М 160 буксируемый миномет. Отечественные миномёты в послевоенный период
Практически сразу после нападения Германии на СССР, вечером 22 июня 1941 года, выступая по радио, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль заявил: «За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Но теперь у Соединенного Королевства одна неизменная цель: мы полны решимости уничтожить Гитлера и нацистский режим. Поэтому любое государство, которое борется против нацизма получит британскую помощь. Мы окажем России и русскому народу всю помощь, которую только сможем».
Спустя четыре дня для решения конкретных вопросов помощи в Москву прибыли британская военная и экономическая делегации. Уже 12 июля 1941 года было подписано «Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии». С советской стороны документ подписали И.В.Сталин и В.М.Молотов, с английской - посол Великобритании в СССР - С. Криппс. 16 августа 1941 года было заключено соглашение с Англией о товарообороте, кредите и клиринге. Оно предусматривало предоставление Советскому Союзу кредита в сумме 10 млн. фунтов стерлингов, а также поставку английских танков, самолетов и других видов вооружений.
Первые английские танки (20 «Матильд» и «Валентайнов») прибыли в Архангельск с караваном PQ-1 11 октября, а всего до конца 1941 года в СССР прибыло 466 танков, из них 187 «Матильд».
Пехотный танк «Матильда II» англичане приняли на вооружение накануне Второй мировой войны. Эта 27-тонная машина была защищена 78-мм броней, которую не пробивала ни одна немецкая танковая и противотанковая пушка (за исключением 88-мм зенитки) и вооружался 40-мм пушкой или 76-мм гаубицей. В качестве двигателя использовалась спарка дизелей АЕС или «Лейланд» общей мощностью 174 или 190 л.с., что позволяло танку развивать скорость до 25 км/ч.
Всего до августа 1943 года в Великобритании было выпущено 2987 «Матильд», из которых 1084 штуки были отправлены, а 918 прибыли в СССР (остальные погибли в пути).
После разгрузки танки направляли в учебный центр (г. Горький), где и происходила их приемка и освоение. В связи с тяжелым положением на фронте освоение зарубежной бронетанковой техники началось сразу после ее прибытия в СССР. Первоначально подготовка экипажей для иностранных танков проходила в Казанской танкотехнической школе. Уже 15 октябре 1941 года в Казанскую школу было отправлено из учебных танковых полков 420 экипажей для переподготовки на британские машины Мk.II «Матильда» и Mk.III «Валентайн» в течение 15-дневного срока. В марте 1942 года на подготовку танкистов для эксплуатации иностранной техники были переведены 23 и 38 учебных танковых полков.
В июне 1942 года с увеличением зарубежных поставок приказом наркома обороны № 510 от 23.06.1942 г. была сформирована 194-я учебная танковая бригада английских танков (194 утбр), а два учебных танковых полка Т-60 были переведены на подготовку экипажей для английских и американских танков (16 и 21 утп).
Штатная численность бригад и полков позволяла готовить для иностранных танков 1560 экипажей ежемесячно, в том числе 300 экипажей для танков «Матильда».
Офицерские кадры командирского (командиры взводов) и военно-технического профиля готовили танковые училища в соответствии с указаниями Ставки Верховного Главнокомандующего, ориентированные на определенный тип бронетанковой техники. В 1942 году командный состав для танков «Матильда» готовило Чкаловское танковое училище.
Танковый батальон английских танков (штат № 010/395) насчитывал в своем составе 24 танка (Мk.II «Матильда» - 21, Т-60 - 3) и имел численность 150 человек.
Батальоны «Матильд» могли включаться в танковую бригаду (штат №010/345 от 15.02.1942 г.) численностью 1107 человек, имеющую в своем составе 46-48 танков (в двух батальонах). Однако на практике существующая материальная часть могла объединяться в подразделениях и частях в самых различных комбинациях (только штатов для отдельных танковых бригад в 1941 - 1942 годах существовало не менее 7.
Поступали и «Матильды» на укомплектование танковых и механизированных корпусов, правда, в небольшом количестве. Единственным корпусом, полностью оснащенным машинами английского производства (в основном Mk.II), стал 5-й механизированный в период ведения им боевых действий в составе Юго-Западного фронта в 1943 году.
С момента поступления первых партий «Матильд» в Красную Армию наши танкисты хлебнули с ними горя. «Матильды» прибыли на советско-германский фронт, оснащенные так называемыми «летними» гусеницами, которые не обеспечивали нужного сцепления с грунтом в условиях зимы. Поэтому были случаи, когда танки скатывались с обледенелых дорог в кюветы. Для решения этой проблемы на траки гусениц приходилось наваривать специальные металлические «шпоры». В сильные морозы трубопроводы жидкостной системы охлаждения, расположенные близко к днищу, замерзали даже при включенном двигателе. Между фальшбортами и гусеницами часто набивалась грязь, которая замерзала и лишала танк хода. В общем, проблем было предостаточно.
Однако, сравнивая «Матильду» не с Т-34, а с Т-60, Т-26 или БТ, которые составляли более половины парка танковых частей центральных фронтов, приходишь к выводу о полнейшем преимуществе первой. По бронированию «Матильда» превосходила наш KB (78 мм против 75 мм), а 40-мм английская пушка по бронепробиваемости не уступала нашей «сорокопятке». Нашими танкистами отмечалась « надежность работы дизельного двигателя и планетарной коробки передач, а также простота в управлении танком».
Справедливости ради надо сказать, что конструкция «Матильды» была более сложной, чем у советских танков, а это, в свою очередь, затрудняло подготовку экипажей. Что касается приспособленности этого танка к условиям советско-германского фронта, то можно добавить, что в ходе зимней кампании 1941-1942 годов уверенно двигаться по глубокому снежному покрову могли только Т-34 и KB, а все легкие советские танки преодолевали его с большим трудом.
Одним из главных недостатков вооружения «Матильды» являлось отсутствие осколочно-фугасных снарядов к 40-мм пушке. Поэтому уже в декабре 1941 года на основании распоряжения Государственного Комитета Обороны конструкторское бюро Грабина на заводе № 92 разработала проект перевооружения «Матильды» 76-мм пушкой ЗИС-5 и пулеметом ДТ (заводской индекс ЗИС-96 или Ф-96). В том же месяце один образец такого танка прошел испытания и был отправлен в Москву. В январе 1942 года последовало решение о подобном перевооружении всех «Матильд» - такая мера уравнивала боевые возможности Мk.II и КВ.
Однако сейчас сложно сказать, происходило ли перевооружение «Матильд» в серийном порядке. Пока удалось обнаружить только один документ, касающийся этой проблемы. Это письмо наркома танковой промышленности В.Малышева наркому вооружения Д.Устинову, датированное 28 марта 1942 года:
«Напоминаю Вам, что план производства 76-мм танковых орудий Ф-96 для танков «Матильда» заводом № 9 фактически сорван, вместо запланированных 120 сдано только 47. В то же время выпуск 76-мм пушек ЗИС-5 для танков KB даже перевыполнен. Сложившееся положение вещей считаем неприемлемым, так как орудия для KB имеются в достаточном количестве.
Вопрос же скорейшего перевооружения имеющихся толстобронных английских танков 76-мм пушкой в настоящее время считается задачей № 1. Примите срочные меры по оперативной корректировке производства артиллерии для танков на II квартал текущего года с тем, чтобы недосдача пушек I квартала была восполнена как можно скорее».
Не исключено, что перевооружения «Матильд» пушкой Ф-96 вообще не производилось. Ведь с весны 1942 года в нашу страну стал прибывать танк огневой поддержки пехоты Мk.II «Матильда CS», вооруженный 76,2-мм гаубицей, имеющий в боекомплекте фугасные снаряды, что позволяло более эффективно веста борьбу с огневыми точками противника.
Анализируя применение танков Мk.II «Матильда» на советско-германском фронте, можно еще раз подтвердить известное правило о том, что основные потери материальной части советских бронетанковых подразделений были результатом отсутствия реального взаимодействия между родами войск Красной Армии, прежде всего между танкистами и пехотой. Собственно же танковые дуэли, где тактико-технические характеристики машины ощутимо влияли на результат боя, происходили достаточно редко.
В январе 1942 года в состав 3-й Ударной Армии (Северо-Западный фронт) был включен 170 отдельный танковый батальон в составе 4 KB, 13 Мk.II и 18 Т-60. Батальон был придан 23 стрелковой дивизии и с 14 января включился в боевую работу.Танковая рота Мk.II (13 танков) была придана первому батальону 225 стрелкового полка 23 сд.
