Интервью с чулпан хаматовой. «Я просто занимаюсь тем, что мне нравится»: интервью Чулпан Хаматовой и Екатерины Чистяковой для ForbesWoman
– Мир, в котором мы живем, не всегда справедлив, а часто и жесток. И его материальными благами часто пользуются не те, кто думает о ближних. Как вы объясняете это противоречие своим девочкам?
– Я им пытаюсь транслировать, что да, мир жесток, да, несправедлив, но часто он же и справедлив, и очень нежен, добр, светел. Чтобы тот внутренний багаж в виде всех эмоциональных, эстетических и этических составляющих, который они сегодня, я надеюсь, набирают, потом помогал им справляться с жизненными сложностями дальше.
Человек, который ничего не дает другому, беден духом. Значит, жизнь переломает его об колено намного быстрее, чем того, у кого богатый внутренний мир. Он просто будет не способен справиться с настоящими бедами.
Конечно, в школе дети проводят больше времени, чем со мной, и там возможно другое влияние, другие установки от тех же сверстников, например. Но количество далеко не всегда равно качеству. Поэтому я стараюсь разговаривать с ними, разговаривать и разговаривать. Объяснять, в чем-то поддерживать, в чем-то категорически не поддерживать и рассказывать, почему.
– Видите результат?
– Настоящий ответ можно будет дать лет через 12. В настоящем можно говорить о каких-то этапных результатах. И они, к моей радости, есть. Я вижу ростки из того зерна, которое я кинула, например, года полтора назад. Причем сказанное тогда было категорически не принято, обсмеяно и отвергнуто. Я была уверена, что не только на словесном уровне. А спустя время оказывается, что зерно упало туда, куда нужно, и начало прорастать.
Например, я вдруг слышу, как одна из дочерей говорит кому-то, что ей совсем не интересна некая девушка. «Потому что она книжки совсем не читает», – заявляет дочь, которая совсем недавно мне доказывала, что книжки не надо читать, вообще это ни к чему, к добру не приведет.
А вообще, когда мне хочется покритиковать детей, сделать их лучше сильнее, здоровее, я вспоминаю себя в их возрасте и – успокаиваюсь.
– Как, глядя из вашего детства, вы бы оценили себя, нынешнюю ?
– Главный критерий оценки состоятельности взрослого человека у меня в детстве был таким – может ли взрослый человек поцеловать собаку в нос? Так что в этом смысле я-ребенок одобрила бы себя взрослую.
Я по-прежнему целую собаку в нос. Целую и знаю, что у них микробы. И детей даже ругаю за подобное: «Что вы делаете, у них там микробы!». Но безрезультатно. Они же видят, что я так делаю, и целуют вместе со мной.
Кстати, о собаках. Я поняла, почему их так сильно люблю. Они никогда не прячут глаза, даже когда им нечего сказать. Они отводят только тогда, когда интерес исчерпан и им нужно отправляться дальше, по своим делам. Люди не могут выдержать друг у друга такого внимательного взгляда.
– Что сбылось из детских мечтаний?
– У меня есть собака. А еще – осуществилась главная мечта. Я работаю в той профессии, про которую думала всегда, но никакой определенности никогда не было. Причем сначала, совсем недолго, я хотела стать оператором, затем – режиссером, а потом уже актрисой. Мне никто не говорил: иди, у тебя получится. Я просто знала, что мне это необходимо. И то, что это осуществилось – счастье.
Что-то не сбылось. Я вот думала, что никогда не буду кричать на детей. К сожалению, иногда кричу, хотя потом долго мучаюсь. Хотя, думаю, если бы у нас не было этой внутренней боли в детстве, этого ощущения несправедливости взрослого мира в подростковом возрасте, если бы взрослые (например, в школе) на нас не кричали, иногда доходя до унижений, мы бы сейчас не были так чутки к этому, не боялись бы сделать больно собственным детям.
– Как вы относитесь к школьным оценкам ваших детей?
– Меня вообще не интересуют оценки, которые дети получают в школе. Я призываю всех родителей не обращать на них внимания. Вспоминая свои десять лет учебы в школе, вижу, что полезными были, прежде всего, литература и еще математика. То есть, сколько всего лишнего, отнявшего времени и силы.
Если вы хотите, чтобы дети как-то стали взрослыми и сильными, в какой-то момент их нужно отпустить, чего бы вам это ни стоило.
Псевдоответственность – держать их рядом, думая, что они накормлены и я о них забочусь. А на самом деле, настоящая родительская ответственность – это то, что они где-то сами по себе взрослеют. Но мы еще не дожили до этого периода, поэтому посмотрим, как это будет происходить, когда им будет лет 18.
– А как сейчас с постепенным отпусканием, справляетесь?
– Плохо. Я не сдаю этот экзамен. Мне бывает тяжело признавать, что у детей есть своя точка зрения на какие-то важные для меня вещи.
Но я запретила себе обижаться на детей, даже если они категорически неправы. Хотя иногда хочется наказать молчанием и перестать разговаривать. Если я обиделась, то все равно понимаю, что если все-таки я не сделаю первый шаг, то не покажу пример нормальных отношений, того, как нужно общаться с другими. Свою обиду я стараюсь не транслировать, а сажусь рядом и объясняю, что же меня обидело, почему.
– Действует?
– Не очень. Надеюсь, что все-таки мои разговоры и поведение откладываются в них и потом все проявится. Если сейчас им дать понять, что я обиделась, это, наверное, подействует, но все равно это будет шантаж с моей стороны, которым они потом сами будут пользоваться. Я просто сама терпеть не могу обидчивых людей.
Не все мои установки «работают». Раньше я себе запрещала переходить на крик и мне удавалось сдерживать себя. А сейчас я вижу, что это уже цунами, который рождается внутри меня, и он мощнее всех моих этических норм, и в какой-то момент я слышу себя со стороны и понимаю: я кричу, кричу давно… Но за повышенный голос извиняюсь всегда.
Про фантомы и людей
– Какое самое важное открытие вы сделали в жизни?
– Наверное, то, что жизнь – это и есть данная секунда. Мне кажется, это главное знание и счастье, которое мы получаем во время пребывания на земле.
– Какие жизненные достижения вы считаете значимыми для себя?
– Меня очень сложно обидеть по-настоящему, и уж тем более, чтобы я разозлилась и желала человеку ответной боли. Я очень рада, что приобрела этот навык.
– Как не обижаться, если в ваш адрес направляется с разных сторон столько негатива, в том числе в социальных сетях?
– Постепенно ты начинаешь понимать, что нет никакого негатива, это все фантомы, случайные ситуации, помноженные на азарт людей кого-то пнуть. Потом ты встречаешься с некоторыми из этих людей, и они милейшим образом с тобой разговаривают. А некоторые даже глаз не могут поднять, потому что им неловко. Потом проходит время, и ты вообще забываешь бывшее и можешь даже сказать, что у вас прекрасные отношения. Ты человеку нужен и тебе человек нужен, вы нормально общаетесь.
– Но откуда эта «фантомность», почему живого человека воспринимают чем-то неконкретным. И с этим «неконкретным» можно поступать в СМИ, в блогах так, как не поступишь в реальной жизни с реальным человеком?
– Потому что спрос рождает предложение. Людям приятно считывать неправдивую, но цепляющую информацию. А значит, ее легче продать, проще получить побольше лайков. Такую информацию будут горячее обсуждать, спорить, кричать.
– Почему же люди «покупаются» на это все, обсуждают, спорят?
– Очень сладко давать оценки. Это очень человеческое, неистребимое желание (я говорю, прежде всего, про себя) сесть и со знанием дела сказать: этот хороший, а этот плохой. Один обсудил фантомную статью, второй, и она множится, тиражируется.
Несильного, неподготовленного человека это может сильно поранить, даже убить. Но эти нюансы никого не интересуют. Ведь мы говорим, что «попавший под обстрел» живым человеком не воспринимается.
– Вы можете расстроиться, заплакать, столкнувшись с хамством, грубостью?
– В детстве я была страшной плаксой, плакала постоянно, особенно в дошкольном и школьном возрасте, это были плачи с придыханием, когда уже и силы плакать закончились, а чувство несправедливости осталось и ты ничего никому не доказал, вот и продолжаешь всхлипывать: «ы, ы, ы…»
Я просто не понимала, как это не плакать, если внутри так больно.
Сейчас, конечно, не плачу. По крайней мере, в ту минуту, когда сталкиваюсь с хамством. Стараюсь и не злиться…
Недавно мы со средней дочерью смотрели «Выживший». Сзади сидели три девушки и очень громко разговаривали. Настолько, что мешали всему залу. Я обернулась и сказала: «Будьте так любезны, вы мешаете, говорите потише». Они не то что не обратили внимание на мои слова. Кажется, они даже как будто не услышали. Я второй раз обернулась и повторила просьбу. Рядом сидевший человек не выдержал и уже нецензурно пообещал барышням, что если они не прекратят беседу, то вылетят вон. Они мгновенно замолчали.
Я половину фильма рассуждала: почему такая реакция? Вряд ли они испугались: молодой человек был достаточно хилым. Скорее всего, они просто не поняли, чего от них хотела я. А когда им объяснили на знакомом языке, услышали.
Бывает, я могу сорваться и ответить на соответствующе. Для меня это потеря контроля. Но это бывает редко: я не хочу так опускаться.
Мне кажется, мы живем в стране, где хамство – норма. С ним сталкиваешься везде: на паспортном контроле, в магазине, я уже не говорю про какие-то государственные учреждения.
Если грубят чиновники, я прошу их быть вежливыми. Часто это срабатывает: на меня смотрят как на сумасшедшую, начинают жалеть: «что с нее, болезной, взять».
Хамство – часть жизни, быта, потому что, наверное, людям никто не объяснил, как правильно. Они просто не в курсе, не знают альтернативы.
Как-то в Лондоне я случайно толкнула человека в метро, он обернулся ко мне и сказал: «Простите, я вас задел».
– В других странах хамства нет?
– Хамство – как равнодушие к человеку – есть везде. Просто в других странах равнодушие к человеку вуалируется внешней вежливостью. Там тоже бывают сложные ситуации и очень раздражает равнодушие, когда человек палец о палец не ударит, чтобы помочь в чем-то (что составляет его, например, профессиональные обязанности). Но при этом он будет индифферентно вежлив.
Вне партий
– От чего вы устали?
– Сложно выдержать количество компромиссов, которые ты, живя в социуме, среди других людей и не желая им сделать неприятностей, должен выполнять. Начиная с работы.
Российский репертуарный театр устроен как большая фабрика, которая должна сама себя обеспечивать, зарабатывать. В тот момент, когда ты уже опустошен и не знаешь, чего нового найти в спектакле, который идет уже не один год, ты все равно должен выходить и играть. Ведь на этот спектакль продаются билеты. Ты говоришь себе, что было бы честно уйти из него.
Но уйти ты не можешь, потому что ты уйдешь – спектакль разрушится, система пошатнется, ты подведешь других. И ты продолжаешь себя настраивать, уже из последних сил, жил, напрягая все, что возможно.
К подлинному творчеству, которое я люблю и которое мне необходимо, это уже не очень имеет отношение. Такое состояние порождает чудовищный психологический внутренний стресс. Если ты работаешь в театре, который любишь, то приходится учитывать и это тоже.
Компромиссы присутствуют везде, даже в работе фонда «Подари жизнь ». Начиная от фотографирования на обложки журналов, что отнимает время и силы и если бы не фонд, я бы ни за что не согласилась на это, и заканчивая общением с людьми, с которыми бы ты никогда в жизни не пошла общаться.
– Как жить человеку, который, как вы, не принадлежит ни к какой партии, ни к одному лагерю, и которого за это, соответственно, со всех сторон обвиняют?
– Радоваться жизни и не обращать внимания. Это в первый раз больно. Второй раз уже чуть меньше, третий – еще. На 105-й раз ты уже просто привыкнешь и не заметишь.
Ну, конечно, это требует работы над собой. Опыт изо всех сил не доказывать что-то другим – приобретенный.
В детстве чувство несправедливости доводило меня до состояния бешенства. Мне нужно было доказать, что я права. Другим.
Мне нужно было, чтобы мою правоту признали другие: подруги, одноклассники и даже учителя. Я не допускала мысли, что у других может быть иная точка зрения. Сейчас, по сравнению с детством, это атрофировалось и я понимаю, что чувство справедливости, которое есть у меня, совершенно не обязано перекликаться с тем, что есть у других.
– Откуда это стремление к партийности? Вот только что человек считался «своим», хорошим, высказал свое мнение, отличающееся от ожидаемого. И все, его записали во враги.
– Вернемся к началу нашего разговора. Это же очень сладкое чувство – ощутить себя ментором и судьей… Когда начались осуждения от «прогрессивной части общества» в адрес Юрия Борисовича Норштейна из серии «он был моим кумиром и вот…», я просто не могла понять, вроде вменяемые умные люди, которые почему-то уверены, что человек может быть им чем-то обязан. И у человека, уже оставившего свой след в мировой культуре, отнимается право на собственную точку зрения.
Но, когда в моей жизни впервые была подобная ситуация, когда только ленивый не прошел и не пнул, так, на всякий случай, ничего в этом не понимая, именно Юрий Борисович сказал: «А это очень хорошо. Сейчас вы поймете, Чулпан, кто рядом с вами. Настоящие близкие, друзья, они останутся, а остальное отсеется».
Нам дали интернет, но не объяснили, как себя вести. Нам никто не сказал: «Ребята, могут быть опасности такие, такие, такие, такие, поэтому будьте бдительны и аккуратны, следите». Нет, нам дали полную свободу в виртуальном пространстве, где каждый может тявкнуть и ничего. Никаких моральных самоограничений.
– Вы пытаетесь что-то возражать, доказать тем, кто говорит, что фонд неправильный, что нужно все менять, что вы помогаете неправильно?
– Нет. Мои доказательства – только дело. Мои доказательства на сцене – только спектакли.
– Но ведь разве не хочется рассказать, как обстоит дело, когда говорят, что нужно менять систему в целом, а фонд мешает этому?
– На сайте фонда есть специальный раздел , где есть ответы на вопросы, которые возникают у людей. Мы не только собираем деньги на лечение и реабилитацию детей, мы меняем законодательство и систему. Но я же не могу каждому объяснять это.
Не могу постоянно рассказывать, что, например, одна из больших побед – это отмена вторичного налогообложения, когда родители за полученную второй раз благотворительную помощь должны были платить налог государству.
Например, такая ситуация: в начале лечения фонд оплачивал ребенку лекарство на небольшую сумму, а спустя несколько месяцев этому же ребенку потребовалась пересадка костного мозга, и фонд помог в оплате поиска и активации донора для трансплантации, а это уже 18 000 евро. И раньше с этих 18 тысяч евро, на которые ребенок получил благотворительную помощь, его родители обязаны были заплатить налоги из своего кармана. Четыре года мы бились, и, наконец, это было отменено.
Или, например, благодаря нашей долгой и упорной работе с чиновниками была создана и законодательно закреплена процедура ввоза незарегистрированных лекарств. И сейчас, получив разрешение Минздрава, мы можем ввозить лекарства для наших детей совершенно официально, а не в чемоданах.
– А если будет принят закон об НКО, об «иностранных агентах» – как это отразится на деятельности фонда?
– Можно будет погордиться теми 10 годами, когда фонд существовал, и преспокойно разойтись. Потому что каждый фонд, кому бы он ни помогал, занимается, по формулировке, которую предлагают внести в закон, политической деятельностью, ведь фонды влияют на органы власти, на общественное мнение, собирают акции для того, чтобы донести свою позицию.
В новом проекте закона запрещено все: собрания, конференции, публичные обращения к государственным органам через СМИ, например. Как собирать деньги? То есть, если я публично скажу, что где-то есть проблема с лечением, с медикаментами, меня могут, по этому закону, если он будет принят, записать в иностранные агенты.
Когда авторов законопроекта отправили уточнять, что такое политическая деятельность, они вместо того чтобы уточнить, вписали все, чем фонд занимается, когда пытается повлиять на решение чиновников, чтобы помочь больным детям. В том числе общение со СМИ, сбор подписей под открытыми письмами. Вот та самая политическая деятельность, которой нельзя заниматься.
Да, еще получение иностранных денег.
Если какой-нибудь таджикский гастарбайтер захотел перевести десять рублей, это уже иностранная помощь.
Вы хотите уничтожить весь благотворительный сектор? Не тратьте время, не выдумывайте законы, а скажите об этом просто и закройте.
Про кино
– У нас очень мало подлинных продюсеров, людей, которые создают проекты. Люди просто хотят зарабатывать, а иногда – подворовать что-нибудь на этом. Но все-таки массовое качественное кино есть, например, которое снимает Валерий Тодоровский или Сергей Урсуляк.
Я была счастлива, когда смотрела фильм «Выживший».
Абсолютно артхаусное кино, и если бы вместо Ди Каприо был какой-нибудь Пупкин, то при таком же качестве фильма вряд ли на него пошли бы зрители. А здесь – переполненные залы, билеты можно было купить только заранее. Но, главное, люди досмотрели, значит, им все-таки нужно качественное кино.
– Самые любимые роли?
– Не люблю этого вопроса. Потому что все роли дороги, в том числе которые еще, я надеюсь, будут.
У меня большая проблема, я не люблю играть уже готовые устоявшиеся спектакли. Мне интересно создавать что-то новое, в этом новом я копаюсь, придумываю, а потом, когда все уже сложилось, готова отдать эту роль кому-нибудь и пойти репетировать что-нибудь новое.
Поэтому мне очень нравится именно американская и европейская система, когда спектакль выпускается, играется, играется каждый день – и потом уже на самом высоком пике творчества его снимают, все расходятся и вспоминают эту работу, и делают новый спектакль. А у нас репертуарная система, чтоб зритель смог доехать, купить билеты и через три года, и через пять лет.
– Как вы решились с прозой «Мать и музыка» выйти к «широкому зрителю»?
– Это было немного похоже на самоубийство – выходить на большую сцену с таким материалом. Думаю, часть людей пришла слушать не Цветаеву, а потому, что знают меня по телевизору.
– Не важно, по какой причине они пришли. В итоге реакция зала однозначно – восторженная. Я слышала, как дама, явно ранее не открывавшая прозу Цветаевой, после спектакля, заплаканная, говорила кому-то в телефон: «Ваще, это просто круто!»
– Зрители хотят сложного общения, оно им необходимо. Мне вот, как зрителю, всегда очень приятно, когда со мною разговаривают на языке более сложном, чем я могу переварить. Что мне предлагают не фаст-фуд, а серьезную историю, заставляют думать и повышают планку доверия ко мне.
В больших театрах вывозить серьезные спектакли сложно. Получается, что в регионы приезжает в основном незатейливая антреприза. Наверное, люди устали только развлекаться, хочется еще чего-то другого.
– Часто люди не умеют благодарить и принимают помощь как должное. Откуда это?
– Опять все дороги ведут к недообразованию и недокультуре. Те, кто не умеет благодарить, явно никогда не были в состоянии тех, кто протягивает руку помощи другому.
К человеку, который не рефлексирует, не сомневается, не задает себе вопросы (а не делает он это потому, что, грубо говоря, никогда не слышал Моцарта и не прочитал нужных книг), ты не можешь предъявить никаких претензий. Он так вырос, он так воспитан. Он не верит, что кто-то может просто так делать что-то хорошее. Он допустить этого не может. Ему обязательно надо оправдать: вот фонд, у них там столько денег, они себе забирают, ну раз еще другим остается, то, значит, должны делать. Другое просто не входит в их картину мироздания.
На протяжении нескольких лет Чулпан Хаматова успевает не только работать и заниматься семьей, но и помогает детям, страдающим от онкологических и онкогематологических заболеваний. "Большинство наших подопечных выздоравливают. И мы в нашем фонде стараемся сделать так, чтобы их жизнь в больнице ничем не напоминала гетто. Чтобы и в больнице продолжалось радостное, веселое детство: поэтому у нас праздники, клоуны, конкурсы и игры", – рассказала актриса.
ПО ТЕМЕ
Хаматова призналась, что для нее больные дети это пример для подражания. "Они - настоящие бойцы, бесстрашные воины. Я могу только восхищаться их силой воли, мудростью, терпением. Я вижу, как они борются с болезнью и как они ее побеждают, и я рада быть рядом. И быть хоть чуточку причастной к делу помощи врачам, которые их лечат", – цитирует актрису газета "Известия" .
К сожалению, не всех детей удается спасти. "Дети, которые стали мне друзьями, но которые, к сожалению, от нас ушли, живут у меня в сердце. Я бережно храню воспоминания о нашей дружбе и знаю, что мы когда-нибудь встретимся", – уверена Чулпан.
Несмотря на смелость и мужество, которыми обладает актриса, она не скрывает, что ей знаком и страх. "Я боюсь терять людей, очень страшно потерять кого-то близкого", – призналась Хаматова.
В свою очередь, популярная актриса поделилась и своими мечтами. Она поделилась своими желаниями: "О том, чтобы все мои близкие и родные были здоровы. А у меня самой всегда хватало мудрости помнить, что надо проживать каждую секунду и радоваться тому, что живешь".
Оксана Бондарчук
Обозреватель Tricolor TV Magazine
Чулпан Хаматова: «Ближайшие люди уходили от меня…»
Знаменитая актриса рассказала о том, как ей удается воспитывать трех дочек и более 12 лет возглавлять фонд «Подари жизнь», о первых ролях, предательстве друзей и стихах, которые вдохновляют.
Народная любимица, одна из самых востребованных актрис страны, Чулпан Хаматова известна тем, что очень редко дает интервью. Однако поклонникам актрисы в Санкт-Петербурге повезло – на днях в Северной столице прошел творческий вечер Чулпан Хаматовой, который был своего рода «разговором по душам». По признанию актрисы, лет двадцать назад на своих творческих вечерах она предпочитала выступать в разных ролях .
«С бешеной яростью полтора часа я перегримировалась и переодевалась, чтобы выступить то в роли бабушки, то в роли подростка, то в образе лирической героини… Пыталась доказать всем и самой себе, что артистка Чулпан может все! Однажды даже наклеила огромные уши клеем "Момент", так как забыла профессиональный клей, – призналась Чулпан Хаматова. – Сейчас, в этом потоке информационной зашоренности, перенасыщенности, непонятно, кто есть кто, где настоящее, а где фальшь… Я хочу самого прозрачного, простого разговора, очень честного и откровенного…»
Чулпан Хаматова рассказала о самых важных «трех столпах» ее жизни – дочках, творчестве и фонде «Подари жизнь».
О РАСПОРЯДКЕ ДНЯ
Недавно я обнаружила, что моя записная книжка выглядит примерно так: «122. Срочно выучить и разобрать текст "Оды" Мандельштама. 123. Позвонить в Минздрав и поговорить про проблему оплаты трансплантации костного мозга в регионах. 124. Придумать гримеру парик к спектаклю. 125. Срочно постричь детям ногти».
О ДЕТСТВЕ
Я все детство прожила в странном ощущении внутренних комплексов, потому что родители подарили мне имя, для девочки непривычное. Придумывали они его очень долго, я около месяца жила без имени. И, когда уже надо было оформлять документы, папа, отчаявшись найти имя, объявил конкурс среди своих друзей на ящик водки. Конкурс выиграл его друг по имени Фат , вспомнивший не менее странное имя Чулпан. Благодаря ему моя мама почти на неделю потеряла папу, который осваивал с друзьями призовой фонд. Я же все детство на вопрос: «Как тебя зовут, девочка?» отвечала: «Оля», «Наташа», «Лена». Дома я рыдала и требовала нормальное человеческое имя. На что родители говорили: «Давай подождем. Ты вырастешь и поймешь, как хорошо иметь такое странное имя». Когда я уже переехала в Москву и начала учиться, меня взяли в детский театр, и за день до премьеры главный режиссер меня вызвал и сказал, что с таким именем я никогда не стану артисткой и что надо придумать себе псевдоним. Например, Ольга Милая или Надежда Нежная… Я серьезно пошла думать. В это же время я снялась в своем дебютном фильме и в титрах осталось «Чулпан Хаматова». Однажды, пробегая по коридору «Мосфильма» на озвучивание этого фильма, я услышала разговор двух кастинг-директоров, которые говорили: «Слушай, ну это молодая актриса, у Вадика снялась… Че... Чебурашка?» И я поняла – хорошо, что имя постепенно внедряется , не совсем точно, но внедряется! Я поняла, что у меня гениальные родители. Они подарили мне самое лучшее на свете имя, с которым можно стать актрисой.
Чулпан Хаматова в роли Кати в фильме «Время танцора»
О ДЕТЯХ
У меня три дочери – видимо, то, что я почти 16 лет играла в театре «Современник» спектакль «Три сестры» , не прошло бесследно и отразилось на моей жизни. Они подарили мне возможность окунуться в детство. Однажды доченька мне говорит: «Мамочка, я так хочу быть механиком!» – «Какая интересная профессия, а почему?» – «Ну, чтобы всегда-всегда меха носить!»
О ТОМ, ЧТО ВДОХНОВЛЯЕТ
Когда подкашиваются ноги и нет никаких сил, я использую, как домкрат для поднятия своей воли, стихотворение Анастасии Орловой «Выйти в лес» .
О ПЕРВОЙ КИНОРОЛИ
В 1996 году кассету с наши экзаменом, где мы, студенты (ГИТИСа. – Прим. ред . ) , показывали цирк, увидела прекрасная женщина Евгения и отдала режиссеру Вадиму Абрашитову. Меня вызвали на пробы. Мне было 18 лет, я должна была играть 28-летнюю героиню, страстную, прожженную войной и личными историями девушку (роль Кати из фильма «Время танцора». – Прим. ред.) . Одевали меня всем общежитием: дали каблуки, на которых я ни разу до этого не ходила, надели узкую юбку, накрасили, сделали прическу – и я пошла на свои первые пробы. Было очень скользко. Я миллион раз упала, сломала каблуки, порвала юбку, в таком виде пришла и сказала, что я готова играть страстную женщину. Режиссер посмотрел и сказал: «Приготовьте актрису». Пробы прошли. Потом меня снова на них позвали, и я решила, что на этот раз точно докажу, что могу выглядеть в свои 18 на 28, и буду настоящей роковой женщиной. Для этого я купила автозагар. Сейчас не могу сказать, как это было связано, но тогда мне казалось, что загорелая кожа – это неотъемлемый атрибут шикарной женщины. В те годы никто и не знал, что такое автозагар. В итоге утром половина лица у меня была белая, другая – темно-коричневая, а нос – как у пса. Я опять пришла и сказала, что готова играть роковую женщину. На что режиссер опять ответил: «Приготовьте актрису». В общем, мне выровняли цвет лица, и я прошла пробы.
Чулпан Хаматова и ее дочери Арина, Ася и Ия. Фото: Tele.ru
О ПЕРВОМ СЪЕМОЧНОМ ДНЕ
В день, когда была назначена моя сцена, меня не успели снять. Я не могла спать, потому что очень нервничала, но предвосхищала начало своей кинокарьеры. И этот день, точнее, ночь, так как смена была ночной, настал. Мне нужно было пройти через рельсы и встать на определенную точку. Снимаем, я иду, вроде все получается, и вдруг оператор отводит лицо от камеры. Я слышу, что он говорит мне: «Глаза втяни». Я втягиваю. И понимаю, что, видимо, я упустила какое-то очень важно знание по втягиванию глаз. Он смотрит на меня, и я слышу, что опять говорит: «Ты меня слышишь? Глаза втяни». Я втягиваю еще сильнее к затылку… И чуть ли не плачу, потому что понимаю, что никакой кинокарьеры у меня не будет никогда, потому что самым главным знанием, которым должна владеть киноактриса, по втягиванию глаз я как раз и не владею! И краем уха слышу, как оператор говорит режиссеру: «Ненормальная какая-то, у нее глаза в тени… Чтоб она на свет вышла». В тени! Глаза в тени!
О НАЧАЛЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Однажды я случайно познакомилась с изумительным доктором Галиной Анатольевной Новичковой, которая мне рассказала про то, что она врач, спасающая детей от рака, что (на тот момент) во всем мире дети имели шанс на выздоровление около 80 процентов, а в моей стране – меньше 50 . О том, что они, доктора, не только лечат детей, но и ищут деньги на лекарства, оборудование… Она рассказала, что есть все возможности лечить детей, нет одного – денег. Мне стало нехорошо от одной мысли, что настоящая детская жизнь в XXI веке равна бумажкам. Я спросила, чем могу помочь. И она сказала, что сейчас конкретно им в больницу нужен специальный облучатель крови. Он стоил 200 тысяч долларов. У меня таких денег, конечно, не было. Но мы с моим другом и актрисой Диной Корзун придумали сделать концерт с нашими друзьями, актерами и музыкантами, куда мы позвали бы состоятельных людей, которые на этом концерте жертвовали деньги, чтобы врачи смогли купить облучатель крови. Начали готовить этот концерт. Все музыканты, актеры говорили нам: «Да, мы с вами!» Олег Иванович Янковский, Александр Калягин, Олег Табаков, Евгений Миронов, Константин Хабенский, Юрий Шевчук, Диана Арбенина и многие-многие другие. Оказалось, что все готовы что-то делать, просто нужны были какие-то первые шаги. Мы сделали концерт, собрали деньги, и после вечера вдруг один из участников концерта говорит: «Слушайте, а давайте делать это каждый год!»
Чулпан Хаматова на благотворительном вечере фонда «Подари жизнь» в Лондоне. Фото: moscow-baku.ru
О ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ
Самым неожиданным для меня было то, что те люди, которых я считала своими друзьями, коллеги, околокиношные друзья в какой-то момент стали уставать от разговоров, которые я вела, – от разговоров о выздоровевших детях, о том, что нам удалось найти деньги на такой-то аппарат… Они постепенно уходили, и в какой-то момент я поняла, что их нет рядом. Некоторые поступали радикально и говорили мне: «Послушай, достала. Хватит. Ты не можешь гарантировать, что все дети выздоровеют, это все невозможно выдержать, прекрати, уйди со всеми этими своими проблемами!» И когда ближайшие люди уходили, я брала невидимую иголку, вдевала в нее невидимую нитку и зашивала себя прекрасным стихотворением Беллы Ахмадулиной , которое было написано на предательство ее друзей по отношению к Борису Пастернаку, – «По улице моей который год…».
На своем творческом вечере Чулпан Хаматова прочла любимые «кислородсодержащие» стихотворения, без которых она не может жить: Бориса Пастернака, Марины Цветаевой , Беллы Ахмадулиной и других поэтов . Особое место заняло стихотворение Бориса Пастернака «Гамлет» , прочтение которого артистка посвятила режиссеру Кириллу Серебренникову , на данный момент находящемуся под следствием. «Это честный, щедрый, великий человек, мой друг», – сказала Хаматова, вызвав бурные аплодисменты в зале. Актриса также показала отрывки из спектаклей и киноролей. В завершение вечера Чулпан Хаматова призвала помогать больным детям независимо от суммы – любая помощь важна, ведь нет удивительнее ощущения, чем подарить жизнь другому человеку.
Фото: instagram.com/chulpanofficial
«Проходите без очереди», - кудрявая девушка в джинсовом костюме с легкомысленной сумочкой через плечо, в которой сложно узнать знаменитую актрису, пропускает к стойке регистрации женщину с маленьким ребенком. «Я со своими девчонками стараюсь летать ночью, потому что вы даже не можете себе представить, что они вытворяют: носятся, как сумасшедшие, дерутся, облизывают пол. Ужас!» - смеется Чулпан… Проект под названием «Охота на Чулпан Хаматову» вошел в завершающую фазу - после долгих месяцев переговоров мы летим в Лондон на фотосессию.
ELLE Пленительная Лара, бесконечная русская зима, огромные меховые шапки... Все это из символа превратилось в штамп под названием «Россия». Не страшно было сниматься в «Докторе Живаго»?
ЧУЛПАН ХАМАТОВА Я сразу решила, что нужно все делать иначе. Кстати, мне не нравится фильм с Омаром Шарифом, потому что он не передает атмосферу того времени. Все слишком поверхностно (фильм «Доктор Живаго» был снят в США в 1965 году и получил пять «Оскаров». - Прим. ELLE). Я сразу решила отделаться от заштампованного образа. Перед съемками перечитала роман, потом еще раз и еще... Я сейчас выскажу крамольную мысль. В образе Лары нет ничего особенно привлекательного для актрисы. Да, это высочайшего класса литература, но из нее нужно было тщательно «выцеплять» человеческие подробности, чтобы создать характер на экране. Думаю, если бы снималось кино, а не многосерийный фильм, вообще бы ничего не получилось. Это роман, который нельзя прочитать за один вечер, нельзя вместить в одну серию. Необходим «воздух». Сразу хочу предупредить всех зрителей, которые ожидают увидеть Лару из «Доктора Живаго» такой, какой они себе ее представляют, что их может постичь разочарование. Думаю, у фильма будет масса противников.
Помогать детям - всегда «да» и бесплатно. Организация марафона была мучительной, я панически боялась. Но мы справились
ELLE Вы не хотите зависеть от мужчины?
Ч.Х. Не дай бог от кого-нибудь зависеть и потерять право собственного голоса. Надо любить друг друга, но для этого совсем не обязательно попадать в кабалу и, например, просить разрешения купить дорогое платье. Мне больше нравится, когда я принимаю решения что-то приобрести, а мужчина достает кошелек и покупает. Улавливаете разницу? К счастью, рядом со мной такой мужчина есть.
ELLE Мне очень хочется подробнее расспросить вас о нем, но я почти уверена, что вы скажете...
Ч.Х. Я не люблю эту тему.
ELLE Именно такого ответа я и ждала. Когда ваша личная жизнь выставляется напоказ, вы чувствуете себя «раздетой», «голой пионеркой»?
Ч.Х. Моя профессия - не поп-культура. Я пытаюсь делать серьезные вещи на сцене, в кино и стараюсь соответствовать моему представлению об этой работе. А я убеждена, что, если людям интереснее знать, что я ем на завтрак, а не то, как я сыграла ту или иную роль, значит, я плохая актриса. Мне лично не интересны бытовые подробности из жизни великих актеров. Хочется узнать, что они думают, что чувствуют...
ELLE Это самая интимная информация.
Ч.Х. Безусловно, но тем интереснее. А что касается публичного обсуждения подробностей моей жизни, то я прошла через это. Мне не понравилось - невыносимо больно. Я была неопытной, открытой и наивной, а мир вокруг безжалостным и бесцеремонным. Сейчас, когда лезут в мою личную жизнь, я жестко объясняю людям, что делать этого не стоит. Иногда слишком жестко. Но таковы правила игры.
ELLE Может, стоит развить свои продюсерские способности?
Ч.Х. О нет! Помогать детям - всегда «да» и бесплатно. Остальное - за огромные деньги. Космические! Если серьезно, организация этого проекта для меня была мучительной. Я испытывала панический ужас! Но мы справились. Собрали денег намного больше, чем планировали. А главное, нам удалось донести до людей мысль о том, что детский рак излечим. В цивилизованном мире от 80 до 90% детей выздоравливают без последствий, но для этого нужно долгое дорогостоящее лечение. В России умирает ровно половина заболевших раком детей.
ELLE Материнство изменило вас?
Ч.Х. Нет, по-моему. Просто стало меньше свободного времени. Раньше дороже всего на свете для меня была моя мама. Сейчас - мама и дети. Я не могу сказать, что театр когда-то стоял у меня на первом месте.
ELLE Какие предложения в кино сейчас рассматриваете?
Ч.Х. Наверное, в России в ближайшее время сниматься не буду. Возьму паузу, чтобы зрители соскучились. А то, боюсь, их от меня скоро тошнить начнет. Есть несколько очень интересных предложений от европейских продюсеров, но раньше времени ничего конкретизировать не буду. На сегодняшний день я чистейшей воды героиня, а мне в этом амплуа уже дискомфортно и неинтересно. Я - характерная актриса. Правда, знаю об этом пока только я одна. Кино - непонятный для меня мир, в котором от тебя почти ничего не зависит.
ELLE А что готовит более понятный вам мир театра?
Ч.Х. Проект с Кириллом Серебренниковым. Это будет спектакль-перформанс на необычной площадке.
ELLE «Голая пионерка» Серебренникова - самый скандальный спектакль прошлого сезона. Говорят, зрители от возмущения в зале даже подрались.
Ч.Х. Честно говоря, не ждала такой острой реакции. Я не вижу в этом спектакле ничего, что порочило бы облик советского солдата. Наоборот! Мы ставим его практически на уровень древнегреческого героя. Хотя когда роман печатали, то, говорят, рабочие типографии требовали остановить станки.
ELLE В романе есть много фраз, которые я не могу процитировать. Вы, впрочем, тоже не произносите их в спектакле.
Ч.Х. Я не смогла. И попросила Кирилла дать мне возможность почистить текст. Но суть от этой правки не изменилась. У нас потрясающий народ, но в нашей стране не любили и не любят людей. Маша Мухина, моя героиня, - девочка, которую все имеют. Я могу про себя то же самое сказать. А вы нет?
В кино я чистейшей воды героиня, а мне в этом амплуа уже дискомфортно и неинтересно. Я характерная актриса
ELLE Какая актриса является для вас эталоном?
Ч.Х. Фаина Раневская. Когда мне трудно, я перечитываю ее дневники.
ELLE Раневская была предельно одиноким человеком.
Ч.Х. Думаю, мы все рано или поздно к этому придем... Пока ты занят бытом, семьей, работой, то делаешь вид, что не одинок. Но столкновение с одиночеством неизбежно. Да, сейчас мне тридцать лет, я избалована ролями, вниманием прессы, мне сложно и страшно представить себя старой и никому не нужной. Но кто знает, что будет? Я верю, что сила духа - тот мощный двигатель, который поможет выстоять. У меня были периоды в жизни, когда я искренне не верила, что снова буду улыбаться. Но беды ушли, и наступил «новый день».
ELLE Волна борьбы за вечную молодость докатилась и до российских женщин. Как вы к этому относитесь?
Ч.Х. Когда женщина влюблена и жаждет доказать, что она еще шикарно выглядит, - я только «за». Пластика, доктора - все средства хороши, если она хочет быть любимой.
ELLE У вас есть свои тайные слабости?
Ч.Х. Вечерние платья. Я их очень люблю, но крайне редко надеваю. Вообще мне ближе европейский стиль - свободный и демократичный. Я много снимаюсь за границей, и там считается дурным тоном приходить на съемки «собранной» по цвету.
ELLE Вы с иронией спросили: «Ваш журнал для женщин «с Рублевки»?» Такие женщины не вызывают у вас уважения?
Ч.Х. Не вызывают. Клише, которые распространяют модные журналы, - полная фигня. Быть просто «телкой» на радость какому-то дяденьке мне кажется унизительным. Конечно, каждый выбирает свой путь. Но для себя я такого даже представить не могу! Меня, кстати, друзья пытались как-то познакомить с мечтой всех девушек - олигархом. Он ужасно этого хотел, ведь среди состоятельных мужчин бытует мнение, что жена-актриса или балерина - это круто. Я пришла и с порога заявила: «Хотите, чтобы я вас использовала? Тогда давайте будем общаться». - «Хорошо», - покорно кивнул олигарх, но больше почему-то не появлялся.
Я не знаю, как сказать по‑татарски «меня зовут Чулпан».
С интервью у меня всегда проблемы. По большому счету это не нужно ни мне, ни вам. Может, даже и читателям не нужно. Но так заведено: все делают вид, что без этого не обойтись. Поэтому я категорически не люблю давать интервью. Но сегодня мы сделаем вид.
Я не отношусь к себе серьезно, как к актрисе. Я люблю свою профессию и очень ею дорожу, но никаких иллюзий по поводу высшего актерского предназначения у меня нет.
Моей большой татарской семье и моим родителям было очень больно, когда я решила стать артисткой. Для них это был неизведанный мир, страшный. Артистка — тире проститутка, точка. Я даже не знаю, когда они смирились. Надо будет спросить.
Мои дети не смотрят мои фильмы. Им это не интересно. Не хотят маму воспринимать такой.
Я ненавижу играть спектакли. Я обожаю репетировать, потому что это самое интересное, что есть в профессии: копаться, придумывать, узнавать. Счастье и наслаждение.
Выступление в «Барвиха Luxury Village» — это очень серьезное испытание. Это антинаслаждение и преодоление — только не понятно, зачем. Артисты театра «Современник» приезжали туда со спектаклем и потом рассказывали мне, что дамы в зале сидели с собачками. А мы там играли спектакль Театра Наций «Рассказы Шукшина». Страшнее спектакля я не помню, потому что, судя по всему, когда они за такие цены покупают билеты, то ждут, что мы будем делать все и сразу: ходить по канату, петь, кататься на коньках и показывать фокусы.
К счастью, я не скандальный человек.
Способна ли я ненавидеть? Люди делятся на тех, которых ты можешь оправдать, и на тех, чьи поступки ты никогда не оправдаешь, потому что эти люди — другие во всем. У них другое представление о добре и зле, у них другая линза в глазу, другая ушная раковина. Я не могу их ненавидеть, как не могу ненавидеть волка, черепаху или змею.
Мое отношение к смерти очень изменилось за последние годы. Я легко могу принять собственную смерть — это несложно. Сложно кого-то терять.
То, что я делаю, я делаю не для того, чтобы меня хвалили те, кому помогает «Подари жизнь» (благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими заболеваниями, соучредителем которого является Хаматова. — Esquire). Я делаю это потому, что не могу этого не делать и потому что мне будет плохо, если я наплюю на чей-то телефонный звонок с просьбой о помощи. Но я не хочу страдать. Поэтому то, что я делаю, я делаю в какой-то степени и для себя.
Я мечтаю, чтобы у меня хватило мудрости каждое мгновение помнить, что я жива и что вокруг меня — жизнь. Мне кажется, это и есть счастье.
Я приняла православие, когда мне было 14. У меня была серьезнейшая травма позвоночника; была угроза, что не смогу ходить. Моя подруга взяла меня за руку и повела в церковь. Она верила в чудесное исцеление. Но чуда не произошло, и пришлось долго-долго лежать в больнице. Дальше этого мое внедрение в православие не простирается. Но я очень радуюсь людям, которые погружены по‑настоящему и могут находить ответы на мучающие их вопросы.
У меня есть дурные привычки. Например, сигареты. А еще мне нужна музыка. Я одеваюсь под музыку, просыпаюсь под музыку и вообще все делаю под музыку. Мне одиноко без музыки. Когда я забываю дома наушники, у меня начинается паника.
Последний раз я рыдала, когда слушала Баха в исполнении Эмиля Гилельса. Потом уже я показала этот ролик одной пианистке, и она сразу заплакала. Теперь у моих слез есть какое-то оправдание.
Что я могу сказать про себя? Я счастливый человек. Или стремлюсь быть счастливым.
Мне легко просить прощения, если я знаю, что виновата.
- Чебуреки с картошкой и грибами Картофельные чебуреки
- Блины роти. Блины тайские с бананом. “Роти клуай” или тайские блинчики с бананом: рецепт традиционный
- Рецепт: Чебуреки с картофелем - "экономные" Рецепт как приготовить чебуреки с картошкой
- Рецепт: чебуреки с картошкой Чебуреки с картошкой на сковороде