Конспект ООД в средней группе. Тема: «Моя семья
Конспект ООД в средней группе по теме: "Золотая осень. Октябрь"
Тема: «Золотая осень. Октябрь»Образовательная область: «Речевое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы, продуктивная.
Интегрированные задачи:
образовательные: формировать у детей умение сравнивать природу в сентябре и октябре, замечать изменения в природе, описывать природу в октябре, отмечать красоту осеннего леса;
развивающие: развивать диалогическую речь, активизировать словарь, побуждать детей к диалогу,
воспитательные: воспитывать любовь к природе.
Атрибуты: вырезанные из бумаги листья желтого, красного, оранжевого цветов, картины с изображением осенних листьев
Ход занятия
Организационный момент:
Воспитатель: - Ребята, мы с вами сегодня поговорим о замечательном, красивом, ярком, разноцветном времени года.
Послушайте стихотворение:
Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождем и листопадом.
И птицы улетают,
И детям в школу надо.
Воспитатель:- Скажите, о каком же времени года здесь говорится?
- Да, это осень. Осенью очень красиво. Из – за того что листочки раскрашены в яркие цвета: желтый, красный, зеленый, оранжевый, коричневый, она и получается разноцветным временем года.
Воспитатель: -Ребята, давайте вспомним осенние месяца. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-Вспомните еще какая погода была в сентябре?
-На улице тепло или холодно?
-Какого цвета трава, листья на деревьях?
Воспитатель: -Сейчас у нас октябрь. Середина осени. Посмотрите на картину и вспомните, мы ходили на прогулку, какого цвета небо? (серое)
- Какой дует ветер: теплый или холодный?
- Стало теплее или холоднее?
Какую одежду носят люди?
-На деревья и кустах какого цвета листья?
- А на земле есть листья?
- В октябре листья падают с деревьев. Как это называется?(листопад)
-Молодцы все правильно заметили.
Физминутка
Меж еловых мягких лап,
Дождик тихо кап, кап, кап
Где сучок давно засох
Вырос серый мох, мох, мох.
Где листок к листку прилип
Появился гриб, гриб, гриб.
Кто нашел его друзья?
Это я, это я, это я.
Воспитатель:
- Послушайте, как можно описать октябрь: стало прохладно. Небо серое, покрыто облаками. Дует холодный ветер. Часто идут дожди. Листья на деревьях стали желтые, красные, коричневые. Начался листопад. Птицы улетают в теплые края. Люди надели теплую одежду.
- Все это про какое время года? (осень)
Игра на речевое дыхание
Воспитатель:
- А сейчас мы с вами поиграем. Мы будем изображать ветерок и листья закружатся в танце. (подбрасываем и дуем)
Словесная игра
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю поиграть еще в одну игру. Мы с вами сравним изменения в осенних месяцах.
Воспитатель:
Я начну предложение, а вы должны закончить.
- в сентябре небо голубое, а в октябре … (серое)
- в сентябре тепло, а в октябре…(прохладно)
- в сентябре листья еще зеленые, а в октябре…(желтые)
- в сентябре дождь идет редко, а в октябре…(часто)
- Молодцы ребята. На все вопросы ответили правильно.
Воспитатель:
- Ребята послушайте стихотворение, вам расскажут девочки:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня всё летят, летят...
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
Воспитатель:
- Про какое время года прочитали стихотворение?
- Ребята, посмотрите, к нам залетела осень и оставила свои листочки. Какие они красивые! Ой, а эти совсем белые. Наверное, она забыла их раскрасить. Нам нужно ей помочь. Но с начала мы поиграем.
Пальчиковая гимнастика
Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
Видно, им прохладно стало,
Их укроем одеялом.
Рисование карандашами.
Раскрашивание контурных картинок.
Итог
Воспитатель: - Как мы красиво листики раскрасили. Осени очень понравится.
- Мы сегодня говорили об осенних месяцах, это …(сентябрь, октябрь, ноябрь)
- А осень оставила вам еще гостинец, посмотрите (яблоки в корзине)
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Программное содержание :
Закрепить знания детей об осени, об овощах,
Познакомить с процессом приготовления винегрета,
Познакомить с правилами пользования ножом,
Формировать у детей представления о правильном питании,
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Предварительная работа:
Работа на огороде по уборке урожая;
Беседа о пользе овощей;
Заучивание стихов, загадок, пословиц и песен об овощах.
Материал: для бабушки фартук, разделочная доска, нож, корзиночка с овощами, вареные овощи, квашеная капуста, соль, подсолнечное масло, блюдца и маленькие ложки по количеству детей.
Словарная работа: винегрет, микробы, кожура, жесткие, квашеная.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Стук в дверь. Входит бабушка:
Бабушка: Здравствуйте, ребята! Я мимо садика шла и решила к вам в гости зайти. Мне сказали, что здесь живут умные ребятки, которые все знают и все умеют.
