Какое оружие было у богатырей русских. Презентация на тему: "Одежда, доспехи и оружие богатырей и их коней"
Можно. Я много людей знаю, которые в двух вузах учились и закончили. Возникает вопрос: можно ли обучаться в двух ВУЗах одновременно и если да, то как? Сразу отвечаем - можно, но с некоторыми оговорками. Могу ли я поступить в другой вуз на магистратуру заочно и платно?
Узнай, что можно в этом мире, а чего - нельзя! Есть и те, которые хотя получить второе образование, уже обучаясь в одном из институтов. Так, нельзя обучаться в двух университетах одновременно на очном отделении. К тому же ВУЗ, в котором вы хотите получите свое первое образование, забирает у вас оригинал аттестата.
Возможно ли обучение в двух вузах на очных отделениях, в одном на платной основе, а в другой на бюджетной, если другой (1 ответ)
Если отделение платное, то подойдет и заверенная нотариально копия аттестата. И мы соневаемся, что вы обладаете невероятными способностями, которые позволят вам находится сразу в двух местах. Одновременно - нет. При этом вы можете получить второе образование на бюджетной основе, если второе образование у вас будет другого уровня.
Тем не менее, все зависит от каждого конкретного случая, да и поступить на бюджет сегодня отнюдь не просто: количество желающих очень велико. Так как все успеваю и еще время остается, решил поступить параллельно в третий вуз СПО очно, точнее уже поступил (на очном не обязательно присутствовать на занятиях, главное сдавать модули и сессию).
12 кг за два месяца! 40 дней в гипсе! Можно, я в двух училась с первого курса. На одном бесплатно, на другом платно. Но в моем вузе мне оригинал не отдали, копию не хотят брать. Я спросила как быть в такой ситуации, мне сказали, что придется что-то одно выбирать. Но когда поступала во второй аттестат не требовали а просили академическую стправку т к пока диплома нет о первом образовании!
У меня есть заверенная копия, но насовсем не отдают оригинал, сказали что правила такие и проверка если что… А с копией нельзя поступать. Я сейчас на платном, хотела на бюджет. Но только если ты заочно учишься и сессии не совпадают по времени в этих двух ВУЗах. Или, если на дневном обучении,то параллельно можно учиться дистанционно. Но за второе высшее все равно платить придется, если первое обучение бюджетное.
Но можно, закончив один ВУЗ и получив диплом, поступить в другой ВУЗ, и тогда часто бывает так, что учиться надо не полный срок, а гораздо меньше. И даже можно в третий ВУЗ поступить. На психолога и программиста он учился заочно. Я имею в виду вузы, которые называются государственными.
Некоторые у нас так и делали и к моменту окончания университета имели 2 диплома в кармане. Многие так делают, у меня одна знакомая училась в мединституте и параллельно училась заочно в юридическом институте. Посетители юридической консультации задали 34 вопросa по теме «Обучение в двух вузах одновременно». Я студент 3 курса платного отделения вуза. В 2011 году поступил на платное же отделени другого вуза. при поступлении с моего аттеста сняли и заверили копию. Теперь же выясняется.
Скажите пожалуйста, возможно ли обучение одновременно в вузе на бюджете на очной форме и на бюджете в колледже? (1 ответ)
Можно ли после 11 класса поступить сразу в 2 ВУЗа на разные специальности? В этом году я закончила бакалавриат и поступила к себе в вуз на магистратуру (бюджет). Здравствуйте. Вопрос такой: в этом году моя дочь поступает в вуз, по сложившимся обстоятельствам это будет заочное обучение в академии права на юридическом факультете на договорной основе.
Я бы хотела узнать, возможно ли в России одновременно учиться в двух университетах на бюджетной основе?(например, очная и заочная формы). Здравствуйте. Прошу помочь разобраться в следующей проблеме: Я обучалась на очном отделении в Саратовском Университете. Я учусь в техникуме РГУПС и вечерней школе одновременно. Мне сказала заведующая отделением в техникуме, что такое обучение незаконно.
Вопрос в следующем. Неиссякаемый поток энергии и пытливый ум – это те ценные качества, которые всегда найдут себе применение, но, тем не менее, их обладатель нуждается в хорошем руководстве. Учёба в ФБЦ (Франко-Белорусском центре) была сложной, но интересной. Занятия проходили 3-4 раза в неделю, по 2 часа в день (именно столько, 120 минут, длилась одна пара) исключительно на французском языке, часто в исполнении преподавателей из Франции.
Дабы все учащиеся могли совмещать очное обучение в двух университетах, занятия дублировались, и таким образом, я могла прийти на пару либо утром, либо вечером. Огромный опыт в преподавании иностранных языков позволяет нам совершенствовать процесс образования с учетом современных тенденций и новейших инструментов обучения. Учитесь и отдыхайте в неформальной обстановке на блоге Streamline!
5 лет обучения закончил сразу 2 вуза…. Я подал заявление об утери диплома мне дали дубликат.В один вуз я поступил сдав орегинал,в другой сдав дубликат..но остально вопрос времени и успеваемости. В юридических вопросах следует обращаться не к здравому смыслу, а к юристам. ЕНТ. так что в зависимости от договоренности. Нет ли, нарушения казахстанского законодательства?
Дайте два! Можно ли поступить на бюджет в несколько вузов
Не возникнут ли проблемы в момент получения диплома в обоих заведениях? Если хватит сил, абитуриент может пытаться поступить хоть в сто вузов! Но правила приема в конкретное учебное заведение нужно выяснять в нем самом. Одни вузы вообще не работают с копиями документов. Другие принимают только нотариально заверенные копии. Большинство все-таки принимают копии документов, но, если абитуриент выбирает именно этот вуз, обязывают его предъявить подлинники.
В обоих ВУЗах требуют!!ОРИГИНАЛ!! Что же касается оригиналов документов, то они, по условиям приема, должны храниться до вашего выпуска в том вузе, где вы учитесь на бюджете. Я учусь сейчас в вузе и собираюсь паралелльно поступать в другой вуз. Мне понадобился оригинал аттестата, так как туда куда я планирую нужен только оригинал.
В 17 лет я закончила исторический Лицей при Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ, в прошлом – Историко-архивный институт). Я училась там два года – 10 и 11-й классы (1996-1998). Все гуманитарные дисциплины у нас вели профессора университета в здании бывшего борделя на ул. Забелина, дом 3 (метро «Китай-Город»), а физика-химия-математика-биология преподавались в школе № 228 на ул. Новослободская (м. «Менделеевская»). Два года я училась еженедельно четыре дня в Лицее и два дня – в школе.
Условия выпуска были такие: если по всем предметам во всех четвертях за два года будут одни «отлично», то поступаешь на любой факультет РГГУ без вступительных экзаменов. Понятно, что на дневное отделение.
Я не была круглой отличницей. По всем математическим предметам у меня были четвёрки. Но, поскольку меня обожал весь педагогический состав, я попала в заветный список избранных.
Я принесла папе список факультетов и сказала, что подчинюсь его отцовской воле и пойду туда, куда он прикажет. Такое у меня было лирическое настроение перед тем, как в 17 лет сбежать из дома. Папа ткнул пальцем в «Мировую экономику». И я оказалась на экономическом факультете.
Выдержала я там полтора месяца. Во-первых, конечно, люди. Воображение дорисует вам «золотую молодёжь», блатных детей богатых родителей. Во-вторых, математический анализ, макроэкономика и история экономических учений – скучнее я ничего не слышала.
19 октября я пошла к декану историко-филологического факультета профессору Белой Галине Андреевне. До этого дня мы с ней ни разу не встречались. Я просто зашла в её кабинет и сказала:
Здрасте, я Даша Пронина. Учусь на экономическом. И я больше там не могу.
Мы проговорили с ней два часа. Взахлёб. После этого она сказала:
- Забирай документы, переводись ко мне. На любое отделение.
Вот так всё просто. Никаких вступительных экзаменов. Я выбрала отделение «Филология. Немецкий язык и литература».
Первый семестр первого курса плавно подходил к концу, когда я случайно, возвращаясь с лекции по античной литературе, встретила своих бывших однокурсников с экономического.
Дашка, ты чего зачётку не забираешь? В деканате лежит…
Оказывается, мне «случайно» сделали зачётную книжку на факультете «мировой экономики», забыв, что я перевелась на филологический. Это была судьба. Я решила попробовать свои силы и сдавать две сессии одновременно. Авантюристка. За пару недель я «догнала» экономистов по всем предметами и начала сдавать экзамены. И там, и там. Бывало, в день у меня сдавалось про три предмета. Из библиотеки не вылезала. Очаровала университетских библиотекарей и они разрешали мне забирать старинные раритетные учебники с собой домой на ночь.
И я всё сдала. Практически всё на «отлично».
Начался второй семестр. Весной вдруг администрация университета очнулась от зимней спячки и заметила, что одна из студенток странным образом учится на двух факультетах. Подобное было впервые в истории РГГУ. Да и потом – второе высшее ведь только платное! Деканов экономического и филологического факультетов, а также вашу покорную рабу вызвали на ковёр в Учебную часть. И началось рубилово. Во-первых, все были в шоке, как я умудрилась сдать одновременно две сессии. Во-вторых, деканы начали меня «делить» - меня можно было оставить только на одном факультете. Декан экономического факультета – Росс Геннадий Викторович – полненький маленький солидный мужчина «топал ножками и кричал»:
Это моя девочка! Я её никому не отдам!
А Галина Андреевна, Царствие Небесное, дама тучная, не из робких, наступала на него и басом приговаривала:
Она будет учиться на «филологии»!
В итоге я выбрала деньги. Осталась на «мировой экономике». На этом настоял мой старший брат, убеждая меня, что в жизни профессия экономиста мне пригодится гораздо больше. В других вопросах абсолютно непокорная, почему-то в жизненно-важных я всегда слушала мнение моих брата и отца.
Вы знаете, я жалею до сих пор. Надо было слушать своё сердце.
Любое поселение имеет границы, которые необходимо охранять от вторжений врага, у крупных славянских поселений эта необходимость существовала всегда. В период Древней Руси конфликты раздирали страну, воевать приходилось не только с внешними угрозами, но и с соплеменниками. Единство и согласие между князьями помогли создать великое государство, которое стало обороноспособным. Древнерусские воины встали под одно знамя и показали всему миру свою силу и отвагу.
Дружина
Славяне были миролюбивым народом, поэтому древнерусские воины не слишком выделялись на фоне обычных крестьян. На защиту своего дома становились с рогатинами, топорами, ножами и дубинами. Военное снаряжение, оружие появляется постепенно, и оно в большей степени ориентировано на защиту своего владельца, чем на нападение. В X веке происходит объединение нескольких славянских племен вокруг князя Киевского, который собирает подати и защищает подконтрольную территорию от вторжения степняков, шведов, византийцев, монголов. Формируется дружина, состав которой на 30% состоит из профессиональных военных (часто наемников: варягов, печенегов, немцев, венгров) и ополченцев (вои). В этот период вооружение древнерусского воина состоит из палицы, копья, меча. Легкая защита не стесняет движения и обеспечивает мобильность в бою и походе. Основным была пехота, кони использовались как вьючные животные и для доставки воинов к местам сражений. Кавалерия формируется после неудачных столкновений со степняками, которые были отличными наездниками.
Защита
Древнерусские войны носили обычные для населения Руси V - VI веков рубахи и порты, обувались в лапти. Во время русско-византийской войны противник был поражен смелостью и отвагой «русов», которые дрались без защитных доспехов, прикрываясь щитами и используя их одновременно как оружие. Позднее появился «куяк», который по сути являлся рубахой без рукавов, она обшивалась пластинами от конских копыт или кусками кожи. В дальнейшем стали применять металлические пластины, предохраняющие тело от рубящих ударов и стрел врага.
Щит
Доспехи древнерусского воина были легкими, это обеспечивало высокую маневренность, но при этом снижало степень защиты. Большие, в рост человека использовались славянскими народами издревле. Они прикрывали голову воина, поэтому в верхней части имели отверстие для глаз. С X века щиты изготавливают круглой формы, их обивают железом, обтягивают кожей и украшают различной родовой символикой. По свидетельствам византийских историков русские создавали стену из щитов, которые плотно смыкали друг с другом, и выставляли вперед копья. Такая тактика не давала возможности передовым частям врага прорваться в тыл русских войск. Через 100 лет форма адаптируется под новый род войск - конница. Щиты становятся миндалевидной формы, имеют два крепления, предназначенные для удерживания в бою и на марше. С данным видом снаряжения древнерусские воины ходили в походы и вставали на защиту собственных земель до изобретения огнестрельного оружия. Множество традиций и легенд связано со щитами. Некоторые из них до сегодняшнего дня являются «крылатыми». Павших и раненых воинов привозили домой на щитах, при бегстве отступающие полки бросали их под ноги коней преследователей. На ворота побежденного Царьграда князь Олег вешает именно щит.
Шлемы
Древнерусские воины до IX - X века носили на голове обычные шапки, которые не защищали от рубящих ударов врага. Первые шлемы, найденные археологами, были изготовлены по норманнскому типу, но на Руси они не получили широкого распространения. Более практичной и поэтому широко используемой стала коническая форма. Шлем в этом случае клепался из четырех металлических пластин, они украшались драгоценными камнями и перьями (у знатных воинов или воевод). Такая форма позволяла мечу соскальзывать, не причиняя человеку большого вреда, подшлемник из кожи или войлока смягчал удар. Изменялся шлем за счет дополнительных защитных приспособлений: бармица (кольчужная сетка), наносник (металлическая пластина). Применение защиты в виде масок (личин) на Руси было редкостью, чаще всего это были трофейные шлемы, которые широко применялись в странах Европы. Описание древнерусского воина, сохранившееся в летописях, говорит о том, что лиц не прятали, а грозным взглядом могли сковать противника. Шлемы с полумаской изготавливались для знатных и богатых воинов, для них характерны декоративные детали, которые не несли защитных функций.
Кольчуги
Самая известная часть облачения древнерусского воина, по данным археологических раскопок, появляется в VII - VIII веке. Кольчуга является рубахой из металлических колец, плотно соединенных между собой. В это время мастерам было достаточно сложно изготовить такую защиту, работа была тонкой и занимала большой отрезок времени. Металл раскатывался в проволоку, из которой сворачивали и сваривали кольца, закрепляемые между собой по схеме 1 к 4. Не менее 20 - 25 тысяч колец уходило на создание одной кольчуги, вес которой составлял от 6 до 16 килограмм. Для украшения в полотно вплетались медные звенья. В XII веке применяется технология штамповки, когда плетеные кольца сплющивались, что обеспечивало большую площадь защиты. В этот же период кольчуги становятся длиннее, появляются дополнительные элементы доспеха: наговицы (железные, плетеные чулки), бармица (сетка для защиты шеи), наручи (перчатки из металла). Под кольчугу надевали стеганую одежду, смягчающую силу удара. Одновременно на Руси применялись Для изготовления требовалась основа (рубаха) из кожи, на которую плотно крепились тонкие железные ламели. Их длина составляла 6 - 9 сантиметров, ширина от 1 до 3. Пластинчатые доспехи постепенно вытеснили кольчугу и даже продавались в другие страны. На Руси чешуйчатые, ламеллярные и кольчужные доспехи часто комбинировались. Юшман, бахтерец были по сути кольчугами, которые для повышения защитных свойств снабжались пластинами на груди. В начале XIV века появляется новый вид доспехов - зерцала. Металлические пластины большого размера, начищенные до блеска, как правило, надевались поверх кольчуги. По бокам и на плечах они соединялись кожаными ремнями, часто украшались различного рода символикой.
Оружие
Защитная одежда древнерусского воина не была непробиваемой броней, но отличалась легкостью, что обеспечивало большую маневренность ратников и стрелков в условиях боя. По сведениям, полученным из исторических источников византийцев, «русичи» отличались огромной физической силой. В V - VI веках оружие наших предков было достаточно примитивным, используемым для ближнего боя. Для нанесения существенного ущерба противнику оно имело большой вес и дополнительно оснащалось поражающими элементами. Эволюция оружия происходила на фоне технического прогресса и изменения стратегии ведения боя. Метательные системы, осадные машины, колющие и режущие железные орудия использовались на протяжении многих веков, при этом их конструкция постоянно совершенствовалась. Некоторые новшества перенимались у других народов, но и русские изобретатели и оружейники всегда отличались оригинальностью подхода и надежностью изготовленных систем.
Ударное
Оружие для ближнего боя известно всем народам, на заре развития цивилизации основным его видом являлась палица. Это тяжелая дубина, которая на конце оборачивалась железом. В некоторых вариантах фигурируют металлические шипы или гвозди. Чаще всего в русских летописях упоминаются наряду с палицей кистень. За счет простоты изготовления и действенности в бою ударное оружие было широко распространено. Меч и сабля его частично вытесняют, но ополченцы и вои продолжают его использовать в бою. Историки создали на основе летописных источников и данных раскопок типичный портрет человека, которого называли древнерусский воин. Фотографии реконструкций, так же как и сохранившиеся до нашего времени изображения богатырей, обязательно содержат какой-либо тип ударного оружия, чаще всего в этом качестве выступает легендарная булава.
Рубящее, колющее
В истории древней Руси огромное значение имеет меч. Он является не только основным видом оружия, но и символом княжеской власти. Применяемые ножи имели несколько видов, они носили названия по месту ношения: засапожные, поясные, подсайдашные. Они применялись наряду с мечом и древнерусского воина меняется в X веке, на смену мечу приходи сабля. Ее боевые характеристики русские оценили в боях с кочевниками, у которых и заимствовали форму. Копья и рогатины относятся к наиболее древним видам колющего оружия, которое успешно использовалось воинами в качестве оборонительного и наступательного. При параллельном использовании они эволюционировали неоднозначно. Рогатины постепенно вытесняются копьями, которые совершенствуются в сулицу. Топорами воевали не только крестьяне (вои и ополченцы), но и княжеская дружина. У конных воинов данный вид оружия имел короткую рукоять, пехотинцы (ратники) пользовались топорами на длинных древках. Бердыш (топор с широким лезвием) в XIII - XIV веке становится оружием Позже он преобразуется в алебарду.
Стрелковое
Все средства, применяемые ежедневно на охоте и в быту, использовались русскими воинами в качестве военного оружия. Луки изготавливались из рога животных и подходящих пород древесины (береза, можжевельник). Некоторые из них были более двух метров длиной. Для хранения стрел использовали наплечный колчан, который был сделан из кожи, иногда украшался парчой, драгоценными и самоцветными камнями. Для изготовления стрел применяли камыш, березу, тростник, яблоню, к лучине которых крепился железный наконечник. В X веке конструкция лука была достаточно сложной, а процесс его изготовления трудоемким. Самострелы были более эффективным видом Их минус заключался в меньшей скорости стрельбы, но при этом болт (используемый как снаряд) наносил противнику больший вред, пробивая при попадании броню. Натянуть тетиву самострела было сложно, даже сильные воины упирались для этого в приклад ногами. В XII веке для ускорения и облегчения этого процесса стали использовать крюк, который лучники носили на поясе. До момента изобретения огнестрельного оружия луки, применялись в русских войсках.
Снаряжение
Иностранцы, которые посещали русские города XII - XIII века, удивлялись тому, как экипированы воины. При всей видимой громоздкости доспехов (особенно у тяжелых конников) всадники достаточно легко справлялись с несколькими задачами. Сидя в седле, воин мог держать поводья (править конем), стрелять из лука или самострела и подготовить к ближнему бою тяжелый меч. Конница являлась маневренной ударной силой, поэтому экипировка всадника и лошади должна быть легкой, но прочной. Грудь, круп и бока боевого коня закрывали специальными покровами, которые изготавливались из материи с нашитыми пластинами железа. Снаряжение древнерусского воина было продумано до мелочей. Седла, изготовленные из дерева, давали возможность лучнику повернуться в обратную сторону и стрелять на полном ходу, при этом контролируя направление движения коня. В отличие от европейских воинов того времени, закованных в броню полностью, легкие доспехи русских были ориентированы на бои с кочевниками. У знатных дворян, князей, царей оружие и доспехи были боевые и парадные, которые были богато украшены и снабжены символикой государства. В них принимали иностранных послов и выезжали на праздники.
Предлагаю совершить экскурс в историю русского средневекового оборонительного и наступательного вооружения на примере произведений классической русской живописи. Напомню, что к концу XIX столетия русское историческое оружиеведение находилось еще в стадии своего становления. Малочисленность археологических находок побуждала исследователей использовать в качестве источником богатые материалы собраний Оружейной палаты, Императорского Эрмитажа и частных собраний. Как правило, все экспонаты этих собраний, которые с полной уверенностью могли быть отнесены к Древней Руси, были довольно позднего происхождения, не древнее эпохи Ивана III (1462-1505). Своеобразной «энциклопедией» считался труд А.В. Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск» , составленный в сер. XIX в.
В 1898 г. известным русским меценатом П.М. Третьяковым приобретено было для его галереи монументальное полотно В.М. Васнецова «Богатыри» (1881-1898):
Предполагалось, что в образах древнерусских «храбров», как называли до XV в. на Руси богатырей, живописец отразил воинский дух русского народа. Фигуры трех защитников Руси - Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича - мастер создавал с натурщиков, облаченных в настоящую одежду древнерусских воинов, взятую напрокат из запасников Исторического музея и Оружейной палаты. В картине продумано буквально всё, от возраста и старшинства воинов, до масти их коней. Но больше всего удивляет, до какой степени Васнецов проработал вооружение былинных защитников Руси.
Итак, слева-направо на полотне изображены: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович.
Добрыня Никитич
В образе былинного Добрыни Никитича слились: летописный Добрыня X в., воевода князя Владимира и его дядя (брат ключницы Святослава Малуши) и «храбр» Тимоня Золотой Пояс , погибший в битве с монголами на реке Калке в 1223 г.
[b]Реконструкция доспехов русских воинов. Слева направо: XIII в., вторая пол. XIV в., конец XV-начало XVI в. В центре - воин в ламеллярном доспехе, т.н. «дощатой броне», одевавшейся поверх кольчуги.
В образе картинного Добрыни - в осанке, и в украшенном каменьями мече, в расшитом кафтане и сапогах и в ухоженном белом коне - чувствуется княжеская стать. Но при этом в его вооружении слились воедино реалии различных эпох и народов: меч каролингского типа эпохи Киевской Руси, шлем-колпак «византийского» типа, распространившийся в России XIII в., а также надежный ламеллярный доспех из крупных металлических пластин. Атрибутировать такой доспех можно как «дощатую бронь» , одетую поверх кольчуги, или же калантарь - кольчато-пластинчатый доспех, не имевший рукавов и состоявший из двух половин, застёгивавшихся на плечах и с боков, изготовлявшийся из металлических «досок» - пластин, соединённых кольцами. Круглый красный щит с небольшим плоским умбоном и многочисленными заклепками современной археологии вовсе неизвестен и потому вызывает некоторые сомнения. Образ Добрыни Никитича - соединение портретных образов В.Д. Поленова и отца художника, священника Михаила Васнецова.
Шлем-колпак «византийского» типа из Оружейной палаты. Предположительно XII-XIII вв.
Меч-каролинг с рукоятью типа Е по классификации А.Н. Кирпичникова. X в. Современная реплика
Каролингские мечи X в. типа Е: № 3 - из Усть-Рыбежны, № 5 - из Гнездово, № 9 - из Заозерья
Илья Муромец
Илья Муромец - мужик из народа , из простой крестьянской семьи. Под стать ему и его конь. Образ Ильи создавался в усадьбе Мамонтова, и для него В.М. Васнецову позировал грузный владимирский крестьянин Иван Петров. На Илье простая кольчуга XIII-XIV вв. и классический русский шлем-шишак конца XV-начала XVI в. Наступательное вооружение Ильи также подчеркнуто «народное». Копьё с ромбовидным бронебойным наконечником, характерным для раннего средневековья, и булава для ближнего боя, форма которой характерна, для кочевников Азии, или воинов Османской империи XV-XVII вв. Характерно полное отсутствие у «старого казака» Ильи меча, весьма дорогого и элитного предмета вооружения. У Ильи отсутствуют также наручи, которые носят Добрыня и Алеша, он носит простые кожаные сапоги и рукавицы.
Шишаки 1500 г., найденные при раскопках Арсенальной башни Московского Кремля в 1975 г.
Наконечник копья ромбовидный трубчатого типа (№ 4). Сарское городище. IX-X вв.
Железные булавы. Турция (?). XVI в.
Исторический Илья Муромец по прозвищу Илья Чоботок жил во второй пол. XII в., в конце жизни постригся в Киево-Печерской лавре и, согласно предположению украинского исследователя Сергея Хведчени, погиб в 1203 г. при разорении Киева и лавры войсками князя Рюрика Ростиславича (на его мумии имеются следы рубленых сабельных ударов):
Алеша Попович
Прототипом Алёши Поповича считается суздальский боярин Александр (Олеша) Попович . Согласно летописям, этот знаменитый «храбр», служивший сначала князю Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу, также погиб в битве при Калке в 1223 г.
На Алёше мы видим доспех из крупных металлических пластин с кольчужными рукавами и подолом, который можно определить как юшман .
Юшман XV-XVI вв.
Русские бехтерец, калантарь и юшманы XVI-XVII вв. из альбома А.В. Висковатова
На голове Алеши - примерно такой же по форме шлем-шишак, что носит Илья Муромец, однако явно более позднего времени. При работе над образом Алеши В.М. Васнецов скорее всего пользовался сохранившимися экземплярами русских шишаков XVII в., изготовленных в странах Востока, Турции или Иране, вроде вот этого:
Шишак боярина Ф.И. Мстиславского. XVII в.
Современные реконструкции русских шишаков XIV-XV в.
В руках Алеши - композитный лук «степного» типа, имеющий нереально малые размеры . Дополняет вооружение Алеши меч , рукоять которого выглядывает справа.
Русский лук и стрелы «степного» типа XV-XVI вв.
В оружии и доспехах Алёши Поповича, как и в чертах его лица угадывается нечто тюркское, татарское . Многие посетители музея отмечают удивительную схожесть лица этого богатыря с лицами жителей республик Средней Азии , особенно Таджикистана, Узбекистана. Возможно, этот авторский замысел В.М. Васнецова каким-то образом указывал на умение брать хитростью - качество, которое, помимо храбрости и отваги, некоторые летописи приписывают Алёше. Однако из источников известно, что для Алеши Поповича художнику позировал в Абрамцеве рано умерший младший сын Саввы Мамонтова Андрей (1869-1891), талантливый художник.
Прототипы богатырей жили примерно в одну историческую эпоху - вторая пол. XII - первая четверть XIII в., и в реальности вполне могли бы встречаться. Однако это вызывает некоторые сомнения, ведь самый старший из них - Илья - погиб еще в 1203 г., а схиму принял значительно раньше. Между тем, средняя продолжительность жизни в эпоху феодальной раздробленности составляла 30-35 лет.
Создавая свою картину, художник пользовался только теми источниками, которые имелись в его распоряжении, а именно музейными экспонатами или их изображениями. Поэтому доспехи и оружие выведенных им на картине богатырей относятся в основном к позднему средневековью, и только отдельные элементы (мечи Добрыни и Алеши, шлем Добрыни) могут принадлежать более раннему времени.
Русский богатырь, как известно, вел ближний бой. Один на один, или один на всех. Что помогало богатырю одерживать ультимативную победу над противником? Контактное оружие.
Меч - не просто русское оружие, а символ военной власти. Мечом клялись в споре, с ним разговаривали, ему давали имя, это имя выписывалось древними мастерами в верхней трети клинка. Меч изготавливали из нового для человечества материала - металла. Его было не просто достать, недопустимо забыть и позорно потерять. Он был эксклюзивом у хозяина, и ещё не понятно, кто кем на самом деле владел. Меч покупали за равное его весу количество золота. Чтобы избежать неудачной покупки, меч испытывали, перво-наперво, по звону: чем дольше, выше и чище звон клинка, тем лучше металл. Также он должен был с легкостью и не тупясь, перерубить толстый гвоздь и разрезать брошенную на клинок ткань.
Боевой топор
Топор также служил богатырям верою и правдою с незапамятных времен, но пешим. Был незаменимым инструментом при монтаже военных механических устройств, фортификационных заграждений и для расчистки дороги в лесу. Топор в хороших руках мог запросто расколоть щит или порвать кольчугу. Характерная черта русского топора - загадочная дырочка на лезвии. Ученые выдвигал разные гипотезы - от того, что это - клеймо мастера до того, что туда вставлялся стержень, чтобы топор не глубоко застревал при ударе. На самом деле, все оказалось гораздо проще: за эту дырочку пристегивался кожаный чехол для безопасности транспортировки, а также за нее вешали топор к седлу или на стену.
Принципиальное различие меча и сабли в том, что меч - оружие рубящее, тогда как сабля - режущее. Славяне стали использовать саблю на пограничных с кочевниками территориях,: так как им надо было противостоять легким всадникам, и для конных воинов она была очень удобна. Считается, что славяне, переняв саблю у степняков, продвинули ее распространение дальше - в западную Европу.
Боевым считается любой нож, превышающий в длину 20 см. Нож метали в противника, причем славянские воины отличались в этом деле очень большой меткостью. Деревенские парни, вооруженные ножами, собирались ночью в темной избе и устраивали поножовщину все против всех. При этом били друг друга они в полную силу Удивительно, что пострадавших почти не было, не считая мелких порезов и ссадин. Ученые в этом улавливают отголосок древней дисциплины тренировки молодых воинов: герой должен не только видеть, но и чувствовать идущий на него удар, уметь без помощи глаз его парировать и правильно нанести ответный удар.
В летописях практически как синоним боя встречается выражение «изломить копье». Задумайтесь, какой силы были удары русских богатырей, ломавших о противников древки копий толщиной в 3 см и длиной около 2 метров. Древко делалось из березы, дуба, ясеня, клена, часто оковывалось металлом, чтобы враг не перерубил его. Сверху на него насаживали наконечник со втулкой (куда и вставлялось древко). Наконечники достигали в длину полуметра. Были случаи использования целых «мечей» на палке, которыми можно было не только колоть, но и неплохо рубить. Конные богатыри пользовались копьями, однако не как средневековые европейские рыцари на турнирах. Таранный удар на Руси появился только в XII веке ввиду утяжеления доспеха. До XII века же, всадники били копьем сверху вниз, предварительно замахнувшись рукой. В первую очередь, такое копье отличалось длиной - 3-4 м. и наконечником. С X века распространяется удлиненный четырехгранный наконечник.
Это не столько смертоносное оружие, сколько деморализующее - ранить, калечить, оглушать. Тот, кто считает, что древние войны отличались огромным количеством жертв, ошибается. Главной задачей было не уничтожить поголовно противника, как сейчас пытаются сделать многие, а лишь сломить его сопротивление, собрать дань, угнать людей в рабство и тем самым обеспечить процветание своему народу. По летописным источникам, убитых было мало, тогда как раненых - случалось больше трех четвертей войска. Войско «побило тех-то», не порубило, не посекло, а именно побило. Лучшая дубина получается именно из дуба, вяза и березы. Также имелась практика в такие дубины набивать гвозди, что еще больше повышало сокрушающую способность дубины. Палица - это грушевидное шипованное оружие, которое мы привыкли видеть в руках у богатырей. Булаве же свойственна несколько даже кубическая форма, что отразилось в ее названии - «шишка», «набалдашник». Многие художники снабжают своих былинных героев огромными цельнометаллическими «стопудовыми» палицами. На самом деле, палица весила всего 200-300 грамм - этого вполне хватало для хорошего удара.
Кистень - это оружие кочующего богатыря - идеальный инструмент удобный в транспортировке. Кистень представляет собой грушевидную гирю весом 100-500 г., прикрепленную на цепи к рукояти. Можно утверждать, что кистень - чисто русское изобретение, которым пользовались славяне еще в VI веке. В отличие от булавы, кистень универсален - им одинаково можно поражать врага и пешему, и конному воину. Однако кистень требует от владельца большого искусства обращения с собой - иначе ты чаще будешь попадать гирей себе по лбу или спине, нежели в противника. Иногда применялся следующий прием: все те же гири привязывались к веревке и воин, намотав конец ее на руку, запускал гирю в противника. Кистени также украшались, как и любое другое оружие, на некоторых из них можно заметить княжеские знаки, замысловатые узоры, серебряную и золотую инкрустацию.