Организации в 19 веке. Международное рабочее движение во второй половине XIX — начале XX века
Конспект по истории России
Подготовка и отмена крепостного права на рубеже 50-60 гг. XIX в. способствовала подъему революционного движения . Волнения крестьян, недовольных реформой, активизировали другие слои общества, особенно студенчество. У революционных демократов, объединившихся вокруг журнала "Современник" и Чернышевского, возник план революционной агитации. Чернышевский в прокламации "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон" писал, что свободы можно добиться только организованным восстанием и призывал к нему готовиться. В 1861 г. появилась листовка "К молодому поколению", написанная публицистом Шелгуновым. Затем последовала серия листовок революционной группы "Великорусс". Издание нелегальной агитационной литературы усилилось в 1862-1863 гг.
В 1861-1862 гг. после объединения революционных кружков возникла тайная организация "Земля и воля " с центром в Петербурге и отделениями в Москве и других городах. На ее идеологию решающее влияние оказали взгляды Чернышевского, Огарева, Герцена и Бакунина. Программные положения землевольцев сформулированы в нелегальном печатном органе "Свобода". Во главу угла ставились агитация и пропаганда. Цели: ликвидация самодержавия, установление демократических свобод через революционное восстание. Вскоре надежда на всеобщий подъем растаяла - после подавления национально- освободительной борьбы в Польше в 1863 г. правительство перешло в наступление. Волна революционного напряжения спала. В 1862 г. арестован Чернышевский, в начале 1864 г. "Земля и воля" прекратила свое существование.
Революционное движение второй половины 60-х гг. развивалось в глубоком подполье. На фоне либеральных реформ крайне революционные тенденции не были популярны. В Москве возникла организация Ишутина, в которой, наряду с пропагандистской работой, существовала террористическая группа "Ад" . Ее участник Каракозов в 1866 г. совершил неудачное покушение на Александра II. Это позволило правительству развернуть репрессии. В 1869 г. студентом Нечаевым создана тайная организация "Народная расправа". Нечаев избрал методом деятельности запугивание, шантаж, насилие. Это вызвало протест в организации. Нечаев организовал убийство не подчинившегося ему студента. Члены "Народной расправы" были арестованы. Нечаев бежал за границу, но был выдан, осужден и умер в Петропавловской крепости.
В 70-х годах начался новый революционный подъем. Активными его участниками стали народники . Они назывались так потому, что пошли в народ, чтобы поднять его на революцию. Родоначальниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Они сформулировали основное положение народнической доктрины - возможность непосредственного перехода России через общинное устройство к социализму, минуя капитализм.
Народники 70-х гг. отрицали государственность, политическую борьбу, верили в возможность радикальной революции в ближайшем будущем. Изначально в народничестве присутствовали две тенденции - революционная и реформистская. Радикально настроенная интеллигенция воспринимала идеи крестьянского социализма как призыв к непосредственному вооруженному восстанию; более умеренная ее часть - как программу постепенного движения по пути реформ.
Революционное народничество разделялось на три основных направления : бунтарское, пропагандистское и заговорщицкое. Бунтарское связано с идеологом анархистом М.М. Бакуниным. Основной задачей он считал разрушение государства, что приведет к социализму и всеобщему равенству, движущие силы видел в крестьянстве (крестьянский бунт) и люмпен-пролетариате. Пропагандистское направление, ратовавшее за подготовку революции пропагандой, возглавил П.П. Лавров. В своих "Исторических письмах" и издании "Вперед" он отстаивал роль интеллигенции в пропаганде революционных идей. Заговорщицкое, сравнительно малочисленное, представлял П.Н. Ткачев. Он возлагал надежды на захват власти интеллигентской группой и декретирование сверху социалистических преобразований.
Первой практической проверкой идеологии революционного народничества стало массовое "хождение в народ" , предпринятое радикально настроенной молодежью в 1874 г. Но крестьянство оказалось невосприимчиво к идеям революции и социализма. "Хождение" закончилось массовыми арестами (более тысячи) народников. В то же время опыт "хождения в народ" способствовал организационному сплочению революционных сил. Неудача помогла осознать необходимость серьезной организации.
В 1876 г. была создана тайная революционная организация "Земля и воля " - централизованная, дисциплинированная и надежно законспирированная. Ее цель - передача всей земли крестьянам, общинное самоуправление. Землевольцы работали на селе врачами, учителями. Однако успехов они не добились, и их взгляды обращаются к террору. В 1878 г. раздался выстрел Веры Засулич в градоначальника Трепова, Кравчинский убил шефа жандармов Мезенцева. В 1879 г. Соловьев неудачно покушается на Александра II. В этом же году "Земля и воля" распадается на две организации "Черный передел" и "Народную волю". Первая остается на позициях пропаганды. "Народная воля" переходит к массовому террору против сановников и царя.
Народовольцы выдвинули программу ликвидации самодержавия , введения демократических свобод и всеобщего избирательного права. Добиться этого рассчитывали террором, который бы поднял общество на всеобщую революцию. На рубеже 70-80 гг. снова сложилась революционная ситуация. Два покушения на царя - подрыв железной дороги под Москвой и взрыв в Зимнем дворце (Халтурин) - заставили Александра II начать ряд либеральных мер в отношении земств, цензуры, просвещения. Но 1 марта 1881 г. царь был смертельно ранен народовольцами. Убийство 1 марта обусловило наступление контрреформ 1881-1890 годов. Пользуясь возмущением населения, новый царь начал политическую реакцию. С этого времени наблюдается упадок революционного течения в народничестве.
Революционные организации XIX века в России
«ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ», тайное революционное общество разночинцев в России в 1861-64 (название с 1862), федерация революционных кружков. Возникла под идейными влиянием А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского. Организаторы и руководители: Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичи, А. А. Слепцов, Н. Н. Обручев, В. С. Курочкин, Н. И. Утин и др. С ноября 1862 во главе Центральный русский народный комитет в Санкт-Петербурге. Местные организации в Санкт-Петербурге, Москве, Казани и др., Комитет русских офицеров в Польше. Поддерживала связи с редакцией «Колокола», вступила в союз с партией «красных» в Польском восстании 1863-64. Программа: созыв бессословного народного собрания, право каждого на землю, самоуправление крестьянских общин, добровольная федерация областей, выборное правительство. Основной программный документ - воззвание Н. П. Огарева «Что нужно народу?». Издавала листки «Свобода», революционные прокламации; самоликвидировалась.
ИШУТИНЦЫ , тайное революционное общество в Москве в 1863-66 . Руководитель - Н. А. Ишутин. Возникло из кружка, примыкавшего к «Земле и воле». Создавали кооперативные предприятия, готовились к пропаганде в народе. К нач. 1866 - узкий центр («Ад»), тайное общество («Организация») и легальные «Общества взаимного вспомоществования». В С.-Петербурге - филиал (И. А. Худяков и др.). Осуждены по Каракозовскому делу.
КАРАКОЗОВ Дмитрий Владимирович (1840-66), российский революционер, ишутинец. 4 апреля 1866 неудачно покушался на императора Александра II. Повешен.
КАРАКОЗОВСКОЕ ДЕЛО , политический процесс в Верховном уголовном суде (10.8-1.10.1866) над ишутинцами. Под следствием - св. 2 тыс. человек; 36 подсудимых. Приговор: Д. В. Каракозов к смертной казни, 8 человек на каторгу, 9 - в сибирскую ссылку.
«НАРОДНАЯ РАСПРАВА», тайная организация С. Г. Нечаева в 1869 в Москве и Петербурге для подготовки «народной мужицкой революции». Крайняя централизация, заговорщический характер. Вовлеченные в организацию члены оказались жертвами нечаевщины; осуждены по «процессу нечаевцев».
В августе 1869 Нечаев с бакунинским мандатом представителя «Всемирного революционного союза» вернулся в Россию. Здесь он организовал тайное общество «Народная расправа», главным образом из студентов Петровской сельскохозяйственной академии. Тайная организация состояла из «пятерок», подчиняющихся «комитету», в который на самом деле входил один Нечаев. Организация строилась на принципах жесткого централизма и безоговорочного подчинения. Столкнувшись с сопротивлением своим авторитарным методам со стороны студента И. И. Иванова, Нечаев организовал 21 ноября 1869 его убийство, причем привлек к его осуществлению еще четверых членов организации - И. Г. Прыжова, А. К. Кузнецова, П. Г. Успенского и Н. Н. Николаева, стремясь «повязать» их кровью.
Иванова заманили в парк при академии под предлогом поисков типографского шрифта, якобы спрятанного в гроте еще «каракозовцами». После недолгой ожесточенной борьбы Нечаев прострелил голову полузадушенному Иванову, труп которого был сброшен в пруд, но вскоре обнаружен окрестными крестьянами. Нечаев бежал за границу, другие участники убийства были арестованы. По завершении следствия перед судом предстали 85 «нечаевцев».
«НЕЧАЕВЦЕВ ПРОЦЕСС», 1 июля - 11 сентября1871, над участниками студенческих волнений 1868-1869 и членами «Народной расправы» (77 чел.) по обвинению в подготовке заговора с целью свержения существующего строя. Приговор: 4 чел. (в т. ч. И. Г. Прыжов, А. К. Кузнецов) к различным срокам каторги, 28 - к тюремному заключению, 2 - к ссылке; остальные оправданы.
«ЧАЙКОВЦЫ», народническая организация в Санкт-Петербурге в 1869-74 , первоначальный кружок М. А. Натансона, В. М. Александрова, Н. В. Чайковского ; в 1871 объединились с кружком С. Л. Перовской (общая численность ок. 100 человек). Участники готовили пропагандистов для работы «в народе», издавали и распространяли революционную литературу, инициаторы «хождения в народ». Филиалы в Москве, Киеве, Одессе и др. Члены осуждены по «процессу 193-х».
«ДОЛГУШИНЦЫ», революционный народнический кружок в Санкт-Петербурге (1872) и Москве (1873) , организатор - А. В. Долгушин. Ок. 20 членов. Разделяли взгляды бакунистов. Подпольная типография, пропаганда среди крестьян. В 1874 Долгушин и 4 других члена приговорены к каторге, остальные - к ссылке.
«ХОЖДЕНИЕ В НАРОД» , массовое движение молодежи в деревню. Началось весной 1873, наибольший размах - весна - лето 1874 . Цели: изучение народа, пропаганда социалистических идей, организация крестьянских восстаний. Центры: санкт-петербургские и московские кружки «чайковцев», «Киевская коммуна». Охватило 37 губ. Европейской России . К ноябрю 1874 арестовано св. 4 тыс. человек, наиболее активные участники осуждены по «процессу 193-х».
«ПРОЦЕСС 193-х» («Большой процесс»), 18 октября 1877- 23 января 1878 в Санкт-Петербурге, крупнейший политический процесс в России 1870-х гг. над революционными народниками - участниками «хождения в народ» (арестовано св. 4000 человек). Обвинение в создании организации с целью свержения существующего строя. 120 подсудимых бойкотировали суд . Приговор: 28 человек к различным срокам каторги (П. И. Войноральский, С. Ф. Ковалик, И. Н. Мышкини др.), 90 оправданы , однако по санкции Александра II 80 человек из них были сосланы административным порядком, остальные к различным срокам ссылки.
СОЛОВЬЕВ Александр Константинович (1846-79), российский деятель революционного движения, народник. Участник «хождения в народ», примыкал к «Земле и воле». 2 апреля 1879 совершил в Санкт-Петербурге неудачное покушение на Александра II. Повешен.
«ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ», революционная народническая организация 1870-х гг ., основана в Санкт-Петербурге в 1876 . Название с 1878. Организаторы: М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов и др . Руководящий орган - «Администрация»; состав: группа «деревенщиков», «рабочая группа», «дезорганизаторская группа»; филиалы: Киев, Одесса, Харьков и др. Программа: крестьянская революция, национализация земли, замена государства федерацией общин. Деятельность: поселения в «народе», революционная пропаганда среди рабочих и интеллигенции. Издавала газету «Земля и воля». Разногласия между сторонниками и противниками политической борьбы привели к расколу (1879) на «Народную волю» и «Черный передел».
«ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ», народническая организация в Санкт-Петербурге в 1879-81. Возникла после раскола «Земли и воли», сохранила ее программу; отрицание политической борьбы и террора, пропаганда среди рабочих. Центр - Санкт-Петербургский кружок (Г. В. Плеханов, Я. В. Стефанович, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, М. Р. Попов, Е. Н. Ковальская и др.), филиалы в Москве, Киеве, Одессе, Харькове. Издание газеты «Черный передел», «Зерно». Лидеры с 1880 в эмиграции, в 1883 основали группу «Освобождение труда». В России после 1 марта 1881 часть членов «Черного передела» вошла в организацию «Народная воля», другие в 80-х гг. продолжали деятельность с позиций «Земли и воли».
«Народная воля» . Образовалась в августе 1879 после раскола «Земли и воли». В народовольческие организации, существовавшие более чем в 60 городах, входило около 500 человек; активное содействие народовольцам оказывали еще приблизительно 5 тыс. человек. Во главе организации стоял Исполнительный комитет (ИК), состоявший практически полностью из профессиональных революционеров. Название «Исполнительный комитет» точно соответствовало сути этого органа - его члены не только задумывали, но и при помощи нескольких десятков агентов ИК проводили в жизнь важнейшие народовольческие предприятия. В период наибольших успехов «Народной воли» (август 1879 - 1 марта 1881) ИК состоял из 31 человека. Лидерами организации были А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, А. А. Квятковский, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Л. А. Тихомиров, М. Ф. Фроленко, А. И. Баранников и др.
Организация носила строго централистический и конспиративный характер. Печатные органы - газета «Народная воля» и революционное социально-политическое обозрение «Вестник «Народной воли».
ХАЛТУРИН Степан Николаевич (1856/57-1882), российский деятель революционного движения, организатор «Северного союза русских рабочих». В феврале 1880 с целью покушения на императора Александра II произвел взрыв в Зимнем дворце, с 1881 член Исполкома «Народной воли». Повешен в Одессе за участие в убийстве одесского военного прокурора В. С. Стрельникова. .
«ПРОЦЕСС 20-ти», 9 - 15 февраля 1882 в Cанкт-Петербурге над членами «Народной воли» (11 членов, 9 агентов Исполнительного комитета). Обвинение в подготовке 8 покушений на Александра II. Приговор: Н. Е. Суханов к смертной казни, 13 человек (в т. ч. А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов) к вечной каторге, остальные к различным срокам каторги.
«ПРОЦЕСС 16-ти», 25-30 октября 1880 в Санкт-Петербурге, первый крупный процесс над членами «Народной воли». Обвинение в подготовке покушений на Александра II. Приговор: А. А. Квятковский и А. К. Пресняковк смертной казни, 4 человека к вечной каторге, остальные к различным срокам каторги и ссылки
«ПРОЦЕСС 17-ти», 28 марта - 5 апреля 1883 в Санкт-Петербурге над членами «Народной воли» (5 членов, 2 агента Исполнительного комитета) по обвинению в подготовке покушений на Александра II. Приговор: 5 человек (в т. ч. Ю. Н. Богданович) к вечной каторге, остальные к различным срокам каторги и ссылки
«ПРОЦЕСС 12-ти», 1-9 ноября 1884 в Киеве над членами «Народной воли». Приговор: В. С. Панкратов к 20 годам каторги, остальные к различным срокам каторги и ссылки.
«ПРОЦЕСС 14-ти», 24-28 сентября 1884 в Санкт-Петербурге над членами «Народной воли». Обвинение в подготовке государственного переворота и покушений на Александра II. Приговор: Н. М. Рогачев и А. П. Штромберг к смертной казни, 5 человек (в т. ч. В. Н. Фигнер) к вечной каторге, остальные к различным срокам каторги и ссылки.
«ПРОЦЕСС 21-го», 26 мая - 5 июня 1887 в Санкт-Петербурге (Г. А. Лопатини др.). Обвинение в принадлежности к «Народной воле» и убийстве жандармского подполковника Судейкина. К дознанию привлечено ок. 300 человек. Приговор: 5 человек к вечной каторге, остальные к различным срокам каторги и ссылки.
«ПЕРВОМАРТОВЦЫ», члены «Народной воли», организаторы и участники казни императора Александра II 1.3.1881. По процессу 26-29.3.1881 А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. И. Кибальчич, Т. М. Михайлов, Н. И. Рысаков повешены, Г. М. Гельфман осуждена на вечную каторгу, остальные участники осуждены по другим процессам «Народной воли».
«ОСВОБОЖДЕНИЕ ТРУДА» группа, первая российская социал-демократическая организация. Основана в 1883 в Женеве (Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, В. Н. Игнатов, с 1888 - С. М. Ингерман). Участвовала в создании газеты «Искра» и журнала «Заря», подготовке 2-го съезда РСДРП, на котором самораспустилась (1903).
В историю России XIX век вошел, как период социально-экономических изменений. На смену крепостнической системе пришел и прочно утвердился капиталистический строй, аграрный экономический строй сменялся промышленным. Коренные изменения в экономике влекли за собой изменения и социуме – появились новые слои общества, такие как буржуазия, интеллигенция, пролетариат. Эти слои общества все сильнее заявляли свои права на общественную и экономическую жизнь страны, шел поиск путей их самоорганизации. Традиционный гегемон общественной и экономической жизни - дворянство не могло не осознавать необходимости перемен в экономике, и как следствие – в социальной и общественно-политической жизни страны.
В начале столетия именно дворянству, как самому просвещенному слою общества, принадлежала ведущая роль в процессе осознания необходимости перемен в общественно-экономическом укладе России. Именно представители дворянства создали первые организации, ставящие перед собой не просто замену одного монарха другим, но изменение политического и экономического строя страны. Деятельность этих организаций вошла в историю как движение декабристов.
Декабристы.
"Союз спасения" – первая тайная организация, созданная молодыми офицерами в феврале 1816 года в Петербурге. Она насчитывала не более 30 человек, и представляла собой не столько организацию, сколько клуб, объединивший людей, желавших уничтожить крепостное право и вести борьбу с самодержавием. Ни четких целей, ни тем более методов их достижения у этого клуба не было. Просуществовав до осени 1817 года, «Союз спасения» был распущен. Но в начале 1818 года его же членами был создан «Союз благоденствия». В него вошло уже коло 200 военных и гражданских чинов. Цели этого «Союза» не отличались от целей предшественника – освобождение крестьян и проведение политических реформ. Наступило понимание с методами их достижения – пропаганда среди дворянства этих идей и поддержка либеральных намерений правительства.
Но в 1821 году тактика организации изменилась – мотивирую тем, что самодержавие не способно к реформам, на московском съезде «Союза» было решено свергнуть самодержавие вооруженным путем. Изменилась не только тактика, но и сама структура организации – вместо клуба по интересам были созданы законспирированные, четко структурированные организации – Южное (в Киеве) и Северное (в Санкт-Петербурге) общества. Но, несмотря на единство целей – свержение самодержавия и отмена крепостного права – между этими организациями не было единства в будущем политическом устройстве страны. Эти противоречия отразились в программных документах двух обществ – «Русской правде» предложенной П.И. Пестелем (Южное общество) и «Конституции» Никиты Муравьева (Северное общество).
П. Пестель видел будущее России как буржуазной республики, во главе с президентом и двухпалатным парламентом. Северное общество во главе с Н. Муравьевым предлагало в качестве государственного устройства конституционную монархию. При таком варианте император, как государственный чиновник, осуществлял исполнительную власть, законодательная власть находилась у двухпалатного парламента.
По вопросу крепостного права оба лидера сходились в том, что крестьян освобождать нужно. Но вот наделять их при этом землей или нет – это было предметом споров. Пестель считал, что наделять надо, отобрав землю и слишком крупных землевладельцев. Муравьев считал, что не надо – достаточно будет огородов и двух десятин на двор.
Апофеозом деятельности тайных обществ стало восстание 14 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге. По сути, это была попытка государственного переворота, последняя в череде переворотов, сменявших императоров на Российском престоле на протяжении XVIII столетия. 14 декабря, в день коронации Николая I, младшего брата Александра I умершего еще 19 ноября, заговорщики вывели на площадь перед Сенатом войска, всего около 2 500 солдат и 30 офицеров. Но, по ряду причин, решительно действовать они не смогли. Восставшие так и остались стоять в «каре» на Сенатской площади. После продолжавшихся весь день безрезультатных переговоров между восставшими и представителями Николая I, «каре» было расстреляно картечью. Много восставших было ранено или убито, все организаторы были арестованы.
К следствию было привлечено 579 человек. Но всего 287 были признаны виновными. 13 июля 1826 г. пятеро руководителей восстания были казнены, еще 120 были осуждены на каторгу или поселение. Остальные отделались испугом.
В историю эта попытка государственного переворота вошла как «восстание декабристов».
Значение движения декабристов в том, что оно дало импульс развитию общественно-политической мысли в России. Будучи не просто заговорщиками, а имея политическую программу, декабристы дали первый опыт политической «внесистемной» борьбы. Идеи, изложенные в программах Пестеля и Муравьева, нашли отклик и развитие у следующих поколений сторонников переустройства России.
Официальная народность.
Восстание декабристов имело и еще одно значение – оно породило ответную реакцию власти. Николай I был серьезно напуган попыткой переворота и за годы своего тридцатилетнего правления сделал все, что бы она не повторилась. властями был установлен жесткий контроль за общественными организациями и настроением в различных кругах общества. Но карательные меры были не единственным, что могла предпринять власть для недопущения новых заговоров. Она попыталась предложить свою общественную идеологию, призванную сплотить общество. Ее сформулировал С. С. Уваров в ноябре 1833 года при вступлении в должность министра народного просвещения. В своем докладе Николаю I он достаточно емко преподнес суть этой идеологии: «Самодержавие. Православие. Народность».
Суть этой формулировки автор трактовал так: Самодержавие - исторически сложившаяся и устоявшаяся форма правления, переросшая в устой жизни русского народа; Православная вера – хранитель нравственности, основа традиций русского народа; Народность – единство царя и народа, выступающее гарантом от социальных потрясений.
Эта консервативная идеология была принята в качестве государственной и власть успешно ее придерживалась все правление Николая I. И вплоть до начала следующего столетия эта теория продолжала успешно существовать в российском обществе. Идеологией официальной народности было положено начало русскому консерватизму, как части общественно-политической мысли. Запад и Восток.
Как бы ни старалась власть выработать национальную идею, поставив жесткие идеологические рамки «Самодержавия, Православия и Народности», именно в годы правления Николая I зародился и сформировался как идеология русский либерализм. Первыми его представителями были клубы по интересам в среде зарождавшейся русской интеллигенции, получившие названия «западники» и «славянофилы». Это были не политические организации, а идейные течения единомышленников, в спорах создававших идейную платформу, позже на ней возникнут полноценные политические организации и партии.
К славянофилам себя относили писатели и публицисты И. Киреевский, А. Хомяков, Ю. Самарин, К. Аксаков и другие. Наиболее яркими представителями лагеря западников были П. Анненков, В. Боткин, А. Гончаров, И. Тургенев, П. Чаадаев. Солидарны с западниками были А. Герцен и В. Белинский.
Оба эти идеологические течения объединяла критика существующего политического строя и крепостного права. Но, будучи солидарными в признании необходимости перемен, западники и славянофилы по-разному оценивали историю и будущее устройство России.
Славянофилы:
- Европа исчерпала свой потенциал, и будущего у нее нет.
- Россия – это отдельный мир, в силу своей особенной истории, религиозности, ментальности.
- Православие - величайшая ценность русского народа, противостоящая рационалистическому католицизму.
- Деревенская община - основа нравственности, не испорченная цивилизацией. Община – опора традиционных ценностей, справедливости и совести.
- Особые отношения между русским народом и властью. Народ и власть жили по не писанному договору: есть мы и они, община и власть, у каждого своя жизнь.
- Критика реформ Петра I – реформирование России при нем привело к нарушению естественного хода ее истории, нарушило общественный баланс (договор).
Западники:
- Европа – это и есть мировая цивилизация.
- Нет самобытности русского народа, есть его отсталость от цивилизации. Россия долгое время была «вне истории» и «вне цивилизации».
- положительно относились к личности и реформам Петра I, его главной заслугой считали вхождение России в лоно мировой цивилизации.
- Россия идет по стопам Европы, поэтому должна не повторять ее ошибок и перенимать положительный опыт.
- Двигателем прогресса в России считали не крестьянскую общину, а «образованное меньшинство» (интеллигенцию).
- Приоритет свободы личности над интересами власти и общины.
Общее между славянофилами и западниками:
- Отмена крепостного права. Освобождение крестьян с землей.
- Политические свободы.
- Неприятие революции. Только путь реформ и преобразований.
Дискуссии между западниками и славянофилами имели огромное значение для становления общественно-политической мысли и либерально-буржуазной идеологии.
А. Герцен. Н. Чернышевский. Народничество.
Еще большими критиками официальной идеологи консерватизма, чем либеральные славянофилы и западники, были представители революционно - демократического идеологического течения. Наиболее яркими представителями этого лагеря были А. Герцен, Н. Огарёв, В. Белинский и Н. Чернышевский. Предложенная ими в 1840 – 1850 годах теория общинного социализма заключалась в том, что:
- Россия идет по своему историческому пути, отличному от Европы.
- капитализм – не характерное, а значит не приемлемое для России явление.
- самодержавие не вписывается в социальный строй русского общества.
- Россия неизбежно придет к социализму, минуя стадию капитализма.
- крестьянская община – прообраз социалистического общества, а значит, Россия готова к социализму.
Метод социальных преобразований - революция.
Идеи «общинного социализма» нашли отклик в среде разночинной интеллигенции, с середины XIX века начавшую играть все более заметную роль в общественном движении. Именно с идеями А. Герцена и Н. Чернышевского связано движение, в 1860 – 1870 годах вышедшее на передний план российской общественно-политической жизни. Оно будет известно как «Народничество».
Целью этого движения было коренное переустройство России на основе социалистических принципов. Но вот по способам достижения этой цели единства среди народников не было. Выделялись три основных направления:
Пропагандисты. П. Лавров и Н. Михайловский. По их мнению, социальная революция должна быть подготовлена пропагандой интеллигенции среди народа. Отвергали насильственный путь переустройства общества.
Анархисты. Главный идеолог М. Бакунин. Отрицание государства и замена его автономными обществами. Достижение цели через революцию и восстания. Непрерывные мелкие бунты и восстания готовят большой революционный взрыв.
Заговорщики. Лидер – П. Ткачев. Представители этой части народников считали, что не просвещение и пропаганда готовит революцию, а, революция даст народу просвещение. Поэтому, не теряя времени на просвещение, нужно, создав тайную организацию профессиональных революционеров, захватить власть. П. Ткачев считал, что сильное государство необходимо – только оно способно превратить страну в большую коммуну.
Расцвет деятельности народнических организаций пришелся на 1870 годы. Наиболее массовой из них была «Земля и воля» созданная в 1876 г., она объединяла до 10 тыс. человек. В 1879 году произошел раскол этой организации, камнем преткновения стал вопрос о методах ведения борьбы. Группа во главе с Г. Плехпновым, В. Засулич и Л. Дейчем, выступавшая против террора как способа ведения борьбы, создала организацию «Черный передел». Их оппоненты, Желябов, Михайлов, Перовская, Фигнер, выступали за террор и физическое устранение представителей власти, в первую очередь царя. Сторонниками террора была организована «Народная воля». Именно члены «Народной воли» с 1879 года совершили пять покушений на Александра II, но только 1 марта 1881 им удалось достичь своей цели. Это стало концом как для самой «Народной воли», так и для других организаций народников. Руководство «Народной воли» в полном составе было арестовано и по приговору суда казнено. К суду по делу убийства императора было привлечено более 10 тыс. человек. От такого разгрома народничество уже не оправилось. Кроме того, крестьянский социализм как идеология к началу XX исчерпал себя – крестьянская община, преставала существовать. На смену ей пришли товарно-денежные отношения. Капитализм бурно развивался в России, все глубже проникая во все сферы жизни общества. И как на смену крестьянской общине пришел капитализм, так и на смену народничеству пришла социал-демократия.
Социал-демократы. Марксисты.
С разгромом народнических организаций и краха их идеологии, революционное поле общественно-политической мысли не осталось незаполненным. В 1880 годах в Россия познакомилась с учением К. Маркса идеями социал-демократов. Первой русской социал-демократической организацией стала группа «Освобождения труда». Она была создана в 1883 году в Женеве эмигрировавшими туда членами организации «Черный передел». Группе «Освобождение труда» принадлежит заслуга в переводе на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, что позволило их учению быстро распространиться в России. Основа идеологии марксизма была изложена еще 1848 в «Манифесте коммунистической партии» и к концу века не изменилась: на острие борьбы за переустройство общества выходил новый класс – наемные рабочие на промышленных предприятиях – пролетариат. Именно пролетариат совершит социалистическую революцию, как неизбежное условие перехода к социализму. В отличии от народников, марксисты понимали социализм не как прототип крестьянской общины, а как следующий за капитализмом естественный этап развития общества. Социализм – это равноправие на средства производства, народовластие и социальная справедливость.
С начала 1890 годов в России один за другим возникают социал-демократические кружки, их идеологией и был марксизм. Одной из таких организаций стал созданный в Петербурге в 1895 году «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Основателями его были будущие лидеры РСДРП – В. Ленин и Ю. Мартов. Целью этой организации было пропаганда марксизма и содействие рабочему стачечному движению. В начале 1897 года организация была ликвидирована властями. Но уже в следующем, 1898 году, на съезде представителей социал-демократических организаций в Минске была заложена основа будущей партии, окончательно оформившуюся в 1903 году на съезде в Лондоне в РСДРП.
В середине XIX в. в странах Запада насчитывалось около 20 млн наемных рабочих. В это время в рабочем движении наряду с экономическими все большую роль стали играть политические требования. Возникли международные организации, ставившие целью изменение государственного строя и завоевание власти рабочим классом. Крупнейшими теоретиками и руководителями международного пролетариата являлись немецкие социалисты К. Маркс и Ф. Энгельс, основоположники нового, революционного учения - марксизма.
К. Маркс и Ф. Энгельс Марксизм
К. Маркс (1818- 1883) родился в прусском городе Трире в семье адвоката. Он окончил гимназию, потом университет, где изучал историю, философию, право, иностранные языки. Ф. Энгельс (1820- 1895) родился в Рейнской провинции Пруссии в семье фабриканта. Несколько лет он жил в Англии и хорошо знал положение пролетариата в этой самой развитой промышленной стране мира.
Они считали, что недалеко то время, когда правители, богатые промышленники и землевладельцы будут свергнуты и к власти придут трудящиеся, которые изберут свое правительство
Большое влияние на формирование взглядов Маркса и Энгельса оказали предшествующие и современные экономисты и философы, труды которых они глубоко изучили и подвергли критическому анализу.
Одним из источников марксизма является утопический социализм, ярким представителем которого был Франсуа Фурье (1772-1837). Он родился во Франции в семье коммерсанта. Почти всю жизнь служил в торговых домах. Был гениальным самоучкой, совмещал в себе черты мудреца и чудака. Остро критиковал капиталистическую цивилизацию. Верил в то, что можно искоренить на всей земле нищету и преступления. Утверждал, что путь к социальной гармонии лежит через создание коллективных ассоциаций («фаланг»), в которых доходы должны распределяться соразмерно труду, капиталу и таланту. Умер Фурье одиноким и непонятым современниками.
С 1844 г. между Марксом и Энгельсом установились тесное сотрудничество и дружеские отношения. Изучение истории общественного развития привело их к одинаковым выводам, которые заключались в следующем.
Маркс и Энгельс считали капиталистический строй несправедливым и враждебным простому человеку, потому что он позволяет капиталисту эксплуатировать наемный труд, т. е. жить за его счет. Капиталистическая эксплуатация основывается на частной собственности на средства производства - фабрики, заводы, землю и т. д. Чтобы ликвидировать эксплуатацию человека человеком, необходимо уничтожить частную собственность на средства производства и установить общественную собственность, при которой средства производства будут принадлежать обществу, всем людям. Это можно сделать только в результате социалистической революции. Ее главной движущей силой может быть только пролетариат, поскольку он является самым революционным и организованным классом. В результате революции будет уничтожено буржуазное государство и установлена диктатура пролетариата, т. е. власть рабочего класса, которая подавит сопротивление эксплуататоров и обеспечит построение социализма. Для решения этих задач рабочим необходима революционная пролетарская партия.
Маркс и Энгельс глубоко проанализировали противоречия буржуазного общества, но, как выяснилось позже, преувеличивали их значение. Капитализм оказался сильнее и жизнеспособнее, чем это представлялось творцам марксизма в середине XIX в. Их надежды на скорую пролетарскую революцию в наиболее развитых странах Западной Европы не оправдались.
I и II Интернационалы
В середине XIX в. между рабочими различных стран стали укрепляться связи, проводиться встречи, митинги. В одном из таких митингов, состоявшемся в Лондоне 28 сентября 1864 г., участвовали английские, французские, немецкие, итальянские, польские рабочие. Здесь было принято решение об образовании международной политической партии пролетариата - Международного товарищества рабочих. Позднее эту партию стали называть I Интернационалом.
Международное товарищество рабочих ставило своей задачей объединение усилий пролетариата различных стран с целью завоевания политической власти, ликвидации частной собственности и эксплуатации, сохранения мира. Идейными руководителями Интернационала являлись Маркс и Энгельс.
I Интернационал оказывал практическую помощь рабочему движению. Он организовывал сбор средств в пользу бастовавших рабочих, оказывал политическую и моральную поддержку демократическим и национально-освободительным движениям, призывал рабочих к солидарности с парижскими коммунарами. Но Интернационал ослабляло отсутствие единства взглядов. В отличие от марксистов некоторые его представители выступали против революционных методов борьбы, за сугубо мирные преобразования. Кроме того, внутри самой организации велась борьба за ключевые посты.
После поражения Парижской Коммуны члены Интернационала подверглись репрессиям. Поэтому в 1876 г. организация самораспустилась. Главным результатом ее деятельности было обогащение рабочих опытом политической борьбы. Но основные задачи оставались нерешенными.
Работу, начатую I Интернационалом, продолжил II Интернационал. Он был основан в Париже в июле 1889 г. в столетнюю годовщину взятия Бастилии и начала первой французской революции. В отличие от I Интернационала II Интернационал представлял собой не единую партию, а организацию в форме международных конгрессов (съездов) представителей рабочих организаций. Конгрессы созывались через 2-4 года. Они обобщали опыт рабочего движения и вырабатывали политические рекомендации. В их работе принимали участие представители многих партий и профсоюзов независимо от политической ориентации. Парижский конгресс 1889 г., в частности, предложил организовать одновременные выступления трудящихся 1 мая 1890 г. Так были заложены традиции первомайских манифестаций.
Рабочие и социалистические организации стали влиятельной политической силой. Накануне первой мировой войны в их рядах насчитывалось свыше 4 млн человек. Представители рабочих занимали около 700 мест в парламентах различных стран.
Главной целью II Интернационала была борьба за социализм. Однако среди его лидеров и рядовых членов понимание способов этой борьбы и самого социализма были различными.
Течения в рабочем и социалистическом движении в конце XIX - начале XX века
Марксисты продолжали придерживаться линии на социалистическую революцию и установление диктатуры пролетариата. После смерти Энгельса виднейшими представителями этого направления были российский революционер В. И. Ленин и германский социалист А. Бебель. Бебель (1840-1913) являлся одним из основателей и руководителей германской социал-демократии и II Интернационала. Как и Ленин, он призывал народные массы к революции и был противником соглашения с буржуазией.
В конце XIX в. сформировалось еще одно влиятельное направление - ревизионизм. Его сторонники выступили с предложением пересмотра, т. е. ревизии,марксизма. Основателем ревизионизма был германский социал-демократ Э. Бернштейн (1850-1932). По его мнению, теория Маркса и Энгельса устарела. Положение трудящихся при капитализме, утверждал Бернштейн, улучшается, а не ухудшается. Следовательно, классовая борьба между пролетариатом и буржуазией затухает, а не обостряется. Поэтому рабочим нужны не разрушительные революции, а созидательные реформы, которые обеспечат мирное перерастание капитализма в социализм.
Многие социал-демократы поддержали эти идеи. Революционные марксисты вели с ревизионистами непримиримую идеологическую борьбу. Они рассматривали реформы лишь как второстепенную меру и продолжали доказывать правоту марксизма. В начале XX в. влияние ревизионизма во II Интернационале усилилось. Споры о том, как улучшить положение трудящихся - путем революции или мирных реформ, - с тех пор продолжаются до наших дней.
В ряде стран широкое распространение приобрел анархо-синдикализм. В нем сочеталось представление о решающей роли синдикатов (профсоюзов) с анархизмом. Анархизм (от греч. anarchia - безвластие) отрицал необходимость всякого государства. Государство, правительство, по убеждению анархистов, осуществляют насилие над личностью и поэтому должны быть уничтожены. Обществом должны управлять независимые профессиональные организации, а не государственные министры и другие чиновники.
Споры о целях и способах действий в большинстве партий утихли с началом первой мировой войны. Рабочие лидеры стран Западной Европы протестовали против наращивания вооружений и стремились предотвратить войну. Соответствующие предложения вносились в парламенты, документы конгрессов II Интернационала. Они звучали на митингах, съездах социалистических партий. Антивоенное движение представляло значительную силу.
Но с началом войны лидеры социалистических партий западноевропейских стран в большинстве своем поддержали направленную на подготовку военных действий политику своих правительств. Они считали более важным защиту общенациональных интересов, чем классовых целей рабочих всех стран мира. В таких условиях II Интернационал как общая организация действовать не мог и распался. Невозможно было созвать на конгресс социалистов воюющих друг против друга стран.
Завоевания рабочего класса
В начале XIX в. рабочие профсоюзные организации находились повсеместно под запретом. На протяжении столетия их деятельность была разрешена во всех странах Западной Европы. Возникли влиятельные национальные и международные политические организации, добивавшиеся улучшения положения эксплуатируемой массы населения. Результатом их деятельности было повышение, хотя и не постоянное, уровня жизни наемных рабочих. Были расширены политические права. Большинство рабочих-мужчин получило право голоса на парламентских выборах.
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
На негласной конференции I Интернационала в Лондоне было принято решение о создании в каждой стране политической партии пролетариата. В 70-80-х гг. XIX в. социалистические партии и организации возникли в Германии, Франции, Англии, Бельгии, Италии, Швейцарии, Австрии, США.
Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.