Воспитатель: Проходи, пожалуйста, бабушка. Тебе правильно сказали. Наши детки самые умные и самые трудолюбивые.
Бабушка: Ну, если так, пусть отгадают про какое время года моя загадка:
Вслед за летом она приходит,
С листопадом хороводит,
Урожаем богатым всех угощает,
Что за время года, знаете? (Осень).
Правильно, осень! А вы, ребята, любите время года осень? А за что вы любите осень? (Ответы детей). Я тоже очень люблю осень. Деревья меняют свой зеленый наряд на празднично золотой, в садах созревают фрукты, на огородах - овощи. Красота, много витаминов. Вот и я к вам пришла, гостинцы принесла. А что за гостинцы постарайтесь отгадать:
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали -
Не одну нашли, а десять!
Как ее названье, дети?
(Картошка)
Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети?
Уродилась она на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит очень щи,
В них ее ищи.
(Капуста)
Тёмно-красная как репка
Сидит в земле крепко.
Бабушка: Какие молодцы, правильно отгадали, а как они одним словом называются? А вы умеете убирать эти овощи с грядок? Хотите со мной пойти на огород.
Физминутка.
Ну-ка, дружно поднимайтесь - раз, два, раз, два.
И за мною все шагайте - раз, два, раз, два.
Все лопаты дружно взяли - раз, два, раз, два.
В огород все зашагали - раз, два, раз, два.
Здесь картошку накопали - раз, два, раз, два.
Огурцы с гряды сорвали - раз, два, раз, два.
Выдернули всю морковку - раз, два, раз, два.
Срезали капусту ловко - раз, два, раз, два.
И в корзине от земли
В детский садик принесли.
Ух, поработали на славу,
Вот какие молодцы!
Бабушка: Ребята, а вы знаете, что можно приготовить из овощей? (овощной суп, щи, голубцы, салаты) Вот, сегодня я покажу и научу вас готовить винегрет. Прежде нужно надеть фартук и завязать косынку. Как вы думаете, для чего необходимо надеть фартук и косынку? (Ответы детей). Правильно. Чтобы во время приготовления винегрета не замарать одежду и чтобы волосы не попали в винегрет. Затем надо вымыть чисто руки. Для чего необходимо чисто мыть руки? Правильно. Чтобы в пищу не попали микробы.
Ребята, винегрет делают из овощей: моркови, картошки, свеклы, лука и капусты.
Но их необходимо вначале хорошо вымыть, сварить, а затем почистить от кожуры. Мы их варить и чистить не будем. Это долго. Я принесла уже готовые сваренные и очищенные овощи. Ребята, а как вы думаете, почему нужно отварить овощи? Правильно. Когда они сырые, они твердые и жесткие и не очень вкусные, а когда отваренные - мягкие и вкусные. Теперь их надо нарезать на маленькие кубики. Чем же нарезать овощи? Ножом. Ножом необходимо пользоваться осторожно. Как, вы думаете почему? Нож, какой? (Ответы детей). (Бабушка нарезает и все свои действия комментирует). Вот теперь осталось все нарезанные овощи смешать. (Смешивает). Сейчас мы добавим капусту. Но капусту не сырую, а квашенную, чтобы винегрет был вкуснее. Как вы понимаете квашеная капуста? Эта соленая капуста, которая несколько дней находилась в комнате в тепле и стала квашеная. Помогите, ребята, мне ее посолить.
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Мы капусту солим»).
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмем, жмем.
А теперь попробуем.
Бабушка: Теперь все перемешаем. Попробуем на вкус. Добавим в винегрет еще немного соли, заправим подсолнечным маслом. И винегрет готов. Пусть винегрет немного постоит, пропитается маслом, потом можно его уже кушать.
Воспитатель: Бабушка, пока винегрет пропитывается маслом, мы предлагаем поиграть с нами в игру - хоровод. (Исполняется хоровод «Огородная - хороводная»).
(Бабушка хвалит детей и предлагает попробовать винегрет).
Бабушка: Ну, как, ребята вкусный винегрет у нас получился?
Воспитатель: Ну вот, ребята, вы теперь узнали, как готовить винегрет. Спасибо тебе, бабушка. Наши ребята расскажут дома своим мамам как его готовить и мамы им приготовят. Винегрет очень полезен для нашего здоровья. В нем очень много витаминов. Ведь винегрет готовят из разных овощей. Ребята, давайте вспомним, какие овощи содержатся в винегрете? (Дети перечисляют). А как, его надо правильно готовить? (Дети называют последовательность приготовления винегрета, воспитатель поправляет, уточняет, закрепляет и обращает внимание на технику безопасности при работе с ножом.)
Бабушка прощается и уходит.
Конспект ООД в средней группе.
ООД: «Художественно – эстетическое развитие».
Раздел: «Изобразительная деятельность». Аппликация.
Тема: «Как мы все вместе набрали полную корзину грибов»
( Коллективная композиция) .
Программное содержание :
Образовательные:
Закрепить знание о внешнем виде грибов . Учить детей срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения в аппликации.
Развивающие: Развивать чувство формы, композиции; продолжать формировать правила безопасного поведения при работе с ножницами; продолжать учить детей следить за своей осанкой. Развивать внимание, память. Обогащать и активизировать словарь детей. Подводить к обратному решению, образному видению результатов работы, к их оценке.
Воспитательные:
Продолжать воспитывать аккуратность при работе с клеем и бумагой.
Интеграция областей: Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Предварительная работа :
Рассматривание картин на тему « Грибы » , рассматривание тематического альбома «Съедобные и несъедобные грибы » , лепка грибов .
Дидактический наглядный материал:
демонстрационный : мягкая игрушка птички, письмо от лесных зверей, изображение корзины для грибов (формат А-5) , муляж гриба , картинки с изображением грибов .
раздаточный : цветные бумажные прямоугольники (красные, коричневые) ; белые и светло - серые прямоугольники, клей, кисть для клея, подставка под кисточки, ножницы, салфетка, клеёнка (на каждого ребенка)
Методические приемы :
1. Организационный момент: внесение мягкой игрушки с письмом в клюве.
2. Беседа о грибах и его особенностях внешнего вида.
3. Показ и объяснение приема вырезания из прямоугольника полукруга, овала.
4. Напоминание правил пользования ножницами, наклеивания деталей.
5. Музыкальная физкультминутка « Грибок » .
6. Индивидуальная помощь, напоминания, указания в процессе самостоятельной деятельности детей.
7. Итог ООД.
Ход ООД:
Организационный момент:
Приветствие: «Доброе утро!»
(Дети стоят в кругу)
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Дети, а кто это к нам стучится? Хотите узнать кто это? Ну, тогда посмотрим.
Кто же это? Птица с письмом. (Внесение мягкой игрушки – птицы с письмом от лесных зверей).
Дети послушайте, пожалуйста, что же написано в письме. Лесные звери просят нас о помощи, на зиму им нужны запасы еды.
Загадка: Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой. ( Гриб )
Правильно, это гриб .
Я предлагаю сделать грибочки для лесных зверей . Мне кажется, что им будет приятно получить такой подарок. Хотите?
Рассмотрим гриб . Из каких частей он состоит? (Шляпка и ножка)
Какой формы шляпка? (Полукруглая) Какой формы ножка? (Овальной)
На тарелочках лежат геометрические листочки цветной бумаги. Какой они формы? (Прямоугольники) Как вы думаете, из какой фигуры может получиться шляпка? (Из прямоугольной) А как мы его сделаем (Срежем углы.) Нам в этом помогут ножницы.
Но сначала вспомним, как правильно держать ножницы:
Большой палец одевает одно колечко, средний - другое колечко , а указательный палец нам помогает. Ножницами работаем аккуратно. Посмотрите, как ножницы превратят цветной прямоугольник в шляпку для гриба . Я срезаю, закругляя два угла у бумажного прямоугольника (Показ приема срезания углов, закругляя их.) .
Как вы думаете, из какой фигуры может получиться ножка гриба ? (Из белого прямоугольника) А как мы его сделаем (Срежем все углы.) Правильно, срежем все углы. И белый прямоугольник станет ножкой гриба (Показ приема вырезания овала из прямоугольника) . Затем, склеив шляпку с ножкой, получим целый гриб (показ приёма склеивания) .
Намазываем клей по всей поверхности детали на клеенке, аккуратно наклеиваем и салфеткой прижимаем. Не размазываем остатки клея. Работаем аккуратно.
Вот такой красивый гриб у меня получился .
Физкультминутка.
Предлагаю вам поиграть с пальчиками в игру « Грибок » .
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел ,
Этот пальчик гриб помыл ,
Этот пальчик гриб сварил ,
Этот пальчик только ел,
оттого и потолстел.
(Поочередно показывать пальцы.)
А теперь вы сами можете вырезать и наклеить вот в эту корзину грибы .
(В процессе работы педагог напоминает о правильном использовании ножниц и приемов вырезывания; оказывает помощь наклеивании грибов в корзину .)
Итог ООД. Ребята, посмотрите какая полная корзина грибов у нас получилась .
Вам нравиться работа? Все потому, что все вырезали и дружно наклеили грибочки в корзину . А для кого мы сделали грибочки ? (для лесных зверей в лесу). Как мы вырезали грибочки ? (срезали уголки, закругляли) . Из какой фигуры? (из прямоугольников) Молодцы.
Дети, подарим нашу корзину лесным зверятам ? Им будет приятно получить такой подарок. Я думаю, что зверям понравились наши грибы .
Иванова Венера Михайловна, воспитатель ДОУ,
МБДОУ «Детский сад №2 «Колосок», п.Урмары, Урмарского района Чувашской Республики
Цель: Закреплять умения изображать группу людей – семью, передавая характерные особенности каждого члена семьи.
Образовательные:
1.Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
2.Обогащать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные связи; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
Формировать умение рисовать х арактерные черты внешности;
Развивающие:
Развивать фантазию и творчество, познавательный интерес, мелкую моторику рук. Развивать умение составлять композицию.
Развивать умение рисовать фигуру человека, добиваться четкого изображения пропорций.
Воспитывающие:
Воспитывать положительные родственные отношения, выражая свои чувства в рисунке.
Словарная работа: пропорции тела человека.
Оборудование:
Демонстрационный материал : музыкальное сопровождение, мультимедийное оборудование.
Раздаточный материал : альбомные листы, краски, кисти, салфетки, цветные карандаши, восковые мелки, простые карандаши.
Предшествующая работа воспитателя:
Рассматривание семейных фотографий, альбомов, картин из серии « Семья»;
Индивидуальные беседы с детьми на тему: «Твоя семья». (С кем ты живёшь? Есть ли у тебя бабушка, дедушка? Как зовут маму, папу? Есть ли у тебя брат, сестра) .
Чтение художественной литературы по теме “Моя семья” .
— Е. Благинина «Посидим в тишине»; русские народные сказки ««Морозко», «Крошечка – Хаврошечка»; В. Катаев «Цветик-семицветик», С. Баруздина «Мамина работа», С. Михалкова «А что у вас?»; Я. Акима «Моя родня»,
Просмотр мультфильмов: «Мама для мамонтенка», «Морозко», «Двенадцать месяцев».
Дидактические игры «Кто старше ?»; «Кем ты приходишься своим родителям?»; «Кто ты для бабушки?»; «Огорчится ли мама, если…», «Моя семья . Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию».
Беседы : «Моя дружная семья », «Расскажи мне о своей семье », «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке»,«Что любит моя мама», «Мама глазами художников», «Моя родословная», «Я и моё имя», «Выходной день в нашей семье » ,», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи » .
Заучивание пословиц и поговорок о семье , дружбе, пальчиковые игры : «Дружная семейка», «Строим дом», «Капитан», «Три Катюшки», «Помощник» .
Индивидуальная работа :
Планируемые результаты: Закрепить умения изображать группу людей – семью, передавая характерные особенности каждого члена семьи.
Ход занятия:
Создание проблемной ситуации :
Воспитатель предлагает посмотреть и послушать песню Мамонтенка из мультфильма « Мама для мамонтенка».(фрагмент мультфильма)
и ответить на вопросы по содержанию песни.
Почему мамонтенок такой грустный ? (ответы детей)
Куда отправился мамонтенок ? (ответы детей)
— А как вы думаете, бывает ли так, чтобы у человека никого не было? (ответы детей)
Как вы считаете? (ответы детей)
А у вас есть кто-нибудь родной? (ответы детей)
Как мы называем одним словом этих людей? (ответы детей)
Воспитатель -Как вы думаете, что такое семья? (ответы детей)
Дети : Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.
Воспитатель : Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня
Как раз сегодня мы и будем рисовать свою семью.
Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам выбрать, где вы будете сегодня рисовать: за мольбертами или за столами.
Вспомните всех, кто живет с вами вместе.
(Во время рисования обратить внимание на пропорции тела человека.)
Дети рисуют рисунок «Моя семья». Во время рисования можно включить спокойную музыку.
Физкультминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
Рефлексия : После того как рисунки будут готовы, дети рассказывают о них.
Что мы рисовали сегодня?
Чей портрет семьи самый яркий?
На каком портрете члены семьи дружные и веселые?
Что больше всего понравилось?
Что было сложно?
Игра «Верно — не верно!»
Я буду говорить вам какие-тo фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, сидите тихонечко.
— Семья — это все мои друзья и знакомые.
— Семья — это я.
— Мои родители могут быть младше меня.
— Бабушка — это мама моей мамы.
— Дедушка — это папа моего папы.
— Семья — это люди, которые любят друг друга.
— Бабушка и дедушка — это мои родители.
— Я — дочь мамы и папы.
— Всем людям нужна семья.
Да, я хотела вас запутать, но не смогла! Умницы! Я вижу, что все вы знаете, зачем человеку нужна семья.
Воспитатель читает стихотворение Тарадановой Дарьи
В семейном кругу мы с вами растем
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.