Кто первый поздоровался с медведем и почему. Медведь - сороковой роковой: о верности приметы
После анекдота из фильма "О чем еще говорят мужчины" про Медведева Михаила Потаповича я задумалась, почему, собственно, на Руси медведя мы называем Мишей или Михаилом. Даже имя "миша" уже, боюсь, можно писать как уменьшительное от "медведь" А ведь никакой видимой связи между словами медведь и Михаил нет. (кроме буквы М, конечно) Ваша скромная слуга спросила гугл и вот что он ответил:
Славянские народы считают что медведь произошел от человека. Думают, например, что если снять с медведя шкуру, то он выглядит, как человек. Бытует убеждение, что у медведя человечьи глаза, ступни и лапы с пальцами, как руки человека. И особенности поведения у медведя тоже человеческие: он умеет ходить на двух ногах, любит плясать под музыку, умывается и совокупляется, как люди, понимает человеческую речь и сам иногда говорит. К тому же, как и люди,он неравнодушен к мёду и водке. Он наделён разумом. Однако болгары называют медведем глупого человека. Доказательство человеческого происхождения медведя охотники видят в том, что на медведя и на человека собака лает одинаково, не так, как на других зверей. Собаки знают, что медведь - обращенный человек. Бог не создал медведя, как других зверей, и в Ноевом ковчеге его не было. Медведь способен снять чары, если его провести через дом, на который напущена порча, или окурить жилище его шерстью.
С медведем связан ряд календарных примет, поверий и магических действий
13 декабря. У славян - День Медведя (св.Андрей).
27 сентября. По представлению русских Сибири, медведь залегает в берлогу на Воздвиженье.
6 февраля. Среди зимы на Ксению полузимицу он переворачивается в берлоге на другой бок, а встает на Благовещение (7 апреля).
Случайная встреча с медведем в дороге служит у русских добрым предзнаменованием и сулит путнику удачу. При встрече с медведем, чтобы он не тронул, чаще всего прикидываются мёртвым, а для женщины самым верным средством считается показать ему свою грудь (от вида обнаженной женской груди медведь убегает).
Общие черты в образе медведя у славян в целом проявляются прежде всего в представлениях о человеческом происхождении медведя и его сожительстве с человеком, а также в символике плодородия, здоровья и силы.
Личные имена медведя у славян
Русские - Миша, Мишка, Мишук, Михайло Иванович, Топтыгин, Потапыч.
Украинцы - Герасим Потапович.
Болгары - Маркул.
Сербы - Мартин, стрико Mujo (дядюшка Миша).
Поляки - Bartosz (Бартош)
//otvet.mail.ru/question/9273469/
И это еще не все. Оказывается, раньше *еще раньше, товарищи * медведя славяне называли именем Бер.
Бером наши предки называли Медведя, пробудившегося от спячки раньше времени, покинувшего свою БЕРлогу, логово Бера.
Оберег – корень «бер». Бер – неуправляемый стихийный Дух, бурный, буйный, бешеный. Бером наши предки называли Медведя, пробудившегося от спячки раньше времени, покинувшего свою БЕРлогу, логово Бера. В таком состоянии медведь являл собой особую опасность, сокрушая все вокруг и превращая в безлад. Так, что запрещалось даже упоминать имя Бера, дабы не накликать беду. Слово оберег, понимается как защита от Бера. Оберег смиряет стихийный Дух, делает его ладным, приносит в жизнь Лад, порядок, красоту.
В славянской традиции защитой от Бера ведает Велес. Его называли скотьим богом, а скот с древнейших времен считался основным богатством семьи. Поэтому Велес - это бог богатства. И корень «воло» и «вло» стал составной частью слова «володеть» (владеть). С Велесом также связано и понятие «волхвы». Поэтому Велес - это еще и бог мудрости.
//howea.mybb.ru/viewtopic.php?id=51
Более двух тысяч раз Никита Овсяников встречался в Арктике с белыми медведями, и всего четыре раза животные пытались на него напасть. «По моей ошибке», - уверен ученый. Во всех случаях остановить спровоцированную человеком агрессию зверя удавалось без оружия. Доктор биологических наук, зоолог, почетный полярник России провел на острове Врангеля, в Чукотском автономном округе, 26 сезонов. О человеке редкой профессии и его жизни в окружении белых медведей - в материале РИА Новости.