20 января 1942 года в 14.00 танки «Матильда» пошли в атаку в направлении деревни Георгий. Немцы, увидев их, начали отходить на село Малвотица. Mk.II продвигались вперед и, ведя интенсивный огонь, стали ждать пехоту. Но пехота в атаку не вышла, а засела на северной окраине деревни Мышкино. Танки же, израсходовав весь боекомплект, вернулись на исходные позиции. После боя выяснилось, что атака пехоты была отменена, а танкистов известить об этом забыли.
В феврале 1942 года на Северо-Западном фронте развернулись ожесточенные бои за город Холм (Ленинградская область). Приказом № 02 штаба Холмской группы войск от 11.02.1942 года танковая рота Мk.II была придана 128 сп 391 сд, которая имела задачу атаковать немецкие позиции на южном фланге обороны г. Холм.
Операция была тщательно продумана. Командирами учитывалось, что снежный покров достигал 1 м, что затрудняло проходимость и танков, и пехоты. На исходные позиции рота выдвинулась ночью, предварительно проведя рекогносцировку местности. За 12 часов до боя танкисты увязали свои действия с пехотой по следующему плану: саперы разминируют шоссе, по которому должны двигаться танки и улицы на южной окраине г. Холм, обозначая проходы вешками и флажками, танки с десантом пехоты движутся к населенному пункту, десант спешивается и начинается штурм опорных пунктов в городе. К одному из танков прицепили 45-мм противотанковую пушку.
В 12.00 13 февраля 1942 года танки с десантом на борту походной колонной (из-за высокого снежного покрова) двинулись в атаку. Но саперы не успели разминировать проходы! Не доезжая 70 м до южной окраины г. Холм, головной танк подорвался на мине. При попытке объехать его, одновременно разворачиваясь в боевой порядок, подорвались еще три танка. Пехота под сильным огнем противника соскочила с танков и укрылась на кирпичном заводе на южной окраине города. Танки, ожидая разминирования подходов, вели огонь с места. В результате полноценной операции по взятию населенного пункта не получилось, к тому же на минах было потеряно четыре танка.
В дальнейшем (14-17 февраля), штурмующему город 82 сп было придано два танка «Матильда». Экипажи этих машин за пять дней штурма проявили не только чудеса мужества и героизма, но и показали хорошие тактические знания по ведению боев в городе. Танки вели огонь по опорным пунктам врага, согласно заявкам пехотных начальников с дистанции 150-400 м. Каждый опорный пункт перед атакой пехоты обязательно обстреливался. Танки лейтенанта Данилова и лейтенанта Журавлева (командир роты Мk.II) постоянно поддерживали и обеспечивали действия пехоты. Так, радист машины Данилова красноармеец Халипов залез на крышу дома и руками корректировал артиллерийский огонь из танка по противнику. 17 февраля 1942 года лейтенант Журавлев в пешем строю повел автоматчиков 82 сп в атаку и в рукопашной схватке выбил противника из трех домов.
С 15 по 20 февраля 1942 года в операции по взятию д. Малвотица и г. Холм батальон уничтожил: 5 орудий ПТО, 1 бронемашину, 12 ПТР, 4 ручных пулемета, 12 минометов, 20 автомашин и до двух рот пехоты.
Согласно докладу командования, «танки Мk-II в боях показали себя с положительной стороны. Каждый экипаж за день боя расходовал до 200-250 снарядов и по 1-1,5 боекомплекта патронов (3000-5000 штук. - Прим. авторов) Каждый танк отработал по 550-600 моточасов вместо положенных 220 ч. Броня танков показала исключительную стойкость. У отдельных машин имелось 17-19 попаданий снарядом калибра 50 мм снарядов и ни одного случая пробития лобовой брони. На всех танках имеются случаи заклинивания башен, масок и вывод из строя орудий и пулеметов». За это время батальон потерял восемь Мk.II (четыре подбиты огнем противотанковых орудий, четыре подорвались на минах) и четыре Т-60.
Зимой-весной 1942 года «Матильды» активно использовались в боях, главным образом на Западном, Калининском и Брянском фронтах, где шли в основном позиционные бои. А из-за своей мощной бронезащиты, малой скорости и небольшого запаса хода танк Мk.II оказался достаточно удобен как раз для использования в таких боях.
В мае 1942 года в составе 22 танкового корпуса (127 танков, из них 41 Мk.II) Юго-Западного фронта «Матильды» участвовали в неудачном наступлении на Харьков (Барвенковская операция), в ходе которого все были потеряны.
В августе 1942 года эти танки участвовали в Ржевской операции (30 армия, Калининский фронт), но из-за неграмотного использования понесли большие потери. Например, 196 танковая бригада к 1 августа имела в строю 35 «Матильд» и 13 Т-60. Через полтора месяца боев в ней осталось лишь шесть танков Мk.II и четыре Т-60.
Весной 1943 года Советский Союз отказался ввозить танки «Матильда» - к этому времени стало ясно, что они уже не отвечают современным требованиям (кстати, в британской армии к началу 1943 года в строевых частях не осталось ни одной «Матильды»). Тем не менее, эти танки активно использовались в боях 1943 года, причем на главных стратегических направлениях.
Например, к началу немецкого наступления на курской дуге в составе 201 танковой бригады (7-я гвардейская армия Воронежского фронта) имелось 18 танков Мk.II «Матильда», 31 «Валентайн» и три Т-34. Совместно с пехотой 73 гвардейской стрелковой дивизии и 1669 истребительно-противотанковым полком бригада занимала оборону в районе хут. Гремучий-хут.Крутой Лог.
6 июля 1943 года бригада отбила шесть атак немецкой пехоты при поддержке танков, подбив 5 машин и уничтожив до 150 солдат противника. На следующий день бригада отбила 12 атак силой до двух батальонов пехоты при поддержке 45- 50 танков. В результате боя было подбито два Pz.IV, три Pz.lll, три САУ и уничтожено до 750 солдат. В качестве трофеев были захвачены две исправных немецких самоходки. Потери наших танкистов составили один сгоревший и два разбитых «Валентайна» и три подбитых «Матильды».
В дальнейшем бригада отражала по 6-7 атак противника ежедневно, а 12 июля сама перешла в наступление. В результате атаки был сожжен один танк Pz.lll, уничтожен шестиствольный миномет, два грузовика с боеприпасами и до 150 вражеских солдат. Ответным артогнем было сожжено три «Матильды» и два «Валентайна», подбито семь «Матильд» и три «Валентайна».
Всего в боях с 5 по 25 июля 1943 года 201 танковая бригада уничтожила 30 немецких танков, семь САУ, 28 орудий, 13 минометов, 23 пулемета и девять автомашин.
17 июля 1943 года в 8-ю гвардейскую армию (фронт) прибыл 224 отдельный танковый полк в составе 33 танков Мk.II «Матильда» и семи Mk.III «Валентайн». На следующий день полк атаковал позиции противника в районе д.Богородичное. Но из-за пассивности нашей пехоты атака была безрезультатной - в бою танкисты уничтожили 16 противотанковых пушек, но сами потеряли сгоревшими пять Мk.II, подбитыми пять Мk.II и пять Mk.III. Кроме того, восемь Мk.II вышли из строя по техническим причинам.
21 июля 1943 года девять «Матильд» 224 ОТП при поддержке роты автоматчиков атаковали опорный пункт немцев в деревне Голая Долина. Небезынтересно привести выдержки из доклада о ходе боя:
В 7.50 во время атаки наши танки столкнулись с 14 немецкими танками. Огнем с хода и с места танкисты подожгли два и подбили один танк противника. Пехота в это время залегла и танки вернулись к ней.
В 13.00 танки еще раз выдвинулась в атаку, но наша пехота, увидев танки противника, тут же залегла. Ведя огонь с места и на малых скоростях был подбит один танк, один танк сожжен и уничтожено орудие противника.
В 15.00 танки снова атаковали, но, нарвавшись на минное поле и потеряв одну машину, отошли»...
Весьма впечатляющий результат: уничтожено пять немецких танков, а потеряна только одна «Матильда», подорвавшаяся на мине. Следует добавить, что всего в боях с 17 июля по 2 августа 1943 года 224 ОТП потерял все «Валентайны» и 13 «Матильд» (из них безвозвратно - семь) и к 3 августа имел в строю 20 Мk.II и шесть в ремонте.
Пожалуй последним соединением Красной Армии, имевшем на вооружении большое количество «Матильд», был 5-й механизированный корпус (68-я армия Западного фронта), который на 13 декабря 1943 года имел в своем составе 79 танков «Матильда», 138 танков «Валентайн» и 94 бронеавтомобиля БА-64 и БТР «Универсал».
Но уже к лету 1944 года в танковых частях Красной Армии остались лишь единичные экземпляры «Матильд», а к осени их можно было встретить только в учебных подразделениях.
До сегодняшнего дня на территории бывшего СССР сохранилось лишь два образца танка Мk.II «Матильда». Один - хорошо сохранившийся вариант «Матильда CS» с 76-мм гаубицей в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. Другой - поднятый со дна реки в Калужской области и плохо отреставрированный - на площадке Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве. Эта машина имеет жестяную башню и один борт, изготовленные в ходе реставрации
|
Официальное обозначение: Infantry Tank Mk.II
Альтернативное обозначение: “Matilda”, “Matilda II”, A12
Начало проектирования: 1937 г.
Дата постройки первого прототипа: 1938 г.
Стадия завершения работ: построено 2890 (2897) экземпляров.
В истории танкостроения достаточно много примеров, когда боевая машина, принимаемая на вооружение в установленные сроки, устаревает в течении нескольких следующих лет и выводится из эксплуатации так и не принеся значительной пользы своей армии. Но есть и обратные ситуации, когда за недолгий период активной службы танк или самоходное орудие зарабатывает хорошую репутацию, а их карьера насыщена яркими и значительными событиями. Одним из таких «заслуженных» танков, без преувеличения, является британский А12 «Matilda».
В сентябре 1936 года, когда на вооружение Royal Armored Corps едва только начали поступать пехотные танки А11 «Matilda», большинство военных специалистов сошлось во мнении о несоответствии его мощного бронирования и откровенного слабого вооружения. Новое техническое задание, выданное инженерам фирмы Vickers, предполагало разработку новой модификации, оснащенной 2-фунтовым орудием и спаренным 7,71-мм пулеметом. Соответственно, добавлялся третий член экипажа (заряжающий), что предопределяло наличие двухместной башни. Максимальная скорость танка определялась в 15 миль в час (24 км\ч), а масса не должна была превышать 14 «длинных» тонн.
Предварительная оценка полученного ТТЗ показывала, что выполнить все пункты этого документа не реально. Только установка новой башни с 2-х фунтовой пушкой увеличивало массу танка с 11,12 до 13 тонн. И это без дополнительного оборудования и боекомплекта. К тому же, узкий корпус первой «матильды» не благоприятствовал удобству работы экипажа из трех человек и установке более мощного и габаритного двигателя, что в случае выхода даже на расчетную массу было неизбежно.
Исходя из предъявленных расчетов Комитет выдвинул новые требования, в основе которых закладывалось 60 мм бронирование и бортовыми экранами, практически полностью закрывавшие элементы ходовой части. Вооружение и оставалось прежним, хотя первоначально была идея оснастить танк двумя спаренными пулеметами. Кроме того, танк предстояло оснастить коммерческим дизелем АЕС.
За разработку нового пехотного танка взялись инженеры арсенала в Вулвиче (Royal Ordnance Factory), которые решили взять за основу средний танк . Опытные образцы проходили испытания в 1931-1937 гг., но были отвергнуты RAC по причине технической недоведенности. Из трех прототипов наиболее совершенным оказался А7Е3, который и стал прообразом для второй «матильды». От данного танка заимствовали ходовую часть и установку двух дизельных двигателей. Впрочем, корпус и башню пришлось проектировать «с нуля».
Предложенный проект был хорошо оценен в военном ведомстве и в ноябре 1936 года последовал заказ на постройку полноразмерного деревянного макета и двух опытных образцов из неброневой стали. Рассмотрение макета состоялось в апреле 1937 года, когда танк уже получил индекс А12Е1 и название «Matilda Senior» . Макетная комиссия осталась довольна проделанной работой, но после серии консультаций с разработчиками было принято решение запланировать установку 3-дюймовой гаубицы (по аналогии с модификациями «ближней поддержки» CS) и ряда других элементов конструкции, позволявших более полно использовать возможности этой машины. Также была утверждена установка двух дизелей АЕС и планетарной коробки передач Wilson.
Пехотный танк А12 имел классическую компоновку и многокатковую ходовую часть, унаследованную от более ранних танков, разработанных фирмой Vickers.
Корпус танка был комбинированным. Лобовая часть, подбашенная коробка и корма были литыми, в то время как борта и фальшборты представляли собой элементы из катаной броневой стали. Все детали соединялись друг с другом гужонами. В носовой части корпуса, по продольной оси, размещалось место водителя и приборы управления танком. Обзорность в боевом режиме обеспечивалась перископическим прибором Mk.IV и смотровым лючком. На марше водитель мог воспользоваться люком в крыше отделения управления. Броневая крышка люка имела одну интересную особенность – в маршевом положении она сдвигалась назад и полностью утапливалась в корпус, фиксируясь специальным механизмом.
В боевом отделении, занимавшем среднюю часть корпуса, находилось место радиста, радиостанция No.11 и укладка боекомплекта. Внутренняя связь обеспечивалась переговорным устройством на четырех абонентов.
На крыше боевого отделения устанавливалась литая двухместная башня конической формы. В лобовом листе башни, имевшем толщину 75 мм, в общей маске монтировалось 2-фунтовое орудие Mk.IX с длиной ствола 52 калибра. Максимальные углы вертикального наведения колебались в пределах от +20 до -15. Слева от орудия находился телескопический прицел No.24B Mk.I с 1,9-кратным увеличением, а справа устанавливался 7,71-мм пулемет Vickers. Кроме того, на правом борту мог крепиться 10,6-мм дымовой гранатомет. Боекомплект состоял из 92 выстрелов, 2800 патронов (100 магазинов) и 8 дымовых гранат.
На крыше башни размещалась командирская башенка с двухстворчатым верхним люком. В его передней створке и перед башенкой устанавливалось ещё по одному перископическому прибору Mk.IV. Справа располагался люк заряжающего. Башня оборудовалась металлическим полком и могла вращаться как вручную, так и с помощью гидропривода. Минимальное время полного поворота башни составляло 18 секунд, но фактически оно редко было меньше 24 секунд.
Силовая установка и трансмиссия размещались в кормовой части корпуса. Как уже было сказано ранее, прототип танка А12 оснащался спаренной установкой из двух дизельных двигателей АЕС мощностью по 87 л.с., которые устанавливались параллельно продольной оси. Каждый из двигателей работал отдельно и оснащался собственными системами питания, охлаждения и смазки. На модификации Mk.I выхлопные трубы выводились только с левого борта. Для запуска двигателя использовался стартер напряжением 24В и мощностью 2,5 л.с. Тормоза – ленточные, с обшивкой из ферродо.
В состав трансмиссии входили следующие элементы:
— планетарная коробка передач Wilson (6 передач вперед и 1 назад);
— поперечная передача с общим валом;
— однодисковое сцепление автомобильного типа на каждый двигатель;
— сухие многодисковые бортовые фрикционы;
— одноступенчатые бортовые передачи.
Жидкостная система охлаждения была закрытого типа с принудительной вентиляцией. Приток воздуха обеспечивался двумя трехлопастными вентиляторами, установленными на коробке передач. Основной воздушный поток проходил через верхние жалюзи, обдувая масляной радиатор и двигатель. Далее, пройдя через трубчатые радиаторы, воздух выдувался наружу при помощи дополнительных вентиляторов. Дополнительный поток воздуха поступал через жалюзи в крышках инструментальных ящиков. Проходя через отделение управления и боевой отсек он обдувал картер двигателя и затем соединялся с основным потоком.
Ёмкость двух топливных баков составляла 225 литров, маслобаков – 46 литров. В днище танка было сделано три люка, предназначавшихся для эвакуации экипажа, доступа к двигателю и коробке передач, а также отверстия для слива топлива и масла.
Ходовая часть танка А12 была, так называемого, «японского типа» и предполагала установку большого количества опорных катков малого диаметра. Такой конструктивный приём гарантировал более плавный ход танка, но способствовал чрезмерно быстрому износу элементов ходовой части (прежде всего, тех же катков). Относительно танка А12 инженеры решили использовать 5 двухкатковых тележек на один борт и дополнительное переднее колесо, которое играло роль натяжного катка и одновременно способствовало лучшему преодолению вертикальных препятствий. Схема амортизации сохранила свою «родословную», начатую ещё на танке Vickers Medium C и затем в модернизированном виде использованную на А7. Каждая из тележек получила балансирную блокированную подвеску типа «ножницы» с горизонтальными пружинными рессорами. Гусеничная цепь также заимствовалась от танка А7, но состояла из 69 литых металлических траков с одним гребнем каждый. Ширина трака составляла 355 мм, шаг – 152 мм. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась 6 роликами, установленными на кронштейнах прикрепленных к борту корпуса.
Направляющие колеса и механизм натяжения гусениц располагались спереди, ведущие колеса находились сзади. От поражения снарядами и осколками ходовая часть была защищена массивным бронированным фальшбортом с пятью вырезами для отвала грязи с верхней ветви гусеницы.
Несмотря на столь быстрое развитие событий постройка прототипа А12Е1 задержалась почти на год. Основная проблема возникла с получением коробок передач Wilson и их последующей отладкой. Лишь в апреле 1938 года опытный образец «Matilda Senior» был предъявлен на испытания. Пробег на 1000 миль (1609 км) в целом прошел удовлетворительно, если не считать постоянного перегрева двигателя. Угроза пожара дополнялась невозможностью развивать даже на дорогах с твердым покрытием проектной скорости и в итоге она была ограничена 15 км\ч. С другой стороны, проходимость танка по местности была оценена положительно, в чем немало способствовало применение траков новой конструкции.
Ещё до начала испытаний военное ведомство оформило заказ на 65 танков, серийное производство которых планировали развернуть на предприятии фирмы Vulcan Foundry в Уоррингтоне. После того, как были получены первые результаты о проведенном пробеге, в июне 1938 года заказ увеличили до 140 машин. В августе с фирмой Ruston & Hornsby Ltd. заключили дополнительный контракт на поставку ещё 40 танков, но и это был не предел…
Следующая серийная модификация, известная под индексом «Matilda» Mk.IIA , не претерпела существенных изменений. После модернизации вооружения, проведенного в 1939 году, все новые танки стали оснащаться 7,92-мм пулеметами Bren. Это позволило демонтировать громоздкую систему охлаждения для старых «виккерсов», включавшую бронированный кожух и электронасос. Кроме того, поддерживающие ролики были заменены на направляющие полозья.
Процесс модернизации был продолжен появлением модели «Matilda» Mk.IIA* . На этот раз изменения были более глобальными и затронули силовую установку. Использовавшиеся на первых серийных вариантах двигатели AEC не полностью устраивали RAC и с 1939 года проводились активные поиски других вариантов. Свою продукцию предлагали фирмы Fowlers и Perkins, но военными специалистами был сделан выбор в пользу 7-литровых дизелей Leyland. Эти моторы развивали максимальную мощность о 95 л.с. при 2000 об\мин и не были взаимозаменяемыми, поскольку различались расположением вспомогательных механизмов. Например, левые двигатели, имели индексы Е-148 и Е-164, а правые обозначались как Е-149 и Е-165. При этом, 140-я серия оснащалась алюминиевыми картерами, в то время как у 160-й серии они были чугунными.
Модификация «Matilda» Mk.III отличались лишь установкой радиостанции No.19 Mk.II с двумя штыревыми антеннами. Перечень изменений для модификации «Matilda» Mk.IV был более длинным: установили сигнальную фару на крыше башни, усилили раму крепления двигателей, более рационально разместили масло- и водопроводы, а также увеличили ёмкость топливных баков.
Последним серийным вариантом стала «Matilda» Mk.V , получившая пневматический усилитель управления трансмиссией фирмы Westinghouse. Впрочем, танки всех трех перечисленных модификаций внешне практически не отличались друг от друга.
Несколько особняком от «линейных» модификаций стояла модель «ближней поддержки» имевшая индекс CS (Close Support) . Танков этого типа, основой для которых послужили модификации Mk.III и Mk.IV, было выпущено относительно немного и главным их отличием являлась установка 76,2-мм гаубицы 3 inch Howitzer Mk.I или Mk.IA вместо 2-фунтовой пушки. Необычно подошли британцы к вопросу амуниции – согласно бытовавшей тогда концепции танки типа CS должны были лишь прикрывать наступающую пехоту, благодаря чему в боекомплект входили только дымовые снаряды. Впрочем, очень скоро стало ясно, что данная идея несостоятельна и к ним добавили осколочно-фугасные выстрелы. Полный боекомплект состоял теперь из 67 выстрелов и 3150 патронов.
Все вышеперечисленные доработки, разумеется, повышали боевые и эксплуатационные качества «матильд». И всё же, время пехотных танков безвозвратно уходило. В боях 1941-1942 гг. «матильды» хорошо проявили себя только против итальянских танков, обладавших слабым бронированием и недостаточно мощным вооружением. А вот встречи с немецкими Pz.III и Pz.IV последних модификаций зачастую заканчивались для них трагически. Помимо прочего, совершенствовалась противотанковая артиллерия и наличие невысоких скоростных качеств стали ещё одним факторов, приведших к завершению производства танков «Matilda».
Нельзя сказать, что попыток коренной модернизации не предпринималось вообще. В 1942 году на одну из серийных «матильд» предложили установить башню с 6-фунтовым орудием от крейсерского танка А27. Опыт оказался неудачным – башенный погон «матильды» был 54 дюйма, вместо требуемых 57 дюймов, что предполагало коренную доработку подбашенной коробки. Тем не менее, был изготовлен макет башни, но дальше этого работы не продвинулись.
В процессе изъятия танков «Matilda» из боевых частей очень быстро выяснилось, что большинство из них находится во вполне приличном эксплуатационном состоянии. Использовать эти машины только для обучения посчитали расточительным, поскольку в начале 1938 года фирма John Fowler & Co. разработала для «матильды» вариант противотанкового плуга или говоря современным языком – устройства разграждения и разминирования.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕХОТНОГО ТАНКА
“Matilda” Mk.II образца 1939 г.
БОЕВАЯ МАССА | 26950 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 4 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 5715 |
Ширина, мм | 2515 |
Высота, мм | 2565 |
Клиренс, мм | 400 |
ВООРУЖЕНИЕ | одна 2-фунтовая (42-мм) пушка, один 7,92-мм пулемет Besa и двухствольный 101,6-мм миномет |
БОЕКОМПЛЕКТ | 92 выстрела, 3150 патронов и 8 дымовых гранат |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | телескопический прицел №24В Mk.I |
БРОНИРОВАНИЕ |
лоб корпуса — 78 мм борт корпуса — 40-70 мм фальшборт — 25 мм корма корпуса — 55 мм крыша — 13-20 мм днище — 13-20 мм лоб башни — 75 мм борт башни — 75 мм корма башни — 75 мм крыша башни — 20 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | Ford V-8, бензиновый, 8-цилиндровый, мощностью 70 л.с.; запас топлива — 190 литров |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа: ручная коробка передач (4 передачи вперед и 1 назад) |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 10 сдвоенных опорных катков сблокированных попарно в 5 тележек, один дополнительный передний каток, 6 поддерживающих роликов, переднее направляющее и заднее ведущее колесо; крупнозвенчатая металлическая гусеница с шириной трака 355 мм и шагом 152 мм |
СКОРОСТЬ |
24 км\ч по шоссе 15 км\ч по местности |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ |
257 км по шоссе 129 по местности |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Угол подъёма, град. | 24° |
Высота стенки, м | 0,61 |
Глубина брода, м | 0,91 |
Ширина рва, м | 2,40 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | радиостанция №19 Mk.II |
78/0 ° - 72/ 30 °
2 рядных 6-цилиндровых дизельных двигателя жидкостного охлаждения
Пехотный танк Mk.II «Матильда II» (англ. Tank Infantry Mk.II «Matilda II» ), A12 - средний пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны . Активно и успешно использовался британской армией в ходе боевых действий в Африке. Единственный танк в мировой истории, названный женским именем.
История
Производство
До окончания производства в августе 1943 года в Великобритании было всего выпущено 2987 танков «Matilda II», из которых 1084 штуки были отправлены в СССР, из них прибыло 918 танков. Изъятые из английских линейных танковых частей «Матильды II» передавались в австралийскую армию, в составе которой они до конца войны участвовали в боях на островах Тихого океана и активно переделывались в различные спецмашины. К 1945 году «Матильды» ещё встречалась в частях британской армии, став единственным английским танком, находившимся в эксплуатации на протяжении всей Второй мировой войны. Причем бронирование танка позволяло в начале войны игнорировать большинство противотанковых пушек противника, и лишь использование немецкими частями 88-мм зенитного орудия 8.8 cm FlaK 18/36/37 , переделанного под противотанковые нужды, позволяло останавливать натиск «Матильд», и так продолжалось вплоть до появления у немцев новых 50-мм и 75-мм противотанковых орудий.
