Минерально-сырьевые ресурсы - Россия, Russia.
Наличие природных ресурсов, их количество качество и сочетание определяют природно-ресурсный потенциал территории и являются главным условием размещения производительных сил на данной территории.
Под природно-ресурсным потенциалом понимается совокупная величина, выражающая размер природно-ресурсного богатства страны. Природные ресурсы являются фундаментом развития народного хозяйства. Они подразделяются на два основных вида: источники средств существования людей и источники средств производства. Ресурсы также классифицируются по принципу исчерпаемости:1. возобновимые - растительность, почвы, вода, животный мир. 2 . – неисчерпаемые – например, энергия солнца, мирового океана, ветра. 3. исчерпаемые – полезные ископаемые. По происхождению и природным свойствам Ресурсы подразделяются на группы: минеральные (полезные ископаемые), водные, земельные, биологические, климатические (солнечное тепло, свет, осадки),ресурсы природных процессов (внутреннее тепло земли, солнечное излучение, энергия ветра и т.п.)
Особое значение для производства имеют Минеральные ресурсы. Они включают почти 200 видов, и они исчерпаемы. По направлению использования минеральные ресурсы делятся на три группы: топливно-энергетические (нефть, газ, уголь, горючие сланцы, торф); металлорудные (руды черных, цветных, редких, благородных металлов); неметаллические (химическое сырье, технические руды, строительное сырье).
По степени разведанности и изученности запасы полезных ископаемых подразделяются на четыре категории - А, В, С1, С2. Запасы категории А изучены и детально разведаны, В и С1 - разведаны с относительно меньшей детальностью. С2 - оценены предварительно. Кроме того, выделяются прогнозные запасы для оценки новых месторождений, бассейнов и перспективных территорий. Разведанные и прогнозные запасы объединяются в общие геологические запасы.
По народнохозяйственному значению запасы минеральных ресурсов делятся на балансовые – А,В,С1 и в отдельных случаях С2. И забалансовые – С2, прогнозные и общегеологические.
Россия полностью обеспечена всеми видами минерального сырья и по их разведанным запасам занимает ведущее место среди крупнейших стран мира.
В России сосредоточено более половины мировых запасов угля и торфа – 8трл.т, 1/3 нефти и газа, 2/5 железных руд, 2/5 калийных солей, 1/4 фосфоритов и апатитов, 1/15 гидроэнергетических ресурсов и половина мировых запасов древесины.
Топливно-энергетические ресурсы – нефть, газ, уголь, торф, горючие сланцы, ядерное сырье, энергии воды, ветра, солнца.
Главная особенность топливно-энергетических минеральных ресурсов - их неравномерное размещение по территории страны. В основном они сосредоточены в восточной и северной зонах России (свыше 90% их суммарных запасов). В то же время потребление топлива на ¾ сосредоточено в западной и центральной зонах страны.
Россия занимает 1 место в мире по запасам газа. – ок. 48 трл. кубометров (37 % мировых запасов).
В Восточной и Северной зонах находятся наиболее крупные в стране изученные и прогнозные запасы нефти и газа. Общая перспективная площадь по этим видам в Западно-Сибирской и Тимано-Печорской провинциях составляет соответственно 1,5 и 0,6 млн. км 2 . Выявлены значительные прогнозные запасы газа на западе Якутии.
Месторождения нефти и газа расположены в основном на территории Западной Сибири, Восточной Сибири. Поволжья, Урала, Республики Коми и Северного Кавказа.
В Западно-Сибирском регионе открыто свыше трехсот месторождений нефти и газа. Крупнейшие месторождения нефти расположены в среднем течении реки Оби. К ним относятся: Самотлорское, Федоровское, Западно-Сургутское, Мегионское, Советско-Соснинское, Черемшанское и др. Западная Сибирь содержит почти 2/3 запасов нефти страны.
Месторождения нефти Западной Сибири имеют исключительную концентрацию запасов. Этим объясняется высокая эффективность геологоразведочных работ. Затраты на подготовку 1 т нефти в Западной Сибири в 2,3 раза ниже, чем в Татарии, в 5,5 раза ниже, чем в Башкирии, в 3,5 раза ниже, чем в Коми, и в 8 раз ниже, чем на Северном Кавказе.
Обширная территория между Волгой и Уралом также богата нефтью – ее добывают в Башкортостане, Татарстане, в Пермской обл. и др. Себестоимость ее невысока – добывапется фонтанным способом, но обладает невысоким качеством.
В Западной Сибири сосредоточено 68% промышленных (кат. А+В+С1) и 72% потенциальных запасов природного газа России. Уникальна Северная газоносная провинция Западной Сибири. Она занимает территорию в 620 тыс. км 2 . Здесь расположены крупнейшие месторождения - Уренгойское, Ямбургское, Медвежье и Тазовское.
Помимо этого, к крупным месторождениям газа относятся Оренбургское (Урал), Астраханское. Попутно с газом в них содержатся ценные компоненты: сера и газоконденсат. На территории республики Коми разведано Вуктыльское месторождение газа.
На Северном Кавказе выделяются две нефтегазоносные области: Грозненская и Дагестанская. Наиболее значительные месторождения природного газа Северного Кавказа - "Дагестанские огни" (Дагестан); Нефтегазоносные месторождения: Северо-Ставропольское и Пелагиадинское (Ставропольский край); Ленинградское, Майкопское, Минское и Березанское (Краснодарский край).
В Восточной Сибири крупнейшим месторождением является Марковское.
НА Дальнем востоке крупные месторождения нефти находятся на Сахалине, в Якутии.
Перспективными являются разработки месторождений нефти и газа на континентальном шельфе, территория которого на 70% богата этими полезными ископаемыми.
К настоящему времени высокопродуктивные запасы крупных месторождений в значительной мере выработаны и по крупным залежам происходит интенсивное
снижение объемов добычи нефти. Практически весь фонд нефтяных скважин переведен с фонтанного на механизированный способ добычи. Начался массовый ввод в разработку мелких, низкопродуктивных месторождений.
Россия обладает крупными неразведанными ресурсами нефти и газа, объем которых кратно превышает разведанные запасы. Результаты анализа качественной структуры неразведанных ресурсов в России свидетельствует об их неидентичности разведанным. Ожидается, что открытие новых крупных месторождений возможно главным образом в регионах с низкой разведанностью – на шельфах северных и восточных морей, в Восточной Сибири. Не исключена вероятность открытия подобных месторождений в Западной Сибири. В этом регионе прогнозируется открытие еще нескольких тысяч нефтяных месторождений.
Россия занимает одно из первых мест в мире по разведанным запасам угля. – 30% мировых запасов. Уголь служит топливом и сырьем для химической промышленности и металлургии. Угольяные ресурсы размещены на территории страны неравномерно -95% в восточных районах и только 5% - в европейской части. Важным показателем экономической оценки угольных бассейнов является себестоимость добычи. Наиболее низкая себестоимость добычи – в Восточной Сибири, наиболее высокая – на европейском Севере.
Основные угольные бассейны:
Печерский – расположен в северном экономическом районе на территории республики Коми и Ненецкого автономного округа. Общая площадь – 100 тыс кв.км. балансовые Запасы угля – 210 млрд.т Угли отличаются высоким качеством, глубина залегания – 470м, мощность пластов до 1м. Условия добычи – сложные – вечная мерзлота и значительная водоносность толщи.
В европейской зоне помимо Печорского бассейна угольные ресурсы расположены в Ростовской области (восточное крыло Донецкого бассейна), в Подмосковном бассейне с геологическими запасами в 19,9 млрд т, в Кизеловском, Челябинском и Южно-Уральском бассейнах - свыше 5 млрд т. Угли отличаются большим разнообразием состава и свойств. Почти 35% всех общероссийских запасов представлены бурыми углями.
По эффективности добычи угля на общероссийском фоне резко выделяются два бассейна: Канско-Ачинский и Кузнецкий.
Кузнецкий бассейн- В западной Сибири в Кемеровской области. Площадь – 70тыс. кв.км. Балансовые запасы- 600млрд.т. Глубина залегания 300-600м,можность пластов от 6 до 25м.Угли различные. Большая часть – ценные коксующиеся угли (металлургия). Более 50% угледобывающих предприятий нуждаются в срочной реконструкции.
Канско-Ачинский буроугольный бассейн – на территории Красноярского каря (Вост.Сибирь) и Кемеровской обл. Вытянут вдоль транссибирской ж/д магистрали – 800 км. Общегеологические запасы до глубины 600м -610млрд.т, до глубины 1800м – 1200млрд.т. Мощность пластов – от 14 до 100м. Они расположены горизонтально и близко к поверхности. Себестоимость добычи – невысокая. 24 месторождения.
Южно-Якутский бассейн. Запасы – 40 млрд.т, Высокое качество – коксующиеся. Глубина залегания – 300м, мощность 27м, добыча ведется открытым способом. В Якутии размещаются крупнейшие, но слабо разведанные угольные бассейны: Тунгусский (общие геологические запасы 2,34 трлн т), Ленский (1.65 трлн т),
На Сахалине общие геологические запасы угля составляют 12 млрд т, в Магаданской области - 103 млрд т, в Камчатской области – 19,9 млрд т.
Следует отметить, что природные условия в северной зоне России определяют значительный рост затрат, затрудняют и удорожают все виды работ. Затраты на строительство наземных транспортных путей в 3-5 раз, а промышленных сооружений - в 4-7 раз выше. Необходимы значительные дополнительные капиталовложения для поддержания экологического равновесия в связи с неустойчивостью природной среды. Несмотря на это, разработка природных богатств в северной и восточной зонах дает стране значительный эффект. Затраты на добычу угля по ведущим бассейнам востока (Канско-Ачинский и Кузнецкий) в 2-3 раза, а тепловой электроэнергии в 3-4 раза ниже, чем в европейской зоне, нефть Западной Сибири в 1,5 раза, природный газ в 2 раза дешевле, гидроэнергия в Восточной Сибири в 4-5 раз дешевле, чем в европейской части.
Козловский Е.А.,
вице-президент РАЕН,
член Высшего горного совета России,
д.т.н., профессор
Минерально-сырьевой комплекс (МСК) является базовым сектором в экономике нашей страны и играет определяющую роль в перспективе её развития. Обладая высокой устойчивостью к выживанию в условиях реформирования по сравнению с другими отраслями экономики, МСК оказался в критическом состоянии. Тем не менее, он продолжает сохранять фундаментальное значение для народного хозяйства, сдерживая углубление экономического кризиса.
Основные тенденции развития минерально-сырьевого комплекса в условиях глобализации
Развитие мировой экономики сопровождается прогрессирующим увеличением объёмов потребления минерально-сырьевых ресурсов. За последние 40 лет было использовано 80-85% нефти и газа от общего объёма их добычи за весь исторический период. Объёмы использования других видов минерального сырья за эти годы выросли примерно в 3-5 раз. Промышленно развитые страны, в которых проживает 16% населения земного шара, добывают в стоимостном выражении около 35%, а потребляют более 55% добываемого в мире минерального сырья.
В настоящее время из недр извлекается более 200 видов полезных ископаемых. Наиболее высокими темпами добычи и переработки характеризуются нефть, газ, бокситы, медь, никель и др. За последнее десятилетие добыча нефти увеличилась в 1,1 раза, газа – в 1,4, урана – в 1,6, марганцевой руды – в 2,5, кобальта – в 2,3, вольфрама – в 2,5 раза и т.д. При этом количество подтверждённых запасов за последние 20 лет значительно возросло: нефти в 1,7 раза, газа – в 1,4, марганцевой руды - в 1,6, меди – в 1,4, никеля – в 1,5, фосфатов – в 4,6 раза и т.д. Обеспеченность мировой добычи большинства видов полезных ископаемых подтверждёнными запасами находится на достаточно высоком уровне, превышая разрабатываемые запасы нефти в 63 раза, газа – в 63, бокситов – в 125, хромовых руд – в 52, фосфатов – более чем в 300 раз, золота – в 23 раза и т.д.
Мировой рынок в настоящее время насыщен всеми видами минерального сырья. В этих условиях крупнейшие мировые продуценты из индустриальных стран, способные влиять на торговую политику своих государств, не заинтересованы в появлении новых продавцов, предлагающих сырьё по низким ценам.
Добыча и переработка минерального сырья характеризуются длительным сроком окупаемости инвестиций и всегда являлись рискованной сферой вложения капитала. Поэтому в условиях жёсткой конкуренции и падения цен на сырье транснациональные корпорации стремятся минимизировать риски, осваивая месторождения в странах с предсказуемой экономикой и стабильным политическим положением. Большинство развитых индустриальных государств, руководствуясь разными соображениями и используя различные способы воздействия, постепенно ликвидируют на своих территориях предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых, ориентируясь на импорт сырьевых продуктов из других стран. Исключением из этого правила являются пока Австралия, ЮАР и, в меньшей степени, Канада.
В этих условиях всё большее число стран «третьего мира» берёт курс на развитие сырьевых отраслей промышленности за счёт средств иностранных инвесторов. Это обстоятельство, с одной стороны, предоставляет крупным корпорациям возможность выбора объектов для инвестирования, а с другой – ведёт к постепенному снижению мировых цен на большинство видов сырьевой продукции, главным образом, за счёт экономии на оплате труда. Поэтому конъюнктура мирового рынка объектов недропользования складывается в последние годы таким образом, что востребованными для инвестиций являются лишь месторождения нефти и газа, цветных и благородных металлов, алмазов и урана. Месторождения иных видов минерального сырья менее привлекательны для потенциальных инвесторов, поскольку уже имеющаяся ресурсная база позволяет обеспечить потребности мировой промышленности на десятилетия вперёд.
Технологическая революция, затронувшая также добычу и переработку минерального сырья, приводит к существенным изменениям в структуре мирового минерально-сырьевого комплекса. Высокорентабельной может стать разработка некоторых видов месторождений, которые еще два десятилетия назад считались невыгодными для эксплуатации.
В последние годы в нашу жизнь вошло понятие глобализации, при этом речь идёт о попытках утверждения «нового мирового порядка». Первая задача глобализации рынка – передача национальных минеральных ресурсов под контроль стран «первого мира» и устранение национальных экономических границ. Этому во много способствует ВТО. Сегодня транснациональные корпорации концентрируют сырьевые мощности, 500 из них контролирует 3/4 торговли сырьевыми ресурсами и 4/5 - новейшими технологиями. Таким образом идеологи глобализации достаточно «специфически» подходят к перестройке мировой экономики и международного права.
Минерально-сырьевой комплекс России
Россия обладает огромными природными ресурсами, которые являются прочным фундаментом для устойчивого развития экономики и привлекательны для международного сотрудничества. Особенность природно-ресурсного потенциала России – его крупномасштабность и комплексность. Ни у одной страны мира нет такого спектра минерально-сырьевых месторождений – от нефти, газа, угля до практически всех металлических и неметаллических полезных ископаемых.
Россия унаследовала от СССР положение страны, самой обеспеченной в мире минерально-сырьевыми ресурсами. Доля России в мировых запасах нефти составляет 13%, газа – 32, угля –11, свинца, цинка, кобальта, никеля, железа от 10 до 36% и т.д. Валовая ценность разведанных и предварительно оцененных запасов составляет около 28,5 трлн. долларов. Минерально-сырьевой комплекс страны в ее экономике занимает ведущее место - в сфере недропользования сосредоточено около 40% всех основных фондов промышленных предприятий и 13% балансовой стоимости всех основных фондов экономики России. При этом добывающими и геологоразведочными отраслями обеспечиваются 30% ВВП и около 50% объёма экспорта. За счёт экспорта минерального сырья и продуктов его переработки обеспечивается около 80% валютных поступлений страны.
По добыче нефти и газа, производству стали и чугуна, первичного алюминия, рафинированной меди, никеля, цинка, титана Россия занимает одно из ведущих мест в мире, обеспечивая по большинству из них не только свои внутренние потребности, но и поставляя значительное их количество на внешний рынок. Такие виды полезных ископаемых как нефть, газ, уголь, железные руды, медь, никель, золото, платиноиды, алмазы, апатиты, калийные соли и асбест обладают прочной и достаточно освоенной минерально-сырьевой базой и развитыми горнодобывающими и перерабатывающими мощностями. Менее заметную роль Россия играет в мировом производстве марганцевого и хромового сырья, свинца, олова, вольфрамовых и молибденовых концентратов.
В последние годы влияние России на состояние мирового рынка нефти, газа, чёрных и цветных металлов заметно усилилось. Экономический кризис и спад промышленного производства, вызванные «глубоким реформированием» российской экономики и переходом к рыночным отношениям, привели к резкому падению внутреннего спроса практически по всем видам минерально-сырьевой продукции. Так в последние десятилетия внутреннее потребление первичного алюминия снизилось втрое, меди рафинированной – в 3,4 раза, свинца – в 3,3 раза, цинка – в 2,7 раза, никеля – в 5,7 раза, олова – в 4,2 раза, вольфрамовых и молибденовых концентратов – соответственно в 8,4 и 6,4 раза. Эта тенденция нарастае.
Падение внутреннего спроса на цветные металлы обусловлено, главным образом, глубоким спадом производства в основных отраслях, их потребляющих, таких как машиностроение и ВПК, на долю которых приходится более 85% общего потребления этих металлов. Значительно снизилось их потребление в электротехнической и радиотехнической промышленности и автомобилестроении, что связано с насыщением внутреннего рынка более качественной импортной продукцией этих отраслей.
После развала Советского Союза проблема самообеспечения минеральным сырьем встала и перед Россией: по 21 его виду образовался почти полный (марганец, хром, стронций, ртуть, цирконий и др.), или весьма значительный (свинец и цинк, флюорит, барит, каолин и др.) дефицит. В связи с этим перед страной со всей остротой возникала дилемма: или интенсифицировать поиски источников недостающих видов полезных ископаемых, или же ориентироваться на импорт дефицитного сырья из стран ближнего и дальнего зарубежья, развивая одновременно экспорт других его видов и продуктов переработки.
К сожалению, в последние годы минерально-сырьевая база России целенаправленно разваливалась и добыча полезных ископаемых не компенсируется их приростом по ряду видов сырья. Разведанные запасы большинства полезных ископаемых значительно уменьшились. Следует трезво взглянуть на положение дел в нефтегазовом секторе: резко ухудшилась структура разведанных запасов нефти. Доля активных (высокопродуктивных) запасов нефти в балансе составляет около 45%, а доля низкорентабельных запасов возросла до 55%. Свыше 70% запасов нефтяных компаний находится на грани рентабельности добычи. Продолжается многолетняя негативная тенденция снижения проектной нефтеотдачи.
Резкое сокращение внутреннего рынка заставило российских продуцентов расширять позиции на внешних рынках. За рубежи России вывозится 41-45% добываемой в стране нефти и 30-35% производимых нефтепродуктов, 30-33% газа, а по алюминию, никелю, меди, металлам платиновой группы и алмазам Россия занимает ведущее место среди стран-экспортёров, оказывая значительное влияние на конъюнктуру мирового рынка.
Непомерный рост экспорта продукции минерально-сырьевого комплекса негативно влияет на экономику России. Возросший экспорт минерально-сырьевой продукции при резком снижении объемов добычи минерального сырья не только усиливает диспропорции между его производством и потреблением, но и ухудшает структуру экономики, приблизив ее к модели экспортно-сырьевого типа.
Гипертрофированное увеличение экспорта топливно-энергетических ресурсов и основных ликвидных металлов повлекло за собой снижение сырьевой обеспеченности национальной промышленности и ограничило возможности ее эффективного функционирования. При этом экспорт стратегических и критических видов минерального сырья не сопровождался эффективным использованием валютных поступлений в промышленном секторе экономики. Рост объемов поставок продукции минерально-сырьевого комплекса на мировой рынок повлек за собой падение мировых цен на эту продукцию и, как следствие, снижение доходности экспортных операций, а также усилил зависимость социально-экономического положения России от цен мирового рынка и дискриминационных действий в отношении российских компаний-продуцентов.
За истёкшие годы мировые инвестиционные потоки, направляемые в минерально-сырьевой комплекс, большей частью миновали Россию. Если в это время за рубежом только в новые горнорудные проекты по добыче золота, меди, свинца и цинка было вложено около 7 млрд. долларов, то в России не более 20 млн. долларов. Иначе говоря, оцениваемая в треть от мировой минерально-сырьевая база России привлекла не более 0,3% мировых инвестиций, что требует глубокого анализа причин происходящего.
Столь мизерные - 0,3% от мировых затраты на геологоразведочные работы слишком малы для России. Имея территорию, составляющую 10-11% площади земной суши, наша страна должна тратить на эти цели, по оценкам, не менее 1,8-1,9 млрд. долларов в год. Столь значительная диспропорция в затратах свидетельствует, что организация геологоразведочных процессов у нас в стране далека от идеала. То же наблюдается в геологической науке. По абсолютным затратам на науку Россия более чем в 7 раз уступает Японии и в 20 раз - США.
В российской экономике наблюдается значительный разрыв между разработками новых технологий и их использованием в массовом производстве. По оценкам, Россия занимает лидирующие позиции или имеет разработки мирового уровня только по трети из 34 важнейших технологических направлений. При этом до коммерческого использования доведено лишь 16% технологий, из которых только половина соответствует мировому уровню. Продолжающийся спад производства минеральных ресурсов и продуктов их переработки, ухудшение сырьевых баз действующих предприятий, ожидаемое выбывание добывающих мощностей, катастрофическое снижение объёмов геологоразведочных работ чреваты дальнейшими разрушительными последствиями для всей экономики страны. До 2025 г. произойдёт почти полное исчерпание разведанных запасов нефти, газа и свинца, почти трёх четвертей запасов молибдена, никеля, меди, олова.
Значительный прирост запасов различных видов полезных ископаемых обеспечивался в Советском Союзе опережающими добычу геологическими исследованиями. Сейчас в России практически исчерпан прежний поисковый задел, являющийся единственной научной основой для последующего наращивания разведанных запасов. Зарубежный подход к решению проблем воспроизводства минерально-сырьевой базы характеризуется долевым участием государства в финансировании программ поисковых и геологоразведочных работ. Долевой вклад государства составляет, к примеру, в Австралии 30-40%, Великобритании – 33-35%, Канаде – 38-40%, США – 50-50%, Японии – 75-80%. Восстановление роли государства в финансировании – настоятельная необходимость, которая, к сожалению, еще не получила признания в современной России.
Таким образом, минерально-сырьевой комплекс России, созданный в Советском Союзе и обладающий высокой устойчивостью в условиях реформирования, оказался в критическом состоянии. Нынешнее сокращение минерально-сырьевой базы – это результат развала государственной геологической службы, повлёкшего за собой снижение объёмов геологоразведочных работ и объёмов финансирования. Разрушение государственной геологической службы привело к тому, что за период перестройки геологоразведочные работы сократились в три раза, поэтому прирост запасов уже не компенсирует добычу почти всех видов полезных ископаемых.
В СССР была создана комплексная система исследования недр и обеспечения прироста запасов. Она включала 50 научно-исследовательских институтов, 60 научно-производственных организаций, в том числе территориальных, 30 заводов по выпуску геофизического, бурового и др. оборудования. Это обеспечило опережающее исследование недр и чёткую ориентацию на открытие новых залежей необходимых полезных ископаемых.
В период перестройки произошло резкое снижение научного обеспечения поиска полезных ископаемых, материальная база геологии оказалась подорванной, распались многие региональные геологические организации, потерян уровень кадровой подготовки, многие организации непродуманно переориентировали. Именно это привело к тому, что в последние 20 с лишним лет воспроизводство запасов минерального сырья резко отстаёт от объемов его добычи. Из-за резкого сокращения геологоразведочных работ добыча полезных ископаемых уже не компенсируются приростом их запа-сов, обострилась проблема восполнения запасов на добывающих предприятиях в основных горнопромышленных районах страны. А это, как известно, не может не повлиять на базовые отрасли экономики страны и её экономическую безопасность.
Минерально-сырьевая база по большинству полезных ископаемых за последние десятилетия уменьшилась, особенно это касается олова и свинца, запасы которых снизились соответственно на 50 и 30%. При этом уменьшение сырьевой базы произошло несмотря на то, что объёмы добычи по сравнению с 1990 г. снизились по всем полезным ископаемым значительно, в частности, по олову – почти на 90%, вольфраму – на 80%, по свинцу – на 60%. Так как поисковые и разведочные работы проводятся крайне низкими темпами, это в итоге может привести к полному истощению разведанных запасов действующих предприятий.
Приватизация предприятий в геологии в последние годы шла непродуманно и в ущерб государственным интересам. По оценкам, из 650 полевых предприятий приватизировано 300, при этом многие из них были акционированы по частям и изменили профиль своей деятельности. Следует иметь в виду, что акционирование и приватизация в других странах проводились в зависимости от эффективности для экономики различных форм собственности и особенностей объектов собственности. Геология имеет достаточно выраженную научную фундаментальность и государственную значимость, её результатами пользуются многие отрасли. Геологоразведочные работы имеют научно-производственный характер. Поэтому для организаций, выполняющих исследования стратегического характера, целесообразно иметь государственную форму собственности или акционерную с контрольным пакетом у государства.
Правительство должно с вниманием отнестись к опыту создававшейся в течение 300 лет отечественной системе исследования недр. В советское время, несмотря на громоздкость Министерства геологии СССР, она была ориентирована на открытие новых месторождений и обеспечивала на перспективу развитие всего горнопромышленного комплекса. Поэтому преобразования, акционирование и приватизация геологических должны были проводиться с осознанием их целей и компетентно. Однако этого, к сожалению, не происходило и не происходит. Действия Росимущества не поддаются объяснению. По какому принципу идет акционирование и приватизация геологических организаций? Почему первоначально не была рассмотрена принципиальная схема управления исследованиями недр, обеспечивающими перспективу развития экономики и безопасность страны?
Всё это привело к тому, что объёмы добычи полезных ископаемых в России за последние десятилетия существенно снизились: газа, никеля, цинка, железных руд - на 7-17%, нефти, угля, урана, меди, бокситов, платиноидов, калийных солей - на 20-35%, хромовых руд, свинца, олова, молибдена, сурьмы, ниобия, золота, серебра, апатитов - на 40-60%, вольфрама, титана, фосфоритов, плавикового шпата - в 3 и более раз.
Как отмечалось, непомерный рост экспорта продукции минерально-сырьевого комплекса негативно влияет на развитие экономики России. При резком снижении объемов добычи не только усиливаются диспропорции между производством и потреблением различных видов минерального сырья, но и ухудшается структура экономики, которая превратилась в экспортно-сырьевую. Продолжающийся спад производства минеральных ресурсов и продуктов их переработки, ухудшение сырьевых баз действующих предприятий, ожидаемое выбытие добывающих мощностей, катастрофическое снижение объёмов геологоразведочных работ – все это чревато дальнейшими разрушительными последствиями для экономики. По оценкам экспертов, до 2025 г. произойдёт серьёзное снижение разведанных запасов нефти, газа и свинца, почти трёх четвертей запасов молибдена, никеля, меди, олова и т.д.
Опыт освоения территорий России показывает, что для подготовки ресурсной базы в объемах, рентабельных для промышленного освоения, требуется 10-15 лет при условии концентрации значительных средств. Современная ресурсная база даже в освоенных районах характеризуется сложной структурой, и при действующей налоговой системе не менее 50% подготовленных запасов оказываются нерентабельными для промышленного освоения.
Итак, следует констатировать:
- минерально-сырьевая база России вступила в фазу прогрессирующего кризисного состояния и с точки зрения государственных интересов используется неэффективно;
- сохранение или дальнейшее наращивание дисбаланса в цепочке «производство-потребление-экспорт добытого сырья и продуктов его переработки» закрепляет статус России как сырьевого придатка промышленно развитых стран Запада;
- низкая эффективность действующей налоговой системы, не учитывающей уровня ликвидности полезных ископаемых, технического состояния действующих предприятий, приоритетности сохранения рабочих мест в дотационных северных районах, а также особых геополитических интересов страны, не обеспечивает максимально возможного использования имеющейся минерально-сырьевой базы и требует реформирования;
- отсутствие государственной стратегии развития и использования минерально-сырьевой базы, основанной на принципах самообеспечения с необходимой долей экспорта и ограниченного импорта, является угрозой национальной безопасности страны и ведёт к утрате Россией геополитических приоритетов в минерально-сырьевом секторе мира.
Все вышеизложенное является результатом провала минерально-сырьевой политики правительства и крайне неудовлетворительным состоянием законодательной базы в области недропользования. Ликвидацию отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы следует считать крупнейшей политической ошибкой правительства. Законодательные и нормативно-правовые акты в сфере недропользования не обеспечили благоприятных условий ни для нормальной работы действующих предприятий, ориентированных на добычу минерального сырья, ни для освоения многих, открытых ранее, месторождений, ни для проведения геологоразведочных работ для повышения прироста запасов.
Что делать
Социально-экономическое развитие, а также геополитическое положение и роль России в мировом сообществе в значительной мере определяются ее минерально-сырьевым потенциалом и государственной стратегией его использования. Поэтому,
учитывая ситуацию в недропользовании, необходимы уточнение стратегии нашей национальной безопасности и разработка научно обоснованной долгосрочной программы развития производительных сил страны, в том числе топливно-энергетического комплекса. Особое значение приобретает отношение к Энергетической хартии с учетом сегодняшних геополитических, военно-стратегических, демографических и социально-экономических факторов, и особенно наших проблем на Дальнем Востоке.
Так называемые развитые страны, каковых 10 – 15, стремятся закрепить существование двух типов экономик - постиндустриальной и сырьевой. Поэтому следует тщательно оценивать внешнеполитические угрозы и тот нажим, который оказывают на Россию страны Запада, лишенные стратегических запасов полезных ископаемых и не способные обойтись без экспортных поставок энергоресурсов, в частности, российских.
Однако, невзирая на складывающиеся обстоятельства в сырьевой базе страны, вот уже почти два года в «Роснедрах» дорабатывается важнейший документ геологической отрасли «Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации». Но в нем как раз и отсутствует та самая стратегическая линия, которая позволила бы определить инновационные пути развития минерально-сырьевой базы страны. Решения по свертыванию государством наукоемких поисковых работ и раздаче всевозможных налоговых преференций компаниям-недропользователям в качестве компенсации за низкое качество остающихся в нераспределенном фонде запасов приведут к окончательному краху отечественной рудной геологии и в науке, и на производстве.
Все это подрывает авторитет геологии, нарушает стратегические основы исследований геологических организаций на перспективу, они работают в нервозной обстановке, авторитет научных специалистов падает, и в результате деградация отрасли нарастает.
Современное состояние прикладной геологической науки, охарактеризованное в протоколе заседания Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по безопасности в экономической и социальной сфере, как «катастрофически деградировавшее» (№3 от 14 ноября 2014 г.), практически полностью соответствует действительности: более чем за 20 лет ни одной конкурентоспособной разработки, принудительный перевод отраслевых институтов на выполнение рядовых задач геологоразведки, практически полное отсутствие государственных заказов на НИОКР и тематические исследования по наиболее актуальным проблемам... Вопрос о судьбе отраслевых институтов решается сегодня без учета их важной роли в воспроизводстве минерально-сырьевой базы.
Следует признать, что проведённая реформа управления экономикой страны себя не оправдала, она породила лишь новую форму бюрократизма нижайшего уровня профессионализма. Была создана система надуманных органов управления, в том числе в сфере исследования и использования недр, которые не отвечают за конечный результат своей деятельности. Нынешняя система управления исследованиями недр, когда «Роснедра» входят в состав Министерства природных ресурсов РФ, себя не оправдала. Она привела к снижению научно-практического потенциала геологии, потере серьёзного научного задела, развалу территориальных геологических организаций и их производственно-технического обеспечения, потере квалифицированных кадров.
Для обеспечения эффективной и оперативной деятельности по исследованию недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы страны необходимо создать новую систему управления исследованием недр, которой следует поручить выбор научно-обоснованных направлений геологоразведочных работ и выполнение конкретных целевых задач. Система должна включать в себя опорные базы по исследованию недр в минерально-сырьевых регионах и существующие геологические организации. Одной из главных организационных задач должна являться реструктуризация и укрепление геологических организаций с целью формирования конкурентоспособного научно-производственного сектора отрасли.
Чтобы поднять качество исследования недр, необходимо образовать федеральный орган - Министерство геологии и недропользования на базе АО «Росгеологии», «Роснедр», частично МПР РФ, а также других организаций геологического профиля.
Новому органу исполнительной власти нужно будет поручить выполнение следующих задач и функций:
- восстановление системы стратегического исследования недр с целью создания перспективного задела для обеспечения страны важнейшими видами полезных ископаемых;
- научно-аналитическую разработку минерально-сырьевой политики на длительную перспективу;
- разработку научных программ поиска и добычи каждого вида полезного ископаемого, что оправдало себя в «прошлой» жизни;
- пересмотр концепций формирования федеральных программ воспроизводства минерально-сырьевой базы страны и изучения месторождений с учетом того, что новые подходы потребуют средств недропользователей;
- анализ и оценку перспектив внутреннего потребления, экспорта и импорта минерального сырья, а также разработку предложений по покрытию его дефицита, включая исследование недр в других государствах, представляющих интерес с точки зрения поставок в страну дефицитных видов минерального сырья;
- разработку предложений по созданию запасов минерального сырья и материалов для обеспечения деятельности государства в особых условиях;
- анализ и оценку действующих нормативно-правовых документов в области исследования недр и недропользования на их соответствие стратегическим целям государства и выработку предложений по их усовершенствованию;
- контроль и оценку государственного минерально-сырьевого баланса;
- выработку предложений по обеспечению защиты геологических интересов России за рубежом и др.
Функциональная схема управления исследованием недр, воспроизводством минерально-сырьевой базы и недропользованием должна представлять собой вертикально интегрированную систему, включающую в себя региональные (территориальные) органы управления, производственные организации различных форм собственности и научно-производственные предприятия и объединения, им подведомственные. Они должны добиваться повышения эффективности геологоразведочных и добычных работ, внедрения современных технических средств и технологий. Следует помнить, что увеличение, в частности, на 1% объёмов запасов нефти и газа за счёт повышения эффективности геофизических исследований сопоставимо с годовым приростом добычи углеводородов. Необходимо учитывать, что зарубежные запасы ряда высоколиквидных полезных ископаемых могут быть исчерпаны на 50% в ближайшей перспективе. Поэтому по мере выработки месторождений полезных ископаемых проблема обеспечения зарубежных экономик сырьем будет обостряться.
Исходя из изменений в мире, необходимо выработать новые приоритеты национальной безопасности с учетом обеспечения страны стратегическим минеральным сырьем и продуктами его переработки, для чего потребуется соответствующая законодательная база. Как представлялось, Федеральный закон «О недрах» в новой редакции должен был определить исследование недр как предмет государственной политики с государственным финансированием всего этого многогранного процесса. Он должен был вобрать в себя лучший отечественный и зарубежный опыт эксплуатации недр с учётом новейших технологий и экологической защиты, и регламентировать экономические предпосылки, которые бы обеспечили государственную целесообразность изъятия минерального сырья и заинтересованность при этом организаций различных форм собственности.
В законе следовало бы также чётко определить отношение государства к вопросам, которые беспокоят предпринимателей и специалистов: законодательно гарантировать недропользователю право на разработку месторождений, открытых им на условиях риска; ввести конкурсную форму выдачи лицензий на геологическое изучение недр; ввести дифференцированную плату за добычу полезных ископаемых в зависимости от горно-геологических условий; гарантированно обеспечивать передачу прав на недропользование, создав условия для развития вторичного рынка лицензий, и др.
Очевидно, многочисленные неудачные попытки разработать новую редакцию Федерального закона «О недрах», частая смена разработчиков законопроекта в лице федеральных органов исполнительной власти, десяток альтернативных версий законопроекта, неоднократные слушания в палатах Федерального собрания были обусловлены отсутствием научно обоснованной концепции этого акта.
На фоне справедливых требований руководства страны по наведению порядка в сфере исследования недр и недропользования, принятие новой редакции закона «О недрах» было воспринято его разработчиками как некий политический заказ. Именно поэтому в качестве безусловного приоритета закон предусматривает формальный переход на гражданско-правовое регулирование отношений в недропользовании и практику широкого использования судебного регулирования конфликтов, возникающих между недропользователями и федеральными органами исполнительной власти. В связи со слабостью юридической конструкции закона его нормы изобилуют отсылками в судебные органы. Но из практики известно, что низкая эффективность действующего закона «О недрах» во многом обусловлена именно нормами отсылочного характера, предусматривающими выработку соответствующих механизмов на уровне подзаконных актов.
Возникает естественный вопрос: кому этот закон нужен и почему в течение ряда лет тратились силы и средства на создание этого бездарного документ?! Не лучше ли было начать с чистого листа, создав обстоятельную концепцию закона и открыть этим, по примеру наших предков, путь к Горному кодексу – своду законов о горно-геологическом производстве.
Однако бюрократия и воинствующий непрофессионализм навязывают новые «правила игры», чуждые здравому смыслу и логике научного исследования недр. Действия руководства «Роснедр» привели к уничтожению административной системы управления геологическим изучением недр на местах, а также к уничтожению ВИЭМСа – головного института в экономике минерального сырья и геологоразведочных работ, и «Геоинформсистем» - головного института в области создания информационно-аналитических систем, которые были присоединены к «кладбищу» мёртвых материалов – «Росгеолфонду». В результате геологическая отрасль осталась без необходимых и отвечающих рыночным условиям инструментов - программно-целевого планирования, экономических исследований и эффективных информационных технологий.
Недавно, (04.02.16.), также вопреки всякой логике на совещании у министра МПР С. Е. Донского было принято решение о «преобразовании» головных отраслевых НИИ - ФГУП «Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт», ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт геологии нерудных полезных ископаемых» и ФГУП «Институт минералогии, геохимии и кристаллографии редких элементов». Речь идет не об их модернизации, способствующей повышению эффективности геологического изучения недр, а о простом механическом разделении упомянутых НИИ на две части – «коммерческую» и «экспертно-геологическую», которые должны обслуживать бюрократическое функционирование Роснедр и МПР.
Такое «преобразование» старейших системообразующих в геологической отрасли научных организаций, где представлены все виды и стадии геологоразведочных работ, вызывает крайнее удивление, так как оно приведёт к полному уничтожению сути и смысла деятельности этих организаций, которые проявили себя в геологии множеством открытий практического значения. Я не нахожу объяснения этим спонтанным решениям и рассматриваю их как продолжение подрыва экономики нашей страны. Всё это отвлекает специалистов от проблем обеспечения минерально-сырьевой безопасности страны, парализует научно-производственную деятельность и наносит ущерб государству.
В связи с изложенными обстоятельствами считаю необходимым привлечь также внимание к насущным проблемам состояния прикладной геологической науки с определением ее первоочередных задач и целей. Они должны быть изложены в подпрограмме «Воспроизводство и использование минерально-сырьевой базы и геологическое изучение недр» государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов России до 2020 г.».
Геологоразведка сегодня не соответствует тем условиям, которые диктует экономика рыночных отношений. Поэтому необходимо разобраться в сложившейся с отраслевыми геологическими институтами обстановке, пересмотреть решения по их «преобразованию», дать поручения по разработке стратегической концепции развития научно-производственной деятельности геологической отрасли, определить предметные направления деятельности отраслевых научных организаций с учетом необходимости решения накопившихся острых проблем, и
решить организационные вопросы создания эффективной системы управления исследованиями недр по упомянутой выше схеме: центральный федеральный орган – территориальный орган – геологическое предприятие.
По большинству основных полезных ископаемых Россия в будущем может столкнуться с масштабной проблемой дефицита рентабельных запасов, если в ближайшее время не будут реализованы радикальные меры в сфере стратегического исследования недр, недропользования и создания эффективных экономических механизмов. Политика национальной минерально-сырьевой безопасности безотлагательно требует учёта влияния на нашу экономику глобализации и определения роли нашей страны на мировом минерально-сырьевом рынке.
российский ювелирный алмаз ">Под минерально-сырьевыми ресурсами (минеральными ресурсами) понимается совокупность полезных ископаемых, выявленных в недрах земли в результате геологоразведочных работ и доступных для промышленного использования. Минеральные ресурсы относятся к числу невозобновляемых видов природных ресурсов. Извлеченное из недр минеральное сырье и продукты его переработки обеспечивают получение подавляющей части энергии, 90% продукции тяжелой индустрии, порядка одной пятой от всех предметов потребления.
Минеральные ресурсы являются минерально-сырьевой базой промышленного потенциала, обеспечивают экономическую и оборонную безопасность страны. Полученные в результате их добычи и последующей переработки минеральное сырье и минерально-сырьевые продукты составляют основную статью российского экспорта. В 1992-1999 гг. экспорт минерального сырья обеспечил примерно 40% валютных поступлений в Россию от внешней торговли, в том числе примерно треть приходилась на минеральные топливно-энергетические ресурсы . С учетом вывоза металлов, нефтепродуктов, продажи электроэнергии и других товаров, связанных с переработкой полезных ископаемых, эта цифра составляет порядка двух третей экспорта страны.
На долю предприятий и организаций, связанных с разведкой и добычей полезных ископаемых, в России приходится порядка 10% валового внутреннего продукта (ВВП), а с учетом тепло- и атомной энергетики и первичной переработки минерального сырья - почти 20% ВВП страны. В первом случае в соответствующих отраслях занято примерно 1,5 млн. человек, а включая перерабатывающие виды деятельности - порядка 3 млн. человек.
Минерально-сырьевую базу отраслей промышленности страны (черной и цветной металлургии, энергетики, топливной, химической, строительной) составляет совокупность месторождений с разведанными и предварительно оцененными запасами. Разведанные запасы - это запасы полезного ископаемого, выявленные в недрах в результате проведения комплекса геологоразведочных работ и оцененные с полнотой, достаточной для их отработки, проектирования и экономической оценки целесообразности строительства горнодобывающего предприятия. К предварительно оцененным запасам относятся запасы полезного ископаемого, выявленные единичными выработками и оцененные путем геологически обоснованной интерполяции параметров, использованных при подсчете разведанных запасов. Они являются первоочередным резервом для воспроизводства разведанных запасов.
Созданная в стране минерально-сырьевая база играет важную роль в минерально-сырьевом комплексе мира. В России открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых, из которых более трети введены в промышленное освоение. Крупные и уникальные месторождения (около 5%) содержат почти 70% запасов и обеспечивают 50% добычи минерального сырья. Месторождения России содержат свыше 10% мировых разведанных запасов нефти, одну треть - газа, 11% - угля, 26% - железных руд, значительную часть разведанных запасов цветных и редких металлов. По объему разведанных запасов никеля, платиноидов и платины, алмазов, ряда других полезных ископаемых Российская Федерация занимает первое-третье место в мире. Имеются крупные запасы апатитов, калийных солей, плавикового шпата и других неметаллических минеральных ресурсов.
Отличительной чертой минерально-сырьевой базы России является ее комплексность - она включает в себя практически все виды полезных ископаемых: топливно-энергетические ресурсы (нефть, природный газ, уголь, уран); черные металлы (железные, марганцевые, хромовые руды); цветные и редкие металлы (медь, свинец, цинк, никель, алюминиевое сырье, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, титан, цирконий, ниобий, тантал, иттрий, рений, скандий, стронций и др.); благородные металлы (золото, серебро, платиноиды) и алмазы; неметаллические полезные ископаемые (апатиты, фосфориты, калийная и поваренная соли, плавиковый шпат, слюда-мусковит, тальк, магний, графит, барит, пьезооптическое сырье, драгоценные и поделочные камни и др.). Минерально-сырьевой потенциал России в целом достаточен для проведения независимой и эффективной экономической политики.
Даже в условиях экономического кризиса и спада добычи полезных ископаемых из недр России ежегодно извлекается: 9-10% нефти, порядка четверти всего газа, 5-7% угля, 7-8% товарных железных руд, 12-20% никеля и кобальта, более 10% вольфрама, значительная часть других цветных и редких металлов, золота, серебра, платиноидов и платины, алмазов, до 6% фосфорного концентрата , 12% калийных солей от всего объема полезных ископаемых, добываемых мировым сообществом.
По наиболее проработанным и приемлемым оценкам, валовая ценность разведанных и оцененных запасов полезных ископаемых в ценах мирового рынка составляет порядка 30 трлн. долл. США (в том числе извлекаемой ценности разведанных и оцененных запасов основных групп полезных ископаемых - более 19 трлн. долл. США). Из них около трех четвертей приходится на нефть, газ, уголь. Однако этот огромный минерально-сырьевой потенциал изучен и освоен лишь частично.
Следует также иметь в виду, что потребность промышленности России в марганце, хроме, ртути, сурьме, титане, уране и ряде других полезных ископаемых ранее почти полностью обеспечивалась поставками из бывших союзных республик СССР. Кроме того, качество руд основных полезных ископаемых в целом по России существенно уступает по сравнению с аналогичными зарубежными месторождениями. В связи с этим, а также из-за резкого роста стоимости энергии и энергоносителей, многократного увеличения транспортных тарифов и неупорядоченной налоговой системы в современной экономической обстановке значительная часть разведанных запасов оказывается нерентабельной при эксплуатации. К активным запасам, т.е. тем, разработка которых в современных условиях экономически целесообразна, относятся запасы: железных руд - 85% (в том числе 56% в сфере деятельности действующих горнорудных предприятий), меди - 70 (47), свинца - 73 (62), никеля - 61 (61), бокситов - 52 (33), титана - 68 (2), олова - 38 (37), вольфрама - 16 (16), молибдена - 50 (23), ниобия - 32 (17), тантала - 41 (20), фосфоритов - 21 (16), апатитов - 53 (52), угля - 70 (42, включая резервные участки).
Минерально-сырьевые ресурсы играют ключевую роль в развитии почти всех отраслей мирового хозяйства. Для большинства минеральных и топливно-энергетических ресурсов характерен территориальный разрыв между районами добычи и районами потребления: первые находятся преимущественно в развивающихся странах, вторые ¾ в развитых.
Почти все ресурсы группы минеральных ресурсов относятся к категории невозобновимых, что предопределяет необходимость их рационального использования и постоянного поиска альтернативных им ресурсов, которые, в свою очередь, являются возобновляемыми. Добыча минерального сырья служит базой для производства промышленной продукции. Минеральные ресурсы ¾ это учтенные запасы месторождений полезных ископаемых ¾ рудных и нерудных. К рудным полезным ископаемым относятся руды:
¨ черных металлов (железо, марганец, титан, хром, ванадий);
¨ цветных металлов (медь, алюминий, олово, цинк, вольфрам, молибден, свинец, кобальт, никель и др.);
¨ благородных (драгоценных) металлов ¾ золото, платина, серебро;
¨ радиоактивных металлов (радий, уран, торий).
Рудные месторождения, как правило, являются комплексными, т. е. в них содержатся полезные компоненты нескольких минералов, причем содержание полезных компонентов в рудах может разниться от месторождения к месторождению, от страны к стране.
К нерудным полезным ископаемым относятся неметаллические и негорючие твердые горные породы и минералы, в том числе:
¨ строительные материалы (песок, гравий, глина, мел, известняк, мрамор);
¨ химическое сырье (сера, апатиты, фосфориты, соли);
¨ металлургическое сырье (асбест, кварц, огнеупорные глины);
¨ драгоценные и поделочные камни (алмазы, рубины, яшма, малахит, хрусталь и др.).
Рудные и нерудные ископаемые распределены по странам неравномерно. Таблица 1.15 дает представление о странах, располагающих крупнейшими запасами основных видов полезных ископаемых .
Оценка минеральных ресурсов .Для экономики большое значение имеет оценка эффективности использования минеральных ресурсов. Но прежде всего необходимо оценить собственно запасы полезных ископаемых на месторождении, в регионе, стране, мире. Это особенно важно для разработки как конкретных инвестиционных проектов разработки отдельных месторождений, так и для оценки роли государства в мировых запасах минеральных ресурсов.
Таблица 1.15
Страны мира, обладающие крупнейшими запасами
основных видов полезных ископаемых
Наиболее распространенным показателем оценки минерально-сырьевых ресурсов являются запасы полезных ископаемых (минерального сырья) в недрах Земли, на ее поверхности, на дне водоемов, в поверхностных и подземных водах. Запасы полезных ископаемых определяются в результате геологических разведок и измеряются в тоннах (нефть, уголь, руды), кубических метрах (горючие газы, строительные материалы и др.), килограммах (благородные металлы) или каратах (алмазы) 1 .
Среди всех запасов различают общие (все имеющиеся в наличии) и балансовые (которые целесообразно разрабатывать при достигнутом уровне техники и экономичности). В Российской Федерации балансовые запасы принято делить на четыре категории:
В зарубежных странах выделяют разведанные 2 (конечные извлекаемые), достоверные (извлекаемые при современном уровне техники и технологии), а также прогнозные , или вероятные, запасы (наличие которых в недрах Земли предполагается на основе научных прогнозов и гипотез).
Топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) . Группа ТЭР является важнейшей для современных потребностей мировой экономики в структуре минеральных ресурсов. В нее входят три основные подгруппы:
1) невозобновимые ТЭР (нефть, природный газ, каменный и бурый уголь, горючие сланцы, торф);
2) возобновимые ТЭР (древесина);
3) неисчерпаемые (гидроэнергетические ресурсы).
Все перечисленные ресурсы называются первичными.
Кроме того, к ТЭР относят запасы энергии ядерного распада и ядерного синтеза (сырьем для ее получения является уран), которые практически неисчерпаемы.Потребление мировых ресурсов на планете за последние два столетия существенно изменилось и прошло три этапа.
Этап первый (XIX в.). В течение всего XIX в. основным ТЭР на планете была древесина.
Этап второй. В начале XX в. значение древесины как ТЭР стало существенно падать, и произошел первый энергетический переход ¾ период, ознаменовавшийся увеличением использования угля.
Этап третий («эра нефти»). На смену углю пришла добыча и потребление других видов топлива ¾ нефти и природного газа, ядерной энергии. «Эра нефти» дала сильнейший толчок интенсивному развитию мировой экономики, что потребовало значительного увеличения производства и потребления вида этого топлива.
В последние несколько десятилетий XX в. потребность в энергии удваивалась каждые 13-14 лет. Доказанные извлекаемые запасы органического топлива в мире, по данным Мирового энергетического совета (МИРЭС) (World Energy Council ¾ WEC) , составляют 1 трлн 220 млрд условного топлива (у. т.) 3 , а общие конечные извлекаемые запасы ¾ в 4,5 раза больше.
Таким образом, доказанные запасы органического топлива вполне достаточны для удовлетворения ожидаемого роста спроса на них в течение многих десятилетий. В запасах органического топлива углю принадлежит до 60%, нефти и газу ¾ около 27%. В добыче этих видов топлива картина иная: на уголь приходится 30%, нефть и газ ¾ 67%.
Мировые достоверные запасы нефти на конец 2005 г. оценивались в 1,2 трлн баррелей 4 . Большая их часть сосредоточена в развивающихся странах, и в первую очередь (как показывает табл. 1.16) ¾ в странах Ближнего и Среднего Востока (62%).
Крупные запасы нефти есть также в США, странах Латинской Америки, в Австралии, Западной Европе (преимущественно в Норвегии и Великобритании), в России (6,2% мировых запасов). Особенностью последних десятилетий стал быстрый прирост разведанных запасов нефти и газа. Если в начале 1980-х гг. мировые запасы нефти оценивались примерно в 80 млрд т, то на конец 2005 г. они составили 179,5 млрд т. Значительная часть нефтяных месторождений приходится на морские месторождения (континентальный шельф): около 25% разведанных запасов. На морях поисково-разведывательные работы ведутся на глубине до 800 м при удалении от берега на 200-500 км. Наиболее крупные морские месторождения нефти находятся в Персидском заливе, у юго-восточных берегов Аравийского полуострова, в Мексиканском заливе, у северного побережья Аляски, у берегов Калифорнии (США), в Северном море (британский и норвежский сектора). Обеспеченность текущей добычи нефти достоверными запасами в целом по миру оценивается в 45 лет.Таблица 1.16
Достоверные запасы нефти, природного газа и угля,
% к мировым запасам по состоянию на конец 2005 г.