Танк матильда 2 из игры штурм. Infantry Tank Mk.II “Matilda II” \ A12 Пехотный танк
В прошлом декабре мне представился случай испытать два новые изделия,
разработанные "Ижмашем": АК-107 и АК-108.
Крышка коробки крепится к самой коробке сзади при помощи рычага, а не типичной для всех АК кнопкой возвратного механизма. Спереди на крышке расположено заднее прицельное устройство. Своим выступом оно входит в паз на ствольной накладке и тем самым закрепляет крышку в передней точке - метод также отличительный от штатного автомата. Геометрия окна выбрасывателя отработанной гильзы также своя: более короткая со скосом в задней и передней части. Это объясняется тем, что ход подвижных деталей АК-107 и АК-108 короче, чем у обычного "Калашникова". В результате, темп огня в автоматическом режиме возрастает с 600 до 850 и даже 900 выстрелов в минуту. От основания мушки до ствольной накладки проходит кожух газового двигателя, интегрированный со ствольной накладкой.
Автоматы, сделанные под патрон 5,45х39 (АК-107) и 5,56х45 мм (АК-108), состоят из следующих основных деталей и узлов: Основное и главное отличие изделий заключается в наличии механизма сбалансированной автоматики. Рассмотрим его более подробно. Основным принципом работы автоматов АК-107 и АК-108 является использование энергии газов сгорания порохов, когда часть газов направляется из канала ствола в газовый двигатель. Если в штатном автомате газовая камера имеет один рабочий цилиндр и поршень, то тут работают два цилиндра и два поршня. При этом противоположное движение поршней синхронизируется при помощи шестерни. При выстреле, давлением газа оба поршня приводятся в движение. Две массы, набирая инерцию движутся в противоположном направлении, и, достигая свои крайние точки, создают инерционные моменты с противоположными значениями, что, следуя законам физики, снижает силу отдачи. Под действием силы пружин возвратного механизма, и опять-таки через узел синхронизации, обе массы одновременно возвращаются в исходное положение. Импульс, генерируемый в момент наката, так же существенно редуцируется. Затвор при этом извлекает из магазина очередной патрон и запирает его в патроннике. Детали УСМ становятся в боевое положение. Автоматы стреляют в трех режимах: "АВ" - автоматическим огнем (первое положение переводчика после предохранения); "3" - короткой очередью с отсечкой трех патронов (среднее положение переводчика) и "ОД" - одиночным огнем, переводчик находится в крайнем нижнем положении. Если при стрельбе одиночными выстрелами и в автоматическом режиме УСМ работает так же, как и у автомата Калашникова, то для отсечки "3" на ось переводчика насаживается специальный зубчатый сегмент - сухарь - а попросту "трещотка", которая при каждом выстреле от одного до трех удерживает автоматическое шептало. Как только сделан третий выстрел, "трещотка" освобождает шептало и оно в свою очередь перехватывает курок и удерживает его до очередного нажатия спускового крючка. Очередным нажатием на спуск трехпатронный цикл вновь повторяется. Что дает такая конструкция? Для того, чтобы это оценить на практике, конечно следует самому пострелять, но поверьте на слово: новый автомат дает улучшение кучности стрельбы из неустойчивого положения стоя в 1,5 - 2,0 раза по сравнению со штатным АК74М. Весьма весомый аргумент!
АК-107 | АК-108 | |
---|---|---|
Калибр, мм: | 5,45 | 5,56 |
Патрон: | 5,45х39 | 5,56х45 |
Принцип работы: | газовый двигатель со сбалансированной автоматикой. |
|
Темп стрельбы, выст./мин | 850 - 900 | |
Начальная скорость, м/сек: | 900 | 910 |
Масса патрона, г: | 10,2 | 12,5 |
Масса пули, г: | 3,42 | 4,5 |
Питание: | штатный пластмассовый 30-местный магазин. |
|
Масса, без магазина, кг: | 3,6 | |
Масса магазина (не снаряженного), кг: | 0,2 | |
Длина автомата, мм: - с откинутым прикладом - со сложенным прикладом | 943 695 |
|
Длина ствола, мм: | 415 | |
Ствол: | канал и патронник хромированы, 4 правосторонних нареза с шагом 200 мм (АК-107) и 178 мм (АК-108). |
|
Прицельные устройства: |
скользящая тангента с U-образным прорезом - заднее прицельное приспособление; цилиндрическая шпилька в защитном кожухе - передняя мушка. |
|
Защитное покрытие: | фосфатирование. | |
Фурнитура: | черный полиамид, армированный стекловолокном. |
В рамках «сотой» серии АК ижевские конструкторы реализовали в новых модификациях старый задел опытных образцов. Так, требования повышения меткости автоматической стрельбы вызывали широкий интерес к продолжению работ над «сбалансированной автоматикой» с газовым двигателем. К таковым относится и система разработки Ю. К. Александрова и В. Н. Паранина (ранее на «Ижмаше» Ю. К. Александров и В. М. Калашников разработали несколько автоматов сбалансированной схемы). Эта система представлена в двух вариантах автомата - АК 107 под патрон 5,45x39 и АК 108 под патрон 5,56x45.
