Hitman (2016). Прохождение игры
Контракты представляют собой наборы уровней, где условия постепенно увеличивают сложность заданий от уровня к уровню. На первом уровне вам нужно сделать одну вещь, на втором - две и т.д. На момент написания данных строк, единственным доступным контрактом на обострение был "The Snorrason Ascension". За основу авторы взяли уровень "Последнее испытание" из Пролога.
Ниже представлены условия для пяти уровней:
Уровень 01
Метод: Сначала отправляемся в переулок справа от ангара. Вам предстоит перелезть через пару заборов. Используйте генератор, чтобы приманить к себе солдата. Возьмите его униформу и отправляйтесь в офис командора (там, где Джаспер Найт). Подождите свою цель здесь
Уровень 02
- Убить цель: Килас Нецке – подполковник КГБ. Маскировка: Советский солдат; Оружие: Пистолет
- ПЛЮС: Взломать сейф.
Метод: Делаем тоже самое, что и в предыдущем уровне, но на этот раз берём форму цели после убийства. Отправляемся в радиорубку в противоположной части ангара. Ключ от сейфа находится на столе. Вернитесь в офис командора. Сейф находится на задней стене.
Уровень 03
- Убить цель: Килас Нецке – подполковник КГБ. Маскировка: Советский солдат; Оружие: Пистолет
- Взломать сейф.
- ПЛЮС:
Метод: Когда вы дойдёте до генератора, то не приманивайте солдата, а проскользните за ним в окно. Отправляйтесь в раздевалку по правой части ангара. Там вы айдёте униформу механика на скамейке слева. Теперь отравляйтесь в офис и ждите. Когда Джаспер выйдет покурить, а подполковник направится в сторону туалета, вы сможете схватить солдата при помощи гарроты. Возьмите его униформу и застрелите подполковника в туалете. Поскорее уберите тело солдата в ящик в туалете, прежде чем Джаспер вернётся. Теперь нужно открыть сейф и выйти из уровня.
Уровень 04
- Убить цель: Килас Нецке – подполковник КГБ. Маскировка: Советский солдат; Оружие: Пистолет
- Взломать сейф.
- Убить цель: Мозес Бутусов – телохранитель Джаспера Найта. Маскировка: Механик; Оружие: Любое.
- ПЛЮС: Спрятать все тела в течении 90 секунд.
Метод: Метод ничем не отличается от предыдущего, кроме временного ограничения на прятанья тел. Просто постарайтесь спрятать два тела в туалете до того, как время таймера истечёт. Этого времени более чем достаточно, так что не волнуйтесь.
Уровень 05
- Убить цель: Килас Нецке – подполковник КГБ. Маскировка: Советский солдат; Оружие: Пистолет
- Взломать сейф.
- Убить цель: Мозес Бутусов – телохранитель Джаспера Найта. Маскировка: Механик; Оружие: Любое.
- Спрятать все тела в течении 90 секунд.
- ПЛЮС: Только ваши цели могут быть убиты или оглушены.
Метод: Метод не отличается от предыдущего. Просто вам нельзя никого убивать и нокаутировать, кроме ваших целей. Впрочем, это и не требуется.
Завершив пятый уровень, вы откроете достижение.
Дата выхода игры "Hitman: Enter a World of Аssassination " - 11 марта 2016 года.
Разработчик: Io-Interactive . Издатель: Square Enix .
В день выхода вы получаете начальный набор: «Пролог», «Парижский показ Сэнгвин», режимы «Контракты» и «Обострение», неуловимые цели и другие материалы. С апреля 2016 года вы начнете получать остальные материалы в шести выпусках. Устраняйте цели в экзотических местах по всему миру.
Системные требования
Hitman игра 2016
Характеристика | Минимальные требования | Рекомендуемые требования |
Процессор | Intel CPU Core i5-2500K 3,3 GHz AMD CPU Phenom II X4 940 |
Intel CPU Core i7 3770 3,4 GHz AMD CPU AMD FX-8350 4 GHz |
Оперативная память | 8 GB RAM | 8 GB RAM |
Видеокарта | NVIDIA GeForce GTX 660 Radeon HD 7870 DirectX 11 |
Nvidia GPU GeForce GTX 770 AMD GPU Radeon R9 290 DirectX 11 |
50 Гб | 50 Гб | |
Операционная система | Windows 64-bit: 7 / 8.1 | Windows 64-bit: 7 / 8.1 |
Прохождение игры. Пролог
0.1. Прибытие
Hitman: Enter a World of Аssassination. Прохождение
![](https://i1.wp.com/gamesisart.ru/images/screens/Hitman_2016/Act_1_1.jpg)
20 лет назад.
Дело происходит в заснеженных горах, где расположен секретный комплекс организации МКА.
Высадившись из вертолёта, входим в подземный бункер. На входе нас встречает оператор Диана, вместе с ней идём на собеседование и испытания для получения контрактов на убийство.
0.2. Тренировка под наблюдением
Hitman игра 2016. Wiki, walkthrough, Прохождение
![](https://i2.wp.com/gamesisart.ru/images/screens/Hitman_2016/Act_1_2.jpg)
Нужно убить Кэлвина Риттера по прозвищу Воробей во время вечеринки на лайнере "Night Thief". Всё это инсценировка: вокруг актеры, всё оружие не настоящее. Здесь мы должны лишь продемонстрировать своё мастерство бесшумности.
Цель: Подойдите к сходням
Идём к трапу, чтобы войти на лайнер, но охранники не впускают нас в такой одежде. Нужно найти новый костюм.
Цель: проникните в зону хранения грузов
Идём в здание слева сзади, пролазим через окно. Внутри незаметно подходим к работнику сзади, удушаем его, забираем его одежду. Тело перетаскиваем в отдельную комнату впереди, чтобы его никто не нашел и не поднял тревогу.
Цель: Поднимитесь на борт яхты
В рабочей одежде можем зайти в яхту через служебный вход слева. Не попадаемся на глаза человеку, отмеченному белой точкой над головой, он знает всех рабочих в лицо, и не поверит в нашу маскировку.
Цель: Проследите за целью
На борту нажимаем "Ctrl", чтобы увидеть конечную цель задания. Кэлвин стоит у барной стойки. Наблюдаем за ним издалека. Чуть позже он поднимется на верхний этаж яхты, а нас туда не пропустят.
Цель: Оденьтесь официантом с яхты
Идём на кухню в центре яхты. Здесь трудится повар-официант. Можем незаметно оглушить его сзади или взять любой тупой предмет со стола и бросить в человека, это его оглушит, но не убьёт. Одеваем одежду официанта, его самого кладём в морозильную камеру.
Цель: Попадите на частную палубу Риттера
В роли официанта поднимаемся на верхнюю палубу. Цель стоит в углу. Сам Риттер знает своих официантов, и ему не надо попадаться на глаза. Идём к раздаточному столику справа от Риттера, начинаем выполнять работу официанта. Работая, мы сливаемся с обстановкой, и на нас не обращают внимания.
![](https://i1.wp.com/gamesisart.ru/images/screens/Hitman_2016/Act_1_2_b.jpg)
Цель: Ждите и наблюдайте за целью
Вскоре к Риттеру придёт важный покупатель. Вместе они уйдут в личный кабинет. Туда нас не пропустят в любой одежде.
Цель: Проберитесь в кабинет
Обходим кабинет вокруг, с его левой стороны есть одно открытое окно, перелазим через него внутрь. Подкрадываемся, прижимаемся к стенке (клавиша "пробел") и наблюдаем за сделкой.
Цель: Возьмите пистолет с глушителем. Устраните цель
Из инвентаря (клавиша "I") достаём пистолет. Целимся из-за угла в голову. Убиваем только Риттера. После этого прячем пистолет (средняя кнопка мыши), вылезаем в окно.
Цель: Покиньте яхту
На центральном выходе стоит капитан яхты, он может раскрыть нашу маскировку. Поэтому в центре яхты ищем спуск на нижнюю палубу, выходим через рабочий трап. Проходим за зданиями, нажимаем кнопку в начале миссии.
0.3. Свободная тренировка
Hitman игра 2016. Прохождение
![](https://i0.wp.com/gamesisart.ru/images/screens/Hitman_2016/Act_1_3.jpg)
Нам предлагают переиграть ту же миссию, но теперь мы должны действовать самостоятельно, без подсказок, и вносить разнообразие в методы устранения цели. В разделе "уловки" перечислены конкретные возможности на уровне, которыми можно воспользоваться.
Уловки отмечаются во время игры, когда мы их выполняем. После загрузки сохранения отметки о выполнении исчезают, но на самом деле они всё ещё действуют. Когда закончим миссию, все выполненные уловки засчитаются в любом случае.
Ниже описано, как выполнить все уловки за наименьшее количество перепрохождений.
1-ое прохождение
Я здесь... В начале уровня берём со стола отмычку и взрывчатку. Идём в правый угол мимо охранников, за ящиками взламываем сетчатую дверь. Проходим на яхту со стороны её носа. Справа видим одинокого охранника, рядом стоит генератор. Отключаем генератор, встаём за угол и ждём. Охранник подойдёт осмотреть генератор, подходим сзади и оглушаем его.
Проверено охраной . Возвращаемся в начало уровня, обходим двух охранников вначале, они могут нас узнать. Входим на яхту по центральному трапу в форме охранника.
Что-то не на месте . На нижнем ярусе яхты около центральной комнаты "Engine room" ходит одинокий охранник. Он встаёт то напротив одного коридора, то напротив второго. Когда он отойдёт, встаём за другим углом, достаём пистолет с глушителем и выбрасываем на пол (клавиша "G"). Быстро отходим от этого места. Охранник вернётся на место, обнаружит пистолет, и пойдёт относить его в ящик для улик.
Премия для каскадера . Берем взрывчатку, проникаем на яхту. Влезаем в кабинет Риттера ещё до встречи. Устанавливаем взрывчатку перед компьютером. Ждём, когда цель подойдёт к компьютеру, взрываем устройство. Походим к вертолёту для завершения.
2-ое прохождение
Беречь от детей . На яхте спускаемся на нижний отсек, проходим мимо рабочих. Впереди дверь "Engine room", сворачиваем от неё влево, выходим на небольшую площадку, со стопки деревянных панелей берём крысиный яд.
Свистать всех наверх . Спускаемся на нижний ярус. Слева от двери "Engine room" входим в первую боковую комнату, внутри каюты находим белую одежду матроса.
Не употреблять в пищу . Отравлять суп на кухне бесполезно, никто его не будет есть. Нужно отравить бокал вина на столике, где сидит красивая девушка, и куда постоянно подходит Риддер. Но сделать это нужно незаметно от толпы, спокойное время будет только в начале, пока девушка не села рядом. Делаем это только в костюме официанта, при этом отворачиваемся от официанта у раздаточного столика.
Ирония . Чтобы выполнить это, нужно вначале отравить бокал вина. После этого заходим в туалет (ближайший от бокала), прячемся в шкафу. Ждём, когда Риддер выпьет бокал, после этого его начнёт тошнить, и он придёт в этот туалет. Выходим из шкафа, нападаем сзади, топим человека в унитазе. На выходе стоит охранник, поэтому выходим спокойно и не оборачиваясь, покидаем миссию на вертолёте.
3-е прохождение
Частная встреча . Торговец Норфолк в самом начале уровня стоит перед яхтой, около автомобиля. Берём все три монеты со стола, подходим к торговцу. Бросаем в пяти шагах от него монету, когда он почти подойдёт, забираем монету себе. Отходим подальше, снова кидаем монету, и приманиваем торговца всё дальше. Он будет возмущаться, но каждый раз будет идти на приманку. Таким способом уводим его к двум заборам между домами. За заборами оглушаем торговца, переодеваемся в него. На яхте идём к бару, ждём, когда к нам подойдёт Риддер. Поговорив с ним, вместе идём в его кабинет.
Классическая убийца . Попадаем в кабинет Риттера, остаёмся с ним наедине. (Если не переоделись в торговца, можем дождаться, когда Риттер выйдет, а потом войдёт в кабинет во второй раз уже в одиночку). Подходим сзади, душим его удавкой.
Чистильщик . Оттаскиваем тело Риттера в личную комнату сзади, прячем его в шкаф.
4-ое прохождение
Разменная монета . Пробравшись на яхту, поднимаемся на самый верхний ярус. Здесь ходит одинокий охранник. Бросаем на его пути монету, ждём, когда он к ней подойдёт и наклонится. В этот момент оглушаем его сзади. Тело не прячем, здесь больше никто не ходит.
Использовать только при ЧС . На верхнем ярусе, когда обезвредим охранника, идём на капитанский мостик. Справа от штурвала лежит ломик, берём его. Идём к перилам справа, встаём перед правой спасательной шлюпкой. Ждём, когда Риттер в очередной раз придёт выпить бокал вина, и окажется как раз под шлюпкой. Ломиком ломаем крепление, цель раздавит шлюпкой. Подбегаем к макету вертолёта и нажимаем кнопку окончания миссии.
0.4. Последнее испытание
Hitman 2016. wikipedia
![](https://i1.wp.com/gamesisart.ru/images/screens/Hitman_2016/Act_1_4.jpg)
Перед нами макет кубинского аэродрома. Нужно убить американского шахматиста Джаспера Найта, который по совместительству является советским шпионом.
1-ое прохождение
Убийство "Бесшумный убийца", "Без улик", "Залить горе" . Идём влево, прячась за машинами. На ограждении находим два пролёта, над которыми нет колючей проволоки. В этом месте перелазим забор.
Идём дальше влево, видим около будки охранника. За шлагбаумом советский солдат, дожидаемся, когда он уйдёт, и когда уйдут два механика. Оглушаем охранника сзади, прячем его тело в ящике сбоку от будки, переодеваемся (испытание "Прорыв охраны" ).
Пролазим в будку, ждём с другой стороны, когда подойдёт советский солдат, сзади оглушаем и его. Прячем тело в ящике слева во втором ряду ящиков. Переодеваемся в солдата (испытание "Вооруженное восстание" ).
Можем войти в здание аэропорта. На первом этаже находим кухню, там на столе стоит бутылка водки. В соседнем помещении можно найти крысиный яд. Относим бутылку на второй этаж в комнату Найта, ставим на поднос между стаканами (испытание "Ваше здоровье" ).
В комнате Найта осматриваем шахматную доску на столе, делаем ход ферзем (испытание "За павших товарищей" ).
Когда в комнате Найта никого нет, подсыпаем крысиный яд в левую стопку. Идём в соседний туалет и прячемся в ящик. Найт вернётся и выпьет отравленную водку (испытание "Несварение желудка" ), после этого он пойдёт в туалет. Когда Найт будет возле унитаза, вылезаем из ящика, подходим сзади и топим цель. После этого не забываем спрятать тело в ящик. Можем спокойно выходить из локации обратно за забор.
2-ое прохождение
Убийство "Только костюм", "Бесшумный убийца, только костюм" . Идём влево, перелазим забор. Пролазим в окно будки слева, не попадаясь на глаза охраннику и солдатам. Идём за ящиками. Подходим к дальнему углу здания аэропорта, по водосточной трубе забираемся наверх, встаём на карниз второго этажа.
Ждём, когда в комнате не будет подполковника, и когда Найт со своим личным солдатом начнут выходить из комнаты на балкон. В этот момент пролазим в окно, догоняем солдата, оглушаем его сзади, относим тело в туалет в ящик, автомат берём с собой, но прячем.
Ждём, когда Найт вернётся в комнату, незаметно подходим сзади, удушаем удавкой, относим тело в тот же ящик в туалете. После этого аккуратно уходим назад той дорогой, которой пришли.
3-е прохождение
Убийство "Механические решения", "Лестница в небо" . В начале локации, когда перелезем через забор, слушаем разговор двух механиков о системе катапультирования. Тем самым находим возможность "Безопасность прежде всего".
Идём к охраннику у левой будки, ждём, когда он останется один, оглушаем его и переодеваемся. Идём вдоль здания, замечаем открытое окно, влезаем в него, оказываемся в туалете.
Внутри идём через комнаты веред, проходим мимо лестницы. Приходим в помещение со стеллажами, здесь работает одинокий механик, оглушаем его сзади, прячем тело в ящик, переодеваемся (испытание "Никто не замечает механика" ).
Берём гаечный ключ с ящика, идём в ангар с истребителем. Подходим к носу самолёта с дальней стороны, около открытой панели гаечный ключом ломаем систему катапультирования.
Рядом около истребителя на ящике читаем документ, о том, что Найт хочет улететь на этом самолёте, но вначале нужно проверить его работоспособность (испытание "Быстро и незаметно" ).
Поднимаемся на второй этаж, ждём, когда Найт выйдет на балкон покурить. В этот момент обращаемся к нему, просим пройти инструктаж и протестировать самолёт. Доводим его до самолёта. Берём в руки планшет с бумагами, зачитываем ему инструкции. Он нажмёт рычаг катапультирования и улетит в воздух сквозь крышу здания. Покидаем локацию.
4-ое прохождение
Убийство "Убийство чужими руками" . Проникаем внутрь здания в форме советского солдата. Подходим к подполковнику по имени Чилаш Нецке. Он приказывает нам принести ему слайды. Идём за ними на первый этаж, к стойке напротив главного входа в аэропорт. Охранник отдаст слайды только солдату (испытание "Слайд-шоу" ).
Возвращаемся к подполковнику. Он отправляет нас вставить слайды в проектор. Проектор находится в офисном помещении (испытание "Почетная охрана" ). Когда включим просмотр, сюда придёт и полковник, и Найт.
Сохраняем игру в этом месте. Выходим через дверь на улицу. На стене отключаем электрощиток, от этого проектор перестанет работать. Подполковник пойдёт на улицу проверять щиток, а шахматист в это время будет копаться внутри прибора. После включения электричества шахматист умрёт. Покидаем локацию.
5-ое прохождение
Убийство "Не тот слайд" . Загружаем сохранение из предыдущего сохранения. Ждём, когда подполковник уйдёт, и Найт останется один перед проектором. Отключаем электрощиток, а затем сами включаем его, когда Найт начнёт копаться внутри прибора. После несчастного случая покидаем локацию.
6-ое прохождение
Убийство "Светлая голова" . Проникаем на территорию аэропорта, добываем костюм солдата. Забираемся на верхний этаж, на крышу. Находим место со строительными лесами. В этом месте справа на ящике берём лом, забираемся на леса, влезаем в окно. Оказываемся на платформе, на которой держатся прожекторы под потолком. Ждём, когда Найт выйдет на балкон, чтобы покурить, в этот момент ломиком отрываем прожектор. Скрываемся с места преступления, никто не будет нас подозревать.
7-ое прохождение
Убийство "Неумолимая безопасность" . Перелазим забор, дожидаемся, когда охранник слева останется один, оглушаем его, надеваем его форму, берём его табельный пистолет. Перелазим через будку. В этом месте делаем сохранение.
Идём за ящиками вперёд, сворачиваем налево, на возвышенность у стены. Отсюда смотрим на окна. Два левых окна второго этажа - это кабинет Найта. С определенной точки через правое окно видно голову Найта, когда он стоит около стола. В этот момент делаем несколько выстрелов из табельного оружия, чтобы попасть наверняка. Попав, быстро убегаем в начало уровня.
8-ое прохождение
Убийство "Подметать снег в Сибири" . Загружаем сохранение из предыдущего сохранения. Около будки дожидаемся советского солдата, оглушаем его, прячем тело, переодеваемся.
Идём за ящиками вперёд, сворачиваем налево, на возвышенность у стены. Отсюда смотрим на окна комнаты Найта. Дожидаемся, когда будет видна голова шахматиста, стреляем в него из автомата. Попав, быстро убегаем в начало уровня.
9-ое прохождение
Загружаем сохранение из предыдущего прохождения. Идём за ящиками, незаметно подходим к левому углу здания, по водостоку забираемся на карниз второго этажа. Проползаем до третьего окна. Ждём, когда в туалет придёт подполковник, вылезаем из окна, оглушаем человека сзади, прячем тело в ящик, переодеваемся (испытание "Настоящий подполковник" ). За переодевание во все костюмы на уровне получаем уловку "Хамелеон" .
Выходим в комнату к Найту, говорим с ним. Он упоминает, что мы должны связаться с КГБ насчет его просьбы. Идём в офисное помещение на втором этаже, на дальнем столе находим записку (испытание "Последние условия" ).
Возвращаемся к Найту, зовём его с собой в радиорубку. В комнате останемся с ним наедине. Он повернётся к радиоустройству, можем удушить его сзади, но нужно посматривать в окна, проходящий солдат может нас заметить. Убив цель, прячем его тело в шкаф. Выходим с локации.
За все выполненные варианты убийства получаем уловку "Мастер-убийца" .
0.5. Контракты. Обучение
Прохождение игры Хитман
Суть контрактов: мы выполняем определенные действия на уровне, сохраняем эту информацию, а потом предлагаем другим игрокам повторить наш подвиг. На тех же сюжетных уровнях мы задаём уже собственные правила, и благодаря этому повышается реиграбельность.
Снова попадаем в первую обучающую миссию. Входим в режим поиска (клавиша «Ctrl»), выделяем торговца у автомобиля, затем так же убираем выделения. Чтобы попасть на катер, идём к охранникам сзади, забираемся внутрь будки, сзади оглушаем охранника, переодеваемся, прячем его тело в шкаф.
Взойдя на катер, узнаём о двух возможностях. Можем выбрать любого охранника, и убить его. Или можем выбрать трёх любых персонажей, и убить их одним взрывом.
1. Охранник. Спускаемся на нижнюю палубу. За комнатой «Engine Room» ходит одинокий охранник. Помечаем его в режиме поиска. Дожидаемся, когда он будет идти вдоль стенки, сзади удушаем его, прячем тело в шкаф.
2. Взрыв. Спускаемся на нижнюю палубу. Помечаем трех работников напротив автомобиля. Идём в дальнюю комнату, из ящика оружия берём взрывчатку, с полок берём баллон с газом. Возвращаемся, бросаем баллон с газом между рабочими и машиной. Подходим к автомобилю на трапе, незаметно устанавливаем взрывное устройство (зажимаем «Alt», выбираем положение, нажимаем ЛКМ). Отходим подальше, можем сразу идти к выходу с уровня. Машины взорвутся, по цепной реакции взрывом заденет и работников.
После прохождения обучающей миссии можем самостоятельно перепроходить сюжетные миссии и создавать на их основе контракты.
0.6. Обострение. Внедрение Эйнарссона
Прохождение Hitman 2016
Обострение – прохождение миссии с обязательным выполнением нескольких нестандартных условий. Сохраняться при этом нельзя, всё нужно выполнить за одну попытку, или начинать сначала.
1. Задача: Убить охранника Evan Holden, используя кухонный нож, одевшись в охранника яхты.
Идём влево, удушаем и переодеваемся в работника порта. Входим на нижний этаж корабля. Проходим мимо цели, оглушаем соседнего охранника, берём его форму. Поднимаемся на этаж выше, с кухни берём нож. Возвращаемся, убиваем нужного охранника. Выйти можно через пирс около носа корабля.
2. Задача: + Добавлены видеокамеры.
Видеокамеры установлены только над входом на яхту, и слева за углом перед входом. Разрушаем обе камеры издалека пистолетом с глушителем. В случае обнаружения записи камер можно стереть на нижнем этаже на столе около генератора.
3. Задача: + Убить бизнесмена Terry Norfolk, любым способом, одевшись в члена экипажа яхты.
Вначале делаем то же самое. Форму члена экипажа можем взять с повара на кухне. Торговец к тому времени уже будет ходить по верхнему этажу. Можем встать на пирсе около носа корабля, оттуда сделать бесшумный выстрел и сразу завершить уровень.
4. Задача: + Охранники распознают маскировку других охранников и членов экипажа.
Избегаем только того охранника, которого нужно убить. Остальные не встретятся на нашем оптимальном пути.
5. Задача: + Пройти миссию за 5 минут.
Бизнесмена нужно успеть убить за 3 минуты, пока он не поднялся на корабль. Убийство охранника можно отложить на потом.
0.7. Обострение. Восхождение Сноррасона
Прохождение игры Hitman: Enter a World of Аssassination
1. Задача: Убить подполковника из пистолета в маскировке солдата.
На локации начался рассвет, так что у врагов повысилась зона видимости. Идём влево, перелазим забор. Дожидаемся, когда уйдёт лишние свидетели, сзади оглушаем охранника, прячем его тело. Перелазим будку, с другой стороны оглушаем солдата, прячем в ящике, переодеваемся в его одежду. Забираемся на ограждение на краю локации, смотрим на третье окно на втором этаже, в нём можно увидеть подполковника. Дождавшись его, стреляем в голову из пистолета с глушителем, убегаем в начало уровня.
2. Задача: + Достать документы из сейфа в кабинете.
В начальном комплекте у нас нет отмычки, поэтому чтобы открыть сейф, вначале нужно отыскать лом. Единственный лом на уровне лежит на крыше в южной части, на ящиках напротив строительных лесов. В остальном – так же переодеваемся в солдата, убиваем подполковника.
3. Задача: + Убить личного телохранителя Найта любым оружием в маскировке механика.
Другой способ проникновения: в начале уровня идём вправо, перелазим два забора, отключаем генератор, а когда подойдёт солдат, оглушаем его сзади, переодеваемся, прячем его тело. Влезаем в здание через ближайшее окно. Забираемся на крышу, берём лом, идём в кабинет Найта, пока никого нет, взламываем сейф. Поджидаем подполковника или в туалете Найта или в радиорубке, убиваем пистолетом с глушителем, прячем тело.
Спускаемся на первый этаж, ищем раздевалку, она справа от единственного работающего механика. Внутри раздевалки лежит комплект одежды механика, переодеваемся. Возвращаемся в кабинет Найта, ждём, когда сам Найт выйдет, а охранник пойдёт за ним. Догоняем личного охранника, душим его струной, прячем тело в ящике в туалете.
4. Задача: + Прятать все тела в течении 90 секунд.
Повторяем всё то же самое.
5. Задача: + Обезвреживание приведёт к провалу.
Повторяем всё то же самое. Единственное исключение – посторонних людей нельзя оглушать, но можно их убивать, хотя это и снизит количество игровых очков. (Чтобы пройти задание идеально, нужно в костюме Хитмана пробраться до раздевалки и переодеться в механика).
Hitman образца 2016-го года относится к тому типу игр, которые следует проходить осторожно и вдумчиво — наскоком проблемы здесь не решаются. Да и удовольствие от нее вы получите только тогда, когда начнете действовать по ее правилам — вживетесь в роль настоящего наемного убийцы. Надеемся, наши советы помогут вам действовать более эффективно.
Обучающая миссия — не просто так
Если в большинстве современных игр туториал присутствует лишь для галочки, то в Hitman — совсем другая история. Именно в ней вас научат проникать в закрытые помещения, расскажут, как тихо избавляться от врагов, как маскироваться и так далее. Кроме того, вы познакомитесь с механикой и правилами этого мира, и в сюжетных заданиях будете действовать более обдуманно.
Изучайте окружение
Каждый уровень следует хорошо изучить. В Парижской миссии очень много комнат, многие для вас закрыты, в какие-то вы сможете попасть только в определенной униформе. Чтобы не только эффектно, но и эффективно расправляться с врагами, вы должны досконально знать, что и где находится. Правильных вариантов для убийств целей обычно несколько — исследуя локации, вы наверняка рано или поздно найдете возможность для их осуществления.
Предметы в ваших руках
Все, что Агент 47 берет в руки, он носит с собой, и некоторые предметы могут вызвать подозрение. Например, не стоит разгуливать по залу с топором — охрана тут же набросится на вас. Так что прячьте то, что не соответствует обстановке. Кроме того, некоторые костюмы дают право носить оружие — если вы охранник или телохранитель, вы можете держать пистолет в руке. Однако тот же официант с автоматом будет явно подозрителен.
Кругом камеры
На камеру Агенту 47 также лучше не попадаться — это негативно скажется на результатах миссии. Некоторые можно отключить, но все же лучше стараться просто их избегать.
Планируйте отход сразу
Добраться до цели и ликвидировать ее — лишь половина задачи. После выполнения задания, вам нужно уйти с места преступления и не попасться в руки врагам, поэтому планируйте свой отход сразу. Иногда лучше просто бежать, петляя по коридорам. Часто можно уйти тихо. Ввязываться в драку с врагами, имеющими количественное преимущество, смысла нет — проиграете.
Используйте монеты
Если вам нужно отвлечь охрану или избавиться от назойливого телохранителя, брошенная монетка — идеальный инструмент. Также с ее помощью можно заманить врага в ловушку.
Используйте инстинкты
Агент 47, используя инстинкт убийцы, может видеть сквозь стены и этажи, обнаруживает цели, помечает тех, кто может заинтересоваться им и указывает на простой персонал. Использовать такое зрение следует перед каждой дверью и перед любым действием.
Успех зависит от униформы
Hitman устроена так, что в большинстве случаев правильная униформа спасает от неприятностей. К человеку, который выглядит, как генерал, не посмеют обратиться солдаты, официант не вызовет подозрений на банкете, телохранителя подпустят к жертве.
Что делать, если вас заметили
Порой Агента 47 замечают — те, кто начинают что-то подозревать, обозначены белым. Что делать? Можно убежать, можно убить, а можно, если ситуация позволяет, спрятаться. Например, смешаться с толпой. Иногда охрана попытается вывести вас за территорию — тогда достаточно дойти до тихого места и оглушить противника.
Многофункциональные предметы
Ломы или гаечные ключи хороши не только как оружие, но и как инструменты — с их помощью можно открывать двери, выводить из строя различную технику. Включенная сигнализация, к примеру, является катализатором паники — а ее можно использовать в своих целях.
Что собой представляют различные типы заданий и режимов в игре, и как оное влияет на игровой мир.
Режим Эскалации
Для уничтожения цели придётся использовать особенное оружие или совершить убийство определенным способом. Все это будет описано в дополнительных целях. Так на первом уровне Экскалации цель устраняется с помощью сабли, на втором – тоже саблей, но дополнительно Агент 47 должен быть в костюме официанта. Также придется удалить записи с видеокамер наблюдения и успеть совершить оное за 2 минуты с момента убийства.
В данном режиме сохранения работать не будут, но и каждое задание будет состоять из пяти уровней Эскалации . Чтобы добиться максимальной награды и результатов придется постараться и попотеть.
Данный режим будет выходить между релизами эпизодов как отдельные DLC .
Живые испытания
Возможно, данного режима еще не будет во время релиза 11 марта , но зато он точно появится позже, ведь теперь игра эпизодическая. Суть же режима в том, чтобы придумывать задания для игроков, основываясь на опыте других геймеров. Например, во время стрима бета-теста на канале Twitch было показано, как Агент 47 убивает всю охрану с помощью молота.
Неуловимые цели
Самые трудные задания. Они будут иметь лимит на время прохождения . На уже открытую карту будут добавляться цели в открытом мире (не в игре) и их придется выполнять очень быстро. Сохранения и инстинкт будут отключены в этот момент, но зато разработчики добавили видеоподсказки с уликами, историей и смыслом, благодаря которым отыскать цель можно будет быстро.
За выполнение таких заданий геймер будет получать награды, как правило, костюмы из прошлых игр серии Hitman и перчатки.
И да, эти задания будут самыми сложными в игре.