Мукасей Анатолий Михайлович: биография, личная жизнь, интересные факты. Светлана Дружинина: биография, личная жизнь и интересные факты
Светлана Сергеевна Дружинина. Родилась 16 декабря 1935 года в Москве. Советская и российская актриса, кинорежиссёр, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989). Народная артистка Российской Федерации (2001).
Интересно, что всю жизнь она считала своим годом рождения 1936-й, так было записано и в ее паспорте, во всех прежних энциклопедиях и справочниках. Но когда она пошла оформлять пенсию, то выяснилось, что в документы вкралась ошибка.
Мать - Мызникова Анна Даниловна (1910-1990), донская казачка, работала воспитательницей в детском саду.
Отец - Дружинин Сергей Иванович, сын священника, шофёр, погиб во время Великой Отечественной войны под Смоленском.
Дед был священником.
Во время войны они с мамой жили в эвакуации.
"Помню, как мы с мамой вернулись из эвакуации и оказались бездомными - нашу квартиру заняли. И мама привела меня в церковь, к звонарю моего деда. Мы поднялись по высокой каменной лестнице, вошли в узенькую дверь и оказались в крошечной комнатке с двумя полатями и узеньким окошечком. У звонаря и его жены я прожила несколько дней. Мама оставляла меня у них, а сама бегала пробивала права на какое-то жилье", - вспоминала Дружинина.
Затем они получили комнату в Марьиной Роще. Как рассказывала Светлана Сергеевна, в то время там орудовала банда «Черная кошка» и "многих ее членов мы знали в лицо".
В 1946 году Светлана поступила в цирковое училище, где год успешно занималась в группе цирковых акробатов. Через год перешла в хореографическое училище при Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
В 1955 году окончила хореографическое училище Государственного академического Большого театра, где её однокурсниками были будущие звёзды балета Марис Лиепа и Наталья Касаткина. Но одной из лучших учениц хореографического училища, которая мечтала танцевать, так не суждено было выйти на сцену Большого театра из-за тяжелейшей травмы.
Впоследствии она говорила: "Да, были и цирк, и хореографическое училище при Большом театре, которое я закончила вместе с великим российским танцовщиком Марисом Лиепой, и первая роль непрофессиональной артистки Светланы Дружининой в фильме «За витриной универмага»... Но именно это первое свидание с магией кино и определило всю мою жизнь! Здесь, в яростном и прекрасном мире кино, можно было реализовать все те знания, которые я приобрела ранее".
С 1955 по 1965 годы была актрисой Центральной студии киноактёра и киностудии имени М. Горького.
Поступила на актёрский факультет ВГИКа. Во время обучения успела сняться в одном из культовых советских фильмов «Дело было в Пенькове» вместе с .
Светлана Дружинина в фильме "Дело было в Пенькове"
В 1960 году окончила актёрский факультет ВГИКа, мастерская О. И. Пыжовой и Б. В. Бибикова.
В 1961-м на экраны вышел еще один культовый советский фильм - «Девчата» , в котором она исполнила роль взбалмошной красавицы телефонистки Анфисы, у которой не складывается личная жизнь.
Светлана Дружинина в фильме "Девчата"
Затем выдержала вступительные экзамены на режиссёрский факультет того же института, в котором училась на актрису.
"Мечты сбываются только тогда, когда вы упорно идёте к намеченной цели, которая и есть мечта заветная! Для меня кинорежиссура – это не профессия, это - способ жизни", - говорит Светлана Дружинина.
В 1969 году окончила режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская И. В. Таланкина. В этом же году начала работать режиссёром на киностудии «Мосфильм».
В 34 года сняла свой первый фильм как режиссер («Зинка»).
Но настоящая слава как к режиссеру пришла к Светлане Сергеевне после выхода ее знаменитой картины «Гардемарины, вперёд!» . Успешными были практически все ее фильмы, особенно многосерийная историческая сага «Тайны дворцовых переворотов» .
Работала ведущей самых первых передач КВН на Центральном телевидении совместно с Михаилом Державиным.
"Создание фильма - искусство очень живое, зависящее от многих объективных и субъективных причин, когда приходится выбирать обходные пути... Для меня важно, чтобы они были честными и достойными", - говорит режиссер и актриса.
В 2002-м стала лауреатом Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства.
В 2006-м награждена «Орденом Почёта» за заслуги в области культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность. А в 2012-м стала кавалером «Ордена Дружбы».
11 марта 2014 года подписала обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина по Украине и Крыму.
Рост Светланы Дружининой: 172 сантиметра.
Личная жизнь Светланы Дружининой:
Муж - Анатолий Мукасей (род. 26 июля 1938), советский и российский кинооператор, Народный артист Российской Федерации (2009), сын советских разведчиков-нелегалов Михаила Мукасея (1907-2008) и Елизаветы Мукасей (1912-2009).
Они познакомились на институтской волейбольной площадке.
"Мы познакомились, когда Толя был школьником, десятиклассником, а я уже училась в институте, появлялась на экране. Со мной во ВГИКе училась Толина сестра Элла, я - на первом курсе, а она - на третьем курсе экономического факультета. Увлекались волейболом, играли в одной команде. Причем я была капитаном. И Элла как-то раз привела своего брата-школьника и познакомила нас", - вспоминала Дружинина.
В 2013 году супруги отметили 55-летний юбилей совместной жизни.
"Мне просто комфортно с этой женщиной, надеюсь, ей со мной тоже. Мы давно и много работаем вместе и, конечно, у нас бывают разногласия. Но все заканчивается мелкими разборками. Бывает, за день так устаем, что к вечеру не разговариваем друг с другом. Правда, ближе к полуночи сядем за стол, выпьем по рюмочке. Немного полегчает и... начинаем планировать следующие съемки", - говорил Анатолий Мукасей в одном из интервью.
Старший сын - Анатолий Мукасей (1958-1978), выбросился с балкона из-за наркозависимости. Внук - Даниил (24.02.1978), занимается компьютерным монтажом фильмов.
Младший сын - Михаил Мукасей (род. 3 января 1966), российский кинооператор и кинопродюсер. Внук - Максим. Внучка - Елизавета.
