Бронетехника великобритании периода второй мировой войны. Английские танки времен Второй мировой войны
Танки Англии
На развитии английской бронетанковой техники в предвоенные годы отразилась борьба мнений относительно характера будущей войны. Сторонники создания механизированных армий, считавшие, что вторая мировая война с их участием должна закончиться быстро, единым стратегическим ударом, который в течение нескольких дней и даже часов решит исход боев и принудит противника к капитуляции, настаивали на создании "крейсерских" танков - легкобронированных, с повышенными скоростями движения и с пушками калибра 40 мм. Для проверки своих взглядов на будущую войну они добились создания в английских вооруженных силах в 1927 году первого экспериментального механизированного соединения.
Имелась также группа влиятельных военных, опиравшихся на штаб сухопутных сил Англии, которые считали, что основной удел танков - непосредственная поддержка наступающей пехоты. Для этого служат тихоходные сильно бронированные танки с пушками калибра 40-75 мм - так называемые "пехотные " танки. В качестве компромисса было решено иметь на вооружении как крейсерские, так и пехотные танки. К пехотным танкам относились танки типа "Матильда", "Валентайн" и "Черчиль", к крейсерским - "Крусайдер", "Кромвелл", "Комета". Таким образом, неразделимые боевые качества танка - броневая защита и подвижность были искусственно поделены между двумя типами машин. Ошибочность этой концепции выявилась в ходе боевых действий довольно быстро, но создать во время войны единый танк, способный выполнять задачи непосредственной поддержки пехоты и действовать в составе бронетанковых соединений, английским конструкторам не удалось. Поэтому лучшим танком английской армии стал американский М4 "Шерман".
Созданные в Англии перед войной легкие танки быстро исчезли с полей сражений, так как их броня и вооружение оказались неудовлетворительными. Поэтому в английской армии широко использовались американские легкие танки М3 и М5. В 1943 году было начато производство собственного легкого танка "Тетрарх", однако его боевые характеристики были ниже характеристик немецких танков. Самоходная артиллерия, как и в армии США, делилась на полевую, противотанковую и зенитную. Однако количество самоходных установок, выпущенных промышленностью Англии, было невелико и составило примерно 800 машин.
Характерными особенностями английской бронетанковой техники были:
- большие габаритные размеры и вес, невысокая огневая мощь и подвижность танков;
- создание полевых, противотанковых и зенитных самоходных установок на базе танков и автомобилей;
- широкое использование шасси устаревших легких танков для создания бронетранспортеров;
- создание и широкое использование бронеавтомобилей;
- применение устаревших конструктивных решений и техноло гических методов: вертикальное расположение броневых листов, каркасная конструкция танков, соединение броневых листов на бол тах и заклепках, использование в основном карбюраторных двига телей и т.д.
Всего в годы второй мировой войны в Англии было произведено 25116 танков, еще 23246 танков и САУ поступило из США и Канады. Формирование бронетанковых соединений в Англии происходило довольно медленно. К концу второго года войны было сформировано пять бронетанковых дивизий и пять отдельных бригад.
Бронетанковая дивизия состояла из двух бронетанковых бригад, в каждой из которых было по три танковых полка, а также двух мотоциклетно-стрелковых батальонов, артиллерийского и смешанного зенитно-противотанкового полков. В дивизии насчитывалось около 300 танков, но практически отсутствовала мотопехота. Кроме того, структура дивизии оказалась громоздкой и не позволяла оперативно руководить подразделениями в ходе боя. Поэтому в конце 1942 года дивизии были реорганизованы. Из них была исключена одна бронетанковая бригада, но введена бригада мотопехоты, артиллерийских полков стало два, введен полк противотанковой артиллерии. Дивизия образца 1942 года насчитывала 18 тысяч человек личного состава, 344 танка и более 150 орудий.
Для совместных действий с пехотными дивизиями формировались отдельные бронетанковые бригады в составе трех полков. В каждой бригаде было по 260 танков. Всего в годы второй мировой войны в Великобритании было сформировано 11 бронетанковых дивизий и 30 бронетанковых бригад. Танковые корпуса и армии не создавались, однако на разных этапах войны участвовали армейские корпуса, в которые входили по 2-3 бронетанковые дивизии.
