Когда таджикистан вступить таможни союз. Вступит ли таджикистан в еаэс? Чем объясняется интерес России к Таджикистану
Китай давно претендует на куда более значительную роль, чем та, которую он сейчас играет в мировой политике и экономике. Хотя и сейчас китайская экономика является одной из наиболее динамичных и стремительно развивающихся, на КНР приходится около 15% мирового ВВП (это третье место после Евросоюза и США), Пекин стремится укрепить позиции страны еще больше. Один из способов укрепления позиций Китая - реализация концепции «Один пояс - один путь» или просто концепции «Нового шелкового пути».
О концепции «Один пояс - один путь» Си Цзиньпин объявил еще в 2013 году. Уже сейчас ясно, что эта концепция стала основой, направляющей внешнюю политику КНР на ближайшие десятилетия. К 2049 году, столетию Китайской Народной Республики, страна должна прочно закрепить свои позиции в качестве мирового лидера. Эту цель ставит руководство КПК и она, судя по всему, действительно может быть достигнута. В рамках достижения этой цели Китай строит отношения с государствами Евразии, опираясь на концепцию «Один пояс - один путь». В первую очередь, Китай заинтересован в развитии отношений со странами Центральной Азии, Кавказа, Восточной Европы.
На самом деле, идея объединения вокруг Китая менее развитых в экономическом отношении государств возникла давно, еще во время правления Мао Цзэдуна. Председатель Мао разделял тогдашний мир на «первый мир» (капиталистические страны Европы, США), «второй мир» (социалистический лагерь) и «третий мир» — развивающиеся страны. Китай, согласно концепции Мао, должен был возглавить движение стран «третьего мира», противостоящих США, Европе и Советскому Союзу. Сейчас Советского Союза уже нет, а Россия - не конкурент Китаю. Главная задача Пекина - «перегнать» Соединенные Штаты, и для реализации этой задачи КНР и стремится завязать отношения с как можно большим количеством государств мира. Евразийские страны интересуют Китай, в первую очередь, из соображений обеспечения экономических коридоров в Европу. В перспективе именно с Европой Китай будет развивать отношения, конкурируя с США за европейский рынок. Но для этого потребуются экономические коридоры, по которым китайские товары будут направляться в страны Евросоюза. Для строительства таких коридоров и предусматривается возвращение к концепции шелкового пути - из Китая через Центральную Азию и Кавказ - в Восточную Европу и далее - в Западную Европу.
Сама идея Нового шелкового пути - это стремление реконструировать Великий шелковый путь, существовавший со II в. до н. э. Важнейший торговый маршрут древности и средних веков, Великий шелковый путь проходил через многие страны Азии и Восточной Европы. Однако тогда шелковый путь был лишь торговым транзитным путем из Китая в Европу, а Новый шелковый путь рассматривается как инструмент укрепления влияния Китая на другие государства. С помощью Нового шелкового пути Пекин стремится модернизировать всю экономическую и торговую систему Евразии. Естественно, в первую очередь это преобразование затронет страны Центральной Азии - Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Здесь уже сейчас активно работают китайские дипломаты и коммерсанты, крепнут связи между Пекином и бывшими советскими республиками Центральной Азии.
Китай приступил к организации всемирной системы транспортных коридоров, которые, по задумкам китайцев, должны соединить Китай со всем миром - странами Средней Азии, Европы, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, Океании. В рамках Нового шелкового пути планируется строительство автомобильных и железных дорог, открытие морских и воздушных путей, прокладка трубопроводов, линий электропередачи. Китай планирует вовлечь посредством Нового шелкового пути в орбиту своего влияния 4,4 млрд человек - больше половины современного населения Земли.
К развитию сухопутных направлений Нового шелкового пути Китай относит: 1) строительство железнодорожных путей в Грузию, Азербайджан, Иран, Афганистан, Пакистан, Непал, Индию, Мьянму, Таиланд и Малайзию. Идея строительства мощного железнодорожного пути включает в себя создание тоннеля под проливом Босфор, организацию переправ с помощью паромов через Каспийское море. Северный коридор в Европу пойдет через территорию Казахстана и России, центральный коридор - через Среднюю Азию и Кавказ — Азербайджан и Грузию, а южный коридор имеет другое направление - через Индокитай и Индонезию к Индийскому океану и далее - к странам Африканского континента, на которые Китай уже распространил свое политическое и экономическое влияние. Эти пути должны связать всю Азию, но главной задачей остается обеспечение бесперебойной связи Китая с другими странами континента.
О том, как проект Нового шелкового пути влияет на мировую политику, лучше всего свидетельствует современная ситуация на Ближнем Востоке. Изначально Китай планировал организацию экономического коридора через Иран и далее - через Ирак и Сирию к Средиземному морю. То есть, Сирия рассматривалась как очень важное звено в системе шелкового пути. Однако этот путь обходил Турцию - важного игрока ближневосточной политики. В Анкаре давно строили свои планы относительно роли Турции в экономическом обмене между Китаем и Европой, но строительство экономического коридора через Сирию оставляло бы Турцию на периферии Нового шелкового пути. Китай не был заинтересован в том, чтобы организовать сообщение через Турцию еще и потому, что Турция всегда играла ключевую роль в поддержке уйгурских сепаратистов, действующих в Западном Китае (исторический регион Восточного Туркестана, ныне - Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР). Кроме того, строительство коридора через Сирию представлялось китайскому руководству более выгодным и в экономическом отношении.
Для того, чтобы планы по организации сирийского коридора не могли осуществиться, требовалось раскачать политическую ситуацию в Сирии до такого состояния, чтобы любой транзит через территорию этой страны не представлялся возможным. Война в Сирии стала прекрасным способом блокировки проекта «Один пояс - один путь» на средиземноморском направлении. Со времени «революций» в странах Северной Африки и Аравийского полуострова — т.н. «Арабской весны» — прошло почти семь лет, однако ситуация в Сирии не стабилизируется. Война стала затяжной, а действия вооруженных группировок делают невозможными любые попытки по строительству сухопутных путей через эту страну. Можно сказать, что оппоненты Китая добились своей цели - строить коридор через Сирию сейчас невозможно.
Какой путь остается у Китая? На смену сирийскому коридору приходит коридор из Средней Азии (Казахстана и Туркменистана) через Каспийское море в Азербайджан и далее - в Грузию, в Батуми, а затем - в Черное и Средиземное моря. Китай проявляет большую заинтересованность в развитии экономических отношений с Грузией и Азербайджаном, что свидетельствует о далеко идущих планах Пекина в отношении этих закавказских республик. В свою очередь, и Азербайджан, и Грузия также заинтересованы в пропуске китайского коридора через свои территории, поскольку это позволит им существенно улучшить свое экономическое положение, в том числе за счет строительства инфраструктуры и привлечения инвестиций.
В начале 2018 года вступает в силу договор Тбилиси с Пекином о свободной торговле. Аналогичное соглашение действует у Грузии и с Евросоюзом. При этом Тбилиси, несмотря на давние противоречия во взаимоотношениях с Москвой, стремится получить дивиденды и от сотрудничества с Евразийским экономическим союзом, в партнерские отношения с которым вовлечен проект «Один пояс - один путь».
В развитии отношений с Китаем заинтересован и ряд стран Восточной Европы. Постепенно восточноевропейские политики начинают понимать, что в Евросоюзе им в любом случае будет уготовано второстепенное место. Позиции стран Восточной Европы не учитываются европейскими «тяжеловесами» при обсуждении даже самых важных вопросов, например - размещения мигрантов. Фактически страны Восточной Европы, Балканского полуострова рассматриваются Евросоюзом как ресурсные территории, с которых можно черпать дешевую рабочую силу. Кроме того, вхождение этих стран в Евросоюз и НАТО всегда рассматривалось как профилактика распространения на них российского влияния. США и Западная Европа в 1989-1990 гг. не для того одержали серьезнейшую победу над СССР, вытеснив Москву из Восточной Европы, чтобы сдать затем свои позиции.
Очень активную роль в развитии взаимоотношений Китая и стран Восточной и Центральной Европы играет Венгрия. Будапешт - современный «диссидент» Евросоюза. Мы знаем, что по ряду принципиальных вопросов Венгрия занимает отличную от Евросоюза позицию. Это касается и миграционной политики, и отношения к однополым бракам, и санкций против России. Не удивительно, что Будапешт стремится развивать все более активные взаимоотношения с Китаем. Недавно в Будапеште прошел саммит «16+1» — шестой по счету. Участие в саммите традиционно приняли представители Китая. Что такое «16+1» — это шестнадцать государств Восточной и Центральной Европы, Балканского полуострова - Албания, Босния и Герцеговина, Сербия, Македония, Хорватия, Словения, Черногория, Болгария, Румыния, Словакия, Венгрия, Чехия, Польша, Латвия, Литва и Эстония. Плюс один - это плюс Китай. Многие участники саммита - члены Евросоюза и НАТО, но они не скрывают своего желания сотрудничать с Китаем. Для Пекина это - очередная дипломатическая победа, а для Брюсселя - повод для беспокойства.
Растущее влияние Китая на страны Восточной и Центральной Европы не может не беспокоить руководство Евросоюза. Во время «холодной войны» Китай практически не имел влияния на страны Восточной Европы, находившиеся под советским патронажем. Некоторое время Пекин сотрудничал лишь с Албанией, Румынией и Югославией. В 1990-е годы Восточная Европа попала под политическое и экономическое влияние США и Евросоюза. Однако сейчас ситуация меняется кардинальным образом.
Пекин привлекает страны Восточной Европы обещаниями многомиллиардных инвестиций в развитие национальных экономик. В первую очередь, речь идет о вложениях в развитие транспортной инфраструктуры, модернизации энергетики. Инвестиции - это не только деньги и новые возможности, это еще и новые рабочие места, а проблема безработицы в большинстве стран Восточной Европы и Балканского полуострова стоит очень остро. Поэтому региональные лидеры относятся к китайскому проекту весьма благосклонно.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан даже отметил, что Китай может предоставить странам Восточной и Центральной Европы такие возможности, которые невозможно реализовать, опираясь лишь на одни ресурсы Евросоюза. И это действительно так. Ключевые игроки Евросоюза - Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды - уже не в состоянии финансировать решение многочисленных проблем стран Восточной Европы, Балканского полуострова. Более того, они всерьез и не беспокоятся о решении этих проблем, что наглядно продемонстрировала история с размещением мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки, которая стала причиной серьезных противоречий между руководством Евросоюза и странами Восточной Европы. Китай уже вкладывает в страны Восточной Европы миллиарды долларов и суммы инвестиций будут только расти.
Естественно, что в Брюсселе таким поведением восточноевропейских государств не очень довольны. Но что можно сделать? Мир меняется, а Китай играет в этих изменениях очень большую роль. Все больше стран начинает понимать, что ориентироваться на Китай в текущей мировой политической и экономической ситуации куда выгоднее, чем оставаться вечными сателлитами США и Евросоюза. Еще больше руководителей Евросоюза пугает тот факт, что и западноевропейские (здесь речь идет о политическом и культурном понятии «Западная Европа») страны все больше интересуются развитием взаимоотношений с Китаем. Например, Австрия высказывается за то, чтобы китайский «Новый шелковый путь» обязательно проходил через ее территорию, прекрасно понимая все выгоды и позитивные последствия этого шага.
Мы видим, что Китай методично и успешно идет к достижению своей цели - распространению своего экономического, а затем и политического влияния на страны Азии, Европы и Африки. «Новый шелковый путь» — лишь один из способов расширения этого влияния. Но на что могут решиться Соединенные Штаты в попытках не допустить утверждения китайского «господства»?
Китайская экспансия или новая Орда
Эффективный контроль, осуществляемый в течение продолжительного времени над стратегическим районом за пределами географических границ Китая, в конечном итоге, приведет к переносу его географических границ.
Самое первое, самое главное и самое важное в смысле последствий решение, которое должен принять государственный деятель и командир, - это определить тип войны, в которую он погружается...
Карл фон Клаузевиц. «О войне»
Геополитическая концепция китайской экспансии направлена на перенос стратегических границ за пределы территории Китая.
По мере того, как баланс власти между США и Китаем радикально меняется и смещается в пользу Пекина, китайцы стараются расширить границы, распространив их на те районы, которые Китай считает неотъемлемой частью своей территории (Brendan O"Reilly. US, China set for a year of surprises, Jan 5, 2013).
Перенос стратегических границ за пределы территории государства, претендующего на мировое господство, может осуществляться разными средствами: политическими, экономическими, демографическими, духовными и военными.
Отсюда, китайская экспансия может быть политической, экономической, демографической, духовной и военной.
Что касается политической экспансии, то здесь Китай направляет свои усилия, чтобы через создание политических союзов привязать к себе другие страны, а затем с помощью экономических рычагов (а точнее, денег) подчинить их своей власти.
В январе 2012 г. китайская газета «Жэньминь жибао» опубликовала статью под названием «Китаю и России следует создать Евразийский альянс». В ней, в частности, обозначается главная цель этой инициативы: «Одновременно с атакой на море Китаю необходимо постепенно завоевывать западную часть Евразии)».
Это полностью соответствует одному из принципов китайской стратегии - «придушить противника в объятиях дружбы».
Экономическая экспансия ориентирована на формирование экономической системы Универсальной империи.
Китай стал второй экономикой в мире после США, и этот потенциал создает все возможности для энергичного проведения курса на экономическую экспансию по всем направлениям.
Целью этого курса является перенос экономических границ за пределы Китая и захват экономического лидерства в мире.
Китай формирует геополитическое и экономическое пространство своей Глобальной империи.
Как это осуществляется?
Китай создает зоны свободной торговли более чем с 20 странами (по сути, это структуры, параллельные ВТО). Кроме того, он выдает кредиты на двухсторонней основе в масштабах больших, чем МВФ (и явно конкурируя с ним). Он привязывает любую помощь странам Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки жесткими требованиями за-
купки исключительно китайских товаров (формируя зависимость от КНР). Всё это элементы «мягкой» силы, используемые Китаем для глобального контроля своего жизненного пространства (Е. Н. Грачиков. Взгляд Китая на современное мироустройство и многополярность, 22.08.2012г.).
Одной из важнейших задач на пути захвата экономического лидерства в мире является захват экономического лидерства в регионе Средней Азии. Эта задача решается через постановку под свой контроль республик Средней Азии, превращение их в своих вассалов и данников, отторжение их от России и вытеснение России как конкурента.
Золотая Орда, захватив ряд русских княжеств, превратила князей в вассалов-данников.
Китай проводит политику, направленную на «дезинтеграцию постсоветского пространства с центром в Москве и консолидацию среднеазиатских стран вокруг другого центра - Пекина».
Важную роль в реализации этой цели играет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).
Как пишут эксперты, в ШОС существуют серьезные расхождения интересов РФ и КНР. Китай стремится использовать ШОС, чтобы обеспечить определяющее влияние на экономическую ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Недопущение расширения влияния России в АТР является основой политики Китая в ШОС.
По мнению аналитиков, Пекин, идя на контакт с Россией, в первую очередь стремится разыграть в своих целях «российскую карту». «Китай рассматривает Россию как своего противника, временный союз с которым позволит усыпить ее бдительность и в дальнейшем ее покорить».
Китаевед А. Девятов говорит: «Союзник в китайском сознании - это не тот, кого надо спасать, иногда жертвуя собой (как Красная Армия во Второй мировой войне), а тот, кем можно пожертвовать в войне с врагом».
История учит нас, как может поступить Китай с Россией.
15 октября 1957 г. было подписано советско-китайское соглашение, которое предусматривало оказание Советским Союзом содействие Китаю в производстве ядерного оружия, в том числе путем предоставления КНР образцов атомной бомбы и технической документации по ее изготовлению. Совершенно очевидным считалось, что в будущей войне советские и китайские воины будут сражаться плечом к плечу. В знак «благодарности» за этот союзнический шаг советского руководства Китай впоследствии в течение многих десятилетий откровенно рассматривал СССР как своего врага.
В декабре 1993 г. в редакционной статье «Два великих деяния
в жизни Мао Цзэдуна» «Жэнь-минь жибао» писала в связи со столетием со дня его рождения: «Некоторые товарищи не одобряли отклонения от советского лагеря. Но теперь, после поразительных перемен, случившихся в Восточной Европе и в самом СССР в 1989-1991 годах, никто у нас, пожалуй, уже не усомнится в правильности курса, взятого тогда Мао Цзэдуном».
Основными технологиями китайской экономической экспансии являются:
4 создание общей инфраструктуры со странами Средней Азии, которая привязывает их к Китаю, превращая в одно государство с руководящим центром в Пекине;
4 предоставление связанных кредитов под условия, отвечающие интересам строительства Срединной империи;
4 скупка земель по всему миру;
4 создание китайских промышленных и сельскохозяйственных зон в разных странах.
Создание общей инфраструктуры со странами Средней Азии направлено на то, чтобы превратить Центральную Азию в общую с Китаем территорию. Китай уже сейчас рассматривает этот регион как единую территорию, где границы национальных государств уже не имеют значения.
Китай стремится максимально охватить страны Центральной Азии своей транспортной инфраструктурой.
Китай внедряет в
страны Центральной Азии свой стандарт железнодорожной колеи шириной 1435 мм, принятый также в Европе, Турции и Иране. Но на территории бывшего СССР принят стандарт колеи шириной 1520 мм. Переход нескольких государств СНГ на другой стандарт железнодорожной колеи означает переориентацию товарных потоков на новые транспортные коридоры, минуя Россию.
Ротшильды (NM Rothschild & Sons) являются главным советником по инвестициям китайской компании Petro China, самой крупной нефтяной компании в Азии, и китайской компании, занимающейся железными дорогами China’s Mass Transit Railway Corporation.
США и Китай реализуют проекты создания железнодорожной сети в Афганистане и Центральной Азии.
Речь идет о «создании нового железнодорожного коридора для государств Центральной Азии, который будет свободен от влияния России и обеспечит им такой выход на мировые рынки, которого раньше никогда не было». По сути, строительство железнодорожной сети в Афганистане имеет целью оторвать Центральную Азию от России в сфере транспортных коммуникаций (КабуловЭ. Рельсовая война Вашингтона в Афганистане и Центральной Азии, http://www.fondsk.ru (16.02.2013).
И эта антироссийская цель оказывается общей для США и Китая. Китай намерен построить железную дорогу через Киргизию в Узбекистан для транспортировки товаров на Ближний Восток. Опять же в обход России.
Эксперт по вопросам безопасности Токтогул Какчекеев из Бишкека утверждает, что Китай и США уже нашли «точки соприкосновения» по вопросу строительства железной дороги через Киргизию. «Этот маршрут для Китая важен тем, что китайцы получают выход на рынки Европы и Азии, минуя Транссибирскую магистраль, а это выгодно и Соединённым Штатам. Вдобавок параллельно пойдут и маршруты трубопроводов, а в иранских и туркменских углеводородах заинтересованы Пакистан, Индия и, главное, Китай. Если говорить о США, то ни о каких товарах центрально-азиатских республик в крупных объемах здесь говорить не приходится... Для американцев железнодорожная сеть Афганистана - политический инструмент для изоляции Центральной Азии от России...»
В Киргизии считают, что Китай не ограничится только строительством «железки». Ведь в качестве оплаты проекта, который оценивается примерно в 2 миллиарда долларов, Пекин просит отдать месторождения меди и других металлов (КабуловЭ. Рельсовая война Вашингтона в Афганистане и Центральной Азии. http://www.fondsk.ru (16.02.2013).
«При кажущейся экономической выгоде такого проекта для республик Средней Азии, они, как и Россия, получат новые проблемы, - говорит Михаил Чернов, специальный представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в странах Средней Азии и Кавказа. - Новая структура переформатирует весь регион. Коммуникации обеспечат резкое увеличение наркопотока, а также новых каналов распространения радикальных исламских салафит-ских течений... Киргизия, Таджикистан и Узбекистан... не имеют иммунитета против этих угроз. В советское время границы были закрыты, авто- и железнодорожное сообщение практически отсутствовало. Сейчас ситуация объективно меняется».
Дискуссии о том, как изменится геополитический ландшафт Евразии после создания в Афганистане железнодорожной сети, которая объединит все дороги Центральной и Южной Азии, Китая и Ближнего Востока, ещё будут продолжаться, но сам проект уже запущен. Рано или поздно, считают специалисты, всё будет построено (Кабулов Э. Рельсовая война Вашингтона в Афганистане и Центральной Азии, http://www.fondsk.ru (16.02.2013).
В январе 2012 г. китайские информационные агентства распространили статью доктора Ли Гуаньцюня «Существующие проблемы в китайско-российских отношениях и меры, которые должны быть приняты Китаем». Автор, признавая стремление нашей страны вернуть статус великой державы, отмечает, что точно такая же цель стоит и перед Китаем, что в долгосрочном плане рождает «некоторую конфронтацию».
Ли Гуаньцюнь обозначил Среднюю Азию как регион столкновения интересов. Далее следует однозначная формулировка: «...Россия не в состоянии самостоятельно урегулировать обстановку в СНГ, особенно решить проблемы в экономике, сфере безопасности и борьбы с терроризмом в Центральной Азии. Китай... присоединяется к делам в Центральной Азии и СНГ с тем, чтобы получить нефтегазовые ресурсы Центральной Азии и коридор во внешний мир».
Китай целенаправленно вытесняет Россию из Средней Азии.
Согласно данным WikiLeaks, бывший посол Китая в Казахстане Чэн Гопин во время встречи с американским послом 22 января 2010 г. заявил: «Китай должен работать здесь (в Средней Азии), ведь рост китайского влияния разрушит монополию России в регионе». Об этом написал в дипломатической депеше американский посол. Говоря о роли Китая в Центральной Азии, Чэн Гопин сказал, что «новые нефте- и газопроводы разрушают монополию России на экспорт энергоресурсов и снижают зависимость от России».
Соглашения о сотрудничестве, которые Китай заключает со странами постсоветского пространства, «как правило, направлены против России, в ущерб России, в обход России и представляют угрозу ее национальным интересам».
В целом к числу направлений, по которым интересы России и Китая в Центральной Азии в ближайшей перспективе могут вступить в наибольшее противоречие, можно отнести:
4 оказание политического влияния на лидеров государств Центральной Азии, а также формирование групп, ориентированных на Россию или Китай;
4 оказание влияния в области культуры и образования (сегодня влияние русской культуры на постсоветском пространстве сокращается, ему на смену идет западная и китайская массовая культура) (Фролова И. Реакция замещения. 04.12.2012).
Одной из важнейших технологий экономической экспансии
Китая является предоставление связанных, льготных кредитов.
С их помощью происходит интеграция стран Средней Азии в проект Универсальной империи.
В условиях финансового кризиса эти страны берут кредиты, попадая в кабальную финансовую зависимость от Китая. При этом он предоставляет так называемые связанные кредиты, то есть дает деньги под установленные им цели и проекты, обслуживающие стратегические интересы Китая.
«Связанные кредиты, выдаваемые под низкие проценты и на длительный срок (в этом заключается особая выгода долгового рабства), позволяют Китаю проникать во все сферы экономики стран Средней Азии и постепенно перехватывать бразды правления ими».
Примером тому может служить Таджикистан. На конец 2010 г. его внешний долг достигал 1,7 миллиарда долларов, из которых 655 миллионов приходились на Китай. 1 апреля прошлого года внешний долг страны составлял уже более 2,1 миллиарда, из них на Китай приходилось 878 миллионов. На данный момент Таджикистан является получателем 2/3 всех средств, инвестируемых Поднебесной в Центральноазиатский регион. На вопрос, чем Душанбе будет расплачиваться с Пекином, ответа пока нет, но не исключено, что именно таджикскими территориями. Китай может претендовать на некоторые районы Памира, которые переполнены полезными ископаемыми: ураном, золотом, бокситами, асбестом, горным хрусталем и много чем еще ( бйр://1еп1а . ги/агИс1ез/2013/05/14/рат"1Г/).
В конце 2012 г. Информационное агентство ЯЕвШМ публикует статью под заголовком «Голодранцы достали ложки! Китай обещает выдать до $10 млрд кредитов странам ШОС». В ней говорится следующее. Заместитель главы Министерства коммерции КНР Цзян Яопин на Совещании министров стран ШОС заявил: «Китай готов предоставить странам Шанхайской организации сотрудничества $10 млрд кредитов». По его словам, Китай уже предоставил странам ШОС кредиты на общую сумму $3 млрд в кризисном 2009 г., и правительство КНР готово и в дальнейшем оказывать финансовую поддержку в реализации совместных проектов в регионе. Цзян Яопин также сообщил, что объем торговли Китая со странами ШОС, по итогам 9 месяцев 2012 г., вырос на 9,6% и достиг $90 млрд.
Кроме предоставления связанных кредитов, еще одним важным направлением политики экономической экспансии Китая является скупка земель.
Еще в конце 2009 г. в прессе прошло сообщение, что «Пекин создает гигантский госфонд, в который для начала закачают 1 млрд долларов. Официально объявлено, что все средства предназначены для «инвестиций в сельскохозяйственное производство... на территории стран СНГ» (Ушакове. Желтый чернозем).
«Для России подобный эксперимент может быть крайне опасным, - полагает Микаелян. - Китай - наш сосед, а регионы Сибири и Дальнего Востока крайне слабо заселены. В связи с этим передача части территорий этих регионов представителям Китая может таить в себе массу проблем, особенно в долгосрочной перспективе. Достаточно вспомнить историю с Косово - абсолютно аналогичная ситуация. Туда пустили албанцев, что в итоге привело фактически к отделению этой части Сербии»
«Вопрос продажи или аренды земли вписывается в рамки рыночной экономики, но и геополитические интересы в данном случае должны присутствовать», - полагает директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев. Кроме того, необходимо учитывать мнение населения страны, которая сдает в аренду или же продает свою территорию, полагает эксперт. «В случае, если речь пойдет об аренде земель в России, я могу уверенно, без всяких социологических опросов сказать, что большая часть населения будет против такого присутствия», - подчеркнул Николаев (Егоров М., Куликов С. Китай пошел скупать земли по миру. НГ, 12.05.2008).
В 2011 г. Таджикистан официально оформил передачу Китаю более 1000 кв. км своей территории. Китай претендует еще на 27 тысяч кв. км республики.
Китай скупает огромные земельные площади за рубежом.
Только в Конго в собственности КНР находится около 3 миллионов гектаров земель. В Замбии были куплены 2 миллиона гектаров. В Мозамбике и Танзании был приобретен почти 1 миллион гектаров ( http://www.agroxxi . ru/stati/zemelnyi-peredel-uroki-afriki. html).
Активность в сфере скупки африканских земель приравнивается к новой колонизации. Каковы последствия для населения страны, чью территорию скупают иностранцы?
Это возможное переселение проживающих там жителей. Так, в Эфиопии, где действуют индийские компании, было переселено около 300 тысяч местного населения, причем только 20 тысяч из них смогли получить работу в новых фермерских хозяйствах, а 280 тысяч фактически остались без средств к существованию, поскольку их хозяйства были снесены и никакой компенсации никто не получил.
