Нир охотник. Тяжелый беспилотник “Охотник”
Как сообщил ранее другой источник в "оборонке", создание первого опытного образца БПЛА "Охотник" на Новосибирском заводе компании "Сухой" полностью завершено, до конца года начнутся его испытательные полеты. По открытым данным, "Охотник" выполнен с применением технологии "стелс", имеет аэродинамическую схему "летающее крыло" (отсутствует хвостовое оперение), взлетная масса аппарата достигает 20 тонн. По неподтвержденной информации, беспилотник имеет реактивный двигатель и сможет развивать скорость около 1000 км/ч.
Контракт на разработку "Охотника" был подписан между военным ведомством и компанией "Сухой" в 2011 году. Первый макет БПЛА для проведения наземных испытаний был создан в 2014 году.
О начале работ в России над боевым самолетом 6-го поколения было заявлено в марте 2016 года. К характерным признакам такого самолета российские специалисты относят опциональную пилотируемость - в базовом варианте машина будет беспилотной. Отсутствие летчика позволит самолету достичь нового уровня маневренности (меньше будет ограничена перегрузка при пилотаже). Считается, что истребитель сможет применять оружие на новых физических принципах, получит гиперзвуковую скорость, способность выходить в ближний космос, радиофотонный радар.
Зарубежные критерии
Активно концептуальными разработками истребителя 6-го поколения занимаются в США. Среди характеристик самолета в разных американских проектах выделяют новый уровень снижения заметности, возможность применения лазерного и СВЧ-оружия, дальнейшее повышение возможностей бортового радиоэлектронного оборудования, увеличенные дальность и скорость полета и т. д. Беспилотный вариант нового истребителя в США не рассматривают в качестве приоритетного, однако опционально беспилотный самолет не исключается.
Сейчас в мире созданы истребители 5-го поколения, в том числе в России - Су-57, в США - F-22. Их отличительными признакам стали технологии снижения заметности в различных диапазонах ("стелс"), сверхвузвоковая крейсерская скорость полета, многофункциональность, новейшее бортовое оборудование.
Тяжелый ударный БПЛА «Охотник» впервые запустили в небо в сентябре 2018 г. Военный дрон представляет собой прототип истребителя шестого поколения
Тяжелый беспилотник “Охотник” – истребитель шестого поколения
История создания и тактико-технические характеристики (ТТХ)
Тяжелый ударный беспилотный летательный аппарат С-70 “Охотник” (“Охотник-Б”) начали разрабатывать десять лет назад. Впервые о планах Министерства обороны получить на вооружение ударный БПЛА такого класса было заявлено на авиасалоне МАКС-2009 в августе 2009 г. Научно-исследовательский работы по направлению “изучение возможности создания ударного БПЛА массой до 20 тонн” велись в интересах ВВС России ОАО ОКБ Сухого. Проектирование нового ударного беспилотного комплекса должно было стать первой совместной работой соответствующих подразделений ОКБ Сухого и РСК МиГ (проект “Скат” ).
Ранее в России по заказу Минобороны велась разработка ударного БПЛА “Скат”, однако этот проект развития не получил. Кроме того, ряд компаний (например, “Транзас”), создавали ударные беспилотники самостоятельно, без учета конкретного технического задания военного ведомства
Средства массовой информации впервые сообщили о контракте на выполнение НИР “Охотник” с компанией “Сухой” 12 июля 2011 г. Дата приоритета изобретения №2011125620 “Самолет с системой дистанционного управления” – 2011 г. 23 июня. (Авторы: Демин И.М., Погосян М.А., Барковский АФ., Москалев П.Б., Скачков А.Ф., Шенфинкель Ю.И., Воробьев А.В., Костенко Н.И., Пекарш А.И., Огарков С.О.).
В 2012 году ОАО ЭМЗ им. Мясищева планировалось создание летающей лаборатории для отработки бортового комплекса управления перспективных БАК «Альтиус», «Иноходец», «Охотник-Б» на базе самолета М-17РМ в рамках ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2020 года».
В августе того же года подразделения МиГ и “Сухой” объединились для разработки перспективного ударного БПЛА. (Официальное соглашение об этом было подписано “МиГ” и “Сухой” 25 октября 2012 г.). Начальник Генерального штаба Вооруженных сил России Николай Макаров объявил, что первые летные испытания ударного беспилотника намечены на конец 2012 года.
Техническое задание на ударный БПЛА утверждено Министерством обороны России в первый числах апреля 2012 г. 6 июля 2012 г. появилась информация о том, что компания “Сухой” выбрана ВВС России в качестве головного разработчика.
Ударный БПЛА “Охотник” разработки компании “Сухой” станет истребителем шестого поколения
Хотя концепция истребителя шестого поколения еще полностью не выстроена, выделены основные требования на пути к его созданию – беспилотное управление и выполнение военных поручений в автономном режиме с возможностью корректировки наземным оператором
Предполагалось, что первый образец ударного БПЛА приступит к испытаниям в 2016 г., поступление на вооружение В 2012 г. в ОАО ВНИИРА проведен отбор патентных материалов по теме “Охотник-Б”, а в перспективе планировалось создание систем навигации захода на посадку и руление тяжелых БПЛА по заданию ОАО Компании «Сухого».
Как сообщали СМИ, ссылаясь на высокопоставленный источник в компании “Транзас”, “аппарат будет создан по модульной конструкции. Его можно будет укомплектовывать в зависимости от поставленной задачи – различные виды разведки, фото- и видеосъемка, наблюдение за объектами и патрулирование. В том числе он будет способен нести вооружения”. Вкладом компании “Транзас” в создание нового отечественного ударного БПЛА станет разработка электронных бортовых систем. Опытно-конструкторское бюро “Сокол” (г. Казань) сосредоточится на создании планера беспилотника.
Основные этапы работы над БПЛА “Охотник”
3 октября 2013 г. СМИ сообщили, что первый образец тяжелого ударного БПЛА КБ им. Сухого будет готов в конце 2018 года. 30 мая 2014 г. заместитель председателя ВПК при Правительстве России Олег Бочкарев подтвердил, что первый полет БПЛА ожидается в 2018 г. В 2014 г. создан первый макет аппарата.
В 2017 г. появились данные, что БПЛА изготовлен на Новосибирском НАПО им. Чкалова и в 2018 г. совершит первый полет. 28 июня 2018 г. СМИ сообщили о первой выкатке БПЛА С-70 на НАПО им. Чкалова в Новосибирске. Начался завершающего этап наземных испытаний БПЛА.
В ноябре 2018 г. появилась информация, что БПЛА начал пробежки по ВПП НАПО с разгоном до скорости 200 км/ч. “Охотник” выполнен с применением технологии “стелс”, имеет аэродинамическую схему “летающее крыло” (отсутствует хвостовое оперение), взлетная масса аппарата достигает 20 тонн. Имеет реактивный двигатель и сможет развивать скорость около 1000 км/ч. Одновременно вся информация о БПЛА “Охотник” исчезла с официального сайта ОАО «ОКБ Сухого». По словам главкома ВВС Александра Зелина, ударные беспилотники планируется поставить на вооружение к 2020 году.
Выкатка демонстратора ударного беспилотного летательного аппарата С-70 по НИР "Охотник-Б"
Как сообщило 28 июня 2018 года агентство " Интерфакс" , первый российский тяжёлый ударный беспилотник ОКБ "Сухого" "Охотник" вышел на завершающий этап наземных испытаний. Об этом сообщил "Интерфаксу" осведомленный источник.
"На Новосибирском авиационном заводе (НАЗ, филиал компании "Сухой" – ИФ) состоялась первая выкатка ударного беспилотника "Охотник" – он проходит наземные испытания в преддверии первого вылета", – сказал собеседник агентства.
"Первый полёт "Охотника" ожидается в 2019 году", – отметил источник.
О ведущихся в ОКБ "Сухого" научно-исследовательских работах по созданию тяжелого ударного беспилотника в 2014 году сообщил директор дирекции программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), экс-главком ВВС России Владимир Михайлов .
"Сейчас работы ведутся, мы делаем работу на "Сухом", называется "Охотник". Эта машина очень перспективная, сейчас идет научно-исследовательская работа до 2015 года, с последующим переходом в опытно-конструкторские работы", – сказал Михайлов в эфире радиостанции "Эхо Москвы".
Характеристики разрабатываемого беспилотника в настоящее время не раскрываются. Согласно открытым данным, его взлётная масса составит 20 тонн, что сделает его самым тяжёлым из разрабатываемых устройств данного типа. Сообщалось, что впервые он взлетит в 2018 году, а в 2020 году будет принят на вооружение.
В 2017 году в интернете была распространена фотография "Охотника", вырезанная из презентации Минобороны России, судя по которой, аппарат разрабатывается по схеме "летающего крыла" с трёхстоечным шасси.
Беспилотный летательный аппарат С-70, создаваемый ПАО «Компания «Сухой» по НИР "Охотник-Б" (с) Министерство обороны России (via paralay.iboards.ru)
Ранее информированный собеседник "Интерфакса" сообщил об испытаниях тяжёлого ударного беспилотника "Альтиус-О" массой более 7,5 тонн, разработанного казанским ОКБ имени Симонова.
Заместитель гендиректора "Техмаша" (входит в "Ростех") Александр Кочкин в марте 2018 года заявил "Интерфаксу", что концерн начал разработку боевой нагрузки для беспилотников – это могут быть как средства ближнего боя, так и авиабомбы.
Генеральный конструктор – вице-президент ОАК по инновациям Сергей Коротков в декабре 2017 года сообщил "Интерфаксу", что в России работают над созданием ударных беспилотников, которые смогут организовываться в группы и координироваться между собой по защищенным каналам связи.
О разработке тяжелого беспилотника заявлял на форуме "Армия-2017" гендиректор РСК "МиГ" Илья Тарасенко . В ноябре того же года представитель компании отметил, что у них в проработке находятся БПЛА весом от тонны до 15 тонн.
Президент РФ Владимир Путин заявлял на коллегии Минобороны РФ в конце 2017 года, что при реализации новой госпрограммы вооружения будет сделан особый акцент на оснащении войск высокоточным оружием, беспилотными ударными комплексами, а также новейшими системами разведки, связи и радиоэлектронной борьбы.
О планах оснащения российских Вооруженных сил ударными беспилотниками сообщал в октябре 2017 года министр обороны РФ Сергей Шойгу . "В ближайшее время на оснащение Вооружённых сил начнут поступать комплексы с многофункциональными беспилотными летательными аппаратами, способными решать не только разведывательные, но и ударные задачи", – заявил Шойгу.
Предполагемый облик БЛА С-70, создаваемого ПАО «Компания «Сухой» по НИР "Охотник-Б" (с) Piotr Butowski / Air&Cosmos
Со стороны bmpd напомним, что, как сообщал наш блог год назад со ссылкой на публикацию журнала "Air&Cosmos", в рамках НИР «Охотник» ведется создание малозаметного беспилотного летательного аппарата С-70. Работы по НИР «Охотник» осуществляются ПАО "Компания "Сухой" в рамках контракта Министерства обороны России, выданного 14 октября 2011 года. Целью НИР является создание беспилотной разведывательно-ударной системы, которая обладала бы большой скоростью и автономностью. Сам БЛА С-70 по теме «Охотник» характеризуется как «беспилотный летательный аппарат шестого поколения».
Сообщалось, что демонстратор БЛА С-70 был изготовлен на Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова – филиале ПАО «Компания «Сухой», и первый полет демонстратора ранее был запланирован на 2018 год. Масса БЛА находится в диапазоне 10-20 тонн, а максимальная скорость оценивается в 1000 км/ч.
БПЛА «Охотник-Б»: В России создают убийцу F-22 и F-35. Американцам нечего противопоставить российской военно-технологической мысли
Последнее десятилетие западные армии подчеркивали свое превосходство над любым противником благодаря широкому применению различных беспилотников. Преимущественно тяжелых разведывательно-ударных. Даже в кинематографе кадры слежки за боевиками, с их последующим уничтожением чуть ли не в прямом эфире при помощи какого-нибудь MQ-1 Predator, стали банальностью. К тому же командование американских ВВС приступило к окончательному списанию этих машин, а также их разведывательной модификации RQ-1, как уже устаревших.
Последний полет последней машины MQ-1 состоялся 9 марта 2018 года. Впрочем, по контрактам с ЧВК (но уже не от лица ВВС) Predator еще будут летать до декабря текущего года. Но потом все, в строю останутся только универсальные разведывательно-ударные MQ-9 Reaper и тяжелые Northrop Grumman RQ-4 Global Hawk весом в 15 тонн. С перспективой их замены на более современные проекты, сейчас находящиеся в стадии разработки.
На этом фоне российская армия выглядела бледно. Строго говоря, после распада СССР она и в целом впечатления здоровья не производила, но в августе 2008 года стало очевидно, что кризис преодолен. Правда переоснащение и перевооружение в основном касалось привычных, хотя и сильно усовершенствованных систем. Тогда как область беспилотников оставалась одним большим белым пятном. У нас их просто не существовало. По геополитическим соображениям возможность импортных закупок также исключалась.
За пять лет критичную дыру в технических возможностях получилось закрыть только в самом легком классе – малых тактических разведчиков звена рота – батальон (массой до пятидесяти килограмм и дальностью полета до пяти километров). На данный момент в составе ВС РФ развернуто 36 частей и подразделений беспилотной авиации на вооружении которых находятся около двух тысяч машин семи типов, из которых наиболее массовое распространение имеют пять. На самом деле, если говорить строго, то больше, так как конструкции и тактико-технические возможности стоящих на вооружении систем «Груша », «Тахион », «Застава », «Гранат », «Элерон-3СВ » близко похожи на самый массовый российский армейский беспилотник "Оралан-10 ".
Но на фоне устоявшейся в массовом восприятии картинки как барражирующий высоко в небе MQ-9 Reaper поражает ракетой цель где-то в афганских горах или иракской пустыне все это выглядело бледно. Эдакой заплаткой на скорую руку. Командование армии США уже рассказывало про стратегические беспилотники, тогда как мы продолжали запускать "орланов", чтобы заглянуть за стенку соседнего дома.
Однако сейчас выясняется, что прошедшие годы российская армия занималась не только "малыми формами". Российские военные КБ заканчивают работу над проектами, способными серьезно изменить не только тактический, но и оперативный расклад. Последние два года подтверждения существования новинок посыпались как из рога изобилия.
На выставке «МАКС-2017» компания "Кронштадт " продемонстрировала тяжелый разведчик "Орион" массой в пять тонн, размахом крыла в шестнадцать метров, автономностью в 24 часа непрерывного полета и рабочей высотой около семи километров. Перечень его возможностей занимает две страницы мелким шрифтом, от видовой и электронной разведки, до ретранслятора связи и мобильной станции целеуказания и подсветки. И оказывается, что по функционалу это существенно шире как снятого с вооружения в США MQ-1 Predator , так и разведывательной модификации MQ-9 Reaper . При том, что "Орион" еще и стоит в 3,3 раза дешевле при покупке, и почти в семь раз – по эксплуатационным расходам.
Испытания разведывательной версии закончены, и в этом году ожидается его постановка на вооружение. Кроме того, в "Кронштадте" сообщили о выходе в финальную стадию работ по созданию ударной модификации машины.
На Параде Победы 9 мая 2018 года армия России продемонстрировала ударный беспилотник "Корсар ". При собственной массе в 200 килограмм он обеспечивает радиус боевого применения до 200 километров, решение разведывательным, транспортных и ударных задач, в том числе, против тяжелой бронетехники. "Корсар" оборудован ракетным комплексом "Атака" и может входить элементом цифрового поля боя благодаря модулям "Всевидящее око" и "Боевое пространство".
Ударный беспилотник "Корсар"
Кроме того, в видеорепортаже о посещении секретарем Совбеза РФ Николаем Патрушевым Казанского авиационного завода, среди выставленных для демонстрации образцов летной техники мелькнул прототип тяжелого ударного беспилотника "Альтаир ". При массе в пять тонн и размахе крыльев в 28,5 метров, он способен летать на дальность свыше десяти тысяч километров на рабочих высотах до 12 километров. Автономность без дозаправки в воздухе достигает двух суток. Точных данных по ассортименту бортового вооружения пока нет, но представители завода говорят о "практически всей гамме российских ракет".
Беспилотник Альтаир
Но самой значимой следует считать утечку информации о текущем состоянии работ по перспективному тяжелому ударному аппарату "Охотник-Б", выкатка которого прошла в конце июня текущего года на Новосибирском авиазаводе. По имеющимся данным, машина опирается на конструктивные решения не только уже принятого на вооружение новейшего истребителя-бомбардировщика ПАК ФА (известного под обозначением Су-57), но и перспективного дальнего бомбардировщика ПАК ДА , работы над которым в настоящий момент еще продолжаются. Сейчас "Охотник-Б" (также известный как Объект С-70 в рамках НИР "Охотник" КБ Сухого) проходит наземные испытания. Цикл полетных проверок запланирован на 2019 год. Постановка на вооружение предполагается к концу 2020.
И это будет самый передовой и технически совершенный ударный дрон в мире. При массе до 20 тонн, он будет развивать скорость до 1000 километров в час и нести ракетно-бомбовую нагрузку, соответствующую стандартному истребителю-бомбардировщику . К тому же, в отличие от MQ-9 и RQ-4, "Охотник-Б" изначально разрабатывается для действий в условиях массированного радиоэлектронного противодействия и плотной зоны ПВО противника. Если рассуждать популярными на западе категориями авиационных поколений, американский MQ-9 соответствует всего лишь поколению 4++, тогда как российский "Охотник-Б" – это машина уже шестого поколения. Аналогов ей пока не существует.
Из чего можно заключить, что в 2019 году Россия достигнет паритета по возможностям военной беспилотной авиации, а после 2020 имеет все шансы превзойти армии НАТО в дронах. Причем если США вели работы над темой беспилотников с начала 80-ых, а первый RQ-1 поднялся в воздух лишь в 1994 году, да и потом, из 70 поставленных в ВВС США к концу 2002 года около сорока потерпели крушение по техническим причинам, Россия сумела выйти на уровень машин шестого поколения всего за семь лет. Таким образом, достигнутый ОПК и ВКС России прогресс в области беспилотных ударных дронов позволяет с уверенностью смотреть в будущее российской авиации на любом ТВД.
У России пока отсутствуют беспилотные летательные аппараты тяжелого класса, но работы по созданию такой техники уже ведутся. Более того, согласно последним сообщениям, основной проект в этой области уже готовится к началу нового этапа. В последние недели стало известно о завершении строительства первого опытного образца и начале наземных проверок. Речь идет об аппарате с рабочим обозначением С-70, созданным в рамках научно-исследовательской работы «Охотник-Б».
В течение нескольких месяцев, начиная с прошлого года, промышленность и источники прессы не оглашали какие-либо данные о ходе проекта «Охотник-Б». Длительное молчание было нарушено в конце минувшего июня. О последних событиях вокруг нового БПЛА сообщило информагентство «Интерфакс» со ссылкой на неназванный источник. Оказалось, что к настоящему времени проект продвинулся достаточно далеко и уже перешел на очередной важнейший этап.
По данным источника, Новосибирский авиационный завод уже завершил строительство первого опытного аппарата С-70. Кроме того, состоялась выкатка этой машины. Теперь специалисты авиационной промышленности осуществляли необходимые наземные проверки, после которых можно было приступить к летным испытаниям.
Также «Интерфакс» сообщил о примерных сроках проведения первого полета. Согласно данным конца июня, это событие было запланировано на следующий 2019 год. Более подробные сведения источник информагентства не привел.
20 июля информагентство ТАСС опубликовало любопытные данные о перспективах проекта «Охотник-Б». Неназванный источник в оборонной промышленности рассказал, что новый беспилотник в будущем может стать прототипом принципиально нового истребителя, который будет относиться к шестому поколению. При этом официальные подтверждения подобной информации на тот момент отсутствовали.
Источник ТАСС напомнил, что признаки шестого поколения истребителей пока не сформированы, но определенные их черты уже известны. Главными признаками такой техники станет отсутствие пилота на борту и возможность самостоятельного решения боевых задач в автономном режиме. Утверждается, что с точки зрения автономности, достигнутой при помощи элементов искусственного интеллекта, новейший «Охотник-Б» вполне способен стать прототипом будущего истребителя.
В конце июля ТАСС писало, что перспективный С-70 сможет самостоятельно выполнять взлет, полет по указанному маршруту с выполнением поставленной задачи и посадку. В то же время, автоматике пока не собираются давать функции принятия решения на применение . Такое решение останется за человеком.
23 августа информагентство ТАСС опубликовало новые сведения о ходе проекта «Охотник-Б» и его дальнейших перспективах. Информация о БПЛА была получена от анонимного источника в авиационной промышленности. Он поделился данными в кулуарах международного военно-технического форума «Армия-2018». Следует отметить, что никакие материалы по изделию С-70 на выставке не демонстрировались.
По данным источника ТАСС, опытный «Охотник-Б» уже проходит наземные испытания, в том числе выполняет руление по взлетно-посадочной полосе. На будущий сентябрь запланированы первые тесты с подлетами. В ходе этих работ планируется проверить взлетно-посадочные характеристики аппарата. Ему предстоит выполнять разбег, подниматься в воздух на небольшую высоту и тут же садиться. За счет таких подлетов испытатели смогут определить реальное поведение БПЛА и проверить работу бортовых систем на определенных режимах.
Пока же специалисты заняты наземной проверкой различных электронных систем аппарата. Полноценные летно-конструкторские испытания стартуют в следующем году. Как и ранее, более точная информация пока не приводится. В каком месяце состоится первый полет «Охотника-Б» – неизвестно.
Следует напомнить, что параллельно с перспективным беспилотником разрабатывается боевая нагрузка для него. Весной было объявлено, что концерн «Техмаш», создающий и выпускающий широкую номенклатуру вооружений, приступил к разработке специализированного оружия для тяжелых БПЛА. Изучается вопрос создания систем ближнего боя, а также разнообразных ракет и бомб.
По известным данным, научно-исследовательская работа «Охотник-Б» стартовала в 2011 году в соответствии с заказом министерства обороны. Головным исполнителем работы является компания «Сухой». Целью проекта является создание перспективного беспилотного летательного аппарата тяжелого класса, способного решать разведывательные и ударные задачи. При этом машина должна иметь высокие летно-технические характеристики и сниженную радиолокационную заметность, а также отличаться высокой автономностью работы.
Согласно информации прошлых лет, строительство первого опытного образца БПЛА с последующими его испытаниями было запланировано на вторую половину текущего десятилетия. К 2020 году или чуть позже машину планировалось принять на вооружение. Последние позволяют говорить о некотором отставании от графика. Первый полет должен состояться в следующем 2019 году, вследствие чего принятие на вооружение может произойти только в начале двадцатых годов.
До определенного времени какие-либо сведения о проекте, раскрывающие его технические особенности, отсутствовали. В прошлом году в открытых источниках появилась фотография из сборочного цеха Новосибирского авиационного завода, на которой был изображен ранее неизвестный летательный аппарат. Подпись к фотографии прямо указывала, что это опытный образец по НИР «Охотник-Б». При этом достоянием общественности стал только внешний вид тяжелого БПЛА. В области характеристик и возможностей по-прежнему приходилось полагаться на оценки и прогнозы.
Единственная известная фотография показывает летательный аппарат схемы «летающее крыло». Он получил крыло большой стреловидностью, над которым находится рудиментарный фюзеляж с лобовым воздухозаборником. Задняя кромка крыла выполнена в виде ломаной линии с треугольным участком в центральной части. Используется трехточечное шасси с носовой опорой. Силовая установка построена на основе турбореактивного двигателя (либо двигателей).
По разным данным и оценкам, аппарат С-70, созданный в ходе НИР «Охотник-Б», имеет взлетную массу не менее 10 т и не более 20 т, что позволяет относить его к новому для нашей армии классу тяжелых беспилотников. Максимальная скорость полета может достигать 1000 км/ч или более. Характерный внешний вид указывает на высокое аэродинамическое совершенство конструкции, а также на малозаметность для радиолокационных средств наблюдения. Таким образом, готовый «Охотник-Б» сможет показывать весьма высокую дальность и продолжительность полета при сниженных рисках обнаружения противником.
Согласно доступной информации, «Охотник-Б» сможет выполнять разведывательные и ударные задачи. Для первых он должен нести блок развитой оптико-электронной аппаратуры, которая может использоваться в разных целях. С ее помощью можно вести разведку, а также осуществлять навигацию и поиск целей для удара. Кроме того, штатный лазерный дальномер, традиционно входящий в состав аппаратуры слежения, может использоваться для управления высокоточным оружием.
Из известных сведений следует, что С-70 сможет наносить удары по наземным объектам. Для этого он должен будет нести ракеты и бомбы, как неуправляемые, так и высокоточные. Требования относительно малозаметности для средств обнаружения противника могут привести к использованию внутреннего грузоотсека. Следует отметить, что использование внутренней подвески неоднократно фигурировало в различных слухах вокруг «Охотника-Б».
Как будет выглядеть номенклатура совместимых вооружений – неизвестно. Вполне возможно, что тяжелый БПЛА, имея солидный запас грузоподъемности, сможет брать на борт значительную часть существующих авиационных средств поражения. При этом, насколько известно, ведется разработка специального вооружения для такой техники. Впрочем, промышленность пока не вдавалась в подробности и не сообщала, чем перспективное оружие будет отличаться от существующего.
Судя по информации в прессе, особый интерес в проекте «Охотник-Б» представляют системы управления. Современные БПЛА в большинстве своем используют дистанционное управление, а их бортовая автоматика способна решать только ограниченные задачи, не отличающиеся особой сложностью. Прежде всего, на бортовую электронику возлагаются задачи простого пролета по заданному маршруту. В новом российском проекте, от которого требуются принципиально новые возможности, предусматриваются элементы искусственного интеллекта. Таким образом, С-70 сможет не только выполнять навигацию и самостоятельно проходить по маршруту, но и вести наблюдение, искать необходимые объекты и т.д. Несмотря на высокую степень автоматизации основных процессов, решение о применении вооружения по-прежнему будет оставаться за оператором. Решение подобных вопросов пока не спешат отдавать автоматике.
Следует отметить, что «Охотник-Б» не является первой отечественной попыткой создания тяжелого БПЛА, способного вести разведку и наносить удары. Кроме того, этот проект нельзя считать единственным в своем роде. В прошлом году руководство российской самолетостроительной корпорации «МиГ» рассказало о старте собственного проекта подобного рода. В целом, РСК «МиГ» прорабатывает вопрос создания целой линейки беспилотников с разными характеристиками и возможностями. Предлагается разработать образцы с взлетной массой от 1 до 15 т. Наиболее крупные из них могут считаться конкурентами С-70 «Сухого».
Проекты фирм «Сухой» и «МиГ» находятся на ранних стадиях, причем дальше продвинулась НИР «Охотник-Б». Согласно последним данным, в ближайшее время опытный аппарат С-70 начнет совершать подлеты, а в следующем году выполнить настоящий полет. Когда то же проделает его возможный конкурент от РСК «МиГ» – пока не уточнялось. Более того, все еще не до конца ясно, получат ли развитие проекты корпорации «МиГ» и дойдет ли эта техника до серии.
Согласно имеющимся планам и оценкам, не позднее начала двадцатых годов воздушно-космические силы России смогут принять на вооружение перспективный разведывательно-ударный БПЛА тяжелого класса, созданный компанией «Сухой». Таким образом, в армии впервые появится беспилотный летательный аппарат, способный не только вести разведку, но и уничтожать обнаруженные объекты. На данный момент изделия с такими возможностями у российских вооруженных сил отсутствуют.
Новости последних месяцев показывают успех отечественных авиастроителей в деле создания совершенно новой техники в интересах вооруженных сил. Стоит признать, что в сфере ударных БПЛА имеет место самое серьезное отставание от зарубежных стран, но, похоже, эта ситуация постепенно изменяется. Более того, появляется повод считать, что новые отечественные проекты в скором будущем позволят не только догнать конкурентов, но и опередить их по ряду показателей.
По материалам сайтов:
http://interfax.ru/
http://tass.ru/
http://rg.ru/
https://lenta.ru/
https://bmpd.livejournal.com/