Конспект по формированию целостной картины мира "Зима. Признаки зимы"
Один сезон сменяет другой - так устроена природа. Каждый год начинается с зимы, потом обязательно наступит весна, которая сменится летом, а за ним непременно придет осень. Круговорот сезонов сопровождается признаками, которые присущи каждому из них. В статье мы разберем основные признаки зимы. Маленьким детям иногда сложно понять, почему сезон называется "осенью" (например, в конце ноября), но вокруг все белым-бело от снега. Ученикам начальной школы уже можно объяснить, что есть такие понятия, как "календарный" сезон и "климатический".
Родителям на заметку
Все познается в сравнении. Это истинное выражение нужно учитывать мамам и папам, когда они рассказывают своим малышам о природе и ее явлениях. Например, объясняя ребенку признаки зимы и лета, нужно приводить яркие примеры.
- Летом мы купаемся в речке, вода в ней теплая, солнышко ее прогревает. А зимой оно греет плохо, вода замерзает и покрывается толстой коркой льда.
- Летом деревья стоят зеленые, вокруг благоухают цветы, летают бабочки, весело щебечут птички. А зимой опавшие листья деревьев покрывает снег, насекомые прячутся в свои норки до весны, а птички улетают в дальние страны, где тепло.
- Летом мы можем гулять долго, потому что день длинный, а ночь короткая. Солнышко просыпается рано и будит все вокруг. Зимой рано становится темно, потому что день стал коротким, а ночь - длинной. Утром солнце нужно ждать долго, пока оно "проснется" и осветит землю.
Занятие "Признаки зимы" для детей дошкольного возраста
Здесь важно учитывать возраст ребенка - малышу будет скучно и неинтересно слушать ваш долгий рассказ. Занятие необходимо проводить в игровой форме, а нудное повествование заменить несложными вопросами. Ребенок, отвечая на них, обязательно будет вовлечен в происходящее.
Не нужно просить назвать признаки зимы (какая она), вместо этого задавайте наводящие вопросы:
- Какая погода зимой?
- Что происходит с деревьями?
- Какие звери впадают зимой в спячку?
- Что появляется на реках и озерах?
- Какой праздник бывает зимой?
- Какие сказки про зиму вы знаете?
На что следует обратить внимание
Помните, что дети в возрасте 4-5 лет - это маленькие "почемучки". Им обязательно нужно разъяснять, по какой причине происходит то или иное явление. Поэтому дальше занятие нужно строить на вопросах, которые подразумевают не только ответы деток, но и ваши объяснения-дополнения.
- Почему зимой стало холодно? Солнышко стало дальше от нашей планеты, поэтому оно ее теперь прогревает меньше.
- Почему снег лежит на земле и не тает? Температура стала очень низкой - "минусовой", земля промерзла, не хватает тепла - снег лежит и не тает.
- Почему птички улетают в теплые края? Насекомые впали в спячку, растения тоже "замерли" от холода - птичкам не хватает пропитания, поэтому они стремятся в теплые края, где нет зимы.
- Зачем зайчики и белочки меняют окраску? Они стараются быть похожими на окружающую их природу (снежную и белую), чтобы не попасться в лапы хищникам. Например, зайчика, который поменял серую шкурку на белую, волку среди снежной поляны заметить сложнее.
Дополнительно малышам нужно рассказать, что бывает три месяца зимы: декабрь, январь и февраль. Еще одним из первых признаков зимы является то, что дни становятся короче, а ночи - длиннее.
На уроке "Окружающего мира"
Во время занятия с детками более старшего возраста следует акцентировать внимание на том, что зима бывает "календарной" и "климатической". В первом случае длительность сезона определяется месяцами: декабрем (31 день), январем (31 день) и февралем (28 или 29 дней). Но это относится лишь к Северному полушарию Земли, на Южном зима длится с июня по август.
Главным признаком климатической зимы является стойкое понижение температуры (ниже 0 о С). Важно учитывать, что в некоторых регионах (например, рядом с экватором) климатические признаки зимы могут отсутствовать. Там не выпадает снег, не замерзают водоемы, но продолжительность дней уменьшается, а ночей - увеличивается.
Знания, которые должны быть сформированы
На уроке детей следует попросить рассказать о признаках зимы в их местности. Они могут быть разными: ученики Краснодарского края скажут, что устойчивый снежный покров может совсем не установиться; дети из школ Мурманской области отметят - в ноябре появляются первые признаки зимы. День, когда подуют холодные ветра, может наступить и в октябре, и в декабре, и в январе (в зависимости от региона).
На подобном уроке обязательно объясняют следующие понятия:
- метель, вьюга, буран;
- гололедица;
- оттепель;
- изморозь.
Период, который начинается с дня зимнего солнцестояния и заканчивается днем весеннего равноденствия, называется астрономической зимой. Жители Северного полушария считают время от 22 декабря до 21 марта, а Южного - от 22 июня до 21 сентября. Астрономическая зима почти совпадает по времени с периодом, который считался зимним в давние времена на Руси - от Рождества Христова (25 декабря по старому стилю) до Благовещения (25 марта по старому стилю).
Занятие на свежем воздухе
Самое хорошее закрепление материала можно получить на уроке-экскурсии. Учитель с классом, одевшись по погоде, выходит в пришкольный двор.
Здесь можно увидеть признаки зимы в живой и неживой природе. Рассмотрите поближе деревья: они не только стоят обнаженные, но покрыты изморозью, земля вокруг ствола уплотнена, чтобы дополнительно уберечь корень от морозов и лютой стужи.
К ребятам можно обратиться с вопросами:
- Почему зиму сравнивают с волшебством?
- Какие птички остались зимовать в городе?
- Чем мы можем им помочь?
- Боятся ли животные, которые не впадают в спячку, морозов?
- Что защищает птиц от холода и стужи?
- Какие радости приносит зима детям и взрослым?
Человек тоже изменяет свое поведение зимой. Мы покупаем теплую одежду, не выходим на улицу без варежек, шарфов, шапок и теплых курток. Многие делают зимние заготовки: варенья, соленья, морозят ягоды и овощи. Мы меньше гуляем, чтобы не замерзнуть; раньше ложимся спать, а встаем позднее и с неохотой. Жители деревень запасаются дровами.
Дети должны внимательно рассмотреть все, что их окружает. Увиденное можно оформить в форме небольшого сочинения или устного рассказа. Рефлексия здесь имеет очень большое значение - ребенок должен научиться "пропускать через себя" новую информацию, дополнять ее, анализировать, додумывать, делать выводы.
Признаки зимы в сказках и стихах
Описания этого волшебного и сказочного времени года можно встретить в классической литературе, русских народных сказках. Больше всего воспевали зиму в своих стихах великие русские поэты: А. С. Пушкин, Сергей Есенин, А. Фет, Ф. Тютчев, М. Ю. Лермонтов. Тютчев, например, очеловечивал зиму, приписывая ей людские эмоции: "Зима недаром злится, прошла ее пора...". Михаил Исаковский рисовал образу такую картину: "За окошком в белом поле - сумрак, ветер, снеговей...". У Николая Некрасова "...превратились лужицы в холодное стекло...". Стоит ознакомить деток с такими замечательными стихотворениями, как "Зимняя дорога" Пушкина, "Зима" Есенина, "Чародейкою зимою" Тютчева, "Чудная картина..." Фета и др.
Самые популярные детские сказки про зиму: "Морозко", "Снежная королева", "Рукавичка", "Двенадцать месяцев" и многие другие.
Подводим итог
Итак, можно перечислить следующие признаки зимы:
- Понижение температуры воздуха до отметки ниже 0 о С по Цельсию.
- Образование устойчивого снежного покрова.
- Низкие, тяжелые серо-свинцовые облака на небе.
- Осадки в виде снега; метель, вьюга, буран.
- Изморозь на обнаженных деревьях.
- Явление гололедицы.
- Птицы улетают в теплые края, а те, что остаются, стараются держаться в поисках пропитания ближе к человеческому жилищу.
- Животные ложатся в спячку (медведи, ежи и пр.), а другие линяют и наращивают теплый подшерсток.
- Рыбы подо льдом замерзших водоемов ведут малоактивный образ жизни, прячутся в ямах или под корягами.
- Люди приобретают теплые вещи, делают заготовки, мечтают о лете.
Мы собрали для вас интересные материалы о зиме, которые могут понадобиться и школьникам при составлении рассказов и докладов об этом времени года, и учителям начальных классов для ознакомления учеников с темой "Зима. Зимние месяцы. Зимние явления природы. Зимние приметы о погоде.", в таком случае рассказ можно преподнести как презентацию. Получится замечательный урок или внеклассное мероприятие.
Что такое зима?
Когда заканчивают осыпаться последние разноцветные листья и окутывают землю своим пестрым ковром, а серые дождевые капли уступают место зябкому холоду и первым искрящимся снежинкам, в свои права вступает зима. Она царствует целых три месяца: робкий морозный декабрь, снежный и праздничный январь и, конечно, знаменитый своими суровыми холодами февраль. Зимой природа сладко спит, укутанная снежным покрывалом и успокоенная нестройным, но мелодичным напевом вьюги. Однако, это захватывающее время года заявляет о себе не только пышной шапкой белоснежных сугробов и свисающими с крыш домов прозрачными сосульками, но и температурой, не поднимающейся выше нуля градусов по Цельсию, и, заставляющей зябко кутаться в теплые одежды.
Изменения в природе зимой
Декабрь
Декабрь, знаменующий собой приход зимы, в отличие он мягкого осеннего ноября, уже очень редко балует природу своими оттепелями. Он бережно и постепенно готовит к наступлению холодов и морозов, понижая температурный столбик на градуснике и укутывая все вокруг теплым снежным покрывалом. Благодаря такой заботе, многие мелкие животные и растения могут пережить грядущие холода, ведь под снегом теплее, чем снаружи. Искрящиеся сугробы часто достигают 30 см и уже не сдаются на милость робким солнечным лучам. Чем ниже температура воздуха, тем жёстче снег и тем звучнее становится его мелодичный хруст.
Постепенно день начинает сдавать свои позиции, а холодные декабрьские ночи становятся все длиннее. Уже начинают показывать свой суровый характер непродолжительные морозы и тонкая корка льда сковывает движение извилистых рек. Иногда декабрь балует небольшими оттепелями и приятным повышением температуры, но может напомнить о себе резкими заморозками, а арктические ветры постепенно приносят все больше холода и свежести.
В северном полушарии ночь на 22 декабря – самая длинная в году, а день 22 декабря - самый короткий в году. В день зимнего солнцестояния 22 декабря солнце поднимается на наименьшую высоту над горизонтом за весь год.
С наступлением декабря связно много народных примет о погоде. Вот некоторые из них:
- Если в декабре небо пасмурное и тучи висят низко, значит, стоит ждать в следующем году большого урожая.
- Если в этом месяце часто гремит гром, то в январе будут очень сильные морозы.
- Отсутствие дождей, говорит о том, что весна и лето тоже будут сухими.
- Много снега, инея и промерзшая земля знаменуют хороший урожай осенью.
- Если снегири прилетели в этом месяце, то зима будет с морозами.
На Руси в начале декабря уже начинали пробивать санные дорожки и устраивали катания на тройках. С 9 декабря в вечернее время стоило держаться поближе к домам, так как волки начинали подходить ближе к деревне.
Однако, декабрь знаменует собой не только начало зимы, но и нетерпеливое ожидание наступления Нового года. Этот праздник, отмечаемый в ночь с 31 декабря на 1 января, является одним из самых замечательных дней, ведь он символизирует не только начало нового года, но и время обретения новых надежд и стремлений, веру в положительные изменения и волшебные события. Каждый человек в этот праздник становится ребенком и с нетерпением ждет наступления завораживающей сказки и осуществления всех мечтаний. Запах сосновых иголок и неповторимый вкус мандаринов будят теплые воспоминания и заставляет сердце биться чаще в предвкушении наступления чудес.
Январь
В январе зима полноправно вступает в свои права. Она безмятежно властвует в природе и продолжает свое снежное и морозное шествие. Крещенские холода и неповторимые кристаллики снега творят волшебную зимнюю сказку из затейливых узоров на окнах, поют о ней, кружась в водовороте метели, и смело смотрят в безоблачное голубое небо. Трескучий мороз дает о себе знать клубами пара изо рта и приятным пощипыванием щек и носа. Все это волшебство поддерживает уже установившаяся в пределах -10-30 градусов Цельсия температура. Дни постепенно становятся длиннее, и непроглядная темнота морозных ночей постепенно сдает свои позиции. Однако, пронзительный свет яркого солнца не успевает согревать землю, поэтому упрямый холод еще крепче заявляет свои права и делает воздух пронзительно морозным. Благодаря этому, ночью можно любоваться чистым небом и искрящимися бриллиантами звезд. Ветер не имеет такой силы, как в декабре и не треплет наряженные в снег деревья, а лишь любовно гладит их верхушки.
Январь знаменит не только своей завораживающей красотой, но и наступлением самого важного события в жизни христиан - Рождества Христова. Этот светлый праздник, отмечаемый 7 января, торжественно отмечается всеми верующими, а их поздравления друг другу сливаются вместе под колокольные перезвон.
Дни с 7 по 19 января называются Святками. Они озарены светом Рождества Христова и прекрасно подходят для различных игр, гаданий и колядок. Чаще всего гадали в ночь с 13 по 14 января. Молодые девушки хотели узнать, кто будет их суженым, а замужние женщины стремились выяснить какая будет погода летом и стоит ли ждать большого урожая. Святки также являлись периодом шумных свадеб. На Руси в эти дни устраивали катания на санях и всевозможные снежные забавы.
Согласно народным приметам о погоде:
- если 21 января будет дуть южный ветер, то лето будет ненастным, а если 23 числа на стогах будет иней, то лето будет прохладным и дождливым.
Февраль
С наступлением февраля тучное серое небо, продолжающее укутывать спящую землю мягкой шапкой снежного покрывала, постепенно становится немного добрее и позволяет ярким солнечным лучам часто проглядывать сквозь плотные облака. Зима все ещё напоминает о себе нестройным напевом вьюги и весёлой каруселью снежинок, закруженных метелью, но предчувствие весны постепенно начинает оживлять все вокруг. Розовые от колючего мороза щеки постепенно начинают отогреваться робким солнечным теплом. Снег покрывается тонкой коркой и начинает потихоньку сдаваться, предчувствуя приближение весны. Дни становятся длиннее, а ясное небо все чаще радует взор своей неповторимой синевой.
В южных областях России на вербах появляются почки - первые предвестники весны, а проталины, как гонцы, несут весть о ее приближении. Морозный ветер приятно колет лицо мелкими снежинками, а зябкий мороз чередуется с долгожданными оттепелями. Однако, завораживающие метели и упрямые холода еще нескоро сдадутся на милость красавице весне.
С февралем связано много народных примет о погоде.
- Если в этом месяце стоит очень холодная и морозная погода, значит лето будет жарким.
- Мало снега в феврале грозит плохим урожаем.
- Если гремит гром, то стоит ждать сильных ветров.
- Дождливый февраль говорит о такой же весне и лете.
- Яркие звезды предсказывают морозы, а тусклые - оттепель.
- Если морозы в феврале очень сильные, значит зима будет короткой.
Признаки наступления зимы
Одним из первых признаков зимы является появление плотных, низко нависающих облаков . Они словно меховое покрывало окутывают небосвод и не позволяют солнечным лучам пробиваться сквозь их завесу и радовать землю своим теплом, да и солнышко низко и уже пригревает не так сильно. Такие облака сильно отличаются от летних, легких и перистых. Зимнее небо не радует своими красками, но вдоволь компенсирует это сверкающими снежинками , аккуратно, словно искрящимся серебром, покрывающими все вокруг.
Плотное покрывало снега также является важным признаком зимы. Только в это время года пушистые снежинки не тают под робкими солнечными лучами, а, постепенно прибавляясь, создают надежный снежный покров.
Славится зима и своими морозами . Постепенно становится все холоднее. Щеки и нос начинают покалывать тонкие иголки первых морозных ветров и заставляют плотнее кутаться в зимние одежды. К теплой куртке добавляются ее бессменные спутники - шапка и варежки.
Растения и животные также активно готовятся к наступлению зимы. Деревья и кустарники в ожидании холодов и пасмурных дней сбрасывают свои листья . Однако, это не продлится долго и уже весной на ветках появятся первые маленькие листочки. Только хвойные деревья не хотят расставаться со своими зелеными иголками и продолжают ими радовать даже зимой.
В зимнее время мало еды, поэтому некоторые животные впадают в спячку , а те, которые продолжают бодрствовать, отращивают пушистый и густой мех. Заяц, например, становится белым, а ежик и медведь впадают в спячку.
Птицам тоже непросто переносить холода и отсутствие обильное еды, поэтому многие из них улетают в теплые края , а оставшиеся приспосабливаются к разным видам корма.
Явления природы зимой
В это время года встречаются такие интересные и необычные явления природы, как:
- Метель
- Гололедица
- Сосульки
- Морозные узоры
Метель возникает с первыми порывами ветра и, смело подхватывая снежный покров, увлекает его в загадочный зимний танец. Это очень суровое природное явление, которому лучше не встречаться на пути. Метель смело распоряжается снежным ландшафтом и располагает по своему желанию пушистыми сугробами. Наиболее часто это случается в середине зимы, когда свой бал правят морозы и холода.
Гололедица , словно сладкий зимний сон, сковывает водоемы и покрывает тонкой коркой льда не только непрерывное течение рек, но и все дороги. Это происходит, если после дождя или мокрого снега температурный столбик опускается ниже нуля. Лед на реках препятствует судоходству, но дает широкий простор для всевозможных зимних развлечений, таких как: катание на санках, коньках или лыжах.
Еще одним интересным явлением зимы являются сосульки . Они, словно ледяные кинжалы, падая вонзаются в землю и рассыпаются на сотки сверкающих осколков. Сосульки образуются, когда начинает таять снег на крышах домов или других плоских предметах, а образующаяся вода замерзает ночью при низкой температуре.
Морозные узоры , как и иней , является невероятным кружевным творением зимы. Их причудливый рисунок и завораживающая красота оставляют много места для фантазии и погружают в снежную сказку. Это становится возможным благодаря образованию кристалликов льда, оседающих на неровностях стекла. Они накладываются друг на друга и создают картины невероятной красоты.
Зима - это не только красивое время года, но еще и очень необычное. Она как большая загадка, которую только предстоит разгадать. Например:
- снег представляет собой настоящее произведение искусства и в мире нет двух одинаковых снежинок.
- Снежинки на 95 % состоят их воздуха, поэтому они так медленно опускаются на землю.
- В Антарктиде можно встретить снег фиолетового, розового или красного цвета.
- В разных странах и частях света лед имеет разную температуру. Например, самый холодный лед находится в антарктических ледниках и достигает -60 градусов по Цельсию, а самый теплый (0 градусов) - на вершинах Скандинавских гор и Альп.
- Больше половины жителей Земли вообще никогда не видели настоящего снега.
- 18 февраля 1979 года в пустыне Сахара было зарегистрировано выпадение снега, а ведь это одно из самых жарких мест на планете.
- Насладиться самой теплой зимой можно в Северном Судане. Там в это время года температура редко опускается ниже +40 градусов.
- Одним из наиболее холодных и непригодных для жизни мест является Антарктида. Зимой температура воздуха там в среднем составляет -70 градусов. А на станции Восток, которая расположена на Антарктиде, была зарегистрирована температура -89.2 градуса.
Зима - это прекрасное и сказочное время года, когда несмотря на короткий день и морозный воздух жизнь не замирает, а наполняется новым светом и звучанием. Бесконечно радуют глаз белоснежное покрывало снега и искрящиеся на солнце снежинки, неповторимые узоры на стекле и ледяная корка, сковывающая реки и озера. Колючий мороз, любовно треплющий за щеки, напоминает о том, сколько игр на свежем воздухе таит это время года и заставляет замереть в предвкушении новогодних праздников.
Регламентированная деятельность с детьми 3-4 лет
"Зима и ее признаки".
Совместная деятельность воспитателя с детьмии с использованием современных образовательных технологий, в процессе которой, расширяется кругозор детей, совершенствуются представления детей о зиме. как времени года; развиваются психические процессы: внимание. восприятие, память мышление. речь; соверщенствуются конструктивные умения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №85.
Фрунзенский район,
Санкт – Петербург
Воспитатель высшей квалификационной категории
Генералова Ирина Александровна.
Регламентированная деятельность
С детьми младшей группы(3-4года)
«Зима, её признаки».
Цель: познакомить с признаками зимы, развивать воображение, запоминание 1 слова из пары названных, развитие внимания, конструирование из палочек, счёт до 3-х, составление мнемотаблицы по сюжету, развивать умение запоминать сюжет.
Игровая обучающая ситуация . Воспитатель держит в руках картину с зимним лесом и предлагает сегодня совершить путешествие в лес. Дети должны тепло одеться. По взмаху «волшебной палочки» дети выполняют воображаемое одевание: кофта, рейтузы, носки, сапоги, шапка, шуба. Дети сами говорят педагогу, что нужно «надеть». Воспитатель предлагает теперь присесть на «ковёр-самолёт», который унесёт всех в зимний лес. Закрыли на минутку глазки, открыли - мы в лесу. Дети сидят слушают.
Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто, не то, что летом. Но иногда выскочит на полянку белый пушистый зайчик. Выскочит, встанет столбиком, послушает, всё ли спокойно кругом, посмотрит - да и дальше в лес убежит.
Но вот с севера подул студёный ветер, с неба посыпались снежинки из серой тучки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой. Вот и я поймала снежинку. Дети, давайте будем передавать её друг другу. Воспитатель передаёт воображаемую снежинку одному ребенку, тот подставляет ладошки и передаёт воображаемую снежинку другому и т. д. В итоге воображаемая снежинка попадает опять к воспитателю, который опускает её на землю. Это упражнение на воображение. Педагог напоминает о том, что в лесу холодно и, видит домик. Предлагает детям «зайти» в дом, обогреться. В домике топится печь. Представим себе, как в домике тепло, подставляем ручки к печке. Тепло от ручек разливается по всему телу, у нас покраснели щёчки, ушки, нос. Глазки увидели зайчика (новая игрушка). Зайчик очень рад гостям, хочет поиграть. Воспитатель объясняет, что будет произносить слова парами. Уточнить у детей: пара - это сколько?
Игра: Из двух слов нужно запомнить оба, но если педагог говорит одно слово - нужно произнести второе из пары слов при ответе.
Слова парами: Например: зима – снег. воспитатель говорит зима , дети должны вспомнить слово снег.
- улица - холод
- дети - шубы
- белый - чёрный
- санки-горка
- ветер - метель
- туча - снежинки
- сугробы - сапоги
- лёд – коньки
- снеговик - снегурочка
Ну, вот, мы и обогрелись, давайте пойдём на нашу полянку, да и зайчика возьмём. Дети, пока мы были в доме, смотрите, кто появился на полянке. Воспитатель показывает картину - коллаж, где нарисован зимний лес, снеговик под елью, на ветке сидит снегирь, а на стволе - дятел, вдалеке видны 4 ёлочки. (Беседа по картине «Времена года»№ 1)
Дети молча рассматривают картину. Затем воспитатель задаёт вопросы:
Какое время года нарисовал художник?
Почему вы так решили?
Какого цвета больше всего на картинке?
Почему больше всего белого?
Вам нравится, когда зимой выпадает много снега?
Хорошо, когда зима снежная? А почему?
Каких птиц вы видите? (снегирь, дятел)
А может это воробей? Что у них разное?
А может это ворона? Какого цвета дятел?
Как можно сказать о его цвете одним словом (пестрый) что делает дятел? (обратить внимание детей на длинный клюв и объяснить, что так он добывает пищу из-под коры дерева)
Как стучит дятел? А как чирикает воробей? Как каркает ворона?
Как воет вьюга?
А на каком дереве сидят птицы?
Какое дерево мы украшаем на Новый год?
А кто ещё изображён на этой картине? (снеговик) А из чего он сделан? Сколько комков снега пошло на этого снеговика? -А что ещё понадобилось? -А комки разные или одинаковые по величине?
А из какого снега можно слепить снеговика? Подсказать, что липкий снег - это сырой. А если не слипается, рассыпается в руках - значит сухой снег, -а зачем мы лепим снеговика? Вы любите это делать? Какое у нас настроение, когда мы слепим снеговика? (хорошее, у нас появляется улыбка). Давайте все улыбнёмся.
А что ещё можно слепить из снега? (крепость, домик, кролика)
Давайте и мы с вами «слепим кролика». Дети встают в кружок (физкультминутка).
Стихи имитируют движениями. Все вместе произносят стихотворение. Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом,
И как раз вместо глаз -
Угольки нашлись у нас
Кролик вышел как живой:
Он с хвостом и головой
За усы не тяни
Из соломинок они.
Ребята, смотрите, какие игрушки спрятались под ёлочкой.
Дети сидят на ковре, перед ними на стол выставляются игрушки (они лежат
накрытые «снегом» под ёлочкой).
Игрушки:
- собачка (синий цвет)
- ёлочка (большая) деревянная
- зелёная прямоугольная призма - «ёлочка» (дети называют зелёный кирпичик) по высоте меньше ёлочки
- зайчик резиновый
- «морковка» (красная треугольная призма)
- жёлтый кубик (пенёк)
- рыжий бельчонок (белочка)
- гриб большой
- гриб маленький 10.чёрная ворона
Давайте рассмотрим эти игрушки.
Воспитатель просит детей назвать каждую игрушку, её цвет, величину, на что похожи (прямоугольная и треугольная призма, кубик - ассоциативный метод запоминания). Педагог рассказывает детям сказку (предлагает сюжет для запоминания игрушек).
Собачка пошла гулять в лес. В лесу она увидела большую ёлочку и маленькую. Под маленькой - сидел зайчик и ел морковку. А за пеньком сидела белочка и ела большой грибок и маленький. Вдруг, прилетела ворона и всех испугала.
А теперь проверим, как вы запомнили сказку. Я буду прятать игрушки, изменять их расположение пока ваши глазки будут закрыты. А когда откроете глазки, будете давать ответ.
Воспитатель убирает, например, белочку. Дети дают ответ, что пропало. Педагог спрашивает, где место игрушки?
Дети должны дать точный ответ: между пеньком и большим грибком. Слова: рядом и около не дают точного ответа. Можно, например, поменять местами зайчика и бельчонка.
Дети должны дать точный ответ: они поменялись местами. Можно маленький грибок поставить перед (за) белочкой. Дети должны сказать, что маленький грибок встал перед (за) белочкой.
Педагог делает 3 раза пропажи игрушек, 2 перестановки местами и по 1 разу изменяет расположение перед(за) другой игрушкой.
Наступает момент вспомнить про нашего зайчика. Он захотел съесть морковку. Воспитатель предлагает детям пройти за столы и сделать (сконструировать) из палочек морковку. Перед каждым ребёнком лежит по три палочки. На фланелеграфе представлена картинка - конструкция морковки Воспитатель вместе с детьми считает по картинке сколько нужно палочек? Дети считают, один, два, три. А сколько у вас палочек? Дети считают один, два, три, значит одинаково количество. Можем сделать для зайчика морковку. Обратите внимание, носик должен смотреть на вас - поясняет воспитатель. Молодцы, вот сколько морковок у нас получилось. Давайте расскажем стихотворение про зайчика, (сопровождение движениями - физкультминутка)
Дети выходят из-за столов. В это время палочки убираются помощником воспитателя и перед каждым ребёнком раскладывается полоска из 5 клеточек и 5 карточек-вариант мнемотаблицы.
Физкультминутка:
Жил-был зайчик - серые ушки
Отморозил зайчик носик на опушке
Отморозил щёчки, отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости.
Там тепло и сухо,
Волка -нет,
И дают морковку на обед.
Воспитатель предлагает детям пройти за столы. Обращает их внимание на новое задание. Начинает объяснять, разбирать символы - значки на мнемотаблице (висит фланелеграфе) Дети могут и сами догадаться, что обозначает каждый рисунок. Как они думают: что здесь нарисовано?
Заготовка на каждого ребёнка, каждую картинку нужно положить на своё место, начинать раскладывать нужно с жёлтой клетки.
После разбора картинок воспитатель рассказывает сказку. Снежинка упала на ёлочку, под которой сидел зайчик и ел морковку. Зайчик испугался и убежал. Затем мнемотаблица убирается. Дети раскладывают картинки, воспитатель помогает, напоминая сказки После выполнения, сверить работы с показанной мнемотаблицей. Дети, настало время прощаться с нашим зайчиком. По взмаху волшебной палочки мы оказались опять в детском саду. Занятие можно закончить сюрпризным моментом, например, зайчик угостил детей конфетами, которые лежат в мешке и т. д.
Конспект организованной образовательной деятельности
«Зима. Признаки зимы» (для детей с тяжелыми нарушениями речи)
Описание материала: Предлагаю Вам конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (5-6 лет) компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Зима. Признаки зимы». Материал будет полезен воспитателям, учителям-логопедам логопедических групп.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Форма проведения ООД: подгрупповое занятие (5 воспитанников).
Оборудование: сюжетные картинки с изображением зимы (2 шт.), игрушка снеговик (мягкая), предметные картинки (сосулька, снежинка, одежда людей), схема - план.
Цель: познакомить с основными признаками зимы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Расширить знания у детей о зиме, зимних признаках;
- Продолжать учить детей составлять простые распространенные предложения с помощью опорных схем;
- Развивать связную речь посредством проговаривания полного предложения.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое внимание посредством прослушивания загадки, стихотворения;
- Развивать зрительное восприятие, внимание в ходе рассматривания сюжетной картины;
- Продолжать отрабатывать навыки речевого дыхания в процессе выполнения задания «снежинка».
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение слушать педагога и сверстников.
Методические приемы: игровая ситуация, рассматривание сюжетной картины, беседа, диалог, проведение динамической паузы, использование упражнения по развитию речевого дыхания.I. Организационный момент
Учитель - логопед: Здравствуйте! Сегодня к нам на занятие пришел снеговик, он расскажет нам о зиме (педагог показывает игрушку - снеговика и сюжетную картинку с изображением зимы)
Учитель - логопед: Что изображено на картине? Какое время года?
Дети: зима
П. Основная часть
1. Сообщение темы
Учитель - логопед: Правильно! А как вы догадались, что это зима?
Дети: есть много снега
2. Объяснение темы
Учитель - логопед: Да, вы правы. Зима приходит, когда выпадает снег, появляются сугробы, лед, а также зимой бывает вьюга и метель. Что такое вьюга?
Дети: вьюга - когда ветер кружит вверх снег.
Учитель - логопед: Что такое метель?
Дети: метель – когда ветер как будто метет снег.
Учитель - логопед: А еще зимой люди надевают теплую одежду, так как на улице очень холодно, звери в лесу прячутся, бывает мороз. Что такое мороз? (показывает картинки).
Дети: когда на улице очень холодно, и он рисует на окнах красивые, причудливые узоры.
Учитель - логопед : Молодцы! Как вы, думаете, из чего состоит снег?
Дети: из воды и снежинок.
Учитель - логопед: Из снежинок появляется снег, сугробы, во время вьюги, метели снежинки кружатся и кружатся, то вверх, то вниз. Что это? (показывает картинку).
Дети: снежинка.
Учитель - логопед: Посмотрите и скажите, какая она?
Дети: она тонкая, прозрачная, ледяная, красивая, легкая, пушистая
(у каждого в руках игрушка - снежинка).
Учитель - логопед: Послушайте и отгадайте загадку:
Белоснежная сестричка
Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет.
А потом земле усталой
Колыбельную споет.
О чем говорится в загадке?
Дети: о зиме.
Учитель - логопед : Как автор в этой загадке называет зиму?
Дети: белоснежная сестричка.
Учитель - логопед: Как вы понимаете: «Все укроет одеялом»
Дети: всю землю покроет снегом
Учитель - логопед: Какую колыбельную споет зима земле?
Дети: отвечают
3. Динамическая пауза
Учитель - логопед : Ребята, представьте себе, что вы снежинки. Подул ветер, и снежинки полетели (включается музыка, дети произвольно кружатся).
Ветер утих, и снежинки сели на землю, и стало кругом белым-бело.
4. Упражнение «Снежинка» (развитие речевого дыхания)
Учитель - логопед: Ой, ребята, смотрите, снежинки на моей одежде, на вашей. Сдуй¬те их.
Вдох носом и выдох: долгий; рот трубочкой.
Учитель - логопед: Молодцы! Садитесь на свои места.
5. Работа со стихотворением
Учитель - логопед: Послушайте внимательно стихотворение:
«Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К нам дорожку проведем.
Выйдет воспитатель на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?» (читается 3 раза).
Учитель - логопед: О чем говорится в этом стихотворении?
Дети: о зиме.
Учитель - логопед: Как описывает ав¬тор снег?
Дети: белый, мохнатый.
Учитель - логопед: Что делали дети во дворе?
Дети: расчищали двор от снега и льда лопатой.
Учитель - логопед: Что сказала воспитатель?
Дети: отвечают.
6. Работа по сюжетной картине
Учитель - логопед: Все ребята молодцы! Теперь посмотрите, какую картину нам приготовил снеговик (показываем сюжетную картину).
Учитель - логопед: Какое время года изображено на картинке?
Дети: зима.
Учитель - логопед: Почему вы так решили?
Дети: нарисовано много снега.
Учитель - логопед: Зима на картине какая?
Дети: белая, снежная, холодная, ...
Учитель - логопед: Снег зимой какой?
Дети: белый, пушистый, холодный...
Учитель - логопед: Сугробы зимой какие?
Дети: высокие, большие.
Учитель - логопед: Солнце зимой какое?
Дети: оно уже не такое яркое как, летом, оно уже не греет.
Учитель - логопед: Кого еще изобразил художник на картине?
Дети: детей.
Учитель - логопед : Зима веселое или грустное время года для детей?
Дети: веселое.
Учитель - логопед : Почему?
Дети: можно кататься на санках, коньках, с горки.
Учитель - логопед: Знаете ли вы, что зима может быть грустной? Для кого?
Дети: для птиц.
Учитель - логопед : Почему?
Дети: им нечего есть зимой, мало ягод, листьев.
Учитель - логопед : На дальнем плане изображены дети, чем они заняты?
Дети: ответы детей.
Учитель - логопед : Какие еще зимние развлечения вы знаете?
Дети: ответы детей.
Учитель - логопед: Ребята, попробуем составить небольшой рассказ, используя схему - план (на схеме: снежинка, сугроб, солнце, дети).
Дети: составляют рассказы по очереди.
III Итог
Учитель - логопед : Кто к нам сегодня приходил в гости? О чем мы сегодня говорили? Какая зима бывает? (холодная, снежная….).
Список использованной литературы:
1. Кармаева Э.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2012. - 191с.
2. Козырева О.А. Логопедические технологии.- Ростов н/Д: Феникс,2017.- 192с.
3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 528 с.
Не за горами самое сказочное время года - зима. Во многих уголках земного шара все ее признаки уже налицо, а где-то их никогда не бывает. В любом случае, ваш малыш должен четко знать «прописные» отличительные черты зимы, даже, если в местности, где вы живете, она проходит в несколько ином варианте.
Учим месяцы
Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы выучить с ребенком названия всего трех месяцев, однако, путаются в них даже многие дошколята. Поиграйте с малышом в веселую игру. Вначале несколько раз повторите с ребенком, какие существуют месяцы зимы. Затем называйте подряд месяцы разных времен года, а малышу дайте задание поднять руку, когда он услышит название именно зимнего месяца.
Еще одна игра - «Кривляки». Когда ребенок запомнит все названия, сделайте вид, что вы вдруг потеряли память. Называйте месяцы зимы, только с небольшими неправильностями: не декабрь, а дикубрь, не январь, а янбарь и т.д., а малыш пусть поправляет вас и говорит, как они должны звучать правильно. В зависимости от возраста ребенка можно «шифровать» названия месяцев сильнее, чтобы малышу было интереснее отгадывать. Это веселая игра, она непременно понравится вашему чаду.
Внешние признаки зимы
Если в вашем городе не бывает настоящей зимы, воспользуйтесь всеми доступными средствами для того, чтобы наглядно продемонстрировать малышу, как выглядит зима. Это могут быть как книги, журналы, энциклопедии, так и интернет, телевизор и пр.
Существуют специальные подборки, например, зимних видеоклипов или заставок, есть аудиодиски с зимними песенками для детей и сказками. Не игнорируйте в процессе воспитания ребенка аудиопродукцию - она способна развить его интеллект и воображение гораздо лучше, чем видео. Человек с хорошо развитым воображением может гораздо лучше представить и ощутить холод зимы, послушав ее описание, нежели посмотрев на картинку со снегом.
Обязательно расскажите малышу о том, какая зима в вашей местности: похожа ли она на классическую, или она гораздо суровее, так, что детям не позволяют много резвиться на свежем воздухе, или она совсем бесснежная и теплая. Объясните, почему так происходит.
Легче всего придется тем родителям, которые могут выглядывать с ребенком в окно и наблюдать за падающими хлопьями снега, за свисающими с крыш сосульками, бросать на подоконник зернышки и крошки для замерзших пернатых и рассказывать об изменениях в природе, пришедших с зимой.
Сравнивайте времена года: контраст гораздо ярче сможет дать ребенку увидеть и понять, что такое зима. Покажите малышу на картинке ветку с зелеными листьями, с желтыми листьями и ветку без листьев. Нарисуйте с ребенком летнюю и зимнюю полянку.
Поделки
Займитесь с вашим чадом «зимним» творчеством. Во время рукоделия общайтесь с малышом, рассказывайте и объясняйте ему, что и почему происходит зимой в природе: отчего лужи покрываются льдом, почему птицы улетают на юг и т.д.
Зимняя полянка
Вам понадобится: лист картона, пластилин, ветки, шишки, желуди, манная крупа.
Картон обмажьте коричневым пластилином и прилепите на него деревья и человечков, сделанных из шишек, веток и желудей. Посередине поставьте большую елку, сделанную либо из зеленого пластилина, либо из самой большой шишки. Всю поделку посыпьте манной крупой как снегом. Если ваш пластилин слишком твердый и на него не прилипает манка, воспользуйтесь канцелярским клеем или клеем ПВА: нанесите его на все части поделки, где вы хотите, чтобы лежал снег и посыпьте сверху крупой. Дайте высохнуть поделке и поставьте ее как украшение на Новый год.
Снежинки
Все мы в детстве вырезали снежинки из салфеток и развешивали их на окнах. Сегодня в продаже есть много различных украшений, однако ребенку будет очень интересно сделать снежинки самому и увидеть их на окне в своей комнате.
Вырезайте снежинки не только из салфеток, используйте красивую бумагу для творчества. Воспользуйтесь снегом, инеем, блеском из баллончиков - покройте этими средствами свои изделия.
Снежинки не обязательно прилеплять на стекло. Можно развесить их на ниточках по всей комнате, или украсить одно место, например, люстру, шторы или саму елку.
Рисунки на стекле
На окне или зеркале можно нарисовать настоящий зимний пейзаж. Приобретите специальные краски для рисования по стеклу. Также вам пригодятся искусственные снег и иней в баллончиках.
Вначале нарисуйте задуманное на листе бумаги, или найдите подходящую картинку в книжке, на открытке, с которой вы потом будете срисовывать. Перенесите иллюстрацию простым карандашом на стекло и начинайте разукрашивать. Пусть ваш малыш принимает активное участие в украшении окна или зеркала, даже если он сделает что-то не совсем так, как вам хотелось бы, ведь все эти картинки вы рисуете, прежде всего, для него.
Елочные игрушки
Заранее приготовьте десяток скорлупок от яиц. Для этого, когда будете готовить, не разбивайте яйцо полностью, а проделывайте в нем небольшую дырочку с одного конца и аккуратно выливайте яйцо, оставляя скорлупу почти целой. Вымойте ее изнутри и снаружи и оставьте сушиться.
Эти заготовки могут превратиться в ваших руках во что угодно: в голову Петрушки, в шарики для елки, в снеговиков, цыплят и т.д. Дырочку закрывайте приделанными колпачками, шляпками, и другими украшениями. Также на этом месте приделывайте веревочку, на которой будет висеть поделка.
Используйте для творчества клей ПВА, цветную бумагу, картон, краски, различные баллончики с блестками и т.д.
Игры
Даже обычную кукольную игру можно сделать зимней. Помогите малышу нарядить кукол (человечков из киндер-сюрпризов и т.п.) в шапки и шарфы. Смастерите из настоящего снега или из снега из морозильной камеры ледяную горку, поставьте ее в тарелку с бортиками, чтобы талая вода не растекалась по столу. Покажите малышу, как его игрушки-человечки катаются с горки.
Когда это надевают
Ведущий делает небольшую кучу из одежды для разных сезонов и вытягивает по одной вещи. Ребенок должен посмотреть на вещь и отгадать, когда ее надевают: зимой, летом или весной-осенью. В эту игру можно играть нескольким детям, отгадывая по очереди.
Я знаю
Ведущий говорит первую фразу, которую должны продолжить участники. Например: «Я знаю три зимних месяца…» продолжение должны произнести игроки. Далее ведущий говорит: «Я знаю пять признаков зимы…», «Я знаю пять видов зимней одежды», «Я знаю четыре зимних развлечения» и т.д. Сбившийся игрок уступает очередь следующему.
Снежки
Даже, если у вас за окном нет снега, не печальтесь. Сшейте из белой ткани десять-двадцать небольших шариков, наполнив их синтепоном или ватой. Включите веселую детскую музыку и под нее начинайте играть в «Домашние снежки».
Если ребенок постарше - можно играть с условиями. Проведите посередине комнаты, где вы будете обкидываться снежками, линию (можно положить веревку и т.п.), разделив помещение на две равные части. Когда начинается музыка, начинайте обкидываться. Задача игроков, чтобы на их стороне осталось как можно меньше «снежков» на момент окончания песни. Когда музыка перестает звучать, идет подсчет снежков и определение победителя. В эту игру можно играть и командами, тогда лучше сделать большее количество снежков.
Викторина
С ребятишками от четырех-пяти лет можно поиграть в зимнюю викторину. Заранее подготовьте вопросы и по очереди задавайте их игрокам. Вопросы могут звучать так:
1. Что появится в стакане с водой, если его вынести на мороз? (Лед)
2. Во что зимой превращается дождь? (В снег)
3. Как можно перенести воду без посуды? (Заморозить ее)
4. Какие вы знаете зимние развлечения? (Каток, снежная горка, снежки, лыжи)
5. Длинное, прозрачное, холодное свисает с крыши. Что это? (Сосулька)
6. Что будет со снегом, если его принести домой? (Растает)
7. Встречаются ли две одинаковые снежинки? (Нет)
8. Когда длиннее день: зимой или летом? (Летом)
9. Когда длиннее ночь: зимой или летом? (Зимой)
10. Какое животное зимой спит? (Медведь)
Если даже малыши не смогут ответить на какой-то вопрос, для них будет познавательным услышать ваш ответ и объяснение: почему это так, а не иначе.
Загадки
Пусть ребятишки поищут ответ на зимние загадки:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
В них упрячешь две ноги -
И в мороз гулять беги. (Валенки)
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Он помогает нам всегда,
Когда приходят холода. (Шарф)
Пушистый сугроб,
Тело облепил,
От мороза укрыл. (Шуба)
Рисует художник пейзаж на стекле,
но эта картина погибнет в тепле. (Мороз)
Две полоски на снегу
Оставляют на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной. (Лыжи)
Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? (Коньки)
Он всю зиму долго спал,
Лапу правую сосал,
А проснулся - стал реветь.
Этот зверь лесной - … (Медведь)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,
И на санках прокатила. (Зима)
Пухом землю замело,
За окном белым-бело.
Эти белые пушинки
Не годятся для перинки. (Снег)
Использование разнообразного материала и всевозможных форм позволит вам наиболее доступно и интересно донести до сознания ребенка, что такое зима, чем она отличается от других времен года и почему зимой происходят те или иные метаморфозы в природе. Смена рода деятельности (загадки, поделки, игры и т.д.) не даст ребенку заскучать и устать, а совместное времяпровождение сблизит вас с вашим малышом.