Схема работы автоматики АК- 107 |
Сбалансированная схема имеет целью, используя достоинства автоматики с газовым двигателем и длинным ходом газового поршня, устранить свойственное ей рассеивание попаданий из-за импульсов, порождаемых ударом пороховых газов в газовую камеру и ударами подвижной системы в крайних точках. Пороховые газы отводятся в газовую камеру с двумя цилиндрами и действуют на два раздельных противоположно движущихся поршня. Две массы в крайних точках создают противоположно направленные инерционные моменты, а поскольку их движение синхронизировано, импульс, порождаемый в обычной системе газоотводным узлом, гасится. Под действием возвратного механизма обе массы одновременно возвращаются в исходное положение, так что импульс наката подвижной системы так же в значительной степени гасится. В результате по кучности стрельбы очередями из неустойчивых положений АК 107 превосходит АК 74-М в 1,5-2 раза.
Длина хода подвижной системы автоматики меньше чем у автомата «классической» схемы (а система Калашникова считается классикой), а это сократило длительность цикла автоматики и повысило темп стрельбы с 600 до 850-900 выстр./мин. Изменились геометрия окна ствольной коробки» крепление крышки ствольной коробки и прицела. Секторный прицел смонтирован на крышке спереди и сцепляясь с пазом на ствольной накладке, фиксирует крышку. От основания мушки до ствольной накладки проходит кожух газового двигателя (газовая трубка), интегрированный со ствольной накладкой.
Автомат АК 107 в неполной разборке:
1 - ствол со ствольной коробкой с ударно-спусковым механизмом, прицельным приспособлением, прикладом и пистолетной рукояткой;
2 - затвор;
3 - затворная рама с газовым поршнем;
4 - противовес;
5 - возвратный механизм;
6 - газовая трубка со ствольной накладкой;
7 - крышка ствольной коробки, с прицелом;
8 - магазин емкостью 60 патронов.
Ударно-спусковой механизм допускает три вида огня, обозначенные соответственно: «АВ» - автоматический огонь, «3» - фиксированной очередью с отсечкой трех патронов, «ОД» - одиночным огнем.
Складывающийся приклад, цевье и пистолетная рукоятка - аналогичны АК 74М, есть планка для крепления оптических и ночных прицелов, возможна установка подствольного гранатомета. штыка-ножа.
Разработан и коробчатый четырехрядный магазин на 60 патронов.
Тактико технические характеристики АК 107
АК108 АК109
Патрон
..............................................................................5,45x39.......5,56х45 НАТО.........7,62х39 |
||
Автомат Калашникова со сбалансированной автоматикой АК-107 / АК-108 (Россия)
Автомат Калашникова со сбалансированной автоматикой АК-107
Автомат Калашникова со сбалансированной автоматикой АК-107, неполная разборка
Схема работы сбалансированной автоматики.
Калибр: 5,45x39 мм (5,56 мм НАТО для АК108)
Длина: общая: 943 мм; со сложенным прикладом 700 мм
Длина ствола: 415 мм
Вес: 3,8 кг без патронов
Емкость магазина: 30 патронов
Темп стрельбы:, 850 выстрелов в мин. (900 для АК108)
Автоматы АК-107 и АК-108 были разработаны на Ижевском Машиностроительном заводе (ИЖМАШ) на основе более ранних образцов, созданных для участия в конкурсной программе «Абакан». Главными создателями новых автоматов являются Ю. К. Александров и В. Н. Паранин, а в основу конструкции этих автоматов легли экспериментальные Ижевские автоматы АЛ-4 (разработан еще в конце 1960х годов), и АЛ-7 (более поздней разработки). Оба этих автомата отличала так называемая «сбалансированная» автоматика, по своей идее аналогичная примененной в автомате АЕК-971 Ковровского Механического Завода. Такая автоматика позволяет существенно улучшить характеристики оружия при стрельбе очередями любой длины, по сравнению с традиционными автоматами Калашникова, на базе которых и были разработаны как АЛ-4 и АЛ-7, так и АК-107/108. По сути, основным отличием автоматов АК-107 калибра 5.45мм и АК-108 калибра 5.56мм НАТО от автоматов Калашникова АК-74М и АК-101 соответственно и является измененная конструкция автоматики, получившая второй газовый поршень с установленной на его штоке противомассой, и синхронизирующим устройством, расположенным между затворной рамой и балансиром. Есть и еще ряд отличий, в частности, измененная конструкция крепления крышки ствольной коробки, но они менее существенны.
Основная идея сбалансированной автоматики лежит в том, что отдача оружия при стрельбе складывается из целого ряда импульсов. Из них первым по времени является импульс от самого выстрела, полученный оружием, пока затвор еще заперт. Затем следует дополнительный импульс при ударе затворной группы в момент прихода ее в заднее положение, и наконец - противоположно направленный импульс при приходе затворной группы в крайнее переднее положение после завершения цикла перезарядки. И если отдачу от самого выстрела можно несколько уменьшить при помощи эффективного дульного тормоза, то довольно значительные импульсы от соударения затворной группы со ствольной коробкой в заднем и переднем положении гасить сложнее, а они вносят довольно сильные возмущения в положение оружия при стрельбе, ухудшая кучность огня. Для устранения этих импульсов в конструкцию оружия введен дополнительный «балансир», движущийся в направлении, противоположном движению затворной группы. При этом масса балансира равна массе затворной группы, а скорость движения за счет наличия в конструкции синхронизатора в виде обычного зубчатого колеса (шестерни) равна по модулю и противоположна по значению, так что импульсы затворной группы и балансира равны по модулю и противоположны по знаку, то есть суммарный импульс равен нулю. В крайних положениях подвижной группы ее элементы соударяются не с неподвижными элементами оружия, а друг с другом, взаимно гася импульсы, которые в обычном оружии передаются на его корпус и на стрелка в виде дополнительных составляющих отдачи. Результатом применения такой конструкции является то, что при стрельбе очередями на оружие в целом и стрелка фактически воздействует только импульс отдачи, вызванный самим выстрелом (суммарный импульс пули и пороховых газов), к тому же - эффективно сниженный дульным тормозом, что значительно улучшает кучность стрельбы в автоматическом режиме. По разным данным, эффект от применения такой схемы позволяет улучшить кучность при огне очередями в 1.5 - 2 раза по сравнению с автоматами АК-74М. В то же время, конструкция оружия усложняется лишь незначительно, особенно в сравнении с оружием, в котором для улучшения кучности стрельбы принята лафетированная схема автоматики (например, автомат Никонова АН-94).
Характерный вид оружия со сбалансированной автоматикой, имеющего сильно удлиненную вперед трубку газового поршня, как раз и определяется необходимостью скрыть в ней движущийся вперед-назад противоположно затворной группе балансир.
Автоматы АК-107 и АК-108 отличаются друг от друга только применяемыми патронами. Автоматика построена по газоотводной схеме с длинным ходом газового поршня и дополнительным балансиром, имеющим свой, второй газовый поршень, двигающийся в противоположном основному направлении. Синхронизация затворной рамы и балансира осуществляется при помощи вертикально расположенной между ними шестерни. Кроме того, в конструкцию введена оригинальная деталь, исключающая отскок подвижных частей при их приходе в крайнее положение, соответствующее переднему положению затворной рамы (в момент окончания цикла перезарядки). Запирание ствола осуществляется поворотным затворном, схожим по конструкции с затвором автомата Калашникова АК-74.
В конструкции предусмотрены две возвратных пружины - одна расположена на обычном месте между задней стенкой ствольной коробки и затворной рамой, а вторая - между затворной рамой и балансиром, и сжимается между ними при открытии затвора.
Ударно-спусковой механизм в целом аналогичен таковому на автоматах Калашникова АК-74, но в него введен дополнительный режим стрельбы с отсечкой очереди по 3 выстрела. Предохранитель- переводчик режимов огня также традиционно «Калашниковский», но имеет не 3, а 4 положения: предохранитель - автоматический огонь («АВ») - очередь по 3 патрона («3») - одиночные выстрелы («ОД»).
Пластиковая фурнитура черного цвета, складной приклад и открытые прицельные приспособления заимствованы от автомата АК-74М.
АЛ-4 разработан в конце 60-х, за несколько лет до АК-74.
Ствол и затвор этого образца был заимствован при разработке АК-74.
Авторы данной разработки Юрий Константинович Александров и Валерий Николаевич Паранин подробно ознакомили с особенностями конструкции автоматов. Собственно, данные образцы представляют собой версию более ранних разработок Александрова, "вписанных" в фурнитуру автоматов Калашникова. По правде сказать, я уже был знаком с моделями Александрова АЛ-4 и АЛ-7, но автомат Александрова - Калашникова видел впервые.
АЛ-7 максимально унифицирован с автоматом Калашникова. Внешне отличается наличием кожуха газового двигателя и конструкцией крышки коробки.
Даже невооруженным глазом заметно, как сильно эти образцы смахивают на своего старшего собрата АК74М. Но это только внешнее сходство. По своей конструктивной схеме, по принципу работы автоматики перед вами действительно новое изобретение.
Крышка коробки крепится к самой коробке сзади при помощи рычага, а не типичной для всех АК кнопкой возвратного механизма. Спереди на крышке расположено заднее прицельное устройство. Своим выступом оно входит в паз на
АЛ-7: неполная разборка.
Ствольной накладке и тем самым закрепляет крышку в передней точке - метод также отличительный от штатного автомата. Геометрия окна выбрасывателя отработанной гильзы также своя: более короткая со скосом в задней и передней части. Это объясняется тем, что ход подвижных деталей АК-107 и АК-108 короче, чем у обычного "Калашникова". В результате, темп огня в автоматическом режиме возрастает с 600 до 850 и даже 900 выстрелов в минуту. От основания мушки до ствольной накладки проходит кожух газового двигателя, интегрированный со ствольной накладкой.
Автоматы, сделанные под патрон 5,45х39 (АК-107) и 5,56х45 мм (АК-108), состоят из следующих основных деталей и узлов:
АК-107/108: узел синхронизации в сборе.
* крышки коробки, выполненной из листовой стали толщиной 0,7 мм;
* газовой камеры со стальным кожухом;
* верхней планки с поршнем, синхронизирующей шестерней и возвратным механизмом;
* затворной рамы с нижней планкой и вторым газовым поршнем;
* возвратного механизма затворной группы;
* затвора;
* ствола с вкладышем;
* ложи со ствольными накладками;
* ударно-спускового механизма;
* магазина.
Основное и главное отличие изделий заключается в наличии механизма сбалансированной автоматики. Рассмотрим его более подробно.
Узел синхронизации:
(а) верхняя планка с шестерней и возвратной пружиной;
(б) рама с нижней планкой и поршнем.
Основным принципом работы автоматов АК-107 и АК-108 является использование энергии газов сгорания порохов, когда часть газов направляется из канала ствола в газовый двигатель. Если в штатном автомате газовая камера имеет один рабочий цилиндр и поршень, то тут работают два цилиндра и два поршня. При этом противоположное движение поршней синхронизируется при помощи шестерни.
При выстреле, давлением газа оба поршня приводятся в движение. Две массы, набирая инерцию движутся в противоположном направлении, и, достигая свои крайние точки, создают инерционные моменты с противоположными значениями, что, следуя законам физики, снижает силу отдачи. Под действием силы пружин возвратного механизма, и опять-таки через узел синхронизации, обе массы одновременно возвращаются в исходное положение. Импульс, генерируемый в момент наката, так же существенно редуцируется. Затвор при этом извлекает из магазина очередной патрон и запирает его в патроннике. Детали УСМ становятся в боевое положение.
Автоматы
АК-107 с комплектом принадлежностей, включая штык-нож, инструмент для неполной разборки и чистки, шомпол, масленку.
Стреляют в трех режимах: "АВ" - автоматическим огнем (первое положение переводчика после предохранения); "3" - короткой очередью с отсечкой трех патронов (среднее положение переводчика) и "ОД" - одиночным огнем, переводчик находится в крайнем нижнем положении. Если при стрельбе одиночными выстрелами и в автоматическом режиме УСМ работает так же, как и у автомата Калашникова, то для отсечки "3" на ось переводчика насаживается специальный зубчатый сегмент - сухарь - а попросту "трещотка", которая при каждом выстреле от одного до трех удерживает автоматическое шептало. Как только сделан третий выстрел, "трещотка" освобождает шептало и оно в свою очередь перехватывает курок и удерживает его до очередного нажатия спускового крючка. Очередным нажатием на спуск трехпатронный цикл вновь повторяется.
Что дает такая конструкция?
АК-108: способ крепления крышки ствольной коробки при помощи рычага.
Для того, чтобы это оценить на практике, конечно следует самому пострелять, но поверьте на слово: новый автомат дает улучшение кучности стрельбы из неустойчивого положения стоя в 1,5 - 2,0 раза по сравнению со штатным АК74М. Весьма весомый аргумент!
Тактико-Технические характеристики
АК-107 АК-108
Калибр, мм: 5,45 5,56
Патрон: 5,45х39 5,56х45
Принцип работы: газовый двигатель со сбалансированной автоматикой.
Темп стрельбы, выст./мин 850 - 900
Начальная скорость, м/сек: 900 910
Масса патрона, г: 10,2 12,5
Масса пули, г: 3,42 4,5
Питание: штатный пластмассовый 30-местный магазин.
Масса, без магазина, кг: 3,6
Масса магазина
(не снаряженного), кг: 0,2
Длина автомата, мм:
С откинутым прикладом 943
Со сложенным прикладом 695
Длина ствола, мм: 415
Ствол: канал и патронник хромированы, 4 правосторонних нареза с шагом 200 мм (АК-107) и 178 мм (АК-108).
Прицельные устройства: скользящая тангента с U-образным прорезом - заднее прицельное приспособление; цилиндрическая шпилька в защитном кожухе - передняя мушка.
Защитное покрытие: фосфатирование.
107, как и его аналоги под индексом 108 и 109, сконструированы инженерами Александровым и Параниным, которые являются сотрудниками предприятия «Ижмаш». Данный агрегат относится к 100-й серии «Калашниковых», между собой модели отличаются только используемыми зарядами. Основная особенность боевой единицы - применение сбалансированной автоматики.
Особенности
Применение специальной автоматики позволило существенно снизить отдачу и колебание оружия во время ведения стрельбы. Особенно это сказалось на выстрелах очередями, обеспечивая лучшую прицельность и кучность попадания в цель.
Такие решения внедрялись на опытных образцах «АЛ», разработка которых велась в 60-70-х годах прошлого столетия. Однако эти экземпляры не пошли в серийное производство по причине наличия таких недостатков, как: сильное загрязнение, малый рабочий ресурс ряда деталей и самопроизвольное открытие ствольной крышки при стрельбе.
Модернизация
Автоматика такого же типа применялась в орудии АЕК-971, которое разрабатывалось на Ковровском комбинате. От этой модели автомат АК 107 отличается тем, что в конструкцию включен ряд модернизирующих элементов. Среди них: дополнительный газовый поршень, шток с противовесом, синхронизирующее приспособление (размещается между затворной частью и балансиром). Кроме того, внесен ряд мелких усовершенствований, как измененная фиксация ствольной крышки ствольного короба.
Модернизированный автомат АК 107 получил незначительные улучшения по сравнению с аналогами, использующими лафетированную автоматику. Внешне орудия выделяются удлиненными размерами газового поршня и кожухом, который агрегирует со ствольной накладкой, маскирующей в себе балансир.
Сбалансированная автоматика
Автомат АК 107, благодаря рассматриваемой системе, способен поглощать часть импульсов при отдаче орудия. Этот фактор вмещает в себя комплекс нескольких воздействий. Среди них:
- Импульс после осуществления выстрела, выдаваемый еще при закрытом затворе.
- Затем комплект затвора отводится назад и упирается в тыл коробки ствола, что провоцирует очередной импульс.
- Завершающее воздействие осуществляется вследствие подачи противоположно направленного импульса при переводе затвора в крайнюю правую позицию во время конечного цикла перезарядки.
Отдача выстрела автоматов АК 107/108/109 снижается за счет применения эффективного дульного компенсатора с тормозом. Остальные импульсные подачи имеют более сложную конфигурацию гашения. Для этой цели используется автоматический балансир с добавочным аналогом, перемещаемым одновременно с затворным механизмом в противоположном направлении. Вес балансировочного устройства и затворной группы одинаков, как и скорость, которая обеспечивается синхронизатором, отвечающим за противоположное направление узлов по отношению друг к другу.
Автомат АК 107: характеристики, фото
Ниже приведено фото рассматриваемого оружия, а также основные его параметры технического плана:
- Тип калибра (модификации 107/108/109) - 39/45/39 мм.
- Принцип действия - поворотный затвор и сбалансированная автоматика.
- Ствол по основной длине - 415 мм.
- Снаряженный вес - 4,2/4,3 кг.
- Дальность прицельного ведения огня - 1 км.
- Скорострельность (очередью/одиночными выстрелами) - 120/40 залпов в минуту.
- Стартовая скорость боеприпаса - 900/750 метров в секунду.
- Вместимость магазина - 30 патронов.
Сравнительные характеристики
АК 107 - автомат, который использует импульсы балансировочного и затворного узла, что делает общий противоположный поток равным нулю. Части активной группы при достижении крайней верхней позиции, вследствие собственного движения передают ударное направление на неподвижные элементы орудия, после чего импульс передается стрелку и корпусу. Соударяясь между собой, они взаимно гасятся.
При выполнении стрельбы очередями из автомата АК 107, оружие подвергается воздействию отдачи, вызванной исключительно залпом. При этом наблюдается значительное снижение ДТК, что на порядок повышает кучность выстрелов, независимо от скорострельности. Перемещение хода подвижных элементов автоматики уменьшается, по сравнению с классическими вариациями «Калашникова». Такое решение позволило повысить темп стрельбы до 900 залпов в минуту.
Автомат АК 107: описание
Конструкция орудия состоит из пары пружин возвратного типа. Одна из них располагается между рамой затвора и тылом ствольного короба. Второй элемент находится между балансиром и затвором, который сжимает узел во время открытия.
Спусковой механизм идентичен базовым аналогам, применяемым на АК. В дополнение присутствует функция ведения стрельбы очередями по три патрона. Переводной предохранитель не изменился. Он лишь отрегулирован под возможность ведения огня короткими очередями. Фурнитура из пластика в черном цвете и боковой складной приклад, а также регулируемые прицельные устройства идентичны модификации АКМ-74. Среди дополнительного функционала: ночной или колиматорный прицел, штык-нож,
107 оснащается надежным фиксатором прицела и крышки ствольного короба. В новой модификации наблюдается изменение геометрии этого узла. Секторный прицел устанавливается на фронтальном крае стволовика, при этом он соединяется с пазом накладки, обеспечивая дополнительную фиксацию крышки.
Обновление
Уже в 2011 году предприятие «Ижмаш» выносит на суд публики новый образец - автомат АК 107, который оснащается планкой типа Picatinny rail. Она дает возможность намного быстрее и удобнее монтировать различные виды прицелов. При этом штатный целик U-образной конфигурации заменен моделью с регулируемой диоптрикой. Сам узел конструкторы разместили на задней поверхности крышки коробки ствола. Кроме того, был разработан коробчатый магазин четырехрядной модификации, вместимостью 60 зарядов.
Разборка
Ниже приведено фото рассматриваемого орудия в разобранном виде с пояснениями.
- Ствольная коробка со стволом, прикладом и прицельным механизмом.
- Затворная часть.
- Рама затвора с поршнем газового типа.
- Противовес.
- Механизм возвратного типа.
- Трубка газовая и накладка ствольная.
- Ствольная крышка с прицелом.
- Обойма на 60 зарядов.
Автоматический огонь обозначается аббревиатурой «АВ», очередь на три патрона - «3», одиночная стрельба - «ОД».
Модификации
Автомат АК 107, характеристики которого рассмотрены выше, а также его аналоги под номерами 108 и 109, отличаются между собой только типом эксплуатируемого патрона. Специальная автоматика работает при помощи хода газового двигателя с увеличенным перемещением элемента и балансира, который оснащен индивидуальным газовым поршнем, движущимся в противоположную сторону от основного элемента. Балансир синхронизируется с рамой затвора посредство шестеренки, которая находится в вертикальной агрегации с ним. Отскок движущихся частей орудия обеспечивает специальная деталь. Стволовой канал закрывается по принципу идентичного запора у модификации АК-74.
Итог
В «сотой» серии АК разработчики из Ижевска воплотили в новых моделях (АК 107/108/109) все лучшее от старых образцов и новаторские решения. Модернизация позволила увеличить меткость при стрельбе, кучность попадания, а также снизить воздействие отдачи. В результате получилось автоматическое оружие, которое стало пользоваться спросом не только в отечественной армии, но и у официальных зарубежных партнеров.
Официальное обозначение: Infantry Tank Mk.II
Альтернативное обозначение: “Matilda”, “Matilda II”, A12
Начало проектирования: 1937 г.
Дата постройки первого прототипа: 1938 г.
Стадия завершения работ: построено 2890 (2897) экземпляров.
В истории танкостроения достаточно много примеров, когда боевая машина, принимаемая на вооружение в установленные сроки, устаревает в течении нескольких следующих лет и выводится из эксплуатации так и не принеся значительной пользы своей армии. Но есть и обратные ситуации, когда за недолгий период активной службы танк или самоходное орудие зарабатывает хорошую репутацию, а их карьера насыщена яркими и значительными событиями. Одним из таких «заслуженных» танков, без преувеличения, является британский А12 «Matilda».
В сентябре 1936 года, когда на вооружение Royal Armored Corps едва только начали поступать пехотные танки А11 «Matilda», большинство военных специалистов сошлось во мнении о несоответствии его мощного бронирования и откровенного слабого вооружения. Новое техническое задание, выданное инженерам фирмы Vickers, предполагало разработку новой модификации, оснащенной 2-фунтовым орудием и спаренным 7,71-мм пулеметом. Соответственно, добавлялся третий член экипажа (заряжающий), что предопределяло наличие двухместной башни. Максимальная скорость танка определялась в 15 миль в час (24 км\ч), а масса не должна была превышать 14 «длинных» тонн.
Предварительная оценка полученного ТТЗ показывала, что выполнить все пункты этого документа не реально. Только установка новой башни с 2-х фунтовой пушкой увеличивало массу танка с 11,12 до 13 тонн. И это без дополнительного оборудования и боекомплекта. К тому же, узкий корпус первой «матильды» не благоприятствовал удобству работы экипажа из трех человек и установке более мощного и габаритного двигателя, что в случае выхода даже на расчетную массу было неизбежно.
Исходя из предъявленных расчетов Комитет выдвинул новые требования, в основе которых закладывалось 60 мм бронирование и бортовыми экранами, практически полностью закрывавшие элементы ходовой части. Вооружение и оставалось прежним, хотя первоначально была идея оснастить танк двумя спаренными пулеметами. Кроме того, танк предстояло оснастить коммерческим дизелем АЕС.
За разработку нового пехотного танка взялись инженеры арсенала в Вулвиче (Royal Ordnance Factory), которые решили взять за основу средний танк . Опытные образцы проходили испытания в 1931-1937 гг., но были отвергнуты RAC по причине технической недоведенности. Из трех прототипов наиболее совершенным оказался А7Е3, который и стал прообразом для второй «матильды». От данного танка заимствовали ходовую часть и установку двух дизельных двигателей. Впрочем, корпус и башню пришлось проектировать «с нуля».
Предложенный проект был хорошо оценен в военном ведомстве и в ноябре 1936 года последовал заказ на постройку полноразмерного деревянного макета и двух опытных образцов из неброневой стали. Рассмотрение макета состоялось в апреле 1937 года, когда танк уже получил индекс А12Е1 и название «Matilda Senior» . Макетная комиссия осталась довольна проделанной работой, но после серии консультаций с разработчиками было принято решение запланировать установку 3-дюймовой гаубицы (по аналогии с модификациями «ближней поддержки» CS) и ряда других элементов конструкции, позволявших более полно использовать возможности этой машины. Также была утверждена установка двух дизелей АЕС и планетарной коробки передач Wilson.
Пехотный танк А12 имел классическую компоновку и многокатковую ходовую часть, унаследованную от более ранних танков, разработанных фирмой Vickers.
Корпус танка был комбинированным. Лобовая часть, подбашенная коробка и корма были литыми, в то время как борта и фальшборты представляли собой элементы из катаной броневой стали. Все детали соединялись друг с другом гужонами. В носовой части корпуса, по продольной оси, размещалось место водителя и приборы управления танком. Обзорность в боевом режиме обеспечивалась перископическим прибором Mk.IV и смотровым лючком. На марше водитель мог воспользоваться люком в крыше отделения управления. Броневая крышка люка имела одну интересную особенность – в маршевом положении она сдвигалась назад и полностью утапливалась в корпус, фиксируясь специальным механизмом.
В боевом отделении, занимавшем среднюю часть корпуса, находилось место радиста, радиостанция No.11 и укладка боекомплекта. Внутренняя связь обеспечивалась переговорным устройством на четырех абонентов.
На крыше боевого отделения устанавливалась литая двухместная башня конической формы. В лобовом листе башни, имевшем толщину 75 мм, в общей маске монтировалось 2-фунтовое орудие Mk.IX с длиной ствола 52 калибра. Максимальные углы вертикального наведения колебались в пределах от +20 до -15. Слева от орудия находился телескопический прицел No.24B Mk.I с 1,9-кратным увеличением, а справа устанавливался 7,71-мм пулемет Vickers. Кроме того, на правом борту мог крепиться 10,6-мм дымовой гранатомет. Боекомплект состоял из 92 выстрелов, 2800 патронов (100 магазинов) и 8 дымовых гранат.
На крыше башни размещалась командирская башенка с двухстворчатым верхним люком. В его передней створке и перед башенкой устанавливалось ещё по одному перископическому прибору Mk.IV. Справа располагался люк заряжающего. Башня оборудовалась металлическим полком и могла вращаться как вручную, так и с помощью гидропривода. Минимальное время полного поворота башни составляло 18 секунд, но фактически оно редко было меньше 24 секунд.
Силовая установка и трансмиссия размещались в кормовой части корпуса. Как уже было сказано ранее, прототип танка А12 оснащался спаренной установкой из двух дизельных двигателей АЕС мощностью по 87 л.с., которые устанавливались параллельно продольной оси. Каждый из двигателей работал отдельно и оснащался собственными системами питания, охлаждения и смазки. На модификации Mk.I выхлопные трубы выводились только с левого борта. Для запуска двигателя использовался стартер напряжением 24В и мощностью 2,5 л.с. Тормоза – ленточные, с обшивкой из ферродо.
В состав трансмиссии входили следующие элементы:
— планетарная коробка передач Wilson (6 передач вперед и 1 назад);
— поперечная передача с общим валом;
— однодисковое сцепление автомобильного типа на каждый двигатель;
— сухие многодисковые бортовые фрикционы;
— одноступенчатые бортовые передачи.
Жидкостная система охлаждения была закрытого типа с принудительной вентиляцией. Приток воздуха обеспечивался двумя трехлопастными вентиляторами, установленными на коробке передач. Основной воздушный поток проходил через верхние жалюзи, обдувая масляной радиатор и двигатель. Далее, пройдя через трубчатые радиаторы, воздух выдувался наружу при помощи дополнительных вентиляторов. Дополнительный поток воздуха поступал через жалюзи в крышках инструментальных ящиков. Проходя через отделение управления и боевой отсек он обдувал картер двигателя и затем соединялся с основным потоком.
Ёмкость двух топливных баков составляла 225 литров, маслобаков – 46 литров. В днище танка было сделано три люка, предназначавшихся для эвакуации экипажа, доступа к двигателю и коробке передач, а также отверстия для слива топлива и масла.
Ходовая часть танка А12 была, так называемого, «японского типа» и предполагала установку большого количества опорных катков малого диаметра. Такой конструктивный приём гарантировал более плавный ход танка, но способствовал чрезмерно быстрому износу элементов ходовой части (прежде всего, тех же катков). Относительно танка А12 инженеры решили использовать 5 двухкатковых тележек на один борт и дополнительное переднее колесо, которое играло роль натяжного катка и одновременно способствовало лучшему преодолению вертикальных препятствий. Схема амортизации сохранила свою «родословную», начатую ещё на танке Vickers Medium C и затем в модернизированном виде использованную на А7. Каждая из тележек получила балансирную блокированную подвеску типа «ножницы» с горизонтальными пружинными рессорами. Гусеничная цепь также заимствовалась от танка А7, но состояла из 69 литых металлических траков с одним гребнем каждый. Ширина трака составляла 355 мм, шаг – 152 мм. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась 6 роликами, установленными на кронштейнах прикрепленных к борту корпуса.
Направляющие колеса и механизм натяжения гусениц располагались спереди, ведущие колеса находились сзади. От поражения снарядами и осколками ходовая часть была защищена массивным бронированным фальшбортом с пятью вырезами для отвала грязи с верхней ветви гусеницы.
Несмотря на столь быстрое развитие событий постройка прототипа А12Е1 задержалась почти на год. Основная проблема возникла с получением коробок передач Wilson и их последующей отладкой. Лишь в апреле 1938 года опытный образец «Matilda Senior» был предъявлен на испытания. Пробег на 1000 миль (1609 км) в целом прошел удовлетворительно, если не считать постоянного перегрева двигателя. Угроза пожара дополнялась невозможностью развивать даже на дорогах с твердым покрытием проектной скорости и в итоге она была ограничена 15 км\ч. С другой стороны, проходимость танка по местности была оценена положительно, в чем немало способствовало применение траков новой конструкции.
Ещё до начала испытаний военное ведомство оформило заказ на 65 танков, серийное производство которых планировали развернуть на предприятии фирмы Vulcan Foundry в Уоррингтоне. После того, как были получены первые результаты о проведенном пробеге, в июне 1938 года заказ увеличили до 140 машин. В августе с фирмой Ruston & Hornsby Ltd. заключили дополнительный контракт на поставку ещё 40 танков, но и это был не предел…
Следующая серийная модификация, известная под индексом «Matilda» Mk.IIA , не претерпела существенных изменений. После модернизации вооружения, проведенного в 1939 году, все новые танки стали оснащаться 7,92-мм пулеметами Bren. Это позволило демонтировать громоздкую систему охлаждения для старых «виккерсов», включавшую бронированный кожух и электронасос. Кроме того, поддерживающие ролики были заменены на направляющие полозья.
Процесс модернизации был продолжен появлением модели «Matilda» Mk.IIA* . На этот раз изменения были более глобальными и затронули силовую установку. Использовавшиеся на первых серийных вариантах двигатели AEC не полностью устраивали RAC и с 1939 года проводились активные поиски других вариантов. Свою продукцию предлагали фирмы Fowlers и Perkins, но военными специалистами был сделан выбор в пользу 7-литровых дизелей Leyland. Эти моторы развивали максимальную мощность о 95 л.с. при 2000 об\мин и не были взаимозаменяемыми, поскольку различались расположением вспомогательных механизмов. Например, левые двигатели, имели индексы Е-148 и Е-164, а правые обозначались как Е-149 и Е-165. При этом, 140-я серия оснащалась алюминиевыми картерами, в то время как у 160-й серии они были чугунными.
Модификация «Matilda» Mk.III отличались лишь установкой радиостанции No.19 Mk.II с двумя штыревыми антеннами. Перечень изменений для модификации «Matilda» Mk.IV был более длинным: установили сигнальную фару на крыше башни, усилили раму крепления двигателей, более рационально разместили масло- и водопроводы, а также увеличили ёмкость топливных баков.
Последним серийным вариантом стала «Matilda» Mk.V , получившая пневматический усилитель управления трансмиссией фирмы Westinghouse. Впрочем, танки всех трех перечисленных модификаций внешне практически не отличались друг от друга.
Несколько особняком от «линейных» модификаций стояла модель «ближней поддержки» имевшая индекс CS (Close Support) . Танков этого типа, основой для которых послужили модификации Mk.III и Mk.IV, было выпущено относительно немного и главным их отличием являлась установка 76,2-мм гаубицы 3 inch Howitzer Mk.I или Mk.IA вместо 2-фунтовой пушки. Необычно подошли британцы к вопросу амуниции – согласно бытовавшей тогда концепции танки типа CS должны были лишь прикрывать наступающую пехоту, благодаря чему в боекомплект входили только дымовые снаряды. Впрочем, очень скоро стало ясно, что данная идея несостоятельна и к ним добавили осколочно-фугасные выстрелы. Полный боекомплект состоял теперь из 67 выстрелов и 3150 патронов.
Все вышеперечисленные доработки, разумеется, повышали боевые и эксплуатационные качества «матильд». И всё же, время пехотных танков безвозвратно уходило. В боях 1941-1942 гг. «матильды» хорошо проявили себя только против итальянских танков, обладавших слабым бронированием и недостаточно мощным вооружением. А вот встречи с немецкими Pz.III и Pz.IV последних модификаций зачастую заканчивались для них трагически. Помимо прочего, совершенствовалась противотанковая артиллерия и наличие невысоких скоростных качеств стали ещё одним факторов, приведших к завершению производства танков «Matilda».
Нельзя сказать, что попыток коренной модернизации не предпринималось вообще. В 1942 году на одну из серийных «матильд» предложили установить башню с 6-фунтовым орудием от крейсерского танка А27. Опыт оказался неудачным – башенный погон «матильды» был 54 дюйма, вместо требуемых 57 дюймов, что предполагало коренную доработку подбашенной коробки. Тем не менее, был изготовлен макет башни, но дальше этого работы не продвинулись.
В процессе изъятия танков «Matilda» из боевых частей очень быстро выяснилось, что большинство из них находится во вполне приличном эксплуатационном состоянии. Использовать эти машины только для обучения посчитали расточительным, поскольку в начале 1938 года фирма John Fowler & Co. разработала для «матильды» вариант противотанкового плуга или говоря современным языком – устройства разграждения и разминирования.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕХОТНОГО ТАНКА
“Matilda” Mk.II образца 1939 г.
БОЕВАЯ МАССА | 26950 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 4 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 5715 |
Ширина, мм | 2515 |
Высота, мм | 2565 |
Клиренс, мм | 400 |
ВООРУЖЕНИЕ | одна 2-фунтовая (42-мм) пушка, один 7,92-мм пулемет Besa и двухствольный 101,6-мм миномет |
БОЕКОМПЛЕКТ | 92 выстрела, 3150 патронов и 8 дымовых гранат |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | телескопический прицел №24В Mk.I |
БРОНИРОВАНИЕ |
лоб корпуса — 78 мм борт корпуса — 40-70 мм фальшборт — 25 мм корма корпуса — 55 мм крыша — 13-20 мм днище — 13-20 мм лоб башни — 75 мм борт башни — 75 мм корма башни — 75 мм крыша башни — 20 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | Ford V-8, бензиновый, 8-цилиндровый, мощностью 70 л.с.; запас топлива — 190 литров |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа: ручная коробка передач (4 передачи вперед и 1 назад) |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 10 сдвоенных опорных катков сблокированных попарно в 5 тележек, один дополнительный передний каток, 6 поддерживающих роликов, переднее направляющее и заднее ведущее колесо; крупнозвенчатая металлическая гусеница с шириной трака 355 мм и шагом 152 мм |
СКОРОСТЬ |
24 км\ч по шоссе 15 км\ч по местности |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ |
257 км по шоссе 129 по местности |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Угол подъёма, град. | 24° |
Высота стенки, м | 0,61 |
Глубина брода, м | 0,91 |
Ширина рва, м | 2,40 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | радиостанция №19 Mk.II |