Эксплуатация в Красной Армии
Танки направлялись в учебный центр в Горьком , где проходили их приёмка и испытания. До конца 1941 года в СССР прибыли 187 «матильд» . Первые же танки поступили в боевые подразделения в ноябре 1941 года. Эксплуатация в частях Красной Армии танков «Матильда» выявила ряд проблем . Так, в частности, первая партия была снабжена летними гусеницами, горюче-смазочными материалами предназначенными для эксплуатации в жарком климате и ненадёжными двигателями АЕС. Гусеницы не обеспечивали нужного сцепления с грунтом в условиях зимы. Трубопроводы жидкостной системы охлаждения замерзали в морозы . В следующих партиях в системе охлаждения двигателей танка стал использовался этиленгликоль , проходимость в распутицу была низкая, между ходовой частью и бронированными фальшбортами набивался снег и грязь. Известно, что экипажам «Матильд» нередко приходилось, останавливаться и очищать ходовую часть своих танков ломом и лопатой. Позднее, учтя особенности машины, советское командование использовало их в первую очередь на южных направлениях фронта, что в полной мере давало возможность продемонстрировать достоинства танка .
«Матильды» имели мощное бронирование на уровне советских тяжёлых танков КВ , увеличивая выживаемость экипажа на поле боя. В сравнении с советскими танками качество брони было выше, и не давало отслоения и осколков при попадании снаряда в танк. Двигатель Леланд имел гарантированный пробег в 220 моточасов, по факту они отрабатывали до 550-600 моточасов, условия работы экипажа на английском танке также отличались в лучшую сторону. Из-за своей мощной защиты и малой скорости «Матильда» оказалась удобной для использования в позиционных боях. Бронепробиваемость 2-х фунтового орудия была также на хорошем на тот момент уровне, но при этом для него существовали только бронебойные снаряды, в связи с чем было принято решение перевооружить танки 76-мм советской пушкой ЗИС-5 (Ф-96). Однако, к этому моменту по ленд-лизу в СССР стали поступать «Матильды» CS, вооруженные 76-мм пушкой-гаубицей, и вопрос был снят. «Матильда» создавался как пехотный танк - танк для непосредственной поддержки пехоты, в связи с чем имел невысокую крейсерскую скорость, что, впрочем, при правильном использовании машины, не было существенным недостатком .
Модификации
Фотогалерея
Puckapunyal Matilda Tank DSC01931.JPG
Matilda tank.JPG
Matilda II Tarakan (089970).jpg
Австралийская Matilda IICS, май 1945
См. также
Напишите отзыв о статье "Матильда (танк)"
Примечания
Литература
- М. Барятинский. Пехотный танк «Матильда». - Моделист-конструктор, 2001. - (Бронеколлекция, № 4 (37) / 2001).
- David Fletcher. Matilda infantry tank 1938-45. - Osprey. - ISBN 1-85532-457-1 .
- Лоза Д. Ф. Танкист на «иномарке». Победили Германию, разбили Японию. - М.: Яуза, Эксмо, 2005. - ((«Война и мы. Солдатские дневники»). - ISBN 1-5–699–12314.
Ссылки
- . Броне-сайт Чобитка Василия . .
- (англ.) . World War II Vehicles . .
|
|
Отрывок, характеризующий Матильда (танк)
– Voyons, ma bonne Анна Михайловна, laissez faire Catiche. [Оставьте Катю делать, что она знает.] Вы знаете, как граф ее любит.– Я и не знаю, что в этой бумаге, – говорила княжна, обращаясь к князю Василью и указывая на мозаиковый портфель, который она держала в руках. – Я знаю только, что настоящее завещание у него в бюро, а это забытая бумага…
Она хотела обойти Анну Михайловну, но Анна Михайловна, подпрыгнув, опять загородила ей дорогу.
– Я знаю, милая, добрая княжна, – сказала Анна Михайловна, хватаясь рукой за портфель и так крепко, что видно было, она не скоро его пустит. – Милая княжна, я вас прошу, я вас умоляю, пожалейте его. Je vous en conjure… [Умоляю вас…]
Княжна молчала. Слышны были только звуки усилий борьбы зa портфель. Видно было, что ежели она заговорит, то заговорит не лестно для Анны Михайловны. Анна Михайловна держала крепко, но, несмотря на то, голос ее удерживал всю свою сладкую тягучесть и мягкость.
– Пьер, подойдите сюда, мой друг. Я думаю, что он не лишний в родственном совете: не правда ли, князь?
– Что же вы молчите, mon cousin? – вдруг вскрикнула княжна так громко, что в гостиной услыхали и испугались ее голоса. – Что вы молчите, когда здесь Бог знает кто позволяет себе вмешиваться и делать сцены на пороге комнаты умирающего. Интриганка! – прошептала она злобно и дернула портфель изо всей силы.
Но Анна Михайловна сделала несколько шагов, чтобы не отстать от портфеля, и перехватила руку.
– Oh! – сказал князь Василий укоризненно и удивленно. Он встал. – C"est ridicule. Voyons, [Это смешно. Ну, же,] пустите. Я вам говорю.
Княжна пустила.
– И вы!
Анна Михайловна не послушалась его.
– Пустите, я вам говорю. Я беру всё на себя. Я пойду и спрошу его. Я… довольно вам этого.
– Mais, mon prince, [Но, князь,] – говорила Анна Михайловна, – после такого великого таинства дайте ему минуту покоя. Вот, Пьер, скажите ваше мнение, – обратилась она к молодому человеку, который, вплоть подойдя к ним, удивленно смотрел на озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны и на перепрыгивающие щеки князя Василья.
– Помните, что вы будете отвечать за все последствия, – строго сказал князь Василий, – вы не знаете, что вы делаете.
– Мерзкая женщина! – вскрикнула княжна, неожиданно бросаясь на Анну Михайловну и вырывая портфель.
Князь Василий опустил голову и развел руками.
В эту минуту дверь, та страшная дверь, на которую так долго смотрел Пьер и которая так тихо отворялась, быстро, с шумом откинулась, стукнув об стену, и средняя княжна выбежала оттуда и всплеснула руками.
– Что вы делаете! – отчаянно проговорила она. – II s"en va et vous me laissez seule. [Он умирает, а вы меня оставляете одну.]
Старшая княжна выронила портфель. Анна Михайловна быстро нагнулась и, подхватив спорную вещь, побежала в спальню. Старшая княжна и князь Василий, опомнившись, пошли за ней. Через несколько минут первая вышла оттуда старшая княжна с бледным и сухим лицом и прикушенною нижнею губой. При виде Пьера лицо ее выразило неудержимую злобу.
– Да, радуйтесь теперь, – сказала она, – вы этого ждали.
И, зарыдав, она закрыла лицо платком и выбежала из комнаты.
За княжной вышел князь Василий. Он, шатаясь, дошел до дивана, на котором сидел Пьер, и упал на него, закрыв глаза рукой. Пьер заметил, что он был бледен и что нижняя челюсть его прыгала и тряслась, как в лихорадочной дрожи.
– Ах, мой друг! – сказал он, взяв Пьера за локоть; и в голосе его была искренность и слабость, которых Пьер никогда прежде не замечал в нем. – Сколько мы грешим, сколько мы обманываем, и всё для чего? Мне шестой десяток, мой друг… Ведь мне… Всё кончится смертью, всё. Смерть ужасна. – Он заплакал.
Анна Михайловна вышла последняя. Она подошла к Пьеру тихими, медленными шагами.
– Пьер!… – сказала она.
Пьер вопросительно смотрел на нее. Она поцеловала в лоб молодого человека, увлажая его слезами. Она помолчала.
– II n"est plus… [Его не стало…]
Пьер смотрел на нее через очки.
– Allons, je vous reconduirai. Tachez de pleurer. Rien ne soulage, comme les larmes. [Пойдемте, я вас провожу. Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы.]
Она провела его в темную гостиную и Пьер рад был, что никто там не видел его лица. Анна Михайловна ушла от него, и когда она вернулась, он, подложив под голову руку, спал крепким сном.
