Михаил шатров подарил березовскому жену-проститутку. Михаил Шатров: биография Михаил шатов
Все, что я сделал после XX съезда, вызывало у властей дикую ярость. Начиная с пьесы "Шестое июля", не было ни одного моего произведения, которое не было бы запрещено Главлитом.
Родился 3 апреля 1932 года в Москве. Отец – Маршак Филипп Семенович (1900–1937), инженер. Мать – Маршак Цецилия Александровна (1904 г. рожд.), преподавала немецкий язык в средней школе. Супруга – Юлия Владимировна. Дочери: Наталья (1959 г. рожд.) и Александра (2000 г. рожд.).
Детские и юношеские годы знаменитого драматурга Михаила Шатрова окрашены в трагические тона. Родная сестра его отца была супругой члена ЦК ВКП(б) А.И. Рыкова. В 1937 году ее арестовали. Такая же судьба была уготована отцу Михаила, Филиппу Семеновичу. Он был расстрелян, о чем близкие узнали только после реабилитации в 1956 году.
В 1940 году Михаил пошел в школу. Когда началась Великая Отечественная война, семья эвакуировалась в Самарканд, где он продолжал учебу до возвращения в Москву в 1944 году. В школе Михаил Шатров был активистом, секретарем комсомольской организации, заместителем редактора рукописного журнала «Наше слово», для которого писал статьи на политические темы.
В 1949 году арестовали маму Михаила, и он остался без средств к существованию. Желая помочь ему, учителя школы собрали группу младшеклассников, которые плохо учились, и предложили заниматься с ними, делать уроки. Родители ребят приносили хлеб, картошку... В 1950 году, надеясь на свидание с матерью, которая отбывала срок в Красноярском крае (она была амнистирована в 1954 году), Михаил выехал к родственникам в Тюмень, где проучился некоторое время в средней школе. В школьном драмкружке он поставил «Два капитана» В. Каверина. В 1951 году, по возвращении в Москву, окончил десятилетку с серебряной медалью и поступил в Горный институт. Выбор института был продиктован тем, что там обеспечивали студентов обмундированием и имелась возможность жизненно необходимого для Михаила дополнительного заработка.
Первые литературные произведения Михаила Шатрова – рассказы, сценарии – были опубликованы в 1952 году в газете «Горная Шория» (на Алтае М. Шатров проходил практику и работал бурильщиком, чтобы иметь деньги на поездки к матери). Серьезные потрясения тех лет: «дело врачей», смерть И.В. Сталина и присутствие на его похоронах – навсегда остались в памяти драматурга и нашли отражение в его последующем творчестве.
В 1954 году, еще учась в институте, Михаил Шатров написал пьесу из школьной жизни – «Чистые руки», в которой отрицательным героем был секретарь комсомольской организации (к жанру школьной комедии драматург вернется через много лет, в 1972 году, когда вместе с А. Хмеликом напишет пьесу «Дождь лил как из ведра»). В следующей пьесе Михаила Шатрова – «Место в жизни» (1956), как и в драматургии А. Володина и В. Розова тех лет, разрабатывалась молодежная проблематика. Главный вопрос, который поднимался в ней, – где приложить свои силы, – решался в духе времени: место человека определяется не его социальным положением, а духовным призванием, возможностью раскрыть свой человеческий потенциал. Молодежную тему драматург не оставляет и впоследствии: она находит отражение в его пьесе «Современные ребята» (1963) и «студенческой комедии» «Лошадь Пржевальского» (1972) о движении стройотрядов, получившей положительные отзывы серьезной критики (К. Щербакова и А. Смелянского). «Лошадь Пржевальского» шла в театрах также под названием «Моя любовь на третьем курсе».
Разоблачение культа личности И.В. Сталина поддержало в М. Шатрове веру в возможность восстановления «ленинских норм партийной жизни», и он в 1957 году подал заявление в партию. Однако прием был отложен почти на три года, так как его некоторые пьесы тех лет (в частности, «Глеб Космачев») воспринимались партийным начальством как ревизионистские. Уже тогда молодой драматург обращается к теме революции. Это начинание было поддержано его наставниками А. Арбузовым, А. Салынским, А. Штейном, руководителями семинара молодых драматургов, в котором принимал участие М. Шатров. Его первая пьеса, посвященная этой тематике, – «Именем революции» сюжетно примыкала к предыдущим работам и была рассчитана на подростковую аудиторию (постановка Московского ТЮЗа). В ней уже присутствовало то, что составит идейный стержень его последующей драматургии: верность идеям революции, честность и благородство участвовавших в ней людей и забвение, попрание всего этого последующими поколениями.
Серьезной заявкой на более углубленное развитие этой идеи, реализуемой на современном материале, стала пьеса «Если каждый из нас...» (первоначальное название «Коммунисты»), предназначавшаяся для Театра имени Евг. Вахтангова. Главному герою, студенту, секретарю комсомольской организации, выступающему против культа личности, противостоял преподаватель марксизма, держащийся за старые догмы. Текст пьесы был уже набран в журнале «Молодой коммунист», но цензура не допустила ее выхода в свет. Та же участь постигла пьесу М. Шатрова «Продолжение» (1959), которая под названием «Глеб Космачев» была поставлена на сцене Театра имени М. Ермоловой и вскоре запрещена. В этой пьесе, действие которой развивается на строительстве сибирской железной дороги (М. Шатров побывал в Сибири в 1959 году и опубликовал ряд очерков о стройках в газете «Труд»), использован принцип исторической аллюзии: реальную ситуацию зритель должен был прочитывать как модель общественно-политического устройства в сталинскую эпоху. Через некоторое время пьеса все же вернулась на сцену и вошла в репертуар многих театров страны.
Значительный след в дальнейшей творческой жизни М. Шатрова оставило знакомство с кинорежиссером М. Роммом, в разговорах с которым созревало желание создать в кино и театре образ В.И. Ленина, лишенный хрестоматийного глянца, вписать его действия в реальную историческую ситуацию, восстановить драматический контекст эпохи, показать окружавших его людей и их взаимоотношения. Так в 1969 году зародился замысел основанного на исторических документах «киноромана» «Брестский мир», в котором реальные исторические лица действовали бы в соответствии со своими политическими позициями и идейными воззрениями, а главное – на первый план выступала бы драматургия самой политической жизни, полной конфликтов и непримиримой борьбы, то есть то, что сам автор сформулировал в названии одного из своих публицистических выступлений так: «история – лучший драматург». Новому отношению к историческому документу М. Шатров во многом был обязан также встрече с научным сотрудником Института марксизма-ленинизма (ИМЛ) В. Логиновым, впоследствии ставшим его соавтором по нескольким работам (с открытиями в области «документальной драмы», сделанными западными драматургами П. Вайсом, Р. Кипхардтом и Р. Хоххутом, он познакомился позже.) Острота политического конфликта, обозначенного в пьесе, – столкновение большевиков с левыми коммунистами по поводу заключения мира – подогревалась политической ситуацией конца 1950-х годов, когда началась китайская «культурная революция». Однако присутствие среди действующих лиц Л. Троцкого и Н. Бухарина исключало возможность появления этой работы в печати. Роман был анонсирован в «Новом мире» А. Твардовского, но появился на страницах этого журнала только 20 лет спустя – в 1987 году.
Невозможность назвать имена людей, реально участвовавших в главнейших исторических событиях эпохи, определила направление художественных поисков М. Шатрова в документальной драме «Шестое июля» (1962), где запрещенные имена произносились в телефонном разговоре. Исторической канвой этого произведения послужили события 1918 года, связанные с мятежом левых эсеров. Принципиальным новаторством этой драмы было раскрытие характера противника большевиков – Марии Спиридоновой как цельного, искреннего, идейно убежденного человека. Важным было также рассмотрение возможности существования многопартийности, осуществлению которой в стране помешали обстоятельства. Остро звучала мысль о соотношении политических целей и средств их достижения. Принципиальным идейно-нравственным итогом стал вывод о том, что неправедные средства способны изменить, скорректировать, даже исказить правую цель. Пьеса с успехом шла в Москве во МХАТе и Театре имени К.С. Станиславского, а также во многих театрах страны. Она получила широкий отклик в прессе, вызвала резкое недовольство партийной печати. Одновременно М. Шатровым был написан сценарий, по которому режиссер Ю. Карасик снял фильм, получивший Главный приз на XVI кинофестивале в Карловых Варах в 1968 году.
У драматурга зреет замысел создать цикл «Драмы революции» (образцом здесь должен был служить Р. Роллан). Драма «Большевики» («Тридцатое августа») поднимает одну из острейших проблем жизни общества на переломах истории – революционное насилие, его границы, допустимость и условия применения. Взяв за основу историю покушения на В.И. Ленина, М. Шатров выдвинул на первый план вопрос о причинах возникновения в стране «красного» и «белого» террора, о постепенной подмене исторически объяснимого и необходимого, ограниченного временными рамками насилия – насилием как средством власти и управления, показал процесс овладения этой идеей умами и чувствами людей. Легко выстраивалась параллель с 1937 годом. Вокруг пьесы началась партийно-идеологическая борьба: против ее постановки высказались цензура ИМЛ, отдел пропаганды ЦК партии. 7 ноября произошел беспрецедентный в истории советского театра случай – состоялся показ пьесы «Большевики» на сцене театра «Современник» по личному разрешению министра культуры Е. Фурцевой без официального благословения цензу
ры. Вместе с пьесами Л. Зорина о декабристах и А. Свободина о народовольцах она составила театральную трилогию о русских революционерах, долго продержавшуюся в репертуаре театра. Среди неоспоримых художественных достоинств пьесы критика отмечала особый театральный прием, использованный автором: отсутствие на сцене главного героя и его незримое присутствие в мыслях и разговорах участников действия, а также яркую проработку характеров, предельную спрессованность сценического времени.
В этот же период М. Шатров создает сценарий четырех киноновелл о В.И. Ленине: «Поименное голосование», «Полтора часа в кабинете Ленина», «Воздух Совнаркома», «Коммуна ВХУТЕМАС», в которых звучали отголоски его предыдущих пьес (в том числе и неопубликованного «Брестского мира») и которые поставил на телевидении режиссер Л. Пчелкин. В связи с набиравшей силу кампанией по обвинению М. Шатрова в искажении исторической правды, в подтасовке документов, в проведении ревизионистской линии этот телевизионный сериал был показан на телеэкране только в 1988 году. Драматургу запретили писать произведения историко-революционной тематики (пришлось прервать работу над пьесой о Ленине «Недорисованный портрет»), ему грозило исключение из партии. Все это определило отход М. Шатрова от ленинской темы и обращение к современности.
В жанре производственной драмы написана пьеса «Погода на завтра» (1973), материалом для которой послужило строительство Волжского автомобильного завода и процессы, происходившие в рабочем коллективе. Герои вписывались в разрабатываемые в эти годы в драматургии типы «деловых людей».
В связи с 30-летием Победы в Великой Отечественной войне М. Шатров пишет пьесу «Конец» («Последние дни ставки Гитлера»), появление которой на сцене Театра Советской армии также оказалось сопряжено со многими трудностями (ГлавПУР препятствовал выпуску спектакля). В том же 1975 году пьеса была поставлена в ГДР. История прихода нацистов к власти была исследована М. Шатровым в сценарии «Когда другие молчат» (1987), где на примере судьбы Клары Цеткин ставился вопрос о личной ответственности политика за ошибки, совершаемые его партией, перед народом.
Большой успех сопутствовал социально-бытовой комедии М. Шатрова «Мои Надежды» в постановке Московского театра имени Ленинского комсомола – пьесе о трех женщинах, судьбы которых выражали идеалы поколений 1920-х, 1940-х и 1970-х годов.
Возвращение к историко-революционной теме обозначила пьеса «Синие кони на красной траве» (1978; другое название – «Революционный этюд»), в которой М. Шатров опробовал новые возможности документальной драмы, насытив ее лирическим пафосом. В ней свободно сочетались поэтический вымысел и исторические реалии. Новаторской была попытка создать образ В.И. Ленина, не прибегая к портретному сходству. Актер должен был перевоплощаться, используя не грим и привычное произношение, а лишь отдельные «хрестоматийные» детали одежды (галстук в горошек, кепка и др.). Главным становилось воспроизведение типа мышления и поведения. Пьеса строилась как обращение-завещание к потомкам («Если вы не добьетесь успеха, история поставит под сомнение нас») и состояла из бесед-встреч В.И. Ленина с людьми, в ходе которых выяснялось, что произошла подмена: из идеи социализма выхолостили все человеческое, оставив убогое, примитивное, превратно истолкованное, что привело к созданию казарменного социализма.
Два сценария (совместно с В. Логиновым) – «Доверие» (1976) и «Две строчки мелким шрифтом» (1980) касались различных аспектов взаимодействия нравственности и политики. Доверие как основа решения национального вопроса стало, на взгляд автора, программой молодого советского правительства в острейшей ситуации отделения Финляндии. Резкая отповедь квазипатриотизму некоторых коммунистов прозвучала в разговоре В.И. Ленина с Г. Пятаковым. В центре второго сюжета – история молодого ученого, чьи усилия по реабилитации человека, объявленного сотрудником охранки, не приносят ему «зримого» результата – от всех поисков остаются только набранные петитом несколько строк в примечании, – но становятся для него школой нравственности.
В 1980 году М. Шатровым начата работа над пьесой, первоначально называвшейся «Вам завещаю» (впоследствии «Так победим!»), прошедшей через рогатки цензуры, однако получившей отрицательные отзывы ученых ИМЛ. В ней впервые со сцены прозвучал текст ленинского завещания, содержащий характеристики ближайших соратников, в полный голос было сказано об изоляции вождя революции в последний год жизни, инициатором которой был И.В. Сталин. В ленинских размышлениях-воспоминаниях присутствовал анализ ошибок, допущенных им и подхваченных и усугубленных последователями. Постановка, в которой акцентированы элементы трагедии, была осуществлена на сцене МХАТа в 1981 году и получила положительные рецензии ведущих театральных критиков: М. Строевой, Ю. Рыбакова, Г. Капралова, А. Караулова и др. В 1983 за эту пьесу М. Шатров был удостоен Государственной премии СССР.
Нарастающий шквал обвинений против основателя социалистического государства, возникший в обществе раскол, появление разных точек зрения на суть и судьбу социалистических идей, обсуждение которых стало возможным с наступлением гласности, подвигли драматурга к попытке воспроизвести на сцене «суд над Лениным». Желание вовлечь в дискуссию по вопросам морали, политики современный зрительный зал (пьесе «Диктатура совести» было дано жанровое определение «споры и размышления 1986 года в двух частях») вызвало к жизни новую художественную форму – публицистический карнавал, где действовали уже не столько исторические персонажи, сколько исторические маски, носители определенных политических тенденций. Спектакль в постановке М. Захарова в Театре имени Ленинского комсомола вызвал многочисленные положительные отклики критиков (О. Кучкина, А. Свободина, Ю. Щекочихина и др.) и восторженный прием у зрителей.
Последней работой М. Шатрова, подытоживающей его размышления над ленинским политическим наследием, над ролью И.В. Сталина в советской истории, над проблемой сталинизма в целом и его связи со всем предшествующим, стала пьеса «Дальше... дальше... дальше!» (1988), окончательно оформившая понятие «политический театр М. Шатрова». Она вызвала в обществе бурную дискуссию, резкую реакцию ученых-ретроградов, апеллировавших к прежним партийным догмам, поток читательских писем с поддержкой и обвинениями в предательстве идеалов прошлого. Интересным опытом издания текста пьесы со всеми сопутствующими ее появлению откликами стала книга «Дальше... дальше... дальше! Дискуссия вокруг одной пьесы» (М., 1989).
Последняя пьеса драматурга – «Может быть» (1993) создана за рубежом (в 1992 году М. Шатров выехал по приглашению Гарвардского университета в США) специально для знаменитой английской актрисы В. Редгрейв и поставлена в Королевском театре Манчестера, где она шла в течение 2 месяцев и выдержала около 60 представлений. В пьесе воссоздана атмосфера страха, распространившаяся в Америке в годы маккартизма, уродовавшая психику людей, превращавшая их в подлецов и предателей. В Россию М. Шатров вернулся весной 1994 года.
Многое из найденного в драматургии М. Шатров использовал в единственном своем прозаическом произведении – «романе-хронике в документах и письмах» «Февраль» (1979; в соавторстве с В. Логиновым), где история говорит голосами реальных участников событий Февральской революции, ее свидетелей и очевидцев. В годы перестройки писатель активно включился в публицистическую и общественную деятельность, которой уделял внимание и раньше (он длительное время руководил семинаром молодых драматургов в Союзе писателей, был секретарем правления Союза писателей и театральных деятелей). В 1988 году статьи разных лет изданы им в книге «Необратимость перемен».
Еще в 1986 году, после избрания секретарем правления только что созданного Союза театральных деятелей (СТД) и не желая превращаться в «высокопоставленного чиновника от культуры», М. Шатров начал добиваться осуществления своей заветной мечты – создания в Москве большого международного культурного центра, который объединил бы под одной крышей все возможные виды искусств: театр, живопись, музыку, кино, телевидение, литературу. Эта идея понравилась и другим секретарям СТД – О. Ефремову, К. Лаврову, М. Захарову, В. Шадрину. Работу пришлось начинать с нуля. «У нас не было денег даже на скрепки, – вспоминает М. Шатров. – И я пошел по начальству... В 1987 году было подписано постановление Моссовета о резервировании под строительство участка земли на набережной Москвы-реки напротив Новоспасского монастыря. Проект будущего Культурного центра разработали прекрасные театральные архитекторы Ю. Гнедовский, В. Красильников, Д. Солопов.
М. Шатров теперь всецело сосредоточился на строительстве культурного центра. В связи с этим, а также после трагических событий октября 1993 года в его творческой жизни наступила пауза. Осенью 1994 года было создано ЗАО «Москва – Красные Холмы», которое М.Ф. Шатров возглавил в качестве президента и председателя совета директоров. 20 июля 1995 года был заложен первый камень Российского культурного центра «Красные Холмы», который открылся в 2003 году.
М. Шатров награжден орденами Трудового Красного Знамени (1982) и Дружбы народов (1984).
Михаил Филиппович любит классическую музыку (Вагнер, Малер), особенно в исполнении В.Т. Спивакова.
В Москве на 79-м году жизни скончался драматург и киносценарист Михаил Шатров. Шатров считается одним из самых известных драматургов поздней советской эпохи.
Михаил Шатров считается одним из создателей жанра документальной драмы и сторонником идеи "социализма с человеческим лицом". Шатров – автор цикла пьес об Октябрьской революции и ее вождях. Многие специалисты и коллеги считают его предвестником горбачевской перестройки. Агентство ИТАР-ТАСС напоминает, что резонанс от его драматургических произведений был столь велик, что на один из спектаклей во МХАТе по пьесе Шатрова "Так победим!" явился полный состав Политбюро ЦК КПСС во главе с генсеком Леонидом Брежневым .
Шатров написал сценарии к фильмам "Именем революции", "Большевики", "Шестое июля", "Две строчки мелким шрифтом", участвовал в работе над сценарием к фильму "Тегеран-43".
Спектакли по пьесам Шатрова ставились в театрах "Современник", "Ленком", театре имени Ермоловой, имени Вахтангова и других. В 1983 году драматург стал лауреатом Государственной премии СССР за пьесу "Так победим!".
О Михаиле Шатрове вспоминает народный артист РСФСР Юрий Каюров
:
– Это для меня лично бесконечно печальная весть. Потому что у меня, так сказать, в этом целом ряду фильмов, где мне довелось играть роль Владимира Ильича Ленина, конечно, самая вершина – это всеми признано, всеми, в том числе Михаилом Филипповичем Шатровым, – фильм "Шестое июля". Конечно, показать Ленина таким, каким удалось Шатрову в этом сценарии, в этой пьесе "Шестое июля", еще никому не удавалось. Так что для меня Шатров – это останется навсегда. Это крупнейший творческий человек, живший с нами в одно время, и мы должны ему быть бесконечно признательны и благодарны.
– Вам удавалось с ним лично общаться? И переросло ли ваше сотрудничество в дружбу?
– Да, конечно, доводилось и общаться, мы начинали вместе, думали и размышляли, оговаривали какие-то вещи. Потом на протяжении нескольких лет были встречи в Доме кино. И я даже совсем недавно, по-моему, еще не прошло и нескольких месяцев, встречался с ним на вечере Галины Евтушенко в Доме литераторов, и там был Михаил Филиппович Шатров, мы общались, разговаривали, и он очень-очень, как говорится, по-дружески, ласково, благодарно смотрел на меня.
– Кроме фильма "Шестое июля", удавалось ли вам в других каких-то фильмах, картинах или пьесах по произведениям Шатрова воплотить образ Ленина?
– Вы знаете, да. В Саратове, будучи еще актером Саратовского театра имени Карла Маркса, я играл роль Ленина в пьесе Шатрова "День тишины". Вроде бы пьеса, как говорится, адресована и юному зрителю, но, тем не менее, очень было серьезное произведение. Этот спектакль пользовался успехом, и я очень благодарен был Михаилу Филипповичу за то, что он дал мне возможность не только в кино, но еще и в театре – это еще было до фильма "Шестое июля" – воплотить образ Ленина.
О Михаиле Шатрове говорит кинокритик Алла Гербер :
– Я думаю, что в те времена, когда правды совсем не было, та половинчатая правда, которую несли пьесы Михаила Шатрова и спектакли, по ним поставленные, по тем временам была очень важна. И я очень хорошо помню наше впечатление, состояние после спектакля Олега Ефремова "Большевики", когда мы узнавали что-то такое, чего мы не знали. Понимаете, Шатров, пытался докопаться до какой-то истины и шел, наверное, по неверному пути, потому что у него был образ Ленина, который не имел никакого отношения как бы к советской власти, к сталинскому режиму, к тирании. А сейчас мы отлично знаем все, что было при Ленине и непосредственно по инициативе Ленина. Но для Шатрова и тогда для нас это была правда. Это только потом мы поняли, насколько это была… не то что полуправда, а вообще никакая не правда!
В те времена, когда правды совсем не было, та половинчатая правда, которую несли пьесы Михаила Шатрова и спектакли, по ним поставленные, по тем временам была очень важна
Тем не менее, он искренен был в своих поисках, в своем желании докопаться до того, что есть истина. И вся его большая, по тем временам эпохальная "лениниана" производила очень сильное впечатление, потому что мы что-то узнавали… Я помню дискуссию в спектакле на сцене театра "Современник" – о том, начинать или не начинать "красный террор"… И мы тоже мучительно думали, так это было или не так, и он думал при этом. И вообще, его поиски по тем временам были очень добросовестные и очень достойные. И он тогда очень много сделал.
Я очень хорошо помню спектакль "Так победим" во МХАТе, и спектакли "Современника", и спектакль "Брестский мир" в Театре Вахтангова, и спектакль "Дальше, дальше, дальше" в "Ленкоме". И помню хорошо, как мы с Глебом Панфиловым очень долго обсуждали идею Шатрова сделать сценарий о февральской революции. Он очень много поднял материалов, и это было интересно, но тогда Глеб Анатольевич как-то не решился снимать такой фильм. Потому что уже все-таки было ощущение неправды. Неправды несознательной. Знаете, я не хочу бросать в него камни не потому, что его больше нет с нами, а потому, что и при жизни его я это говорила. Он искренне пытался докопаться до каких-то истоков того, что тогда произошло, видя в Февральской и Октябрьской революциях какой-то положительный заряд, который эти революции несли. И вот тогда, я помню, Панфилов почувствовал, что это все не так просто, извините за банальность, и он все-таки отказался делать этот фильм. Тем не менее, низкий ему поклон за его поиски, за его работу. Шатров очень много, насколько это тогда было возможно, работал в архиве и хотел рассказывать правду. При этом он исключал "лениниану" из сталинского режима, из всего того, что произошло, в общем, после Ленина, игнорируя то, что это были явления одного порядка.
Михаи́л Фили́ппович Шатро́в (настоящая фамилия - Марша́к ; 1932, Москва, СССР - 2010, Москва, Россия) - советский и российский драматург и сценарист.
Биография
Михаил Шатров родился в семье инженера Филиппа Семёновича Маршака (1900-1938, расстрелян) и Цецилии Александровны Маршак (арестована в 1949 году, амнистирована в 1954 году).
Родственник С. Я. Маршака . Тётя Михаила Шатрова - Нина Семёновна Маршак (1884-1942) - первым браком была замужем за руководителем Коминтерна Осипом Пятницким, вторым браком - за советским государственным деятелем А. И. Рыковым.
Закончил школу с серебряной медалью и поступил в Горный институт (учился на одном курсе с будущим вице-мэром Москвы Владимиром Ресиным). В начале 1950-х проходил практику на Алтае, где работал бурильщиком, там и начал писать. В 1954 году была написана первая пьеса - «Чистые руки».
Лауреат Государственной премии СССР (1983), кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1982) и ордена Дружбы народов (1984).
В 1990 году стал одним из сопредседателей организации «Апрель». Входил в общественный совет Российской объединённой социал-демократической партии.
С середины 1990-х являлся президентом и председателем совета директоров ЗАО «Москва - Красные холмы», которое управляет Российским культурно-деловым центром «Красные холмы», открытым в 2003 году, куда, в частности, входит Свиссотель Красные Холмы. По словам самого Шатрова, он не имел никакого отношения к финансовой и экономической деятельности, а занимался только творческой.
Умер в Москве на 79-м году жизни от сердечного приступа в своей квартире в Доме на набережной. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Руководитель МХТ народный артист СССР Олег Табаков сказал после смерти Шатрова:
Бывший министр культуры Российской Федерации Михаил Швыдкой:
Семья
Вторая жена - актриса Ирина Мирошниченко . Был женат четвёртым браком на Елене Горбуновой, которая вскоре после развода с Шатровым стала супругой Бориса Березовского.
Дочь - Наталья Миронова (Шатрова) (род. 1958, Москва). Окончила филфак МГУ. Филолог-славист. Состояла в браке с Андреем Карауловым. Мать двоих детей - Филиппа и Софии.
Творчество
Пьесы
о Ленине
- «Именем революции» (1957)
- «Шестое июля» (1964)
- «Большевики» («Тридцатое августа», 1968)
- «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд», 1979)
- «Так победим!» (1982)
- «Диктатура совести» (1986)
- «Брестский мир» (1987)
- «Дальше… дальше… дальше!» (1988)
- «Чистые руки» (1955)
- «Место в жизни» (1956) - создана под влиянием пьесы В. Розова «В добрый час».
- «Лошадь Пржевальского» (1972) - о студентах на освоении целины
- «Погода на завтра» (1974) - об автозаводе
- «Мои Надежды» (1977) - о ткачихах трёх поколений
- «Глеб Космачёв»
- «Дождь лил как из ведра»
Последнее 5-томное собрание сочинений вышло в корпоративном издательстве турецкой строительной компании «Энка».
Постановки пьес
Пьесы Шатрова ставились во многих театрах страны.
Один из самых репертуарных драматургов СССР.
- «Современник».
- 1967 - «Большевики», реж. О.Ефремов, Г.Волчек, - «к 50-летию Великого Октября».
- «Ленком».
- Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой.
- Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова.
- Пермский театр драмы.
- «Синие кони на красной траве».
- Рижский театр юного зрителя.
- 1962 - «Глеб Космачёв»
Киносценарии
- 1963 - Именем революции
- 1968 - Шестое июля
- 1975 - Доверие (совместно с Владленом Логиновым и Вяйнё Линна)
- 1976 - Моя любовь на третьем курсе
- 1980 - Тегеран-43 (совместно с Александром Аловым и Владимиром Наумовым)
- 1981 - Две строчки мелким шрифтом (совместно с Владленом Логиновым и Виталием Мельниковым)
- 1984 - Когда другие молчали (Wo andere schweigen, совместно с Ральфом Керстеном и Петером Вуссом)
- 1987 - Так победим! (телеспектакль)
- 1988 - Семь дней Надежды (телефильм)
Проза
- «Февраль» (в соавторстве с В. Логиновым, 1979) - роман-хроника
- Когда Михаил Маршак в 1955 году принёс в Центральный детский театр молодому режиссёру Олегу Ефремову свою первую пьесу «Чистые руки», тот, узнав, что молодого драматурга зовут Маршак, посчитал того психопатом, взявшим неудачный псевдоним.
- Когда Михаил Маршак начал писать, его родственник Самуил Яковлевич Маршак сказал ему: ты же понимаешь, что двух Маршаков быть не может. Поэтому и появился драматург Михаил Шатров.
- По совету Ролана Быкова Михаил Маршак взял в качестве псевдонима фамилию одного из героев своей первой пьесы «Чистые руки».
- Летом 2003 года Михаилу Шатрову угрожали, что на его даче в Переделкине заложена бомба. Приехавшие специалисты бомбу не обнаружили.
Михаил Шатров родился в семье инженера Филиппа Семёновича Маршака (1900-1938, расстрелян) и Цецилии Александровны Маршак (арестована в 1949 году, амнистирована в 1954 году). Родственник С. Я. Маршака . Тётя Михаила Шатрова - Нина Семёновна Маршак (1884-1942) - первым браком была замужем за руководителем Коминтерна Осипом Пятницким , вторым браком - за советским государственным деятелем А. И. Рыковым .
Закончил школу с серебряной медалью и поступил в Горный институт (учился на одном курсе с будущим вице-мэром Москвы Владимиром Ресиным). В начале 1950-х проходил практику на Алтае, где работал бурильщиком, там и начал писать. В 1954 году была написана первая пьеса - «Чистые руки».
Лауреат Государственной премии СССР (1983), кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1982) и ордена Дружбы народов (1984).
В 1990 году стал одним из сопредседателей организации «Апрель». Входил в общественный совет Российской объединённой социал-демократической партии.
С середины 1990-х являлся президентом и председателем совета директоров ЗАО «Москва - Красные холмы», которое управляет Российским культурно-деловым центром «Красные холмы», открытым в 2003 году, куда, в частности, входит Свиссотель Красные Холмы. По словам самого Шатрова, он не имел никакого отношения к финансовой и экономической деятельности, а занимался только творческой.
Умер в Москве на 79-м году жизни от сердечного приступа в своей квартире в Доме на набережной. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Руководитель МХТ народный артист СССР Олег Табаков сказал после смерти Шатрова:
Бывший министр культуры РФ Михаил Швыдкой:
Творчество
Пьесы
- «Именем революции» (1957)
- «Шестое июля» (1964)
- «Большевики» («Тридцатое августа», 1968)
- «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд», 1979)
- «Так победим!» (1982)
- «Диктатура совести» (1986)
- «Брестский мир» (1987)
- «Дальше… дальше… дальше!» (1988)
- «Чистые руки» (1955)
- «Место в жизни» (1956) - создана под влиянием пьесы В. Розова «В добрый час».
- «Лошадь Пржевальского» (1972) - о студентах на освоении целины
- «Погода на завтра» (1974) - об автозаводе
- «Мои Надежды» (1977) - о ткачихах трёх поколений
- «Глеб Космачёв»
- «Дождь лил как из ведра»
Последнее 5-томное собрание сочинений вышло в корпоративном издательстве турецкой строительной компании «Энка».
Постановки пьес
Пьесы Шатрова ставились во многих театрах страны.
Один из самых репертуарных драматургов СССР.
- «Современник».
- 1967 - «Большевики», реж. О.Ефремов , Г.Волчек , - «к 50-летию Великого Октября».
- «Ленком».
- Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой.
- Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова.
- Пермский театр драмы.
- «Синие кони на красной траве».
- Рижский театр юного зрителя.
- 1962 - «Глеб Космачёв»
Киносценарии
- 1963 - Именем революции
- 1967 - Штрихи к портрету В. И. Ленина
- 1968 - Шестое июля
- 1975 - Доверие (совместно с Владленом Логиновым и Вяйнё Линна)
- 1976 - Моя любовь на третьем курсе
- 1980 - Тегеран-43 (совместно с Александром Аловым и Владимиром Наумовым)
- 1981 - Две строчки мелким шрифтом (совместно с Владленом Логиновым и Виталием Мельниковым)
- 1984 - Когда другие молчали (нем. Wo andere schweigen, совместно с Ральфом Керстеном и Петером Вуссом)
- 1987 - Так победим! (телеспектакль)
- 1988 - Семь дней Надежды (телефильм)
Проза
- «Февраль» (в соавторстве с В. Логиновым, 1979) - роман-хроника
- Когда Михаил Маршак в 1955 году принёс в Центральный детский театр молодому режиссёру Олегу Ефремову свою первую пьесу «Чистые руки», тот, узнав, что молодого драматурга зовут Маршак, посчитал того психопатом, взявшим неудачный псевдоним.
- Когда Михаил Маршак начал писать, его родственник Самуил Яковлевич Маршак сказал ему: ты же понимаешь, что двух Маршаков быть не может. Поэтому и появился драматург Михаил Шатров.
- По совету Ролана Быкова Михаил Маршак взял в качестве псевдонима фамилию одного из героев своей первой пьесы «Чистые руки».
- Летом 2003 года Михаилу Шатрову угрожали, что на его даче в Переделкине заложена бомба. Приехавшие специалисты бомбу не обнаружили.