Подобная ситуация наблюдается и в других государствах Африки. ООН считает сложившуюся ситуацию как самую большую гуманитарную катастрофу (http://www.agroxxi.ru/stati/zemelnyi- peredel-uroki-afriki . html).
За экономическим присутствием следует военное присутствие Китая. Китай ввел в Африку свои частные военные компании (ЧВК). Они охраняют, например, интересы китайского бизнеса в Анголе, где работают около 260 тысяч китайцев. Китайские ЧВК используются для охраны расширяющегося влияния Китая в Южной Америке. То есть следом за капиталом и рабочей силой всегда идут ЧВК.
Таким образом, Китай формирует фундамент для создания своих военных баз по всему миру.
Конечно, создание ЧВК и обращение к их услугам является для государства самоубийственным курсом. Но его пагубное воздействие на государственность правители понимают только после неизбежной катастрофы.
Каковы риски для России, связанные с проводимым Китаем курсом на скупку земель?
Известно, что продажа земли иностранным компаниям в РФ запрещена. Однако решить эту проблему не составляет большого труда. Пример тому - итало-шведская компания Black Earth Farming, которая через дочернее предприятие уже приобрела около 300 тысяч гектаров в районе Черноземья. Китай сейчас тоже проявляет большой интерес к российским землям ( http://www . agroxxi.ru/stati/zemelnyi-peredel-uroki-afriki.html).
Важной технологией экономической экспансии является создание китайских промышленных и сельскохозяйственных зон в разных странах, прежде всего в странах СНГ.
Одной из таких стран является Белоруссия.
Указом Лукашенко № 253 от 05.06.2012 г. создан Китайскобелорусский индустриальный парк (КБИП), площадь которого составляет 8048 гектаров. Китай добился права частной собственности на землю. Важным органом КБИП будет совместная китайско-белорусская компания по развитию Парка. Доля Беларуси в ней будет составлять 40%, Китая - 60%. В Китайско-белорусский индустриальный парк планируется привлечь до 600 тысяч китайских работников и специалистов.
По данным белорусского правительства, величина кредитной линии, открытой Китаем для реализации инвестпроектов в Белоруссии, составляет 16 миллиардов долларов. В подавляющем большинстве это связанные кредиты, выдаваемые под условие приобретения на выделенные деньги китайского оборудования, технологий, использования китайской рабочей силы.
Как считают белорусские эксперты, связанные кредиты помогают экономике Китая, а для Белоруссии это - долговая яма. Все это может повлечь утрату экономического суверенитета и в результате - утрату государственности.
Страны Средней Азии постепенно становятся частью новой орды - Глобальной империи, создаваемой Китаем. А может ли стать ее частью Белоруссия? А Украина?
Китай выделяет кредиты Украине, которые фактически превращают ее в продовольственную колонию Китая. 30 июля 2012 г. Верховная Рада Украины предоставила государственные гарантии на кредит Экспортно-импортного банка Китая в размере $3 млрд для сельского хозяйства. Ежегодный рост экспорта украинской сельхозпродукции в Китай достиг 25% ( http://www.regnum.ru/news/ роШ/1595489.html).
Китай намерен приобрести на Украине агрохолдинги, площадь которых составляет не менее 200 тысяч гектаров.
Но, как показывает опыт других стран, за земельной экспансией Китая следует экспансия военная. Готовы ли Белоруссия и
Украина принять китайских наемников, китайские частные военные компании?
Украину вместе с китайскими кредитами и инвестициями ожидает и наплыв китайских мигрантов. В большинстве заключаемых контрактов особым пунктом идет использование в совместных проектах специалистов из Китая.
Таким образом, великий «желтый гегемон» прибавляет к числу имеющихся новую сырьевую колонию на Украине, где контроль над главными сельхозартериями будут осуществлять китайские менеджеры. И, может быть, скоро Украина превратится в форпост китайской цивилизации в Восточной Европе... (БредихинА. Янукович и Си Цзиньпин: сотрудничество или экспансия?).
Пекин конкурирует с Москвой не только на территории стран постсоветского пространства, но и на территории самой Российской Федерации, перехватывая инициативу у федерального центра.
Экономическая экспансия Китая распространяется и на Россию. Станет ли она частью Глобальной империи, создаваемой Китаем?
Это называется политика «китаецентризма». Она направлена на усиление китайского присутствия в соседних с Китаем российских регионах.
Пекин стимулирует долговременную социально-экономическую «привязку» соседних российских регионов к Китаю.
К концу ноября 2012 г. свыше 70% внешней торговли этих регионов приходилось на Китай.
До 80% иностранных капиталовложений в этих регионах - опять-таки китайские.
Численность китайской рабочей силы в тех же регионах за 2010-2012 гг. возросла на 30% (в 2006-2010 гг. рост был 15-17%).
Кроме того, китайские компании в этих регионах России с 2011-2012 гг. предпочитают долгосрочные контракты на ввоз туда из Китая рабочей силы, оборудования, транспортных средств, а также продовольствия и других товаров повседневного спроса (Валиев А. Непредсказуемая Поднебесная).
Китай активно осваивает территорию российского Дальнего Востока, вкладывая в этот регион больше средств, чем российское правительство. По сообщению агентства «Синьхуа», китайские инвесторы учредили в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях, а также в Еврейской автономии 34 специальные китайские зоны, куда инвестировали около 3 млрд долларов. Для сравнения: Москва перечисляет в бюджеты этих регионов почти в три раза меньше денег - менее 1 млрд долларов
Причем китайские инвестиции на российских землях - это целенаправленная государственная политика по освоению новых территорий. «Синьхуа» пишет: «С разрешения правительств Китая и России китайские предприниматели могут открывать в России промышленные и сельскохозяйственные зоны, включая зоны обработки, разведения, строительства, вырубки леса и оптовых рынков».
Китай уже создает на своей территории специальные органы
по управлению зонами освоения в России. Как пишет «Синьхуа»: «Администрация Хэйлунцзяна сформировала специальную руководящую группу, которая отвечает за решение вопросов, возникающих в процессе строительства и развития зарубежных промышленных и сельскохозяйственных зон» (Краснов П. Китай взял российские земли в аренду).
Хэйлунцзян - это соседняя с Россией приграничная провинция с населением более 38 млн человек и административным центром в Харбине.
Конкурируя с Москвой на территории РФ, Китай стремится вытеснить федеральный центр из Сибири и Дальнего Востока. В результате Китай фактически добился того, что процесс освоения российского Дальнего Востока управляется и контролируется не столько из Москвы или Хабаровска, сколько из Харбина - точнее, из «специальной руководящей группы», созданной китайскими чиновниками.
Как отмечало информационное агентство «Синьхуа», власти Хэйлунцзяна «одалживают» земли в России не первый год. Например, только приграничный город Муданьцзян арендовал в 2010 г.
146,6 тысячи гектаров. Это на 42% больше, чем в 2009 г. (Краснов П. Китай взял российские земли в аренду).
Экономическая экспансия Китая происходит параллельно с экспансией демографической.
Китай поощряет, в том числе в финансовом отношении, китайскую миграцию в государства постсоветского пространства и создание там эмигрантских сетей, подчиненных специально созданному министерству и призванных обеспечивать интересы Китая.
Название эмиграции «хуацяо» так и переводится - «мост на китайский берег».
Столыпин писал о Дальнем Востоке и об опасности проникновения туда других народов: «Оставлять этот край без внимания было бы проявлением громадной государственной расточительности. Край этот нельзя огородить каменной стеной. Восток проснулся, господа, и если мы не воспользуемся этими богатствами, то возьмут их, хотя бы путем мирного проникновения, возьмут их другие».
«В 2012 г. по числу приезжих из Китая Россия проиграла только США. По информации Чэнь Цзяпэна, в Россию переехало около 9 млн граждан КНР. Большая часть из них - 5 млн - живут нелегально».
На кого замыкается нелегальная миграция из Китая?
Обширную сеть преступных групп, занимающихся перемещением нелегальных мигрантов, контролирует китайская Триада (Китайская организованная преступность на ДВ России).
Китайская Триада значит - ляократия, то есть Магог.
Таким образом, нелегальные китайские мигранты находятся под контролем китайской Триады и служат ее интересам, интересам Невидимой Кидании, тесно связанной с хазарократией и Невидимой Хазарией.
Советник председателя Конституционного суда РФ, генерал-майор милиции в отставке В. С. Овчинский пишет: «Проведенные российскими учеными социологические исследования в китайских землячествах Москвы, Иркутска, Хабаровска, Владивостока, а также анализ материалов, собранных в Благовещенске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Барнауле и Белокурихе (Алтайский край), показали, что Россия, как и весь мир, переживает переломный период. Его сущность заключается в формировании глобальной китайской миграции и китайских землячеств. Сейчас начался этап их организованной экспансии и расширения их предпринимательской деятельности» (Овчинский В. С. Мафия XXI века: сделано в Китае).
По данным оперативных подразделений, практически все китайские землячества находятся под негласным контролем собственных мафиозных структур. Система взаимоотношений в землячествах фактически организована по модели «Триады»
(строжайшее подчинение теневым лидерам, обет молчания, жестокое наказание непокорных и т. д.) (Овчинский В. С. МафияXXI века: сделано в Китае).
Китайская «Триада» считается самой крупной и организованной мафиозной организацией в мире. С ней не могут соперничать ни сицилийская «Коза Ностра», ни японская якудза, ни русская, ни какая-либо другая мафиозная структура. Самая крупная китайская диаспора на Украине - в Одессе. Китайцы начали обживать Украину еще в середине 80-х годов. В Одесской области уже есть целые китайские села со своими сельсоветами
Жертвы Триады в милицию жаловаться не идут. Малейшее обращение за помощью в органы будет стоить жизни, как им, так и всем родным в Китае. «Триада» - организация, которая имеет интересы во всем мире. В любой стране, где появляется китайская диаспора, « Триада » будет присутствовать однозначно (Киплинг В. Суровые будни китайской мафии).
Экономическая и демографическая экспансия могут обеспечить «эффективный контроль» над «стратегическим районом», например, Сибири и Дальнего Востока.
В связи с этим заслуживает внимания доклад доктора юридических наук Э. 3. Имамова, с которым он выступил еще в конце 1993 г. на ежегодной конференции Центра исторических и политических исследований Института Дальнего Востока РАН. В докладе отмечается распространение в общественном сознании «мифа о некоей удачной дополняемости» экономик России и Китая. «В результате этого из Китая хлынул поток дельцов-мошенников, жаждущих заполучить сырьевые ресурсы России, а российский миф о дополняемости экономик породил иллюзии о неких инвестиционных возможностях КНР. Китайцы успешно этим воспользовались.
ШШШ*
При создании совместных предприятий, - отмечается в докладе, - китайский бизнесмен стремится поставить в Россию технологические неликвиды, сбыть залежалый и плохого качества товар, организовать нехитрое производство... получить рубли, закупить на них сырье и вывезти его в Китай для последующей перепродажи южным провинциям страны. При этом производительные силы России интенсивно эксплуатируются и деградируют. Люди отвлекаются, по существу, на обслуживание китайской экономикотерриториальной экспансии. Активизируется хищническое истребление природных ресурсов, а в практику человеческих взаимоотношений привносится китайский вариант колониалистских приемов владения и управления-разделения, противопоставления, подкупа, предательства и обмана, без которых невозможна реализация никаких экспансионистских устремлений.
Иллюзии об инвестиционных возможностях китайских фирм используются ими и для достижения такой опасной для России стратегической цели, как ввоз в нашу страну поселенцев для освоения ее жизненного пространства... Не зная языка, культуры, законов, традиций и обычаев России, лишенные не только каких-либо амбиций, но и профессиональных навыков, эти люди оседают на просторах России чужеродным элементом, не включенным в окружающую их жизнь и являющимся, по сути, балластом социальной действительности».
На основании вышеизложенного в докладе указывается на необходимость «разработки мер по нейтрализации экономических и территориальных притязаний КНР». Это «предполагает развитие практики ограничений в определении рамок правового положения конкретной категории иностранцев». Кроме того, «необходимо также усиление государственного контроля за китайскими инвестициями».
Как было подчеркнуто в докладе, «принципиальной корректировки требует положение о «дополняемости» экономик наших стран. Главное здесь в необходимости убедить общественность в том, что не Китай по отношению к России, а, напротив, Россия по отношению к Китаю может выступать реальным инвестором, располагающим достаточными финансовыми и технологическими возможностями. При правильной постановке дела Китай может оказаться для России идеальной страной экспорта капитала, что, кстати, не отрицают и китайские партнеры» (Проблемы Дальнего Востока. 1994, №2).
Экспансия может быть не только мирной - экономической и демографической, но и немирной - военной.
Военная экспансия, где главную роль играют вооруженные силы Китая, закреплена в концепции «стратегических границ и жизненного пространства». Эта концепция разработана для обоснования наступательных боевых действий китайских ВС.
Концепция подразумевает перенесение боевых действий из приграничных районов в зоны «стратегических границ».
Концепция не указывает определенное направление, в котором станут расширяться границы жизненного пространства. Но очевидно, что расширение может произойти только в сторону России
и республик Средней Азии (Храмчи-хинА. С кем будет воевать Китай? http://apn.kz (21.09.06)).
Предлогом для агрессии может стать нарушение «надлежащих прав и интересов китайцев, проживающих за границей».
Русский дипломат и китаевед Александр Яковлевич Максимов (1851-1896), в своем труде «Наши задачи на Тихом океане» еще в конце XIX в. писал: «Не надо забывать, что А. Я. Максимов Китай при всех дружественных отношениях к России всегда держит за пазухой камень, которым бил нас часто и пребольно, но всегда пользовался нашим крайним доверием и рыцарской честностью, пользовался нами, не раз обманутыми им и оскорбленными».
В одном из номеров журнала «Изучение русского языка» за 1992 г. некий филолог, по имени Чэн Даоцай, пишет: «Шесть городов на территории России близ российско-китайской границы имеют по два названия: русское и китайское. Если обратиться к истории, то станет понятно, что это историко-культурные следы, оставленные агрессиями царской России против Китая». Это города Хабаровск, Владивосток, Благовещенск, Уссурийск, Николаевск-на-Амуре, Нерчинск.
Военные аналитики пишут, что Россия, обеспокоенная агрессивными планами наращивания военного присутствия США в Средней Азии, не уделяет должного внимания противостоянию здесь ползучей экспансии Китая.
Как отметил профессор Ли Гуань-цюнь, в стратегическом плане интересы двух держав входят в конфронтацию и Средняя Азия обречена рано или поздно вернуться под крыло одной из них.
Геноцид в Руанде 1994 - кампания массовых убийств тутси и умеренных хуту, совершенные хуту. А также массовые убийства хуту, совершенные Руандийским патриотическим фронтом (РПФ) тутси. Со стороны хуту осуществлялись военизированными формированиями экстремистов хуту «Интерахамве» и «Импузамугамби» в Руанде при активной поддержке сочувствующих из числа рядовых граждан с ведома и по указанию властей страны.
Скорость убийств превышала в пять раз скорость убийств в немецких концлагерях в годы Второй мировой войны. Конец убийствам тутси положило наступление Руандийского патриотического фронта тутси.
10 указов хуту
Каждый Хуту должен знать, что женщина Тутси, где бы она ни была, преследует интересы ее этнической группы. Поэтому предателем будет считаться тот хуту, который женится на женщине тутси, заведет дружбу с женщиной тутси, или будет держать тутси в качестве секретарши или наложницы.
Каждый Хуту должен помнить, что дочери нашего племени более сознательно относятся к своей роли жен и матерей. Они более красивы, честны и работоспособны в качестве секретарш.
Женщины Хуту, будьте бдительны, попытайтесь образумить своих мужей, братьев и сыновей.
Каждый Хуту должен знать, что Тутси лжив в сделках. Его единственной целью является превосходство его этнической группы. Посему предателем будет считаться каждый хуту, который
- является деловым партнером тутси
- который вкладывает деньги в проект тутси
- который одалживает или ссужает деньги тутси
- который помогает тутси в бизнесе посредством выдачи лицензии и так далее.
Хуту должны занимать все стратегические посты в политике, экономике, правоохранительных органах.
В сфере образования большинство учителей и учеников должны принадлежать к племени хуту.
Вооруженные силы Руанды будут комплектоваться исключительно представителями Хуту.
Хуту должны перестать жалеть Тутси.
Хуту должны быть едины в борьбе против Тутси.
Каждый Хуту должен распространять идеологию Хуту. Хуту, который попытается помешать своим братьям распространять идеологию хуту, считается предателем.
Руандийское общество традиционно состояло из двух каст: привилегированного меньшинства народности тутси и подавляемого большинства народности хуту, хотя ряд исследователей высказывает сомнения относительно целесообразности разделения тутси и хуту по этническому признаку и указывает на то обстоятельство, что в период бельгийского контроля за Руандой решение об отнесении конкретного гражданина в тутси или хуту выносилось по имущественным признакам.
Говорят тутси и хуту на одном языке, но теоретически имеют заметные расовые отличия, сильно сглаженные многолетней ассимиляцией. До 1959 статус кво сохранялся, но в результате периода массовых беспорядков хуту получили административный контроль. В период обострения экономических сложностей, совпавший по времени с активизацией повстанческого движения на базе тутси, известного как Руандийский патриотический фронт, c 1990 года начался процесс демонизации тутси в средствах массовой информации, особенно в газете «Kangura» («Пробудись!»), публиковались всевозможные домыслы о всемирном заговоре тутси, акцентировалось внимание на жестокости боевиков РПФ, а некоторые репортажи сознательно фабриковались, как случай с женщиной хуту, забитой насмерть молотками в 1993 или захватом близ бурундийской границы шпионов-тутси.
Хроника
6 апреля 1994 года на подлёте к Кигали из ПЗРК был сбит самолёт, на котором летели президент Руанды Жювеналь Хабьяримана и президент Бурунди Нтариамира. Самолет возвращался из Танзании, где оба президента участвовали в международной конференции
Премьер-министр Агата Увилингийимана была убита на следующий день, 7 апреля. Утром этого дня охранявшие дом премьер-министра 10 бельгийских и 5 ганских миротворцев ООН были окружены солдатами президентской гвардии Руанды. После недолгого противостояния бельгийские военные получили по радиосвязи от своего командира распоряжение подчиниться требованиям нападавших и сложить оружие. Увидев, что охранявшие её миротворцы разоружены, премьер-министр Увилингийимана с мужем, детьми и несколькими сопровождающими пыталась спрятаться на территории американского посольства. Однако солдаты и боевики молодёжного отделения правящей партии, известного как «Интерахамве», нашли и зверски убили премьер-министра, её супруга и ещё несколько человек. Чудом уцелели только ее дети, спрятанные одним из сотрудников ООН.
Судьба сдавшихся бельгийских солдат ООН также была решена боевиками, руководство которых считало необходимым нейтрализовать миротворческий контингент и избрало хорошо показавший себя в Сомали метод расправы с членами контингента. Боевики «интерахамве» изначально подозревали бельгийский контингент сил ООН в «симпатиях» к тутси. К тому же в прошлом Руанда была колонией Бельгии и многие были не прочь посчитаться с бывшими «колонизаторами». По свидетельствам очевидцев, озверевшие боевики сначала кастрировали всех бельгийцев, затем запихнули отрезанные половые органы им в рот и после жестоких пыток и издевательств застрелили
Государственное радио и частная станция, с ним аффилированная, известная как «Тысяча холмов» (Radio Television Libre des Mille Collines), подогревали обстановку призывами к убийству тутси и зачитывали списки потенциально опасных персон, бургомистры на местах организовывали работу по их идентификации и убийству. При помощи административных методов в организацию кампании массовых убийств были вовлечены и обычные граждане, и многие тутси были убиты своими соседями. Орудием убийства в основном служило холодное оружие (мачете). Наиболее жестокие сцены разыгрывались в местах временной концентрации беженцев в школах и церквях.
1994, 11 апреля - убийство 2000 тутси в школе Дон Боско (Кигали), после эвакуации бельгийских миротворцев.
1994, 21 апреля - Международный Красный Крест сообщает о возможных казнях сотен тысяч гражданского населения.
1994, 22 апреля - резня 5000 тутси в монастыре Сову.
США не вмешивались в конфликт, опасаясь повторения событий 1993 в Сомали.
1994, 4 июля - отряды Руандийского патриотического фронта вошли в столицу. 2 миллиона хуту, опасаясь кто расплаты за геноцид (в военизированных отрядах было 30 тысяч человек), а большинство геноцида со стороны тутси, покинули страну.
Плакат с разыскиваемыми из Руанды
Международный трибунал по преступлениям в Руанде
В ноябре 1994 года в Танзании начал работу Международный трибунал по преступлениям в Руанде. Среди подследственных - организаторы и вдохновители массового уничтожения граждан Руанды весной 1994 года, среди которых в основном бывшие чиновники правящего режима. В частности вынесен пожизненный приговор бывшему премьер-министру Жану Камбанде за преступления против человечества. Среди доказанных эпизодов было поощрение человеконенавистнической пропаганды госрадиостанции RTLM, призывавшей уничтожать граждан народности тутси.
В декабре 1999 года приговорён к пожизненному заключению Джордж Рутаганде, в 1994 году возглавлявший отряды «Интерахамве» («молодёжного крыла» правящей тогда Партии «Республиканское национальное движение за развитие демократии»). В октябре 1995 года Рутаганде был арестован.
1 сентября 2003 года рассматривалось дело Эммануэля Ндиндабахизи (Emmanuel Ndindabhizi), бывшего в 1994 году министром финансов Руанды. По данным полиции он причастен к массовому уничтожению людей в префектуре Кибуйе. Э. Ндиндабахизи лично отдавал приказы убивать, раздавал оружие добровольцам из народности хуту и присутствовал во время нападений и избиений. По данным свидетелей он заявлял: «Немало тутси проходят здесь, почему вы их не убиваете?», «Вы убиваете женщин-тутси, которые замужем за хуту? … Идите и убейте их. Они могут вас отравить».
Роль международного трибунала оценивается в Руанде неоднозначно, поскольку судебные разбирательства в нем очень продолжительны, а подсудимые не могут быть наказаны смертной казнью. Для судов над лицами, не попавшими в сферу юрисдикции трибунала, рассматривающего дела только самых главных организаторов геноцида, в стране создана система местных судов, вынесшая не менее 100 смертных приговоров.
Премьер министр Агата Увилингийимана, была на пятом месяцу беременности когда ее убили в ее резиденции. Восставшие вспороли ей живот.
43
-летняя Мукаруринда Алисе, потерявшая всю семью и руку во время массовых убийств, живет с человеком, причинившим ей увечья
42 -летняя Альфонсина Мукамфизи, чудом уцелевшая во время геноцида, остальные члены ее семьи были убиты
Р.S
Поль Кагаме, президент Руанды, здесь его очень любят, потому что он был предводителем Руандийского патриотического фронта (РПФ), который в 1994 году в результате гражданской войны захватил власть в стране и остановил геноцид представителей племени тутси.
После прихода к власти РПФ Кагаме был министром обороны, но фактически именно он и руководил страной. Потом в 2000 году его избрали президентом, в 2010 году он избрался на второй срок. Ему удивительным образом удалось восстановить силы и экономику страны. Например, с 2005 года ВВП страны выросло вдвое, и население страны на 100% стало обеспечено едой. Быстрыми темпами начали развиваться технологии, и правительству удалось привлечь в страну множество иностранных инвесторов. Кагаме активно боролся с коррупцией и хорошо укрепил государственные структуры власти. Он развил торговые связи со странами-соседями и подписал с ними договор об общем рынке. При его правлении женщины перестали ущемляться в правах и начали участвовать в политической жизни страны.
Большая часть населения гордится своим президентом, но есть и те, кто его боится и критикует. Проблема в том, что в стране практически исчезла оппозиция. То есть не совсем исчезла, а просто многие ее представители оказались в тюрьме. Также были сообщения о том, что во время предвыборной компании 2010 года некоторые люди были убиты или арестованы - это тоже связывают с политическим противостоянием президенту. Кстати, в 2010 году в выборах помимо Кагаме участвовали еще три человека от разных партий, и он тогда много говорил о том, что в Руанде свободные выборы и что граждане сами вправе выбирать свою судьбу. Но и тут критики отмечали, что эти три партии оказывают большую поддержку президенту и что трое новых кандидатов - его добрые друзья.
Как бы то ни было, в декабре прошлого года в Руанде прошел референдум о поправках в конституцию, которые дали бы Кагаме право избраться президентом на третий семилетний срок, а потом еще на два срока по пять лет. Поправки были приняты 98% голосов. Новые выборы пройдут в следующем году.
В 2000 году, когда Кагаме стал президентом, парламент Руанды принял программу развития страны Vision 2020. Ее цель состоит в том, чтобы превратить Руанду в технологичную страну среднего достатка, побороть бедность, улучшить качество здравоохранения и сплотить народ. Разработку программы Кагаме начал в конце 90-х. При ее составлении он и его соратники опирались на опыт Китая, Сингапура и Тайланда. Вот основные пункты программы: эффективное управление, высокий уровень образования и здравоохранения, развитие информационных технологий, развитие инфраструктуры, сельского хозяйства и скотоводства.
Как понятно из названия, реализация программы должна быть закончена к 2020 году, а в 2011 в правительстве Руанды подвели промежуточные итоги. Тогда каждой из целей плана присваивали один из трех статусов: «по плану», «с опережением» и «с отставанием». И выяснилось, что реализация 44% целей шла по плану, 11% - с опережением, 22% - с отставанием. Среди последних было увеличение численности населения, борьба с бедностью и защита окружающей среды. В 2012 году Бельгия провела исследование реализации программы и заявила, что успехи весьма впечатляющие. В числе главных достижений она отметила развитие образование и здравоохранения и создание благоприятной среды для ведения бизнеса.
Когда речь заходит о программе развития, Кагаме часто начинает рассуждать о том, что основной капитал Руанды - это люди: «Наша стратегия базируется на мысли о людях. Поэтому при распределении национального бюджета мы делаем упор на образование, здравоохранение, развитие технологий и внедрение инноваций. Мы постоянно думаем о людях».
В Руанде действует много государственных программ, которые помогают населению выбираться из бедности и жить более-менее достойно. Например, там есть программа «Чистая вода», которая за 18 лет смогла повысить доступ населения к обеззараженной воде на 23%. Еще там есть программа, благодаря которой все дети имеют возможность попасть в начальную школу. В 2006 году была запущена программа с названием что-то вроде «Корову в каждый дом». Благодаря ей бедные семьи получили по корове. По другой программе детям из малоимущих семей дарят простенькие ноутбуки.
Президент Руанды также активно занимается продвижением технологий. В частности он обеспечил страну сносно работающим интернетом и построил что-то вроде местной Силиконовой долины - центр информационно-коммуникативных технологий kLab. В нем специалисты занимаются разработкой онлайн-игр и IT-технологий.