Организация экономического сотрудничества и развития мировая экономика. Страны организации экономического сотрудничества и развития
Автобиография (1968-1982)
написанная Яном Андерсоном для октябрьского
номера "Trouser Press Magazine" (1982).
Перевод Юли Чепелевой.
История моей музыкальной деятельности начинается примерно в то время, когда мне исполнилось 11, тогда мой отец купил мне дешевую испанскую гитару и всячески поощрял меня играть на ней. Я никогда не старался научиться играть так, как ему бы хотелось, и, вероятно, не научился и по сей день (вообще я самостоятельно учился играть на всех инструментах). Я наигрывал мелодию на одной струне, и так было до тех пор, пока мне не исполнилось 15, именно тогда я попытался узнать, что же значат эти таинственные "аккорды", и стал постигать основы музыки, слушая такие команды, как Rolling Stones и Beatles.
Влияние Stones на меня в плане музыки было не столь велико, как сам факт их протеста против популярной концепции "rock" или "pop" музыки. Музыкальный мир был переполнен группами, подобными Herman"s Hermits - дешевыми и коммерческими, такими, которые могли бы иметь успех на Carson show. Даже Beatles имели вид самодовольных пай-мальчиков... по крайней мере это так выглядело в те дни. Казалось особенно смелым брать нечто столь экзотическое, как Американская негритянская музыка, и преобразовывать это в своего рода Британский R&B, как это делали Stones. Этим занимались еще несколько групп, таких как Animals и даже Manfred Mann, только в меньшей степени. Ну а были и настоящие волшебники, подобно Graham Bond Organization с Jack Bruce, Ginger Baker, и Dick Heckstall-Smith, бравшие больше от джаза.
THIS WAS (1968)
Jethro Tull начал развиваться в период бума "purist blues", идея которого состояла в том, чтобы играть городской блюз более обычным, традицоинным способом. Fleetwood Mac, Aynsley Dunbar, и John Mayall довольно серьезно, можно даже сказать - по-миссионерски относились к блюзу. Наша группа была более нестандартной.
Мы были непослушные парни; мы не очень серьезно относились к тому, что играли, хотя это все еще можно было назвать блюзом. Мы в основном играли кантри-блюз, более акустический и мелодичный.
Однако довольно скоро я стал неудовлетворен тем, что мы делали. Я понял, что нашу музыку тяжело играть на сцене и вообще она сильно смахивала на негритянский блюз. Что действительно задевало меня,- это то, что я исполнял что-то, что было, по существу, украдено. И украдена была не только музыка, но и чьи-то эмоции и мысли, как будто мы сами были "черными".
Мы попросили Mick Abrahams оставить группу, в значительной степени из-за его нежелания играть больше чем три ночи в неделю или дальше чем за 200 миль от Luton, а также еще потому что он был очень однообразен как музыкант.
Это все послужило хорошим отправным пунктом для того, чтобы я смог найти свою собственную музыку, полностью далекую от блюза.
STAND UP (1969)
"Christmas Song", записанная сразу после того, как Mick оставил группу, была для меня чем-то вроде крещения огнем. Впервые я сам работал в студии над созданием записи - без продюсера, только я и инженер. Эта песня (одна из моих любимых) для меня имеет большое значение, мне очень сильно хотелось в ней что-то выразить. David Palmer придал ей немного классическое, истинно английское струнное звучание, которое впоследствие сделало его знаменитым.
"Christmas Song" вдохновила меня на написание действительно достойного материала для альбома, который был уже далек от блюза и имел новое звучание. Я отправился на поиски разных эксцентрических инструментов, вроде балалайки в "Fat Man". Поскольку флейта не была основным инструментом, который бы сформировал звучание группы, я где-то в это же время снова купил гитару. Мой "немного странный эксцентрический акустический стиль" - это только то, что я наигрывал при написании песен. Я колебался в выборе инструментов, но в это время на меня повлияли первые несколько альбомов Bob Dylan (которые я сначала не воспринял) и, конечно, английские фолк-исполнители, подобно Roy Harper и Bert Jansch.
BENEFIT (1970)
Мы записали этот альбом после того, как совершили три американских турне и в спешном порядке уехали оттуда. Опыт, который мы там получили, заставил нас вернуться обратно.
В New York"s Fillmore East было все в порядке; это была ситуация "концерта с сидящей аудиторией". Но Fillmore West в San Francisco действительно разочаровал меня. Я не был подготовлен к людям со свернутыми мозгами, теряющим сознание прямо в зале и танцующим вокруг подобного лунатикам. Мне не нравились стробоскопы, все время бьющие в лицо, эта хипповская мишура..., я НЕНАВИДЕЛ хиппи. Любовь и мир, власть цветов, орешки да ягодки - это было подобно ритуалу; и если вы не участвовали в нем, вы были чужими среди них. Правда, люди, видевшие меня носящимся по сцене, думали, что я принимал все наркотики, что есть под солнцем. И независимо от того, сколько раз я вежливо повторял: "нет, спасибо, я не хочу присоединяться к вам", они говорили, "Да ну, парень, давай..." Я не был невежливым и не сердился, я сдерживал себя; их эмоции были эмоциями поколения, к которому я чувствовал отчуждение, что собственно и отразилось на Benefit.
Этот альбом был попыткой увидеть, осталась ли возможность создать что-то новое после тяжелых риффов Led Zeppelin / Mountain sense. Он не содержит сильных вещей. Многие из моих песен того времени не имели ничего общего со мной, потому что я все-таки был недоволен тем, что я делал. Я становился "рок-звездой" и наслаждася этим, но я не был ей. Это было отвратительное время. Я тогда был очень близок к отказу от всего.
AQUALUNG (1971)
В Aqualung есть некоторый юмор, и я думаю, что этот альбом лучше, чем Benefit. Не поймите меня неправильно, просто у меня много любимых песен того периода: "Aqualung", "Locomotive Breath", "Cross-Eyed Mary". Некоторые из акустических песен в Aqualung, подобно "Wond"ring Aloud", все еще очень много значат для меня. Даже Benefit имеет одну или две неплохие вещи. Но я не чувствую себя уверенным относительно полноты содержания этих альбомов или их звучания, что тоже является немаловажным.
Вообще запись альбома в целом дает хороший опыт; и не должна иметь только отрицательные последствия.
В то время мы были непопулярны в Англии, в стороне от моды (а были ли мы вообще когда-нибудь в моде?) Но вот мы начали headlining-турне по Америке. Yes были у нас "на разогреве", и они заставили нас работать в поте лица. У них все было отполировано до блеска; хотя и с перебором в применении тамбуринов... и льющимися отовсюду миром и любовью от Jon Anderson, - но все-таки это была тогда очень сильная группа. Мы также играли с Led Zeppelin и иногда нам удавалось "сделать их", но как писали в прессе - только потому, что Led Zeppelin иногда отменяли свои вечерние концерты, когда они были в плохом настроении. Когда это публиковалось, мы выглядели полными идиотами.
THICK AS A BRICK (1972)
Thick as a Brick стал радостным освобождением от традиции блюза или рок-н-ролла или чего-то в этом роде. Мы думали, что, так как люди теперь начали замечать нас, мы будем выпускать по альбому в год, прежде, чем мы снова скатимся вниз. Именно поэтому это было настолько сверхъестественно: мы вышли в сиянии славы с каким-то смехотворным альбомом со смешной обложкой, полным комплексов, абстрактных и противоречивых идей, - как мы считали, последним альбомом, который мы когда-либо делали, но, так или иначе, ведь надо было что-то делать.
Альбом начался с небольшой акустической песни. Затем мы позволили ему развиваться естественным путем, всем составом делая небольшие импровизированные вставки то здесь, то там:
Тем не менее, я с особой страстью относился к исполнению акустических партий в этом альбоме. Я в свое время был очень разочарован тяжелым рок-н-роллом, и выступлением с подобной музыкой перед аудиторией, которая не хотела слышать что-нибудь другое. Я ведь был не очень силен в этом, и никогда не считал себя исполнителем тяжелой музыки.
К моему изумлению, альбом стал большим хитом. Это поставило нас в затруднительное положение: "хорошо, а что же мы будем делать дальше?"
LIVING IN THE PAST (1972)
На этом этапе группа была очень "ходовой", по крайней мере в Америке. Это всегда возбуждает людей, когда они обнаруживают новую группу. И когда выясняется, что она уже сделала пару записей, они мчатся в магазин и скупают все подряд. Они гордятся: "я нашел эту группу". И люди поступали так относительно нашей музыки, так что это время нам показалось подходящим для того, чтобы издать все записи, не вошедшие в предыдущие альбомы.
A PASSION PLAY (1973)
Этот альбом появился в тяжелый период, когда у нас были некоторые проблемы с налогами. Мы пробовали развивать дальше тему Thick as a Brick, но из этого ничего не вышло, в значительной степени из-за технических проблем работы в зарубежной студии. Надо учесть еще тот факт, что каждый из нас был эмоционально неуравновешен, и подобное чувство перемешивалоcь с растратой денег и попыткой спрятать их в Швейцарских банках, что является в некоторой степени незаконным.
Приблизительно в это время "внезапно" обнаружилось множество поэтов, которые якобы оказали на меня влияние. Единственный, который приходит все время на ум - я даже не могу припомнить, кто именно - всегда поражал меня своей странностью, просто потому, что я всегда думал, что это был всего лишь известный игрок в гольф. Я всегда ненавидел поэзию и никогда не копался в ней.
Само собой, что все мои идеи, мелодии и стихи будут на что-нибудь похожи, но меня действительно не волнует это.
Меня достаточно сильно беспокоит тема плагиата, но не до такой степени, чтобы ударяться в углубленное изучение литературы, поэзии или даже народной музыки.
WARCHILD (1974)
Начиная с этого альбома, мы стали более последовательными как музыканты: не в плане профессионального владения инструментами, а в достижении цельного звучания композиций. Наш ранний материал - очаровательно нестройный и небрежный, несколько сентиментальный, и это придает ему определенное обаяние.
Warchild было приятно записывать, к тому же, этот альбом соответствовал нашим жизненным позициям.
Руководитель струнной секции Patrick Halling был нашим "наставником", он играл в оркестрах и выступал как сессионный исполнитель легкой музыки. Он нашел для нас струнный квартет и проконтролировал, чтобы музыканты исполнили все в лучшем виде, особенно на "Bungle in the Jungle" и "The Third Hoorah". Немногие из подобных музыкантов имеют чувство ритма, и они как правило не отличаются особым уважением к рок-музыкантам. Я не люблю огромные оркестры. Я предпочитаю группы от четырех до двенадцати человек, исполняющих хорошие партии - подобные красивому звучанию "Eleanor Rigby".
MINSTREL IN THE GALLERY (1975)
Когда пришло время для турне с Warchild и этим альбомом, мы должны были найти струнный квартет, который согласился бы с нами поехать.
И тут меня осенила идея привлечь для этой цели женщин, вместо парней, которые могли бы стереть индивидуальность группы.
Мы заполучили четырех уродливейших женщин, которых только смогли найти, и одели их в ужасающие парики и бархатные платья. Конечно, у этих четырех представительниц женского пола было преимущество приблизительно 3 к 1,потому что в любое время по крайней мере у одной из них был так называемый "ее период", и она находилась в паршивом настроении и раздражала других, и так продолжалось постоянно. Особенно, если учесть, что все они считали себя довольно сексуальными; двое из них преследовали меня, но я ни за что не соглашался спать вместе с ними. Менее стойкие члены группы уступили их "ночному обаянию" и потом долго сожалели об этом. Я думаю, что John Evans "имел" каждую из них. Это привело к тому, что в середине турне по Америке прибыли их мужья с намерением убить его. После двух или трех турне мы подумали: "хммм, давайте-ка лучше отдадим синтезатор David Palmer и возьмем его с собой вместо Evans".
Большую часть Minstrel мы записали в Европе в передвижной студии, когда довольно много времени проводили в поездках. Я думаю, что это ощущение постоянной дислокации отразилось на записи, особенно на второй стороне альбома.
TOO OLD TO ROCK "N" ROLL: TOO YOUNG TO DIE! (1976)
Замысел этого альбома начался с идеи театральной постановки; David Palmer всегда хотел сделать что-то в этом роде. Я придумал персонаж, старомодно одетый и несовременный, упорно сопротивляющийся моде и затем внезапно оказывающийся снова на гребне волны. Это были размышления о циклической природе моды, и было немного странно, когда почти сразу после выхода альбома в Англии проявились все те группы, носящие узкие брюки, туфли на каблуках - все то, что носил мой персонаж из альбома.
Как только были написаны музыка и слова, мы оформили их в альбом Jethro Tull, что, вероятно, было не очень хорошей идеей. Не так уж приятно, когда о тебе говорят, что ты "слишком стар для рок-н-ролла". Сколько раз мне задавали вопрос: "Действительно ли Вы слишком стары для рок-н-ролла?", столько же раз я отвечал, что это не автобиографический альбом. Я знал, что мне будут задавать вопросы такого рода, но не ожидал, что это будут делать в каждом интервью в течение следующих пяти лет.
SONGS FROM THE WOOD (1977)
Когда я серьезно увлекся одной женщиной, которая впоследствие стала моей женой, мы решили купить дом в Англии где-нибудь в сельской местности. Мне всегда хотелось это сделать, но только тогда, когда у меня будет женщина, с которой я мог бы все разделять, и в тот момент я как раз почувствовал, что пришло время завести семью. Однако, эти песни были написаны не сидя дома возле счастливого семейного очага, а в такси и самолетах, и в гостиницах по всей Америке. Когда вы сидите в одиночестве, в самом обычном гостиничном номере, вам так не хочется писать что-нибудь об этом. И вы начинаете оценивать свою жизнь - кто вы, где вы живете, окружающих вас людей - и вы пишете песни о том, откуда вы прибыли и куда вы вернетесь.
Я думаю, что единственная песня, которую я написал дома в студии за одну долгую ночь, была "Fires at Midnight", а также "Jack-in-the-Green" , которую я написал за день до того, как мы начали сводить альбом. Я написал ее за час перед отъездом в студию и сам сыграл партии всех инструментов.
HEAVY HORSES (1978)
Этот альбом содержит одну из моих немногих сознательных ссылок на одного из поэтов, а именно на Robert Burns, довольно надоедливого со своими кукурузными полями, но замечательного своим диалектом Шотландских долин. Он написал поэму под названием "Ode to a Mouse" о фермере, который пахал свою землю и случайно разрушил гнездо полевой мыши, и о том, как он приносит извинения этой мыши... с таким изумительным, нежным чувством... Моя интерпретация этой идеи - "One Brown Mouse". Мне нравится некоторая связь этого альбома с Songs from the Wood и Stormwatch. Песни - как бы... "лесные", с небольшими вкраплениями фольклора. Heavy Horses более мрачный и угрюмый, взять те же "Acres Wild" и " Rover", но я думаю, что этот альбом имеет и более сильные песни, по крайней мере, песня с одноименным названием. А дальше...
STORMWATCH (1979)
...завершает трилогию. Здесь еще больше стихии, но в лирике нет деревенских мотивов; она более социально-ориентирована.
В середине работы над Stormwatch John Glascock неожиданно тяжело заболел и затем умер. Это был последний альбом с таким составом группы (Evans, Glascock, Palmer, Martin Barre, и Barriemore Barlow). Я думаю, что в этом альбоме Barrie Barlow играл лучше, чем когда-либо, отчасти потому, что я подыгрывал на бас-гитаре. Нам никогда не удавалось сделать вместе что-то очень хорошее, я никогда не считал его хорошим барабанщиком. Но так как я исполнял партию баса, мы ДОЛЖНЫ БЫЛИ работать вместе, и я думаю, что мы преуспели.
Это - один из альбомов, которые мне действительно нравится, особенно "Elegy", написанная David Palmer. Здесь я исполнял партию на solid silver флейте, потому что хотел добиться наилучшего звучания, которого только смог бы. Я никогда не думал о себе непосредственно как о мастере игры на флейте, хотя я люблю на ней играть. У меня есть много этих дешевых, противных флейт, сделанных известным американским производителем, который к тому же не позволяет мне покупать их оптом. Они не очень хороши, но я купил их достаточное количество в то время, когда имел обыкновение ломать их чаще, чем я это делаю сейчас, и у меня с тех пор еще немного оставалось.
"A" (1980)
"A" был записан Jethro Tull по требованию компании звукозаписи и против моего желания; первоначально он был задуман как мой сольный альбом. "A" продолжил то, что было начато в Stormwatch. Но этот альбом был в гораздо большей степени электронный и злободневный. В нем отразилось то, что я слушал по радио, то, о чем я читал в утренних газетах; я писал о текущем дне и репетировал с теми случайными людьми, которые на тот день составляли мою группу.
Альбом был записан очень быстро в ужасающей атмосфере, среди людей, играющих вместе и одновременно оспаривающих способности друг друга. Но мне все это нравилось. Не понравилось мне только заканчивать его и сводить, потому что я был озабочен одним - можно ли это назвать альбомом Jethro Tull. Хотя, фактически, запиcывать "A" было здорово.
THE BROADSWORD AND THE BEAST (1982)
Мы попытались вернуть некий романтический элемент сказки, который отсутствовал в последнем альбоме (или двух), но так, чтобы он не был слишком причудливым или эльфо-подобным. Этот альбом - удачный баланс между различными вещами, которые я исполнил за эти годы.
Каждый альбом, который мы сейчас выпускаем, может стать последним. (Я говорил это, начиная со времен Benefit, не так ли?) Мы записали приблизительно 20 песен и дали продюсеру Paul Samwell-Smith и компании звукозаписи большую свободу в выборе песен. Заключительное решение должно было оставаться за мной, но я не хотел слишком уж настаивать на своем мнении в составлении альбома, который, как предполагалось, должен был переопределить то, чем Jethro Tull был и чем он стал.
На сегодняшний день 36 стран с развитыми демократическими институтами и рыночной экономикой являются членами ОЭСР. Активные партнерские отношение ОЭСР поддерживает более чем с 70 странами, не являющимися членами Организации, из которых 24 страны регулярно участвуют в деятельности различных Комитетов ОЭСР в качестве наблюдателей. На долю стран-членов ОЭСР приходится:
- 17,7% населения Земного шара
- Более 60% мирового ВВП.
страны-члены |
дата вступления |
страны-члены |
дата вступления |
страны-члены |
дата вступления |
||
Австралия | Канада |
Словения | |||||
Корея |
США | ||||||
Латвия |
Турция | ||||||
Великобритания | Финляндия | ||||||
Венгрия |
Люксембург | Франция | |||||
Германия |
Италия |
Чехия | |||||
Греция |
Мексика |
Чили | |||||
Дания | Нидерланды |
Швейцария | |||||
Израиль |
Новая Зеландия |
Швеция | |||||
Ирландия | Норвегия |
Эстония | |||||
Исландия |
Польша |
Япония | |||||
Испания |
Португалия | ||||||
Италия |
Словакия |
Созданная в начале 1960-х, в начале XXI века ОЭСР столкнулась с необходимостью проведения глубокой внутренней реформы в целях адаптации к новым реалиям и условиям набирающей темпы глобализации. В связи с этим в ОЭСР развернулась широкая дискуссия о том, какой в будущем может стать ее миссия и роль в условиях новых вызовов и угроз, в частности возник вопрос о расширении ОЭСР. В результате дискуссий в 2004 была разработана Стратегия расширения ОЭСР (Outreach Strategy). В рамках стратегии расширения специальной группой экспертов ОЭСР под руководством японского посла Сейчиро Нобору были сформулированы несколько критериев, на основании которых производится отбор потенциальных членов на вступление в ОЭСР - так называемые «критерии Нобору», к числу которых относятся:
- Общность подходов (Like-mindedness)
- Значимость на международной арене (Significant player)
- Взаимовыгодность (Mutual benefit)
- Глобальность (Global considerations)
В соответствии с решением принятым Советом ОЭСР 16 мая 2007 г. , определены две основных «волны расширения»:
oВ «первую волну» вошли пять стран - Россия, Чили, Эстония, Израиль и Словения - которые получили приглашение к началу переговорного процесса о вступлении (на сегодняшний день только Россия не присоединилась к Организации);
oВо «вторую волну» вошли пять стран – Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и ЮАР – с которыми ОЭСР будет расширять сотрудничество с учетом их возможного будущего членства в Организации.
Страны-члены ОЭСР и страны, входящие в Стратегию расширения и глобального партнерства
Члены ОЭСР
Страны «первой волны» расширения
Страны «второй волны» расширения
Стратегия «глобального партнерства» ОЭСР
Стратегия расширения ОЭСР (Outreach Strategy) шире, чем отношения со странами-не-членами, и в настоящее время наметился переход от понятия «расширение» (outreach) к понятиям «глобальное взаимодействие» (global relations), «глобальное партнерство» (global partnership), «расширенное участие» (enhanced engagement) . Понятие глобального взаимодействия позволяет учесть два основных измерения расширения – расширение на основе сотрудничества со странами-не-членами (reaching-in ) и расширение через сотрудничество с другими международными организациями и негосударственными акторами (reaching-out ). Это также придает глобальный характер деятельности ОЭСР и формирует основы для международного сотрудничества, основанного на принципах многоуровневого взаимодействия и «открытой координации». Частью стратегии «глобального партнерства» является Хайлигендаммско-Аквильский процесс.
На саммите «Группы восьми» в июне 2007 года в немецком Хайлигендамме было принято решение, что под эгидой ОЭСР будет организован диалог между «Группой восьми» и крупнейшими развивающимися странами, входящими в так называемую «O5» (Outreach five), - Китаем, Индией, Мексикой, Бразилией, Южной Африкой. Эта инициатива получила название Хайлигендаммский процесс . Хайлигендаммский процесс охватывает четыре основных направления сотрудничества:
o Содействие трансграничным инвестициям для взаимной выгоды, включая поощрение ответственного поведения бизнеса;
o Содействие исследованиям и инновациям, включая сотрудничество в области защиты прав интеллектуальной собственности;
o Энергетика, при этом особое внимание уделяется энергоэффективности;
o Содействие развитию, прежде всего в Африке.
Эта новая роль ОЭСР закономерна, учитывая успешный опыт многолетней деятельности ОЭСР по содействию развитию, а также идущий в настоящее время процесс расширения Организации.
На саммите "Группы восьми" в июле 2009 года в итальянском городе Аквила партнеры согласились продолжить диалог под названием Хайлигендаммско-Аквильский процесс (ХАП)
, итоги которого будут представлены на саммите "большой восьмерки" во Франции в 2011г. Соответствующее решение закреплено в совместном заявлении
участников саммита (Joint Declaration: Promoting the Global Agenda
).
Возможные темы для продолжения диалога:
o Свобода взаимовыгодных инвестиций;
o Роль инноваций и технологий в процессе устойчивого социально-экономического развития;
o Стратегические подходы к вопросам развития и его социальное измерение;
o Помощь наиболее уязвимым государствам;
o Продовольственная безопасность и реформа соответствующих международных организаций;
o Энергетика;
o Другие возможные вопросы в соответствии с решениями Руководящего комитета. Интерес к некоторым вопросам уже был обозначен.
Данный процесс является политическим диалогом, целью которого заявлено укрепление взаимопонимания между странами в сферах, представляющих общий интерес. Среди них в документе названы свобода взаимовыгодных инвестиций, развитие инноваций, социальные вопросы, помощь наиболее уязвимым государствам, продовольственная безопасность и энергетика.
Сопредседателями руководства комитета ХАП является одна из стран от "Группы восьми" и одна из стран от "Группы пяти". Заседание комитета проходят поочередно в стране, входящей в "восьмерку" или в "пятерку".
Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.
ФНС России участвует в заседаниях рабочих групп при Комитете ОЭСР по налоговым вопросам - Рабочей группы № 1 ОЭСР по налоговым соглашениям об избежании двойного налогообложения и смежным вопросам, Рабочей группы ОЭСР №6 по трансфертному ценообразованию, Рабочей группы № 10 ОЭСР по обмену информацией.
Работа с Глобальным форумом по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях
Российская Федерация является членом Глобального форума по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях. Глобальный форум действует в структуре Комитета по налоговым вопросам ОЭСР с 2000 года и осуществляет мониторинг и контроль применения странами мира стандартов ОЭСР в области транспарентности и обмена налоговой информацией.
В рамках данного мероприятия в 2014 году Глобальный форум одобрил отчет по оценке Российской Федерации в рамках фазы 2 с рейтингом «в целом соответствует». Следует отметить, что оценка «в целом соответствует» ранее была выставлена таким странам как США, Великобритания, Германия и Италия.
Кроме того, летом 2016 года Российская Федерация успешно прошла проверку Глобального форума на соответствие требованиям по конфиденциальности и защите данных, что является необходимым условием присоединения к системе автоматического обмена информацией в рамках Единого стандарта отчетности (CRS).
Форум по налоговому администрированию
ФНС России принимает активное участие в работе Форума по налоговому администрированию ОЭСР - одной из наиболее авторитетных и представительных международных площадок сотрудничества налоговых администраций стран мира.
Форум по налоговому администрированию (FTA) – один из рабочих органов Организации экономического сотрудничества и развития. Он представляет собой площадку для глав налоговых администраций, цель которой – постоянный обмен мнениями и опытом и выработка общей позиции по ключевым вопросам международной налоговой повестки. В настоящий момент в состав FTA входит 50 руководителей налоговых администраций.
ФНС России – полноправный член FTA и принимает активное участие в работе организации. Руководство работой FTA осуществляет Председатель и вице-председатели при поддержке Секретариата. В настоящий момент Председателем FTA является глава налоговой администрации Норвегии Г.-Х. Хольте. Руководитель ФНС России М.В. Мишустин являлся вице-председателем FTA с 2014 по 2017 годы. Делегации ФНС России регулярно принимают участие в различных мероприятиях под эгидой ОЭСР, в пленарных заседаниях, в заседаниях Бюро, рабочих встречах и семинарах. В частности, в 2017 году проведены два семинара под эгидой ОЭСР на территории Российской Федерации.
Руководящим органом FTA является Бюро, которое встречается два раза в год; иногда в режиме конференц-связи. Бюро утверждает рабочую программу FTA, рассматривает ее результаты и определяет стратегические направления деятельности. На данный момент в Бюро входят 13 руководителей, которые представляют следующие страны: Австралию, Великобританию, Индию, Ирландию, Канаду, Китай, Нидерланды, Норвегию, Россию, США, Францию, Японию, ЮАР. Заседания Бюро традиционно проходят в штаб-квартире ОЭСР в Париже. Последнее на данный момент заседание Бюро состоялось в сентябре 2017 г. в Осло.
Каждые 15-18 месяцев проводится пленарное заседание FTA. В пленарных заседаниях принимают участие Руководители налоговых администраций из каждой страны-участницы FTA и ключевых организаций-партнеров (в том числе Комиссия ЕС, МВФ, Всемирный банк, Форум налоговых администраций стран Африки (ATAF), Межамериканский центр налоговых администраций (CIAT), Центр встреч и исследований налогового администрирования (CREDAF) и Европейская организация налоговых администраций (IOTA)). Последнее на данный момент пленарное заседание состоялось в сентябре 2017 г. в Осло.
Работа в рамках международных проектов ОЭСР
В 2015-2017 года ФНС России являлась куратором международного проекта по электронным услугам налогоплательщикам и цифровым каналам доставки, проводимого под эгидой Форума по налоговому администрированию ОЭСР (FTA). В рамках проекта специалисты ФНС России изучали мировой опыт применения передовых технологий в налоговом администрировании и вырабатывают рекомендации для руководителей налоговых органов стран мира.
В ходе заседания в сентябре 2018 г. члены Бюро высоко оценили усилия ФНС России по изучению мирового опыта использования мобильных технологий, систем искусственного интеллекта и машинного обучения.
Согласно решению Бюро, в 2018 году Служба продолжит курировать обмен опытом и знаниями в рамках сообщества налоговых администраций, заинтересованных в использовании цифровых технологий для повышения эффективности их деятельности. Кроме того, разработанная Службой модель оценки цифровой зрелости налоговых администраций станет основой более масштабного исследования, посвященного формированию налогового органа будущего.
В ходе встречи членами Бюро также было одобрено предложение ФНС России провести проект по изучению особенностей внедрения онлайн кассовых аппаратов, основанный на успешном опыте Службы в создании системы контрольно-кассовой техники нового поколения.
Организация европейского экономического сотрудничества (на англ. Organization for European Economic Cooperation, аббревиатура OEEC) – это международное экономическое объединение развитых стран мира, признающих принципы свободной рыночной экономики. Штаб-квартира вышеуказанной организации расположена в Париже.
Несколько слов из истории OEEC
Данная организация была учреждена в 1948 году с целью координирования проектов реконструкции европейской экономики в рамках плана американского секретаря Маршалла. Членами OEEC в этот год стали такие государства, как Австрия, Дания, Бельгия, Греция, Франция, Исландия, Швейцария, Португалия, Турция, Швеция, Норвегия, Люксембург, Италия, Нидерланды, Испания, Великобритания, французская и англо-американская оккупационные зоны немецких земель.
16 апреля 1948 года был принят устав OEEC в Париже, согласно которому определялась ее структура. Итак, Совет членов, возглавляемый председателем и состоящий из представителей 18 европейских государств, считался центральным органом OEEC. Данный орган назначал генерального секретаря и его заместителей. Также в структуру OEEC входил Исполнительный комитет, состоящий из 7 членов, которые ежегодно назначались Советом.
В 1949 году к союзу вышеуказанных государств присоединилась ФРН, а уже через год - Соединенные Штаты и Канада (ассоциированные члены).
Деятельность вышеуказанной организации по восстановлению конвертируемости денежных средств привела к образованию Европейского платежного союза в 1950 году.
В 1953 году согласно распоряжению OEEC было учреждено Европейское производственное агентство. Основная цель его образования: содействие росту производительности в промышленности европейских государств.
В 1957 году был образован так называемый Общий между государствами-участниками OEEC, то есть Европейское экономическое сообщество.
В 1958 году было подписано Европейское валютное соглашение, согласно которому был учрежден Европейский . Целью работы этого фонда было предоставление странам-участникам OEEC специальных краткосрочных ссуд для покрытия дефицита платежного баланса.
OEEC и современность
Сегодня вышеуказанная организация осуществляет свою деятельность уже под другим названием таким, как Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (аббревиатура ОЭСР). В настоящий момент ее участниками являются 40 государств. Совет представителей государств-членов является руководящим органом этой организации. С 2006 года обязанности генерального секретаря исполняет мексиканец Хосе Анхель Гурриа.
Россия не является членом вышеуказанного объединения. С мая 2007 года между правительством РФ и руководством Организации ведутся активные переговоры по членству России в ОЭСР.
Цели деятельности вышеуказанной организации сегодня
Данная организация на сегодняшний день в прерогативе своей деятельности ставит исполнение следующих задач:
- осуществление научного исследования мировых экономических процессов как в целом, так и на уровне определенных отдельных государств и регионов;
- организация международных проектов, проведение консультаций и дискуссий по ключевым мировым проблемам в плане экономики;
- сотрудничество с Мировым банком, ВТО и МВФ;
- оказание помощи государствам, которые развиваются (например, применяются пониженные ставки процента по ссудам, разнообразные формы продовольственной помощи).
Для достижения своих целей вышеуказанное объединение активно занимается сбором статистических данных в , их анализом и обработкой. Данная используется специалистами Организации для составления экономических прогнозов, а также для создания детального анализа текущего экономического положения государств-членов. Результаты активной работы данного объединения печатаются в сборнике Организации «Экономические перспективы ОЭСР», который выдается дважды в год.
Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Organization for Economic Co-operation and Development, OECD) – международное экономическое объединение развитых стран. Считается, что страны, входящие в ОЭСР, производят около 60% мирового ВВП .
ОЭСР была создана в 1947 году в рамках реализации плана Маршалла по восстановлению Европы после Второй мировой войны. Первоначальное название организации – Организация европейского экономического сотрудничества. Однако уже в 1960-е годы состав участников значительно расширился и вышел за рамки
Европейского региона. Новое название, которое лучше отражало географию стран, входящих в ОЭСР, организация получила в 1961 году.
На сегодняшний день членами ОЭСР являются 34 государства, в том числе наиболее развитые США, Австралия, Канада, почти вся Западная Европа – Великобритания, Франция, Германия и т. д., некоторые бывшие социалистические страны, такие как Польша, Венгрия, Словения, а также одна страна из бывшего СССР – Эстония. На правах отдельного участника в состав ОЭСР входит Европейская комиссия как высший орган исполнительной власти Европейского союза.
В 1996 году заявку о вступлении в ОЭСР подали Россия, Латвия и Литва, но им было отказано.
В настоящее время о возможном вступлении нашей страны в эту организацию ведутся переговоры, также как и о присоединении к союзу других крупнейших развивающихся стран – Бразилии, Китая, Индии, Индонезии и Южно-Африканской Республики.
Своей миссией ОЭСР считает содействие политике, способствующей повышению экономического и социального благополучия людей во всем мире. При этом организация отстаивает принципы свободной рыночной экономики и представительной демократии.
Современная структура ОЭСР выглядит следующим образом. Высшим органом организации, принимающим решения, является совет, в который входят по одному представителю от каждой страны плюс один человек от Евросоюза.
Для подготовки решений и их дальнейшей реализации в ОЭСР действует в общей сложности около 250 комитетов, рабочих и экспертных групп. В их составе около 40 тыс. должностных лиц из правительств, администраций стран-участниц. Кроме того, для поддержки взаимосвязи между представителями постоянно действует секретариат, в котором более 2,5 тыс. сотрудников, работающих на постоянной основе.
В рамках своей деятельности ОЭСР собирает информацию об экономической ситуации не только в странах-участницах, но и во всем мире, проводит дискуссии, принимает решения и дает рекомендации в области экономики и политики. Кроме того, ОЭСР периодически публикует свои прогнозы по краткосрочному и среднесрочному развитию.
Как и ФАТФ , ОЭСР ведет черные списки неблагоприятных стран, но составляются они по принципу соблюдения государствами налоговых, а не «антиотмывочных» стандартов.