Оскар уайльд биография с переводом. Оскар Уайльд (Уайлд, полное имя Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллз Уайльд, англ
Оскар Уайльд (полное имя - Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд / Oscar Fingal O"Flahertie Wills Wilde) родился 16 октября 1854 г. в Дублине, в протестантской семье хирурга сэра Уильяма Уайльда. Мать Оскара - леди Джейн Франчески Уайльд - светская дама, которая также писала стихи под псевдонимом Speranza - Надежда, подчеркивая этим своё сочувствие освободительному движению Ирландии.
Уайльд изучал классическую литературу в колледже Святой Троицы в Дублине, после чего получил стипендию на обучение в Оксфордском университете (Магдален колледж). Окончил Оксфорд в 1878 г. с отличием, и там же получил престижную премию Ньюдигейт за стихотворное произведение «Равенна» (Ravenna, 1878). В университетские годы Уайльд был известен своим экстравагантным образом жизни и прогрессивными убеждениями, был сторонником эстетизма, из-за чего получил плохую репутацию.
По окончании университета, благодаря своему таланту, остроумию и умению привлечь внимание, Уайльд быстро влился в литературные круги. Его первый поэтический сборник «Стихи» написан в духе прерафаэлитов, опубликован в 1881 году, незадолго до того, как Уайльд отправился с лекциями в Северную Америку.
После женитьбы на Констанс Ллойд в 1884, свет увидел ряд сборников рассказов для детей, изначально написанных для его сыновей.
Период зрелого и интенсивного литературного творчества Уайльда охватывает 1887-1895. В эти годы появились: сборник рассказов «Преступление лорда Артура Севиля» (Lord Savile’s crime, 1887), два тома сказок «Счастливый принц» (The Happy prince, 1888) и «Гранатовый домик» (A House of pomegranates, 1892), цикл диалогов и статей, излагающих эстетические взгляды Уайльда - «Упадок лжи» (The Decay of Lying, 1889), «Критик как художник» (The Critic as Artist, 1890) и др. В 1891 вышло в свет наиболее прославленное произведение Уайльда - роман «Портрет Дориана Грея» (The Picture of Dorian Gray).
С 1892 начал появляться цикл великосветских комедий Уайльда, написанных в духе драматургии Ожье, Дюма-сына, Сарду, - «Веер леди Уиндермир» (Lady Windermere’s Fan, 1892), «Женщина, не стоящая внимания» (A woman of no importance, 1893), «Идеальный муж» (An ideal husband, 1894), «Как важно быть серьёзным» (The importance of being earnest, 1895). Эти комедии, лишённые действия и характерности персонажей, но полные остроумной салонной болтовни, эффектных афоризмов, парадоксов, имели большой успех на сцене. В 1893 году Уайльд написал на французском языке драму в стихах «Саломея», имевшую ещё больший успех. Пьесе было отказано в лицензии в Лондоне, однако позже в 1905 она послужила основой для одноименной оперы Рихарда Штраусса, и была опубликована в Англии в переводе близкого друга Уайльда лорда Альфреда Дугласа.
Отец лорда Дугласа, маркиз Куинсберри, не одобрял близкие отношения своего сына с драматургом сомнительной репутации. После того как маркиз публично оскорбил Уайльда, разгорелась бурная ссора, которая послужила поводом для тюремного заключения Уайльда в 1895 за гомосексуализм (согласно действовавшему тогда закону, карающему «непристойное поведение» или содомию). Его осудили на два года тюремного заключения и исправительных работ, после чего Уайльд обанкротился, и его здоровье серьёзно ослабло. В тюрьме он написал одно из последних своих произведений - исповедь в виде письма к лорду Дугласу «De profundis» (1897, опубл. 1905; полный неискажённый текст впервые опубл. в 1962). Полагаясь на финансовую поддержку близких друзей, в 1897 Уайльд переехал во Францию и сменил имя на Себастьяна Мельмота (Sebastian Melmoth). В то время он написал знаменитую поэму «Баллада Редингской тюрьмы» (Ballade of Reading Gaol, 1898). Оскар Уайльд скончался в изгнании во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита, вызванного ушной инфекцией. Он был похоронен в Париже.
Основной образ у Уайльда - денди-вивёр, апологет аморального эгоизма и праздности. Он борется со стесняющей его традиционной «рабьей моралью» в плане измельчённого ницшеанства. Конечная цель индивидуализма Уайльда - полнота проявления личности, усматриваемая там, где личность нарушает установленные нормы. «Высшие натуры» Уайльда наделены утончённой извращённостью. Пышный апофеоз самоутверждающейся личности, разрушающей все преграды на пути своей преступной страсти, представляет собой «Саломея». Соответственно кульминационной точкой эстетизма Уайльда оказывается «эстетика зла». Однако воинствующий эстетический имморализм является у Уайльда лишь исходным положением; развитие идеи всегда приводит в произведениях Уайльда к восстановлению прав этики.
Любуясь Саломеей, лордом Генри, Дорианом, Уайльд всё же вынужден осудить их. Ницшеанские идеалы терпят крушение уже в «Герцогине Падуанской». В комедиях Уайльда совершается «снятие» имморализма в комическом плане, его имморалисты-парадоксалисты оказываются на практике блюстителями кодекса буржуазной морали. Почти все комедии строятся на искуплении некогда совершённого антиморального поступка. Следуя по пути «эстетики зла», Дориан Грей приходит к уродливому и низменному. Несостоятельность эстетического отношения к жизни без опоры в этическом - тема сказок «Звёздное дитя» (The star child), «Рыбак и его душа» (The Fisherman and his soul). Рассказы «Кентрвилльское привидение» (The Canterville ghost), «Натурщик-миллионер» и все сказки Уайльда кончаются апофеозом любви, самопожертвования, сострадания к обездоленным, помощи бедным. Проповедь красоты страдания, христианства (взятого в этико-эстетическом аспекте), к которой Уайльд пришёл в тюрьме (De profundis), была подготовлена в его предшествующем творчестве. Не чужд был Уайльд и заигрываний с социализмом [«Душа человека при социалистическом строе» (The soul of man under socialism, 1891)], который в представлении Уайльда ведёт к праздной, эстетской жизни, к торжеству индивидуализма.
В стихах, сказках, романе Уайльда красочное описание вещественного мира оттесняет повествование (в прозе), лирическое выражение эмоций (в поэзии), давая как бы узоры из вещей, орнаментальный натюрморт. Основной объект описания - не природа и человек, а интерьер, натюрморт: мебель, драгоценные камни, ткани и т. п. Стремление к живописной многокрасочности определяет тяготение Уайльда к восточной экзотике, а также к сказочности. Для стилистики Уайльда характерно обилие живописных, подчас многоярусных сравнений, часто развёрнутых, крайне детализированных. Сенсуализм Уайльда, в отличие от импрессионистического, не ведёт к разложению предметности в потоке ощущений; при всей красочности стиля Уайльда для него характерны ясность, замкнутость, граненость формы, определённость предмета, не расплывающегося, но сохраняющего чёткость контуров. Простота, логическая точность и ясность языкового выражения сделали хрестоматийными сказки Уайльда.
Уайльд с его погоней за изысканными ощущениями, с его гурманским физиологизмом чужд метафизических стремлений. Фантастика Уайльда, лишённая мистической окраски, является либо обнажённо-условным допущением, либо сказочной игрой вымысла. Из сенсуализма Уайльда вытекает известное недоверие к познавательным возможностям разума, скептицизм. В конце жизни, склоняясь к христианству, Уайльд воспринял его лишь в этическом и эстетическом, а не в собственно религиозном плане. Мышление у Уайльда приобретает характер эстетической игры, выливаясь в форму отточенных афоризмов, поражающих парадоксов, оксюморонов. Главную ценность получает не истинность мысли, а острота её выражения, игра слов, преизбыток образности, побочных смыслов, который свойственен его афоризмам. Если в иных случаях парадоксы Уайльда имеют целью показать противоречие между внешней и внутренней стороной изображаемой им лицемерной великосветской среды, то часто их назначение - показать антиномичность нашего рассудка, условность и относительность наших понятий, ненадёжность нашего знания. Уайльд оказал большое влияние на декадентскую литературу всех стран, в частности на русских декадентов 1890-х гг.
Детство будущего прозаика, драматурга и поэта последнего периода Викторианской эпохи Оскара Фингала О’Флаэрти Уиллса Уайльда прошло в столице Ирландии, городе Дублине. Он родился 16 октября 1854 года. Его родители были известны в кругах высшего общества. Отец Уильям Уайльд занимался медициной, в сферу его профессиональной деятельности входила ото-офтальмология.
В 1864 году ему присвоили звание рыцаря. Мать будущего писателя Джейн Франческа Уайльд боролась за права ирландцев и активно поддерживала революционное движение. Оба родителя увлекались литературой: отец писал исторические и археологические труды, а мать - поэзию. В доме у четы Уайльдов собирались салоны, на которых присутствовал цвет медицинской и культурной элиты страны.
Годы учебы
Оскар был средним ребенком в семье. Его старший брат Уильям родился на два года раньше Оскара, а сестра Изола - на два года младше. Девочка умерла в десятилетнем возрасте по причине воспаления головного мозга. Дети получили прекрасное домашнее образование. У них были немецкая и французская гувернантки. Первым учебным заведением для братьев стала Королевская школа Портора, которая находилась в небольшом городке, недалеко от Дублина. Маленький Оскар отличался талантом к чтению и к остроумным высказываниям. По окончании учебного заведения в возрасте 17 лет Уайльд получил золотую медаль и был направлен в Тринити-колледж.
Зародившаяся во время школьной учебы любовь Оскара к древнегреческой культуре получила свое развитие в колледже. Он занимается подробным изучением античной истории, эстетики, древних языков. Постепенно все полученные знания Уайльд начинает претворять в жизнь. Его манера поведения, одежда, тяга к эллинизму, скептицизм, самоирония - все то, что составило его славу в дальнейшем, формировались под воздействием полученных знаний.
Через три года перспективного студента отправляют в Оксфорд, где окончательно складывается стиль и образ Оскара Уайльда, как безупречного денди. Одним из критериев успешности для молодого человека уже тогда становится формирование ореола легендарности вокруг своей личности. Он никогда не спешил разрушать все невероятные сплетни и слухи, которые касались его имени.
В Оксфордском университете окончательно формируется и отношение будущего литератора к прекрасному. Нравственные ценности для Оскара теперь не являются единственным критерием красоты. Педагогом, который повлиял на мировоззрение Уайльда, стал Джон Рескин - английский писатель и теоретик. Он оказал большое влияние на развитие литературных тенденций конца XIX века.
В годы учебы Оскар впервые совершает путешествие в обожаемые им Италию и Грецию. Вдохновленный новыми впечатлениями Уайльд пишет одну из первых своих поэм «Равенна», за которую получает премию университета.
Творчество
В возрасте 24 лет Уайльд переезжает жить в столицу Великобритании. Он становится популярным завсегдатаем светских салонов Лондона за счет своих ироничных и противоречивых высказываний и манеры одеваться. Вкусы и привычки Уайлда диктовали моду для интеллигенции и аристократии. Вскоре стало появляться много молодых людей, которые во всем старались подражать своему кумиру. Шутки молодого ирландца его поклонниками разбирались на цитаты.
Оскар Уайльд начинал как поэт
В первые годы своего литературного творчества Оскар Уайльд занимался только лишь поэзией, изредка создавая эссе посвященные проблемам эстетики. С 1882 по 1883 годы молодой литератор провел за рубежом, в США, где путешествовал со своими лекциями по искусству. Американская публика была без ума от обаяния и интеллекта писателя, Оскар приобрел себе за океаном большую армию поклонников и последователей.
После возвращения в Европу Уайльд сразу же отправляется во Францию, где знакомится с цветом французской литературы.
Вернувшись на родину и обретя семью, Оскар Уайльд посвящает себя написанию сказок, на создание которых его вдохновили собственные дети. Это сборники «Счастливый принц» и «Гранатовый домик», самыми знаменитыми произведениями которых становятся «Мальчик-звезда», «Преданный друг», «Соловей и роза», «Рыбак и его душа». К этому времени слава Уайльда в Англии достигает своего пика.
Его журналистские статьи печатаются в лучших изданиях страны, Уайльд берет на себя обязанности редактора в журнале «Женский мир». О нем в своих интервью благосклонно отзывается легендарный драматург . Лондонский денди и провокатор вызывает противоречивые чувства у публики: от слепого обожания, до критики, которая выражается в нападках и публикации карикатур на литератора. Но колкости в адрес Оскара только укрепляют его авторитет и популярность в обществе.
Первое издание романа "Портрет Дориана Грея" в британском журнале
В возрасте 33 лет Уайльд впервые написал первые серьезные произведения. Начав с создания рассказов «Преступление лорда Артура Севила», «Кентервильское привидение», «Сфинкс без загадки», Уайльд приступает к основному труду своей творческой биографии - роману «Портрет Дориана Грея», который вышел в свет в 1890 году. Книга была воспринята современниками неоднозначно.
Несмотря на воспитательные цели, которые преследовал автор, в высшем обществе роман восприняли, как аморальное произведение. Но публика попроще была в восторге. Вслед за скандалом, связанным с публикацией единственного романа, Оскар Уайльд издает драму «Саломея», которая во многом повлияла на развитие искусства декаданса. Пьеса также получила противоречивую оценку общественного мнения и долго не ставилась в Великобритании.
Афиша пьесы «Идеальный муж»
В начале 90-х годов Оскар Уайльд создает ряд комедий для театральной сцены, которые получают свое воплощение на подмостках Лондона. Это такие пьесы, как «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Идеальный муж» и «Как важно быть серьезным». В них драматург проявляет себя, как мастер остроумного диалога. Все увереннее в драматургии он использует прием парадоксальности.
Личная жизнь
Оскар Уайльд с молодости отличался влюбчивостью. Его первыми увлечениями были Флорри Бэлкум, актриса Лилли Лангтри. Уже в молодом возрасте литератор становится посетителем столичных домов терпимости, которые в то время пользовались популярностью у представителей богемы. Но в возрасте 27 лет Уайльд знакомится с Констанцией Ллойд, дочерью ирландского юриста, которая после бурного трехгодичного романа становится его женой. Вскоре в семье лондонского денди появляются мальчики-погодки - сыновья Сирил и Вивиан.
Через несколько лет брака между супругами началось отчуждение. Вполне возможно, что причиной этого стала недолеченная венерическая болезнь литератора. Оскар Уайльд начинает жить отдельно от супруги и детей, а затем меняет ориентацию. Одним из первых его партнеров-мужчин становится Роберт Росс, который долгое время проработал личным секретарем и доверенным лицом писателя.
В 1891 году состоялось знакомство, которое сыграло роковую роль в жизни писателя. К нему в гости пришел молодой маркиз Альфред Дуглас, который высказал свое восхищение только что изданным романом писателя. Вскоре между двумя эстетами завязалась крепкая дружба, которая переросла в страсть.
Суд и тюрьма
Мужчины перестали скрывать свои отношения, они часто появлялись на светских вечеринках вместе. Бози Дуглас, как звали Альфреда все знакомые, обладал нарциссическим типом характера - он все и всех старался подчинить своей воле. Оскар не мог устоять перед капризами юноши и постоянно потакал ему. О связи своего сына Бози узнал вскоре его отец маркиз Куинсберри. Шокирующая новость сподвигла его начать преследование Уайльда. Последней каплей для терпения писателя стала открытая записка, которая была передана ему маркизом, во время собрания клуба «Элбемарл». В ней отец Бози обвинял Уайльда в содомии.
Возмущенный Оскар подает в суд на своего оппонента за клевету, что становится для него ошибкой. Подготовленный маркиз доказывает правоту своего обвинения. После завершения процесса начинается встречное заседание суда, целью которого стало обвинение Уайльда в гомосексуализме. Маркиз выиграл дело, и писателя посадили в тюрьму. Оскар Уайльд получил максимальное наказание, существующее в те годы: два года каторжных работ. Многие его друзья, в том числе и Бози, отвернулись от него. Жена вместе с детьми покинула страну и поменяла фамилию. Через несколько лет она скончалась в Италии после неудачно проведенной операции.
Смерть
После возвращения на свободу в 1897 году Оскар сразу поспешил покинуть родину и отправился в Париж. Эти годы он живет на содержание, которое присылает ему жена после распродажи всего личного имущества семьи Уайльда. В столице Франции он вновь начинает встречаться с Дугласом, но их отношения становятся напряженными. Взяв псевдоним Себастьян Мельмот, Оскар приступает к литературной деятельности и пишет знаменитое произведение последних лет своей жизни «Балладу Редингской тюрьмы».
В начале 1900 года Оскар заболевает ушной инфекцией, которая при ослабленном заключением организме, спровоцировала развитие менингита. Воспаление мозга и стало причиной смерти писателя 30 ноября того же года. Уайльд был похоронен на одном из кладбищ в Париже, а через одно десятилетие его могила была перенесена на кладбище Пер-Лашез. На месте захоронения писателя установлен памятник в виде головы Сфинкса.
- По результатам опроса, который проводился среди зрителей канала ВВС, Оскар Уайльд признан самым остроумным человеком, когда-либо жившем в Англии.
- Роман «Портрет Дориана Грея» был воплощен силами кинематографа уже более 25 раз.
- Дом привидений Токийского Диснейленда украшен портретом молодого Дориана Грея, который меняет картинку на изображение страшного старика.
- Путешествуя по США, Оскар Уайльд заключил пари с одним американцем на самую неправдоподобную фразу. Первая же реплика оппонента: «Однажды американский джентльмен...» принесла ему победу. Оскар Уайльд остановил его и признал свое поражение.
- Тюремное заключение известного литератора повлияло на судебное законодательство Великобритании. Написанный Уайльдом и переданный в палату общин «Акте о тюрьмах» был принят к рассмотрению и повлиял на дальнейшее улучшение условий содержания заключенных.
Цитаты
- «Положительные люди действуют на нервы, плохие - на воображение».
- «Как сказал один остроумный француз, женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить».
- «Циник - это человек, который всему знает цену и ничего не ценит».
- «Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого».
- «В жизни бывают только две настоящие трагедии: одна - когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая - когда получаешь».
Книги
- «Равенна» (1878)
- «Сад Эроса» (1881)
- «Герцогиня Падуанская» (1883)
- «Кентервильское привидение» (1887)
- «Преступление лорда Артура Сэвила» (1888)
- «„Счастливый принц“ и другие сказки» (1888)
- «Портрет Дориана Грея» (1890)
- «Саломея» (1891)
- «Гранатовый домик» (1891)
- «Веер леди Уиндермир» (1892)
- «Женщина, не стоящая внимания» (1893)
- «Сфинкс» (1894)
- «Идеальный муж» (1895)
- «Баллада Редингской тюрьмы» (1898)
Идеи декаданса и его настроения выразил также в своей жизни - в её стиле и её облике. Это один из самых парадоксальных умов в истории человечества. Всю жизнь противостоял всему миру официального, противостоял общественному мнению и давал ему пощёчину. Всё тривиальное его раздражало, всё безобразное его отталкивало. Единственное прибежище от пошлости, скуки и монотонного однообразия Оскар с юных лет видел в Искусстве (это слово он писал с заглавной буквы). Искусство никогда не представлялось ему средством борьбы, но казалось «верной обителью Красоты, где всегда много радости и немного забвения, где хотя бы на краткий миг можно позабыть все распри и ужасы мира».
Родился Оскар Уайльд 16 октября 1854 года в столице Ирландии - Дублине , городе, подарившем миру целое созвездие выдающихся писателей (среди них - Дж. Свифт , Р. Б. Шеридан , О. Голдсмит , Дж. Б. Шоу , Дж. Джойс , У. Б. Йейтс , Б. Стокер). Некоторые русскоязычные источники (например, К. Чуковский в своей статье «Оскар Уайльд») утверждают, что родился Оскар в 1856 году. Это неверно и давно опровергнуто. Связано это было с тем, что влюблённый в юность Уайльд часто в беседах сбавлял себе два года (а в своём свидетельстве о браке, например, прямо указал именно 1856 год как дату своего рождения). Известно письмо его матери от 22 ноября 1854 г., в котором она говорит так:
…в эту самую минуту качаю колыбель, в которой лежит мой второй сын - младенец, которому 16 числа исполнился месяц и который уже такой большой, славный и здоровый, словно ему целых три месяца. Мы назовём его Оскар Фингал Уайльд. Не правда ли, в этом есть что-то величественное, туманное и оссианическое? (пер. Л. Мотылёва)
Отцом Уайльда был один из самых выдающихся врачей не только Ирландии, но и всей Великобритании - офтальмолог и отоларинголог сэр Уильям Роберт Уайльд. Человек исключительной эрудиции, Уильям Уайльд занимался также археологией и ирландским фольклором. Мать Оскара - леди Джейн Франческа Уайльд (урождённая Элджи) - известная ирландская светская дама, весьма экстравагантная женщина, обожавшая театральные эффекты, поэтесса, писавшая зажигательные стихи под псевдонимом Сперанца (итал. Speranza - надежда) и убеждённая в том, что рождена для величия. От отца Оскар унаследовал редкую трудоспособность и любознательность, от матери - мечтательный и несколько экзальтированный ум, интерес к таинственному и фантастическому, склонность придумывать и рассказывать необыкновенные истории. Но не только эти качества унаследовал он от неё. Не меньшее влияние оказала на него и атмосфера литературного салона леди Уайльд, в котором прошли юные годы будущего писателя. Страсть к позе, подчёркнутый аристократизм воспитаны в нём с детства. Прекрасно знавшая древние языки, она открыла перед ним красоту «божественной эллинской речи». Эсхил , Софокл и Еврипид с детства сделались его спутниками…
1864-1871 гг. - учёба в Королевской школе Портора (город Эннискиллен, близ Дублина). Он не был вундеркиндом, однако его самым блестящим талантом было быстрое чтение. Оскар был очень оживлён и разговорчив, и уже тогда славился своим умением юмористически переиначить школьные события. В школе Уайльд даже получил особую премию за знание греческого оригинала Нового Завета. Окончив Портору с золотой медалью, Уайльд был удостоен Королевской школьной стипендии для учёбы в дублинском Тринити-колледже (колледже Св. Троицы).
В Тринити-колледже (1871-1874) Уайльд изучал античную историю и культуру, где снова с блеском проявлял свои способности в древних языках. Здесь же он впервые слушал курс лекций по эстетике, а благодаря тесному общению с куратором - профессором античной истории Дж. П. Махаффи, утончённым и высокообразованным человеком, - постепенно стал приобретать крайне важные элементы своего будущего эстетского поведения (некоторое презрение к общепринятой морали, дендизм в одежде, симпатия к прерафаэлитам , лёгкая самоирония, эллинистические пристрастия).
В 1874 г. Уайльд, выиграв стипендию на обучение в оксфордском колледже Магдалины на классическом отделении, поступает в интеллектуальную цитадель Англии - Оксфорд . В Оксфорде Уайльд создал самого себя. Он выработал кристальный английский акцент: «Мой ирландский акцент был в числе многого, что я позабыл в Оксфорде». Он также приобрёл, как и хотел, репутацию человека, блистающего без особых усилий. Здесь же оформилась его особая философия искусства. Его имя уже тогда стало озаряться различными занимательными историями, порой карикатурными. Так, согласно одной из историй, чтобы проучить Уайльда, которого недолюбливали однокурсники и которого терпеть не могли спортсмены, его проволокли вверх по склону высокого холма и только на вершине отпустили. Он встал на ноги, отряхнул с себя пыль и сказал: «Вид с этого холма поистине очаровательный». Но это как раз и было тем, в чём нуждался эстетствующий Уайльд, который позже признавался: «Истинны в жизни человека не его дела, а легенды, которые его окружают. Никогда не следует разрушать легенд. Сквозь них мы можем смутно разглядеть подлинное лицо человека».
В Оксфорде Уайльд слушал бесподобные и пламенные лекции теоретика искусства Джона Рёскина и учёника последнего - Уолтера Пейтера . Оба властителя дум восхваляли красоту, однако Рёскин видел её только в синтезе с добром, в то время как Пейтер допускал в красоте некую примесь зла. Под обаянием Рёскина Уайльд находился на протяжении всего периода в Оксфорде. Позже он напишет ему в письме: «В Вас есть что-то от пророка, от священника, от поэта; к тому же боги наделили Вас таким красноречием, каким не наделили никого другого, и Ваши слова, исполненные пламенной страсти и чудесной музыки, заставляли глухих среди нас услышать и слепых - прозреть».
Ещё обучаясь в Оксфорде, Уайльд посетил Италию и Грецию и был покорён этими странами, их культурным наследием и красотой. Эти путешествия оказывают на него самое одухотворённое влияние. В Оксфорде он также получает престижнейшую Ньюдигейтскую премию за поэму «Равенна» - денежную премию, которую утвердил в XVIII веке сэр Роджер Ньюдигейт для студентов Оксфордского университета, которые победят на ежегодном конкурсе поэм, не допускающих драматической формы и ограниченных количеством строк - не более 300 (эту премию в своё время получал и Джон Рёскин).
По окончании университета (1878), Оскар Уайльд переселяется в Лондон . В центре столицы он обосновался в съёмной квартире, а по соседству обосновалась леди Джейн Франческа Уайльд, уже более известная к тому времени как Сперанца. Благодаря своему таланту, остроумию и умению привлечь внимание, Уайльд быстро влился в светскую жизнь Лондона. Уайльдом стали «угощать» посетителей салонов: «Приходите обязательно, сегодня будет этот ирландский остроумец». Он совершает «самую необходимую» для английского общества революцию - революцию в моде. Отныне он появлялся в обществе в самолично придуманных умопомрачительных нарядах. Сегодня это были короткие штаны-кюлоты и шёлковые чулки, завтра - расшитый цветами жилет, послезавтра - лимонные перчатки в сочетании с пышным кружевным жабо. Непременным аксессуаром стала гвоздика в петлице, выкрашенная в зелёный цвет. В этом не было никакой клоунады: безупречный вкус позволял Уайльду сочетать несочетаемое. А гвоздика и подсолнух, наряду с лилией считались самыми совершенными цветками у прерафаэлитов.
Его первый поэтический сборник «Стихотворения» (Poems ; 1881) написан в духе «братьев прерафаэлитов» , и был опубликован незадолго до того, как Уайльд отправился с лекциями в США . Ранние стихи его отмечены влиянием импрессионизма , в них выражены непосредственные единичные впечатления, они невероятно живописны. В самом начале 1882 г. Уайльд сошёл с парохода в порту Нью-Йорка , где налетевшим на него репортёрам он по-уайльдовски бросил: «Господа, океан меня разочаровал, он совсем не такой величественный, как я думал». Проходя таможенные процедуры на вопрос о том, есть ли у него что-либо, подлежащее декларированию, он, по одной из версий, ответил: «Мне нечего декларировать, кроме моей гениальности».
Отныне вся пресса следит за действиями английского эстета в Америке. Свою первую лекцию, которая называлась «Ренессанс английского искусства», он завершил словами: «Мы все расточаем свои дни в поисках смысла жизни. Знайте же, этот смысл - в Искусстве». И слушатели горячо зааплодировали. На его лекции в Бостоне в зал перед самым выходом Уайльда явилась группа местных денди (60 студентов из Гарвардского университета) в коротких бриджах с открытыми икрами и смокингах с подсолнухами в руках - совсем по-уайльдовски. Их целью было обескуражить лектора. Выйдя на сцену, Уайльд незатейливо начал лекцию и, как бы невзначай оглядев фантастические фигуры, с улыбкой воскликнул: «Я впервые прошу Всевышнего избавить меня от последователей!» Один молодой человек писал матери в это время под впечатлением посещения Уайльдом колледжа, где он учился: «У него великолепная дикция, и его способности к изъяснению своих мыслей достойны высших похвал. Фразы, которые он произносит, благозвучны и то и дело вспыхивают самоцветами красоты. … Его разговор очень приятный - лёгок, красив, занимателен». Ясно становится, что Уайльд покорял всех людей своим обаянием и очарованием. В Чикаго на вопрос о том, как ему понравился Сан-Франциско , он ответил: «Это Италия, но без её искусства». Всё это турне по Америке было образцом смелости и изящества, ровно как и неуместности и саморекламы. Своему давнишнему знакомому Уайльд шутливо хвастался: «Америку я уже цивилизовал - остались только небеса!»
Проведя год в Америке, Уайльд вернулся в Лондон в отличном расположении духа. И сразу же отправился в Париж . Там он знакомится с ярчайшими силуэтами мировой литературы (Поль Верлен , Эмиль Золя , Виктор Гюго , Стефан Малларме , Анатоль Франс и проч.) и завоёвывает без особых трудностей их симпатии. Возвращается на родину. Встречает Констанс Ллойд, влюбляется. В 29 лет становится семьянином. У них рождаются двое сыновей (Сирил и Вивиан), для которых Уайльд сочиняет сказки. Чуть позже он записал их на бумаге и издал 2 сборника сказок - (The Happy Prince and Other Stories ; 1888) и «Гранатовый домик» (The House of Pomegranates ; 1891).
В Лондоне Уайльда знали все. Он был самым желаемым гостем в любом салоне. Но одновременно на него обрушивается шквал критики, которую он с лёгкостью - совсем по-уайльдовски - отбрасывает от себя. На него рисуют карикатуры и ждут реакции. А Уайльд погружается в творчество. На жизнь он в это время зарабатывал журналистикой (так, он работал в журнале «Женский мир»). О журналистике Уайльда высоко отозвался Бернард Шоу .
В 1887 г. он опубликовал рассказы «Кентервильское привидение» , «Преступление лорда Артура Сэвила» , «Сфинкс без загадки» , «Натурщик-миллионер» , «Портрет г-на У. Х.» , которые и составили первый сборник его рассказов. Однако же Уайльд не любил записывать всё, что приходило ему на ум, многие рассказы, которыми он очаровывал слушателей, так и остались ненаписанными.
В 1890 году в свет выходит единственный роман, который окончательно приносит Уайльду сногсшибательный успех, - «Портрет Дориана Грея» (The Picture of Dorian Gray ). Он был напечатан в журнале «Липпинкоттс мансли мэгэзин». Но «всеправедная» буржуазная критика обвинила его роман в безнравственности. В ответ на 216 (!) печатных откликов на «Портрет Дориана Грея» Уайльд написал более 10 открытых писем в редакции британских газет и журналов, объясняя, что искусство не зависит от морали. Более того, он писал, те, кто не заметил морали в романе, полные лицемеры, поскольку мораль всего-то и состоит в том, что убивать совесть безнаказанно нельзя. В 1891 г. роман со значительными дополнениями выходит отдельной книгой, и Уайльд дополняет свой шедевр особым предисловием, которое становится отныне манифестом эстетизму - тому направлению и той религии, которые и создал Уайльд.
1891-1895 гг. - годы головокружительной славы Уайльда. В 1891 году выходит сборник теоретических статей «Замыслы» (Intensions ), где Уайльд излагает читателям свой символ веры - свою эстетическую доктрину. Пафос книги в прославлении Искусства - величайшей святыни, верховного божества, фанатическим жрецом которого был Уайльд. В том же 1891 г. он написал трактат «Душа человека при социализме» (The Soul of Man under Socialism ), в котором отвергается брак, семья и частная собственность. Уайльд утверждает, что «человек создан для лучшего назначения, чем копание в грязи». Он мечтает о том времени, когда «не станет более людей, живущих в зловонных притонах, одетых в вонючие рубища… Когда сотни тысяч безработных доведенных до самой возмутительной нищеты, не будут топтаться по улицам, …когда каждый член общества будет участником общего довольства и благополучия»…
Отдельно стоит написанная по-французски в это время одноактная драма на библейский сюжет - «Саломея» (Salomé ; 1891). По заверению Уайльда, она была специально написана для Сары Бернар , «этой змеи древнего Нила». Однако в Лондоне её запретили к постановке цензурой: в Великобритании запрещались театральные представления на библейские сюжеты. Впервые пьеса была поставлена в Париже в 1896 г. В основу «Саломеи» положен эпизод гибели библейского пророка Иоанна Крестителя (в пьесе он фигурирует под именем Иоканаан), нашедший отражение в Новом Завете (Матф 14:1-12 и др.), однако версия, предложенная в пьесе Уайльдом, отнюдь не является канонической.
В 1892 г. написана и поставлена первая комедия «блистательного Оскара» - «Веер леди Уиндермир» (Lady Windermere’s Fan ), успех которой сделал Уайльда самым популярным человеком Лондона. Известен очередной эстетский поступок Уайльда, связанный с премьерой комедии. Выйдя на сцену по окончании постановки, Оскар затянулся сигаретой, после чего начал так: «Дамы и господа! Вероятно, не очень вежливо с моей стороны курить, стоя перед вами, но… в такой же степени невежливо беспокоить меня, когда я курю». В 1893 г. выходит его следующая комедия - «Женщина, не стоящая внимания» (The Woman of No Importance ), в которой само название строится на парадоксе - до того Оскар Уайльд почувствовал этот приём родным.
Ударным в творческом отношении становится 1895 г. Уайльдом написаны и поставлены две гениальные пьесы - «Идеальный муж» (An Ideal Husband ) и «Как важно быть серьёзным» (The Importance of Being Earnest ). В комедиях во всем блеске проявилось искусство Уайльда как остроумнейшего собеседника: его диалоги великолепны. Газеты называли его «лучшим из современных драматургов», отмечая ум, оригинальность, совершенство стиля. Острота мыслей, отточенность парадоксов настолько восхищают, что читатель ими одурманен на протяжении всей продолжительности пьесы. Он все умеет подчинить игре, нередко игра ума настолько увлекает Уайльда, что превращается в самоцель, тогда впечатление значительности и яркости создается поистине на пустом месте. И в каждой из них есть свой Оскар Уайльд, бросающий порции гениальных парадоксов.
Ещё в 1891 году Уайльд познакомился с Альфредом Дугласом, который был младше Уайльда на 17 лет. Оскар, влюблённый во всё красивое, его полюбил, а потому он перестал часто видеться с женой и детьми. Но избалованный Альфред (Бози, как его игриво называли) плохо понимал, кто такой Уайльд. Их отношения связывали деньги и прихоти Дугласа, которые Уайльд покорно исполнял. Уайльд в полном смысле слова содержал Дугласа. Оскар позволил обобрать себя, разлучиться с семьей, лишиться возможности творить. Их отношения, конечно, не мог не видеть Лондон. У Дугласа же были ужасные отношения со своим отцом - маркизом Куинсберри, человеком предельно эксцентричным и узколобым, неотёсанным хамом, потерявшим расположение к нему общества. Отец с сыном постоянно ссорились, писали друг другу оскорбительные письма. Куинсберри свято верил, что значительное влияние на Альфреда оказывал Уайльд, и стал жаждать сокрушения репутации лондонского денди и литератора, чтобы тем самым восстановить свою давно пошатнувшуюся репутацию. Ещё в далёком 1885 году к британскому уголовному законодательству была принята поправка, запрещающая «непристойные отношения между взрослыми мужчинами», пусть даже по обоюдному согласию. Куинсберри воспользовался этим и подал в суд на Уайльда, собрав свидетелей, готовых уличить писателя в связях с мальчиками. Друзья срочно советовали Уайльду покинуть страну, потому как в этом деле, было понятно, он уже был обречён. Но Уайльд принимает решение стоять до конца. В зале суда не было свободных мест, народ стекался послушать процесс над талантливым эстетом. Уайльд держался героически, защищал чистоту своих отношений с Дугласом и отрицал их сексуальный характер. Своими ответами на некоторые вопросы он вызывал у публики взрывы смеха, но сам он стал понимать, что после недолгого триумфа он может слишком низко упасть.
Например, обвинитель задавал Уайльду вопрос: «Не может ли привязанность и любовь художника к Дориану Грею натолкнуть обыкновенного человека на мысль, что художник испытывает к нему влечение определённого сорта?» А Уайльд отвечал: «Мысли обыкновенных людей мне неизвестны». «Бывало ли так, что вы сами безумно восхищались молодым человеком?» - продолжал обвинитель. Уайльд отвечал: «Безумно - никогда. Я предпочитаю любовь - это более высокое чувство». Или, например, пытаясь доказать намёки на «противоестественный» грех в его работах, обвинитель зачитал пассаж из одного уайльдовского рассказа и поинтересовался: «Это, я полагаю, тоже написали вы?» Уайльд специально дождался гробового молчания и тишайшим голосом ответил: «Нет-нет, мистер Карсон. Эти строки принадлежат Шекспиру». Карсон побагровел. Он извлёк из своих бумаг ещё один стихотворный фрагмент. «Это, вероятно, тоже Шекспир, мистер Уайльд?» - «В вашем чтении от него мало что осталось, мистер Карсон», - сказал Оскар. Зрители захохотали, и судья пригрозил, что прикажет очистить зал.
На одном из судебных заседаний Уайльдом была произнесена речь, которая вызвала восторг у слушавшей процесс публики. Когда обвинитель попросил разъяснить, что бы означала фраза «любовь, что таит своё имя», высказанная Альфредом Дугласом в его сонете, с огненной силой Уайльд сказал следующее:
«Любовь, что таит своё имя» - это в нашем столетии такая же величественная привязанность старшего мужчины к младшему, какую Ионафан испытывал к Давиду, какую Платон положил в основу своей философии, какую мы находим в сонетах Микеланджело и Шекспира. Это все та же глубокая духовная страсть, отличающаяся чистотой и совершенством. Ею продиктованы, ею наполнены как великие произведения, подобные сонетам Шекспира и Микеланджело, так и мои два письма, которые были вам прочитаны. В нашем столетии эту любовь понимают превратно, настолько превратно, что воистину она теперь вынуждена таить свое имя. Именно она, эта любовь, привела меня туда, где я нахожусь сейчас. Она светла, она прекрасна, благородством своим она превосходит все иные формы человеческой привязанности. В ней нет ничего противоестественного. Она интеллектуальна, и раз за разом она вспыхивает между старшим и младшим мужчинами, из которых старший обладает развитым умом, а младший переполнен радостью, ожиданием и волшебством лежащей впереди жизни. Так и должно быть, но мир этого не понимает. Мир издевается над этой привязанностью и порой ставит за нее человека к позорному столбу. (пер. Л. Мотылёва )
Тем не менее, в 1895 году по обвинению в содомии Уайльда приговаривают к двум годам тюремного заключения и исправительных работ.
Тюрьма полностью сломала его. Большинство былых друзей от него отвернулись. Но те немногие, кто остались, буквально помогли ему остаться в живых. Альфред Дуглас, которого он так пламенно любил и которому писал знойные любовные письма ещё будучи на свободе, ни разу не приехал к нему и ни разу ему не написал. В тюрьме Уайльд узнаёт, что умерла его мать, которую он любил больше всего на свете, эмигрировала его жена и изменила свою фамилию, а также фамилию сыновей (отныне они были не Уайльды, а Холланды). В тюрьме Уайльд пишет горькую исповедь в форме письма Дугласу, которую называет «Epistola: In Carcere et Vinculis»(лат. «Послание: в тюрьме и оковах»), а позже его ближайший друг Роберт Росс переименовал её в «De Profundis» (лат. «Из глубины»; так начинается 129-й Псалом в Синодальном переводе Библии). В ней мы видим совершенно не того очаровательного Уайльда дориановских времён. В ней он - человек, мучающийся от боли, обвиняющий во всём себя самого и понявший, что «самое страшное не то, что жизнь разбивает сердце… но то, что она обращает сердце в камень» Впервые исповедь «De Profundis» (1897) была опубликована посмертно в 1905 г. Исповедь эта - горький отчёт перед самим собой и понимание, что, вероятно, творческое вдохновение навсегда теперь останется в пределах тюремных стен: «Я хочу достигнуть того состояния, когда смогу в полной простоте и без всякой аффектации сказать, что в моей жизни было два великих поворотных пункта: когда мой отец послал меня в Оксфорд и когда общество заточило меня в тюрьму».
Полагаясь на финансовую поддержку близких друзей, освобождённый в мае г. Уайльд переехал во Францию и сменил имя на Себастьяна Мельмота (Sebastian Melmoth). Фамилия Мельмот была заимствована из готического романа знаменитого английского писателя XVIII в. Чарльза Мэтьюрина , двоюродного деда Уайльда, - «Мельмот Скиталец». Во Франции Уайльд написал знаменитую поэму «Баллада Редингской тюрьмы» (The Ballad of Reading Gaol ; 1898), подписанную им псевдонимом С.3.3. - таков был тюремный номер Оскара. И это был высший и последний поэтический взлёт Уайльда.
Оскар Уайльд скончался в изгнании во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита , вызванного ушной инфекцией. Незадолго до смерти он сказал о себе так: «Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия». Он был похоронен в Париже на кладбище Баньо. Спустя примерно 10 лет его перезахоронили на кладбище Пер-Лашез, а на могиле был установлен крылатый сфинкс из камня работы Джейкоба Эпстайна.
В июне 1923 года на сеансе автоматического письма в присутствии коллег учёный-математик Соул получил от Уайльда длинное и красивое потустороннее послание. Он просил передать, что не умер, а живёт и будет жить в сердцах тех, кто способен чувствовать «красоту форм и звуков, разлитую в природе».
В конце 2007 года британская газета «The Telegraph» признала Оскара Уайльда самым остроумным человеком Великобритании. Он обошёл самого Шекспира и У. Черчилля .
В статье частично использованы материалы из Интернета, книги Р. Эллмана «Оскар Уайльд: Биография» и учебника по истории зарубежной литературы рубежа 19-20 вв. под ред. Н. Елизаровой (без отдельных ссылок на эти источники)
Истоки уайльдовской эстетической теории
Немалое значение сыграла и вторая знаковая фигура в английском искусствоведении - властитель дум Уолтер Патер (Пейтер) , взгляды которого ему показались особенно близкими. Патер отвергал этическую основу эстетики, в отличие от Рёскина. Уайльд решительно встал на его сторону: «Мы, представители школы молодых, отошли от учения Рёскина… потому что в основе его эстетических суждений всегда лежит мораль… В наших глазах законы Искусства не совпадают с законами морали».
Таким образом, истоки особой эстетической теории Оскара Уайльда - в творчестве прерафаэлитов и в суждениях крупнейших мыслителей Англии середины XIX века - Джона Рёскина и Уолтера Патера (Пейтера) .
Творчество
Период зрелого и интенсивного литературного творчества Уайльда охватывает - . В эти годы появились: сборник рассказов «Преступление лорда Артура Севила» (Lord Savile’s crime, 1887), два тома сказок «„Счастливый принц“ и другие сказки» (The Happy prince and Other Tales, 1888) и «Гранатовый домик» (A House of Pomegranates, ), цикл диалогов и статей, излагающих эстетические взгляды Уайльда - «Упадок искусства лжи» (The Decay of Lying, 1889), «Критик как художник» (The Critic as Artist, ) и др. В 1890 г. вышло в свет наиболее прославленное произведение Уайльда - роман «Портрет Дориана Грея » (The Picture of Dorian Gray).
С 1892 начал появляться цикл великосветских комедий Уайльда, написанных в духе драматургии Ожье , Дюма-сына , Сарду , - «Веер леди Уиндермир» (Lady Windermere’s Fan, ), «Женщина, не стоящая внимания» (A woman of no importance, ), «Идеальный муж» (An ideal husband, ), «Как важно быть серьёзным» (The importance of being earnest, ). Эти комедии, лишённые действия и характерности персонажей, но полные остроумной салонной болтовни, эффектных афоризмов, парадоксов, имели большой успех на сцене. Газеты называли его «лучшим из современных драматургов», отмечая ум, оригинальность, совершенство стиля. Острота мыслей, отточенность парадоксов настолько восхищают, что читатель ими одурманен на протяжении всей пьесы. И в каждой из них есть свой Оскар Уайльд, бросающий порции гениальных парадоксов. В 1893 году Уайльд написал на французском языке драму «Саломея» (Salomé), которая, однако, в Англии была запрещена для постановки долгое время.
В тюрьме он написал свою исповедь в виде письма к лорду Дугласу «De profundis» ( , опубл. ; полный неискажённый текст впервые опубл. в ). А в конце 1897 г., уже находясь во Франции, своё последнее произведение - «Балладу Редингской тюрьмы» (Ballade of Reading Gaol, ), которую он подписал «С.3.3.» (таков был его тюремный номер в Рединге).
Основной образ у Уайльда - денди-вивёр, апологет аморального эгоизма и праздности. Он борется со стесняющей его традиционной «рабьей моралью» в плане измельчённого ницшеанства . Конечная цель индивидуализма Уайльда - полнота проявления личности, усматриваемая там, где личность нарушает установленные нормы. «Высшие натуры» Уайльда наделены утончённой извращённостью. Пышный апофеоз самоутверждающейся личности, разрушающей все преграды на пути своей преступной страсти, представляет собой «Саломея». Соответственно кульминационной точкой эстетизма Уайльда оказывается «эстетика зла». Однако воинствующий эстетический имморализм является у Уайльда лишь исходным положением; развитие идеи всегда приводит в произведениях Уайльда к восстановлению прав этики .
Любуясь Саломеей, лордом Генри, Дорианом, Уайльд всё же вынужден осудить их. Ницшеанские идеалы терпят крушение уже в «Герцогине Падуанской». В комедиях Уайльда совершается «снятие» имморализма в комическом плане, его имморалисты-парадоксалисты оказываются на практике блюстителями кодекса буржуазной морали. Почти все комедии строятся на искуплении некогда совершённого антиморального поступка. Следуя по пути «эстетики зла», Дориан Грей приходит к уродливому и низменному. Несостоятельность эстетического отношения к жизни без опоры в этическом - тема сказок «Мальчик-Звезда» (The star child), «Рыбак и его душа» (The Fisherman and his soul). Рассказы «Кентервилльское привидение» (The Canterville ghost), «Натурщик-миллионер» и все сказки Уайльда кончаются апофеозом любви, самопожертвования, сострадания к обездоленным, помощи бедным. Проповедь красоты страдания, христианства (взятого в этико-эстетическом аспекте), к которой Уайльд пришёл в тюрьме (De profundis), была подготовлена в его предшествующем творчестве. Не чужд был Уайльд и заигрываний с социализмом ["Душа человека при социализме" (The soul of man under socialism, )], который в представлении Уайльда ведёт к праздной, эстетской жизни, к торжеству индивидуализма.
В стихах, сказках, романе Уайльда красочное описание вещественного мира оттесняет повествование (в прозе), лирическое выражение эмоций (в поэзии), давая как бы узоры из вещей, орнаментальный натюрморт. Основной объект описания - не природа и человек, а интерьер, натюрморт: мебель, драгоценные камни, ткани и т. п. Стремление к живописной многокрасочности определяет тяготение Уайльда к восточной экзотике, а также к сказочности. Для стилистики Уайльда характерно обилие живописных, подчас многоярусных сравнений, часто развёрнутых, крайне детализированных. Сенсуализм Уайльда, в отличие от импрессионистического, не ведёт к разложению предметности в потоке ощущений; при всей красочности стиля Уайльда для него характерны ясность, замкнутость, граненость формы, определённость предмета, не расплывающегося, но сохраняющего чёткость контуров. Простота, логическая точность и ясность языкового выражения сделали хрестоматийными сказки Уайльда.
Уайльд с его погоней за изысканными ощущениями, с его гурманским физиологизмом чужд метафизических стремлений. Фантастика Уайльда, лишённая мистической окраски, является либо обнажённо-условным допущением, либо сказочной игрой вымысла. Из сенсуализма Уайльда вытекает известное недоверие к познавательным возможностям разума, скептицизм . В конце жизни, склоняясь к христианству, Уайльд воспринял его лишь в этическом и эстетическом, а не в собственно религиозном плане. Мышление у Уайльда приобретает характер эстетической игры, выливаясь в форму отточенных афоризмов , поражающих парадоксов , оксюморонов . Главную ценность получает не истинность мысли, а острота её выражения, игра слов, преизбыток образности, побочных смыслов, который свойственен его афоризмам. Если в иных случаях парадоксы Уайльда имеют целью показать противоречие между внешней и внутренней стороной изображаемой им лицемерной великосветской среды, то часто их назначение - показать антиномичность нашего рассудка, условность и относительность наших понятий, ненадёжность нашего знания. Уайльд оказал большое влияние на декадентскую литературу всех стран, в частности на русских декадентов 1890-х гг.
Библиография
Пьесы
- Вера, или Нигилисты (1880)
- Герцогиня Падуанская (1883)
- Саломея (1891, исполнена впервые в 1896 в Париже)
- Веер леди Уиндермир (1892)
- Женщина, не стоящая внимания (1893)
- Идеальный муж (1895)
- Как важно быть серьёзным (ок. 1895)
- Святая блудница, или Женщина, покрытая драгоценностями (фрагменты, опубл. в 1908)
- Флорентийская трагедия (фрагменты, опубл. в 1908)
Романы
- Портрет Дориана Грея (1891)
Повести и рассказы
- Кентервильское привидение
- Преступление лорда Артура Сэвила
- Портрет господина У. Х.
- Натурщик-миллионер
- Сфинкс без загадки
Сказки
Из сборника «„Счастливый принц“ и другие сказки» :
- Счастливый Принц
- Соловей и роза
- Великан-эгоист
- Преданный Друг
- Замечательная ракета
Из сборника «Гранатовый домик» , предназначенного, по словам Уайльда, «ни для британского ребёнка, ни для британской публики»:
- Юный король
- День рождения Инфанты
- Рыбак и его Душа
- Мальчик-звезда
Поэзия
- Стихотворения (1881; сборник стихов)
Поэмы :
- Равенна (1878)
- Сад Эроса (опубл. 1881)
- Мотив Итиса (опубл. 1881)
- Хармид (опубл. 1881)
- Пантея (опубл. 1881)
- Humanitad (опубл. 1881; лат. букв. «Во человечестве»)
- Сфинкс (1894)
- Баллада Редингской тюрьмы (1898)
Стихотворения в прозе (пер. Ф. Сологуба)
- Поклонник (The Disciple)
- Творящий благо (The Doer of Good)
- Учитель (The Master)
- Учитель мудрости (The Teacher of Wisdom)
- Художник (The Artist)
- Чертог суда (The House of Judgement)
Эссе
- Душа человека при социализме (1891; впервые опубл. в журнале «Фортнайтли ревью»)
Сборник «Замыслы » (1891):
- Упадок искусства лжи (1889; впервые опубл. в журнале «Найтинс сенчури»)
- Кисть, перо и отрава (1889; впервые опубл. в журнале «Фортнайтли ревью»)
- Критик как художник (1890; впервые опубл. в журнале «Найтинс сенчури»)
- Истина масок (1885; впервые опубл. в журнале «Найнтинс сенчури» под названием «Шекспир и сценический костюм»)
Письма
- De Profundis (лат. «Из глубины», или «Тюремная исповедь» ; 1897) - письмо-исповедь, обращённая к его возлюбленному другу Альфреду Дугласу, над которым Уайльд работал в последние месяцы своего пребывания в Редингской тюрьме. В 1905 г. в берлинском журнале «Ди нойе Рундшау» друг и почитатель Оскара Роберт Росс опубликовал сокращённый вариант исповеди. Согласно завещанию Росса её полный текст свет увидел лишь в 1962 г.
- «Оскар Уайльд. Письма» - письма разных лет, объединённые в одну книгу, где собраны 214 писем Уайльда (Пер. с англ. В. Воронина, Л. Мотылёва, Ю. Розантовской. - СПб: Издательский Дом «Азбука-Классика», 2007. - 416 с.).
Лекции и эстетические миниатюры
- Ренессанс английского искусства
- Заветы молодому поколению
- Эстетический манифест
- Женское платье
- Ещё о радикальных идеях реформы костюма
- На лекции м-ра Уистлера в десять часов
- Отношение костюма к живописи. Чёрно-белый этюд о лекции м-ра Уистлера
- Шекспир о сценическом оформлении
- Американское нашествие
- Новая книга о Диккенсе
- Американец
- «Униженные и оскорблённые» Достоевского
- «Воображаемые портреты» м-ра Пейтера
- Близость искусств и ремёсел
- Английские поэтессы
- Лондские натурщики
- Евангелие от Уолта Уитмена
- Последний томик стихов м-ра Суинберна
- Китайский мудрец
Стилизованные псевдоработы
- Телени, или Оборотная сторона медали (Teleny, or The Reverse of the Medal)
- Завещание Оскара Уайльда (The Last Testament of Oscar Wilde; 1983; написана книга Питером Акройдом)
Уайльд никогда не появлялся где-либо без цветка в бутоньерке . Как правило, это была лилия или зелёная гвоздика. Реже он отдавал предпочтение подсолнуху.
Когда один англичанин сказал, что в XIX веке люди, чьи фамилии начинаются с «Мак», сделали всё, а те, у кого они начинаются с «О», - ничего, Уайльд не согласился: «Вы кое о ком забыли. Есть О’Коннел и О. Уайльд».
Уайльд любил говорить, что ирландцы - «самые лучшие собеседники после древних греков».
Образ в кино
- Биографии писателя были также посвящены фильм Григория Ратоффа () и телефильм Хансгюнтера Хайма ( , в заглавной роли
Оскар Уайльд: книги, ставшие классикой декаданса
Оскар Уайльд, книги которого до сих пор являются символом позднего Викторианства, - знаменитый драматург, писатель, поэт и философ. Живые, остроумные и очень талантливые произведения этого автора воспевают красоту, искусство и декларируют эстетизм, который был популярен в Европе в конце девятнадцатого века.
Оскар Уайльд: биография
Оскар Уайльд, биография которого настолько же яркая, насколько впечатляющей была сама личность, родился родился 16 октября 1854 года в Дублине. С самого детства будущий писатель сносно говорил на французском и немецком, благодаря меняющимся гувернанткам. В Королевской школе Портора он прослыл общительным и веселым ребенком, страстью которого было чтение. Оскар Уайльд лучшие книги, а также школьные события уже тогда старался переиначивать на юмористический лад, оттачивая свое остроумие, которое впоследствии стало его визитной карточкой.
Закончив школу с золотой медалью, он выиграл стипендию в Тринити-колледж, где сформировались его идеи. Ведь именно здесь Оскар Уайльд, список лучших книг которого пропитан восхищением красотой, впервые прослушал лекции по эстетике. Молодой человек сформулировал основы своего будущего поведения, которое заключалось в дендизме, презрении к общепринятой морали и самоиронии.
После того, как обучение было закончено, Уайльд стремительно ворвался в светскую жизнь Лондона. Его остроумие и меткие высказывания привлекали множество салонов, делая его желанным гостем практически везде. Кроме того, он запомнился эксцентричностью своих нарядов. Зеленая гвоздика в петлице стала обязательным атрибутом. Выпустив только один сборник стихотворений, он уже стал "звездой" во многих странах мира, в частности, в США, куда он приезжал читать лекции.
В тридцать лет он женится на Констанс Ллойд. Для своих детей он сочиняет сказки, которые позже публикует. Несмотря на фантастически сюжеты, данные произведения становятся критикой современного общества и способом донести свои эстетические идеи. Позже Оскар Уайльд, список книг которого представлен на нашем сайте, выпускает свой единственный и самый знаменитый роман "Портрет Дориана Грея", который вошел в число самых лучших произведений девятнадцатого века. Кроме того, писатель сотрудничает с театрами, создавая пьесы, производящие фурор среди европейской публики.
Несмотря на ряд спорных моментов в биографии, главное, что подарил нам Оскар Уайльд - книги, список лучших книг вы можете найти в этом разделе сайта "КнигоПоиск". Читайте с умом и удовольствием!
Оскар Уайльд (18541900), английский драматург, поэт, прозаик, эссеист, критик. Яркая знаменитость позднего Викторианского периода, лондонский денди, позднее осуждённый за «непристойное» поведение. Это один из самых парадоксальных умов в истории человечества. Он противостоял миру официального, давал пощёчину общественному мнению. Всё тривиальное его раздражало, всё безобразное отталкивало. «Апостол эстетизма» таково было в английском обществе его официальное звание; так величали его газеты и юмористические листки. «Эстет» это было как бы его чином, его саном, его карьерой, профессией, его общественным положением», писал о нём К. Чуковский.
Его полное имя Оскар Фингал ОФлаэрти Уиллс Уайльд. По происхождению ирландец. Родился 16 октября 1854 года в Дублине, в весьма известной семье. Отец, сэр Уильям Уайльд, был врачом-офтальмологом с мировым именем, автором множества научных трудов; мать светская дама, писавшая стихи, считавшая свои приемы литературным салоном.
В 1874 г. Уайльд, выиграв стипендию на обучение в оксфордском колледже Магдалины на классическом отделении, поступил в интеллектуальную цитадель Англии Оксфорд. В Оксфорде Уайльд создал самого себя. Он приобрёл, как и хотел, репутацию человека, блистающего без особых усилий. Здесь же оформилась его особая философия искусства.
По окончании университета Оскар Уайльд переселился в Лондон. Благодаря своему таланту, остроумию и умению привлечь внимание, Уайльд быстро влился в светскую жизнь. Он совершил «самую необходимую» для английского общества революцию революцию в моде. Отныне он появлялся в обществе в самолично придуманных умопомрачительных нарядах: короткие штаны-кюлоты и шёлковые чулки, лимонные перчатки в сочетании с пышным кружевным жабо, и непременный аксессуар гвоздика в петлице, выкрашенная в зелёный цвет. Гвоздика и подсолнух, наряду с лилией считались самыми совершенными цветками у прерафаэлитов (от латин. приставки prae до, перед и имени ит. художника Рафаэля) общества в Англии середины XIX века, проповедовавшего возврат к примитивным формам ранней итальянской живописи до Рафаэля.
Уже первый поэтический сборник Уайльда «Стихотворения» (1881) продемонстрировал его приверженность к эстетическому направлению декаданса, со свойственными ему культом индивидуализма, вычурностью, мистицизмом, пессимистическими настроениями одиночества и отчаяния. К этому же времени относится и первый его опыт в драматургии «Вера, или Нигилисты». Однако следующие десять лет он драматургией не занимался, обращаясь к другим жанрам эссе, сказкам, литературно-художественным манифестам.
В течение 1882 года читал лекции по литературе в США и Канаде. В анонсе его выступлений была такая фраза: «Мне нечего вам представить, кроме своего гения».
После Америки, Уайльд побывал в Париже, где познакомился и без особых трудностей завоевал симпатии ярчайших представителей мировой литературы Поля Верлена, Эмиля Золя, Виктора Гюго, Стефана Малларме, Анатоля Франса. В 29 лет он встретил Констанс Ллойд, влюбился, стал семьянином. У них родилось двое сыновей (Сирил и Вивиан), для которых Уайльд сочинил сказки, записанные позже на бумаге «Счастливый принц и другие сказки»,(1888) и «Гранатовый домик» (1891). Волшебный, поистине завораживающий мир этих очень красивых и грустных историй адресован на самом деле не детям, а взрослым читателям. С точки зрения театрального искусства в сказках Уайльда выкристаллизовался эстетический стиль отточенного парадокса, отличающий немногочисленную драматургию Уайльда, и превращающий его пьесы в уникальное явление, почти не имеющее аналогов в мировой литературе.
В 1887 г. он опубликовал рассказы «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Сэвила», «Сфинкс без загадки», «Натурщик-миллионер», «Портрет г-на У. Х.», которые и составили первый сборник его рассказов. Однако же Уайльд не любил записывать всё, что приходило ему на ум. Многие рассказы, которыми он очаровывал слушателей, так и остались ненаписанными.
В 1890 году в свет вышел единственный роман, который окончательно принёс Уайльду сногсшибательный успех, «Портрет Дориана Грея». Критика обвинила его роман в безнравственности. А в 1891 г. роман вышел со значительными дополнениями и особым предисловием, которое стало манифестом эстетизму тому направлению и той религии, которые и создал Уайльд. Роман и сегодня привлекает внимание, он экранизировался в разных странах около пятнадцати (!) раз.
18911895 гг. годы головокружительной славы Уайльда. Все пьесы Уайльда, наполненные парадоксами, афоризмами и фразами, ставшими крылатыми, написаны в начале 1890-х: «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Святая блудница, или женщина, осыпанная драгоценностями» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьезным» (1895). Они были сразу поставлены на лондонской сцене и пользовались большим успехом; критики писали о том, что Уайльд внес оживление в английскую театральную жизнь. После премьеры комедии «Веер леди Уиндермир» автор обратился к публике со словами: «Я поздравляю вас с большим успехом спектакля; это убедило меня, что вы почти столь же высокого мнения о моей пьесе, как и я сам».
Успех творчества Уайльда сопровождалось громкими скандалами. Первый из них возник при появлении «Портрета Дориана Грея», когда широкое обсуждение романа свелось к обвинению автора в безнравственности. Далее, в 1893, английская цензура запретила к постановке драму «Саломея», написанную на французском языке для Сары Бернар. Здесь обвинения в безнравственности были куда серьезнее, поскольку в декадентскую стилистику был переведен библейский сюжет. Сценическую историю «Саломея» обрела лишь в начале 20 в., с расцветом символизма: в 1905 Рихард Штраус написал по мотивам пьесы оперу; а в России спектакль прогремел в 1917 году в постановке Александра Таирова с А. Коонен в главной роли.
Но главный скандал, разрушивший не только драматургическую карьеру, но и всю его жизнь, разразился в 1895, вскоре после премьеры последней комедии драматурга. Уайльд, обороняясь от общественного обвинения в гомосексуализме, подал в суд на маркиза Квинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа. Уайльд был осужден за безнравственность и приговорен к тюремному заключению. Названия пьес Уайльда тут же исчезли с афиш театров, имя его перестало упоминаться. Единственным коллегой Уайльда, ходатайствовавшим о его помиловании правда, безуспешно был Б. Шоу.
Два года, проведенные писателем в тюрьме, обернулись двумя последними литературными произведениями, исполненными огромной художественной силы. Это прозаическая исповедь «De Profundis» («Из бездны»), написанная во время заключения и опубликованная посмертно, и поэма «Баллада Редингской тюрьмы», написанная вскоре после освобождения в 1897. Она была опубликована под псевдонимом, которым стал тюремный номер Уайльда С.3.3.
Больше он ничего не писал. Полагаясь на финансовую поддержку близких друзей, освобождённый в мае 1897 г. Уайльд переехал во Францию и сменил имя на Себастьяна Мельмота, героя готического романа «Мельмот Скиталец» Чарльза Мэтьюрина, двоюродного деда Уайльда.
Один из самых блистательных и утонченных эстетов Англии 19 в. провёл последние годы своей жизни в нищете, безвестности и одиночестве. Умер он совершенно неожиданно 30 ноября 1900 года от менингита, полученного через ушную инфекцию.
Мемориальная доска на доме Уайльда в Лондоне сообщает:
«Здесь жил
Оскар Уайльд
остроумец и драматург».
- Зеленый салат с курицей Салат с зеленым салатом и курицей
- Рыба запеченная в духовке с картошкой — лучшие проверенные рецепты
- Красный творог эремсек: польза, приготовление, рецепты Как делать корт для губадии
- Этот пирог является одним из самых знаменитых десертов в Швейцарии и экспортируется по всему миру Швейцарский ореховый пирог рецепт