Пехотный танк черчилль. Толстокожий зверь (английский пехотный танк "Черчиль")
Антарктика - неизвестные факты
Как древние картографы сумели изобразить континент Антарктиды свободный от льда?
Где Колумб взял карты, на которых уже была изображена Америка? Каким образом могла появиться карта, на которой изображена Антарктида без существующего ныне ледникового покрова? Очевидно, избранные представители человечества во все времена имели доступ к хранилищам допотопных знаний предыдущей цивилизации. Хранителями этих знаний часто выступали некоторые тайные и мистические общества, включенные в глобальную систему управления человечеством. ©
~~~~~~~~~~~
Сергей Салль, кандидат физико-математических наук, утверждает, что современные системы эхолокации подтверждают точность древних карт, а значит, они могли быть сделаны лишь в то время, когда Антарктида была цветущим континентом, на котором жили люди.
Сергей Салль: — Можно начать, например, с экспедиции Колумба. У Колумба был родственник, который был главой тайного общества, поэтому Колумбу были переданы тайные карты. Родственника звали Генри Навигатор. Масонская структура была. И Колумб уже поплыл в Америку уже зная примерно очертание северной и южной Америки. То есть вот эти карты были в Европе, эти же карты, как оказалось, были в Турции у адмирала Пири-Рэйса. В то время Египет входил в состав Турции, поэтому не удивительно, что такие карты попадали в Стамбул.
Самое удивительное в карте Пири-Рейса то, что там изображена Антарктида, причём без существующего теперь ледяного покрова во многих частях. Как это объяснить? Это можно объяснить только тем, что эта карта допотопная, а Северный полюс до потопы был примерно в середине Гренландии. И, представляете, если Северный полюс вместился на север примерно на две тысячи километров, то северная конечность Антарктиды, где сейчас находится пролив Дрейка в то время была примерно на широте Сантьяго. Значит, там был нормальный климат, можно было жить. Естественно, что в то время — вот эта часть Антарктиды была обитаема. Удивительным является то, что на карте Пири-реиса вообще нет пролива. Вот того пролива, который сейчас называется проливом Дрейка.
В то время, как наименьшая глубина от этого пролива 270 метров, а в других частях он еще глубже. Уровень моря в среднем поднялся где-то метров на 200-300. Так что, в общем, не совсем понятно, почему на карте Пири-реиса нет перешейка, но объяснение может быть связано с тем, что происходили такие сильные подвижки материковых плит, что действительно уровень и Мирового океана, и этих плит менялся. То есть по всей видимости, это связано не только с тем, что уровень моря поднялся метров на 200-300, но и с подвижкой континентов. Во всяком случае, как утверждают картографы, и в том числе военные картографы, что очертания, которые дают карты Пири-реиса они очень хорошо совпадают с тем, что получено с помощью эхолокации. То есть с помощью эхолокации можно наблюдать то, что находится под льдом. Действительно в то время, по всей видимости, часть Антарктиды была не покрыта льдом. Так что там жили люди. Официальная наука иногда просто не реагирует, потому что люди понимают, что если отреагировать, то будет неправильно понято. Так что лучше вообще молчать по поводу таких актов.
А нтарктида мало чем отличается от Марса. Разве что кислорода побольше. А холод такой же. Местами температура опускается до минус 90 градусов по Цельсию. Принципиальная разница одна - в Антарктиде бывают люди, а на Марсе пока нет. Но это не значит, что ледовый континент исследован гораздо лучше, чем Красная планета. Загадок хватает и здесь, и там…
Мы не знаем, есть ли жизнь на Марсе. Нам неизвестно, что скрыто под многокилометровой толщей антарктического льда. Да и о том, что творится на его поверхности, есть лишь смутное представление.
Удивительно, но изображений Марса в высоком разрешении больше, чем Антарктиды. Подробно рассмотреть детали ее рельефа можно лишь на узкой полоске в районе Земли Королевы Мэри, где и нашлись сюрпризы. А не худо было бы взглянуть и на другие места. Особенно на те, про которые давно ходят легенды.
Открытие принадлежит Джозефу Скипперу, известному виртуальному археологу из США. Обычно он «копает» на Марсе и на Луне, рассматривая фотографии, переданные оттуда космическими аппаратами и выложенные на официальных сайтах НАСА и других космических агентств. Находит много удивительного - того, что резко выпадает из традиционных представлений.
В коллекции исследователя есть объекты, похожие на кости и черепа гуманоидов. И такие, которые (с натяжкой, конечно) можно принять за останки их - гуманоидов - цивилизованной деятельности.
На сей раз археолог заинтересовался Землей - конкретно Антарктидой. И нашел там сразу три странности - дырку, «тарелку» и озера.
Я прошел по следам Скиппера и нашел все обнаруженные им объекты. Их координаты известны, они хорошо видны на спутниковых снимках ледового континента, выложенных на сайте Google Earth.
Координаты:
«Ход»: 99o43’11, 28’’E; 66o36’12, 36’’S
«Озеро»: 100o47’51,16’’E; 66o18’07,15’’S
«Летающая тарелка» 99o58’54,44’’E; 66o30’02,22’’S
По мнению Скиппера, на ледовом континенте существует целый подземный город. И доказательством этого являются озера с жидкой водой среди льдов Антарктиды, а также огромный «Ход» расположенный на ледовом континенте. Но кто же мог построить все это в условиях страшного холода? Ответ на этот вопрос, по убеждению Скиппера, дает третья его находка - огромная «тарелка», которая, возможно, принадлежит инопланетянам.
К байкам про полярных инопланетян и немцев трудно относиться хоть сколько-нибудь серьезно. Но… Что делать с дыркой, «тарелкой» и озерами, обнаруженными Джозефом Скиппером? Уж очень хорошо одно ложится на другое. Если, конечно, объекты являются тем, на что они так похожи.
Из дырки в горах могут вылетать НЛО. «Тарелка» — настоящая. Может быть, даже инопланетная. Выглядит обледенелой. И будто бы обнажившейся в результате то ли глобального потепления, то ли выветривания. Принадлежит тем ребятам, которые жили или живут во внутренних теплых полостях Антарктиды.
Ну а озера — это как раз свидетельство того, что они — полости — есть. И отогревают оазисы. Вроде оазиса Ширмахера, который далеко не единственный.
Антарктида вообще странное место…
Кстати, и озеро «Восток» не свободно от баек. На его западной стороне обнаружена сильная магнитная аномалия. Это - научный факт. Но природа аномалии пока не определена. Что дает уфологам право, по крайней мере, временно, утверждать, что тут лежит массивный металлический объект. Конкретно - огромный инопланетный корабль. Может быть, разбившийся. Может быть брошенный миллионы лет назад, когда над озером еще не было льда Может быть, действующий и просто припаркованный.
Так выглядит лед над озером Восток. С левого края — магнитная аномалия и странные дюны. На правом берегу — станция «Восток»
К сожалению, магнитное аномалия расположена далеко от скважины - на противоположном конце озера. И разгадать ее вряд ли скоро удастся. Если вообще когда-нибудь получится.
О существовании разветвленной сети подледных рек и каналов недавно сообщили британские ученые - Дункан Уингхэм (Duncan Wingham) из университетского колледжа Лондона (University College London) с коллегами, - опубликовав соответствующую статью в авторитетном научном журнале Nature. Их выводы основаны на данных, полученных со спутников.
Уингхэм уверяет: подледные каналы столь же полноводны, что и Темза.
Загадка озера Ванда. Это соленое озеро, круглый год оно покрыто льдом. Но что поразительно: термометр опущенный в воду на глубину 60 м показывает… 25 градусов тепла! Почему? Ученые этого еще не знают. Наверное Антарктида преподнесет еще немало подобных загадок.
Смех-смехом, но открытие британских ученых отнюдь не противоречит самым бредовым версиям о скрытой антарктической жизни. Наоборот, их подкрепляет. Ведь сеть каналов, расположенных на глубине около 4 километров под тощей льда, может связывать одни полости с другими. Служить своеобразными дорогами, которые в каком-то месте могут иметь выход в океан. Или вход.
Земля Королевы Мод — обширная область на атлантическом побережье Антарктиды, лежащая между 20° западной и 44°38′ восточной долготы. Площадь — около 2 500 000 квадратных километров. Территория подпадает под действие Договора об Антарктике.
Этот договор запрещает использование антарктических территорий в любых целях, кроме научно-исследовательских. На территории Земли Королевы Мод действует несколько научных станций, в том числе российская станция «Новолазаревская» и немецкая станция «Ноймайер»
Антарктида была открыта в далеком 1820 году. Однако ее первое системное и углубленное изучение началось лишь век спустя. Причем наиболее заинтересованными исследователями ледового континента оказались представители нацистской Германии. В 1938–1939 годах немцы снарядили на континент две мощные экспедиции.
— В Антарктиде до сих пор есть неисследованные районы, — говорит Сергей Булат, старший научный сотрудник отделения молекулярной и радиационной биофизики Санкт-Петербургского института ядерной физики. — Подледниковая структура очень разнообразна, это обычный континентальный рельеф, где есть горы, озера и прочее. Между континентом и льдом есть ниши, но не пустые, они все заполнены либо водой, либо льдом.
Однако, по моему мнению, существование отдельной цивилизации под ледяной шапкой невозможно. Ведь толщина льда в Центральной Антарктиде свыше трех километров. Выжить там чему-либо сложно. Не забывайте, что средняя температура на поверхности континента минус 55 градусов. Хотя подо льдом, конечно, тепло — около 5-6 градусов ниже нуля, тем не менее жизнь там маловероятна.
Площадь Антарктиды - около 14 миллионов квадратных километров. Почти весь континент покрыт льдом. Местами его толщина достигает 5 километров. А что находится под ним, известно лишь про ничтожную часть поверхности.
История тяжелого пехотного танка «Черчилль» началась в сентябре 1939 года, когда в генеральном штабе британской армии разработали техническое задание на танк А.20, которым собирались заменить уже находившийся в серийном производстве и поступавший в войска тяжелый пехотный танк Мк II «Матильда» (А.12). Потребность в новой, еще более мощной боевой машине была вполне объяснима. Разгоралась Вторая мировая война, британские войска вновь отправипись на континент и на их пути вновь вставали ощетинившиеся стволами орудий укрепления «Линии Зигфрида». Итак, предполагалось, что новая боевая машина будет иметь лобовую броню не менее 60 мм, что обеспечит ей защиту от 37-мм немецких противотанковых орудий, и будет развивать скорость около 16 км/ч. Вооружение - две 2-фунтовые пушки и спаренные с ними пулеметы Besa - планировалось разместить в спонсонах по бортам танка. Наконец, для более эффективного преодоления вертикальных препятствий гусеница должна была охватывать корпус машины. По совокупности всех этих характеристик получился танк... периода Первой мировой войны, выполненный на более высоком (все-таки 20 лет прошло!) техническом уровне. Справедливости ради, надо отметить, что существовали и другие варианты вооружения, отличавшиеся от изложенного как калибром, так и размещением орудий. Впрочем, альтернативу спонсонам разработчики тех-задания видели только в установке одного орудия в башне, а другого - в лобовом листе корпуса (по примеру французского тяжелого танка B1bis). В итоге контракт на окончательную разработку проекта и постройку четырех прототипов заключили в декабре 1939 года с Вулвичским Королевским арсеналом и фирмой Harland and Wolff Ltd. из Белфаста. В качестве силовой установки предполагалось использовать либо 300-сильный дизель, либо новый 12-цилиндровый бензиновый мотор Meadows. Что касается трансмиссии, то альтернативы конструкции доктора Х.Е.Меррита не было. Первый прототип без башни и вооружения был готов к середине 1940 года. Уже пробные испытания на полигоне не могли не вызвать пессимизма. Двигатель Meadows DAV не развивал требуемой мощности, нечетко работала трансмиссия и, что самое главное, никаких перспектив по модернизации у них не было, поскольку после установки башни и вооружения масса танка достигла бы 37,5 т, вместо 32 по техзаданию. И тут, как нельзя кстати, фирма Vauxhall Motors предложила для нового танка свой 12-цилиндровый двигатель Bedford мощностью 350 л.с., представлявший собой два спаренных хорошо отработанных в производстве и эксплуатации одноименных 6-цилиндровых автомобильных мотора. Идея понравилась, и заказ передали на Vauxhall вместе с двумя полуготовыми прототипами А.20. Два других не стали строить вообще. Работа над новым прототипом, получившим индекс А.22, велась быстрыми темпами, чертежи поступали в цеха буквально с чертежной доски. Это бып июль 1940-го, шла «Битва за Британию», немцы готовились к броску через Ла-Манш. Прототип А.22 изготовили осенью, а его испытания продолжались до конца года. Первые же 14 серийных танков, получивших армейское обозначение Мк IV, покинули цеха Vauxhall Motors лишь в июне 1941-го. Новую боевую машину назвали «Черчилль», - в честь премьер-министра Великобритании. Еще в ходе проектирования танка начала складываться так называемая «Производственная группа танка «Черчилль» (Churchill Tank Production Group), в которую, помимо генподрядчика - компании Vauxhall Motors, вошли еще 10 фирм, осуществлявших его выпуск. Организация сборки танков на 11 предприятиях, 10 из которых находились в Англии, а одно - в Северной Ирландии, вызывала немало сложностей, тем более, что комплектующие поставлялись еще сотней фирм. Тем не менее, первый «Черчилль» фирмы Leyland собрали в июне 1941 года, а месяц спустя заводские цеха покинула и машина, изготовленная фирмой Metro-Cammel. Надо сказать, что «Черчилли» выпуска 1941 года были плохо отработаны конструктивно и технологически. Комиссия Военного департамента в ноябре 1941-го выявила не менее 16 крупных конструктивных дефектов, в основном в трансмиссии и ходовой части, приводивших к частому выходу танков из строя даже в «тепличных» условиях эксплуатации в частях, дислоцированных в Великобритании. Так, например, в одном из армейских танковых батальонов при первом же выходе в поле для проведения тактических занятий из 54 боевых машин вышли из строя 30! Причем не менее трети из них так и не смогли добраться до места постоянной дислокации своим ходом. К числу наиболее серьезных дефектов ходовой части относились заклинивание тележек опорных катков и разрыв гусениц. Трансмиссия быстро ломалась из-за применения материалов недостаточной прочности и быстрого износа главного фрикциона. В системах двигателя наблюдались утечка горючего из бензонасоса и трубопроводов, быстрое разрушение гибких маслопроводов и неудовлетворительная герметизация системы зажигания. Перечень выявленных «слабых мест» сотрудники фирмы Vauxhall Motors разослали по танковым частям вместе с инструкцией по эксплуатации, снабдив его красноречивым обращением к личному составу: «Мы знаем, что не все механизмы и агрегаты танка будут работать как положено. Все недостатки будут устранены, как только в нашем распоряжении появятся необходимые материалы и новые узлы. Пожалуйста, не делайте неверных заключений из нашего искреннего признания своих ошибок. Танк Mk IV - хорошая машина. Проблемы, возникшие в ходе его испытаний, не являются нормой. Ненормально то, что мы не устранили их прежде чем начать серийное производство». Для оказания помощи техсоставу по устранению конструктивных недостатков в строевые части были направлены инженеры с заводов-изготовителей. Однако военным иногда приходилось справляться своими силами, и не без успеха, как это было, например, в 147-м Хэмп-ширском полку. Одним из постоянно выходивших из строя узлов «Черчилля» была тяга управления коробкой передач. Она постоянно ломалась, а запасные тяги отсутствовали. Проблему удалось решить закупкой большого количества полуосей к автомашине «Форд» в автомобильных ремонтных мастерских в Норфолке. Полуоси вполне подходили для установки на танк вместо штатных тяг и к тому же превосходили их по прочности. В течение полугода ремонту и переоборудованию новыми узлами и агрегатами в той или иной степени подверглась 1000 из 1200 единиц только что выпущенных танков! Столь массовые мероприятия по устранению конструктивных дефектов, наделавших много шума, по-видимому, и заставили Уинстона Черчилля произнести свою знаменитую фразу: «У танка, носящего мое имя, недостатков больше, чем у меня самого!» Вполне естественно, что в конструкцию танка в процессе серийного производства вносились многочисленные изменения, которые, правда, не затронули в целом ни компоновку, ни ходовую часть, ни двигатель, ни трансмиссию. В основном они свелись к установке различных вариантов вооружения. Недаром принято считать, что история танка «Черчилль» отражает собой историю развития британских танковых пушек. Churchill I Первая серийная модель. Основная конструктивная особенность - размещение и состав вооружения. Не имея в 1941 году никакой другой танковой пушки, кроме 2-фунтовой, англичане разместили ее в башне в спаренной установке с 7,92-мм пулеметом Besa. Для танка массой 37,9 т этого, по-видимому, показалось мало, поэтому в лобовом листе корпуса, слева от механика-водителя, установили 3-дюймовую гаубицу. Огневые возможности последней, впрочем, были сильно офаничены выносом вперед направляющих колес. Вследствие этого сектор стрельбы из гаубицы, как и сектор обзора водителя, составлял 30 - 32°. Комбинация гаубицы и пушки обеспечивала сбалансированные возможности по поражению целей как фугасными, так и бронебойными снарядами, поскольку в боекомплекте 2-фунтового орудия фугасных снарядов не было. Максимальная толщина брони корпуса-101 мм, башни - 89 мм. Максимальная скорость достигала 27 км/ч, экипаж состоял из пяти человек. На машинах ранних выпусков щели окон воздухопритока к радиаторам системы охлаждения, расположенные по бортам танка в специальных коробах, были обращены вниз. В ходе эксплуатации быстро выявился недостаток такой конструкции - вентиляторы засасывали вместе с воздухом пыль и песок, засоряя рядиаторы и приводя к перегреву двигателя. Конструкцию изменили - короба развернули окнами вверх. Особенностью «Черчиллей» первой модификации стало и отсутствие надгусеничных полок. У выпущенных в ограниченном количестве танков поддержки «Черчилль ICS» (CS - Close Support) и в башне, и в корпусе были установлены 3-дюймовые гаубицы.
Создание танка
Опытный «Черчилль» А.20 с башней от «Матильды»
В сентябре 1939 года в британской армии было разработано техническое задание под названием А.20, который впоследствии стал Черчиллем. Он предполагался на замену танку «Матильда» и должен был превосходить её. Британцы предполагали, что новые танки будут использоваться в позиционной войне. Поэтому танк сочетал в себе толстую лобовую броню, низкую скорость и хорошо преодолевал заграждения типа рвов и насыпей. В начале планировалось разместить вооружение как в танках Первой мировой - в боковых спонсонах. Прототип без башни и вооружения был построен в середине 1940 года. Его вес составил 37,5 тонн, что сильно превосходило планируемый. Были проблемы с двигателем, который не мог развить нужную мощность.
Война была уже в разгаре, шла «Битва за Британию», немцы готовились к броску через Ла-Манш. Разработку танка следовало ускорить. Фирма Vauxhall Motors предложила для нового танка свой 12-цилиндровый двигатель Bedford мощностью 350 л.с., представлявший собой два спаренных хорошо отработанных в производстве и эксплуатации одноименных 6-цилиндровых автомобильных мотора. Этот вариант получил название А.22. Вместо спонсонов вооружение разместили в «нормальную» башню посередине корпуса. Первые же 14 серийных танков, получивших армейское обозначение Мк IV, покинули цеха Vauxhall Motors лишь в июне 1941-го. Новую боевую машину назвали «Черчилль», - в честь премьер-министра Великобритании.
Еще в ходе проектирования танка начала складываться так называемая "Производственная группа танка «Черчилль» (Churchill Tank Production Group), в которую, помимо генподрядчика - компании Vauxhall Motors, вошли еще 10 фирм, осуществлявших его выпуск. Организация сборки танков на 11 предприятиях, 10 из которых находились в Англии, а одно - в Северной Ирландии, вызывала немало сложностей, тем более, что комплектующие поставлялись еще сотней фирм. Тем не менее, первый «Черчилль» фирмы Leyland собрали в июне 1941 года, а месяц спустя заводские цеха покинула и машина, изготовленная фирмой Metro-Cammel.
Надо сказать, что «Черчилли» выпуска 1941 года были плохо отработаны конструктивно и технологически. Комиссия Военного департамента в ноябре 1941-го выявила не менее 16 крупных конструктивных дефектов, в основном в трансмиссии и ходовой части, приводивших к частому выходу танков из строя даже в «тепличных» условиях эксплуатации в частях, дислоцированных в Великобритании. Так, например, в одном из армейских танковых батальонов при первом же выходе в поле для проведения тактических занятий из 54 боевых машин вышли из строя 30! Причем не менее трети из них так и не смогли добраться до места постоянной дислокации своим ходом.
Вполне естественно, что в конструкцию танка в процессе серийного производства вносились многочисленные изменения, которые, правда, не затронули в целом ни компоновку, ни ходовую часть, ни двигатель, ни трансмиссию. В основном они свелись к установке различных вариантов вооружения. Недаром принято считать, что история танка «Черчилль» отражает собой историю развития британских танковых пушек.
Модификации:
- Churchill I - 2-фунтовая (40мм) пушка в башне и 76 мм гаубица в корпусе, отсутствовали надгусеничные полки
- Churchill II - Вместо гаубицы в корпусе был пулемет
- Churchill III - (февраль 1942) 6-фунтовая пушка МкIII (калибр - 57мм) в увеличенной башне
- Churchill IV - Башня не отличалась по кострукции, но стала литой. Длина ствола пушки была увеличена.
- Churchill V - Танк огневой поддержки с 95 мм гаубицей
- Churchill VI - (конец 1943) Установлена 76 мм пушка в башне
- Churchill VII (A22F) - Броня лба корпуса увеличена до 152мм
- Churchill VIII - Танк огневой поддержки с 95 мм гаубицей на базе модели VII
- Churchill XI - Модернизированные до уровня Mk.VII предыдущие модели
- Churchill IXLT - Модернизированные танки предыдущих моделей, у которых оставлена старая башня
- Churchill X - Mk.VI с установленной на них башней с 76 мм пушкой и усиленной броней
Особенности конструкции
Основой служил прямоугольный корпус. Гусеницы охватывали его. По бокам имелись люки для аварийного выхода. Башни всех модификаций немного различались по размеру и вооружению, но были в целом похожими. Танки версий VII и VIII получили вращающуюся командирскую ба шенку с семью перископическими смотровыми приборами. В первых моделях применялась недостаточно мощная 40 мм пушка. Начиная с модификаций III и IV устанавливались более мощные 57 мм пушки. Но все равно огневая мощь уступала танкам других стран. «Черчилль VII» вооружались 75-мм пушкой Mk V с длиной ствола 36,5 калибра. Эта пушка тоже уступала аналогичным орудиям других стран. У всех танков в крыше башни справа располагался 2-дюймовый (50.8-мм) миномет для стрельбы дымовыми минами (на «Черчиллях», воевавших в Красной Армии, для стрельбы из миномета использовались и осколочные мины от 50-мм ротного миномета советского производства). На танках всех модификаций устанавливался двигатель одной марки - 12-цилиндровый горизонтально-оппозитный карбюраторный жидкостного охлаждения Bedford «Twin-Six» мощностью 350 л.с. при 2200 об/мин.
Оценка
Танк имел надежную броню, с которой часто могли справится только 88 мм зенитные и танковые пушки, но сам имел недостаточно мощное вооружение. 57 мм пушка QF 6 pounder превосходила по точности и бронебойности советскую 57 мм пушку, хотя имела меньшую длину ствола. А других орудий для танков в те времена у британцев не было. Черчилль имел большой боекомплект для пушки и пулеметов. Например, боекомплект к пулеметам, в три раза превосходил запас патронов к танку КВ. В техническом плане это была не доведенная до конца конструкция. Механизмы и узлы были ненадежными и несовершенными. Танк часто выходил из строя по техническим причинам даже вне боя. Гусеница могла самопроизвольно слететь в движении. Катки легко ломались. Обзор для водителя был очень плохой - мешали гусеницы, прикрытые большими грязевиками.
Применение танка Великобританией
Уничтоженный «Черчилль» на пляже перед Дьеппом.
Поначалу планировалось, что танки Churchill будут использоваться в позиционной войне с Германией по типу Первой мировой. Но разгром Франции и эвакуация британской армии поменяли эти планы. первым боевым применением этого танка стал рейд на Дьепп 19 августа 1942 года. Небольшой городок на побережье Франции стал целью для пробной высадки. Планировалось, что войска внезапно высадятся, проведут разведку местности и состояния укреплений, захватят пленных для допроса и тут же вернутся назад. Churchill подготовили для высадки вброд. Но оказалось, что путь преградила дамба, которую танки не могли преодолеть. Более того, танки тонули и уничтожались артиллерийским огнем ещё в воде. С потерями, высадившимся войскам удалось прорваться на улицы городка, но они оказались перекрыты ограждениями и простреливались пушечным огнем. Вооружение танков оказалось неподходящим - в боекомплекте не было осколочных снарядов. Операция провалилась, все 58 танков были потеряны (уцелевшие до последнего момента прикрывали отход войск). Рейд потерпел крах.
Несколько танков использовались в боях в Северной Африке. Шесть Mk.III участвовали в боях при Эль-Алаймен и показали свою стойкость к огню противотанковых пушек. Танки активно применялись в боях в Тунисе начиная с 1943 года. Здесь они столкнулись с немецкими тяжелыми танками Тигр, против которых оказались почти бесполезны (хотя и были случаи уничтожения Тигров в открытом бою). Потери были ощутимые, но все же единичные танки, прорвавшиеся в глубину немецкой обороны, наносили большой урон живой силе. В начале мая 1943 года боевые действия в Африке завершились поражением немцев.
Примерно год после этого, танки Churchill находились в Африке, не принимая участия в боях. Но в мае 1944 они были брошены в сражение на территории Италии на т. н. «Линию Гитлера» под Римом. Это было ожесточенное сражение, победа в котором далась с потерями. Укрепления немцев были уничтожены в ходе этих боев, а сами немцы отступили. 4 июня 1944 года англо-американские войска вступили в Рим. В следующий раз в Италии «черчилли» массированно использовались при прорыве «Линии Готов» - без преувеличения, наиболее бессмысленной операции союзных войск в Италии. «Линия Готов» (оборонительная позиция на рубеже Пиза - Римини) имела такие же укрепления, что и «Линия Гитлера», но простиралась на большуюглубину. 26 августа начался штурм. По свидетельству командующего 8-й английской армии генерала Лизи, это были бои «самые кровопролитные в истории английской армии». Все холмы и возвышенности имели укрепления на обратных скатах. Разбить их прицельным огнем могли только танки, шедшие в боевых порядках пехоты. Вот что говорилось в рапорте командира 128-й пехотной бригады: «Танки „Черчилль“ вместе с пехотой день за днем преодолевали оборону противника, продвигаясь по сильнопересеченной местности, в мирное время считавшейся для них недоступной. Командиры эскадронов часто покидали свои боевые машины и, идя впереди, указывали танкам проходы через препятствия». К 29 сентября вся оборонительная зона «Линии Готов», за исключением небольшой части на западе, была преодолена.
Танки «Черчилль» использовались во время знаменитой высадки в Нормандии. В зоне высадки англичан «Сворд» использовались танки, оборудованные минными тралами и плугами. Эти машины позволили быстро преодолеть заграждения и избежать потерь в живой силе. Сразу после высадки немецкие орудия открыли огонь, повергнув зону высадки в хаос, но были методично расстреляны «Черчиллями» одно за другим. Бетонные укрепления немцев уничтожались мощными зарядами специальных танков Churchill AVRE. В зонах высадки «Джуно» и «Голд» также были достигнуты успехи благодаря специальной технике на базе Churchill. Это были танки, в которых установили 290 мм мортиру для разрушения бетонных укреплений. Взрыв их снарядов раскалывал бункеры. Спереди устанавливались минные тралы различных конструкций, плуги, катушки с дорожками, прицепы с зарядами и огнеметы (известны под названием Churchill Crocodile)
Поставки по ленд-лизу
Единственной иностранной армией (не считая Канады - страны Содружества), получившей во время Второй мировой войны танки «Черчилль», стала Красная Армия. В Советский Союз в рамках программы ленд-лиза были отправлены 344 боевых машины модификаций III и IV, из которых до места назначения добрались только 253 единицы. Первые 10 танков прибыли в СССР в июле 1942 года. «Черчилли», также как и тяжелые танки советского производства, поступали в отдельные гвардейские танковые полки прорыва. В каждом полку по штату № 010/267 полагалось иметь 21 танк и 214 человек личного состава. Звание «гвардейский» присваивалось сразу после приказа о формировании полка. Кроме полков прорыва, в 1944 году стали создаваться отдельные танковые полки армейского или фронтового подчинения. В их состав нередко включали и иностранные танки. Следует отметить, что в советских документах тех лет эти машины обычно имели обозначение MK.IV или MK-IV.
Применение танка СССР
«Черчилль» под Киевом, Ноябрь 1943
Боевой дебют «Черчиллей» на советско-германском фронте состоялся в ходе Сталинградской битвы. Позже, эти танки были использованы в освобождении Киева в 1943 году. На Ленинградском фронте в апреле 1943 года находился полк, имевший на вооружении 21 танк «Черчилль» и три бронетранспортера «Универсал». В процессе эксплуатации танков «Черчилль» в лесисто-болотистой местности наши танкисты отмечали их недостаточную проходимость и неприспособленность к уcловиям русской зимы. В частности, все штатные каталитические обогреватели через несколько дней эксплуатации по просьбе танкистов были заменены печками отечественного производства. Также, Черчилли участвовали и в Курской Битве. К началу Выборгской операции 10 июня 1944 года в составе 21-й армии Ленинградского фронта имелся гвардейский танковый полк, частично укомплектованный «Черчиллями». Его танки вели бой за Выборг с 18 по 20 июня. К моменту освобождения города в составе полка насчитывалось шесть «Черчиллей» и 32 КВ. Как уже упоминалось, танками «Черчилль» были укомплектованы (иногда частично) и линейные танковые полки. Например, 39-й отдельный Киевский танковый полк по состоянию на 2 марта 1944 года отличал весьма пестрый состав боевых машин: три KB, две «матильды», три «Черчилля», два Т-70, два Т-60 и 38 Т-34. В ходе боев «Черчилли» несли большие потери и к концу 1944 года их применение прекратилось.
Послевоенное применение
После окончания боевых действий, танки «Черчилль» оставались на вооружении до конца 40-х годов, когда их отправили на склады. Но с началом войны в Корее, туда были направлены танки «Черчилль-крокодил». Но в основном там применялись более современные танки «Центурион». Кроме того, там использовались эвакуационные машины на базе этого танка. В октябре 1951 года «Черчилли» были отозваны из Кореи и больше никогда не участвовали в боевых действиях. Вскоре линейные списали, но саперные «Черчилль» AVRE послевоенной модификации состояли на вооружении британской армии вплоть до 1965 года.