Первый полевой сезон в Арктике случился в 1977 году, до этого Овсяников работал на Командорских островах, в пустыне. И изучал вовсе не крупных хищников, а диких собачьих, в том числе песцов. На острове Врангеля, который считается «роддомом» белого медведя, ученый выбрал самый, на его взгляд, естественный метод изучения хищника - наблюдение без какого-либо вмешательства. Однако такой способ требует только одного - времени. В случае Никиты Овсяникова - целой жизни.
Никита Овсяников на снегоходе, маршрут на острове Врангеля, весна 1993 год. © Фото: Ирина Менюшина
Зоолог говорит, что никогда не жалел о проведенных в Арктике годах. В балках, палатках, передвигаясь на снегоходах и квадроциклах, вдали от цивилизации - в вечном поиске белого медведя. Встречаясь с ним чаще, чем с людьми, иногда на расстоянии меньше метра.
Был даже случай, когда хищник приглашал ученого поиграть
Овсяников рассказывает, что медведи - очень социальные животные: у каждого свой характер и выразительная мимика, сложное поведение при общении друг с другом.
Вежливые медведи
Малоизвестный факт: медведицы нередко принимают в семью детенышей, потерявших маму или заблудившихся среди ледяных торосов.
«Каждый год я наблюдал выводки, где были медвежата с разницей в возрасте в один год, биологически это не могут быть дети от одной мамы. Это говорит о том, что явление распространено. В нормальной ситуации у медведицы может быть от одного до трех детенышей, - говорит Овсяников. - В возрасте трех лет медвежата переходят к самостоятельной жизни, а бывает, что уходят раньше. Эти звери живут как нахлебники - на остатках чужой добычи, сами эффективно охотиться они еще не умеют».
Чтобы попросить пищу у более удачливых взрослых, молодежь прибегает к специальному ритуалу. Никита называет это вежливым подходом.
У медведей нет коллективной охоты, но есть общественное использование добычи. Это очень важная черта, которая играет большую роль для выживания популяции в целом. Любой медведь может оказаться в ситуации, когда охота не удалась.
Медведи совместно кормятся на туше моржа. © Фото: Никита Овсяников
«Для меня было открытием такое сложное социальное поведение этих животных. Их все описывают как одиночек, скитающихся во льдах, но это не так. Когда долго живешь среди медведей, замечаешь, что существуют целые сообщества. Есть индивидуальные связи и отношения. У них нет формальной иерархии, как, например, у волков в стае. Белые медведи не живут стаями, но у них распространены дружеские альянсы среди самцов, даже разного возраста. Два-три друга могут странствовать вместе. Есть и семейные группы, например, две самки с детенышами», - вспоминает свои встречи с хищниками ученый.
Покажи, что ты не тюлень
У Овсяникова своя технология безопасного существования на территории белого медведя. Она была разработана на основании изучения поведения животных при встречах с человеком, и это - единственное, по мнению зоолога, профессиональное решение, которое позволяет людям избегать конфликтов с хищником.
Это система правил поведения в сочетании с использованием нелетальных средств отпугивания медведя, если такая необходимость возникла.
Все, кто проходил обучение подобной технологии, пользуются ей успешно.
«Чтобы разработать ее, мне нужно было долго жить среди белых медведей и изучать их поведение, но чтобы пользоваться ей, необходимо только знать правила и строго им следовать», - объясняет ученый.
В 1990 году, в первый свой сезон с белыми медведями, Овсяников с оператором ВВС поехал к домику на мысе Блоссом - кроме наблюдений, снимали фильм. По воспоминаниям зоолога, это был первый год, когда лед практически исчез во всей зоне континентального шельфа: от Таймыра до мыса Барроу, и медведей в прибрежной зоне острова Врангеля и Чукотки было много.
Нужно было срочно решать, что делать: уезжать или продолжить работу.
«Я подошел к решению сначала с теоретических позиций, от предпосылки, что белый медведь нормальный дикий зверь, для него главное - выживание, а значит, он будет осторожен с любым объектом, который покажется ему опасным. И тогда я начал демонстрировать медведям, что силен и опасен для них: вел себя агрессивно, отгонял приближающихся к домику зверей простой лопатой. Они действительно страшно пугались», - смеется полярник
Белая медведица с медвежатами в бухте Драги на Острове Врангеля в Чукотском автономном округе. © РИА Новости / Вера Костамо
«Медведи очень умные, но наивные и простодушные, как дети. Они воспринимают мир таким, какой он есть. И когда мы стоим на ногах, мы выше их», - говорит Овсяников.
Исходно человек большой - и неизвестно, что от него ждать. С этого вечера ученый начал специально изучать их реакцию на встречу с человеком и совершенствовал технологию безопасности.
Меры безопасности в Арктике - вопрос исключительно важный не только для людей, но и для сохранения белых медведей. Некомпетентные рекомендации не просто бесполезны - они могут быть смертельно опасными.
Как-то в руки ученому попалась методичка, разработанная для сотрудников системы Росгидромета, работающих в Арктике. Там говорилось, что если белого медведя не удалось отпугнуть, то нужно лечь на землю и притвориться мертвым. Другими словами, презентовать себя хищнику в образе его основной добычи - нерпы.
Взрослый самец на берегу в ожидании льда. Чукотксий автономный округ. © Фото: Никита Овсяников
«Такая рекомендация популярна в Америке в отношении бурого медведя и, очевидно, была заимствована оттуда. Бурый медведь - вегетарианец, ошибочно считается, что если вы ляжете на землю, то и трогать он вас не будет», - разъясняет зоолог.
Ученый надеется, что люди, работающие в Арктике, адекватнее, чем чиновники, составлявшие этот документ. «По поводу методички я даже писал в администрацию президента», - говорит он.
Семинары по безопасному взаимодействию с белым медведем Никита Овсяников проводил в Швеции и Канаде для арктических гидов. В России такой курс запросил только полевой штаб «Гринписа».
Голод и глобальное потребление
Численность Чукотско-Аляскинской популяции белого медведя не больше 1200 - 1500 зверей, а во всей Арктике в настоящее время, согласно подсчетам зоолога, примерно 16 - 20 тысяч медведей - вопреки официальной оценке в 26 тысяч особей.
Белый медведь на территории полярной станции на берегу бухты Тихая на острове Гукера архипелага Земля Франца-Иосифа. © РИА Новости / Вера Костамо
«Для половины выделяемых географических популяций белого медведя никаких данных по численности нет. А повторяемая официальная оценка не подтверждена точными учетами, которые в большинстве районов Арктики просто невозможны. Чтобы понимать, что происходит с белыми медведями, нам важно знать, какие процессы происходят в их популяциях. Тогда будет понятна и перспектива выживания вида в условиях изменений климата и всей обстановки на планете», - аргументирует ученый.
Животное в таком состоянии обнаружили представители природоохранной организации Sea Legacy, они сняли его, а затем в СМИ эта съемка появилась как шокирующая иллюстрация влияния глобального потепления.
«В случае с истощенным белым медведем - это очень сильная иллюстрация того, что происходит с животными, когда условия их жизни ухудшаются. Лед деградирует как раз в основном ареале обитания белого медведя - в зоне континентального шельфа», - рассказывает Овсяников.
Фактически каждый год евразийская Арктика почти полностью свободна ото льда. А значит, у белого медведя платформы для жизни нет.
В этих сложных условиях на белого медведя продолжают охотиться в Канаде, Дании (Гренландии) и США (на Аляске). Среди этих стран Канада - лидер по истреблению данного вида. В России с 1957 года охота на хищника запрещена, в 1973-м к такому же решению пришла Норвегия.
«Под съемкой, сделанной Полом, я видел много комментариев и вопросов: почему не покормили или почему не убили медведя. Но нужно понимать: мы приходим в Арктику не для того, чтобы играть роль бога, который вершит судьбы животных. Конкретно этот зверь был найден в том районе, где ледовая обстановка достаточно благополучная, там было много хищников и в хорошей форме. А он утратил возможность эффективно охотиться по какой-то причине, возможно, был ранен», - поясняет зоолог.
Сейчас Никита Овсяников называет себя независимым исследователем и в заповедной системе больше не работает. Хотя в Арктике бывает каждый сезон.
Говорит, что, пока есть возможность, продолжит изучение и защиту хищника. Жена Ирина, как и дочь Екатерина, которая какое-то время прожила с родителями на острове Врангеля, также занимаются зоологией.
Наблюдения во льдах, остров Врангеля, 2009 год. © Фото: Никита Овсяников
«Если мы посмотрим на историю белого медведя, то он существует на планете, по крайней мере, со среднего плейстоцена, то есть порядка нескольких сотен тысяч лет. Это значит, что медведь уже пережил пять или шесть периодов глобального потепления», - рассказывает ученый.
Но есть разница - и она заключается в нас. Никогда в эти периоды не было такого уровня негативной активности со стороны человека.
«Это то поле, на котором мы можем предпринять реальные шаги, чтобы спасти белого медведя», - призывает Овсяников.
Во всем Северном полушарии, наверное, не найдется человека, который не знал бы медведя. Большинству этот зверь знаком с колыбели: нередко первая игрушка ребёнка – это медвежонок. Знаком медведь и по старым русским сказкам, басням и поговоркам, в которых он – один из главных героев. Часто возникает вопрос, а почему этого дикого лесного зверя назвали медведем?
Нет сомнений, что слово «медведь» состоит из двух частей. Первая часть – это «мёд», с давних пор известный человеку продукт, вырабатываемый и запасаемый пчёлами. Вторая часть – «ведь» — происходит от слова «ведать», то есть «знать». Выходит, что медведь – это зверь, «ведающий мёдом» или «знающий место нахождения мёда». Интересно, что у других народов, соседствующих с Россией, название этого зверя составлено из тех же слов, иногда, правда, в другом порядке. Так украинцы называют зверя «ведмiдь», белорусы «мядзведзь». Болгары тоже связывают его название с мёдом.
Так почему же всё-таки медведя назвали «медведем»? Если немного пофантазировать, не отступая от истины, можно предположить, что причиной была не только любовь зверя к мёду, но и свойственное ему любопытство. Известно, что медведь, зверь по своей природе очень осторожный и сообразительный, встретив в лесу свежий след человека, не преминет пройти по нему, чтобы выяснить, что делал в его угодьях непрошеный гость. Такой уж это любознательный зверь. Теперь вообразим, что охотник, бродя по лесу, мог наткнуться на дерево с дуплом диких пчёл. Находка редкая, но желанная. Прикинул человек, сколько можно добыть мёда, и заметил место. Через день-два он с товарищами, с посудой, топорами и пилами является за мёдом. А мёда уже нет. Дерево раскрошено, дупло разбито, мёд вместе с сотами выеден, кругом вьются злые осиротелые пчёлы. По следам видно — медведь был. Такая история могла повториться не раз и не два и навести людей на мысль, что лес-это пасека звериная, где все пчёлы на учете. Возможно, люди рассуждали так: заметит, мол, зверь, что человек на его пасеке пчёл обнаружил, и спешит мёд уничтожить, чтобы добро чужому не досталось. После этого и стали называть лесного зверя «медведем», то есть зверем, знающем, где находится мёд. Невдомёк было человеку, что он сам своим следом приводит зверя к дуплу пчёл.
Слово «медведь» встречается в древнерусском языке с XI века. Однако знали зверя много раньше: изображение пещерного медведя известны ещё по наскальной живописи. С тех далёких времён сохранилось много названий и прозвищ, который человек присваивал медведю.
Знакомясь с повадками медведя, люди с давних пор удивлялись силе и сообразительности зверя: говорили, что у него «силы на десятерых, а ума на дюжину»; уверяли, что если бы у зверя на передних лапах был «супротивный» палец, он мог бы удерживать «в руках» разные предметы и во многом превзошел бы человека.
В народе до настоящего времени сохранилось двойственное отношение к медведю: с одной стороны — почтение, а с другой — страх. В глухих уголках Сибири охотники с давних пор, чтобы не накликать беду, называли медведя иносказательно: он, сам, хозяин леса, черный зверь или просто зверь. До середины XIX века на медвежьей охоте применяли не очень надёжное оружие — рогатину, кремневые и шомпольные ружья. Бывали случаи, когда охотник попадал в лапы медведю, и дело кончалось трагически. Видимо, тогда хищник и получил такие прозвища, как лапистый зверь, ломыга, бурило, костоправ, косматый чёрт, чёрная немочь и другие.
В Средней России к западу от Уральских гор медведь, по отношению к человеку всегда был менее агрессивен, и называли его по-иному. В малолесных полупромышленных районах, где люди знали медведя больше понаслышке, в нём видели добродушного и миролюбивого зверя и давали ему безобидные, вызывающие симпатию имена: Михаил Иванович, Топтыгин, Косолапый, Медведь-батюшка, Дедушка. Охотники и жители лесных районов ближе сталкивались с медведем и считали его опасным, не предсказуемым зверем, способным легко переходить от добродушия к раздражению, а иногда и к внезапному нападению. Они знали, что медведь может и скотину «заломать», и пасеку разорить, и овёс вытоптать, если поле близко к опушке леса. В таких местах медведя называли скотинником, стервятником, овсянником, бортовиком (от слова «борть», то есть пчелиный улей) или вообще пакостником.
Многие народные названия медведя, основанные на повадках и характере зверя, исключительно удачны. В некоторых местах Сибири медведя называют босоногим стариком, видимо, потому, что отпечаток его задней лапы напоминает след босой ноги человека, но с широкой стопой и узкой пяткой. Кстати сказать, у человека тоже бывают « медвежья стопа», то есть плоскостопие. Не зря медведя называют и косолапым: при ходьбе он действительно «косолапит»: носки его лап смотрят внутрь, а пятки наружу. Название Топтыгин, по-видимому, тоже как-то связано со сходством стопы медведя и человека (топтать, топтаться).
Молодой медведь-годовик, который перезимовал в берлоге с матерью, у охотников называется лончак. По составителю толкового словаря В.И.Далю, это слово происходит от старинного выражения лони (лонись, лонясь, лонысь), означающего «в прошедшем году». Раньше лончаком называли любое первогодовалое животное.
В народе, да нередко и в популярной литературе, годовалого медведя называют пестуном, от старинного слова пестовать, то есть нянчить. Дело в том, что иногда в выводке медвежат-сеголеток можно встретить медвежонка-годовика. Объясняли это тем, что медведица будто бы оставляет при себе одного детёныша из прошлого выводка в качестве няньки будущих медвежат. Однако подобное маловероятно, так как медведица приносит потомство один раз в два-три года, следовательно, когда у неё появляются новые медвежата, детям её уже два- два с половиной года и в «няньки» они не годятся. По-видимому, уже в первое лето к медведице с выводком мог пристать одинокий чужой медвежонок-годовичок (лончак), по какой либо причине отбившийся от семьи или потерявший мать. Его-то и стали называть пестуном.
Медведя, недостаточно ожиревшего к осени и по этой причине не залёгшего на зиму в берлогу, называют шатуном. Шатуны чаще бывают в Сибири, особенно в годы неурожая основного нажировочного корма медведя – кедрового ореха. К западу от Урала, где у медведя в основном травяно-ягодное питание, шатуны – явление редкое. Бескормица для медведя губительно: если, бродя по глубокому снегу, истощенный шатун не найдёт падаль или не добудет крупного зверя, до весны он не доживёт.
Сельские жители и охотники лесных районов Нечерноземья крупных и смелых медведей, нападающих на скот, называют стервятниками, а мелких, питающихся растениями и насекомыми, — муравьятниками. Считают даже, что это два разных вида. В действительности различие в характере и размерах взрослых зверей, обитающих в одной местности, зависит от условий, сложившихся в год их рождения. Например, если медведица принесёт двух или трёх медвежат в неурожайный на корма год или, что ещё хуже, если медвежата в первое же лето потеряют мать и будут вынуждены перейти к самостоятельному образу жизни, они, как недокормыши, навсегда останутся недомерками. – наоборот, если у медведицы родится один детёныш и это совпадёт с урожаем ягод и других кормов, медвежонок хорошо развивается и вырастает крупным смелым зверем.
У медведя немало и региональных названий, связанных с особенностями питания. Например, на Камчатке и в некоторых районах Тихоокеанского побережья его называют рыбоед; на востоке Якутии, где медведь часто добывает сусликов, раскапывая их норы, у местного населения он именуется сусленником, а чаще евражкоедом; тянь-шаньского белокоготного медведя называют пищухоедом, на Малом Кавказе он известен как фруктоед и так далее. В общем, у медведя названий больше, чем у любого другого зверя нашей фауны.
И недаром бурый медведь, самый популярный из лесных зверей, как символ силы и предусмотрительности изображён на гербах многих городов России и Западной Европы.
Н.РУКОВСКИЙ
Фото В.Животченко
Охота и охотничье хозяйство 8/2003 г.
Медведь - очень известное животное. Его образ присутствует с нами еще с раннего детства в виде плюшевой игрушки и героя множества народных сказок, мультфильмов, пословиц. Он очень популярен в славянской культуре.
Несмотря на свою видимую неуклюжесть, он очень силен, достаточно быстро бегает, ловко лазит по деревьям и вылавливает рыбу из водоемов. Это всеядное животное, питающееся фруктами, ягодами, насекомыми, грызунами и даже падалью. Но известно оно именно своим пристрастием к меду, что в какой-то мере и объясняет, почему же медведя назвали медведем. Многие считают, что этот хозяин леса получил свое имя из-за того, что ест мед. Так это или нет, разберемся в статье о происхождении названия медведя.
Версии происхождения названия
Почему медведя назвали медведем? Есть несколько вариантов, объясняющих название. И некоторые из них указывают на очевидный состав слова. Его первая часть - "мед" - не требует расшифровки, а вторая - "ведь" - происходит от слова "ведать", то есть "знать". Это сочетание встречается у разных народах и в различных вариациях. Например, у украинцев, у них мишка называется «ведмидь».
В народе долго бытовало поверье, будто медведь в лесу всегда идет по следу человека. Люди в лесу очень часто находят дупла с медом диких пчел, такие находки, как правило, случайны, поэтому люди их оставляют, чтобы вернуться завтра с нужными инструментами. Но, вернувшись на следующий день, они уже ничего не обнаруживают, так как следовавший за ними мишка сразу же разорил улей и полакомился медом. Отсюда и пошло название, что это зверь, который ведает, где мед.
Согласно второй версии, "медведь" - это искажение более раннего названия животного - "медоед". Его так называли, чтобы не произносить настоящего прозвища, которое для многих народов являлось табу и его не разрешалось даже упоминать. Например, у славян было поверье, что звери, если их назвать по имени, услышат и обязательно придут, именно поэтому имена опасных животных запрещалось произносить вслух. Из-за этого, кстати, многие животные утратили свои первоначальные имена, и сейчас мы их знаем только те, которые были заменителями настоящих.
Есть предположение, что самое древнее имя мишки - «орктос», которое было заимствовано у греков. Но насколько это правдивая версия, мы вряд ли сможем уже узнать.
В иностранных языках его называют «бар» или «бер», и в русском языке жилище животного называют берлога, логово бера. По всей видимости, его именно так и называли наши предки, но в разговорной речи использовали слово заменитель «медведь». Из-за суеверий и сейчас в лесу охотники не произносят его имя, а называют хозяином леса.
В поисках истины, почему медведя назвали медведем
Само слово появилось на Руси примерно в XI веке, но на самом деле это одно из многочисленных прозвищ косолапого. Многие народы, которые проживают в районах обитания этого хищника, относятся к нему очень уважительно, порой даже как к божеству. Запрет на название вслух этого животного имел место еще в ведической традиции и передавался через поколение к поколению, поэтому «медведь» имеет очень много слов замещений.
Например, в словаре Даля их 37: ломака, лесник, костоправ, лохматый, Топтыгин, мишка косолапый, микуш, Потапыч и многие другие. Интересно, что в народе медведицу именовали матухой, маткой или нарекали ее человеческими именами Аксинья, Матрена.
Лингвисты до сих пор пытаются выяснить настоящее название медведя. Они обращаются к латыни и санскриту. Так, на санскрите медведь назвался «бхрука», где «бхр» означает «браниться или ворчать». В иностранных языках название не сильно видоизменилось и сохранился корень «бер». Следует отметить, что в русском языке некоторые исследователи рассматривают связь слова "берлога" с прогерманским "беро", что значит "бурый".
Ученый Афанасьев А. Н. в результате своих исследований пришел к выводу, что название этого животного связано с отношением к нему. Например, в латыни есть слово «урсус», от которого образовалось французское «оурс», и итальянское «орсо», а в древнерусском языке есть «урс». Все эти корни означают «разрушительные способности».
Многие лингвисты уверены, что самым древним названием медведя было - «рус», которое возникло при перестановке и замены слогов «урс», то есть оно было видоизменено на «рус», такое явление можно наблюдать даже на более позднем этапе развития языка, например, медведь - ведмедь. От «рус» пошло и название страны - Русь, в которой поклонялись медведю. Но, это все лишь гипотеза, одна из многих.
Национальный символ
Медведь в нашей стране, особенно в Сибири, - это больше чем животное, это национальный символ. Древние племена, которые проживали на территории Сибири, называли его Великий Кам. В корейском языке, кстати, медведя называют «ком». С тунгусского языка «кам» переводится как "шаман" или "дух", а у айнов считается, что под шкурой медведя скрывается охотник.
До распространения христианства все ведические народы праздновали день, посвященный Великому Каму. Это праздник весны, когда он просыпается после зимней спячки и выходит из берлоги. Для того чтобы его задобрить, для него несли блины. Отсюда пришла поговорка «первый блин Каму», но со временем она обрела другой смысл.
Камов день хоть и был языческим, но стал прототипом христианского праздника - Масленицы.
Для восточных славян тоже характерен праздник «пробуждающий медведя», его отмечали 24 марта. Праздновали его с плясками в шкуре или овечьем тулупе.
Как на Руси называли медведя?
Испокон веков медведь на Руси имел множество имен: бер, берсек, хозяин, рыкарь, Михаил Потапыч, мишка, ведмедь, Кам. А на многих старинных европейских картах северная часть Руси называется Биармия. «Биар» - медведь, «ма» - земля, следовательно, Биармия - Медвежья земля.
Медведь был символом силы, он был тотемным животным многих славянских племен, являлся героем многих сказок и народных былин. Его изображение встречается на многих гербах древних русских городов.
Антропологи считают, что культ медведя был распространен от Урала и до Эльбы. В североевропейской культуре именно он является царем зверей.
Именем его называют детей, например, Михаил. В древности также нарекали детей именем Медведь (отсюда происхождение фамилии Медведев).
Имена белого медведя
Как называют белого медведя на севере? Местные народы нарекли его очень необычным именем - ошкуй. На Чукотке было распространено его называть - умкой, и известный мультик имеет вполне этнографические корни.
Вместо заключения
Итак, почему медведя назвали медведем? Существует огромное количество названий этого удивительного и величественного животного, которого очень почитали в древности славянские племена, и который до сих пор остается символом нации. Медведь ведает, где мед. Именно с таким образом сластены и сладкоежки ассоциируется это животное у всех нас с детства.
Мы с приятелем после десятидневного блуждания по сопкам западного побережья Байкала вышли к одной из станций старой Кругобайкальской железной дороги и в ожидании поезда оккупировали столик в привокзальном буфете.
ФОТО ДМИТРИЯ ВАСИЛЬЕВА
В ту пору в строй вошла прямая дорога от Иркутска до южной оконечности Байкала к станции Култук.
Два раза в сутки ходил местный поезд до истока Ангары по старой дороге. Отсюда мы хотели добираться до Иркутска.
Хозяйка буфета посматривала на нас с состраданием, наблюдая, как мы с неистребимым студенческим аппетитом уплетали борщ и гуляш, смаковали шампанское.
Это можно было себе позволить, ибо лесные блуждания, пища из рябчиков, беличьих задков и всего прочего съедобного в лесу сэкономили нам достаточную часть стипендии.
Более того, мы добыли почти сотню белок, пока добирались от Олхи до Байкала.За соседним столиком сидел благообразного вида дед и тоже внимательно следил за нами. Когда нас почти сморило после обильной еды и Александр начал поклевывать носом, дед подошел, поздоровался с нами.
— Небось, студенты? Охотоведы?
— Да. А как Вы определили?
— Это просто. Взяли бутылку «газировки», а осилили с трудом. И на понягах топоры привязаны, изготовленные по Пониной выучке. Охотоведы! Геологи, те покрепче будут, выйдут из леса — весь стол бутылками заставят. Да и они только с рюкзаками ходят. Чадят, дым столбом, и ножи казенной выделки. А у вас наш, таежный, но видно, что сами городские. Вот так-то, и у нас свои Шерлоки Холмсы имеются.
— Вот тебе и дед! Конан Дойла читывал!
— И как там наш Поня?
Хотя мы и знали, что речь шла о нашем преподавателе Пантелеймоне Иннокентьевиче, все равно переспросили, кто это.
— Да Худяков!
— Жив-здоров, спасибо.
— Как он там? Не сильно достает?
— Нормально.
Мы все любили казавшегося немного странным, дотошного, ворчливого преподавателя, старавшегося вбить в наши головы основы таежной мудрости: в лесу все необходимое сделать своими руками и не как попало, а чтобы служило надежно.
Клички ему давали в зависимости от того, какое орудие промысла изучалось в то время. Клички были не обидные, а, скорее, напоминавшие анекдоты о Чапаеве и Петьке.
Более поздним поколениям студентов-охотоведов явно недоставало такого преподавателя. Не так давно нам встретился студент-практикант, который насадил топор пяткой вверх. Он долго потом оправдывался, что топор попался без язычка и не было видно, как насаживать.
Вроде несложны таежные мудрости, но, не зная их, вы легко попадете в беду. От нелепой случайности, оттого что чему-то недоучился, под угрозой может оказаться не только здоровье, но и жизнь.
ФОТО MATTHEW GOULDING/FLICKR.COM (CC BY-NC-ND 2.0) |
Разговор с дедом продолжался. На стол с дощатого потолка опустился на своей паутине не ко времени появившийся паук-крестовик. Дед бережно поймал его и бросил в угол: пусть, мол, живет, может, принесет кому-то приятную новость. Саша, улыбнувшись, заметил
— Наша новость известна: если Лешка не отметит посещение лекций, декан вызовет на ковер. Приятного будет мало. Не верю я в эти приметы.
— Не скажи, паря, — возразил дед. — По молодости я тоже не верил, все смеялся: как это не повезет, если баба с пустыми ведрами перейдет дорогу? А когда с самим случилось, начал верить. Сейчас на охоту только с осени малость побелковать езжу, да на пантовку с внуком.
А в молодости ярый был до охоты. Годов тридцать было, а я уже без одного сорок медведей добыл, да все больше по берлогам, чаще всего один.
Отец говорил: «Ты, Гришка, сорокового берегись — он роковой». А мне только смешно. Руки крепкие, ружье дедово — пехотинка, четырехлинейка. На двести шагов в теску с ладонь редко мимо стрелял. Патроны тогда еще казенные были.
Берегли мы их и на солонцах по зверю самозарядными стреляли. Но то ли порох был не тот, то ли свинец твердый, а может, обертка пульная была не та, или осалка плохая, а только далеко били они хуже, да и гильзы рвало.
Поехал я по весне, к концу мая, пантовать. Зима в тот год затянулась, трава поздно пошла, а в хребтах на мысах только-только начала пробиваться. В реках заиграл хариус. Самое время на солонцы. Отсидел одну ночь на солонце — не пришел бык.
Долго сидел, думал, что к утру появится. Солнце поднималось, и решил я по мысу пробежаться: может, где какой бык припозднится? Уже весь склон обежал. Нет. В конце склона у подножья медвежонок по второму году ходит, почти у самого балагана.
Думаю: вот тебе и сороковой, сам в руки просится. Да и как у нас было-то? Первого зверя любого бей, а уж там мясо к мясу идет. Конечно, по весне маток не трогали.
Подошел шагов на пятьдесят. Сел. Выстрелил с коленки. Медвежонок упал, покатился вниз. Ну ясно: пуля с четырехлинейки любого зверя с ног свалит. Потом он подхватился и давай орать. Тут откуда ни возьмись сама. Всплыла на дыбы, нюхает, ищет.
Вроде бы не было ее, я смотрел. Наверное, в промоине паслась или лежала. Крутнулась, взяла дух и ко мне. А у меня гильза в стволе засела. Вот тебе и самозарядка! Пожалел на маленького казенный патрон тратить. Ну я за топор. Жду.
Она не добежала сажени три. Крутится туда-сюда — не успеваю головой за ней мотать. Видать, и сама боится. У меня тоже ноги в коленях трясутся. Отступаю задом. Допятился до лиственницы. Теперь не возьмешь. Легче дышать стало.
Медвежонок орет, а она то к нему, то ко мне. Только за деревом успеваю уворачиваться. Наконец изловчился, достал из пазушного кармана свинчатку, пустил по стволу, гильза вылетела. Перезарядился. Убил матуху.
Сел, не успеваю пот вытирать с лица — глаза заливает. Тут-то и страшно стало в поздний след. Когда крутился, некогда было пугаться. Пришел напарник. Добил медвежонка. Вот тогда и закурил первый раз. А страху натерпелся потом, когда обсуждал с напарником саму охоту. Вот тебе и не верь приметам! Не зря говорят: сороковой — роковой.
— А ведь пустая примета, — вдруг заявил Саша. — Матуха-то сорок первой была!
— Она-то сорок первая, вот сразу и упала. А он сороковой. Стрелял неладно, повысил на четверть с полусотни шагов — да сроду такого не бывало! Верь-не верь, а прижмет — поверишь.
Объявили, что на подходе поезд. Так и расстались убежденные в своей правоте. Да и какие приметы могли поколебать нас, для кого охота стала не только страстью, увлечением, но и делом всей жизни, профессией! К тому же сороковой медведь (роковой или нет) был для каждого еще далеко впереди. Если, конечно, был. Но одна примета все же сбылась.
Не зря черный паук опустился к нам, да еще с крестом. За трехдневные прогулы одного из нас лишили стипендии на месяц, в назидание другим. Коль отпрашиваешься на три дня, так не блуди по тайге целую неделю.
Распределяли «наказание» по возрастному принципу: кто старше, тот и виноват больше. Я оказался старше на целый месяц. Зато белок мы настреляли на целых три стипендии.
На днях попала мне книжка прибайкальского коллеги Семена Устинова «Год и вся жизнь медведя». Прекрасно написана книга, оригинальный материал. Вот только роковым Устинов считает сорок первого медведя.
Что это? Какая-то всеобщая забайкальская путаница с определением порядкового номера «рокового» медведя или отголосок начала войны с Германией в 1941-м? Не знаю. Да и какая разница! Ведь медведь есть медведь, и «роковым» для охотника может оказаться любой из зверей.