Екатерина Орешникова: «После просмотра фильма «В небе «Ночные ведьмы» поняла, что буду пилотом. Оставьте свой комментарий
Жила-была девочка Катя и в своих девичьих грезах мечтала о полетах. Прошли годы, и вот она - грация хрупкого земного существа в воздушном корабле, налитом мощью моторов зверя, уже с упорством и терпением штурмует небо. Чем не голливудский формат?
Екатерина Орешникова - единственная женщина-пилот в Московском авиационном центре МЧС. Родилась в самой обыкновенной семье. Мама преподавала историю в школе, отец был авиационным инженером. Катя, с детства зачитываясь книжками о героических подвигах пилотов, вглядывалась в небо и не знала, как осуществить свою мечту. Кто знает, может быть, мечта так и осталась бы мечтой, если бы не невероятная встреча Екатерины с летчицей Валентиной Гризодубовой, кумиром многих мальчишек и девчонок того времени. Это событие осталось в памяти Екатерины Орешниковой на всю жизнь. Национальная гордость страны, Герой Советского Союза, прошедшая Великую Отечественную вой-ну и совершившая легендарный беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток, за чашкой чая рассказывала юной Кате о сложной профессии летчика. Теперь она знала точно, что каждая мечта дается человеку вместе с силами, необходимыми для ее осуществления. И чтобы ее реализовать, придется пройти сложный путь. Как говорится, не один пуд соли съесть!
После окончания школы Екатерина поступила в Московский авиационный институт, училась на факультете самолето- и вертолетостроения. Параллельно занималась в Московском городском аэроклубе ДОСААФ, а позже получила направление в Запорожское авиационное училище летчиков имени Покрышкина. Окончание училища совпало с перестройкой в стране. Все менялось до неузнаваемости. И жизнь Екатерины тоже могла пойти по другому сценарию, если бы в юную летчицу не поверил генеральный директор авиакомпании "Московские воздушные авиалинии" Владимир Кастырин. Катя стала летать вторым пилотом на вертолете Ми-8.
- Вы знаете, я очень везучая, - признается Екатерина. - Все люди, которые встречались на моем жизненном пути, помогли мне достичь того, кем я сегодня стала. Родители, мой муж, который, кстати, тоже летчик, всегда меня поддерживали. Инструктор в аэроклубе Александр Смыков поставил меня "на крыло". Дал путевку в летную жизнь генеральный директор авиакомпании "Московские воздушные авиалинии" Владимир Кастырин. Через несколько лет под руководством инструкторов Николая Габлина и Михаила Малахова я освоила вертолеты Бо-105 и БК-117 в авиа-отряде МЧС. А сейчас я работаю в Московском авиационном центре. Это невероятная удача - работать в команде летчиков, высочайших профессионалов.
Через некоторое время Екатерина стала летать командиром воздушного судна в авиаотряде МЧС. Вместе со своими коллегами она доставляла пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и "тяжелых" пациентов в медицинские клиники Москвы.
Участвовала Екатерина и в поисково-спасательных операциях, в ликвидации последствий ЧС как в России, так и за рубежом. Была награждена государственными наградами: медалью ордена "За заслуги перед Отечеством 2-й степени", орденом Дружбы, медалью Нестерова, а также ведомственными наградами.
Сегодня Екатерина Орешникова, единственная женщина-пилот в Московском авиационном центре, проходит переподготовку на новый тип вертолета.
- Небо не разделяет пилотов на женщин и мужчин, - говорит она. - Каждый, кто поднимает в небо машину, должен быть профессионалом. Несмотря на то, что у меня 3400 часов налета, учиться и подтверждать свою квалификацию необходимо всю жизнь. Пилоты должны соответствовать целому ряду жестких требований, чтобы подтвердить допуск к управлению воздушным судном и профессионально выполнять свой долг.
ОРЕШНИКОВА Екатерина Петровна – командир воздушного судна ВК117С-2. Первая в Москве и, возможно, единственная в России женщина - пилот санитарной авиации Екатерина Орешникова работает в Московском авиационном центре, чьи экипажи каждый день поднимаются в воздух, чтобы доставить медиков в отдаленные районы столицы и спасти чью-то жизнь. Корреспондент РИА Новости побывал в МАЦ и побеседовал с пилотом-спасателем о ее профессии.
Если бы не “Ночные ведьмы”
Пока мы готовимся к интервью, коллеги Екатерины Орешниковой предупреждают, что ее экипаж сейчас находится на дежурстве и если поступит вызов, то мы мгновенно сворачиваемся. Советуют отнестись к этому серьезно, потому что будет дорога каждая секунда, а Екатерина строже многих мужчин в МАЦ.
Ее экипаж - второй на очереди, одновременно в Москве дежурят три санитарных вертолета.
Вообще-то она должна была стать учителем истории. В школе ей легче всего давались гуманитарные предметы - и вопрос был почти решенным.
“Родители одобрили мой выбор. Хотя мой папа, авиационный инженер, готовил вертолеты к полетам, он очень редко брал меня на аэродром - лишь в самом раннем детстве. Наверное, потому, что знал, как тяжело девчонкам на вертолетах. Он мне таких трудностей не желал. И все сделал, чтобы отгородить меня от этого”, - говорит она.
Но однажды Екатерина посмотрела фильм “В небе ночные ведьмы”.
“Это про женщин-летчиц, летавших в войну на самолетах У-2. Они побороли свой страх и совершили нечто невозможное, это меня поразило”, - продолжает она. С тех пор Екатерина знала, что точно окажется в небе, но сразу решила для себя: только в гражданской авиации.
От аэроклуба ДОСААФ до санитарной авиации
Однако добиться задуманного было не так просто. Для девушек небо тогда, перед самым развалом СССР, было практически закрыто: в профильное училище брали только тех, кто уже налетал первые часы в аэроклубах. Причем это еще ничего не гарантировало - отбор был жесточайший.
“В то время девчонки могли летать лишь в аэроклубах, как спортсмены, - объясняет Екатерина. - Лучшим давали направление от аэроклуба в Запорожское летное училище ДОСААФ, единственное официально принимавшее девочек на обучение в качестве пилотов-профессионалов. Учились мы на вертолете Ми-2”. При поступлении, вспоминает она, девушкам, в отличие от молодых людей, надо было сдавать технику пилотирования.
Получив диплом, Орешникова переучилась на Ми-8. Летала на пассажирских линиях. “Но когда образовалась авиация МЧС, я поняла, что мне туда”, - говорит летчица.
В МЧС Екатерина проработала с 1999 по 2015 год, вылетала на чрезвычайные ситуации в разных регионах России и за рубежом. Потом перешла в санитарную авиацию Московского авиационного центра (МАЦ), который относится к столичному департаменту по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. Сейчас у нее уже более 3,5 тысячи часов налета. Управляет Екатерина медицинской версией вертолета ВК117С 2 (Eurocopter).
Тысячи вылетов и ни одной потери
За время существования МАЦ авиамедицинские бригады санитарных вертолетов оказали помощь более чем пяти тысячам пациентов и не потеряли в воздухе ни одного человека.
“У нас максимально отлаженная система вылета на задание и медицинской помощи, - объясняет Орешникова. - Машины готовит опытный инженерно-технический состав. С нами летают отличные врачи. Они занимаются пациентом и на земле, и внутри вертолета”.
В этот момент приходит вызов. Взлетает первый вертолет. Нам объясняют, что в ТиНАО потребовалась срочная помощь пациенту с коронарной сердечной недостаточностью. Туда, в Новую Москву, летают часто. После присоединения новых территорий к столице на экипажах санитарной авиации особая ответственность за округ, где нет больниц, принимающих сердечников. Также вертолеты часто вызывают на ДТП, особенно если пострадали дети.
Настроение Екатерины немного меняется, заметно некоторое напряжение, ведь следующий вызов - ее. В прошлое дежурство, говорит она, вылетали дважды, но оба раза на месте выяснялось, что состояние пациента улучшилось и срочная госпитализация не требуется. “Это был хороший день. Лучше бывает, только если вообще нет вылетов. Тогда мы говорим: сегодня все живы и здоровы!” - рассказывает Екатерина.
“Самое тяжелое - ты прилетаешь, а помочь уже нельзя, - признается летчица. - И дети, конечно. Постоянно приходится быть свидетелем того, как жизнь человека вдруг резко меняется”.
Порой бывает страшно. “Я не знаю ни одного летающего или просто ходящего по земле человека, которому бы не бывало страшно хотя бы раз в жизни. Это нормальное человеческое чувство. Другой вопрос - как человек борется со страхом и какие решения принимает”, - рассуждает Орешникова.
