Как провести интересный урок. Как сделать урок интересным?! (из опыта работы методического объединения учителей истории и права)
Очень часто учитель становится неким промежуточным звеном между учеников и администрацией школы. Директорат выдвигает все более и более жесткие требования касательной тематики и содержания занятий, а ученики в ответ просто-напросто спят на уроках, не в силах воспринимать скучный и «сухой» материал учебной программы, зачастую разработанной людьми далекими от педагогики. Такая ситуация наблюдается в сотнях и тысячах школ. И многими учителями, к сожалению, уже воспринимается, как нечто обычное и вполне нормальное. Однако возможностей переломить подобную не очень приятную традицию также существуют немало. Не верите? Тогда сегодня мы постараемся убедить вас в обратном.
В рамках нашей сегодняшней статьи мы решили собрать воедино несколько практических советов касательно того, как можно легко и просто сделать урок в начальной школе интересным и занимательным. Ведь от внимательности и заинтересованности учеников во многом зависит и степень усвоения учебного материала. А значит, даже сам учитель должен быть заинтересован в этом. В данном случае в одной точке сходятся интересы всех заинтересованных сторон. Администрация будет рада строгому следованию учебному плану, ученики – интересному и увлекательному ходу урока. А учитель может вполне рассчитывать на небольшую премию за успеваемость своих учеников по итогам рабочего месяца.
Как сделать урок интересным.
Дабы сделать школьные уроки занимательными и интересными. Необходимо придерживаться составленного в начале года учебного плана, не забывая при этом, что его всегда можно разнообразить в зависимости от той или иной конкретной темы. В научной литературе содержится огромное количество различных приемов, ориентированных на повышение интереса учеников к ходу занятия.
1. Самым простым и легким способом сделать урок более увлекательным является использование различной техники. Это может быть компьютер, ноутбук или (оптимально) электронный проектор. Таким образом, вы сможете представить излагаемый материал в виде слайдов, которые можно разнообразить картинками и практическими примерами. Весьма примечательно, что подобный способ отлично подойдет для проведения урока практически по любой дисциплине. Если нужно несколько разнообразить урок литературы (литературного чтения), можно показать на слайдах фотографии авторов, произведения которых рассматриваются в рамках школьного занятия. Если же речь идет о проведении урока естествознания, то тут и вовсе все предельно просто: на слайдах можно разместить фотографии животных, грибов, растений и многих других объектов флоры и фауны, имеющих отношение к рассматриваемому занятию.
2. Четко разделяйте урок на сегменты. Не будьте монотонными и однообразными. На стадии подготовки к учебному занятию, постарайтесь выделить в нем несколько наиболее важных фрагментов. Это может быть проверка домашнего задания, основная часть (представление нового материала), а также физкультминутка, самостоятельная работа школьников и т.д. Вариантов в данном случае существует огромное множество. Главное, как отмечают школьные психологи, не затягивать каждую отдельную часть занятия. Каждый сегмент должен длиться не более12 минут. Некоторым исключением может быть лишь представление нового материала.
3. Постарайтесь вести себя нестандартно – попробуйте выйти за рамки. Как показывает практика, каждый ученик, так или иначе, сравнивает одного педагога с другим. А те в свою очередь, как правило, ведут свои занятия на протяжении многих и многих лет по одним и тем же шаблонам. В данном случае – ваша задача как-то выделиться. Быть узнаваемыми. И тогда дети будут всегда с особым вниманием следить за вашими действиями во время урока, уже подсознательно ожидая от вас чего-то новенького.
Например, можно во время физкультминутки одновременно повторять пройденные упражнения. Это может быть таблица умножения или иностранные слова. Тому, кто не справится с заданием, можно дать несколько дополнительных упражнений (приседаний – девочкам, отжиманий – мальчикам). Интересно и весело. Кроме того, таким образом, вы сможете воздействовать на весь класс. Главное в данном случае не переусердствовать. Лучше давать «незнайкам» всего лишь по пять дополнительных упражнений, дабы постоянно соблюдалась динамика и сам принцип блиц опроса.
4. Старайтесь разговаривать с учениками, держать с ними прочный контакт. Отличным вариантом будет также шутить с ними. Однако в данном случае все достаточно специфично и зависит от личностных особенностей педагога. Кроме того, для некоторого контакта с аудиторий можно просто-напросто ходить вдоль рядов, излагая учебный материал. В преобладающем большинстве случаев подобная маленькая хитрость срабатывает на все сто. Ученики перестают болтать и начинают прислушиваться к словам педагога.