На другое утро Анна Михайловна говорила Пьеру:
– Oui, mon cher, c"est une grande perte pour nous tous. Je ne parle pas de vous. Mais Dieu vous soutndra, vous etes jeune et vous voila a la tete d"une immense fortune, je l"espere. Le testament n"a pas ete encore ouvert. Je vous connais assez pour savoir que cela ne vous tourienera pas la tete, mais cela vous impose des devoirs, et il faut etre homme. [Да, мой друг, это великая потеря для всех нас, не говоря о вас. Но Бог вас поддержит, вы молоды, и вот вы теперь, надеюсь, обладатель огромного богатства. Завещание еще не вскрыто. Я довольно вас знаю и уверена, что это не вскружит вам голову; но это налагает на вас обязанности; и надо быть мужчиной.]
Пьер молчал.
– Peut etre plus tard je vous dirai, mon cher, que si je n"avais pas ete la, Dieu sait ce qui serait arrive. Vous savez, mon oncle avant hier encore me promettait de ne pas oublier Boris. Mais il n"a pas eu le temps. J"espere, mon cher ami, que vous remplirez le desir de votre pere. [После я, может быть, расскажу вам, что если б я не была там, то Бог знает, что бы случилось. Вы знаете, что дядюшка третьего дня обещал мне не забыть Бориса, но не успел. Надеюсь, мой друг, вы исполните желание отца.]
Пьер, ничего не понимая и молча, застенчиво краснея, смотрел на княгиню Анну Михайловну. Переговорив с Пьером, Анна Михайловна уехала к Ростовым и легла спать. Проснувшись утром, она рассказывала Ростовым и всем знакомым подробности смерти графа Безухого. Она говорила, что граф умер так, как и она желала бы умереть, что конец его был не только трогателен, но и назидателен; последнее же свидание отца с сыном было до того трогательно, что она не могла вспомнить его без слез, и что она не знает, – кто лучше вел себя в эти страшные минуты: отец ли, который так всё и всех вспомнил в последние минуты и такие трогательные слова сказал сыну, или Пьер, на которого жалко было смотреть, как он был убит и как, несмотря на это, старался скрыть свою печаль, чтобы не огорчить умирающего отца. «C"est penible, mais cela fait du bien; ca eleve l"ame de voir des hommes, comme le vieux comte et son digne fils», [Это тяжело, но это спасительно; душа возвышается, когда видишь таких людей, как старый граф и его достойный сын,] говорила она. О поступках княжны и князя Василья она, не одобряя их, тоже рассказывала, но под большим секретом и шопотом.
В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, ожидали с каждым днем приезда молодого князя Андрея с княгиней; но ожидание не нарушало стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. Генерал аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse, [король прусский,] с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m lle Bourienne. [мадмуазель Бурьен.] И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек. Несмотря на то, что он был в отставке и не имел теперь никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где было имение князя, считал своим долгом являться к нему и точно так же, как архитектор, садовник или княжна Марья, дожидался назначенного часа выхода князя в высокой официантской. И каждый в этой официантской испытывал то же чувство почтительности и даже страха, в то время как отворялась громадно высокая дверь кабинета и показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.
"Мир танков" - это игра, в которой каждая модель является уникальной, так что у вас не получится выбрать случайный танк, сесть в него и начать побеждать. Все машины нуждаются в особенном подходе, в соответствующей тактике действий при различных условиях, а также в улучшениях, без которых вам вряд ли удастся добиться успехов. Естественно, рассматривать все танки в одной статье нерационально, поэтому здесь вы увидите только подробный анализ одной модели, относящейся к британской ветке и называющейся "Матильда". Танк этот относится к классу средних и находится на четвертом уровне. О том, в чем заключаются его преимущества, а также почему подвижность является его главным недостатком, вы узнаете из статьи.
Орудия танка
"Матильда" - танк, который обладает очень неплохим выбором орудий. Даже стоковое вооружение нельзя назвать слабым, потому что изначально вашей модели предоставляется неплохая пушка с боковым пробитием 100 миллиметров, а также с лобовым уроном 175 единиц. Таким образом, уже с такими характеристиками можно разрабатывать стратегии, которые можно затем применять в бою. Однако вам стоит обратить внимание, что у этой пушки невероятно низкая скорострельность, довольно неприятный разброс, а также не самое быстрое сведение. Поэтому вам не стоит рассматривать вариант стокового вооружения, особенно когда варианты так хороши. Обе пушки, которые вам предлагается установить взамен, можно считать отличными. Каждая из них имеет неплохое пробитие, но урон у них, конечно, далеко не самый высокий. Зато скорострельность почти в два раза выше, разброс меньше, а сведение быстрее. В общем, вы сами можете выбирать, какая из моделей вам нравится больше и какая лучше станет на ваш танк "Матильда". Танк, естественно, состоит не только из пушки, так что стоит обратить внимание и на другие аспекты.
Башня
Что можно сказать о стоковой башне модели "Матильда"? Танк имеет довольно неплохую начальную башню, которая обладает 75-миллиметровой броней по всем сторонам. Поворачивается она со скоростью 34 градуса в секунду, а также имеет 330-метровый обзор. У вас есть возможность сменить башню на более продвинутую, но на самом деле смысла в этом нет практически никакого. Бронирование у башни остается прежним, как и скорость поворота. Единственное, что увеличивается - это обзор. Но обратите внимание на то, как сильно он растет - всего на десять метров, то есть с 330 до 340 метров. Вряд ли в игре будет такая ситуация, в которой эти десять метров сыграли бы для вас важную роль. Поэтому сначала занимайтесь улучшениями по более важным направлениям, прежде чем переходить к башне. Естественно, если у вас танк "Матильда 4", который относится к советской ветке и является призовым, то у вас будут совершенно другие заботы, но сейчас речь идет именно о британской модели "Матильда".
Двигатель
В "Ворлд оф Танк" "Матильда" изначально имеет довольно сносный двигатель, который, однако, по сравнению с другими моделями для средних танков, является посредственным, если не сказать плохим. Его мощность составляет всего 174 лошадиные силы, но при этом вероятность пожара достаточно высока - 15 процентов. К сожалению, сменой двигателя вы не понизите процент вероятности возгорания, но зато можете увеличить количество лошадиных сил до 190, что уже вполне нормально. И все было бы хорошо, если бы танки двигались только на двигателе. Но еще у них имеется ходовая часть, которая и является самой проблематичной у модели "Матильда". Танк, гайд к которому вы сейчас читаете, крайне неповоротлив как раз из-за этого элемента.
Ходовая часть
Ни один обзор танка "Матильда" не обойдется без упоминания его ходовой части, потому что она довольно сильно понижает рейтинг этой машины по сравнению с остальными средними танками четвертого и ближних к нему уровней. При максимальной нагрузке всего в 27 тонн вы получаете скорость поворота 34 градуса в секунду. Конечно, улучшенная ходовая часть не решает всех проблем, но помогает хоть немного повысить поворотливость "Матильды" - вы получаете две лишние тонны для нагрузки, а также прибавку в два процента к скорости поворота самого танка. При этом он имеет максимальную скорость всего 24 километра в час, что абсолютно непозволительно при такой поворотливости. В общем, вам потребуется немало опыта и умений, чтобы управиться с "Матильдой" и не дать ей погибнуть в бою одной из первых. Если у вас "Матильда" - 1 танк, то вам можно только посочувствовать. А также порекомендовать купить другую машину, на которой вы сможете тренироваться и обучаться основам игры, так как на этой модели это сделать будет очень и очень сложно.
Радио
Для многих танков радиостанция играет особо важную роль - особенно если вы действуете в команде и имеете артиллерийский расчет в наличии. Чтобы он мог вести огонь по дальним позициям, а также чтобы ваши партнеры могли быстро найти противника, вам нужно засвечивать его танки, а потом сообщать об этих засветах своим товарищам. И за эту часть ответственность несет как раз радиостанция, которая по умолчанию имеет радиус 350 метров. Английский танк "Матильда" - это не разведчик, он не имеет большой скорости и повышенной поворотливости - наоборот, это его слабые стороны. Поэтому радио не является ключевым компонентом - вам стоит прокачивать его только при наличии абсолютно ненужных денег. Самая мощная радиостанция, доступная для данного танка, имеет дальность связи на сто метров больше, чем стоковый вариант.
Порядок прокачки
Итак, для каждого танка есть примерно оптимальный порядок прокачки, который, естественно, можно менять так, как вам захочется. Но все же лучше прислушиваться к тому, что пишут в гайдах, потому что там вам не пожелают зла. Самое первое, что вам нужно прокачать в "Матильде" - это пушки, причем вы можете забить на вторую. Главное - прокачать ту, которая обладает пробитием 145 миллиметров, она обеспечит вам невероятную огневую мощь на поле боя. Следующей на очереди должна быть ходовая часть, которая позволить хоть немного компенсировать отвратительную мобильность вашего танка, после этого можете изучить третье орудие и башню, а остальные элементы, такие как двигатель или рации, можно не прокачивать вовсе - или же прокачивать при излишке денег или ситуативной необходимости.