“Каждый вылет - определенный риск, - продолжает она. - Москва - многомиллионный мегаполис, здесь много проводов, узкие улицы, зеваки. Люди часто стараются подойти поближе к вертолету с мобильными телефонами. Это опасно”.
Работа не для случайных людей
Почему девушки не идут в профессиональные летчики? Екатерина предполагает, что это связано со сложностями, которые страна переживала в 1990-е годы.
“После того как я выпустилась, возник очень большой перерыв вообще с наборами в летные училища, были проблемы государственного масштаба. Девушек-спортсменов много, но чтобы дойти до профессионального пилота, нужно преодолеть очень сложный путь”, - говорит она.
Поэтому в санитарной авиации, как и в авиации вообще, не бывает случайных людей. “Остаются те, кто отдает всю свою жизнь этому делу”, - уверена летчица.
Дочка ее по стопам матери не пошла, хотя Екатерина не возражала бы против этого.
“Она - гуманитарий, будет учителем русского языка и литературы. Если бы она стала пилотом, я бы тоже была очень рада. Но главное, чтобы ей нравилось то, чем она занимается, чтобы она нашла свое место в жизни. Я поддержу любое ее достойное решение”, - подчеркивает Екатерина.
И тут нас прерывают. Вызов: на Подольском шоссе - ДТП. По предварительной информации, пострадал ребенок, поэтому начинаются сборы, и через несколько минут вертолет под командованием Орешниковой уже в воздухе. На борту машины - два аппарата искусственной вентиляции легких, два инфузомата для точной дозировки препаратов, дефибриллятор, которым можно пользоваться даже на лету, баллоны с кислородом и многое другое. За полчаса санитарный вертолет достигнет любой, даже самой труднодоступной точки Москвы.
» Департамента ГОЧСиПБ. Принимала участие во многих крупных поисково-спасательных операциях, вместе со спасателями спасла сотни человеческих жизней.
Для многих людей профессия летчика или космонавта – мечта детства. В какой момент вас «позвало небо»? Что стало поводом?
В моей семье не было пилотов. Однако мой папа работал авиационным инженером, и первые знания об авиации я получила именно от него. Вообще я была гуманитарием в школе. У меня мама была учителем, преподавала историю. У меня очень хорошо шли гуманитарные предметы. Но как-то ближе к старшим классам по телевизору показывали фильм «В небе «ночные ведьмы». Режиссером ленты была Евгения Жигуленко – командир звена ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза. И когда я посмотрела этот фильм, он меня тогда очень потряс, и я поняла, что я тоже хочу, и буду летать.
- Как и где проходило ваше обучение?
Когда я училась в школе, в старших классах, когда и встал вопрос выбора специальности, то я решила стать пилотом. На тот момент, правда, я не знала, какие есть училища и институты, на каком типе самолета или вертолета я буду летать, и вообще-то каким путем осуществлять свою мечту. Раньше девушкам сложно было пробиться в авиацию. Но судьба распорядилась так, что был набор в первый Московский городской аэроклуб на вертолет Ми-2 спортсменкой. Параллельно я училась в Московском авиационном институте, а потом получила направление из аэроклуба в Запорожское авиационное училище летчиков-инструкторов ДОСААФ СССР тогда оно ещё существовало. В то советское время это было единственное училище, куда брали девчонок на учебу. Потому что во всех летных училищах было написано: принимаются лица мужского пола. Вступительный конкурс был очень большой. В тот год со всего СССР нас поступило 5 человек. И это считался ещё большой набор, обычно было по три человека, а тут сразу пять. Раньше были совсем другие законы, и сейчас во много раз проще поступить, если из девчонок захочет кто-то летать. Сейчас и наборы есть, было бы желание.
- Насколько сложно было обучаться в советское время на пилота?
Всего же в Запорожском авиационном училище летчиков-инструкторов ДОСААФ СССР было шесть эскадрилий. Курсанты проходили теорию и учились летать на вертолетах, самолетах и планерах. И на все шесть эскадрилий, на три курса (потому что учились три года) было 30 девчонок. В эскадрильи, где я училась, нас было пять человек вместе со мной. У нас был очень сильный набор. Это были ребята и девчонки, которые очень хотели работать в авиации. И не просто работать в авиации, а именно летать. И отдали этому очень много сил и времени. Но, к сожалению, было такое время, когда после выпуска мы оказались никому не нужны. Вы прекрасно помните, что это было за время - 1991 год. Но спустя уже некоторое время, мне крайне повезло, потому что тогда меня взяли на работу в авиакомпанию - Московские воздушные линии в «Шереметьево». Была такая авиакомпания, а её Генеральный директор авиакомпании - Владимир Иванович Костырин переучил меня на вертолет «Ми-8». И именно благодаря этому я смогла летать не просто как спортсмен аэроклуба, или курсант летного училища, а как профессиональный пилот. Получила шанс продолжить учебу у опытных летчиков-инструкторов и набираться летного опыта. А потом образовалась авиация МЧС. Я перешла в авиацию МЧС и очень долгое время работала там.
На фото: Екатерина Орешникова, КВС BK117С-2 ГКУ «Московский авиационный центр»
- Расскажите об опыте работы пилотом в МЧС России.
Каждый вызов по-своему запоминается. Особенно запомнился один из первых вылетов на ДТП, когда я почувствовала скоротечность человеческой жизни. Это была крупная автоавария под Икшей. С дачи возвращалась семейная пара с двумя детьми, девочкой и мальчиком. Они ехали и ничего не нарушали, и в них врезался джип, который выехал на встречную полосу. Вся семья погибла. Врач до последнего пытался спасти девочку, но ей уже нельзя было помочь. И тогда я в первый раз увидела, как в одночасье все может измениться в жизни любого человека. А виновника этой ситуации, того, кто выехал на встречку и остался жив, мы отвезли в больницу. Эта хрупкость человеческой жизни, беспечность, с которой некоторые к ней относятся, меня потрясли. В общей сложности в МЧС я проработала более 15 лет и летала на вертолетах Ми-8, Bo 105 и BK-117».
На фото: Екатерина Орешникова, КВС BK117С-2 ГКУ «Московский авиационный центр»
- Расскажите о командировках и спасательных операциях
- Хотелось бы отметить, что наших пилотов и спасателей уважают во всем мире. Если происходили крупные пожары или какие-либо чрезвычайные ситуации за рубежом, то нередко привлекались силы и средства России. Так в августе 2007 года нас привлекли для тушения пожаров в Греции. Вблизи древни Олимпии огненной стеной оказались отрезанными местные жители, которые могли в любой момент погибнуть. При тушении пожаров работали наш самолет-амфибия Бе-200ЧС, Ил-76, а также вертолеты Ми-26 и Ми-8. Из-за пожара, который раскалил воздух, ураганный ветер создавал серьезные помехи в работе пилотам. Самолет Бе-200 за один раз сбрасывал более двенадцати тонн воды. А мы на Ми-8 со специальным водосливным устройством объемом три тонны доставляли воду из водоемов к очагам возгорания. Благодаря усилиям российских пилотов со стихией удалось справиться. Также мы участвовали во многих международных учениях и показательных выступлениях как на территории нашей страны (в Калининграде), так и за рубежом - в Германии, Финляндии. Очень важно делиться с коллегами опытом, показывать нашу методику работы, демонстрировать особенности спасения людей и оказания первой помощи. Также в мае 2012 года я участвовала в поисковой спецоперации на месте катастрофы самолета «Sukhoi Superjet 100» в Индонезии, который врезался в гору Салак во время демонстрационного полета. Для многих это была одна из самых сложных спасательных операций, условия работы были по-настоящему экстремальными. Уклон скалы тогда составлял более 80 градусов. Обломки самолета оказались на высоте более 2000 метров, в непроходимых джунглях.
- Когда Вы перешли на работу в ГКУ «Московский авиационный центр»?
В 2015 году я перешла работать в ГКУ «Московский авиационный центр » Департамента ГОЧСиПБ, командиром воздушного судна. В настоящее время я дежурю на вертолёте BK117 С-2. Это один из самых современных и лучших вертолетов, которые я знаю. Он компактный и очень надежный, ему не нужно много места для посадки. Он может приземлиться даже на проезжей части. Общий налет у меня – более 3500 часов. Мы доставляем пострадавших в автоавариях и тяжелобольных в больницы столицы. Наши медицинские вертолеты отправляют на экстренные вызовы, когда счёт идет на минуты. На бортах «Московского авиационного центра» перевозят в больницу тяжелых больных, например, с инфарктом миокарда или внутренним кровотечением. Благодаря винтокрылым машинам удается максимально быстро добраться до места вызова. В любую точку столицы наши бригады врачей и спасателей долетают максим за 7-10 минут, а в Новую Москву за 15. В этом плане это новый уровень выполнения той работы, которую я выполняла раньше на вертолете Бо 105 над Москвой.
На фото: Екатерина Орешникова, КВС BK117С-2 ГКУ «Московский авиационный центр»
- Расскажите о Вашей семье
Мой супруг Валерий - тоже летчик - с пониманием относится к моей работе. Он представитель династии пилотов. Познакомились мы на работе. Очень забавная была история. Мы работали в одном отряде, на одной машине, но ни разу не видели друг друга, так как летали в разных экипажах, в разные смены. Муж у меня высокий, он настраивал рабочее место под себя. А я педали пододвигала поближе. Каждое утро мы возмущались действиями друг друга - только, мол, настроил педали под себя, а тут кто-то взял и все поменял! Однажды мне показывают на пилота и говорят: «Вот он, твой сменщик-то». Я с интересом посмотрела на него, а потом подошёл Валера, и мы познакомились - вот судьба. Сейчас у нас дочь, она учится в институте на учителя русского языка и литературы.
Что бы вам хотелось пожелать в преддверии Международного женского праздника всем женщинам и своим коллегам?
В первую очередь всем женщинам я бы хотела пожелать счастья, здоровья и любви. Потому что вспылить легко, а потом вернуться назад, отмотать время уже невозможно. Чтобы всегда в семье было взаимопонимание, мир, гармония и терпение.
Материал по теме
Врачи санавиации Москвы спасли жизнь упавшему с 7-го этажа мальчику
Материал по теме
Московский авиационный центр отмечает профессиональный праздник
В нашей семье не было пилотов, но мой папа работал авиационным инженером и первые знания об авиации я получила от него. А «заболела» этой темой после просмотра фильма «В небе "ночные ведьмы"» в 9-10 классе. Он рассказывал о подвиге советских летчиц, которые во время Великой Отечественной войны по ночам бомбили немецко-фашистские войска.
2015 год – год 25-летия МЧС России
«В нашей семье не было пилотов, но мой папа работал авиационным инженером и первые знания об авиации я получила от него. А «заболела» этой темой после просмотра фильма «В небе "ночные ведьмы"» в 9-10 классе. Он рассказывал о подвиге советских летчиц, которые во время Великой Отечественной войны по ночам бомбили немецко-фашистские войска.
Режиссером ленты была Евгения Андреевна Жигуленко – командир звена ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза. Думаю, именно поэтому ей удалось создать такие правдоподобные образы смелых и самоотверженных девушек-пилотов, ведь она снимала фильм о том, что пережила и прочувствовала сама. Эта картина перевернула мой мир. И я четко решила для себя, что стану пилотом.
О юности
Раньше девушкам сложно было пробиться в авиацию. Я своим энтузиазмом и интересом к летной специальности заинтересовала подругу. Мы вместе решили поступать в летное училище. Но информации, как стать пилотом, в то время у нас было мало, и в наши юные горячие головы пришла на первый взгляд абсолютно безумная мысль. Мы решили спросить совет у асов своего дела.
Выбор пал ни много ни мало на Валентину Гризодубову. Это была легендарная советская летчица, участница Великой Отечественной войны, которая лично совершала боевые вылеты. Сейчас я бы никогда на такую авантюру не пошла, но в то время страстное желание осуществить мечту и добиться цели были сильнее страха или смущения.
О встрече
Каким-то чудом мы нашли ее домашний адрес. Жила она в центре. И вот подходим мы с бешено колотящимся сердцем к дверям ее квартиры. Мгновение - и перед нами она. Валентина Гризодубова. Человек, которого мы видели только со страниц газет и экрана телевизора. Спокойная, уверенная. Она уже была немолода, но сохранила величественную красоту. Мне запомнились ее глаза. Строгие, но в то же время добрые. В ней сохранилась живость характера, оптимизм, и, несмотря на ее солидные годы, ясный ум. Она выслушала нас с удивлением. Потом пригласила войти. В квартире мне запомнился ее огромный портрет. Она, Валентина, красивая, молодая, в военной форме... А потом мы долго говорили. Она рассказывала нам о том, что нельзя отказываться от мечты, как бы тяжело ни было, что нужно упрямо идти к своей цели. Эта встреча была судьбоносной.
Об учебе
В аэроклубе мне дали направление в Запорожское авиационное училище летчиков ДОСААФ СССР. Подруга не поступила, к сожалению, а я прошла конкурс и стала на шаг ближе к своей мечте. Нас приняли всего пять человек. Это считалось в то время очень большим потоком. Годы учебы были сложными, но очень интересными. Я закончила летное училище и МАИ, а в 2000 году - МГЮА. Время было сложное, без опыта работы устроиться было тяжело. В 1991 году мне крупно повезло: генеральный директор «Московских воздушных авиалиний» в Шереметьево Владимир Кастырин поверил в меня и взял в штат. А когда появилась возможность попасть в отряд МЧС, моей дочке было всего семь месяцев. Моя семья сделала все, чтобы я могла работать. С Марией сидели все близкие по очереди, включая мужа.
О наставниках
Я очень благодарна своим наставникам. У нас были очень хорошие преподаватели в МАИ. А инструкторы летного дела, которые меня обучали, «ставили на крыло» - вообще настоящие асы. До сих пор во время своей работы я вспоминаю их бесценные советы, как нужно поступать в той или иной ситуации. Я очень благодарна судьбе за то, что у меня были такие учителя.
О работе
Сейчас я работаю в МЧС России, командир воздушного судна. Дежурю на BO - 105. Мы доставляем пострадавших в автоавариях и тяжелобольных детей из отдаленных районов Подмосковья в больницы столицы. Когда поступает вызов, в течение максимум 30 минут мы должны вылететь. В экипаж кроме двух пилотов входит еще врач-реаниматолог. Дежурим по графику 2 - 3 раза в неделю в светлое время суток. Наш вертолет «Бошка» - идеальный вариант для работы в городе. Полеты над Москвой разрешены на высоте 150 метров. В туман, грозу, при снегопаде, скорости ветра свыше 15 м/с летать нельзя. «Бошку» часто называют воздушной «скорой помощью». Это компактный, юркий, но очень надежный вертолет, ему не нужно много места для посадки. Общий налет у меня - около 4 тысяч часов. У меня часто спрашивают, чувствую ли я моральное удовлетворение от своей работы. В МЧС люди работают не ради денег, чинов или званий. Это настоящие энтузиасты. Когда мы доставляем на вертолете до места ЧП врачей-реаниматологов или спасателей, которые и делают основную работу, когда нам удается спасти человека, мы ощущаем себя неотъемлемой частью единой слаженной системы.
О хрупкости жизни
Часто задумываюсь о хрупкости человеческой жизни. К человеческой боли и страданиям невозможно привыкнуть, относиться к этому равнодушно нельзя. Один из первых своих вылетов на ДТП я помню в мельчайших подробностях до сих пор. Это была крупная автоавария под Икшей. С дачи возвращалась семейная пара с двумя детьми. В них врезался джип, который вылетел на встречку. Вся семья погибла. Врач до последнего пытался спасти девочку, но ей уже нельзя было помочь. Мы отвезли в больницу виновника аварии, который получил лишь сотрясение мозга. Эта хрупкость человеческой жизни, беспечность, с которой некоторые к ней относятся, меня потрясли.
О семье
В командировках иногда приходилось проводить минимум по 30 дней. Мой супруг Валерий - тоже летчик - с пониманием относится к моей работе. Он представитель династии пилотов. Познакомились мы на работе. У нас была забавная история. Работали в одном отряде, на одной машине, но ни разу не видели друг друга, так как летали в разных экипажах, в разные смены. Муж у меня высокий, он настраивал рабочее место под себя. А я педали пододвигала поближе. Каждое утро мы возмущались действиями другого, только, мол, настроил педали под себя, а тут кто-то взял и все поменял! Однажды мне показывают на пилота и говорят: «Вот он, твой сменщик-то». Я с интересом посмотрела на него. Потом Валера подошел, познакомились. Судьба. Сейчас у нас дочь, она учится в 10-м классе.
О спасоперациях
Если происходят крупные чрезвычайные ситуации, в том числе за рубежом, привлекаются силы и средства МЧС России. В августе 2007 года мы помогали тушить пожары в Греции. Лесными пожарами был охвачен почти весь полуостров Пелопоннес. В деревушке Древняя Олимпия огненной стеной оказались отрезаны жители, они могли в любой момент погибнуть. На тушении пожаров работал наш самолет-амфибия Бе-200ЧС, Ил-76, вертолеты Ми-26 и Ми-8. Раскаленный из-за пожаров воздух, ураганный ветер создавали серьезные помехи в работе пилотам. Амфибия за один раз сбрасывала более двенадцати тонн воды. Мы на Ми-8 со специальным водосливным устройством объемом три тонны доставляли воду из водоемов к очагам возгорания. Благодаря нашим усилиям произошел перелом в сражение со стихией, огонь пошел на убыль.
О сложностях
В мае 2012 года я участвовала в поисковой спецоперации на месте катастрофы самолета Superjet-100 в Индонезии, который врезался в гору Салак во время демонстрационного полета. Это была одна из самых сложных спасательных операций, условия работы были по-настоящему экстремальными. Отвес скалы составлял более 80 градусов. Обломки самолета были на высоте более двух тысяч метров, в непроходимых джунглях. Индонезийские военные сделали на склоне горы небольшую площадку, куда и садились вертолеты. Мы доставляли спасателей к месту поисковых работ, инструменты, провиант. Поисковая операция была завершена, когда были найдены все тела и черные ящики. Я хочу отметить, что наших пилотов и спасателей уважают во всем мире.»
Екатерина Орешникова, единственная женщина-пилот в МЧС России. Принимала участие во многих крупных поисково-спасательных операциях, вместе с коллегами спасла сотни жизней:
«В нашей семье не было пилотов, но мой папа работал авиационным инженером и первые знания об авиации я получила от него. А «заболела» этой темой после просмотра фильма «В небе «ночные ведьмы»» в 9-10 классе.
Он рассказывал о подвиге советских летчиц, которые во время Великой Отечественной войны по ночам бомбили немецко-фашистские войска. Режиссером ленты была Евгения Андреевна Жигуленко – командир звена ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза. Думаю, именно поэтому ей удалось создать такие правдоподобные образы смелых и самоотверженных девушек-пилотов, ведь она снимала фильм о том, что пережила и прочувствовала сама. Эта картина перевернула мой мир. И я четко решила для себя, что стану пилотом.
О юности
Раньше девушкам сложно было пробиться в авиацию. Я своим энтузиазмом и интересом к летной специальности заинтересовала подругу. Мы вместе решили поступать в летное училище. Но информации, как стать пилотом, в то время у нас было мало, и в наши юные горячие головы пришла на первый взгляд абсолютно безумная мысль. Мы решили спросить совет у асов своего дела. Выбор пал ни много ни мало на Валентину Гризодубову. Это была легендарная советская летчица, участница Великой Отечественной войны, которая лично совершала боевые вылеты. Сейчас я бы никогда на такую авантюру не пошла, но в то время страстное желание осуществить мечту и добиться цели были сильнее страха или смущения.
О встрече
Каким-то чудом мы нашли ее домашний адрес. Жила она в центре. И вот подходим мы с бешено колотящимся сердцем к дверям ее квартиры. Мгновение – и перед нами она. Валентина Гризодубова. Человек, которого мы видели только со страниц газет и экрана телевизора. Спокойная, уверенная. Она уже была немолода, но сохранила величественную красоту. Мне запомнились ее глаза. Строгие, но в то же время добрые. В ней сохранилась живость характера, оптимизм, и, несмотря на ее солидные годы, ясный ум. Она выслушала нас с удивлением. Потом пригласила войти. В квартире мне запомнился ее огромный портрет. Она, Валентина, красивая, молодая, в военной форме… А потом мы долго говорили. Она рассказывала нам о том, что нельзя отказываться от мечты, как бы тяжело ни было, что нужно упрямо идти к своей цели. Эта встреча была судьбоносной.
В аэроклубе мне дали направление в Запорожское авиационное училище летчиков ДОСААФ СССР. Подруга не поступила, к сожалению, а я прошла конкурс и стала на шаг ближе к своей мечте. Нас приняли всего пять человек. Это считалось в то время очень большим потоком. Годы учебы были сложными, но очень интересными. Я закончила летное училище и МАИ, а в 2000 году – МГЮА. Время было сложное, без опыта работы устроиться было тяжело. В 1991 году мне крупно повезло: генеральный директор «Московских воздушных авиалиний» в Шереметьево Владимир Кастырин поверил в меня и взял в штат. А когда появилась возможность попасть в отряд МЧС, моей дочке было всего семь месяцев. Моя семья сделала все, чтобы я могла работать. С Марией сидели все близкие по очереди, включая мужа.
О наставниках
Я очень благодарна своим наставникам. У нас были очень хорошие преподаватели в МАИ. А инструкторы летного дела, которые меня обучали, «ставили на крыло» – вообще настоящие асы. До сих пор во время своей работы я вспоминаю их бесценные советы, как нужно поступать в той или иной ситуации. Я очень благодарна судьбе за то, что у меня были такие учителя.
Сейчас я работаю в МЧС России, командир воздушного судна. Дежурю на BO – 105. Мы доставляем пострадавших в автоавариях и тяжелобольных детей из отдаленных районов Подмосковья в больницы столицы. Когда поступает вызов, в течение максимум 30 минут мы должны вылететь. В экипаж кроме двух пилотов входит еще врач-реаниматолог. Дежурим по графику 2 – 3 раза в неделю в светлое время суток. Наш вертолет «Бошка» – идеальный вариант для работы в городе. Полеты над Москвой разрешены на высоте 150 метров. В туман, грозу, при снегопаде, скорости ветра свыше 15 м/с летать нельзя. «Бошку» часто называют воздушной «скорой помощью». Это компактный, юркий, но очень надежный вертолет, ему не нужно много места для посадки. Общий налет у меня – около 4 тысяч часов.
У меня часто спрашивают, чувствую ли я моральное удовлетворение от своей работы. В МЧС люди работают не ради денег, чинов или званий. Это настоящие энтузиасты. Когда мы доставляем на вертолете до места ЧП врачей-реаниматологов или спасателей, которые и делают основную работу, когда нам удается спасти человека, мы ощущаем себя неотъемлемой частью единой слаженной системы.
О хрупкости жизни
Часто задумываюсь о хрупкости человеческой жизни. К человеческой боли и страданиям невозможно привыкнуть, относиться к этому равнодушно нельзя. Один из первых своих вылетов на ДТП я помню в мельчайших подробностях до сих пор. Это была крупная автоавария под Икшей. С дачи возвращалась семейная пара с двумя детьми. В них врезался джип, который вылетел на встречку. Вся семья погибла. Врач до последнего пытался спасти девочку, но ей уже нельзя было помочь. Мы отвезли в больницу виновника аварии, который получил лишь сотрясение мозга. Эта хрупкость человеческой жизни, беспечность, с которой некоторые к ней относятся, меня потрясли.
В командировках иногда приходилось проводить минимум по 30 дней. Мой супруг Валерий – тоже летчик – с пониманием относится к моей работе. Он представитель династии пилотов. Познакомились мы на работе. У нас была забавная история. Работали в одном отряде, на одной машине, но ни разу не видели друг друга, так как летали в разных экипажах, в разные смены. Муж у меня высокий, он настраивал рабочее место под себя. А я педали пододвигала поближе. Каждое утро мы возмущались действиями другого, только, мол, настроил педали под себя, а тут кто-то взял и все поменял! Однажды мне показывают на пилота и говорят: «Вот он, твой сменщик-то». Я с интересом посмотрела на него. Потом Валера подошел, познакомились. Судьба. Сейчас у нас дочь, она учится в 10-м классе.
О спасоперациях
Если происходят крупные чрезвычайные ситуации, в том числе за рубежом, привлекаются силы и средства МЧС России. В августе 2007 года мы помогали тушить пожары в Греции. Лесными пожарами был охвачен почти весь полуостров Пелопоннес. В деревушке Древняя Олимпия огненной стеной оказались отрезаны жители, они могли в любой момент погибнуть. На тушении пожаров работал наш самолет-амфибия Бе-200ЧС, Ил-76, вертолеты Ми-26 и Ми-8. Раскаленный из-за пожаров воздух, ураганный ветер создавали серьезные помехи в работе пилотам. Амфибия за один раз сбрасывала более двенадцати тонн воды. Мы на Ми-8 со специальным водосливным устройством объемом три тонны доставляли воду из водоемов к очагам возгорания. Благодаря нашим усилиям произошел перелом в сражение со стихией, огонь пошел на убыль.
О сложностях
В мае 2012 года я участвовала в поисковой спецоперации на месте катастрофы самолета Superjet-100 в Индонезии, который врезался в гору Салак во время демонстрационного полета. Это была одна из самых сложных спасательных операций, условия работы были по-настоящему экстремальными. Отвес скалы составлял более 80 градусов. Обломки самолета были на высоте более двух тысяч метров, в непроходимых джунглях. Индонезийские военные сделали на склоне горы небольшую площадку, куда и садились вертолеты. Мы доставляли спасателей к месту поисковых работ, инструменты, провиант. Поисковая операция была завершена, когда были найдены все тела и черные ящики. Я хочу отметить, что наших пилотов и спасателей уважают во всем мире.»