Фильмография Светланы Дружининой:
1955 - За витриной универмага - Соня Божко, продавец
1955 - Доброе утро - «царица бала»
1956 - Песня табунщика - девушка в консерватории
1957 - Дело было в Пенькове - Лариса, дочка председателя и жена Матвея
1960 - Мост перейти нельзя - подруга Бифа Ломена
1960 - Плохая примета - Клава
1961 - Девчата - Анфиса, телефонистка
1961 - Орлиный остров - Ирина Родова, археолог
1962 - На семи ветрах - Тоня Байкова, медсестра прифронтового госпиталя
1962 - Где-то есть сын - Надя
1963 - Понедельник - день тяжёлый - Удальцова
1963 - Собирающий облака - учительница
1964 - Какое оно, море? - Людмила, мама Ануси
1964 - Зелёный огонёк - эпизод (нет в титрах)
1964 - Пятый тополь
1965 - Любимая - Софья
1965 - Одиночество - Мария Косова
1970 - Сердце России - Ольга Николаевна
Режиссёрские работы Светланы Дружининой:
1969 - Зинка (короткометражный)
1973 - Исполнение желаний
1976 - Солнце, снова солнце
1979 - Сватовство гусара
1980 - Дульсинея Тобосская
1982 - Принцесса цирка
1987 - Гардемарины, вперёд!
1991 - Виват, гардемарины!
2017 - Гардемарины-1787
Сценарии Светланы Дружининой:
1976 - Солнце, снова солнце
1979 - Сватовство гусара
1982 - Принцесса цирка
1987 - Гардемарины, вперёд!
1991 - Виват, гардемарины!
1992 - Гардемарины III (Drei Degen für die Zarin - Германия, Россия)
2000-2012 - Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII
2017 - Гардемарины-1787
Продюсерские работы Светланы Дружининой:
2012 - Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII
Актриса и режиссер поделилась секретами долголетия и рассказала, на какие средства планирует снимать «Гардемарины IV».
Светлана Дружинина и кинооператор Анатолий Мукасей вместе уже 59 лет. Фото: Persona StarsСветлана Дружинина (Анфиса из «Девчат», режиссер фильма «Гардемарины, вперед!» и сериала «Тайны дворцовых переворотов») 16 декабря отметила 82-й день рождения. Но ее энергии позавидуют и 40-летние! Светлана Сергеевна активно работает, постоянно появляется на телевидении, но и об отдыхе не забывает.
«Без моря я сохну»
— С такой насыщенной жизнью вы не чувствуете возраста?
— Про возраст не надо говорить… Есть такой анекдот. Одного старика с длинной седой бородой встретил мальчишка и говорит: «Дедушка, сколько же тебе лет?» — «Ой, деточка, забыл. Вот сколько бороде лет, столько и мне». — «Дедушка, а когда ты спишь, куда же ты ее кладешь — под одеяло или на одеяло?» Дед над этим задумался, потерял сон и помер. Не надо думать, надо просто жить дальше.
— Говорят, вы сами ведете свой Инстаграм. Как поймали эту волну?
— Это расширяет границы зрительской аудитории. Кино ведь скоропортящийся продукт, поэтому нужно точно знать дыхание зрительского зала.
— Вы и личными фотографиями делитесь. Недавно взорвали интернет, у бассейна. Готовили бомбу?
— Это было неожиданно, я не видела, как меня снял любимый муж, потрясающий кинооператор Анатолий Мукасей. Мы были на отдыхе на Кипре у моих друзей. Я потом ругалась: «Что ты меня снимаешь — я же ненакрашенная, непричесанная». После этого кадра я ухожу и плаваю. Плаваю я очень хорошо, и эти снимки тоже выставляю. Не потому что я хвастаюсь, а потому что так соблюдаю форму. Плаваю только в море. Без этого я сохну. Раньше плавала чуть ли не до горизонта. Потом мне Толя запретил, сказал: «Я волнуюсь». Поэтому я плаваю долго вдоль берега. Йоги говорят: надо плыть там, где вы видите свою тень на дне. Именно тогда все три энергии соединяются в вас. Это энергия космоса, энергия воды и энергия земли. Я в это свято верю.
Татьяна Навка и Кристина Орбакайте снимутся в фильме «Гардемарины IV». Фото: instagram.com
— Люди не устают делать комплименты вашей фигуре.
— Ну и очень хорошо. Спрашивают: «Как это получается?» Я отвечаю: просто нужно меньше жрать, больше двигаться, работать, читать, любить жизнь и плавать, плавать и плавать.
— Супруга вашего сына Михаила Мукасея — знаменитая волейболистка Екатерина Гамова. Какие отношения между вами сложились? Часто видитесь?
— Отличные. Катя очень много разъезжает. Слава богу, она востребована — курирует наших молодых волейболисток, ездит с ними на соревнования. Она этим занимается с очень большой отдачей. И потом, Катя очень хорошая жена, хозяйка, моя невестушка, дочечка. Она всегда ласковая, приветливая. Я ее очень люблю.
— Вы советы сыну с невесткой даете? Все же вы с мужем в браке прожили 59 лет!
— Надо вести себя достойно и по возможности деликатно. Знаете, есть такая молитва оптинских старцев: «Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая». Это очень трудно, но это очень важно. Мы с Анатолием Мукасеем приняли участие в , где с молодыми и уже прожившими долгое время в браке парами пришли к выводу, что брак должен быть только по любви. И любовь надо беречь. Это очень большая работа.
Светлана Дружинина с сыном Михаилом Мукасеем и невесткой Екатериной Гамовой. Фото: Вячеслав ПРОКОФЬЕВ/ТАСС
— Где и с кем планируете отмечать Новый год?
— Сегодня разговаривала с моим сыном Мишечкой. Они с Катей, конечно же, затягивают нас к себе в Снегири (поселок в Подмосковье. — Авт.), в свой прекрасный дом, который построили. Они очень хорошо живут, и дай им Господь сил и здоровья.
«Я решила бороться»
— Многие знаменитости высказываются в поддержку вашего проекта — фильма «Гардемарины IV». Но Фонд кино . Как будете действовать дальше?
— Максим Галкин пообещал мне разместить у себя в социальных сетях обращение, а также мои актеры, друзья. Написан сценарий, который получил приз как один из лучших сценариев. В 2015 году были выделены 5 миллионов рублей на так называемый предподготовительный период, который всегда присутствовал в работе над сложнопостановочными картинами. Мы успели выбрать натуру в Севастополе, с актерами провели фото- и видеопробы, подписали все договоры о намерении — с Кристиной Орбакайте, Михаилом Боярским, Михаилом Мамаевым, Дмитрием Харатьяном, Александром Домогаровым, Димой Биланом, Татьяной Навкой, Леонидом Каневским, Анной Семенович. Мне нужно будет найти только двоих молодых, но я знаю, где я их буду искать. У меня обшиты все костюмы на светские рауты. Не обшита только война до конца, да и то много военных костюмов у меня осталось от «Тайны дворцовых переворотов».
Тот самый снимок Светланы Дружининой, который взорвал интернет. Фото: instagram.com
На всех фестивалях и творческих встречах я всегда спрашиваю: «Хотели бы вы видеть продолжение «Гардемаринов»?» И, как правило, аудитория, даже молодая, говорит да. Если вы помните, то в «Виват, гардемарины!» есть эпизод, когда Аннушка провожает Корсака в Пруссию, у нее уже на руках бьется младенец. У Анастасии и Саши Белова рождается дочь Александра, которая останется сиротой, потому что мать умрет. Вот они и будут теми самыми молодыми героями, которые будут работать одну треть новой картины. А начинать будут наши матерые ребята. Конечно же, Кристина Орбакайте — зрелая императрица Екатерина, которая заключит Кючук-Кайнарджийский мир, издаст манифест о присоединении Крыма к России. Часть фильма посвящена сражению при Кинбурне. Именно оттуда и ведется начало нашей морской пехоты.
Катя Гамова — хорошая жена, хозяйка, моя невестушка, дочечка. Всегда ласковая, приветливая
Я решила бороться дальше. Для чего Инстаграм? Чтобы расширить аудиторию. Мне интересно знать, как много людей захотят смотреть этот фильм, захотят ли они в результате помочь рублем. Когда-то Ролан Быков сказал: «Света, нас 200 миллионов. Если каждый скинется по рублю, то ты снимешь еще столько «Гардемаринов»! Открою счет, посоветуюсь с юристами, чтобы все было грамотно, чтобы никто не предъявил претензий. Отчитаюсь за каждый рубль.
«Я потеряла сознание от боли»
— Из того, что вы недавно посмотрели, что понравилось?
— Сейчас я с наслаждением жду картину « », обязательно посмотрю « », потому что с интересом отношусь к работам режиссера Джаника Файзиева. Я смотрела « » — картина сделана талантливо. Видела « ». Алексей Учитель — талантливый человек, и все сделано на достойном профессиональном уровне, деликатно, . Есть один большой минус — там не самый лучший сценарий. Но за один момент в этой картине хочу сказать спасибо — с удивительным уважением и знанием профессии балета показана тяжелейшая работа балерины. Я ведь по первой профессии балерина — заканчивала хореографическое училище при ГАБТе вместе с Марисом Лиепой. Это адский труд, за которым стоит и пот, и кровь. Когда вы делаете шене (вращения. — Авт.) по кругу и вас рука ведет как указатель, лопаются верхние сосуды и по рукам балерин часто плещется кровавый пот. И у меня такое же было. Однажды рука моя врезалась в железное сцепление балетного станка. Я потеряла сознание от боли. До сих пор эта травма дает о себе знать. Но из-за этой травмы я получила возможность вести выпускной концерт своего курса. И именно в этот момент режиссеру Самсону Самсонову надо было увидеть меня по прямой трансляции из зала Чайковского и сказать: «Вот эту девочку приведите завтра, я буду снимать ее в картине «За витринами универмага». Так решилась моя ситуация с переходом из балета в кинематограф.
— Себе на 2018 год что бы вы пожелали?
— Есть такая маленькая формула счастья — я ее когда-то где-то слышала, а время это подтвердило. Я всем всегда желаю здоровья, любви и удачи. Когда все это вместе, тогда человек счастлив.
Личное дело
Светлана Дружинина родилась 16 декабря 1935 года в Москве. Окончила хореографическое училище Государственного академического Большого театра. Получив травму, окончила актерский и режиссерский факультеты ВГИКА. В 1961 году снялась в фильме «Девчата», который принес ей популярность. Как режиссер и сценарист сняла десятки фильмов, среди которых «Сватовство гусара», «Принцесса цирка», «Гардемарины, вперед!», «Тайны дворцовых переворотов».
Об актрисе, режиссёре и сценаристе Светлане Дружининой можно писать книги, а не то, что короткие публикации, так много событий и свершений в её жизни. Сегодня давайте опустим её творческую биографию и остановимся исключительно на личной жизни этой талантливой женщины. Уже скоро 60 лет исполнится их браку с оператором Анатолием Мукасеем, который является и отцом двоих детей Светланы Дружининой .
На фото - Светлана Дружинина со старшим внуком Даниилом
Сама режиссёр вспоминает, что самым светлым воспоминанием из семейной жизни стал день, когда родился старший сын Анатолий, названный в честь отца. Именно в этот день её муж, который должен был находиться в командировке, всеми правдами и неправдами всё же оказался под окнами роддома, в котором родился их первенец. К сожалению, со старшим сыном в семье Светланы Дружининой и Анатолия Мукасея связана настоящая драма. Будучи очень одарённым и творческим человеком, художником он всё же не избежал участи многих представителей богемы - стал излишне увлекаться алкоголем и травкой. Сын Светланы Дружининой пытался взять себя в руки. Трагическая случайность оборвала его жизнь в самом расцвете в 1978 году. Он успел жениться и подарить родителям внука Даниила. Из-за того, что мать мальчика тоже умерла, он с 7 месяцев воспитывается бабушкой и дедушкой. Сейчас он уже взрослый и освоил профессию монтажёра, что позволяет ему часто работать с родными над картинами.
На фото - Светлана Дружинина, Анатолий Мукасей и их сын Михаил с женой Екатериной
Младшему сыну Светланы Дружининой уже 49 лет. Окончив ВГИК, он уже долгие годы, как и отец, работает оператором. Михаил Мукасей успел попробовать себя также в качестве клипмейкера и продюсера. Что же касается личной жизни, то на сегодняшний день он уже 3 года счастлив в браке с Екатериной Гамовой, известной волейболисткой. Она - далеко не первая жена сына Светланы Дружининой. От первых двух неудавшихся браков подрастают двое детей - сын Максим и дочь Елизавета. Тем не менее, родители супруга очень тепло относятся к новой невестке. Режиссёр считает, что научиться вовремя отпускать своих детей - залог счастливой жизни и для родителей, и для отпрысков, поэтому с невесткой враждовать даже не пыталась. И это приносит свои плоды - семьи невероятно близки и достаточно тесно общаются. Светлана Дружинина и её супруг искренне надеются, что трое внуков - это ещё не предел, и новоиспечённые муж и жена подарят им ещё хотя бы двоих - мальчика и девочку. В то же время, знаменитым бабушке и дедушке уже впору ждать и правнуков от старших внуков.
Тоже интересно.
«На съемках фильма «Дело было в Пенькове» Ростоцкому со мной пришлось нелегко. Чтобы я по привычке не стояла в первой балетной позиции, ассистенты подползали ко мне по земле и, стараясь не попадать в кадр, били палкой по ступням. А еще я никак не могла влюбиться в Славу Тихонова . А ведь чтобы снять фильм о любви, нужно испытывать друг к другу чувства. У нас с Тихоновым никак не выходила любовная сцена, и Ростоцкий очень резко сказал: «Если ты не влюбишься хотя бы в пуговицу Тихонова, уходи вон из этой профессии!»
На пухлой картонной бухгалтерской папке с завязочками было написано: «Трое из навигацкой школы». А внутри - какое-то дикое количество рукописных страниц. Мне вручила ее Нина Соротокина, про которую я знала только две вещи: что ей нравились мои фильмы и что по профессии она инженер-сантехник. Когда Нина привезла мне свою рукопись, естественно, я приняла ее за графомана. Папка долго пылилась у меня в квартире. А потом случился пожар. Все книги из нашей огромной библиотеки были испорчены - сгорели или попали под воду и пену. Не пострадала только рукопись Нины Соротокиной! Я восприняла это как некий мистический знак. И стала читать. А прочитав, тут же позвонила автору: «Если ты согласна, что в фильме будет много музыки и песен, буду думать об этой работе». Так начались «Гардемарины», перевернувшие мою жизнь. Впрочем, таких переворотов у меня было много…
«Как вас зовут?» - «Света Дружинина». В коридоре хореографического училища меня схватила за руку незнакомая женщина. «Я ассистент с «Мосфильма» и хотела бы с вами поговорить». - «Некогда, я опоздаю на занятия». Женщина бежала за мной трусцой и говорила: «Я вам позвоню. Какой телефон?» - «Нет телефона. Один телефон на весь подъезд, и то только по делу, а я вас не знаю». Но она сама сунула мне в руку бумажку с номером телефона. Я жила в районе Марьина Роща, в коммунальной квартире. Телефон действительно был один - на третьем этаже.
Никогда не забуду номер: Д1-80-92. Позвонить на «Мосфильм» мне разрешили, но я знала, что каждый в соседней комнате приложил ухо к замочной скважине, чтобы услышать, правду я сказала про киностудию или обманула, чтобы позвонить какому-нибудь мальчишке… Ассистентка звонку была рада и сказала: «Знаете такого поэта Сергея Михалкова ? Он организовал у нас на киностудии «Мосфильм» свое объединение «Фитиль». Для первого фильма «Я ничего не помню» он написал сценарий о том, как пьяный водитель давит юную скрипачку. Водителя сыграет Петр Глебов , а героиню мы ищем. Хотим пригласить вас на пробы». Она объяснила, как пройти на «Мосфильм».
Я никогда прежде там не была. Претенденток на роль погибающей скрипачки было много, но утвердили меня. Съемки проходили ночью возле Киевского вокзала. Стоял морозный ноябрь, я дико замерзла, простыла, пропустила репетиции и спектакль, в котором была занята. То есть впечатление от первой встречи с кинематографом оказалось удручающим. Но должна признать - в старые добрые времена идеально была налажена система поиска молодых талантов.
В свой первый полнометражный фильм я тоже попала случайно. Из-за тяжелой травмы локтя не смогла танцевать в выпускном вечере балетного училища. Рука плетью висела на перевязи. Меня все жалели и предложили стать ведущей, чтобы как-то скрасить мою печаль. Выпускной проходил в Большом зале Консерватории и транслировался в прямом эфире. Эту трансляцию увидел режиссер Самсон Самсонов. И уже на следующий день, когда я вернулась домой из училища, моя бабушка протянула мне стопку отпечатанных на машинке страниц и сказала: «Какая-то женщина привезла тебе стационар».
Это был сценарий. А назывался он «Каменное сердце», правда, потом его переименовали в «За витриной универмага». Сценарист - Алексей Каплер. Он недавно вернулся из ссылки, куда попал из-за романтических отношений с дочерью Сталина Светланой. И вот когда Сталин умер, Каплер вернулся в профессию. В те годы высшее руководство дало установку: народ нужно веселить, нужен праздник, комедия. И Каплер эту установку четко выполнил. Вспоминая свой первый опыт на «Мосфильме», сниматься я не хотела. Но соседи по коммунальной квартире прочли сценарий вслух на кухне и сказали: «Светка, сниматься нужно! Роль большая - Соня Божко! Больше, чем та, где тебя задавили! А тут и любовь. Правда, с милиционером… (В Марьиной Роще милицию не любили.) И видишь, видишь, кто будет играть твоего отца - Тенин!» А вот Тенина любили все. Так что по общему решению коммунальной квартиры 38, дом 14 дробь 42, я выехала на кинопробы к Самсону Самсонову и молниеносно была утверждена.
Тоже случайность - в роли Сони уже снималась очень хорошая актриса, красивая, тонкая, талантливая, профессиональная Леночка Добронравова, которую полюбили зрители после ее роли в «Большой семье». Но с Самсоновым у нее что-то не заладилось, и он велел срочно менять артистку. Приехал домой, включил телевизор и увидел прямую трансляцию того самого концерта из консерватории, который я вела. Так решилась моя судьба... Я никогда об этом не рассказывала, но на общих планах и в массовых сценах маячит Леночка Добронравова…Потому и все ее костюмы перешли мне по наследству. Они ужасно меня уродовали…
На съемочной площадке мне очень понравилось. Я совершила важное открытие: есть такая потрясающая профессия - режиссер кино. Но при этом я понимала, в 19 лет режиссерами не становятся. И нужно узнать, что такое жизнь, кино и профессия… У меня в этом смысле сложилось все само собой. В последний съемочный день кто-то из ассистентов сказал: «Светочка, завтра начинается дополнительный набор во ВГИК, на актерский факультет». С палубы парохода, где проходили съемки, я пришла во ВГИК. Вот уж действительно - с корабля на бал… И поступила! Легко! Потому что не нервничала ни секунды. Ведь у меня был в запасе балет!
4 сентября меня зачислили на курс Бибикова и Пыжовой. Параллельно актерско-режиссерский курс набирала еще одна семейная пара - Герасимов и Макарова. Казалось бы, между курсами должна быть конкуренция, но ничего подобного не случалось. Сергей Аполлинариевич частенько для своих работ выбирал студентов с параллельного курса. В его «Молодой гвардии» играют Нонна Мордюкова и Слава Тихонов - студенты Бибикова и Пыжовой.
Участие студентов ВГИКа в съемках не приветствовалось. Когда я училась на втором курсе и стала сниматься у Станислава Иосифовича Ростоцкого в фильме «Дело было в Пенькове», меня отчислили. Но результат оказался отличным, и меня вновь зачислили... Сейчас думаю: Ростоцкому было всего 35 лет! Мне он казался старым фронтовиком. Он имел безошибочный нюх на женщин-актрис. Каждая его картина - открытие женского имени. В нашем фильме Майя Менглет сыграла свою первую роль. Также он открыл такие имена, как Лариса Лужина , Ирина Печерникова, Ольга Остроумова , Ирина Шевчук , Елена Драпеко...
Роли, которые мы играли со Славой Тихоновым, считались «почвенными». Ростоцкому пришлось за нас воевать. Претензии заключались в том, что я балерина, а Слава «фрачный герой». Но Ростоцкий настоял на своем выборе. И Тихонову пришлось жестоко бороться со своим природным аристократизмом. Он сам высветлил себе волосы, подрезал брови и выщипал их посередине, чтобы они не срастались в одну линию. Слава радовался: «Руки меня, слава богу, выручают».
У него действительно были рабочие руки, он же по первой профессии токарь. Поэтому в фильме Тихонов много жестикулирует, чтобы продемонстрировать их. Проводит грязными ладонями по лицу и пачкает свой идеальный прямой нос и скулы, чтобы сбить аристократическую симметрию лица. Все у Славы было продумано. А со мной Ростоцкому пришлось нелегко. Чтобы я по привычке не стояла в первой балетной позиции, ассистенты подползали ко мне по земле и, стараясь не попадать в кадр, били палкой по ступням.
Роль моей соперницы Тони должна была играть Нина Меньшикова, великолепная артистка и супруга Ростоцкого. Но она узнала, что беременна. А они с Ростоцким давно очень хотели ребенка. И по общему семейному решению Нина отказалась от роли. Хотя она идеально подходила! Тогда было бы понятно противостояние двух женщин: грудастой, яркой, крупной Ларисы и одухотворенной, тоненькой, с пушистыми пепельными волосами Тони. Между двумя героинями был бы контраст духа и плоти. А в результате соперниц сыграли две бедрастые и мясистые барышни. Выходила более примитивная история - Тихонов метался между двумя постелями.
У Майи Менглет - наследницы известной театральной фамилии - в картине, наверное, самый роскошный крупный план советского времени: Майя под музыку очень долго лежит в койке с устремленными куда-то ввысь голубыми глазами. Ростоцкий был увлечен ею. На съемках подобные истории случаются. Порой так и рождаются звезды… А Ростоцкий еще и по природе своей был невероятно увлекающимся. Позже мы с его женой Ниночкой подружились на съемках «Девчат» и тепло общались долгие годы. Ниночка мне откровенно рассказывала: «Я всегда знаю о его увлечениях. Но мне легче пережить этот платонический роман, после которого у него будет удачный фильм, чем вместе с ним рыдать над его неудачей и ощущать, что в этом виновата я. Он ведь Пигмалион. Все мужчины-творцы - Пигмалионы. Они создают статую, влюбляются в нее. А потом эта статуя становится неинтересной и творец возвращается «в свое стойло»… Мудрая она была женщина…
Но ведь и правда, чтобы снять фильм о любви, нужно испытывать друг к другу чувства. И актеры это знают и сами стремятся на съемках влюбиться в партнера. Совсем не обязательно бежать в койку, но тяготеть друг к другу, быть увлеченными - обязательно. Об этом правиле я узнала именно снимаясь у Ростоцкого. У нас с Тихоновым никак не выходила любовная сцена, режиссер очень резко сказал: «Если ты не влюбишься хотя бы в пуговицу Тихонова, уходи вон из этой профессии!»
Со Славочкой Тихоновым любовь играть - это еще не проблема. А ведь приходилось и с Рыбниковым… На главную мужскую роль в «Девчатах» был утвержден Володя Трещалов, голубоглазый обаятельный красавец, с которым мы все подружились и вовсю кокетничали, хихикали, обнимались, влюблялись. Володя Трещалов так точно попал в эту лузу! Если бы он сыграл - это было бы чудо! Но наверху решили, что Рыбников станет идеальным главным героем. Инна Макарова , которую нам также рекомендовали сверху, сказала: «Ну вот теперь вы узнаете, что к чему». Про них двоих говорили: спущены с «Высоты». Фильм «Высота», где они оба снялись, обожало партийное руководство… Все бы ничего, но Рыбников и вел себя высокомерно, как звезда. Смотрел на всех свысока, диктовал свои условия. Настаивал, чтобы Анфису играла не я, а его супруга Алла Ларионова . Но ему это не удалось, и Рыбников не скрывал своей антипатии ко мне. Кстати, свою роль в «Девчатах» я чуть не потеряла. Но, надо признать, вовсе не из-за Рыбникова. Худсовет, отсмотрев первоначальный материал, сказал: «Никто не поверит, что герой ушел от красавицы Дружининой к этой коротышке Румянцевой! Убирайте Дружинину!» Вместо меня уже пригласили другую актрису - сестру Васи Ланового, Валю, которая в это время оканчивала театральное училище, - глазастая, крупнолицая, с большой грудью… Только благодаря мудрейшему и опытнейшему Юлию Яковлевичу Райзману, худруку объединения, Анфиска осталась моей. Райзман посоветовал режиссеру: «Дружинину не меняй, она все правильно делает. Просто убери все ее крупные планы и подрежь длинные ноги». Конечно, увидев, что осталось от моей роли, я рыдала!.. Но это мои личные претензии, зрители этих нюансов не замечают. Они искренне любят этот фильм уже целых 55 лет!.. Кстати, критики после премьеры картину не заметили. Они молчали. Прекрасного комедиографа Чулюкина это ранило. Как-то он со мной поделился: «С комедиями карьеру не сделаешь. Они никому не нужны…» Считалось, что это кино для кухарок, для рабочего класса. А в моде среди людей искусства были поиски мыслей, духа…
После актерского отделения я отработала три года по специальности, как этого требовал диплом, и поступила на режиссуру. Не на курсы, нет… Во ВГИК! Это была проверка для меня самой: смею ли я заниматься этой уникальной профессией?.. Снимала в основном комедии, жанровые и приключенческие фильмы, в которых много музыки. Цирк, балет и музыка оставили во мне неизгладимый след! Я наслаждалась, снимая «Принцессу цирка» по оперетте Кальмана. На главную роль пригласила Наташу Белохвостикову. Это была совершенно нетипичная для нее работа. Все считали, что тонкие психологические роли - это ее, а оперетта - категорически нет. А Наташа справилась прекрасно! В этой роли раскрылась ее женская сущность, о которой мало кто догадывался. Наташа ведь очень привлекательна эротически! И после этой картины у нее появилось колоссальное количество поклонников. А потому что - все для зрителей!
Признания критиков «Принцесса цирка» не получила. Как и все остальные мои фильмы, кроме самого первого - «Исполнение желаний». Это был мой единственный фильм, снятый в «серьезном» жанре социальной драмы. Очень известный критик Капралов написал в ведущей газете: «…у нас появилось новое поколение…» - и назвал три фамилии: Коли Губенко, мою и еще кого-то... В «Исполнении желаний» снимались Иннокентий Смоктуновский , Еременко-младший, Наталья Бондарчук, Евгений Лебедев, Ларочка Лужина. Смоктуновский был, пожалуй, самым требовательным из всех. Кто-то жаловался на его сложный характер, но я ничего такого не замечала.
Отношения с ним у меня сложились прекрасные. Кеша был очень скромным человеком и уникальным артистом, а чем талантливее артист, тем с ним душевнее и легче работать. Хороший актер ни о чем другом не думает, кроме того чтобы хорошо сделать свое дело. Он не станет тратить себя на интриги, сплетни, зависть и всякую ерунду. Вот и Смоктуновский никогда не делал гадости, не опаздывал, не трепался в перерывах, не травил анекдоты. Жена давала ему с собой домашнюю еду, и он спокойно сидел в стороне, ел и отдыхал…
Именно Смоктуновский был первым, кто позвонил мне после премьеры «Дульсинеи Тобосской»: «Света, поздравляю! Сегодня ты обрела огромное количество врагов». - «А что такое, Кеша?» - «Ты сделала очень хорошую картину! Ты мастер! И поэтому враги будут. И один из них - очень серьезный. У нас во МХАТе эта «Дульсинея Тобосская» с треском провалилась». Уж не знаю, кого он имел в виду…
Со съемками «Дульсинеи...» было немало проблем. На роль Санчо Пансы был утвержден Евгений Леонов - мы даже сшили костюмы и записали фонограмму точно под его голос, потому что фильм музыкальный, а артист он не поющий. Но Леонов в самый последний момент ушел сниматься к Рязанову в картину «О бедном гусаре замолвите слово»… Для меня эта потеря была очень серьезной - Леонов был бы потрясающим Санчо!.. И я пришла поговорить об этом с Эльдаром. Рязанов молчал, а его жена Нина, которая была его редактором, говорила за него: «Света, но он же не будет думать о тебе и не думать о себе». Я много раз убеждалась, мы платим за все…
В результате Леонов у Рязанова сыграл не самую свою удачную роль, потому что согласился параллельно сниматься в совместной с финнами картине «За спичками». Подводил и одну съемочную группу, и другую. На площадке у него были очень напряженные отношения с актерами. И когда по сценарию было необходимо избить его, артисты сговорились и лупили Леонова по-настоящему, так были на него злы. Он орал, стонал, но его не слушали и продолжали дубасить и перебрасывать друг другу. После окончания съемок Евгений Павлович молча, не снимая грима, отправился на вокзал и уехал. А картину ни разу не смотрел. И признался мне: «Ну конечно, я сглупил. Нужно было сыграть Санчо Пансу, роль хорошая, и кино получилось… Правда, не люблю петь под чужую фонограмму».
Главного героя у меня играл красивый талантливый Борис Плотников. Правда, в этой роли изначально я хотела видеть Мишу Боярского. Он блестяще прошел пробы, но в последний момент меня предупредили, что его никто не утвердит, никогда!... Ходили разговоры о скандальной истории, когда он подвыпил и крушил на Невском витрины, ругая советскую власть… Он же внук репрессированного митрополита!.. И я его понимаю: у меня у самой дед был священник.
Надо сказать, что Мишу Боярского я обожаю! Мы познакомились на съемках картины «Пока безумствует мечта», оператором на которой был мой муж (Анатолий Мукасей. - Прим. ред.). Из-за эмиграции в Америку Васи Аксенова, который написал сценарий, картина легла на полку. Очень жаль, она получилась превосходной. И компания, которая там снималась, была замечательной - Коля Караченцов, Ролан Быков , Коля Гринько и прекрасный, обаятельный, общительный и красивый мужчина Миша Боярский. Как только представилась возможность, я пригласила его на главную роль в картину «Сватовство гусара».
Специально для него гениальный композитор Гена Гладков написал музыку. Он тоже считал, что лучше гусара, чем Боярский, в стране нет. А Миша еще долго сопротивлялся. Он уже был звездой! А тут какой-то водевиль. Но когда Гладков сыграл ему романсы, Миша, который знает толк в хорошей музыке, не смог отказать. Снималась картина легко и весело, и ничто не предвещало драмы... На 29-м километре Киевского шоссе Миша попал в страшную аварию. Врачи говорили: «Боярский - смертник, а если и выживет, то останется калекой». Но мы надеялись и молились, и произошло чудо - Миша встал на ноги…
Во время болезни на общих планах его заменял дублер. Миша знал об этом, переживал. Выпуская из больницы, ему категорически запретили садиться в седло из-за проблем с позвоночником. Но в первый съемочный день Миша эффектно выехал к нам на камеру на лошади. Я ахнула, но не сказала «стоп». Каскадеры зажали своими лошадьми Мишину лошадь, чтобы та не взбрыкнула. И так аккуратненько вывезли его на точку. А на крупный план они бережно опустили его с коня, подставили железную раму, за которую он держался, подпрыгивая, словно сидел в седле, и пел…
Что касается Дульсинеи, с ней тоже было непросто. Я очень хотела снимать Наташу Гундареву , но ее кандидатуру долго не утверждали, пришлось за нее серьезно биться. Я победила, но тут начались трудности с самой Наташей. «Дульсинея» встретила меня настороженно. Она привыкла работать с глыбами - Хейфецем, Гончаровым, - а тут какая-то девочка. Фыркала, жаловалась на меня директору киностудии Сизову, но он ответил ей очень жестко: «Успокойтесь и скажите спасибо Дружининой, что вас утвердили. Все были против…» Проблемы мгновенно разрешились. Работала она самоотверженно. Съемки проходили в Азербайджане - часть в Баку, в Старом городе, часть на плато Гобустан - в месте, где идет змеиная охота и находится фабрика по забору змеиного яда. Мы оказались там в самый пик сезона, когда гюрза плодится и идет ее отлов. Местные жители в это время очень осторожны.
По незнанию я обрадовалась, что так легко нам позволили там работать и нет любопытных зрителей! Но мы быстро сообразили, что к чему. Чтобы выйти на нужную точку, проделывали сложный ритуал: сначала в высоких резиновых сапогах шел наш оператор Анатолий Михайлович Мукасей (именно с супругом Дружинина сняла почти все свои фильмы. - Прим. ред.), след в след за ним ступала я в кедах, переворачивая палкой каждый камушек, чтобы разбежались скорпионы. За мной - Наташа Гундарева в тапках. Точнее, в одном тапке, потому что вторая нога была в гипсе, у Гундаревой тогда был перелом стопы. Снималась Наташа босиком - перед командой «Мотор!» снимала лангету и легко передвигалась по выверенному пути. Дульсинею она сыграла гениально. Радовалась совершенно новой для себя героине: «Мне-то все Родину-мать дают играть! Надоело!»
В результате мы стали большими друзьями. В ней было столько жизни и сил! Она о себе говорила: «Я же бульдозер!» Если ей что-то было надо, она добивалась. Таскала домой огромные сумки с продуктами. Дружила со всеми поварихами в столовых, со всеми продавщицами в буфете на «Мосфильме». Они ее обожали и даже в самые голодные времена оставляли ей окорочка и всякие дефицитные продукты… Когда играла в «Гардемаринах» императрицу Елизавету и мы с Толей подвозили ее со съемок домой, Наташа настаивала: «Ну идемте, я вас накормлю!» Очень быстро и вкусно готовила, у нее в руках все плясало. Я скромничала: «Да мы торопимся». А она безапелляционно заявляла: «Ешьте, тощие вы мои! Я вам еще и домой заверну!» Знала - у нас дети.
Она была хлебосольная, приветливая хозяйка. Рукодельница. Могла сидеть на озвучании в темноте и на ощупь спицами вязать сумасшедшие кофты, свитера мужу, платки, фантастические шарфы, перчатки. У нее были руки золотые и золотое сердце. Великолепно рисовала. Наташа ведь когда-то работала в архитектурном бюро… С удовольствием и талантливо перестраивала квартиры и себе, и товарищам. Гундарева знала, что я готовлю «Тайны дворцовых переворотов» и там ее ждет место молодой Елизаветы. Смеялась: «Вот похудею и сыграю Лисочку!» Она действительно похудела, похорошела, помолодела и заливисто хохотала: «Ну как же, как же, мы готовимся! Мы еще и на троне посидим!» И неожиданно заболела…
Для меня потеря друзей, любимых артистов - невосполнимая утрата. Мои артисты - это моя семья… И кстати, я никогда на них не ору через площадку, как многие режиссеры. На площадке очень легко самоутверждаться, место для такой болезни заразительное! Мой режиссерский стул всегда свободен, я - или рядом с камерой, или с артистом. Если нужно, подойду, тихонечко поговорим на своем, на птичьем, понятном только нам языке, иногда и о неприятном… И актеры за это всегда благодарны. Власть режиссера для артиста может быть унизительной. Артистов надо любить, какими бы они ни были, потому что, как сказал Леня Филатов , артисты - сукины дети, но они дети! Многие актеры, можно сказать, выросли у меня на глазах. Я рада, что сейчас Саша Лазарев , которого я когда-то пригласила фактически на один кадр - просто улыбнуться, стал мощным артистом. Мы с ним дружим. Санечка Домогаров - наш дружочек. Я его увидела на дубляже и просто обалдела - красивый, спортивный, жаждущий работать парень без идиотских претензий, адекватный, что сейчас редкость… Миша Мамаев - неукротимый поэт и музыкант… Ну и конечно, мы дружим с семьей Харатьянов.
Первоначально роль Алеши Корсака в фильме «Гардемарины, вперед!» должен был играть Юрий Мороз . Отснялся в эпизоде, но на занятия конным спортом и фехтованием не ходил - он тогда оканчивал режиссерский факультет и, видимо, уже настроился на другую карьеру… Вот его и сменили на Диму Харатьяна . «Посмотри, хороший мальчик», - сказал мне муж, который снимал его в советско-мексиканском фильме «Эсперанса». Утвердили на роль Харатьяна, но, увы, пришлось поменять Софью - Марину Зудину . Она выглядела старше и крупнее Алеши Корсака. Зато Олечка Машная монтировалась с Харатьяном идеально.
Очень надеюсь все-таки снять продолжение «Гардемаринов» с моими любимыми артистами. Оно будет строиться вокруг важного исторического события - завоевания Крыма во времена правления Екатерины Великой. Картина дорогая - костюмная. Но я умею работать экономно. У меня ведь полторы тысячи костюмов осталось от предыдущих исторических проектов! Группа уже была готова, и актеры обрадовались новой встрече со зрителями, но в последний момент мы получили отказ в финансировании. Нет денег. Вот такая у нас у всех ситуация… Но я не опускаю руки. Недавно была в Крыму, и нам пообещали там помощь… Тем временем фанаты «Гардемаринов» написали в Интернете петицию в поддержку проекта. Адреса, конечно, наивные и трогательные до слез, например: «Кремль, Путину»… Но тем, кто любит мое кино, - большое спасибо и поклон. Ведь всю жизнь я снимала фильмы не для критиков и наград, а для зрителей. Так что все в порядке, дорогие друзья. Будем жить долго и счастливо!
Имя: Светлана Дружинина (Svetlana Druzhinina)
Возраст: 81 год
Место рождения: Москва
Рост: 172 см
Вес: 75 кг
Деятельность: актриса, кинорежиссер
Семейное положение: замужем
Светлана Дружинина - биография
Красавица актриса, покорившая сердца многих представителей сильного пола. Она играла непростых женщин, но делала это настолько великолепно, что кинокритики стыдились сказать, что Дружинина плохо справилась с ролью. Когда разговор идёт о красивых женщинах, всегда становится интересным, какой стала её биография в дальнейшей жизни.
Детские и юношеские годы, семья актрисы
Известная всем москвичам Марьина роща стала родиной для маленькой Светы. Крепкий целеустремлённый характер унаследовала она от донских казаков, чья кровь текла в жилах мамы Анны Даниловны Мызниковой. Отец, Дружинин Сергей Иванович, он был сыном священника, ушёл на фронт шофёром и погиб в боях за город Смоленск, девочке тогда было чуть больше шести лет. Семья ютилась в коммунальной квартире, мать работала воспитательницей. Дети играли на старых кладбищах в игру «Казаки-разбойники». Света была самой главной в этих играх.
В одиннадцатилетнем возрасте успешно выдержала все испытания, и её взяли в труппу, после года занятий, выступлений в качестве девочки-каучук, Светлана захотела уехать с цирковыми акробатами, но мама не пустила. Так не сложилась биография циркачки. Однажды её отправили на летний период в лагерь для пионеров, там завязалось знакомство с новой подругой. Как выяснилось позже, небезызвестная и та девочка – бабушка и внучка. Подружка посещала класс хореографии, который был открыт Большим театром. Возвратясь домой, Света заявила о своём желании танцевать. Она поступила, но в другой театр.
Училась Дружинина с Марисом Лиепой, Натальей Касаткиной, но травма руки перечеркнула и эту возможную биографию балерины. Неугомонная Светлана продолжала искать себя. Она вела вечера, которые транслировали по телевидению. Её заметили и пригласили вести выпуски передачи «КВН». Партнёром Дружининой стал . Телевидение проводило трансляцию только в прямом эфире. Эта работа приучила девушку работать на камеру, говорить со зрителем без напыщенных фраз и заучивать свою роль наизусть.
Светлана Дружинина - фильмы
Двадцатилетнюю красавицу заметил Самсон Самсонов. Режиссёр подбирал актёрскую группу для своего очередного фильма. Светлане досталась неглавная роль, но, благодаря своему партнёру Анатолию Кузнецову, она получила признание зрителей. Наконец-то, стало понятно, что пора поступать во ВГИК. Многие студенты приобретали известность, ещё обучаясь в институте. Дружинина снялась за студенческий период в пяти фильмах.
Фильм «Дело было в Пенькове», в котором также снимался . Имея нехитрое название и простую историю любви в сюжете, стал в то время и до сих пор сохраняет статус самого любимого фильма для советского и русского зрителя.
Потом вышли на экран «Девчата», с известными актерами: , и другими. Эта картина входит в состав золотого кинофонда страны. Дружинина не может останавливаться на достигнутом, она уже не хочет играть роли, даже пусть самые звёздные. Она желает сама приглашать актёров, изучать сценарий, планировать эпизоды.
Светлана Дружинина - режиссура
Актриса решает учиться на режиссёрском факультете. Успешное поступление, дебютный фильм при дипломной защите получил высшую похвалу. Светлана трудится на киностудии «Мосфильм», фильмы, которые снимает начинающий режиссёр, популярны. Достаточно назвать только несколько из них. Кто не помнит «Сватовство гусара» или «Принцессу цирка»? Кинозвёзды соглашаются на предложения, которые поступают от Дружининой. Её гардемарины произвели фурор, песни стали хитами, многие фразы крылатыми.
Через некоторое время она решает снять фильм, основанный на реальных исторических событиях. Так появился сериал «Тайны дворцовых переворотов». Как хорошо, что в своё время не состоялись Дружинина-акробатка и Светлана-балерина. Если бы не случай, зрители могли бы видеть Светлану Сергеевну, танцующей в составе коллектива «Берёзка», которым руководит Надежда Надеждина. Как хорошо, что и этого тоже не произошло.
Светлана Дружинина - биография личной жизни
Муж у Светланы Дружининой учился вместе с ней на факультете режиссуры, он получил диплом оператора. Анатолий Мукасей был, так же как и Светлана, капитаном сборной мужской команды по волейболу, а Дружинина – женской. Начинался роман с соперничества, а по жизни этот союз уникален. В Светлану нельзя было не влюбиться, ведь она до сих пор красавица. А занятия балетом в течение десяти лет научили держать форму и осанку, она стройна и элегантна, как и прежде. У них двое сыновей. Со старшим Анатолием случилась беда, его не стало, скоро за ним же ушла его жена, оставив малыша Даниила бабушке и дедушке на попечение.