Преимущества "Матильды"
Если вы решили играть за "Матильду", то вам определенно стоит ознакомиться со всеми преимуществами, которые она имеет, чтобы добиваться на этой модели наилучших результатов. Первое, что вам стоит отметить - это неплохое бронирование, особенно с учетом того, что танк имеет всего четвертый уровень. К хорошей броне также прилагается и довольно внушительный запас прочности, что делает ваш танк довольно "толстым". Но при этом вы вооружены отличным орудием, способным вести быстрый и прицельный огонь снарядами, которые съедают почти 200 миллиметров брони. Отдельно стоит отметить, что ваши пушки очень хорошо склоняются, что дает вам хорошую способность прицеливания. Ну и нельзя забывать про то, что обзор у вашего танка лучше, чем у многих подобных моделей, так что этим вам также стоит пользоваться.
Недостатки танка
Но не стоит думать, что "Матильда" - это один большой сплошной плюс, у этой модели присутствуют и минусы. Как вы уже поняли, самым большим ее недостатком является ужасная мобильность, которая может быть немного компенсирована толстым слоем брони и большой живучестью. Также стоит обратить внимание на ваше орудие - оно, конечно, имеет свои преимущества, описанные ранее, но есть и недостатки - например, очень низкая мощность. То есть броню-то вы пробьете очень неплохо, но толку от этого не будет, так как вы будете наносить по 50 единиц урона вашему противнику. Ну и еще один момент, за которым вам придется постоянно следить - это ваша корма, которая имеет более слабое бронирование, нежели остальные части танка. Так что вам ни в коем случае нельзя запускать противников себе за спину, а сдержать их на таком неповоротливом танке будет нелегко.
Тактика действий
Как же можно наиболее эффективно использовать данный танк? В первую очередь вам стоит понять, что в одиночестве вы будете действовать в разы менее эффективно, чем в компании. Во-первых, вы сможете прикрывать своих товарищей, ведь у вас будет очень внушительный запас как брони, так и прочности, а товарищи будут прикрывать вашу корму. Также вы будете снимать броню и танковать противников, а ваши партнеры смогут по пробоям наносить серьезный урон, тем самым быстро и эффективно разбивая любого противника. Еще "Матильду" можно неплохо использовать как стража базы, так как она может очень неплохо держать любых противников на большой дистанции, ведя плотный огонь из скорострельной пушки.
По большому счету лишь три страны в мире постоянно присваивали (и присваивают) своим танкам имена собственные: Германия проявляет завидную любовь к животному миру; Соединенные Штаты увековечивают таким образом своих генералов; наиболее же изобретательными оказались здесь англичане. В разное время английским танкам давались имена политических деятелей, полководцев, животных и даже святых. Но «наивысшим достижением» британских джентльменов стало присвоение танку женского имени - «Матильда».
История этой боевой машины началась в 1936 году, после заказа фирме «Виккерс» на постройку так называемого «дешевого» танка. Разработку проекта, получившего индекс А.11, возглавил Дж. Карден. В концепцию танка заложили мощную броневую защиту, небольшую скорость (для того чтобы «идти в ногу» с пехотой) и ограниченную огневую мощь (казалось достаточным вооружить танк только пулеметом). Все эти ограничения возникли из-за необходимости уложиться в лимит стоимости одного танка - 6 тыс. фунтов.
В итоге машина имела массу недостатков, среди которых в первую очередь необходимо упомянуть экипаж из двух человек (башня танка была одноместной). Вооружение из одного пулемета уже в те годы считалось насмешкой над понятием «огневая мощь». И, наконец, было просто нелепым оснастить танк «коробкой передач», имевшей только одну скорость - 13 км/ч, то есть чуть выше скорости бегущего человена.
Однако справедливости ради следует отметить, что броневая защита А.11 была более чем достаточной и не пробивалась во время боев во Франции немецкими противотанковыми пушками. Подвеска, аналогичная подвеске 6-тонного «Виккерса» 1928 года, была менее удачной, тан как теперь загружалась почти вдвое большей массой, чем та, под которую она проектировалась. Последнее обстоятельство в сочетании со слабым 8-цилиндровым V-образным двигателем «Форд» мощностью всего 70 л.с. обусловили крайне низкие динамические характеристики танка. Единственным улучшением стала установка в башне крупнокалиберного пулемета. Впрочем, обитаемость ее при этом еще больше ухудшилась.
Несмотря на все перечисленные недостатки, проект утвердили и в апреле 1937 года выдали заказ. До 1940 года было построено 139 пехотных танков Мк.1 «Матильда» (Infantry Tank Mk.l Matilda). Они составляли большинство боевых машин 1 -й армейской танковой бригады.
В то время, когда А.11 только проходил испытания, в военном министерстве начался поиск возможностей усиления его боевых характеристик. В первую очередь это касалось броневой защиты и вооружения. По этим двум параметрам британские военные выдвинули следующие требования: пехотный танк должен иметь такую броню, чтобы мог противостоять снарядам противотанковых пушек, и так вооружен, чтобы мог бороться с вражеской пехотой, огневыми точками и танками. Первоначально планировали оснастить А.11 двухместной башней с 2-фунтовой пушкой, однако вписать ее в габариты танка не удалось. Кроме того, масса машины достигла уже 14 т и двигатель «Форд» был предельно перегружен. Словом, требовалось вносить в конструкцию А.11 значительные изменения, которые выливались уже в совершенно другой проект.
Новый танк А.12, разработанный конструкторским бюро арсенала Woolwich, базировался на опытном варианте А.7 образца 1932 года. У последнего позаимствовали, предвврительно усилив, ходовую часть и два дизельных двигателя. Вновь разработанные литые башня и лобовая деталь корпуса позволили резко улучшить броневую защиту. Однако такое конструктивное решение повленло за собой и негативные последствия, поскольку британская промышленность в те годы имела ограниченные возможности по отливке столь крупных деталей и фирм, способных справиться с этой работой, было немного.
Заказ на пехотный танк Мк.Н «Матильда II» в ноябре 1936 года получила фирма Vulcan Foundry в Варрингтоне. К апрелю следующего года был готов деревянный макет. Прошел еще год, прежде чем был построен прототип из неброневой стали. Эта существенная задержке произошла из-за сложностей с поставкой коробок передач Вильсона. Испытания прототипа состоялись в 1938 году, и сразу вслед за ними последовал заказ на первую партию из 65 машин, впоследствии увеличенный до 165. Для производства «Матильды II» привлекли еще несколько фирм, однако Vulcan осталась генподрядчиком и выполняла большинство работ по литью.
В сентябре 1939 года в строю имелось всего две новых «матильды», а к весне 1940 года ими был укомплектован один батальон 7-го королевского танкового полка. При отступлении к Дюнкерку и в последующих боях за порт танки проявили себя очень хорошо. В это же время несколько «ма-тильд» было отправлено в Египет, где они приняли участие в первых боях с итальянцами. Однако при оставлении Дюнкерна англичане бросили там почти всю тяжелую технику, в том числе и «матильды» обеих модификаций. В результате «Матильда I» практически исчезла из английской армии, а «Матильду II» стали называть просто «Матильдой».
За время серийного производства внешний облик ее практически не изменился. Корпус его состоял из литых (носовая часть, подбашенная коробка и корма) и катаных (днище, борта и фальшборта) броневых деталей, соединявшихся друг с другом гужонами. Башня танка - литая, цилиндрическая. Ее поворот осуществлялся при помощи гидравлического привода или вручную. «Матильда», кстати, стала первым танком, в котором был установлен гидропривод поворота фирмы Frazer Nash Company, применявшийся для вращения стрелковых башен боевых самолетов. Толщина брони корпуса колебалась в пределах 14-78 мм, а башни - 20-75 мм.
В передней части башни, в литой маске, устанавливались 2-фунтовая (в нашей литературе обычно упоминается как 40-мм, хотя английский калибр в 2 фунта соответствует 42 мм) пушка, 7,92-мм пулемет «Besa» (начиная с модификации Мк.НА; на варианте Мк.Н ставился 7,92-мм пулемет «Виккерс», кожух водяного охлаждения которого был прикрыт литой броневой маской) и телескопический прицел I образца № 24В. Танки модификации «Матильда IIICS» оснащались 76-мм гаубицей. На крыше командирской башенки имелась стойка для зенитной стрельбы из пехотного 7,7-мм пулемета «Брен». Кроме того, на части танков устанавливались мортирки для запуска дымовых мин калибра 101,6 мм. Боекомплект состоял из 92 42-мм артвы-стрелов, 3150 патронов (14 лент) калибра 7,92 мм, 2800 патронов (100магазинов) для пулемета «Брен» и 8 дымовых мин.
Силовая установка танка, начиная с варианта Мк.ИА*, состояла из двух 6-цилиндровых рядных дизелей «Лей-ланд» жидкостного охлаждения мощностью 95 л.с. при 2000 об/мин каждый. (На модификациях Мк.Н и Мк.НА - по два 6-цилиндровых дизеля АЕС, мощностью 87 л.с. каждый.) Правый и левый двигатели были невзаимозаменяемы и различались расположением вспомогательных механизмов. Левые по ходу танкв обозначались Е-148 или Е-164, а правые - Е-149 или Е-165. Двигатели Е-148 и Е-149 имели алюминиевые картеры, а Е-164 и Е-165 -чугунные. Каждый из моторов, а также системы питания, смазни, охлаждения и агрегаты запусна были совершенно самостоятельны и работали независимо друг от друга. Для облегчения запуска при низких температурах окружающего воздуха двигатели снабжались эфирными карбюраторами, соединенными трубопроводами с прокалывающими пистолетами, расположенными на моторной перегородив. Там же находился ящик с эфирными ампупами.
Воздух, необходимый для охлаждения воды в радиаторах, подавался двумя трехлопастными вентиляторами, смонтированными на коробке передач. Основной поток воздуха проходил в корпус танка через жалюзи над двигателем: он обдувал на своем пути масляный радиатор, далее - двигатели и вентиляторами через трубчатые радиаторы, установленные над ними, нагнетался в выходные жалюзи.
Кроме основного потока, часть воздуха поступала в танк через жалюзи в крышках инструментальных ящиков, проходила через отделения управления и боевое и, проникнув под перегородку моторного отделения, обдувала картер двигателя, соединяясь затем с основным воздушным потоком.
Радиаторы и вентиляторы располагались под углом 15 град, к горизонтали. Шарнирное крепление радиаторов давало возможность доступа к вентиляторам, коробке передач и другим агрегатам, располагавшимся в трансмиссионном отделении.
Два топливных бака общей емкостью 225 л обеспечивали танку запас хода по шоссе 130 нм. При этом двигатели, имевшие суммарную мощность 190 л.с., разгоняли 26-тонную боевую машину до максимальной скорости 25 нм/ч.
В трансмиссию «Матильды» входили: сцепление на каждый двигатель, поперечная передача, коробка перемены передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи и соединяющие их валы.
На танке устанавливалось однодисковое сухое сцепление автомобильного типа. Ничего более мощного не требовалось, поскольку крутящий момент от двигателей передавался на планетарную коробку передач. Особенностью последней, как известно, является возможность включения передач торможением соответствующих шестерен, что исключает необходимость пользоваться для этой цели сцеплением. Поэтому приводы сцепления на «Матильде» отсутствовали, поскольку последние были постоянно соединены с трансмиссией. Необходимость в выключении сцепления возникала только при запуске двигателей. Эта операция осуществлялась с помощью ручного привода (на каждый двигатель), помещенного в боевом отделении на моторной перегородив.
Ходовая часть «Матильды» была позаимствована у танна А.7 и имела подвеску типа «ножницы», балансирную, с пружинными амортизаторами, берущую начало от подвески среднего танка «Виккерс С». 10 опорных катков (на борт) с металлическими бандажами блокировались попарно в пять тележек. Кроме того, имелся одиночный передний каток неснолько большего диаметра, чем опорные, облегчавший преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо с двумя съемными зубчатыми венцами располагалось сзади, а направляющее с натяжным механизмом винтового типа - спереди. На танках Мк.II и Мк.IIА устанавливались 6 поддерживающих катков, а начиная с модификации Мк.IIА* - направляющие полозья. Каждая гусеничная цепь состояла из 69 стальных питых траков шириной 355 мм и шагом 162 мм.
Для внешней связи танк оборудовался радиостанцией № 19 Мк.II с радиусом действия на коротних волнах 15 нм (в режиме УКВ -1,5 нм). Для внутренней связи предназначалось переговорное устройство на 4 абонента.
Кроме упоминавшихся выше, следует назвать еще две модификации «Матильды», использовавшиеся в качестве линейного танка. «Матильда IV» (или Мк.IIА") отличалась от предшественников несколько усовершенствованными двигателями «Лейланд». А «Матильда V» имела пневматический усилитель управления трансмиссией. За исключением этих изменений машина оставалась такой, какой была в начале серийного производства в 1938 году.
После высадки в Северной Африке немецкого Африканского корпуса быстро выяснилось, что танковые и противотанковые пушки вермахта бессильны против английской «толстокожей дамы». Единственным средством борьбы с «Матильдой» стапи 88-мм зенитные пушки, которых у Роммеля было немного. Вскоре н ним добавились истребители танков «Мардер II», вооруженные трофейной советской 76-мм дивизионной пушной Ф-22. Однако превосходство «Матильды» в броневой защите продолжало сказываться, поэтому титул «королева поля боя», которым наградили ее английские танкисты, можно считать вполне заслуженным. Именно «Матильда» вынесла на себе всю тяжесть танковых боев первого периода африканской кампании.
В 1942 году стало совершенно очевидно, что лучшее время этого танка прошло. Последнее обстоятельство было главным образом связано с невозможностью установки на нем арт-системы более крупного калибра - тесная трехместная башня и малый диаметр башенного погона просто не позволяли этого. В танковых частях английской армии «королевы» начали постепенно заменяться американскими «грантами» и «шерманами». В 1943 году, после выпуска 2987 танков, производство этой машины прекратили.
В Советский Союз первые «матильды» прибыли осенью 1941 года - как раз к битве за Москву, и пришлись как нельзя кстати. В течение 1941 - 1943 годов Красная Армия получила 1084 танка этого типа. Советские танкисты по достоинству оценили мощную броню (такую же, как у нашего KB) и высокую надежность силовой установки и трансмиссии. Ангпийская 2-фунтовая пушка по бронепробиваемости ничуть не уступала отечественной 45-мм и до середины 1942 года могла гарантированно поражать все типы немецких танков. Основные жалобы от наших танкистов поступали на ходовую часть. На ровной твердой поверхности она вела себя превосходно, на бездорожье же быстро выходила из строя. В России выявился еще один специфический недостаток: осенью и весной грязь, забиваясь днем между фальшбортом и корпусом, ночью, при понижении температуры, замерзала и лишала танк возможности передвигаться. Справедливости ради следует отметить, что танк создавался без учета особенностей российского климата, для другой армии и не для наших («варварских», с точки зрения англичан) условий эксплуатации. Впрочем, на низкую надежность ходовой части жаловались и английские танкисты. Отнести же к недостаткам малую скорость «Матильды» нельзя - танк предназначался для сопровождения пехоты и именно в этом качестве должен был применяться. Все случаи использования «Матильды» в иных целях (что очень часто имело место на советско-германском фронте) приводили к неоправданно высоким потерям.
Эти танки поставлялись и в австралийскую армию, в составе которой они до конца войны участвовали в боях на островах Тихого океана, а после вплоть до 1953 года использовались в учебных целях.
Англичане быстро нашли работу для изъятых из линейных танковых частей «матильд», большинство из которых находилось в технически исправном состоянии. Толстая броня делала ее заманчивой базой для различных машин специального назначения. Саперные танки Matilda Baron и Matilda Skorpion, оснащенные молотковыми минными тралами, приняли участие в сражении у Эль-Аламейна в 1942 году. За ними последовали и другие варианты: катковые минные тралы, бульдозеры, мо-стоукладчики, прожекторные танки для освещения поля боя и, наконец, огнеметные. В создании последних преуспели и австралийцы - их модификации Matilda Frog и Matilda Murray использовались для выжигания японских опорных пунктов на островах.
Однако и в спецвариантах «Матильда» постепенно вытеснялась машинами других типов, но к 1945 году все-таки еще встречалась в частях британской армии, став единственным английским танком, находившимся в эксплуатации всю вторую мировую войну.
М. БАРЯТИНСКИЙ
«Моделист-конструктор» № 9"95
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении