Кому из богатырей принадлежит меч. Древнерусские воины: одежда, вооружение и снаряжение
1.Объясни, как ты понимаешь название рассказа.
2.Кому из героев рассказа принадлежит следующее высказывание?
"Спокойствие,спокойствие,товарищ полковник,мы же не в Филях,верно?"
Варианты ответа:а)Глебу Капустину; б)Константину Ивановичу; в)Агафье Журавлевой.
3.Объясни что означают выделенные строки слова и выражения.
Вы же, когда сдавали кандидатский минимум, вы же не "катили бочку
" на профессора. И "одеяло на себя не тянули
"
4. Что тебе показалось смешным в этом рассказе?
1. Вспомните и запишите пословицы и поговорки о книге.
2.Что означает слово фольклор в переводе с английского языка?
3.Определите, к какому жанру фольклора принадлежит каждый из текстов:
а) Спи, усни.
Бай, бай, бай!
Угомон тебя возьми…
Спи, посыпай.
Боронить поспевай…
б) Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи…
в) Сшит колпак,
Да не по-колпаковски.
г) Скачет галка по ельничку,
Бьёт хвостом по березничку.
Наехали на галку разбойнички,
Сняли они с галки синь кафтан.
Не в чем галочке по городу гулять.
Плачет галка, да негде взять…
д) Лёгок на помине.
е) Один в поле не воин.
4. Из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы?
а) «В сердце льстец всегда отыщет уголок».
б) «А ларчик просто открывался».
в) «У сильного всегда бессильный виноват».
г) «Ты всё пела? Это дело.
Так поди же попляши!»
д) «Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на слона!»
е) «А Васька слушает да ест».
5. Из какого произведения эти строки?
а) «Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…»
б) «Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет».
в) «Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла…»
г) «Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы».
д) «Сват приехал, царь дал слово,
И приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов…»
6.Вот рукопись из бутылки, выловленной в море. Можете ли вы восстановить название рукописи, которая частично оказалась поврежденной?
«С_ _ _к_ _ _а_е _а_ _а_е, о _ы_е _ _о с_а_н_ _ и _ог_ч_ _ б_ _а_ _р_ к_ _з_ _в_ _ _н_ С_ _ _ а_ _ в_ _ _ и о _ _ ек_ _ с_о_ _а_ _в_ _ _е_ _д_».
7.Кому из литературных или сказочных героев принадлежат следующие предметы или свойства? Назовите героя, произведение и автора.
Говорящее чудесное зеркало
Только серая дырявая свитка
Горошина
Белый мраморный мальчик
Острый сверкающий нож и меховая муфточка
8. Перед вами стихотворение русского поэта XX века Марины Ивановны Цветаевой. Попробуйте объяснить, что испытывает автор этих строчек? Почему детство называется раем, «золотыми временами»? Какую роль в этом играют книги? Почему литературные герои названы друзьями, «золотыми именами»? Из каких произведений эти герои и кто их автор?
Книги в красном переплёте
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлёте,
Неизменившие друзья
В потёртом, красном переплёте.
Чуть лёгкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам бывало.
- «Уж поздно!» - «Мама, десять строк!»…
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет… В воздухе свежо…
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…
Кладбище… Вещий крик совы…
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приёмыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком – корона…
Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушёл во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы…
- О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
1908-1910
9. Сколько «Кавказских пленников» в русской литературе? Назовите авторов, так озаглавивших свои произведения.
10. Давайте поиграем в буриме – напишем стихотворение, используя заданные рифмы. Сразу признаемся, что эти рифмы взяты из стихотворения русского поэта М. Ю. Лермонтова.
безумный – шумный
гранит – покрыт
родится – промчится
герой - покой
2ВАРИАНТ
1. Откуда приехали сыновья Тараса Бульбы?
А) из Киева Б) из Москвы В) из Харькова
2. Какие поступки по законам Запорожской Сечи заслуживали наказания?
А) воровство Б) обман в картах В) пьянство
3. О чём идёт речь? «Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой».
А) жизнь в Сечи Б) учёба в бурсе В) осада Дубны
4. Что взял с собой в Дубну Андрий?
А) оружие Б) пленных В) хлеб
5. О ком из персонажей повести идёт речь в данном отрывке?
А "он также кипел жаждою подвига,но вместе с нею душа его была доступна и другим... он был очень хорош собою"
Б« О! да этот будет со временем добрый полковник!...ей-ей, будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнёт!»
6. Дополните фразу.
А «Стой и не шевелись! Я тебя ……., я тебя и убью!- сказал Тарас…»
" Бывали и в других землях..., но таких, как и в Русской земле,не было..."
7. Какова судьба Тараса Бульбы?
А) был казнён В) возглавил Запорожскую Сечь Б) ушёл за Днестр
8. Кому принадлежат следующие слова?
А) «Не смейся, не смейся, батьку! ..хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!... За обиду не посмотрю и не уважу никого».
Б) " Пусть же знают они все, что такое значит в Рсской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать,- так никому ж из них не доведется тк умирать..."
1) житие; 2) воинская повесть; 3) слово; 4) летопись?
2. Какой принцип является «лишним» для классицизма:
1) единство места; 2) единство времени; 3)единство действия; 4) единство языка?
4. Строка «Открылась бездна, звезд полна...» принадлежит:
1) Фонвизину; 2) Тредиаковскому; 3) Сумарокову; 4) Ломоносову?
5. Соотнесите произведения и литературные направления:
А) «Бедная Лиза»; б) «Фелица»; в) «Ася»; т) «Светлана».
6. В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идилли ческая жизнь на лоне природы:
7. В какое произведение включено «Слово о Ломоносове»:
1) «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева; 2) «Памятник» ГР. Державина; 3) «История государства Российского» Н.М. Карамзина; 4) «Капитанская дочка» А.С. Пушкина?
8. Какая характеристика не относится к романтизму:
Деление жанров на высокие и низкие;
противоречие между идеалом и действительностью;
стремление к свободе;
конфликт между личностью и обществом?
9. Жанром какого литературного направления является элегия:
10.Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит фраза: «Упал он больно - встал здорово»:
1) Лизе; 2) Чацкому; 3) Фамусову; 4) Софье?
11. Кто написал, что в комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова «25глупцов на одного здраво
мыслящего человека и этот человек, разумеется, в противоречии с обществам, его
Окружающим»:
1) ИА. Гончаров; 2) А.С. Грибоедов; 3) А.С. Пушкин; 4) В.Г. Белинский.
1) Г.Р. Державина; 2) Н.М. Карамзина; 3) В.А. Жуковского; 4) А.Н. Радищева?
13.Из какой страны вернулся в свое имение герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Владимир Ленский:
1) Германия; 2) Италия; 3} Англия; 4) Франция?
Каким стихотворным размером написан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
1) анапест; 2) хорей; 3) дактиль; 4) ямб?
Как называлось имение, в котором провел свое детство М.Ю.Лермонтов?
1) Лермонтове; 2) Тарханы; 3) Болдино; 4) Стрешнево?
16. Какая повесть из составляющих роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
является последней в хронологическом отношении:
1) «Бэла»; 2) «Максим Максимыч»; 3)«Фаталист»; 4) «Княжна Мери»?
17. Какой эпиграф взят Н.В. Гоголем для комедии «Ревизор»:
1) «О rus... О Русь!»;
«Береги платье снову, а честь смолоду*»
«На зеркало неча пенять, коли рожа крив»;
«И дым отечества нам сладок и приятен»?
18. Какое произведение не входит в петербургские повести Н.В. Гоголя:
1) «Портрет»; 2) «Женитьба»; 3) «Шинель»; 4),«Коляска»?
19. Соотнесите названия произведений и их авторов:
«Умом Россию не понять...»;
«Поэт и гражданин»;
«Нет, я не Байрон...»;
«Я пришел к тебе с приветом...»;
а) М.Ю. Лермонтов; б) Ф.И. Тютчев; в) Н.А. Некрасов; г) А.А. Фет.
Как звали героиню повести И.С. Тургенева «Первая любовь»:
1) Анастасия; 2) Зинаида; 3) Елена; 4) Татьяна?
Какого писателя называли «Колумбом Замоскворечья»:
1) А.П. Чехова; 2) Н.В. Гоголя;
3) А.Н. Островского; 4) И.С. Тургенева?
22. Как определил ФА/. Достоевский жанр «Белых ночей»:
Какое произведение является «лишним» для «маленькой трилогии» А. П. Чехова:
1) «Крыжовник»; 2) «Ионыч»; 3) «О любви»; 4) «Человек в футляре»?
Штаны древнерусского воина, которые надевались на поле боя назывались портки и защищали кожу от жестких доспехов. Сейчас это слово устарело. На ноги надевались сапоги, сшитые из цельного куска кожи. Бывало, что ноги заматывались лоскутами ткани, а в качестве подошвы к ним пришивался кусок кожи. На самом деле, очень мал был выбор того, что носил древнерусский воин.
Шлем .
Шлем изготавливали из металлических пластин, он имел конусообразную форму. Благодаря такой форме, голова была максимально защищена от ударов меча, он просто с нее соскальзывал. Внутри шлем обивался кожей, что смягчало удар.
Кольчуга.
Весила кольчуга около 10 килограмм и состояла из плотно прилегающих друг к другу металлических колец. Изготовление кольчуги - очень сложный, тонкий и долгий процесс. Так же использовались кожаные рубахи, на которые нашивались пластины из металла, называлась такая защита «куяк».
Щиты изготавливались из дерева и были очень легкими. С таким щитом можно было легко двигаться в процессе битвы, но это снижало степень защиты, так как дерево далеко не самый прочный материал.
Булава выглядит как деревянная дубина, от конца которой отходит цепочка, а на цепочке находится металлический шар с шипами. Так же для боя с близкого расстояния служила палица . Это, изготовленная из дерева, большая дубина, конец которой оборачивался пластиной из метала, для усиления эффекта туда добавлялись шипы или гвозди.
Копье , оно делалось из дерева с железным, острозаточенным наконечником.
Меч являлся главным оружием богатыря. Это колющее и рубящее оружие в виде острого прямого клинка с рукояткой.
Самое известное оружие это конечно лук и стрелы . Лук изготавливали из рогов животных или дерева. Чаще всего для этого использовалась береза. Стрелы были деревянные, с наконечниками из металла. Хранили их в кожаном колчане, который вешался за спину.
Предлагаю совершить экскурс в историю русского средневекового оборонительного и наступательного вооружения на примере произведений классической русской живописи. Напомню, что к концу XIX столетия русское историческое оружиеведение находилось еще в стадии своего становления. Малочисленность археологических находок побуждала исследователей использовать в качестве источником богатые материалы собраний Оружейной палаты, Императорского Эрмитажа и частных собраний. Как правило, все экспонаты этих собраний, которые с полной уверенностью могли быть отнесены к Древней Руси, были довольно позднего происхождения, не древнее эпохи Ивана III (1462-1505). Своеобразной «энциклопедией» считался труд А.В. Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск» , составленный в сер. XIX в.
В 1898 г. известным русским меценатом П.М. Третьяковым приобретено было для его галереи монументальное полотно В.М. Васнецова «Богатыри» (1881-1898):
Предполагалось, что в образах древнерусских «храбров», как называли до XV в. на Руси богатырей, живописец отразил воинский дух русского народа. Фигуры трех защитников Руси - Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича - мастер создавал с натурщиков, облаченных в настоящую одежду древнерусских воинов, взятую напрокат из запасников Исторического музея и Оружейной палаты. В картине продумано буквально всё, от возраста и старшинства воинов, до масти их коней. Но больше всего удивляет, до какой степени Васнецов проработал вооружение былинных защитников Руси.
Итак, слева-направо на полотне изображены: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович.
Добрыня Никитич
В образе былинного Добрыни Никитича слились: летописный Добрыня X в., воевода князя Владимира и его дядя (брат ключницы Святослава Малуши) и «храбр» Тимоня Золотой Пояс , погибший в битве с монголами на реке Калке в 1223 г.
[b]Реконструкция доспехов русских воинов. Слева направо: XIII в., вторая пол. XIV в., конец XV-начало XVI в. В центре - воин в ламеллярном доспехе, т.н. «дощатой броне», одевавшейся поверх кольчуги.
В образе картинного Добрыни - в осанке, и в украшенном каменьями мече, в расшитом кафтане и сапогах и в ухоженном белом коне - чувствуется княжеская стать. Но при этом в его вооружении слились воедино реалии различных эпох и народов: меч каролингского типа эпохи Киевской Руси, шлем-колпак «византийского» типа, распространившийся в России XIII в., а также надежный ламеллярный доспех из крупных металлических пластин. Атрибутировать такой доспех можно как «дощатую бронь» , одетую поверх кольчуги, или же калантарь - кольчато-пластинчатый доспех, не имевший рукавов и состоявший из двух половин, застёгивавшихся на плечах и с боков, изготовлявшийся из металлических «досок» - пластин, соединённых кольцами. Круглый красный щит с небольшим плоским умбоном и многочисленными заклепками современной археологии вовсе неизвестен и потому вызывает некоторые сомнения. Образ Добрыни Никитича - соединение портретных образов В.Д. Поленова и отца художника, священника Михаила Васнецова.
Шлем-колпак «византийского» типа из Оружейной палаты. Предположительно XII-XIII вв.
Меч-каролинг с рукоятью типа Е по классификации А.Н. Кирпичникова. X в. Современная реплика
Каролингские мечи X в. типа Е: № 3 - из Усть-Рыбежны, № 5 - из Гнездово, № 9 - из Заозерья
Илья Муромец
Илья Муромец - мужик из народа , из простой крестьянской семьи. Под стать ему и его конь. Образ Ильи создавался в усадьбе Мамонтова, и для него В.М. Васнецову позировал грузный владимирский крестьянин Иван Петров. На Илье простая кольчуга XIII-XIV вв. и классический русский шлем-шишак конца XV-начала XVI в. Наступательное вооружение Ильи также подчеркнуто «народное». Копьё с ромбовидным бронебойным наконечником, характерным для раннего средневековья, и булава для ближнего боя, форма которой характерна, для кочевников Азии, или воинов Османской империи XV-XVII вв. Характерно полное отсутствие у «старого казака» Ильи меча, весьма дорогого и элитного предмета вооружения. У Ильи отсутствуют также наручи, которые носят Добрыня и Алеша, он носит простые кожаные сапоги и рукавицы.
Шишаки 1500 г., найденные при раскопках Арсенальной башни Московского Кремля в 1975 г.
Наконечник копья ромбовидный трубчатого типа (№ 4). Сарское городище. IX-X вв.
Железные булавы. Турция (?). XVI в.
Исторический Илья Муромец по прозвищу Илья Чоботок жил во второй пол. XII в., в конце жизни постригся в Киево-Печерской лавре и, согласно предположению украинского исследователя Сергея Хведчени, погиб в 1203 г. при разорении Киева и лавры войсками князя Рюрика Ростиславича (на его мумии имеются следы рубленых сабельных ударов):
Алеша Попович
Прототипом Алёши Поповича считается суздальский боярин Александр (Олеша) Попович . Согласно летописям, этот знаменитый «храбр», служивший сначала князю Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу, также погиб в битве при Калке в 1223 г.
На Алёше мы видим доспех из крупных металлических пластин с кольчужными рукавами и подолом, который можно определить как юшман .
Юшман XV-XVI вв.
Русские бехтерец, калантарь и юшманы XVI-XVII вв. из альбома А.В. Висковатова
На голове Алеши - примерно такой же по форме шлем-шишак, что носит Илья Муромец, однако явно более позднего времени. При работе над образом Алеши В.М. Васнецов скорее всего пользовался сохранившимися экземплярами русских шишаков XVII в., изготовленных в странах Востока, Турции или Иране, вроде вот этого:
Шишак боярина Ф.И. Мстиславского. XVII в.
Современные реконструкции русских шишаков XIV-XV в.
В руках Алеши - композитный лук «степного» типа, имеющий нереально малые размеры . Дополняет вооружение Алеши меч , рукоять которого выглядывает справа.
Русский лук и стрелы «степного» типа XV-XVI вв.
В оружии и доспехах Алёши Поповича, как и в чертах его лица угадывается нечто тюркское, татарское . Многие посетители музея отмечают удивительную схожесть лица этого богатыря с лицами жителей республик Средней Азии , особенно Таджикистана, Узбекистана. Возможно, этот авторский замысел В.М. Васнецова каким-то образом указывал на умение брать хитростью - качество, которое, помимо храбрости и отваги, некоторые летописи приписывают Алёше. Однако из источников известно, что для Алеши Поповича художнику позировал в Абрамцеве рано умерший младший сын Саввы Мамонтова Андрей (1869-1891), талантливый художник.
Прототипы богатырей жили примерно в одну историческую эпоху - вторая пол. XII - первая четверть XIII в., и в реальности вполне могли бы встречаться. Однако это вызывает некоторые сомнения, ведь самый старший из них - Илья - погиб еще в 1203 г., а схиму принял значительно раньше. Между тем, средняя продолжительность жизни в эпоху феодальной раздробленности составляла 30-35 лет.
Создавая свою картину, художник пользовался только теми источниками, которые имелись в его распоряжении, а именно музейными экспонатами или их изображениями. Поэтому доспехи и оружие выведенных им на картине богатырей относятся в основном к позднему средневековью, и только отдельные элементы (мечи Добрыни и Алеши, шлем Добрыни) могут принадлежать более раннему времени.
Русский богатырь, как известно, вел ближний бой. Один на один, или один на всех. Что помогало богатырю одерживать ультимативную победу над противником? Контактное оружие.
Меч
Меч – не просто русское оружие, а символ военной власти. Мечом клялись в споре, с ним разговаривали, ему давали имя, это имя выписывалось древними мастерами в верхней трети клинка.
Меч изготавливали из нового для человечества материала – металла. Его было не просто достать, недопустимо забыть и позорно потерять. Он был эксклюзивом у хозяина, и ещё не понятно, кто кем на самом деле владел.
Меч покупали за равное его весу количество золота. Чтобы избежать неудачной покупки, меч испытывали, перво-наперво, по звону: чем дольше, выше и чище звон клинка, тем лучше металл. Также он должен был с легкостью и не тупясь, перерубить толстый гвоздь и разрезать брошенную на клинок ткань.
Боевой топор
Топор также служил богатырям верою и правдою с незапамятных времен, но пешим. Был незаменимым инструментом при монтаже военных механических устройств, фортификационных заграждений и для расчистки дороги в лесу. Топор в хороших руках мог запросто расколоть щит или порвать кольчугу.
Характерная черта русского топора – загадочная дырочка на лезвии. Ученые выдвигал разные гипотезы – от того, что это – клеймо мастера до того, что туда вставлялся стержень, чтобы топор не глубоко застревал при ударе. На самом деле, все оказалось гораздо проще: за эту дырочку пристегивался кожаный чехол для безопасности транспортировки, а также за нее вешали топор к седлу или на стену.
Сабля
Принципиальное различие меча и сабли в том, что меч – оружие рубящее, тогда как сабля – режущее.
Славяне стали использовать саблю на пограничных с кочевниками территориях, : так как им надо было противостоять легким всадникам, и для конных воинов она была очень удобна. Считается, что славяне, переняв саблю у степняков, продвинули ее распространение дальше – в западную Европу.
Нож
Боевым считается любой нож, превышающий в длину 20 см. Нож метали в противника, причем славянские воины отличались в этом деле очень большой меткостью.
Также был довольно жесткий обычай, действовавший в глухих северных деревнях вплоть до XIX века. Деревенские парни, вооруженные ножами, собирались ночью в избе, где тушили весь свет и устраивали поножовщину «все против всех», причем били в полную силу. Удивительно при этом то, что пострадавших почти не было, не считая мелких порезов и ссадин. Ученые в этом улавливают отголосок древней дисциплины тренировки молодых воинов: герой должен не только видеть, но и чувствовать идущий на него удар, уметь без помощи глаз его парировать и правильно нанести ответный удар.
Копьё
В летописях практически как синоним боя встречается выражение «изломить копье». Задумайтесь, какой силы были удары русских богатырей, ломавших о противников древки копий толщиной в 3 см и длиной около 2 метров.
Древко делалось из березы, дуба, ясеня, клена, часто оковывалось металлом, чтобы враг не перерубил его. Сверху на него насаживали наконечник со втулкой (куда и вставлялось древко). Наконечники достигали в длину полуметра. Были случаи использования целых «мечей» на палке, которыми можно было не только колоть, но и неплохо рубить.
Конные богатыри пользовались копьями, однако не как средневековые европейские рыцари на турнирах. Таранный удар на Руси появился только в XII веке ввиду утяжеления доспеха. До XII века же, всадники били копьем сверху вниз, предварительно замахнувшись рукой. В первую очередь, такое копье отличалось длиной – 3-4 м. и наконечником. С X века распространяется удлиненный четырехгранный наконечник.
Это не столько смертоносное оружие, сколько деморализующее – ранить, калечить, оглушать. Тот, кто считает, что древние войны отличались огромным количеством жертв, ошибается. Главной задачей было не уничтожить поголовно противника, как сейчас пытаются сделать многие, а лишь сломить его сопротивление, собрать дань, угнать людей в рабство и тем самым обеспечить процветание своему народу. По летописным источникам, убитых было мало, тогда как раненых – случалось больше трех четвертей войска. Войско «побило тех-то», не порубило, не посекло, а именно побило.
Самая лучшая дубина получается именно из дуба, вяза и березы. Также имелась практика в такие дубины набивать гвозди, что еще больше повышало сокрушающую способность дубины. Палица – это грушевидное шипованное оружие, которое мы привыкли видеть в руках у богатырей. Булаве же свойственна несколько даже кубическая форма, что отразилось в ее названии - «шишка», «набалдашник».
Многие художники снабжают своих былинных героев огромными цельнометаллическими «стопудовыми» палицами. На самом деле, палица весила всего 200-300 грамм – этого вполне хватало для хорошего удара.
Кистень
Кистень – это оружие кочующего богатыря - идеальный инструмент удобный в транспортировке. Кистень представляет собой грушевидную гирю весом 100-500 г., прикрепленную на цепи к рукояти. Можно утверждать, что кистень – чисто русское изобретение, которым пользовались славяне еще в VI веке. В отличие от булавы, кистень универсален - им одинаково можно поражать врага и пешему, и конному воину. Однако кистень требует от владельца большого искусства обращения с собой – иначе ты чаще будешь попадать гирей себе по лбу или спине, нежели в противника. Иногда применялся следующий прием: все те же гири привязывались к веревке и воин, намотав конец ее на руку, запускал гирю в противника.
Кистени также украшались, как и любое другое оружие, на некоторых из них можно заметить княжеские знаки, замысловатые узоры, серебряную и золотую инкрустацию.