Лиля брик годы жизни. Лиля Брик: «муза поэта», роман с ГПУ и рецепт, как надо умело ходить по рукам и делать гешефты…
- В последнее время все чаще разгораются дискуссии с негативными высказываниями в адрес священнослужителей. Удивляет то, что после нелестного высказывания о священниках какого-либо одного блогера, к нему тут же подключается множество других - таких же негативно настроенных людей. И хотя понятно, что эти люди ни разу в жизни со священниками дела не имели (иначе в этих отзывах были бы какие-то факты, примеры из жизни), в их ответах встречается много злобы. Как это можно объяснить? Ведь мы обычно не злимся на людей, которые не причиняли нам никакого вреда. А священники определенно ничего плохого не сделали всем этим людям, пишущим о них с такой ненавистью. Хотелось бы узнать психологическое объяснение этой ненависти.
Тут присутствует такой интересный момент: почти вся блогосфера, как многим известно, является эффективным оружием пропаганды разных структур общества: социальных, экономических, политических и прочих. Для этих целей различными заинтересованными группами специально выделяются деньги и нанимаются работники. Разработаны специальные программы, позволяющие одному блогеру писать одновременно под разными именами, с разных IP. В блогах во время интернет-обсуждений зачастую идет скрытое навязывание определенных, выгодных заказчику фактов и позиций по различным вопросам. Об этом знают практически все блогеры, называя таких заинтересованных участников троллями. Но поделать с этим ничего не могут, поскольку невозможно выявить всех троллей, и даже слова выявленных невозможно стереть из памяти.
Результатом таких долгосрочных манипуляций может стать искажение фактов, разжигание розни между народами, и даже подрыв политической системы и экономики государства. Известно, что госдепартамент США выделяет на информационную войну в блогосфере огромные деньги. Известны и некоторые результаты этой войны. К примеру, признано, что народные волнения и революции, которые разгорелись недавно в ряде стран Африки и Ближнего Востока начались с подготовки в социальных сетях.
Но в мире существуют и другие революции - революции сознания, направленные на то, чтобы подготовить общественное мнение к определенным изменениям. Именно это и наблюдается сейчас в нагнетании атмосферы негатива по отношению к православию и служителям Церкви. Ведь что такое религия? Религия для народа - это то, что его цементирует и делает его единым, то, что делает его более крепким и стабильным. Этот факт подтверждается словами бывшего советника президента США по национальной безопасности США Збигнева Бжезинского, который еще в 1991 году после развала СССР открыто заявил: «После разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось русское православие».
- Но у нас в стране живут люди различных верований, не разъединяют ли разные религии народы России?
Несколько религий в стране было всегда, но они никогда не разделяли народ по этому признаку, а всегда мирно существовали рядом и созидали духовную основу народа российского. Например, в Казани уже несколько веков прекрасно жили рядом и русские, и мусульмане. И никто там никогда не слышал о каких-то глобальных выступлениях против иноверцев. Были дагестанцы в составе Российской Империи, были среднеазиатские народы. Но не было тех вражеских сил, которые настраивали их друг против друга. А теперь они чрезвычайно активизировались, и их подрывная работа ведется во всех средствах массовой информации, в том числе и в интернете.
То, что происходит сейчас, - вся эта навязанная нам национальная и религиозная вражда - настоящая катастрофа для страны. Ведь мы вместе прошли через страшную войну, вместе победили нацизм. Никто тогда не разделял народ на мусульман, христиан и так далее - не было этой вражды, а была настоящая дружба. И в Российской Империи ее тоже не было. А теперь мусульман пытаются натравить на православных священников, и мы, кстати говоря, стали свидетелями уже многих таких не только выступлений, но и преступлений. Вспомните убитых в Чечне, в Дагестане, да и в самой России священников Православной Церкви. То же противостояние религий происходит и в других мусульманских регионах. В Татарстане, в Башкирии, в других республиках - почти нигде не осталось спокойных мест, где бы ни натравливали местное население на православных священников. Соответственно в более спокойных в этом отношении, скажем так - «русских регионах» - натравливают народ на мусульман. Организуются выступления против строительства мечетей.
Думаю, что на это есть политический заказ, и многие над ним уже работают. Ведь обходится такое влияние на умы людей достаточно дешево: зашел в интернет один человек и за день написал триста постов, за которые получил, допустим, 10 долларов. И потом написал и ответы на свои же посты. А по закону социального подтверждения подобное притягивает подобное: все, кому более-менее созвучно то, что он написал, начинают вставлять свои идиотские комментарии.
Так называемым «троллям» деньги платят за выполнение разных задач. В том числе и для того, чтобы дискредитировать Церковь, ослабить доверие населения к своим пастырям. Кроме таких «троллей», комментарии, направленные на очернение священного сана, могут писать и участники множества атеистических форумов и организаций. Возможно, что кто-то из них «кидает призыв», и все активисты форума устремляются в определенный блог развивать начатую им тему, все по одному посту… В результате, у читателей этого «топика» складывается впечатление, что весь народ абсолютно и категорически настроен против священства, хотя на самом деле такого быть не может. Хотя бы потому, что если у кого-то из тех же людей умирает родственник, то даже многие самые атеистически настроенные люди идут в храм на отпевание, заказывают службы, обращаются к священникам за советом и так далее. Число же по-настоящему верующих достаточно велико. Считающих себя верующими - еще больше. Более пятидесяти процентов… Это результат многих опросов и исследований.
Так спрашивается, откуда же тогда столько ненависти, столько лжи выплескивается в этих блогах, кто это все пишет? И где же тогда эти пятьдесят процентов верующих? Да где же, хотя бы, те пять процентов людей, которые являются настоящими членами Церкви? Ответ прост: это дело техники. Это - назовем вещи своими именами - информационная война против Церкви, которая ведется некими силами, и ведется весьма эффективно.
Информационное оружие в наше время – главное средство ведения войн. Одна из из целей таких войн - подорвать доверие не только к формальным лидерам, но и к носителям национального духа и нравственности.
Так было и раньше. На кого, в первую очередь, всегда была направлена вражеская активность? На старший офицерский состав и на генералов. Безусловно, священник, он же пастырь, он же «пастух» - это офицер. Тем более архиереи (епископы, митрополиты, патриарх) - их уже можно сравнить с генералами, которые ведут людей, структурируют общество. Убийством или дискредитацией руководства достигаются задачи информационной войны. Поэтому не удивительно, что пропаганда сейчас направлена именно против этих людей.
- Задача - дискредитировать, а что после этого?
Цель у любой войны одна. Дискредитировав командование, достигается неуправляемость самой структуры. Дальше уже можно легко рушить всю эту структуру. Потому что там, где нет доверия к руководству, в том числе и к духовному, - там сама структура становится неуправляемой. Это уже не войско и не единение. Такая структура не может решать никаких задач. Это толпа, которую можно повести и завести куда угодно: хоть в плен, хоть на минное поле, хоть в западную «демократию» или в антирелигиозное мракобесие. Вот в чем цель.
- Понятно, что нравственное влияние Церкви на людские души благоприятно и для страны в целом. Ведь народ нравственный труднее обмануть, поработить и завоевать, чем безнравственный?
Естественно, и этому есть множество исторических подтверждений. Как только народ склоняется к какому-то греху, например, к гомосексуализму, как только разрушаются вследствие этого его нравственные категории, которые определяются религией, сразу начинается деградация общества и разрушение государства. Вспомним Римскую Империю, древних греков…. В России перед революцией 1917-го года, куда было направлено острие революционной пропаганды? На дворянство, офицерство и духовенство. Хотя духовенство в то время тоже ничего плохого революционерам не сделало.
Так внешние враги пытаются сейчас подорвать доверие людей к служителям церкви, чтобы препятствовать ее задаче нравственного, духовного воспитания. Чтобы ими потом было проще управлять процессом нравственной, интеллектуальной и физической деградации народа, который сейчас успешно осуществляется.
Такой способ манипуляции сознанием можно рассмотреть на простом примере. Чтобы вовлечь подростка в бандитскую среду, первое, что стремятся сделать бандиты - принизить доверие этого подростка к своим родителям и учителям, разрушить их авторитет. Им нужно каким-то образом его вывести из-под влияния тех, кто его воспитывает и учит. Только после этого есть шанс, что он будет участвовать вместе с ними во всех их грязных делишках. Вот такой «увод из-под влияния» и является целью заказчиков этого очернительства Церкви, которые сейчас организовали информационную войну против Православия.
- Мне кажется, что все-таки такое внешнее информационное влияние находит еще и какую-то внутреннюю опору в тех людях, которые ему подвержены. Это не только обычное невежество в вопросах реальной жизни священников и церковной жизни вообще, но и какие-то внутренние причины, по которым эти люди так охотно принимают ложь за истину.
Ну конечно, такие причины есть. Такие «слабые места» в человеке - это его внутреннее несовершенство, его грехи. Душевная нечистота противится всему нравственному точно так же, как грязнуля противится мытью рук, а ленивый ученик противится учению. Тот же блудник или гомосексуалист не могут принять Церковь в том виде, в каком она есть, потому что она задает слишком для них высокие нравственные планки. Им остается ее только осуждать и поливать грязью.
Когда какому-нибудь моральному уроду становится тяжело и неуютно находиться среди нравственно-чистых людей, он обязательно начнет говорить про них какие-нибудь гадости, чтобы создать для себя иллюзию «одинаковости». «Да кто в России не ворует?» - это выражение стало для нас уже привычным. Значит, можно спокойно воровать. «А гомосексуализмом даже животные занимаются, и вообще - это нормально!» - тоже из серии самооправданий и попытки сделать из черного белое. Сейчас, когда в стране царит культ стяжательства, многие начали с умным видом заявлять что-нибудь наподобие: «Человек, по самой своей сути, - существо низменное». Значит, иметь низменные побуждения тоже нормально? Тогда можно творить что угодно!
То есть Церковь задает определенную планку отношений в человеческом обществе. И те, кто живет вне этих рамок, чувствуют себя неуютно. Они думают, что если уничтожить Церковь, то и духовные законы действовать перестанут. Но это не так.
- Скажите, как с точки зрения человеческой психологии можно объяснить убийства священников? Ведь что-то этими убийцами движет? Или ничего, кроме злобной непримиримости к православию, как к чужой вере?
Почему убивают хороших, чистых душой людей? Да потому, что этими убийцами-подонками движет не просто ненависть, а ненависть, вызванная черной завистью. Зависть рождает ненависть, и прикрывается презрением.
Возьмем такую метафору: попал по недоразумению на олимпиаду по какой-нибудь науке полный неуч, к тому же злобный. И как он будет себя чувствовать в этой среде? Конечно, он подумает или даже скажет: «Все вы здесь чокнутые «ботаники», все придурки, один я нормальный».
Больше всего ненавидят тех, кто умнее или добрее, - тех, кто тебя в чем-то превзошел. Потому что ненавидеть того, кто ниже тебя и меньше умеет, смысла никакого нет - нечему завидовать. Сознательно или подсознательно, но эти ненавистники понимают, что священники их выше и чище, и что правда на их стороне, а от этого чувствуют себя приниженными и начинают их ненавидеть.
- Некоторые люди упрекают священников в невнимательности, в том, что они не уделяют внимания или резко отвечают на заданный вопрос, обличают.
Конечно, священники не идеальны, ведь они тоже люди. Бывает, что некоторые из них ведут себя неподобающим священнику образом: бывают невнимательные священники, бывают священники, страдающие осуждением - у каждого свои личностные особенности и недостатки. Так что кое-кого из них, возможно, упрекают вполне заслуженно. Но давайте посмотрим на вопрос шире: если вы приходите на прием к врачу и видите, что у него масса недостатков: он нетерпелив, малограмотен, не отвечает на ваши вопросы, не дает советов… Что вы предпримете? Скорее всего, пойдете к другому. Плохо лечит один - найдете того, кто лечит хорошо. Но из-за того, невнимательного и грубого, вы ведь не перестанете лечиться совсем? Не разуверитесь в медицине, как таковой? Так почему из-за одного недостаточно вежливого священника некоторые начинают делать необоснованные обобщения, и обвинять абсолютно всех служителей Церкви?
Кстати говоря, я замечал такой феномен: против священников, как и против, например, инородцев, выступают массово и агрессивно, но почему нет таких выступлений против олигархов? Бывает, ругнется один, другой – и все. Тишина! Никакой истерии, как против священников. Хотя эти люди у каждого из нас украли деньги. Почему бы это?
- Может быть, таких выступлений против олигархов в блогах нет, потому что для этого нет заказчиков?
Я думаю, так оно и есть. Сам против себя информационную войну финансировать не будешь, поэтому и возмущений по этому поводу нет.
Сейчас уже очень много написано об информационной войне: как она организуется и проводится, для чего существуют эти манипуляции людским сознанием, как они происходят, на что опираются и так далее. По политтехнологии написано огромное количество книг и найти такую литературу достаточно легко. Если кому-то читать лень - все это информационное безобразие можно увидеть по телевизору, и давно можно было уже понять, для чего это все придумано. Но и тут подумать лень. Процветает нежелание и пассивность разбираться в ситуации с рассуждениями типа: «А зачем мне это надо?» Так же проще жить - не напрягать свой интеллект, а ждать, когда тебе кто-то даст готовое решение. 80 процентов людей, к сожалению, устроены в крайней степени примитивно. В их представлении - они нормальные, умные люди, которые из себя что-то значат, но в сущности интересует их только то, что они могут ощутить и потрогать.
- Ощутить и потрогать? Значит, их интересуют только материальные ценности и удовольствия?
Да - то, что основано в большей степени на чувствах и эмоциях. Не какие-то глобальные вещи, не интересы народа и государства, не понимание мироустройства, ни даже интересы твоей собственной души, а только то, что служит самым примитивным из твоих потребностей. Им хочется просто пожить легко и бездумно, получить от жизни все тебе нужное сегодня, а завтра - будь что будет.
Показательным является недавний случай. Один известный атеистический сайт объявил акцию помощи онкобольным детям с лозунгом: «Бога нет, кто же кроме нас поможет детям?» Давайте деньги собирать - жертвуйте для лечения детей! За полмесяца собрали всего 20 тысяч рублей, а примерно сколько собирают известные православные сайты всего за 2 часа, хотя посетителей там не больше. Атеистический сайт собрал по сравнению с ними всего лишь крохи. Вот они сами себе и показали, кем они по большому счету являются. Потому что неверующие в Бога в основном эгоисты.
Эгоизм - главный фактор, который не дает принимать ничто духовное. Когда «я» - центр Вселенной, то какие там попы, какой еще Бог, зачем мне эти конкуренты! Я самодостаточный, ни в чьих указаниях не нуждаюсь, и вообще все должны мне кланяться…
- Значит священники стали основной мишенью антинародных сил?
Да, но они являются мишенью не только антироссийских сил, но в первую очередь еще и мишенью темных сил.
У таких людей всегда много искушений - больше, чем у обычного человека. И потому как их жизнь проходит на глазах у всех, иногда их недостатки гиперболизируются обществом. Например, если обычный человек на машине проехал на красный свет, то никого этим не удивишь и никто этого факта даже не запомнит. А если вдруг увидят, что на красный свет проехал дядька в рясе и с крестом на груди, то это моментально станет поводом для эмоциональных разговоров. Сколько у нас, извините, пьяниц спивается на тех же поминках, сколько просто дегенеративно ведут себя на свадьбах? И кто, когда друг другу пересказывает эти выходки? Но если увидел кто-то попа нетрезвого - все, будьте любезны - тут разговоров и сплетен хватит всем и надолго.
Более того - все такие рассказы ради красного словца обрастают со временем кучей домыслов и вымыслов и превращаются в конечном итоге во что-то совершенно невообразимое. И немного выпивший священник уже будет в них изображен в абсолютно непотребном виде…
Хочу привести подходящую к месту цитату из документального рассказа священника Ярослава Шипова, который долго служил на сельском приходе. Этот отрывок – от отношении деревенского народа к священнику: «Они неутомимо придумывали всякие слухи: то батюшка нехорош, потому что богатый, а когда оказалось, что бедный, и это плохо - настоящий поп не может быть нищим; то - в каждом селе жена, а коли не так, то - больно строг с женщинами, мог бы и внимание оказать: мало ли что священник - мужчина все же…»
- Есть более образованная часть аудитории - люди, которые знают, какую огромную позитивную роль играла Церковь в истории всей страны, особенно в годы испытаний. Некоторые из них даже читали духовную литературу. Бывает, что они говорят: «Вот раньше Церковь была - да! А той Церкви, которая теперь стала, я принять не могу». Как вы прокомментируете такие высказывания?
Вкратце такие претензии можно выразить вопросом: современные священники - не святые, так зачем же их слушать и на них равняться? Эту тему можно так шутливо обыграть: достигни святости сам, и Церковь будет равняться на тебя. Раз ты не можешь принять эту Церковь, а образцы знаешь - живи по этому образцу. Покажи своим примером святую жизнь. А как только начнешь трудиться духовно, сразу убедишься, что грехов у тебя предостаточно, и быть ни в чем непогрешимым и безупречным не каждому по силам.
- А он скажет: «Нет, я не хочу быть святым, я хочу, чтобы они были святыми, потому что это их дело - быть святыми»…
Святой должна быть Церковь и ее заповеди, потому что она стремится к любви и ведет за собой народ. Но каждый из ее членов святым быть не может. Как не может быть гением каждый ученый. Церковь нужно воспринимать, как целостную структуру, и не судить о ней по отдельным людям. Следуйте церковным заповедям, и не поддавайтесь на провокации.
Нравственно здоровым может быть, при желании, каждый. А это в человеке - основное, потому что именно в его душевных качествах заключается личность. И если, например, кто-то из ваших друзей имеет больную печень, то он от этого не перестает быть вашим другом, потому что вы его воспринимаете не по частям, а как личность. Точно так же при несовершенстве отдельных «органов» Церковь в целом не становится недееспособной.
(Из блога священника Константина Пархоменко
)
65 причин, почему я не моюсь
Психолог: что отпугивает людей от Церкви?
(Михаил Хасьминский, психолог
)
Под властью ментального вируса, или Как отличить вброс от новости
(Игорь Ашманов
)
Церковь для битья
(Дмитрий Соколов-Митрич
)
О машинах священников и новых савонаролах
(Сергей Худиев
)
Интеллигенция и церковь
(Сергей Лукьяненко, писатель
)
Недействительные отпевания
(Священник Константин Пархоменко
)
Пожалуй, точнее всего состояние сегодняшнего дня передает понятие «информационная война». Конечно, остриё этой войны — информация о войнена юго-востоке Украине, настоящей, страшной, безумной. Но за остриём идут другие слои, более или менее яркие, с неровными границами, вполне себе актуальные для определённых аудиторий — политической, национальной, патриотической, спортивной, религиозной и т.п. Я думаю, что у христиан в отношении информационных войн должна быть особая позиция.
Отличительные черты
В моём понимании война имеет принципиальное отличие от дискуссий, споров, драк, да и любого противостояния. Она, как и древний Молох, требует в жертву себе на съедение людей. Живых, настоящих, тех, кого мы зовём по имени, тех, чьё лицо, чей взгляд нам дороги, тех, кого мы любим или любили. Война требует жертв именно себе! И люди с радостью, как и древнему Молоху, приносят на эту жуткую трапезу друг друга и самих себя!
Война почти не приемлет такое понятие, как «ближний», у неё не бывает человеческого лица. Все — не более чем шахматные фигуры, пусть и разного веса. Война живёт чёрно-белым разделением «свой»/«чужой». Причём «свои» должны всё время доказывать «своёвость», иначе они «чужие».
Информационная война тоже требует жертв. Понятно, что не людей, не их жизни, хотя и такое бывает. Она высасывает жизненные ценности, смыслы, мировоззрение, мировосприятие, веру, личные отношения, свободу, любовь. Этот информационный Молох питается самым человечным в человеке. Он, так же, как жуткое существо дементор из сказки о Гарри Поттере, высасывает из человека его душу, если под душой понимать жизнь. Чёрно-белое сознание, обесценивающее человеческую жизнь в сравнении с «правильными» идеями, мировосприятие, раскрашивающее мир, как шахматную доску, маркирование каждого — это всё, что остаётся от свободной, яркой, многогранной, наполненной смыслом и тёплыми живыми отношениями жизни.
Осаждённая крепость
Я думаю, что информационные войны основаны на простой идее и имеют своей целью отнюдь не дезинформацию «врага». Главное в информационной войне — воспитание в людях мировоззрения и системы отношений «осадной крепости». Причём в своих людях!
На практике, как я вижу, информационная война решает две задачи: внедрить в сознание людей неправду и заставить обывателя жить по принципу «у страха глаза велики», то есть включить самоцензуру, чёрно-белое восприятие, своего рода информационные фильтры таким образом, чтобы он обязательно увидел в окружающей действительности угрозу.
Идеология «осаждённой крепости» очень эффективна. Она достаточно быстро приживается среди ограниченной в чьих-то интересах свободы и при ограниченных ресурсах, а значит, и возможностях. Неполноценная жизнь простых людей нуждается в оправдании и внутренней компенсации неполноценности и неудовлетворенности. «Осаждённая крепость» перестраивает мировоззрение и через это снимает ответственность и даёт чувство превосходства. Жертвы информационной войны сами отдают всё живое, включая свободу, чтобы не брать ответственность за личную позицию, свои решения, смыслы и отношения.
Всё в головах
Информационная война всегда кем-то организована и направлена, отнюдь не на противника, а на своих. Свои и только они могут и должны стать ресурсом.
Неважно, какие есть стороны конфликта. Информационная война всегда выигрышна только для своих организаторов и проигрышна для всех остальных вне зависимости от стороны баррикад, ибо они выступают просто ресурсом. Две противостоящие «осаждённые крепости» могут жить только одним — пожирая изнутри самих себя. У них нет никакого другого выхода, они же в самозаперти. А при таком исходе ресурсом становятся простые люди, принявшие мировоззрение информационной войны и сами подчинившие себя узкой группе выгодополучателей. Дело в том, что главная аудитория информационной войны — это её организаторы-выгодополучатели. Те же, кто внутри «крепости», не более, чем «мясо».
Поэтому особенность информационной войны в том, что у неё по-настоящему нет участников. Нет тех самых реальных «своих» и «чужих». Тут то же, что и с рекламным понятием «позиционирование». Позиции, разделения и всё прочее существуют не более чем в головах. Понятно же, что, в конечном счёте, может быть только одна «осаждённая крепость», воюющая с пустотой вокруг.
Я думаю, что победу в информационной войне одерживает не тот, кто смог повлиять на противника (которого может в реальности и не быть), а тот, кто перевоспитал под себя окружающих людей.
Информационная война очень скудна не только на идеи, смыслы, оттенки. Она скудна и на лица. Войне нужны только избранные и проверенные персоны, только собственные проповедники и толкователи воли организаторов войны. Ещё одной особенностью войны, бьющей прежде всего по своим, является наличие толкователей знающих и дешифрующих, толкующих волю и информацию «врага» и учащих не попадаться на удочку. Те же, кто в «крепости», таким образом, получают со всех сторон только «правильную» особо подготовленную информацию. Со стороны организаторов информационных войн нет доверия простым людям. Их способности и права разбираться самим не принимаются всерьёз, через что воспитывается инфантилизм, недоверие к себе и чувство вины.
Что же христианство?
По-моему, всё просто. Христиане тоже люди, причём большей частью люди обычные, почти как все. И потому они порой втянуты в «информационные войны», тоже нередко рады пожить чужой бездушной жизнью, не обременённой ответственностью, свободой, личными отношениями. Не прочь некоторые и стать ресурсом ради каких-то «высших целей» или против каких-то «врагов». Думаю, все это знают и видят. Потому у общества представление о христианстве, как об «одном из...», наряду с футбольными фанатами, политическими партиями, националистами, патриотами и т. д. И всё же, поскольку христианство — это евангельское благовестие и вера в Сына Божия Иисуса Христа, то на определённой глубине жизни все должно быть иначе.
Какие бы ни бушевали информационные войны, у христиан всегда есть фундамент, своего рода скала, на которой они призваны строить дом своей жизни. Да, конечно, и на этот дом, и на эту жизнь обрушиваются ветры и бури, дом может пострадать. Но он несдвигаем и способен защитить своих жителей. Эта скала — вера в Живого и Личного Бога. Вера не в природу, не в государство, не в родину, не в военную мощь, не во «врагов». Это вера в Бога! И эта вера раскрывает глаза, делает, в конечном счёте, бессмысленными любые информационные войны.
Другие люди для христиан никак не могут быть ресурсом и даже «врагами». Люди вокруг, как бы это чудовищно для многих ни звучало, — ближние, они братья и сёстры, а если верующие, то братья и сёстры во Христе. Каждый человек уникален и ценен. Он Богом любим. Христос пострадал на кресте и умер в том числе и за наших врагов. Не нам решать судьбы других людей и не нам их маркировать. Мир — не чёрно-белый, а цветной. Да, он во зле лежит, да, часто царствует грех. Но зло и грех побеждены Христом. В мире нет, или почти нет чистого зла и греха. Призыв Иисуса Христа обращён ко всем. До последнего вздоха каждый из нас может обратить свой выбор, свою волю ко Христу Спасителю.
Жизнь — отнюдь не минное поле, где главное — миновать опасность. Жизнь — это скорее творчество, поиск, свой опыт, осмысление, личные отношения, это всегда свободный и личный выбор, это ответственность. Жизнь — и не «осаждённая крепость», не самоцензура и ограничение. Это доверие Богу и людям, это желание научиться всему доброму и хорошему, что встречается на пути.
Нет у христиан однозначных непререкаемых учителей, толкователей и проповедников истины, кроме одного Учителя — Христа. Его слова и пример, Он Сам — Истина. Остальное — должно поверяться Евангелием.
Христиане призваны жить не картиной мира в голове, да ещё и в виде шахматной доски, а прежде всего отношениями с Живым и Личным Богом и людьми, каждый их которых «ближний». А это то, что можно потрогать, это то, что имеет настоящую ценность, это то, за что перед Богом, в конце концов, придётся держать ответ. От суда не уйти.
-
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ЛУЧШАЯ ПРАВДА – НАГЛАЯ ЛОЖЬ
23 июня 1941 года вышла первая передача вещательной корпорации Би-би-си на русском языке, Русская служба Би-би-си заработала в 1946 году. 7 февраля 1947 года радиостанция «Голос Америки» начала своё вещание на Советский Союз на русском языке. Позднее к ним присоединились «Радио Свобода», «Немецкая волна» и другие. Так началась эпоха информационных войн, заменивших все горячие войны в современном мире.
Информационные войны в современном мире. В погоне за морковкой
Главной целью этих радиостанций было формирование мышления и направление воли народов Советского Союза на необходимость ликвидации коммунистического режима.
В официальных инструкциях ставились цели:
- сеять вражду между народами Советского Союза и народами других социалистических стран;
- подрывать доверие к СССР, изображая Советское государство как «неоимпериалистическую» державу;
- распространять дезинформацию, разжигать националистические чувства.
Также велась популяризация принципов «свободного мира»: свобода передвижения, слова и вероисповедания, отсутствие унижающей уравнительной системы и т.д .
Передачи отличались не только содержанием, но и стилистикой подачи материала. Мягкие, приятные голоса дикторов чередовались с музыкой, которую невозможно было услышать на союзных радиостанциях или купить в магазинах: Beatles, RollingStones, Элла Фитцджеральд…
Это может быть вам интересно
Одной из любимейших программ Русской службы Би-Би-Си стала программа «Рок-посевы» Севы Новгородцева. Сначала, в 1977 году, эта передача начала выходить под названием «Программа поп-музыки из Лондона».
Всё это заставляло наших соотечественников льнуть к своим радиоприёмникам в надежде услышать что-то новое, отличное от официальной пропаганды. И в этом смысле мы были благодарными слушателями. Так, в середине 1980-х годов только на «Голос Америки» ежедневно настраивалось до 30 миллионов советских слушателей.
Информационные войны в современном мире. Российское ухо востро
Для советских людей слово всегда имело особую ценность. То, что написано в газете, было непреложной истиной и ему верили беспрекословно. «Это же написано в газете »!
Но самое сильное воздействие на психику происходит через ухо, а наибольшее воздействие – на ухо звуковика. Поэтому особую силу воздействия эти «вражеские голоса» имели на территории Советского Союза, где менталитет соседствует со звуковым поиском .
Российские уши особенные, звуковые, мы сами подставляем уши и ждём, когда начнётся воздействие на них словом. Плюс к этому добавляется наше коллективистское общество и естественно доверчивый ум. И слушатель готов к потреблению любой информации.
А если она ещё и преподнесена грамотно, когда даётся 99 % правды, и всего 1% того, что необходимо сказать для пользы тех, кто ведёт трансляцию,то мы уже сами догадывались, что нам надо было понять из всего сказанного. Ненавязчивый сравнительный анализ не в нашу пользу — и мы уже сами делаем выводы о преимуществе другой системы ценностей, не советской.
Со своим звуковым духовным поиском мы искали — где мир лучше и справедливее и бежали за морковкой, которую нам преподносили под видом демократии и свободы капиталистического мира. Всё это сверху как розочками на торте украшалось сверкающими возможностями общества потребления.
На фоне скудного советского ширпотреба и автопрома этот аргумент воспринимался как жирная точка в нашем подсознательном решении «жить как в Америке». Это был коллективный протест против серой застывшей жизни советского периода застоя. Мы не видели преимущества, которые давала советская система, а только её недостатки. А когда «вражеские голоса» стали слушать те, кто должен был их глушить, развал Советского Союза был предопределён.
То, что происходило в последующие 25 лет в нашей стране можно определить, как дезориентацию и хаос в головах людей. Потеря огромной части населения и коллективный поиск дальнейшего пути страны. Вот чего нам стоило это поражение в информационной войне.
Информационные войны в современном мире. Век развешивания лапши на уши
Сегодня объём нашего психического необычайно возрос по сравнению с предыдущими поколениями и сила воздействия слова тоже необычайно выросла. Сегодня словом можно быстрее убить и, наоборот, быстрее раскрыть.
Для сохранения нашей целостности сила слова нивелируется, ему уже не верят так, как раньше, в период мягкой пропаганды. Сегодня работает только стопроцентная наглая ложь, доведённая до абсурда.
Ложь сегодня введена в ранг войны . Так, в Ираке ищут химическое оружие и не находят, но под этим предлогом бомбят и захватывают страну. Тот же сценарий через некоторое время повторяется в Ливии, Сирии.
Страх и неуверенность в завтрашнем дне нагнетаются через средства массовой информации. Сегодня уже информационная война идёт в просторах интернета – новой реальности. Здесь создаются события, которых не было на самом деле, уже трудно отличить правду ото лжи. В угоду интересам нескольких государств льётся кровь и сталкиваются лбами братские народы, опускаются до состояния нищеты ранее процветающие государства. Принцип «Разделяй и властвуй!» никто не отменял.
Пример информационной войны в современном мире мы сегодня видим в ситуации Украины и России. Когда люди с одинаковым менталитетом видят одну и ту же ситуацию совершенно противоположно. Налицо попытка столкнуть лбами брата на брата и решить свои интересы с разговорами о демократии и свободном выборе каждого народа.
Информационные войны в современном мире. Разделяй и властвуй!
Принцип «Разделяй и властвуй!» — это принцип обонятельной меры , которая сохраняет свою жизнь, сохраняя целостность своей стаи. А в борьбе за собственную жизнь все средства хороши и нет запрещённых приёмов. Сегодня каждая страна имеет большую возможность сохранить свою целостность, если ослабляет других.
В этом смысле Америка никакой не злодей, а борющаяся за сохранения себя страна. Всеми доступными способами и с применением новейших технологий Америка борется за свою жизнь, выжигая и обманывая, оговаривая и натравливая народы. Такова политика.
Нам, рождённым с уретрально-мышечным менталитетом, такая политика непонятна. Уретральник живёт на отдачу по нехваткам и своё ментальное переносит на отношения с другими странами. Так, в СССР перенос на политику уретрального менталитета страны выражался в помощи слаборазвитым государствам, иногда даже в ущерб себе, предпочтении иностранцев.
Информационные войны в современном мире. Чтобы в них победить
Информационные войны в современном мире стали появляться с ростом технических возможностей воздействия на человека и нашей возможностью их воспринимать. Сами себя изуродуем и сделаем всё, что от нас ожидают – этого ждут от нас, когда начинают информационную войну.
Что может Россия сегодня противопоставить тому мощному потоку информации, который льётся в наши звуковые уши и дезориентирует, сбивает с нашего ментального пути?
Можно пытаться фильтровать интернет, заняться выпуском своих процессоров и программного обеспечения. Создать свои кибер-войска и улучшить техническое оснащение служб безопасности госучреждений. С сильнейшими, но, к сожалению, пока не очень популярными докладами на тему информационных войн в современном мире выступает российский специалист в области искусственного интеллекта Игорь Ашманов.
Игорь Ашманов: «Сегодня информационное доминирование — это всё равно, что господство в воздухе »Но в любом случае, мы оказываемся в роли догоняющих. Так как технологии информационных войны и опыт их ведения – у Америки, у нас всё это в зачаточном состоянии. Значит здесь мы их не переиграем.
Но у нас есть то, что неспособно раскрыть американское ухо, так как оно иначе устроено. У нас есть то, что мощнее, чем информационная война, которая сегодня ведется по всему миру. Это возможность понимания психического человека . Понимания себя, своих желаний и возможностей. И понимания другого как себя.
Когда мы начинаем понимать себя, свои желания, наша жизнь становиться гармоничнее и счастливее, уходят страхи и неуверенность в завтрашнем дне, нас уже труднее обмануть и запугать. Когда понимаем другого человека, мы начинаем видеть — на что он способен, какой поступок совершит, мы видим, когда нам говорят правду или лгут.
Брик не была красивой. Маленькая ростом, худенькая, сутулая, с огромными глазами, она казалась совсем подростком. Однако было в ней что-то особенное, женственное, что так притягивало мужчин и заставляло тех восхищаться этой удивительной женщиной. Лиля это прекрасно осознавала и использовала свои чары при встрече с каждым понравившимся ей мужчиной. «Она умела быть грустной, капризной, женственной, гордой, пустой, непостоянной, умной и какой угодно», — вспоминал один из её современников. А другой знакомый так описывал Лилю: «У неё торжественные глаза: есть наглое и сладкое в её лице с накрашенными губами и тёмными волосами… эта самая обаятельная женщина много знает о человеческой любви и любви чувственной».
К моменту встречи с Маяковским она уже была замужем. Лиля стала женой Осипа Брика в 1912 году, возможно потому, что он был единственным, кто долгое время казался равнодушным к её обаянию. Такого мужчине она простить не могла. Их супружеская жизнь поначалу казалась счастливой. Лиля, умевшая украсить любой, даже более чем скромный быт, способная радоваться каждой приятной мелочи, была отзывчивой и лёгкой в общении. В их с Осипом доме собирались художники, поэты, политики. Иногда гостей нечем было угощать, и в доме Бриков их кормили чаем с хлебом, однако этого, казалось, не замечали — ведь в центре была обаятельная, удивительная Лиля. То, что супруга заигрывает с гостями и иногда ведёт себя более чем нескромно, проницательный Осип старался не замечать. Он понимал, что ни ревностью, ни скандалами, ни упрёками удержать возле себя жену не было бы возможным.
Так продолжалось до 1915 года, пока однажды сестра Лили Эльза не привела в дом Бриков своего близкого друга, начинающего поэта Владимира Маяковского, в которого она была влюблена и с которым хотела связать свою будущую жизнь. Однако этот факт Лиля, казалось, проигнорировала и в тот день по-особому была мила и приветлива с новым гостем. А тот, восхищённый хозяйкой дома, прочёл ей лучшие свои стихи и на коленях просил разрешения у Лилечки посвятить их ей. Та праздновала победу, а Эльза, сгорая от ревности, не находила себе места.
Через несколько дней Маяковский упрашивал Бриков принять его «насовсем», объясняя своё желание тем, что «влюбился безвозвратно в Лилю Юрьевну». Та дала своё согласие, а Осип был вынужден смириться с прихотями ветреной супруги. Однако окончательно в квартиру к Брикам Маяковский перебрался только в 1918 году. Так начался один из самых громких романов ушедшего столетия, «брак втроём», слухи о котором быстро распространялись среди знакомых, друзей и в литературных кругах. И хотя Лиля всем объясняла, что «с Осей интимные отношения у неё давно закончены», странная троица всё-таки проживала вместе в крохотной квартирке под одной крышей.
А судить божественную Лилю никто даже не посмел.
Спустя много лет Лиля скажет: «Я влюбилась в Володю, едва он начал читать „Облако в штанах“. Полюбила его сразу и навсегда». Однако сначала она держала его на расстоянии. «Меня пугала его напористость, рост, неуёмная, необузданная страсть», — признавалась Лиля и добавляла: «Он обрушился на меня, как лавина… Он просто напал на меня».
Любви поэта Лиля Брик не удивилась. Она была полностью уверена в своих чарах и всегда говорила: «Надо внушить мужчине, что он гениальный… И разрешить ему то, что не разрешают дома. Остальное сделают хорошая обувь и шёлковое бельё».
В 1919 году Брики и Маяковский переехали в Москву. На двери их квартиры они повесили табличку: «Брики. Маяковский». Однако Лиля и не думала хранить верность молодому поэту. Она заводила всё новые и новые романы, а её возлюбленный всё чаще уезжал за границу. Он по несколько месяцев проводил в Лондоне, Берлине и особенно в Париже, что Лилю очень устраивало. Именно там жила любимая сестра Эльза, которая пристально следила за парижской жизнью поэта и докладывала Лиле о его любовных интригах. Рассказывая сестре о «романчиках», Эльза всегда добавляла: «Пустое, Лилечка, можно не волноваться». И та успокаивалась ненадолго и продолжала с упоением читать письма и телеграммы своего поклонника.
А Маяковский встречался с женщинами, проводил с ними всё время и непременно шёл с новыми подругами в магазины, чтобы обязательно что-нибудь купить для московской возлюбленной. «Первый же день по приезде посвятили твоим покупкам, — писал поэт из Парижа в Москву, — заказали тебе чемоданчик и купили шляпы. Осилив вышеизложенное, займусь пижамками».
Лиля отвечала на это: «Милый щенёнок, я не забыла тебя… ужасно люблю тебя. Кольца твоего не снимаю…»
Маяковский возвращался из-за границы с подарками. С вокзала он ехал к Брикам, и целый вечер Лиля примеряла платья, кофточки, жакетики, бросалась от радости на шею поэту, а тот ликовал от счастья. Казалось, его возлюбленная принадлежала только ему. Однако наутро поэт вновь сходил с ума от ревности, бил посуду, ломал мебель, кричал и, наконец, хлопая дверью, уходил из дома, чтобы «скитаться» в своём маленьком кабинете на Лубянской площади. Скитания продолжались недолго, и спустя несколько дней Маяковский вновь возвращался к Брикам. «Лиля — стихия, — успокаивал Владимира хладнокровный Осип, — и с этим надо считаться». И поэт опять успокаивался, обещая любимой: «Делай, как хочешь. Ничто никогда и никак моей любви к тебе не изменит…»
Когда друзья Маяковского упрекали его в излишней покорности Лиле Брик, он решительно заявлял: «Запомните! Лиля Юрьевна — моя жена!» А когда те позволяли себе иногда подшучивать над ним, он гордо отвечал: «В любви обиды нет!»
Маяковский старался терпеть все унижения, лишь бы быть рядом с любимой музой. А та, уверенная в собственной власти над влюблённым поклонником, иногда поступала слишком жестоко. Много лет спустя она признавалась: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал».
Проходило несколько дней, и поэт опять не выдерживал. Летом 1922 года Брики и Маяковский отдыхали на даче под Москвой. Рядом с ними жил революционер Александр Краснощёков, с которым у Лили завязался бурный, хотя и непродолжительный роман. Осенью того же года Маяковский стал требовать у возлюбленной разорвать все отношения с новым любовником. На это она оскорбилась и заявила, что не желает больше слышать от него упрёков и выгоняет его из дома ровно на три месяца.
Маяковский посадил себя «под домашний арест» и, как велела Лилечка, они не виделись ровно три месяца. Новый год поэт встретил в одиночестве в своей квартире, а 28 февраля, как было условлено, влюблённые встретились на вокзале, чтобы поехать на несколько дней в Петроград.
В то утро поэт мчался к Лиле, сбивая на пути всех прохожих. Увидев её на вокзале, в пушистой шубке, красивую и надушённую, он схватил её и потащил в вагон поезда. Там, взволнованный и счастливый, Маяковский взахлёб прочёл свою новую поэму «Про это». Посвятил он её, разумеется, Лиле.
В 1926 году, вернувшись из Америки, Владимир Маяковский сообщил Лиле, что там пережил бурный роман с русской эмигранткой Элли Джонс, и та теперь ждёт от него ребёнка. Лицо Лили не выражало ни малейшего огорчения. Она ничем не выдала своё волнение, продемонстрировав любовнику лишь равнодушие и хладнокровие. Такой реакции Маяковский ожидать не мог.
Поэт сходил с ума, мучился от ревности и пытался забыть Лилю, встречаясь с другими женщинами. Однажды, когда он отдыхал в Ялте с очередной подружкой Натальей Брюханенко, Лиля всерьёз испугалась за «Володину любовь» к ней. Она направила телеграмму возлюбленному, где с отчаянием просила не жениться и вернуться «в семью». Спустя несколько дней Маяковский приехал в Москву.
Осенью 1928 года он направился во Францию якобы на лечение. Однако верные Лилины друзья сообщили ей, что за границу Маяковский едет, чтобы встретиться с Элли Джонс и своей маленькой дочерью. Лиле стало тревожно. Однако она всегда привыкла добиваться своих целей. Верная себе, решительная и изобретательная Брик затеяла новую авантюру. Опять она просила сестру «не упускать Володю из виду», и Эльза, чтобы как-то оторвать Маяковского от американки, познакомила его с молодой моделью Дома Шанель, русской эмигранткой Татьяной Яковлевой. Сёстры не ошиблись. Вскоре после встречи с Татьяной Маяковский забыл об Элли. Однако он влюбился в новую знакомую так, что решил жениться на ней и привезти её в Россию.
Восторженный и влюблённый, он посвятил Яковлевой стихотворение. Это означало для Лили Брик лишь одно: для Маяковского она больше не является музой. «Ты в первый раз меня предал», — с горечью сказала Владимиру Лиля, когда он вернулся в Москву. А он впервые ничего не объяснил. Этого Лиля пережить не могла.
В октябре 1929 года она пригласила своих друзей и устроила пышную вечеринку. В середине вечера Лиля якобы нечаянно заговорила о своей сестре, от которой недавно получила письмо. Это письмо хитрая хозяйка решила зачитать вслух. В конце послания Эльза писала, что Татьяна Яковлева выходит замуж за знатного и очень богатого виконта. Владимир Маяковский, услышав новость, побледнел, встал и вышел из квартиры. Он так и не понял, что Татьяна вовсе не собиралась выходить замуж, что сёстры провернули очередную авантюру, чтобы Володенька остался с Лилей и мог дальше плодотворно работать.
Спустя полгода Брики отправлялись в Берлин. Маяковский провожал их на вокзале, а через несколько дней в отеле Осипа и Лилю ждала телеграмма из России: «Сегодня утром Володя покончил с собой». Это произошло 14 апреля 1930 года. Он оставил записку, в которой среди других фраз были слова: «Лиля, люби меня».
В июле того же года вышло правительственное постановление, в котором Лиле Брик начислялась пенсия в размере 300 рублей и отходила половина авторских прав на произведения Владимира Маяковского. Другая половина была разделена между родственниками поэта. Лиля, хотя и переживала смерть любимого друга, однако объясняла её с завидным спокойствием: «Володя был неврастеник, — говорила Брик, — едва я его узнала, он уже думал о самоубийстве».
В год смерти поэта ей было тридцать девять лет. Она ещё прожила долгую и интересную жизнь. Сразу после смерти Маяковского она развелась с Осипом Бриком и вышла замуж за Виталия Примакова.
Когда того расстреляли, Лиля вступила в третий брак — с Василием Катаняном, литературоведом, изучавшим жизнь и творчество Владимира Маяковского. Брик увела Катаняна из семьи и прожила с ним около сорока лет.
Осип умер в 1945 году. Его смерть Лиля переживала по-особенному. «Я любила, люблю и буду любить Осю больше чем брата, больше чем мужа, больше чем сына. Он неотделим от меня», — признавалась она и добавляла, что отказалась бы от всего в жизни, лишь бы только Осип продолжал жить. Когда её осторожно спросили, отказалась бы Лиля Юрьевна от Маяковского, чтобы не потерять Осипа, она утвердительно кивнула головой.
Умерла Лиля Брик в 1978 году. Она ушла из жизни, выпив большую дозу снотворного. Муза поэта и здесь осталась себе верна: она сама определяла конец собственной судьбы.
До последних дней она не снимала кольца, подаренного Владимиром Маяковским. На небольшом скромном колечке было выгравировано три буквы с инициалами Лили — ЛЮБ. Когда она вращала его в руках, вспоминая о поэте, буквы сливались в одно слово — «Люблю». Лилю Брик никогда не покидала память о несчастном, влюблённом в неё поэте.
Использован материал сайта www.stories-of-love.ru
Однажды Лиля Брик и Маяковский зашли в модное петроградское кафе «Привал Комедиантов». Уходя, Лиля забыла сумочку, и поэт вернулся за ней. За соседним столиком сидела эффектная дама, известная журналистка Лариса Рейснер, которая взглянула на Маяковского с грустью: «Вы теперь так и будете таскать эту сумочку всю жизнь! Я, Ларисочка, могу эту сумочку в зубах носить, – последовал гордый ответ, – в любви обиды нет!» Согласитесь, впечатляет? Как, впрочем, и все в эпатирующем романе замужней и откровенно не ослепляющей своей природной красотой (свидетельства непредвзятых современников и фотохроника удивительно единодушны в этом вопросе) дамы и гениального поэта.
Первый аборт
Маяковский был открыт в своем чувстве и чрезвычайно откровенен, он буквально провозглашал любовь к своей музе, Лиличке, на каждом шагу. «Если я чего написал, если чего сказал – тому виной глаза-небеса, любимой моей глаза. Круглые да карие, горячие до гари…» А она? Женщина, умевшая превращать в праздник любые будни, коллекционировавшая таланты и поклонников, и целых пятнадцать лет державшая самого знаменитого поэта тех времен на коротком поводке, кем была она? Посланной провидением музой-вдохновительницей? Расчетливой разбивательницей сердец? Чувственной развратницей? Ее образ так противоречив. И еще больше – притягателен.
Лиля Юрьевна Брик появилась на свет в 1891 году, в семье московского юриста Урия Александровича Кагана и Елены Юльевны, урожденной Берман. Семья была с достатком. Отец скрупулезно и небезуспешно занимался вопросами, связанными с правом жительства евреев в Москве. Мать, рижанка, окончила Московскую консерваторию. Знаменитой она не стала, но была талантливой пианисткой, сочиняла музыку к собственным стихам, любила устраивать дома музыкальные вечера.
Первую дочь назвали в честь Лили Шенеман, возлюбленной Гете, которого Урий Каган почитал больше других поэтов. Дома девочка занималась с гувернанткой-француженкой, весьма успешно училась в частной гимназии, а в 1909 году поступила на математический факультет Высших женских курсов. Явно склонная к гуманитарным, нежели к точным наукам, Лиля быстро оставляет дроби и тангенсы и поступает в архитектурный институт – на отделение живописи и лепки. Увлечение изящными искусствами гораздо более серьезно и пребудет с Лилей всю жизнь.
По весне 1911-го она отправляется в Мюнхен и около года старательно обучается скульптуре. При этом, не оставляя, разумеется, одухотворенные поиски с целью раскрытия собственных талантов. Например, в конце 1915-го Лили Каган так серьезно увлеклась балетом, что дома для нее даже оборудовали профессиональный станок – она стала прилежной ученицей балерины Александры Доринской. Позже, во времена расцвета популярности и славы своей питомицы, та отзывалась о ее прилежности исключительно доброжелательно.
Между тем в ранней юности Лили доставляла немало хлопот родителям: ее сердечные увлечения следовали одно за другим, причем каждое было бурным и всецело захватывающим. Она рано осознала, что не просто умеет нравиться, а в состоянии завораживать, магнетизировать представителей противоположного пола. Существует легенда, что в числе поклонников ее распускающейся прелести был Федор Шаляпин. Очарованный с первого беглого взгляда, он остановил экипаж, в котором ехал, познакомился с совершающей променад по московским улицам Лили и пригласил ее на свой концерт. Разумеется, никаких вольностей за этим не последовало, но, вероятно, пылкие сверстники и друзья были не столь корректны в проявлении зарождающихся чувств: «Мама не знала со мной ни минуты покоя и не спускала с меня глаз»…
В то же время родители по праву гордились дочерью: она была и способной, и одаренной. Да еще обладающей безошибочным чутьем на действительно талантливое и прекрасное. Если сама была не в состоянии что-то сделать, то прибегала к помощи окружения. Например, в семье часто и с уместной гордостью зачитывали литературные опусы Лили, вызывавшие интерес и одобрение гостей-слушателей. А в один из дней выяснилось, что истинный сочинитель не гимназистка, а ее учитель словесности, самозабвенно творящий вместо своей юной пассии.
Понятия о репутации были живы в ту пору в России как никогда: мистификаторшу отправляют подальше, в Катовице, польский город, где проживала бабушка. Исход задуманного родителями плана по реставрации нравственности чада потряс их самих. В девушку влюбился родной дядя. Да так непонарошку, что стал добиваться у московского юриста согласия на официальный брак с его дочерью. И ссылался на законы, не возбраняющие евреям вступать в подобного рода матримониальные союзы. Лили вернули в Москву. От греха подальше. Но еще через какое-то время, после очередного флирта, снова отправили в провинцию: там ей сделали аборт, или искусственные роды. И она навсегда лишилась возможности иметь детей. Зато отныне могла себе позволить быть раскованной в интимном смысле: «Лучше всего знакомиться в постели!». Внеплановая беременность ей не грозила.
Сообразили на троих
Парадокс: перманентным фоном для ярких девичьих приключений являлась любовь Лили к Осипу Брику. Она познакомилась, когда ей было 13, а ему 17. Последовали семь лет встреч, расставаний, снова свиданий и бурных объяснений со стороны Лили. Она не умела сдерживать проявления чувств и довольно быстро сообщила: «Знаете, я люблю Вас, Ося!» Взаимности на первых порах не случилось, обнадеживающего ответа не последовало. Но отличительной чертой характера влюбленной было – не признавать, что мужчина может остаться равнодушен к ее чарам. Она просто не способна была поверить в это сама и не оставляла ни малейшего шанса другим. И хотя представляется маловероятным, что Осип Брик в конце концов потерял голову от внезапно вспыхнувшего чувства, в 1912 году они сыграли свадьбу: к немалому облегчению родителей невесты и разочарованию, почти отчаянию – родителей жениха.
А в 1915-м происходит встреча Бриков и Маяковского: в дом супругов его приводит Эльза, младшая сестра Лили. Она чрезвычайно горда своим поклонником (он только что закончил потрясающую поэму «Облако в штанах») и увлечена им не на шутку (это чувство не исчезнет из ее жизни никогда). Итак, поэт читает свое произведение, Лили не сводит с него огромных глаз. Никого из присутствующих финал вечера не разочарует. Осип Брик решит издать гениальное произведение за свой счет. Лили – обзаведется новым поклонником, которого отобьет у родной сестры Эльзы. Что до Маяковского, то он по окончании чтения приблизится к впечатлившейся его гением супруге Осипа Брика и спросит разрешения посвятить поэму ей. Женщине, увиденной им впервые в жизни. И напишет снискавшее ей уже навсегда славу посвящение.
И, полностью охваченный мгновенно вспыхнувшей любовью, будучи не в силах молчать, поэт отправится к Корнею Чуковскому, чтобы там говорить, выкрикивать, что встретил Единственную и Неповторимую. Он обрушит любовь на Лилю (по-своему переиначив даже имя Лили), как ураган, и станет действительно долго добиваться взаимности.
А потом случится то, что повергнет в шок литературную (и не только!) среду тех далеких от пуританства лет. «Эльзочка, не делай такие страшные глаза. Просто я сказала Осе, что мое чувство к Володе проверено, прочно и что я ему теперь жена. И Ося согласен». Эльза не верила своим ушам, она собиралась в Европу, заехала на дачу к Брикам проститься и обнаружила там притихшего, счастливого, млеющего у ног Лилечки Маяковского и абсолютно спокойного Осипа, резюмировавшего: «Да, мы теперь решили навсегда поселиться втроем!»
Муж не напоминал ни рогоносца, ни жертву – последнюю, думая, что ее чудовищно разыгрывают, скорее, напоминала себе сама Эльза. Но шутки не было, участники невиданного доселе эпатажа действительно начали жить втроем, и табличка на менявшихся ими коммунальных комнатах и квартирах констатировала: «Брики. Маяковский».
Воспитательные меры
Лиля честно старалась жить и любить так, как ей было удобно. И диктовала нерушимые законы общежития для всех троих. Например, вечерами они вместе, а дневное время не подлежит никакому контролю или регламенту, и каждый предоставлен себе. Разумеется, буйный темперамент Маяковского в эту схему не укладывался. Поэт ревновал, пытался устраивать сцены, даже крушил мебель. Осип, знавший официальную супругу дольше и, безусловно, лучше, вразумлял гениального соседа, как умел: дескать, Лиля – стихия! Не глупо ли пытаться остановить дождь или снегопад по собственному желанию? Сама же виновница бурных событий не собиралась жертвовать ни приключениями, ни увлечениями. К тому времени она даже четко сформулировала секрет своей неотразимости, срабатывавший безотказно: «Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают. И разрешить ему то, что не разрешают дома. Например, курить или ездить, куда вздумается. Ну а остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье».
Надо отдать Лиле Брик должное в вопросах вкуса и изящества выбора: одевалась она всегда с умопомрачительной элегантностью. Разумеется, ее возможности в этом смысле превосходили многое и многих. Влюбленный Владимир Владимирович то и дело выезжал из Советской России в другие страны и с готовностью обеспечивал музу иноземными духами, нарядами и туфлями. И, когда привыкшая к его подаркам Лиля изъявила желание иметь «автомобильчик» (уточнив, что ее выбор пал почему-то на «Фордик»), поэт выполнил и эту прихоть.
А еще при подчеркнуто оговоренной свободе каждого из участников трио она всегда пристально следила не только за случайными флиртами, но и за творчеством поэта, уверяя, что время от времени «Володе полезно мучиться», потому как следствием этого становятся потрясающие стихи. И как-то устроила настоящий карантин, запретив Маяковскому видеть себя любимую несколько месяцев. Опальный гений страдал, посылал ей записочки через домработницу Аннушку и считал дни до заранее назначенной встречи. А в поезде, в котором они вместе отправились в Питер после задуманной Лилей разлуки, обрушил на нее свои новые поэмы.
Она уверяла, что всегда любила Осю. И даже любовь к Маяковскому была не в последнюю очередь следствием того, что его так ценил и почитал Осип Брик. Уже в преклонном возрасте Лилия Юрьевна поведает, как ей нравилось заниматься любовью со своим официальным супругом, а Маяковского в такие минуты запирали в кухне. Он «плакал, царапался, просился» к участникам событий.
Муж Ахматовой Пунин скажет о Лиле: «Эта «самая обаятельная женщина» много знает о человеческой любви и любви чувственной». Ахматова оставит потомкам свои впечатления о Брик: «...Волосы крашеные и на истасканном лице наглые глаза». Сама же Лилия Юрьевна никогда не будет вести счет многочисленным успехам у мужчин, а по поводу самого известного романа в своей жизни заметит: «Конечно, Володе следовало жениться на Аннушке, подобно тому, как вся Россия хотела, чтобы Пушкин женился на Арине Родионовне». Увы, избранницы гениев чрезвычайно редко нравятся окружающим и тем более современницам, да и потомки чаще всего не составляют исключения из этого правила.
Пресловутая шейка бедра
Конечно, отношения поэта и его музы, длившиеся 15 лет, год от года становились все сложнее и запутаннее. Под конец жизни Маяковский пытался связать свою судьбу с красавицей-эмигранткой Татьяной Яковлевой, актрисой Норой Полонской, но в результате вновь возвращался к Лиле. Выстрел в апреле 1930 положил конец метаниям. Указав на Лилю как на члена своей семьи, поэт обеспечил ей не только непреходящую славу. Уже 23 июля появилось постановление о наследниках Маяковского: ими были признаны Лиля Брик, его мать и две Володины сестры. Каждая получала пенсию в 300 рублей (сумма достойная в те годы). Кроме этого Лиле досталась половина авторских прав на все произведения, другую половину разделила семья. Стоит ли удивляться, что эта женщина не знала нужды всю оставшуюся жизнь?
Когда Маяковского не стало, Лиля вышла замуж за Виталия Примакова, одного из руководителей НКВД. Они переехали на Арбат, причем Осип Брик отправился с ними. Жили опять втроем. Лиля в который раз умело и тонко командовала парадом. Окружение семьи, соответственно, пополнилось – теперь к частым гостям из мира искусства добавились друзья Примакова: Тухачевский, Егоров, Якир.
Все они, включая супруга Лилии Юрьевны, расстреляны в 1937-м. Сама она, как свидетельствуют воспоминания, тоже попала в списки приговоренных. И была помилована непосредственно Сталиным. Вычеркивая имя Брик собственноручно, он прокомментировал: «Не будем трогать жену Маяковского!»
В 1945 году, поднимаясь домой по лестнице, Осип Брик скончался от разрыва сердца, и его смерть была для Лили настоящим ударом. «Когда умер Ося, не стало меня». Ее третий официальный брак, с Василием Катаняном, оказался последним. Супругу уже не приходилось изнывать от ревности: Лиля оставалась преданной женой и всем своим поведением вдохновенно обеспечивала мужу (и себе!) постоянный праздник. Ее талант жить, умение окружать себя самыми интересными людьми, ни в коей мере не увяли, а расцвели буйным цветом.
Дом всегда был полон гостей, которых щедро потчевали невообразимыми для рядовых советских граждан деликатесами. В 60-е ее квартира на Кутузовском стала местом встречи всех знаменитостей тех лет: Рина Зеленая, Микаэл Таривердиев, Татьяна Самойлова, Андрей Вознесенский. Когда приглашали в гости, то оплачивали такси – это было негласным правилом радушного приема. Майя Плисецкая познакомилась там с Родионом Щедриным, Булат Окуджава исполнял свои песни, а хозяйка искренне восхищалась ими и позволяла в свою очередь восхищаться собой – она до конца дней не изменяла этой привычке. Стены в доме украшали работы Шагала, Леже, Пиросмани, акварели Маяковского. К своему 85-летию Лилия Юрьевна получила в подарок от французского друга Ива Сен-Лорана великолепное платье. Знаменитый кутюрье всегда восхищался ее безупречным вкусом и считал одной из самых элегантных женщин эпохиОна философски говорила: «Все умирают, и мы когда-нибудь умрем!» И, очевидно, считала себя вправе диктовать собственные законы даже смерти. В 86 лет, нечаянно оступившись возле кровати, Лиля сломала шейку бедра. В таком возрасте переломы не заживают. И все, на что можно рассчитывать, это постельный режим. Вместо музы – обуза?
4 августа 1978 года на даче в Переделкино Лилия Юрьевна приняла смертельную дозу снотворного. Оставшись верной своей страстной натуре, объяснилась мужу в обожании в предсмертной записке, попросила прощения у него и у друзей.
«Я завещаю после смерти меня не хоронить, а прах развеять по ветру, – не раз заявляла она при жизни. – Знаете, почему? Обязательно найдутся желающие меня и после смерти обидеть, осквернить мою могилу…» Воля была исполнена. Лилю Брик кремировали и развеяли пепел в живописных окрестностях Звенигорода. Места там – одни из самых красивейших в Подмосковье. На поляне водрузили большой камень, выбив на нем буквы «Л.Ю.Б.».
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении