Соколов микитов журавли. Комплексная работа "улетают журавли"
Васильева Наталья Юрьевна
Должность:
учитель-дефектолог
Учебное заведение:
ОГКУСО ""Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово"
Населённый пункт:
Иркутская обл., г.Черемхово.
Наименование материала:
Конспект занятия
Тема:
Беседа о перелётных и зимующих птицах. Чтение рассказа "Улетают журавли" И. Соколов - Микитов.
Дата публикации:
03.11.2016
Раздел:
дошкольное образование
Тема «Птицы».
Беседа о перелётных и зимующих птицах. Чтение рассказа
«Улетают журавли» И. Соколов - Микитов.
Цель:
1.
Расширять и уточнять знания детей о перелётных, зимующих птицах.
Закрепить знания об отличительных особенностях птиц.
2.
Дать представление о том, что дикие птицы живут на воле: в лесу, в поле;
заботятся о своих птенцах.
3.
Активизация словаря: перелётные, зимующие, косяки.
4.
Учить употреблять в речи категории предложного падежа с предлогом
«на».
5.
Корригировать зрительное восприятие, пространственное восприятие,
мелкую моторику.
6.Развивать умение дифференцировать осязательные, вкусовые ощущения.
7.Развивать у детей умение выражать своё эмоциональное состояние.
Оборудование: силуэты птиц, предметные картинки с изображением пере-
лётных и зимующих птиц, продукты, кассета с записью
весёлой музыки.
Ход занятия.
Водная часть.
Пальчиковая гимнастика «Птички в гнёздышках» с элементами массажа.
Дети изображают птенчиков в гнёздышке, сидя на пятках на полу.
Проснувшись, «птенчики» чистят перышки (мягкие пощипывающие
движения пальцами по одной и другой руке до плеча, поглаживание рук),
приглаживают перышки (поглаживание головы от темени по затылку, к
плечам), гладят лапки (кисти рук) и учатся летать, подпрыгивая в
гнёздышке (стоя, согнув ноги в коленях, наклонив корпус, руки назад,
потряхивание кистями рук).
1. Д/игра «Узнай по силуэту».
-
Кто это?
-
Какие птицы?
-
Почему их называют дикими?
-
Где они живут?
-
Чем питаются?
-
Как заботятся о своих птенцах?
2. Д/игра «Кто прилетел к нам на кормушку»?
(Подобрать птиц, которые прилетят к нам на кормушку).
- Какие это птицы? (Зимующие).
3. Д/упражнение «Где сидит птица»?
В верхнем ряду карточки: ворона, воробей, сова, дятел, синица.
В нижнем ряду карточки с изображением ветки, забора, дерева, куста, травы.
Детям предлагается составить предложения. Ворона сидит на заборе. Сова
сидит на ветке. Дятел сидит на дереве.
4.
Д/упражнение «Исправь ошибку».
-
У вороны впереди хвост.
-
У воробья сзади хвост и т.д.
5.Чтение рассказа.
Словарная работа: перелётные, зимующие, косяки.
Беседа по содержанию:
-
Куда и когда улетают журавли?
-
Когда журавли прилетают обратно?
-
Где летят журавли?
-
Каких вы знаете перелётных птиц.
Подобрать и рассмотреть предметные картинки с изображением
перелётных птиц.
6.Д/упражнение «Накормим птичку».
Птицы дружные, заботятся друг о друге. Вы птицы и будите кормить
друг друга.
Дети становятся нарами; каждой паре детей дают блюдце с набором из трёх
продуктов и завязывают глаза. Один кормит другого, беря на ощупь
продукты. Другой угадывает, чем его накормили.
7.Беседа об ощущениях и чувствах, которые дети получили в играх.
«Воздушный бал». Поём песенку про птичек, танцуем под спокойную
музыку.
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Пересказ рассказа И. С. Соколова-Микитова «Улетают журавли»
Цели:
1. коррекционно-образовательная: обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов;
2. коррекционно-развивающие:
· закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелетные», «зимующие»;
· закреплять умение синтаксически верно строить предложения;
· упражнять детей в образовании сложных прилагательных;
3. коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.
Оборудование : текст рассказа И. С. Соколова-Микитова «Улетают журавли», опорные сигналы (подбирает логопед).
Предварительная работа : чтение художественных текстов Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Игры: «Узнай по описанию», «Кто как кричит».
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Образуй слово»
У утки короткий хвост - значит, это короткохвостая утка.
У грача острый клюв - значит, это остроклювый грач.
У гуся красные лапы - значит, это краснолапый гусь.
У цапли длинные лапы - ...
У грача черные крылья - ...
У аиста тонкая шея - ...
2. Объявление темы.
Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Ответы детей.) А как - те, которые остаются на зиму?
Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов-Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».
3. Чтение рассказа с последующим обсуждением (СНОСКА: Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 111)).
Куда собрались улететь журавли?
В какое время года птицы улетают в теплые края?
Как собираются журавли для полета?
Как сказать по-другому: «косяк»? ... («журавлиный ключ»)
Над чем пролетали журавли?
Где останавливались на отдых?
Какой был лес? (Мрачный, темный.)
Когда журавли продолжили свой путь?
Что изменится в лесу, когда взойдет солнце?
Когда можно ждать журавлей обратно?
4. Физкультминутка. «Кукушка».
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Итог занятия.
Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?
Полёт каких птиц был описан в рассказе?
Как выстраиваются журавли для полета?
Литература:
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 128 с. -(Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин
Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине
Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине...
Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему...
В далеком детстве с особенной радостью встречали мы весною журавлей, возвращавшихся на свою родину. Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба, мы оставляли наши игры и, подняв головы, глядели в голубую небесную высь.
Журавли! Журавли! - громко кричали мы, радуясь прилету весенних гостей.
Журавли летели стройными косяками. Они возвращались из далеких теплых стран. Покружив над болотом или над берегом реки, они иногда садились, чтобы отдохнуть и подкрепить свои силы после далекого пути.
Во время прилета журавлей уже оживала, теплым дыханием дышала земля. На полях, поднимаясь в небо, трепеща крылышками, заливались песнями жаворонки, цвела черемуха, над золотыми пуховками ивы гудели пчелы. Журавли летели на север к знакомым родным болотам, где каждый год они выводили и выращивали своих долгоногих птенцов.
Уже поздней осенью, когда с деревьев опадал золотой и багряный лист, журавли возвращались на юг. Они летели такими же стройными косяками, и нам казались печальными прощальные их голоса.
Прощайте!.. Прощайте!.. - кричали нам с неба улетавшие журавли.
Некогда мне довелось близко наблюдать журавлей. Я охотился на глухарином току возле большого зыбкого, почти непроходимого болота. Ночуя в лесу, много раз на рассвете я слышал, как водят хороводы, громко кричат на болоте журавли. Пробравшись к болоту, спрятавшись в густых кустах, я наблюдал в бинокль за журавлями. Собравшись в широкий круг, размахивая сильными крыльями, журавли трубили и плясали. Это был весенний свадебный журавлиный праздник. Я не тревожил журавлей, готовивших свои семейные гнезда. В летние и осенние ясные дни в поисках корма журавли вылетали с болота на соседние крестьянские поля, бродили по ним вместе с деревенским стадом.
Пойманного молодого журавля очень легко приручить. Ручные журавли ходят вместе с курами и другими домашними птицами. В прежние времена таких ручных журавлей нередко держали для охраны домашних молодых птиц. Зоркий наблюдательный журавль не позволял крылатому хищнику - ястребу или вороне - убить или похитить цыпленка. Ступая на длинных своих ногах, одним глазом все время поглядывал ручной журавль в небо и, если показывалась хищная птица, издавал тревожный крик, который куры, индюшки, цыплята хорошо понимали.
Путешествуя некогда по Северу нашей страны, на лесном аэродроме, где стояли небольшие самолеты, я увидел ручного журавля. Он безбоязненно ходил по аэродрому, как бы следя за общим порядком. Иногда он улетал в лес на болото и скоро возвращался. Об этом ручном журавле мне уже приходилось однажды писать. Знакомые летчики рассказали мне, что в осенние дни, когда над аэродромом пролетали косяки журавлей, их любимец-журавль беспокоился, издавал призывный крик. Журавлиные стаи кружили над аэродромом, и однажды ручной журавль не выдержал - поднялся в небо, улетел на юг вместе с земляками.
Совершая воздушное путешествие над тайгой, я слышал от летчиков много интересных рассказов о лесных и охотничьих приключениях. Летчики рассказывали, как доводилось им наблюдать зверей в тайге. На лесном аэродроме мне показали маленького медвежонка. Доставленный из тайги на самолете, лохматый авиатор чувствовал себя с людьми прекрасно. Он жил в клетке, устроенной на аэродроме. Иногда мишку выпускали гулять, и, смешно переваливаясь, как бы выполняя роль строгой охраны, он гонялся за козами, забиравшимися в запрещенную для посторонних посетителей зону… Кроме авиатора-мишки жила в штате лесного отряда, пользуясь общим дружеским расположением, маленькая белочка Дуся, пойманная летчиками в реке (белки во время своих кочевок нередко переплывают широкие реки). Но самой большой любовью и почтением пользовался в авиационном отряде ручной журавль Василий Иванович. Важно, точно распорядитель-диспетчер, ходил он по аэродрому. Казалось, он наблюдал за общим порядком, и можно было подумать, что без Василия Ивановича не может отправиться ни один самолет. Денно и нощно присутствовал он на аэродроме, и странно было видеть ночью в свете фар въезжавшей на аэродром машины стоявшую на одной ноге его высокую, сторожевую фигуру.
Живя с летчиками в лесном отряде, наблюдая и знакомясь с жизнью людей, запомнил я рассказ о Василии Ивановиче.
Однажды летчику Ермакову пришлось лететь над лесами. Над тайгой мотор закапризничал, летчику пришлось спускаться на лес. Садиться в сплошном лесу особенно трудно и опасно. С высоты летчик разглядел внизу большое открытое болото и стал планировать. С остановившимся мотором он скользил по воздуху все ниже и ниже…
В болоте ему удалось благополучно сесть между деревьями, не повредив машины. При посадке самолет зарылся в болото и «скапотировал» - перевернулся вверх колесами. Летчик благополучно выбрался из перевернувшейся машины и огляделся.
Болото было большое, чистое - на много десятков километров. На карте летчик определил место и, отправив за помощью бортмеханика, решил терпеливо дожидаться людей, не покидая своей машины. «Наверное, меня скоро хватятся и начнут искать», - думал он, приготовляясь к ночлегу.
К своей неудаче летчик отнесся спокойно. Он хорошо знал, что товарищи его не оставят и непременно скоро разыщут. Провизии с ним было немного, но у летчика было с собой охотничье ружье и патроны. Он не боялся погибнуть.
На болоте летчику пришлось прожить больше недели. Каждый день он ходил на охоту, а ночью спал на крыле самолета.
Бродя по болоту, он однажды поймал журавленка. Это был длинноногий, уже оперившийся птенец, не умевший хорошо летать.
Пойманного журавленка летчик привязал за ногу к опрокинутому самолету.
«Я не знал, чем питаются журавли, и стал приносить из болота лягушек, собирал ягоды» - так рассказывал потом о своих заботах летчик.
Больше недели летчик и журавль жили одни в лесу. А через несколько дней летчика нашли. Прилетевший самолет сбросил ему записку, пакет с продовольствием и ружейными патронами. Скоро к самолету вместе с бортмехаником пришли люди.
Работы было много. Нужно было расчистить в болоте место для взлета, сделать настил из бревен, чтобы не завязла машина. Когда все было готово, летчик посадил в кабину своего журавленка, дал газ и благополучно взлетел.
С ближайшего пункта, где ему пришлось заправлять бензином машину, он послал в свой отряд такую телеграмму:
«Все благополучно, вылетаю журавлем. Встречайте».
Непонятная телеграмма наделала много хлопот в штабе лесного авиационного отряда. Там никто не знал Журавлева (на телеграфе переделали слово «журавлем» в «Журавлева»). «Наверное, это приехало наше новое начальство, - сказал начальник штаба. - Нам нужно его встретить».
Самолет летчика Ермакова на аэродроме встречали по форме. Едва показалась в небе машина, на аэродром вышел дежурный начальник. Почтительно подбежал он к приземлившейся у старта, еще катившейся по земле машине. Из кабины виднелось знакомое лицо Ермакова. Пассажиров в самолете не было видно. Закинув на лоб очки, Ермаков приветливо улыбался.
Здравствуйте, товарищи! - сказал он, останавливая мотор.
Держа под козырек, дежурный начальник осторожно спросил:
А где же товарищ Журавлев?
Журавлев?.. Товарищ Журавлев со мной, в кабине.
Дежурный осведомился тревожно:
Может быть, товарищу Журавлеву дурно?
Быть может…
Лицо летчика сияло. Обеспокоенный дежурный заботливо заглянул в кабину. Там, на сиденье наблюдателя, прихлестнутый поясным ремнем, спокойно сидел… журавль. Увидев нежданного гостя, дежурный рассмеялся:
Так вот ты какого нам Журавлева доставил! А мы тут головы ломали - думали, новое наше начальство летит.
Прибывшего журавля поселили на аэродроме. Скоро он привык к людям и, важно выступая, ходил возле поднимавшихся и садившихся крылатых машин. На аэродроме новый гость чувствовал себя как дома.
Новая жизнь очень понравилась журавлю. Он стал брать из рук угощение и совсем перестал бояться людей. Днем и ночью он был с людьми, работавшими на аэродроме.
Осенью, в положенный срок, журавль начал учиться летать. Вытянув шею, он брал разбег против ветра и, как разбежавшийся самолет, отделялся от земли. Сделав круг над аэродромом, журавль благополучно и аккуратно приземлялся.
Следя за его полетом, летчики с уважением говорили:
Здорово летает наш Василий Иванович!
Однажды, особенно увлекшись, Василий Иванович улетел на соседнее болото и пробыл там почти весь день.
Под вечер, когда в отряде начинались учебные полеты, он услыхал звук запускаемых моторов и тотчас вернулся.
С тех пор он часто улетал на болото, но каждый раз возвращался на звук мотора. Присутствовать на аэродроме при вылете самолета он как бы считал своей служебной обязанностью.
Поздней осенью, когда потянули на юг журавли, Василий Иванович, говорят, порядочно заскучал. Курлыкавшим в небе крылатым землякам он отвечал своим журавлиным приветствием и, подняв крылья, тревожно носился по аэродрому.
- Жизнь и смерть Веры Хоружей
- Акт инвентаризации наличных денежных средств и его заполнение Инвентаризация банка бланк инв 15 образец заполнения
- Понятие высказывания. Виды высказываний. Высказывание (логика) Можно ли что-то изменять в цитируемом отрывке
- Что такое мировоззрение человека - его формы, виды и принципы формирования Мировоззрение в вк что написать