Танкостроение у англичан начало своё развитие еще в период Первой мировой и после окончания войны у них уже были полноценные организованные танковые войска.
Далее строительство танков в Великобритании практически полностью замерло, а именно на протяжении 20 лет после первой мировой войны. Одной из причин такого простоя было то, что в Европе не было с кем воевать и к тому же постоянно велись споры по поводу необходимости танков в современной войне.
В 1934 году танкостроение у англичан возродилось с новой силой. Стимул Великобритании придали СССР и Германия, которые в эти годы начали усиленно наращивать постройку и модернизацию танков.
Также в Англии уже полностью определились и с тактическим использованием танков. Танки разделили на классы. Существовали танки легкого типа, пехотные и танки крейсерские. Последние были сформированы позже всех.
Примечательно то, что Английские танки до 1936 года вооружались исключительно пулеметами, но вскоре было ясно, что это не правильно. Изначально на пехотный танк была установлена пушка в 2 фунта, а затем и на крейсерский танк. Способности таких орудий были ограничены.
События в Дюнкерке весомо повлияли на взгляды англичан на броню и вооружение их танков. От легких танков постепенно начали отходить к бронеавтомобилям, а пехотные танки особо не поменяли свою роль на поле боя, только англичане увеличили бронь и усовершенствовали вооружение. Кстати танки пехотного класса отлично показали себя в боях на континенте.
Северная Африка стала испытанием для танков Великобритании. Тяжелые бои показали, что англичанам катастрофически не хватает универсального танка. Конечно танк HVi, который был крейсерского класса, был неплох, но в полной мере не отвечал требованием современных боевых действий. Удивительно, что страна, которая производила отличные самолеты, не смогла построить достойный танк. К 1944 году пехотные и легкие танки постепенно начали уступать тяжелым, и крейсерские танки постепенно стали модернизироваться в универсальные боевые машины. Когда закончилась Вторая Мировая война, то в Великобритании приняли решение больше не делить танки на классы.
К 1940 году технологию танкостроения англичан нельзя считать современной относительно других стран. При строительстве танков по-прежнему преобладали болтовые соединения, хотя другие страны давно освоили сварку и производство цельнолитых башен. Броня имела в основном вертикальное расположение. Танки Великобритании ни в одном аспекте не могли составить конкуренцию танкам рейха.
Вместе с модернизацией отсталыми были и темпы строительства танков. К концу 1938 года на вооружение англичан должны были поступить 600 танков крейсерского класса, но произведено было всего 60 единиц. Великобритания вошла во Вторую Мировую войну с 600 танками, причем 70% которых были легкого класса. Большинство танков, которые были произведены в период войны так и не поступили на вооружение.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (👍 - палец вверх) поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.
Статья
Как известно, к строительству танков англичане приступили еще в годы Первой мировой войны. К ее окончанию они имели многочисленные и организационно оформленные танковые войска – Royal Armoured Corps (RAC) – Королевский танковый корпус.
В последующие же 20 лет английское танкостроение находилось почти на "точке замерзаний", Причин тому было несколько. Прежде всего, в Великобритании затянулась дискуссия о роли и месте танков в современной войне. Неопределенность по этому вопросу у военных тормозила разработку соответствующих тактико-технических требований и выдачу заказов промышленности. Сыграла свою роль и географическая особенность государства – нападать англичане ни на кого не собирались, а реального противника в Европе у них долгое время не было.
Такое положение привело к тому, что за этот период времени британская промышленность изготовила всего несколько сот танков, конструкцию которых трудно назвать новаторской. Наиболее же интересные идеи их создателей либо воплотились в опытные и экспериментальные образцы, оставшиеся невостребованными, либо просто не нашли применения у себя на родине.
Окончание споров в СССР и Германии о роли танков и последовавшее вслед за этим массовое развертывание танковых войск в этих странах заставило британских военных выйти из состояния спячки. Начиная примерно с 1934 года разработка бронетанковой техники в Великобритании резко активизировалась.
К этому времени в основном определились и взгляды военного руководства на тактическое применение танков. В соответствии с ними в Англии танки разделили на три класса: легкие, пехотные и крейсерские. Причем позже других сформировалась концепция именно крейсерских танков. На первых порах их функции должны были выполнять легкие боевые машины – скоростные и маневренные. Главной же задачей пехотных танков стала непосредственная поддержка пехоты на поле боя. Эти машины имели ограниченную скорость и мощное бронирование. Порой доходило до абсурда: коробка передач пехотного танка "Матильда", например, имела всего одну скорость – считалось, что этого вполне хватает.
В 1936 году англичане считали достаточным вооружать танки только пулеметами. Здравый смысл, правда, вскоре восторжествовал, и сначала на крейсерских, а затем и на пехотных машинах появилась 2- фунтовая пушка. Ее возможности, впрочем, были весьма ограничены – в боекомплекте отсутствовали осколочно- фугасные снаряды.
Символом британского танкостроения в годы между двумя мировыми войнами был тяжелый пятибашенный танк А1 Independent. Эта машина стала объектом пристального внимания специалистов многих стран и, без сомнения, послужила прототипом при создании советского тяжелого танка Т-35 и германского Nb.Fz
Катастрофа в Дюнкерке заставила англичан несколько пересмотреть свои взгляды. На легкие танки теперь возлагались только разведывательные функции, да и то их в ходе войны постепенно передавали бронеавтомобилям. Роль пехотных танков, единственно неплохо зарекомендовавших себя в боях на континенте, практически не изменилась, а усилия по их совершенствованию сводились к увеличению мощи вооружения и броневой защиты.
В то же время, разворачивавшиеся боевые действия в Северной Африке выявили огромную потребность армии в надежном и полноценном танке для самостоятельных бронетанковых соединений. HVi один из состоявших тогда на вооружении британской армии крейсерских танков в полной мере этим требованиям не отвечал. Остается лишь удивляться, что страна, строившая прекрасные корабли, самолеты и автомобили, в течение нескольких лет не могла достичь необходимой эксплуатационной надежности танковых двигателей и элементов ходовой части. Решить эти вопросы англичане смогли только к 1944 году. К этому времени существенно снизились значение пехотных танков и их удельный вес в танковых частях. Крейсерский же танк все больше приобретал черты универсального. Вскоре после завершения Второй мировой войны англичане отказались от деления танков на классы по назначению.
Ведущим разработчиком и производителем бронетанковой техники в Великобритании в 1930 – 1940 гг. была фирма Vickers-Armstrong Ltd. При ее участии была создана едва ли не половина всех британских танков, участвовавших во Второй мировой войне. На фото – один из вариантов легкого танка Mk IV на заводском дворе
Сборка крейсерских танков Mk II в цехе завода фирмы BRCW, 1940 г. На переднем плане – стенды для сборки башен
Для 1940-х годов конструкцию и технологию сборки английских танков нельзя признать прогрессивными. Корпуса и башни (если последние не выполнялись цельнолитыми) собирались при помощи болтов на каркасах или бескаркасным методом ("Валентайн"). Сварка применялась крайне ограниченно. Броневые листы, как правило, располагались вертикально, без каких-либо углов наклона. Ни по броневой защите, ни по огневой мощи танки Великобритании, особенно во второй половине войны, не могли конкурировать с немецкими.
Отставали от реальных потребностей и темпы танкового производства накануне и во время Второй мировой войны. Например, к декабрю 1938 года промышленность должна была поставить армии более 600 крейсерских и около 370 пехотных танков. Однако первых выпустили всего 30, а вторых – 60. Год спустя в армию поступило только 314 танков всех типов. В результате Британия вступила в войну, имея немногим более 600 танков, из которых более половины – легкие. Всего же за годы войны англичане произвели 25 116 танков, около 4000 САУ и ЗСУ. Причем значительная часть последних была изготовлена с использованием шасси устаревших и снятых с вооружения машин. Говоря о производстве танков в Соединенном Королевстве, следует учитывать," что значительная часть выпущенных в военный период боевых машин на фронт так и не попала и использовалась в учебных целях.
Изготовление корпуса крейсерского танка Mk V "Ковенантер" в цехе завода фирмы LMS. 1941 г.
Опытный образец танка А43 Black Prince ("Черный принц"), 1945 г. Эта машина, разработанная на базе пехотного танка "Черчилль" и вооруженная 17-фунтовой пушкой, представляет собой попытку создания полноценного английского тяжелого танка
Английские танки в ходе Второй Мировой Войны не могли похвастаться серьёзными тактико-техническими характеристиками. Большинство английских боевых машин по многим параметрам так или иначе уступало американским, немецким и советским образцам. Британские танки делились на пехотные и крейсерские. В функции первых входило, как уже следует из названия, непосредственная поддержка пехоты в наступлении, подавление огневых точек, совместное с пехотой сдерживание контратак противника. Эти танки отличались серьезным для начала войны бронированием и крайне слабой скоростью, что впрочем обьяснялось тем, что они должны были вести наступление в рядах пехоты и одновременно с ней. Крейсерские танки напротив обладали хорошей динамикой, скоростью и подвижностью, однако их бронирование было довольно слабым. Эти танки могли входить в прорыв и развивать наступление в тыл противника, угрожая его коммуникациям, внезапно атаковать части противника на марше, окружать крупные группировки врага при поддержке авиации, артиллерии и пехоты. Именно крейсерские танки обладали куда большим потенциалом, однако англичане часто использовали эти танки также как и пехотные - лишь для поддержки атакующих частей, рассеивая танки по фронту, в то время как Германия наглядно продемонстрировала на что способны крупные, собранные в несколько мощных кулаков, подвижные и мобильные танковые соединения.Поражения в Европе и катастрофа под Дюнкерком
До начала немецкого наступления на Западе, англичане имели во Франции 12 дивизий и свыше 500 танков, 9 из этих 15ти дивизий располагались в Бельгии в составе объединенного англо-французкого Северо-восточного фронта, который должен был прикрывать это направление от возможного немецкого удара. Английский экспедиционный корпус во Франции имел на вооружении танки Matilda(Mark II), Сruiser(Mark IIA) и Cruiser(Mark IIIA), вооруженные 40мм орудиями, более половины из которых для 1940 года обладали превосходным бронированием и с трудом поражались германскими танковыми орудиями. Кроме того не стоит забывать, что многие немецкие танки во Французcкой кампании все еще были вооружены только пулеметом(Pz.I и Pz.II).Французы также обладали внушительным танковым парком(более 3000 машин) - среди которых были средние "Somua" и тяжелые танки "B1". Бронирование и вооружение их также не уступало немецкому. Единственное в чем англо-французские танки проигрывали немецким - это в скорости. Что же касается тактики, оперативного руководства, подготовки экипажей и воли к победе, то в этом немцы однозначно взяли верх над союзниками. 10 мая 1940 немецкие войска начали быстрое наступление через Бельгию. Удар немецких подвижных соединений был направлен в обход французcкой линии Мажино. Слаженные действия немецких танков, авиации, артиллерии и пехоты, привели к разгрому и капитуляции голландской армии уже 14 мая. После чего немцы стремительно форсировали реку Маас и их танковые группы рванули на запад. 21 мая они вышли к Ла-Маншу и в окружение в районе Дюнкерка попали свыше 50 англо-французких дивизий. Разгромленная бельгийская армия также сдалась 28 мая. Понеся большие потери и бросив всю оставшуюся технику противнику англо-французские войска в начале июня эвакуировались в Англию.
Смотрите также:
Английские танки в Африке
Изначально в Африке англичанам противостояли части итальянской армии, техническая оснащенность которых оставляла желать лучшего - все итальянские боевые машины уступали английским образцам. Когда в декабре 1940 года началось первое наступление английских войск в Африке против итальянских агрессоров, то превосходство англичан в технике дало о себе знать - итальянцы отступали до тех пор, пока германское командование, решившее оказать помощь своему союзнику, не перебросило в Африку корпус под командованием генерала Роммеля. Контрудар этого корпуса, у которого на начальном этапе было лишь 120 танков, отбросил англичнан к египетской границе и окружил их базу в Тобруке.В ноябре 1941 года британцы предприняли ответное наступление, целью которого был не много ни мало разгром всей танковой группировки Роммеля и решительный перелом в АФриканской кампании. Имея вдвое больше танков, чем у противника, англичанам не удалось осуществить свой грандиозный план. Роммель маневрировал танковыми соединениями, перегруппировывал рассеяные части и снова бросал их в бой, не давая англичанам добиться решительного преимущества. Тем не менее итало-германским войскам приходилось отступать все дальше и дальше. В мае 1942 года Роммель принял решение нанести мощный контрудар всеми наличными силами, несмотря на нехватку горючего и боеприпасов. Английское командование имело примерно 900 танков, это означало почти трехкратное превосходство над наступающими войсками Роммеля. Тем не менее успех поначалу сопутствовал Германии. Только у Эль-Аламейна немецкое наступление было решительно остановлено. Потери немцев были огромны, у Роммеля оставалось лишь около 50 танков, однако несмотря на критическую ситуацию со снабжением, немцы сопротивлялись еще длительное время. Группировка англичан в Африке постоянно росла, в то время как немецкие резервы иссякали, подкреплений не было, а снабжение было ужасным. Количество танков у англичан к концу Африканской кампании, которая закончилась капитуляцией итало-германских войск в мае 1943 года, уже перевалило за тысячу, в то время как Германия, скованная войной против СССР не могла ничем помочь африканскому корпусу.
Производство танков в Англии в период войны
Темпы производства танков в предвоенные годы в Англии были очень низкими. Во многих источниках это иногда объясняется тем, что в Военном Министерстве Великобритании было много противников развития танковых войск. Часть чиновников считало развитие танков пустой тратой бюджета. В итоге все же англичане пришли к выводу о необходимости производства танков двух разных вариантов - пехотные и крейсерские. К 1938 году промышленность Великобритании согласно плану должна была выпустить свыше 600 крейсерских и около 370 пехотных танков. Однако реально произвести удалось тридцать крейсерскихи шестьдесят пехотных танков, что было просто невероятно мало, учитывая приближающуюся войну. Через год англичане пополнили свой танковый парк чуть более чем 300 боевыми машинами разных типов. И все же этого было катастрофически мало. Войну Британия встретила не имея даже тысячи танков. К тому же большинство из имеющихся танков были легкими. Практически всю войну англичане делали танки довольно неудачные, как в плане конструкции, так и в плане надежности. На завершающем этапе войны основной противник стран Антигитлеровской коалиции - Германия, уже имела настолько серьезное превосходство в танках над Британией, что назвать английский танк, который бы мог сравнится по боевой ценности с немецкими "Тиграми" или "Пантерами", не представляется возможным. За годы войны английская промышленность выпустила 24 тысячи танков, примерно 4тысячи САУ. При производстве САУ и зенитных самоходных установок часто использовались шасси устаревших танков. Многие английские танки, выпущенные в 1939 - 1945 годах так и не попали на фронт и лишь служили в тылу в качестве учебных машин для подготовки экипажей и отработки навыков эксплуатации танка.
К танкостроению англичане приступили ещё в годы Первой мировой войны. К её окончанию Англия имела многочисленные и организационно оформленные танковые войска - Royal Armoured Corps (RAC) - Королевский танковый корпус. В последующие двадцать лет строительство танков здесь находилось почти на «точке замерзания». Прежде всего, затянулась дискуссия о роли и месте танков в современной войне. Неопределённость по этому вопросу у военных тормозила разработку соответствующих тактико-технических требований и выдачу заказов промышленности. Нападать англичане ни на кого не собирались, а реального противника в Европе у них долгое время не было. Такое положение привело к тому, что за этот период промышленность изготовила всего несколько сот танков, конструкцию которых трудно назвать новаторской. Наиболее же интересные идеи их создателей либо воплотились в опытные и экспериментальные образцы, оставшиеся невостребованными, либо просто не нашли применения у себя на родине. В выпуске описаны история создания, описание конструкций английских танков периода Второй мировой войны, их модификаций и машин построенных на их базе; боевое применение; технические характеристики. Большое количество уникальных фотографий, чертежей и рисунков.
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны