Лишь запах чабреца сухой и горьковатый.
В жаркий летний день горы Троодоса благоухают тимьяном. Это неприметное растение с довольно блеклым цветом испокон веков является народным любимцем. Тимьян с древности почитался как божественная трава, способная возвращать человеку не только здоровье, но и жизнь.
Богородская трава, боровой перец, верест, жадобник, лебюшка, лимонный душок, мухопал, чабрец, фимиамник, чебарка... Все эти названия принадлежат одному растению! В Греции его называют «фимиам» (гр.θυμίαμα), что означает «ладан, благовонное вещество». На Руси эту душистую траву с яркими цветами называли «темьяен» - именно через «е». И хотя было зафиксировано множество народных названий тимьяна, его научное названиеThymus serpyllum - тимьян ползучий.
Древние греки приписывали этому растению необыкновенную силу «духа». В средние века цветок тимьяна, окруженный пчелами, изображали на одежде рыцаря, так как считалось, что он вселяет в сердце храбрость и мужество. Язычники клали это растение на кострища, воскуривая фимиам богам. По представлению многих народов, тимьян притягивает в дом счастье, способствует долголетию: «Коль в нежную подушку тимьяна цвет зашью - жизнь вдвое удлиню».
Различные виды тимьяна выращивали еще в Древнем Египте. Им ароматизировали смолы, предназначенные для бальзамирования тел.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Тимьян - это низкорослый кустарник высотой около 35 см, распластанные по почве ветвистые стебли которого покрыты жесткими, почти кожистыми листьями. В августе - в период цветения тимьяна - на концах ветвей появляются удлиненные соцветия. Цветки его мелкие - лишь 4-8 мм длиной, розовато-фиолетовые, розовато-лиловые или белые, ароматные, часто с заметными прицветниками, собраные в колосовидное соцветие. Плод тимьяна - коробочка с четырьмя черно-бурыми шаровидными орешками.
Тимьян принадлежит к числу важных эфиромасличных растений, содержащих фенольные соединения - тимол, карвакрол и другие. К роду Thymus относят несколько сотен видов травянистых многолетников, полукустарников и кустарников, распространенных почти по всей Евразии, в Северной Африке и Гренландии.
Места обитания тимьяна - лесные поляны и опушки лесной зоны, степи, каменистые склоны и скалы, карбонатные обнажения, песчаные и глинистые степи. На Кипре огромное количество тимьяна растет как на побережье, так и в горах Троодоса.
ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Самый распространный вид тимьяна - тимьян ползучий (Thymus serpyllum) содержит до 0,1-0,6 % эфирного масла, основным компонентом которого является тимол - до 30 % и карвакрол. В его составе также обнаружены дубильные вещества, горечи, минеральные вещества, камедь, органические пигменты, урсоловая и олеаноловая кислоты.
Обилие эфирных масел и минеральных веществ сделали тимьян одним из самых распространенных лекарственных растений, а некоторые виды тимьяна применяются в парфюмерной и пищевой промышленности. Листья его используют как пряность в кулинарии, консервной и ликеро-водочной промышленности. Некоторые виды тимьяна входят в состав смеси приправ, известных как «прованские травы». Стебли вместе с листьями и цветками можно заваривать как чай.
На Кавказе тимьян используется в качестве приправы к мясным, и особенно жирным блюдам, которые за счет качеств этого растения лучше усваиваются. Молодые побеги тимьяна добавляют при засолке огурцов, мариновании груш и яблок, а лимоннопахнущий тимьян придает пикантный аромат сладким блюдам.
Эфирное масло тимьяна применяют для отдушки косметических средств: туалетного мыла, помад, крема, зубных паст, а также в фармацевтической промышленности.
Тимьян также является прекрасным медоносом! В сентябре-октябре на Кипре повсюду вы можете приобрести тимьяновый мед - Thyme Honey.
Благодаря высокой живучести и, хотя и неброским, но душистым цветам, тимьян используется как декоративное растение, например, для устройства альпинариев. В длительные периоды своего цветения, в июне-августе, тимьян, благодаря обилию цветов и аромату, не имеет себе конкурентов в саду. Лишь на неделю-другую после цветения тимьяновые полянки отчасти теряют декоративность, но затем вновь восстанавливают свою красоту - и без цветов тимьян не менее красив, изыскан и благороден.
Тимьян длительно и обильно цветет, прекрасно пахнет, не боится вытаптывания, неприхотлив, отличный медонос, не повреждается вредителями и болезнями.
Размножают тимьян семенами, которые сеют либо в открытый грунт, либо в холодную тепличку весной. Сеянцы зацветают на второй год, а отдельные экземпляры - уже на первый.
ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА ТИМЬЯНА
Получаемый из тимьяна тимол издавна применяли как противоглистное, дезинфицирующее и обезболивающее средство. В народной медиционе отвары и порошок сушеного тимьяна используют при радикулите и воспалении седалищного нерва. «Отвар тимьяна и мазь, изготовленная на его меду очищает грудь и легкие, способствует отхаркиванию и успокаивает боли», такие записи находят в книгах древних лекарей.
Еще тимьян способствует пищеварению. В виде ванн он полезен при нервных заболеваниях, радикулите, ревматизме, кожных сыпях, заболеваниях суставов, мышц. Как наружное средство для растирания используют смеси, содержащие эфирное масло тимьяна. Оно же применяется при терапии легочных заболеваний. Жидкий экстракт и отвар листьев тимьяна очень хорош в качестве отхаркивающего средства.
Для медицинских целей собирают веточки тимьяна в период полного цветения. Их срезают возле корня, сушат на открытом воздухе в тени, расстилая токим слоем на бумаге или ткани. Когда листья высыхают, ветки обмолачивают и просеивают, чтобы удалить толстые деревянистые стебли. Сырье тимьяна, не теряя своих свойств, может храниться до 2х лет.
ПРОДУКТЫ ИЗ ТИМЬЯНА НА КИПРЕ
В супермаркетах Кипра вы можете приобрести сухой тимьян (гр. θυμάρι), который используется в качестве приправы и для заваривания чая, в аптеках можно найти большое количество медикаментов, изготовленных на вытяжках из тимьяна, а также эфирное масло этого удивительного - красивого, душистого и целебного растения.
Елена НИКОЛАЕВА
Стихотворение Н.Заболоцкого «Над морем» написано в 1956 году. В последние годы жизни мир раскрывается поэту в своеобразии и картинах природы. Заболоцкий в стихотворении создаёт прекрасные образы южной природы: и кипарис, и дом, прижатый к поверхности горы, и море, и скалы. Эта природа не подавляет человека, не противостоит ему, а дает радость узнавания, она для него знакомый и близкий сердцу пейзаж родного края: сонного Крыма, где «время не спешит». Заболоцкий - поэт с обостренным чувством звука, цвета, запаха. И мы вместе с лирическим героем вдыхаем «запах чабреца, сухой и горьковатый», любуемся алым виноградом, который так хочется попробовать, а потом бежим к морю, послушать «концерт высоких волн». Авторские эпитеты (запах сухой, горьковатый; высоких волн, далекий ропот, тяжелый виноград, неподвижных скал), метафоры (дом, прижатый к поверхности скалы; звук, задев скалу, скользит по вертикали; акустика настроила ловушек, здесь время не спешит) и сравнения (море-дирижёр, грохот бурь подобен грому пушек, как цветок, расцвел девичий поцелуй) ярко передают картину созданных образов. Они удивительно тонко оттеняют душевное состояние самого поэта. Познание природы становится более человечным, так же как и сама природа проявляется в реальном пейзаже.
При чтении
стихотворения «Над морем» испытываешь
умиротворение и желание посетить «сонный Крым» и услышать, как
…. звук, задев скалу, скользит по вертикали,
И эхо средь камней танцует и поет.
«Над морем» Николай Заболоцкий
Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый,
Повеял на меня — и этот сонный Крым,
И этот кипарис, и этот дом, прижатый
К поверхности горы, слились навеки с ним.Здесь море — дирижер, а резонатор — дали,
Концерт высоких волн здесь ясен наперед.
Здесь звук, задев скалу, скользит по вертикали,
И эхо средь камней танцует и поет.Акустика вверху настроила ловушек,
Приблизила к ушам далекий ропот струй.
И стал здесь грохот бурь подобен грому пушек,
И, как цветок, расцвел девичий поцелуй.Скопление синиц здесь свищет на рассвете,
Тяжелый виноград прозрачен здесь и ал.
Здесь время не спешит, здесь собирают дети
Чабрец, траву степей, у неподвижных скал.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Над морем»
Автор, с детства привыкший к скромной красоте северного пейзажа, был очарован роскошным разнообразием крымской природы. В стихотворении «Гурзуф» душевный подъем лирического субъекта вызван созерцанием величественной картины, которая охватывает скалистый берег, «равнину морскую» и небо. Герою Заболоцкого, подобно пушкинскому пророку, становится доступной часть сокровенного «таинства отзвуков», служащего акустическим атрибутом загадочного мирового пространства.
Зачин стихотворения 1956 г. открывается запоминающимся обонятельным образом - душистым «горьковатым» ароматом чабреца, который символизирует крымскую землю. Приятный запах вызывает в памяти характерный пейзаж: дом, построенный у подножия горы, кипарис, бескрайняя панорама моря.
В удивительном «сонном» мире подвергается трансформации художественное время: оно «не спешит», и замедляющееся движение стрелок будто стремится соответствовать неподвижной громаде вечных скал.
Центральный фрагмент посвящен еще одному примечательному свойству художественного пространства - акустическим «ловушкам». Звуки, источники которых находятся далеко, кажутся близкими. По этой причине слух субъекта речи отчетливо различает плеск волн. Раскаты грома во время грозы напоминают страшный грохот пушек. Комплекс акустических образов завершает живописное сравнение, семантика которого выходит за рамки звуковых характеристик. Поцелуй девушки метафорически отождествляется с распустившимся цветком.
Причины потрясающих акустических эффектов кроются в особой траектории звука. Последний устремляется по вертикали, порождая эхо, олицетворенный образ которого наделен способностями петь и танцевать.
Метафора, уподобляющая море режиссеру, перспективу - резонатору, прибой - концерту, обозначает границы художественного мира. Изображаемая среда видится субъекту речи замкнутой, напоминающей концертный зал или корпус гигантского музыкального инструмента. За счет особых свойств причудливого пространства стали возможными акустические явления, занимающие неторопливые мысли лирического «я».
Стихотворение завершает ряд визуальных образов: весело щебечущая стайка синиц, прозрачно-алые виноградные гроздья и дети, занятые сбором чабреца. Миниатюрные сценки дополняют картину идеального пространства, соединившего в себе природное и музыкальное начала, и проникнуты задумчивым умиротворением.