5. Постарайтесь использовать во время занятия как можно больше интересных и увлекательных игр. Это могут быть ребусы, шарады или даже самые обычные кроссворды, заданиями к которым будут имена исторических деятелей, названия городов, обозначения тех или иных представителей флоры и фауна. В данном случае все зависит от самого учебного предмета, о котором идет речь. Как утверждают многие исследователи, посвятившие свои работы вопросам детской педагогики, именно во время игры, в непринужденной и раскованной атмосфере, дети намного лучше усваивают учебный материал. В данном случае разнообразить урок можно самыми различными способами. Если приведенные выше способы вам не подходят, спешим представить вашему вниманию еще один. Отыщите дома или в спортивном зале школы небольшой мячик и устройте блиц опрос. Передавайте мячик по рядам, засекая время. Тот ученик, в чьих руках окажется мячик, когда оно истечет, должен ответить на один из заготовленных вопросов. При возможности, можно вместе временного отсчета использовать короткую мелодию.
6. Позвольте ученикам самим работать над решениями тех или иных задач. Разделите их на группы и дайте каждой команде задания повышенной сложности. Это могут быть сложные вопросы по литературе или страноведению, а также «задания со звездочкой» из школьных учебников математики. По истечении отведенного времени, каждая группа учеников, должна будет представить свой ответ (лучше в письменном виде на небольшом листочке). Такие занятия научат детей действовать сообща, а также привьют им чувство партнерства.
7. Сделайте урок максимально разнообразным. Предложите школьникам различные обучающие программы, используйте возможности интернета и дополнительных источников т.д. Интересные идеи можно собирать в отдельную папочку. Со временем у вас сформируется целый «арсенал» интересных и увлекательных заданий, которые можно будет использовать в работе уже с другими учениками и другим классом.
8. И в заключении – самое важное правило, что отлично поможет сделать урок занимательным и интересным. Готовясь к уроку, постарайтесь подойти к концепции занятия творчески. Отыщите в себе ребенка, дайте волю своей фантазии – и тогда интересные решения отыщутся сами собой. Просто будьте искренними с собой и своими учениками.
Интересных вам идеи и профессиональных успехов.
Инструкция
Будет ли урок интересен детям, захотят ли они принимать в нем активное участие, зависит от того, насколько хорошо учителем была продумана каждая деталь занятия. При организации урока необходимо опираться на его цель. Четко определите, что должен унести с занятия ученик, какую задачу будет решать урок: будет ли это изучение нового материала или урок повторения, обобщения и систематизации знаний, контрольное занятие.
Достижение цели будет напрямую зависеть от мотивации учеников. Поэтому приложите максимум усилий, чтобы у появилось желание знать то, о чем вы им рассказываете. Активно используйте свой творческий , разнообразные методы, приемы и средства обучения.
Выберите форму урока. Она определяется в соответствии с его целями и возрастом учащихся.
Формы урока весьма разнообразны, каждый учитель привносит что-то свое. Уроки изучения нового материала могут быть в виде , приключения, урока- , урока-сюрприза и т.д. Для более старшего возраста это может быть , в том числе подготовленная самими учащимися. Урок закрепления материала может проводиться в виде , турнира. Это может быть как в пределах одного , так и нескольких параллели. Можно также организовать экскурсию, поход. Это будет способствовать не только проявлению интереса учащихся к уроку, но и сплочению класса. Контрольный урок можно провести в форме , викторины. Урок применения знаний можно организовать как урок-репортаж, урок-суд, аукцион, урок-исследование. Для комбинированного урока подходит проведение его в форме мастерской, семинара, консультации. Полезны также семинары, уроки разновозрастного сотрудничества. Но следует помнить, что подобные уроки должны проводиться в системе, но не каждый день. Учащиеся, во-первых должны будут подготовиться, во-вторых, они будут знать, что их снова ожидает не просто интересный урок, а праздник. Это поднимает и авторитет учителя в глазах учеников. Компьютер, проектор, интерактивная доска, таблицы, иллюстрации – правильное и уместное использование этого только украсит ваш урок.
Опираясь на цели и форму урока, выберите методы и приемы обучения. Они классифицируются по различным основаниям и могут быть: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод, исследовательский метод и т.д. Большое значение для развития познавательного интереса школьников приобретают методы проблемного обучения, так как именно они в большей степени способны активизировать учащихся на уроке. Проблемный вопрос, проблемное задание, проблемная ситуация и т.д. - всё это позволяет сделать любой урок интересным, благодаря тому, что дети сами принимают участие поиске ответа. При частично-поисковом методе самостоятельному поиску учащихся уделяется большее значение, чем при проблемном методе. Учитель лишь направляет обучаемых в их действиях. Более сложным для организации учителем и для выполнения учащимися является исследовательский метод. Педагог лишь создает проблемную ситуацию, а учащиеся, для того, чтобы разрешить её, должны увидеть проблему, определить пути её решения и найти ответ.
Применение различных способствует повышением познавательного интереса учащихся, а это неразрывно связано с лучшим усвоением изучаемого материала, развитию у них творческих способностей, внимания, памяти, мышления. Ученик будет с удовольствием посещать ваши уроки, зная, что на них всегда интересно.
Видео по теме
Большинство из репетиторов училось в педагогическом ВУЗе, где им преподавали педагогику, психологию и методику. Но учеба и практика – два разных дела, и готовясь к своему первому уроку, кажется, что тебя научили только теории, но не тому, что тебе понадобится на практике. Как начать урок? Как преподнести материал? Как провести занятие, чтобы оно было запоминающимся и эффективным? И методом проб и ошибок приходится самому искать ответы.
В этой статье я хочу затронуть не только педагогическую, но и психологическую часть проведения занятия, и все здесь написанное будет верно для учеников от 12 лет, так как с младшим возрастом я не занимаюсь.
Как провести урок: Начало
Проверяю , и делаю выводы – обучаемый должен увидеть и исправить свои ошибки (сам! пусть шевелит мозгами! ), а для себя отмечаю, какую тему можно считать пройденной, а что еще нужно повторить.
Теперь – начинаем. И начинаем с постановки целей . Ученик должен знать, зачем он пришел на урок! Рассказали ему, почему его день сегодня пройдет не зря, и теперь… надо вспомнить произношение и значение слов, которые мы проходили? Освежить в памяти грамматику? Отработать звуки, которые у ученика не получаются? У нас есть отличный выход – фонетическая зарядка ! Разогреваем органы речи и вспоминаем, как красиво говорить по-английски.
Приведу пример: изучили Present Simple и Present Continuous, и надо уяснить разницу между ними. Смотрим небольшое видео, ученик повторяет сказанные героями фразы и поясняет выбор того или иного времени (ссылка на видео). Так мы убиваем сразу несколько зайцев: речевой аппарат разогревается, грамматику повторяем, и интерес к языку возрастает – в школе и университете очень мало учащихся видят какие-то наглядные пособия, кроме учебника.
Человек хорошо запоминает, что было в начале и конце, поэтому важно, чтобы начало занятия было интересное и ученик знал, что мы пришли не просто заниматься – а приобретать определенные знания, отрабатывать навыки или закреплять умения.
Если в структуре занятия запланировано аудирование (вспомогательное средство для введения новой грамматической темы/ закрепления пройденной лексики/ тренировки восприятия речи на слух/ тренировки части “Аудирование” на ЕГЭ), то начало занятия – оптимальное время для его проведения. Почему? Потому что мозг ученика еще толком не напрягся – его не загрузили новой темой – значит, восприятие на слух лучше всего пройдет именно в первой части урока. (Сомневаетесь – поставьте эксперимент – дайте слушание в разных частях занятия – и спросите обучаемого, когда ему было проще!)
Как провести урок: середина
Здесь я ввожу либо новую лексику , либо новую грамматику . Стараюсь не брать на одном занятии и то и другое, потому что это очень сложно для ученика, особенно уровня ниже Intermediate (а таких учеников подавляющее большинство). До этого уровня почти все темы новые для обучаемого, и многие из них отличаются от родного нам русского языка.
Всю остальную часть урока посвящаю закреплению нового материала.
NB : Если предвидится трудная грамматическая тема и занятие идет больше 60 минут, примерно после 50 минут урока можно сделать небольшую паузу – сыграть на гитаре, предложить чай с тортом, а ученикам постарше – алкогольные напитки. Шутка =) Но паузу нужно сделать, чтобы ученик немного отдохнул и после с новыми силами глотал пилюлю английского. Посмотрите видео, послушайте песню любимого исполнителя ученика (опять же вписывающуюся в план занятия), прочитайте веселую статью или поговорите на интересную вам обоим тему.
Отдохнули? Еще есть время для отработки навыков! Чтение, письмо или слушание. Но текст для аудирования на этом этапе занятия не должен вносить ничего нового (много непонятных слов и грамматических конструкций), а лишь отрабатывать изученное на этом занятии или ранее. Лучше будет, если эта часть урока была связана с пройденным материалом.
Внимание ученика здесь уже медленно начинает угасать, и вряд ли вы сможете втиснуть в его уставший мозг какую-то новую информацию.
Как провести урок: конец
К концу урока и вы и ученик устали друг от друга и от английского. Как и у любого хорошего фильма, у урока должна быть красивая и запоминающаяся концовка.
В интернете есть куча игровых материалов, посвященных грамматическим и лексическим темам (например, ). Их я и стараюсь использовать в конце занятия. Например, когда идет изучение темы союзов, вводящих придаточные определительные (defining relative clauses), пишу слова, пройденные с учеником недавно, на карточках, разрезаю их, кладу на стол чистой стороной вверх, и каждый по очереди тянет слово, которое должен объяснить, не называя самих слов, но используя при этом предложения, начинающиеся с союзов who , which , that , when , where andwhose.
А это уже готовые карточки из пособия New English File Pre-Intermediate:
Более подробно об играх на занятии Вы можете прочитать .
И в самом конце я прошу ученика самого подвести итоги – что он узнал, и что далось легко, а что требует большей отработки. Обязательно задавайте вопросы! Мы с вами уже хорошо знаем язык и забыли начальный этап изучения, когда тема казалась сложной, а учитель никак не мог понять, как такой простой материал вызывает столько проблем? Плюс, попадаются ученики, которые с одинаковым выражением лица сидят все занятие, и понять, что он понял, а что нет, можно, лишь задав прямой специальный вопрос.
Итак, ученик сам рассказал, чего он достиг на занятии. Если он неправильно понял цель урока или вообще затрудняется сказать, чем вы занимались, это хороший повод для самоанализа – значит, неправильно что-то спланировали или объяснили.
На этом все, осталось дать домашнее задание, закрепляющее пройденный материал, и распрощаться до следующего занятия.
Хотите, чтобы ученики бежали на ваши уроки и были готовы учить ваш предмет дни напролет?
Тогда стоит взять на вооружение замечательное высказывание Анатоля Франса: "Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом ".
Теперь давайте поговорим, как воплотить этот совет в жизнь.
Конечно, лучший способ - проводить нестандартные уроки. Но этот метод работает не всегда. Согласитесь, трудно абсолютно для каждой темы находить нестандартные способы объяснения и закрепления. Да и методика не рекомендует увлекаться нестандартными уроками.
Но есть несколько составляющих, которые помогут вам разнообразить любой урок.
1. Эффектное начало - залог успеха. Всегда начинайте урок необычно, интересно. Это тот самый момент, когда вы можете использовать нестандартные методы " на всю катушку". Например, вместо скучного опроса домашнего задания проведите блиц-турнир, мини-тестирование, устройте конкурс, соревнование. Если тема новая, то начать урок можно с каких-то интригующих сообщений, интересных фактов по теме.
2. Обязательно планируйте урок, исходя из индивидуальных особенностей учеников. Любое задание стоит планировать так, чтобы учесть разные варианты сложности. Так вы задействуете не только активистов, но и отстающих учеников, которые частенько на уроках просто зевают. Найдите дело для каждого!
3. Используйте технику! Поверьте, презентация, рассказывающая, например, биографию писателя или свойства железа, запомнится намного лучше, чем монотонное объяснение.
4. Включайте игровые элементы. Всегда и в любом классе! Даже старшеклассники с удовольствием включаются в игру.
5. Ломайте стереотипы! Не загоняйте уроки в привычные рамки: лекция - опрос. Попробуйте построить урок по-другому. Отсутствие интереса учащихся часто связано именно с тем, что они заранее знают все этапы урока. Не следуйте шаблонам.
6. Подключайте учеников к объяснению новой темы. Самостоятельный поиск информации больше укрепляет знания, чем прослушивание готового объяснения. Пусть потрудятся! Это можно сделать на предварительном этапе, дав задание найти какую-то информацию по будущей новой теме. Либо в процессе урока, обратившись к жизненному опыту самих учащихся.
7. Ведите себя нестандартно! Привыкли объяснять тему, стоя у доски? Попробуйте почитать лекцию, устроившись на стуле перед классом. Если постоянно ходите в деловом костюме, попробуйте в следующий раз надеть яркий свитер.
Можно привести пример одного ярчайшего педагога, преподавателя литературы. Например, когда предстояла лекция по творчеству Маяковского, учитель пришел на урок в желтой кофте. К концу урока все ученики запомнили, что футуристы любили эпатаж. А на урок по биографии Гоголя этот учитель пришел в украинской сорочке. Эффект был потрясающий. Такие уроки запоминаются на всю жизнь!
8. Держите в запасе несколько необычных, даже шокирующих вопросов, замечаний, загадок. Если замечаете, что в процессе урока ученики начинают скучать и отвлекаться - самое время сменить тему, сделать паузу. Неожиданный вопрос всегда поможет активизировать внимание.
И напоследок - пополняйте свою методическую копилку. Интересные приемы и методы можно подсмотреть у коллег. Да и всемирная сеть предлагает массу материала для каждого предмета, для каждого года обучения. Поверьте, поиск нетривиальных решений и методов - штука увлекательная.
Одной из глобальных проблем современной школы считается резкое снижение, а иногда и полное отсутствие интереса учеников к изучаемым предметам, в частности к русскому языку. В итоге мы имеем снижение уровня грамотности, распространенное косноязычие и неумение логично и грамотно выражать мысли.
Мнение многих психологов гласит, что интерес ом принято называть в науке эмоциональное отношение учеников к предмету, вызывающее у них желание познавать изучаемый материал, и стимулирующее увлечение им. Такое отношение внешне проявляется в любознательности и внимании, в активности на уроках.
Вопрос как сделать урок интересным увлекательным и добиться, чтобы он развивал творческую активность ребенка, пробуждал познавательный интерес, сегодня волнует не только учителей. Над проблемой, какие образовательные технологи способствуют лучшему раскрытию ребенку знаний, которые учитель оценит по заслугам, работает сегодня множество педагогов.
В наши дни разработано много разнообразных приемов в проведения занятий, помогающих учителю более интересными и эффективными, а детям максимально проявить индивидуальные способности. Одним из самых эффективных сегодня, по мнению многих ученых, считается интерактивный метод обучения.
Это способ познания, который базируется в основном на диалоговых формах взаимодействия всех участников процесса обучения. Это обучение, полностью погруженное в общение, в процессе которого у дети приобретают навыки командной деятельности. В таком процессе происходит взаимное обучение каждого и всех.
За последние годы приобрело популярность внедрение в процесс обучения новой технологии ЧПКМ развития критического мышления. Ее суть заключается в моделировании условий, ситуаций, способствующих творческой самореализации ребенка. В основе этой технологии лежит трехфазная структура композиции урока (от вызова к осмыслению и к рефлексии), повторяющая сам процесс восприятия и усвоения любого вида информации. Именно она в большой степени отвечает на вопрос, как сделать урок интересным , эмоциональным, продуктивным и эффектным.
С постоянно нарастающим объемом изучаемого материала, включая его теоретический уровень, метод простого заучивания и запоминания текстуального вызывает к учебе лишь отрицательное отношение. А если этот теоретический сложный для восприятия материал сгруппировать в блоки, или опорные схемы, то можно существенно увеличить объемы материала и без особой перегрузки учеников и таким образом сделать уроки по русскому языку практически несложными, а даже привлекательными.
Немаловажная роль в формировании в учащихся заинтересованности уроками русского языка принадлежит грамотному подбору дидактических материалов. Он обязательно должен быть доступным, занимательным, интересным и воспитывающим,.
Неотъемлемой составляющей любого современного процесса образования, в том числе и урока, стало применение информационно-коммуникационных технологий. Сейчас у педагогов появилась возможность на уроке использовать разные медиасредства: от компьютера, до специальных обучающих программ. Бесспорно, на таких уроках изученный материал останется в памяти ребенка в виде ярких образов, что учителю помогает в дальнейшем активизировать познавательную деятельность школьника.
Общеизвестно, что интерес любой деятельности резко возрастает у детей, когда они включаются в игровые ситуации. По мнению психологов, дети особенно младшего и подросткового школьного возраста имеют большую потребность в игровой деятельности. Поэтому для них даже фраза родителей: « После игры сделай уроки !», как правило, является дополнительной мотивацией. Так почему бы на уроках по русскому языку с этой целью не применять дидактические игры, в разумных пределах, разумеется.
Особо следует отметить и популярные сегодня нетрадиционные формы проведения уроков, например, урок-праздник, урок-концерт, урок-путешествие и т.п. После такой игры сделать уроки любому ребенку будет только в удовольствие. А все ученики ведь, прежде всего, дети, поэтому игра - это мощный инструмент для пробуждения их интереса!
С введением в технологии обучения элементов исследовательской деятельности у педагога появилась возможность не столько традиционно учить, сколько просто помогать школьникам учиться, направляя его познавательную деятельность в нужном направлении. Одним из самых популярных видов такого рода исследовательского труда учащихся сегодня принято считать метод проектов. Таким образом, современный урок - это своего рода педагогическое произведение искусства, в которое учитель вносит и свое индивидуальное творчество, методический почерк.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении