острое жало на кончике, длиной в 30 см.
Авторы, занимающиеся исследованиями зверя, отмечают пронзительный взгляд голубых глаз, которые завораживали глубиной и человечностью. В древней живописи мифическое создание изображали с какой-либо частью человеческого тела в зубах, что подчеркивало его охотничьи способности и наводило ужас. Плиний описывал его следующим образом:
«Ктесий сообщает нам, что среди тех же эфиопов, есть зверь, которого он называет мантикора; у него тройной ряд зубов, которые заходят друг в друга, как гребни, лицо и уши как у человека, голубые глаза, сам - цвета крови; у него тело льва, и хвост заканчивающийся жалом, как у скорпиона. Его голос напоминает смесь звука флейты и трубы; он поразительно быстр, и особо любит человеческое мясо.
Юба рассказывает нам, что мантикора в Эфиопии также может подражать человеческому голосу».
Труд Клавдия Элиана из Рима описывает древнее существо более точно, учитывая мельчайшие подробности. Автор отметил волосатые уши твари, похожие на человеческие. Он также уточнил действие жала - оно выпускалось и в упор, и на дальнее расстояние в разных направлениях.
Мифологи отмечали особую волосатость зверя и неимоверную скорость передвижения, сопоставляя ее со скоростью дикого оленя. Голос считался похожим на помесь звуков, издаваемых свирелью и трубой.
Современные исследователи и фантасты приписывают ему большие кожистые и перепончатые крылья, с помощью которых мантикора быстро исчезает с места охоты и становится недосягаемой.
Мантикора и химера
Химера - сущность из греческой мифологии. Согласно одной из версий, она . Проживало существо в Ликии и было обезврежено Беллерофонтом.
Внешность химеры чем-то похожа на мантикору. Отличается химера козьим туловищем, львиной головой и змеиным хвостом. Мифологи проводили множество исследований о схожести двух мифических существ, и нашли отличия не только во внешнем виде, но и в особых способностях. Химера обладала возможностью драться не только с помощью клыков, когтей и хвоста, она умела плеваться огнем, что делало ее не менее страшным зверем, чем мантикора.
Мантикора в Средневековье
Средневековый бестиарий не обошелся без мантикоры. В это таинственное время зверя наделили особенным змеиным шипением, который использовался для приманивания потенциальных жертв - как животных, так и человеческих. Тогда же мифическому существу заменили ряды острых зубов на частокол, исходящий из горла животного.
Охота зверя поражала воображение кровавостью и жестокостью. Животное раздирало жертву мощными когтями, разрывало тело острыми зубами и жалило сопротивляющихся с помощью грозного хвоста. Жало достигало цели даже на больших расстояниях, что исключало любые шансы на спасение.
Средневековье наделило хищного зверя особой кровожадностью, существо стало своеобразным символом зла и войны. В это время хищник был особо популярен, его можно было встретить в бестиариях различных народов. В некоторых из них, мифическое создание наделялось новыми способностями, особыми деталями внешности и изощренными методами заманивания жертв в свое логово.
В Средние века животное считали существующим в реальном мире, а отсутствие задокументированных встреч с ним объясняли приверженностью созданий к одинокой жизни в необитаемых местах.
Легенды о мантикоре
Таинственное существо почти не упоминается во всемирно известных легендах, но во многих странах выдвигались свои версии о его происхождении и умениях. Отсутствие известных легенд объясняют невозможностью убежать от разъяренного зверя - описывать встречи и слагать легенды было просто некому.
Так, в Персии мантикору считают страшным монстром, который отпускает потенциальных жертв только в том случае, если им удастся отгадать загадку.
Еще один вариант - происхождение мифического существа от бога Вишну, который был наделен способностью перевоплощаться в любого необычного зверя. Выбрав образ льва с лицом человека, Вишну одолел в бою демона Хираньякашипу, после чего этот образ Бога стали называть Нарасимхой мантикор.
Мантикора в современном искусстве
Упоминание о таинственном животном можно встретить и в современной литературе. Джоан Роулинг наделила зверя умением летать, добавила ему способность мило мурлыкать после победы над очередной жертвой. Мантикора в произведении Роулинг обладает иммунитетом к магии и является особо опасным хищником по вымышленной классификации.
Подробнее об этом виде животного можно прочитать в произведении «Фантастические твари и где они обитают». Ольга Громко в книге «Профессия: ведьма» добавила существу кисточки на ушах, а Николай Басов наделил животное важной способностью к регенерации.
В культовой книге «Игра престолов» и в снятом по ней сериалу, мантикора присутствует в совершенно непривычном виде. В сериале - это насекомое, которое водится на континенте Эссос. Одна из частей тела насекомого напоминает человеческое лицо. С помощью маленького монстра колдуны Кварта пытались убить Дейнерис Таргариен.
В книге мантикоры жили на островах Нефритового моря и обладали ядовитым жалом, убивающим человека в то же мгновение, в которое яд достигал сердца жертвы. Но учеными было придумано специальное противоядие, позволяющее отсрочить смерть ужаленного.
Сериал «Гримм» представляет сущность в виде оборотня, способного превращаться в человека. Точку зрения сценаристов поддерживает Кирилл Королев, автор «Энциклопедии сверхъестественных существ»:
«Считается, что некоторые люди обладают способностью превращаться в мантикор: по ночам они бегают вокруг поселений в поисках жертв».
Мифическое существо упоминают в мультфильмах и компьютерных играх, во всемирной литературе и музыке. На Украине создается огромный альманах, посвященный истории и возможностям легендарного зверя.
В реальном мире есть хищное насекомое с названием «бугорчатая мантикора». Представляет собой оно крупного жучка коричневого цвета, длина его тела достигает 7 см. Водятся эти насекомые в Африке, особую активность проявляют в ночное время. Имеют крепкие челюсти с зубцами. Упоминается конкретно этот вид в книге Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Там с мантикорой встречается энтомолог, который с ужасом бежит из ее плена.
Заключение
Древние мифы наделяют мантикору особой устрашающей внешностью, склонностью к кровожадности и людоедству. Мифическое животное не потерялось в стародавних записях, его упоминают в современных произведениях, наделяя его новыми умениями и повышая значимость зверя. Исследования, посвященные этому существу, продолжаются, и ученые не теряют надежду найти новую информацию о таком загадочном и интересном создании.
Древнее мифическое существо, опасный хищник с кроваво-красным львиным телом и человеческой головой. Хвост ее венчает жало скорпиона.
Происхождение мантикоры
Это создание пришло к нам из Индии, но впервые в своих трудах его описал Ктесий, греческий врач. По его словам, мантикора или "мантихора" (на индийский манер) достигала размеров льва и обладала столь же густым шерстяным покровом, который отливал ярко-красным, словно кровь, цветом. Голова мантикоры больше походила на человеческую, ее ярко-голубые глаза гипнотизировали жертву так, что от страха та не могла пошевелиться. Ужас внушали ее острые зубы, три ряда которых венчали пасть страшного хищника, и хвост скорпиона, в игле которого находился страшный яд. Ктесий также отмечал, что кроме жала скорпиона на хвосте мантикоры находились иглы, которыми чудовище могло пронзать свою жертву на расстоянии, как стрелами. Голос мантикоры был подобен звукам свирели и трубы одновременно. Во время охоты мантикора скрывалась в зарослях джунглей и нападала на проходящих мимо крупных животных и людей. Из всех существ на земле больше всего она боялась вступать в борьбу со львом, ведь только он и мог ее одолеть.
Многие современники Ктесия, да и ученые деятели более позднего времени скептически относились к его словам, предполагая, что напуганные индусы за страшное чудовище принимали самого обыкновенного тигра, ведь в движении полоски этой большой кошки сливались, из-за чего казалось, что шкура тигра приобретает красный оттенок. А жуткие зубы и хвост - выдумки запуганных жителей.
И все же описание хищника встречается в трудах таких великих людей, как Аристотель в его "Истории животных", Павсаний на страницах "Описания Эллады", Плиний в "Естественной истории" и Солин в "Собрании достопримечательностей". С легкой руки последних двух авторов, грозная хищница мантикора лишилась своего, утыканного острыми шипами, хвоста, которым она могла поражать цель на расстоянии. Осталось бедному хищнику довольствоваться скорпионьим жалом, но Солин тут же отмечает в своем труде, что это кошачье (а мантикору вполне можно причислить к семейству кошачьих), отличается невероятной прыгучестью и прыжок его столь далёк, что не могут его остановить никакие расстояния и никакие препятствия.
На страницах Средневековья
Мантикора за прошедшие столетия прочно укоренилась во многих книгах, в особенности, средневековых бестиариях. И хотя за эти годы она претерпела некоторые изменения, основные черты этого мифического существа остались неизменны - кроваво-красная шкура, ряды острых как нож зубов, хвост скорпиона и любовь к человеческому мясу. На средневековых миниатюрах этот хищник чаще всего изображался с какой-либо частью человека в зубах, чтобы подчеркнуть его природу людоеда.
Но на этом сходство с древним образом и заканчивалось. В средневековье мантикору наградили змеиным шипением, которым она заманивала жертву. Тройной ряд зубов, по некоторым писаниям, превратился в частокол, уходящий прямо в горло.
Некоторые ученые, вдохновленные трудами своих античных коллег, добавили мантикоре новые способности. Так Гонорий Августодунский наделил мифическое создание возможностью не только прыгать на дальние расстояния, как писал Солин, но и летать.
Место мантикоры в современном мире
Многие писатели, такие как Анджей Сапковский и Джоанн Роулинг, не смогли остаться равнодушными к столь свирепому и грозному существу и поселили мантикору на страницах своих собственных бестиариев.
Нет предела человеческому воображению, и у Сапковского к мантикоре вернулся ее хвост с острыми иглами, которыми она может разить врага абсолютно в любом направлении, а на спине выросла пара крыльев. Грозный хищник стал еще более опасным.
Роулинг в своей книге " Волшебные твари и где их искать" наделила шкуру мантикоры невосприимчивостью к магии. Теперь против этого существа бесполезны любые заклинания. Писатель Дэвид Робертсон одарил мантикору человеческим сознанием и возможностью разговаривать, а российский фантаст Николай Басов сделал ее способной к регенерации.
Кроме книг мантикора также появлялась на экранах телевизоров в фильме "Мантикора" и телесериале "Гримм". Многие знакомы с ней по таким известным и всеми любимым играм как «Герои меча и магии III», «Titan Quest», «Эпоха мифологии», «Арториас из бездны». Похожие персонажи встречаются и в вселенной " World of Warcraft".
О существе, именуемом «мантикора», сохранилось немало сведений, только благодаря древнему греческому врачу Ктесию, который якобы видел его при дворе персов. Грек описывал чудовище, как льва с лицом человека, который пожирал людей и одним прыжком настигал жертву на больших расстояниях. Есть версия, якобы это создание – один из образов .
Мантикора - кто это?
Мантикора – это существо с львиным телом, мужским лицом и скорпионьим хвостом, ярким признаком которого были зубы в три ряда и глаза голубого цвета. Считалось, что этот монстр ведет охоту на людей и питается их мясом, поэтому его нередко изображали с частями тела человека в зубах. Хвост венчали огромные шипы, которыми чудовище тоже могло убивать, поэтому шансов на спасение не было.
Мантикора - греческая мифология
Мантикора - кто она? Хотя, судя по описанию и повадкам монстра, многие исследователи предполагают, что родом он из Персии или Индии, внешний облик очень напоминает огромных размеров тигра. Даже название в переводе с фарси означает «людоед», а такие большие дикие кошки в джунглях тоже водились. Но первооткрывателем создания считают не индусов, а врача из Греции Ктесия, описавшего кошмарное создание в своих книгах. По его версии, мантикора – существо злобное, обладающее:
- туловищем льва и лицом человека;
- тремя рядами зубов;
- когтем на кончике хвоста;
- усами, наполненными ядом.
Такой описывали мантикору в своих сочинениях древние эллины. Позднее греческие ученые сформировали свою версию об этом создании. Географ Павсаний был уверен, что речь идет о гигантском тигре, а красный цвет шкуры придавало ему в глазах индусов закатное солнце. А уже тройной ряд зубов и хвост, который стреляет ядовитыми стрелами – выдумки охотников, побоявшихся одолеть огромного зверя.
Как выглядит мантикора?
По описаниям древних греков, которые они получили от персов, мантикора являла собой симбиоз разных существ:
- тело льва, но не желтого, а красного цвета;
- жало скорпиона на хвосте, стреляющее иглами;
- молниеносные прыжки, быстрый бег;
- голос похож одновременно на звуки трубы и свирели.
Чье тело у мантикоры? Судя по описаниям, то большого льва или гигантской кошки, это было характерной чертой монстра. В последующие столетия ее изображение существенно дополнилось другими чертами:
- Средние века. Огромные зубы размещались уже не в пасти, а в горле, а голос походил на шипение змеи, которым чудовище приманивало людей.
- 20 век, книги фантастов. Мантикора обзавелась крыльями и стреляющими ядовитыми шипами, голос больше напоминал мурлыканье. Мгновенно залечивало свои раны, шкура имела способность отражать любые заклинания.
Чем отличается мантикора от химеры?
Некоторые исследователи связывают мантикору и химеру по внешним признакам, но отличие между ними есть. Химера – создание из греческой мифологии, ее матерью считалась Ехидна, а отцом сын Геи и Тартара Цифей, по другой версии родилась она от Орта и Гидры. Считалось, что химера жила в Ликии, и сразил ее царевич Беллерофонт. Это существо - из родного грекам пантеона богов, а мантикора – гость из чужих легенд. и мантикора имели одну общую внешнюю черту: туловище льва, в остальном чудовище эллинов отличалось:
- способностью плеваться огнем;
- задней частью тела козы;
- змеиным хвостом;
- тремя головами: козы, змеи и дракона.
Легенда о мантикоре
Легенд о мантикоре грек Ктесий не привез, ограничившись общими слухами о ее существовании. В мифах Персии встречается упоминание, что этот ужасный монстр при встрече с человеком любит загадывать загадки, и если путник ответит на все, то отпускает. Исследователи склоняются к тому, что мантикора – чудовище, пожирающее людей, возникла в историях Индии, а потом перекочевала в Персию, где о ней и услышал грек Ктесий.
Еще бытует версия, якобы такое чудовище породила легенда про бога Вишну, который умел превращаться в разных существ. В образе одного из них – льва с человеческим лицом – он одолел злого демона Хираньякашипу. После чего человекольва Вишну индусы стали называть Нарасимхой мантикор. В легенде он описывается с телом льва, хвостом скорпиона и зубами акулы. В Средние века мантикора превратилась в символ тирании и зла.
Мантикора, возможно, самое кровожадное и опасное из существ. У нее туловище льва, человеческое лицо, голубые глаза и голос, подобный звучанию свирели. Но главные и самые ужасные ее черты – три ряда зубов во рту, ядовитое жало на конце хвоста, как у скорпиона, и отравленные шипы на хвосте, которые мантикора может выстреливать в любом направлении. Наконец, «мантикора» в переводе с фарси означает – «людоед».
Первое упоминание о мантикоре мы встречаем в книгах уже хорошо знакомого читателю греческого врача Ктесия. Благодаря Ктесию грекам стали известны многие персидские мифы. Дальнейшие греческие и римские описания повторяют основные признаки ман тикоры, данные Ктесием, – покрытое рыжей шерстью львиное туловище, три ряда зубов и хвост с ядовитым жалом и отравленными шипами. Аристотель и Плиний в своих трудах прямо ссылаются на Ктесия.
Однако наиболее полное древнее описание мантикоры сделано во II веке н. э. Элианом. Он приводит несколько любопытных подробностей: «Всякого, кто приближается к ней, она поражает своим жалом… Ядовитые шипы на ее хвосте по толщине сравнимы со стеблем камыша, а в длину имеют около 30 сантиметров… Она способна победить любое из животных, за исключением льва». Хотя очевидно, что Элиан, как Аристотель и Плиний, черпал свои знания о мантикоре у Ктесия, он добавляет, что подробные сведения об этом чудовище содержатся в труде историка Книда. Во II веке н. э. Филострат из Лемноса упоминает о мантикоре как об одном из чудес, о которых Аполлоний расспрашивает Иарха на холме мудрецов.
Хотя о мантикоре редко говорится в древних научных книгах, ее описаниями изобилуют средневековые бестиарии. Оттуда мантикора перекочевала в естественнонаучные труды и фольклорные произведения. В XIII веке о ней писал Варфоломей Английский, в XIV – Уильям Кэкстон в книге «Зеркало мира». У Кэкстона три ряда зубов мантикоры превратились в «частокол огромных зубов в ее горле», а ее голос, подобный мелодии свирели, становится «сладким змеиным шипением, которым она притягивает к себе людей, чтобы затем пожрать их». Это, по видимому, единственный случай, когда мантикора оказалась перепутанной с сиреной.
В эпоху Возрождения мантикора попадает на страницы «Истории животных» Конрада Геснера и «Истории четвероногих зверей» Эдварда Топселла. Начиная с XVIII века мантикора не упоминается ни в одном серьезном научном труде, за исключением посвященных исследованию мифов.
Как уже говорилось, на протяжении веков в описание мантикоры были привнесены лишь малозначительные детали. К примеру, Плиний пишет, что ее глаза не голубые, а зеленые, Варфоломей Английский говорит о том, что «у нее покрытое шерстью тело медведя», а на некоторых средневековых гербах мантикора изображена с кривым или спиралевидным рогом на голове, а иногда с хвостом и крыльями дракона. Однако такие изменения, сделанные разными авторами, мало сказались на общем представлении о мантикоре – со времен Ктесия существует только одна «разновидность» мантикоры.
Хотя происхождение мантикоры неоднократно пытались связать с индийским зверем «макара», европейским волком оборотнем и другими существами, правильнее всего, очевидно, будет сказать, что она «происходит» от индийского тигра. Это предположение высказал еще во II столетии н. э. комментатор Ктесия греческий писатель Павсаний. Он считал, что челюсти с зубами в три ряда, человеческое лицо и хвост скорпиона – не что иное, как «фантазия индийских крестьян, испытывающих ужас перед этим животным». По мнению Валентайна Болла, легенда о трех рядах зубов могла возникнуть из за того, что коренные зубы некоторых хищников имеют несколько острых рядов на каждом, а жало мантикоры – ороговевший участок кожи на кончике хвоста тигра, напоминающий своим видом коготь. Кроме того, по индийскому поверью, усы тигра считаются ядовитыми. Уилсон полагает, что древние персы увидели человеческое лицо мантикоры на индийских скульптурах тигра божества.
В средние века мантикора стала эмблемой пророка Иеремии, поскольку она – существо подземное, а Иеремия был сброшен врагами в глубокую яму. В фольклоре мантикора стала символом тирании, зависти, зла вообще. Еще в конце 30 х годов нашего столетия испанские крестьяне считали мантикору «зверем плохих предзнаменований».
Начиная со средних веков мантикора приходит в художественную литературу. В романе XIII века «Царь Александр» говорится о том, что у берегов Каспия Александр Македонский потерял в битвах со львами, медведями, драконами, единорогами и мантикорами 30 тысяч своих воинов. В поэме Джона Скелтона «Воробей Филипп» (XVIII век) маленькая девочка, обращаясь к коту, убившему ее любимую птичку, говорит: «Пусть твой мозг съедят горные мантикоры». В пьесе Джорджа Уилкинса «Несчастья насильственного брака» один из героев с «мантикорами, врагами человечества, у которых два ряда зубов» сравнивает ростовщиков.
Мантикора – один из зверей искусителей в новелле Флобера «Искушение святого Антония». У Флобера мантикора – тоже рыжий лев с человеческим лицом и тремя рядами зубов; кроме того, она распространяет чуму.
В фантастическом рассказе Пирса Энтони «Заклинание хамелеона» мантикора, «существо, размером с лошадь, с головой человека, телом льва, крыльями дракона и хвостом скорпиона», охраняет дом доброго волшебника.
Изображения мантикоры встречаются не чаще, чем упоминания о ней в литературе. Большинство из них книжные иллюстрации. В отличие от ученых и писателей художники позволяли себе относиться к образу мантикоры с большей долей фантазии. Мантикору изображали и с длинными женскими волосами, и со стрелами на хвосте. Единственное изображение трех рядов зубов можно увидеть в вестминстерском бестиарии. Мантикора украшает карту мира Герефорда XIII века. Самая подробная иллюстрация воспроизведена в бестиарии XVII века. На ней изображено существо с головой мужчины, туловищем льва, хвостом скорпиона, крыльями и когтями дракона, коровьими рогами и козьим выменем.
Картинки из бестиариев вдохновляли многих декораторов христианских храмов. Изображение мантикоры можно увидеть на восьмигранной колонне в аббатстве Сувини, на мозаиках в кафедральных соборах в Аосте и в Каоре, где мантикора олицетворяет святого Иеремию.
За свою более чем двухтысячелетнюю историю мантикора мало изменилась и, несмотря на предпринимавшиеся в нынешнем веке попытки придать ей добродетельные черты, остается символом кровожадности.